У этой куклы несколько имен (Зерновушка, Крупеничка, Горошинка), да и задача важная– хранить в доме достаток.

Оберег делали ко дню осеннего равноденствия, набивали гречей (не рисом или пшеном, а гречей – дорогой, купеческой крупой), ставили рядом с иконой, но поодаль от лампадки. В одной семье крупеничка «жила» долгие годы – к осеннему празднику хозяюшка расшивала куклу Зерновушку своими руками, высыпала старую крупу и засыпала зернышки нового урожая, чтобы весь год был в доме достаток.

Необходимые материалы для работы

Изготавливали Горошинку из остатков мешковины или холщовой ткани, ярких тряпочек от старых платков. Единственное, что всегда было новым в пошиве, – это крепкие нитки, которыми сшивалась фигурка. Чтобы сделать домашний оберег куклу Зерновушку по мастер-классу, потребуются материалы:

  • кружево или тюль белого цвета для нижней рубашки;
  • холщовая ткань;
  • цветной трикотаж;
  • белые х/б нитки №10;
  • красные шерстяные нитки;
  • гречневая крупа.

Пошаговая техника изготовления

Вырежьте необходимые детали куклы Зерновушки и ее одежды:

  • туловище – квадрат холщевой ткани 15х15 см, круг диаметром 7 см;
  • нижнюю (кружевную) и верхнюю (трикотажную) рубашки;
  • повойник – косынку под большой платок;
  • душегрею – ткань в обхват туловища с накрутом «ручек»;
  • большой платок;
  • передник с вышивкой.

Квадрат для туловища сшейте мелкими стежками по краю.

Вшейте круглое «донышко», чтобы кукла Зерновушка была устойчива и хорошо стояла на своем месте.

Выверните мешочек, расправьте швы, засыпьте внутрь гречневую крупу. Прошейте горловину мешочка, постарайтесь все складочки увести на «спинку». Положите мешочек, прошейте горловину еще раз.

Складки горловины плотно пришейте к задней части.

Нижнюю рубашку оберните вокруг туловища куклы Зерновушки– это самая длинная часть одежды. Обвяжите рубашку в верхней части нитками.

Вышейте передник обережным узором.

Вырежьте верхнюю цветную трикотажную рубашку и повойник (они могут быть из одной ткани). Привяжите верхнюю рубашку, нижняя должна быть немного видна.

Повойник плотно завяжите вокруг «головы», верхний край косынки оставьте свободным.

Разверните передник нижним краем вверх и привяжите его изнаночной стороной наружу.

Расправьте передник, нижний край слегка прихватите ниткой.

Повойник заверните ровными мелкими складками, заправьте его на заднюю часть.

Пришейте повойник к верхней рубашке.

Душегрей или отрез холщовой ткани 15х10 см закрутите с двух сторон в тугие трубочки-«ручки».

Оберните душегрею средней частью вокруг туловища, закрепите ручки нитками.

Обвяжите красной нитью поверх передника, сделайте пояс с кистями.

Большой платок повяжите на голову, как это делают бабушки, с двумя складками, чтобы платок плотнее прилегал к голове.

Расправьте платок по спинке, концы свяжите и закрепите нитками.

Вот как выглядит Зернушка со всех сторон.

Теперь, когда вы знаете, как сделать куклу Зерновушку своими руками, в доме всегда будет достаток! Главное – верить в силу оберега и исключить из жизни зло, зависть и дурные мысли. Не забывайте думать о хорошем во время работы. Постарайтесь сделать Крупеничку за один раз, не делая порыв.

Среди древних предков славян бытовало мощное поверье – чем больше создать оберегов, тем больше привлечешь в дом благости и защитишься от негативности. Одной из таких сакральных вещиц была кукла Крупеничка . Можно встретить еще и такие названия – Зернушка, Зерновушка и Горошинка. Кукла Крупеничка предназначалась для привлечения достатка в семью. Делали мастерицы и хозяйки куклу Крупеничку всегда своими руками, с применением только натуральных материалов.

Кукла Крупеничка значение в славянском быту и магической практике имела следующее – она приносила в дом не только достаток, изобилие в продуктах питания, но и богатство зерновых и других плодов. В нее закладывались зерна первого снопа, первого урожая.

По поверьям славян, куклу Крупеничку делали, чтобы:

  • умножать многократно урожай зерновых;
  • сохранять собранное от мышей и прочих вредителей;
  • отгонять злую силу;
  • хранить зерно от гнили и иной порчи;
  • принести приплод беременности и благополучных родов.

Крупа не перемалывалась, не обжаривалась и специально не высушивалась. Задача была сохранить живые зерна до следующего посева, потому что из куклы они брались для посевных первыми.

Важные моменты изготовления куклы Крупенички своими руками

В крупяной мешочек оберега помещались зерна разной крупы, но они обязательно должны быть цельными, не перемолотыми и не дроблеными. Чаще всего используют для Зерновушки:

Крайне важно делать оберег сразу, не бросая на полпути процесс изготовки и не откладывая на потом. Никаких лиц на Крупеничках не рисуют и никаким другим способом не делают.

Особенности деталей куклы:

  • яркие краски лоскутков;
  • цвета можно подбирать любые;
  • разрешается использовать кружева и тесьму;
  • фартук можно украшать вышивкой ручной работы;
  • желательно надевать на голову куклы повойник (головной убор, прикрывающий впереди волосы) под платок;
  • прошивать мешочек следует только красной нитью из натуральных волокон;
  • мешочек пусть будет из холщовой или льняной ткани;
  • на дно мешочка обязательно следует класть любую монетку.

Крупеничка в собранном виде стояла в доме не круглый год. Из неё вынимали зерна для посева весной, а заготавливали куклу по осени, при сборе первого урожая зерновых. Все элементы куклы можно было хранить, а потом вновь использовать. Но могли убирать прежний мешочек, разобрав куклу с благодарностью, и сжигать все ее части. А могли в тот же мешочек сыпать новое зерно и снова куклу собирать и украшать.

Особые моменты в использовании Крупенички

Ставилась такая куколка обычно на кухне, либо в общем помещении, где готовилась пища и семья могла отдыхать. Некоторые семьи имели избы или дома, где была только одна большая комната, а в более просторных домах могло использоваться одно большое помещение, в котором и пищу готовили и спать могли.

После прихода христианства славяне продолжали поддерживать традиции своих пращуров, поэтому помещали куклу возле православных икон. Одним словом, держать Зернушку лучше всего возле продуктов питания в таком месте кухни, где обустроено декоративное убранство или где есть малый «красный угол», то есть небольшое алтарное место.

Время от времени доставались несколько зерен из Крупенички, чтобы добавлять их в кашу. Предки славян верили, что такие каши принесут больше здоровья и сытости.

С Зерновушкой не просто допускается играть детям, но считалось даже это обязательным. Поэтому приходится делать такой оберег с использованием нитей и иглы, чтобы надежнее укрепить все детали изделия.

Когда зерно вынимали из мешочка куколки для посева, то в него же клали свежее, а саму куклу снова наряжали в новые красивые сарафаны, платки и всякие бусы.

Этот оберег служил отличным подарком для родственников и близких друзей. Дарят Крупеничку всегда с добрыми пожеланиями богатства в семье, доме. Перед тем как поставить принятый дар на почетное место, нужно также познакомить его и с батюшкой Домовым, приговаривая:

Прими, дедушко-мохнатушко (имя Домового, если есть), новую хозяйку. С нею нам будет и достаток, и приплод.

Есть и мужской прототип такой куклы, имя которому – Богач. Внешний вид мог немного отличаться, но принцип оставался тот же – хранить внутри тряпичной фигурки немного зерна, цельной крупы. Не стоит делать куклу Крупеничку худенькой, ее мешочек-туловище должны быть набиты до отказа. Это делается для приумножения достатка. Считалось, что когда такая обереговая кукла стоит в доме, то верно домочадцы всегда будут накормлены кашей, а в закромах всегда будут полные короба.

Описание Ганны:

Саму куклу делаем на скрутке, а вот в передник вкладываем берестяной пенальчик (цилиндрик), в котором лежит Пеленашка.

Попробую объяснить как делать передник. Берем ширину передника в 3 раза шире необходимого, т.е. как 3 длины берестяного пенала. Отступив примерно на 1 см от верхнего края передника, на изнаночной стороне укладываем берестяной пенал с Пеленашкой параллельно верхнему срезу ткани. Далее надо запахнуть боковые стороны передника в середину, накрывая при этом наш пенальчик - получили передник сложенный в 3 слоя.

Теперь, как обычно, привязываем фартук выворотно, т.е. положили передник с пеналом от талии на лицо куклы, привязали поясом, опустили вниз "к ногам" передник с пеналом и опять тем же поясом привязываем передник к талии уже под пеналом.

Описание Фафани (и фото её куклы справа) :

Лично мне кажется, что бересту лучше заменять картоном, журналом, плотной бумагой. Пенальчик для младенца можно делать разными способами (инф. с Архангельских курсов).

Я делала так - бересту (или картон) сворачивала трубочкой и оборачивала маленьким, отдельным кусочком ткани, подвернув края сбоку. Закрепляла ткань нитью - по краям и крест на середине пенала.

Передник привязывается как обычно, а в пенальчик вставляется пояс и привязывается сверху. Затем в пенальчик вставляется младенец.

Описание Лешки.

Материнство-беременность

Кукла бытовала в Тульской области. Передала ее Агаева Ирина Владимировна.

Это образ беременной женщины. У нее неяркая одежда, чтобы не привлекать внимание, чтоб оберечь от сглаза порчи красная грудь, фартук - живот, в котором дети. Дети – куколки малышок-голышок.

Кукла локтевая. Иногда ее дарили на свадьбу.

1.Основа куклы - кора липы, а теперь может быть газета или журнал высотой 25-30 см. Основу скручиваем, перевязываем в 3 местах: посередине -линия живота, сверхулиния шеи, снизу – линия ног. Оборачиваем получившийся столбик светлой тканью и перевязываем также в 3 местах.

2. Надеваем нижнюю юбку. Берем лоскут белоземельной или светлой ткани, (25-30 на 30 см) подворачиваем верхний край и прикладываем, присбаривая, к столбику, закрепляем нитками под линией шеи. Запах сзади.

3. Делаем грудь Берем квадраты красной ткани,(10 на 10) вкладываем ветошь, завязываем узелками, прикладываем к линии шеи, закрепляя нитью.

4.Надеваем верхнюю юбку.(30 на 30 см) . Лоскут неяркой, ткани, присбаривая, прикладываем к столбику.– запах сзади.

5. Делаем фартук, размером 10 на 25-30 см.

6. Делаем пояс. Для этого складываем в несколько сложений нить длиной 60 см. завязываем узелки на краях.

7. На фартук кладем пояс, пеленку белую или белоземельную 10 на 10 м. Бересту или газету размером 7 на 10 см, потом детей и еще одну пеленку. Заворачиваем, закручиваем все, привязываем под грудью, обматывая поясом несколько раз. Дети в фартук завернуты.

8. Делаем рожки Берем длинный (5 на 25 см)лоскут-ленту, завязываем на нем 2 узла, так, чтобы они располагались у висков куклы.Повязываем его на голову куклы.

9. Надеваем платок, завязываем назад, над грудью.

10. Надеваем еще один платок сверху, оставляя опущенные вдоль тела концы. Его делать необязательно. Верхний платок сторона 35 см.

11. Ребенок может быть один или двое.

Девочка. Берем белый прямоугольный лоскуток, перегибаем пополам, в середину вкладываем шарик ветошки. Выделяем головку, закручивая ниткой шею. Расправляем края - ручки и перевязываем талию. Расправляем юбочку.

Мальчик. Берем белый прямоугольный лоскуток, перегибаем пополам, в середину вкладываем шарик ветошки. Выделяем головку, закручивая ниткой шею. Расправляем края - ручки и перевязываем талию, потом обматываем ножки.

Дополнения от iraaa

Животики тремя разными способами делают (как передавали):

первый (моя кукла сделана по этому варианту) - прямоугольный кусок бересты сворачивают трубкой-пенальчиком и обвязывают с двух сторон красной ниткой. В пенальчик кладут одного младенчика-пеленашку или нескольких. Заворачивают пенал в длинную полоску ткани (по центру по ширине), концами ткани, как поясом, привязывают пенал к кукле. Цвет лоскута ткани должен быть таким же как и фартук. Младенца не видно с боку

второй (по этому варианту сделана кукла Фафани ) - тот же пенал, обвязаный по краям красной нитью, заворачивают в лоскут ткани равный пеналу по ширине + припуск на подгибку. Обвязывают красной нитью или полоской ткани по левому краю, переходят по диагонали на правый край, обмотали и возвращаются на левый - получает крестообразная обмотка. Через пенал пропускают красный пояс, внутрь закладывают младенца-пеленашку (его сбоку видно) и привязывают поясом пенал к кукле-матери.

третий, куклы И.В. Агаевой, описание которой Лешка нашла (он имитирует строение матки) - на верхний край лицевой стороны полоски фартука кладут лоскут ткани, берестяной прямоугольник (матка) (фартук на 1 см с каждой от бересты стороны выступает). Ткань фартука должна быть двусторонняя и поперечно-полосатая. На берестяной прямоугольник кладется лоскут мягкой ткани (плацента) и голышики (один или несколько). Причём они по полу дифференцируются (ножки или юбочка). Укладывается середина красного пояса (пуповина) и всё вместе закручивается. Припуски фартука заворачиваются внутрь и животик поясом к матери привязывается

Информацию об этой кукле собрала с форума - www.supersadovnik.ru/hmforum/post.aspx?id=458740&pg=46.

Фотогалерея

    Да уж....Описание куклы Материнство один в один мое. То которое я даю на своем дистанционном курсе "Куклы женской судьбы".
    Лешка, а откуда описание?
    Потом говорим о том что куклы принадлежат народу, что Вы так?
    Может объяснитесь ради чего?

    Наталья, а может нам доску позора еще завести, черный список непорядочных людей?
    Одним махом мою работу, труды Агаевой И.В.

    Вилен, а в чём непорядочность-то? :-))
    Я уже в книгах по куклам нахожу, например, своего Первоцвета: не только меня как автора не указано, а вообще не указано, что кукла авторская. Идёт как традиционная народная. И описание естественно моё. Ну так это же здорово! Куклы идут по свету, это же отлично!
    Мы все трудимся, кто-то как этнограф, кто-то как мастер, и все одновременно - как те, кто разносит информацию людям. Так оно и должно быть, по-моему.

    Наталья, непорядочность в том, что это авторские материалы, в частности мои.
    И просто одним движением руки скопировано и перенесено на сайт.
    Оригинал я вышлю тебе лично.
    Если бы человек сам записал свой материал, свою работу, это прекрасно, но зачем чужую?
    Ведь у меня с учениками есть договор, все материалы ТОЛЬКО для личного пользования.
    В этом и непорядочность.
    Наталья, я настаиваю на изъятие моего авторского материала с сайта, это наносит мне материальный ущерб. Материал был использован без согласования со мной.
    Кстати, хотелось бы понять, куда ведет ссылка?

    Еще Наталья, думается мне, что что-то не так когда человек скрывает свое имя и фамилию.
    Кто такая К.? Кто такая Л.? я не понимаю.

    Не могу я все это дело пустить на самотек. В ВЕДАХ - древнейшей записи древнейших знаний есть запись о том, что человек обязан защищать свое дело. Я следую учусь следовать заповедям Вед, хотя бы в чем могу на сегодня.

    Вилен, я что-то не очень понимаю - какие авторские материалы, когда МЫ ЗАНИМАЕМСЯ НАРОДНОЙ КУКЛОЙ??? Ну написан тут текст - буквы друг с другом ты составляла, и что?.. Я могу конечно переписать другими словами, но это же полный бред!

    Вижу, что ключевое слово тут - ТВОЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ. Вот это и беда, о которой кельт писала в статье про мастеров. Ты хочешь удалить описание - я этого делать не буду - мне претит сочетание "народная кукла - и - материальная заинтересованность". Я считаю, что это понятия несовместимые, и буду держаться этого.

    Веды не надо сюда приписывать. Не давать у себя воровать - очень верно. Но в данном случае ты присваиваешь себе чужое - общую народную культуру - и отстаиваешь, чтобы материалы по каким-то куклам были только у тебя, только ты их передавала, и твои ученики это не распространяли. Повторю - БРЕД ПОЛНЫЙ. Какая это народная культура???

    Народная культура - это РАСПРОСТРАНЕНИЕ В НАРОДЕ. И никто не имеет права присваивать себе общие знания. Иначе знания умрут.

    Всё это крайне неприятно - конфликт налицо, видимо он уже назрел. Но я буду отстаивать открытость народной культуры и знаний по ней. И продолжать публиковать материалы - для всех, а не для избранных, попавших на занятия.

    Мне будет очень жаль, что сведения по многим куклам, видимо, просто пропадут - потому что мастера их не отдали, присвоили себе. Ну что ж делать. Над совестью других людей мы не властны - главное, чтоб народ продолжал творить и придумывать. Будем развивать, искать кукол, придумывать новых. Писать о них, раздавать. Что приживётся - оно и есть народное.

    Ты говоришь, многие идут на занятия только за информацией, чтобы потом на куклах зарабатывать. А сама что делаешь? На куклах зарабатываешь.

    Да разве можно на этом зарабатывать?

    Раньше корзины все плести умели, если на стороне и покупали - то что-то уникальное. Но мастера, кто уникальное творил, работали как все - на поле, на заготовке дров, и т.п. Чтобы только корзины плести и этим зарабатывать - это из области фантастики.

    Так и кукол все сами должны делать. Пришёл человек учиться - конечно оплатил занятия, научился, ушёл. Что он дальше делать будет - делать и продавать работы, учить других - уже учителя не касается. Если ученик что-то словами учителя выдал - ну и слава богу - не исказил, значит.

    Дона, очень правильно написано. Речь не об авторской кукле, а именно о народной. Сколько можно путать эти понятия? Никто не посягает на авторские куклы, право автора распоряжаться их судьбой. А народные куклы принадлежат народу. И авторские куклы тоже могут стать народными.

    Наташа, я не присваиваю знания.
    Это статья и только.
    Я буду рада если Лешка напишет о кукле сама, как поняла она, а не копирует.

    Я с радостью читаю статьи с семинаров Агаевой на которых я была, потому что сама что-то не поняла, пропустила, не уловила - это добавляет качество и помогает мне увидеть свои ошибки.

    Хорошо, я не против публикаций, но с указанием автора статьи. Или это тоже мешает распространяться народной культуре?

    Народная культура как раз в этом и есть ее отражение.
    Если сейчас выставить презентацию с курсов Прикамья, это не повлечет последствий?
    Вот посмотри, куколку на счастье много дают в Интернете, но все это авторские материалы? Кто-то против? Я за!
    А копирование моей статьи, можно? Так у меня же авторские права на этот курс.
    Создайте свой такой же, и это будет Ваш курс и Ваши авторские материалы.

    Наталья, да заинтересованность есть, только материалы я на занятиях затем именно и даю, чтобы сверялись не забыли и не искажали.
    Другие не дают таких материалов в сопровождении к занятиям. Как запомнили так и ладно.

    Я всегда говорю своим ученикам - пишите свои мастерклассы-выставляйте.
    Наташа, спроси, узнай у других преподавателей сколько и у у кого какие ученики преподают? Думаю что я как раз и не запираю знания, много моих учеников передают знания сами.
    Делайте сами, многим помогаю советом и материалами, кстати и идеями делюсь всегда.

    А чтобы мои материалы авторские по кукле выставляли, нужно хотя бы спросить.
    Правда, а почему бы не спросить:? Может не прецендента с куклой из косичек, которую выставила Любовь Старинова? Кто-то ей запрети? Она по моему прошла вежественно.При этом она могла бы и меня не спрашивать, а спросить у Агаевой. Высавила она свой мастеркласс и он полезен всем.

    По интернету много мастеркласов, но люди сделали их сами, не беспокоясь о повторении букв и размеров, и в этом их вклад.

    Могу еще добавить, что на семинарах Агаевой я тоже всегда говорю о том, что публикации по договору с ней.
    Она тоже с радостью поможет и расскажет. Только вот сверяться с ней и звонить особо никто не рвется и проводить ее семинары тоже.
    Кстати я тоже провожу их из-за личной выгоды - научиться. А польза всем.

    Будто сон какой.
    Я говорю о своей авторской статье, а мне говорят о том что кукла достояние народа. И я не против этого я тоже об этом.
    Я говорю о законе нашей страны, где учитываются права автора.
    А мне говорят - ты пользуешься чужим...
    Так может все оставить уже? Пусть сон продолжается.
    Однажды с Вами поступят так же, хотя... революция уже была и опыт жив, все вокруг народное - все вокруг мое.

    Впрочем, с меня достаточно, спасибо, учителя. Иду свою программу патентовать и разговоры будут в случае нарушения авторских прав через моего юриста.
    Меня же уже обвинили в любви к деньгам, зачем мне отказываться от денег? Дополнительный заработок по закону, думаю приятен и ни с кем в полемику вступать не нужно.
    А то я хочу думать и творить новые книги, а силы уходят на сражения.

    Глупо получается - на сайте только мы-то и есть, и никого больше, а боремся, как враги. :-) Вилен, не обижайся, ты во многом права: если посмотреть, то, например, могу сказать, что из мастеров (по крайней мере на рукукле) никто материалов не публикует. Одна ты тут иногда появляешься и что-то пишешь. Люди в блогах у себя публикуют что-то, часто по-своему, но это чаще как раз просто те, кто на курсы ходит.
    Наверняка у многих признанных мастеров есть сайты, блоги, кто знает ссылки - публикуйте! Может быть там какие-то материалы по куклам есть? Будем собирать - со ссылками на авторов.
    В статью сейчас допишу, что это твой текст.

    Предлагаю вот что - на деле сосредоточиться. Нам книгу продолжение писать надо, надо материалы курсов переложить в текстовый формат с презентаций, надо из Кукольного Сундучка схемы и фото на сайт добавить... Дел-то невпроворот, так что и делать не успеваются.

    Так что фух, пошумели, и будет. :-)) Как говорится, какая свадьба без драки? :-))

    Теперь мир-дружба - И ЗА ДЕЛО! :-)

    Дорогие женщины, помогите мне разобраться в вопросе о кукле Материнство-Беременность. По словам Вилены Лешка описала слово в слово ее авторскую куклу. У Лешки написано "Материнство-беременность.Бытовала в Тульской области. Передала ее Агаева Ирина Владимировна." Если она бытовала в Тульской области, по словам Агаевой, то она никак не может быть авторской Вилены. Возможно, что автор и неизвестен. И еще я думаю, что когда нас чему-то учат в школе, университете/который в России тоже приходится платить сейчас/, то это не для того, чтобы мы наши знания не применяли, а для того, чтобы мы ими делились, употребляли в жизни и по-возможности учили других.Конечно, я согласна, что когда используется чей-то материал, то, минимум приличия - это указать автора, что Лешка и сделала. Может быть я плохо поняла и ошибаюсь, поэтому и прошу мне разъяснить о кукле Материнство-Беременность.

    Да, нет же! Кукла Агаевой Ирины Владимировны.
    Мной создано описание для курса, оно принадлежит мне как статья.
    От этого кукла не стала авторской.
    Сделать эту работу может каждый, но не замечать работу человека по созданию авторского курса и описания по меньшей мере неуважительно.

    Я уже думаю, что это часть нашей народной культуры - не замечать чужих трудов...печально.
    Надеюсь, что наша с Натальей полемика принесет пользу другим в понимании, иначе все напрасно.

    Ведь пишут рефераты и публикуют в интернете, но им никто и ничего не может предъявить, потому что сделана работа, и создано что-то новое. То есть человек пропустил это через себя, проработал, а не просто использовал-скопировал.

    Спасибо огромное всем за обсуждение, Вы мне помогли осознать, что я действительно многих обучила через нашу книгу, диски, сайт и курсы, поэтому предьявление в том что я зажимаю материал, я не принимаю. Извините.

    Применяйте знания, живите куклами, но так чтобы не было стыдно за содранныне материалы.

    Я повинюсь, я сама прошла это, попросила материалы с курсов Приикамья, не пошли они мне на пользу, так и лежат балластом. МНЕ СТЫДНО И НЕЛОВКО, Я ЧУВСТВУЮ ЧТО ТАКИМ ОБРАЗОМ полученные СВЕДЕНИЯ НЕ принесли мне знания. Только те которым я сама обучилась на курсах. Это мой печальный опыт.

    Я не знаю как еще объяснить... Вот я выучилась на курсах Прикамья, получила сертификат. Теперь мое знание кукол курса. Но я не имею права выставлять обучающий материал курса- это собственность курсов.

    Но я могу создать свой материал на основе взятого, и передавать-обучать используя свой продукт - свою презентацию или описание. Стала ли кукла, которой я научилась моей авторской? Нет Нарушила ли я права курсов? Нет.

    Я выучилась в университете, я получила диплом, могу ли я присвоить скопировать учебник и говорить что я его создала, это мой труд?
    Мой труд будет диплом или диссертация или новый учебник.

    Извините, как-то я утомилась.
    Засим откланяюсь.

    Я рассказала о лихорадках что узнала, поделилась.

    Успехов в создании куклы МАТЕРИНСТВО.

    Из не уже успели сделать идола, говорят как сделаешь, так и забеременеешь.
    Пишите свои отзывы, что получается,задавайте вопросы.

    Вилен, вчера не стала на вот этот опус отвечать:
    "Иду свою программу патентовать и разговоры будут в случае нарушения авторских прав через моего юриста."
    Но ты знаешь, не ответить не могу. После такого заявления... Даже если оно пока несерьёзно, это уже плохой и настораживающий признак.
    Хорошо подумала - и поняла, что книгу писать с тобой вторую не могу. Что именно и когда ты запатентуешь - я не знаю и не могу прогнозировать.
    У меня, знаешь ли, для рисования схем кукол куплено оборудование (дорогое, кстати), и программа.
    Так что ситуация получается такая - все схемы кукол у себя стирай (и по Сундучку, и новые). Если они тебе нужны для обучения - нанимай художника, пускай рисует. Иначе общение через юриста.
    Материалы книги буду готовить другие - сама, как считаю нужным. Надеюсь, ты книгу тоже выпустишь, будет очень хорошо. Но не вместе, извини.

    Странно, я не писала о книге, это наши договора и никаких претензий к тебе у меня никогда не было, я рада что мы работали и понимали друг друга всегда, доверяли и не пожалела я во всяком случае.
    Я писала о своей школе и о своей программе, которую я запатентую, это точно.
    К книге это не имеет отношения.
    Это было бы так.
    Я научилась в учебном заведении, по учебнику, и когда обучилась присвоила бы его себе.
    За что идет битва не понимаю.
    К тебе ни в коем случае никаких претензий никогда не было. Наши договора по прежней книге не меняются, я и не парюсь по этому поводу, это уже в прошлом и я не держусь за это, все отдано на благо и слава богу.

    Вся переписка относилась к материалу о Беременности, так ты как всегда проявила порядочность и подписала что описание сделано мной, вопрос исчерпан.

    Вилен, хотела уточнить, что претензии у меня вовсе не к тебе, а гораздо глубже и шире, так что всё на свой счёт не принимай. :-)) Просто ты здесь проявилась - и вот на примере общения с тобой вышла дискуссия. А так - тут всё гораздо глубже, просто я высказала свою позицию.
    С книгой посмотри, попробуй найти другого соавтора и художника - я не тот человек, с кем тебе правильно сейчас книгу писать, как мне кажется. :-) Я уже сказала, что всё буду раздавать и иначе не могу. Не могу коммерческую тайну на такие материалы распространять. :-) Иначе я не я.

    Очень грустно читать такие тексты - хорошо, что выложили. Многое прояснили.
    Сейчас очень многие тянутся именно душой, да и на занятия приходят не "за схемой", а общением, побывать в общности близких по духу людей, побыть "в поле" преподавателя.
    А зарабатывать этим невозможно - для изготовления куклы нужен порыв души, иначе пустая она выходит.
    А те, кто зарабатывают - там авторские варианты на основе народных, не получается у них сохранить куколку без души - теряются знания.
    Наталья, благодарю, что передаете знания - очень это сейчас нужно.

    Дискуссию поэтому пока и оставили - это не Вилена и я обсуждаем, это общая наша тема - живая - для очень многих.

    У меня по кукле вопрос. Свисающие концы красной ткани- это что? У меня два варианта- или грудку когда привязывают остаются свободными концы, или когда рожки делают/ А на самом деле как?Я оставила от грудки, так аккуратнее получается спинка- не видно как юбка приматывалась, но сомнения гложут...

    Судя по тому, что для груди размер лоскута 10 на 10, а для рожков - 5 на 25 см, то это ленты, скорее всего, от рожков.
    Если у кого есть фото куклы со спинки - покажите, пожалуйста!

    Делаем грудь Берем квадраты красной ткани,(10 на 10) вкладываем ветошь, завязываем узелками, прикладываем к линии шеи, закрепляя нитью. Так делаться должна грудка по описанию. А на фотографиях- грудь из сплошной перекрученной полосы. Так что наверное- концы от этой полосы и видны. Если скатка высотой 25- 30 см, а лента от рожек 25 см, да еще на узлы завязана- не будет она такая длинная. Извините, надоела я со своими вопросами, но....

    Да уж... по описанию да, грудь - узелки, а на обеих фото - лента...
    Думаю, фото куклы с Архангельских курсов можно доверять - значит, бытовали разные варианты.
    И видимо вы правы - в этом варианте (где грудь - лента) хвосты сзади - именно от неё.
    А вот есть ли такие хвосты в варианте, когда грудь узелками?..

    Здравствуйте! Прочитала переписку и подумала, как хорошо, что большинство добрых и открытых людей (без патентов),делятся своими знаниями и опытом! Я захотела сделать куклу для дочери, зашла в одну группу, а там на курсы приглашают. Кому нужны курсы, те придут, а вот так, чтобы,когда человеку нужно срочно и не для зарабатывания денег (хотя это тоже правильно, кто-то хочет купить, сделать не может, хорошо что, продаются). Благодарю Вас всех, кто поделился своим богатством знаний! БлагоДарю!!!

    Вилена Вы себя ведёте крайне не красиво. Это не Ваша кукла! Не присваивайте себе, а гордитесь что вашим текстом поделились и благодаря админу про вас узнали люди с других регионов. Скажите ей спасибо за то, что Имя ваше было не забыто как педагога.

    Спасибо большое за помощь в получении ценной информации о МК по кукле.Прочитала всю переписку создателей сайта. Думаю, что патенты тут не причем. Основа куклы - народная. Возможно, основа восстановлена кем-то из народа,а вот все тряпочки, сочетание их- это точно, автора.Это как у художников. Написал он картину, выставил в музее. Весь мир учится на его работе,делает копии. Понятно, что руку мастера видно сразу. И только так распространяется искусство живописи и в т.ч.и наше народное искусство, народное достояние по изготовлению кукол. Очень благодарна всем, кто причастен к этому. Низкий вам поклон! Я не мастер, только учусь. Я на пенсии, курсы мне не потянуть. Хотя я волонтер и преподаю детям в сельском клубе народных кукол. Детям нравится. И чтобы они передали эти знания своему поколению,стоит так работать. Вы- нам,мы- им!

Ну что ж… последний визит к врачу не открыл ничего нового - у вас нет препятствий для наступления беременности, а малыш все не торопится появиться. И травки полезные вы заваривали, и рыбок золотых нарисовали и под подушку положили, и даже вышивать научились, чтобы "Почти идеального" сотворить… А чудо все в пути. А может не стоит идти в поисках помощи слишком далеко? Ведь не зря говорят, что удивительное рядом. Фэн-шуй действительно поразительная философия, но ее корни все равно нам до конца непонятны. А зарубежные вышивки порой не излучают обещанной энергетики. Что же делать, если душа просит помощи в столь трепетном ожидании и рвется к тому, что есть внутри каждого - к истокам. Ведь наши предки жили теми же радостями и горестями, что и мы. И те же переживания заставляли их искать ответа на волнующие вопросы в символах и знаках. А самое важное, что они оставили свои знания нам, чтобы мы пользовались их вековой силой и проверенным действием.

Беременность у всех народов считается тайной из тайн. Большее чудо, чем зарождение новой жизни, придумать сложно. Женщина становится одновременно уязвимой и невероятно сильной. А чтобы ничто не нарушало гармонию и покой, наши предки старались всячески беречь будущую мать. Именно отсюда и берут свое начало обереги. При этом их основная функция - оберегать и защищать - уже расширилась до возможностей привлекать желаемое в нашу жизнь. Кто, как ни женщина, находящаяся в долгом ожидании малыша, поймет, как порой опускаются руки и пропадает вера в традиционные методы и способы врачебной помощи. Кто еще с пониманием отнесется к тому, что на вашем фикусе увял листок или рыба во сне опять уплыла прямо из рук? Именно в такие моменты, когда отчаяние готово взять вас в плен, и приходят к нам теплые и светлые обереги из давних времен.

Одним из наиболее распространенных способов помочь малышу найти дорогу к своим родителям было изображение женского начала.

Сохранившиеся элементы женской одежды и быта щедро украшены вышитыми изображениями Лады, Макоши или Рожаницы. Разница в их действии практически отсутствует, все они приносят счастливую долю детям, согласие и лад - семье, радость счастливого материнства - отчаявшимся женщинам. Схем вышивки женского оберега немало. Если вы увидите изображение женщины с поднятыми вверх руками - это Макошь, если же ладони опущены вниз - перед вами Лада. Кроме женской фигуры, как символа плодородия, на вышивке могут также располагаться деревья, животные, птицы и знаки солнца.

Кроме вышитых знаков достаточно распространенным способом создания охранных символов были славянские куклы обереги . Их делали практически к каждой жизненной ситуации. В «задачи» кукол входила и защита дома от недобрых глаз, и сохранность нажитого имущества, и налаживание согласия между супругами, и благополучное материнство.

Если же смех младенца долго не появлялся в стенах дома, родные спешили сотворить куклу, которая символизировала беременность.

target="_blank">https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dime...2/version/1409823961/image.jpg 320w" />

В изготовлении любой куклы, а особенно обереги для беременных, важно соблюдать строгие обычаи:

  • для создания оберега выберите время на растущей луне;
  • во время процесса мужчин в доме быть не должно;
  • количество витков ниток и узлов должно быть четным;
  • не давайте свою куклу в чужие руки, особенно мужские - так она может «потерять» свою силу;
  • в отличие от вышивки такой оберег можно и нужно делать самому для себя.

Не стоит связывать изготовление кукол со зловещими ритуалами. Если отнестись к этому процессу с легкостью, то можно не только наполнить изделие светлыми мыслями, а и отвлечься на некоторое время от тяжких дум. А там, глядишь, и неожиданная радость постучится в дом.

Как бы вы не относились к различным верованиям и философиям, ясно одно - все, что мы создаем своими руками с положительным настроем, несет в нашу жизнь только хорошее. А то, что связано с нашими корнями, еще и наполняет нас особой силой, объяснить которую невозможно обычными сухими понятиями.

Источник: http://www.babyplan.ru/biblioteka/_/ozhenskom/slav...chih-beremennost#ixzz3CL2PFPOl

Мастер-класс "Кукла на беременность". Присоединяйтесь...

Высота куклы около 25 см.

Для работы приготовим:

  • Деревянная палочка длиной около 20-25 см (берёза).
  • Лоскуты х/б ткани белого, розового, красного цветов и с набивным рисунком в виде мелких цветочков, горошка или в клеточку.
  • Немного суровой ткани (не отбеленный лён).
  • х/б нитки красного цвета (неплохо бы подошли "Ирис" или "Мулине" в несколько сложений).
  • Декоративная тесьма с имитацией вышивки.
  • Немного берёзовой коры или картон.

Заготовленную берёзовую палочку плотно обматываем белой тканью. Толщина палочки примерно 3 см. Если деревянной заготовки нет, то делаем просто плотную скрутку из ткани так, чтобы она хорошо сохраняла свою форму в вертикальном положении. Открытые края ткани можно аккуратно подвернуть внутрь или вытащить 2-3 нитки вдоль срезов. Образовавшаяся бахрома не даст ткани осыпаться дальше.

Получившееся туловище перетягиваем красными нитками в трёх местах: голова, пуповина, ноги.

target="_blank">https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dime...e/version/1409825938/image.jpg 320w" />

Нижняя юбка у нашей куколки длинная и закрепляется не на талии, как нам привычно, а на шее. Для этого берём х/б ткань красного цвета и отмеряем длину юбки, приложив лоскут ткани к основе-туловищу юбки. Отмеряем от линии низа и до шеи + 1 см. Ширина юбки на ваш выбор. Боковой шов я не делала. Все детали распашные.

Ножницы не используем, а просто отрываем лоскут нужного размера. Хлопковая ткань рвётся легко и всегда либо по долевой, либо по уточной нити, смотря в каком направлении вы будете отрывать лоскут.

Верхний срез юбки присобираем на нитку и плотно закрепляем на линии шеи . Туловище куклы при этом открыто, нижний срез юбки "смотрит" вверх. Затем опускаем юбку вниз и равномерно распределяем складочки.

Из набивного ситца делаем верхнюю юбку по такому же принципу, что и нижнюю. Верхняя юбка при этом должна быть короче и из под неё сверху и снизу должна выглядывать нижняя, красная юбка. На фото это хорошо видно.

target="_blank">https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dime...4/version/1409827650/image.jpg 320w" />

Грудь делаем из полоски красной ткани и пары ватных шариков. Вообще, вата мне не очень нравится, она сбивается в комки. Удобнее синтепон или наполнитель для мягких игрушек. Ещё можно использовать льняную паклю. Детали груди перекручиваем между собой восьмёркой и чтобы эта форма не нарушилась временно закрепляем её нитью.

Закрепляем грудь, завязав свободные концы ткани со стороны спины на пару узлов.

target="_blank">https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dime...0/version/1409828500/image.jpg 320w" />

Нитки, которыми закрепляли перекрученные детали, удаляем.

target="_blank">https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dime...7/version/1409828616/image.jpg 320w" />

Фартук закрепляем под грудью тем же способом, что и юбки. Для фартука я использовала неотбеленный лён и тесьму с имитацией вышивки. Можно фартук украсить ручной вышивкой обережной тематики ( ).

target="_blank">https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dime...7/version/1409828999/image.jpg 320w" />

Делаем пенальчик для малыша. Он символизирует матку, в которой мама вынашивает своё дитя. Для этого берём бересту или, как я, немного картона, сворачиваем его в трубочку. Края закрепляем красной ниткой. К телу матери пенальчик крепится с помощью нити, символизирующей пуповину. Используются два цвета: красный и синий/голубой, как женское и мужское начало. Нити соединяем в виде жгута или косы.

target="_blank">https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dime...7/version/1409829475/image.jpg 320w" />

А вот теперь самая, я бы сказала, ювелирная работа. Делаем младенчика. Для этого берём маленький лоскутик х/б ткани белого цвета и красную нить. Лоскуток совсем маленький, размером, примерно, 8*10 см. Можно и меньше, но нужно понимать, что, чем меньше детали, тем сложнее их обрабатывать.

В процессе работы над младенчиком важно помнить, что для выделения и закрепления деталей его тельца, мы используем непрерывную нить непосредственно с мотка или катушки и только в конце её обрываем, предварительно завязав узелки.

Несколькими витками нити выделяем голову. В качестве наполнителя используем так же вату или синтепон. Открытые срезы ткани аккуратно подворачиваем внутрь, слегка вытягиваем в стороны.

target="_blank">https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dime...9/version/1409830205/image.jpg 320w" />

Не прерывая нить, формируем ручки.

target="_blank">https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dime...8/version/1409830262/image.jpg 320w" />

Нижний срез ткани так же аккуратно подворачиваем внутрь, слегка вытягиваем концы в стороны и формируем ножки. Таким образом, нитка у нас идёт сначала сверху вниз, а потом наоборот. Окончательно её закрепляем на шее или талии и обрываем.

target="_blank">https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dime...5/version/1409830470/image.jpg 320w" />

Вот такая кроха получается!

target="_blank">https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dime...4/version/1409837951/image.jpg 320w" />

Малыша в пенальчике привязываем к мамке, поясок завязываем спереди на пару узлов.

Пенальчик-это один из видов закрепления малыша на теле матери. Есть и другие способы. Это зависти от того, в каких местах нашей огромной Руси зарождалась идея создания такого оберега. Можно сделать деталь фартука несколько длиннее обычного. Тогда малыш подкладывается под фартук как можно ближе к груди, как бы окутывается им и затем плотно закрепляем пояском вокруг талии. В таких случаях говорят, что малыш спрятан в подоле...

Немного истории... На Руси традиционно детей носили дома и на улице в подоле (переднике) . Старшие девочки носили таким образом младших детей на бедре. Поговорка «принесла в подоле» имеет корни именно в этом обычае. Сейчас мамы вместо подола используют слинг. () . Есть и другая, очень интересная версия, хоть и не совсем приятная. В ыражение «в подоле принесла» означает «родила вне брака». На Руси в родах женщины всегда присутствовал муж, отец ребенка. Он или помогал в родах, или терпеливо ждал появления дитятки. Именно муж сразу после родов брал свою кровиночку на руки от повитухи. При этом первая вещь, с которой соприкасалась кожа ребенка, была папина рубаха. На Руси любого только что рожденного малыша заворачивали в ношенную отцовскую рубаху или сорочку - на счастье. А если ребенок родился «вне брака», откуда взяться папиной рубахе? Естественно, ее заменяло что-то мамино. Вероятно, мамин подол. Вот и получается, что ребенка, который рождался без отца, в дом, к семье из помещения, где были роды, приносили в подоле, а не в папиной рубахе. Так, по-видимому, закрепилось выражение «в подоле принесла» и дошло до наших дней. (

Поделитесь с друзьями


Кукла-оберег на беременность

Испокон веков кукла оберег на беременность считалась обязательным атрибутом в семье, где готовятся стать родителями. Наши предки преклонялись перед природными силами и стихиями. Они верили, что смастеренные защищают и отгоняют беды и порчу.


Особое значение придавалось кукле-оберегу на беременность, которую именуют Рожаница .

По правилам ее шила сама беременная. Главное условие – ни один мужчина не должен ни видеть готовую фигурку, ни присутствовать при ее изготовлении. Все детали приматывались нитями, так как использовать острые предметы было запрещено. Хранили куколку в доме.

Внешне она представляет собой женщину, на лице которой изображен крест. Иногда в руках она держит один или два свертка (символ новорожденного ребенка).

Куколка несет в себе заряд положительной энергии, которая благотворно воздействует на женщину и на детей.

Славяне не только изготавливали обереги, они их вышивали. Рожаница украшала рубашки, подушки, полотенца.

Кукла-оберег на беременность

Обереги в виде куколок ограждают беременную женщину от всяческих напастей, которые поджидают на каждом шагу. Подобные фигурки создаются без лица (без глаз, рта и носа). Это важный момент, так как фигура с лицом имеет душу, обретает самостоятельность – теряется ее энергетическая сила и поддержка.

Кукла, смастеренная с любовью, превращалась в надежного защитника. Она ограждала от болезней, отзеркаливала порчу и сглаз, помогала пережить трудности.

Чтобы изготовить настоящий , нужно немало времени и усилий. Ее клали около кровати беременной.

Как сделать своими руками куклу на беременность

Во времена наших бабушек и прабабушек искусством создания кукол-оберегов на беременность владела каждая женщина. Считалось, что это настоящая женская обязанность.

Матери передавали мастерство своим дочерям, а те – своим. И так строились народные традиции.

Талисман изготавливают только из натуральных тканей. Все тканевые элементы сворачивают и связывают нитями, не используя ни иглы, ни ножниц. Одета фигурка в вышитый народными узорами сарафан, голову украшает косынка, под которую засовывают пучок соломы или травы. Также сверху повязывают красивый передник.

Считается, что цвет лент, вплетенных под платок оберега, связан с будущим полом малыша. Если семья хочет мальчика, используют синие и голубые ленточки, если девочку – красные и розовые.

Во время работы женщина читает молитвы и заговоры. Иногда поет песни.

Такая куколка помогает не только забеременеть и удачно родить – это надежный талисман от порчи и сглаза.

Где хранить куклу-оберег

Вплоть до родов оберег находится около женщины. А когда малыш появляется на свет, ее убирают в укромное местечко (сундук или корзина).

В будущем куклу передают следующему поколению.

Иногда ее доставали и давали маленьким девочкам поиграть. Это делалось специально для того, чтобы пробудить у них интерес к материнству и к воспитанию детей.

Мастер-класс «Кукла материнства» (видео)

Алена Головина — белая ведунья, магистр Космоэнергетики, автор сайта

Интересное