Самые частые причины беспокойства у новорожденного

Всем родителям следует знать, что плач и беспокойство новорожденного всегда связаны с какими-то причинами, которые необходимо выявить и как можно быстрее устранить.Попробуем разобраться в самых частых причинах, вызывающих дискомфорт у крохи.

Пеленочный дерматит

Даже при тщательном уходе на нежной коже ребенка могут возникнуть опрелости - пеленочный дерматит. Проявляется он покраснением и отечностью кожи в местах ее соприкосновения с мочой, калом, иногда - с грубыми пеленками. Обычно опрелости возникают в области ягодиц, в подмышечных, паховых и подколенных складках. При усугублении этого процесса на коже могут появиться трещинки, шелушения и мокнущие пузырьки. Такие повреждения создают благоприятные условия для развития опасных для здоровья малыша грибковых и бактериальных инфекций.

Профилактика опрелостей:

Соблюдайте правильный температурный режим, не перегревайте ребенка (оптимальная температура +22);
- ежедневно купайте (при отсутствии противопоказаний);
- увлажняйте кожу ребенка при возникновении сухости;
- обрабатывайте естественные складки кожи;
- устраивайте малышу воздушные ванны при каждом переодевании;

Если опрелости все же возникли:

1.Тщательнее проводите гигиенические процедуры:
- максимально ограничивайте контакт кожи ребенка с мокрыми и испачканными пеленками или подгузниками
- меняйте их до 12 раз в день.

2. Готовьте ванны для малыша с отварами лекарственных трав (ромашка, череда, кора дуба).

3. Применяйте лечебные косметические средства (мази, кремы, лосьоны).

Гигиена полости носа

Слизистая оболочка носа выполняет важную функцию - защищает организм от микробов, аллергенов, пыли, табачного дыма и т.д. Она удерживает эти негативные агенты в своем вязком слое, предотвращая их проникновение внутрь.

Важно помнить, что только при достаточном увлажнении слизистой носа нормальная работа ее защитных механизмов.

Если воздух в помещении становится сухим (при работе обогревателя), то снижается и увлажненность слизистой носа. В результате у малыша закладывает нос, затрудняется дыхание. Ребенок может отказаться от еды, поскольку ему трудно сосать. У него повышается восприимчивость к вирусным инфекциям.

Есть несколько способов добиться того, чтобы ребенок как следует, дышал носом:

1. Повышайте влажность воздуха в помещении:

Положите на батарею влажное полотенце и поставьте в комнате емкость с водой;
- используйте увлажнитель воздуха;

2. Применяйте средства для увлажнения полости носа:

У новорожденных - физ. раствор (9г NaCl на 1л очищенной воды);
- старше месячного возраста - морскую воду с микроэлементами, например, хьюмер, салин, аквамарис и пр..

Кишечные колики

Период от 2 недель до 3 месяцев жизни младенца - самый сложный для родителей за весь первый год. Вам нужно научиться понимать своего ребенка, определять, почему он плачет, и правильно действовать, помогая ему. 70% малышей в этом возрасте беспокоят кишечные колики, причем чаще встречаются они у мальчиков, у первенцев и у детей, чьи мамы тревожно и мнительно настроены.

Колики - это приступы раздраженности, возбуждения или плача у детей, длящиеся несколько часов и повторяющиеся не менее трех раз в неделю. Связаны они с болью в кишечнике, при избыточном газообразовании. Часто колики возникают во время кормления: ребенок неожиданно кричит, ведет себя беспокойно, поджимает ножки или дрыгает ими.

Причиной возникновения колик может быть:

Чувствительность к продуктам, съеденным матерью;
- спазмы кишечника;
- проглоченный во время кормления воздух;
- темперамент малыша.

Профилактика колик:

Чаще выкладывайте малыша на живот;
- после кормления поднимите и подержите малыша вертикально, чтобы он избавился от воздуха, попавшего во время кормления;
- не начинайте кормить малыша, если заметили вздутие живота; сначала помогите ему избавиться от возникших газов.

Это можно сделать с помощью таких приемов:

Поносите ребенка на руках, прижав животом к своему телу;
- приложите к животу малыша теплую пеленку или сделайте ему теплую ванну;
- легкими движениями помассируйте живот ребенка ладонью по часовой стрелке.

Помогут и лекарственные средства:

Травяные чаи;
- гомеопатические капли;
- детские препараты на основе симетикона.

К числу самых распространенных нарушений функций кишечника у младенцев относятся запоры - ими страдают 10-25% детей первого года жизни.

Важно помнить, что стул новорожденного должен быть желтым, однородным, кашицеобразным, без примесей слизи или сгустков крови.

Частота стула у детей на грудном вскармливании 1-8 раз в сутки, на искусственном - до 4 раз в сутки. Если кишечник грудного ребенка опорожняется реже 1-2 раза в сутки и есть неприятные ощущения (беспокойство, вздутие живота, снижение аппетита), то это считается запором.Если ребёнок ходит в туалет 1 раз в 3 суток, находясь на грудном вскармливании, и это его не беспокоит, это может быть его нормой.

Причинами запоров могут быть:

Недостаточное употребление воды ребенком и/или матерью;
- несбалансированное питание ребенка и /или матери;
- дисбактериоз кишечника;
- несвоевременное или неправильное введение прикорма;
- перевод на искусственное вскармливание;
- заболевание ребенка (рахит, гипотиреоз и др.)

Методы лечения запоров у детей грудного возраста

Достаточный по возрасту прием жидкости;
- своевременное введение прикорма с содержанием пищевых волокон (фруктовое, овощное пюре, соки);
- уменьшение потребления продуктов с крепящим действием (творог, рис, мучное, чай);
- коррекция диеты кормящей матери;
- включить в рацион кисломолочные продукты;
- уменьшите употребление животных жиров, заменив их растительными;
- употребляйте продукты, содержащие пищевые волокна,- овощи, фрукты, крупы, хлеб грубого помола.

2. Общеукрепляющие меры:

Массаж;
- физические упражнения;
- соблюдение режима дня.

3. Применение слабительных средств.

Высокая температура

Первый сигнал о том, что ваш малыш заболел - это повышение температуры тела. Возникнуть оно может вследствие инфекционных заболеваний, перегрева, прививок, аллергических реакций, стрессов и других причин.

Оказание помощи при повышенной температуре:

Уложить ребенка в постель;
- давайте обильное теплое питье;
- снимите лишнюю одежду, оботрите тело ребенка теплой водой;
- при ознобе помогите малышу согреться (укрыть одеялом).
- проветривайте помещение, в котором находится ребенок.

Жаропонижающие средства следует применять при температуре выше 38,5 С, если ребенок старше 3 месяцев, и при температуре выше 38,0 С у детей до 3 месяцев. Если у вашего ребенка ранее случались судороги, имеются заболевания сердца или нервной системы, то жаропонижающие средства применяйте уже при температуре 38,0 С.

Наиболее безопасным жаропонижающим средством для детей во всем мире признан парацетамол и ибупрофен - они мягко снижают температуру и снимают боль.

Любовь Кулагина
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности

Кулагина Любовь Леонидовна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 227»

Мотовилихинского района г Перми.

БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК .

СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Многих родителей беспокоит , что их дети недостаточно внимательны, неусидчивы, рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений – синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ) . Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму, плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься : он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома – 6-7 лет . Его главными характеристиками являются : чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организационных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.)

Но и самые обычные дети бывают порой очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных . Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных . Если ваш ребенок полон энергии , если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен . Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться , не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливать» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности . Шумный «ребенок-баловник » или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, но полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства . И, наконец, ребенок , имеющий отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных . Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного , существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенок наверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте : он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, у него все время текли слюнки. Многие из ниже перечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста.

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью , ознакомьтесь с тестом на гиперактивность . Похоже на детскую игру «Найди 5 отличий»

Активный ребёнок :

Большую часть дня не «сидит на месте» , предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома , но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице» , но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребёнок :

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно . У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства : палки, камни…

Если в возрасте до 7 лет проявляются перечисленные моменты, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.

Установите причину гиперактивности , проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция) . Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.) .

Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.

Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.

Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» - неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.

Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал .

Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.

Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.

Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребёнку больше , чем другим детям, необходимо придерживаться золотой середины в питании : поменьше жирного, острого, солёного, копчёного, побольше варёного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещё одно правило : если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его!

И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.

В педагогической и психологической литературе представлено большое количество игр с гиперактивными детьми . Предлагаем Вам некоторые из них.

«КЛУБОЧЕК» (Черепанова Г. Д.)

Цель : обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

«АРХЕОЛОГИЯ»

Цель : развитие мышечного контроля.

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей . В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребёнка. Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки : лодочки, тряпочки, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.

Гиперактивный ребёнок – особый , являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит . Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неуверенности в себе.

В первые недели после рождения новорожденный и его мама только привыкают друг к другу, и многое в поведении малыша маме бывает непонятно. Почему, например, ребенок беспокоится у груди во время кормления? Тому есть множество причин, и мы решили описать их и предложить способы преодоления трудностей. Начнем же с причины беспокойства ребенка, которую мамы называют первой, но которая действительно существует реже всего.

Недостаток молока

Это первое, что приходит в голову кормящей маме, ребенок которой много плачет, в том числе и у груди. Одна из самых больших трудностей при кормлении грудью, как ни странно, заключается в том, что кормящие мамы не знают точно, сколько молока получают их дети, и хватает ли им его.

Если ваш ребенок чересчур беспокоен, большинство сторонних доброжелателей, скорее всего, укажут вам на то, что малыш, наверное, проголодался. Поскольку вы — мать, такие замечания могут заставить вас чувствовать себя виноватой. Ведь именно на вас лежит ответственность за кормление ребенка! Как же развеять сомнения и страхи, связанные с недостатком молока?

  1. Наблюдайте за тем, как ваш малыш мочится и испражняется. После шестого дня жизни вы должны получать в сутки как минимум шесть мокрых подгузников и один грязный. Если это так, значит, ребенку хватает вашего молока.
  2. Частые кормления — это нормально. В первые несколько недель жизни новорожденному обычно требуется 8-12 кормлений в сутки. В самом начале вам, возможно, временами придется держать его у груди практически постоянно. На протяжении нескольких часов он будет требовать ее очень часто, а затем засыпать на четыре-пять часов. По мере того как ребенок учится более эффективно сосать, число кормлений уменьшается.
  3. Следите за весом малыша. К двум неделям ребенок должен восстановить вес, с которым родился, и в следующие два-три месяца набирать как минимум по 150 граммов в неделю.

Если вы по-прежнему беспокоитесь, что у вас мало молока, возможно, вам будет полезно пригласить консультанта по лактации, который проведет наблюдения, оценит прибавку веса малыша и посоветует способы увеличения количества молока, если в этом есть необходимость.

Набухание груди

Иногда беспокойное поведение ребенка у груди бывает вызвано ее набуханием. Чрезмерное набухание груди чаще всего возникает в первые недели после родов. Чтобы его уменьшить, сцедите немного молока вручную или с помощью качественного молокоотсоса, чтобы грудь стала мягче и ребенку было легче ее взять. Не сцеживайте слишком много молока, потому что это может в дальнейшем стать причиной излишней его выработки, что будет только усугублять набухание. Между кормлениями накладывайте на грудь холодные компрессы, чтобы уменьшить отек и болезненные ощущения.

Плоские или вдавленные соски

Также малыш может нервничать при прикладывании к груди, если у матери плоские или вдавленные соски. Чтобы вытянуть их, между кормлениями можно носить специальные накладки. Если до того, как приложить малыша к груди, на несколько минут включить молокоотсос, это поможет вытянуть соски, а также запустит поток молока, так что ребенок сразу получит его и с большей вероятностью продолжит сосать, вместо того чтобы бросить грудь и плакать.

В некоторых случаях женщине приходится использовать накладки, которые способствуют сосанию, пока соски не станут более выпуклыми. Это должно произойти примерно через две-четыре недели кормления грудью. Если вы испытываете трудности из-за плоских или вдавленных сосков, поскорее обратитесь за помощью к консультанту по грудному вскармливанию.

Неправильное прикладывание, неудобная поза

Еще одна причина беспокойного поведения у груди — неправильное положение . И матери, и ребенку может быть неудобно, из-за чего воздействие на грудь оказывается не таким, как нужно, и достаточный прилив молока нарушается. Если ваш малыш отличается сильной нервозностью, лучше всего для вас будет использовать положение из-под мышки (когда вы держите ребенка сбоку от себя, плотно прикладывая его к ближайшей груди) или «колыбельку» (когда вы держите ребенка горизонтально у груди), так как эти положения позволяют вам контролировать его голову.

Эти позы дают возможность направлять ребенка к груди и удерживать его там. Нос и подбородок ребенка должны вдавливаться в грудь матери. Как правило, он лучше сосет, когда мать держит его крепко. Если что-то заставляет вас испытывать неудобство во время кормления, обратитесь к консультанту. Возможно, именно в этом причина беспокойства вашего малыша.


Желудочно-пищеводный рефлюкс

Почти у всех детей в той или иной степени бывает выражен желудочно-пищеводный рефлюкс. Этим медицинским термином обозначается состояние, при котором кольцевая мышца (сфинктер), перекрывающая вход в желудок, еще не полностью сформировалась и не всегда полностью закрывает отверстие. Из-за этого какое-то количество молока вместе с желудочным соком может поступать обратно в пищевод, вызывая ощущения, которые мы называем «изжогой».

Как известно любому, кто когда-либо ее испытывал, это достаточно неприятные ощущения. Аналогично тому как взрослый человек может облегчить изжогу, сидя с выпрямленной спиной, ребенку тоже обычно помогает, если его держать вертикально.

Иногда рефлюкс может возникать во время кормления. Его появление можно предотвратить, если держать ребенка более вертикально или периодически делать перерывы, чтобы малыш немного «постоял». По мере развития ребенка развивается и его мускулатура, так что случаи рефлюкса становятся все более редкими.

Иногда проблема бывает настолько серьезной, что ребенок из-за рефлюкса вообще не способен нормально питаться. В таких случаях необходимо обратиться к врачу.

Повышенное газообразование

У всех новорожденных бывает метеоризм . Когда ребенок начинает питаться, у него запускается рефлекторное выделение газов, необходимое для того, чтобы отходы, образующиеся при питании, быстрее выводились из организма. Это предотвращает запоры.

Так как грудное молоко очень легко переваривается, для прохождения этой пищи через желудочно-кишечный тракт ребенка требуется очень мало времени. Вы часто можете слышать характерные звуки, когда малыш еще продолжает сосать. Хотя газы бывают у всех детей, некоторые переносят их лучше, чем другие. Влиять на это может и время суток. Судя по всему, проблема метеоризма становится более заметной в конце дня. Традиционно это время считается наиболее беспокойным. Ребенок как будто вообще не желает отпускать грудь, а это, в свою очередь, может усугублять метеоризм. Эта проблема исчезает сама по мере развития малыша.

Как успокоить плачущего ребенка
Многие из методов, способствующих успокоению, так или иначе связаны с имитацией внутриутробных условий. Следите за тем, чтобы температура воздуха была комфортной — не слишком жарко и не слишком прохладно. Вовремя меняйте подгузники. Малыш может ощущать покой, если его крепко прижимать к себе или укачивать. Действенным может оказаться пеленание или монотонные звуки — музыка или жужжание электроприборов. Вы можете носить ребенка в слинге, тем самым одновременно обеспечивая ему комфорт и получая возможность заниматься какими-то делами.
Можно привлечь к успокаиванию ребенка кого-то из членов семьи — например отца, бабушку или дедушку; в этом случае малыш не будет чувствовать запаха грудного молока, исходящего от матери, который может его возбуждать. К тому же это даст матери возможность уделить какое-то время себе.

Физиологическая лактазная недостаточность

В начале кормления материнское молоко более насыщено молочным сахаром — лактозой. Оно называется «передним». Через 10-15 минут кормления одной и той же грудью она начинает вырабатывать «заднее» молоко. Оно богаче жирами, которые нейтрализуют лактозу и тем самым снижают газообразование. Если ребенок получает слишком много переднего молока и не получает заднего, может возникнуть переизбыток лактозы и недостаток фермента лактазы, что усиливает метеоризм.

Старайтесь, чтобы ребенок сосал из одной груди как минимум 12-15 минут, чтобы ему доставалось заднее молоко. Когда малыш подрастет и будет сосать более эффективно, оно станет попадать к нему через меньший промежуток времени после начала кормления. Заднее молоко обладает успокоительным эффектом и помогает беспокойным детям засыпать. Большинство новорожденных естественным образом погружаются в сон в конце кормления благодаря успокоительному действию заднего молока.

Ребенок захлебывается молоком

Пока ребенок только учиться сосать грудь, так называемый рефлекс выброса молока может быть для него слишком мощным и привести к тому, что он будет давиться. Из-за этого малыш может бросить грудь и начать нервничать. Сильно надавите на грудь в течение примерно минуты, чтобы остановить слишком стремительный поток молока, а затем снова приложите ребенка к груди. Попробуйте сцедить немного молока перед кормлением и посмотрите, сможете ли вы вызвать рефлекс его выброса до того, как ребенок возьмет грудь. Кормите ребенка в положении из-под мышки. Став постарше, малыш сможет без проблем справляться с последствиями рефлекса выброса молока в любом положении для кормления.

Запах

В редких случаях ребенок нервничает и бросает грудь из-за мыла или кремов, которые вы наносите на грудь или соски . Если вы начали использовать какое-то новое средство, а ребенок стал больше нервничать, смойте его и снова приступайте к кормлению.

Молочница

У ребенка в полости рта или у матери на сосках может развиваться дрожжевая инфекция — так называемая молочница. Вы увидите у ребенка во рту белые пятнышки.

Ваши соски могут стать ярко-красными или начать зудеть, а после кормления в них будет появляться ощущение жжения. Во время кормления ребенок может быть более беспокойным, чем обычно.

Покажитесь доктору. Если он подтвердит у вас наличие грибковой инфекции, и вам, и ребенку придется пройти курс лечения.

Слишком шумно и светло

У некоторых детей чрезмерное беспокойство бывает связано с гиперстимуляцией. Они могут спокойнее вести себя во время кормления, если оно будет происходить в затемненном и тихом помещении.

Хочет успокоиться с грудью

До 12 недель дети практически не умеют сами себя успокаивать и часто тянутся к груди просто ради комфорта. Они начинают сосать для успокоения, не испытывая в этот момент потребности в пище. Для родителей эта потребность малыша должна встать в один ряд со всеми остальными жизненно необходимыми вещами, которые вы обеспечиваете ребенку.

Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет Уильям и Марта Серз

Беспокойные дети

Беспокойные дети

Трое наших первых детей были настолько спокойны, что мы только удивлялись, откуда столько шума вокруг трудных детей.

Но вот появилась Хэйден, которая перевернула наш относительно мирный дом вверх ногами. Она и знать не хотела то, что годилось для других детей. В ее словаре не было слова «правило», если дело касалось сна и пищи. Она все время должна была находиться на руках и у груди, буйствовала, оставаясь одна, и успокаивалась, как только ее брали на руки. Игра в «передай ребенка» стала любимой в нашем доме: Хэйден могла часами спать, если ее, как эстафетную палочку, передавали из рук в руки. Уставала Марта – дочь брал я. Пользовались мы и лоскутным держателем, но не всегда.

Когда мы пытались сделать столь необходимый для нас перерыв, Хэйден кричала без умолку. Девизом семьи стало: «Куда бы ни шли Марта и Билл, Хэйден идет с ними». Дочь не отставала от нас ни днем, ни ночью, и дневные баталии ночью отнюдь не сменялись перемирием. Она категорически не признавала детскую кроватку и засыпала, да и то не всегда, только в постели родителей, ощущая тепло нашего тела. Кроватка, в которой до этого выросли трое наших детей, вскоре оказалась в гараже. Единственной закономерностью поведения Хэйден было отсутствие всяких закономерностей. То, что помогало в один день, не годилось на следующий. Мы постоянно искали новые способы, как ублажить ее, а она предъявляла все новые требования.

Наши чувства к Хэйден были так же беспорядочны, как и ее поведение. Иногда мы симпатизировали друг другу, а чаще, будучи утомлены, сердились и досадовали.

Если бы это был наш первый ребенок, мы могли бы считать виноватыми себя и ломать голову над тем, что мы делаем не так. Но к тому времени мы были уже опытными родителями и знали, что дело не в нас. Вскоре нас стали одолевать разными советами: «Вы носите ее слишком много», «Вы ее портите – дайте ей накричаться», «Она из вас веревки вьет». Но мы отстаивали свой стиль воспитания, продолжая придерживаться того, что работало и казалось нам правильным. Урок N 1 для тех, кому приходится воспитывать ребенка такого типа: «Ребенок кричит из-за своего темперамента, а не потому, что вы плохие родители».

Уже через несколько недель после рождения Хэйден мы осознали, что нам достался необычный ребенок, с особенными запросами, и отношение к нему должно быть особым; такую заботу мы твердо решили обеспечить. Но как? Мы сочли, что Хэйден будет лучше, если мы отнесемся к ней с наибольшей чуткостью и творчески. Но для этого требовалось терпение.

Ребенок с большими запросами

Наша первая проблема состояла в том, что мы не знали, как назвать поведение Хэйден. Нам не нравились обычные термины «трудный» и «шумный» ребенок. В них было что-то враждебное и унизительное. Кроме того, они подразумевают, что с одним, а то и с двумя партнерами в дуэте ребенок – родитель что-то не в порядке: что-то не так с ребенком или родитель плохой. Нам это не подходило. В оценке поведения Хэйден мы придерживались нашего стиля заботливого отношения к детям и просто говорили: «У нее высокий уровень потребностей». Мы слышали, что многие родители именно так расценивали притязания подобных детей. Но однажды блеснул свет: «Давай назовем ее ребенком с повышенными запросами». Некоторое время мы пользовались этим термином, потом стали применять его и по отношению к другим подобным детям, он прижился, и мы на нем остановились. В этом термине заключался ключ к нашему пониманию Хэйден.

«Ребенок с повышенными запросами» – и этим все сказано. Это понятие точно раскрывает, и почему эти дети так много требуют, и как надо к ним относиться. Оно точное, необидное и звучит обнадеживающе, снимает вину с родителей и дает признание таким детям. Родители шумных детей, вам уже не стало чуточку легче?

«Она перерастет это», – уверяли друзья. И да, и нет. С тех пор, как мы определили поведение Хэйден и соответственно построили свои отношения с ней, нам стало легче. Но ее потребности с возрастом не уменьшались – они просто изменялись. Хэйден из грудничка с повышенными запросами превратилась в девочку с большими запросами, потом – в подростка с неменьшими притязаниями. Она медленно отвыкала от мест, где чувствовала себя уютно, – от кровати, груди, рук. Но все же отвыкла. Как мы этого добились? Чуткостью.

Сейчас, четырнадцать лет спустя, Хэйден стала глубоко чувствующей, творческой личностью, у которой, как говорят, «жизнь бьет ключом». Она добра и внимательна к другим, включая нас.

Вот чему нас научила Хэйден:

– Дети бывают шумными прежде всего из-за своего темперамента (в смысле их общей тенденции вести себя именно так), а не по вине родителей.

– У каждого ребенка есть определенные потребности, которые необходимо удовлетворять. Забота о ребенке позволяет обеим заинтересованным сторонам (родителям и детям) в своих отношениях раскрыть все лучшее, что у них есть. – Нужно принять как должное, что у детей с повышенными запросами необычный темперамент и они требуют особой заботы. Дочь научила нас быть более чуткими, что помогло нам и в работе, и в отношениях с людьми и в семье.

Чему мы научили Хэйден:

– Те, кто о ней заботятся, внимательны к ее потребностям.

– Она сама представляет собой ценность (это нормально – иметь запросы).

– Она окружена теплом и доверием.

Мы изучили разные мнения по поводу того, почему ребенок шумит и что с этим делать; это примеры и из нашей практики, и взгляды многих сотен родителей. Вот средства, которые в большинстве случаев помогают.

Особенности ребенка с повышенными запросами

Чтобы удостовериться, наградил ли вас Господь именно этим типом ребенка, познакомьтесь с тем, какие черты, по мнению родителей, отличают детей с высокими запросами. «Сверхчувствительность» . Такие дети придают большое значение обстановке. Их сразу начинают беспокоить изменения в привычной и уютной среде, и они не приемлют их. Они легко пугаются днем и плохо спят по ночам. Эта чувствительность помогает им глубоко привязываться к внимательным и заботливым родителям, но они с неохотой принимают чужаков и нянек. У них разборчивый вкус и ясное сознание. Эта чувствительность, которая вначале причиняет много неудобств, впоследствии может сослужить хорошую службу. Такие дети способны на глубокую привязанность.

«Я просто не могу уложить его» . Таким детям не свойственно мирно лежать в кровати и ждать (как большинству других), что на руки их возьмут, только чтобы покормить и поменять пеленки. Движение, а не покой – вот их стиль жизни. Эти дети вечно на руках или на груди, они редко соглашаются подолгу находиться в кроватке.

«Не может сам успокоиться» . Способности к самоуспокоению за такими детьми не водится. Родители сообщают: «Он сам не может расслабиться». Колени матери – его стул, грудь отца – его ложе, грудь матери – средство для успокоения. Эти дети очень разборчивы по отношению к успокаивающим игрушкам, заменяющим мать, и часто отвергают их. Это требование высокого качества к «утешителю» впоследствии заставляет личность тяготеть не к вещам, а к людям, и стремиться установить с ними близость и взаимопонимание.

«Напряженность» . «Он все время находится на взводе», – заметил уставший отец. Дети с высокими запросами вкладывают массу энергии во все, что бы они ни делали. Они громко кричат, смеются до упаду и тут же начинают протестовать, если их вовремя не покормили. В силу того что они все глубже чувствуют и сильнее на все реагируют, они способны крепко привязываться и очень переживают, если отношения разрушаются. Такие дети потом, похоже, становятся энтузиастами. Но какие бы ярлыки им ни приклеивали, скучными их никто не назовет.

Ребенок с высокими запросами – божий дар или божье наказание?

Однажды мы сравнили темпераменты наших малышей и поняли, что у детей с повышенными запросами есть многое, что работает на них. Посмотрите, какой ребенок получает больше внимания и вообще больше берет от жизни? С детьми с высокими запросами нянчатся больше, потому что они требуют этого.

Они занимают больше места в жизни родителей и больше их времени, так как таких детей ни с кем не оставишь. А кто получает больше ласки, больше времени проводит в комфорте – на груди или в теплой постели родителей? Эти дети путешествуют по жизни первым классом. Каких малышей лучше знают родители, к каким они вынуждены подходить наиболее творчески? Ответы вы знаете сами. И усилия родителей таких детей вознаграждаются.

«Хочет, чтобы с ним нянчились все время» . Чаще всего расписание кормления чуждо сознанию такого ребенка. Он требует, чтобы его кормили каждые 2–3 часа, и может подолгу блаженно посасывать грудь. Они не только чаще питаются, но и сосут дольше. Эти дети медленно отвыкают от груди, и иногда их приходится кормить грудью до второго, а то и третьего года жизни.

«Часто просыпается» . «И почему таким детям всего нужно побольше, только не сна?» – вздыхала одна мама. Они действительно часто просыпаются ночью и редко балуют родителей, засыпая днем, хотя дневной сон им, как и другим малышам, необходим. Вам может показаться, что над этим ребенком непрерывно горит лампочка, которую очень сложно потушить. Может быть, поэтому, когда они подрастают, их называют «яркими», «блестящими» детьми.

«Неудовлетворен и непредсказуем»

Настал момент, и вы поняли, чего ребенок от вас хочет, но готовьтесь к тому, что завтра придется начать поиски сначала. Одна мама говорила: «Именно тогда, когда я считаю, что переиграла его, он снова берет верх». Какой-то комплекс успокаивающих мер может помочь один раз, но на следующий день он уже не годится.

«Слишком активны» . Эти дети, когда их держат на руках, много вертятся, пытаясь найти наиболее удобное положение. Кормление осложняется тем, что они все время норовят изогнуться назад и выскользнуть из ваших рук. «Для него вообще не существует неподвижного положения», – сказал один папа. Когда вы держите такого ребенка, то чувствуете, как напряжены его мускулы.

«Истощает все силы» . Кроме своей энергии, которую ребенок вкладывает во все, что ни делает, он использует и энергию родителей. «Он меня просто изматывает», – постоянная жалоба родителей.

«Невозможно удержать» . Это относится к наиболее трудным детям с повышенными запросами, которые не приемлют такого испытанного средства, как пребывание на руках. В то время как большинство детей на руках млеют и устраиваются поудобнее, эти норовят изогнуться, брыкаются, вырываются. Обычно малыши успокаиваются, когда их берут на руки, а эти очень долго не могут найти удобную позу, но рано или поздно находят ее, если мама старается помочь и предлагает уютное безопасное гнездышко из своих рук.

«Требовательность» . Дети с высокими запросами требуют много и имеют достаточно воли, чтобы получить свое. Посмотрите, как по-разному два ребенка, протягивая к вам руки, просят, чтобы вы взяли их. Обычно ребенок, если его просьбу проигнорируют, опускает руки и занимает сам себя игрой. Но не таков малыш с повышенными запросами. Он не смирится с тем, что его не услышали, будет кричать и требовать до тех пор, пока не добьется своего.

Будьте готовы к такой особенности и не слушайте вредных советов типа «Он вас подминает под себя». Представьте себе на минуту, что произойдет, если ребенок с повышенными запросами не будет требователен. Если у него есть острая потребность в чем-либо, но недостает силы характера, чтобы заявлять о ней до тех пор, пока ему не пойдут навстречу, это может даже помешать ему нормально развиваться. Требовательность у детей с повышенными запросами – предвестник сильной воли в будущем.

Утомившиеся родители часто спрашивают: «Сколько же будут продолжаться эти выходки и что из него вырастет?» Не спешите загадывать, каким человеком вырастет ваш ребенок. Некоторые трудные дети со временем меняются на 180° как личности. Но в основном потребности малыша не уменьшаются, а только видоизменяются. И все же хотя вначале ранние проявления их личности удручают родителей, по мере развития ребенка многие, если пользуются нашим методом, меняют свою оценку поведения ребенка, в ней начинают преобладать такие слова, как «смелый», «заинтересованный», «яркий». Те же самые качества, которые вначале доставляли родителям столько хлопот, теперь приобретают положительное значение и для детей, и для родителей, но только в том случае, если высокие запросы в свое время были распознаны и не остались без ответа. Энергичный младенец может стать творческим ребенком, чувствительный малыш превратится в способную сострадать личность, т. е. сможет отдать гораздо больше, чем требовал.

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора В. Жаворонков

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

Из книги Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет автора Уильям и Марта Серз

Из книги В плену иллюзий автора Фёдор Григорьевич Углов

5.4 Дети-родители 1. Принимайте своих детей такими, какие они есть, благодаря тому, что они такие, они попали на Землю.2. Родители, ребенок - это то, чего вам не хватало в жизни, его качества - ваши достоинства и недостатки.3. Мы ругаем больше всего тех, кто ближе к нам, кто

Из книги Компьютер и здоровье автора Надежда Васильевна Баловсяк

Как дети растут Начиная наше путешествие по этапам развития ребенка с момента его рождения до 2 лет, обратимся к нескольким основным принципам, которые помогут вам лучше понимать вашего ребенка и наслаждаться его индивидуальными особенностями.Карты ростаНа каждом Из книги Радужное сыроедение автора Михаил Новиков

ДЕТИ В БОЛЬНИЦЕ Когда ваш ребенок должен быть госпитализирован, я рекомендую родителям оставаться с ребенком насколько это возможно, и ухаживать за ним. Ребенок нуждается в близком присутствии родителя, когда он болен и когда находится в незнакомом месте. Родители -

Из книги Нарушение углеводного обмена автора Константин Монастырский

Дети Слабые и тщедушные дети, но не от недостатка питания, а вследствие недостаточного усвоения - Силицея.Золотушные и рахитичные дети с большой головой; открытые роднички и швы; сильный пот на голове, которую нужно держать в тепле посредством закутывания; большой живот,

Из книги Вегетарианская кухня автора Элга Боровская

Скрофулезные дети Сильное желание мяса у скрофулезных детей - Магнезия

Из книги Медики, изменившие мир автора Кирилл Сухомлинов

Родители и дети Ваши дела могут не идти, в вашей жизни могут быть проблемы, потому что вы не принимаете своих детей. Вы ставите себя выше их, считаете себя умнее, образованнее, опытнее. Считаете, что родили их, поэтому они ниже, а вы выше, они бесправны, а вы правы во всем, что

Из книги автора

Из книги автора

5.1. Здоровыe дети – светлое будущее, a больные дети? Здоровый ребенок – ваше светлое будущее, больной – ваш беспросветный кошмар… Судя по здоровью детей наших друзей, знакомых, читателей и пациентов, в русской общине в США всегда всё «круче», в том числе – проблемы со