Занятие развитие речи по теме пасха. Конспект занятия пасха
Класс :
Тема : Пасха и пасхальные традиции России
Тип учебного занятия : комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке
Формирование
чувства патриотизма и любви к своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;
уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.
Метапредметные:
Умение
принимать участие в обсуждении прослушанного материала;
поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;
прилагать усилия и преодолеть трудности и при достижении поставленных целей;
производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.
Предметные
Умение
воспринимать информацию на слух, используя имеющиеся знания по православной культуре;
выполнять предлагаемые задания;
излагать результаты выполненной групповой работы
Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.
Цель урока:
развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;
привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.
Задачи урока:
образовательные:
дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;
познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;
расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.
практические:
расширять кругозор учащихся по религиозной теме;
2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;
развивающие:
развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;
развить интерес учеников к изучению религиозных наук;
развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников, а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;
развить логическое мышление, внимание, воображение и память учеников.
воспитательные:
воспитывать нравственные качества учеников - доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;
воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;
Формы организации познавательной деятельности на уроке:
Фронтальная;
Индивидуальная;
Парная;
Групповая.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный;
Частично-поисковый;
Метод коллективного взаимодействия;
Метод контроля и оценки.
Оборудование : Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап учебного занятия, время
Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию.
Посмотрите, ребята, пожалуйста, на экран, и скажите, о каком празднике мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)
Учитель читает стихотворение:
Воскресение Христово
Княжна Е. Горчакова
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
"Проснись, земля, – они вещали, –
Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!
Проснитесь, горы, долы, реки,
Хвалите Господа с Небес.
Побеждена им смерть вовеки –
Проснись и ты, зеленый лес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь".
Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.
Учитель выявляет уже имеющиеся знания учащихся по теме урока, используя межпредметные связи и прием brain - storming , учащиеся высказываются по теме, а учитель записывает варианты ответов учащихся на доске.
Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Заполните диаграмму:
Пасха
Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока.
Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом празднике, и узнаем, как православные люди празднуют этот день.
Учитель предлагает ученикам продолжить предложения:
1. Пасха – это праздник...(весны, радости и света)
2. Православные отмечают этот праздник под…(звон колоколов)
3. Во всех православных храмах проходят…(праздничные службы)
4. Перед праздником люди…(пекут куличи и красят яйца)
5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)
6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)
-Послушайте, ребята отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» и будьте готовы ответить на вопросы:
«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.
Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.
Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..
Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».
Вопросы:
- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?
Какими красками вы бы описали его настроение?
Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?
Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?
История Христа не закончилась Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – он воскрес.
А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?
Что значит слово « воскресение»?
Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей.
2) Православная Пасха.
Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.
3) Традиции празднования.
Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?
Рассказ учителя. (обобщение)
Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления игры.
А, давайте послушаем и споем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.
Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят « Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!»
Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.
Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах.
Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.
А, давайте, ребята мы с вами сделаем пасхальные яйца.
Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.
1. Игра « катание яиц».
Устанавить деревянный или картонный каток и вокруг него освободить ровное место, на котором разложить крашеные яйца, игрушки, сувениры с пасхальной тематикой. Учащиеся подходят по очереди к катку, и катают заранее подготовленные яйца. Как только яйцо касается какого-либо предмета, это и становится подарком-выигрышем.
2. Пасхальное гнездышко
Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.
Интегрированное занятие по познавательному развитию
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Долгова Т.И.
«Пасха, светлая пасха»
(для детей старшей группы)
Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям,
знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.
Задачи:
Оформление:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на стульчик.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?
Ответы детей.
Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.
Слушание музыки.
Педагог: Что же вы представляли себе, слушая музыку?
Ответы детей.
– Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?
Педагог: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.
Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Ватага вольных воробьев
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад,-
Весь мир весне весёлой рад!
– Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.
Дети делятся своими наблюдениями.
Педагог: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?
Ответы детей.
– А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?
Ответы детей.
Педагог: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.
Педагог: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж.
Звучит инструментальная музыка(Солнечная капель. Сл. И Вахрушева. муз. Соснин), дети прикрепляют картинки.
Педагог: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?
Ответы детей.
Педагог: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?
Ответы детей.
Педагог: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?
Ответы детей.
Педагог: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.
Педагог с детьми исполняют «Идёт матушка весна». Появляется весна с веточками вербы.
Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?
Ответы детей.
Весна:
Весна ещё не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь вербы распушила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам –
Веселые, живые,
Как маленькие детки.
Весна:
А вы знаете, какой христианский праздник отмечался в воскресенье?
Это вербное воскресенье, оно последнее перед Пасхой. Готовясь к ней, люди украшали свои дома. Листочки на деревьях к этому времени ещё не появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы.
Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.
Весна дотрагивается до детей веточками вербы и дарит их детям.
Педагог: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.
Педагог весна и дети украшают веточки бантиками.
Педагог: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?
Ответы детей.
Педагог: Давайте вместе с Весной мы споем песню “Верба, Верба, Вербочка”.
Дети встают в круг и водят хоровод.
Педагог: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.
Сердце с бедами свыкается –
Но, когда ускачет бес,
К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес.
Пасха русская, старинная,
С пестротой и толчеей,
Неподдельная, былинная –
Та, что празднуем семьей.
Педагог:
Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей,что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, Он Воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают « Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это сегодня можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном.
Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.
Дети подходят к колоколу и загадывают желания.
Педагог: Правда, красивый русский обычай?
Педагог: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?
Ответы детей.
Педагог:
Украшают дом, пекут куличи, красят яйца.
Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.
Дети расписывают и украшают яйца. Звучит музыка «Песнопение Пасхи» , «Пасху радостно встречаем»
Педагог: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.
Пока расписанные на занятии яйца сохнут, дети играют с предварительно приготовленными педагогом пасхальными яйцами с символами.
Педагог: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру « Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится,тот и победит.
Звучит народная музыка
Педагог: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.
Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.
Педагог: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.
Педагог: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.
Игра “Гори,гори ясно”. После игры дети рассаживаются на стульчики.
Педагог: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?
Ответы детей.
– Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?
– О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?
Весна:
Есть сюрприз у меня
В честь торжественного дня.
Ближе детки подходите,
Да в корзинку посмотрите.
Испекла я куличи –
Как вкусны и горячи.
Куличи вы разбирайте,
Пасху дальше отмечайте.
Дети разбирают куличи.
Педагог: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.
Tatiana68
Конспект занятия. "Пасха Христова" (история праздника)
Рассказ для детей старшего дошкольного возраста.
рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
Развивать духовно – нравственный потенциал воспитанников.
Создать мотивацию праздника через знакомство с его историей, традициями, обычаями.
Задачи: Познакомить детей с православным праздником «Праздник светлой пасхи», с его историей. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Пробудить интерес детей к народной культуре. Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству
Ход занятия:
История пасхи- это путешествие сквозь тысячилетия. Листая её страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, ведь история происхождения Пасхи- это переплетение традиций, верований и обычаев.
Давайте отправимся в такое путешествие! Вы согласны?
Пасха праздник Светлого Христова Воскресения Пасху радостно встречаем И поем: »Христос воскрес! Мы все дружно отвечаем: «Он воистину воскрес!» Чередой проходят годы Под лазурностью небес. И поют везде народы: «Он воистину воскрес!» Всюду радость и объятья: «Брат, сестра, Христос воскрес! Ад разрушен, нет проклятья: Он воистину воскрес!» (В.Кузьменков)
Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков)
Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом.
Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте.
Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ.
Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем.
В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут.
Ангел сообщил радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит стал бессмертным.
Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес»
Яйцо тут же стало красным…С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить.
У светлого праздника Воскресения- Христова свои традиции, обычаи, символы и связанные с ними древние ритуалы.
Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, куличи- все это символы Великого дня и имеют корни в далёком прошлом.
Огонь защищал наших предков от хищных зверей и нечистой силы, люди разводили костры, чтобы прогнать зиму и быстрее встретить весну. Пасхальный огонь воплотил в себе силу очага.
Пасхальный венок- олицетворение вечной жизни.
Яйцо символизировало маленькое чудо рождения. С яйцом много обычаев. На них наши предки писали молитвы, магические заклинания и знаки. Глубинный смысл вложен в простые узоры. К примеру, круг символизирует яркое солнце, а волнистые линии - символизируют океаны, моря.
В праздник популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула,тот и победил и продолжает « чокаться» с другим человеком.
Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности.
Пасха – главный праздник христианского календаря. Недаром его называют «праздников праздник и торжество из торжеств».
Конспект занятия. "Пасха Христова" (история праздника)
Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи, рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Развивать духовно - нравственный потенциал воспитанников. Создать мотивацию праздника через знакомство с его историей, традициями, обычаями. Задачи: Познакомить детей с православным праздником «Праздник светлой пасхи», с его историей. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Пробудить интерес детей к народной культуре. Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству Ход занятия: История пасхи- это путешествие сквозь тысячилетия. Листая её страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, ведь история происхождения Пасхи- это переплетение традиций, верований и обычаев. Давайте отправимся в такое путешествие! Вы согласны? Пасха праздник Светлого Христова Воскресения Пасху радостно встречаем И поем: »Христос воскрес! Мы все дружно отвечаем: «Он воистину воскрес!» Чередой проходят годы Под лазурностью небес. И поют везде народы: «Он воистину воскрес!» Всюду радость и объятья: «Брат, сестра, Христос воскрес! Ад разрушен, нет проклятья: Он воистину воскрес!» (В.Кузьменков) Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков) Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом.
Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его - распяли на кресте.
Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ. Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем. В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут.
Ангел сообщил радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес - значит стал бессмертным. Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес» Яйцо тут же стало красным…С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить.
У светлого праздника Воскресения- Христова свои традиции, обычаи, символы и связанные с ними древние ритуалы. Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, куличи- все это символы Великого дня и имеют корни в далёком прошлом. Огонь защищал наших предков от хищных зверей и нечистой силы, люди разводили костры, чтобы прогнать зиму и быстрее встретить весну. Пасхальный огонь воплотил в себе силу очага.
Пасхальный венок- олицетворение вечной жизни.
Яйцо символизировало маленькое чудо рождения. С яйцом много обычаев. На них наши предки писали молитвы, магические заклинания и знаки. Глубинный смысл вложен в простые узоры. К примеру, круг символизирует яркое солнце, а волнистые линии - символизируют океаны, моря.
В праздник популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула,тот и победил и продолжает « чокаться» с другим человеком.
Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности. Пасха - главный праздник христианского календаря. Недаром его называют «праздников праздник и торжество из торжеств».
Интегрированное занятие по познавательному развитию
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Долгова Т.И.
«Пасха, светлая пасха»
(для детей старшей группы)
Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям,
знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.
Задачи:
- познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово. Пасха. и Вербным воскресением.
- воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
- формировать эстетический вкус;
- развивать воображение и фантазию.
Оформление:
- ваза,
- веточки вербы,
- блюда с крашеными и расписанными яйцами,
- блюдо с куличом,
- колокол.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?
Ответы детей.
Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.
Слушание музыки.
Педагог: Что же вы представляли себе, слушая музыку?
Ответы детей.
– Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?
Педагог: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.
Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Ватага вольных воробьев
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад,-
Весь мир весне весёлой рад!
– Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.
Педагог: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?
Ответы детей.
– А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?
Ответы детей.
Педагог: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.
Педагог: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж.
Педагог: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?
Ответы детей.
Педагог: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?
Ответы детей.
Педагог: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?
Ответы детей.
Педагог: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.
Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?
Ответы детей.
Весна:
Весна ещё не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь вербы распушила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам –
Веселые, живые,
Как маленькие детки.
Весна:
Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.
Педагог: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.
Педагог: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?
Ответы детей.
Педагог: Давайте вместе с Весной мы споем .
Педагог: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.
Сердце с бедами свыкается –
Но, когда ускачет бес,
К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес.
Пасха русская, старинная,
С пестротой и толчеей,
Неподдельная, былинная –
Та, что празднуем семьей.
Педагог:
Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.
Педагог: Правда, красивый русский обычай?
Педагог: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?
Ответы детей.
Педагог:
Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.
Педагог: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.
Педагог: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру « Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится,тот и победит.
Звучит народная музыка
Педагог: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.
- Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
- Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
- Пестрое – от веснушек.
- С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
- С жёлтыми колосьями – для урожая.
- С домом – к новоселью.
- С дубовым листом – будешь сильным.
- С зайчиком – этот символ означает храбрость.
- С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
- Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.
Педагог: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.
Педагог: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.
Игра “Гори,гори ясно”
Педагог: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?
Ответы детей.
– Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?
– О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?
Весна:
Есть сюрприз у меня
В честь торжественного дня.
Ближе детки подходите,
Да в корзинку посмотрите.
Испекла я куличи –
Как вкусны и горячи.
Куличи вы разбирайте,
Пасху дальше отмечайте.
Дети разбирают куличи.
Педагог: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по познавательному развитию
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Долгова Т.И.
«Пасха, светлая пасха»
(для детей старшей группы)
Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям,
знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.
Задачи:
- познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово. Пасха. и Вербным воскресением.
- воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
- формировать эстетический вкус;
- развивать воображение и фантазию.
Оформление:
- ваза,
- веточки вербы,
- блюда с крашеными и расписанными яйцами,
- блюдо с куличом,
- колокол.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на стульчик.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?
Ответы детей.
Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.
Слушание музыки.
Педагог: Что же вы представляли себе, слушая музыку?
Ответы детей.
– Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?
Педагог: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.
Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Ватага вольных воробьев
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад,-
Весь мир весне весёлой рад!
– Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.
Дети делятся своими наблюдениями.
Педагог: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?
Ответы детей.
– А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?
Ответы детей.
Педагог: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.
Педагог: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж.
Звучит инструментальная музыка(Солнечная капель. Сл. И Вахрушева. муз. Соснин), дети прикрепляют картинки.
Педагог: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?
Ответы детей.
Педагог: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?
Ответы детей.
Педагог: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?
Ответы детей.
Педагог: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.
Педагог с детьми исполняют «Идёт матушка весна». Появляется весна с веточками вербы.
Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?
Ответы детей.
Весна:
Весна ещё не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь вербы распушила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам –
Веселые, живые,
Как маленькие детки.
Весна:
А вы знаете, какой христианский праздник отмечался в воскресенье?
Это вербное воскресенье, оно последнее перед Пасхой. Готовясь к ней, люди украшали свои дома. Листочки на деревьях к этому времени ещё не появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы.
Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.
Весна дотрагивается до детей веточками вербы и дарит их детям.
Педагог: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.
Педагог весна и дети украшают веточки бантиками.
Педагог: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?
Ответы детей.
Педагог: Давайте вместе с Весной мы споем песню “Верба, Верба, Вербочка” .
Дети встают в круг и водят хоровод.
Педагог: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.
Сердце с бедами свыкается –
Но, когда ускачет бес,
К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес.
Пасха русская, старинная,
С пестротой и толчеей,
Неподдельная, былинная –
Та, что празднуем семьей.
Педагог:
Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей,что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, Он Воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают « Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это сегодня можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном.
Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.
Дети подходят к колоколу и загадывают желания.
Педагог: Правда, красивый русский обычай?
Педагог: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?
Ответы детей.
Педагог:
Украшают дом, пекут куличи, красят яйца.
Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.
Дети расписывают и украшают яйца. Звучит музыка «Песнопение Пасхи» , «Пасху радостно встречаем»
Педагог: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.
Пока расписанные на занятии яйца сохнут, дети играют с предварительно приготовленными педагогом пасхальными яйцами с символами.
Педагог: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру « Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится,тот и победит.
Звучит народная музыка
Педагог: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.
Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.
- Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
- Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
- Пестрое – от веснушек.
- С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
- С жёлтыми колосьями – для урожая.
- С домом – к новоселью.
- С дубовым листом – будешь сильным.
- С зайчиком – этот символ означает храбрость.
- С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
- Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.
Педагог: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.
Педагог: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.
Игра “Гори,гори ясно” . После игры дети рассаживаются на стульчики.
Педагог: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?
Ответы детей.
– Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?
– О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?
Весна:
Есть сюрприз у меня
В честь торжественного дня.
Ближе детки подходите,
Да в корзинку посмотрите.
Испекла я куличи –
Как вкусны и горячи.
Куличи вы разбирайте,
Пасху дальше отмечайте.
Дети разбирают куличи.
Педагог: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.