Организаторами этого без преувеличения весомого мероприятия, участие в котором приняли кураторы молодежной политики федерального уровня, представители краевой законодательной и исполнительной власти, первые лица всех муниципальных образований края и молодежь, выступили Законодательное собрание края и администрация региона. Солидный масштаб и непривычно серьезный подход, включающий в том числе внимание к историческому, философскому и духовному аспектам патриотизма, вывели решение проблемы воспитания молодежи на уровень государственной задачи. При этом Москва признает: Кубань в сфере молодежной политики идет с опережением, поддерживая имидж сильного региона-новатора.

О серьезных задачах относительно естественного чувства

О необходимости возрождения традиций патриотизма в стране и регионе говорить в очередной раз смысла нет: все очевидно. Иное дело — как это сделать, учитывая, что стараниями «реформаторов» долгое время патриотизм вымывался из сознания людей, особенно молодежи, как нечто архаичное и вредное новой российской государственности.

— Проблема усугубляется восприятием молодежной политики как ресурса для обеспечения досугом, — считает руководитель департамента молодежной политики края Сергей Килин. — Задача серьезная, надо в первую очередь в корне менять отношение и подход. Эта научно-практическая конференция — манифест необходимости серьезных изменений.

— Мы затрагиваем, с одной стороны, понятную для всех, а с другой стороны — очень сложную тему, — продолжила вице-губернатор Анна Минькова, поприветствовав собравшихся от имени губернатора края Вениамина Кондратьева. — Хочется, чтобы у нас прошло не просто формальное мероприятие — их можно провести десятки, толку не будет. А чтобы мы действительно нашли новые пути и новые подходы, как нам достучаться до умов наших детей, подростков. Система школьного образования, вузы, семьи должны иметь ориентиры.

Виктор Чернявский, заместитель председателя ЗСК, председатель комитета по вопросам образования, науки и делам семьи, приветствовал аудиторию от лица депутатов Краснодарского края:

— Патриотизм — это больше, чем просто любовь к Родине, верность, осознание себя частью целого. Само понятие предполагает довольно широкий круг понятий: здоровый образ жизни, высоконравственный труд, честность, порядочность, уважение к истории, культуре, традициям, старшему поколению. На федеральном и краевом уровне сегодня принята концепция патриотического воспитания, в крае работают закон о патриотическом и духовно-нравственном воспитании, ряд целевых государственных программ. Каждый должен осознавать себя не частью какого-то механизма, а центром этой работы, которая должна делать каждого из нас сильнее. Я бы особо выделил в этой большой работе сообщество историков и всех тех, кто любит, ценит и уважает историю.

ЗСК поддержало проект общества «Знание», которое пошло в студенческие аудитории, трудовые коллективы с разъяснением понимания государственного подхода к вопросам внешней политики. На Кубани есть активные общественные организации и просветительские структуры, активно начало работу Военно-историческое общество, думаю, большой потенциал у исторического общества, которое создается на базе истфака КубГУ. Возможно, в этой работе пока не хватает координации действий. И об этом мы тоже должны сегодня подумать. Депутаты Законодательного собрания готовы в этом участвовать и поддерживать.

Курс меняют новые рулевые
Сергей Чуев, замглавы Росмолодежи, отметил, что уже прошли те времена, когда слово «патриот» звучало как ругательство. Многое еще изменится: по поручению президента со следующего года администрирование новой программы патриотического воспитания граждан страны передано Федеральному агентству по делам молодежи. Будут изменены некоторые подходы.

— Сейчас меняются медиа, способы коммуникации, технологии. Наши действия должны отвечать требованиям времени и задачам государства. Патриотизм не может постоянно смотреть в прошлое: он должен стать настоящим, нацеленным в будущее. В целом же идеей должны быть пронизаны все мероприятия и события в стране.

Впервые многие из собравшихся на конференции услышали о философском аспекте гражданственности и трансформации чувства патриотизма от времен античности до русской философии Серебряного века — об этом рассказал доктор философских наук профессор заведующий кафедрой философии ФИСМО КубГУ Павел Бойко. Стал несколько неожиданным и нравственный аспект: патриотизм исконно считается одним из основных составляющих духовности, и духовно-нравственное развитие личности невозможно без готовности к самопожертвованию ради Отечества. Руководитель отдела по делам молодежи Екатеринодарской и Кубанской епархии иерей Дмитрий Руднев, передав благословение главы Кубанской епархии митрополита Исидора, рассказал о том, как православие и церковь принимали и принимают участие в воспитании любви к Родине. Подобные подходы к задаче воспитания патриотизма применены на Кубани впервые — зал на Красной, 5, где проходила конференция, был полон, большой процент участников составляло молодое поколение, и информация была воспринята позитивно и с интересом — это уже изменения в структурах на местном уровне приносят плоды.

Некоторые факты, которые необходимо знать всем
Председатель попечительского совета Краснодарского регионального отделения Российского военно-исторического общества генерал-лейтенант Константин Пуликовский напомнил собравшимся: мы не должны забывать, чему нас научила вторая мировая война.

— Фальсификаторы истории стремятся внедрить в сознание человечества мысль, что именно Запад — спаситель стран и народов. А Россия — наследник агрессивной, тоталитарной советской империи. Проходит целенаправленная кампания по пересмотру итогов второй мировой войны. Старательно замалчивается факт, что значительное число европейских стран участвовало в войне на стороне нацистской Германии — Италия, Венгрия, Румыния, Словакия, Финляндия, Норвегия, Хорватия, Австрия, Испания, Дания. Мы об этом почему-то не говорим.

Есть организации, работа ведется. Но одна из структур занимается не организацией, а непосредственно проводит военно-техническое, военно-спортивное воспитание и военно-патриотическую работу. Это ДОСААФ. Давайте обратим на нее внимание.

Выступление легендарного военного летчика генерал-майора Анатолия Максимова прерывалось аплодисментами зала после слов о гордости за Россию, взявшую на себя ответственную миссию по борьбе с терроризмом в Сирии. Ветеран подчеркнул, что для патриотического воспитания молодежи надо создать систему. Ее, к сожалению, нет ни в стране, ни в крае.

Недетские вопросы молодых
В завершение первой части конференции — пленарного заседания — молодежь получила возможность задать вопросы. Вот некоторые из них:

Сергею Килину:

— Вы часто говорите о теме патриотизма и псевдопатриотизма. В чем конкретно вы видите псевдопатриотизм?

— Например, в материальном воплощении патриотизма. Еще Пушкин писал: есть люди, которые, не зная истории своей Отчизны, бегают в красных рубахах и кушают борщ, подчеркивая любовь к Родине. Конечно, патриотизм не в этом.

Виктору Чернявскому:

— Какова, на ваш взгляд, перспектива создания единого учебника истории и его роль в патриотическом воспитании?

— Инициатива по созданию единого учебника принадлежит Президенту Российской Федерации. Он поручил проработку концепции не госструктурам, а историческому сообществу. Это большая работа. Я советую всем посмотреть интересную передачу студии Законодательного собрания края «Красная, 3». Программа называется «Право имею», историки обсуждали эту проблему. Правильное направление, я его всецело поддерживаю.

Анне Миньковой:

— Много сказано о важности патриотического воспитания. Но как вы считаете, общество в целом готово изменить себя?

— Думаю, зал сегодня сам ответил на этот вопрос той реакцией, которая последовала за выступлением наших ветеранов. Обратила внимание: мы все больше склоняемся к патриотизму в плане защиты Родины. Это абсолютная истина, так и должно быть. Но надо подумать и о повседневном патриотизме — о том, чем мы живем и что делаем для своей страны каждый день. Нам еще предстоит пройти этот путь.

Любовь к Отчизне… по закону?
Отдельное обсуждение получил вопрос целесообразности закона о духовно-нравственном и патриотическом воспитании на уровне Федерации — в регионе он существует. Сергей Чуев уверен, что вместо закона может работать полновесная государственная программа патриотического воспитания. Она прописывает векторы, основные мероприятия, подход. Закон же, если он даже будет принят, никого не сможет обязать любить Родину. Требуется более системная работа, комплексный подход, включающий не только нормативно-правовые документы, но прежде всего общую концепцию.

Виктор Чернявский согласился, что комплекс мер невозможно обозначить только законом. Но привел пример: у нас в крае впервые в России был принят «детский» закон. Он не сводится к тому, что в 22 часа надо выйти на улицу и задержать несовершеннолетнего. Этот закон рассматривается как призыв и настойчивая рекомендация родителям и подчеркивает их ответственность. И на этот опыт все чаще и чаще смотрят и другие регионы страны.

Сергей Чуев полностью согласился с необходимостью принятия на федеральном уровне закона о молодежной политике — такой тоже работает в Краснодарском крае. Он отметил, что сейчас, пока его нет, особенно актуальна и заслуживает поддержки инициатива депутатов края о внесении изменений в Федеральный закон № 9 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» — проект недавно прошел госэкспертизу.

В перерыве между пленарным заседанием и работой секций удалось задать вопрос Сергею Чуеву относительно не только законодательной, но и общей работы с молодежью в крае: как Кубань в этом плане смотрится на уровне страны?

— Кубань традиционно смотрится хорошо. Большой, богатый регион. Есть инфраструктура и патриотического воспитания, и молодежной политики. Здесь есть с кем работать. Активность региона, его достаток, интеллектуальный потенциал определяют успех.

— Можно сказать, что наше тяготение к традициям, фундаментальным ценностям заметно и в отношении воспитания молодежи?

— Я как историк уверен, что тяготение к традициям обеспечивает преемственность. Очередное подтверждение: на Кубани сохранилась инфраструктура молодежной политики. Здесь есть подведомственные учреждения, несколько сотен человек, которые работают в этой сфере, муниципальные отделы и программы, общественные организации — то, что не дает сфере исчезнуть. В некоторых регионах молодежной политикой занимаются считанные единицы. В какой-то момент там кто-то решил, что молодежная политика — это неважно. Но выяснено: на неухоженной почве растут только сорняки.

Ответы на вопрос «Как?»

Работа по тематическим секциям позволила подробно и максимально практично рассмотреть более конкретные вопросы патриотического воспитания.

На секции, которую возглавил Виктор Чернявский, обсуждался вопрос сохранения исторической правды о Великой Отечественной войне. Даны предельно конкретные ответы на вопрос, как это сделать.

Участникам обсуждения был показан фильм кинорежиссера-документалиста Валерия Тимощенко «Чистая Победа. Битва за Новороссийск». Невозможно в одной публикации отразить полное содержание работы, а она этого заслуживает. Скажем коротко: это действительно достойный фильм. Владимир Рунов, декан факультета телерадиовещания, театральных и изобразительных искусств Краснодарского института культуры, как эксперт и ведущий секции отметил, что события фильма воспринимаются так, будто зрители являются их участниками. И это действительно так.

— Мы всегда побеждаем на полях сражений, а потом проигрываем на телевизионных экранах. И это очень грустно, — сказал Валерий Тимощенко. — Ситуацию надо менять — идет информационная война, самая подлая и самая серьезная. Эта война должна стать народной — в ней пора участвовать не только специалистам, но и всем. Перед нами, телевизионщиками, стоит большая задача: люди больше смотрят, чем читают. Мы уже сделали серию фильмов «Чистая Победа»: Новороссийск, Севастополь, война в горах, воздушное сражение на Кубани. Природа победы — она всегда одна и та же. Нам надо вернуть ощущение победы: если в душе ее нет, бесполезно сражаться.

Андрей Зайцев, член экспертно-консультативного совета при комитете ЗСК по вопросам образования, науки и делам семьи, председатель правления общества «Знание», профессор кафедры истории России ФИСМО КубГУ, доктор исторических наук, рассказал о двух книгах — Владимира Мединского «Война. Мифы СССР. 1939-1945» и генерала Александра Пыльцына «Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина».

Надо сказать, что общество «Знание» проводит школу молодого патриота — ее участники также принимали участие в работе конференции.

Евгений Виноградов, председатель комитета молодых депутатов края по вопросам культуры, политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями, депутат из Лабинского района, подробно остановился на книге Мединского «Война». Один только развенчанный миф о том, что, «если бы проиграли войну, ели бы баварские колбаски и пили бы немецкое пиво», чего стоит: в расовой теории нацистской Германии для славян отводилась роль рабов.

Светлана Минц, доктор исторических наук, профессор, также отметила необходимость контрпропаганды. В том числе за границей. Казачий генерал Герой труда Кубани кандидат исторических наук Владимир Громов рассказал о том, что «Война» Мединского была последней книгой, которую читал Николай Игнатович Кондратенко — он положительно отозвался о ней.

Обсуждались также вопросы наименования улиц (память о многих достойных людях не увековечена — будет подготовлено письмо от ЗСК с рекомендациями), о сохранении памятников (муниципалитеты услышали конкретные вопросы), о возможности просмотра фильмов Валерия Тимощенко в школах и включении книги «Война» в школьную программу.

Сергей Килин отметил возможности каждого изменять информационную среду в соцсетях.

Виктор Чернявский закончил заседание секции, приведя конкретный пример работы в Славянском районе по созданию электронной Книги памяти:

— Можно говорить об этих вещах. Можно призывать. А нужно делать. Давайте каждый день быть патриотами. Благодарю Сергея Килина, всех участников секции. Патриотизм не надо забалтывать. Но о нем надо говорить. Прошедшая конференция — старт большой работы.

Говорят участники конференции
Виктория ГАРКУША, член молодежного парламента Краснодара, председатель комитета по вопросам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания:

— Вопросы патриотизма сегодня актуальны как никогда. Они важны всегда, но в этом году мы уделяем им больше внимания — в том числе в рамках мероприятий, посвященных 70-летию Победы. При этом правда истории, знание как героических, так и темных страниц вовсе не мешает быть патриотом. Если в сознании молодых людей будет представление о том, как можно изменить ситуацию, и стремление это сделать, то патриотизм станет основным движущим фактором. Мало любить — надо понять, что ты можешь сделать, чтобы стало лучше, и как.

Сергей ПАЛАГИН, Герой России, помощник атамана Екатеринодарского районного казачьего общества по работе с молодежью и призыву, заместитель председателя ассоциации Героев Краснодарского края:

— У нас очень большая история — и всё, в том числе патриотизм, естественно, передается на генетическом уровне. От поколения к поколению. Заметьте: в какое бы время какой бы противник ни приходил на Русь, он или исчезал, или растворялся в Руси, или погибал вместе со своей цивилизацией. Сейчас это все переходит на новый уровень. У каждого времени есть свои герои, которые повторяют подвиги дедов, прадедов, перенося из поколения в поколение ощущение справедливой победы. И если сейчас не вернуться к этой памяти, мы можем потерять поколения молодых людей и Россию. Конференция — это передача той информации, на базе которой и строится преемственность поколений. Преемственность, осознание своего «я» в том образе, облике, том историческом поколении, которое было, и того, что это «я» сделает на пользу, во имя будущего страны и народа.

Юлия БЕЛЯКОВА, юнармеец почетного караула Краснодара:

— Я год как в почетном карауле и могу сказать, что патриотические акции в нашем городе находят отклик у людей. Никто никогда ни разу не отказался от георгиевской ленточки, не проявил равнодушия. Горжусь своей страной и планирую поступление в военный вуз.

Наталья Кулакова Фото: Савва Юдин

Патриотизм -это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина –Россия. Любой из наших граждан может с гордостью сказать : «Я-россиянин!» . Сказать с гордостью за тот великий народ, который смог вынести много забот, лишений, стать победителем в мировой войне. К сожалению, настоящих патриотов остаётся всё меньше . И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина» , «патриот » , «патриотизм » , мы должны научиться ощущать себя частицей народа, сохранять и преумножать богатства нашей страны. Но, главное, мы должны научить этому наших детей.

Патриотизм , гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Пятилетние дети уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей , рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно делать выводы. И чтобы ни говорили о том, что нашим детям тема Великой Отечественной войны не понятна, слишком давно это было и много поколений уже сменилось, я с этим никогда не соглашусь. Если взрослые помнят о той войне, если в семье берегут память о своих близких , воевавших с фашистами, то и дети будут знать и помнить об этом. Нужно только правильно донести до них эту информацию. Наши ребята добрые и отзывчивые, они умеют слушать, сопереживать и сострадать.

В нашем детском саду прошла встреча детей дошкольников с ветераном Великой Отечественной войны Шеиным Галактионом Фёдоровичем. Ребята подготовили для гостя творческий подарок – несколько самодеятельных номеров. Во время нашей встречи прозвучали стихотворения о войне М. Исаковского, С. Михалкова. Дети прослушали песни «Вставай, страна огромная» , «Здесь птицы не поют» , «Горячий снег» . Также прозвучала музыка «Аве Мария» , «Голуби мира» . Галактион Фёдорович рассказал ребятам о том, как он сражался с фашистами и с японцами. Ребята узнали о войне из уст человека, который воевал сам, командовал отделением, видел живых фашистов, и даже побывал в немецком танке. Ребята заранее подготовили несколько вопросов , которые их очень интересовали. Заслуженный военный артиллерист внимательно слушал и давал ответы. После того, как закончилась встреча, дети преподнесли ветерану войны цветы, поближе рассмотрели ордена и медали и даже потрогали их. Эта встреча особенно тронула ребят и надолго останется в их памяти и маленьких нежных сердцах. Не только дети, но и их родители готовились к встрече. Вместе с ними была подготовлена выставка рисунков «Наша армия сильна» , оформлены стенды «Фотографии военных лет» , «Старый Оскол –город воинской славы » . С детьми проводились беседы «Наше Отечество» , «Нападение Германии и начало войны» , «Оборона столицы - Москвы» , «Письма с фронта» . Кроме бесед дополнительно велась работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой о войне. Ребята разучили стихотворения советских поэтов о военных годах, слушали солдатские песни и военные марши. В групповой комнате организовали выставку книг для детей о Великой Отечественной войне. С огромным интересом слушали дети рассказы о подвигах наших солдат и офицеров – А. Матросове, А. Маресьеве, Н. Гастелло, о подвиге семнадцати героев, которые вступили в неравную схватку с врагом, защищая наш родной Старый Оскол. Вся эта работа проводилась для того, чтобы у детей сформировалось представление о том страшном и очень трудном времени. Все беседы, рассказы должны были раскрыть отдельную веху в истории той войны, поведать детям о героизме нашего народа, который выстоял, несмотря на огромные трудности и победил фашизм.

Нам, педагогам и родителям нужно сделать всё, чтобы память о войне , о людях, выстоявших и победивших, осталась не только в истории нашей страны, но и в сердцах всех живущих ныне людей. А все последующие поколения помнили, какой ценой досталась нашему народу эта Победа.

В своей статье я рассказала всего лишь о маленькой частичке той работы, которая систематически ведётся с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста.

Из опыта работы воспитателя с родителями воспитанников ДОУ по вопросу физического воспитания и закаливания детей. Из опыта работы воспитателя Москвиной Т. И. старшей группы МБДОУ «Детский сад № 93» с родителями воспитанников, по вопросу физического воспитания.

Направленности патриотического воспитания Задачами патриотического воспитания младших школьников являются: 1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть.

Одна из основных задач современной школы - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность,.

Ежегодно в нашей стране отмечается праздник сравнительно новый - День Матери. Не остался в стороне и коллектив МБДОУ № 2 «Малышок». Доброй.

Реализация системы патриотического воспитания в ДОУ Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. Очень.

Патриоты ли наши молодые? Что для молодых белорусов сегодня патриотизм? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники круглого стола в пресс-центре «АиФ».

Участники:

Александр МЕТЛА, воин-интернационалист, полковник запаса, директор благотворительного фонда "Память Афгана"

Алесь ПЛОТКО, пресс-секретарь кампании "Будзьма беларусамi!"

Андрей ШУБАДЕРОВ, начальник военного информационного агентства "Ваяр", специалист Министерства обороны в области создания и запуска перспективных инофрмационых проектов

Ольга ПАВЛОВСКАЯ, ведущий научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси
  • «АиФ»: Что такое «патриотизм» с научной точки зрения? Трансформировалось ли это понятие по сравнению с 70-80-ми годами 20 века?

Ольга Павловская (О.П.): Патриотизм - одно из важнейших моральных качеств человека, в котором выражается сопричастность его к своей Родине, народу, государству, истории и культуре, проявляется его способность участвовать в совместных действиях на благо общества, готовность отстаивать и защищать общественные устои и национальные интересы.

Естественно, в зависимости от того, в какое время живет человек, какие его волнуют проблемы, понятие патриотизма наполняется различным содержанием. В советское время понятие «патриотизм» было достаточно устойчивым. Вся система образования и воспитания четко работала на формирование этого качества в человеке. Переходные условия конца XX – начала XXI вв. наложили свой отпечаток на формирование понятия патриотизма. Поэтому появились новые акценты в его содержании.

Сегодня это понятие наполняется более конкретным содержанием, связанным с личной жизнью человека, кругом его общения, со всем тем, что ему близко и дорого. Подтверждением этому могут быть результаты социологических исследований по проблеме ценностных ориентаций молодежи. В иерархии ценностных предпочтений самым высоким рейтингом обладают такие ценности, как семья и дети, здоровье, друзья, любовь. Ценности «жизненная мудрость», «самосовершенствование», «познание мира», «Родина», которые являются более абстрактными по своей сути, пока еще недостаточно актуализируются в сознании современных молодых людей. Однако то, что на первые позиции выводятся традиционные ценности семьи, любви, дружбы, необходимо положительно оценивать, т. к. они являются базовыми для формирования чувства патриотизма у современных молодых людей.

Следует подчеркнуть, что сегодня существует целый ряд проблем нравственно-воспитательного характера, на решение которых необходимо обратить внимание и направить усилия государственных и общественных структур, в том числе и на решение проблемы патриотического воспитания белорусской молодежи.

  • «АиФ»: Что для вас патриотизм?

Андрей Шубадеров (А.Ш.): Патриотизму научить невозможно. Он воспитывается в семье. Патриотизм – это подчинение своих частных интересов интересам Родины. А с другой стороны, надо понимать, что Родина – это все мы. Достижения и успехи страны – это наши общие достижения. Мне часто приходится общаться с молодежью. Нельзя сказать, что они не патриоты. Они просто другие. Им достаточно самосовершенствоваться и приносить пользу своей стране трудом, знаниями и т.д.

Александр Метла (А.М.): Понятие патриотизма тесно связано с военно-патриотическим воспитанием. Если мы об этом не говорим, оно забывается.

Часто приходится спорить с утверждениями, что военно-патриотическое воспитание - это якобы заслуга коммунистической системы. Тогда я всегда задаю вопрос: «Существовали ли в 1812 году профсоюзы, комсомол? Нет. Но ведь народ поднялся с вилами, граблями на защиту своей страны. Если ты любишь свою семью, дом, Родину, то ты невольно становишься участником важных событий. Если твоей семье угрожает опасность, ты обязан ее защитить. В этом и состоит патриотизм».

Сегодня у современной молодежи преобладают пацифические настроения. Но это не означает, что у них нет интереса к военным событиям прошлых лет. Наша главная задача - не критиковать, а, начиная с детского сада, работать над воспитанием чувства патриотизма у молодежи. В школе учителя должны не «вдалбливать», а напоминать ребятам о патриотизме. Нужно сделать так, чтобы у них появился интерес к этой теме.

Алесь Плотко (А.П.): Патриотизм – это не только любовь к Родине,но и любовь к своему народу. А люди у нас разные. Важно понимать, что мы все – это один народ. Но мы «уникальная» нация: белорусы не хотят быть активными. Согласно данным наших исследований, если спросить белоруса о его национальных особенностях, он отвечает, что мы «памяркоўны» народ. При этом на вопрос: «Какой вы человек?» каждый отвечал: «Я активный гражданин своей страны». Получается парадокс. Мы говорим, что нация - это что-то пассивное, а я сам - активный человек. У нас существует проблема оторванности человека от общества. Многим надо научиться любить свой народ. А это важная часть патриотизма.

  • «АиФ»: Не секрет, что у молодежи на первом месте стоит материальная составляющая. Соответственно, многие духовные ценности, в том числе и патриотизм, уходят на задний план…

А.П.: Это действительно так. Молодежь вынуждена жить в таких условиях. Это не их выбор. Такое время.

А.Ш.: Для чего молодежь стремится к материальному благополучию? Чтобы самосовершенствоваться. Молодой человек сможет построить дом, вырастить детей – будущих граждан нашей страны. Это тоже элемент патриотизма.

Кстати, впервые в концепции Национальной безопасности отмечена одна интересная вещь: в военной сфере одной из внутренних угроз является снижение чувства патриотизма. Сегодня не надо разделять патриотическое и военно-патриотическое воспитание. Получается, что армия воспитывает патриотов. А что делают остальные? Неважно кто ты: военный, журналист или шахтер. Если человек трудится на благо своей Родины, то он и есть патриот.

О.П.: По результатам многих социологических исследований, эти ценности достаточно высоко оцениваются молодыми людьми, но первые позиции, как я уже говорила, отдаются ценностям семьи, любви, дружбы, которые относятся к разряду духовных.

С точки зрения обеспечения национальной безопасности необходимо сказать, что в молодежной среде в настоящее время существуют гораздо более серьезные проблемы: распространение наркомании, злоупотребление алкогольными напитками, преступность среди несовершеннолетних, проституция, явно выраженное падение нравов и др. – они носят латентный характер и могут быть расценены как внутренняя угроза, способная расшатать общественные устои, дестабилизировать социально-политическую обстановку. Все это актуализирует проблемы активизации и повышения эффективности нравственно-воспитательной и культурно-просветительской работы среди молодежи.

Теоретическое осмысление этих проблем и выработка практических рекомендаций по их решению нашли отражение в подготовленной нашими учеными коллективной монографии «Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека» (Минск, «Белорусская наука», 2011 г., 451 с.). В этой работе особое внимание уделяется и проблеме воспитания гражданственности и патриотизма, которое должно стать ключевым направлением в системе идеологической работы в нашей республике.

  • «АиФ»: Минобороны активно применяет современные технологии в военно-патриотическом воспитании молодых людей. Есть ли у вас обратная связь с молодежью?

А.Ш.: Сегодня достучаться до ребят учебником по истории можно, только если бить им голове. Социальные сети, компьютерные игры – вот чем они живут. Мы нашли такой путь через компьютерные игры. Игры «Ил-2» Штурмовик», «Мир танков», «Багратион» требуют огромного количества прикладных знаний. Например, чтобы летать на самолете, необходимо знать его устройство, вооружение, характеристики, тактику действий и др. За то время, что мы занимаемся популяризацией компьютерных игр в интересах военно-патриотического воспитания допризывной подготовки молодежи, могу уверенно сказать: играя в такие игры, парень становится патриотом.

  • «АиФ»: Алесь, ваш ролик про историю стал очень популярным в Интернете. Помогает ли знание истории привить любовь к Родине?

А.П.: Молодые люди - это факт - очень мало читают. Они в Интернете, в социальных сетях, на форумах. Самое главное для тех, кто хочет говорить с молодёжью, - жить жизнью молодых людей, понять, как они думают. Когда создавался мультфильм «Будзьма беларусамі!», стояла задача сделать популярными Ефросинью Полоцкую, Витовта, Скорину, Бориса Кита и других людей, без которых Беларуси просто не было бы. Поэтому было решено воплотить идею целиком современными средствами - хип-хоп нарратив плюс анимация.

  • «АиФ»: Как молодежь сегодня относится к событиям Великой Отечественной войны? Понимает ли она, что сделали для нас всех ветераны?

О.П.: Великая Отечественная война все более отдаляется от нас по времени, но это нисколько не может умалить ее значения для существования белорусского народа, общества, государства. Память об этой войне, великой победе становится важнейшей духовной ценностью для наших людей. Лично для меня, хотя я отношусь к послевоенному поколению, эта война оставила неизгладимый след в моем сознании. Это и очень отчетливое детское ощущение опасности новой войны, и воспоминания многих участников военных событий, с которыми я лично встречалась, и школьный музей боевой и трудовой славы, в котором я проводила экскурсии, и партизанские землянки, окопы, оружие и другие атрибуты военной жизни. Как отголосок этой войны, до сих пор в моей памяти - гибель мальчика из параллельного класса, который нашел в лесу неразорвавшийся снаряд, принес его в школу и взорвался прямо на уроке.

Конечно, современное молодое поколение в силу объективных причин имеет весьма слабые, расплывчатые представления о прошедшей войне. Вспоминается один случай, свидетелем которого я была. Пару лет назад 8 мая после торжественного собрания во Дворце Республики в автобус №100 вошли ветераны. Молодой человек сидел у самого входа, слушал музыку в наушниках и никак не отреагировал на стоящих рядом пожилых людей. Пассажиры стали возмущаться, сделали ему замечания. Только после этого, с явной неохотой и пренебрежением, он уступил место. Но ветеран отказался садиться: задели его чувство гордости и собственного достоинства. Было стыдно за этого молодого человека. Казалось бы, отдельный случай, говорящий о плохом воспитании данного парня, но в то же время в его лице выражается и определенное отношение в молодежной среде к пожилым людям, старшему поколению. Сегодня все больше ощущается разрыв между поколениями. Этого не должно быть. Преемственность поколений – это одна из основных закономерностей духовно-нравственного развития личности, общества и государства.

А.Ш: За своих детей ответственны родители, которые не воспитали в нем эти качества. Если каждый День Победы ребенок вручал гвоздику ветерану, он запомнит это на всю жизнь.

А.П.: Моё представление о Второй мировой войне целиком построено на мнениях двух людей, чей авторитет для меня незыблем. Первый – это мой дед Фёдор, партизан. Он очень просто относился к войне. Он никогда не делал из этого идеологии и не верил пропаганде. Он никогда не смотрел фильмы о войне: говорил, что все, что там показано, - «брахня». Я этому человеку верю. Они так жили. Я уважаю этих людей. Второй человек – это солдат Василь Быков, который писал о войне всю свою жизнь. «Получив победу, мы не получили свободы», - добавить к этим словам о значении Второй мировой войны для белорусов мне нечего.

А.М.: Война очень многогранна. Нельзя судить о ней по одному фильму или сериалу. В ней участвовали миллионы, и у каждого - свое видение, своя история.

А.Ш.: Большинству людей, которые прошли войну, тяжело о ней вспоминать. Но делать идеологию из Великой Отечественной войны надо. Но только не навязывать, а правильно говорить о том, что надо сделать все, чтобы такая война больше не повторилась.

О.П.: Говоря о патриотическом воспитании современной молодежи, важно сочетать традиционные формы и средства и новые информационные технологии. Что касается военных компьютерных игр, то акцент в них все равно делается на слове «военные», а это, естественно, в сознании человека ассоциируется с проявлением жестокости, насилия, агрессии, гибелью людей. Замечу, что сегодня насилия и жестокости слишком много исходит с экрана телевизора. Привыкая к насилию в виртуальном мире, молодой человек невольно может его переносить и в мир реальный.

Мы сегодня живем в мирное время, поэтому в патриотическом воспитании необходимо серьезное внимание уделять тем формам и средствам воспитательного воздействия, которые позволяют молодым людям должным образом реализовать свои способности в учебе, профессии, творчестве, семейной жизни. И, конечно, всегда надо помнить о минувшей войне, о подвиге народа, о той огромной человеческой цене, которую пришлось заплатить за мир и спокойную жизнь. Война – это всегда страшно, несмотря на ее различные формы, в том числе и современные – информационная, психологическая, экономическая и др.

Валиева Зема Ираклиевна

докторант кафедры психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия

Аннотация: Изменения, которые произошли в жизни российского общества в 90-х гг. прошлого века, привели к тому, что гражданственность, патриотизм, патриотическое воспитание, долг перед отечеством приобрели неоднозначную интерпретацию, во многом были девальвированы. При отсутствии общенациональной идеи, в условиях остро выраженной социальной дифференциации общества, появилось неоднозначное, враждебное отношение общества к восприятию Родины. В результате, воспитание чувства патриотизма сводилось к отдельным одноразовым мероприятиям на уровне самодеятельности, которые, не говоря уже об отсутствии научного обоснования, зачастую, попросту, были лишены внутренней логики и целенаправленности. Таким образом, значимость исследования обозначенной проблемы определяется девальвацией основных тенденций развития патриотического воспитания учащихся в современных условиях.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, чувства патриотизма, история педагогики, советские ученые

The ideas of patriotic education in the writings of famous soviet teachers

Valievа Zema Iraklievna

doctoral student in psychology North Ossetian state university K.L. Khetagurov Vladikavkaz, Russia

Abstract: The changes that have taken place in the life of Russian society in the 90s the last century, led to the fact that citizenship, patriotism, patriotic education, the duty to the fatherland acquired ambiguous interpretation, were largely devalued. In the absence of a national idea, in a sharply pronounced social differentiation appeared ambiguous, hostile attitude of society to the perception of the motherland. As a result, education of patriotic feelings confined to individual one-off measures at the level of the initiative, which does not mention the absence of scientific justification, often, simply, have been deprived of the internal logic and purpose. Thus, the significance of the study indicated the problem is determined by the devaluation of the main trends of the patriotic education of pupils in modern conditions.

Keywords: patriotism, citizenship, a sense of patriotism, history of pedagogy, Soviet scientists

В педагогической теории и практике советского периода проблеме воспитанию патриотизма посвящено немало исследований. Подтверждение тому - стремление каждого из педагогов того периода осмыслить проблемы патриотического воспитания (А.С. Макаренко , В.Я. Стоюнин , В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Все перечисленные педагоги ратовали за необходимость формирования патриотизма подрастающего поколения как средства для сохранения культурных традиций, исторического наследия России.

Великий русский педагог А.С. Макаренко, первостепенной задачей считал воспитывать у молодежи умения и навыки жить интересами народа, так как, жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом. Он указывал на, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». То есть, основным критерием патриотических убеждений А.С. Макаренко видел в общественном труде, педагог писал: «Воспитание советского патриота – это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины» .

Вопросы патриотического воспитания исследовались и в трудах таких известных педагогов и общественных деятелей, как: А.Ф. Афтонасьева , Н.М. Карамзина , А.П. Куницына , А.Н. Радищева и др. Все они были едины во мнении, что важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре.

Обращаясь, к проблеме патриотического воспитания А.Н. Радищев писал: «Истинный человек и сын отечества одно и то же, он если уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшиться пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому человеку и гражданину, он отмечал: «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества, у которого сердце не может трепетать от нежной радости при едином имени отечества». Основной задачей воспитания А.Н. Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. Ученый, придавая большое значение в воспитании «истинного сына Отечества», рекомендовал уделять внимание и процессу овладения знаниями, а так же умственному развитию .

А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам», первостепенными задачами воспитания подрастающего поколения считал: «…водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах». Главной задачей воспитательной работы учебных заведений он считал: «… усилить круг преподавания таких предметов, которые приводили бы к любви, к вере, к добродетели, любви к Отечеству» .

Выдающийся отечественный историк Н.М. Карамзин был убежден в том, что «патриотизм есть любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» он выделил три взаимосвязанных и иерархически подчиненных вида любви к Отечеству: физическую, нравственную, политическаую. Физическая любовь характеризуется привязанностью человека к месту его рождения и жизни. Нравственная основана на симпатии к окружающим людям и обществу. Политическая основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания. .

Аналогичной точки зрения придерживался и другой русский ученый А.Ф. Афтонасьев, который в своих работах писал о том, что воспитание имеет цель подготовить человека для жизни в обществе «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать». Основными воззрениями ученого были: «чувство религиозного, любви к прекрасному, истинному и любви к отечественному или национальному» .

Ряд российских педагогов (Н.С. Крупская , В.А. Сухомлинский , Л.Н. Толстой , К.Д. Ушинский , С.Т. Шацкий , И.М. Ястребцов ) пытались определить в своих научных работах цель, место и содержание патриотического воспитания.

По мнению русских демократов (В.Г. Белинский , Н.А. Добролюбов , Н.Г. Чернышевский ) воспитание патриотизма – это путь перевоплощения России, а его основной целью является подготовка образованных, трудолюбивых граждан. Демократы были твердо уверены в том, что патриотизм несет в себе такие ценности и идеалы, которые способствуют гражданину стать достойным членом общества. Под общечеловеческими ценностями и идеалами они подразумевали идеалы равенства, братства и свободы.

Воспитанию чувства национальной гордости у человека придавал огромное значение Н.Г. Чернышевский. Рассматривая вопросы воспитания молодого поколения, в качестве его основной цели видели подготовку гражданина, любящего Отечества, активно принимающего участие в жизни общества. Именно поэтому, считал Н.Г. Чернышевский «…необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм». Известный педагог призывал оценивать патриота, политически подготовленного человека с точки зрения его заслуг перед Родиной, а «человеческое достоинство – силою его патриотизма» .

Интересны и научные изыскания Н.А. Добролюбова. В статье «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым» он поднял вопросы воспитания патриотизма и псевдопатриотизма. По его утверждению, настоящий патриотизм отличается от псевдопатриотизма тем, что никак несовместим с неприязнью к другим народам, ставит человеколюбивые отношения, глубокие чувства к Родине выше своих интересов, «находится в теснейшей связи с любовью к человечеству». В основе истинного патриотизма должны быть идеи общечеловеческого блага, стремление определить на Родине порядки, которые приемлемы для всех народов. «В человеке порядочном, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше» – писал Н.А. Добролюбов .

Великий ученый В.Г. Белинский видел продуктивный путь к общечеловеческому патриотизму в развитии чувства народности и потому, общечеловеческое и национальное рассматривал как единое целое. Ученый утверждал «кто не принадлежит к своему отечеству, тот не принадлежит и человеческому». Вопросы воспитания личности В.Г. Белинский не мыслил вне контекста нравственности. Педагог писал: «Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Не сомневался ученый в том, что первостепенной задачей является развитие в воспитанниках честность, порядочность, понимание своего кровного родства. «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» – утверждал В.Г. Белинский .

Проблемам формирования патриотизма особое внимание уделял и Л.Н. Толстой, который «патриотизм» рассматривал через призму христианской религии. Им выделены способы постижения божественной благодати: первое – это через правильное отношение к людям, и второе – это правильное отношение к себе. «Правильное отношение к другим людям определяется тем, что они – дети того же бога, что и я. Они – мои братья.… Отсюда вытекает требование любить людей как братьев, сынов человеческих, любить всех, без каких-либо изъятий, независимо от каких бы то ни было мирских различий между ними». Забота человека о чистоте собственной души является базисом, источником нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям, к семье, государству и т.д.» .

В первые годы Советской власти Н.К. Крупская , С.Т. Шацкий и др. много внимания уделяли вопросам воспитания подрастающего поколения. По их мнению, школа как государственное учреждение должна была раньше, чем вся социальная жизнь, пропитаться новым духом. Н.К. Крупская подчеркивала, что ведущую роль в становлении личности ребенка играет общественный уклад в целом, именно поэтому реорганизация общественного строя имела в деле воспитания большое значение. Она подчеркивала важность, на основе любви к Отечеству, воспитывать у молодежи советский патриотизм, изучать жизнь и деятельность лидеров советского государства, принимать активное участие в общественной трудовой деятельности. Н.К. Крупской введено понятие «военное воспитание», которое сегодня понимается как «военно-патриотическое воспитание». В своих научных трудах она основательно раскрывала содержание, методику и средства дифференцированного подхода, учета возрастных особенностей в формировании чувств, доказывала, что патриотические качества должны впитываться «с молоком матери» и продолжаться всю жизнь .

Интерес представляют и идеи С.Т. Шацкого. В своей работе «Школа для детей или дети для школы» ученый, используя термин «детское сообщество», опирается на демократические принципы организации жизни детей, традиции и обычаи народа при выборе форм и методов воспитательной работы, связь с природой и социальной средой, стремление преобразовать окружающую среду посредством воспитания. Основным средством воспитания С.Т. Шацкий считал труд, как нравственный развивающий аспект патриотического воспитания, любви к родному краю. Педагог указывал на то, что следует предоставлять «широкую возможность для нашей детворы играть, заниматься спортом, прогулками, экскурсиями, кочевками и лагерями». С.Т. Шацкий был основоположником идеи развития и значимости туристской, экскурсионной и краеведческой деятельности. Перечисленные виды деятельности способствуют воспитанию патриотических качеств у детей .

Известный педагог и философ И.М. Ястребцов стремился развивать и воплощать идею, чтобы каждый человек выполнял свои обязанности, долг перед Родиной: «состоят в том, чтобы быть нужным человечеству, Отчизне, самому себе». Причем долг Отчизне требует «делиться своими способностями с ним. Безумно жертвовать ими во вред ему». Выдвигая идею жертвенности, Отчизны, И.М. Ястребцов опирается на знания, которые подрастающее поколение получает в системе образования. Через знания, прежде всего, формируются существенные понятия, которые образуют сущностную характеристику человека. Определяя понятия «Родина», «Отечество», «Отчизна», ученый доказывал, что «оно не есть только земля, на которой живет человек. Оно есть великая идея, развивающаяся в языке, религии, науках, характерах того народа, к которому принадлежит человек и для физического благосостояния которого служит значительная доля земель, вод, природы с их растительностью, животным миром и природными минеральными богатствами. Эти блага кроме физической пользы имеют еще и нравственную пользу, содействуя своим существованием совершенствованию общей народной идеи: поэтому и заключены в рамках той симпатии, которая объемлет все принадлежащее Родине и все отечественное, все ему споспешествующее. Изучая понятия «патриотизм», «гражданственность» автор отмечает, что «эти чувства могут быть так же фальшивыми или не достигающими своей цели, как и несвоевременная благотворительность» .

Немалое значение в решение проблемы патриотического воспитания имеют научные воззрения К.Д. Ушинского. Педагог утверждал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». По мнению К.Д. Ушинского, под воздействием неодинаковых условий жизни формируется характер людей, который дает такую почву, где «коренится народность». Через все его труды прошла мысль о патриотическом воспитании и национального самосознания. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Ученый писал о том, что следует воспитывать у молодежи национальную гордость и толерантное отношение к другим народам. «Любовь к Родине, – отмечал он, – это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в дурном человеке» .

Большой вклад в теорию патриотического воспитания подрастающего поколения внес В.А. Сухомлинский. В его научных трудах «Павлышская средняя школа», «Мудрая власть коллектива» и других, рассмотрена система работы учителей по патриотическому воспитанию школьников. Созданная им система представляет большую значимость и сегодня. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству». В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества и патриотической деятельности. Причем сама деятельность включает «готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир». Великий педагог писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» .

Таким образом, требования, предъявляемые к гражданственности и патриотизму в советской школе, носили четко детерминирующий характер. Ценности, прививаемые советской школой, не выходили за рамки существовавшей системы и ориентиров советского человека, культивируемых существующей системой, таких, как равенство, коллективизм, гуманизм. Процесс формирования этих ценностей, носил идеологизированный характер, а воспитание школьников рассматривалось в рамках идейно-политического воспитания подрастающего поколения.

Организовывались различные формы работы: встречи с участниками войны, сбор материалов о героях и ветеранов военных действий ВОВ, требовалось активное участие в общественно полезной деятельности, больше стали обращать внимание туристической и экскурсионной работе, создавались ленинские школьные музеи, присваивали торжественно звания героев школьным отрядам и т.д.

Список литературы:

  1. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании //Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века /Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. 532 с.
  2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 – т. – М.: АН СССР, 1954. – Т. 4. – 676 с.
  3. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. Москва: Изд-во «Педагогика», 1986. – 348с. (136)
  4. Карамзин Н.М. Сочинения в двух томах. Ленинград. Художественная литература. 1984г. 672с. 456с.(174)
  5. Крупская Н.К. Дети – наше будущее. – М.: Просвещение, 1985. – 302с.(208)
  6. Куницын А.П. Наставление воспитанникам//Антология педагогической мысли России первой половины XIX века/ Сост. П. А. Лебедев. – Москва: Педагогика, 1987. – С.141 – 145.
  7. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище / А.С. Макаренко // Сочинения. – М.: АПН РСФСР, 1951. – Т. 5. – С. 407-419. с. 412.(233)
  8. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Полное собрание сочинений в 3 т. Т. 1. – М.; Л., 1938. – С. 215 – 223. (301)
  9. Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы. СПб, 1898. С. 415. (348)
  10. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 240с.; Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. Москва: Учпедгиз, 1959. – 148 с. С.112.; (358)
  11. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1989. – 542с.(368)
  12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 10. – 668 с.
  13. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1953. – 772с.
  14. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.:Педагогика,1980. – С. 304.
  15. Ястребцов, И.М. О системе наук, приличных в наше время детям / И.М. Ястребцов// Антология педагогической мысли в России первой половины Х1Хв. /Сост. П.А. Лебедев. – М., 1987. – С. 223 – 246.(414)

Продолжаем публикацию материалов о литературе из читального зала руководителей детского чтения, которая поспособствует работе по воспитанию любви и ответственного отношения к родине у детей.

Предыдущая статья была посвящена художественной литературе, сегодня поговорим о методической литературе – это разработки занятий, сценарии для дошкольников и школьников по патриотическому воспитанию.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.

Сборник содержит планирование работы с детьми, конспекты занятий и развлечений, формы работы по взаимодействию с семьей воспитанников. Практический материал размещен по разделам: "Богатыри - защитники земли Русской", "Герои 1812 года", "Детям о празднике Победы". В пособии даны методические рекомендации для практических работников ДОУ по выстраиванию работы со старшими дошкольниками по теме "Наша армия - защитница отечества". Также здесь вы найдете и рекомендации по чтению художественной литературы в целях патриотического воспитания.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.

В пособии представлены циклы занятий по разным видам детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной. Циклы объединены темами "Русь изначальная", "Все мы вышли из природы", "Россия. Золотой век". Содержание книги способствует развитию творческого потенциала дошкольника и формированию нравственно-этических норм. Книга может быть рекомендована воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям по изодеятельности, логопедам, учителям начальных классов, гувернерам, родителям.

Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

Воспитание осуществляется по трем программам комплексного освоения традиционной отечественной культуры: "Круглый год", "Семейный круг", "Святые наши имена". Цель предлагаемых программ комплекса "Наследие" - восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка; физическое и трудовое воспитание; системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.

С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.

В сборнике представлен опыт работы педагогов из различных регионов нашей страны по патриотическому воспитанию старших дошкольников. В пособие вошли конспекты занятий, сценарии праздников, конкурсов, военно-спортивных игр, музыкально-литературных вечеров, а также информация о символике Российской Федерации. Издание предназначено для воспитателей, педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также студентов вузов и колледжей.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).

Этот сборник - удачная попытка представить в одном издании содержание важнейшего направления воспитательной работы в школе - развитие чувства патриотизма у подростков. Целевые программы, разработки интересных мероприятий, творческих дел, развивающих игр и викторин, сценарии вечеров, выступлений агитбригады или театральной студии - весь материал призван помочь в решении одной из самых насущных проблем современного российского общества. Задачи мероприятий: развитие у подрастающего поколения чувства уважения к истории, традициям, культуре россиян, воспитание гордости за героические страницы прошлого, ответственности за настоящее и будущее страны, готовности защищать Отечество и созидать во имя его процветания.

Жиренко, О. Е. Я - гражданин России!: классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва. - Москва: Вако, 2008. - 160 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Настоящее пособие содержит сценарии классных часов, ориентированных на формирование гражданского самосознания у учащихся 1-4 классов, на расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества и воспитание любви и уважения к Родине. Содержательно классные часы охватывают разные стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни.
Предлагаемая книга поможет педагогу в многолетнем и тонком деле воспитания достойных граждан России. Издание адресовано классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, социальным педагогам.

Агапова, И. А.Мы - патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Вако, 2008. - 368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Издание содержит сценарии школьных мероприятий, ориентированных на формирование патриотического сознания учащихся, расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества. Содержательно классные часы и познавательные викторины охватывают все стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни, достижения науки и искусства. Пособие будет полезным широкому кругу читателей – классным руководителям, завучам по внеклассной работе, сотрудникам центров детского творчества.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Поваров, К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания / К. С. Поваров. - Москва: ИЭОПГКО, 2007. - 144 с. - (Обретенное поколение).

Православным педагогам даются рекомендации, как организовать досуг школьников в православных лагерях, клубах, детских и молодёжных организациях. Куда устроится на работу? Вы найдёте конкретные советы, исходящие из уже накопленного опыта, полезные ссылки и телефоны.

Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва: Новое образование, 2011. – 119 с. - (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей).

Данный проект акцентирует внимание педагогической общественности, детей и родителей на реконструкцию событий отечественной войны 1812 года, способствует воспитанию чувства гордости, патриотизма за свое отечество. А также, проект оказывает информационную поддержку для распространения и освещение наиболее интересных и эффективных, социально значимых методик, программ, мероприятий, посвящённых подготовке и празднованию 200-летия Победы России в отечественной войне.

Агапова, И. А.Патриотическое воспитание в школе: научно-популярная литература / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Айрис-пресс, 2002. - 224 с. : цв. ил. - (Внимание: дети!).

Сборник сценариев внеурочных мероприятий (занятий, конкурсов и викторин) для 4-11 классов. Русская природа и традиции, военные достижения и страницы истории, герои России и её символы - таково содержание книги. Авторы сборника: психолог и драматург И.А.Агапова (за сценарии пьес для детей и юношества удостоена звания "Драматург ХХI века") и кандидат педагогических наук, доцент М.А.Давыдова (лауреат конкурса журналистов "Правопорядок и общество" за достойный вклад в формирование подрастающего поколения России).

РАСИНА М.А., библиотекарь отдела методики работы с фондами