"Культурные установки и гендерные идеологии зачастую рассматривают женщину в подчинении у мужчин или предписывают мужчинам контролировать женщин", - отметила Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй. "Такое отношение может быть настолько широко и глубоко заложено в сознании сообщества, что оно почти незаметно, за исключением его последствий, ведь они способствуют сохранению дискриминации, насилия и унижения".

Пиллэй выступала на ежегодной однодневной дискуссии, посвященной правам женщин, в рамках 26-й сессии Совета по правам человека. Она подчеркнула, что глубоко укоренившиеся гендерные стереотипы о роли женщин усиливаются неспособностью лиц, принимающих решения, добиваться реальных изменений в представлениях общества.

Член Комитета, который наблюдает за выполнением Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) со стороны государств, Дубравка Шимонович подчеркнула, что главная цель Конвенции заключается в достижении реального равенства между мужчинами и женщинами. С этой целью Конвенция рекомендует государствам упразднить дискриминационные законы и изменить дискриминационные социальные нормы.

Шимонович напомнила участникам, что статья 5 (а) Конвенции обязывает государства искоренить дискриминационные стереотипы, которые основаны на принятых в обществе ролях и свойствах, связанных с полом. Также статья 5 (б) признает общую ответственность мужчин и женщин за воспитание детей. "Это касается потребности изменить стереотипы о матери как воспитателе и об отце как о добытчике, которые упорно повторяются в семейных ролях в связи с воспитанием детей", - заявила она.

Управление ООН по правам человека поручило Симоне Кузак проанализировать, как гендерные стереотипы в судебной системе препятствуют правосудию для женщин, в особенности в делах, связанных с гендерным насилием.

Исследование выявило пять вариантов. Во-первых, они негативно сказываются на беспристрастности судей. Они также влияют на их понимание уголовных преступлений и их восприятие того, имело ли место насилие, в таких делах, как изнасилование работников секс-индустрии или замужних женщин своими мужьями, либо домашнее насилие в однополых отношениях.

Стереотипы влияют на мнение судей о надежности свидетелей и дееспособности. Например, это происходит в делах, где судьи формируют негативное мнение о достоверности показаний пострадавших, поведение которых противоречит стереотипам.

Также стереотипы могут помешать судьям привлечь преступников к ответственности или даже подвести их к осуждению пострадавшей. В довершение, стереотипы могут препятствовать доступу к юридическим правам и защите жертв насилия. В деле представленном КЛДЖ в рамках процедуры подачи индивидуальных жалоб, которое упомянула Кузак, отражены многие из этих примеров вреда стереотипов. Насильник 17-летней глухонемой девочки был оправдан судом, потому что судья счел, что пострадавшая должна была сопротивляться преступнику, чтобы защитить свою непорочность.

Говоря о влиянии стереотипов на репродуктивное и сексуальное здоровье и права женщин и девочек, профессор в области права в Университете Адольфо Ибаньес в Сантьяго (Чили) Вероника Ундуррага сообщила о существовании убеждения касательно того, что девочки не должны проявлять какой-либо заинтересованности вопросами сексуальности, в то время как мальчики-подростки должны быть более открытыми и агрессивными.

"Как юноши, так и девушки должны получать половое воспитание, чтобы предупредить беременность и аборты среди девочек, которые чаще ставятся жертвами сексуального принуждения", - говорит Ундуррага. "В вопросах воспитания системы здравоохранения должны уважать потребности девочек, которые хотят получить информацию и доступ к услугам, связанным с репродуктивным здоровьем".

Ундуррага также обратила внимание на идею о том, что замужние женщины всегда должны быть доступны для своих мужей, что отрицает их право принимать решение о том, хотят ли они вступать в половую связь. Они также уязвимы перед насилием со стороны мужей, которое зачастую не влечет судебного наказания.

Исполнительный директор Центра инвалидов и развития в Эфиопии Йетнеберш Нигусси заявила, что женщины-инвалиды давно обделены вниманием в рамках гендерного движения, и что они вынуждены сталкиваться с двойными стереотипами в связи с полом и с инвалидностью.

"Трудность принятия женщины-инвалида обществом касается двух аспектов человечности", - рассказывает она. "Сначала им нужно доказать, что они, прежде всего, личности, а потом уже инвалиды, а также им нужно утвердиться в качестве женщин".

Нигусси подчеркнула, что женщин-инвалидов считают сексуально неактивными и, таким образом, непригодными для брака. Они также с малой вероятностью могут получать образование из-за страха, что их похитят, изнасилуют или подвергнут иным формам насилия в школе. Также, в частности, женщины с умственными нарушениями, в том числе в ситуациях, когда они становятся жертвами сексуального насилия, редко рассматриваются как надежные свидетели в суде.

Исполнительный директор кампании "Белая лента" и ведущий дискуссии Тодд Минерсон отметил, что лесбиянки, геи, бисексуалы и женщины-интерсексуалы, работники секс-индустрии, женщины, злоупотребляющие наркотиками или алкоголем, женщины-мигранты и представительницы коренных народов должны также учитываться при обсуждении смешанных гендерных стереотипов.

Его организация, которая является крупнейшим в мире объединением мужчин и мальчиков, борющихся с насилием против женщин, стремится изменить пагубное понимание мужественности, которое пронизано насилием. Она также работает над признанием того, что борьбу за гендерное равенство должны вести и сами мужчины и мальчики.

Третья группа гендерных стереотипов - это стереотипы маскулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности.

Маскулинность-фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. В коллективном сознании глубоко укоренились представления о том, что мужчины и женщины, во-первых, обладают разными социально-психологическими свойствами, во-вторых, эти свойства противостоят друг другу. Речевой штамп «противоположный пол», наглядно иллюстрирует это противостояние. Маскулинность отождествляется с активно-творческим, культурным началом, а фемининность - с пассивно репродуктивным, природным. Такие стереотипные представления полярно противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны.

Стереотипы всех групп подчеркивают различия в психологии, предназначении и социальной активности мужчин и женщин. Причем в основе этих различий лежит идея о превосходстве «мужского» над «женским». Для того чтобы убедиться в этом, следует поговорить о содержании каждой из групп стереотипов.

Структура и содержание стереотипов маскулинности /фемининности

Систематическое исследование гендерных стереотипов началось в западной социологии в 70-е годы. В настоящее время гендерные стереотипы находятся в центре внимания ученых самых разных специальностей – культурологов, психологов, социологов, политологов и т.д. В последние годы эта тематика успешно разрабатывается не только западноевропейскими, американскими, но и российскими учеными , , , .

Первые исследования были посвящены изучению содержанию стереотипов фемининности/маскулинности и определению, в какой мере они соответствуют действительности. Однако до сих пор категории «фемининность» и «маскулинность», как часть гендерных стереотипов не имеют однозначного токования. И.С.Кон , определяя содержание маскулинности, рассматривает ее с трех разных позиций, которые вполне приложимы и к категории «фемининность».


1.
Маскулинность и фемининность - этоописательные категории, обозначающие совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин и женщинам, в отличие от мужчин.

2.
Маскулинность и фемининность это категории, обозначающая один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем являются мужчина и женщина и какие качества им приписываются.

3.
Маскулинность и фемининность - это система предписаний входящих в идеальные, образы «настоящего мужчины» и «истинной женщины», своего рода нормативные эталоны.

Проводимые в разных странах и по разным методикам исследования,позволили получить достаточно полную картину имеющихся в коллективном сознании стереотипных представлений фемининности и маскулинности. В результате социальная психология гендера обогатилась следующими данными:


  • подробный перечень «истинно мужских» и «истинно женских» качеств;

  • стереотипные образы мужчин и женщин, внутри которых определены качества, характеризующие: физические особенности; умственные способности; эмоциональную сферу; сферу ценностей и морали;

  • стереотипные представления о поведении и качествах мужчин и женщин, проявляющихся в межличностных отношениях;

  • стереотипные представленияо профессиональных способностях;

  • характер изменений в содержании гендерных стереотипов, связанных с возрастом, расой, этнической принадлежностью, при сохранении общей картины «типично мужских» и «типично женских» образов.

Таким образом, стереотипы маскулинности/фемининности есть культурные представления о мужских и женских качествах, образах и предназначении. Их содержание отражает идею о том, что биологические (половые) различия обуславливают социально-психологические характеристики мужчин и женщин. В современном общественном сознании, в практиках межгруппового и межличностного взаимодействия такие стереотипные образы мужчин и женщин рассматриваются как «истинные». По мнению Ф.С. Джейс , являясь «истинными», гендрные стереотипы трансформируются в образы «истинной» фемининности и «истинной» маскулинности. В результате, существующие нормы качеств и поведения превращаются в предписания и определяют поведение и статусные характеристики мужчин и женщин в обществе.

Традиционная маскулинность включает много положительных черт, которыми мы гордимся и в которых мы черпаем силу, но она содержит так же качества, которые ограничивают нас и причиняют нам вред.

Официальная декларация NOMAS. 1991г . 1

Термин «маскулинность» не тождественен понятию «мужественность». В Толковом словаре русского языка, И.С. Ожегов дает следующее определение слова «мужественный»: «обладающий мужеством, выражающий мужество». «Мужество» И.С. Ожегов толкует как «храбрость, присутствие духа в опасности» . Следовательно, мужественность включает не столько качества, присущие мужчинам, сколько положительное нравственное качество, не связанное ни с полом, ни с гендером. Определение «мужественный» применимо и к мужчине и к женщине («мужественная женщина»). Маскулинность означает некоторую совокупность качеств, которые в культуре принято считать мужскими. «Маскулинный мужчина» означает, мужчину у которого в высокой степени выражены маскулинные характеристики. Применение данного термина в отношении женщины («маскулинная женщина») имеет двойное значение. В первую очередь, это преобладание в ее характере и поведении «мужских» качеств. Во-вторых, определение «маскулинная женщина» несет в себе оценку, то есть характеризует женщину как мужеподобную.

Первая группа качеств, входящих в стереотип маскулинности описывает физические данные мужчин. От мужчин ожидается наличие физической силы, выносливости, высокой биологической (двигательной, силовой, сексуальной) активности. Причем имеется в виду, что мужчина не только обладает этими качествами, но и должен постоянно проявлять и на деле доказывать их наличие.

Личностные качества, входящие в стереотип маскулинности, в первую очередь характеризуют мужчин, как деятельных и активных , то есть способных выполнять инструментальную роль. Им приписываетсястремление к достижению, предприимчивость, решительность, настойчивость, отвага, целеустремленность, уверенность в своих силах, независимость, способность вести дела, зарабатывать деньги.

Поскольку в патриархальной культуре «власть» традиционно соотносится с мужским началом, а «подчинение» - с женским, то «настоящему мужчи­не» приписываются лидерские качества . Среди них – властность, влиятельность, способность принимать решения, объективность, ум, сила, авторитетность, стремление к лидерству и способность быть лидером. Перечисленные качества составляют не только идеал правителя, но и идеал мужчины, и воспроизво­диться на всех уровнях и микроуровнях власти (политическом, экономическом, социальном, семейном) .

Стереотипы относительно характеризуют мужчин как знающих и компетентных, рационально и логично мыслящих. Считается, что мужчины обладают более быстрым, по сравнению с женщинами умом, им в большей степени присуще абстрактное мышление и способность к критическому анализу, креативность.

В эмоциональной сфере маскулинность так же содержит позитивные характеристики. Мужчины воспринимаются как эмоционально устойчивые, то есть испытывают мало чувств и в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы самостоятельно, без помощи других. «Мужскими» так же считаются способность отделить рациональные доводы от эмоциональных, контроль над своими чувствами, сдержанность, они менее экспрессивны, чем женщины. Среди негативных характеристик, связанных с эмоциональной сферой - бесчувственность, неспособность к сопереживанию, холодность, черствость.

Стереотипы о поведении мужчин в межличностных отношениях непосредственно связаны с характеристиками их эмоциональной сферы. Они полярны, как по содержанию, так и по оценке. Мужчинам приписывается с одной стороны прямота, с другой, бестактность и грубость. Позитивные качества - самообладание, надежность, ответственность сочетаются в образе мужчины с эгоизмом, стремлением конкурировать, соперничеством, бесчувственностью, жестокостью. Справедливость противостоит отсутствию милосердия и жалости. Стереотипным является так же представление о непостоянстве мужчин, их неспособности выстраивать и поддерживать отношения с одной женщиной. Причем такое качество оправдывается убеждениями типа: «мужчины полигамны, потому что они так устроены от природы». Еще одна характеристика мужчин в сфере межличностных отношений может быть представлена понятием «мужская дружба», которое является синонимом понятию «настоящая дружба» и характеризует мужчин как надежных, преданных, способных к взаимовыручке.

В сфере морали образ мужчины так же имеет неоднозначный характер. В коллективном сознании укоренился набор мужских качеств, входящих в так называемый «мужской кодекс чести». Он включает благородство, честность, верность слову и долгу. С другой стороны, существуют большое количество стереотипов, согласно которым «мужчины - существа безрассудные, безответственные, и только женщина способна держать их в рамках», «мужчины по природе своей сексуально распущены, и, чтобы удержать их при себе, женщинам надо очень и очень стараться». Подобные убеждения разделяют и мужчины и женщины, и ни тех и ни других не смущает очевидное противоречие таких суждений. Например, что мужчины «по природе» и рациональны, и безответственны, хотя рационализм, казалось бы, должен порождать в человеке чувство ответственности.

Стереотипизации подвергается и набор социальных ролей . Маскулинность тради­ционно связывается с публичной сферой - участием в жизни общества. Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчин являются именно профессиональные роли. В связи с этим, мужчина воспринимается, прежде всего, как работник и гражданин.

Стереотип маскулинности соотносится с идеей успешности и статуса. От мужчин ожидается способность и стремление достигать определенного, желательно высокого социального положения (норма статуса) и уважения других . Норма успешности и статуса – это гендерный стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется его успехами на службе и величиной заработка. Мужественность, таким образом, конструируется вокруг положения в обществе, богатства и власти. В связи с этим, носителю традиционной мужественности предписывается никогда не останавливается на достигнутом, а постоянно двигаться вперед и дальше, подтверждая свой статус, вне зависимости от избранной им сферы (профессиональной, политической, спортивной и т.д.), так как «силу игрока смотрят по последней игре».

Завершая обзор содержания маскулинности, следует отметить стереотип антиженственности , который предписывает мужчинам избегать видов деятельности, моделей поведения и любых проявлений, которые в культуре считаются женскими. Данный стереотип выражается в виде запретов, и характеризует мужские качества через отрицание: мужчины не плачут; не проявляют слабость (не показывают что им страшно, больно); не ищут помощи, поддержки, не занимается женскими домашними делами и пр. Функциональное значение этих стереотипных запретов состоит в усилении «истинно мужских» качеств и обозначении границы, за пределами которой утрачивается мужественность, и те привилегии, которыми она наделяет мужчину .

Итак, в коллективном сознании образ «истинного мужчины» включают набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Маскулинность отождествляется с инструментальностью, то есть ориентацией на выполнение предметной деятельности, связанной с преодолением физических трудностей, функций руководства, поддержания дисциплины, «добывания», способах совладания с внешней средой и выполнения деятельности. Стереотипы маскулинности в большой степени категоричны, однозначны, о чем свидетельствуют нормы антиженственности. Однако следует отметить, что чрезмерная акцентуация маскулинных черт приобретает уже негативную оценочную окраску. Отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм, индивидуализм. В целом же, маскулинность в большей степени ассоциируется с положительными качествами, нежели фемининность.

«Женщиной не рождаются, женщиной становятся…».

Симона де Бовуар. 1

Прежде чем перейти к описанию стереотипов фемининности, следует развести два понятия: «фемининность» и «женственность». В словаре И.С. Ожегова нет слова «женственность», но есть «женственный», которое имеет следующее значение: «с качествами, свойствами женщины, мягкий, нежный изящный» . «Женственность» - это культурный термин, включающий ожидания, предписания и фантазии патриархального общества относительно женщины. Внимательное рассмотрение данного понятия позволяет выделить в нем три группы качеств: 1) физическая красота, изящество; 2) таинственность - меняющийся, неподдающийся точному описанию образ, что подтверждается такими чертами как обаяние, притягательность, соблазнительность, наличие влекущей внутренней силы, обладание мудростью, тайным знанием; 3) материнские качества: мягкость, нежность, теплота. По своему содержанию понятие «женственность» напоминает проекцию анимы. В связи с этим, определение, данное Большим социологическим словарем правомерно: женственность – «это категория, данная женскому образу или поведению патриархатом» . Как известно, анима имеет полярную структуру, и в ней присутствуют две стороны – светлая и темная.

В обыденном сознании женственность в большей степени наделяется позитивными качествами. Таким образом, в понятии и образе женственности заложены стереотипы коллективного сознания, которые характеризуют женщину как объект, призванный с одной стороны вызывать восхищение своей красотой, изяществом, с другой быть доступным, безопасным (мягкий, нежный). Когда про женщину говорят, что она женственна, то имеют в виду, что она обаятельна, красива, притягательной внутренней красотой, мягкая. Применительно к мужчине («женственный мужчина») данный термин означает отсутствие мужских качеств, чрезмерная мягкость, податливость, слабость, то есть имеет негативную окраску.

«Фемининность» - это научный термин. Стереотипы фемининности включают представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин .

Описание фемининности следует начать с анализа стереотипов относительно физических особенностей женщины, которые содержат физические характеристики и нормы. Согласно гендерным нормам, женщина не только должна быть физически привлекательной, но и обязана заботиться о своей привлекательности, поддерживать физическую форму, ухаживать за собой. Известное выражение «слабый пол» достаточно точно характеризует восприятие женщины как слабого существа: легко подверженного болезням, менее выносливое, по сравнению с мужчинами, нуждающееся в опеке и защите.

До сих пор коллективное сознание склонно воспринимать женщину не иначе как через ее репродуктивную функцию, значение которой заключается в рождении и воспитании детей, проявлении заботы о них и регулировании взаимоотношений внутри семьи. Поэтому в личностной сфере женщине в первую очередь приписывают качества, ассоциируемые с эмоциональностью. Как и маскулинность, в эмоциональной сфере фемининность содержит характеристики с разными знаками оценки, причем негативные оценки преобладают. Считается, что женщины чрезмерно эмоциональны, легко возбудимы и ранимы. Они тревожны, склонны к перемене настроения, жалобам, плаксивы, капризны, истеричны. Как позитивные оцениваются чувствительность и большая по сравнению с мужчинами эмпатия.

Восприятие интеллектуальных способностей женщин находится в тесной связи с приписываемой ми эмоциональностью. Существует убеждение, что, находясь во власти эмоций, женщины не способны рационально рассуждать, логически мыслить, они иррациональны, и даже глупы. В подтверждение этому можно вспомнить весьма распространенное выражение: «женская логика». Единственным социально-одобряемым атрибутом женщины в когнитивной сфере является интуиция - качество, которое отсутствует в стереотипном образе мужчины.

Стереотипные представления о поведении и качествах женщин, проявляющихся в межличностных отношениях, формируют весьма неоднозначный образ женщины, который соответствует известной логике гендерных стереотипов - полярность. Именно в этой сфере в большей степени проявляется механизм «расщепления» стереотипа на два противоположных элемента: «хороший» и «плохой». Обычно, как позитивные оцениваются такие «женские» качества как мягкосердечие, заботливость, тактичность, вежливость, чувствительность к состоянию другого, склонность к проявлению чувств, мягкость, нежность, застенчивость и скромность, любовь к детям, способность пожертвовать своими интересами, ради детей, семьи, благополучия близких. Среди негативных характеристик следует отметить стереотипное мнение о женском непостоянстве, о том, что в силу своей неуверенности, женщина может подвести и на нее трудно полагаться в серьезных ситуациях. Так же существуют довольно устойчивые стереотипы о том, что женщины не сдержаны, болтливы, ворчливы, хитрые, поэтому им не следует безоглядно доверять. В коллективном сознании глубоко укоренилось убеждение о том, что между женщинами не может быть настоящих дружеских отношений, женщины могут только конкурировать, а предмет их конкуренции - внимание мужчин, потому как они одержимы идеей замужества. В отношениях с мужчинами они способны проявлять хитрость и коварство, способны посредством своего обаяния и «женских чар» соблазнить, подчинить и даже погубить его. Подобные стереотипы о женщине вводят нас в сферу морали.

Стереотипы, характеризующие женщин с точки зрения морали , являются следствием того, как понимается в культуре ее предназначение, и какое место ей отведено в обществе. С одной стороны, как мать, женщина наделяется такими качествами, как добродетель, способность к самопожертвованию, душевность. Благодаря этим способностям она скрепляет семью, воспитывает детей, передает им социальные навыки, нравственные нормы, религиозные и эстетические ценности. Однако такой взгляд на женщин имеет и обратную сторону. Любое отступление женщины от традиционной роли матери и выход ее за пределы семьи негативно сказывается на ее моральном облике. Исследовательница Дж. Хантер, проанализировав образы женщин в истории, пришла к выводу, что процесс женской эмансипации со времен глубокой античности связывался с деструктивными социальными последствиями, с распадом морали и разрушением семьи. Так, в качестве одной из причин гибели Римской империи исследователи называют далеко зашедший процесс женской эмансипации . Таким образом, мы видим, что позитивные аспекты фемининности имеют целью закрепить за женщиной выполнение определенных ролей, и тем самым контролировать их выполнение, ибо любое отклонение от заданной роли дискредитирует ее в глазах окружающих.

Следует несколько слов сказать о негативном стереотипе «женщины-соблазнительницы». Как было сказано выше, гендерные стереотипы приписывают мужчинам большую искушенность в вопросах секса. Однако данный стереотип не умаляет достоинства мужчин, скорее наоборот. В отношении женщин взгляд иной. Женщина как сексуальный объект привлекает мужчину, сексуальное же влечение согласно христианской доктрине считалось греховным, но коллективное сознание винит не мужчину как носителя греха, а женщину («сосуд греховный»), так как именно она является первопричиной мужского греха. В более ранние времена мужчины боролись за внимание женщины, последствия таких состязаний порой были трагичными, но обвинялась женщина, так как она была причиной раздора, она сбивала мужчин с пути истинного. По сей день живут стереотипные представления о женском коварстве и неумеренной чувственности, и как следствие неверности, непостоянстве.

Стереотипное представление о женщинах приписывает им исполнение определенных социальных ролей. Фемининность связана с приватной сферой - семьей, домом, воспитанием детей, поэтому, стереотипные женские роли это в первую очередь - жена и мать, и только потом работница. Считается, что замужество и материнство остаются главными конечными целями женщины в соответствии с ее ожидаемой ролью в обществе. Однако следует отметить, что данный стереотип в настоящее время претерпевает существенное изменение. По мере того как все больше и больше женщин предпочитают работать, а не оставаться дома, представление о несовместимости деловой карьеры и женственности постепенно становится достоянием прошлого.

Стереотипы фемининности включают набор качеств, которые характеризуют профессиональные способности женщины. В связи с тем, что фемининность в первую очередь ассоциируется с пассивностью, нерешительностью, осторожностью и конформизмом. Предполагается, что женщины не способны занимать высокие управленческие должности и выполнять работу, предполагающую контроль ресурсов, и решение серьезных производственных проблем. Согласно исследованиям С. Филпс и Н. Остин, до сих пор бытует мнение, что женщины менее способны иметь дело с заданиями, требующими точного анализа, планирования, и испытывают трудности при работе с цифрами и бюджетом .

Стереотипным является убеждение, что природные качества позволяют женщинам заниматься в основном исполнительским и обслуживающим трудом, они лучше справляются с гуманитарными профессиями, социальной работой. Работа женщины в составе рабочей силы это чаще всего продолжение ее роли домохозяйки и матери. Все сказанное свидетельствует о наличии в коллективном сознании стереотипа о «непрофессиональности» женщин, согласно которому профессиональные способности женщин всегда значительно ниже мужских. Считается, что для выполнения работы ей требуется затратить больше усилий и времени, чем мужчине. Успехи женщины объясняются главным образом упорством, усердием и скрупулезностью, а не способностью рационально мыслить, принимать решения, умением грамотно организовать работу. Успех и достижения женщины воспринимаются либо как исключение, либо связываются с использованием непрофессиональных подходов, предполагается, что женщина продвигается за счет какого-то мужчины, а значит не честно.

Подробное рассмотрение содержания стереотипов маскулиности /фемининности позволяет сделать следующие выводы. Они не являются нейтральными, так как имеют оценочный характер, и они аффективно заряжены. В подавляющем большинстве позитивными считаются качества, соотносимые с маскулинностью. Стереотипы маскулинности /фемининости трактуют различия качеств, присущих мужчинам и женщинам как полярные противоположности. Смысл поляризации состоит в том, что представителям мужского пола приписываются наиболее ценные характеристики, значимые для поддержания статуса мужчин в системе властных отношений патриархального общества; так формируется образ «настоящего мужчины». Следовательно, «маскулинность» существует не иначе как в контрасте с «фемининностью». Стереотипный образ женщины как слабой, зависимой, эмоциональной иррациональной необходим, чтобы оттенить и усилить традиционный образ мужественности – сила, ум, рациональность, активность, самообладание.

Механизм противопоставления действует и внутри стереотипов маскулинности/фемининности, «расщепляя» каждый на два противоположных элемента. Поэтому стереотипные образы и мужчин и женщин всегда амбивалентны, содержат и «хорошие» и «плохие», характеристики. Причем противопоставляемые характеристики взаимосвязаны. Расщепление имеет цель укрепить «истинные» стереотипные образы существованием негативного «мужского» и негативного «женского» стереотипа, и тем самым контролировать и поддерживать установленный гендерный порядок. Такой процесс стереотипизации воссоздает в коллективном сознании упрощенные образы представителей мужской и женской групп, которые призваны репрезентировать сущность всех мужчин и всех женщин, не допуская возможных различий и исключений из общих правил. Совершенно очевидно, что таких мужчин и женщин, которые соответствовали бы стереотипным образам, не существует. В действительности же любой человек, независимо от пола есть уникальное сочетание личностных и профессиональных качеств, жизненного опыта, мотивов, ценностей и социальных достижений, которые в совокупности могут не только значительно отличаться от «истинных» образцов, но и опровергать их «истинность».

Гендерные стереотипы в различных культурах
Да и сами понятия «мужественность» и «женственность» при всей их общечеловеческой универсальности имеют определенную национально-культурную специфику.

А.В. Кирилина

Среди факторов, влияющих на гендерную стереотипизацию мужчин и женщин, исследователи выделяют этническую и расовую принадлежность человека, а так же его пол, возраст, уровень образования.

Наиболее изученным является влияние расового и этнического факторов на содержание гендерных стереотипов. Данными исследованиями в большей степени занимались американские ученые. Было выявлено, что чернокожие мужчины воспринимаются как менее компетентные, менее независимые, менее предприимчивые по сравнению с белыми. Чернокожие женщины, напротив, воспринимаются как более активные, более независимые и менее эмоциональные, по сравнению с белыми женщинами.

Латиноамериканским мужчинам приписывают гипермаскулинность, а женщинам - особую женственность, любовь, материнство, выносливость. Выявлена специфика восприятия француженок и французов, немцев и немок, женщин и мужчин из других национальных групп. Национальный стереотип («англичанин вообще», «немец вообще» и т.д.) базируется, как правило, на мужском стереотипе соответствующей нации.

Психологические исследования гендера проводились большей частью среди белых европейцев и американцев, представителей среднего класса. В связи с этим оставались открытыми вопросы: Существуют ли различия в восприятии мужчин и женщин в других культурах? Гендерные нормы и роли являются универсальными для всех культур, или же есть отличия? Каковы эти отличия? Какова роль культуры в создании и поддержании гендера? Получить ответы на эти вопросы позволили кросс культурные исследования.

Как известно, культура – это совокупность отношений ценностей, убеждений и форм поведения, разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка, и ли других средств коммуникации. Поэтому исследователи исходили из предположения, что в каждой культуре существует распределение полов по разным социальным ролям, за которыми закрепляются соответствующие нормы, ожидания, предписания, выраженные, в том числе и языке.

На сегодняшний день, наиболее масштабное кросс-культурное исследование было проведено психологами Джоном Вильямсом и Деборой Бест. В своей книге «Измерение стереотипов, связанных с полом: исследование тридцати народов» авторы представили обширный материал, об особенностях восприятия психологических качеств мужчин в разных культурах. Для этой цели ученые опросили мужчин и женщин из 25 стран. Респондентам предлагали список из 300 прилагательных, которые используются для описания людей и просили по каждому прилагательному решить, связывают ли его чаще с мужчинами или с женщинами. Результаты получились следующие.

В 19 из 25 странах (75%) качества приписываемые мужчинам и женщинам практически совпали. В этих станах количество прилагательных используемых для описания мужчин почти в два раза больше, чем для женщин (из 300 прилагательных 48 ассоциировались только с мужчинами и 25 прилагательных приписывались только женщинам). Список прилагательных указан в Таблице 2.

Проанализировав полученные данные, исследователи выявили общие закономерности в восприятии мужчин и женщин. Мужчины воспринимаются как рациональные, властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. Женщины как эмоциональные, зависимые слабые, боязливые сентиментальные, нежные и не деятельные. В целом образы мужчин и женщин совпадали с традиционными стереотипами, выявленными ранее.

Однако, Д. Бест и Дж. Вильямс нашли несколько исключений из общих «правил». Страны отличает степень дифференциации мужчин и женщин по приписываемым им психологическим качествам. В Германии и Малайзии дифференциация была ярко выражена, то есть образы мужчин и женщин сильно отличаются по своим характеристикам друг от друга. В Индии и Шотландии, напротив, такой дифференциации не выявлено.

Ученые так же заметили некоторые отличия в определении мужчин и женщин. Например, определения: «заносчивый», «ленивый», «шумный» «грубый», ассоциируемые в большинстве стран с мужчинами, в Нигерии их связывают с женщинами. В Малайзии прилагательные «напористый», «шутливый» ассоциируются с женщинами. В Японии женщин, а не мужчин воспринимают как хвастливых, неорганизованных, и несносных.

Была выявлена степень предпочтительности мужских и женских качеств. Страны значительно различались по предпочтительности, ассоциируемой с мужскими и женскими стереотипами.

Ученые получили данные, показывающие, что не во всех странах мужские стереотипы имеют позитивную окраску. Например, в Австрии, Бразилии, Перу, Италии мужские стереотипы оказались довольно неблагоприятные, в то время как в Японии, Нигерии, ЮАР и Малайзии они скорее благоприятные. В Италии, Перу и Шотландии стереотипы относительно женщин достаточно положительны, а в ЮАР, Нигерии, Японии и Малайзии они оказались отрицательными. Только в двух странах, (Финляндия и Тринидад) не обнаружены явные различия в предпочтительности мужских и женских стереотипов. В одиннадцати странах мужские стереотипные характеристики расценивались как предпочтительные, в двенадцати предпочтение отдавалось женским стереотипам.

Для объяснения различий между странами в предпочтении гендерных стереотипов, Бест и Вильямс сравнили данные страны по следующим показателям: экономическое, социальное развитие и основные вероисповедания. Единственным значимым фактором оказалась религия . Женские стереотипы были более благоприятными в тех странах, где традиции включают поклонение божествам и святым женского пола, и где женщине позволено участвовать в религиозных церемониях. В католических странах стереотипы, связанные с женщинами, расценивались как более положительные, чем в протестантских странах. Известно, что в католицизме существует культ Девы Марии, и сан монахини. В Пакистане женские стереотипы в большей степени носят негативный характер, чем в Индии. В исламской теологии Пакистана все значимые религиозные фигуры – мужчины, и отправление религиозных обрядов осуществляется только мужчинами. Основной религией

Таблица 2.

Статья посвящена проблемам социального познания. Рассматриваются механизмы стереотипизации и гендерные стереотипы как детерминанты взаимодействия гендерных подгрупп; понятие социального стереотипа - как близкое к понятиям «аттитюд» и «представление». Семантика содержания гендерных стереотипов определяется внутренним механизмом репрезентации индивидом всей системы социальных отношений. Выделяются виды гендерных стереотипов. Делается вывод об открытой попытке женщин претендовать на мужские социальные роли как о псевдоэмансипации, ибо социокультурная значимость собственно феминности не повышается. Рассматриваются свойства гендерных стереотипов, механизм их формирования, обусловленный процессом социализации, а также вопрос о формировании гендерных вербальных клише в культуре языка. Рассматриваются функции гендерных стереотипов. Подчеркивается роль социальных функций механизма стереотипизации в межгрупповых отношениях, служащих для объяснения, оправдания и сохранения «гендерной асимметрии». Делается вывод о социальном, в том числе и гендерном, стереотипе как опоре в конструировании индивидом непротиворечивой и упорядоченной картины социального мира.

Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерная группа, межгрупповые отношения, механизм стереотипизации

На сегодняшний день поиск человеком какой-либо опоры в процессе категоризации воспринимаемого мира в ситуации социальной неопределенности предопределяет интерес современной социальной психологиик исследованию детерминант процесса социального познания. Поиск и нахождение способов конструирования индивидом непротиворечивой и упорядоченной картины социального мира предполагает обращение к изучению ряда социально-психологических механизмов, одним из которых является механизм стереотипизации и связанная с ним проблематика изучения социальных стереотипов. В этой связи нам предстоит рассмотреть понятие гендерного стереотипа как разновидность социального стереотипа, определив его место в контексте взаимодействия гендерных подгрупп.

Гендерный стереотип как регулятор межгруппового взаимодействия

Говоря о регуляции межгруппового взаимодействия, о регуляции поведения и деятельности людей, необходимым представляется рассмотреть те факторы, которые непосредственно влияют на процесс общения и взаимодействия двух групп - «женщин» и «мужчин». Весь этот процесс опосредован множеством факторов: позициями участников взаимодействия, ролевыми ожиданиями, характером ситуации и видом взаимодействия, будь то кооперация или же конкуренция. Кроме того, человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. При анализе межгруппового взаимодействия в концепции диспозиционной регуляции социального поведения [Ядов, 1995] становится очевидным обращение к анализу «базовых социальных установок», социальных стереотипов по сути.

Понятие социального стереотипа было бы непрофессионально полностью обособлять от других близких и даже рядоположенных понятий, таких как аттитюд и представление, ведь грань между началом влияния одного и окончанием влияния другого эфемерна и никогда нельзя точно говорить о том, что в конечном счете сыграло ключевую роль и привело к тому или иному результату [Донцов, Емельянова, 1987]. Особенно сближаются в понимании и интерпретации социальные установки и социальные стереотипы, когда речь идет об аутостереотипах, представленных на уровне индивидуального сознания и обращенных к самой личности [Шихирев, 1999; Краснова, 2004; Рябова, 2008]. Механизмами стереотипов, обеспечивающих их действие и формирование, являются диспозиционные установки. Когнитивная часть стереотипов выполняет функцию основных законов гендерно-ролевой идеологии, а аффективная сторона стереотипа отвечает за соблюдение этих «законов» [Рябова, 2008].

Для нас важно обратить внимание и на тот факт, что «в диспозиционной системе имеет место позитивно-негативная асимметрия: на стадии адаптации к новым условиям ведущую роль в регуляции поведения принимают на себя диспозиции, связанные со стремлением не уклоняться от принятой субъектом социальной нормы, в дальнейшем же лидируют позитивные диспозиции как готовность к реализации интернализованных (т.е. усвоенных) субъектом ценностей и социальных установок. Осознанные диспозиции преимущественно доминируют в регуляции социального поведения в таких ситуациях, которые требуют активного напряжения усилий субъекта. В привычной же ситуации на первый план выдвигаются полуосознаваемые или неосознаваемые диспозиции, то есть социальные стереотипы» [Ядов, 1995, с. 175]. Таким образом, социальные, в том числе гендерные, стереотипы следует рассматривать как ключевую диспозицию, опосредующую взаимодействие на межгрупповом уровне.

Итак, гендерные стереотипы - это социально конструируемые категории «маскулинность» и «феминность», которые подтверждаются различным (в зависимости от пола) поведением, различным распределением внутри социальных ролей и статусов и поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально желательной манере и ощущать свою целостность и непротиворечивость. Д.Шнайдер выделяет «большую тройку» исследовательских стереотипов: гендерные, возрастные и расовые .

Гендерные стереотипы являются разновидностью социальных стереотипов, складываются в процессе общественной коммуникации, передаются индивидом в процессе социализации и играют важную роль в поддержании гендерной стратификации как вертикальной (мужчина «выше» на социальной лестнице, женщина - «ниже»), а не как горизонтальной (на основе гендерного равенства) [Краснова, 2004]. Бинарные оппозиции, «встроенные» в них, предопределяют положение человека в обществе, профессию, его стремления, цели и ценности [Селиванова, 2006; Fazio, Olson, 2003]. Идеи «мужественности» и «женственности» выступают как архетипы поведения, взаимодействий с другими людьми, социальных ожиданий и оценок. Уходя корнями в философию, мифологию и религию, эти идеи «мужественности» и «женственности», представленные в оппозициях власти и подчинения, порядка и хаоса, активности и пассивности, силы и слабости и др., ложатся в основу семантики гендерных стереотипов, закрепляясь в языке и тем самым предопределяя методы их исследования [Брагина, 2009]. «Язык как средство бытийствования стереотипов выражает коммуникативный и кумулятивный аспект гендерной системы общества» [Селиванова, 2006, с. 141].

Подобно тому как в лингвистике единое осознание смысла текста как разделяемого всеми достигается только путем существования общих (сформировавшихся под влиянием конкретной культуры), часто неосознаваемых пресуппозиций (как отвергаемых значений текста), так и в социальном познании социальные стереотипы (гендерные в частности) наполняются общей семантикой, погруженной в мир смыслов [Аллахвердов, 2000; Fazio, Olson, 2003]. Так, стереотип существует на пересечении вербально-ассоциативного (слова и конструкции), лингвокогнитивного (представление знаний о ситуации) и мотивационно-аффективного (механизмы оценки) уровней языковой личности [Буторина, 2009]. Таким образом, семантика содержания гендерных стереотипов становится внутренним механизмом репрезентации индивидом всей системы социальных отношений, определяя их одновременно и как форму существования массового сознания, посредством которой детерминируются процессы межгруппового взаимодействия в обществе.

Виды гендерных стереотипов

Рассматривая виды гендерных стереотипов, мы видим, что среди них могут быть выделены три группы [Пушкарева, 2003].

Первая группа - это стереотипы «мужественности» и «женственности»: эталоны, или, точнее, нормативные представления о том, какими психологическими и поведенческими свойствами должны обладать мужчины и женщины. Так, мужчина олицетворяет творческое начало, он активен; а женщина - репродуктивное, она пассивна. «Мужское» подразумевается лучше и выглядит самодостаточным, предполагает успешное исполнение задуманного, и наоборот. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, нежели женщинам [Пушкарева, 2003].

Подобная «несправедливость» нередко трактуется с обращением к идеям постфрейдизма, согласно которым мужчиной, в отличие от женщины, не рождаются, им становятся. Д.Гилмор, решая загадку мужественности, объясняет природу данного явления регрессией и ее связью с социальной ролью: психическое единство ребенка с матерью сменяется после порога сепарации-индивидуации осознанием своего «Я» и формированием гендерной идентичности. Для мальчиков подобный процесс происходит в более острой форме, а маскулинность выступает как новый и независимый социальный статус, который маркирует противоположность матери, и перманентная битва за мужественность - это борьба с регрессией. Мужчины являлись основными акторами социального действия, и мужественность была институционализирована [Бендас, 2005]. Маскулинность стала культурным выражением господства социальной группы, и в этом смысле феминность более связана с биологическим полом, а обладание статусом, ресурсами и престижем предназначается для мужчин и подпитывает миф о женской пассивности, сложившийся в силу не биологических, а культурных причин.

Вторая группа гендерных стереотипов закрепляет семейные и профессиональные роли в соответствии с полом. Половые роли как существующие в обществе стереотипы полоролевого поведения бытуют в виде представлений и ожиданий, которым каждый человек должен соответствовать, чтобы быть понятым и принятым. Они всегда нормативны [Пушкарева, 2003].

Для женщин главными социально-половыми ролями в соответствии со стереотипом являются роли семейные (мать, воспитательница, хозяйка), для мужчин - профессиональные. Успешность мужчины согласно стереотипному восприятию оценивается по его профессиональным достижениям, женщины - по наличию семьи и детей [Гендерные стереотипы в меняющемся обществе, 2009]. В культуре народов Кавказа подобные тенденции обострены по сравнению с православным обществом: здесь центр пространства семьи - среда женская. Женскому началу не свойственна мобильность, что делает женщину в глазах мужчин ущербной и малодееспособной. Но «защита родового гнезда» мужчиной осуществляется во многом благодаря женщинам, которые создают «оболочку» сродни материнскому чреву в виде одежды, добропорядочной репутации жены, наследников, что позволяет мужскому миру проявлять активность на ближних и дальних рубежах. Воспроизведение в социализации патриархальных гендерных стереотипов и статусов значимо и для народов Индии - независимое поведение женщины осуждается обществом. Все это подтверждает большую устойчивость и ригидность гендерных стереотипов, и даже их межкультурный статус.

Именно этой группой стереотипов и определяется «нормальность» женщины и мужчины, и она лежит в основе формирования негативных стереотипов (когнитивного компонента предубеждений) [Краснова, 2004]. Сегодня открытая попытка женщин претендовать на мужские социальные роли, по сути, есть псевдоэмансипация, ибо социокультурная значимость собственно феминности не повышается [Савельев, 2007]. И только подлинное развитие женственности - индустрия женской привлекательности и создание образа женственности, свободного от мужской оценки, - та ниша, где феминность пытается прорваться и занять равный с маскулинностью статус.

Интересно, что «маскулинность» определяется в большей степени социальными ролями, которые исполняет мужчина, а феминность связывается с природными (внешность), внутренними, индивидуально-личностными чертами. В связи с этим интересен также и тот факт, что люди с маскулинным и феминным типами гендерной идентичности в содержании гендерных стереотипов при восприятии образа (как мужчины так и женщины) в целом обнаруживают в качестве критериев оценки разные основания: так, маскулинные представители оценивают образ с точки зрения активности и достижений в деятельности, тогда как феминные основываются на большем числе описательных характеристик, основной из которых является привлекательность.

Исходя из этого главный для нас вывод заключается в том, что отсутствие отношений конкуренции между феминностью и маскулинностью, поиск такого поля взаимоотношений, где они не соперничали бы между собой, поможет в преодолении гендерных стереотипов [Савельев, 2007]. Тогда и в речевой практике (а именно в речевом поведении) их действительные изменения станут возможны только тогда, когда не просто изменятся речевые клише, а произойдут изменения в собственно ментальных стереотипах как «системе образов» [Буторина, 2009]. Однако маскулинизированные социальные институты пока не дают возможности двигаться дальше.

И, наконец, третья группа стереотипов касается различий в разделении труда. Согласно концепции «естественной дополнительности полов» удел женщин - дополнительный обслуживающий характер (экспрессивная сфера социальной жизни), а область деятельности мужчин - творческий, созидательный, руководящий труд (инструментальная сфера социальной жизни) [Пушкарева, 2003].

Свойства гендерных стереотипов

Стереотип является формой познания не только для личности, но и для социальных групп [Рябова, 2008]. В этом смысле наибольший интерес для нас будут представлять те свойства, которые наиболее значимы в контексте взаимоотношений гендерных групп.

К ним относятся, во-первых , схематичность как продукт группового обобщения и связанная с ней когнитивная функция гендерного стереотипа. В этимологии слова «стереотип» прослеживаются его семантика и соответствующие ей значения - «твердого», «засохшего» (греч.), а также «символа», «(про)образа», «изображения» (лат.).

Во-вторых ,эмоционально-оценочный характер гендерных стереотипов, который во многом связан с социальной функцией стереотипа. Важно лишь подчеркнуть, что аффективный и когнитивный компоненты относительно независимы друг от друга в стереотипе [Донцов, Стефаненко, 2008]. В-третьих , разделяемость: стереотипы являются разделяемыми представлениями, иначе они не имели бы столь сильного влияния на социальное поведение групп. Поскольку стереотипы разделяются большинством представителей группы, это позволяет говорить о культурной легитимности стереотипа. В-четвертых , гендерные стереотипы формируют социальную субъектность мужчин и женщин - как на уровне индивидов, так и в межгрупповых отношениях, поэтому они чрезвычайно устойчивы, консервативны и сравнительно медленно модифицируются под воздействием социально-культурных условий [Стефаненко, 2007; Рябова, 2008].

Но одновременно гендерные стереотипы могут считаться и гибкими, так как их содержание корректируется в зависимости от социального контекста, например от статуса субъекта и объекта стереотипизации. Так, С.Фиске установила, что «группы с более высоким статусом обычно рассматриваются как более компетентные, а низкостатусные - как обладающие хорошими навыками межличностного общения» [Рябова, 2008, c. 51]. Именно подобные проявления гендерного стереотипа мы и находим в отношениях гендерных групп. Кроме того, важно понимать, что на содержание гендерных стереотипов оказывают влияние и изменение статуса, и возрастной, и этнический факторы . Так, информация о статусной позиции индивида снижает роль гендерных стереотипов в его восприятии.

Формирование гендерных стереотипов

Вопрос о формировании гендерных стереотипов традиционно рассматривается в связи с вопросом социализации. Кратко напомним о нем, не вдаваясь в детали существования социального и индивидуального подходов к природе стереотипов. Так, результатом категоризации социального опыта, предопределенного культурой и воспитанием, являются социальные (и гендерные) стереотипы. Формируемые в процессе взаимодействия людей представления о социальных связях и отношениях носят преимущественно прикладной характер и в силу этого приобретают форму типизации - привычных оценок, ожиданий, взглядов и предубеждений . Последние со временем становятся предписаниями, которые направляют и корректируют поведение, общение и деятельность людей. «Когнитивная сторона процесса усвоения гендерной роли, самокатегоризация и познавательная информация, получаемая ребенком от взрослого, становятся основополагающими элементами при формировании гендерного стереотипа как моральной ориентации» [Цит. по: Хвостов, 2000, c. 197].

Социальный конформизм (напомним, что женщины более конформны к групповому давлению) стимулирует выполнение этой предписанной (ожидаемой) роли, придает ей социальный статус (посредством общественной поддержки и признания) и предопределяет функциональное состояние его носителя (социальную идентификацию). Под воздействием механизмов социальной идентификации социум распадается на группы, устанавливаются сферы влияния каждой общности, формируются барьеры между ними, которые призваны сохранять социальную дистанцию между гендерными группами [Стефаненко, 2007]. Как справедливо замечает Т.Рябова, «стереотипы не только устанавливают неравенство: они его оправдывают» [Рябова, 2008].

Рассматривая вопрос о формировании гендерных вербальных клише, следует также обратиться к культуре языка, в которой гендерные стереотипы, согласуясь с практиками повседневности, формируют обыденное сознание и опосредуют в него миф как «само собой разумеющееся знание», «знание здравого смысла» [Брагина, 2009]. Через пресуппозиции и признаки всеобщности (хорошо известно, что … все знают, что … и т.д.) высказывания приобретают свойства повседневности и неопровергаемости.

Противопоставления (мужчина - женщина) в некоторых своих значениях приобретают провокативный характер и, центрируясь на отрицательных оценках (и соответствующей интерпретации как гендерно-дифференцируемой), становятся основой для формирования устойчивых предубеждений в отношении гендерных подгрупп. Так, «в них проявляется война полов, мифологическая по сути и регулярно мифологизируемая» [Брагина, 2009, c. 355]. Таким способом они легализуются, закрепляют свой статус и получают вербальное выражение в форме устойчивых и воспроизводимых фрагментов текста (клише, идиом, устойчивых словосочетаний). Одним из частых проявлений таких высказываний является повседневное городское общение - микродиалоги в типичных коммуникативных ситуациях. Таким образом, само содержание стереотипа предопределяется контекстом его использования.

Итак, мы подошли к вопросу о функциях гендерных стереотипов.

Функции гендерных стереотипов

Особое внимание в данном разделе будет уделено гендерным стереотипам микроуровня, то есть соотнесению их воздействия с объективными интересами гендерных групп как социальных субъектов.

Условно можно разделить функции гендерных стереотипов на две группы: психологические и социальные.

К психологическим относятся когнитивная и ценностно-защитная функции. Когнитивная (когнитивно-адаптационная) функция, состоящая в упрощении и систематизации знания, полученного индивидом из окружающей среды, которая служит для экономии усилий индивида при восприятии сложных объектов [Андреева, 2005; Рябова, 2008; Донцов, Стефаненко, 2008; Буторина, 2009]. За пределы самой первичной информации об объекте индивид в процессе познания выходит лишь тогда, когда данный объект становится релевантным его текущим целям. То есть субъект стереотипизации наделяет объект социальной ролью и статусом, что позволяет ему интерпретировать поведение другого, а также предсказывать его в дальнейшем, так как знание, полученное об одном представителе группы, индивид распространяет на всю группу.

Ценностно-защитная функция, связанная с созданием и поддержанием ценностей индивида и группы. Стереотипы активируются не только для объяснения, но и для оправдания и защиты своих взглядов и поведения [Стефаненко, 2007], а также для поддержания групповых ценностей, оправдания и рационализации поведения по отношению к чужой группе (как оправдание дискриминационного поведения). Проведение границы с аутгруппой способствует и поддержанию коллективной самооценки - как ингрупп, так и аутгрупп [Рябова, 2008; Стефаненко, 2007; Донцов, Стефаненко, 2008]. Кроме того, уровень негативной стереотипизации аутгруппы возрастает в случае непосредственной экономической и политической угрозы с ее стороны.

Социальные функции направлены на поддержание социального порядка и обусловлены способностью стереотипов выступать фактором социальных отношений. Это, во-первых, функция поддержания социального контроля, а именно системы процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Она осуществляется в форме самоконтроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, интернализованные в процессе социализации, и в форме внешнего контроля в виде совокупности системы поощрений и принуждений (социальных санкций).

Стереотипы включаются в практики нормализации, устанавливающие различия между нормой и девиацией [Рябова, 2008]. Ингрупповой прототип отражает обобщенный образ типичного представителя данной группы [Андреева, 2005]. Прототипичность связана с феноменом деперсонализации, поскольку она подразумевает восприятие других с точки зрения групповых норм (теория самокатегоризации Дж.Тернера [Тернер, 2003]). Прототип устанавливает эталон поведения, обладающий нормативным характером [Андреева, 2005]. Кроме того, гендерный стереотип становится элементом внутреннего социального контроля, поддерживающим социально приемлемые образцы поведения.

Нормативность очень важна для гендерных стереотипов в силу значимости для индивида гендерной идентичности. В этом смысле мужчины не меньше женщин испытывают на себе влияние нормативности гендерных стереотипов, демонстрируя окружающим иногда чрезмерные «стандарты мужественности». Кроме того, нормативность влияет и на самооценку и уровень притязаний мужчин и женщин. Так, из идей Р.Мертона появилась гипотеза «самореализующегося пророчества». Поэтому если женщина развивает негативный стереотип женственности, то она программирует себя на неудачу.Исследователи показали [Рябова, 2008], что мужчины также программируют свое поведение в соответствии со стереотипами маскулинности (доминирование, высокая конкурентоспособность, успешность), но в случае неудачи мужчины испытывают больший стресс и у них в отличие от женщин сильнее понижается самооценка.

В целом важным для нас становится тот факт, что характерной особенностью женщин как гендерной группы является склонность приписывать положительные качества группе мужчин и недооценивать достоинства собственной группы, что является следствием низкого статуса группы женщин. В межгрупповых отношениях социальные функции стереотипизации служат для объяснения, оправдания и сохранения существующих отношений, поддерживая тем самым сложившуюся «гендерную асимметрию» [Стефаненко, 2007; Брагина, 2009].

Кроме того, к социальным функциям относятся функция социализации и интеграционная функция. Последняя выступает как фактор консолидации не только «групп» мужчин и женщин, но и социума в целом. Напомним, что на институциональном уровне гендерные стереотипы включены в производство и поддержание гендерного неравенства, которое пронизывает структуру и функции всех общественных институтов - от семьи до государства. Поскольку происходящие социальные процессы весьма динамичны, нормативно-ценностные ориентиры населения пребывают в стохастическом состоянии, возникает интерсубъективная потребность в «незыблемых» ценностях и образцах «социально должного» поведения, и гендерные стереотипы способны выполнять эту функцию. Кроме того, гендерные стереотипы призваны маскировать, затушевывать существующие гендерные проблемы или предлагать мнимые подходы к их решению.

К консолидирующей функции относится также способность проводить границы между cвоими и чужими , а также оценивать соответствие членов ингруппы аутостереотипу, что служит причиной продуцирования внутренних иерархий и границ и оценки других как «внутренне чужих», например [Рябова, 2008]. Стереотип, как правило, фиксирует именно отличительные черты социальной группы, дифференцирует их. В теории социальной идентичности акцентирована роль сравнения в социальной категории: оценки групп носят относительный характер - оценка ингруппы осуществляется в зависимости от оценки аутгруппы, в этом смысле гетер- и аутостереотипы взаимосвязаны.

Социальная категоризация выступает как неотъемлемая часть любых межгрупповых отношений [Стефаненко, 2007]. Именно стремление к позитивной идентичности достигается путем сравнения с аутгруппой (процесс межгрупповой дифференциации) и атрибуции ей негативных качеств. В этом смысле аутостереотипы, как правило, более позитивны, чем гетеростереотипы, - становятся основанием для поддержания позитивной групповой идентичности.Как результат этого были получены три важных следствия: представители аутгруппы воспринимаются, во-первых, как более отличающиеся от представителей ингруппы, чем в действительности; во-вторых, как более однородные, чем представители ингруппы; в-третьих, как менее позитивные.

Кроме того, при легитимных отношениях между группами (как в случае гендерных групп и гендерной иерархии) удается достичь позитивной социальной идентичности и избежать конфликта. Уровень негативной стереотипизации возрастает в отношении членов двойных аутгрупп (например, женщина-водитель нерусской национальности).

Кратко рассмотрим достижение групповой идентичности индивидом, и в связи с этим обратимся к теории самокатегоризации Дж.Тернера. В соответствии с ней актуализация групповой идентичности приводит к тому, что и себя индивид воспринимает в терминах групповой принадлежности, то есть деперсонализируется (самостереотипизация) - движется к полюсу социальной идентичности на континууме. Важным становится и то положение, что представители низкостатусных групп для сохранения положительной социальной идентичности выбирают для сравнения те критерии, по которым они превосходят высокостатусную группу [Рябова, 2008; Стефаненко, 2007].

Так, при рассмотрении проблематики гендерных стереотипов на межгрупповом уровне важно понимать их функции и то, как они организуют и детерминируют как поведение субъектов стереотипизации (аутостереотипы), так и интерпретацию ими действий и поведения других групп.

Заключение

Представив достаточно полную картину того, чем же является гендерный стереотип, как он формируется, какие виды его выделяют многие авторы и, наконец, каким функциям он служит, - то есть в целом, раскрыв причины, которые вызывают и актуализируют его в современных условиях, мы с полной уверенностью можем сделать выводы, касающиеся роли гендерного стереотипа в межгрупповом взаимодействии.

Во-первых, гендерные стереотипы отражают некоторые объективные характеристики позиции гендерных групп. Во-вторых, гендерные стереотипы приемлемы как для мужчин, так и для женщин, однако выраженность критической рефлексии выше у женщин. И, в-третьих, существующие гендерные стереотипы являются непосредственными детерминантами межгрупповых отношений, во многом регулируют их и служат теми интерсубъективными конструктами, к которым представители гендерных групп апеллируют в разных жизненных ситуациях.

У.Липпман подчеркивал, что проблема современного человека заключается не в том, чтобы привести индивиду свой внутренний мир в согласие с реальностью, а в том, что именно эта реальность оказывается для него недостижимой. Задача стереотипа - помочь человеку существовать в этом мире и быть социально точным, опираясь на «образы в наших головах» [Донцов, Стефаненко, 2008; Андреева, 2005].

Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000.

Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. 3-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2005.

Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.

Брагина Н.Г. Мифология стереотипа и обыденное знание // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. статей / сост. и отв. ред. Л.Л.Федорова. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2009. С. 348-356.

Буторина Е.П. Стереотипы в описании черт характера при деловом общении // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. статей / сост. и отв. ред. Л.Л.Федорова. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2009. С. 378-394.

Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного социологического исследования / под ред. Н.М.Римашевской. М.: ИЭП РАН, 2009.

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Донцов А.И. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: Вчера, сегодня, завтра // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 170-187.

Краснова О.В. Стереотипы и аттитюды к пожилым людям: (опыт соц.-психол. исслед.). М.: Прометей, 2004.

Пушкарева Н.Л. Гендерная асимметрия социализации ребенка в традиционной русской семье // Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем / отв. ред. И.М.Семашко. М.: ИЭА РАН, 2003. С. 4-25.

Рябова Т.Б. Пол власти: гендерные стереотипы в современной российской политике. Иваново: Изд-во Иван. гос. ун-та, 2008.

Савельев Ю.Б. Либеральный гендерный порядок и гендерные стереотипы // Гендерные стереотипы в современной России / сост. и общ. ред. И.Б.Назарова, Е.В.Лобза. М.: Макс Пресс, 2007. С. 39-48.

Селиванова О.С. Гендерные стереотипы как способ репрезентации патриархатной культуры: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук. Екатеринбург, 2006.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. для вузов. 4- е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2007.

Тернер Дж . Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003.

Хвостов А.А. Гендерные особенности морального сознания // Вопросы психологии. 2000. N 1. С. 195-206.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология: учеб. пособие. М.: Наука,1999.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1995.

Doise , W ., Dubois , N ., Beauvois , J - L . La construction sociale de la personne. Grenoble: Presses univ. de Grenoble, 1999.

Fazio, R.H., Olson, M.A. Implicit measures in social cognition research: Their meaning and use // Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54(1). P. 297-327. doi:10.1146/annurev.psych.54.101601.145225

Schneider D.J. The psychology of stereotyping. New York: Guilford press, 2004.

Сведения об авторе

Кабалевская Александра Ивановна . Аспирант, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль сайт
Кабалевская А.И. Представления о гендерных стереотипах в современной социальной психологии. Психологические исследования, 2012, No. 2(22), 4.. 0421200116/0016.

ГОСТ 2008
Кабалевская А.И. Представления о гендерных стереотипах в современной социальной психологии // Психологические исследования. 2012. № 2(22). С. 4. URL: (дата обращения: чч.мм.гггг). 0421200116/0016.

[Последние цифры - номер госрегистрации статьи в Реестре электронных научных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр". Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" - дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

(англ. Gender based stereotypes)

1. Взгляды и оценки, которые, как правило, основаны на гендерных предубеждениях, на сексизме, а не на рациональном знании.

2. Один из видов стереотипов социальных, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном.

3. Стереотип восприятия человека по принципу пола, который исходит из того, что все люди, принадлежащие к одному полу, похожи друг на друга, имеют существенное сходство в неких важных аспектах их жизнедеятельности.

4. Сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

5. Упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей.

Пояснения:
Стереотипы гендерные исторически сформировались в традиционной патриархальной культуре, которая отводила главную роль в социальной, экономической и политической жизни мужчине. Основной, ключевой принцип стереотипного изображения представителей мужского гендера - выделение его пола как важнейшей, ключевой социальной характеристики, как ведущего статусного показателя, определяющего доминирующее положение мужчин в системе властных отношений. Сама принадлежность к мужчинам делает любого представителя этой гендерной общности более высоко ценимым в общественном мнении, нежели любого представителя противоположного гендера. Поэтому модель гендерных отношений выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

Можно выделить бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине:
Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность. Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты. Мужчина логичен, полон инициативы, более рационален, его мышление отличается абстрактностью и склонностью к обобщениям. Женщина инстинктивна (интуитивна), склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты. Женщины конкретны в своей мыслительной деятельности, их интересуют конкретные вещи.

Инструментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность. Женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны.

Власть - подчинение. Женскими считались преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные – властные качества. Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, быть покровителем и вождем, право женщины - в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя.

Порядок - хаос. Мужское начало - проявление порядка, а женское - беспорядка (хаоса).
Каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности. Мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать её, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. Мужчинам свойственно фокусироваться на одной проблеме, а женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия.
В современной культуре очень часто женщин, которые могут думать и наслаждаться мыслительным процессом, обвиняют в мужеподобности. А так как эмоциональные проявления и экспрессивность ассоциируются с женской социально-половой ролью, они не считаются мужскими. И пока мужчины, переживающие тонкие и глубокие эмоции, будут считаться в обществе женоподобными, они не смогут полностью реализовать свой мощный потенциал с учетом ограничений, накладываемых на эти «женские» проявления культурой. Следует помнить, что как женщина способна развивать свое мышление так, чтобы оно стало эквивалентно мужскому, так и мужчина может дифференцировать свои потребности и чувства не хуже женщины. Кроме того, следует помнить о разных типах мужчин и женщин, содержащих в различных вариациях фемининные и маскулинные проявления. Только изменение стереотипов культурных поможет полной реализации личности, сочетающей в себе как мужские, так и женские качества.

Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Женщины же более осторожны, отзывчивы и демократичны. Они на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, авторитарны и решительны.

Сила Я - слабость Я. Стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности, у мужчины – сильная, у женщины - слабая.

Импульсивность, активность - статичность, пассивность. Сила, активность, движение исходят из мужского начала, женское начало дает только пассивность. Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.

Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм. Бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство.

Наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается «смесь» биолого-психологических признаков своего и противоположного пола.
Выделяют четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный. Но следует понимать, что двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную. Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принимающей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских.

Как и всякий стереотип социальный, Стереотип гендерный предельно обобщает качества лиц, принадлежащих к одному полу. Следование стереотипному восприятию приводит к неточному восприятию личности, к запоминанию только той информации о ней, которая соответствует усвоенному ранее стереотипу. Так, пол ребенка прямо влияет на то, как его воспринимают взрослые: мальчиков чаще запоминают и характеризуют как активных, агрессивных, даже если они не проявляют подобных качеств в конктерных наблюдаемых случаях. Кандидата-женщину чаще воспринимают как плохого оратора, проигрывающего кандидату-мужчине в дебатах, даже если они говорят одно и то же. Люди чаще категоризуют друг друга по полу, нежели по другим социально-демографическим признакам, а также тот факт, что находящегося в гендерном меньшинстве человека окружающие чаще всего будут оценивать именно по биологическому полу, а не по профессиональным или иным качествам. Именно поэтому в предвыборных кампаниях критическое внимание аудитории привлекают редкие кандидаты-женщины: их оценивают куда строже по всем параметрам, чем мужчин.

Стереотипы гендерные часто приводят к созданию в сознании ложных связей между гендером и теми или иными качествами, навыками или формами поведением людей. Так, основываясь на стереотипе о том, что женщины меньше склонны к математике, чем мужчины, можно приписывать всем женщинам нелюбовь к этой науке, установить так называемые иллюзорные корреляции (между полом и успехами в математике, бизнесе и т.д.).
Стереотипы гендерные могут играть негативную роль в трудовой и политической сферах: согласно Стереотипам гендерным, женщины больше интересуются семьей, чем работой или политикой, поэтому женщине труднее получить продвижение или занять общественную должность, чем мужчине.
Прочность Стереотипов гендерных ведет к тому, что даже получение информации, в корне противоречащей стереотипу, далеко не всегда ведет к их разрушению.

Стереотипы гендерные передаются в процессе социализации. На ранней стадии социализации, гендерная категоризация играет большую роль в моделировании поведения детьми. Дети начинают подражать взрослым, имитировать их поведение, опираясь на традиционные характеристики мужских и женских ролей. Они получают соответствующее подкрепление в зависимости от того, насколько верно они моделируют эти роли, формируют понятия о мужественности и женственности.
Дети чаще и охотнее проявляют интерес к моделированию действий, характерных для их собственного гендера, и таким образом получают и закрепляют информацию о социальных ролях, якобы предписанных культурой и природой (а по сути, социально сконструированных) мужчине и женщине.
Семья и школа формируют Стереотипы гендерные, а последующая жизнь просто закрепляет их.

Действия на основе Стереотипов гендерных могут вызвать так называемые самореализующиеся пророчества, например, мужчина, уверенный в том, что женщины не могут хорошо водить машину, и заявляющий об этом своей жене, сидящей за рулем, может вывести ее из равновесия и тем самым спровоцировать аварию. Подобные пророчества часто самореализуются в семьях, где партнеры оценивают друг друга в соответствии со Стереотипами гендерными и ведут себя, заведомо ожидая стереотипного поведения от другого.

Стереотипы гендерные используются в познавательном процессе и выступают регуляторами поведения людей на бессознательном уровне. Они широко используются в массовой культуре, особенно в голливудских фильмах с традиционными образами беззащитных сексуальных красавиц-женщин и мужественных защитников-суперменов. Те же стереотипы представлены в народном творчестве, мифологии.
Стереотипы гендерные могут использоваться для дискриминации представителей женского пола наряду с другими социальными категоризациями - раса, этническая принадлежность. Однако гендерная категоризация - самая сильная и используется чаще других.
В некоторых случаях Стереотип гендерный может стать стигмой.

Стереотипы гендерные редко поддаются коррекции, для их изменения требуются весьма значительные промежутки времени, часто жизнь поколений.

Люди естественным образом отличаются друг от друга - у них бывает разный цвет кожи и волос, они принадлежат к разным народам и говорят на разных языках, однако самыми яркими и бросающимися в глаза отличиями являются отличия по половым признакам - традиционная разница между мужчинами и женщинами. Различия эти влияют на нашу жизнь и наши представления о должном. Но даже половые, биологические различия являются всего лишь фундаментом других, формируемых культурой и обществом рамок, норм и стандартов. Эти стандарты - гендерные стереотипы - приобретают устойчивый вид в качестве общепринятых убеждений в том, как должны себя вести и и женщины.

Подобные представления существуют в каждом обществе, но в зависимости от исторического периода или географической территории, устоявшиеся мнения о том, какова социальная роль и предназначение «настоящих» мужчин и женщин, очень изменяются. Общепринятые устойчивые представления в каком-либо конкретном обществе о должном "женском" и "мужском" поведении, их предназначении, социальных ролях и деятельности, определяются социокультурной средой и, соответственно, подвержены изменениям. Хотя наши различия могут и помогать, и мешать нам жить, гендерные стереотипы чаще всего мешают развитию личности, потому что формируют гендерные ожидания, по которым другие люди судят о нас и нашем поведении и диктуют нам, что мы должны и не должны делать, чтобы этим ожиданиям соответствовать.

Человеческая культура исторически складывалась так, что различия между полами играли большую роль, чем различия индивидуальные. Более того, в общественном сознании и психологии закреплялись установки, когда определенные обобщенные черты и характеристики, присущие определенной части мужчин и женщин (не обязательно большей) распространялись на весь женский или мужской пол. Так формируется гендерный стереотип, который переносит биологические черты на поведенческие особенности и у мужчин и женщин, а также взаимоотношения между ними, и закрепляет эти особенности в качестве обязательных. Например, если половые различия диктуют такие формы поведения, что женщины могут кормить грудью или рожать, а мужчины могут зачинать ребенка, то эти признаки, вследствие психологической стереотипизации, переносятся и на Большинство Древнего мира утверждали гендерные стереотипы, говоря о том, что мужское начало - это нечто инициативное, деятельное, логическое, доминирующее, а женское - пассивное, страдательное, принимающее, интуитивное.

Такие представления обусловили традиционное ролей мужчин как смелых, сильных, агрессивных, честолюбивых, разумных, а женщин, как эмоциональных, слабых, покорных, неспособных к глубоким размышлениям. Этот дисбаланс, часто выдаваемый за природное равновесие полов, на самом деле порождает гендерное неравенство. Прежде всего, женщины считались неспособными к рациональному мышлению, управлению и расчету, чуждыми науке и порядку, а также всему, что связано с самоконтролем. Во-вторых, эти убеждения оправдывают дисбаланс власти, подчиняющий женщину мужчине, как в семье, так и в обществе. Ведь они описывают женщину как покорную сильному и активному мужчине и дающую свою любовь ему в дар за покровительство, и одновременно как существо, которое не может ни управлять домашним хозяйством, ни государством, ни самостоятельно распоряжаться деньгами.

Гендерные стереотипы часто используются в качестве оправдания насилия над женщинами, ведь они формируют искаженное представление о психологии женщины - что ей якобы нравится, что ее третируют, бьют, унижают и даже насилуют. Даже Зигмунд Фрейд писал о том, что мазохизм - это признак женской сущности. Стереотипы в этой области порождают серьезные социальные проблемы - они являются причиной дискриминации представительниц прекрасного пола, они лишают женщин достоинства и заставляют их привыкать к своей униженной роли, а вследствие этого, терпеть насилие и не бороться за свои права.