Общественный строй строй Римской империи считался патриархальным — важное влияние на порядок в государстве устаналивали мужчины. Они занимали высокие должности и зачислялись в ряды римской армии. Вместе с тем, женщины Древнего Рима пользовались правовой защитой и имели множество привилегий, в отличие от рабов и граждан иностранных государств. Статус женщин определялся положением отца.


Положение женщины Древнего Рима в обществе

Влияние женщин в Древнем Риме распространялось через материнство и брак. К примеру, матери Юлия Цезаря и Гракхов считались в римском обществе образцовыми женщинами, поскольку они способствовали правильному воспитанию и блестящей карьере сыновей. Они пользовались политической властью, их изображения чеканились на монетах и становились образцами красоты в искусстве.
Жена Марка Антония, Фульвия, осуществляла командование во время военных кампаний во время беспорядков среди гражданского населения. Ее профиль украшал римские монеты того времени.
Плотина, получившая неограниченную власть в обществе благодаря влиятельности супруга — императора Траяна и приеемника трона Адриана. Письма Плотины служили эталоном культуры переписки, приравниваемой к государственным документам. Петиции — ответы на вопросы населения Рима были открыты для общественности. Это свидетельствовало о высоком положении женщин в империи.


Права женщин в древнем Риме

Центральное место в римской семье занимал Patria potestas — власть отца. Он мог признать ребенка либо дать приказ о его умерщвлении. Гражданское положение ребенка определялось статусом его матери. В период расцвета империи (I-II в. н.э.) девушки при замужестве передавались в «руку» мужа, это значило получение независимости от решений отца. Это требование отличалось от принятого в эпоху правления , когда замужняя женщина осталась под контролем отца. Положение римских женщин в поздний период было отличным от культур других древних государств, где они оставались всю жизнь в зависимости от повелений отца.
Самое высокое положение в римском обществе занимали женщины, вышедшие замуж только один раз — univira. Если женщина не стремилась после развода или смерти мужа к повторному браку, то ее поведение считали образцовым. Развод осуждался, поэтому случаев прекращения брачных отношений в ранний период было мало.
Женщины в Риме имели право на развод. Муж не мог принуждать супругу к любви физически. Избиение ее могло послужить причиной обращения в Сенат для развода. Для мужчины такие действия влекли негативные юридические последствия, как потеря должности и статуса.

Начиная с I в. н.э. дочери наследуют на правах, равных с сыновьями в случае отсутствия завещения отца.
Женщина обладала правами на собственное имущество, принесенное в брак, даже после смерти отца. Она могла распорядиться собственностью по своему усмотрению и даже оказывать влияние на решения сыновей путем распределения имуществом. В имперский период дети брали имя отца, позже — матери.
Нередкими в истории были случаи, когда гражданки Рима являлись в суд для оспаривания судебного решения. В они плохо разбирались и оказывали влияние через мужскую половину семьи и за счет своего авторитета в обществе. По этой причине позже возник указ об отстранении женщин от ведения судебных дел в собственных интересах. Даже после этого в практике случалось множество случаев, когда римлянки диктовали юристам стратегию решения определенного вопроса.
Государство поощряло рождение детей. Для матерей, выносивших тройню, предоставлялась награа ВМС Trium liberorum («законное право троих детей»). Они освобождались на всю жизнь от попечительства мужчин.
Яркой политической фигурой во времена Древнего Рима стала женщина Гипатия Александрийская. Она выступала советником римского и вела образовательные курсы для мужчин. В 415 г. римлянка погибла насильственной смертью. Историки полагают, что причиной ранней гибели стал конфликт с епископом Александрийским Кириллом.

Женщины в Риме имели право на физическую и половую неприкосновенность. Изнасилование считалось преступлением и каралось законом. Существовала презумпция отсутствия вины девушки при рассмотрении подобных дел. Причиной принятия данного акта послужила история об изнасиловании Лукреции наследником Цезаря. Она покончила с собой после произнесения речи против произвола власти, выразив политический и моральный протест действующему порядку. Очевидно, это был первый призыв к установлению республики и свержению монархии.
Женщина с низким положением в обществе, актриса или проститутка, была защищена от физического посягательства договором ее купли-продажи. За изнасилование рабыни владельцу полагалось возмещение материального ущерба.
Изменение положения женщин осуществлялось во время прихода к власти христиан. Святой Августин считал, что изнасилование — это акт, в котором жертва пообщряет насильника на совершение преступления. При Константине при побеге дочери с мужчиной, если в том отсутствием согласие отца, оба молодых человека подвергаются сожжению живьем. Если девушка была несогласна на побег, то все равно в этом усматривалась ее вина, поскольку она могла спастись, крича о помощи.

Отличия положения женщин в древнем Риме

Теорию о равных правах мужчин и женщин, справедливых отношениях, впервые озвучили философы Музониус Руфус и Сенека. Они утверждали, что природа мужчин и женщин одинакова, поэтому женщины могут выполнять те же обязанности, равно как и иметь те же права наряду с мужчинами. Их воззрения благотворно повлияли на обособление прав женщин в республиканский период.
Женщины в Древнем Риме наделялись всей полнотой прав свободных граждан. Они наследовали, распоряжались имуществом, заключали сделки, вели торги, могли открыть собственный бизнес. Многие римлянки занимались благотворительностью, организовывали общественные работы.

Император Август впервые в принял ряд законов по созданию определенного морального облика женщин. Прелюбодеяние стало трактоваться как преступление stuprum — запрещенный законом половой акт, произошедший между женщиной, находящейся в браке, и любым мужчиной — не ее мужем. Любовные отношения женатых мужчин считались нормой, если женщина была из низших маргинальных слоев общества — infamis.
Дочери получали одинаковые с мальчиками права на образование. Доступность посещения начальной школы определялась состоятельностью семьи: если родители могли заплатить за образование, дети ходили в школу. Дочери сенаторов и служащих римской армии брали уроки в возрасте с 7 до 12 лет. Женщины могли получить достаточный уровень образования для работы секретарями или писцами.


Допускались ли пытки женщин в древнем Риме

В Древнем Риме женщины подвергались разнообразным пыткам. При Тиберии применялось битье до смерти ключими ветвями терновника, отрубание конечностей. Если после сбрасывания в реку Тибр несчастным удавалось спастись, их топили с лодок палачи. Император Гай Калигула прославился страстью к страданиям заключенных. Он придумывал все новые и новые способы доведения людей до гибели. Их закрывали в клетках с хищными голодными животными, отрубали им конечности, клеймил раскаленным железом. Женщины и дети не составляли исключения. Самыми страшными были пытки перед смертью версталок — женщин, поклявшихся сохранить целомудрие до 30 лет. Их в было всего шесть. Тех, которые не исполняли обещание, закапывали под городскими воротами, били плетьми. Часто женщин сжигали на костре. Император Неров вошел в историю как жестокий палач, присутствующий на пытках в качестве зрителя.

Женщины древнего Рима: видео

Положение женщин в древнем Риме

На ранних ступенях развития общества женщина была не субъектом, а объектом имущественных сделок: отцы продавали своих дочерей в замужество, мужья приобретали себе жён разбоем или покупкой; те и другие распоряжались телом дочери или жены как своим имуществом; прелюбодеяние женщины преследовалось как преступление против собственности мужа, но сами мужья охотно, в знак дружбы, гостеприимства, или за вознаграждение, или ради произведения себе потомства уступали своих жён на время другим мужчинам.

Появление брака и кровной семьи повлекло за собой повышение правового статуса женщины, особенно по мере перехода от полигамии к моногамии; но право женщины на обладание имуществом предшествовало образованию этих институтов; оно было следствием матриархата.

В период ранней Республики римская женщина, в отличие от греческой, свободно выбирала себе мужа; как мать семейства (mater familias ), матрона, почитаемая рабами, клиентами и детьми, она была хозяйкой своего дома.

Знаками достоинства свободнорождённой замужней женщины служили стoла (stolг - длинное просторное платье, которое запрещалось носить проституткам и женщинам, уличённым в прелюбодеянии), а также особая головная повязка (vittг ).

В ДР девочки получали начальное образование наравне с мальчиками. Римляне не держали своих женщин в тишине и уединении - она появлялась у них и в театрах, и в цирках, и на празднествах, и на пирах. Римские женщины могли иметь свои объединения, своего рода клубы, о чём свидетельствуют, в частности, сохранившиеся надписи. Так, в Тускуле существовало особое общество, куда входили местные женщины и девушки, а в Медиолане (ныне Милан) юные девушки справили в честь своей покойной подруги, принадлежавшей к их обществу, поминальные торжества (Parentaliг ). В самом Риме было хорошо известно и признано в законном порядке общество замужних женщин (conventus patronвrum ). Участницы этого общества посещали собрания, на которых иногда обсуждались весьма важные дела, касавшиеся даже общего положения в государстве: напр., решение римских женщин отдать свои золотые украшения и другие драгоценности в государственную казну во время войны с городом Вейи (396 г. до н.э.) было принято, очевидно, как раз на одном из таких собраний.

Впрочем, в публичном месте или на общественном собрании женщин можно было встретить не часто - стародавние обычаи сделали римскую женщину домоседкой, её обычное место было у домашнего очага в атрии (atrium ). Атрий служил центральным помещением в римском доме, общим залом, где собиралось всё семейство и где принимали гостей. Здесь у очага возвышался жертвенник домашним богам (ларам), и вокруг этого святилища размещалось всё, что было самым ценным и почитаемым в семействе: брачное ложе, скульптурные изображения предков (imagines ), холст и веретено матери семейства, сундук с документами и домашней кассой. Все эти вещи находились под надзором матроны. Как и сам домовладыка (pater familias ), она приносила жертвы богам-ларам, руководила домашними делами рабов и воспитанием детей, которые до самого юношеского возраста оставались подчинёнными её надзору. Каждый в доме, не исключая мужа, почтительно называл её госпожой (dominг ). Катон Старший (Cato Major ) высказал в шутку, но по существу верное замечание: «Везде мужи управляют мужами, а мы, которые управляют всеми мужами, находимся под управлением наших жён».

Правомочия всех остальных римских женщин были заметно ущемлены. Идеологическим обоснованием такой дискриминации служило убеждение, согласно которому дееспособность женщины ограничена по причине «ненадёжности женского пола», а также «из-за легкомыслия и небрежного отношения к финансовым делам».

Ко времени Империи правомочия женщины начинают расширяться. Власть отца ограничивается государством; оно обязывает его выдавать дочь замуж или, же, снабдить её приданым; в случае отказа дочь вправе жаловаться магистрату; отец более не вправе расторгнуть её брак, как прежде, и приданое более не возвращается в его исключительную собственность. Власть мужа также ограничивается: преследование прелюбодеяния и развод становятся не личными его делами, решаемыми самоуправно или домашним судом, а делами публичного обвинения. Опека над женщиной начинает убывать по мере того, как отцы назначают своим дочерям опекунов по завещанию, т. е. помимо законного опекуна, родича и наследника.

Закон очень строгим для женщин. Сами римляне были такого мнения… «Наши предки, — говорит Тит Ливий, — запретили женщине заниматься частным делом без поддержки мужа. Они хотели, чтобы она всегда была под главенством своего отца, или брата, или своего мужа». Когда она не занята вместе с рабами меливом пашни или приготовленим еды, она должна вместе с рабами прясть и ткать погрубелыми и потрескавшимися руками етруйскую шерсть, заботиться о хозяйстве, кормить детей, она не может сама выйти на улицу, только в обществе своего мужа, или служанок; не может сама распоряжаться своим имуществом, она по закону является дочерью своего отца, который, как отец, может налагать на нее любое наказание. Положение ее, как видим, не очень отличается от положения рабыни. Вместе с тем мы замечаем, как действительность далека от теории. В самом начале истории Рима оказывается, как велика была разница между положением одной и второй.

Эта женщина, которая замкнута в доме и является первой из служанок, пользуется у себя дома всеобщим уважением, даже со стороны главы семьи. Она сидит рядом с ним за столом, а не прислуживает ему, день рождения празднуется и она получает подарки: на улице прохожие уступают ей дорогу, запрещено прикоснуться к ней, даже когда ее привлекают к суду. Мужчина часто поручает ей вести разные дела и советуется с ней в делах, касающихся их обоих.

Потому и женщина играет важную роль в римской истории. «На всякой странице», говорит М. Гюде, «упоминается о ней». Напрасно закон исключает ее от участия в общественных делах. Непрестанное ее вмешательство явное или скрытое имеет решительное влияние на государственные дела. Кажется, что римляне облюбовали себе в своих летописях и легендах связывать имя какой-нибудь героини с каждым славным историческим событием. Если верить традиционной истории, то Рим обязан своим величием не менее добродетели своих женщин, чем мудрости законодателей и храбрости войска. Супружеская преданность и дочерняя любовь, соединившие сабинян и латинян, образовали римский народ. Дважды порабощенный тарквиниями и децемвирами Рим обязан своему освобождению добродетели Лукреции и невинности Виргинии. Мольбы жены и матери помогли упросить Кориолана (выдающегося древнеримского генерала) спасти республику. Наущения амбициозной жены вдохновили Лицинию славные аграрные законы, которые довершили триумф римской демократии, последних героев римской республики, обоих братьев Гракхов воспитала и руководила своими советами славная мать Корнелия.

Хотя все эти рассказы может и полулегендарные, это неважно, в них мы видим проявление народного чувства, непоколебимое свидетельство уважения и почета, которое римляне в старину чувствовали к своим женам и матерям.

Идеал женщины и жены, его выработал себе римлянин в старые времена, такой: мы с одной стороны видим пренебрежение к женщине, будто к старшей служанки, командированной на кухню, а с другой стороны высокое уважение к подруге, на которой лежит домашнее хозяйство, к матери его детей, это откровенно проявляется в надгробных надписях республиканской эпохи. Чаще всего вспоминают такую: «Прохожий, я хочу тебе сказать всего несколько слов. Задержись и читай. Видишь здесь могилу достаточно красивой женщины. Родственники назвали ее Клавдией. Она любила своего мужа душой, имела двух сыновей, одного оставляет на земле, второго сама похоронила. Язык ее был приятен, ход почтенен, берегла дом, пряла шерсть. Я сказал. Продолжай свой путь».

На другом читаем: «Здесь покоится Аммона, жена Марка, очень хорошая и очень красивая, неутомимая прялка, набожная, целомудренная, сберегательная, невинная, берегла дом». Такое восхваление вошло в обычай и его употребляли на надгробных надписях даже и в эпоху империи, и в далеких провинциях, которые еще не были романизированы. Разумеется, не все то, что было написано, соответствовало действительности, потому что редко встречались мужчины, как Ульпий Цердо, который на могиле своей жены написал: «… К Клавдии. В день ее смерти я составил благодарность богам и людям». Наконец у римлян сложилась поговорка «De mortuis aut nihil aut bene» — «или ничего не вспоминать об умерших, или только хорошо».

Таким образом, римлянка вынуждена было жить в суровых условиях и материальных заботах, с другой же стороны ее окружали уважение и почет, зато выработался у римлянок заранее особый характер: серьезность, в основе которой была решимость. Она не знала нежности, ласки, мягкости, посему не встречаем у римлянок мечтательности и сентиментальности, которые так свойственны особенно женщинам славянского происхождения. Римлянка, прежде всего, старалась твердо бороться с жизненными трудностями. И это наблюдаем не только у женщин, но и у молодых девушек.

Но было бы ошибкой думать, что тип римской матроны со временем не претерпел модификации. Под конец республики медленно наступали различные изменения в условиях, в которых находились женщины. Изменились обычаи, законы, верования. Мы видели, что в старину через самое замужество женщины подвергались ничем неограниченной власти мужчин. Впоследствии отмечено, что из этого возникают большие злоупотребления. Чтобы это исправить, придумано соответствующие комбинации. Выдавая молодую девушку замуж, принимают меры, которые бы воспрепятствовали мужчине своевольно распоряжаться приданым жены. Одновременно вводят юридические формы, благодаря которым женщина становится почти полной обладательницей своего имущества.

С облегчением условий брака распространяется обычай разводится. В первые пять веков истории Рима случаи разводов были очень редкими; начиная с шестого века разводы бывают все чаще и что очень важно без серьезных причин, просто из-за желания изменений, большей роскоши, чтобы добыть большего влияния и поддержки. Женитьба становится недолговременной связью, которую завязывают и развязывают по прихоти и выгоде. «… Какая женщина, — пишет Сенека, — стесняется теперь будучи разведенной, когда уважаемые и славного рода матроны считают свои годы не по наименованию консулов, а наименованию своих мужей? Они разводятся, чтобы жениться, и женятся, чтобы развестись». Честолюбцы считали ряд последовательных бракосочетаний необходимыми мерами в своей политической карьере.

Так Сулла принудил Эмилию, дочь Скавра к замужеству, развелся с Глабрионой, чтобы жениться на Помпее, а Кальпурний Пизон расстался с вдовой Цинны, он хотел тоже разлучить Цезаря с дочерью Цинны, но Цезарь не согласился на это. Помпей, имея дело в суде, которое боялся проиграть, обручился с дочерью Антистия, председателя суда, но выиграв дело, он тут же покинул невесту и женился на Эмилии, а потом женился последовательно, как того требовали политические обстоятельства, с Муцией, дочерью Сцеволы, с Юлией, дочерью Цезаря, и под конец с Корнелией, вдовой Лициния Красса. Вообще он был пять раз женат, Цезарь и Антоний четыре раза, а Сулла, как Помпей пять раз. Во времена империи сатирики вспоминают женщин, которые восемь, а то даже и десять раз вступали в брак.

Такие примеры «благородных» римских патрициев легко нашли последователей и среди более простых плебеев. Аристократия научила честолюбивых демократов, которые хотели с ними сравниться, что браки можно так же легко развязать как и связать, почему и в нижних верстах римского общества весьма распространяются разводы.

Продолжение читайте в следующих статьях.

День почитания женщин в Древнем Риме March 8th, 2011


В Древнем Риме тоже дарили цветы и праздновали женский день, назывался он "праздник свободно рожденных женщин". Женщины получали от своих мужчин подарки и цветы, были окружены заботой,

любовью и вниманием.


Женщины - рабыни тоже получали своего рода подарки: хозяйки позволяли невольницам в этот день не работать. Наряженные в красивые одежды, с благоухающими венками из цветов, римлянки посещали храм богини Весты - хранительницы домашнего очага. Праздновался праздник, конечно, не 8 марта. Кстати, название месяца "март" пришло к нам как раз от древних римлян. Этот месяц был первом в году и назван в честь бога войны - Марса.

Почему женский праздник и в Древнем Риме и в современных странах, в частности в знакомой нам России, празднуется в марте (неважно 1 марта, как в Риме, или 8-го, как в современности). Именно этот вопрос впервые возник у Овидия в его мало известной поэме "Фасты".

Д.Бломмер.Юнона
"Скажи мне, Марс, - читаем у Овидия, - почему матроны соблюдают твой праздник, раз ты занят делами мужчин?" (Ovid Fast, 169-170). Напомню: Марс - бог войны (Mars, Martis) и месяц март назван в его честь. Так вот, в тех же "Фастах" в ответе Марса подробно рассказывается история возникновения праздника женщин в Древнем Риме. А начинается она с пленения сабинянок, затем идет длинный рассказ, как женщины "пресекли войну мужчин", и это произошло в мартовские календы, то есть 1 марта, который и был признан праздничным днем для матрон - замужних женщин. "Жены блюдут этот день и почитают его", - продолжает рассказывать Овидий словами Марса. "Это пора их борьбы (против войны. - Р.Л.) и мольбы за приплод". В мартовские календы, узнаем мы дальше, был заложен храм в честь Юноны, матери Марса. Юнона (Гера) всегда была образцом благопристойности и блюстительницы нравов, и естественно покровительствовала женщинам, состоящим в браке законном.

Таким образом, судя по легенде, 1 марта в Древнем Риме начиналось, как и в новые времена, с борьбы. И не просто борьбы, а борьбы против войны, борьбы за мир, за жизнь, за продолжение рода.

Женщина получила в семье имущественное и правовое равноправие. У женщины было право, например, затеять развод по собственному желанию. А главное, наравне с мужем (pater familia, главой семьи, включающей рабов и детей) она стала госпожой, хозяйкой, причем не только формально, но и фактически. Римские матроны имели такой юридический и фактический статус, что и самые продвинутые современные женщины позавидовали бы им. Как и в современном мире, большинство свободных женщин, состоявших в законном браке, по крайней мере в период ранней и даже поздней республики, умели любить своих мужей, уважать их, быть преданными женами и нежными матерями. Они пользовались искренней любовью, уважением и почитанием своих мужей.

И раз в году, а именно в мартовские календы 1 марта они - и это уже не легенда - наряжались в лучшие одежды, обвивали чело нежным цветочным венком и отправлялись в храм Юноны, где обращались с молитвой к своей покровительнице Юноне-Луцине, которая открыла им свет жизни, и умоляли ее облегчить муки родов. А затем праздничные и умиротворенные матроны возвращались домой и здесь их ожидал муж с традиционными подарками.

картины художника-John William Godward,Барон Фредерик Лейтон

В Древнем Риме официальная власть всегда принадлежала мужчинам. Это отодвинуло на второй план невероятные истории женщин из ближайшего окружения тех мужчин – жен, матерей, сестер и любовниц. Близость к императору наделяла их огромной властью.

На протяжении первого столетия имперской истории эти женщины были аристократками из величайших родов Рима. Среди них хитроумная , кровожадная и распутная .

Однако, позже новые сильные личности стали появляться за пределами столицы на периферии римского мира в далеких уголках империи. Эти выдающиеся женщины окажут непосредственное влияние на ход истории во время трансформации великой империи.

Среди них была вольноотпущенница, императрица с Востока, обожаемая во всех уголках римского мира, чей сын умер у нее на руках, безжалостные сестры, готовые убить друг друга, чтобы возвести на трон своих детей, женщина, ставшая знаменосцем религиозной революции, изменившей ход мировой истории. Они прибыли в Рим издалека и буквально перевернули его с ног на голову.

Антония Ценис

К концу следующего года после нескольких императоров, не задержавшихся на престоле надолго, к власти пришел . Наконец, во главе погрязшей в хаосе империи стал здравомыслящий и практичный человек, надежный правитель нового типа .

На этом отличия от предшественников не заканчивались: компаньонкой императора стала вольноотпущенница , рабыня, когда-то принадлежавшая Антонии.

Эту бывшую рабыню, будущую спутницу Веспасиана, звали Антония Ценис . Историк называл ее неординарной женщиной . По его словам, Ценис была незаменимым секретарем Антонии и пользовалась большим доверием. Особенно в те опасные годы, когда Римом правил император , печально известный параноидальными наклонностями и репрессиями.

Антония доверяла Ценис, обладавшей потрясающей памятью, секретные послания . Верность служанки была вознаграждена: до или после смерти Антонии в 37 году н.э. Ценис получает свободу .

В римском мире из рабства можно было вырваться . Для немногочисленные удачливых людей, заслуживших уважение, доверие, расположение или любовь могущественных хозяев, свобода и положение в обществе были вполне реальны.

История Ценис как нельзя лучше показывает, что в подвижном римском обществе судьба раба могла кардинальным образом измениться.

О жизни Ценис в период между смертью Антонии и восхождением Веспасиана на престол ничего неизвестно, за исключением того, что в это время она становится его любовницей .

Их отношения прерываются, когда Веспасиан вступает в брак с женщиной своего круга. Однако, его жена умирает до его прихода к власти.


История иудейской царицы Береники отчетливо показывает отношение римлян к таким вопросам, как национальная принадлежность и религия. Она также демонстрирует, насколько ограниченной была власть императора .

Веспасиан поручает Титу возглавить военную кампанию, направленную на подавление восстания в .

Власть оказалась в руках правителей иного типа. Они принадлежали к римской культуре, но появились на свет вдали от столицы империи. Настала эра провинциалов , и женщины шли в авангарде.

Через 60 лет после Адриана в конце II века н.э. произошел еще одни прорыв: появление новой императрицы завершило эпоху великих аристократических родов , на протяжении сотен лет правивших Римом.

Однако, настоящим новатором стала его жена Юлия. Ее авторитет и роль в государстве отличает эту женщину от всех ее предшественниц.

Юлия Домна не оставалась на политической периферии, подобно Ценис. В отличие от Береники ей не пришлось испытать всеобщее неодобрение. Домна заслужила расположение людей по всей империи, даже в , более чем в тысяче километров от Рима.

С 208 года Йорк становится военной базой Септимия Севера, пытающегося укрепить северные границы империи. С той же проблемой столкнулся его предшественник Адриан, почти 90 лет назад возведший .

Путь Юлии к власти был долгим и трудным. Ее история начинается в сирийском городе Эмесе , сейчас известном как . Ее отец обладал и богатством, и высоким положением, будучи жрецом бога Солнца . Ее семья привезет в Рим ее культ , как и множество других инноваций.

Впервые Домна и ее будущий муж встречаются в Сирии в 180 году. В это время Септимий Север был римским военачальником. Ему уже за 30, а Юлии – лет 6-7.

Когда через 7 лет умирает первая жена Севера, он начинает искать новую невесту. По легенде, возможно, выдуманной писателями, желавшими поддержать авторитет императора, он изучал гороскопы претенденток . Звезды прочили Юлии брак с императором. Правда это или нет – неизвестно, но в 187 году Домна в возрасте 13-14 лет едет в Галлию, чтобы стать женой 42-летнего Севера .

К 192 году Домна, уже родившая 2-х сыновей, вместе с мужем находилась на северной границе империи. Когда до них дошли вести об убийстве императора рванулся к власти . Он двинулся к Риму вместе со своей армией.

Через 5 лет и после многочисленных битв на двух континентах он, наконец, утвердился в роли единоличного правителя Рима . Добившись власти с помощью меча, теперь Север искал способы оправдать и закрепить законность своего правления. Чтобы избежать очередной вспышки гражданской войны, требовалась крепкая династия. В битве за умы и сердца римлян ключевую роль играла жена императора .

Новый режим целенаправленно обращается к славному римскому прошлому. В центре этой своеобразной пиар-кампании находится .

Можно ли назвать Домну этаким символом традиционных ценностей, к которым обратилась новая династия? Вероятно, да. Она стала играть роль матроны , стабильного и крепкого центра императорской семьи. Она поддерживает мужа, покровительствует наукам, ведет себя как респектабельная римлянка. Высшее общество того времени было довольно странным: люди, приехавшие со всех уголков империи, делают вид, что это не так. По легенде, сестра Севера не могла связать двух слов на латыни или говорила с таким ужасным акцентом, что во время правления ее брата ей не разрешалось приезжать в Рим.

Домну представляли как образец для подражания, идеальную мать . Все-таки она родила двоих сыновей, наследников императора. Казалось, вероятность очередной гражданской войны крайне мала.

Монеты прославляли императрицу и ее сыновей и , называя их Фелицитас Секули – радость эпохи .

С одной стороны Юлия Домна выступает в совершенно новой роли, но с другой в контексте правления Севера она становится символом древних традиций . Муж использует ее в этой роли. Она стала частью так называемого обращения к истокам . Он узурпировал власть, ворвался в Рим после разрушительной гражданской войны и теперь возвращается к старым добрым традициям. Его семья, где есть мать, отец и два наследника, обещают стабильность. Домна становится символом традиционных ценностей . Возможно, для того, чтобы скрыть чужеродность новой династии .

Для поддержания идеологии нового режима Домна становится последовательницей древних римских культов . Несмотря на то, что ее отец был жрецов восточного божества, при Домне был восстановлен культ . Культ богини – один из немногих римских институтов, где женщины обладали властью. Весталки поддерживали священный огонь, не позволяя ему гаснуть. Его угасание считалось дурным предзнаменованием для Рима.

Все эти меры помогли императрице расположить к себе общественность . Ее популярность все возрастала. Юлия получила невероятно высокий статус в римском обществе, однако круги власти – опасное место. Она нажила влиятельных врагов . К несчастью, один из них был близок к императору.

Римский источник говорит, что несмотря на внешнее благополучие и почести, включая титул Августы , личная жизнь императрицы была омрачена кознями властолюбивого друга и советника императора .

Историк Кассий Дион рассказывает, как Фульвий пытался устранить Домну : «Плавтиан обладал настолько сильной властью над императором, что зачастую обращался к Августе в неподобающей манере. Он всем сердцем ненавидел ее и всегда пытался очернить жену в глазах Севера . Плавтиан следил за императрицей и вынуждал благородных римлянок лжесвидетельствовать против нее, подвергая их пыткам».

Однако сломить Домну оказалось не так то просто, она была стойкой женщиной. После всего императрица погружается в интеллектуальные занятия. Избежав опасности, Домна начинает осваивать философию и риторику , издревле считавшиеся мужскими занятиями. Она также изучала с собравшимся вокруг нее кругом интеллектуалов другие предметы, например, геометрию .

Часть величайших умов Рима представлена в зале философов . Домна поддерживала дружеские отношения с некоторыми из величайших ученых мужей своего времени.

Круг ее интересов был поистине беспрецедентен. Кроме того, в получении знаний она пошла гораздо дальше, нежели другие. Вокруг императрицы собрался кружок интеллектуалов . Других подобных примеров среди женщин до нее не существует.

Единоличная власть позволит ему осуществить в стране религиозную революцию. В результате обратится в .

Ключевой фигурой в переходе от древних языческих традиций к окажется женщина, ставшая одной из самых почитаемых святых ранней церкви мать Константина .

О ранних годах Елены почти ничего не известно. Ее происхождение скрыто под покровом тайны. Однако, в более поздние годы ей суждено изменить ход истории .

Считается, что именно Елена убедила сына принять христианство . По легенде, она нашла тот самый .

Ее личность играло невероятно важную роль в поздней античности и средневековом христианском мире. Сохранилось множество истории о ней, пришедших из разных эпох и пересказываемых на разных языках. О настоящей Елене известно крайне мало, поэтому ее личность так удобна. Даже в свое время ее жизнь была окутана тайной .

Затем Елена становится святой, идеалом женщины, во многом списанной с Марии. О ней рассказывают самые разные истории. , епископ Милана, живший в IV веке, интересно пишет о ее происхождении. Он говорит, что она помогала отцу на конной станции. Как говорится, из грязи в князи.

Враждебно настроенные к ней историки, например, приверженцы язычества, считают, что она была женщиной крайне низкого происхождения, возможно, проституткой.

Предполагают, что будущая святая происходила родом из – современной . В юности эта таинственная женщина встречает молодого амбициозного военного. Его звали . Около 275 года у пары рождается сын. Его называют Константином .

Неизвестно, был ли отец Константина женат на Елене. Мы лишь знаем, что он оставил ее, желая сделать политическую карьеру в меняющемся римском мире.

Констанций пришел к власти благодаря кардинальным изменениям, которые империя претерпела с момента падения династии Северов и Юлии Домны.

В конце IIIвека Рим трансформировался. Империя разделилась на две части : Западную и Восточную. У каждой был основной правитель: Август и его помощник цезарь.

К 293 году Констанций становится цезарем в Западной части империи. Чтобы жениться на дочери Августа, он оставляет Елену.

Затем на целых 20 лет Елена исчезает из виду . Возможно, к тому времени, как Констанций ее бросил, она уже обратилась в христианство.

К 300-му году популярность христианства невероятно возросла . Историки считают, что в новую веру обратилось от 5 до 10% населения империи. Елена входила в это число.

Однако, неизвестно, были ли ее отношения с сыном близкими. Константин находился рядом с отцом.

В 305 году он был в военном лагере в Йорке, участвовал в кампании против на вечно неспокойной северной границе.

Через год внезапно умирает Констанций. Войска провозглашают Константина Августом , правителем Запада. Затем он постепенно избавляется от своих соперников и получает власть над Западной частью империи. Потом в 324 году становится правителем всего римского мира .

Во время его долгого восхождения к власти Константин все больше поддерживал христиан. Интересно то, что в эти годы Елена находилась рядом с сыном.

Зал Константина в украшен прекрасными фресками эпохи , изображающими обращение императора в новую веру. Видение креста перед битвой за власть над Западом в 312 году. Решительная победа в в Риме, здесь солдаты изображены с христианскими символами. Наконец, крещение Константина . За этими историческими событиями наблюдает его мать Елена.

Нам уже не узнать, как сильно Елена повлияла на столь важное решение императора и на распространение христианства в то время. Однако, известно, что сын глубоко чтил ее. Он присвоил ей титул Августы , поставив в один ряд с величайшими римлянками прошлого.


Благодаря высокому статусу Елены, христианство, которое она, а также многие другие матроны активно поддерживали, распространилось еще шире.

Какую роль сыграли женщины из высших слоев общества в продвижении христианства? Несомненно, ключевую. Значимость женских образов закрепилась в христианстве . Возьмем их изображения, истории о них — женщины не уступают мужчинам.

Возможно, Елена повлияла на решение, принятое Константином в 313 году, официально остановившее травлю христианства . Внезапно многолетние гонения на христиан и казни прекратились.

Одним из прямых последствий возросшего влияния христианства стало то, что женщины обрели большую независимость . Со времен Октавиана Августа нежелание выходить замуж каралось законом. Имущественные права женщин также ограничивались. При Константине все изменилось, потому что христианство приветствовало обет безбрачия. Теперь женщины могли отказываться от брака и владеть собственным имуществом.

Ярче всех приобретенную независимость продемонстрирует сама . В возрасте около 80 лет она отправляется в Иерусалим, основывая традицию христианских паломничеств .

Описывая путешествие Елены по восточным провинциям, историк восхваляет ее помощь голодным и обездоленным . Она также освобождает заключенных и рудокопов, изнуренных тяжким трудом.

Подобная добродетель не была присуща предшественницам Елены. Еще до своего приезда в Иерусалим она уже стала воплощением новой эпохи .

Паломничество Елены ляжет в основу легенды и сильнейшим образом повлияет на Иерусалим.

Куда стекаются христиане со всего мира. Внутри – храм Равноапостольной Елены . По легенде здесь было совершено невероятно открытие, после чего и заложили первую церковь.

Сначала Елена обнаружила титло креста, на котором был распят Христос. Затем откопали три креста. Перед Еленой встала задача найти истинную святыню . Она позвала женщину-калеку, которая прикоснулась к каждому по очереди. Дотронувшись до последнего креста, больная чудесным образом исцелилась.

Нам никогда не узнать, был ли найденный Еленой . Важно то, что в это верили ранние христиане.

Как сказал одни из героев знаменитых вестернов. Ее статуя находится на ратуше. Согласно древней местной легенде, она родилась в этом городе. Это связало британцев не только с императорскими династиями , но и с истоками христианства.

Елене не суждено было увидеть, как христианство станет официальной религией империи. В 330 году она ушла из жизни , сын находился с ней до последней минуты. Останки Елены захоронены в огромном саркофаге в Ватиканском музее .

Реликвии, привезенные в Рим, хранятся в базилике Святого Креста . Это часть наследия, оставленного невероятной женщиной, носившей титул Августа.

Неподалеку находятся объекты, хранящие память о других прославленных римлянках: дом, в котором жила – первая великая женщина империи; дворец, где плела интриги, чтобы возвести на трон , своего сына; изображение императрицы-сирийки, поклоняющейся древним богам Рима. Расстояние между ними невелико, но они объединяют целых четыре века истории, а также совершенно разные миры.

Все эти миры ярко свидетельствуют о влиянии тех неординарных женщин на Древний Рим . Их амбиции и надежды, страсти и страхи, триумфы и падения до сих пор волнуют, восхищают, а иногда даже шокируют нас.

Однако, важнее всего то, что эти истории позволяют нам заглянуть вглубь веков и увидеть, как под их влиянием менялся мир, времена и нравы.