Быть родителями, несомненно, радостно, но вместе с тем очень ответственное дело – об этом можно много прочитать на сайте для мам сайт.

Если вы уже осчастливили себя появлением забавного карапуза, то хорошо понимаете, что завести ребенка, выносить, родить его, а тем более заниматься его воспитанием и заботой далеко не легкий труд. А задумайтесь только о появлении второго ребенка в семье! Наверно возникнет много вопросов у обоих родителей, ведь это еще вам не знакомо.

Вы шли на такой смелый шаг спланировано, когда захотели прибавления второго ребенка в семье еще на одного маленького человечка? Или по каким-то своим внутренним причинам, например, что первый ребенок не удовлетворил ваши ожидания, надежды или же просто мечтали о мальчике и девочке? А может, погнались за исправлением демографической ситуации в стране?

Для себя решите, чтобы будущий ваш ребенок не был средством получения той или иной выгодой, средством исполнения ваших корыстных желаний.

Развеем все сомнения

На основе наблюдений, психологических исследований есть данные, что два ребенка разного пола и возраста, в семье от одних родителей, все равно имеют свое индивидуальное развитие, даже если к ним относятся совершенно одинаково родители. У родителей на это свое виденье:

Первое суждение:

Надо с одинаковой силой любить детей.

Неверно. Такого не может просто быть, родители даже на бессознательном уровне по-разному относятся к детишкам, общаются по-разному.

Второе суждение:

Оба ребенка для нас одинаковы.

Как такое может быть? Подумайте, даже по возрасту, полу они отличаются, подход к воспитанию далеко не единообразный. Тот, который помладше, всегда будет требовать со стороны родителей большего внимания и заботы. Здесь главное — не обделять в любви, заботе, поддержке старшего ребенка.

Третье суждение:

Детки любят подраться – это естественно.

Совершенно нет. Обязанность родителей — воспитывать в детях доброту и доброжелательность, а про применение силы настоятельно объяснять, что такой метод нужен для защиты.

Четвертое суждение:

Второго ребенка в семье должны все любить, в том числе и старший ребенок.

Нет, необязательно. Дети — они непредсказуемы, сегодня они могут радоваться и обнимать друг друга, завтра – чуть ли не враги. Просто вам самим необходимо следить за собой, и не выделять «любимчика», стараться наоборот, чтобы детишки занимались одним делом вместе, так они будут дружнее.

Пятое суждение:

У нас второй ребенок в семье, младший и старший обязательно будут дружить.

Отчего вы так уверены? Брат и сестра — это еще не значит друзья на всю жизнь. Друзья могут иметь общие интересы, а у детей совершенно разны предпочтения, увлечения. Для вас главное – взрастить в них любовь, а повзрослев, время покажет.

Старший нуждается в подготовке

Если обратиться с таким вопросом «Надо ли к появлению братика или сестрички» к психологам, то ответ, скорее, будет однозначно положительным. Единственное, что просто одного упоминания мало в присутствии старшего о том, что скоро появится второй ребенок в семье.

Рекомендуется, непосредственно занимаясь домашними делами или играя с ребенком, проговаривать суть «новости». Например, «Как здорово кататься с горки, да, Катя? А вот скоро будет у тебя братик, вам будет еще веселее!» . Приучайте ребенка, что он будет маминым (папиным) помощником, что вы нуждаетесь в нем. На протяжении всей беременности обсуждайте все свои переживания, мечты с первенцем. Он будет чувствовать вашу любовь, что вы его не забываете.

Будьте готовы к тому, что ранее послушный первенец после рождения второго ребенка в семье может измениться в поведении. Поэтому настоятельно рекомендуем месяца два после рождения маленького наблюдать за страшим, его поведением, и не старайтесь уделять внимание только грудничку, старший тоже нуждается в родительском внимании. Таким образом, определите для себя некую «середину» для себя и своего супруга в воспитании и общении с детьми.

Если боитесь увлечься своим маленьким сокровищем, сделайте себе «напоминалку» о том, что и старшенький хочет с вами пообщаться, хотя бы полчаса в день полностью уделяйте первенцу, например, не пропуская ни дня, по вечерам укладывайте его спать, читайте сказку на ночь.

Мама одна, а нас – детей – двое

Иногда рождение второго ребенка в семье неоднозначно влияет на поведение старшего, родители замечают, что первенец стал другим, что зачастую огорчает родителей. Первый ребенок не хочет быть забытым, менее любимым в семье, он начинает всевозможными способами бороться за так называемое «первое место» у родителей: капризами, слезами, криками привлекает на себя внимание. Он с ревностью относится к маленькому, потому что когда-то только «его» мама», большую часть времени проводит не с ним, а с его братиком (сестричкой).

Иногда ревность первенца может выражаться и в сильной заботе о грудничке, он постоянно крутится вокруг него, даже надоедает, что бывает, нервирует маму. В редких случаях можно встретить даже из-за ревности от появления второго ребенка в семье первенец заболевает без объективных на то причин.

Чтобы избежать подобных неблагоприятных для семьи моментов – обращайте внимание на первенца, балуйте его, пусть он чувствует вашу любовь, что с появлением второго ребенка в семье, вы не изменились и так же любите его.

Имейте в виду, что маленький тоже волнуется, он не в полной мере чувствует мамино тепло, заботу, а ведь ему так необходимо ощущать защищенность. Он с первых месяцев начинает понимать, что такое «неравенство», когда мама начинает сравнивать его и первенца. В связи с чем, сайт рекомендует не использовать при общении с младшим сравнения.

Младший с самого детства привыкает находиться в беспомощном состоянии, под опекой того же старшего. Подрастающие детки – это всегда их шумное общение, совместны игры, поэтому родителям необходимо контролировать поведение старшего, так как старшие всегда любят брать на себя воспитание младших, указывая им как себя вести.

Меньше ошибок – вот залог счастливой атмосферы в семье

Все мы люди, и прожить, не совершая ошибок сложно, путем проб и ошибок мы самосовершенствуемся, находим правильное решение. Но как говорится, лучше знать, к чему готовиться, чтобы во всеоружии побороть все невзгоды.

Никогда не чувствуйте вины перед первенцем, у вас двое детей, и вы любите их обоих. Говорите это им, обязательно обнимайте, телесный контакт необходим в любом возрасте.

Ни в коем случае не отдавайте первенца кому-то в «няньки», он обязательно должен пережить эти моменты появления второго ребенка в семье вместе с вами. Оптимальным решениям для вас было бы попросить помощи близких в хозяйственных делах, а вам полностью отдаться общению с детьми.

Самой грубой ошибкой может стать, когда родители начинают сравнивать детей, и пытаются не допустить развитие у второго ребенка в семье тех недостатков, которые они видят в первом. Примите это на заметку – каждый малыш уникален, и старайтесь не давать каких-то оценочных характеристик, а также со временем не делайте между ними разницы (младший, старший).

Если вы планируете выйти на работу, решите заранее вопрос с няней. Старший ребенок в качестве няньки не самый лучший вариант. Потому что старший, чувствуя свою роль, начинает командовать младшим. Возможно, чуть позже, когда первенец подрастет, он сам захочет вам помочь в заботе о младшем.

Еще такой интимный момент в общении между детьми – первенец любит брать малыша на руки, дергать его за ножки. Это естественно, главное не кричите на него, объясните ему, как он может помочь вам в уходе за малышом, пусть он вместе с вами покормит малыша.

Будьте сдержаны, не ругайте одного ребенка в присутствии второго. Не выделяйте кого-то одного, это может стать толчком будущих ссор, непониманий. Зачастую в семье, можно слышать такие фразы от родителей «Так как ты уже большой» или «Как так можно, ведь тебе уже не два года». Такого рода упреки негативно влияет на сознание ребенка. Ругая ребенка или заставляя что-то сделать с использованием таких «упрекающих» фраз не желательно – лишний раз не травмируйте ранимую психику ребенка. Ведь старший ребенок – это еще не значит, что он самостоятельный, как взрослый.

Следует упомянуть и о таком устоявшемся в обществе предубеждении, что сын в семье больше ценится, чем дочка. Часто можно слышать от подруг, коллег, ожидающих появление второго ребенка в семье, желание папы порадоваться рождением сына (наследника). Поэтому если у вас разнополые дети, бросьте все эти предубеждения, оба ребенка ваши, оба лучшие.

Многие родители в сомнениях, что делать, когда дети что-то не поделили, надо ли вмешиваться? Вопрос неоднозначный, смотря до какой степени «заспорились – если конфликт небольшой пусть дети сами попытаются разобраться, а если они друг у друга волосы на голове вырывают – здесь конечно лучше вмешаться. Ваша основная роль как родителей в конфликте человека способного выслушать обоих, и поговорить с каждым, а потерпевшему уделить особое внимание.

Игра вам поможет

Все в жизни бывает, все мы разные, детки наши очень восприимчивы и каждый день их настроение может меняться несколько раз. Ошибки делают нас внимательнее и мудрее. Попробуйте в не совсем приятных ситуациях воспользоваться таким психологическим приемам, как игра. Игра развлекает, отвлекает, увлекает, обучает…

Например, первенец достаточно капризно как малое дите переживает появление второго ребенка в семье, вот – обыграйте, пусть он будет вашим малышом, кормите его из бутылочки, нянчите его на ручках, расскажите забавную сказку, сделайте детский массаж.

Елена Петрова
Консультация для родителей «Если в семье появился ещё один ребенок»

Если в семье появился еще один ребенок

Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены - независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей , будет ли он ребенком нового папы или мамы, или его усыновят.

Как предотвратить

проблемы

Рассказывайте детям о том, откуда берутся и как появляются на свет дети . На этот счет существует много детских книг, которые помогут сделать это простым и естественным образом.

Поговорите с детьми о том, что семьи создаются , в том числе и об объединении семей, усыновлении.

Разъясните, где и как развивается ребенок .

Разъясните, что прежде чем младенец вырастет должно пройти много времени. Объясните, что за маленькими детьми нужно много ухаживать, поэтому взрослые гораздо больше заняты маленьким.

Как справиться с проблемой, если оно уже есть

Как можно больше привлекайте ребенка к приготовлениям к рождению малыша, тогда он будет чувствовать себя важным и нужным.

В течение дня выделите время, посвященное только старшему ребенку .

Дайте ребенку возможность рассказывать близким родственникам о том, как развивается малыш, чему уже научился, чему его «научил» он, старший.

Примите как должное ревность, и даже ненависть, которые могут возникнуть у старшего. Учтите, что многие дети, после того, как малыш родился , хотят «сдать его обратно» . Предложите разные способы выплеснуть свои чувства и эмоции - рисовать, мять тесто, играть с куклами, играть с песком и водой.

Помогите усвоить ему такие речевые обороты : «Не могла бы ты уделить мне внимание, когда маленький заснет?» , «Ты не сможешь погулять со мной, когда с маленьким сидит папа?»

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что делать если ребенок кусается?» В возрасте 2 лет дети могут укусить взрослого или других детей из-за желания контролировать действия другого человека, либо из-за возникшего.

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?» Для родителей очень важно быть строго последовательными в своих словах и поступках. Если вы что-то пообещали ребенку, выполните свое обещание.

Консультация для родителей «Если пятилетний ребенок плохо кушает» На моих глазах регулярно происходят сцены кормления, когда уставшая от постоянных уговоров мать пытается в очередной раз накормить своего.

Консультация для родителей «Если ребенок дерется» Консультация для родителей ЕСЛИ РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ. Агрессивное поведение Агрессивное поведение - это наиболее распространенный способ реагирования.

Консультация для родителей «Если ребенок кусается…» Консультация для родителей Если ребенок кусается…. Причины Это происходит, когда ребенок: Находится в состоянии чрезмерного.

Консультация для родителей «Если ребенок обманывает» Все родители мечтают, чтобы их малыши стали порядочными и честными людьми. Но в большей или меньшей мере многие сталкиваются с проблемой.

Консультация для родителей «Если ребенок остался один дома» «Если ребенок остался один дома». В связи с тем, что ситуации, когда ребенок может неосторожно себя вести с пожароопасными предметами, чаще.

Консультация для родителей «Если Ваш ребенок-левша» Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Исторически к этой генетической особенности.

Стоит первенцу немного подрасти, и он все чаще начинает просить маму и папу родить ему «братика или сестричку». Но когда в семье появляется второй ребенок, у старшего находится больше поводов для тревоги, чем для радости. Как избежать ревности и помочь первенцу вместе с мамой и папой радоваться общению с новым членом семьи?

С рождением второго ребенка для первенца рушится привычная ему картина мира. За несколько лет он привык, что все внимание родителей, бабушек, дедушек и других членов семьи, даже гостей, приходящих в дом, направлено в первую очередь на него. Когда в доме появляется младенец, старший, если он недостаточно подготовлен к этому событию, сначала недоумевает. Почему вдруг все, вместо того чтобы играть и общаться, как обычно, с ним, все время и внимание отдают этому невесть откуда взявшемуся существу, которое не то что говорить не умеет, но вообще – только кричит и спит?

Если старшему ребенку не объяснять и не показывать, что мама и папа любят его по-прежнему, он может начать бороться за их внимание, сознательно и бессознательно. Последствия могут быть совсем нерадостными – от шалостей и непослушания до заикания и постоянных болезней. Но все это можно предотвратить.

Оптимальная разница в возрасте

Понятно, что обстоятельства бывают разными, но если есть возможность, лучше, чтобы вторая беременность (как и первая) была запланированной. И строить планы лучше грамотно. Идеальная разница между детьми – 3-4 года, ближе к 4 годам.

Тому есть свои причины. Когда разница между детьми совсем небольшая, например, рождаются погодки, это не только делает довольно сложной жизнь родителей, в первую очередь, мамы, но и влияет на развитие обоих детей. Младенцу до года мама нужна всегда, и чем больше времени они проводят вместе, тем лучше для ребенка. После года важным становится не только эмоциональный контакт и ощущение защищенности от близости мамы, но и общение с обоими родителями. Ребенок начинает говорить, ходить – следить за ним и уберегать с каждым днем все сложнее, а вопросов, на которые требуются ответы, становится все больше. Да, в этот момент ребенок еще недостаточно повзрослел, чтобы по-настоящему почувствовать ревность, но появление в семье нового малыша может привести к тому, что он не получит всего внимания и общения с родителями, которые ему необходимы. К тому же, когда дети немного подрастают, они начинают проводить очень много времени вместе, вместе расти и развиваться, почти как близнецы. Это может несколько затормозить развитие старшего ребенка: он будет «притормаживать», чтобы младший за ним «успел».

В два года малыш все еще эгоцентричен, но уже осознает себя настолько, чтобы болезненно воспринять изменение своего положения в семье. К трем годам в разгаре кризис. Вопросы «почему» и «отчего» ребенок выдает каждую минуту, постоянно стремится сам все потрогать, попробовать и понять. Уследить за ним в это время бывает сложно даже той маме, чье время отдано только одному ему. К тому же в этом возрасте малыш уже достаточно вырос, чтобы воспринимать себя отдельно от родителей, отмечать, сколько он получает их внимания и любви, и даже скрывать свои переживания. Но у него пока нет механизмов, чтобы адекватно перерабатывать то, что он переживает. Чаще всего, лишаясь доли привычного внимания и ощущая перемену отношения к себе, малыш, не умея реагировать по-другому и не имея опыта взглянуть на ситуацию «со стороны», винит в этом себя самого и начинает реагировать, чаще всего – бессознательно. Например, он вдруг, до этого росший и развивающийся нормально, может начать часто болеть – пусть и такой ценой перетягивая центр внимания семьи на себя.

Ребенок четырех лет уже может понять – при разумном объяснении, подкрепленном действием, – что мама любит его, даже если не находится с ним все время. Он во многом уже может заботиться о себе и даже помогать старшим с заботой о брате или сестре. Когда младший ребенок подрастет, им будет интересно играть вместе.

При разнице же в 6-7 лет и больше разрыв между детьми уже слишком велик, чтобы их интересовали общие игры и занятия. Психологи говорят: в ситуации, когда разрыв между детьми слишком большой, можно считать, что у вас не двое детей, а один и еще один. То есть, растут они по отдельности, и заниматься с ними родителям тоже придется по большей части отдельно с каждым.

Конечно, не стоит ориентироваться только на возраст. Старшему, сколько бы лет ему ни было, перед появлением младшего брата или сестры нужно объяснять все происходящее в семье. Причем начинать стоит еще до того, как в ней появится новый ребенок.

Готовимся к встрече с новым членом семьи

Соперничество между детьми начинается, когда младший еще «сидит в животе» у мамы. С этим моментом приходится сталкиваться в практике постоянно – родители же часто не думают об этом. Будучи беременной, мама уже не может поднимать малыша на руки, как раньше, не может лежать с ним, играть так, как он привык. Именно в эти моменты, еще до того, как младенец появится в доме, старший мальчик или девочка уже начинают чувствовать: «Что-то не так!», и тут же у ребенка появляется мысль, что все происходящее – «из-за него/нее».

Вообще, для ребенка это частый сценарий: изменения в семье, приводящие к уменьшению внимания к нему, считать своей виной. Скорее всего, он прямо не скажет об этом, но будет переживать. Поэтому лучше подготовить малыша к появлению брата или сестры заранее.

Уже во время беременности маме полезно разговаривать со старшим малышом, объясняя и рассказывая ему, что скоро в семье появится еще один ребенок, сестричка или братик, о котором он так мечтал. При этом не стоит обещать ему, что теперь у него всегда будет партнер для игр – при виде беспомощного младенца старший почувствует себя разочарованным и обманутым, ведь он рассчитывал совсем на другое. Чтобы ваш первенец лучше понимал, к чему готовиться, можно показать ему фотографии или видео, которые запечатлели в младенчестве его самого, и рассказать о том, каким он был несколько лет назад. Объяснить, что тогда он не умел ни ходить, ни говорить, ни играть, а сейчас всему научился, и сможет помочь родителям научить этому и малыша. Нужно, чтобы старший понял, что маленький будет играть с ним вместе, только это произойдет не слишком скоро. Можно показать ребенку книжки, где в картинках рассказывается о том, как проходит беременность, это поможет ему понять, что происходит с мамой, почему изменился ее внешний вид и поведение, почему она не может играть с ним, как раньше. Хорошо найти среди друзей и знакомых семью, где недавно появился младенец, и сходить к ним в гости вместе со старшим ребенком, чтобы он своими глазами увидел, какое забавное, милое и трогательное существо скоро появится в их семье.

Особое внимание стоит уделить ребенку, если маме на несколько дней надо лечь в больницу, для родов или по другой причине. Малыш, который привык не расставаться с матерью больше чем на 2-3 часа, может решить, что маму у него «отнимают» – реакция может быть самой разной, вплоть до заикания. Перед расставанием с мамой ребенка обязательно надо подготовить, особенно если такого не случалось до этого момента.

Смещение с «пьедестала»

Но как бы вы ни подготавливали старшего ребенка к появлению маленького, первое время в доме с новым членом семьи будет для него непростым. Представьте: рушится все то, к чему он привык за несколько лет своей жизни. При этом он вроде продолжает делать все как прежде – а ситуация изменилась, причем кардинальным образом. Он больше не самый маленький член семьи, вокруг которого сконцентрировано все внимание. На него могут даже махнуть рукой, забыть о нем на некоторое время. Малыш кричит – старшего отсылают в другую комнату, будто бы забывая о нем… В «лагерь взрослых» при этом его тоже не принимают по причине малолетства. Он будто бы был на неком пьедестале в семье, причем был все время, пока он себя помнит, – и вот его сместили с пьедестала, и непонятно, почему. Ребенок не понимает: как так? И может начать «перетягивать одеяло» на себя.

Старший может реагировать по-разному. Пусть родители не пугаются, если он начнет вновь просить пустышку, даже если давно от нее отказался, просить надеть подгузник, хотя надобности в нем уже нет, или как-то еще копировать поведение младшего, на время «превратившись в младенца». Это нормально. Лучше объяснить старшему разницу между ним и малышом, подчеркивая, как многому он успел научиться, не забыв похвалить его за все успехи и достижения. Хуже, если не получая должного внимания и любви в семье, ребенок пытается найти ее вовне – в дворовых компаниях, например. Друзья – это хорошо, но общения с родителями они не заменят.

Не получая привычного внимания, старший сын или дочь могут начать капризничать, вести себя агрессивно, высказывать недовольство по любому поводу, с ними становится тяжело договориться. Так ребенок показывает взрослым, что ему требуется внимание – и он его получает, пусть даже с помощью скандалов.

Главное – качество

С рождением малыша мама и папа уже не смогут уделять старшему ребенку столько же внимания, как прежде. Но тут важно не количество, а качество времени, которое с ним проводят.

Старший ребенок не виноват в том, что родители и мама в частности теперь больше заняты. Важно регулярно выделять старшему то время, которое будет посвящено только ему и никому больше. Час, пусть даже полчаса в день – но эти минуты мама должна проводить только со старшим ребенком. В это время ничто не должно вторгаться в их общение. Маму не должен отвлекать ни плач малыша, ни телефонные звонки, ни просьбы и вопросы других членов семьи. Это важно.

Может быть, на это время сможет помочь вернувшийся с работы папа, или бабушка с дедушкой. Главное, чтобы старший четко знал: есть «святое» мамино время, когда она принадлежит только ему и никому и ничему больше, и день за днем снова убеждался в этом.

Для такого общения хорошо подходит время перед сном. Дети часто не хотят идти в кровать, долго не засыпают. В эти моменты они, с одной стороны, эмоционально восприимчивы, а с другой – максимально открыты. Перед сном можно как разговаривать с ребенком, читать ему книги или рассказывать сказки, так и обсуждать произошедшее за день, в частности – его поведение. При этом к старшему ребенку нужно относиться уважительно. Даже оценивая его поведение, поступки, не стоит сравнивать его с младшим или с другими детьми. Такие сравнения приводят не к улучшению поведения, а к возникновению злости и даже желания причинить вред тому, с кем сравнивают. Лучше отдать это время знакам взаимной любви и доверия. Тогда ребенок спокойно уснет и поведение его смягчится.

Помощник, но не нянька

Самое главное – старшего малыша превратить в того, кто помогает маме опекать младшего, кто может чему-то научить брата или сестру. Но помните: при этом нянькой старший быть не обязан! Бывают случаи, когда мамы, вернувшись из роддома с младенцем, начинают воспринимать старшего ребенка как взрослого – на контрасте. Но 3 или 5-летний ребенок – не взрослый! Конечно, он старше, чем тот, кому еще не исполнилось месяца. Но он такой же ребенок. Появление маленького не значит, что старший вдруг резко вырос.

Надо помнить, что даже если старший сам высказывает желание помогать родителям с братом и сестрой, от этого он не превращается в няньку. Помощь в воспитании или уходе за младенцем не должна становиться для него обязанностью, иначе он будет находить в общении с маленьким не радость, а неудовольствие, и со временем может начать стремиться избегать его. Если же ребенок помогает с удовольствием, и у него все получается, надо не забывать его хвалить и поддерживать.

С чем идти к специалисту

Бывают и обратные случаи – когда мама с появлением малыша начинает слишком баловать старшего ребенка. Такое происходит, если у мамы есть большое, чаще всего необоснованное, чувство вины. Корни его могут лежать в детстве – например, если сама она когда-то оказалась в положении старшей дочери, не получавшей достаточного внимания. Теперь, задаривая ребенка и балуя его, она стремится уберечь его от того, что сама когда-то пережила.

Другая проблема – если родители, «закрутившись» с малышом, все же вовремя не вспомнили о старшем, и обнаружили, что поведение ребенка изменилось или что болезни следуют одна за другой, уже тогда, когда не замечать этого стало невозможно. В таких случаях стоит обратиться к специалисту. Профессиональные психологи знают все алгоритмы возникновения тех или иных сложностей, и нам проще найти причину и помочь решить возникшую проблему.

Чем проблема будет решена раньше, тем лучше. Даже если возможности постоянно посещать психолога нет, стоит сходить хотя бы на несколько приемов, как следует к ним подготовившись. Нужно быть внимательными к своему поведению и поведению ребенка. Если возникают необычные ситуации, вызывающие у вас беспокойство, лучше записывать, когда, при каких обстоятельствах, как и что произошло, и приходить в клинику с этими записями. Это поможет и сократить число визитов, и быстрее и безболезненнее решить проблему, и самим родителям стать внимательнее к себе и детям, что предотвратит новые сложности.

Вероника Казанцева, психолог-педагог, клинический психолог сети медицинских клиник «Семейная»: «Когда ребенок с родителями или мамой приходит ко мне в кабинет в клинику «Семейная», я провожу комплексную диагностику, ведь я – медицинский психолог. Для того чтобы понять, в чем причины проблем ребенка, нарушений поведения, очень хороши проективные методики, в частности, рисуночные тесты. По тому, как ребенок рисует человека, семью, какие он использует цвета в своих рисунках, можно понять очень многое. Попутно, даже если девочка или мальчик попали ко мне именно в связи с рождением брата или сестры, могут выявиться и другие причины проблем. Тесты помогают понять, почему у ребенка появляются трудности в школе или в детском саду, проблемы общения со сверстниками. Так можно докопаться до сути: что на самом деле скрывается за особенностями его поведения, и составить грамотную коррекционную программу, причем как для него, так и для родителей. Программу можно выстроить так, чтобы выполнять ее и в кабинете психолога в клинике, и дома».

журнал для родителей «Растим Ребенка», октябрь-ноябрь 2013

Говорят, сложно воспитывать одного ребенка – в больших же семьях малыши общаются между собой, и у мамы остается время на уход за собой в домашних условиях . Правда, дети разного возраста трудно уживаются друг с другом, что становится причиной конфликтов и даже драк. Поэтому некоторые супружеские пары (наверно, на основании личного опыта) отказываются заводить второго ребенка. Второй малыш – не лишний, говорит автор следующей статьи и рассказывает о том, что делать, если в семье появился второй ребенок, и как научить маленьких жить дружно.

Психологам известно, что пополнение в семействе может породить немало конфликтов. И это нормально. В силах взрослых их разрешить, ведь братья и сестры должны расти союзниками и друзьями.

Источник повышенной опасности

На детской площадке слышен громкий женский голос:
– Илья, немедленно поставь Полину на ноги! Куда ты ее потащил? Уронишь! Нет, она не хочет кататься с горки, она хочет копать песок!
Восьмилетний Илья послушно опускает сестренку на землю и ведет к песочнице. Но Полина спотыкается и падает.

Подбежавшая мать решительно отодвигает сына, помогает малышке встать на ноги и громко высказывает недовольство:
– Посмотри, что ты наделал! Из-за тебя я теперь должна стирать ее комбинезон! Иди, займись чем-нибудь!

Илья отходит и остаток прогулки бесцельно слоняется по площадке. Можно понять беспокойство родителей, которые стараются оградить маленького ребенка от «буйных» игр школьника. Однако не следует забывать, что он чаще всего исходит из добрых побуждений, а постоянные одергивания и запреты могут создать ощущение изоляции. Непедагогично «выжимать» из старшего ребенка проявления «братской любви».

Стоит поддерживать любую позитивную инициативу по отношению к младшему, деликатно контролируя ситуацию. Например, если старший ребенок сильно раскачивает малыша на качелях, не ругайте его за беспечность, а сошлитесь на неприспособленность сиденья и предложите не рисковать. И обязательно поощряйте совместные игры и занятия, которые доставляют радость обоим детям.

Безусый нянь

Первокласснику Денису некогда заниматься ерундой. Нужно быстро сделать уроки и помочь маме, которая не успевает приготовить ужин из-за того, что трехмесячный Саша все время капризничает. Он обычно успокаивается, когда брат трясет перед ним погремушкой. Если монотонный звук надоедает младенцу, находчивый школьник включает мелодии, записанные в телефоне.

Когда и это не помогает, есть последнее средство – нужно аккуратно перевернуть малыша на животик. С интересом осмотрев в течение минуты окружающие предметы, ребенок опять начинает плакать. – Ма-ам, он больше не хочет лежать на животе! Что мне теперь делать? Я хочу позвонить Мише, попросить принести завтра в школу новый трансформер. А когда ты приготовишь ужин? А еще – у меня через десять минут начнутся мультики…

– Денис, ты меня удивляешь! – мама строго смотрит на мальчика. – Ты теперь не один, есть братик.
Не зная, что возразить, Денис неохотно берет погремушку и начинает трясти, то и дело поглядывая на часы. Безусловно, полезно привлекать школьника к уходу за малышом, но его участие в этом процессе должно быть посильным.

Нуждаясь в помощи, взрослым стоит научиться формулировать просьбу в виде предложения, например: «Поиграйте вместе 15 минут, а я пока приготовлю что-нибудь вкусненькое». При этом стоит подчеркивать, что у детей много общего, и развивать их интерес друг к другу:

«Посмотри, как малышу нравится дом из конструктора! Покажи ему, пожалуйста, что там внутри». Важно демонстрировать старшему преимущества его «старшинства». Так, запрещая малышу играть с учебниками и тетрадями, непременно отметьте, что он пока не понимает в математике и чтении и не должен трогать школьные принадлежности.


Параллельные миры

Учеба в пятом классе требует особой сосредоточенности, поэтому взрослые создают Насте максимально благоприятные условия для жизни. Вечерами мама специально уходит гулять с маленькой Соней на улицу, чтобы бабушка тщательно проверила уроки у старшей внучки. Когда они возвращаются, папа с Настей закрываются в комнате, где спокойно ужинают и смотрят телевизор.

По выходным Настя отправляется с дедушкой в кино, зоопарк или к родственникам в гости, а мама и папа остаются дома с малышкой. Когда учителя или соседи расспрашивают девочку о маленькой сестренке, она застенчиво пожимает плечами и не знает, как ответить на простой вопрос: «Что Соня уже умеет делать?».

Часто после рождения младшего брата или сестры у школьника временно ухудшается успеваемость. Это связано с изменением ритма жизни семьи, так как всем ее членам необходимо адаптироваться к новой ситуации. Конечно, хлопоты с младенцем должны минимально затрагивать интересы старшего. Но детям необходимы точки пересечения, иначе они просто вырастут чужими людьми.

А это гораздо печальнее, чем тройка за контрольную. Если взрослые считают, что учеба в школе под угрозой, стоит тщательно распланировать время ученика, составить четкое расписание. Но в нем должны оставаться и свободные часы, когда дети смогут вместе играть. Улучшить отношения между братьями и сестрами никогда не поздно, и сделать это можно в любом возрасте.

Способы, которые помогут детям сблизиться:

1. Заведите домашнее животное. Совместная забота о кошке, собаке, кролике, хомяке поможет братьям и сестрам забыть о ревности и сделает их союзниками.

2. Чаще просите помощи у обоих детей. Даже если младший ребенок только усложнит выполнение задания, не показывайте неудовольствие и раздражение. Любовь и благодарность лучше всего убеждают, что не так уж плохо иметь «общую» маму.

3. Купите одинаковые футболки, бейсболки, спортивные куртки для всех членов семьи. Ощущение принадлежности к одной «команде» объединит детей, позволит ощутить гордость за свое родство.

Поговорим о прекрасном событии, когда в семье появляется ребенок, муж и жена становятся родителями. И родители становятся поистине родными людьми, между ними возникает новая связь – родительская любовь. Дети в семье – это бессмертие их родителей. Разве человечество сумелобы так далеко шагнуть вперед в своем развитии, если бы не осваивало опыт своих отцов и не учитывало бы их ошибок. И, конечно же, стремилось стать лучше своих предков.

Воспитывая ребенка мы отдаем долг своим родителям

Перед родителями встает родительский долг. Родители в ответе за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый как духовно, так и физически. Часто можно услышать, что воспитывая детей, люди как бы отдают долг своим родителям. Родители в свое время, как говориться «не щадя живота своего», не жалея ни сил, ни времени, ни души воспитывали нас. А теперь нам предстоит воспитывать своих детей.
Ребенок с первых месяцев своей жизни, сначала неосознанно, наблюдает за разносторонней жизнью взрослых. Малыш должен усвоить, что без труда не может быть никаких результатов. По мере того, как ребенок растет, родители должны приучать его к самому элементарному и посильному труду. Научить ребенка самому одеваться, собирать игрушки, а затем и умываться. Просить, чтобы он принес что-нибудь старшим. Родители должны терпеливо показывать малышу, что и как делать. Ребенок воспринимает это вполне естественно. Главное не приказывать.

Подавайте хороший пример ребенку

Всем детям присуще подражать старшим, а также стремиться к самостоятельности. Ребенок подрастает и все чаще можно слышать: « Я сам», и все чаще и чаще настойчиво пытается выполнить то или иное дело. И, если ребенку новое занятие не под силу, необходимо умело переключить его внимание на другое занятие, которое для него более доступно. Очень важно в этот момент не отбить желание малыша к самостоятельным действиям. Решающее влияние на развитие ребенка в первые годы жизни оказывает семья. И медики, и психологи считают, что дети до трех лет особенно расположены к воздействию семьи.

Любовь положительно сказывается на развитии ребенка

В первую очередь мама для них – ВСЕ. Так как именно мама с первых дней жизни малыша удовлетворяет все его потребности. Мать вселяет в ребенка ощущение защищенности. Именно мама понимает каждое движение, ограждает его от опасностей и невзгод. Мама помогает справиться с чувством страха и вселяет доверие к окружающему миру. Привязанность малыша к матери перерастает в любовь. В любовь сначала к матери, затем к отцу, а потом к остальным членам семьи. Если в семье отсутствует внимание и любовь к ребенку, это снижает темпы его развития, тормозит его интересы и любознательность. Малыша просто необходимо любить. А сердце вам подскажет, что надо делать.
Главное воспитать у ребенка в первую очередь такие ценные качества, как способность внимательно наблюдать действительность, чувствовать прекрасное, быть любознательным, честным, быть внимательным к другим людям. И все эти качества войдут в золотой фонд зрелой личности малыша.