Сергей Виноградов

Как стать гипнотизером

Предисловие

За последние сто лет наука о гипнозе шагнула далеко вперед, однако, как ни изменялась теоретическая база, практические приемы остались неизменными со времен Месмера.

Поэтому интерес к работам начала 20 века по практическому гипнотизму в настоящее время весьма велик: современные книги на эту тему перегружены научными обоснованиями, а конкретная проблема – как, собственно, самостоятельно овладеть гипнозом? – освещена крайне слабо. Либо издаются «учебники гипноза» явных шарлатанов вроде «потомственного колдуна» Гончарова, перегруженные «Божественной силой», «Космической силой» и призывами нести им, шарлатанам, деньги.

Настоящая книга – переработка трудов безымянного российского компилятора, изданных в 1912 году на основе работ С. Флауэра и академика И. Р. Тарханова. В новые времена переиздавались в 90-е годы в виде репринтных изданий, малыми тиражами.

Иван Романович Тарханов (Тархан-Моуравов) – имя в истории российской науки весьма известное. Происходивший из старинного рода грузинских князей, он родился в Тифлисе в 1846 году, высшее образование получил в Петербурге, сперва в Санкт-Петербургском университете, откуда перешел в Императорскую медико-хирургическую академию. По окончании курса в 1869 году был оставлен при академии. В 1870 году сдал докторский экзамен и защитил диссертацию. В 1872 году Тарханов был командирован на два года за границу, где посетил почти все главные физиологические лаборатории Европы и специально занялся научными исследованиями в лабораториях Гоппе-Зейлера, Гольца и Реклинкгаузена в Страсбургском университете и в лабораториях Клода Бернара, Ранвье, Марея и Вюльпиана в Париже. В 1875 году Тарханов утвержден приват-доцентом по кафедре физиологии в медико-хирургической академии, в следующем году избран экстраординарным и в 1877 году ординарным профессором физиологии. Впоследствии за ученые заслуги Тарханов был удостоен звания академика.

Целый ряд научных исследований Тарханова посвящен гипнотизму, мало понятному в те годы для широкой публики; академик для популяризации гипноза и развенчания всевозможных мифов о нем неоднократно читал публичные лекции, издававшиеся затем в виде журнальных статей или отдельных брошюр. Лекции И. В. Тарханова частично составили основу этой книги.

Сидней Флауэр, чьи работы также использованы, ученым не был. Американский журналист, он за много лет собрал и свел воедино огромное количество материалов о методах, используемых в конце XIX и в начале ХХ века гипнотизерами-практиками. Однако занимался Флауэр популяризацией не только гипноза и практической психологии, но и всевозможных оккультных практик, не признаваемых современной наукой. Поэтому при составлении настоящей книги к творческому наследию С. Флауэра пришлось подходить с большей осторожностью, опуская из текста отрывки, в корне противоречащие современным научным воззрениям (например, о связи, которую устанавливает погруженный в гипнотический транс медиум с загробным миром).

Положенные в основу книги тексты полностью перередактированы: приведены в соответствии с действующей орфографией, заменены устаревшие выражения, меры длины и веса переведены в метрическую систему, добавлены примечания, поясняющие современному читателю факты и имена, хорошо известные в начале двадцатого века, а ныне позабытые.

Введение

Важность этого введения. – Значение развития могущества воли. – Постоянные опыты. – Цель этих опытов. – Как избежать неудачи?


ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ВВЕДЕНИЯ. Безусловно необходимо, чтобы читатель обратил особое внимание на содержание этого введения. В нем заключается не только философия высших явлений, положенных в основу этой книги, но также целый ряд опытов в бодрствующем состоянии, подготовляющих ученика к приобретению постепенно, легким способом, самообладания и веры в себя. «Эти качества обеспечивают успех гипнотизеру и приносят пользу в жизни», – говорит знаменитый Флауэр.

* * *

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОГУЩЕСТВА ВОЛИ. Драгоценнейшее свойство человеческого существа заключается в возможности вселять свою волю в других людей. Это свойство, называемое нами обыкновенно «могуществом воли», «магнетизмом» и прочими не слишком правильными с научной точки зрения определениями, коренится в вере в себя, которая может и должна развиваться при помощи упражнений. Для полного и отчетливого выяснения этого пункта необходимо сказать, что скромность и застенчивость, – эти роковые препятствия на пути успеха в каком бы то ни было призвании, – совершенно исчезают у людей, руководствующихся приведенными здесь советами.

* * *

ПОСТОЯННЫЕ ОПЫТЫ. Без сомнения, было бы недостаточно, если бы ученик, прочтя этот курс, отложил его в сторону, воображая, что знает достаточно, чтобы делать опыты, когда представится в том надобность. Безусловно важно, чтобы он при всяком представившемся случае ежедневно проводил один или несколько опытов. Особенно полезно каждый опыт в совершенстве исполнять и изучить, прежде чем приступать к другому.

* * *

ЦЕЛЬ ЭТИХ ОПЫТОВ. Здесь предлагается последовательно ряд различных опытов, имеющих целью развить в ученике веру в себя и в тоже время показать ему основы, благодаря которым гипнотизм получил научное значение. Ученик прежде всего должен помнить, что нет необходимости приводить медиума в сонное состояние при изучении первых стадий гипнотизма.

* * *

КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕУДАЧИ. Начинающий гипнотизер, естественно, боится неудачи, которая будет осмеяна более, чем всякая другая. Поэтому прежде всего укажем, как можно защитить себя от этого зла.

Во-первых, следует намеренно избегать выражения «гипнотизм» и устранить даже мысль о том, что это опыты гипнотического свойства. Можно их просто назвать, если хотите, «особенные опыты магнетического или нервного притяжения».

Во-вторых, необходимо подробным образом разъяснить, что успех опыта вполне зависит от напряжения силы воли и от усиленного сосредоточения подвергающегося испытанию человека.

Производящий опыты является не более, как руководителем. Если у испытуемого достаточно воли, чтобы удалить из головы все посторонние мысли , несогласные с мыслями руководителя, то успех опыта обеспечен. Если же субъект слабоволен и не может сосредоточиться, то ему невозможно отрешиться от посторонних мыслей. Это должно быть заранее обстоятельно разъяснено субъекту, а также показано ему, что ценность и интерес опыта всецело зависят от его твердого и добровольного духовного содействия. Немое животное гораздо труднее гипнотизировать, чем интеллигентного человека. При ясном объяснении этих фактов будет устранена раз и навсегда неудача опыта и происходящие отсюда насмешки.

Глава первая

Начальные опыты в бодрствующем состоянии

Опыты в бодрствующем состоянии. – Как вызвать расслабление мускулов? – Как сидеть? – Действие приказания. – Дальнейшие увещания. Выполнение первого опыта. – Как можно укрепить веру в себя? – что нужно произнести при опыте падения вперед? – Уверенность, что субъект не потерпит вреда при опыте. – Как преодолеть сопротивление и скептицизм? – Обратный опыт. – Опыт с целью вызвать падение навзничь. – Щелканье пальцами, как сигнал.


ОПЫТЫ В БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ. Следующие опыты должны доказать, что возможно господство над чужим духом, причем субъект не утрачивает всех свойственных ему в бодрствующем состоянии особенностей.

Хотя для этих опытов обыкновенно советуют собрать маленькое общество из разных лиц, чтобы выбрать подходящего медиума; но они также хорошо могут быть произведены и с одним лицом, если нет возможности пригласить нескольких.

* * *

ПРИВЕДЕНИЕ МУСКУЛОВ В РАССЛАБЛЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. Соберите компанию молодых людей обоего пола, от 15 до 35 лет, рассадите их на удобные стулья вокруг руководителя. Затем обществу должно быть внушено, что во время опыта не допускаются никакие замечания и шутки, после чего руководитель произносит примерно следующее:

«Мы собрались здесь сегодня вечером, чтобы произвести чтобы произвести некоторые опыты психических явлений, и я прошу вас настоятельно уделить мне самое серьезное внимание, насколько это возможно для вас, дабы помочь мне выполнить все, что и как я потребую от вас. Мне будет крайне трудно достичь желаемого успеха, если вы не будете в высшей степени внимательны и воспротивитесь моему влиянию. Поэтому, пожалуйста, будьте совершенно пассивны и восприимчивы, чтобы слова мои могли вызвать в вашем мозгу впечатления, абсолютно необходимые для надлежащего действия. Но прежде, чем мы приступим к опыту, я попрошу привести ваши мускулы в совершенно пассивное состояние, так как это служит первым шагом к успеху внушения».

Каждый из нас слышал о гипнозе. Но лишь некоторые задаются вопросом о том, как научится гипнозу, и ищут для себя обучающие курсы или учителя, который может научить такой технике воздействия на подсознание. А другая часть, желающих обучаться, ищет ответ на вопрос о том, как научиться гипнозу дома. И те и другие могут достичь поскольку научиться гипнозу может каждый из нас, если поставить перед собой задачу, собрать необходимую информацию о том, как научится гипнозу, выбрать способ достижения результата и приложить усилия, сконцентрировав их в этом направлении. Другой вопрос - нужно ли это вам?

Что означает термин «гипноз»?

Гипноз — это процедура погружения в транс человека, которая осуществляется при помощи определенного воздействия, например, медикаментозными препаратами, монотонными раздражителями или иными способами.

Многие утверждают, что один из вариантов изменения состояние сознания - это гипноз, но такой термин псевдонаучен, поскольку создает иллюзию того, что все вполне просто и понятно с гипнозом, когда в действительности единой теории гипноза не существует в силу множества различных гипотез, дающих объяснение гипнозу, а также из-за большого разнообразия видов гипноза.

Правильней будет рассматривать гипноз как разновидность транса.

Под трансом понимается полная на внешнем или внутреннем раздражителе, когда сознание менее критично Иными словами, в таком состоянии в наше сознание проникает любая информация без контроля и рационального анализа.

Субъект, который находится под влиянием гипноза, концентрируется на внушениях со стороны гипнотизера. Именно в этом и заключена сущность гипноза, т.е. человек погружается в состояние транса для последующего внушения, хотя допустим гипноз без внушения, также как внушение можно производить без введения в состояние транса.

Интерес к тому, самостоятельно, нередко связан с тем, что экспериментировать со своим собственным сознанием крайне интересно, а состояние транса довольно приятное, позволяющее решить самые разные психические проблемы, «прочистить» мозги, активизировать деятельность мозга или снять напряжение, впав в состояние релаксации.

Следует помнить о том, что постигая азы того, как научиться гипнозу дома, мы подвергаем себя к потенциальной опасности. Можно впасть настолько в глубокий транс, что без помощи специалиста выйти из него не удастся. Но для того, чтобы научиться настолько глубоко входить в состояние транса, потребуется, ни один год упорных тренировок.

Для того чтобы познать как научится гипнозу нужно не только проштудировать соответствующую литературу, но и учиться не только фиксировать, но и усиливать состояние спонтанного транса. Навыки самостоятельно впадать в транс приходят постепенно.

Ряд людей, например некоторые торговцы, не испытывают нужды в обучении, дающем знания о том, как научиться гипнозу самостоятельно, но при этом способны бессознательно гипнотизировать покупателей, провоцируя их к ненужным для них приобретениям.

Поговорим о конкретных методиках, отвечающих на поставленный вопрос - как научится гипнозу?

Гипнотизеру нужно иметь абсолютную уверенность в своих силах. Она должна присутствовать как на уровне сознания, так и подсознания. Именно в ней заключена вся сущность гипнотизера. Это чувство необходимо вырабатывать постепенно и беречь. Способности к гипнозу умаляют такие качества, как неискренность, алкогольная или регулярное употребление кофе и прочих возбуждающих напитков. В гипнозе существует ряд условий и правил, необходимых к выполнению.

Один из сложных вариантов гипноза - "Внушение наяву".

Такой метод выглядит как настоящее волшебство, поскольку позволяет ввести человека в состояние гипноза без погружения его в сон. Цель гипнотизера проникнуть в подсознание, пройдя сквозь сознание.

Трудно найти человека, который бы никогда не слышал о гипнозе. Как известно, под его влиянием может оказаться каждый. Интерес к этой загадочной науке не ослабевает уже много лет. Сейчас работают школы гипноза и просто люди, которые берутся обучить этой технике всех желающих или, по крайней мере, обещают. Однако это стоит немалых денег, да и не всем интересно. Зато многие хотят узнать, реально ли научиться гипнозу в домашних условиях.

Гипноз для начинающих

Гипноз представляет собой систему манипуляций над человеческим сознанием, с помощью которой людей можно вводить в транс. При этом объект таких манипуляций должен слушать гипнотизера и выполнять его указания.

Однако с гипнозом не все так просто. Например, бессмысленно давать задания, которые человек физически не может выполнить. Необходимо учитывать и силу внутреннего сопротивления: есть вещи, на которые конкретная личность не пойдет никогда, даже под гипнозом.

Следующий шаг – выбор техники гипноза. Методик существует множество, и применять в самом начале обучения придется только одну. Например, можно попробовать воздействие на подсознание , языком жестов, использование посторонних предметов, например, маятника. Когда будут достигнуты определенные результаты, надо начинать пробовать и другие методики.

Как научиться гипнозу

Тем, кто хочет научиться гипнозу, стоит запомнить несколько простых правил:

  • Самое важное качество для гипнотизера – это уверенность в себе. Чтобы научиться подчинять волю других людей, надо уметь убеждать.
  • Внешность мастера гипноза тоже имеет большое значение. Человек должен быть привлекательным, располагать к себе, только тогда ему захотят подчиняться.
  • Теория – очень важная составляющая успеха, но слишком увлекаться ею не стоит. Изучив основы, надо переходить к практике, тогда будет виден и результат.
  • Не останавливайтесь на достигнутом, старайтесь постоянно совершенствовать свое мастерство.

Многих интересует, в каком положении должен находиться клиент во время сеанса. Единого мнения на этот счет не существует, однако особенно тревожные пациенты чувствуют себя увереннее в сидячем положении.

Как работает гипноз

Чтобы научиться мастерству внушения, необходимо постоянно работать над собой. Для этого важно следовать советам, которые помогут начинающему гипнотизеру:

  • Особую роль в освоении техники играет голос. Он должен быть твердым и убедительным, но не звучать громко и резко. Хорошего гипнотизера всегда приятно слушать: его речь течет мягко, ровно, без крика и малейшего намека на агрессию.
  • Перед каждым сеансом нужно провести небольшой тренинг для себя. Необходимо избавиться от нервного напряжения, почувствовать себя сдержанным и спокойным. Сделайте себе своеобразную установку на успех, повторяйте, что все получится.
  • Очень важно в самом начале сеанса установить контакт с партнером. Он должен полностью расслабиться, проникнуться к гипнотизеру доверием. До введения в транс не надо говорить с человеком о тех вещах, которые ему неприятны: душевный комфорт и отсутствие волнения в этот момент крайне важны.

  • Когда сеанс начнется, говорите о своих действиях. Также во время сеанса важно смотреть человеку в глаза. Взгляд при этом должен быть спокойным и уверенным.
  • Необходимо следить за реакцией человека, разговаривать с ним, спрашивать, что он чувствует. Совершая движения руками, надо интересоваться, чувствует ли он холод или тепло, и убеждать его, что так и должно быть. Когда партнер начинает соглашаться и действовать согласно вашим советам, значит, он введен в состояние гипнотического транса.

Тем, кто всерьез решил заняться гипнозом, нужно запомнить, что это не игрушка и не средство манипулирования людьми. Талантливые гипнотизеры используют свои способности и опыт для помощи людям в решении личностных проблем, снятии стресса, избавлении от фобий. Человек должен преследовать благородную цель, только тогда он сможет добиться успеха.

Гипнотизеры, экстрасенсы и ясновидящие — от Бога или Сатаны? Но если они несут людям здоровье, защищают от зла, подсказывают правильный выбор жизненного пути, дают установку на удачу, снимают порчу, сглаз, проклятие, венец безбрачия? Ежели не во зло, то как судить?! Потому и запутался простой человек.
Обладали гипнозом Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Петр I, Николай Гоголь, еще сто лет назад В.М. Бехтерев успешно лечил гипнозом алкоголиков и наркоманов. В наше время им успешно владеют В. Леви, А. Кашпировский, Г. Гончаров и многие-многие другие. В том числе Эдуард Степанович Клапчук. Живет он ныне в Горловке Донецкой области, многие годы возглавлял Дома культуры в разных городах…

Дама на осколках
— Гипнозом я занимаюсь с 1991 года. На этой фотографии видно, как ассистентку связали зрители, посадили в мешок, завязали и всунули в другой мешок. Потом она выходит уже развязанная и в другой одежде.
— А что на другой фотографии?
— Ассистентка ложится на битые стекла, на нее кладут доску и кто-то становится сверху. Потом я кидаю в нее ножи, а они отскакивают. Этот номер поставлен на основе йоги. Она мобилизует свой организм, свою нервную систему до такой степени, что такой номер ей дается легко.
Последние годы занимаюсь гипнозом только для своих знакомых, избавляя их от вредных привычек.
— Почему?
— К сожалению, при сеансах я перенимаю все трудности и болячки своих пациентов. Когда-то в Якутии я ушел под лед вместе с вездеходом в сорока-градусный мороз, после чего появились разные болячки. Один йог сказал: «Никакие врачи тебе не помогут, выход один — только йога». И действительно, занимаясь йогой, я освободился от тех проблем. Когда стало получаться, работал как артист с программой «Экзотические номера йогов».

* * *
Вот один из способов гипнотизирования, особенно действенный для владеющих экстрасенсорикой. Разогрейте руки, потирая ладонь об ладонь. Посадите пациента удобно на стул (лучше в кресло), предложите закрыть глаза и твердо скажите, что сейчас его усыпите. Делайте полуминутные пассы руками от головы до колен, и так 10 минут, ни слова не говоря. Кожные рецепторы пациента уловят движение рук и что-то исходящее из кончиков пальцев. Эти раздражители вызывают торможение коры головного мозга, что замедляет кровообращение во всем теле, и человек впадает в гипнотический сон. Такой сон полезен для здоровья, способствует развитию ясновидения. А в своих руках вы ощутите тепло или покалывание. Теперь поднимите руку пациента и зафиксируйте ее на 1-2 секунды в поднятом состоянии. Если рука осталась висеть, значит, пациент уже находится в состоянии гипноза. Внушайте ему картины прекрасных пейзажей, скажите мягко и убедительно: «Через пять минут я выведу вас из состояния гипнотического сна, а вы мне расскажете, что видели ваши духовнье очи в этом необычно прекрасном сне». И иногда вы услышите такое… Значит, удалось подключиться к энергоинформационному полю Земли, прикоснуться к великой тайне, где нет границ ни во времени, ни в пространстве.

Луч из Луны
— С какими необычными явлениями вам приходилось сталкиваться у нас в Крыму?
— На днях с товарищем бродили вокруг озера Мойнаки в Евпатории, и вдруг мои медные рамки начали сильно крутиться влево и вправо. Подхожу к Евгению сзади на полметра, ставлю рамку — а она совсем остановилась. Меня это поразило. Обычно, когда нужно узнать по фотографии, жив ли человек, я рамками определяю. Кстати, ни разу не ошибался. И вот рамки говорят, что в этом человеке нет души. Ничего нет. Я попросил его повернуться лицом — а рамки продолжают стоять. Я прямо запереживал, так и сказал: «По-моему, у тебя уже выкачали всю энергию, только физическое тело осталось!». Он по натуре хохотун и только посмеялся. А потом говорит: «А знаешь, тут аномальная зона, где мне совершенно плохо».
Как-то, гуляя с девушкой в этом районе, он чуть отошел в сторону, а девушка стала взволнованно бегать и кричать. Оказывается, она его потеряла из виду. Просто он стал для нее невидимым…
Я тоже почувствовал что-то ненормальное — начала болеть голова, нехорошо стало. В ту ночь я практически не спал — снились кошмары.
Был и такой случай. В Якутии зима начинается в сентябре, а заканчивается в мае. День очень короткий, после трех часов темно. Небо было звездное-звездное, тишина неземная. Поднимаю голову — и вижу: по звездам плывет луна. Но такого быть не может! Остановился, смотрю. Луна яркая, чистая, без обычных силуэтов. Вдруг из нее вышел маленький желто-зеленый лучик, короткий, не больше пальца. Луч расширяется, разворачивается и двигается в мою сторону. Когда он ударил мне в глаза, я, признаюсь, напугался и закрыл лицо. Когда убрал руки — будто ничего не было. Оборачиваюсь — стоит женщина, точно так же закрыв лицо руками. Ага, думаю, есть свидетель. Спрашиваю: «Вы тоже видели странное явление?» Она убирает руки — и как дала чесу от меня! «Подождите!» — кричу. Я об этом написал в газету «Труд», в колонку интересных событий. После этого вызвал меня кэгэбист: «Ты это действительно видел? Но больше никому не рассказывай!» Я и не рассказывал. Но стал интересоваться необычным.
В начале 80-х годов, живя в Крыму, я работал со знаменитым Юрием Новиковым, который манипулировал числами. Его даже в Книгу рекордов Гиннесса занесли. Он меня взял помощником, и я помогал ему работать с гипнозом — кого-то в зрительном зале надо было ввести в транс, кого-то, наоборот, вывести. И он мне посоветовал заняться гипнозом всерьез — «у тебя ведь есть способности к этому»

* * *
Один из видов гипноза, летаргия, характеризуется расслаблением, как бы размягчением тела. Если поднять руку гипнотика, вы почувствуете ее тяжесть. И если моментально убрать свою, рука загипнотизированного упадет, как залитая свинцом. При более глубом гипнозе мышцы тела расслабляются до такой степени, что если под спину положить спинку стула, то тело изогнется. Наблюдаем феномен «летаргической дуги».
На вопросы гипнотизера человек отвечает неохотно или просто молчит. Речь и движения затруднены. Но повышена чувствительность органов чувств. Так, загипнотизированный услышит приказания, произнесенные шепотом в отдаленном конце комнаты. Из глубокой летаргии нелегко вывести. Внушение для пробуждения следует произносить тихим голосом, поглаживая при этом лоб спящего. В случае неудачи повторите через полчаса. Главное — спокойно, но настойчиво внушать пробуждение. Не паниковать самому — и контакт восстановится.

«Занимайся гипнозом!»
— А как вы начинали?
— Впервые я увидел гипнотизера в 1979 году, когда работал на Саяно-Шушенской ГЭС. Он спросил: «Кто-то в зале хотел бы попробовать?» Я напросился. Все смеются, аплодируют. Он вызвал девушку из зрителей, подбодрил меня: «Ее бойтесь, я рядом». Я подошел к ней, говорю: «Спать!», и она тут же уснула. Стоит и спит. И выполняет мои приказы. На меня это все удивительно подействовало. То был первый случай в моей жизни, связанный с гипнозом. Позже я отказывался учиться гипнозу, хотя Новиков упрашивал. И вот как-то сплю и вижу силуэт, словно сделанный из ваты. Или из тумана. Высокий, метра четыре. Он мне три раза твердо сказал: «Занимайся гипнозом!», потом с шипящим звуком стал собираться и ушел вверх. До утра я не спал, думая, что у меня «галики».
Прошло года два. Сижу, смотрю телевизор. Программа с Геннадием Гончаровым. А он в 1992 году был признан лучшим гипнотизером мира. И вот, рассказывая про свою школу гипноза, обращается к телезрителям: «Может, у кого есть метеорит?» И показывает свой. А у меня точно такой был. Обращается: «Возьмите свой метеорит и покажите его мне через телевизор, загадав желание, и оно сбудется». Я хватаю свой кусочек и произношу: «Вот бы мне закончить школу гипноза».
Прошло еще пару лет. Я был в Ленинградской области, еду через Москву домой. Оставалось время до поезда, решил просто пройтись по улицам. Про школу гипноза мне и в голову тогда не пришло. Вижу: улица Металлургов. Тут до меня дошло — та самая, где находится школа гипноза Гончарова. Смотрю на номер дома — тринадцать. Оказывается, я остановился прямо напротив того здания, которое называл Гончаров. Захожу, сидит вахтер. Разговорились. Тут залетает мужичок и сразу ко мне: «Вы свободны? Помогите поносить коробки». Я хватаю одну, и мы носим их с машины на сцену. Когда решили передохнуть и он снял пальто, узнаю самого Гончарова. Рассказал, что видел передачу с его участием, что я иллюзионист, йог. Он предложил посидеть на занятии в школе гипноза. В зале было 74 человека, кстати, среди них и Юрий Лонго. Шел зачет по йоге и гипнозу. И я напросился тоже показать свои возможности. У двадцати человек, как я и внушал, появилось ощущение склеенных рук. Затем я ходил по битым стеклам. Когда Геннадий убедился в моих способностях, он предложил мне сдать билет и остаться в школе.
И так я у них занимался. Мне дали диплом гипнолога, а это выше, чем просто гипнотизер. Я объездил с сеансами Чукотку, Сахалин, Якутию… Ездил по Украине, Крыму. Из того выпуска только четверо работали по этой профессии — в их числе Лонго и я.
Хотя теперь я больше занимаюсь иллюзией, показываю фокусы. Людям это нравится, они отдыхают, смеются, уходят довольные.

* * *
«Встаньте удобно перед сидящим гипнотизируемым. Ваши глаза расположены выше уровня его лица. Своей правой рукой возьмите его левую, свою левую руку положите ему на плечо. Предложите смотреть вам в глаза, полностью расслабиться и довериться. Пять минут удерживайте взгляд на его переносице. Говорите уверенно, настойчиво: «Вы чувствуете усталость. Вас клонит ко сну. Клонит, клонит ко сну. Усталость одолевает все сильнее и сильнее. Закройте глаза. Ваш сон полезный, оздоровительный. Доверьтесь мне. Расслабьтесь. Спите. Спите. Спите».
Уберите свои руки. Подойдите сзади и легко проведите по его векам сверху вниз.
Минут через пять негромко, но настойчиво повторите: «Спите! Вы спите! Вы уже спите! Ничто не тревожит вас. Ваш сон глубокий, спокойный».

«Мой отец — викинг»
— Что происходит при гипнозе? Это сфера медицины или мистики?
— Гипноз — передача энергии одного человека на другого, влияние и внушение. И одновременно сфера медицины, потому что помогает лечить заикание, энурез и многое другое. А вот людей, страдающих болезнями сердца, подвергать гипнозу ни в коем случае нельзя.
— Были ли случаи, когда под гипнозом люди вспоминали свои прошлые жизни?
— Да, неоднократно. На Чукотке, близ шахты Восточной, наш водитель с большим недоверием отозвался о гипнозе, и я пригласил его на свое выступление, пообещав снять боль после аварии. После первого концерта ко мне подходит молодая женщина. «Знаете, — говорит, — со мной чудеса творятся. Меня считают сумасшедшей, а сами бегут лечиться». Я назначил ей встречу на утро. Вечером мы с водителем пришли в один из номеров для приезжих. Попили чай, а он мне все равно: то подсадные люди. Я его ввел в транс и снял боль. Утром приходит та женщина. Ей 24 года, лечением начала заниматься после одного любопытного случая. Как-то спала, и вдруг в глаза ударил сильный яркий свет. А ближайший поселок от них на расстоянии пятьсот километров. Открывает глаза — и видит сопку, находящуюся от нее в десяти километрах. На сопке стоит космический корабль, в нем мужчина и женщина…
Она хотела узнать, кем была в прошлой жизни. Я ввел ее в транс и попросил говорить вслух, что видит. Она увидела, что ее отец был викингом, который сжигал деревни, убивал людей. Его проклинали. Кончилось тем, что его убили. После выхода из транса она вся дрожала.
— Многие считают, что во время гипноза часто вспоминают даже то, чего не было. Как вернуть достоверную информацию, восстановить ту память, которую специально, насильственно стерли для скрытия важных сведений?
— Можно восстановить. При сильной травме головы могут быть залиты клетки, и они не работают.
— Известно, что этим занимаются, например, внеземные цивилизации. «Тайная Доктрина» писала про женщину, которая помнит лишь до момента похищения, а потом память блокируется…
— Тут ситуация посложнее. То, что идет свыше, бывает трудно преодолеть.
— Но это не Божеская сила, сам Бог велит ее преодолевать.
— Бороться с этим трудно, но попытки делать можно.
— Та женщина очень гипнабильна, но у нее страх перед сеансами, она боится вспоминать:
— Это ей заложили специально, чтобы даже не пыталась. Ведь и алкоголика лечат, закладывая ему в голову код, что если будет пить, то умрет. Его просто запугали. Ей тоже некие силы заложили такой страх. Раз боится — это не случайно.
— Но любая стертая память не принесет пользы, потому что не дает полной картины происшествия.
— Ее надо убеждать в сознании, не применяя никаких трансов. Чтобы сама заинтересовалась, чтобы страх ушел. Иначе может так напугаться, что произойдет инфаркт.
Да, были случаи, когда человек при попытке вскрыть информацию выбрасывался в окно — такую ему заложили программу.
— Есть ли люди, которые вообще не поддаются гипнозу?
— Только пьяные, психически больные и получившие сильную травму головы. Остальные поддаются все — кто сразу, кто через какое-то количество сеансов.

* * *
Человек может и самостоятельно управлять своей психикой. Научитесь расслабляться, вызывать ощущение тяжести и тепла в теле, даже входить в транс. Ваши собственные мысли будут подобны приказаниям гипнотизера. Можете дать себе любое указание — улучшить свою память, настроение, здоровье, развить способности…
Я настоятельно советую вам заняться такой аутогенной тренировкой. Это совсем не сложно, но очень полезно. Примите удобную позу — сидя или лежа. Закройте глаза, дышите ровно и мысленно говорите себе: «Я успокаиваюсь, расслабляюсь (повторите несколько раз, продумывая каждое слово). Расслабились мышцы лба, веки, щеки, подбородок, затылок, мышцы шеи. Расслабились кисти рук, предплечья, плечи… пальцы ног, икроножные мышцы, мышцы бедра, груди… Дыхание спокойное, равномерное. Сердце работает ритмично. Расслабляются мышцы живота: спины: все мышцы моего тела. Приятная теплая тяжесть наполняет мои руки: мои ноги: мое тело: Оно тяжелое и теплое (повторите 3 раза). Я полностью расслаблен:»
Регулярно занимающийся АТ способен расслабляться почти мгновенно, сбрасывая с себя груз проблем и тревог, погружаясь в блаженное состояние. Для выхода из него необходимо сказать себе: «Я посчитаю от десяти до одного и проснусь. Проснусь бодрым, здоровым, полным сил и энергии». В момент погружения в состояние расслабления некоторые «видят» цветовые пятна, искры, даже картины, «слышат» звуки, голоса, ощущают чувство падения в бездну или полет. Эти явления совершенно безопасные, они скоро проходят…
Наталья и Леонид Терентьевы
г. Евпатория
e-mail: [email protected]
Связаться с Э.С. Клапчуком можно по тел. 095-41-42-809

-------
| сайт collection
|-------
| Сергей Виноградов
| Как стать гипнотизером
-------

За последние сто лет наука о гипнозе шагнула далеко вперед, однако, как ни изменялась теоретическая база, практические приемы остались неизменными со времен Месмера.
Поэтому интерес к работам начала 20 века по практическому гипнотизму в настоящее время весьма велик: современные книги на эту тему перегружены научными обоснованиями, а конкретная проблема – как, собственно, самостоятельно овладеть гипнозом? – освещена крайне слабо. Либо издаются «учебники гипноза» явных шарлатанов вроде «потомственного колдуна» Гончарова, перегруженные «Божественной силой», «Космической силой» и призывами нести им, шарлатанам, деньги.
Настоящая книга – переработка трудов безымянного российского компилятора, изданных в 1912 году на основе работ С. Флауэра и академика И. Р. Тарханова. В новые времена переиздавались в 90-е годы в виде репринтных изданий, малыми тиражами.
Иван Романович Тарханов (Тархан-Моуравов) – имя в истории российской науки весьма известное. Происходивший из старинного рода грузинских князей, он родился в Тифлисе в 1846 году, высшее образование получил в Петербурге, сперва в Санкт-Петербургском университете, откуда перешел в Императорскую медико-хирургическую академию. По окончании курса в 1869 году был оставлен при академии. В 1870 году сдал докторский экзамен и защитил диссертацию. В 1872 году Тарханов был командирован на два года за границу, где посетил почти все главные физиологические лаборатории Европы и специально занялся научными исследованиями в лабораториях Гоппе-Зейлера, Гольца и Реклинкгаузена в Страсбургском университете и в лабораториях Клода Бернара, Ранвье, Марея и Вюльпиана в Париже. В 1875 году Тарханов утвержден приват-доцентом по кафедре физиологии в медико-хирургической академии, в следующем году избран экстраординарным и в 1877 году ординарным профессором физиологии. Впоследствии за ученые заслуги Тарханов был удостоен звания академика.
Целый ряд научных исследований Тарханова посвящен гипнотизму, мало понятному в те годы для широкой публики; академик для популяризации гипноза и развенчания всевозможных мифов о нем неоднократно читал публичные лекции, издававшиеся затем в виде журнальных статей или отдельных брошюр. Лекции И. В. Тарханова частично составили основу этой книги.
Сидней Флауэр, чьи работы также использованы, ученым не был. Американский журналист, он за много лет собрал и свел воедино огромное количество материалов о методах, используемых в конце XIX и в начале ХХ века гипнотизерами-практиками. Однако занимался Флауэр популяризацией не только гипноза и практической психологии, но и всевозможных оккультных практик, не признаваемых современной наукой.

Поэтому при составлении настоящей книги к творческому наследию С. Флауэра пришлось подходить с большей осторожностью, опуская из текста отрывки, в корне противоречащие современным научным воззрениям (например, о связи, которую устанавливает погруженный в гипнотический транс медиум с загробным миром).
Положенные в основу книги тексты полностью перередактированы: приведены в соответствии с действующей орфографией, заменены устаревшие выражения, меры длины и веса переведены в метрическую систему, добавлены примечания, поясняющие современному читателю факты и имена, хорошо известные в начале двадцатого века, а ныне позабытые.

Важность этого введения. – Значение развития могущества воли. – Постоянные опыты. – Цель этих опытов. – Как избежать неудачи?

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ВВЕДЕНИЯ. Безусловно необходимо, чтобы читатель обратил особое внимание на содержание этого введения. В нем заключается не только философия высших явлений, положенных в основу этой книги, но также целый ряд опытов в бодрствующем состоянии, подготовляющих ученика к приобретению постепенно, легким способом, самообладания и веры в себя. «Эти качества обеспечивают успех гипнотизеру и приносят пользу в жизни», – говорит знаменитый Флауэр.
//-- * * * --//
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОГУЩЕСТВА ВОЛИ. Драгоценнейшее свойство человеческого существа заключается в возможности вселять свою волю в других людей. Это свойство, называемое нами обыкновенно «могуществом воли», «магнетизмом» и прочими не слишком правильными с научной точки зрения определениями, коренится в вере в себя, которая может и должна развиваться при помощи упражнений. Для полного и отчетливого выяснения этого пункта необходимо сказать, что скромность и застенчивость, – эти роковые препятствия на пути успеха в каком бы то ни было призвании, – совершенно исчезают у людей, руководствующихся приведенными здесь советами.
//-- * * * --//
ПОСТОЯННЫЕ ОПЫТЫ. Без сомнения, было бы недостаточно, если бы ученик, прочтя этот курс, отложил его в сторону, воображая, что знает достаточно, чтобы делать опыты, когда представится в том надобность. Безусловно важно, чтобы он при всяком представившемся случае ежедневно проводил один или несколько опытов. Особенно полезно каждый опыт в совершенстве исполнять и изучить, прежде чем приступать к другому.
//-- * * * --//
ЦЕЛЬ ЭТИХ ОПЫТОВ. Здесь предлагается последовательно ряд различных опытов, имеющих целью развить в ученике веру в себя и в тоже время показать ему основы, благодаря которым гипнотизм получил научное значение. Ученик прежде всего должен помнить, что нет необходимости приводить медиума в сонное состояние при изучении первых стадий гипнотизма.
//-- * * * --//
КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕУДАЧИ. Начинающий гипнотизер, естественно, боится неудачи, которая будет осмеяна более, чем всякая другая. Поэтому прежде всего укажем, как можно защитить себя от этого зла.
Во-первых, следует намеренно избегать выражения «гипнотизм» и устранить даже мысль о том, что это опыты гипнотического свойства. Можно их просто назвать, если хотите, «особенные опыты магнетического или нервного притяжения».
Во-вторых, необходимо подробным образом разъяснить, что успех опыта вполне зависит от напряжения силы воли и от усиленного сосредоточения подвергающегося испытанию человека.
Производящий опыты является не более, как руководителем. Если у испытуемого достаточно воли, чтобы удалить из головы все посторонние мысли, несогласные с мыслями руководителя, то успех опыта обеспечен. Если же субъект слабоволен и не может сосредоточиться, то ему невозможно отрешиться от посторонних мыслей. Это должно быть заранее обстоятельно разъяснено субъекту, а также показано ему, что ценность и интерес опыта всецело зависят от его твердого и добровольного духовного содействия. Немое животное гораздо труднее гипнотизировать, чем интеллигентного человека. При ясном объяснении этих фактов будет устранена раз и навсегда неудача опыта и происходящие отсюда насмешки.

Опыты в бодрствующем состоянии. – Как вызвать расслабление мускулов? – Как сидеть? – Действие приказания. – Дальнейшие увещания. Выполнение первого опыта. – Как можно укрепить веру в себя? – что нужно произнести при опыте падения вперед? – Уверенность, что субъект не потерпит вреда при опыте. – Как преодолеть сопротивление и скептицизм? – Обратный опыт. – Опыт с целью вызвать падение навзничь. – Щелканье пальцами, как сигнал.

ОПЫТЫ В БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ. Следующие опыты должны доказать, что возможно господство над чужим духом, причем субъект не утрачивает всех свойственных ему в бодрствующем состоянии особенностей.
Хотя для этих опытов обыкновенно советуют собрать маленькое общество из разных лиц, чтобы выбрать подходящего медиума; но они также хорошо могут быть произведены и с одним лицом, если нет возможности пригласить нескольких.
//-- * * * --//
ПРИВЕДЕНИЕ МУСКУЛОВ В РАССЛАБЛЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. Соберите компанию молодых людей обоего пола, от 15 до 35 лет, рассадите их на удобные стулья вокруг руководителя. Затем обществу должно быть внушено, что во время опыта не допускаются никакие замечания и шутки, после чего руководитель произносит примерно следующее:
«Мы собрались здесь сегодня вечером, чтобы произвести чтобы произвести некоторые опыты психических явлений, и я прошу вас настоятельно уделить мне самое серьезное внимание, насколько это возможно для вас, дабы помочь мне выполнить все, что и как я потребую от вас. Мне будет крайне трудно достичь желаемого успеха, если вы не будете в высшей степени внимательны и воспротивитесь моему влиянию. Поэтому, пожалуйста, будьте совершенно пассивны и восприимчивы, чтобы слова мои могли вызвать в вашем мозгу впечатления, абсолютно необходимые для надлежащего действия. Но прежде, чем мы приступим к опыту, я попрошу привести ваши мускулы в совершенно пассивное состояние, так как это служит первым шагом к успеху внушения».
//-- * * * --//
КАК СИДЕТЬ. Руководитель опыта продолжает:
«Прошу вас сесть на стульях как можно удобнее, и при этом так, чтобы ноги совершенно свободно себя чувствовали. Руки прошу положить на колени и затем попеременно поднимать то правую, то левую руку по мере того, как я буду говорить: „Правую!“, „Левую!“, после чего потрудитесь опускать ту и другую руку совершенно непринужденно опять на колени. Я заставлю вас продолжать это по 6 раз с каждой рукой».
Руководитель садится на стул в полукруге, лицом к компании, поднимает правую руку приблизительно на шестьдесят сантиметров от коленей, и произносит: «Правую!»
//-- * * * --//
ДЕЙСТВИЕ ЭТОГО ПРИКАЗАНИЯ. По команде «Правую!» все ученики поднимают правую руку так, как показал руководитель, и, продержавши ее в воздухе около 2–3 секунд, опускают вместе с руководителем бессильно и без малейшего напряжения на колени. Руководитель в то же время командует: «Левую!», и поднимает вверх свою левую руку. Теперь левая рука точно так же, как и правая, должна быть поднята в воздух и, беспомощно опущена на колени, когда снова раздается команда «Правая!» При этом руки должны падать одна за другой тяжело, как бы омертвело, так как опыт должен вызывать совершенное расслабление мускулов. Этим делается первый шаг к уразумению учениками того, что мысль о пассивности, внушенная словами руководителя, произвела действие на их мускулы и привела их к полному физическому покою. Исполнив вышеизложенное пять-шесть раз, руководитель встает со стула и, обходя кругом, подходит к каждому ученику, говоря: «Будьте совершенно спокойны!»
В то же время он постепенно поднимает сначала правую, потом левую руку каждого ученика и опять опускает ее на колено, убеждаясь, при этом в том, что руки падают, как мертвые, что, следовательно, наступило полное расслабление мускулов.
//-- * * * --//
ДАЛЬНЕЙШИЕ УВЕЩАНИЯ. Далее руководитель говорит:
«Вы все находитесь в удобном положении и полном покое. Теперь я могу подвергнуть вас одного за другим первому важному опыту. Я прошу вас при этом ничего не шептать друг другу и не заводить между собой никаких разговоров. Вы должны сосредоточить все ваше внимание на той мысли, которую я внушу вам. Осуществите ее. Поймите, что дело идет о стремлении духа исполнить то, что предпишет мысль. Представьте себе, что вы, действительно, исполните то, что я прикажу вам исполнить, и почувствуете то, что я прикажу вам почувствовать. В результате мы достигнем весьма интересных явлений».
//-- * * * --//
ВЫПОЛНЕНИЕ ПЕРВОГО ОПЫТА. Далее руководитель избирает одного из своих учеников, показавшегося ему по внешности наиболее способным к восприятию его внушения. Поставив его спиной к остальным ученикам, он заставляет его смотреть в глаза, со своей стороны устремляя свой взгляд на верхнюю часть носа ученика, между глазами, и ни на минуту не отрываясь от него. Затем руководитель спокойным образом, – это требуется при всех опытах, – начинает говорить с данным субъектом в определенном тоне, не спеша, не возвышая голоса и так, словно бы он привык к послушанию ученика и твердо уверен, что последний послушается его. В то же время советуется для приобретенного над учеником влияния постоянно думать про себя: «Ты принужден делать именно то, что я говорю». Эту фразу руководитель всегда должен мысленно повторять при всех дальнейших опытах.
//-- * * * --//
КАК МОЖНО УКРЕПИТЬ СОБСТВЕННУЮ ВЕРУ В СЕБЯ. Действие описанного выше опыта выразится в укреплении самоуверенности у оператора, и его взгляд приобретает такую силу и определенность, что он будет иметь возможность могуче влиять на своих учеников. Затем он поднимает руки и кладет их по обе стороны головы ученика, выше ушей, легко прикасаясь, чтобы не возбудить неприятного чувства давлением на лицо. В продолжении десяти секунд руководитель смотрит стоящему перед ним ученику прямо между глаз, на переносицу, оставляя в то же время руки в указанном положении. Далее он делает левой ногой шаг назад, тихонько проводит руками вдоль по обеим сторонам головы, в то же время отгибаясь сам назад. Обе руки экспериментатора прикасаются ко лбу ученика, после чего он медленным движением отводит их на прежнее место головы последнего и снова медленно проводит по лбу. Это повторяется три раза, и после этого только руководитель может говорить.
//-- * * * --//
ЧТО НУЖНО ПРОИЗНЕСТИ ПРИ ОПЫТЕ ПАДЕНИЯ ВПЕРЕД? После третьего проведения руками по лбу руководитель, не отводя пристального взгляда от переносицы ученика, и наблюдая, чтобы ученик смотрел ему прямо в глаза, ни на минуту не отрываясь, произносит весьма медленно и внушительно: «Теперь вы чувствуете влечение упасть вперед, не противьтесь же этому влечению; я вас подхвачу. Предоставьте себя влечению. Вы уже падаете, вы уже не можете противостоять. Вы падаете вперед, падаете вперед. Представьте себе совершенно… Так хорошо».
И в этот момент испытуемый, действительно, упадет вперед, причем глаза его все время будут устремлены на руководителя. Последний, конечно, должен подхватить его, дабы он не мог ушибиться.
//-- * * * --//
ЧЕЛОВЕК, ПОДВЕРГАЮЩИЙСЯ ОПЫТУ, НЕ ДОЛЖЕН ПОТЕРПЕТЬ ВРЕДА ПРИ ПАДЕНИИ. Руководитель должен приложить величайшую заботу к тому, чтобы во время опыта испытуемый не причинил себе вреда при падении. В противном случае всякое доверие к нему поколеблется; а оно безусловно необходимо, если руководитель желает сохранить произведенное на субъекта влияние. Подхвативши испытуемого, который быстро придет в себя, можно сказать ему: «Вполне удалось, проснись совершенно!»
Затем ученик отсылается на свое место, при чем, однако, ему не дозволяется разговаривать ни с кем из присутствующих. То же самое руководитель должен проделать с каждым из остальных, по двум причинам: во-первых, чтобы убедиться, кто из испытуемых легче поддается его влиянию, во-вторых, чтобы подготовить всех соответствующим образом к последующим опытам. Этот опыт никоим образом не следует считать законченным до тех пор, пока он не удастся вполне, – пока не удастся заставить упасть всех присутствующих.
//-- * * * --//
КАК МОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ И СКЕПТИЦИЗМ? Если руководителю попадется личность, способная к сопротивлению, или высказывающая сомнения, то он должен тотчас ее отстранить, заявив следующее:
«Несомненно, что вы могли бы противостоять влечению упасть вперед, если бы вы этого пожелали, или попробовали, но я уже заранее вам предписываю сохранять пассивное состояние и снова повторяю, что эти опыты только тогда будут иметь успех, если вы не со мной, ни сами с собой не будете пускаться ни в какие пререкания. От вас только требуется употребление вашего воображения и безусловное повиновение мне. Даже анализирование ваших собственных впечатлений кажется мне неуместным. Вы должны все ваше внимание обратить на мои слова и больше ничего».
Такое заявление покажет ясно ученикам, что руководителю нет никакого дела до их мнения. Вскоре обнаружится, что несколько таким тоном произнесенных слов приведут всю компанию учеников в должное настроение простого послушания.
//-- * * * --//
ОБРАТНЫЙ ОПЫТ. Руководитель должен сделать обратный опыт, избрав из общества троих, которые, по его мнению, легче всех поддались влиянию при «падении вперед». Их вызывают одного за другим. Испытуемый становится спиной к остальным, лицом к стене, таким образом, чтобы руководитель мог встать между ним и обществом, спиной к последнему. Тогда руководитель слегка кладет указательный палец правой руки внизу задней стороны черепа, прямо над затылком, а левую руку – у левой стороны головы, над ухом, так, чтобы пальцы его лежали на левом виске.
//-- * * * --//
ОПЫТ ПАДЕНИЯ НАВЗНИЧЬ. Далее руководитель приказывает испытуемому закрыть глаза и тотчас же весьма медленно и мало-помалу отводит свою левую руку до тех пор, пока она совершенно не оставит голову субъекта. При этом, слегка поводя правым указательным пальцем так, чтобы субъект почти не замечал этого, руководитель говорит:
«Теперь вы чувствуете влечение назад. Вы падаете навзничь в мои объятия. предоставьте себя вполне этому влечению, лишь только оно усилится. Вы падаете навзничь, вы падаете навзничь…»
Пока эти слова медленно и с продолжительными промежутками повторяются, в то же время медленно отнимается от головы левая рука, все время находившаяся на голове субъекта. Иногда тотчас же, а чаще после повторения слов, испытуемый медленно покачнется назад, и из отвесного положения начнет как бы слегка падать навзничь. Лишь только субъект упадет назад приблизительно на треть метра, тогда руководитель должен подхватить его, говоря: «Все хорошо, проснитесь!»
Этот опыт должен быть повторен, причем нужно сказать еще:
«Очень хорошо, только на этот раз вы должны уступить немножко раньше!»
При повторении эксперимента экспериментатор говорит:
«Вы падаете навзничь и не можете устоять. Вы падаете навзничь, прямо в мои объятья. Предоставьте себя вполне этому… Теперь вы падаете».
В этот момент испытуемый находится в таком умственном состоянии, как ученик, хорошо приготовивший свой урок, и, вполне доверяя своему руководителю, совершенно сонный навзничь падает ему на руки. Когда же субъект снова будет приведен руководителем в отвесное положение, тогда последний говорит:
«Теперь все хорошо, проснитесь!»
//-- * * * --//
ЩЕЛКАНЬЕ ПАЛЬЦАМИ, КАК СИГНАЛ. Руководитель щелкает пальцами, чтобы приучить ученика понимать, что этот знак всегда будет означать окончание опытов. Этим мы заканчиваем первый опыт, произведенный в бодрствующем состоянии и устанавливающий связь между двумя или тремя учениками, легко поддающимися влиянию.

Опыт «сковывания» рук. – Действие сопротивления. – Углубление впечатления. – Упражнения до окончательного усовершенствования. – Влияние без прикосновения. – Действие пристального взгляда. – Приостановка влияния. – Разумность опыта. – Ключ к успеху. – Замыкание глаз. – Результат навязчивой мысли. – Успокоение лица, подвергшегося опыту. Невозможность неудачи. – Запрещение говорить. Ведение опыта. – Не может ни думать, ни говорить. – Вызывание телесных ощущений. – Что нужно делать? – Физиологическое объяснение. – Основа лечения. – Несколько слов в предостережение.

ОПЫТ СО СКОВЫВАНИЕМ РУК. Руководитель вызывает одного из трех испытуемых, и, поставив его лицом к остальному обществу, просит его снова смотреть себе пристально в глаза, не отводя взгляда. Потом он вытягивает руки к испытуемому ладонями вверх и приказывает тому сжать их как можно крепче. В то же самое время он наклоняет голову вперед, чтобы она отстояла от головы испытуемого приблизительно на пятнадцать сантиметров.
Посмотрев на субъекта молча, около десяти секунд, руководитель уверенным тоном и очень медленно говорит:
«Вы больше не можете разжать ваши руки. Вы не можете вытянуть ваших рук из моих. Ваши руки прикованы к моим. Вы не можете ими двигать. Ваши мускулы одеревенели. Попробуйте вытянуть руки. Вы не можете сделать это!»
Вследствии пристального взгляда, испытуемый не может вполне овладеть своими умственными силами. Уму его доступна только та мысль, которую внушает ему руководитель – то есть, что руки его действительно как бы скованы, и он не имеет больше силы двигать ими.
//-- * * * --//
ДЕЙСТВИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ. Непосредственно за этим проявится некоторое сопротивление этому приему. Сначала оно будет состоять в попытке отвести свой взгляд от глаз руководителя. Лишь только глаза его начнут чуть-чуть уклоняться, руководитель должен как можно скорее сказать:
«Хорошо, теперь вы можете двигать руками. Мускулы ослабли»,
Может быть, субъект к концу этого опыта почувствует себя одураченным и скажет:
«Я все-таки мог бы отнять руки, если бы только попытался сделать это!»
Для руководителя выгоднее согласиться с ним, уверив, однако, его в том, если бы он обратил все своё внимание на его слова и углубился бы в них, то разжатие рук оказалось бы невозможно.
//-- * * * --//
УСУГУБЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Чтобы еще больше произвести впечатление на субъекта и в то же время указать обществу, что это отнюдь не было результатом известного приема, руководитель должен повторить опыт с субъектом, и при этом заявить:
«Мы еще раз повторим опыт, и на этот раз вы увидите, что чем более вы посвятите внимания мне и моим словам, тем невозможнее станет для вас отнять вашу руку от моей, пока я не скажу, что вы можете это сделать».
Если опыт повторяют, и внимание субъекта не ослабевает в течение пяти-шести минут, то при этом замечается прилив крови к лицу, вызванный усилием освободить свои руки. После этого руководитель говорит:
«Очень хорошо. Совершенно ослабли… теперь спокойно!» И если ученик, освободившись от влияния, все еще не сводит глаз с руководителя, последний щелкает пальцами, кладет левую руку на лоб субъекта и говорит:
«Вполне хорошо. Расслабьтесь, проснитесь!»
//-- * * * --//
УПРАЖНЕНИЯ ДО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. Здесь следует еще раз настоятельно повторить, что каждый из приведенных здесь опытов должен исполняться до тех пор, пока не удастся вполне. Не следует только быстро переходить от одного опыта к другому, и каждый должен помнить, что неудача может быть во всех случаях. Может случиться, что из дюжины опытов не удадутся семь или восемь, и это потому, что испытуемые не приобрели силы сосредоточения. Если руководитель следует нашим указаниям, то вина здесь не в нем, но из двенадцати испытуемых он всегда может найти трех или четырех, более поддающихся его влиянию, то есть по натуре более послушных чужой воле.
//-- * * * --//
ОПЫТ ВЛИЯНИЯ БЕЗ ПРИКОСНОВЕНИЯ. При первых двух опытах руководитель мог усилить свое влияние на испытуемого через прикосновение, так как он сам клал на него руки. Третий же опыт показывает, что прикосновение совсем не необходимо для того, чтобы отнять у ученика контроль над собственными мускулами. Потому этот опыт представляет особенно поразительное явление при бодрствующем состоянии субъекта.