Класс :

Тема : Пасха и пасхальные традиции России

Тип учебного занятия : комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке

Формирование

    чувства патриотизма и любви к своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;

    уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.

Метапредметные:

Умение

    принимать участие в обсуждении прослушанного материала;

    поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;

    прилагать усилия и преодолеть трудности и при достижении поставленных целей;

    производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

    организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.

Предметные

Умение

    воспринимать информацию на слух, используя имеющиеся знания по православной культуре;

    выполнять предлагаемые задания;

    излагать результаты выполненной групповой работы

Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.

Цель урока:

    развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;

    привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.

Задачи урока:

    образовательные:

    дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;

    познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;

    расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.

    практические:

    расширять кругозор учащихся по религиозной теме;

2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;

    развивающие:

    развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;

    развить интерес учеников к изучению религиозных наук;

    развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников, а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;

    развить логическое мышление, внимание, воображение и память учеников.

    воспитательные:

    воспитывать нравственные качества учеников - доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;

    воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;

Формы организации познавательной деятельности на уроке:

Фронтальная;

Индивидуальная;

Парная;

Групповая.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;

Частично-поисковый;

Метод коллективного взаимодействия;

Метод контроля и оценки.

Оборудование : Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап учебного занятия, время

Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию.

Посмотрите, ребята, пожалуйста, на экран, и скажите, о каком празднике мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)

Учитель читает стихотворение:

Воскресение Христово

Княжна Е. Горчакова

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе синем, исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

"Проснись, земля, – они вещали, –

Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!

Проснитесь, горы, долы, реки,

Хвалите Господа с Небес.

Побеждена им смерть вовеки –

Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка – зацветите вновь

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь – любовь".

Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.

Учитель выявляет уже имеющиеся знания учащихся по теме урока, используя межпредметные связи и прием brain - storming , учащиеся высказываются по теме, а учитель записывает варианты ответов учащихся на доске.

Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Заполните диаграмму:

Пасха

Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом празднике, и узнаем, как православные люди празднуют этот день.

Учитель предлагает ученикам продолжить предложения:

1. Пасха – это праздник...(весны, радости и света)

2. Православные отмечают этот праздник под…(звон колоколов)

3. Во всех православных храмах проходят…(праздничные службы)

4. Перед праздником люди…(пекут куличи и красят яйца)

5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)

6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)

-Послушайте, ребята отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» и будьте готовы ответить на вопросы:

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

Вопросы:

- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

Какими красками вы бы описали его настроение?

Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

История Христа не закончилась Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – он воскрес.

А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?

Что значит слово « воскресение»?

Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей.

2) Православная Пасха.

Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?

Рассказ учителя. (обобщение)

Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления игры.

А, давайте послушаем и споем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.

Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят « Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах.

Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

А, давайте, ребята мы с вами сделаем пасхальные яйца.

Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.

1. Игра « катание яиц».

Устанавить деревянный или картонный каток и вокруг него освободить ровное место, на котором разложить крашеные яйца, игрушки, сувениры с пасхальной тематикой. Учащиеся подходят по очереди к катку, и катают заранее подготовленные яйца. Как только яйцо касается какого-либо предмета, это и становится подарком-выигрышем.

2. Пасхальное гнездышко

Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.


Интегрированное занятие по познавательному развитию

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Долгова Т.И.

«Пасха, светлая пасха»

(для детей старшей группы)

Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям,

знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.

Задачи:

  • познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово. Пасха. и Вербным воскресением.
  • воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
  • формировать эстетический вкус;
  • развивать воображение и фантазию.
  • Оформление:

  • ваза,
  • веточки вербы,
  • блюда с крашеными и расписанными яйцами,
  • блюдо с куличом,
  • колокол.
  • ХОД ЗАНЯТИЯ

    Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на стульчик.

    Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?

    Ответы детей.

    Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.

    Слушание музыки.

    Педагог: Что же вы представляли себе, слушая музыку?

    Ответы детей.

    – Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?

    Педагог: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.

    Весенний воздух свеж и чист…
    Вот зеленеет первый лист.
    Видна в проталинах земля.
    Вокруг ручьи бегут, звеня.

    Ватага вольных воробьев
    Ворону гонит из кустов…
    Весна готовит свой парад,-
    Весь мир весне весёлой рад!

    – Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.

    Дети делятся своими наблюдениями.

    Педагог: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?

    Ответы детей.

    – А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?

    Ответы детей.

    Педагог: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.

    Педагог: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж.

    Звучит инструментальная музыка(Солнечная капель. Сл. И Вахрушева. муз. Соснин), дети прикрепляют картинки.

    Педагог: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?

    Ответы детей.

    Педагог: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?

    Ответы детей.

    Педагог: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?

    Ответы детей.

    Педагог: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.

    Педагог с детьми исполняют «Идёт матушка весна». Появляется весна с веточками вербы.

    Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?

    Ответы детей.

    Весна:

    Весна ещё не сшила
    Лесам, лугам рубашки,
    Лишь вербы распушила
    Кудрявые барашки.
    Барашки золотые
    Бегут по тонким веткам –
    Веселые, живые,
    Как маленькие детки.

    Весна: А вы знаете, какой христианский праздник отмечался в воскресенье?
    Это вербное воскресенье, оно последнее перед Пасхой. Готовясь к ней, люди украшали свои дома. Листочки на деревьях к этому времени ещё не появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы.
    Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.

    Весна дотрагивается до детей веточками вербы и дарит их детям.

    Педагог: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.

    Педагог весна и дети украшают веточки бантиками.

    Педагог: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?

    Ответы детей.

    Педагог: Давайте вместе с Весной мы споем песню “Верба, Верба, Вербочка”.

    Дети встают в круг и водят хоровод.

    Педагог: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.

    Сердце с бедами свыкается –
    Но, когда ускачет бес,
    К нам на крыльях опускается
    Пасха яркая с небес.
    Пасха русская, старинная,
    С пестротой и толчеей,
    Неподдельная, былинная –
    Та, что празднуем семьей.

    Педагог: Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей,что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, Он Воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают « Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
    Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это сегодня можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном.
    Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.

    Дети подходят к колоколу и загадывают желания.

    Педагог: Правда, красивый русский обычай?

    Педагог: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?

    Ответы детей.

    Педагог: Украшают дом, пекут куличи, красят яйца.
    Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
    Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.

    Дети расписывают и украшают яйца. Звучит музыка «Песнопение Пасхи» , «Пасху радостно встречаем»

    Педагог: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.

    Пока расписанные на занятии яйца сохнут, дети играют с предварительно приготовленными педагогом пасхальными яйцами с символами.

    Педагог: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру « Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится,тот и победит.

    Звучит народная музыка

    Педагог: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.

    Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.

  • Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
  • Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
  • Пестрое – от веснушек.
  • С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
  • С жёлтыми колосьями – для урожая.
  • С домом – к новоселью.
  • С дубовым листом – будешь сильным.
  • С зайчиком – этот символ означает храбрость.
  • С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
  • Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.
  • Педагог: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.

    Педагог: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.

    Игра “Гори,гори ясно”. После игры дети рассаживаются на стульчики.

    Педагог: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?

    Ответы детей.

    – Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?

    – О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?

    Весна:

    Есть сюрприз у меня
    В честь торжественного дня.
    Ближе детки подходите,
    Да в корзинку посмотрите.
    Испекла я куличи –
    Как вкусны и горячи.
    Куличи вы разбирайте,
    Пасху дальше отмечайте.

    Дети разбирают куличи.

    Педагог: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.


    Tatiana68

    Конспект занятия. "Пасха Христова" (история праздника)
    Рассказ для детей старшего дошкольного возраста.

    Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи,
    рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
    Развивать духовно – нравственный потенциал воспитанников.
    Создать мотивацию праздника через знакомство с его историей, традициями, обычаями.
    Задачи: Познакомить детей с православным праздником «Праздник светлой пасхи», с его историей. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Пробудить интерес детей к народной культуре. Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству
    Ход занятия:
    История пасхи- это путешествие сквозь тысячилетия. Листая её страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, ведь история происхождения Пасхи- это переплетение традиций, верований и обычаев.
    Давайте отправимся в такое путешествие! Вы согласны?
    Пасха праздник Светлого Христова Воскресения Пасху радостно встречаем И поем: »Христос воскрес! Мы все дружно отвечаем: «Он воистину воскрес!» Чередой проходят годы Под лазурностью небес. И поют везде народы: «Он воистину воскрес!» Всюду радость и объятья: «Брат, сестра, Христос воскрес! Ад разрушен, нет проклятья: Он воистину воскрес!» (В.Кузьменков)
    Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков)

    Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом.

    Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте.


    Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ.
    Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем.
    В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут.


    Ангел сообщил радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит стал бессмертным.
    Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес»
    Яйцо тут же стало красным…С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить.


    У светлого праздника Воскресения- Христова свои традиции, обычаи, символы и связанные с ними древние ритуалы.
    Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, куличи- все это символы Великого дня и имеют корни в далёком прошлом.
    Огонь защищал наших предков от хищных зверей и нечистой силы, люди разводили костры, чтобы прогнать зиму и быстрее встретить весну. Пасхальный огонь воплотил в себе силу очага.


    Пасхальный венок- олицетворение вечной жизни.


    Яйцо символизировало маленькое чудо рождения. С яйцом много обычаев. На них наши предки писали молитвы, магические заклинания и знаки. Глубинный смысл вложен в простые узоры. К примеру, круг символизирует яркое солнце, а волнистые линии - символизируют океаны, моря.


    В праздник популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула,тот и победил и продолжает « чокаться» с другим человеком.


    Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности.
    Пасха – главный праздник христианского календаря. Недаром его называют «праздников праздник и торжество из торжеств».

    Конспект занятия. "Пасха Христова" (история праздника)

    Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи, рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Развивать духовно - нравственный потенциал воспитанников. Создать мотивацию праздника через знакомство с его историей, традициями, обычаями. Задачи: Познакомить детей с православным праздником «Праздник светлой пасхи», с его историей. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Пробудить интерес детей к народной культуре. Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству Ход занятия: История пасхи- это путешествие сквозь тысячилетия. Листая её страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, ведь история происхождения Пасхи- это переплетение традиций, верований и обычаев. Давайте отправимся в такое путешествие! Вы согласны? Пасха праздник Светлого Христова Воскресения Пасху радостно встречаем И поем: »Христос воскрес! Мы все дружно отвечаем: «Он воистину воскрес!» Чередой проходят годы Под лазурностью небес. И поют везде народы: «Он воистину воскрес!» Всюду радость и объятья: «Брат, сестра, Христос воскрес! Ад разрушен, нет проклятья: Он воистину воскрес!» (В.Кузьменков) Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков) Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом.

    Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его - распяли на кресте.

    Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ. Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем. В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут.

    Ангел сообщил радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес - значит стал бессмертным. Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес» Яйцо тут же стало красным…С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить.

    У светлого праздника Воскресения- Христова свои традиции, обычаи, символы и связанные с ними древние ритуалы. Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, куличи- все это символы Великого дня и имеют корни в далёком прошлом. Огонь защищал наших предков от хищных зверей и нечистой силы, люди разводили костры, чтобы прогнать зиму и быстрее встретить весну. Пасхальный огонь воплотил в себе силу очага.

    Пасхальный венок- олицетворение вечной жизни.

    Яйцо символизировало маленькое чудо рождения. С яйцом много обычаев. На них наши предки писали молитвы, магические заклинания и знаки. Глубинный смысл вложен в простые узоры. К примеру, круг символизирует яркое солнце, а волнистые линии - символизируют океаны, моря.

    В праздник популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула,тот и победил и продолжает « чокаться» с другим человеком.

    Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности. Пасха - главный праздник христианского календаря. Недаром его называют «праздников праздник и торжество из торжеств».

    Интегрированное занятие по познавательному развитию

    Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Долгова Т.И.

    «Пасха, светлая пасха»

    (для детей старшей группы)

    Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям,

    знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.

    Задачи:

    • познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово. Пасха. и Вербным воскресением.
    • воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
    • формировать эстетический вкус;
    • развивать воображение и фантазию.

    Оформление:

    • ваза,
    • веточки вербы,
    • блюда с крашеными и расписанными яйцами,
    • блюдо с куличом,
    • колокол.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?

    Ответы детей.

    Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.

    Слушание музыки.

    Педагог: Что же вы представляли себе, слушая музыку?

    Ответы детей.

    – Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?

    Педагог: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.

    Весенний воздух свеж и чист…
    Вот зеленеет первый лист.
    Видна в проталинах земля.
    Вокруг ручьи бегут, звеня.

    Ватага вольных воробьев
    Ворону гонит из кустов…
    Весна готовит свой парад,-
    Весь мир весне весёлой рад!

    – Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.

    Педагог: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?

    Ответы детей.

    – А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?

    Ответы детей.

    Педагог: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.

    Педагог: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж.

    Педагог: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?

    Ответы детей.

    Педагог: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?

    Ответы детей.

    Педагог: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?

    Ответы детей.

    Педагог: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.

    Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?

    Ответы детей.

    Весна:

    Весна ещё не сшила
    Лесам, лугам рубашки,
    Лишь вербы распушила
    Кудрявые барашки.
    Барашки золотые
    Бегут по тонким веткам –
    Веселые, живые,
    Как маленькие детки.

    Весна:

    Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.

    Педагог: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.

    Педагог: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?

    Ответы детей.

    Педагог: Давайте вместе с Весной мы споем .

    Педагог: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.

    Сердце с бедами свыкается –
    Но, когда ускачет бес,
    К нам на крыльях опускается
    Пасха яркая с небес.
    Пасха русская, старинная,
    С пестротой и толчеей,
    Неподдельная, былинная –
    Та, что празднуем семьей.

    Педагог:

    Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.

    Педагог: Правда, красивый русский обычай?

    Педагог: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?

    Ответы детей.

    Педагог:

    Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.

    Педагог: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.

    Педагог: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру « Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится,тот и победит.

    Звучит народная музыка

    Педагог: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.

    • Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
    • Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
    • Пестрое – от веснушек.
    • С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
    • С жёлтыми колосьями – для урожая.
    • С домом – к новоселью.
    • С дубовым листом – будешь сильным.
    • С зайчиком – этот символ означает храбрость.
    • С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
    • Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.

    Педагог: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.

    Педагог: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.

    Игра “Гори,гори ясно”

    Педагог: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?

    Ответы детей.

    – Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?

    – О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?

    Весна:

    Есть сюрприз у меня
    В честь торжественного дня.
    Ближе детки подходите,
    Да в корзинку посмотрите.
    Испекла я куличи –
    Как вкусны и горячи.
    Куличи вы разбирайте,
    Пасху дальше отмечайте.

    Дети разбирают куличи.

    Педагог: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированное занятие по познавательному развитию

    Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Долгова Т.И.

    «Пасха, светлая пасха»

    (для детей старшей группы)

    Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям,

    знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.

    Задачи:

    • познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово. Пасха. и Вербным воскресением.
    • воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
    • формировать эстетический вкус;
    • развивать воображение и фантазию.

    Оформление:

    • ваза,
    • веточки вербы,
    • блюда с крашеными и расписанными яйцами,
    • блюдо с куличом,
    • колокол.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на стульчик.

    Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?

    Ответы детей.

    Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.

    Слушание музыки.

    Педагог: Что же вы представляли себе, слушая музыку?

    Ответы детей.

    – Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?

    Педагог: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.

    Весенний воздух свеж и чист…
    Вот зеленеет первый лист.
    Видна в проталинах земля.
    Вокруг ручьи бегут, звеня.

    Ватага вольных воробьев
    Ворону гонит из кустов…
    Весна готовит свой парад,-
    Весь мир весне весёлой рад!

    – Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.

    Дети делятся своими наблюдениями.

    Педагог: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?

    Ответы детей.

    – А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?

    Ответы детей.

    Педагог: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.

    Педагог: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж.

    Звучит инструментальная музыка(Солнечная капель. Сл. И Вахрушева. муз. Соснин), дети прикрепляют картинки.

    Педагог: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?

    Ответы детей.

    Педагог: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?

    Ответы детей.

    Педагог: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?

    Ответы детей.

    Педагог: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.

    Педагог с детьми исполняют «Идёт матушка весна». Появляется весна с веточками вербы.

    Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?

    Ответы детей.

    Весна:

    Весна ещё не сшила
    Лесам, лугам рубашки,
    Лишь вербы распушила
    Кудрявые барашки.
    Барашки золотые
    Бегут по тонким веткам –
    Веселые, живые,
    Как маленькие детки.

    Весна: А вы знаете, какой христианский праздник отмечался в воскресенье?
    Это вербное воскресенье, оно последнее перед Пасхой. Готовясь к ней, люди украшали свои дома. Листочки на деревьях к этому времени ещё не появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы.
    Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.

    Весна дотрагивается до детей веточками вербы и дарит их детям.

    Педагог: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.

    Педагог весна и дети украшают веточки бантиками.

    Педагог: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?

    Ответы детей.

    Педагог: Давайте вместе с Весной мы споем песню “Верба, Верба, Вербочка” .

    Дети встают в круг и водят хоровод.

    Педагог: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.

    Сердце с бедами свыкается –
    Но, когда ускачет бес,
    К нам на крыльях опускается
    Пасха яркая с небес.
    Пасха русская, старинная,
    С пестротой и толчеей,
    Неподдельная, былинная –
    Та, что празднуем семьей.

    Педагог: Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей,что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, Он Воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают « Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
    Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это сегодня можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном.
    Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.

    Дети подходят к колоколу и загадывают желания.

    Педагог: Правда, красивый русский обычай?

    Педагог: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?

    Ответы детей.

    Педагог: Украшают дом, пекут куличи, красят яйца.
    Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
    Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.

    Дети расписывают и украшают яйца. Звучит музыка «Песнопение Пасхи» , «Пасху радостно встречаем»

    Педагог: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.

    Пока расписанные на занятии яйца сохнут, дети играют с предварительно приготовленными педагогом пасхальными яйцами с символами.

    Педагог: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру « Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится,тот и победит.

    Звучит народная музыка

    Педагог: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.

    Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.

    • Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
    • Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
    • Пестрое – от веснушек.
    • С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
    • С жёлтыми колосьями – для урожая.
    • С домом – к новоселью.
    • С дубовым листом – будешь сильным.
    • С зайчиком – этот символ означает храбрость.
    • С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
    • Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.

    Педагог: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.

    Педагог: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.

    Игра “Гори,гори ясно” . После игры дети рассаживаются на стульчики.

    Педагог: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?

    Ответы детей.

    – Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?

    – О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?

    Весна:

    Есть сюрприз у меня
    В честь торжественного дня.
    Ближе детки подходите,
    Да в корзинку посмотрите.
    Испекла я куличи –
    Как вкусны и горячи.
    Куличи вы разбирайте,
    Пасху дальше отмечайте.

    Дети разбирают куличи.

    Педагог: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.