Результаты. Интервью волшебный мир Как обработать интервью волшебный мир
Интервью "Волшебный мир"
Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.
Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.
Текст методики
Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)
Затем волшебник попадает в школу.
В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?
Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
Чуть не забыли о тебе!
Что бы ты сделал для себя? Почему?
Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
Спасибо, ты - настоящий волшебник!
Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
Ты можешь превратиться в любое животное.
а) кошка
в) маленький козленок, олененок
ж) обезьяна
з) тигр
и) заяц
к) собака
л) птичка (например, синица)
Ты отлично справился с заданием.
Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?
А почему... (2-й невыбранный вариант)?
- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.
а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?
б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему?
Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.
А почему а, б, в?
Отлично. А подумай:
а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?
б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
Интерпретация результатов
Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремлению показать себя в лучшем свете.
Исследование межличностных отношений младшего школьника
Интерьвью "ВОЛШЕБНЫЙ МИР"
В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника. Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т. д.
Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов. Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.
Текст методики
- Нравятся ли тебе сказки?
Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
- Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
- А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
- А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему?
Мы еще на минутку задержимся здесь.
Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
- Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем?
Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.
- Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал?
(дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)
.
Затем волшебник попадает в школу.
- В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
- Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал?
(Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?
- Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
- Что бы ты сделал для себя? Почему?
- Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
- А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
- Спасибо, ты - настоящий волшебник!
- Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
- Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
- А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
- Ты можешь превратиться в любое животное.
- Ты каким бы животным хотел стать? Почему?
- А каким животным ты не хочешь быть? Почему?
Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из ни х или нет, и почему.
- кошка лев маленький козленок, олененок змея орел мышь обезьяна тигр заяц собака птичка (например, синица)
Ты отлично справился с заданием.
- Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?
- А почему ты не хочешь статьй невыбранный вариант)?
- А почемуй невыбранный вариант)?
- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
- Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
- А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Нравится (Не нравится?) Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему?
И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
- Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3: а, б, в?
- А почему (именно эти) ?
- Отлично. А подумай:
- Чего больше всего боятся дети? Почему?
- Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
- А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
Интерпретация результатов
Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
При интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т. е. стремлению показать себя в лучшем свете.
Интерпретационные портреты объектов
Принц, принцесса:
1. потребность вызывать восхищение, быть центром;
2. стремление к богатству, роскоши, изобилию;
3. потребность быть благородным, отзывчивым;
4. потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как "плохое" качество) .
Король, королева:
1. потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):
2. потребность помогать, защищать других;
3. потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за "плохих" качеств).
Волшебник:
- стремление к власти, силе; потребность в творчестве, изобретательности, активности; потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция); стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за "плохих" качеств, противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).
Дракон
часто отвергается из-за жестокости, агрессивности , безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.
"Характеристики" животных
Кошка:
1. потребность быть полезным, помогать другим;
2. потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;
3. потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;
4. потребность в безопасности, доме, удобстве;
5. потребность в физической проворности, ловкости. Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: "люди ее мучают и обижают".
Лев:
1. Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность силе:
агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;
2. потребность в свободе, независимости;
3. желание быть красивым, вызывать восхищение.
Маленький козленок, олененок:
1. потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;
2. потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;
3. потребность в свободе.
Змея:
потребность в значительной агрессивности или ответная или резко оборонительная позиция.
Орел:
1. потребность в свободе, "взлете";
2. потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);
3. потребность в доминировании (царь птиц);
4. частично агрессивная и защитная позиция.
Мышь:
выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция).
Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.
Обезьяна:
1. потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности;
2. потребность в лакомствах, сладостях;
3. клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление;
4. потребность быть умным, изобретательным;
5. потребность быть милым, привлекательным.
Тигр:
1. потребность в физической силе;
2. потребность в красивом внешнем виде;
3. исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать;
4. потребность вызывать чувство страха.
Заяц:
выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности:
1. потребность вызывать удивление, быть красивым;
2. потребность свободы.
Собака:
1. потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить;
2. потребность в красивом внешнем виде, быть милым;
3. агрессивная позиция ("может кусаться") или защитная позиция;
Интервью "Волшебный мир" (Л. Д. Столяренко)
Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал то или иное дело, превратился в кого-то и т. д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.
Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать диктофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к следующему этапу диагностической работы или к психокоррекции.
Текст методики
― Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая, немного сказочная игра.
1.
― Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
а) ― А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в сказочной стране? Почему?
б) ― А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? ― Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
2.
― Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего давай зайдем к тебе домой ― представь себе это.
3.
― Теперь ты у себя дома. Ты всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы? и т. д.).
― Затем волшебник попадает в школу. В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
4.
― Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?). Почему?
5.
―Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
― Чуть не забыли о тебе!
6.
а) ― Что бы ты сделал для себя? Почему?
б) ― Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
7.
― А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
― Спасибо, ты настоящий волшебник!
― Если бы ты стал волшебником, ты бы мог принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
8.
а) ― Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
б) ― А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему? ―Ты можешь превратиться в любое животное.
9.
а) ― Каким животным ты хотел бы стать? Почему?
б) ― А каким животным ты не хочешь быть? Почему?
Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет и почему.
- кошка,
- лев,
- маленький козленок, олененок,
- змея,
- орел,
- мышь,
- обезьяна,
- тигр,
- заяц,
- собака,
- птичка (например синичка).
― Ты отлично справился с заданием.
― Ты волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
11.
а. – Скажи, кем ты хочешь быть – маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?
б. – А почему ты не хочешь стать…(1-й не выбранный вариант)?
в. – А почему…(2-й не выбранный вариант)?
- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
- Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
- А кстати, тебе нравиться твое имя? Не нравиться? Почему? А фамилия? Не нравиться? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
- Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.
14.
а, б, в?
- А почему а,б,в?
- Отлично. А подумай:
а. – Чего больше всего бояться дети? Почему?
б. – Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
в. – А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
Интерпретация результатов
Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы "почему", "зачем", поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить ли поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.
Нравятся ли тебе сказки? __________________________________________________________
Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже.
3. А) А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране?_____________________
Б) А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране?______________________________________
Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь, себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что- нибудь совсем исчезло.
Так скажи мне волшебник, что бы ты сделал? _________________________________________
Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего давай зайдем к тебе домой- представь себе это.
Теперь ты у себя дома. Ты всемогущий волшебник, что бы ты сделал?____________________
(Дополнительные вопросы: для папы, для мамы)_______________________________________
_________________________________________________________________________________
6. Затем волшебник попадает в школу.
В твоих силах сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал?____________________________________________
(Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников)______________________________
________________________________________________________________________________
7. Теперь ты волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них?_____________________
8. Чуть не забыли о тебе.
Что бы ты сделал для себя?_________________________________________________________
Почему?________________________________________________________________________
Что бы ты изменил или уничтожил?________________________________________________ Почему?_________________________________________________________________________
А для меня волшебник, что бы ты сделал?_____________________________________________
Спасибо, ты настоящий волшебник.
9. Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
А) Скажи во что или в кого ты бы хотел превратиться? __________________________________
Почему?__________________________________________________________________________
Б)А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? ____________________________
Почему?________________________________________________________________________
Ты можешь превратиться в любое животное?_________________________________________
10. А) А каким бы животным хотел стать?________________________________________________
Почему?_________________________________________________________________________
Б) А каким бы животным ты не хочешь быть? ________________________________________
Почему?________________________________________________________________________
Конечно ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем- то из них или нет:
Маленький козленок, олененок
Обезьяна
Птичка (например синица)
Ты отлично справился с заданием
11. Ты- волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
А) скажи кем ты хочешь быть- маленьким или взрослым или таким как есть? _____________
Почему?________________________________________________________________________
Б) А почему ты не хочешь стать (1-й невыбранный вариант)____________________________
В) А почему (2-й невыбранный вариант)_____________________________________________
12. А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком) ?_________________________________________
Почему?_______________________________________________________________________
Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка)______________________________________________
13. А кстати тебе нравиться твое имя? __________________________________________________
Не нравиться?____________________________________________________________________
А фамилия? _____________________________________________________________________
Не нравиться?___________________________________________________________________
Почему?________________________________________________________________________
Хотел бы ты, чтоб тебя звали по другому? ___________________________________________
Почему? ________________________________________________________________________
И как тебя зовут родители, а друзья в классе, ребята?___________________________________
Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3
14. А)_______________________________________________________________________________
Б)_______________________________________________________________________________
В)________________________________________________________________________________
А почему А) Б) В) ?_________________________________________________________________
Отлично. А подумай:
15. А) Чего больше всего бояться дети? __________________________________________________
Почему?__________________________________________________________________________
Б) Что доставляет детям наибольшую радость?_________________________________________
Почему?__________________________________________________________________________
В) А что приносит им наибольшее огорчения? _________________________________________
Почему?_________________________________________________________________________
Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?___________________________________
_________________________________________________________________________________
Представляю вашему вниманию проективную методику «Волшебный мир». Эта методика предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка. Представляет собой полустандартизированное интервью, в котором намечена общая «логика» (канва) задаваемых вопросов.
Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.
Текст методики
— Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
1. Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
а) А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
б) А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
2 . Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой — представь себе это.
3 .Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).
Затем волшебник попадает в детский сад.
— В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
4 . Вот теперь ты в детском саду. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для воспитателей, детей?). Почему?
5 . Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
6 . Чуть не забыли о тебе!
а) Что бы ты сделал для себя? Почему?
б) Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
7. А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
— Спасибо, ты — настоящий волшебник!
— Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
8 . Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
9. Ты можешь превратиться в любое животное.
а) Ты каким бы животным хотел стать? Почему?
б) А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.
в) маленький козленок
ж) обезьяна
к) собака
л) птичка (например, синица).
— Ты отлично справился с заданием.
11 .Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
а)Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?
б) А почему ты не хочешь стать... (1-й не выбранный вариант)?
в)А почему... (2-й не выбранный вариант)?
12 .А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
— Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
13 . А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, ребята?
— Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.
14 . а, б, в?
— А почему а, б, в?
— Отлично. А подумай:
15. Чего больше всего боятся дети? Почему? Что доставляет детям наибольшую радость? Почему? А что приносит им наибольшие огорчения? Почему? Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
Интерпретация
Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
Лубовский Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. М., 1992