Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период. Святочная неделя у православных христиан длится с 7 января по 19 января, начиная с Рождества Христова до Крещения Господня. Католический праздник приходится на период с 25 декабря до 6 января.

История

Отмечать это событие начали еще в древние времена. В VI веке имелось писание, гласящее о праздничных днях, когда не полагается справлять венчание и класть поклоны. В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными.

В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками.

Традиции и обычаи

Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему. В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим.

Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества - она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям, начиная от копеечных сувениров и заканчивая дорогостоящими презентами.

Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза. Женщины вставали спозаранку, чтобы приготовить на стол и убраться в доме. Готовили различные кушанья: кутью, сладкие блины, печенье с орехами, сбитень, маковник, овсяный кисель. Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников.

Завершением Святок была подготовка к Крещению. Рослые мужчины со всей деревне собирались вместе и отправлялись на водоемы. Они прорубали прорубь для предстоящего омовения. Обычно этим занимались в последние два дня Святок.

Празднование

Неизменным атрибутом Святок были гадания, когда собирались молодые девушки и узнавали свое будущее. Ритуалы были различные, в каждой деревеньке существовали свои правила гадания и собственные атрибуты, необходимые для проведения ритуала. Гадали в основном на женихов, желая узнать имя суженного, его возраст или внешность. Иногда гадали на дату замужества и число детей. Взрослые ограничивались приметами, по которым пытались определить достаток в семье в новом году.

Обязательным элементом были и колядки, где резвилась молодежь. Парни и девушки наряжались в новую одежду, которую предварительно мастерили перед праздником. Днем ходили по улицам, горланя песни-колядки или исполняя церковные песнопения. Заглядывали и в соседние дома, где за исполненные песни получали угощения от гостеприимных хозяев. Во время Святок на Руси ходило поверье, что от подарков колядующим напрямую зависит благополучие семьи в наступившем году. Поэтому хозяева не скупились на угощения незваным гостям: давали сладости, домашние пироги, печенье, выпечку. С наступлением ночи организовывали посиделки, где рассказывали друг другу истории, играли на балалайке или гармони.

Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. В Рождественскую ночь начиналось великое переодевание – мужчины облачались в женскую одежду, а девушки в форму. Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок.

Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком. Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра.

Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно. Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла.

Однако были и “хорошие” традиции – пост и субботники. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность. Субботники - это обычные смотрины для незамужних девушек и свободных юношей. Все, не обремененные браком молодые люди, собирались в одной избе. Там многие знакомились, заводили отношения и даже женились, после субботника.

В народе эти дни именуются святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане вечером прекращают все свои дневные дела, в память о событиях Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Церковь начала особо отмечать эти дни с древних времен. Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных волхвами.

Также в эти дни принято было вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья, готовили также особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи умерших в прошедшем году.

Последние дни святок были посвящены подготовке к другому двунадесятому празднику - Крещению Господню . Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами.

Несмотря на то что святки - праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. До принятия христианства на Руси святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) По другим источникам, это слово происходит от старославянского «святки» - души предков.

Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем, практиковались и магические обряды.

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые - колядующие ; у славян с давних пор существовал во время святок обычай рядиться, надевать личины («окруты», «скураты»), «играть козу». С распространением христианства на Руси все эти языческие обряды не потеряли своей силы, н есмотря на то что православная церковь запрещает «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старым идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и напевать соблазнительные песни».

Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети ходили по дворам, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.

Колядующие получали от хозяев обрядовую пищу и высказывали им добрые пожелания в наступающем году. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от угощения и подарков колядующих. Многие песни сопровождались действиями, изображающими земледельческие работы. В святки принято было гадать, фактически в каждой деревне или селе были свои ритуалы и гадания. Особое место занимали приметы, по которым пытались угадать погоду и достаток в хозяйстве в течение будущего года.

Заканчиваются Рождественские святки 19 января - Праздником Крещения. В церквах в этот день освящают воду, которую называют крещенской и хранят как святыню целый год.

В русской традиции Святками называют период от 19 декабря (Николин день, праздник Николы Зимнего) до 19 января (праздник Крещения). В церковной традиции этот период короче. Значение слова связано с культом Солнца и умерших предков. Борьба сил тьмы и света заканчивается победой последних, и этому посвящены многие святочные обычаи и обряды. Считали, что в эти дни, когда солнышко поворачивает на весну, наши предки, вознесенные в свет, могли посетить этот мир.

Одарить достойных
Обычай «греть предков» - жечь темными декабрьскими вечерами соломенные костры во дворах - существовал в разных местностях. Где-то это делал исключительно хозяин, а где-то у костра собирались в молчании все домочадцы.

Считалось, что в течение месяца души умерших могли на короткое время прийти в наш мир. В это время они должны были помочь своим потомкам: наказать виновных, одарить достойных, предсказать судьбу, подготовить приход нового года и победу сил Света.

С принятием христианства появилось много обычаев, старые были частично забыты или видоизменились. Но отголоски древних верований встречаются до сих пор.

Солома занимала довольно значительное место в святочной обрядности: на ней гадали, ею застилали полы и лавки, соломенными снопами украшали избу. Солому принято было насыпать под парадную скатерть перед рождественским Сочельником.

Святые и страшные
В православной традиции Святками называют 12-дневный период, который начинается вечером 6 января (в ) и заканчивается утром 19 января (в Крещение). Церковью запрещены , хождение ряженых, пение и пляски на улицах (это считается греховным), но ни одни Святки не обходятся без гаданий и .

За неделей от Рождества до Васильева дня (старый Новый год) закрепилось название «святые вечера». Весь мир ликует, радуется рождению младенца Христа, он наполнен святостью, благодатью. Другая неделя - от Васильева дня до Крещения - называется «страшные вечера». Связано это с разгулом нечистой силы.

Существует интересная легенда, объясняющая это название. Господь на радостях, что у него родился сын, открыл двери ада и выпустил нечистых «погулять». До самого Крещения будут они носиться по земле, смущая народ и устраивая всякие пакости (бесы, кстати, и гадать помогают).

Ритуальные песни
После Николина дня девушки начинают вспоминать святочные песни и игры (большинство святочных игр сопровождается особым речитативом или распевом). Их исполняли только в этот период, поэтому играли и пели с удовольствием. К этим песням можно отнести все колядки и щедровки (небольшие ритуальные песни с пожеланиями добра и благополучия обитателям дома). Колядки исполняли с Рождественского сочельника. Щедровки, очень на них похожие, пели накануне Старого Нового года. Ряженые и колядовщики ходили по улицам, заходили во дворы и пели песни, за что хозяева должны были щедро угостить славильщиков. Если этого не делали, то колядующие могли пожелать и что-то не слишком приятное.

Помимо колядок пели и христославы - небольшие песенки религиозного содержания. Как правило, пели ребятишки и молодые девушки. Ритуальная поэзия имеет такую особенность: ее можно исполнять строго в определенное время года. В любое другое время это считается греховным.

Русский карнавал
У большинства европейских народов совпадает с проведением карнавалов. В русских деревнях этот обычай существовал в виде ряженых и колядования. Наряжались в вывернутые наизнанку тулупы, чужие платья, надевали маски (хари), костюмы традиционных святочных персонажей.

Главные персонажи Святок - старцы, нищие, высокие старухи, бык (корова), конь, гусак, коза (козел), медведь, волки (собаки). Нищие и старцы - это выходцы с того света. Чужие, старуха могла означать как смерть, так и зиму. Медведь - символ зимы, злых сил, волки - проводники в иной мир, гусь - познавшая истину душа, корова - связана с культом луны, конь - проводник между миром живых и умерших, символ солнца, коза - символ плодородия.

Ряжение считалось делом опасным и греховным, поэтому в последний святочный день (Крещение) ряженые омывались в проруби. По православным традициям так человек очищался от греха, а по языческим погружение в воду - кратчайший путь души на небо (ведь ряженый на время Святок как бы одалживал свое тело душам предков).

Template not found: /templates/WomanSait/splitnewsnavigation.tpl

Особенность православного праздника Святки в том, что во время гуляния принято единение. Радовались все, границы между богатыми и бедными как бы исчезали на время, и весь народ мог просто прославлять Господа, помогать больным и страждущим. Дошли даже сведения о том, что в Византии во время святок было принято угощать тюремных заключенных и даже рабов, демонстрируя тем самым милосердие и сострадание к ближнему. Очень жаль, что эти обычаи почти не сохранились до наших дней.

История и традиции

В древней Руси традиции Святки тоже считались всеобщим праздником, когда каждый мог радоваться рождению Христа. Люди дарили подарки друг другу, ходили в гости, устраивали праздничные игрища, занимались благотворительностью. Обычные сельские забавы тоже имели место быть, молодежь веселилась и устраивала забавы. Дары и угощения в этот праздник считались милостью божьей, и церковь призывала всех и каждого к сочувствию, к любви и милосердию, в дореволюционных газетах и журналах можно было найти добрые и поучительные рассказы, раскрывающие суть священного праздника.

Святки - это и время сватовства, именно во врем гуляний молодые присматривали себе пару, делая заговор (помолвку) на Масленицу.

Все это напоминает другой праздник – Масленицу, однако Масленица – вовсе не церковное событие. Однако в сложной русской культуре традиции празднования переплелись с народными обычаями, и некоторые из них мы помним до сих пор.

Колядки и посиделки

Сегодня каждый считает своим долгом посетить церковь в Святки, пригласить друзей и близких, самому пойти в гости и приготовить праздничный подарок. Однако самое главное в Святках не угощение и не подарки, а осознание своего единства с Богом, внимание к ближнему, стремление стать лучше, добрее. Во многих христианских семьях настоящие святочные обычаи соблюдаются, в воскресных школах дети разучивают священные песни, ставят веселые сценки, приобщаются к православной культуре.

Есть еще один обычай, дошедший до нас – колядование. Ряженые ходят по домам, поют песни, пляшут, читают частушки, а хозяева дома по традиции должны одарить пришедших подарками или сладостями. Впрочем, эта традиция носит оттенок языческой, ведь в древности считалось, что, переодеваясь в страшные костюмы и надевая маски, люди отпугивали злых духов.

На Святки принято гадать, но и это язычество, ведь церковь против всяческих предречений, хотя за тысячелетия все переплелось. Считается, что святочные гадания самые правдивые, а потому ни о результатах увиденного-предреченного, ни о методе гадания сообщать нельзя.

Эти традиции соблюдались на протяжении многих лет, однако позднее, во времена становления Советского Союза, власть заставила отказаться от религиозных убеждений, этим и объясняется исчезновение многих церковных традиций и праздников, многое было утеряно после репрессий советской власти.

Однако вовсе необязательно соблюдать все традиции и обычаи, вы можете просто подарить тепло и любовь своим близким.

В рождественский сочельник (6 января) - канун великого праздника Рождества - весь день постятся («до первой звезды») и готовят праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном («приходить на пир в печальной одежде»). В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги.


Существовал даже специальный обряд, который соблюдался на «святой вечер» - сочельник. До появления первой звезды накрывают стол и начинается ужин - «вечеря». Обычно в этот день принято собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества. Со «святого вечера» до 14 января хозяйки не выметают сор из избы, чтобы потом весь мусор, собранный в кучу, сжечь во дворе. В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники, родники и колодцы наделяются волшебной целительной силой, а если в эту ночь кто-то загадает желание, оно должно обязательно сбыться. Существует обычай выходить в рождественскую полночь в поле и смотреть в небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты.

В рождественский сочельник во многих домах зажигают очаги, камины, а в огонь кладут деревянную колоду, предварительно обмазанную медом и посыпанную хлебными зернами. Огонь в очаге стараются поддерживать все Святки вплоть до старого Нового года. Вся семья собирается за столом, а если приглашают гостей, то загадывают об удачах и бедах на весь год, встречая первого гостя. Именно с ним связывают после все события, случающиеся в новом году. Поэтому на Рождество всегда старались приглашать только самых близких людей, которые могут принести счастье.


К рождественскому столу пекут пирог с вложенной в него монеткой (или изюминкой, горошиной перца, орешком и т. д.). Хозяин дома делит пирог, и счастливым будет тот, кому достанется кусок с сюрпризом. Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.
И все же главным обрядом, выполнявшимся на Святки, были знаменитые святочные гадания.


Многие девушки на Святки выполняли нехитрый обряд привлечения жениха. Для этого нужно было взять печную заслонку, насыпать на нее хлебных зерен и накормить петуха. В этом обряде главное - привлечь петуха, символизировавшего мужское начало и, кроме,того, олицетворявшего наступление солнечного дня (недаром считалось, что петушиный крик отпугивает нечистую силу). Зерна, которыми кормили петуха, являлись символом плодородия и достатка в доме. Существовал также обычай святочного гадания с петухом. Для этого на полу рассыпались предварительно подсчитанные зерна, ровно в полночь приносили петуха (желательно черного) и отпускали его в комнату. По поведению петуха предсказывали будущее.

Если он склевал все зерно, год будет удачным, а девушка, рассыпавшая зерно, выйдет замуж. Если петух склевал только несколько зерен, количество подсчитывали и выясняли, в какой день произойдет загаданное событие. Если петух вообще отказывался клевать, это предвещало неудачу. Вокруг петуха расставляли и другие предметы. Если петух во время гадания посмотрится в зеркало, жених будет красавцем и щеголем.
На Рождество, как и на Новый год было принято дарить подарки. Рождественский подарок делали своими руками.Очень символично в этот праздник дарили друг другу фигуры ангелов, сделанных самостоятельно либо купленных. Подаренного ангела подвешивали в комнате,чтобы он обязательно подарил в новом году счастье, удачу и успех своему обладателю.
С первым утренним ударом колокола все спешили в церковь на праздничное богослужение. После заутрени молодежь устраивала лихие катания с гор на лыжах и санях, сопровождающиеся веселым смехом и песнями. Теперь праздничный стол изобиловал всякими вкусностями: традиционно готовили студень, молочного поросенка, жареную курицу, свиную голову с хреном, колбасу и медовые пряники. Со второго дня праздника, по вечерам, начинались новые развлечения - шествия ряженых. Множество народу, переодетого в вывернутую наизнанку одежду, в масках, пело песни и танцевало не только в деревнях, но и на городских площадях.