Цель: развитие подражательной речевой деятельности

1. Вызывание звукоподражания;

2. Выполнение действий по речевой инструкции и по подражанию;

3. Понимание названий предметов;

4. Понимание простых слов;

5. Выражение своих желаний и просьбы о помощи;

6. Накопление пассивного словаря по теме: «Домашние животные»;

7. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

I. Организационный момент

Л.: Меня зовут Даша. Покажи, где Даша?

Как меня зовут? Как тебя зовут? Где Максим, покажи?

II. Основная часть

(показываем коврик, на нем картинки занятий)

Л.: Какое у тебя сейчас занятие? Музыка, математика или логопедическое занятие?

(делаем артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»)

2. Работа с картинками.

Как мычит корова? (Как кричит коза (овца)? Как лает собака? Как мяучит кот?)

3. Работа у доски.

Л.: Где корова, покажи? А как топает корова? А как она мычит? (логопед делает совместно с ребенком)

Складываем в коробку. Л.: Дай кота (собаку, корову, козу, овцу).

Л.: Будешь собирать бусы?

III. Подведение итогов

Как ты сегодня занимался?

(как поощрение – пускаем мыльные пузыри)

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия с ребенком с синдромом Дауна на тему: «Домашние животные».

  1. Вызывание звукоподражания;
  2. Выполнение действий по речевой инструкции и по подражанию;
  3. Понимание названий предметов;
  4. Понимание простых слов;
  5. Выражение своих желаний и просьбы о помощи;
  6. Накопление пассивного словаря по теме: «Домашние животные»;
  7. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Оборудование: логопедический коврик, мёд, бусы, предметные картинки: кот, корова, коза, овца, собака; раздаточный материал.

(показываем картинку корова)

Л.: Это корова (коза, овца, собака, кот).

Л.: му-му-му (ме-ме-ме, бе-бе-бе, аф-аф-аф, мяу-мяу-мяу).

Л.: Повесь картинки на доску. (логопед всё оречевляет)

(По аналогии: как котик шевелит ушками; как собака машет хвостиком (+ ф-ф); как бодается козочка, овечка (+ме-ме, + бе-бе).

Л.: Повернись к столу.

4. Работа за столом.

5. Раздаточный материал.

Л.: Покажи, где кот (коза, собака)? (соединяем животных в пары на листе)

Пример индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста, имеющим РДА.

Тема: «Постановка звука [Р]. Тигренок учится рычать». Коррекционно – образовательные цели:Вызывание и постановка отсутствующего звука различными способами (механическим, смешанным).Коррекционно –.

Тема: «Дикие животные» Программное содержание:- Формировать у детей представления о диких животных: зайке, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни;- Закрепить ум.

Конспект индивидуального занятия в группе коррекционной направленности для детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.Тема: «Игрушки».

Интегрированное занятие во второй младшей группеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно — эстет.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу инклюзии. Дети с ОВЗ нуждаются в создании особых условий для их развития, в разработке индивидуального образовательного.

данное занятие направлено на развитие фонематического восприятия, обогащение словарного запаса, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, артикуляционной моторики и многое другое.

План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, младшая группа) на тему:
Подгрупповое занятие детей с синдромом Дауна 1мл.гр. Дома ребенка по теме «К бабушке в гости»

Для детей с синдромом Дауна очень важно в современном мире найти способ адоптации в современном мире. Одним из таких способов является привитие интереса и любви к рисованию.

Дети с синдромом Дауна первой младшей группы

Воспитатель специализированного Дома ребенка Русинова Алена Викторовна

Тема «К бабушке в гости»

Цель: Вызвать у детей интерес к рисованию.

Задача: 1.Ознакомить детей с красками, подводить к пониманию того, что ладошками

могут изобразить животных-птиц.

2.Поддерживать у детей попытки сравнивать изображения с объемной игрушкой

гусь, узнавать и называть его.

3.Развивать у детей интерес к рисованию и вырабатывать усидчивость

восприятия, внимания, память.

4.Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать культуру поведения,

воспитывать у детей интерес к природе.

5.Создать благоприятную обстановку для детей во время рисования.

Предварительная 1.Умение правильно держать палочку, правильная техника

работа: рисования горизонтальных и вертикальных линий.

2.Упражнения на м/моторику, разрабатывать кисть руки,

3.Знакомство с домашними птицами-гусями. Дать детям

понять, что изображение ладошками на листе бумаги

Оборудование: Широкие мисочки с разведенной водой гуашью белого и серого

цвета, бумага цветная зеленого тона, ватные палочки, красная гуашь,

вода в миске для ополаскивания рук, салфетки, фартуки, клеенка,

объемная игрушка: гуси-белый и серый, бабушка, подносы, манка,

прищепка, книжки-малышки, спокойная музыка, фото-снимок гусей.

Пед. Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к бабушке.

По тропинке мы пойдем, прямо к бабушке придем.

Ножки поднимаем, весело шагаем. Вот и пришли,

Поздароваемся с бабушкой, здравствуй бабушка! (подаем правую руку)

Ребятки, а бабушка жила не одна. (показ гусей)

Худ.слово: «Жили у бабуси

Два веселых гуся-

Два веселых гуся»

Пед. Ребята, красивые гуси? (да)

Поближе познакомимся с гусями, покажите,

Где у гуся глазки? Где клюв? Где шея длинная?

Где крылья? Где лапки красные? Как гусь кричит?

Худ.слово: «Вытянули шеи,

«Мыли гуси лапки

В луже у канавки-

Спрятались в канавке»

«Вот кричит бабуся:

Ой, пропали гуси-

Пед. Ребята, поможем бабушке найти гусей? (да)

Как мы найдем гусей? Мы нарисуем бабушке гусей.

Пойдемте к столу, оденем фартуки, присаживайтесь, но

вначале разомнем наша пальчики. (мел. Моторика)

Худ.слово: «Ладошки вниз, ладошки вверх,

На бочок и в кулачок, постучали,

Повертели, покрутили, положили и

Погладили, погладили, придавили

Каждый пальчик, молодцы!»

Худ.слово: «Ой, вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок,

Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!»

Пед. Вот, сколько, много крупы дали гусенку (выставляется крупа на подносе).

Ребята, покажите правую ручку, вытяните все пальчики вместе, пальцы д/б

плотно прижаты друг другу, большой палец вытянуть вверх. Ладошка походит

на гуся. Сейчас мы это проверим, положим ладошку на манку (пед. Показывает)

А, теперь вы все сделайте отпечаток ладошки, молодцы!

Пед. Ребята, сейчас мы будем точно так же изображать гуся на листе бумаги.

Посмотрите внимательно (пед.показывает на мальберте)

Для того чтобы изобразить гуся, нужно опустить правую ладонь в мисочку с

белой гуашью и сделать отпечаток на листе зеленой бумаги. А, сейчас каждый

нарисует своего гуся на своем листе бумаги (работы вывешиваются на доску).

Пед. Пока ваши работы будут подсыхать, мы пойдем с вами поиграем.

Худ.слово: «Вышли гуси погулять

Свежей травки пощипать.

Гуси, гуси, га-га-га!

Ну, летите веселей

На лужочек поскорей.

Гуси важно зашагали,

Травку быстро пощипали

Гуси, гуси, га-га-га

Хорошо вам? Да-да-да!

Ну, летите все домой,

Отправляйтесь на покой»

Пед. Присаживайтесь за стол. Посмотрите на фотографию. У гуся есть красные лапки

и клювик. Поэтому мы будем клювик и лапки рисовать красным цветом, палочками.

(выдаются палочки). Клювик будем рисовать, вот так (показ в воздухе) горизонтальн.

линия, теперь на подносе, слева на право, дорисуем на своих рисунках клювик.

Лапки рисуем сверху вниз, вот так, покажите в воздухе, а сейчас на подносе и на

своих работах, молодцы! Ребятки, какие красивые у вас гуси получились, вот

бабушка обрадуется! Нашлись гуси, пойдемте к бабушке.

Худ.слово: «Выходили гуси

Пед. Вот, спасибо, вам ребятки, нашли моих гусей, за это я вам дарю

книжки-малышки, бегите в группу и читайте скорее, пока, пока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч.

Корекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации и выживания детей с синдромом Дауна в обществе, но и нужны самому общесту для воспитания и понимания продлем людей отличных от.

У большинства детей с синдромом Дауна наблюдается отставание в развитии психических процессов, и речи в том числе. Такие дети имеют недостатки развития речи, как в произношении звуков, так и в п.

Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома.Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление харак.

занятие по развитию речи для детей с синдромом Дауна. лексическая тема «Фрукты».

В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна.

В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна.

Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна

Фарида Романова
Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна

Возраст 4,8 мес., уровень развития 1,3 мес.

Цели:

— сформировать различные формы общения (здороваться, прощаться).

— развитие умения слушать и концентрировать внимание на речи собеседника.

— развитие движения рук.

— продолжение обучения простым действиям с предметами: надевать и снимать кольцо.

— совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, формировать положительное отношение к занятию.

Оборудование:

Стол, стулья, кегли, пирамидка из 4-х колец, игрушка зайчик.

Ход занятия

— Здравствуй, Федя! Дай мне ручку давай мы с тобой поздороваемся (воспитатель берет ребенка за ручку и говорит «Привет»).

— А сейчас мы с тобой поиграем.

Проводится игра в прятки (3 раза)

— Где Федя? (ребенок закрывает ладошками лицо,

— Вот наш Федя! (ребенок открывает лицо,

— А где же наши ручки? (по возможности ребенок должен показать ручки,

— Вот ручки (воспитатель берет ребенка за ручки).

Проводится пальчиковая игра

— Где пальчики? (воспитатель загибает пальчики ребенку)

— Вот пальчики! (воспитатель разгибает пальчики ребенку)

Проводится пальчиковая игра «сорока-сорока» .

— Федя, нас в гости ждет зайчик, пойдем к нему в гости (воспитатель берет за ручку ребенка и ведет по выложенной кеглями дорожке)

По ровненькой дорожке.

Шагают наши ножки.

Раз, два, раз, два.

— Вот мы и пришли (в конце дорожки стоит стол со стулом, на столе сидит зайчик и стоит пирамидка)

— Посмотри, у зайчика пирамидка. Давай снимем все колечки (ребенок снимает кольца с небольшой помощью,

— потом покатаем (ребенок самостоятельно катает кольца,

— Молодец, у тебя все хорошо получается!

— А теперь оденем колечки (ребенок с небольшой помощью одевает кольца)

— Молодец (поощрение ребенка похвалой).

— Зайчику очень понравилось как мы с тобой занимались и он хочет поиграть с тобой.

Проводится игра в догонялки.

После игры воспитатель предлагает ребенку попрощаться с зайчиком (ребенок машет ручкой)

«Игры - занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка» Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.

Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома. Хотелось бы.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна В основе развития речилежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями,.

Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы) анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком в Лекотеке Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком на сентябрь 2015 года ФИ ребенка Козаченко Андрей Дата.

Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна. Тема: «Колобок катиться по дорожке»Цель:.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения развивать зрительное восприятие закреплять умение.

Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА Инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад №14.

Отчёт инструктора по физической культуре о работе с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного (ОВЗ) За период сентябрь – декабрь учебногогода проводилась работа, направленная на развитие двигательных навыков ребенка, имеющего статус инвалида.

Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна. Опыт работы Краевой О.С.

Еще несколько лет назад дети с синдромом Дауна считались «необучаемыми», их даже не принимали в специализированные детские сады и школы. Родителям этих детей представлялась единственная возможность – это закрытое учреждение интернатного типа. Сейчас же в Центре диагностики и консультаций «Шанс» в нашем городе дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности. Дети, которых я приняла, никогда не посещали дошкольное учреждение, никогда не находились продолжительное время в коллективе своих сверстников и тем более без родителей, поэтому адаптация проходила сложно. У детей резко возросло число социальных контактов.

Передо мною встали важные педагогические задачи:

1.научить взаимодействовать со всеми окружающими людьми

2.находить пути решения конфликтных ситуаций

3.научить отстаивать свои интересы и учитывать интересы сверстников

4.научить быть организованными и действовать по определенным правилам.

Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу с такими детьми в условиях дошкольного учреждения, нужно представлять себе все особенности детей с синдромом Дауна, их слабые и сильные стороны. Для большинства этих детей характерно нарушение когнитивного развития.

Несмотря на значительные индивидуальны различия, тем не менее, можно выявить типичные особенности. К ним относятся:

1.Медленное формирование понятий и становление навыков:

А. Снижение темпа восприятия.

Б. Снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала.

В. Низкий уровень обобщения материала.

Г. Замедленное формирование ответа.

Д. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

  • Трудности, которые возникают при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом.
  • Нарушения переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, т.е. заученными многократно повторяемыми действиями.
  • Трудности, возникающие при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета, или цепочки действий.

2.Нарушения целеполагания и планирования действий.

3.Особенностью предметно-практического мышления, характерного для детей с синдромом Дауна, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильную чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ.

4.Нарушение сенсорного восприятия за счет повышения порога ощущения и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.

5.Неравномерность развития ребенка и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоциональным развитием).

Обучая детей с синдромом Дауна, я ставлю перед собой цель подготовить их к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни. Для того, чтобы человек мог самостоятельно что-нибудь сделать, ему необходимо: поставить цель, спланировать действия, приводящие к этой цели, и уметь выполнить каждое из этих действий в отдельности. Главной моей задачей является как отработка отдельных навыков, так и обучение детей использованию нескольких понятий или навыков одновременно, что приводит к улучшению целеполагания и планирования действий.

За время работы я достигла многого:

1. дети полностью адаптировались в дошкольном учреждении

2. они с удовольствием идут на контакты с детьми и взрослыми, которые их окружают

3. эмоционально откликаются на индивидуальные и групповые занятия.

Очень важно отметить, что мои дети очень много и тяжело болеют, после чего труды воспитателя и те навыки, которые малыш усваивает в процессе обучения, теряются, и я начинаю свои занятия и обучение практически с нуля.

В работе я меньше употребляю слова «скажи», «повтори», поскольку тогда дети могут вообще отказаться от общения. Гораздо эффективнее создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать. На эмоциональном подъеме, в игре часто удается создать естественную речевую среду. Дети, увлеченные игрой, пытаются подпевать песенку - потешку, повторять ритмичное стихотворение. И их речь в этот момент не отраженная, как на занятии у логопеда, а спонтанно возникающая, живая. В работе с моими детьми я помогаю активно пользоваться жестами.

Например: при рассказывании сказок «Теремок», «Колобок» при использовании картинок стараемся параллельно показывать фигурки персонажей либо настольного театра, либо кукол – перчаток театра Би-ба-бо и обозначать их жестами, которые существуют в языке для глухонемых.

Я всегда спокойно реагирую, если ребенок среди занятия встает и начинает бегать по групповой комнате. Это может означать переутомление, замешательство, страх. Я проговариваю создавшуюся ситуацию для беспокоящегося ребенка и всех детей: «Максим волнуется, он устал» и стараемся помочь ребенку, облегчаем задания или меняем вид деятельности.

Одним из самых важных, на мой взгляд, элементов учебно-воспитательного процесса является единство требований и настойчивость всех взрослых, которые окружают детей – родителей, воспитателей, всех специалистов. Постоянное взаимодействие с родителями принесло свои результаты. В самом начале моей работы я побеседовала с родителями каждого ребенка и выяснила, что многие дети метеозависимы, подвержены перепадам настроения, имеют хронические заболевания. Проанализировав всю информацию, я нашла методы и подходы к каждому ребенку. Сейчас моя работа с родителями строится на ежедневных индивидуальных консультациях. Я рассказываю о наших «достижениях» и «неудачах» в течение дня, совместно находим пути их преодоления и вместе радуемся удачам.

В настоящее время не вызывает сомнений то, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому общие принципы проведения занятия разработаны на основе представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна.

При проведении занятия я ориентируюсь на:

1. предметность мышления дошкольников

2. наглядно-действенное мышление, как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению

3. собственную мотивацию ребенка

4. зрительный, слуховой и тактильный анализаторы

5. обучение в игровой форме

Использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

Включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения на развитие и обогащение словаря;

Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка;

Создавать и стимулировать мотивацию деятельности.

Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

Скачать презентацию

Видео и план-конспект занятия. Самоанализ

planetadetstva.net

наши занятия.-1 Ребенок с синдромом Дауна.

буду выкладывать краткие конспекты-отчеты по занятиям на работе с солнечной девочкой. ребенку 4 года. сегодня было 4 занятие.

по плану у нас 20 мин.:

1. разминка для ладошек с шариком су-жок.

я четко проговариваю стих для разминки, побуждая повторять:

Жил ежик колючий
В лесу дремучем.
Елочку встретив,
Колючий заметил:
На мне палочки - иголочки,
И на зеленой елочке!

2. повторяем цифры, считая кузнечиков на картинке, далее даю ребенку ножницы и предлагаю разрезать картинку по линиям.

3. делаем простую пальчиковую гимнастику, которую повторяем все занятия(будем повторять пока не выучим)

для побуждения речевой активности-каждое занятие пропеваем гласные. предлагаю громко это делать.
5. дальше достаю картинки, разрезанные на половинки.предлагаю собрать рыбку. это оказывается новым действием и ребенку не понятно что делать. упрощаю задачу до мяча. не получается.предлагаю помощь. вместе справляемся(у меня есть еще на готове арбуз, но вижу что ребенок утомился и не даю его)

6. встаем и делаем небольшую разминку:

ее мы делаем каждое занятие, ребенок радостно реагирует-узнает, пытается повторять слова.

Степень проявления нарушений интеллекта у детей с синдромом Дауна очень сильно варьируется, что зависит как от врожденных факторов и индивидуальных особенностей, так и от времени начала обучения по специальным методикам. Такие дети обучаемы, но успешность обучения находится в прямой зависимости от целесообразности использования той или иной методики, профессионализма педагогов, заинтересованности и участии родителей в развитии своего ребенка.

Возможности развития и обучения детей с синдромом Дауна

Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Чем раньше начинать занятия с ребенком, тем больше шансов добиться успехов. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Занятия нужно сделать как можно более интересными и приятными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи.

Ранняя помощь

Ранняя помощь оказывается с момента установления нарушений у ребенка до его поступления в образовательное учреждение. Она призвана обеспечить максимальную реализацию возможностей ребенка, предупредить развитие вторичных нарушений, включить детей с синдромом Дауна в общий образовательный поток (интегрированное, инклюзивное обучение в дошкольных и школьных учреждениях). Деятельность служб раннего вмешательства предполагает активное участие родителей в коррекционном процессе, их обучение, сопровождение и психологическую поддержку.

Методика формирования основных двигательных навыков (ОДН)

Разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3-4 лет. Включает в себя тестирование уровней развития основных двигательных навыков ребенка и составление программы занятий с ним. Методика реализует функциональный подход к стимуляции развития детей, позволяет оценить динамику развития и оптимально спланировать занятия. Она направлена на абилитацию ребенка, предупреждает и корректирует отклонения в двигательном развитии малыша. Предусматривает не воздействие на ребенка, а взаимодействие с ним при активном участии родителей. Уровень двигательного развития напрямую связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка и его включением в обычную жизнь – социализацией. Тестирование дает четкое представление о последовательных стадиях формирования каждого двигательного навыка, что позволяет специалистам грамотно составить программу двигательного развития ребенка и разработать рекомендации для родителей. Освоение двигательных навыков обеспечивает ребенку определенный уровень независимого существования, позволяющий последовательно научиться всему, что умеют обычные дети. Успешное развитие ребенка в моторной области продвигает его вперед и в сфере коммуникации.

«Шаг за шагом» («Step by step»)

В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, способствуют уверенности и повышению самооценки. В странах Европы и в Америке много лет применяется пошаговая методика «Step by step» для обучения детей с особенностями развития. Она очень эффективна для детей с синдромом Дауна. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков. К основным навыкам, обеспечивающим самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. И учится им важно своевременно. В основе любой деятельности лежат базовые моторные и психические функции: концентрация внимания, общая и тонкая моторика. Это подготовительные навыки. Учить тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно овладел включенными в него подготовительными навыками. Процесс обучения овладению навыками должен быть целенаправленным, учитывающим особенности психофизического развития и жизненного опыта, осуществляться на положительном эмоциональном фоне с широким применением поощрений. Ребенку необходимо время, специально выделенное для отработки навыков, обучения и повторения. Учить самостоятельности и бытовым навыкам ребенка нужно на самом простом материале и в самых простых условиях.

«Маленькие ступеньки»

Это программно-методическое сопровождение ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна, побуждающее их к более полному взаимодействию с окружающим миром. Разработанное в австралийском университете Маккуэри оно с успехом применяется во многих странах, рекомендовано к использованию Министерством образования РФ.
Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения. Учебные планы программы охватывают определенные области развития: общую моторику, речь, двигательную активность, навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка. Методика обучения ребенка по каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание. Последняя книга содержит перечень умений, которые определяют развитие ребенка, и серию проверочных таблиц, позволяющих проводить тестирование малышей. На «Маленькие ступеньки» похожа методика проведения занятий по программе для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями «Каролина», которую родители детей с синдромом Дауна могут использовать под руководством специалистов по раннему вмешательству. Многие дети, обучавшиеся по этим методикам, смогли в дальнейшем посещать интегрированные и инклюзивные классы в обычных школах.

Социально-психологическая модель Портаж (Portage)

Методика разработана в США в 70-х годах прошлого века, с успехом используется во многих странах мира. Целью Портажа является работа с семьями, имеющими ребенка-инвалида, помощь в снижении барьеров инвалидности, социализация детей. Семья посещается специалистом по домашнему визитированию. В процессе реабилитации ребенка участвует команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов. Во время посещений родителей обучают приемам структурного преподавания для применения в ежедневном общении с ребенком. Родителей учат наблюдать за ребенком, планировать достижимые цели и поощрять желательное поведение. Разделы Портажа включают стимуляцию младенца, социализацию, познавательную деятельность, развитие двигательной активности, речи, навыков самообслуживания. В методике Портаж последовательно расписаны все навыки, умения и знания, которыми в результате целенаправленного обучения должен овладеть ребенок. В ней четко определено: чему учить, когда учить и как учить.

Методика развития речи и обучения чтению Ромены Августовой

Это единственная в своем роде методика развития речи детей с синдромом Дауна. Автор, всю жизнь занимающийся педагогикой речи, простым и доступным языком разъясняет в своей книге «Говори! Ты это можешь», как научить разговаривать ребенка со сложными нарушениями развития, как общаться с такими детьми, помочь раскрыть им свои способности и творческие задатки. Дети, занимающиеся по методике Августовой, не только хорошо овладевают устной речью, но и с увлечением учатся читать.

Иппотерапия

Коррекционная верховая езда – иппотерапия, очень эффективна и многофункциональна для решения задач реабилитации детей с синдромом Дауна. Она развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей. Общение с лошадьми, уход и забота о них повышает чувство доверия, терпения, уменьшает тревожность. Иппотерапия развивает интеллектуальные способности детей, способствует их социальной адаптации и лучшему приспособлению к жизни. Методикой проведения занятий по иппотерапии владеют специально обученные преподаватели.

Система «Нумикон»

Ребенку с синдромом Дауна очень тяжело даются знания из области математики, даже ее начальные навыки, необходимые в повседневной жизни. «Нумикон» - это набор учебного материала и специально разработанная методика для работы с ним при обучении основам математики. Числа в наборе наглядного материала представлены формами-шаблонами, окрашенными в разные цвета, что делает их доступными для зрительного и тактильного восприятия. В набор входят цветные штырьки, панель и карточки с заданиями. Манипуляции ребенка с деталями приводят к тому, что действия с числами становятся наглядными и осязаемыми. Это позволяет успешно обучить детей с синдромом Дауна основам математических знаний.

Лекотека

Слово «лекотека» дословно переводится как «хранилище игрушек». В России успешно применяется эта новая методика, разработанная шведскими учеными для психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Служба лекотеки формирует у детей предпосылки к учебной деятельности, поддерживает развитие личности каждого ребенка, проводя обучение в виде игры. Формы работы лекотеки: консультации для родителей, диагностические игровые сеансы, терапевтические игровые сеансы, групповые родительские тренинги. В арсенале лекотек находится множество игрушек и игр для развития детей, специальное оборудование, видеотеки, фонотеки. Дети с синдромом Дауна могут посещать занятия в лекотеках с 2-х месяцев до 7 лет.

Дошкольное обучение

Ребенок с синдромом Дауна может посещать дошкольное учреждение компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Программа обучения в таких учреждениях содержит 6 разделов: «Социальное развитие», «Здоровье», «Физическое воспитание и физическое развитие», «Формирование деятельности», «Познавательное развитие» и «Эстетическое развитие». Все занятия по разделам программы проводятся педагогами по методикам обучения и развития детей с нарушениями интеллекта.
В последнее время становится все более популярным интегрированное или инклюзивное обучение в дошкольных и школьных учреждениях образования. Оно предусматривает обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями и здоровых детей, обеспечивая специальные условия и социальную адаптацию. В случае посещения ребенком с синдромом Дауна интегрированных или инклюзивных групп в массовых детских садах для них разрабатываются индивидуальные учебные планы в соответствии с возможностями.

Школьное обучение

Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста может осуществляться в специальных коррекционных школах VII или VIII видов, занимающихся по программе для детей с нарушениями интеллекта. Методики преподавания всех предметов, включенных в состав учебных программ школы, разработаны с учетом закономерностей, принципов, методов и приемов обучения лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности.
Школьники с синдромом Дауна, которым благодаря раннему применению обучающих и развивающих методик в дошкольном возрасте удалось достичь высокого уровня развития, могут успешно обучаться в интегрированных или инклюзивных классах при массовых школах. Учителя этих классов при содействии специалистов по коррекционному обучению разрабатывают на каждого такого ученика индивидуальные учебные планы с учетом возможностей и уровней развития ребенка.

Чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе — эти дети не только могут, но и любят учиться, максимум результата можно получить только при максимуме внимания. Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям. Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.

Особенности

Перед обучением следует определить, что умеет ребенок. Как правило умения и развитие оцениваются по таким признакам:

  1. Как ребенок общается и насколько у него развиты социальные навыки (взаимопонимание, взаимопомощь, поведение в коллективе).
  2. Как он себя обслуживает — ест, одевается и раздевается, умывается.
  3. Развитие крупной моторики — как ребенок ходит, бегает, ползает, прыгает, наклоняется, переворачивается со спины на живот.
  4. Развитие мелкой моторики — это способность управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. К мелкой моторике относится, например захват предмета большим и указательным пальцами «пинцетный захват», а также рисование, застегивание пуговиц.
  5. Развитие речи — во внимание берется не только словарный запас, но и способность выразить свою мысль, четкость произношения, плавность разговора, эмоциональные интонации.
  6. Понимание языка — внимательность к сказанному, способность выполнить указание, скорость реакции на просьбу, реакция на громкие, тихие, простые и сложные фразы как по количеству слов, так и по сложности конструкции предложения (например, понимание сложного и простого предложения, использование синонимов, антонимов, выражений в переносном смысле). Понимание эмоциональности обращения — шутки, строгий разговор.

Дети с синдромом — вполне обычные, но, конечно, есть особенности, из-за которых им труднее осваивать учебный материал:

  • синдром Дауна приводит к тому, что тонкая и крупная моторика может даваться трудно, эти физические данные нужно развивать с помощью упражнений;
  • поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у детей, также являются фактором, замедляющим обучение, в случае проблем нужно проходить соответствующее лечение и на время лечебных процедур нужно учитывать эти особенности в учебной программе;
  • речь может быть снабжена недостаточным словарным запасом, произношение недостаточно четкое, могут быть проблемы с логическим выражением своих мыслей, но это решается просто интенсификацией обучения, при котором речевые участки мозга быстрее развиваются, эта проблема требует пристального внимания, но она имеет психологическую направленность, а не физиологическую (речевые мышцы укрепляются в процессе работы);
  • ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита, возможна умственная отсталость, которая, впрочем, наверстывается с помощью целенаправленной работы;
  • не смотря на то, что дети усидчивы, им трудно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном;
  • новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они не интересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме, как и с обычными детьми, результат очень сильно зависит от творчества и приложенных усилий учителя, не нужно манипулировать умственной отсталостью, с ребенком нужно работать творчески;
  • нужно работать над образным и логическим мышлением, так как обобщения, обоснование утверждений, умение находить доказательства тому или иному факту у детей как правило затруднены;
  • обращать внимание на такие, казалось бы детали, как расстановка предметов или действий в определенной последовательности, согласно с правилами или закономерностями;
  • не смотря на то, что дети хорошо ориентируются в зрительных пособиях, невербальные задания (на которых нужно показывать без речевого сопровождения), связанные со счетом, классификацией вещей, довольно трудны в раннем возрасте для всех детей, но особенно — для детей, у которых синдром Дауна;
  • в связи с большими усилиями, которые дети должны предпринимать даже для казалось бы простых заданий, они быстро утомляются, их внимание рассеиваются.

Мелкая моторика

С помощью мелкой моторики ребенок может застегивать пуговицы, рисовать, делать действия, которые помогают обслуживать себя в быту. Поэтому ее развивать очень важно.

Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы и в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью. Постепенно разрабатываются пальцы, их можно тренироваться с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами. Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны.

Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), а также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки. Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захвах может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами. В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующим образом:

  • играть пальчиковые игры;
  • лепить из пластилина, глины, муки, пластика;
  • рисовать карандашом, красками, мелом, можно делать картины, рисуя пальцем по песку или макая его в краску, важно менять способы рисования, так как каждый из них лучше развивает кисть определенным образом;
  • в перерывах между занятиями можно делать массаж пальчиков, который будет увеличивать подвижность рук, улучшать кровообращение, поддерживать тонус мышц.

Если будет развита мелкая моторика рук, ребенок сможет лучше развиваться, умственная отсталость будет постепенно исчезать.

Игры и занятия

При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:

  1. Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
  2. Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнуть. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
  3. Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
  4. Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
  5. Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
  6. Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным.
  7. Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
  8. Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки.
  9. Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
  10. Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
  11. Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
  12. Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
  13. Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.

Методики

Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:

  1. Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. Главная идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
  2. Метод Глена Домана. Характеристика метода — занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности.
  3. Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
  4. Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса.
  5. Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под которые можно подпевать слова из таблицы. Основа методики и самая ее популярная часть — обучение раннему чтению, обучение должно повлиять на дальнейшую грамотность письма. С помощью интелектуальных занятий и обучения навыков чтения ликвидируется умственная отсталость.

Методики обучения детей с синдромом Дауна и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой схожи — это особые упражнения, общение с животными, которое может сочетаться с навыками ухода за ними. Эти методы нетрадиционны, но довольно эффективны, поскольку их главная задача — сделать незаметными значительные усилия ребенка, направленные на его развитие, через заинтересованность. Это иппотерапия — езда, общение и уход за лошадями; канистерапия — проживание в доме с ребенком хорошо воспитанной, дружелюбной и игривой собачки; дельфинотерапия — плавание с дельфинами. Важны коллективные занятия, чтобы более сильные дети психологически тянули за собой отсталых в обучении.

Эти игры и упражнения для детей с синдромом Дауна помогают развивать мышление, познавательные и образовательные навыки.

Дети обычно испытывают значительную задержку и трудности при обучении разговору, хотя понимают гораздо больше, чем могут выразить. Если вы воспитываете ребенка с диагнозом синдром Дауна, поощряйте его навыки развития и общения. Выберите игры, занятия, которые наилучшим образом соответствуют возрасту и уровню развития, не забудьте вознаградить его усилия похвалой и объятиями.

Развивающие игры, соответствующие развитию по месяцам

Послушай меня

Обучите малыша распознавать звуки речи в начале жизни, играя. Удерживайте его, стоящего перед вами, поддерживая голову, и медленно создавайте звуки, подобные «a-aх», «o-ох», «п-па», «м-ма». Делайте преувеличенные движения губ. Вы будете в восторге от его усилий по копированию. Существуют звуковые карты с изображением букв, которые можно использовать, начиная с 9 месяцев, чтобы научить его слушать, различать слова, копировать движения губ.

Произнеси вслух

Визуальное обучение является ведущим для людей с синдромом Дауна. Запоминание словесной информации является более сложным. Помогите ему узнать названия знакомых предметов, применяя простые жесты вместе со словами, говорит Бакли, соавтор книги «Речь и развитие языка для детей с синдромом Дауна» (от 0 до 5 лет) . Например, приложите руку к уху, когда звонит телефон и говорите- «телефон» или притворитесь, что пьете из бутылки или чашки, говоря «пить».

Вместе с тобой

Привлеките внимание к объекту: погремушку, любимую игрушку, картинку, и попросите взглянуть на нее. Постепенно наращивайте время, его внимания, когда вы говорите о предмете. Мероприятия, поощряющие совместное внимание, когда ребенок и воспитатель смотрят и слушают вместе, помогают детям быстрее учиться языку, улучшают внимание.

Один за раз

В своей книге «Ранние коммуникативные навыки для детей с синдромом Дауна» Либби Кумин, говорит, что все общение зависит от слушателя и говорящего. Прокрутка мяча назад и вперед – простой способ практиковать это умение. Когда вы катите мяч, говорите «очередь мамы », когда отталкивает его назад, произнесите его имя («очередь Джека »). Как только произносит имя, попросите указать на себя и сказать «я» или собственное имя.

Возраст 2 – 3 года

Хочу чтобы!

Обучение значению знаков и символов помогает общаться до появления языковых навыков. В своем практическом руководстве «Этот знак означает мороженое» Центр раннего обучения грамотности, рекомендует показать малышу реальный объект или деятельность вместе с соответствующим изображением. Делайте снимки объектов или видов деятельности, которые ребенок любит, он сможет «спросить», что хочет, указывая или передавая вам изображение. Всегда призывайте его сказать это слово.

Радуга обучения

Играйте в эту забавную игру для обучения цветам: Соберите много вещей одного цвета со всего дома – красную рубашку, одеяло, чашку – и поместите их в красный мешок или корзину для белья. «Визуальная деятельность, основанная на объектах реального мира, облегчает понимание общей концепции», – говорит д-р Кумин. Если ребенок находится на уровне одного слова, назовите цвет, когда вытаскиваете объект. Когда научится обрабатывать двусловную фразу, цвет и имя объекта.

Расскажи мне больше

Детям с синдромом Дауна требуется больше времени, прежде чем они образуют многословные фразы. Исследования показывают, что обычно имеют словарный запас из 100 слов, прежде чем начнут складывать их. Переходите с одного слова на двухсловный этап, используя технику подражания с расширением. Сначала повторите сказанное слово, затем дополните его другим. Например, если говорит «лодка» во время игры, скажите: «Лодка, плывет». Если скажет «собака», можете сказать: «Собака. Черная собака». Повторение очень важно, говорит д-р Кумин, поэтому не расстраивайтесь, если приходится делать это часто.

Визуальный помощник

Используйте предметы для вызывания двухсловных фраз. В простейшем случае инструмент представляет собой прямоугольный кусок ламинированного картона с двумя цветными точками, расположенными на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга. «Доска служит визуальным напоминанием, чтобы свести два слова», – говорит д-р Кумин. Например, при моделировании фразы «Автомобиль едет» укажите на первую точку, когда говорите «автомобиль», затем на вторую точку, когда говорите «едет». Используйте руки, показывая движение, это будет служить тактильной поддержкой. По мере того, как ребенок прогрессирует, нарисуйте больше точек, чтобы дать подсказки, при увеличении длины фраз.

Номинация: развитие ребенка с синдромом Дауна.

Должность: педагог-психолог

Актуальность: Педагоги-психологи, работая с детьми, имеющими диагноз синдром Дауна, часто сталкиваются с проблемой диагностики психических сфер, в связи с индивидуальными особенностями таких детей. Данное занятие имеет не только коррекционную и развивающую направленность, но и диагностическую. В связи с психо-физиологическими особенностями детей с синдромом Дауна, большие сложности возникают из-за тяжелой степени задержки речевого развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому, в ходе игровой и развивающей деятельности психолога с ребенком можно реализовать и диагностическую цель, собрав необходимые данные об актуальном развитии ребенка.

Цель занятия – создание условий для диагностики уровня сенсорного, познавательного и интеллектуального развития ребенка, для формирования временных представлений и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

Возраст – 7-8 лет.

Форма проведения : индивидуальная.

Длительность занятия : 30-40 минут.

Методы и техники : наблюдение, беседа, техники массажа рук для развития мелкой моторики, методика формирования принципа сохранения на основе теории П.Я.Гальперина (автор- И.В. Астахова).

Необходимое оборудование и организация пространства : рабочее место для занятий должно быть заранее подготовлено, кабинет проветрен, имеет хорошее освещение. Рабочий стол, два стула (для психолога и ребенка); важно, чтобы психолога и ребенка не разделял стол, необходимо, чтобы они сидели рядом. Массажный шарик с пружиной, заранее заготовленные картинки с изображением времен года. Набор: Карандаши - 2 голубых и 2 желтых длиной 17 см, 2 голубых и 2 желтых длиной 9 см

Ход работы

1 этап. Приветствие, установление контакта, доверительных отношений.

Методика «Поймай шарик!»

2 этап. Массаж рук массажным шариком, далее пружинкой. Данное упражнение имеет две цели, где развитие мелкой моторики, как ни странно – не главная. Главная цель – установление контакта, и концентрация внимания ребенка на психологе. У детей с синдромом Дауна процессы внимания сформированы на низком уровне, «рабочая» мотивация на период начала занятия у них отсутствует, внимание неустойчиво. Поэтому, психологу необходимо закрепить внимание ребенка на себе, используя при этом, физический контакт, вербально и эмоционально подкрепляя общение с ребенком. В ходе выполнения задания, ребенку предлагаются вопросы о том, «какая погода на улице?», «на улице тепло или холодно?», «какое сейчас время года?». Если ребенок способен проговаривать слоги/слова или повторять слова (целиком или по слогам) за психологом, то необходимо усложнить задание: перечислить времена года последовательно, назвать признаки времен года («тепло/холодно», «солнечно/дождливо», «снег/дождь» и т.д.)

3 этап . После завершения 2 этапа, перед ребенком раскладываются 4 картинки с изображением времен года. Задаются следующие вопросы: «Покажи, пожалуйста, какое сейчас время года?», «Давай картинку эту положим самой первой, какая же у нас погода в это время года (совместное выявление признаков данного времени года)», «А теперь, давай угадаем какое время года идет после…», и так далее, перечисляем времена года по последовательности, определяя их признаки.

На данном этапе, можно проследить, насколько у ребенка уже сформированы временные представления.

4 этап. На данном этапе продолжается работа по заданию с временами года. Картинки с данного задания не убираются и остаются перед ребенком в той же последовательности. Психолог поочередно, по одной, предлагает ребенку дополнительные картинки с временами года и просит их раскладывать к уже имеющимся: «Смотри, сейчас я еще дам тебе картинку, посмотри, что на ней нарисовано! Правильно, осень! А где на наших картинках осень? Вот! Давай новую картинку сюда добавим!».

На данном этапе, у ребенка закрепляются временные представления, также формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

5 этап. Психолог раскладывает на столе перед ребенком набор карандашей (голубые и желтые, длинные и короткие) в случайном порядке и предлагает ребенку: «Давай мы сейчас немного поиграем! Тут перед тобой разбросались карандашики! Давай мы их ровненько сложим, но не просто так – в кучку! А по правилу! Мы их сейчас поделим на маленькие группы, на разные кучки. А как мы это сделаем? Давай угадаем, чем они отличаются друг от друга? Какие есть карандашики? Посмотри, у этих карандашей есть свои особенности — это их признаки и по этим признакам мы разделим наши карандашики». Психолог добивается и направляет ребенка на то, чтобы он определил все признаки, по которым карандаши различны (в нашем случае, карандаши различаются по размеру и цвету). Далее психолог спрашивает: «Как думаешь, как различаются карандаши? (Как они различаются по цвету? Как - по размеру?)». Подводим ребенка к тому, чтобы он сам смог сформулировать: карандашики бывают разноцветные: голубенькие и желтенькие, а бывают большие и маленькие. Потом психолог просит ребенка разложить карандаши на группы или «кучки»: «Я хочу тебя попросить, чтобы ты разложил карандашики на две «кучки»: карандаши схожие по одному признаку - в одну группу/кучку, а схожие по другому признаку - в другую группу/кучку. По какому признаку ты хочешь разложить карандаши? С какого признака начнем?» Ребенок говорит, например, что по цвету, и психолог предоставляет возможность ребенку классифицировать карандаши по данному признаку.

Далее, психолог предлагает ребенку перемешать все карандашики и сложить заново, но уже по другому принципу (2-я дихотомия). Если ребенок начинает складывать тем же образом, что и в первый раз, психолог говорит: «А так мы уже делали, давай попробуем снова, только положи их вместе по-другому», и добивается от ребенка осуществления классификации по второму признаку.

6 этап . Завершение. Психолог: «Вот такие разные у нас карандашики! И настроение у человека бывает разное. Какое у человека бывает настроение?» Здесь ребенку можно продемонстрировать изображения различных эмоций и попросить ребенка изобразить самому эту эмоцию, при этом полезно будет сделать это совместно перед зеркалом. На данном этапе «кривляние» перед зеркалом снизит напряжение и усталость ребенка, накопленные во время занятия, а также сформирует у ребенка представление об имеющихся эмоциях и как они передаются на невербальном уровне, что способствует дальнейшей идентификации эмоций. Как известно, способность идентифицировать эмоции у ребенка младшего школьного возраста (а тем более, у ребенка с синдромом Дауна) сформирована на очень низком уровне.

Также, на завершение можно предложить ребенку выбрать свое настроение от сегодняшнего занятия (можно предложить те же картинки, а можно предоставить другие («смайлики», тучки и др.) в меньшем количестве (по 3 картинки)).

Номинация: обучение детей с синдромом Дауна.

Должность: педагог-психолог
Место работы: МБОУ ОШИ №1
Месторасположение: г. Пенза