Цель:

  1. Учить сравнивать и описывать фрукты.
  2. Уточнение и закрепление речи, развитие связной речи.
  3. Знакомство со звуком (ы)

Материал:

  1. Макеты деревьев.
  2. Картинки с изображением фруктов.
  3. Макеты фруктов.
  4. Кукла Катя и Маша.
  5. Конверт с письмом, мяч, тарелки.

Ход занятия:

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам в гостей, давайте с ними поздороваемся.

— Ребята, а кто к нам еще пришел? (около доски на стульях сидят кукла Катя и Маша, держат конверт)

Да, это наши друзья. Ребята, посмотрите кукла Катя, что-то приготовила нам в конверте. Давайте его откроем и прочитаем.

— Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки.

Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

Повесить на доску картинку яблока и рассказать какое оно.

Яркий, сладкий, наливной

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки. (апельсин)

Повесить на доску картинку апельсина и рассказать какой оно.

Синий мундир

Белая подкладка

А в середине сладко. (слива)

Повесить на доску картинку сливы и рассказать какая она.

— Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, сливу? Что это? (фрукты)

— Ребята, где растут фрукты? (на деревьях)

Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)

Где растут фруктовые деревья? (в саду)

— Молодцы.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (осень). А мы побываем в саду, где всегда бывает лето.

— Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (куклу Кати и Машу). Но дорога у нас, ребята, будет не простая, по дороге мы будем играть. Я буду называть вам фрукты и овощи, когда назову овощи – мы должны идти на корточках, когда назову фрукты – мы идем на носочках руки тянем вверх к солнцу.

— Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку. Какие деревья растут в саду? (яблони, груши, сливы, вишни)

— Какие фрукты растут на яблони, груши, сливе?

— Молодцы.

— Ребята, но куклы Катя и Маша не знают зачем люди выращивают столько много фруктов? Как можно хранить фрукты?(варить, сушить) . а что можно готовить из фруктов? (варенье, компот, сок).

Физкультминутка.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

— А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)

— Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер).

— Маша.покажи нам фрукты круглой и овальной формы? Молодец!

Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие и т.д.)

— Как фрукты отличаются размером? (большие, маленькие)

Яна, покажи фрукты большого размера, а Миша покажет фрукты маленького размера.

— Кукла Катя и Маша успели сходить в сад и набрали вам угощений. Посмотрите, все ли правильно приготовили?

Воспитатель раздает тарелки на которых лежат макеты фруктов и овощей, дети должны найти лишнее.

Например: Яблоко, груша, лук , слива.

Помидор, огурец , банан .

Баклажан , слива, ананас.

— Ребята, давайте, вернемся в сад, сядем на травку и поиграем. Ребята, скажите, какой звук вы слышите в словах сливы, апельсины, бананы и т.д. (Мы слышим звук –ы). Давайте вместе произнесем звук-ы.

Воспитатель подводит итог.

Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?(ответы детей)

— Где мы путешествовали? (ответы детей)

— Почему сад называется фруктовый? (ответы детей)

— Ребята, а где продают фрукты? (в магазине)

— Я предлагаю вам поиграть в магазин.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Киселевского городского округа №67 комбинированного вида

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: «Овощи и фрукты»

Подготовила

Воспитатель средней группы

Бурцева А.С.

Киселевск

2016

Программное содержание:

Цель: закрепление знаний детей по теме «Овощи и фрукты»

Задачи:

1.Активизировать знания детей о местах произрастания овощей и фруктов, их полезных свойствах;

2.Развивать память, мышление, внимание, устную речь;

3.Уточнить представление о пользе овощей и фруктов для здоровья человека;

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением овощей и фруктов, муляжи, корзина; раздаточный материал: конверты с двумя картинками с изображением овоща и фрукта (разрезные); альбомные листы с изображением овощей и фруктов; цветные карандаши.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам приходил гость, а кто, мы сейчас попробуем отгадать его с помощью загадки (загадка) :

В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму все сосет.

Может громко зареветь
А зовут его... (медведь..)

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Это Мишутка из сказки «Маша и медведь» . И оставил для вас корзину.

Воспитатель вносит корзину и предлагает детям угадать, что лежит в ней (загадки) :

1. Само с кулачек,

Круглый бочек.

Тронешь пальцем гладко,

А откусишь - сладко, (яблоко)

1. Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду пока матрешка

Упадет сама в траву, (груша)

2. В шкуре желтой,

Кислый он.

Называется. (лимон)

3. Сидит в темнице

Красная девица,

А коса на улице, (морковь)

5. Яркий, сладкий, налитой.

Весь в обложке золотой.

Ни с конфетной фабрики,

А из далекой Африки, (апельсин)

6. Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели, (лук)

7. В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят, (помидор)

8. Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки, (яблоко)

9. Без окон, без дверей, полна горница людей, (огурец)

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и выставляет картинки с овощами и фруктами , которые называли.

Что изображено на картинках? Назовите одним словом. ( Овощи , фрукты ) Ответы детей

Где растут овощи ? (На грядке в огороде)

Где растут фрукты ? (На дереве в саду)

Как можно использовать овощи ? (Варить суп, борщ, щи, жарить)

А что можно приготовить из фруктов ? (Компот, варенье)

Физкультминутка «Компот» .

Будем мы варить компот (левую ладошку держат ковшиком, а

указательным пальцем правой руки «мешают» )

Фруктов нужно много вот : (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот (варят и мешают)

Угостим честной народ.(Н. Нищеева)

Работа с раздаточным материалом:

У каждого ребенка конверт, в котором лежат 2 картинки с изображением фрукта и овощами (помидор и яблоко, морковь и груша, лук и лимон, апельсин и помидор, слива и огурец, разрезанные по вертикали.

Задание :

Составь картинки и назови их.

Составление сравнительного рассказа по плану :

Что это и это? (это яблоко, это помидор)

Где они растут? (яблоко растет на дереве в саду, а помидор на грядке в огороде)

Какого они цвета? (яблоко - зеленое, а помидор - красный)

В конце занятия детям предлагается закрасить овощи и фрукты в нужный цвет.

Ребята! какие красивые овощи и фрукты у вас получились! так и хочется их скушать!

А кто из вас мне скажет чем полезны овощи и фрукты? (Ответы детей)

Правильно! в них много витаминов, а для чего нам нужны эти витамины! (ответы детей)

Правильно – чтобы расти здоровыми и сильными!

Итог занятия.

Какие овощи и фрукты вы знаете?

Вам понравилось наше занятие? А что именно?

Используемая литература:

Кановская, М. Загадки для развития речи (Текст) : М. Кановская. –М.: 2008. – 95 с.

Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа (Текст): учеб, пособие / В.В. Гербова.-М.:2014.-80с.

для ре

Участники : дошкольники 4-5 лет

Длительность: 15-20 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область Социально-коммуникативное развитие

· Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;

· Формировать гуманное отношение к природе

Образовательная область Речевое развитие

· Обогащать активный словарь детей

· Уточнить и расширить представления детей о фруктах, их форме, цвете, вкусе. Уточнить и активизировать словарь по теме, формировать обобщающие понятия «фрукты».

· Закреплять практическое умение использовать в речи простое предложение.

· Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять падежное согласование существительных.

Образовательная область Познавательное развитие

· Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;

· Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей;

· Содействовать развитию аналитико-синтетической деятельности

· Содействовать формированию у детей познавательной мотивации

Образовательная область Физическое развитие

· Способствовать развитию артикуляционной, мелкой и общей моторики

Предварительная работа

Материал:

Чтение художественной литературы по теме

Наблюдение в природе

В НОД использованы наглядные (демонстрация), игровые (дид. игры и упражнения) и словесные (беседа) методы обучения.

Оборудование : ковролин с изображением дерева, магнитная доска с изображением сада, муляжи фруктов в корзине, картинки с изображением фруктов, мяч, разрезные картинки фруктов.

Ход совместной деятельности :

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся к бабушке в сад и узнаем, что же там растет. Вокруг себя повернитесь и у бабушки в саду окажитесь! (Дети поворачиваются вокруг себя и вместе с логопедом подходят к магнитной доске, на которой изображение фруктового сада).

2. «Отгадай загадку и найди отгадку».

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько деревьев в бабушкином саду. А вы знаете, что растет у бабушки? Наши любимые загадки помогут нам! Итак, первая загадка:

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала… (груша)

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин —

Это спелый … (апельсин)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его?… (лимон)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет… (банан)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

Он зеленый и большой

Я полью его водой

Как огромный карапуз

Скоро вырастет. . . (арбуз)

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (слива)

Логопед: Вот и последняя загадка:

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся… (фрукты)

Дети отгадывают загадки, находят картинку-отгадку и прикрепляют к дереву на ковролине.)

3. «Что где растет?»

Логопед: Посмотрите, ребята, какое дерево у нас получилось. Да, это не просто дерево, а Чудо-дерево! Скажите, а в настоящем саду мы можем увидеть такое?

Ответы детей.

(Логопед обращает внимание детей на неизвестный предмет, укрытый салфеткой и стоящий около ковролина.)

Логопед: Ой, ребята, как вы думаете, что это?

Ответы детей.

Логопед: А давайте посмотрим! …, сними салфетку. (Перед детьми корзинка, в которой находятся муляжи фруктов). Что это?

Дети: Это фрукты.

Логопед: …, выбери фрукт и скажи, где он растет? / на каком дереве растет?

Ребенок выбирает фрукт и говорит, на каком дереве он растет. Про арбуз может сказать логопед.

Логопед: Это арбуз. Растет не на дереве, а на бахче.

Молодцы, ребята!

4. Пальчиковая игра «Фрукты».

Логопед: Давайте поиграем с пальчиками.

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один:

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос -

Высоко на ветке рос!

Этот пальчик - груша.

Просит: «…., скушай»

Этот пальчик - ананас,

Фрукт для нас

И для вас!

5. Артикуляционная гимнастика:

«Раз, два, три, четыре, пять,

В сад пошли мы погулять!

Видим, растет яблонька, а на ней - наливные яблочки (дети выполняют упражнение «Щечки-яблочки» - ваши щечки круглые, как яблочки - надуть обе щеки)

Яблочки румяные, сладкие. Ползет мимо червячок, увидел яблочки: «Дай, - думает, - попробую!» (дети выполняют упражнение «Червячок в яблочке» - высунуть язычок и спрятать его)

Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать: (дети выполняют упражение «Жуем твердое яблочко» - имитация жевания)

Яблоки оказались очень вкусные: вдох, пауза, выдох - «Ах! Какое вкусное яблоко!» (проговаривает каждый ребенок)

Каждый из ребят съел по яблочку, остались от яблок только огрызки: (дети выполняют упражнение «Огрызок яблока» - втянуть щечки - худышки)

Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались.(упражнение «Банан» - улыбнуться, приподняв уголки губ вверх; губы сомкнуты.)

6. Физминутка.

Логопед: А сейчас давайте поиграем. «Зайчики и лиса».

Муляжи фруктов лежат в корзине. Дети-зайчики забираются в сад в сад, чтобы собрать фрукты. Когда дети берут фрукты из корзины - появляется лиса (сначала логопед, затем - ребенок) и бежит за зайчиками, чтобы их поймать. Дети с фруктами в руках убегает от «лисы» и «прячутся» в «домик» (приседают и делают «крышу» над головой). Игра повторяется 2-3 раза.

7. Д/ упражнение «Жадина»

Логопед: Ребята, к нам в гости пришла Зайка. Она никогда не ела фрукты, очень-очень хочет попробовать, узнать, какие они. Давайте угостим Зайку.

Логопед с Зайкой подходит к каждому ребенку. Зайка «спрашивает»:

Что у тебя, …? - У меня груша.

Дай мне, пожалуйста, грушу. - Не дам, это моя груша!

8. Д/упражнение «Угостим Зайку»

Логопед: Зайка, на самом деле ребята у нас совсем не жадные. Они с удовольствием угостят тебя фруктами.

…, чем ты угостишь Зайку? (Я угощу Зайку лимоном.

9. Д/упражнение «Закончи предложение» («Один - много») с мячом.

Логопед: Ребята, давайте посмотрим, сколько фруктов выросло у бабушки в саду.

Дети: - У бабушки выросла не одна груша, а много ….

У бабушки выросло не одно яблоко, а много …. И т.д.

10. Д/упражнение «Собери картинку».

Логопед: Ребята, Зайке очень понравилось у вас, но ей пришлось срочно вернуться в лес. Перед уходом Зайка для каждого из вас оставила конверт. Возьмите и откройте и скажите, что в конверте?

Дети разбирают конверты, открывают их и говорят, что находится в конверте.

Логопед: Садитесь за столы и соберите свои картинки.

Дети собирают картинки, логопед спрашивает: Что у тебя, …? Какой фрукт ты собрал, …?

Логопед: Вот и пришло время возвращаться нам в сад, но теперь уже в наш детский сад. Вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.

11. Рефлексия.

Используемая литература:

1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. Издательство: Скрипторий 2003, 2013

2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. Москва, Скрипторий 2003, 2009.

3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика издательство: Каро, 2006 г.

Жанна Нарышева
«Фрукты». Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Занятие . Тема «Фрукты »

Цели :

Закрепить и уточнить знания детей о фруктах ;

Закрепить умения детей образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных;

Закрепить последовательность числового ряда от 1 до 6;

Развивать словарь по данной теме; развивать умение деьей логически мыслить, зрительную и слуховую память, внимание.

Оборудование : конверт с письмом, муляжи фруктов : яблоко, апельсин, виноград, банан, груша, лимон; корзинка; альбомный лист, краски, кисти.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они отправляются в путешествие, а вот куда они поедут, надо отгадать.

Загадывает загадку :

Сливы, яблони растут,

И крыжовник с вишней тут-

Осенью лишь успевай

Собирать здесь урожай. (сад)

Осенью собирают урожай. В огороде собирают урожай овощей, а в саду. (фруктов ) .

Воспитатель берет корзинку и отправляет с детьми в путешенствие, но тут приходит телеграмма от Фруктовичка (он присматривает за садом)

Он пишет :

«Дорогие ребята! У нас в саду прошел сильный дождь с ветром и все фрукты упали с веток и рассыпались. Помогите пожалуйства их найти!»

Ребята с удовольствием соглашаются помочь Фруктовичку и отправляются в путь.

Воспитатель : «Ребята, я нашла один из фруктов , но я вам его не покажу, сначала отгадайте загадку»:

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

Что это? Какой формы яблоко? (круглое) . А цвет у него какой? (красный) .

А какое яблоко на вкус? (сладкое) . А как мы можем ласково назвать яблоко? (яблочко) . А какаой сок можно приготовить из яблока? (яблочный) .

Далее воспитатель находит следующий фрукт , загадывает о нем загадку и следует описание этого фрукта по схеме : название фрукта -какой по форме- цвет- на вкус- как можно ласково назвать- какой сок приготовить.

Предлагаемые загадки :

*Плод оранжевый и сочный

Разделю я по кусочкам.

Хватит долек этих всем,

Ну, и сам, конечно, съем. (апельсин)

*Он на юге выростал,

В гроздь плоды свои собрал, А суровою зимой

Придет изюм к нам домой. (виноград)

*Любят этот фрукт мартышки ,

Взрослые и ребятишки,

Желтый, сладкий и полезный

Он из Африки приезжий. (банан)

*Листья плотные, да лаковые,

Плоды желтые, да лакомые,

Ее скорее скушай,

Созрела, значит. (груша)

*Желтый фрукт висит на ветке ,

Но не любят его детки,

Этот фрукт на вкус не сладкий ,

Кислый он. На ощупь гладкий. (лимон)

Игровое упражнение «Чего не хватает?» (на развитие зрительного внимания)

Воспитатель выставляет перед детьми муляжи фруктов . Дети запоминают фрукты , считают их попарядку (от 1 до 6) . Затем закрывают глаза, воспитатель убирает один из фруктов . Дети угадывают какого фрукта не хватает .

Дидактическая игра «Что изменилось?» (на развитие зрительной памяти )

Воспитатель просит детей запомнить последовательность фруктов . Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок размещения фруктов . Дети отгадывают, что изменилось.

Физкультурная минутка

Будем мы варить компот. Дети маршируют, образуют круг.

Фруктов нужно много . Вот :

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить. «крошат»

Отожмем лимонный сок, «рубят»

Слив положим и песок, «отжимают»

Варим, варим, мы компот. «кладут»

Угостим честной народ. Приседают, хлопают в ладоши.

Воспитатель благодарит детей за помощь, оказанную Фруктовичку в поиске фруктов и предлагает им сделать для него подарки : нарисовать фрукты-яблоко и банан . Воспитатель объясняет и показывает как правильно рисовать фрукты , обсуждает с детьми их форму и цвет, расположение на листе. Воспитатель хвалит детей за хорошие рисунки, делают выставку детских работ. В конце занятия воспитатель угощает детей яблоком. Проговаривает с детьми, что яблоко сладкое, ароматное. (активизация словаря) .

Примечание : В ходе практической работы с детьми (рисования фруктов ) рекомендуется проведение пальчиковой гимнастики :

Раз, два, три, четыре, пять, сжимают-разжимают

Груша, персик, мандарин, поочередно загибают

Абрикос и апельсин. Пальцы рук;

Раз, два, три, четыре, пять сжимают-разжимают

Фруктов было ровно пять ! Пальцы; Хлопают!

Цель:
Развивать зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные ощущения детей.
Расширять словарный запас, развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы.

Программное содержание:
Учить детей различать яблоко и грушу, знать их названия, сенсорные характеристики.
Яблоко: круглое, гладкое, твёрдое, жёлтое, зелёное или красное, имеет кисло-сладкий вкус.
Груша: Круглая, слегка вытянутая, жёлтая, мягкая, сочная, сладкая.

Материал:
Игрушка – ёжик, корзинка с плодами (по несколько штук каждого фрукта), поднос, разделочная доска, нож, картинки с изображением деревьев (груша, яблоня), картинки с изображением фруктов, две маленькие корзинки.

Примерный ход занятия.

Дети сидят на стульчиках. Раздаётся стук.
— Ребята, к нам кто-то пришёл в гости. Смотрите, кто это?
Воспитатель показывает, заранее приготовленную игрушку ёжика. Дети здороваются и знакомятся с ёжиком.

— Ребята, посмотрите, ёжик пришёл к нам с гостинцами. Он шёл через фруктовый сад и принёс нам целую корзинку фруктов.
Воспитатель ставит картинки деревьев, и ведёт диалог с ёжиком – спрашивает у него, что это за деревья, иногда обращается к детям:
— Ребята, может это ёлочки в саду растут? (Дети отвечают.) Нет, это не ёлочки, это яблони, на них растут яблоки. На ёлочках яблоки не растут! Ёжик, я правильно говорю?

Рассказывает от имени ёжика, что в саду растут разные фруктовые деревья: яблони, груши. И что он принёс плоды с этих деревьев, чтобы показать их ребятам и угостить их.

Воспитатель сажает ёжика и начинает сенсорное обследование фруктов. Сначала даёт детям в руки яблоки, просит их посмотреть, погладить, понюхать, нажать. И спрашивает у детей какое оно, добиваясь ответов: круглое, твёрдое, гладкое, вкусно пахнет, ароматное. Просит детей хором повторять признаки яблока. В конце обследования воспитатель разрезает яблоки на небольшие кусочки, чтобы хватило всем ребятам, воспитателю, няне и ёжику. Просит их сначала понюхать яблоки и насладиться их ароматом, а затем съесть свои дольки. Пока дети жуют яблоки воспитатель называет признаки: твёрдое, кисло-сладкое, хрустит на зубах, вкусное. Не забывает угостить ёжика и обращается к нему с вопросами.
Воспитатель просит детей встать, после того как все съели яблоки и проводит физкультминутку.

Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,
Нес запасы он с собой. (ходьба на месте)
Через кочки еж скакал, (прыжки на месте)
Быстро по лесу бежал. (бег на месте)
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился. (присели)
А потом опять вскочил (встали)
И к детишкам поспешил (ходьба на месте)

Затем продолжается занятие, аналогичным образом обследуется груша.
В конце занятия ёжик предлагает детям поиграть. Собрать яблоки и груши в разные корзинки
На полу воспитатель раскладывает картинки яблок и груш.
Воспитатель и ёжиком просят детей собрать в одну корзинку яблоки, а в другую груши.
Ёжик хвалит детей и прощается с ними.