Задумывался ли ты, дорогой читатель, о том, что твое здоровье во многом зависит от твоей семьи, от того, по каким законам она живет, каковы отношения между близкими? Нет? А ведь это очень важно!

Знай:
семья способна помочь тебе восстановить здоровье, справиться с болезнями, а может, наоборот, сыграть негативную роль, стать одним из факторов разрушения твоего здоровья.

Гармоничная семья
, в которой все домочадцы относятся друг к другу с любовью и вниманием, в которой соблюдаются все законы внутрисемейных отношений, помогает оставаться здоровыми и счастливыми, способствует долголетию всех членов семьи. Однако разве кто-нибудь знает об этих законах?

Мне повезло, в свое время я читал курс эстетики, а когда в учебных заведениях стали вводить курс этики и психологии семейной жизни, я вызвался читать этот курс, и нас, первых учителей, очень тщательно подготовили. И тогда я понял, что чаще всего семьи распадаются по очень простой причине: люди не знают законов внутрисемейных отношений.

Поэтому этот своеобразный Кодекс семьи я включил в курс по восстановлению зрения. Ибо если в семье постоянные стрессы, то неудивительно, что члены этой семьи слепнут, ведь каждый из них чего-то не хочет видеть: либо вокруг себя, либо в самом себе.

Кодекс семьи

1. Семья создается ради счастья детей и любимого человека. Поэтому, создавая семью, надо быть готовым к самопожертвованию.

2. Любовь - это соревнование в том, кто доставит больше счастья другому.

3. Не жалей себя, привыкай к благородству, самоотдаче.

4. Учись терпению и взаимному прощению друг друга. Не забывай про закон бумеранга.

5. Не старайся переделать своего партнера.

6. Каждый человек жаждет признания его достоинств, слов одобрения, похвалы и благодарности, поэтому не забывай одобрять, поддерживать и хвалить своих близких.

7. Главный инструмент в семье - улыбка. Улыбка не только красит человека, но и создает позитивный эмоциональный настрой.

8. Пойми и признай разницу, существующую между женщиной и мужчиной.

9. Учись любить. Любовью побеждается даже ненависть.

10. Самое большее, что может сделать отец для своего ребенка, - это любить его мать (и наоборот).

11. Оказывайте друг другу знаки внимания. Будьте предупредительны даже в мелочах.

12. Выражайте друг другу искреннюю признательность. Каждому приятна похвала, благодарность, одобрение и признание его достоинств.

13. Хвалите и благодарите друг друга. «Благодарность и искренняя похвала делают другом даже врага», - говорил Будда.

14. Старайтесь по возможности больше времени проводить вместе, используйте для этого хотя бы одну трапезу в день.

15. Для приветствия и поощрения используйте тактильные прикосновения, не стесняйтесь обниматься и выражать свою любовь и внимание.

16. Обсуждайте вместе семейные дела, совместно проводите выходные и праздничные дни,

17. Не придирайся, не ворчи, не осуждай и не обвиняй. Терпимость к недостаткам друг друга - основа долгой любви и счастья.

19. Не вспоминай старые обиды и не сравнивай.

20. Учитывай настроение другого человека. Прислушивайся к его интонации.

21. Самообладание - необходимость. Учись признавать свою неправоту и свои ошибки быстро и решительно.

22. Доброе слово хорошо, но доброе дело все-таки лучше. Используй больше добрых слов и забудь обидные слова и выражения. Говори только за себя и от своего имени.

23. Учись ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами.

24. Не ссорься по пустякам. В споре не рождается истина.

25. «Чувствуя гнев, не надо ни действовать, ни говорить», - писал Гете. Помни, ссора с супругом (супругой) ведет к болезни ребенка.

26. Жена не должна задевать достоинства мужчины, ибо мужчина - голова семьи, а женщина - шея.

27. Относись к странностям женского (мужского) характера с философской улыбкой.

28. Научись внимательно слушать, чтобы слушали тебя.

29. Нельзя говорить и делать что-либо, что унизит человека в его собственных глазах.

30. Разделите домашние обязанности, пусть у каждого члена семьи будут свои права и обязанности.

31. Взаимопомощь - основа прочной семьи и важное условие семейного счастья.

32. Не проси о том, что можешь сделать сам, но умей попросить о помощи.

33. Относись с уважением к родственникам супруга (супруги). Не обижай родных и друзей близких людей, будь терпелив и терпим с ними, не говори о них плохо.

34. Позволь себе понять и принять других членов семьи, не пытаясь их переделать.

35. Всем людям симпатичны те, кто восхищается ими, поэтому научись искренне восхищаться. Учитывай стремление другого быть значимым, ведь именно здесь скрыта основа многих человеческих поступков.

36. Говори о том, что наиболее интересно для твоего собеседника.

37. Любые способности чахнут под гнетом критики и расцветают под лучами похвалы. Если есть необходимость в критике, то сначала отметь достоинства.

38. Создавай другому человеку хорошую репутацию, и он всегда будет пытаться ее оправдать. Позволь собеседнику считать, что хорошая идея принадлежит ему.

39. Уделяй внимание своему физическому развитию. Без здоровья высокая духовность - что клинок без рукояти.

40. Избавься от вредных привычек.

41. Если дал слово, выполни его без оговорок. «Дал слово - держись, не дал слово - крепись».

42. Строго учитывай соотношение доходов и расходов.

43. Прочитай хорошую книгу о сексуальной стороне брака.

44. Оставь место, где ты находился, лучше и чище, чем оно было до твоего посещения.

Эти правила желательно перечитывать ежедневно или хотя бы раз в неделю, чтобы подвести итоги и поставить для себя новые, более актуальные задачи. Намеченное стремись выполнять.

Эти правила могут дополняться, их формулировки могут изменяться в соответствии с традициями вашей семьи. А теперь прочти прекрасное стихотворение, написанное одной из наших соратниц.

Мои глаза - как черные агаты,
Как два кусочка неба голубых,
Хрусталь слезы, пролившейся когда-то,
И глубина колодезной воды.

Они же переменчивы, как ветер,
То радость льют, то мощный ураган.
В них ты увидишь, как смеются дети,
Как расцветают травы на лугах.

Вот василек свои расправил крылья,
И колокольчик радостно кивнул.
А вот они заполнились полынью,
И ты в них заглянул и утонул.

Они без слов сказать тебе сумели:
«Люблю тебя! Живу, дышу тобой!»
Так нежно и так ласково смотрели,
Когда с тобой мы встретились весной.

Когда, в душе робея и смущаясь,
Ты сделал предложение судьбе,
Глаза кричали: «Да!» и восхищались,
И пели гимн любви, весне, тебе!

И очень скоро после свадьбы шумной
Когда мы вместе создавали дом,
Они тебе шепнули: «Муж, родной мой,
Ты очень скоро станешь и отцом».

Ну, а когда счастливейший родитель
Взял чадо в руки и жене сказал:
«Он весь в меня, но, боже, посмотрите!
Твои глаза на нем! Твои глаза!»

Я много о глазах писать не стану,
Да и в стихах я тоже не сильна,
Глазами восхищаться не устану,
Ведь ими говорит любовь, весна.

А голубая акварель струится,
Течет в глазах бездонных, будто ввысь,
Да, стоило на свет родиться,
Чтобы увидеть, как прекрасна жизнь!

Обычно пары, которые вступают в брак, мало представляют себе, что их ожидает в результате. Это в основном касается молодёжи, которая полагает, что после ЗАГСа ожидает период, похожий на время свиданий. На самом деле всё обстоит иначе, потому что жить вместе и видеться несколько раз в неделю - это совсем разные понятия. Чтобы дома всё было наилучшим образом, очень удобно составить правила семьи, которых и придерживаться впоследствии.

Необходимость в своих законах

Довольно часто получается так, что каждый хотел, как лучше, но всё вышло совершенно иначе. Чтобы развивалась семья, нужно предпринимать определённые действия. Люди вступают в брак, потому что им хорошо вместе. И очень важно сохранить эту свежесть отношений надолго. Но как это сделать, если каждый уже является сформировавшейся личностью и привык жить в соответствии со своими предпочтениями?

Во время периодических встреч, конечно, не приходилось заниматься касающимися быта вопросами. Но теперь, чтобы не омрачать быт выяснением отношений, ссорами, нужно определить обязательные для выполнения правила семьи. Таким образом, 2 человека, каждый из которых воспитывался отлично от другого, смогут жить мирно и счастливо.

Уважение партнёра

Прежде всего, нужно относиться к своей второй половинке точно так же, как хочется, чтобы относились к тебе. Для этого нужно видеть в партнёре прежде всего личность. Не стоит навязывать жене, которая хочет изучать английский язык, чрезмерную работу по дому. Женщина в любом случае знает, что нужно заботиться о своём мужчине, всячески улучшая его быт. Но не каждая супруга испытывает огромное желание постоянно ходить по дому с тряпкой.

Также мужчина может пытаться заставлять избранницу преображать свой внешний вид в соответствии с его пониманием этого вопроса. Возможно, он ревнует, поэтому не желает, чтобы жена надевала короткие юбки. А может, муж хочет, чтобы все знали, какая его избранница красивая, поэтому пытается её заставить больше следить за собой, но в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями. В любом случае к пристрастиям второй половинки нужно относиться с уважением, нельзя давить.

Общность интересов

У перспективных пар всегда имеются похожие интересы. Устремления в любом случае должны различаться. Такие пары всегда находят общие темы, кроме того, могут рассказывать партнёру что-то новое. Таким образом, супругам довольно интересно Правила семьи прежде всего должны включать пункт принятия своей второй половинки такой, какая она есть.

Не стоит пытаться «закрыть» жену в 4 стенах, как могут пытаться делать многие мужчины. В результате интересы женщины сведутся только к семье и дому, а мужу станет скучно с нею общаться. Также жена должна понимать, что если она не будет интересоваться чем-то новым для себя, то в скором времени количество тем для общения сведётся к нулю.

Для того чтобы было интересно вдвоём, не нужно ограничивать себя рутиной. Следует бывать вместе на различных мероприятиях (встречах, выставках, фильмах и проч.). Не нужно отстраняться и пытаться жить собственной жизнью. Потому что в результате это приведёт к краху отношений.

Интересоваться жизнью партнёра

Довольно часто происходит так, что жёны интересуются тем, каким события произошли у их мужей на работе. Но супруг не желает разговаривать на эту тему. У него могут быть свои причины. Часто всё сводится к тому, что дома он желает отдохнуть и не думать о рабочих проблемах, отвлечься от них, забыть.

Также не является редкостью вариант, при котором мужчине интересно разговаривать о своей работе постоянно. А в своей жене он видит благодарного слушателя. Супруга оттого, что ей приходится выслушивать ряд фактов, например, о каких-либо механизмах, не испытывает воодушевления к общению.

То есть здесь необходимо отыскать золотую середину. И опять же всё сводится к тому, чтобы понять партнёра. Правила семьи должны в первую очередь быть направлены на то, чтобы увидеть находящегося рядом человека как индивидуальность. И уже в зависимости от этого предпринимать какие-либо действия.

Честность - залог хороших отношений

Очень большой проблемой супружеских пар является их неспособность вести себя в отношениях честно. При общении двух людей всегда возникают моменты, с которыми кто-то из них не согласен. Не стоит закрывать на это глаза, накапливая обиду.

Нужно принять за правило всегда рассказывать партнёру о том, что не устраивает. Не стоит высказывать недовольство, ругаться или повышать тон. Общение должно происходить мягко, спокойно и с любовью. В любом случае нужно помнить, что рядом не чужой человек, а вторая половинка. У партнёра могут быть собственные представления, поэтому его не нужно осуждать. Наоборот, правила жизни семьи должны состоять в том, чтобы оговаривать все сложности, которые возникают.

Разделение обязанностей

Давным-давно сложилось так, что мужчина должен обеспечивать семью, а женщина - заниматься работой по дому. Сейчас другие времена, а обязанности партнёров должны соответствовать времени.

Условия современной жизни вырабатывают в людях стремление стараться хорошо зарабатывать. Это делается с той целью, чтобы жить достойно. Бывает так, что мужчине заработать сложнее. И если жена работает, чтобы улучшить общее материальное положение, то не стоит нагружать её домашними обязанностями. В таком случае обязанности должны быть распределены поровну между супругами. Этот момент всегда можно переиграть. Нормы и правила семьи должны предопределять, что большее количество работы по дому делает тот, кто на данный момент свободнее.

Не отказываться от физической близости

Как ни прискорбно, многие пары начинают реже заниматься сексом, испытывая физическую усталость после напряжённого трудового дня. Мужчины более развиты физически, поэтому легче переносят нагрузки. Но если женщина работает весь день, а вечером занимается уборкой и готовкой, то ночью она желает отдохнуть. И это желание является вполне разумным и полностью природным.

Свод правил семьи должен указывать на то, что решать и обсуждать такую проблему следует вместе. Конечно, при отсутствии здесь взаимопонимания в итоге семья будет разрушена. Время для близости и любви в любом случае нужно находить. Но поступать следует так, чтобы обоим подобное времяпрепровождение было в радость, а не в качестве дополнительной нагрузки.

Обоюдная поддержка

В любом случае, нужно подставлять друг другу дружеское плечо. Ведь супруги являются не только возлюбленными, а и очень хорошими и добрыми друзьями. Всегда нужно стараться поддерживать друг друга. Для этого стоит говорить партнёру тёплые слова и ни в коем случае не скупиться на них.

Семья - это тыл в жизни каждого из нас. Очень важно, чтобы после возвращения откуда-либо всегда получалось возвратиться к любящему и понимающему человеку, который всегда поймёт и поддержит. Не стоит игнорировать партнёра, наоборот, нужно стараться максимально понять его и поддержать.

Свод правил

Также имеют большую важность. Должны существовать моральные правила в семье, перечень которых знаком каждому её члену. Чтобы дети росли порядочными и воспитанными людьми, на них также должно распространяться действие принятых в семье законов. При невыполнении определённых условий допускается указать на промах. Но делать это нужно тактично и дружелюбно.

5 правил семьи подлежащих неукоснительному соблюдению, могут выглядеть таким образом:

  1. Помогать друг другу и всячески поддерживать.
  2. Уважать и любить родителей.
  3. Говорить правду.
  4. Не обсуждать других.
  5. Выполнять обещания.

Следует позаботиться о том, чтобы правил не было слишком много. Также важно исключить противоречия. Если составлен длинный список, то утрачивается его важность. Кроме того, он сложен к запоминанию и воплощению его в жизнь. А если свод правил включает пункты, которые должен соблюдать ребёнок, то тем более не следует делать сложный для восприятия перечень.

Кроме того, малыш должен ясно и чётко понимать, чего делать не следует. Правила нужно преподнести как нормы, выполнение которых должно осуществляться неукоснительно. Это не должно быть постоянно исходящим от родителей запретом.

Отношения, построенные на дружбе

Многие согласятся с тем, что со временем супружеские пары слабо напоминают любовников. Отношения между мужчиной и женщиной часто сводятся к дружбе, хотя очень близкой. Свод выбранных правил может быть абсолютно любым. Дело в том, что каждый человек выбирает те нормы, которые считает необходимыми для себя. Ведь друзей никто не заставляет быть честными и не обманывать друг друга. Они поступают так, согласно своим внутренним устремлениям.

Друзья могут негласно полагать, что при нарушении неких правил их отношения разрушатся. И очень важно понимать, что любая ссора может привести к ухудшению взаимоотношений. Поэтому при появлении непонимания нужно очень быстро мириться друг с другом. На этом основываются главные правила семьи. Примеры состоят в том, что отношения в паре являются важнее, чем любой обман, недопонимание с детьми, проблемы на работе или сложности материального характера. Всё перечисленное не должно становиться большим, чем отношения.

Важно быть красивыми

Необходимо стараться следить за собой, причём делать это не к праздникам, а постоянно. Ухоженный внешний вид обоих партнёров является залогом того, что отношения будут существовать довольно долго. Моральные правила, принятые в семье, обязательно должны включать требование следить за собой. Не стоит забывать о себе, потому что за большим количеством ежедневных проблем супруги могут начать полностью игнорировать свою внешность. Этого делать не следует, потому что интерес обоих партнёров в большинстве случаев проявляется при визуальном контакте. А если один начинает воспринимать другого, как мебель, то, возможно, что виноват здесь тот, кто не следит за собой. Поэтому не стоит забывать о магазинах с модной и красивой одеждой.

Также нужно заботиться о качестве и красоте своего белья. Тем более богатый современный выбор позволяет выглядеть стильно и эффектно людям разного возраста и материального достатка. Также необходимо уделять внимание косметическим средствам и парфюмерии.

Свод правил обязателен в каждой семье. Но не нужно к нему относиться как к чему-то скучному и усложняющему жизнь. Правила устанавливают сами супруги. И они должны полностью соответствовать их представлениям о гармоничных отношениях, быть направленными на их улучшение и укрепление. Двое любящих людей делятся тем, каким образом они видят и что для них важно. Ни в коем случае не стоит делать так, чтобы для кого-то одного правила были чем-то с детства привычным, а другой партнёр выполнял их с трудом. Принятие подобных норм должно быть честным и равносильным.

  • В хаотичных семьях вырастают подростки с серьёзными нарушениями поведения.
  • Нечеткость правил и норм, их непроговоренность способствует росту тревоги и сбивает с толку всех членов семьи.
  • Нередко дефицит правил, их непонимание становятся главным источниками обид и конфликтов в семье.
  • Самый распространенный пример: мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять её просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие, принятые всеми членами семьи правила, регулирующие обязанности. Для ребенка важно ощущение того:
  • что его чувства и интересы значимы для взрослых и учитываются при принятии каких-либо решений;
  • что он может говорить о своих потребностях, и они будут по возможности удовлетворяться.

Очень важно, чтобы замещающие родители были последовательны в своем поведении и отношении к ребенку.

Для того чтобы ребенок мог лучше контролировать свое поведение, необходимо помочь ему в этом: установить постоянные границы дозволенного. Важно, чтобы эти границы были, с одной стороны, доступны для понимания и выполнения ребёнка, а с другой стороны – ставили рамки его поведению, которое, по мнению родителей, недопустимо. Если выдвигаемые родителями требования противоречивы, они порождают у ребенка внутренние конфликты.

Краткий перечень правил, которые могут быть приняты в семье:

  1. Правило договора.
    Основой эмоционального благополучия семьи является правило договора, которое позволяет гибко реагировать на изменения, справляться с каждодневным стрессом и кризисным ситуациями. Договор может касаться любых сторон жизни семьи, особенно тех, которые вызывают разногласия у её членов. Желательно отвести специальное время и место, чтобы обсудить проблемы и идеи каждого. При этом важно поощрять высказывание ребенка и не критиковать его. Для приемных детей это очень важно. Возможно, ранее у них не было подобной возможности, они только накапливали свои негативные переживания, что мешало их полноценному развитию.
  2. Правило новизны.
    Это правило может быть связано как с новой атмосферой, взаимодействием, так и с пищей. Не нужно заставлять ребенка съедать все и хвалить то, что приготовила мама. Ощущение самоценности матери связано с пищевым поведением детей. Приёмные дети имеют, как правило, своеобразные стереотипы пищевых предпочтений и пищевого поведения. Они, как и все дети, едят то, к чему привыкли. Требование съедать всё будет связано с излишними конфликтами и обидами. Детей необходимо постепенно приучать к новым вкусам.
  3. Распорядок дня.
    Кушать нужно в чётко отведенное для этого время. У детей, воспитывающихся в неблагополучных условиях, плохо сформированы саморегуляция и самоконтроль. Лучше выделить им время на отдых, занятия и питание, чем обижаться и ругать за несоблюдение правила. При этом детям трудно соблюдать четкие временные рамки, поэтому черезмерно экспрессивное реагирование матери на опоздания будет способствовать использованию детьми «лжи во имя спасения себя и матери».
  4. Семейные обязанности.
    Домашние дела должны быть распределены между всеми членами семьи. Зачастую почти все обязанности выполняет мама, всё время жалуется, как на неё «все сели и поехали». Жертвенная позиция матери в выполнении домашних обязанностей связана с неумением членов семьи договариваться о распределении обязанностей. Она может подпитывать у детей стремление к иждивенчеству.
  5. Правило границ.
    Все двери в доме должны быть всегда распахнуты. Ребенок должен чувствовать, что в семье есть доверие и в любую комнату можно войти без предупреждения. При этом ему необходимо иметь свое пространство в доме. Правило соблюдения границ дает возможность получить необходимую автономию, формирует чувство ответственности у детей, способствует их взрослению. Очень важно, чтобы в приемной семье, особенно в первые два года, не создавались условия для недоверия и провоцирования воровства у ребенка. Желательно наиболее ценные вещи спрятать, не разбрасывать деньги по дому, точно знать, сколько их хранится в доме.
  6. Не нужно сразу требовать от ребенка успехов в учебе.
    Связывание престижа семьи и оценок детей в школе может негативно повлиять на принятие приёмных детей, так как практически все они имеют различные задержки в развитии. Самооценка приемного ребенка ещё в большей степени, чем родного, зависит от того, что говорят о нем другие, особенно те, кого он считает для себя значимым. В своей жизни он слышал крайне много высказываний по поводу негативных сторон своей личности, поэтому его образ «Я» часто отрицателен. Выражение вербальной и невербальной поддержки позволяет ему скорректировать самооценку.

Способы обсуждения норм и правил в семье:

  • Лучше всего это сделать за сладким столом (сладкое снимает напряжения).
  • Если ребенок маленький, то желательно продемонстрировать правила в игре, где в качестве членов семьи выступают игрушки.
  • Если ребенок левша, то правила лучше объяснять любому другому ребенку, сидящему с ним рядом. Левше очень сложно усвоить правила, ему легче следовать в их соблюдении за другими.
  • С подростком необходимо обсудить разумность правил, договориться о возможности совместной коррекции требований к нему, заключить контракт об их выполнении.
    Сами члены семьи должны следовать этим правилам. Двойной стандарт в их исполнении способствует дезадаптации ребенка. Для того чтобы в семье царила гармония и понимание, должны быть совместно приняты нормы и правила общения в семье.
А.В. Шестакович "Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье"

О воспитании детей за всю историю разлития человечества написаны сотни трактатов, выдвинуты тысячи идей. Но если мысленно сравнить основные известные педагогические теории в самом общем плане, можно увидеть, что сущность их сводится к тому, чтобы дать рекомендации воспитателям, как и какими средствами воспитать у детей нравственные идеалы и устои определенного общества. Осуществление этих задач возлагалось главным образом на родителей, которые стремились внушить детям уважение к старшим, воспитать правдивость, скромность, вежливость, послушание, умение вести себя среди знакомых и незнакомых, равных по возрасту и старших, следить за чистотой и опрятностью. Семейное воспитание обычно сводилось к закреплению в сознании ребенка простых норм обыденной жизни, в которых отражалась определенная система морали.

На разных этапах истории нормы эти менялись в зависимости от классово-сословной структуры общественного строя, степени обострения антагонизма классов; все они были противоречивы по содержанию, по довольно близки по форме выражения, что создавало реальную возможность затушевать их социальный смысл. Этому содействовала религия, которая влияла на формирование нравственного сознания детей, внушала им безропотность, покорность, страх.

Семейное воспитание начинается с воспитания у ребенка простых норм нравственности. Эта закономерность общего порядка обусловлена социальными и физиологическими факторами. Она действует всегда и повсеместно, разница лишь в том, какое содержание то или иное общество, семья вкладывают в понятие "простая норма". Простая норма - это своеобразные правила поведения, без которых невозможны совместная деятельность и жизнь людей. Сфера приложения этих норм в основном сводится к поведению в семье, быту, повседневным взаимоотношениям. Простые нормы нравственности, цель воспитания которых - поддержание элементарного порядка, в раннем дошкольном возрасте воспринимаются детьми как система требований без надлежащего их осмысления. С возрастом они приобретают у детей оценочную значимость и выступают не как должные, а как в высшей степени обобщенные понятия, имеющие свою причинную связь и обусловленность. К тому же любую простую норму, такую, например, как "не пачкай одежду", "не ломай игрушку", мы в процессе воспитания самп обобщаем и возводим к оценочному понятию, к мотиву высшего порядка: не пачкай одежду, потому что это плохо; сиди за столом смирно и ешь аккуратно, потому что это хорошо. При этом мы обычно видим добро во всем том, что соответствует нашему пониманию добра.

Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы воспитываем свой моральный кодекс, прививаем систему определенных принципов, которой руководствуемся сами в процессе практической деятельности. Возведение простых норм обыденной жизни семьи к оценочным категориям добра и зла является весьма важным моментом в формировании морального сознания ребенка. Если, скажем, определенная норма поведения совершенно ясна и проста для взрослого, то для ребенка она не совсем проста. Для детей простые нормы есть не что иное, как высшая форма обобщения окружающей действительности, позволяющая делать выводы, мотивировать свою деятельность, анализировать поступки, регламентировать поведение. А это уже нравственная деятельность, практическая реализация содержания, которое вкладывают родители в понятия добра и зла.

Понятно, что каждая семья стремится воспитать своих детей достойными, хорошими людьми. Но всегда ли родители достигают желаемого, всегда ли их дети становятся такими, какими их хотели видеть в будущем?

Казалось бы, в семье все благополучно: согласие, достаток, родители - честные труженики, всеми уважаемые люди, а сын или дочь растет эгоистом, тунеядцем. Вроде бы и не от кого было ребенку перенимать дурные привычки, наклонности, противоречащие нормам нашей жизни. Истоки безнравственности, на наш взгляд, следует искать в глубинах первоначального усвоения нравственных норм. Простые нормы нравственности не есть нечто застывшее, неподвижное. Они формируют моральное сознании ребенка, затем сами же трансформируются сознанием, шлифуются обществом через различные капалы воздействия и в конечном итоге составляют мировоззрение личности. Было бы неправомерным рассматривать всю систему воспитания без той основы, которую составляют простые нормы морали.

На формирование нравственного сознания ребенка огромное влияние оказывает детский сад, затем школа, вуз. Но именно в семье закладываются первоначальные основы нравственности личности. Простые нормы сохраняются на протяжении всей жизни человека, хотя с годами изменяется их содержание, широта охвата ими явлений действительности, их место в системе морального кодекса личности. Если в дошкольном возрасте паши оценочные суждения, проявляясь специфическим образом в сознании ребенка, сводятся им воедино и создают своеобразные модели добра и зла, еще довольно не четкие, но применимые для оценки того или иного поступка, то в старшем школьном возрасте эти модели могут стать основными мотивами действий, убеждением. Поэтому, закладывая основы морального сознания у детей, следует объяснять прежде всего содержание нормы, ее внутренний социальный смысл.

Хорошо, что ребенок не ломает игрушки, не бросает на пол хлеб, не капризничает. Этого хотят родители. Но этого не всегда хотят дети. Ребенку хочется плакать, вертеться за столом, разобрать игрушку, какой бы дорогой она ни была. Каприз есть не что иное, как своеобразное утверждение своего "я", реакция па внешние воздействия со стороны родителей или других людей. Кривляние за столом может быть игрой, желанием привлечь к себе внимание, поломка куклы или машины - проявлением пытливости, закономерным стремлением к познанию. Поскольку все эти действия закономерны для детей, постольку они задают закопомерный вопрос: а почему нельзя? Почему нельзя прыгать, шуметь, греметь, ломать и, наконец, плакать? В каждом конкретном случае можно объяснить ребенку, почему нельзя, и дать исчерпывающий ответ, доступный и понятный. Нежелательны огульные запреты: "Я сказала нельзя, значит, нельзя" или внушения типа: "Отец сказал нельзя, а ты вертишься". В таком случае родители или один из них выступают в роли беспрекословных судей, которые знают, что можно делать и чего нельзя. Но ведь ребенку тоже известно кое-что об окружающем мире и порой гораздо больше, чем мы, взрослые, думаем.

В. А. Сухомлинский пишет, что "дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени". Чтобы не оказаться в глазах ребенка человеком, который знает лишь то, что можно и чего нельзя, видимо, надо при случае сказать, что прыгать можно, но лучше во дворе, а не в комнате, вертеться, размахивать руками тоже можно, но только не за столом, можно иногда и разобрать новую игрушку, но не надо ломать ее. Желательно вместе с сыном разобрать эту игрушку и показать ему, что в ней жужжит или гремит, потому что если не сделать этого вместе, то ребенок сделает это один. Иными словами, любой факт, поступок следует оценивать не вообще, а показывать его во всем многообразии связей с окружающей действительностью, с жизнью и деятельностью других людей. Причем жизнь и деятельность этих людей надо объяснять не как нечто застывшее, а движущееся, живое, целенаправленное. Допустим, рабочий мастерил игрушку и, конечно же, хотел сделать ее красивой, забавной, чтобы дети ее полюбили, чтобы им хотелось играть с ней. Поэтому с игрушкой надо обращаться бережно. Хлеб нельзя бросать па пол, потому что в нем содержится труд многих людей, и т. д.

В нравственном воспитании очень важно, чтобы во всем окружающем нас материальном и духовном мире дети видели человека - труженика, творца, созидателя. Когда у ребенка воспитывается уважение не только к самому предмету, но и к людям, которые сделали этот предмет, вырабатывается определенная норма поведения, чувство ответственности, формируется правильная оценка окружающего мира, тогда ребенок становится существом социальным. Чувство любви отца и матери к сыну или дочери вполне понятно. Родители готовы сделать для ребенка все, что в их силах: уберечь его от дурного, оградить от влияния детей, которые, по мнению родителей, "плохие". Они стараются привить своим детям умение правильно разграничивать и распознавать добро и зло, справедливое и недостойное, правдивое и ложное исходя из своего понимания этих понятий. Убеждение некоторых родителей в том, что воспитывать можно лишь лаской, похвалой, что наказание или запрет травмирует ребенка, разрушает его нервную систему, безосновательно. Между тем мать или отец, зная или не зная об истинном воздействии на ребенка подобной педагогической системы, нередко предоставляет ему полную свободу действий, удовлетворяют все его желания, все его "хочу", безмерно восхваляют его способности, ум, красоту. И ребенок постепенно начинает верить, что он действительно таков. Требования его с возрастом становятся более настойчивы, в характере и поведении проявляется самовлюбленность, мнимое превосходство над другими. Понятие "нельзя" в его нравственном сознании отсутствует, свои поступки он не считает нужным сопоставлять с поступками других, но чувствует никакой ответственности перед людьми, обществом. Любой разумный запрет со стороны коллектива, ограничение возрастающих, порой неразумных желаний и устремлений ребенок рассматривает как посягательство на личность, как ущемление своих законных интересов. Родители, семья являются для него своего рода убежищем от "ущемлений" со стороны сверстников, воспитателей в детском саду, учителей в школе, но только до тех пор, пока в состоянии удовлетворять его желания. При нервом же отказе, материальном ограничении родители ставятся в один ряд с другими "врагами". Рождается озлобленность, которая со временем может перерасти в человеконенавистничество. Существует и другая крайность в воспитании - грубость и бестактность по отношению к ребенку со стороны родителей, физическое воздействие на него. Стараясь внушить сыну или дочери определенные нравственные понятия, родители считают необходимым доказать ребенку, что тот ничего не знает, что он физически бессилен перед взрослыми и только поэтому должен беспрекословно выполнять их требования.

С. Д. Лаптёнок пишет, что в советской семье созданы самые благоприятные условия для интеллектуального и нравственного развития личности, в то же время семейная среда внутренне противоречива, иногда драматична, и потому порождает не только прогрессивные тенденции, но и пережиточные. Это в свою очередь ведет к довольно сложным конфликтным ситуациям, разрешаемым самыми различными способами. Родители должны помнить, что в воспитании простых норм нравственности на них ложится особая ответственность, ибо они первыми формируют в сознании ребенка эти нормы, закрепляют их личным примером. Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Можно научить ребенка правильно сидеть за столом, не перебивать взрослых, быть вежливым с ними, но хорошие манеры далеко не самый верный показатель нравственной сущности человека. Существуют ведь и такие понятия, как "вежливая наглость", "нравственная глухота". Мы часто судим о детях по их внешнему виду, манере обращения со старшими. Действительно, опрятный мальчик, вежливо уступивший дорогу старшему, охотно взявшийся поднести тяжелую сумку старушке, привлекает наше внимание, вызывает расположение. Однако дело не только в опрятности и вежливости, но и в том, что побудило его, ущемляя себя, сделать приятное другому. Если это внутреннее побуждение, норма жизни, глубокое убеждение - тогда все в порядке. А если это стереотип поведения, если мотив этого действия - "Смотрите, какой я хороший"? Тогда это плохо.

Между тем тот или иной стереотип поведения является, как правило, результатом семенного воспитания, осмысления ребенком поступков родителей, их взаимоотношений в семейной и общественной жизни. Нередко отец или мать считают, что достаточно быть искренним по отношению к ребенку, а с соседями, товарищами по работе можно лицемерить. ...Папа дома, а мама по телефону сказала, что его нет, затем, улыбаясь, разговаривала с соседкой, а когда та ушла, назвала ее сплетницей. Ребенок видит, что существует некая семейная тайна, скрытое мнение о людях. У него возникает естественный вопрос: почему в глаза можно говорить одно, а за глаза - другое? Где правда, и хорошо ли поступила мама, не сказав тете, что сплетничать некрасиво. Увидев соседку, ребенок хочет сказать ей правду (все должны быть хорошими, тем более старшие), но удерживает сомнение, можно ли говорить об этом, ведь мама не говорит. Если подобное было лишь один раз, то оно может и забыться, бесследно пройти для малыша. А если это система? Если таков нравственный климат семьи? Тогда ребенок привыкает к мысли, что есть два мира: один - внутренний, скрытый ("так надо поступать"), другой - внешний, показной ("так можно поступить, если это выгодно"). С возрастом у него формируется искривленный тип нравственного сознания, притупляется моральная ответственность за совершенные поступки, определяющим мотивом поведения становится личная выгода. Трудно порой разобраться в запутанных неискренних отношениях самим взрослым, тем более трудно постичь их ребенку, не искушенному жизненным опытом, не постигшему сложностей человеческих отношений в обществе. Поэтому так важны в семейном воспитании правдивость, искренность, доброжелательность родителей в отношениях между собой и в отношениях с окружающими. Вместе с тем необходимо знать нравственные возможности своего ребенка, быть тактичным, терпимым по отношению к нему.