Конспект занятия по теме: «Масленица»

Цели и задачи:

1. Познакомить с праздником Масленицей.

2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.

3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.

4. Активизировать активный словарь.

5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.

6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.

7. Приобщать детей к русской истории.

8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Логопед: Ребята! Отгадайте загадку!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Логопед: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Логопед: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Логопед: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Логопед: Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Логопед: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Логопед: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!

Подвижная игра: «Весна, весна красная»

Весна, весна красная водят хоровод

Приди весна с радостью

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким останавливаются, руки

Поднимают вверх, встают на

С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз

С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки

Логопед: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »

Игра: «Что за чем, и перед чем? »

Логопед: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)

Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!

Понедельник - Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник - Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Среда - Лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!

Дети отгадывают загадки:

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Бублик)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

"Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом" (Колос)

Логопед: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)

Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Логопед: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!

Подвижная игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, загибают пальчики

Мы с тобой снежок слепили лепят снежок

Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг,

Сжимают руки, гладят ладошки

И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем

Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый

Два – поймаем, «ловят» снежок

Три – уроним «роняют» снежок

И сломаем! топчут снежок ногами.

Пятница - Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота - Золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

Игра с мячом: «Назови ласково»

Логопед: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

Воскресенье - прощенный день или проводы.

Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Логопед: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "МАСЛЕНИЦА" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
 Цели и задачи:
1. Познакомить с праздником Масленицей.
2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
4. Активизировать активный словарь.
5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.
6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм
речи, творческое воображение.
7. Приобщать детей к русской истории.
8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами
поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми
встречали этот праздник.
Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников.
Масленица ­ это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую
неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают
солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили
языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и
тепла.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом
празднике? Нет? Тогда отгадайте!
1

Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Воспитатель: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю
неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались
блинами. Самое главное ­ это блины! Блин ­ символ солнца. Такой же круглый и
горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на
расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают
задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных
балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами
поиграем!
Подвижная игра: «Весна, весна красная»
Весна, весна красная водят хоровод
Приди весна с радостью
С радостью, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким останавливаются, руки
поднимают вверх, встают на
носочки
С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз
С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки
Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте,
вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за
чем, и перед чем? »
Игра: «Что за чем, и перед чем? »
Воспитатель: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем
выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после
2

вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед
пятницей? (четверг) и т. д.
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый
день на масленичной неделе!
Понедельник - Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день
встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу,
наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми
были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник - Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали
блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались
игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж­
ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Среда - Лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с
бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми,
лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья ­ папы ­
приходят на блины к тещам ­ маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте
мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к
масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!
Дети отгадывают загадки:
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
3

Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
4

Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом" (Колос)
Воспитатель: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за
средой? (Четверг)
Четверг - широкий, Разгуляй­Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до
вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок
и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все
угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили
хороводы. В этот день начинали колядовать.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!
Подвижная игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, загибают пальчики
Мы с тобой снежок слепили лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг,
сжимают руки, гладят ладошки
И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем
Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый
Снежок
Два – поймаем, «ловят» снежок
Три – уроним «роняют» снежок
И сломаем! топчут снежок ногами.
Пятница - Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек)
блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке.
Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы
узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
5

Суббота - Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их
угощением. Велись разговоры о житье­бытье, мирились, если до этого в ссоре
находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и
добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день
сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают
по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас
ведь Масленица!
Игра с мячом: «Назови ласково»
Воспитатель: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин –
блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)
Воскресенье - прощенный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры,
чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз­
брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное
воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели
раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на
это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и
обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого
человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Воспитатель: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового
вы узнали?
6

Образовательная область: «Познание»

Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникация».

Программное содержание:

1. Обучающие задачи:

Продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице.

Познакомить с историей возникновения и традициями праздника широкой Масленицы. Рассказать о символе Масленицы.

Дать представление о значении каждого дня Масленицы.

2. Развивающие задачи:

Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.

Развивать координацию речи с движением.

Развивать мелкую моторику, учить снимать мышечное напряжение.

- Развивать внимание , любознательность.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.

Вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворения, прослушивание песни и рассматривании слайдов на тему Масленица.

4. Речевые задачи:

Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща», «трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и заклички.

Оборудование: Магнитофон, мольберт, 2 кисти, 2 набора гуаши, 2 листа размером с мольберт с нарисованным желтым кругом в центре.

Демонстрационный материал: иллюстрации и рисунки к празднику Масленица, изображение картин «Масленица» художника Б.Кустодиева. Аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.

Предварительная работа: Рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний. Чтение русских народных сказок, потешек.

Беседы с детьми о русских народных праздниках, о традициях, которые были в старину и до сих пор существуют в нашей жизни.

1.Работа с демонстрационным материалом - иллюстрации на тему «Масленица».

Ребята, что вы видите на иллюстрациях?

(Обобщаю ответы детей)

На иллюстрациях вы увидели, что народ веселиться, играет, угощается блинами. Почему же всем так весело? Какой же это праздник?

Я вам сейчас попробую помочь, послушайте стихотворение:

Прослушать стихотворение на тему: «Масленица»

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный, чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно весело пройдет

Сырная Седьмица,

А за ней Великий пост,

Время чтоб молиться.

2. Масленица - это праздник, который еще называется как масленичная (сырная) неделя. Называлась Масленица - широкая, весёлая, «барыня-масленица», «госпожа масленица». Это был один из самых любимых в народе праздников.

Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины, потому что блины – это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку.

Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей).

Обобщаю ответы детей: - Правильно, и солнышко и блинчик круглые, желто-золотистого цвета.

Подвижная игра «Солнышко».

Нам для игры потребуется два больших листа, мольберты 2 штуки, на каждом листе нарисован большой желтый круг и гуашь желтого цвета. Дети делятся на две команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко. Должно быть столько лучиков, сколько ребят в команде.

Вот и закончилась игра. И один из смыслов праздника Масленицы в том, что все имеет конец: конец зимы, конец года - и одновременно - все возрождается к новому движению. Так и после долгой, холодной и суровой зимы приходит какое время года? (Теплая, греющая, звенящая Весна).

Масленичную неделю называли еще, «Седмица», как вы думаете почему? (Потому что длилась она одну недельку, всего 7 дней). Все люди отдыхали, праздновали Масленицу. У всех людей, а особенно детей, сил и задора хватало на всё, была всеобщая радость и веселье. Каждый день Масленицы имел свое значение и назывался по-особенному, а еще были правила поведения на этой неделе.

Понедельник - «встреча»- закликание Весны.

В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Пелись радостные веселые песни.

Вторник - «заигрыш».

В этот день начинались развлечения: катания на санях, гуляния взрослых и детей, представления с театрализованной деятельностью. Сооружались крупных размеров балаганы, так назывались сцены, на которых устраивали представления различные гости: скоморохи, Петрушки и другие актеры. Люди наряжались в маски, одевали яркие, праздничные одежды. Большими группами катались по деревням, многие ездили у лошадиных упряжках с гармонями и бубнами. Народ очень любил кататься с гор, которые специально готовили к Масленице.

Среда - «лакомка», сладкоежка», «разгул».

Именно в этот день начинали активно печь, и есть блины. Во всех домах вкусно пахло блинами и другими яствами. В каждой семье старались накрыть стол с вкусной трапезой. Около базаров и на площадях появлялись маленькие театры, торговые палатки-лотки. В них продавались горячие напитки, орехи, медовые и мятные пряники.

Четверг - «разгуляй-четверток», «широкий».

На этот день приходилась середина игр и веселья. Устраивались кулачные бои, со своими строгими правилами.1) нельзя бить лежачего (пословица - «лежачего не бьют»), 2)нельзя вдвоем и больше, нападать на одного («двое дерутся - третий не лезь»), 3)нельзя бить ниже пояса. За нарушение этих правил грозило наказание. В этот день колядовали, то сесть ходили по дворам, поздравляли соседей, водили хороводы и плясали, пели частушки (объясняю, что частушка-это народная мини-песенка или четверостишие шутливого содержания):

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

и произносили заклички (заклички - это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям.)

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

А мы с вами знаем закличку для солнышка, давайте произнесем ее:

Солнышко покажись.

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Обсудить с детьми смысл закличек.

Пятница - «тёщины вечера» или «вечорки» - масленичные бои.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А тех, кто недавно поженились (молодожены), особенно поздравляли, и веселились вместе с ними. В этот день зять едет к теще на блины(зять-это муж дочери, а теща- это мама жены).

Суббота - «проводы».

В этот день вспоминали умерших близких, провожали зиму и сжигали соломенное чучело.

Воскресенье - «прощённый день» или целовальник.

Блинами провожали Масленицу, чтобы год был урожайный, плодородный. А еще обычай этого дня таков, надо было друг у друга просить прощения, особенно, если люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня, пожалуйста». Второй отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта. Люди обнимались и целовались.

3. Ребята, а вы любите блины?

Давайте и мы напечем много вкусных и золотистых блинов:

Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печет блины,

очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

и едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной кисти)

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (загибаем поочередно пальчики правой руки, начиная с большого)

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка,

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки).

Стала Маша гостей угощать (похлопать в ладоши).

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого),

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки).

Стала Маша

Гостей провожать (хлопаем в ладоши).

Прощай Иван! (по очереди машем пальчиками обеих рук, начиная с больших).

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

Прощай Митрошечка!

Вот сколько нового вы сегодня узнали о русском народном празднике Масленица. А теперь будем провожать нашу Масленицу. Включить аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.

МАСЛЕНИЦА

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЦЕЛЬ : Продолжать знакомить детей с народными праздниками и традициями. Углублять и расширять знания детей об устном народном творчестве. Развивать интерес к народным традициям, желание больше узнать о них. Продолжать учить составлять описательные рассказы о природе. Закрепить знания о днях недели.

СЛОВАРЬ : скоморох, поводырь, гулянье, традиция.

ОБОРУДОВАНИЕ : чучело Масленицы, карточки с названиями дней недели и их значением в масленичную неделю, иллюстрации о зиме, копии картин В. Антонова «Федоскино», Т. Назаренко «Зимние гулянья», запись народной музыки, канат, призы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Разучивание стихотворений о Масленице.

2. Чтение произведений о зиме и Масленице (сказок, поговорок, стихов).

3. Рассматривание иллюстраций о зиме, народных гуляньях, праздниках.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

Назови зимние месяцы. Сколько месяцев в году? Какое время года для тебя любимое?

Какое сейчас время года? Из чего сделан снег? Назови зимние праздники.

Кто красивее всех? Какого цвета ночь? Назови части суток. Что такое праздник?

2. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О МАСЛЕНИЦЕ

Воспитатель : Сегодня мы вспомнили с вами о праздниках. И я расскажу вам ещё об одном - последнем зимнем празднике Масленице.

Масленица - самый любимый народный зимний праздник. Обычно он бывает в конце февраля - начале марта. Он возвещает всем об окончании зимы и приходе весны. Народ отмечает этот праздник шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами (символом солнца). Поэтому Масленицу называли широкой, удалой, весёлой, чесной. Живёт Масленица одну неделю. Сколько это дней? Да, целых семь дней, и каждый день в масленичную неделю имеет своё название и своё значение. Давайте сначала вспомним, как называются обычные дни недели.

Ответы детей.

3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери масленичную неделю»

Воспитатель : Я предлагаю вам игру, которая поможет узнать, как называются дни масленичной недели. Посмотрите, на ковре разложены карточки, На одних написаны названия обычных дней недели, которые мы только что назвали, а на других - названия дней недели Масленицы. Наша задача: сначала разобрать их по группам, а потом найти соответствующие дни.

Воспитатель предлагает одной группе детей выбрать карточки с днями недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) и разложить их последовательно. Вторая группа детей отбирает карточки с названиями: встреча, заигрыш, лакомка, разгул, Тёщины вечера, посиделки, прощеное воскресенье.

Воспитатель предлагает прочесть названия масленичных дней недели и попробовать их соотнести с обычными названиями и обосновать свой ответ. Затем воспитатель объясняет детям значение этих дней.

Понедельник - встреча.

Вторник - заигрыш (день игр и развлечений).

Среда - лакомка (все лакомятся сладостями).

Четверг - разгул (самый весёлый день).

Пятница - тёщины вечера (папы идут в гости на блины к бабушкам - маминым мамам).

Суббота - посиделки (родственники собираются вместе на обед, ужин и общаются).

Воскресенье - прощеное воскресенье, проводы Масленицы (все должны простить друг другу обиды, признать свои ошибки, помириться друг с другом).

4. ВСТРЕЧА С МАСЛЕНИЦЕЙ

Воспитатель: какой сегодня день недели? (Четверг.) А по масленичному? (Разгул). Значит будем сегодня веселиться, играть. Рассаживайтесь, детвора, ехать к Масленице пора!

Едет Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая

На санчатах расписных, на кониках вороных.

Воспитатель вносит чучело Масленицы и устанавливает его на возвышении.

Воспитатель: С Масленицей принято здороваться да и в гости её приглашать. Ну-ка, ребята, поприветствуйте нашу гостью.

ДЕТИ:

Душа ты, наша Масленица, перепелиные косточки,

Соломенное твоё тельце, сладкая твоя речь, приходи к нам в гости.

Авдотья Ивановна, приезжай ко мне в гости душою потешиться.

Умом насладиться, речью повеселиться.

Акулина Ивановна, красная краса, русская коса,

Приезжай к нам в гости на широкий двор,

На горках покататься и блинами полакомиться.

5. ЧТЕНИЕ СТИХОВ ДЕТЬМИ

Воспитатель: Принимай, Масленица, приглашение, да начинай своё веселье. А вы, ребята, потешьте нас словом творческим.

Дети читают стихи:

1- ребёнок: Наша Масленица годовая, она гостьюшка дорогая!

Она пешая к нам не ходит, всё на конях разъезжает,

Чтобы кони были вороные, а слуги - молодые!

2- ребёнок: Наша Масленица! Ты не в среду пришла и не в пятницу.

Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!

Ты пришла с добром, сыром, маслом и яйцом!

3- ребенок: Широкая Масленица! Мы тобою хвалимся!

На горках катаемся, блинами объедаемся!

4- ребёнок: Масленица - блиноедка накормила всех людей!

Заиграла, заплясала, сразу стало веселей!

6. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

Воспитатель: Да, много развлечений дарит нам зима. А на Масленицу всегда устраивали народные гулянья, водили хороводы, играли, веселились. Давайте попробуем представить, услышать, увидеть то, что происходило на этом празднике.

Под народную музыку дети подходят к иллюстративному материалу, внимательно его рассматривают.

Воспитатель : Итак, расскажите всем нам, кто что увидел, услышал на празднике Масленица.

Составление рассказов детьми.

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « По голому столбу»

Воспитатель : Весёлые затеи дарила людям Масленица. Вот одна игра называлась «По голубому столбу». На длинный гладкий столб, залитый водой и замёрзший, подвешивали разные призы. Тот смельчак, который смог залезть на столб и достать приз, забирал его себе. Но не всем это удавалось. А нам удастся? Начинаем соревнование!

Дети залезают по канату, на котором привязаны призы.

8. БЕСЕДА С ДЕТЬМИ

Воспитатель: На Масленицу по улицам ходили скоморохи. Кто это такие?

Ответы детей. (Например, это весёлые люди, которые веселили, смешили людей; люди, похожие на клоунов; острословы и акробаты; бродячие комедианты. И так далее.)

Воспитатель: Скоморохи пели любимые песни, предлагали людям разные игры. Ходил поводырь с медведем и веселил чесной народ. А ещё скоморохи продавали блины - обязательное угощение, лакомство на Масленицу. Скоморохи зазывали людей: «Как на масленичной неделе из трубы блины летели. А вы их уже ели?». Ребята, а дома вы уже ели блины? Если нет, попросите своих мам и бабушек испечь вкусные блины. А знаете ли вы, из чего их пекут?

Ответы детей.

9. РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ

На доске расположены карточки с названиями дней недели. Детям предлагается переводить взгляд с одного дня недели на другой, названный воспитателем.

10. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «Чего на свете не бывает?»

Воспитатель: Вот и нам скоморохи предложили игру, называется она «Чего на свете не бывает?».Рассмотрите внимательно картину и назовите, чего не бывает зимой (На картине допущены неточности).

Ответы детей.

Воспитатель: Вот и наш праздник подходит к концу. Но давайте вспомним, как называется последний день праздника Масленицы? Что нужно делать в этот день? Не забудьте всё это проделать, когда наступит воскресенье. По народной традиции чучело Масленицы сжигают. Тепло от её костра приближает приход весны, тепла, света. Давайте поиграем ещё в одну игру, в которую играли люди на Масленицу. Игра называется «Перепрыгни через костёр».

11. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Перепрыгни через костёр»

Дети по очереди перепрыгивают через импровизированный «костёр», стараясь не коснуться «языков пламени».

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Цель: приобщать детей к народному творчеству.

Задачи:

Развивающие: развивать познавательный интерес, двигательную активность, речь, мышление, внимание, память.

Обучающие: расширять знания и интерес детей к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны – побуждением природы через знакомство с обрядовым праздником Масленица».

Воспитательные: воспитывать уважение к народным традициям, родной культуре.

Оборудование: экран, монитор, презентация, 8 шт кегли, 2 метлы, 2 желтых шарика, 2 карандаша, 2 листа с нарисованным солнцем без лучей, 2 оранжевых фломастера.

Ведущая:

Прощай, Зима! Не злись.

Иди к себе домой.

Не осложняй нам жизнь

Морозом и пургой,

Немало погуляла

На нашей стороне.

Надёжно укрывала

Зверюшек в их норе.

Дети:

1. Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

2. Как на масленой недели

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

3. Масленица, угощай!

Всем блинчиков подавай.

С пылу, с жару – разбирайте!

Похвалить не забывайте.

Это Масленица идет, блин да мёд несет!

Масленица, это праздник, который отмечают на Руси с Древних времен. Давным-давно люди поняли, что силы природы играют большую роль в их жизни, но забавное-солнце дает свет и тепло, а значит, дает пищу и жизнь. Тогда солнце почитали выше всех сил. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, которое в конце зимы грело все сильнее и сильнее, и именно блин стал вкусным дополнением к празднику прощания с зимой. Каждый день масленицы имеет свое название.

Понедельник – встреча.

К этому дню достраивались горы, качели, те, кто побогаче, начинали печь блины.

А мы Масленицу дожидали! Сыром-маслом гору укладали!

Ой, ты, Масленица, растянися

Да за белую березу зацепися! А мы Масленицу дождали?

Вторник – заигрыши

С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых.

Едет масленица дорогая.

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

Среда – лакомка.

В этот день зять приходил к теще на блины. Разговаривали, пели песни, загадывали загадки.

Ой ты Лакомка – Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины -

Едет к (тёще на блины)!

Четверг – широкий разгул

С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирам.

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки-? (Блины.)

Пятница – тёщины вечерки

Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Масленица – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье,

И, конечно же? (Икра.)!

Суббота – золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

А мы Масленицу провожали

Часто, важно по ней все вздыхали:

Ой, ты, Масленица, воротися!

Ты до красного лета протянися!

А мы Масленицу провожали!

Воскресенье – прощеное

Все просят друг у друга прощения, а чучело сжигали на костре, вместе с остатками блинов и разными не нужными вещами, чтобы ускорить наступление весны.

Масленка-масленка погулена масленка.

Блинами богатая, пивом тароватая.

По что села в сани не гулять с нами?

Гостья нагостилася с зимушкой простилася.

Воробьи чирикают они весну кликают.

С крыши капают капели, грачи прилетели.

Масленка-масленка погулна масленка!

Игры.

1. Воздушный шарик нужно удержать на карандаше, кто дольше.

2. Дорисовать солнцу лучики – 2 команды.

3. Обежать на метле кегли, кто быстрее – 2 команды.

Дети:

Пышные гулянья Ярмарка венчает

До свиданья, Масленица, приходи опять.

Через год Красавицу снова повстречаем

Снова будем праздновать, блинами угощать.

Мультфильм «Ишь, ты, Масленица!».

Итог: сладкий стол с блинами и баранками.