Поколение Z - это люди, родившиеся в начале 2000-х. Сейчас им примерно по 18 лет и меньше, они не выпускают гаджеты из рук и совсем не похожи на представителей . Узнаем, чем же они отличаются от нас с вами и чему хорошему у них можно поучиться.

Предпочитают все делать сами

Они с интересом берутся за то, что находится вне их компетенции. Пока другие ищут, на кого бы скинуть дела, представители поколения Z изучают информацию, которая поможет им ликвидировать пробелы в знаниях. Как они это делают - об этом пункт ниже.

Учатся на Youtube

Пока представители более старших поколений записываются на курсы, чтобы приобрести новый навык, молодые люди открывают Youtube. Если им что-то остается непонятным, они записываются на индивидуальную консультацию.

Поколение Z не видит смысла усваивать информацию, которая не нужна. Они нацелены на получение только нужных знаний, чтобы решить ту или иную задачу. И ни на байт больше.

Живут в интернете

У них есть блоги, каналы, они делятся своей жизнью в интернете и получают от этого удовольствие. Люди, выросшие в эпоху интернета, не парятся о минусах виртуальной жизни. И вызовы «проживи один день без интернета» считают глупостью, поэтому такого шага вы от них не дождетесь!

Быстро переключаются с задачи на задачу

Отправить смс, написать важное письмо, посмотреть ролик на Youtube, промониторить страничку звезды - и все это в пять минут. Представители поколения Z мгновенно переключаются с задачи на задачу, и это их не утомляет.

Но и есть оборотная сторона медали: для долгосрочных задач им не хватает . Они не могут заниматься одним и тем же долгое время.

Хотят двигаться вперед…

Развитие - вот стимул для поколения Z, когда речь заходит о работе. Они могут предпочесть известной компании маленькую, потому что посчитают, что в личностном плане быстрее вырастут там, где круг задач шире и где можно двигаться вперед.


Часто ли ребенок, особенно в подростковом возрасте, прислушивается к мнению старшего поколения? Слова родителей о том, «что будет, если…» обычно молодежь пропускает мимо ушей, несмотря на то, что у матери и отца, как правило, есть какой-никакой жизненный опыт, тогда как у ребенка его нет. И поэтому человек, входящий во взрослую жизнь, так часто ошибается, и порой ошибки могут быть если и не фатальными, то очень неприятными.

Достаточно вспомнить Петра Гринева, героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», который, вырвавшись из-под родительской опеки, проиграл в карты офицеру Зурину достаточно крупную сумму.

Этого бы не произошло, если бы юноша послушался Савельича и подумал о том, как отец отнесся бы к этому поступку.

Однако позже Гринев следует точно по завету мудрого отца: «Береги честь смолоду». И благодаря родительскому напутствию герою удается не только не потерять себя, а стать сильнее и умнее. Об этом свидетельствуют его поступки: дуэль за честь Маши Мироновой, отказ перейти на сторону изменника Пугачева. Но так произошло только из-за того, что Гринев использовал перенятый опыт отца.

Что происходит, если же все-таки не прислушиваться к мнению старших, иллюстрирует судьба Евгения Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Его жизнь служит ярким примером тому, что бывает, если не учитывать опыт прошлых поколений. Если Павел Петрович Кирсанов считает, что жизнь без духовных ценностей невозможна, то Базаров, в отличие от стареющего представителя аристократии, уверен в противоположном. Евгений не признает любви и брака, для него женщина лишь самка, а любовь – выдумка поэтов. Но случилось так, что холодный нигилист влюбился. Пережив душевный кризис, не видя больше цели в дальнейшем существовании, юноша – нечаянно или специально – ранит руку во время вскрытия погибшего от тифа, заражается и умирает. А если бы Базаров хотя бы прислушался к опыту Павла Петровича, верящего в существование нежных чувств и даже однажды их испытавшего, то, возможно, судьба главного героя сложилась иначе.

Поэтому, учитывая опыт отцов, можно избежать серьезных неприятностей в будущем. Но при этом полностью опираться на него нельзя, поскольку каждое поколение должно решать проблемные вопросы самостоятельно и принимать оригинальные решения.

Обновлено: 2018-09-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Мы часто стремимся учиться у вышестоящих, забывая о нижестоящих. И напрасно. Следующие за нами поколения несут в себе новую парадигму управления и взаимодействия с людьми. У них всегда есть чему поучиться.

Раскрепощенность и внутренняя свобода. У молодых лидеров практически отсутствует страх показать свои слабости. Одна из заметных ценностей новых поколений - стремление быть самим собой и быть открытым к обмену эмоциями. У многих их предшественников произошел отрыв от реальности, так как им привычнее было находиться в узких организационных рамках, когда формат «конечно, босс!» легко подменял диалог и освобождал от необходимости оппонировать.

Лидеры нового поколения готовы демонстрировать коллегам то, что все мы лишь живые люди - со слабостями, страхами, желаниями и увлечениями. Это же качество помогает им оставаться менее политизированными и иерархичными. Они уверенно общаются с людьми вне зависимости от их социального статуса, образования, опыта и возраста, открыто делятся подробностями своей жизни в социальных сетях, что создает гораздо более благоприятную среду для качественного межличностного диалога.

Прямота без оглядки. У новых лидеров практически отсутствует деструктивная и тормозящая политкорректность. Гораздо чаще, чем их старшие коллеги, они выражают свои мысли и несогласие открыто и честно. В долгосрочной перспективе такое поведение более созидательно, оно подкупает. Так что если хотите так же подкупить босса, попросите кого-то из ваших подчиненных дать вам небольшой мастер-класс в обмен на немедленное повышение по службе.

Близость к своим командам. Она проявляется в искреннем интересе к жизни коллег, уважении к их личному пространству, а также неравнодушном отношении к их профессиональному развитию. Сравнивая с недалеким прошлым, я наблюдаю любопытное явление - при повышающейся важности баланса между работой и личной жизнью формальная грань в общении на рабочем месте между современными молодыми людьми быстро истончается. Такой более теплый контакт и вытекающая из него настроенность на сотрудничество приносит в конечном итоге лучший результат для организации. Чудеса синергии.

Внимание к деталям, выходящим за рамки должностной инструкции. Успешные молодые лидеры - это те, кому до всего есть дело, они ориентируются во многих аспектах работы организации и технологиях, они часто выступают агентами изменений. Их внимание к деталям позволяет не только быстро находить, анализировать и устранять слабые места, но и просчитывать действия конкурентов на несколько шагов вперед. Если, конечно, вы готовы выслушать их мнение и последовать их советам.

Увлеченность своим делом. Для лидеров нового поколения работа - это не обязанность, а серьезная самореализация и даже хобби. Это идейные люди, которые смотрят на многие жизненные процессы интегрально. Они зарабатывают, чтобы получать удовольствие от своей насыщенной жизни. Много работают, но тратить успевают и не боятся. На путешествия, на спорт, на увлечения, на близких, на благотворительность.

Желание взаимодействовать друг с другом. У лидеров нового поколения выше готовность взаимодействовать, я бы даже сказал - потребность. Они непринужденнее образовывают группы и сообщества, обмениваются мнениями, практиками и ноу-хау. Работая же в проектных командах в рамках одной компании, они безо всякого опасения за результат могут находиться не просто за пределами офиса, но и на разных континентах. И даже не сетуют на разницу во времени.

Одно остается неизменным из поколения в поколение - важность объединять команду общей идеей, общей целью. Так что если вам удается увлекать таких лидеров за собой и разделять с ними некую общность, они даже простят вам отсутствие аккаунта в социальных сетях.

Алексей Штейнгардт

Заслуженный отдых (конечно, пожилой человек может продолжать трудовую деятельность, если он этого хочет и ему позволяет здоровье);

Возрастные особенности (болезни, склонность к забывчивости, определенные черты характера, изменения во внешности);

Особые нужды (пожилые люди нуждаются в особом уходе, внимании, понимании и уважении).

Что же касается проблем молодежи, то молодые люди говорили о следующем. В настоящее время из-за значительных сокращений материальной базы не каждый молодой человек имеет возможность проведения культурного досуга, получения образования, реализации в жизни. Поэтому многие получают "образование" на улице. Не имея возможности устроиться на работу, так как сейчас не только пенсионеры, но и молодые специалисты без опыта работы сталкиваются с проблемой трудоустройства, молодые люди вынуждены расширять поле самореализации и могут быть вовлечены в сомнительные предприятия, различные криминальные группировки. Многие сейчас вынуждены торговать на базаре, потому что не видят других перспектив.

На вопрос: чему старшее поколение может научиться у младшего? , пожилые люди ответили, что сейчас идет научно-технический прогресс, появляется множество нововведений, например, компьютер, поэтому освоению различного рода инноваций молодежь и должна учить пожилых людей.

Молодые же, в свою очередь, хотели бы научиться у старшего поколения хозяйственным делам, таким как рукоделие, кулинария и другим. Также они хотели бы научиться быть более чувствительными, так как люди сегодня стали довольно "черствыми", взаимоуважению. Молодые люди придерживались и такого мнения, что пожилые должны учить их строить отношения в семье, то есть культуре семьи, потому что сегодня сильно увеличилось число разводов, неполных семей, все меньше становится многопоколенных семей, бабушки и дедушки практически не принимают участия в воспитании внуков, а родители в силу своей занятости зарабатыванием денег мало уделяют времени своим детям. Поэтому все чаще встречаются беспризорные дети.

В целом, на данном мероприятии молодое поколение и старшее смогли достичь взаимопонимания и признали, что им было интересно общаться друг с другом, услышать мнение противоположного поколения о себе, и теперь им есть над чем задуматься, а также оба поколения пожелали, чтобы таких мероприятий проводилось больше.

В результате проведения данной программы молодые люди узнали многое о жизни пожилых людей и их возрастных особенностях, узнали о том, какая им необходима помощь и кто ее должен осуществлять, задумались о старении, о будущем. Также студенты попытались разобраться, почему мы воспринимаем пожилых людей через призму негативных стереотипов. Эта программа помогла понять, что старость не всегда связана с болезнью, бедностью и одиночеством, что важно не то, как ты выглядишь, а то, как ты себя чувствуешь. Значимым является то, что студенты считают необходимым укрепление семейных связей, тесное общение со старшим поколением, так как у него многому можно научиться, а также согласны с тем, что пожилым людям обязательна нужна помощь со стороны детей и внуков.

Важным выводом нашего исследования является то, что стереотипное восприятие пожилых людей и старости подвергается коррекции. Этому способствует любой способ подачи точной информации о разнообразном мире пожилых людей, об их особенностях, о возрастных этапах человеческой жизни, а также личный контакт с представителями старшего поколения.

Подведем итоги данного параграфа.

Развивающиеся в современном обществе межпоколенные практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений целеустремленно сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами. Для успешного развития нашего общества необходимо объединить опыт, знания и мудрость пожилых людей с жизнерадостностью, активностью и оптимизмом молодых, необходимо взаимодействие, взаимопомощь поколений.

Использование ресурсов социальной политики, средств массовой информации и социального окружения необходимо для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Устранение дискриминации по возрастному признаку, сокращение социальных дистанций между поколениями должно стать приоритетными направлениями социальной политики и социальной структуры российского государства.

Заключение.

Проблема поколений относится к числу вечных, и проблема эта не биологическая (на таком уровне она существует и у животных) и даже не демографическая, а социокультурная или культурно-историческая. В этом смысле сам термин поколение неопределен. Он передает прежде всего сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета. Речь идет об изменениях способов и типов преемственности, культурно-исторический смысл которых высвечивается отношением к традиции.

В условиях резких социальных переломов, разумеется четче обнаруживается конфликт поколений, поскольку возрастные особенности сказываются на способности адаптироваться к изменениям, так что социокультурные характеристики как бы переплетаются с демографическими. Но это не означает их отождествление.

Такое отождествление чревато нигилизмом, то есть подменой изменения типов и способов преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры (пример тому - возникновение "контркультуры" на базе молодежных движений 60-70-х годов), потому что культура может развиваться опираясь только на традиции.

Поколение - категория временная. Смена поколений - это тот поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Но конкретный характер взаимосвязи зависит от исторических условий. Поэтому исторический подход к проблеме чрезвычайно важен. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и определенные механизмы передачи культуры во времени.

В традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, проблема личности там не стоит как самостоятельная, способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены и неизменяемы. Иная картина в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новом поколением проблемы и задачи самоутверждения, выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Не остаются неизменными и сами механизмы трансляции опыта, соответственно формируется "образ" каждого поколения.

Поскольку поколение - категория временная, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России это проблема особой остроты. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду "связи времен", чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины.

Представители старшего поколения могут по качеству жизни дать фору прогрессивной молодежи. В преддверии Дня знаний расскажем, чему учатся пожилые люди и как они умеют настраиваются на одну волну с внуками.

Люди боятся пенсии. Многие уверены, что пенсия - это завершающий жизненный этап, когда человек, чувствуя свою бесполезность, ограничивает общение с внешним миром. Как следствие появляются раздражительность, недовольство собой и окружающими, обостряются болезни и обиды.

Как вернуть интерес к жизни? Что сделать, чтобы наши бабушки и дедушки проживали пенсию с удовольствием и чувствовали свою значимость?

«Учиться, учиться и еще раз учиться» — и призыв не нов, и слова банальны. Но ведь актуально. А в разгар века высоких технологий особенно необходимо.

Чем хорош карвинг для старшего поколения: нарезка фруктов отлично развивает мелкую моторику, которая с возрастом ухудшается. По этой причине в студию Любови Викторовны приходят женщины, перенесшие инсульт. Здесь они разрабатывают руки, которые перестали их слушаться, общаются, обсуждают новости и находят новые идеи для творчества.

Одна из участниц студии рассказывает: «Когда в гости приходит внук, я всегда спрашиваю: “Бусенька, а мы будем сегодня суп есть с рыбками и цветами?”. А суп-то обычный, вермишелевый. Но если в бульоне появляются рыбки и цветы из моркови, то суп съедается в два счета».

Эксклюзивные клумбы от бабушки

Вдохновите бабушку на выращивание цветов и создание красивых клумб.

В 2017 году фонд «Добрый город Петербург» организовал курсы по ландшафтному дизайну для старшего поколения Ломоносовского района Ленинградской области. Пожилые жительницы Ленинградской области с энтузиазмом отнеслись к идее изменить уличное пространство. При поддержке сотрудников фонда был разработан проект по озеленению и получено финансирование. Бабушки создали удивительной красоты цветочные композиции около здания администрации поселения.

А летом 2018 года участницы проекта приехали на экскурсию в Петербург на Новую Голландию и посетили лекцию о современном городском дизайне.

Новая Голландия. Фото предоставлено фондом «Добрый город Петербург»

«Благодаря нашим лекциям я сделала открытие, что старшее поколение – это главный двигатель городских изменений. Раньше в своей жизни они были лишены возможности даже поставить скамейку во дворе, а теперь, уже в зрелом возрасте могут достигать таких масштабных изменений», — делится впечатлениями Ирина Павлова, профессиональный ландшафтный архитектор, преподаватель курсов.

Разделяй и властвуй

Если ваша бабушка заботится о чистоте, расскажите ей о том, как можно организовать раздельный сбор мусора.

В 2016 году в Петербурге стартовал проект «И мы – активное поколение в Южно-Приморском парке» . Пожилые жительницы Красносельского района смогли установить контейнеры для раздельного сбора мусора, самостоятельно нашли перерабатывающую компанию, которая вывозит отходы, и научили местных жителей принципам раздельного сбора.

Марина Александровна Фадеева , идейный вдохновитель проекта, лично следила за наполнением контейнера, который появился вблизи Южно-Приморского парка. «Первое время приходилось самой выгребать мусор из контейнера, — рассказывает Марина Фадеева. — Я каждый день дежурила и контролировала процесс. Объясняла жильцам, зачем нужно сортировать мусор, как это сказывается на состоянии экологии города».

Примерно шесть месяцев люди привыкали разделять мусор и постепенно научались. Сейчас контейнер работает без нареканий, мусор распределяется правильно. В будущем планируем проект по благоустройству парка. Хотим, чтобы каждый посетитель парка чувствовал себя комфортно. Ну а кто, если не мы?

Моя бабушка «ВКонтакте»

Научите ваших бабушек и дедушек выходить «в контакт».

Пускай они находят единомышленников, общаются, придумывают совместные мероприятия и проекты. С возрастом навык пользоваться компьютером осваивается все сложней. Но нет ничего невозможного, было бы желание. В 2018 году фонд запустил курсы компьютерной грамотности для пожилых людей и теперь Всемирная сеть кажется им уже не такой угрожающе непонятной.


Компьютерные курсы. Фото предоставлено фондом «Добрый город Петербург»

Посыл фонда «Добрый город Петербург» прост — когда старшее поколение обучается чему-то новому, авторитет в глазах внуков и детей возрастает, и они понимают, что бабушка не просто доживает свой век. Она может учиться и быть примером для собственных детей и внуков.

Осенью 2018 года фонд запускает проект