Конспект НОД в средней группе «Осень. Овощи и фрукты
Цель:
- Учить сравнивать и описывать фрукты.
- Уточнение и закрепление речи, развитие связной речи.
- Знакомство со звуком (ы)
Материал:
- Макеты деревьев.
- Картинки с изображением фруктов.
- Макеты фруктов.
- Кукла Катя и Маша.
- Конверт с письмом, мяч, тарелки.
Ход занятия:
— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам в гостей, давайте с ними поздороваемся.
— Ребята, а кто к нам еще пришел? (около доски на стульях сидят кукла Катя и Маша, держат конверт)
Да, это наши друзья. Ребята, посмотрите кукла Катя, что-то приготовила нам в конверте. Давайте его откроем и прочитаем.
— Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки.
Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
Повесить на доску картинку яблока и рассказать какое оно.
Яркий, сладкий, наливной
Весь в обложке налитой!
Не с конфетной фабрики
Из далекой Африки. (апельсин)
Повесить на доску картинку апельсина и рассказать какой оно.
Синий мундир
Белая подкладка
А в середине сладко. (слива)
Повесить на доску картинку сливы и рассказать какая она.
— Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.
Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, сливу? Что это? (фрукты)
— Ребята, где растут фрукты? (на деревьях)
Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)
Где растут фруктовые деревья? (в саду)
— Молодцы.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (осень). А мы побываем в саду, где всегда бывает лето.
— Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (куклу Кати и Машу). Но дорога у нас, ребята, будет не простая, по дороге мы будем играть. Я буду называть вам фрукты и овощи, когда назову овощи – мы должны идти на корточках, когда назову фрукты – мы идем на носочках руки тянем вверх к солнцу.
— Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку. Какие деревья растут в саду? (яблони, груши, сливы, вишни)
— Какие фрукты растут на яблони, груши, сливе?
— Молодцы.
— Ребята, но куклы Катя и Маша не знают зачем люди выращивают столько много фруктов? Как можно хранить фрукты?(варить, сушить) . а что можно готовить из фруктов? (варенье, компот, сок).
Физкультминутка.
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
— А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)
— Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер).
— Маша.покажи нам фрукты круглой и овальной формы? Молодец!
Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие и т.д.)
— Как фрукты отличаются размером? (большие, маленькие)
Яна, покажи фрукты большого размера, а Миша покажет фрукты маленького размера.
— Кукла Катя и Маша успели сходить в сад и набрали вам угощений. Посмотрите, все ли правильно приготовили?
Воспитатель раздает тарелки на которых лежат макеты фруктов и овощей, дети должны найти лишнее.
Например: Яблоко, груша, лук , слива.
Помидор, огурец , банан .
Баклажан , слива, ананас.
— Ребята, давайте, вернемся в сад, сядем на травку и поиграем. Ребята, скажите, какой звук вы слышите в словах сливы, апельсины, бананы и т.д. (Мы слышим звук –ы). Давайте вместе произнесем звук-ы.
Воспитатель подводит итог.
Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?(ответы детей)
— Где мы путешествовали? (ответы детей)
— Почему сад называется фруктовый? (ответы детей)
— Ребята, а где продают фрукты? (в магазине)
— Я предлагаю вам поиграть в магазин.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Киселевского городского округа №67 комбинированного вида
Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: «Овощи и фрукты»
Подготовила
Воспитатель средней группы
Бурцева А.С.
Киселевск
2016
Программное содержание:
Цель: закрепление знаний детей по теме «Овощи и фрукты»
Задачи:
1.Активизировать знания детей о местах произрастания овощей и фруктов, их полезных свойствах;
2.Развивать память, мышление, внимание, устную речь;
3.Уточнить представление о пользе овощей и фруктов для здоровья человека;
4.Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением овощей и фруктов, муляжи, корзина; раздаточный материал: конверты с двумя картинками с изображением овоща и фрукта (разрезные); альбомные листы с изображением овощей и фруктов; цветные карандаши.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам приходил гость, а кто, мы сейчас попробуем отгадать его с помощью загадки (загадка) :
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму все сосет.
Может громко зареветь
А зовут его...
(медведь..)
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Это Мишутка из сказки «Маша и медведь» . И оставил для вас корзину.
Воспитатель вносит корзину и предлагает детям угадать, что лежит в ней (загадки) :
1. Само с кулачек,
Круглый бочек.
Тронешь пальцем гладко,
А откусишь - сладко, (яблоко)
1. Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду пока матрешка
Упадет сама в траву, (груша)
2. В шкуре желтой,
Кислый он.
Называется. (лимон)
3. Сидит в темнице
Красная девица,
А коса на улице, (морковь)
5. Яркий, сладкий, налитой.
Весь в обложке золотой.
Ни с конфетной фабрики,
А из далекой Африки, (апельсин)
6. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели, (лук)
7. В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят, (помидор)
8. Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки, (яблоко)
9. Без окон, без дверей, полна горница людей, (огурец)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и выставляет картинки с овощами и фруктами , которые называли.
Что изображено на картинках? Назовите одним словом. ( Овощи , фрукты ) Ответы детей
Где растут овощи ? (На грядке в огороде)
Где растут фрукты ? (На дереве в саду)
Как можно использовать овощи ? (Варить суп, борщ, щи, жарить)
А что можно приготовить из фруктов ? (Компот, варенье)
Физкультминутка «Компот» .
Будем мы варить компот (левую ладошку держат ковшиком, а
указательным пальцем правой руки «мешают» )
Фруктов нужно много вот : (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (варят и мешают)
Угостим честной народ.(Н. Нищеева)
Работа с раздаточным материалом:
У каждого ребенка конверт, в котором лежат 2 картинки с изображением фрукта и овощами (помидор и яблоко, морковь и груша, лук и лимон, апельсин и помидор, слива и огурец, разрезанные по вертикали.
Задание :
Составь картинки и назови их.
Составление сравнительного рассказа по плану :
Что это и это? (это яблоко, это помидор)
Где они растут? (яблоко растет на дереве в саду, а помидор на грядке в огороде)
Какого они цвета? (яблоко - зеленое, а помидор - красный)
В конце занятия детям предлагается закрасить овощи и фрукты в нужный цвет.
Ребята! какие красивые овощи и фрукты у вас получились! так и хочется их скушать!
А кто из вас мне скажет чем полезны овощи и фрукты? (Ответы детей)
Правильно! в них много витаминов, а для чего нам нужны эти витамины! (ответы детей)
Правильно – чтобы расти здоровыми и сильными!
Итог занятия.
Какие овощи и фрукты вы знаете?
Вам понравилось наше занятие? А что именно?
Используемая литература:
Кановская, М. Загадки для развития речи (Текст) : М. Кановская. –М.: 2008. – 95 с.
Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа (Текст): учеб, пособие / В.В. Гербова.-М.:2014.-80с.
для ре
Участники : дошкольники 4-5 лет
Длительность: 15-20 минут
Педагогический замысел:
Образовательная область Социально-коммуникативное развитие
· Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
· Формировать гуманное отношение к природе
Образовательная область Речевое развитие
· Обогащать активный словарь детей
· Уточнить и расширить представления детей о фруктах, их форме, цвете, вкусе. Уточнить и активизировать словарь по теме, формировать обобщающие понятия «фрукты».
· Закреплять практическое умение использовать в речи простое предложение.
· Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять падежное согласование существительных.
Образовательная область Познавательное развитие
· Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;
· Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей;
· Содействовать развитию аналитико-синтетической деятельности
· Содействовать формированию у детей познавательной мотивации
Образовательная область Физическое развитие
· Способствовать развитию артикуляционной, мелкой и общей моторики
Предварительная работа
Материал:
Чтение художественной литературы по теме
Наблюдение в природе
В НОД использованы наглядные (демонстрация), игровые (дид. игры и упражнения) и словесные (беседа) методы обучения.
Оборудование : ковролин с изображением дерева, магнитная доска с изображением сада, муляжи фруктов в корзине, картинки с изображением фруктов, мяч, разрезные картинки фруктов.
Ход совместной деятельности :
1. Организационный момент
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся к бабушке в сад и узнаем, что же там растет. Вокруг себя повернитесь и у бабушки в саду окажитесь! (Дети поворачиваются вокруг себя и вместе с логопедом подходят к магнитной доске, на которой изображение фруктового сада).
2. «Отгадай загадку и найди отгадку».
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько деревьев в бабушкином саду. А вы знаете, что растет у бабушки? Наши любимые загадки помогут нам! Итак, первая загадка:
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала… (груша)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый … (апельсин)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его?… (лимон)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет… (банан)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
Он зеленый и большой
Я полью его водой
Как огромный карапуз
Скоро вырастет. . . (арбуз)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (слива)
Логопед: Вот и последняя загадка:
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся… (фрукты)
Дети отгадывают загадки, находят картинку-отгадку и прикрепляют к дереву на ковролине.)
3. «Что где растет?»
Логопед: Посмотрите, ребята, какое дерево у нас получилось. Да, это не просто дерево, а Чудо-дерево! Скажите, а в настоящем саду мы можем увидеть такое?
Ответы детей.
(Логопед обращает внимание детей на неизвестный предмет, укрытый салфеткой и стоящий около ковролина.)
Логопед: Ой, ребята, как вы думаете, что это?
Ответы детей.
Логопед: А давайте посмотрим! …, сними салфетку. (Перед детьми корзинка, в которой находятся муляжи фруктов). Что это?
Дети: Это фрукты.
Логопед: …, выбери фрукт и скажи, где он растет? / на каком дереве растет?
Ребенок выбирает фрукт и говорит, на каком дереве он растет. Про арбуз может сказать логопед.
Логопед: Это арбуз. Растет не на дереве, а на бахче.
Молодцы, ребята!
4. Пальчиковая игра «Фрукты».
Логопед: Давайте поиграем с пальчиками.
Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один:
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос -
Высоко на ветке рос!
Этот пальчик - груша.
Просит: «…., скушай»
Этот пальчик - ананас,
Фрукт для нас
И для вас!
5. Артикуляционная гимнастика:
«Раз, два, три, четыре, пять,
В сад пошли мы погулять!
Видим, растет яблонька, а на ней - наливные яблочки (дети выполняют упражнение «Щечки-яблочки» - ваши щечки круглые, как яблочки - надуть обе щеки)
Яблочки румяные, сладкие. Ползет мимо червячок, увидел яблочки: «Дай, - думает, - попробую!» (дети выполняют упражнение «Червячок в яблочке» - высунуть язычок и спрятать его)
Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать: (дети выполняют упражение «Жуем твердое яблочко» - имитация жевания)
Яблоки оказались очень вкусные: вдох, пауза, выдох - «Ах! Какое вкусное яблоко!» (проговаривает каждый ребенок)
Каждый из ребят съел по яблочку, остались от яблок только огрызки: (дети выполняют упражнение «Огрызок яблока» - втянуть щечки - худышки)
Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались.(упражнение «Банан» - улыбнуться, приподняв уголки губ вверх; губы сомкнуты.)
6. Физминутка.
Логопед: А сейчас давайте поиграем. «Зайчики и лиса».
Муляжи фруктов лежат в корзине. Дети-зайчики забираются в сад в сад, чтобы собрать фрукты. Когда дети берут фрукты из корзины - появляется лиса (сначала логопед, затем - ребенок) и бежит за зайчиками, чтобы их поймать. Дети с фруктами в руках убегает от «лисы» и «прячутся» в «домик» (приседают и делают «крышу» над головой). Игра повторяется 2-3 раза.
7. Д/ упражнение «Жадина»
Логопед: Ребята, к нам в гости пришла Зайка. Она никогда не ела фрукты, очень-очень хочет попробовать, узнать, какие они. Давайте угостим Зайку.
Логопед с Зайкой подходит к каждому ребенку. Зайка «спрашивает»:
Что у тебя, …? - У меня груша.
Дай мне, пожалуйста, грушу. - Не дам, это моя груша!
8. Д/упражнение «Угостим Зайку»
Логопед: Зайка, на самом деле ребята у нас совсем не жадные. Они с удовольствием угостят тебя фруктами.
…, чем ты угостишь Зайку? (Я угощу Зайку лимоном.
9. Д/упражнение «Закончи предложение» («Один - много») с мячом.
Логопед: Ребята, давайте посмотрим, сколько фруктов выросло у бабушки в саду.
Дети: - У бабушки выросла не одна груша, а много ….
У бабушки выросло не одно яблоко, а много …. И т.д.
10. Д/упражнение «Собери картинку».
Логопед: Ребята, Зайке очень понравилось у вас, но ей пришлось срочно вернуться в лес. Перед уходом Зайка для каждого из вас оставила конверт. Возьмите и откройте и скажите, что в конверте?
Дети разбирают конверты, открывают их и говорят, что находится в конверте.
Логопед: Садитесь за столы и соберите свои картинки.
Дети собирают картинки, логопед спрашивает: Что у тебя, …? Какой фрукт ты собрал, …?
Логопед: Вот и пришло время возвращаться нам в сад, но теперь уже в наш детский сад. Вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.
11. Рефлексия.
Используемая литература:
1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. Издательство: Скрипторий 2003, 2013
2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. Москва, Скрипторий 2003, 2009.
3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика издательство: Каро, 2006 г.
Жанна Нарышева
«Фрукты». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Занятие . Тема «Фрукты »
Цели :
Закрепить и уточнить знания детей о фруктах ;
Закрепить умения детей образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных;
Закрепить последовательность числового ряда от 1 до 6;
Развивать словарь по данной теме; развивать умение деьей логически мыслить, зрительную и слуховую память, внимание.
Оборудование : конверт с письмом, муляжи фруктов : яблоко, апельсин, виноград, банан, груша, лимон; корзинка; альбомный лист, краски, кисти.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что сегодня они отправляются в путешествие, а вот куда они поедут, надо отгадать.
Загадывает загадку :
Сливы, яблони растут,
И крыжовник с вишней тут-
Осенью лишь успевай
Собирать здесь урожай. (сад)
Осенью собирают урожай. В огороде собирают урожай овощей, а в саду. (фруктов ) .
Воспитатель берет корзинку и отправляет с детьми в путешенствие, но тут приходит телеграмма от Фруктовичка (он присматривает за садом)
Он пишет :
«Дорогие ребята! У нас в саду прошел сильный дождь с ветром и все фрукты упали с веток и рассыпались. Помогите пожалуйства их найти!»
Ребята с удовольствием соглашаются помочь Фруктовичку и отправляются в путь.
Воспитатель : «Ребята, я нашла один из фруктов , но я вам его не покажу, сначала отгадайте загадку»:
Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки (яблоко)
Что это? Какой формы яблоко? (круглое) . А цвет у него какой? (красный) .
А какое яблоко на вкус? (сладкое) . А как мы можем ласково назвать яблоко? (яблочко) . А какаой сок можно приготовить из яблока? (яблочный) .
Далее воспитатель находит следующий фрукт , загадывает о нем загадку и следует описание этого фрукта по схеме : название фрукта -какой по форме- цвет- на вкус- как можно ласково назвать- какой сок приготовить.
Предлагаемые загадки :
*Плод оранжевый и сочный
Разделю я по кусочкам.
Хватит долек этих всем,
Ну, и сам, конечно, съем. (апельсин)
*Он на юге выростал,
В гроздь плоды свои собрал, А суровою зимой
Придет изюм к нам домой. (виноград)
*Любят этот фрукт мартышки ,
Взрослые и ребятишки,
Желтый, сладкий и полезный
Он из Африки приезжий. (банан)
*Листья плотные, да лаковые,
Плоды желтые, да лакомые,
Ее скорее скушай,
Созрела, значит. (груша)
*Желтый фрукт висит на ветке ,
Но не любят его детки,
Этот фрукт на вкус не сладкий ,
Кислый он. На ощупь гладкий. (лимон)
Игровое упражнение «Чего не хватает?» (на развитие зрительного внимания)
Воспитатель выставляет перед детьми муляжи фруктов . Дети запоминают фрукты , считают их попарядку (от 1 до 6) . Затем закрывают глаза, воспитатель убирает один из фруктов . Дети угадывают какого фрукта не хватает .
Дидактическая игра «Что изменилось?» (на развитие зрительной памяти )
Воспитатель просит детей запомнить последовательность фруктов . Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок размещения фруктов . Дети отгадывают, что изменилось.
Физкультурная минутка
Будем мы варить компот. Дети маршируют, образуют круг.
Фруктов нужно много . Вот :
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить. «крошат»
Отожмем лимонный сок, «рубят»
Слив положим и песок, «отжимают»
Варим, варим, мы компот. «кладут»
Угостим честной народ. Приседают, хлопают в ладоши.
Воспитатель благодарит детей за помощь, оказанную Фруктовичку в поиске фруктов и предлагает им сделать для него подарки : нарисовать фрукты-яблоко и банан . Воспитатель объясняет и показывает как правильно рисовать фрукты , обсуждает с детьми их форму и цвет, расположение на листе. Воспитатель хвалит детей за хорошие рисунки, делают выставку детских работ. В конце занятия воспитатель угощает детей яблоком. Проговаривает с детьми, что яблоко сладкое, ароматное. (активизация словаря) .
Примечание : В ходе практической работы с детьми (рисования фруктов ) рекомендуется проведение пальчиковой гимнастики :
Раз, два, три, четыре, пять, сжимают-разжимают
Груша, персик, мандарин, поочередно загибают
Абрикос и апельсин. Пальцы рук;
Раз, два, три, четыре, пять сжимают-разжимают
Фруктов было ровно пять ! Пальцы; Хлопают!
Цель:
Развивать зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные ощущения детей.
Расширять словарный запас, развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы.
Программное содержание:
Учить детей различать яблоко и грушу, знать их названия, сенсорные характеристики.
Яблоко: круглое, гладкое, твёрдое, жёлтое, зелёное или красное, имеет кисло-сладкий вкус.
Груша: Круглая, слегка вытянутая, жёлтая, мягкая, сочная, сладкая.
Материал:
Игрушка – ёжик, корзинка с плодами (по несколько штук каждого фрукта), поднос, разделочная доска, нож, картинки с изображением деревьев (груша, яблоня), картинки с изображением фруктов, две маленькие корзинки.
Примерный ход занятия.
Дети сидят на стульчиках. Раздаётся стук.
— Ребята, к нам кто-то пришёл в гости. Смотрите, кто это?
Воспитатель показывает, заранее приготовленную игрушку ёжика. Дети здороваются и знакомятся с ёжиком.
— Ребята, посмотрите, ёжик пришёл к нам с гостинцами. Он шёл через фруктовый сад и принёс нам целую корзинку фруктов.
Воспитатель ставит картинки деревьев, и ведёт диалог с ёжиком – спрашивает у него, что это за деревья, иногда обращается к детям:
— Ребята, может это ёлочки в саду растут? (Дети отвечают.) Нет, это не ёлочки, это яблони, на них растут яблоки. На ёлочках яблоки не растут! Ёжик, я правильно говорю?
Рассказывает от имени ёжика, что в саду растут разные фруктовые деревья: яблони, груши. И что он принёс плоды с этих деревьев, чтобы показать их ребятам и угостить их.
Воспитатель сажает ёжика и начинает сенсорное обследование фруктов.
Сначала даёт детям в руки яблоки, просит их посмотреть, погладить, понюхать, нажать. И спрашивает у детей какое оно, добиваясь ответов: круглое, твёрдое, гладкое, вкусно пахнет, ароматное. Просит детей хором повторять признаки яблока. В конце обследования воспитатель разрезает яблоки на небольшие кусочки, чтобы хватило всем ребятам, воспитателю, няне и ёжику. Просит их сначала понюхать яблоки и насладиться их ароматом, а затем съесть свои дольки. Пока дети жуют яблоки воспитатель называет признаки:
твёрдое, кисло-сладкое, хрустит на зубах, вкусное. Не забывает угостить ёжика и обращается к нему с вопросами.
Воспитатель просит детей встать, после того как все съели яблоки и проводит физкультминутку.
Физкультминутка
Еж спешил к себе домой,
Нес запасы он с собой. (ходьба на месте)
Через кочки еж скакал, (прыжки на месте)
Быстро по лесу бежал. (бег на месте)
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился. (присели)
А потом опять вскочил (встали)
И к детишкам поспешил (ходьба на месте)
Затем продолжается занятие, аналогичным образом обследуется груша.
В конце занятия ёжик предлагает детям поиграть. Собрать яблоки и груши в разные корзинки
На полу воспитатель раскладывает картинки яблок и груш.
Воспитатель и ёжиком просят детей собрать в одну корзинку яблоки, а в другую груши.
Ёжик хвалит детей и прощается с ними.