Одина из важнейших задач педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря - успешная адаптация (от лат. adapto - приспособляю) ребёнка в лагере. Сравнительно недавно в отечественной психологии появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Пусковым механизмом дезадаптации является, как правило, резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Однако немалую роль здесь будут играть те особенности или недостатки в индивидуальном развитии ребёнка, которые не позволяют ему выбрать адекватные новым условиям формы поведения. Приезд ребенка в лагерь, общение с другими детьми и взрослыми могут вызвать стрессовую реакцию.

Симптомами дезадаптации могут быть: агрессия к людям и вещам, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться, неуверенность в принятии каких-либо, даже несложных, решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединённость, чрезмерная угрюмость и недовольство, завышенная самооценка. Следует отметить, что детям, у которых наблюдаются симптомы дезадаптации, требуется профессиональная помощь психолога.

Симптомы дезадаптации могут проявляться у ребёнка ещё до его прибытия в оздоровительный лагерь, кстати, это часто связано с тревогой, страхами и опасениями самих родителей при отправлении своего чада в лагерь. Поэтому, невзирая на возраст ребёнка, мамы и папы должны поговорить с ним, выяснить, что его волнует, есть ли вообще желание ехать в лагерь, так как личный мотив - важный момент в решении такого вопроса, ведь именно он является психологической подготовкой к новым условиям. Если ребёнок уже слышал от других детей, что такое лагерь и что там много интересного, то у него, возможно, уже создана позитивная мотивация на отъезд, и тогда родителям не нужно переживать, всё постепенно сложится хорошо, надо только поддержать в ребёнке этот положительный заряд.

Большинство современных детей с трудом проходят процесс социальной адаптации: им всё труднее становится нормально взаимодействовать с другими, они не учитывают желаний, особенностей других людей, не умеют слушать.

Как помочь детям успешно влиться в коллектив, создать благоприятный микроклимат? Безусловно, к решению этих вопросов следует подходить системно. В процессе социализации важную роль играет возраст и пол ребенка.

Мальчики и девочки 6-7 лет

Ожидания детей от пребывания в оздоровительном лагере. Позитивные. Желание увидеть новое, познакомиться со сверстниками, поиграть в новые игры, попробовать быть самостоятельным.

Тревожно окрашенные. Будут ли меня обижать? Как я буду жить без близких людей? Кто меня защитит? Что делать, если….?

Оптимальный принцип социализации. Работу следует начинать с формирования малых групп (пять – шесть человек). Каждый ребенок должен пережить «состояние успеха». С этой целью необходимо в первые же дни выявить индивидуальные способности. В малой группе у детей шести - семи лет быстрее снимается тревожность. Дети должны помогать друг другу одеваться, причесываться. Это необходимо для восполнения «тактильного дефицита». Прикасаясь друг к другу они обретают уверенность. Навык взаимопомощи поможет впоследствии реализации естественной установки на помощь, проявляющейся в возрасте 8-10 лет.

Девочки 8 - 10 лет

Ожидания. Позитивные. Быть замеченной и получить высокую оценку личных умений, внешности. Самоутверждение.

Тревожно окрашенные. Боязнь быть неприятной в сообществе сверстников. Тоска по дому.

Оптимальный принцип социализации. Работа ведется в отряде, главное – создать «ситуацию успеха» для каждого. Следует разработать систему индивидуальных поручений для малых групп (три - четыре человека).

Мальчики 8 - 10 лет

Ожидания. Позитивные. Найти единомышленников, одного – двух; найти интересное занятие, расширить сферу приложения физических сил.

Тревожно окрашенные. Боязнь быть неприятным сверстниками, тоска по дому. Страх перед старшими детьми, которые могут обидеть.

Оптимальный принцип социализации. Поднять значимость личности через систему полезных дел, успех. Хорошо работает командный принцип: "Наша команда самая…"

Девочки 11 - 13 лет

Ожидания. Позитивно окрашенные. Зависят от предыдущего опыта жизни в коллективе. Если девочки с ранних лет ездят в лагерь, то они заранее знают, что им будет интересно. Многие едут с сознанием "я уже не маленькая" и отчаянно пытаются подражать подросткам 14-17 лет.

Тревожно окрашенные. Связаны с недовольством собой, своей внешностью, физиологическими возрастными трудностями.

Мальчики 11 - 13 лет

Ожидания. Позитивно окрашенные. Зависят от уверенности в себе, которая, как правило, напрямую связана с уровнем физического развития.

Тревожно окрашенные. Связаны с физиологическими изменениями, характеризуются неуверенностью в себе, неадекватностью, могут быть выражены в замкнутости, попытках отгородиться от коллектива, так как есть изначальный страх быть неприятным.

Оптимальный принцип социализации мальчиков и девочек: через обще отрядные дела: конкурсы, походы, участие в соревнованиях с другими отрядами. Каждый должен осознавать личный вклад в общее дело.

Подростки 14 - 18 лет, как правило, нацелены на социализацию. Педагог должен хорошо помнить о том, что в любой группе, в том числе и во временном детском коллективе, обязательно выявляются носители определенных ролей. В частности, в отряде довольно скоро обозначатся лидеры (формальные или неформальные), приближенные лидера и отверженные. Педагогу важно учитывать этот фактор при распределении поручений.

Важно, чтобы ведущей деятельностью в условиях формирования временного детского коллектива была игра. Именно в процессе игры ребенок получает новые впечатления, приобретает социальный опыт. Игры помогают обогатить общение детей и взрослых душевной теплотой, уважением. Очень важно обращаться к эмоциональной сфере детей, проводить рефлексию: после игры педагоги проводят обсуждение впечатлений: что понравилось (не понравилось), что хотелось бы улучшить, выясняют, что чувствовал ребёнок в процессе игры. Важно побудить детей говорить искренно, но искренним должен быть и сам взрослый. При обсуждении все участники должны быть искренними, должны думать о чувствах других.

Летний лагерь из года в год несет в себе одни и те же нюансы для школьников младшего и старшего возраста, которые впервые отправляются на отдых в лагерь. Вначале, первые 3-5 дней, особенно при первой поездке, подросток будет испытывать стресс, так будет проявляться его адаптация к новым условиям. В этот период ему потребуется наибольшая поддержка, и звонки домой скорее всего будут довольно частыми. От родителей потребуется максимум выдержки для настроя ребенка на оптимистичный лад и внушения веры в его самостоятельность и взрослость. Первая неделя наиболее сложная и если ваш ребенок совсем уж тяжело переносит такой отдых, то возможно он еще не готов к самостоятельности и имеет смысл забрать его, повторив попытку через пару лет.

Вторая неделя жизни в лагере, как правило, сменяется увлеченностью, активностью и общением с новыми друзьями, а звонки домой становятся реже и больше по делу. Ребенок должен быть подготовлен к различным ситуациям, умению самостоятельно решать проблемы, но при этом при возникновении очень сложных ситуаций не должен замыкаться, а должен суметь обратиться к вожатым либо к родителям.

Довольно часто сами родители своей чрезмерной опекой мешают ребенку вести полноценный отдых и ставят его в неловкую ситуацию, доставая постоянными звонками. Следует заранее обговорить наличие денег на телефоне и количество звонков.

Наиболее сложной является адаптация к новому коллективу , каждый человек испытывает определенные сложности при вливании в новый коллектив, а ребенок в этом случае более чувствителен. Стоит очень внимательно отнестись к его чувствам и наблюдать за его поведением при звонках, если вдруг будет проявляться дезадаптация то это обязательно будет заметно в отрицательных эмоциях, вранье, повышенной возбудимости либо замкнутости.

Первые признаки дезадаптации возможны еще дома, такое проявление связанно со страхами и неуверенностью, неизвестностью перед чем-то новым. Достаточно часто это тревога исходит от родителей и связанна она с основной потребностью в безопасности. Родителям в такой момент следует уделить ребенку больше внимания и постараться выяснить, что его тревожит при этом по возможности развеять его сомнения и страхи. Достаточно часто подросток едет в лагерь с кем-то из знакомых, в таких случаях положительные рассказы о предыдущих поездках товарища позволят сгладить сложность ситуации и придадут позитивный настрой. Если ваш ребенок едет впервые в лагерь, при этом у него нет никакой информации, социализация в таком лагере будет проходить значительно сложней. Также родителям следует сдерживать себя, не показывая своей тревоги за ребенка, чтобы не заразить его такими симптомами.

Собрав заранее информацию о жизни в лагере, развлечениях, вожатых, охране и так далее, родители и сами будут более спокойны, и ребенка увлечь новыми интересами будет легче. Не стоит забывать, что в любом лагере всегда есть взрослые несущие ответственность за жизнь и здоровье детей, организующие их питание и досуг, а при необходимости и оказание медицинской помощи.

Правильно сформированный отдых ребенка в период летних каникул является большим искусством. Хорошо подобранный лагерь, сочетающий с себе неутомительное безделье совмещенное с уроками активности и общение с новыми друзьями позволит ребенку продуктивно отдохнуть и набраться заряда сил на учебный год. Родителям также необходимо подготовить ребенка к самостоятельным развлечениям в виде интеллектуальных игр, либо принятии, а возможно и создании развлекательных мероприятий в форме шоу. Такие навыки не позволят ему заскучать в любом лагере.

Отправляя ребенка в лагерь нужно понимать, что такое мероприятие не просто отдых от ребенка, поэтому необходимо контролировать насколько ему там комфортно и все ли у него там в порядке. Подросток, особенно впервые проводящий длительное время без родителей не должен быть подвержен длительное время отрицательным эмоциям, и возможно в каких-то ситуациях будет нуждаться в эмоциональной поддержке близких людей, нельзя бросать его в таком испытании. В таких случаях следует, выбирая лагерь отдать предпочтение расположенному неподалеку от дома.

Подведя итог следует:

Отправляя впервые ребенка в лагерь нужно заранее рассмотреть возможные проблемы и варианты их решения;

Впервые ехать в лагерь лучше с кем-то знакомым;

Взять с собой какую-нибудь дорогую сердцу вещь или книгу;

При нестандартном поведении ребенка, например замкнутость, поговорить с педагогом находящемся в лагере;

При настойчивых просьбах забрать ребенка домой, постараться разобраться в причинах не торопясь с выводами, возможно, это лишь начальная адаптация;

Собирая ребенка в лагерь подобрать молодежную современную одежду создавая тем самым комфортное психологическое состояние и принадлежность к молодежной группе.

Если выбор летнего лагеря удался, то пребывание ребёнка там в отсутствии родителей обязательно окажет свое положительное воздействие в физическом и эмоциональном плане.

Родители начинают задумываться о том, куда отправить ребенка на отдых, чтобы тот успел набраться здоровья и новых впечатлений.

Как утверждает психолог Ольга Леухина, адаптационный период у ребенка может продолжаться от нескольких дней до 1-2 недель. В это время он привыкает к новому месту, учиться строить отношения с другими детьми, а также с вожатыми.

Для того чтобы адаптационный период прошел как можно безболезненнее, ребенка необходимо подготовить к отдыху заранее.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ЛАГЕРЕ

Не подавайтесь на провокации

Конечно, поначалу многие дети жалуются своим родителям на то, что в лагере им плохо и скучно. Как правило, через несколько дней ребенок привыкнет, и начнет заводить новых друзей, поэтому не стоит бить в набат и тот час же ехать «спасать» малыша.

Ребенок рано или поздно включается в жизнь коллектива, привыкает к расписанию, установленному в лагере. И подобных жалоб больше не будет поступать. А в конце смены еще и расстроиться, что нужно ехать домой.

Подготовьте ребенка к лагерю заранее

Для того чтобы адаптационный период прошел быстрее и как можно безболезненнее, ребенка необходимо подготовить к отдыху заранее. Так, родители могут составить , которому нужно следовать всей семьей.

Психологи советуют начать подготовку к лагерному распорядку за пару недель до отъезда. Вы можете в этот период попросить ребенка заправлять самостоятельно постель, приводить в порядок свои вещи и привить ему навыки гигиены.

Убедите его в том, что вы всегда рядом

Объясните ребенку, что после его отъезда вы будете очень скучать по нему, и что первые несколько дней ему могут показаться скучными. Однако, несмотря на это, он попадет в интересных коллектив, найдет новых друзей и будет вовлечен в захватывающие процессы, которые по большей части не доступны ему дома. Также дайте ему понять, что вы с ним будете в любое время на связи, и, что бы ни случилось, он может позвонить вам.

Объясните ему роль вожатых

Ребенок должен знать, что если у него вдруг возникнут какие-либо проблемы, он всегда может рассчитывать на помощь вожатых. Заранее создайте в ребенке доверие к вожатому, и на протяжении всей лагерной смены ваше чадо будет чувствовать себя уверенней.

КОГДА СТОИТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОТДЫХА В ЛАГЕРЕ

Как утверждают психологи, дети дошкольного возраста очень привязаны к семье и дому. Поэтому путешествие в летний детский лагерь, когда ребенок оторван от родителей, может оказаться для него большим стрессом, справиться с которым будет достаточно сложно.

КОГДА НУЖНО В ЭКСТРЕННОМ ПОРЯДКЕ ЗАБРАТЬ РЕБЕНКА ИЗ ЛАГЕРЯ

  • Адаптационный период у ребенка протекает очень болезненно;
  • он никак не может привыкнуть к новым условиям;
  • у него не складываются отношения со сверстниками или вожатыми;
  • он часто просит забрать его домой.

Принимать решение о том, отправлять ребенка в лагерь или нет, стоит сугубо индивидуально. Перед поездкой постарайтесь узнать о лагере и воспитателях как можно больше информации. Самое главное, чтобы ребенок был готов к этому и сам хотел поехать на отдых в летний лагерь.

Ребёнок, как и любой взрослый, попадая в новый коллектив, проходит этап адаптации. За короткое время ему нужно занять свое место в отряде, найти себе друзей и единомышленников, определить занятие по душе и преодолеть барьеры общения и взаимодействия. В среднем период адаптации занимает 3-7 дней.

Каждый ребенок проходит через период адаптации, но протекать этот процесс может по-разному. Кто-то быстро вливается в деятельность лагеря, а кто-то начинает звонить родителям и умолять забрать его из лагеря. На этот период приходится самое большое количество звонков домой с просьбами забрать из лагеря (особенно, если это первое самостоятельное путешествие ребенка).

Известны случаи, когда из престижных всемирно известных лагерей дети просили родителей забрать их досрочно.

Причины такого поведения могут быть разными, но в большинстве случаев основной причиной трудностей являются личностные характеристики ребенка, а не лагерная программа или профессионализм вожатых и педагогов.

Легкость адаптации на прямую зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания ребенка.

Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт как со сверстниками, так и с вожатыми, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствую себя одинокими.

Такие дети без труда вливаются в жизнь лагеря, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родителям приходится самим выдергивать их из активной лагерной жизни, чтобы поговорить по телефону.

Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше.

Если до этого ребенок жил в тепличных домашних условиях и свои вещи доставал чистыми и поглаженными из шкафа, то ему может прийтись не по нраву новая жизнь. Здесь ведь надо и погладить самому, и постирать.

Такие дети стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока вожатый знакомится со своими подопечными и отряд только начинает сплачиваться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними.

Вожатым требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в лагерную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться пять-семь дней. Для многих детей одним из выходов является совместная поездка с другом или подругой. Двое - это не один. Вдвоем не заскучаешь, всегда есть поддержка.

Также трудности могут возникать, если ребенок ведет замкнутый образ жизни, у него нет друзей и подруг, и он чаще проводит время с родителями, перед телевизором или за компьютером.

Готов ли ребенок к разлуке с родителями?

Многие дети волнуются, расставаясь со своими родителями, причем чем меньше ребенок, тем тяжелее дается ему разлука. Если при этом у ребенка отсутствует какой-то опыт отдельного от родителей отдыха, поездка в летний лагерь может оказаться для него серьезным испытанием.

Взрослые, которые слишком беспокоятся за ребенка, рискуют заразить своей тревогой и его самого. Маленькие дети склонны подражать родителям и перенимать их волнения. А с таким эмоциональным багажом ребенок вряд ли почувствует себя комфортно, даже если попадет в тепличные условия.

Так называемые сверхопекающие родители особенно склонны драматизировать расставание с ребенком. Они, если и решаются отдать ребенка в лагерь, то стараются держать ситуацию под контролем - часто навещают ребенка или названивают ему. Рано или поздно такой сверхконтроль и опека делают жизнь ребенка в лагере невыносимой. Ему становится стыдно перед сверстниками и неудобно перед вожатыми за навязчивость своих мамы и папы.

Но особенно тяжело детям, которых отправляют в лагерь против их воли - ребенок чувствует себя преданным и ненужным.

Бывает и так, что поездка ребенка в лагерь на все время каникул воспринимается им как своеобразное наказание. Так происходит, если родители на протяжении года пытаются повлиять на поведение ребенка: пугают его тем, что отправят в лагерь, где его научат, как себя нужно вести и как быть самостоятельным. Даже если взрослые произносят это в сердцах, они сеют в душе ребенка страхи, связанные с поездкой в лагерь.

О том, что ребенок действительно готов к своей первой поездке в детский лагерь, свидетельствует, во-первых, его желание туда ехать. Поэтому прежде чем покупать путевку, поговорите со своим ребенком, а хочет ли он сам в лагерь? От этого также будет зависеть «успешность» этого события.

Вероятно, он не готов расстаться, хоть и ненадолго, со своими родителями или испытывает какие-то страхи, связанные с разлукой и пребыванием в детском лагере.

В этом случае есть 2 варианта: вы можете попытаться его уговорить, рассказать, какой увлекательный отдых его ждет или отказаться от идеи лагерного отдыха в этом году.

Подготовьте своего ребенка к лагерю!

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив:

1. Самостоятельность: стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и следить за своей внешностью.

2. Навыки общения: для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Что делать, если ребенок просит забрать его домой?

Постарайтесь свести ваше общение с ребёнком в первые дни пребывания в лагере к минимуму, позвольте ему сдружиться с новыми ребятами самостоятельно. Не звоните часто, не контролируйте ребёнка, дайте возможность процессу адаптации развиваться естественным ходом. Воздержитесь от частых приездов в лагерь, т.к. ваш приезд сразу сказывается на моральном состоянии не только вашего ребёнка, но и других детей. У остальных детей сразу появляются мысли: «К нему приехали, а ко мне нет, значит его больше любят, чем меня; значит я хуже, чем он» и т.д.

Не обещайте ребенку забрать его, если ему не понравится. В таких случаях подросток будет проявлять пассивность, не будет включаться в деятельность отряда и будет уверять вас, что все плохо.

Напротив, постарайтесь расспросить ребенка о том, что именно не нравится в лагере, предложите решение этих проблем, посоветуйте обратиться к вожатому.

Постарайтесь настроить его на оптимистичный лад, скажите, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых, убедите в том, что он уже взрослый, и родители гордятся его самостоятельностью.

Если у Вашего ребёнка во время пребывания в лагере возникают какие-либо проблемы, и он стесняется обратиться к сотрудникам лагеря, пожалуйста, сообщите об этих проблемах руководителю смены.

Следует отметить, что динамика отрядного сплочения предполагает прохождение периода конфликтов между детьми. Чаще всего разногласия между подростками возникают на бытовой почве (кто раскидал или подвинул вещи и т.д.)

Ведь наши подростки такие разные. У каждого из них на разном уровне сформированы навыки самообслуживания и гигиены, уже успел сложиться различный уровень общей культуры и воспитанности. И не все подростки умеют сами решать возникающие разногласия.

Иногда родители забирают ребенка, если его кто-то обидел и конфликт не был разрешен мирно. Ребенок, уехавший из отряда в подобном случае, усваивает стереотип поведения, при котором все его сложные жизненные ситуации должны разрешить родители. В конечном итоге формируется неуверенность в себе и своих силах, представление о собственной слабости перед трудностями. Досрочный отъезд из лагеря может в дальнейшем проявиться боязнью поездок не только в детский лагерь, но в любое место «без родителей».

Лагерь помогает раскрыться детям с самой неожиданной стороны. Незнакомое окружение дает ему шанс забыть о привычных шаблонах поведения. И если во дворе или школьном классе он привык к роли "тихони", "ботаника", то здесь он имеет возможность примерить и опробовать для себя новые роли - ведь никто не знает, каким он был раньше. Получив опыт лидера, чемпиона, души компании или просто уверенного и всеми любимого мальчика или девочки, ребенок осознает, что он способен быть лучше, чем привык о себе думать.

Поэтому не стоит при первой жалобе ребенка сразу бежать забирать его, дайте ему шанс проявить самостоятельность! Доверяйте своим детям и отпускайте их, все равно они станут взрослыми. При правильном семейном воспитании это не страшно! И тогда их можно не только отпустить со спокойным сердцем в летний лагерь, но и во взрослую жизнь.

Проблемы адаптация ребёнка в пионерском лагере и пути их преодоления

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Реферат на тему Проблемы адаптация ребёнка в пионерском лагере и пути их преодоления

Студентки 1 курса 221 группы

Парычевой А. А.

Преподаватель

Сухачёв М. П.

Москва, 2009

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава 2. Пути преодоления проблем адаптации в лагере………………

2. 2 Подготовленность родителей………………………………………

2. 3 Выбор лагеря…………………………………………………………….

Глава 3. Психологические особенности смены, основные периоды…….

Заключение…………………………………………………………………..

Список используемой литературы…………………………………………

Каждый человек имеет право на отдых, будь то ребенок или взрослый. Один из способов совместить отдых детей с отдыхом родителей от детей - отправить ребенка в детский лагерь.

Адаптационный период у ребёнка может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй - третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в лагере.

Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Я сама работала в летних лагерях каждое лето в течение пяти лет, и поэтому я решила написать реферат именно на тему адаптации детей в пионерском лагере.

Хочу отметить, что попадая в лагерь, ребёнок оказывается в совсем новом для него месте, которое значительно отличается от школы. В школе он проучился несколько лет, он знает детей и учителей, занимается учебной деятельностью, имеет определённый статус в классе.

Процесс привыкания к новому месту и новым людям всегда сопряжён с определенными стрессами и переживаниями как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей. Все это настоятельно требует целенаправленной психолого-педагогической подготовки будущего персонала пионерского лагеря и обязательно включения в его структуру психологической службы, при разработке программы которой необходимо использовать опыт, накопленный школьными психологами. Успех их деятельности обусловлен реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индивидуальных особенностей школьников, а также созданием благоприятного для ребенка психологического климата. Применение данных принципов в условиях пионерского лагеря будет иметь своеобразное преломление. Поэтому, кроме индивидуально-психологических особенностей детей, в работе психологической службы должны найти отражение и социально-психологические моменты. В отличие от школьной жизни, приезжая в пионерский лагерь, ребенок входит в новую для себя социальную общность (пионерский отряд) и эффективность его развития будет во многом зависеть от того, насколько данная общность заинтересована принимать проявления его индивидуальности и насколько успешно он интегрируется в ней. В связи с этим при разработке программы деятельности психолога в пионерском лагере необходимо также учитывать положение о закономерности прохождения этапов утверждения индивидом себя как личности в новой социальной среде. Кроме того, здесь должны быть учтены колебания субъективных оценок эмоционально-психологического климата, ведь именно атмосфера, царящая в лагере, имеет определяющее значение на отдых и здоровье ребёнка.

Глава 1. Проблема адаптации в детском лагере.

Адаптация - процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития, поэтому вожатым и психологам необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности детей.

В контексте последовательного решения комплекса проблем представляется крайне важным организовать в условиях детских оздоровительных лагерей эффективную работу психологов и психологов-тренеров по коррекции эмоциональных состояний детей. Эта деятельность, естественно, не должна стать самодовлеющей, а должна выступать одним из направлений работы педагогов, наряду с досуговым, познавательным, развивающим. То место, которое отводится сегодня познавательному и развивающему аспекту работы с детьми, несомненно, заслуживает уважения, но современная реальная ситуация диктует необходимость усиления психогигиенической направленности профессиональной педагогической деятельности в условиях временных детских коллективов.

Практика показывает, что современным организаторам летнего отдыха детей приходится иметь дело с детьми, страдающими следующими типичными видами эмоционального неблагополучия:

  • расстройство поведения, сопряженное с особенностями сложившегося стиля взаимоотношений в семье (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);
  • состояния, вызванные невниманием к ребенку в семье (психолого-педагогическая запущенность, разнузданность и вседозволенность);
  • расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера;
  • невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчивости и т. д.);
  • стойкие личностные и психические защиты, проявляющиеся в аддиктивном и отклоняющемся поведении.

Как видите, многое из перечисленного связано с отношениями в семье, влияющими на ребёнка, а также его миропониманием, мировосприятием и психическим состоянием.

Таких проблем становится всё больше, и мне самой приходилось сталкиваться с ними фактически каждый раз когда я брала руководство отрядом.

Глава 2. Пути преодоления проблем адаптации в лагере

2. 1 Возрастные особенности детей.

Так как сейчас идёт тенденция к формированию разновозрастных отрядов, то каждому вожатому, как начинающему, так и опытному, необходимо учитывать возрастные особенности детей, находящихся в его отряде, а также искать способы устранения конфликтов между ними.

Дети до 10 лет.

Для детей младшего возраста характерно упрямство и проявление собственной воли. Связано это с тем, что именно в этом возрасте у ребёнка появляется стремление к самостоятельному познанию окружающего мира, также не следует забывать, что маленький человек направлен на познание и самого себя. В любой семье ребёнок – центр, он привык к тому, что его все слушают, уделяют внимание преимущественно ему и поэтому вожатому сразу же надо поставить дитя перед фактом: ты в отряде не один, ты член коллектива.

Интересы:

1. Подражетельность – мы, вожатые и психологи – главный пример

5. Любознательность

6. Конкретное мышление

Для детей до 10 лет характерны чувства: простодушие, открытость (ложь как таковая отсутствует), доброта. Они чувствуют фальшь, поэтому наш основной принцип – маленькая ложь рождает большое недоверие.

Главный оборот речи вожатых и стажёров: «Надо так». Ведь дети очень быстро забывают о том, что нельзя.

Для этого возраста свойственны:

1. Жизнерадостность

2. Активность

3. Эмоциональная яркость

4. Преклонение перед физическими качествами

5. Недалёкие перспективы

любовь и дружба. Повышенный интерес к взрослым, их привычкам и поведению.

Для них характерно формирование собственной точки зрения в противовес нашей. Поэтому вожатые должны строить с ними отношения на договорных основах, на принципах «торговли». Например, представим ситуацию: ребёнок не хочет идти на зарядку, в таком случае отбой для него будет в 9 часов вместо 10:30 вечера.

В этой категории существует своя моральная основа, поэтому любой поступок мы обсуждаем при всех, а затем делаем выводы. Каждый вожатый обязан заработать себе положение в отряде, и главное он должен делать только то, что может сам.

2. 2 Подготовленность родителей.

больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в лагере.

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное. Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Некоторые родители, когда пытаются пробудить в своих детях интерес к лагерю, в юмористической форме рассказывают им о своем лагерном прошлом, о друзьях, которых они приобрели и о полученных впечатлениях.

Перед поездкой родителям следует поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Надо убедить ребенка, что даже будучи далеко от дома он не окажется брошенным, у него все равно будет защита и опора – это вожатые.

Очень важно, чтобы родители объяснили ребенку, что в любой ситуации он может обратиться к вожатому за помощью или советом.

Обязательно решите вопрос связи, если по каким-то причинам боитесь дать ребенку с собой сотовый телефон, то обязательно выдайте телефонную карточку или деньги на ее покупку, чтобы ребенок мог в любое время позвонить домой. Убедитесь, что ребенок знает, как пользоваться телефонным аппаратом или карточкой.

Объясните ребёнку в каких случаях ему следует звонить домой, как часто он должен выходить на связь, а также сколько денег может потратить на разговоры, какова стоимость входящих, исходящих звонков и SMS-сообщений. Ребенок будет чувствовать себя уверенней, зная, что может позвонить домой. Однако наличие доступной связи вовсе не означает, что дети должны беспокоить родителей по любому, даже самому незначительному поводу. И, наоборот, родителям не стоит излишне контролировать своих чад.

Частые звонки родителям не только не способствуют более мягкой адаптации, но, напротив, могут стать поводом для конфликтов. Так ребенка, который по нескольку раз в день отчитывается о том, что он делал, с кем играл, когда ел, могут прозвать «маменькиным сынком».

2. 3 Выбор лагеря.

Психологи считают, что если ребенку исполнилось 8-10 лет, он здоров телом и душой, значит, отдых со сверстниками отдельно от родителей ему просто необходим.

Ваш ребенок взрослеет, ему нужно "избавляться от пуповины", и детский лагерь в этом случае - прекрасная прививка самостоятельности. В первый раз можно отправить ребенка в лагерь вместе с друзьями - так ему будет проще адаптироваться в незнакомой для него обстановке

Безусловно, поначалу ему придется испытать некоторый стресс. Ведь раньше он никогда не попадал в мир, где нет мамы, которая всегда готова принять за него решение и помочь, которая всегда его любит независимо ни от чего.
А вот воспитатель или вожатый - чужой человек, уважение и любовь которого еще надо заслужить. Не говоря уже о десятке совершенно незнакомых сверстников, которым предстоит стать приятелями или даже друзьями. Другими словами, лагерь - это настоящая школа жизни и взросления.

Главное правило: лагерь надо выбирать не только по принципу - "где хорошая погода и где вкусно кормят", гораздо важнее, чтобы дети все время были заняты и могли с толком проявить свою активность. Если перед вами выбор: за одни и те же деньги отправить ребенка в обычный лагерь (4-5-разовое питание, днем работает спортплощадка, по вечерам - дискотека и игровые автоматы) на 2 смены по 24 дня или в лагерь тематический, где время ребенка будет расписано по минутам и он постоянно будет занят чем-то интересным, но только на 2 недели, вспомните о злейшем враге с названием "скука".

Даже если остальную часть лета ребенку придется провести просто на даче, при выборе лагеря лучше ориентироваться не на количество дней, а на их качество. Если в самом начале лета вы отправите его в лагерь активного отдыха, то потом все оставшееся время он будет жить под впечатлением увлекательных лагерных развлечений, пытаясь перенести их в свою обычную жизнь.

Замечательные лагеря - такие, где вся смена посвящена какой-нибудь тематической психологической игре. Например, игра в государство. В начале смены выбираются президент, парламент, создается телевидение, почта и т. д. Все дети находят себе место в жизни: кто-то становится журналистом, кто-то артистом, кто-то политиком или бизнесменом.

Есть и другие игры: в детектив, в город, где каждый отряд представляет улицу, в школу иностранных языков, в космических пришельцев... Существуют и необычные проекты вроде "Робинзонады", где дети живут на острове в палатках и под наблюдением взрослых изучают искусство выживания человека в экстремальных условиях. Ну а поскольку все дети разные, то здесь еще полезно было бы применить индивидуальный подход и подобрать своему чаду лагерь соответствующей тематики.

Смена в лагере должна состоять из трёх этапов.

1. Организационный этап, включающий в себя реализацию запросов детей, привыкание людей друг к другу, к режиму. Длится оргпериод 3-4 дня. За это время вожатые должны успеть познакомить детей друг с другом с помощью различных игр (Летит по небу шар, Мобила, Снежный ком, Слоники). Именно в этот период происходит адаптация ребят к новому для них миру, новым людям. Дети сразу получают много разных эмоций и надо сделать всё, чтобы эти эмоции были положительными.

подхода и скорейшее сплочение в коллектив. Разработка программ индивидуальных воздействий.

в отрядах. Следует также проводить психокоррекционную работу с детьми, имеющими психические отклонения: различного рода девиации, гиперактивность, импульсивность. Все важные мероприятия проводятся именно в этот период, они должны иметь яркое начало и феерический конец.

3. Заключительный этап 7 дней. Повышение дисциплинированности, анализ происшедших перемен, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспитания ребят.

психологическое состояние временности пребывания, которое вызывается скорым отъездом и порождает излишнее возбуждение. Необходимо обеспечить, чтобы ребята сильнее ощутили свою общность, принадлежность одним и тем же идеалам и стремлениям. Они должны почувствовать, что их тяга друг к другу усилится после расставания. Это заставит ребят задуматься о возможностях встреч вне лагеря, переписке между собой, о том, как хорошо бы организовать такие отношения в своей школе, классе, дворе.

Заключение

В заключение хочу сказать, что отправка ребёнка в лагерь, особенно в первый раз, это важное испытание как для родителей, так и для детей. Ко всему нужно подготовиться, всё предусмотреть. Проблема адаптации в детском лагере является особенно острой, потому что здоровье детей ухудшилось из-за сидячего образа жизни, окружающая среда всё чаще отрицательно оказывается на психическом состоянии детей и вожатый будет именно тем человеком, который сможет помочь ребёнку поверить в свои силы и свои таланты.

Список литературы