Исследование межличностных отношений младшего школьника
Интерьвью "ВОЛШЕБНЫЙ МИР"

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д.
Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

- Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
- Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
- А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
- А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь.
Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
- Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
- Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.) .
Затем волшебник попадает в школу.
- В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
- Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?
- Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
- Что бы ты сделал для себя? Почему?
- Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
- А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
- Спасибо, ты - настоящий волшебник!
- Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
- Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему? - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
- Ты можешь превратиться в любое животное.
- Ты каким бы животным хотел стать? Почему? - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

    маленький козленок, олененок

    обезьяна

  • птичка (например, синица)

Ты отлично справился с заданием.
- Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
- А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)? - А почему... (2-й невыбранный вариант)?
- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
- Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
- А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Нравится (Не нравится?) Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
- Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3: а, б, в?
- А почему (именно эти) ?
- Отлично. А подумай:
- Чего больше всего боятся дети? Почему?
- Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
- А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
При интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т. е. стремлению показать себя в лучшем свете.

Интерпретационные портреты объектов

Принц, принцесса:

    потребность вызывать восхищение, быть центром;

    стремление к богатству, роскоши, изобилию;

    потребность быть благородным, отзывчивым;

    потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как "плохое" качество) .

Король, королева:

    потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):

    потребность помогать, защищать других;

    потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за "плохих" качеств).

Волшебник:

    стремление к власти, силе;

    потребность в творчестве, изобретательности, активности;

    потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция);

    стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за "плохих" качеств, противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).

Дракон

часто отвергается из-за жестокости, агрессивности, безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.

"Характеристики" животных

Кошка:

    потребность быть полезным, помогать другим;

    потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;

    потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;

    потребность в безопасности, доме, удобстве;

    потребность в физической проворности, ловкости. Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: "люди ее мучают и обижают".

Лев:

    Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность силе:
    агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;

    потребность в свободе, независимости;

    желание быть красивым, вызывать восхищение.

Маленький козленок, олененок:

    потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;

    потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;

    потребность в свободе.

Змея:

потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция.

Орел:

    потребность в свободе, "взлете";

    потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);

    потребность в доминировании (царь птиц);

    частично агрессивная и защитная позиция.

Мышь:

выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция).
Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.

Обезьяна:

    потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности;

    потребность в лакомствах, сладостях;

    клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление;

    потребность быть умным, изобретательным;

    потребность быть милым, привлекательным.

Тигр:

    потребность в физической силе;

    исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать;

    потребность вызывать чувство страха.

Заяц:

выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности:

    потребность вызывать удивление, быть красивым;

    потребность свободы.

Собака:

    потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить;

    потребность в красивом внешнем виде, быть милым;

    агрессивная позиция ("может кусаться") или защитная позиция;

    потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности, принадлежать кому-нибудь, иметь кого-нибудь для себя.

Птичка (например, синичка):

    потребность свободы, "взлета", независимости:

    потребность быть любимым;

    потребность приносить радость;

    потребность быть полезным;

    потребность в красивом внешнем виде;

    потребность в уверенности, избегать опасности;

    потребность во впечатлениях, в познании. Отвергается из-за беззащитности, постоянной опасности.

Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) - ответ "не знаю", или индифферентный, или отрицательный ответ "ничего". Если ребенок перечисляет "подарки", то можно сказать: "хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи" - иногда удается получить ценную информацию. Оптимальным является клише: "...хорошо, а что еще?".

Для детей, имеющих нарушения в развитии можно использовать картинки для предъявления.

Стимульный материал 1:

Стимульный материал 2:


Реферат

... исследования : процесс изучения особенностей и коррекции межличностного общения младших школьников при умственной отсталости. Предмет исследования : межличностные отношения детей младшего ...

  • Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план мбоу сош №17 программа духовно нравственного развития, воспитания младших школьников

    Программа

    Резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с... обучения и здоровья школьников - комплексная диагностика: исследование состояния здоровья... его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками...

  • Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников 51 Анализ результатов контрольного эксперимента по выявлению особенностей развития эмоционально-волевой сферы младших школьников 57 63

    Программа

    ... ]. В этом отношении младший -школьник мало отличается от... В. Амен. Результаты исследования в группе испытуемых младших школьников , воспитывающихся в условиях... коррекции эмоционального состояния и межличностных отношений в среде воспитанников детского...

  • В. А. Сухомлинский Мотивация младших школьников

    Документ

    Учителем и учеником, а также благоприятных межличностных отношений в классе. Не навязывание учебных... исследования мотивации учения младшего школьника » Матюхина М.В., Саблина Т.А. «Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников » ...

  • Методическая разработка Экологическая игра как средство воспитания любви к природе младших школьников

    Методическая разработка

    Мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному... ней решаются проблемы межличностных отношений , приобретается опыт взаимоотношений... знаний, умственных навыков и умений. Исследованиями Е.И. Удальцовой, А.И. Сорокиной, ...

  • Проективная методика. Предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка. Представляет собой полустандартизированное , в котором намечена общая «логика» (канва) задаваемых вопросов.

    Первую часть диагностического комплекса можно отнести к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя с всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т.п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

    Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д.

    Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.

    Текст методики

    Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

    Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

    а. - А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

    б. - А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

    Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

    Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).

    Затем волшебник попадает в школу.

    В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

    Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?). Почему?

    Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

    Чуть не забыли о тебе!

    а. - Что бы ты сделал для себя? Почему?

    б. - Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

    А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

    Спасибо, ты - настоящий волшебник!

    Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

    а. - Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

    б. - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

    Ты можешь превратиться в любое животное.

    а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

    б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

    в) маленький козленок, олененок,

    ж) обезьяна,

    к) собака,

    л) птичка (например, синица).

    Ты отлично справился с заданием.

    Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

    а. - Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?

    б. - А почему ты не хочешь стать... (1-й не выбранный вариант)?

    в. - А почему... (2-й не выбранный вариант)?

    А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

    Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, ребенка).

    А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

    Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

    А почему а, б, в?

    Отлично. А подумай:

    а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

    б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

    в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?

    Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

    Интерпретация

    Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

    В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.


    Просмотров: 9576
    Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Проективные методики

    Апробация на 93 детях (53 мальчика и 40 девочек).

    Кем бы ты хотел быть?

    Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.11, 7.12):

    Сказочные герои........................ 74,1

    Животные.................................... 11,8 %

    Реальные лица............................. 9,7

    Другие варианты........................ 2,2

    Не знаю........................................... 2,2

    Таблица 7.11 . Сказочные герои (абсолютная частота)


    ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    Таблица 7.12. Животные (абсолютная частота)

    Девочки , Лет

    Мальчики , Лет

    Частота ,

    Реальные лица: мама, учительница, повариха, капитан, космонавт...

    Для оценки стереотипа используем коэффициент, выраженный в про­центах, относительную частоту наиболее распространенных ответов (обрат­но пропорционален показателю оригинальности).

    50-70% одинаковых ответов - высокий коэффициент стереотипности.

    30% - средний коэффициент стереотипности.

    19,4% - низкий коэффициент стереотипности.

    Объяснения весьма разнообразны: вскрывают мотивы ребенка и явля­ются основой интерпретации.

    Кем бы не хотел стать?

    Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.13, 7.14):

    Сказочные герои........... 62,4%

    Животные........................ 8,6%

    Реальные лица............... 17,2%

    Контридентификация имеет большой коэффициент стереотипности (26,9%) и большую частоту реальных лиц.

    Таблица 7.13. Сказочные герои (абсолютная частота)

    Выбор

    Девочки , Лет

    Мальчики , Лет

    Частота ,

    Колдун, ведьма

    Принцесса

    Примечание. В этой таблице и табл. 7.14-7.20 в графе «Частота» указаны только значимые величины.

    Таблица 7.14. Животные (абсолютная частота)

    Реальные лица: слуга, официантка, «плохой человек», повар, «человек». В зависимости от ПОЛА: мальчики отдают предпочтение волшебнику, ко­торый может активно участвовать в волшебном мире, девочки - принцессе.



    ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТНО - МОТИВАЦИОННОЙ И ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ

    В зависимости от ВОЗРАСТА: среди девочек тенденция развития более отчетливая: с возрастом увеличивается частота отождествления со сказоч­ным героем:

    Онтогенетический профиль:

    Девочки................ 63%-86-90

    Мальчики.............. 75%-64-85

    Некоторые ответы имеют как положительные, так и отрицательные ре­зультаты выбора (принцесса), другие только положительные (кошка) или только отрицательные (змея).

    Отношение разности положительных и отрицательных выборов к обще­му числу всех выборов одного и того же объекта называется индексом по­лярности:

    I - K

    Где /-число идентификаций; К- Число контридентификаций.

    Как следует из формулы, индекс полярности может принимать любые значения - от 1,0 до -1,0. Положительные значения показывают, что пре­обладают положительные выборы, отрицательные - наоборот. Граничные значения имеют следующий психологический смысл:

    1,0- экстремальный положительный объект, выбранный всеми ре­спондентами; 0 - амбивалентный объект; - 1,0 - экстремальный отрицательный объект, исключаемый всеми.

    Индекс полярности для первых двух вопросов теста:

    Принц, принцесса................ 0,8

    Король, королева................. 0,6

    Волшебник....................... -0,46

    Черт................................... -0,50

    Дракон.............................. -0,82

    Кошка................................... 1,0 -

    Змея.................................... - 1,0

    Наиболее важными для интерпретации являются ответы на вопрос «по­чему?». Мотивы выбора разнообразны: носят личностный характер, опре­деляются позицией ребенка. Именно личностные объяснения являются по­лезными для диагностических заключений, например:

    Идентификация:

    □ с феей («делает другим гадость»);

    □ с кошкой («каждый может с ней играть»);

    □ с ребенком («может быть все время с мамой»);

    ^ Л


    ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    Контридентификация:

    Q с собакой («однажды меня укусила»);

    □ с человеком («должен умереть»).

    Интерпретационные портреты объектов

    (Интерпретационные возможности приводятся в последовательности убывания количества совпадающих объяснений (табл. 7.15-7.21): Принц, принцесса (р = 0,80):

    А) потребность вызывать восхищение, быть центром;

    Б) стремление к богатству, роскоши, изобилию;

    В) потребность быть благородным, отзывчивым;

    Г) потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как «пло­
    хое» качество).

    Король, королева (р = 0,69):

    А) потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, кон­
    тролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):

    Б) потребность помогать, защищать других;

    В) потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром вни­
    мания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за
    «плохих» качеств).

    Волшебник (р = -0,46):

    А) стремление к власти, силе;

    Б) потребность в творчестве, изобретательности, активности;

    В) потребность оказывать помощь, защищать других (протективная по­
    зиция);

    Г) стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за «плохих» качеств,
    противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).

    Дракон (р = -0,82) отвергается из-за жестокости, агрессивности, безоб­разного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.

    Варианты ответов: «Перевернула бы весь мир наизнанку», «Превратила бы человека в ка­мень», «Чтобы люди не ссорились», «Чтобы я не носила очки», «Чтобы никто не умирал».

    Таблица 7.15. Что бы ты сделал? (абсолютная частота)


    ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОИ И ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ

    Таблица 7.16. Что бы ты сделал у себя дома? (абсолютная частота)

    Выбор

    Девочки , Лет

    Мальчики ,

    Частота ,

    Утилитарные предметы

    Коммунальное

    Оборудование

    Здоровье всем

    На дополнительные вопросы чаще всего выбирают: Для мамы:

    □ предметы одежды........................................ 35,5%

    □ коммунальное оборудование..................... 20,4%

    □ меньше работы по дому (красоту, здоровье) Для папы:

    Q предметы одежды...................................... 29,0%

    □ машину........................................................ 26,9%

    Q меньше работы, высокую зарплату, чтобы раньше возвращался домой с работы (!), чтобы был моложе.

    Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) - ответ «не знаю», или индифферентный, или отрицательный ответ «ничего».

    Если ребенок перечисляет «подарки», то можно сказать: «хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи» - иногда удается полу­чить ценную информацию. Оптимальным является клише: «...хорошо, а что еще?».

    Таблица 7.17. Что бы ты сделал ты В Школе?

    Отрицательная позиция по отношению к школе имелась у 18% детей. Коэффициент сте­реотипности достаточно высок.

    На дополнительные вопросы дети чаще выбирают для учителя:

    Предметы одежды........................................................................................ 20,4%

    Другие подарки............................................................................................. 20,4%

    Чтобы учителя не огорчали........................................................................ 12,9%

    Чтобы учитель был: добрым, справедливым, лучше объяснял материал 4,3%

    Таблица 7.18. Позиция к учителю

    Очевиден «скачок» между 10-ю и 12-ю годами: эта тенденция соответ­ствует Онтогенезу и видна по другим позициям.


    ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    Хотел бы превратиться в... ?

    Животное....................... 35,5%

    Сказочный герой........... 23,7%

    Другой человек.............. 16,1%

    Литературный герой...... 3,2%

    Предмет......................... 3,2%

    Остаться самим собой. 3,2%

    Не знаю.......................... 16,1%

    Коэффициент стереотипности низок.

    Таблица 7.19. В какое животное ты бы хотел превратиться?

    Выбор

    Девочки , Лет

    Мальчики ,

    Частота ,

    Обезьяна

    О 0

    Таблица 7.20. Каким бы животным ты не хотел быть? (спонтанная идентификация)

    Выбор

    Девочки , Лет

    Мальчики ,

    Частота ,

    О 3

    Двенадцать идентификаций было отобрано по результатам предварительного опыта с 27 животными. Вынужденный выбор с большим числом животных уменьшает риск поверхнос­тной, случайной ассоциации при спонтанном выборе и позволяет вызвать много дифферен­цированных позиций. С помощью таких выборов и их обоснований ребенок косвенно опи­сывает черты собственной личности.

    Положительный выбор мелких животных (мышь, червяк, змея), если это не противоречит обоснованиям выбора, является признаком нарушения или неприспособленности, неприспособляемости.

    «Характеристики» животных

    Кошка (р = 0,53):

    А) потребность быть полезным, помогать другим;

    Б) потребность быть привлекательным, прелестным, Красивым;


    ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТНО - МОТИВАЦИОННОЙ И ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ

    В) потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;

    Г) потребность в безопасности, доме, удобстве;

    Д) потребность в физической проворности, ловкости.

    Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессив­ности: «люди ее мучают и обижают».

    Идентификация с кошкой согласно выбора девочек является исклю­чительно положительной, для мальчиков - умеренно положительной (для 12-тилетних даже амбивалентной: идентифицируют ее как вредное живот­ное: «ловит птиц», «подлиза», «агрессивная»).

    Лев (р = 0,01). Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность в силе:

    А) агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;

    Б) потребность в свободе, независимости;

    В) желание быть красивым, вызывать восхищение.

    Отказ из-за агрессивности, из-за того, что сидит в клетке (потребность В свободе).

    Онтогенетический профиль индексов полярности:

    В мотивации идентификации преобладают: агрессивность, доминант­ность, автономность, частично агрессивность, физическая сила.


    ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    Маленький козленок, олененок (р - 9,40):

    А) потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;

    Б) потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;

    В) потребность в свободе.

    Отвергается из-за беззащитности, уязвимости, пугливости, трусливости. Онтогенетический профиль полярности:

    Змея (р =0,78): потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция. Отвергается из-за агрессивности, ко­варства, неприязни, из-за беззащитности, уязвимости, медлительности, брезгливости.

    Онтогенетический профиль индекса полярности:

    Орел (р = 0,29):

    А) потребность в свободе, «взлете»;

    Б) потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);

    В) потребность в доминировании (царь птиц);

    Г) частично агрессивная и защитная позиция.

    Отвергается из-за агрессивности, жестокости, уязвимости, мрачности. Онтогенетический профиль индекса полярности: Мотивировка выбора: «свобода» - 5% девочек, 30% мальчиков; агрес­сивность - 0% девочек, 4% мальчиков.

    Мышь (р = -0,94) выбирается лишь в исключительных случаях (педан­тичная позиция). Отвергается из-за отсутствия достаточной безопасности, защиты, уверенности, из-за опасности, вредности, гадкого внешнего вида, презрения к другим (вызывает чувство брезгливости, омерзения).

    Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбо­ра содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.

    Обезьяна (р = 0,68):

    А) потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, ра­дости движения, игривости, активности;


    ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТНО - МОТИВАЦИОННОИ И ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ

    Б) потребность в лакомствах, сладостях;

    В) клоунская позиция, потребность быть на виду, Вызывать удивление;

    Г) потребность быть умн"ым, изобретательным;

    Д) потребность быть милым, привлекательным.
    Отвергается из-за «визгливости», «потому что обезьяна».

    Тигр (р =0,14):

    А) Потребность в физической силе;

    Б) потребность в красивом внешнем виде;

    В) исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмеши­
    ваться, уничтожать;

    Г) потребность вызывать чувство страха.

    Отвергается из-за агрессивности, вредности, из-за постоянного пресле­дования, отсутствия свободы («в клетке»).

    Онтогенетический профиль индекса полярности:

    Заяц (р = -0,51) выбирается по причине подвижности, потребности в дви­жениях, активности:

    А) потребность вызывать удивление, быть красивым;

    Б) потребность свободы.

    Отвергается из-за беззащитности, постоянного преследования, из-за вред­ности, отсутствия красоты, трусливости, постоянной смертельной опасности. Собака (р = 0,53):

    А) потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других,
    защищать, охранять, сторожить;

    Б) потребность в красивом внешнем виде, быть милым;

    В) агрессивная позиция («может кусаться») или защитная позиция;

    Г) потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности, принад­
    лежать кому-нибудь, иметь кого-нибудь для себя.

    Отвергается из-за агрессивности, зависимости, отсутствия свободы, под­чиненности, унизительного положения. Птичка (например, синичка) = 0,59):

    А) потребность свободы, «взлета», независимости;

    Б) потребность быть любимым;


    ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    В) потребность приносить радость;

    Г) потребность быть полезным;

    Д) потребность в красивом внешнем виде;

    Е) потребность в уверенности, избегать опасности;

    Ж) потребность во впечатлениях, в познании.
    Отвергается из-за беззащитности, постоянной опасности.
    Онтогенетический профиль индекса полярности:

    Червяк (р = 0,91). Выбирается лишь в исключительных случаях (из-за полезности: «рыхлит почву»). Отвергается из-за беззащитности, уязвимос­ти, из-за неприятного места обитания, омерзительного внешнего вида, вред­ности, чувства брезгливости.

    Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

    Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.

    Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

    Текст методики — Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

    — Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

    — А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

    — А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

    — Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой — представь себе это. — Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)

    Затем волшебник попадает в школу.

    — В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

    — Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему? — Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

    — Чуть не забыли о тебе!

    — Что бы ты сделал для себя? Почему?

    — Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

    — А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

    — Спасибо, ты — настоящий волшебник!

    — Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

    — Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

    — А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

    — Ты можешь превратиться в любое животное.

    а) кошка

    Б) лев

    В) маленький козленок, олененок

    Г) змея

    Д) орел

    Е) мышь

    Ж) обезьяна

    З) тигр
    и) заяц
    к) собака

    Л) птичка (например, синица)

    — Ты отлично справился с заданием.

    — Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

    - Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?

    — А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?

    — А почему... (2-й невыбранный вариант)?

    — А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

    — Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

    — А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

    — Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

    А. — Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

    Б. — А каким животным ты не хочешь быть? Почему?

    — Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

    А, б, в?

    — А почему а, б, в?

    — Отлично. А подумай:

    а. — Чего больше всего боятся дети? Почему?

    Б. — Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

    В. — А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
    — Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

    Интерпретация результатов Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

    Интервью "Волшебный мир" - страница №1/1

    Интервью "Волшебный мир"

    Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

    Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.

    Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

    Текст методики

    Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

    Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

    А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

    А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

    Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

    Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)

    Затем волшебник попадает в школу.

    В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

    Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?

    Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

    Чуть не забыли о тебе!

    Что бы ты сделал для себя? Почему?

    Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

    А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

    Спасибо, ты - настоящий волшебник!

    Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

    Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

    А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

    Ты можешь превратиться в любое животное.

    а) кошка
    в) маленький козленок, олененок

    г) змея


    д) орел

    е) мышь


    ж) обезьяна

    з) тигр
    и) заяц


    к) собака

    л) птичка (например, синица)

    Ты отлично справился с заданием.

    Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

    - Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?

    А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?

    А почему... (2-й невыбранный вариант)?

    - А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

    Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

    А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

    Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

    а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

    б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему?

    Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

    А почему а, б, в?

    Отлично. А подумай:

    а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

    б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

    в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
    - Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

    Интерпретация результатов

    Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

    В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремлению показать себя в лучшем свете.