Мы, взрослые, не всегда осознаем, как многому нужно обучиться ребёнку и как непросто освоить ему даже то, что нам кажется совсем простым. И только когда у нас появляется собственный малыш, мы вдруг озадачиваемся, как научить его ходить, кушать, говорить, а позже и как научить ребенка определять время по часам. Умение ориентироваться во времени – это такой же важный и необходимый навык, как умение считать или открывать, закрывать дверь. Особенно актуальным умение понимать время по часам становится для детей, когда они идут в школу.

Но начало школьной жизни несет ребенку и так много стрессов, нагрузок, поэтому как пользоваться часами ему бывает сложно освоить в этот момент. Поэтому лучше, чтобы дети к школе этому уже научились. Когда же и с чего стоит начинать обучение?

Некоторые специалисты пишут, что начать учить ребенка времени по часам нужно тогда, когда он будет уметь считать до ста (или хотя бы 60) и знать цифры. Конечно, в этом случае освоение пойдет быстрее, ведь обычно владение счетом до сотни показатель уже достаточно высокого для ребёнка уровня развития мышления. Обычно примерно с шести лет начинают объяснять, как определять время.

Как объяснить малышу, что такое время

Но кроме умения считать у дошкольника должно быть сформировано представление о понятии «время». Это, кстати, иногда сложнее, чем обучить простому счету. Не в каждом доме сейчас есть часы со стрелками, поэтому увидеть, как движется время физически, ребенок не может, а для того, чтобы он осознавал его движение необходимо специально привлекать к этому внимание. К этому важному делу можно приступать и до того, как будет освоен счет.

Для этого действуем в несколько этапов :

  1. Обучаем ребенка временам года;
  2. Осваиваем понятия прошлого, настоящего, будущего времени на простых и понятных примерах: «мы уже погуляли; мы гуляем; мы пойдем гулять», вводим понятия «вчера, сегодня, завтра»;
  3. Обращаем внимание на время суток, учим названия – утро, день, вечер, ночь. Когда это прочно освоено детьми, можно вводить понятия «полдень», «полночь». Мягко, к слову знакомим ребенка со словами «час», «минута»: «Бабушка придет через час. Мы пойдем гулять через три минуты»;

Так постепенно у малыша формируется представление о такой неощутимой материи, как время. Чтобы закрепить это понятие и прочувствовать, как идет время, можно давать ребенку разные задания на время.

Например, прыгаем 1 минуту, рисуем 5 минут. Засекаем время по часам и по окончании оговоренного отрезка, останавливаем ребенка. Такие короткие отрезки помогут ребенку легче понять, как и для чего измеряется время. Такие отрезки при выполнении одинаковых заданий лучше делать разными по длительности, чтобы малыш лучше понял и почувствовал разницу.

Если чаще привязывать желанные для малыша события к конкретному времени, фиксировать на этом его внимание, то у него появиться интерес и мотив научиться определять его на часах.

Развивающие мультфильмы для детей. Учимся понимать время по часам

Как научить ребенка определять время по часам

Обычно к 4-5 годам дети осваиваются с этим базовым понятием «время» и можно приступать к знакомству с часами, как механизмом. Для этого стоит купить детям игрушки с часами, специальные игровые наборы с циферблатом и стрелками, чтобы они постепенно к ним привыкали и видели, как движутся стрелки, в какую сторону, хорошо запомнили их облик, могли узнавать часовую и минутную стрелку.

  • Стоит объяснить, что часы измеряют время, а чтобы разобраться в этом, показать ребенку, какие они бывают разные – солнечные, песочные, механические, электронные. Особенно увлекательно и наглядно будет дошкольнику, если солнечные или водяные вы сделаете с ним сами.
  • Но если такой проект для вас излишне сложен, просто соберите все, какие есть измеряющие время механизмы у вас дома, или подберите картинки с разными часами. Рассмотрите их с ребенком, выясните, чем они схожи, и чем отличаются.
  • Всё это нужно, чтобы ребенок увидел, чем пользуются люди, чтобы измерять время и уловил сходство между самыми разными часами, которое объясняется тем, что измеряют они одно и то же.
  • Пришла пора вводить определения «секунда», «минута», «час», продолжительность суток, объяснить, почему одна и та же цифра показывает время днём и ночью. Здесь уже нужно, чтобы ребенок знал цифры и умел считать.

Некоторым родителям кажется, что научить, как определить время, проще по электронным часам, ведь они сразу показывают цифрами время с точностью до секунды. На самом деле это не так. Видя только загорающиеся цифры, ребёнок не поймет, как час делится на минуты, минута на секунды, сутки на часы, не увидит, как вместе со стрелкой движется время. Изучение этой непростой науки лучше всего происходит на часах со стрелками.

Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками

Вначале рассмотрим механизм и выясним, какая стрелка что измеряет, посмотрим, как они двигаются. Затем, в зависимости от возраста и умений ребенка можно выбрать разные способы.

Способ 1. Если ребенок уже хорошо считает до 100 и складывает, то :

  • Можно при помощи секундной стрелки разобраться в принципе разметки циферблатов. Просчитав вместе, выяснить, что каждая насечка отделяет пять временных отрезков, а всего в круг их входит 60, и когда секундная стрелка пробегает круг, то проходит минута;
  • Когда посчитав с вами несколько раз до 60, и научившись ориентироваться в разметке часового круга, ребенок поймет, почему цифра 1 означает пять секунд, 2 – десять и т.д., можно перейти к минутной стрелке;
  • Объясняем, что как в минуту входит 60 секунд, так в час входит 60 минут, и, понаблюдав за движением минутной стрелки, понять, что именно она тянет за собой более короткую – часовую. Когда она достигает 12, значит, отмерян час;
  • Теперь объясняем, что когда минутная стрелка стоит на 12, то цифра, у которой стоит часовая стрелка, говорит нам, который час, и это точное время.

Способ 2 . Если вы решили начать «часовое» образование пораньше, до того, как малыш научиться легко считать и складывать до 60 – 100, то начинать лучше с часовой стрелки. Конечно, малыш должен уже знать цифры и ориентироваться в числах до 12.

  • Здесь также, как и в предыдущем способе, вначале знакомимся со стрелками, обращаем внимание на их различие, учим, какая что показывает. Но здесь лучше обойтись без секундной стрелки, чтобы она не сбивала малыша. Сосредотачиваемся только на минутной и часовой;
  • Вначале с ребенком разбираемся с часовой стрелкой. Объясняем, что цифра, у которой она находится, показывает, который час. Несколько раз в день обращаем внимание на то, что она показывает. Говорим: «Катя, 10 часов, скоро будет твой любимый мультик», и т.д. Делая так изо дня в день, добиваемся, чтобы девочка точно знала, какой час показывают стрелки;
  • Теперь можно перейти к минутной стрелке, и переводя её руками, учить, что цифра 1 значит пять минут и т.д. Но осваивать минуты всё же лучше, когда ребенок умеет считать и складывать. Если этого умения нет, то при отсутствии желания ребенка, не стоит настаивать на заучивании. Просто научить детей обращать внимание на минутную стрелку, выучить «полчаса» и остановиться на этой подготовке к дальнейшей учебе после того, как он освоит счет до 100.

Учимся легко с игрой

Легче всего учимся определять время в игре. Для этого можно :

  • Воспользоваться игрушечными часами или сделать циферблат со стрелками самим вместе с ребенком, и учится, играя;
  • Сделать плакат, где нарисовать стрелки и цифры, и обозначить на них, что ему предстоит делать днем;
  • Можно воспользоваться интерактивными играми на гаджетах или посмотреть обучающее видео.

Определяем время по часам

Родители – это проводники ребенка в этот сложный и разнообразный мир. В природе любые родители учат детеныша необходимым жизненным навыкам. Животные непременно учат кроху терпению, показывают, как добывать себе пищу, как защититься от опасности. Задача человека тоже не проста. Сегодня недостаточно научить малыша ходить, держать ложку, самостоятельно одеваться и ухаживать за собой. Современный мир диктует свои условия — чтобы малыш вырос полноценным и конкурентоспособным, он с раннего детства должен многое узнавать. И один из самых необходимых навыков – это умение определять время по часам, ориентироваться во времени, знать о временных промежутках и т.д. В этой статье поговорим о том, когда учить ребенка распознавать время, а также рассмотрим самые простые, но эффективные методики обучения.

Когда учить ребенка определять время по часам

Для ребенка время – это непонятное и абстрактное понятие, которое в большинстве случаев ни о чем не говорит. То есть, когда мама говорит «нет времени» – это понятно, но откуда его взять и где раздобыть – совершенно неясно. Знакомство со временем начинается уже после двух лет, когда ребенок начинает осваивать такие простые понятия, как Сегодня, Завтра, Вечер, Утро. Очень важно объяснить малышу, что такое прошлое, настоящее и будущее. Вчера мы построили снеговика – это время прошло и в прошлом ничего не изменить. Сейчас мы строим пирамиду – это то, чем мы занимаемся непосредственно в данный момент. Завтра мы пойдем в театр – это будущее, которое наступит через один день. Имея эти базовые понятия, малыш будет хоть немного ориентироваться во временном пространстве.

Но часы – это гораздо более серьезный механизм, знакомство с которым должно состояться примерно в 5-7 лет. Желательно научить ребенка ориентироваться по часам до того, как он пойдет в школу. Ведь при посещении учебного заведения знание часов крайне необходимо. Но перед тем, как приступить к изучению часов, обязательно убедитесь в том, что малыш знает цифры и числа. Вот что должен знать ребенок, чтобы быть готовым к определению времени по часам.

Ребенок должен визуально знать цифры – как минимум, от одного до 12. Он должен без проблем сразу же называть число, которое он видит перед собой.

Ребенок должен уметь писать эти числа (1-12), знать их последовательность.

Желательно научить малыша считать через каждые 5 единиц – то есть, 5, 10, 15, 20 и т.д.

Ребенок должен знать такие пространственные понятия, как «до» и «после». То есть, нужно объяснять ему, что до того, как он пойдет на улицу, ему нужно одеться, а после того как он закончит прогулку, он будет обедать.

Обучение будет гораздо более простым и легким, если малыш будет знаком с такими понятиями, как половина и четверть. Это довольно просто объяснить на примере яблока – просто разрежьте его пополам, а одну половинку разделите еще на две части. Чтобы малышу было впоследствии проще изучать принцип работы часов, можно вырезать половинки и четвертинки из круга.

Если вы решите приступить к обучению ребенка, помните о том, что дети достаточно плохо воспринимают информацию на слух, им нужно потрогать, пощупать, проверить. Для этого обязательно купите или сделайте макет циферблата с двумя стрелками и цифрами на нем. Можно сделать двойной циферблат – на нижнем обозначить минуты, а на верхнем — часы. Разрежьте отрезки так, чтобы верхние значения можно было отогнуть и посмотреть количество минут.

Занятия не должны быть сложными, тягостными и длинными. Но они в обязательном порядке должны быть регулярными. Дети быстро все забывают и без повторений ваши усилия станут бесполезными. Занимайтесь каждый день по 10-15 минут, этого будет достаточно, чтобы уже через пару недель ребенок полностью ориентировался во времени и часах. Не заставляйте малыша – насилие только отторгнет его, желания учиться не будет, а значит, все ваши старания также останутся тщетными. Кстати, можно заинтересовать ребенка, купив ему красивые и модные наручные часы. Это прекрасный стимул для того чтобы разобраться, как они работают.

Как подготовиться к изучению часов

Чтобы малыш более четко представлял часы, нужно иметь прекрасное понимание других временных промежутков.

Ребенок должен свободно разбираться во временах года, безошибочно знать их характеристики. То есть, зима – снег, Новый Год, катание на лыжах, игра в снежки и построение снеговика. Весна – деревья цветут, вырастают подснежники, сосульки тают. Лето – это бассейн, ягоды и фрукты, мороженое, походы в лес. Осень – опадают листья, птицы улетают в теплые края и т.д.

Нужно научить ребенка всем названиям месяцев – он должен знать, к какому времени года относится тот или иной месяц.
Объясните малышу, что месяц может состоять из 31, 30, 28 или 29 дней, расскажите ребенку про это.

Обучите его такому понятию, как неделя. Расскажите, что в неделе 7 дней, в каждый из которых мы делаем что-то запланированное. Например, с понедельника по пятницу ребенок ходит в детский сад, суббота и воскресенье – выходные дни, которые мы проводим вместе с семьей.

Расскажите ребенку, что такое сутки, сколько в них часов, сколько минут в каждом часе. Стоит заметить, что на начальном этапе лучше не заострять время на секундах, чтобы малыш не запутался в слишком больших объемах информации. Когда он начнет хорошо разбираться с часовой и минутной стрелкой, можно познакомить его и с секундной.

В процессе обучения важно понимать, что действовать нужно последовательно – от простого к сложному.

Покажите ребенку циферблат, который вы подготовили. Расскажите, что минутная стрелка движется быстрее часовой, потому что минута проходит гораздо быстрее часа. Покажите, что когда минутная стрелка проходит один полный оборот, часовая сдвигается лишь на промежуточное деление.

Расскажите ребенку о простых часах. То есть, когда он будет ложиться спать, обратите внимание на время – большая стрелка стоит на цифре 12, это значит, что минуты в часе кончились. Значит, нужно обратить внимание на часовую стрелку – она указывает на цифру 9. Это значит, что спать мы ложимся в 9 часов. На первом этапе указывайте только целые значения часов.

Когда ребенок спросит, во сколько он будет смотреть мультики, скажите ему точное время, например, семь часов. Пусть он попробует выставить на своих макетных часах указанное вами время.

Чтобы малыш не терял интереса, можно показать ему, сколько разных часов существует в мире – солнечные, песочные, часы с кукушкой и т.д. Можно выучить различные стишки про часы.

Акцентируйте внимание на том времени, в которое ежедневно повторяются одни и те же действия. Например, утром мы уходим из дома в садик и на работу в 8 часов, папа приходит вечером в 6 часов, обед начинается в 1 час дня, на сон уходит два часа и т.д.

Можно нарисовать на бумаге три положения часов – например, 7 часов, 4 часа и 10 часов. Подпишите под каждым циферблатом: 7 часов – подъем, 4 часа – спортивная секция, 10 часов – отход ко сну. Это заставит ребенка больше внимания уделять часам и времени, к тому же, сон не станет для малыша неожиданностью, он будет морально подготовлен к нему. Вообще, такие эксперименты и соблюдение определенного режима делают ребенка более организованным, собранным и ответственным.

Когда ребенок будет четко понимать смысл целых часов, можно объяснить ему минуты и рассказать, что значит «половина третьего». То есть, часовая стрелка находится между цифрами 2 и 3, значит, уже не два часа, но еще не три. Если минутная стрелка находится на 30 минутах (а 30 минут – это полчаса), значит, время звучит, как половина третьего. Если ребенок первое время говорит «без тридцати минут три» — ничего в этом страшного нет, он просто так воспринял информацию, не исправляйте его, ведь это тоже правильно. Потом, постепенно он научится применять слова – половина, без четверти и т.д.

Когда кроха хорошо поймет значение часа и минуты, можно познакомить его с секундной стрелкой. Объясните ребенку, что секундная стрелка предназначена для коротких промежутков времени. Это можно показать на примере. Спросите ребенка, сможет ли он за минуту сбегать до кухни и обратно, успеет ли причесаться или собрать игрушки? Засеките время и попробуйте выполнить приготовленное задание. Обязательно обратите внимание на то, как сдвинулась минутная и часовая стрелка, пока секундная сделала один полный оборот на циферблате.

Впоследствии, когда малыш хорошо освоит механические часы, можно познакомить его с электронными, рассказать, как они действуют и почему на них есть цифры больше 12. Непременно потренируйтесь со своим чадом – вы называете «четверть второго», а он должен выставить цифры 1:15. Так же и наоборот – вы называете цифры, а он выставляет это время на обычном циферблате.

Так, постепенно и поэтапно, вы сможете вовлечь ребенка в увлекательный мир часов и времени. Помните, что лучшее обучение – это игра, в которой новая информация принимается с интересом и воодушевлением. Обучайте ребенка цифрам и часам не только в определенное время занятий. Занимайтесь этим постоянно, регулярно возвращайтесь к этой теме – ведь к вопросу времени мы прибегаем десятки раз в день.

Не забывайте о том, что время – эта величина, которую нельзя возвратить, и только от вас будет зависеть, как ребенок будет относиться к этому ценному ресурсу.

Видео: учимся понимать время по часам

Как научить ребёнка часам и времени?

Обучение детей часам и времени можно начинать задолго до школы. Научить ребенка пользоваться часами не сложно, если он знает цифры, и вы готовы проявить терпение и уделить ребенку внимание.

Для того, чтобы ваш ребёнок понял, как пользоваться часами с циферблатом, нужно посвятить этому, как минимум, несколько занятий.

1. Во время ежедневных бесед с ребёнком упоминайте о времени. Желательно, это начинать делать задолго до ваших первых занятий, обучающих времени и часам. Прежде чем объяснять ребенку, как можно определить время по часам, необходимо объяснить ему:

Таким образом, ваш ребенок свыкнется с мыслью, что существует способ измерения времени.

2. Сделайте или купите большие часы в виде циферблата с подвижными стрелками. Повесьте этот циферблат в детской комнате, чтоб ребенок привыкал к часам и играл всегда, когда у него появится желание.

Родитель ставит перед ребенком будильник и обращает внимание малыша на следующее: на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка всегда показывает минуты.

3. Помогите ребёнку найти взаимосвязь чисел и часов. Показывайте ему на циферблате знакомые цифры и называйте время, например, «5 часов». Не старайтесь сразу давать малышу сложные понятия о часах и минутах, ему пока хватит и этих понятий, на первое время. Пусть минутная стрелка стоит на 12 часах, а вы показывайте малышу часовую стрелку, обучая его правильно говорить, сколько часов он видит на циферблате

.

Ночное и утреннее время обозначается на часах так:

Дневное и вечернее время обозначается на часах так:

Закрепить полученные навыки можно в игровой форме.

Предложите ему прожить день понарошку. Устанавливайте на циферблате час за часом и комментируйте: к примеру, 9 часов - пора завтракать, 1 час дня - пора обедать и т.п.

- Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Дорисуй стрелки, обозначив на часах нужное время.

- Определи который час?

Отметь часы, которые показывают правильное время.

- Посмотри внимательно на картинки и скажи, сколько сейчас времени на часах.

- Определи какие часы спешат, а какие опаздывают, нарисуй часовую стрелку.

Предложите ребенку самому устанавливать часы и спрашивать вас, который час.

4. После того как ребенок научится определять время с помощью маленькой часовой стрелки, можно приступить к обучению понятия минуты. Попросите ребенка показать минутную стрелку. Объясните сколько минут показывает стрелка находясь на той или иной цифре циферблата. Если о на находится на 12, это значит ровно, если на 6, это значит половина. Сложности могут возникнуть с пониманием того, почему находящаяся на цифре 3 стрелка обозначает 15 минут. Для того чтобы устранить эту проблему, под каждой стандартной цифрой игрушечных часов напишите количество минут, над цифрой 2 - 10 минут, над цифрой 3 - 15 минут и т.д..

Четверть часа - это 15 минут (большая стрелка прошла 15 делений, или четвёртую часть круга). Половина часа (или полчаса) - это 30 минут (большая стрелка прошла 30 делений, или половину круга).

Поиграйте в игры на закрепление минут.

Ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также, как показывают время настенные часы. При этом называет полностью "Который сейчас час". Например: 08.40 - восемь часов сорок минут; 06.25 - шесть часов двадцать пять минут

Поставь время: на часах нарисуй часовую стрелку.

5. После того как ребенок усвоит и научится определять время используя и часовую и минутную стрелку, вы можете научить ребенка употреблять такие выражения как:

09.15 - пятнадцать минут десятого (это 15 минут после девяти)
08.50 - без десяти минут девятого (это 10 минут до девяти)
10.30 - половина одиннадцатого

6. На некоторых циферблатах есть и третья стрелка, которая постоянно движется. Она называется секундной и обозначает секунды. Секунда - это миг, хлопнули в ладоши, прошла секунда. Посмотрите вместе на секундную стрелку, хлопайте каждую секунду. Круг закончился на 60, прошла минута. 60 секунд - это 1 минута.

7. Часы должны быть постоянно в поле зрения малыша. Привлекайте внимание ребенка к часам, что бы вы ни делали с малышом: во время завтрака, игр или прогулки. Общаясь с малышом, всегда проговаривайте время, к примеру, скажите ему, с какого и по какой час ему можно играть. Покажите время на игрушечных часах и попросите ребенка сравнить с изображением на настоящих.

Вопросы и задания:

  1. Из чего состоит час? (из минут).
  2. Сколько в часу минут? (60).
  3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
  4. Расскажите о стрелках часов.
  5. Скажи: "Ра-а-аз" - это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 ("ра-а-аз". "два-а-а" и т.д.), то пройдет примерно одна минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
  6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
  7. Посчитай,сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
  8. Каждый отрезок - это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой - значит прошло 5 минут.
  9. Сколько минут содержится в половине часа?
  10. Сколько минут содержится в четверти часа?
  11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
  12. Почему говорят: "Время дороже золота"? "Время ни за какие деньги не купишь"?

Выполняем задания на закрепление.

У вашего маленького «почемучки» миллион вопросов каждый день, и рано или поздно он начнёт интересоваться, «куда девается день» и «откуда наступает ночь». Он понимает, что такое время. Это знак того, что в скором времени можно начинать учить малыша ориентироваться по циферблату часов. Давайте разберём, как научить ребёнка определять время по часам со стрелками. Чтобы карапузу было доступно для понимания, а у мамы и папы не возникала нужда пить валерьянку.

Когда начинать учить ребёнка ориентироваться во времени

Принцип начала обучения ориентироваться во времени по часам - умение ребёнка считать до 100. Или хотя бы до 60.

Универсального возраста, когда начинать знакомство со временем, нет

Это интересно. Лучше, если к школьному возрасту малыш уже будет неплохо понимать время: это поможет не только рационально распределять часы и минуты на выполнение домашнего задания, игры и т. д., но и поможет ему понять ценность времени.

Таким образом, ответить однозначно на вопрос, когда учить карапуза обращаться с часами, нельзя. Некоторые дети хорошо считают уже в 4–5 лет, а некоторые и в 6 могут путаться в порядке цифр. Но родителям не стоит тревожиться по этому поводу - такие разные возрастные показатели считаются вариантом нормы, так что смиритесь и проявите терпение, ведь без знания правил счёта понять механизм отсчёта времени нельзя. Кроме того, для понимания часов малыш должен:

  • уметь визуально различать цифры от 1 до 12;
  • понимать принцип счёта через 5-5, 10, 15, 20 и т. д.;
  • писать цифры от 1 до 12.

Для вашего чада всё это пройденный этап? Замечательно, можно начинать освоение понятия времени.

Как правильно объяснить, что такое время

Давайте разберёмся, что есть время, с точки зрения понимания этого понятия ребёнком. Это некая цифра, которую мама и папа, а также другие взрослые, взглянув на часы, называют.

Это интересно. Если в доме нет настенных часов, а все пользуются только телефонами и другими гаджетами для определения текущего времени, то научить малыша обращаться с часами будет очень проблематично.

Основная задача на этапе знакомства с нематериальным понятием времени - дать малышу почувствовать интервалы и протяжённость промежутков на конкретных жизненных примерах.

Ощущение времени поможет ребёнку стать более организованным

Упражнения

  • Объясняем понятие «секунда». Делайте хлопок в ладоши так, чтобы одно движение было равно 1 секунде. Делать это нужно в такт часам с секундной стрелкой. И обязательно делайте акцент на том, что сейчас вы совершаете движения ладошками в такт со временем.
  • Обращаем время на длительность. Проговаривайте, что одна серия мультфильма про Лунтика длится, например, 10 минут, а на одевание малыш тратит 15 минут. Обязательно проговаривайте, сколько времени карапуз потратил на ту или иную игру. Это упражнение покажет ребёнку, что значит «быстро» и «долго».
  • Объясняем понятие «сутки». На самом деле сделать это не так уж трудно, важно только суть вопроса рассматривать с позиции малыша. Можно сказать, что наш день состоит из 24 часов. Из них половину - 12 - малыш проводит в кроватке, отдыхая, а остальные 12 распределяет на еду, занятия, гуляния, игры и т. д. Все эти важные дела требуют разных временных затрат, так как что-то делается быстро, а что-то долго.

Как быстро научить пользоваться часами

Итак, ребёнок уже знает, что время определяется по часам, но совершенно не имеет представления, как же они работают. Для этого нужно «подружить» карапуза с часами, например, сделать тренажёр. Мы рекомендуем воспользоваться картонной моделью циферблата.

Это интересно. В качестве образца можно воспользоваться старыми настенными часами.

Делаем тренажёр-часы

Красочность тренажёра вы определяете для себя сами, но не стоит слишком увлекаться цветом, чтобы малыш не отвлекался

Инструкция:

  1. Берём лист плотного картона, вырезаем из него круг. Удобно, если его диаметр будет 25–30 см.
  2. Ярким фломастером (можно взять фломастеры разных цветов) наносим разметку часов.
  3. Вырезаем две стрелки (минутная побольше, секундная поменьше) из кусочков картона разных цветов.
  4. Гайкой закрепляем минутную и часовую стрелки на тренажёре.

Учимся понимать часы с картонной моделью-картинкой


Узнаём, что такое час, минута и секунда

Последовательность разъяснений будет такой:


Выполнять все эти объяснения и делать упражнения нужно на действующих часах.

Упражнения:

  • Наблюдение. Проследите за кругом, который делает секундная стрелочка, чтобы понять движение минутной.
  • Учёт времени. Обратит внимание малыша на положение минутной и часовой стрелок. Теперь укажите период времени, который вы засекаете (не менее 2 минут, чтобы движение минутной стрелки было нагляднее). Пусть малыш позанимается это время своими делами, а по истечении отмеренного периода посмотрит на циферблат и расскажет, что он за это время успел сделать. Так вы ещё и наглядно продемонстрируете карапузу ценность каждой минуты.

Распознаём половину часа и 15 минут

Малыш уже уяснил, что такое «целый час», пора переходить к половине и 15 минутам. Для этого нужно напомнить ему, что час - это 60 минут, а значит, половинка часа - 30 минут. После этого стоит обратить внимание ребёнка на то, что минутная стрелочка может указывать и на половину этой половины - 15 минут.

Упражнения:


Разбираемся с шагом в 5 минут

Более мелкие временные промежутки можно начинать объяснять малышу только после тщательного усвоения крупных значений времени.

На тренажёре желательно показать 5-минутный шаг

Начинаем с 5 минут. Разъясняем ребёнку, что длинная стрелочка может шагать мельче. Вот тут-то и пригодятся умения малыша «перепрыгивать» через 5, которые можно отработать на тренажёре. Для этого есть смысл проставить на картонном циферблате значения, которые будут соответствовать минутам - напротив 1 ставим 5, напротив 2-10 и т. д.

Это интересно. Здесь не стоит спешить. Сначала нужно закрепить принцип движения минут по правой стороне циферблата, а уже затем переходить на левую.

Упражнения:


Это интересно. Педагоги не советуют вводить понятия «без пяти», «без четверти» до тех пор, пока малыш не научится хорошо определять время по часам.

Окружающий мир предстает в сознании ребенка многообразием предметов, явлений и образов. Мышление маленького человечка идет по пути наглядного восприятия, когда малышу требуется все потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Привычное для взрослого абстрактное мышление еще недоступно для ребенка, поэтому и время для него неосязаемо. Единственное, что может понять малыш – ход времени, то есть наступление ночи или утра.

Для ребенка понятие «время» является слишком абстрактным, однако он понимает, что наступило утро или вечер - в основном по тем действиям, которые ему приходится выполнять

Как познакомить ребенка с понятием «время»?

До определенного возраста ребенок живет, не ощущая времени, поскольку оно регламентировано взрослыми. Мама и папа знают, когда ему кушать, гулять, спать. Взрослея, малыш должен уметь самостоятельно распознавать такие распространенные понятия времени, как «прошлое» и «будущее», «сначала» и «потом», «сегодня» и «завтра». Важно для ребенка и разбираться в ходе времени по часам. Ошибка многих родителей состоит в том, что они сразу приступают к знакомству малыша с часами, еще не дав ему почувствовать время. Если до крохи не донести многогранность временных категорий, он долго не поймет и их выражение в часах.

Первые познавательные уроки можно начать в 2-2,5 года. К этому возрасту дети способны понимать различия между «потом» и «сейчас», «сначала» и «после». Производя какие-то действия, старайтесь объяснять их, применяя обозначение категорий. Например: «Сначала мы снимем сапожки, а потом наденем тапочки» или «Сначала ты испачкал ручки, а потом мы их помыли». Используйте в обучении малыша игровые моменты. Проще всего время нарисовать:

  • «сначала была маленькая семечка» – нарисуйте арбузную семечку;
  • «потом семечку посадили в землю» – заштрихуйте половину семечки землей;
  • «попав в землю, семечка проросла» – выведите из семечки росток с листиками;
  • «росток стал расти, на нем появился цветок, из цветка образовался арбуз» – прорисуйте все стадии вашего рассказа;
  • «если мы разрежем арбуз, в нем будет много-много таких же семечек, из которых вырастут новые арбузы».

Создавая рисованную историю, выберите героев, которые хорошо знакомы ребенку: яйцо и птенец, вылупившийся из него, мама, выпекающая пирог. Совместные занятия помогут крохе ориентироваться в простейших временных категориях. Через игру с наглядными и понятными образами, которые ему хорошо знакомы, ребенку будет проще воспринимать и настоящее, прошлое, будущее.

Настоящее, прошлое, будущее

Знакомство ребенка с настоящим, прошлым и будущим организуем через игру или обычные действия, добавляя ваши комментарии к ним. Например: «Сейчас мы кушаем – это настоящее», «Завтра мы пойдем в гости к твоему другу – это будущее», «Вчера мы катались на качелях в парке – это прошлое». Прибегая к объяснению событий, которые прошли или еще только будут происходить, вы помогаете малышу осознать, когда это было или будет.

Яркий наглядный пример – рассматривание семейного фотоальбома. Помимо интереса ребенка к изображениям на фото, где он может увидеть знакомых людей, вы формируете у него правильное восприятие времени. Покажите ему свои детские фотографии или его фото в год. Сразу же дайте объяснение прошлого и настоящего, чтобы малыш заметил отличия и уловил разницу между обеими категориями.


Не стоит привносить в объяснения серьезность, так как малыши лучше всего воспринимают сложные вещи через игру и повседневные действия

Время суток

Привычное для взрослых суточное время или сутки ребенку понять сложно. Как правило, к 2,5 годам малыш уже хорошо ориентируется в таких понятиях, как «день» и «ночь». Если же вы употребите в разговоре фразу о том, что с какого-то события прошло три дня, малыш не сможет сопоставить их с тем, что прошло и три ночи. Чтобы научить кроху восприятию суток, как совокупности всех временных отрезков, применяйте тот же метод наглядно-предметного объяснения.

В течение дня объясняйте ребенку, что и когда он делает. Возьмите журнал, найдите в нем изображения утра, вечера или ночи. Попросите сына или дочку определить время суток. Если ребенку сложно ориентироваться по фотографиям, придумайте для него занимательную игру. Нарисуйте предметы, которые он или вы используете в строго отведенные часы (утром, в обед, вечером). Рядом с предметом нарисуйте кружочки разного цвета: утро – желтый, обед – красный, вечер – синий. Закрепив у малыша понятия утра, обеда и вечера, можно перейти к изучению временных промежутков, то есть познакомить его с часами.


Для объяснения можно использовать не только схематичные наивные рисунки, но и полноценные фотографии, можно с волшебными элементами

Определяем время по часам

Только после того, как малыш станет чувствовать и распознавать временные категории, мы переходим к изучению часов и умению понимать по ним. Чтобы научить ими пользоваться, ребенок должен знать цифры и уметь считать хотя бы до десяти. Без этих знаний сложно будет объяснить малышу, что час состоит из 60 минут, а минута – это 60 секунд. Кроме того, у него должно быть твердое понимание простых пространственных отношений, то есть он должен разбираться в том, что такое «до» и «после», «половина».

Для предметного изучения часов как механизма, показывающего время, возьмите специальные игрушечные часы или смастерите большой циферблат из подручных средств. Картон, циркуль или большая тарелка, карандаш или фломастер, ножницы, канцелярская кнопка – немного труда и самодельные часы готовы.

Они не разобьются, их не будет жалко, если малыш случайно надорвет циферблат. Зато с их помощью вы легко превратите изучение часов в увлекательную игру и доступно объясните малышу принцип их работы.

Способы обучения

Единой методики обучения детей пользованию часами нет. Есть общие рекомендации, а что из них будет интересно узнавать вашему сокровищу, вы должны понять сами. Примерный план действий выглядит так:

  1. Начинаем процесс обучения с детального разбора часов. Показываем малышу стрелки, циферблат, объясняем, зачем они нужны и в чем их функция. Примерно так: «Видишь, на циферблате установлены три стрелочки. Две широких и одна узенькая. Одна из двух широких коротенькая и движется медленнее всех. Она показывает нам часы, поэтому так и называется – «часовая». Когда пройдет час, она перейдет на одну цифру вперед. Самая длинная и широкая стрелка отсчитывает минуты. За час она проходит полный круг на циферблате, показывая нам минуты. Самая узенькая стрелочка ведет счет секундам, она движется быстрее остальных и за один час делает 60 кругов».
  2. Определяем час, показанный стрелками. Если минутная стрелка стоит на 12, то цифра, на которой остановилась часовая стрелка, означает, сколько на данный момент часов.
  3. Выясняем, как определять полчаса. Ставим большую минутную стрелку на цифру 6, показываем ребенку, что она разделяет полный часовой круг пополам. Чтобы малыш не путался с определением получаса, даем такое пояснение: «Тридцать минут – это и есть полчаса. Посмотри на цифру, за которую немного перешла часовая стрелка, например, между 2 и 3, прибавь к первой цифре 30 минут, получишь время в 2 часа и 30 минут».
  4. Познавать минуты лучше тогда, когда дети уверенно считают до 100. Без этого умения ребенку будет трудно понять, почему минутная стрелка показывает на цифру 4, а по времени означает 20 минут.

Современные технологии позволяют молодым родителям усовершенствовать процесс обучения. Возьмите на вооружение то же самое видео, которое детально показывает принцип действия и счета по часам. Просмотрев его несколько раз, ребенок быстро учится выставлять время стрелками, правильно определяет назначение каждой. Совместив видео и самодельный циферблат, можно объяснить все доступнее и нагляднее.


Самодельные часы с возможностью прокручивания стрелок помогут ребенку научиться определять время гораздо быстрее, чем долгие абстрактные пояснения и примеры

Как закрепить навыки определения времени?

Сразу охватить весь алгоритм движения времени ребенку сложно. На первых уроках он будет пальчиками пересчитывать деления, чтобы понять, сколько минут прошла стрелка. Постепенно закрепляя навык, он доведет его до автоматизма, научится определять время одним только взглядом. Заставлять малыша просто отсчитывать минуты и часы не стоит. Монотонное занятие быстро наскучит маленькому человечку. Введите в занятия обычные ваши действия по дому. Если задумали печь пирог, попросите сына или дочку последить за часами, чтобы выпечка не подгорела. Ребенок с нетерпением ждет начала своего любимого мультфильма, покажите ему на часах, когда он начнется.

Для закрепления навыков можно выполнить несколько полезных заданий:

  • Изучаем время суток.
  • Разбираемся, что такое секунда, минута и час.
  • Находим на часах со стрелками точно такое же время, как на электронном табло в руках у малышей.
  • Делаем 2 комплекта часов из картона с простыми и двухзначными числами, а также с «окошками».

Ценить и понимать время мы учимся всю жизнь. Протяженность его постигается с возрастом. Сегодня ваше чадо научилось считать время по минутам и часам, завтра оно будет готово к пониманию, что такое вечность и мгновение. Ваша основная задача – дать малышу первоначальные знания, подготовить его к познанию глобальных сторон мира и роли времени в нем. Простым картонным циферблатом вы закладываете в крохе понятие самого неуловимого и важного аспекта нашей жизни.