Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Парус» г.о.Самара

Конспект занятия
«Эмоции, эмоциональный интеллект»
в объединении «Технология профессиональной успешности»

Педагог дополнительного образования:
Деханова Полина Юрьевна

Самара
2017
Тема: Эмоции, эмоциональный интеллект
Продолжительность занятия: 80 минут
Участники занятия: 10 класс, 10 человек
Год обучения: 1
Цель: получение учащимися знаний и формирование навыков, необходимых для успешности в рамках социального взаимодействия; развитие навыков эффективного общения.
Задачи:
обучающие: познакомить учащихся с понятиями «эмоция», «чувство», «настроение», «мимика» и «пантомимика»; расширить словарный запас по части описания собственных чувств и эмоциональных состояний.
развивающие: развитие эмоционального и социального интеллекта, умения понимать свои и чужие эмоции; развитие эмпатии.
воспитательные: сплотить учебную группу; привить интерес к себе как личности и другим людям.
Материалы, оборудование, инструменты к занятию:
учебный кабинет, столы, стулья;
листы А4;
ручки, карандаши;
непрозрачный мешок или пакет;
распечатанные карточки для проведения игры (Приложение 1).

Применяемые современные образовательные технологии:


СОТ
Способ воплощения в занятии

1.
Технология дискуссии
Критическое обсуждение предлагаемых педагогом вопросов

2.
Технология сотрудничества
Работа в малых группах

3.
Игровые технологии
Включение в занятие развивающей игры

4.
Здоровьесберегающая технология
Смена видов деятельности, позитивная эмоциональная обстановка

5.
Разноуровневое обучение
Возможность изменять уровень сложности обучающей игры или обсуждаемых в рамках групповой дискуссии вопросов в зависимости от знаний и навыков учащихся

План занятия:

Название этапа
Вид деятельности
Продолжительность

Организационный этап
Приветствие участников, введение в тему.
5 мин.

Основной этап
Теоретическая часть – дискуссия об эмоциях и чувствах человека.

Практическая часть – выполнение заданий, проведение игры по развитию эмоционального интеллекта.
20 мин.

Заключительный этап
Рефлексия, обратная связь (и от учащихся, и от педагога). Обмен мнениями.
15 мин.

Общая продолжительность
80 мин.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами обсудим очень интересную и актуальную для всех людей на свете тему. С предметом нашего сегодняшнего разговора каждый из вас непременно сталкивается в повседневной жизни, и это делает его день насыщеннее, ярче, многограннее. Говорят, этим можно делиться с другими, а можно и скрывать ото всех. Это помогает нам оценивать наше состояние и происходящие с нами события, а ещё это тесным образом связано с общением и является неотъемлемой частью почти любого взаимодействия между людьми. Как вы думаете, о чем идет речь?

(Учащиеся отвечают).

Педагог: Правильно, это эмоции и чувства! Как я уже говорила, они – важная часть нашей с вами жизни. Но, как правило, никто специально не учит нас тому, как быть с собственными эмоциями и эмоциями других людей. Предлагаю это исправить!

Вопросы для обсуждения:
Какова роль эмоций в нашей жизни?
Нужно ли уметь говорить о своих эмоциях и чувствах? Если да, то почему?
Как вам кажется, чем различаются эмоции, чувства и настроения?
Что происходит, когда человек не разбирается в том, что чувствует сам?
Что происходит, если он не понимает того, что чувствуют другие?
Что «главнее» – разум или эмоции?
Есть ли «полезные» и «вредные» эмоции? Есть ли такие эмоции, без которых всем нам было бы лучше и без которых мы могли бы обойтись?
Как умение понимать свои и чужие эмоции может пригодиться вам при построении карьеры?
Слышали ли вы где-нибудь термин «эмоциональный интеллект»? Можете ли вы предположить, что это такое?

(Ученики обсуждают, педагог направляет дискуссию, обобщает)

Педагог: Итак, теперь, когда мы выяснили, что разбираться в своих и чужих эмоциях – это все-таки полезный навык, давайте начнем с основ. Чтобы грамотно говорить об эмоциях, нам нужно обладать достаточно обширным словарным запасом, касающимся этой темы. Как думаете, вы знаете много эмоций и чувств?

(Дети отвечают).

Педагог: Давайте проверим! Поделитесь, пожалуйста, на две равные команды. За пять минут вам нужно объединиться и написать на листке как можно больше эмоций и чувств – всё, что вы можете вспомнить. Посмотрим, чья команда окажется самой эрудированной!

Дети работают в малых группах, педагог не вмешивается, но наблюдает за взаимодействием участников (некоторые высказывания, рождающиеся в процессе работы, могут стать предметом дальнейшего обсуждения).

Педагог: Итак, время вышло! Команды, посчитайте, сколько слов вам удалось вспомнить.

(Дети считают, отвечают).

Педагог: Отлично, начнет ваша команда – у вас список получился короче. По очереди каждый из вас называет чувство или эмоцию, а потом своими словами дает ей определение. Можно объяснять на примерах: «Это такое чувство, когда» или «Оно может возникнуть в ситуации, если» Затем переключаемся на вторую команду, потом снова возвращаемся к вам. Главное правило – не повторяться! Следите за тем, какие слова называет другая команда. Если вы не согласны с определением, которое дает говорящий, вы можете поправить или дополнить его. Вперед!

(Дети по очереди отвечают).

Примечание: Обсуждение результатов данного упражнения желательно проводить в формате ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ: дети делятся примерами, дополняют ответы друг друга. Педагог поощряет активное участие в групповом взаимодействии, помогает наводящими вопросами при возникновении затруднений. В процессе работы желательно прояснить тонкие различия между схожими эмоциональными проявлениями. Например, предложить детям поразмыслить о том, чем различаются между собой (и различаются ли вообще):
раздражение, злость, ярость, агрессия, гнев;
симпатия, любовь, влюбленность, привязанность, нежность, забота;
страх, ужас, тревога, беспокойство, волнение, испуг;
удовольствие, радость, счастье, восторг, эйфория;
грусть, печаль, тоска, горе, меланхолия, депрессия, уныние;
интерес, любопытство;
жалость, сочувствие;
стыд, вина, обида.
Также педагог должен проследить за тем, чтобы в рамках дискуссии были названы все эмоции и чувства, которые присутствуют на игровых карточках (Приложение 1).

Педагог: Итак, как вам это упражнение? Тяжело ли было вспоминать слова, связанные с эмоциями и чувствами, когда вы работали в группах? Тяжело ли было придумывать определения?

(Дети отвечают).

Педагог: Теперь, когда мы с вами знаем столько разных эмоций и чувств, давайте немного поговорим о том, как люди могут их выражать. Кто-нибудь знает, что такое мимика и пантомимика?

(Дети отвечают).

Педагог (обобщая полученные ответы): Точно! Получается, мимика – это выразительные движения мышц лица, а пантомимика – выразительные движения тела: походка, жесты, осанка. Все они отражают текущее эмоциональное состояние человека. Если мы хорошо умеем отслеживать мимику и пантомимику, это помогает нам судить о том, что чувствует наш собеседник. Мы можем лучше подстроиться под него в разговоре – успокоить, развеселить, заинтересовать или не трогать вовсе. Точно так же, используя язык тела, мы можем показать другим то, что чувствуем сами, не прибегая к словам. Как вам кажется, вы хорошо разбираетесь мимике и жестах?

(Дети отвечают).

Педагог: Давайте потренируемся! Вы когда-нибудь играли в «Крокодила» или «Элиас»? На всякий случай, напомню правила: каждый по очереди выходит перед всеми и тянет из мешка карточку. На ней – название эмоции. В первом туре игры вам нужно описать её так, чтобы остальные участники отгадали слово. Использовать однокоренные слова нельзя! И старайтесь избегать слишком очевидных формулировок – пусть все остальные поломают голову!

(Идет игра. В зависимости от того, насколько быстро угадываются слова, педагог дает возможность всем побыть в роли ведущего или же может прервать игру на любом участнике. Карточки с отгаданными словами возвращаются ведущему, в начале следующего тура возвращаются обратно в мешок).

Педагог: Стоп игра! Немного усложним вам задачу. Теперь ведущий жестами или мимикой, молча, изображает попавшееся ему слово так, чтобы остальные участники смогли его угадать. Можно использовать любые предметы, которые находятся в комнате, или попросить меня как-то помочь вам – возможно, вам захочется разыграть немую сценку. Остальные – будьте внимательны!

(Идет игра).

Педагог: И снова стоп игра! Не поверите, но задача опять усложняется. Теперь ведущий, вытащив карточку, должен повернуться к группе спиной и лишь позой, походкой или жестами попытаться показать выпавшую ему эмоцию. Поехали!

(Идет игра).

Примечание: В зависимости от подготовки учащихся, педагог может изменять сложность игры: например, можно облегчить детям задачу и провести лишь два первых тура или же позволить «водить» сразу двум участникам (двое, посовещавшись, объясняют слово, остальные угадывают). Можно повысить уровень сложности, ограничив время угадывания или количество попыток. Игру можно проводить как во всей группе, так и в парах.

Педагог: О, это было по-настоящему зрелищно! Вы все молодцы и большие выдумщики. Но, к сожалению, наше с вами занятие постепенно подходит к концу. Напоследок мне хотелось бы устроить блиц-опрос. Каждому из вас, по очереди, я задам вопрос. Здесь нет правильных и неправильных ответов, так что ответьте как можно быстрее, не раздумывая – первое, что придет в голову.

Какая эмоция или какое чувство
Самое приятное;
самое неприятное;
самое сильное;
самое запоминающееся;
самое полезное;
самое стыдное;
самое опасное;
самое желанное;
самое загадочное;
самое ненужное;
самое неизведанное;
самое противоречивое;
самое редкое;
самое переоцененное;
самое основное;
самое непостоянное;
самое твоё.

Педагог: Сколько интересных и неожиданных ответов! Как вам это упражнение? Скажите, а какой вопрос запомнился вам больше всего? А какой ответ? Был ли вопрос, на который вы ответили бы иначе?

(Дети отвечают).

Педагог: Давайте подведем итоги нашей сегодняшней работы. Пусть каждый из вас скажет пару слов о том, что больше всего ему запомнилось или понравилось. Может, вы узнали нечто новое? Или убедились в том, что знаете всё и так? Поделитесь своими наблюдениями, открытиями, пожеланиями и предложениями.

(Дети отвечают).

Педагог: Спасибо всем! Теперь время обратной связи от меня.

(Педагог дает каждому учащемуся обратную связь по итогам его работы на занятии).

Педагог: Большое спасибо вам за работу. До новых встреч.

Список литературы:

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. – М.: Издательство «МИФ», 2013. – 544 с.
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»);
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
Кордуэл М. Психология А-Я. Словарь-справочник. / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 448 с.

Приложение 1

Список эмоций и чувств для игровых карточек:

Нежность;
- обида;
- тревога;
- грусть;
- азарт;
- злость;
- страх;
- интерес;
- смущение;
- растерянность;
- удивление;
- скука;
- вдохновение;
- вина;
- восхищение;
- отвращение;
- восторг;
- благодарность;
- удовольствие;
- гордость;
- забота;
- безразличие;
- спокойствие;
- любовь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические аспекты изучения компонентов эмоционального интеллекта у обучающихся подросткового возраста. Особенности развития интеллекта в подростковом возрасте. Обоснование программы по формированию компонентов эмоционального интеллекта у подростков.

    дипломная работа , добавлен 02.07.2017

    Понятие эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного, методы его диагностики. Эмоциональный интеллект как фактор эффективности деловых переговоров и разрешения деловых конфликтов. Влияние эмоционального интеллекта на деятельность руководителя.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2013

    Изучение связи способности к распознаванию обмана с социальным интеллектом. Исследование взаимосвязь эмоционального интеллекта с показателями психодинамики и свойствами личности. Зависимость уровня эмоционального интеллекта от субъектной позиции личности.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Понятие эмоционального интеллекта человека в психологии. Основные модели эмоционального интеллекта. Теории эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии. Виктимность как предрасположенность подростка продуцировать поведение жертвы.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги. Эмоции в психологических исследованиях, модели эмоционального интеллекта. Психологическая природа тревоги. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у взрослых.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2010

    Понятие эмоционального интеллекта и основные подходы к его изучению в современной психологии. Самосознание, самоконтроль и управление отношениями. Четыре методики диагностики эмоционального интеллекта и его связь с адаптацией. Опросник "ЭмИн" Д.В. Люсина.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2013

    Понятие эмоционального интеллекта, подходы к его изучению и определяющие качества: пытливость и глубина ума, гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Взаимосвязь эмоционального интеллекта со статусом личности в группе, значение и роль лидера.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2016

    Анализ понятия эмоционального интеллекта и подходов к его изучению. Формирование эмоциональной сферы дошкольников. Организация и описание методов исследования процесса данного психологического явления у детей младшего возраста, а также его результатов.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2017

Введение

Важным фактором эффективной социальной адаптации является развитие познавательного и эмоционального интеллекта. Не всегда их соотношение имеет равноценный характер. Обнаружено, что эмоциональный интеллект на 85% оказывает влияние на потенциал успеха личности, нежели умственный интеллект (15%).

К.Д. Ушинский, подчеркивая особую роль эмоций в обществе, отмечал, что «общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает» .

Эмоциональный интеллект представляет собой способность осознавать и понимать свои и чужие эмоции, управлять ими в процессе поведения и деятельности. О.К. Агавелян эмоциональный интеллект относит к социально-перцептивным способностям.

Актуальность исследования состоит в том, что особенно развитие эмоционального интеллекта происходит в подростковом возрасте, так как именно этот период является сензитивным для формирования умений и навыков социального взаимодействия.

По мнению Зенковой Н. учащиеся с интеллектуальными нарушениями постоянно сталкиваются с разнообразными знаками невербальной информации, которые они не способны распознавать. В связи с этим у них затруднено формирование поведения в соответствии с полученными знаниями.

Согласно исследованиям О.К. Агавеляна одной из причин социальной дезадаптации подростков с нарушениями развития является несформированность навыков общения, а также неумение адекватно распознавать намерения партнера по общению и правильно выстраивать линию поведения.

Эти нарушения в общении закономерны и для подростков с легкой умственной отсталостью. (О.К. Агавелян, А.П. Грозова, Ю.А. Кулагин, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова, У.В. Ульенкова). , , ,

Определены различные точки зрения на возможности социализации умственно отсталых подростков. Одни отмечают, что именно в пубертатный период у подростков появляются разнообразные психические и соматические заболевания, а другие указывают, что происходит активное развитие не только физической, но и интеллектуальной сферы из-за изменения и угасания симптомов патологии психики (Ю.А.Антропов, М.И.Гринцов, О.К.Агавелян, Р.Г.Аслаева).

Развитие высших чувств связано с изменением отношений между аффектом и интеллектом. Умственно отсталые дети не умеют коррегировать свои эмоции согласно сложившейся ситуации. Следовательно, они не могут интеллектуально регулировать эмоции. Установлено также, что у умственно отсталых подростков межличностные отношения носят неустойчивый, аморфный характер из-за слабой дифференцировки эмоций и чувств.

Проблему понимания эмоций другого человека (по мимике, жестам, пантомимике, по голосу и походке) умственно отсталыми детьми изучали О.К. Агавелян, Р.О. Агавелян, Е.С. Добрышева , Н.И. Кинстлер , Е.П. Кистенева , М.В. Плещакова , Е.В. Хлыстова , Н.Б. Шевченко

Процессы самовосприятия и восприятия другого человека умственно отсталыми носят неадекватный характер. Следовательно, подросток с интеллектуальной недостаточностью обладает слабой регуляцией своих и чужих эмоциональных состояний. Установлено, что развитию этих компонентов эмоционального интеллекта в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания. Таким образом, на сегодняшний день проблема развития эмоционального интеллекта подростка с умственной отсталостью приобретает свою актуальность.

Объектом нашего исследования выступают социально-перцептивные способности подростков с умственной отсталостью.

Предметом исследования является особенности эмоционального интеллекта у подростков с умственной отсталостью.

Цель исследования- изучить особенности эмоционального интеллекта у подростков с умственной отсталостью.

Гипотеза состоит в том, что особенности недоразвития интеллектуальной деятельности влияют на качество основных компонентов эмоционального интеллекта. С помощью обучающего эксперимента можно повысить уровень распознавания подростками с интеллектуальной недостаточностью эмоционального состояния другого человека.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были выделены следующие задачи :

1) изучить проблему эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной науке;

2) рассмотреть развитие эмоционального интеллекта в онтогенезе;

3) изучить развитие эмоционального интеллекта у детей с умственной отсталостью;

4) обосновать выбор методик для исследования эмоционального интеллекта;

5) организовать и провести экспериментальный этап исследования;

6) интерпретировать полученные результаты и сделать выводы;

Методологической базой исследования являются:

Учения о единстве аффекта и интеллекта (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лирии и др.);

Теоретические положения и модели эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, О.В. Лунева, Д.В. Люсин, Д.Р. Карузо, Д. Гоулмен, Дж.Д. Мейер, Р. Бар-он, П. Саловей.);

Исследования эмоционального интеллекта у умственно отсталых детей и подростков (О.К. Агавелян, Е.П. Кистенева, М.В. Плещакова, Е.В. Хлыстова и др.)

Методы исследования:

- изучение научно-теоретических источников по избранной теме;

Наблюдение и беседа;

Комплекс методик:

1) 7 фотографий с изображением определенного эмоционального состояния: радость, злость, грусть, страх, удивление, спокойствие, отвращение (отдельные наборы для мальчиков и для девочек);

2) 8 коротких эмоционально насыщенных рассказов;

3) 7 картинок детей в полный рост с изображением эмоциональных состояний (радость, грусть, тоска, удивление, страх, злость, обида).

4) 6 видео для распознавания эмоций.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении материала по рассматриваемой проблеме. Также в том, что особенности эмоционального интеллекта у умственно отсталых подростков рассматривается как самостоятельная проблема специальной психологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

Результаты исследования могут быть полезны для эффективной коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей;

Повышение уровня понимания эмоциональных состояний человека приводит к снижению ошибок понимания невербального поведения партнера по общению умственно отсталыми подростками в процессе межличностного общения, уменьшению конфликтных ситуаций, снижению отрицательного воздействия среды на личность с нарушением интеллектуальной сферы и частично помогает решить проблему адаптации умственно отсталых детей.

База исследования: исследование проводилось на базе школы-интернат №59 VIII вида. В исследовании приняли участие 10 подростков, возраст 13-15 лет.

Структура работы . Работа состоит из введение, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1 Теоретический аспект изучения эмоционального интеллекта у подростков с умственной отсталостью

1.1 Проблема эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной науке.

Предпосылкой появления термина «эмоциональный интеллект» стало другое понятие - «социальный интеллект», впервые данный Р.Торндайком в 1920 году. Он определял ее как «способность понимать других», следствием которого является успешное взаимодействие.

В первые в психологию термин «эмоциональный интеллект» ввели П. Саловей и Дж. Мейер, которые определяли ее как способность понимать собственные и чужие эмоции и чувства. Позже доработав модель эмоционального интеллекта они трактовали ее как способность перерабатывать эмоциональную информацию. Последняя являлась основой для мышления и принятия решений.

В структуру эмоционального интеллекта П. Саловей и Дж. Мейер включали следующие компоненты:

Распознавание эмоций;

Повышение эффективности деятельности посредством эмоций;

Осмысление эмоций;

Регуляция эмоций.

В 1995 году вышла на свет книга американского психолога Д. Гоулмена «Эмоциональный интеллект». Создав свою модель эмоционального интеллекта он к вышеизложенным компонентам добавил личностные характеристики. Утверждал что, «академический ум не имеет никакого отношения к эмоциональной жизни.»

Другой психолог Р. Бар-Он определял эмоциональный интеллект как некогнитивную способность, знания и компетентность, которые дают возможность человеку успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Он выделил 5 сфер: внутриличностную, межличностных отношений, адаптивностную, регуляции стрессов и сферу настроения. Данную модель Д.В. Люсин считает «метафорической», так как само понятие «эмоциональный интеллект» должно включать когнитивный компонент, а если таковой нет, то не имеет смысла использовать термин «интеллект».

Р. Бар-Он для измерения вышеуказанных сфер, создал так, называемую анкету EQ-i , чтобы определить эмоциональный коэффициент (аналог коэффициента интллекта). Принципиально новым явилось то, что в отличие от тех методик, которые в основным изучали взрослых, у данной анкеты появилась реальная возможность изучать детскую популяцию (от 6-18 лет).

Таким, образом модели эмоционального интеллекта разделяют на 2 вида:

1. модели способностей (выражающее собственно понятие эмоциональный интеллект - П. Саловей, Дж. Мейер);

2. смешанные модели (плюс личностные характеристики и социальные навыки - Р.Бар-он, Д.Гоулмен).

В отечественной психологии теория о единстве интеллекта и аффекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомирова.

Л.С. Выготский пришел к выводу, что эмоции опосредованны интеллектом и между ними есть тесная связь, уровень развития одного обуславливает развитие другого. Он считал что, тот «кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления» и «сделал невозможным изучение обратного влияния мышления на аффективную, волевую сторону психической жизни».

Подобного мнения придерживался А.Н. Леонтьев, который считал, что мышление имеет эмоциональную регуляцию. Об это говорила и Б.В. Зейгарник, которая указывала, что если у человека есть определенное знание о предметах и явлениях окружающей действительности, при этом отношения к последним будут иметь изменчивый характер. Данную точку зрения продолжил О.К. Тихомиров считая что степень активности эмоциональной регуляции влияет на продуктивность интеллектуальной деятельности. , ,

С.Л. Рубинштейн изменил взгляд на данное единство сделав вывод, что эмоции представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как и познавательные процессы. Определяя эмоциональность как одну сторону когнитивных процессов пришел к выводу, что эмоциональные и познавательные процессы не сопоставимы.

Многие современные отечественные исследователи включают эмоциональный интеллект в структуру социального (или социально-практического) интеллекта (Д.В. Люсин, B.C. Юркевич, Г.М. Кучинский и др.). Модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина включает два компонента: внутриличностный (понимание и управление собственными эмоциями, контроль экспрессии) и межличностный (других людей). Связав когнитивные способности и личностные характеристики он определил факторы, которые непосредственно влияют на эмоциональный интеллект. К ним были отнесены:

1) когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);

2) представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.);

3) особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.).

Для измерения вышеизложенных компонентов он разработал опросник ЭмИн, состоящий из 46 утверждений, объединенных в 5 субшкал.

В связи с многочисленностью стандартизированных методик Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой были предложены методики не прямого, а косвенного изучения параметров эмоционального интеллекта. К ним относятся методики: «Дом-дерево-человек», «Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе», «Неоконченные предложения», методика Рене Жиля на диагностику межличностных отношений и др.

Манойлова М.А. к модели эмоционального интеллекта включает волю,. Данное понятие она считает интегративным, которое включает три составляющих: интеллект, эмоции, волю. Она считает, что именно последняя подчиняет эмоции интеллекту.

Согласно модели Э.Л. Носенко и Н.В. Ковриги, эмоциональный интеллект включает такие качества личности, как открытость, эмоциональная устойчивость, экстраверсия, дружелюбность, добросовестность. Перечисленные качества составляют так называемую «Большую пятерку» (диспозициональная модель личности). Первые три качества составляют внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект, третья относится к межличностному, а последняя - к внутриличностному.

Особый интерес представляют исследования И.Н. Андреевой, которая занимается изучением феномена эмоционального интеллекта, его становления в категориальный аппарат психологии. ,

Важным ее исследованием также является разграничение понятия «эмоциональный интеллект» с другими схожими понятиями: эмоциональная креативность, компетентность, зрелость, культура, эмоциональное мышление, эмоциональные способности. Ею были выявлены предпосылки развития эмоционального интеллекта, которые подразделяются на биологические и социальные. Если ребенок имеет эмоциональный интеллект по биологическим предпосылкам, то здесь особое внимание уделяется уровню эмоционального интеллекта родителей, асимметрию мозга, темпераменту, эмоциональной восприимчивости и способам переработки информации. И наоборот, если по типу социальных предпосылок, то важное место занимают такие характеристики, как синтония (эмоционально созвучие с состоянием другого человека), самосознание, чувство уверенности в своей эмоциональной компетентности, образованность родителей, благоприятные отношения с родителями, семейные финансы, религиозность и др.

Для определения обширности изучаемой проблемы целесообразно рассмотреть какие категории детей и подростков подвергались исследованию по выявлению уровня эмоционального интеллекта.

Исследования с использованием различных методик для определения основных параметров эмоционального интеллекта проводились: с нормально развиваюшими детьми (Нгуен М.А. , Савенков А.И ,); со школьниками с интеллектуальной недостаточностью (Агавелян О.К., Агавелян Р.О., Дробышева Е.С ; КинстлерН.И. , Кистенева Е.П. , Плещакова М.В. , Садокова А.В., Воронкина П.М. , Хлыстова Е.В. , Шевченко Н.Б. , Шилова О.В. ,); с детьми м ЗПР (Белопольская Н.Л, Клейменова Н.П. ), с детьми, имеющими ДЦП (Алексеева Е.А. ).

Согласно исследованиям О.И. Власовой. эмоционально одаренные подростки с легкостью адаптируются в социуме, гораздо лучше других уживаются в коллективе и в большинстве случаев являются лидерами.

Изучая одаренных детей, В.Ю. Юркевич пришла к выводу, что им свойственны недостатки развития эмоционального интеллекта. Это прежде всего связано с выраженной инфантильностью в эмоциональных отношениях, со сниженным интересом к творческой деятельности, трудностями общения со сверстниками.

Некоторые исследователи рассматривают гендерные особенности эмоционального интеллекта. Оказалось, что женщины лучше распознают эмоциональные состояния, чем мужчины.

Исследования М.Э. Хорошуна показали что, девочки дошкольного возраста правильно понимают эмоциональные переживания людей, точно могут продемонстрировать заданную эмоцию, чем мальчики.

В заключении рассмотрим уровни эмоционального интеллекта согласно

исследованиям И.Н. Андреевой. Она выявила три уровня:

1) интеллект индивида (включает в себя задатки общего интеллекта и темперамента, в результате развития которых появляется возможность понимать эмоции и управлять ими);

2) интеллект субъекта деятельности (эмоциональный интеллект рассматривается как когнитивно-личностное образование в результате развития которой, появляется эмоциональная компетентность);

3) интеллект личности (эмоциональный интеллект взаимосвязан с личностными характеристиками, а результатом развития является устойчивость этих связей).

Таким образом, нами были рассмотрены основные теоретические концепции эмоционального интеллекта, как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Транскрипт

1 Особенности эмоционального интеллекта подростков 29 одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни. Таким образом, нами были рассмотрены теоретические аспекты изучения межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Следует отметить, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от таких факторов, как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. В процессе общения младший школьник развивается и самоутверждается как личность, вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и с взрослыми Литература: 1. Волков Б.С., Волкова Д.А. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, c. 2. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. 2 -е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», c. 3. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», c. 4. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, c. 5. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учеб. пособие. ООО «Издательство Проспект», с. УДК 15 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ (СКГУ им. М.Козыбаева, гр. ППс-12) Во взаимоотношении с внешней средой человек встречается с необходимостью понимать чувства других людей. Успешность личности, несомненно, связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом, то есть с уровнем общего интеллекта. Однако в большинстве случаев высокого уровня общего интеллекта оказывается недостаточно. Идея эмоционального интеллекта явилась следствием развития представлений об интеллекте социальном, основной причиной для выделения которого как самостоятельной способности или черты послужило частое несоответствие уровня общего интеллекта и успешности личности во взаимодействии с социальной средой .

2 30 Ответом на практический запрос стала концепция эмоционального интеллекта, которая активно развивается в рамках современной психологии. Ранее интеллектуальная сторона жизни человека противопоставлялась эмоциональной составляющей личности. В настоящее время признаётся, что эмоция, как особый тип знания, может дать человеку возможность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и соотносится с категорией интеллект. Эмоции и интеллект способны объединиться в своей практической направленности. Данная интеграция необходима для гармоничного развития личности. Теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она представляют интересные решения многих теоретических и практических проблем эмоционального интеллекта. Г.Г. Гарскова, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, А.С. Петровская и другие учёные работают над проблемой эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект стал предметом изучения психологических исследований относительно недавно. Первая работа, посвященная его изучению, датирована 1990 годом. Ее авторы П. Сэловей и Д. Майер определяют эмоциональный интеллект как группу ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих . Д. Гоулмен продолжил рассмотрение эмоционального интеллекта и определил его как важный компонент лидерских способностей и рассмотрел эмоциональный интеллект, прежде всего, как социальную способность. Более детально и результативно данная проблематика исследовалась Р. Бар-Оном. Эмоциональный интеллект автор предлагает определять как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Так, В.Д. Люсин, рассматривает данную категорию как совокупность когнитивных способностей «к пониманию и управлению эмоциями как своими собственными, так и чужими». Автор подчеркивает, что эмоциональный интеллект лучше трактовать именно как когнитивную способность и не включать в него личностные черты, которые могут способствовать лучшему или худшему пониманию эмоций, но вместе с тем сами не являются его компонентами. Своей популярностью концепция эмоционального интеллекта обязана работе Д. Гоулмена, который в 1995 году выпустил монографию «Эмоциональный интеллект». Проблема эмоционального интеллекта в подростковом возрасте в современных исследованиях освещена недостаточно. Подавляющее большинство исследований освещает проблему эмоционального интеллекта взрослых людей. Однако, в подростковом возрасте наблюдаются существенные перемены в интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферах личности, которые требуют адекватного психологического сопровождения, коррекции и целенаправленного развития. Подростковый возраст имеет ряд специфических особенностей. Перечислим те, которые связанны с развитием эмоционально-волевой сферы личности: возникновение рефлексии, ведущей к развитию самоанализа, появление особого

3 Особенности эмоционального интеллекта подростков 31 интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, увеличение числа конфликтов с ними. Открытие своего внутреннего мира подростком сопровождается радостью и волнением, но создает много тревожных переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других на место радости приходит чувство одиночества. Подростковое Я еще неопределенно, и оно часто переживается как беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую хочется чем-либо заполнить. Поэтому можно наблюдать рост потребности в общении и при этом повышение его избирательности и необходимости в уединении. Эмоциональная сфера подростка претерпевает значительные изменения, в целом, ее можно охарактеризовать как лабильную, неустойчивую. Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает что с ним происходит. Вопросы структуры эмоционального интеллекта подростков в контексте социальных ситуаций нашли отражение в работах Л.Д. Камышниковой. Автор выявила, что фактором адаптивности личности является возможность понимания и управления эмоциями. Успешное разрешение различных ситуаций обеспечивает социально-адаптивную функцию эмоционального интеллекта. Кроме того, Л.Д. Камышникова акцентирует внимание на том, что проявление эмоционального интеллекта в различных социальных ситуациях связано с их частотой встречаемости, ценностью и прототипичностью . В своих исследованиях И.И. Ветрова изучила развитие контроля поведения, совладания и психологических защит в подростковом возрасте. Согласно анализу результатов исследования, в контексте эмоционального интеллекта контроль поведения как феномен саморегуляции, основанный на ресурсах индивидуальности (когнитивных, эмоциональных, волевых способностях) и их интегративности, создает индивидуальный паттерн саморегуляции. И.И. Ветрова указывает на то, что в рамках эмоционального интеллекта существует неразрывность контроля поведения, совладания и психологических защит. Также Ю.В. Давыдова исследовала сущностные признаки, структуру и особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте и выявила, что эмоциональный интеллект в подростковом возрасте является устойчивой гетерогенной категорией, функциями которой являются обеспечение успешности деятельности, оптимизация и гармонизация процессов внутриличностного и межличностного взаимодействия. Автор отмечает, что развитие эмоционального интеллекта и его сущностных признаков носит количественный характер: к старшему подростковому возрасту большее число детей демонстрируют высокую способность распознавать эмоции других людей и проявлять эмпатию . Рассмотрим половые и гендерные особенности проявления эмоционального интеллекта у подростков. Ряд исследователей И.Н. Андреева, А.А. Александрова, Ю.В. Давыдова в своих работах указывают на гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта у подростков. Авторы едины во мнении, что у мальчиков, по сравнению с девочками, уровень эмоционального интеллекта в целом ниже. По мнению И.Н. Андреевой, у девушек общий уровень эмоционального интеллекта связан в первую очередь с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, а у юношей в большей мере с качеством межличностных связей .

4 32 В подростковом возрасте отличия в различных показателях эмоционального интеллекта выражены в наибольшей форме. По результатам исследования А.А. Александровой у подростков лет низкий уровень эмоционального интеллекта и высокий уровень эмпатии. Это может свидетельствовать о неспособности большинства подростков лет выражать испытываемые чувства, связывать невербальные или жестовые символы с чувствами. Причем, у девочек более выражена способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, испытывать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с другими. Большее разнообразие способов проявления эмоций у девочек, возможно, объясняется тем, что у девочек способность к вербализации эмоций развивается раньше и формируется быстрее, чем у мальчиков . Более высокий уровень развития эмоционального интеллекта девочек связан с тем, что признаки эмоционального интеллекта, нагружающие фактор «понимание эмоций» (эмоциональная осведомлённость, эмпатия и распознавание эмоций других людей) у девочек выше, чем у мальчиков. Полученные результаты могут быть объяснены тем, что отмеченные признаки эмоционального интеллекта, являясь социально детерминированными, в нашем обществе больше связываются с проявлением женских социальных ролей. Девочки раньше и больше узнают про свои эмоции и чувства и чувства других людей, а также, следуя материнскому инстинкту, с детства развивают в себе способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию тем качествам, которые считаются исконно женскими. Это различие сохраняется на протяжении всего подросткового периода . В своем исследовании Ю.В. Давыдова получила данные о способности подростков управлять своими эмоциями. В подростковом возрасте в целом отмечается ограниченная способность детей к высоким волевым напряжениям, нехватка выдержки и самообладания, что выражается в несдержанности, нетерпеливости, резкости. Результаты исследования выявили у мальчиков более низкое развитие способности управлять своими эмоциональными состояниями по сравнению с девочками. В исследованиях В.А. Кулганова, Н.Н. Самуйловой выявлено, что девушки пытаются взять под контроль свои собственные проявления агрессии и чувства вины, что не характерно для юношей. Это доказывает, по мнению авторов, что девушки особенно стараются уберечь себя от агрессивных проявлений, а юноши в то же время не стремятся справляться с агрессией и переживаниями, связанными с чувством вины. Также было выявлено, что, контролируя внешнюю экспрессию, девушки не контролируют тревогу и не улучшают свои коммуникативные способности, а только лишь сдерживают гнев, злость и раздражение. Авторы считают, что у женщин существует запрет на выражение гнева, и в связи с этим, для того чтобы демонстрировать социально приемлемое поведение, девушкам достаточно контролировать внешние проявления своих негативных эмоций. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, показывает, что подростковый возраст является сензитивным по отношению к средовым воздействиям, так как именно в этот период происходит активное формирование личности как субъекта. Эмоциональный интеллект в подростковом возрасте не развивается без специального обучения. При коррекционно-развивающей работе необходимо уделить особое внимание группе признаков эмоционального интеллекта, образующих фактор «понимание эмоций». Как показывают

5 Гуманистическое направление в идеях А. Маслоу, К. Роджерса и В. Франкла 33 исследования, эти признаки хорошо поддаются воздействию извне и базируются на процессе образования понятий, овладение которым дети начинают именно в подростковом возрасте. Изучение особенностей эмоционального интеллекта подростков позволит понять и создать предпосылки для минимизации дезадаптивных форм поведения подростков и использовать полученные данные для профилактики дезадаптации подрастающего поколения в целом. Литература: 1. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков// Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика С Давыдова Ю.В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков// Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика С Александрова, А.А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков / А.А.Александрова, Т.В.Гудкова // Молодой ученый С Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте /Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. - М:. Институт психологии РАН, С УДК ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИДЕЯХ А. МАСЛОУ, К. РОДЖЕРСА И В. ФРАНКЛА Голубь О.В. (СКГУ им. М.Козыбаева) Реформирование системы образования в нашей стране в духе демократизации и гуманизации коснулось преподавания всех учебных предметов. Ярким примером тому служит внедрение в учебно-воспитательный процесс авторского образовательного проекта первой леди страны Сары Алпысовны Назарбаевой «Самопознание». Автор идеи изначально была убеждена в том, что вершина мудрости Любовь, а секрет счастья в познании человеком самого себя, раскрытии своих неограниченных возможностей для достижения счастья и жизненного успеха. Вся структура урока самопознания пронизана идеей гуманизма. Нельзя сказать, что гуманистическая психология и гуманизм как убеждение суть одно и то же, но гуманистическая психология осуществляет важный вклад в гуманизм практический. Она подчёркивает важность опыта полной человеческой жизни раскрытия человеческих возможностей, креативности и наделения жизни смыслом. Всё это способствует самопознанию, открытости и свободе, сознанию своих границ и возможностей, личностной цельности, приятию самого себя и других. По мнению психологов- гуманистов, высшая ценность принадлежит достоинству человека. Люди в своей основе добры. Цель психологии понять человека, а не предсказывать и не контролировать его. Многие гуманистические психологи считают, что даже называть человека «испытуемым» значит унизить его достоинство как полноценного партнера в стремлении понять личность человека.


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПУЗЕП Любовь Геннадьевна кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и специального (дефектологического) образования АНУШЕНКО Ольга Александровна

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ Ю.В. Давыдова Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Пустовалова Л. М., магистр, преподаватель, кафедра ПО Тихонова И. Б., магистр, ст.преподаватель, кафедра ПО Чаусова Т. А., магистр, ст.преподаватель, кафедра ПО Психологические факторы эмоционального интеллекта

И.Н. Андреева, кандидат психологических наук, доцент, Полоцкий государственный университет РАЗЛИЧИЯ В ПОКАЗАТЕЛЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ Введение. Для гармоничного развития

Останина Анна Михайловна аспирант Кобзарева Инна Ивановна канд. психол. наук, доцент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» г. Ставрополь, Ставропольский край ОБЗОР ВЕДУЩИХ ТЕОРИЙ

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Проблема психологической культуры человека, формирования ее основ у детей дошкольного возраста является на сегодняшний

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья подростков «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2005.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Гулина Ольга Владимировна студентка Писненко Александр Георгиевич доцент, канд. психол. наук ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г.

Петрова Ю.И. Особенности межличностных отношений в подростковом коллективе // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2016. 06 (июнь). АРТ 54-эл. 0,1 п.л. - URL: http:

Худаева Майя Юрьевна канд. психол. наук, доцент ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» г. Белгород, Белгородская область ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

20 Н.Ю. Молостова Роль условий образовательной среды в формировании младших школьников В статье рассматриваются условия младших школьников в образовательной среде. Автор определяет специфику процесса направленного

Пояснительная записка Начало обучения в школе - один из значимых моментов в жизни человека, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию. Многие педагоги и родители недооценивают

УДК 159.9 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА Габдреева Гюзель Шаукатовна Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ ОСИПОВА О. А. ФГБОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.И. Я. ЯКОВЛЕВА» FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS AT TEENAGERS OSIPOVA

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Рабочая программа развития эмоционально волевой и коммуникативной

Аннотация к рабочей программе по психологии 9 класс 2015-2016 уч.г. Учитель: Пазлиева М.А. Рабочая программа «Психология» учебный курс для V IХ классов» была разработана на основе программы «Психология»

О.В. Шалабаева ОГУ «Служба реализации социальных программ для молодежи» г.астрахань, Россия Развитие социальной одаренности детей и подростков в детских организациях Большую социальную значимость приобретает

Никулина Анна Сергеевна аспирант ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» г. Саратов, Саратовская область СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СОЗНАНИЕ»

Верченко Ирина Александровна, кандидат психологических наук, ст. преподаватель, БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» г. Сургут, ХМАО -Югра ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Задиракина Иветта Сергеевна педагог-психолог АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 201 «Волшебница» г. Тольятти, Самарская область К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОМ

УДК 159.973 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 3 О. В. Защиринская, П. Ю. Кулага ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1 Развитие умственно отсталого ребенка

Аннотация к рабочей программе педагога-психолога Рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ ДС

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ Видина Олеся Александровна магистрант Шамовская Татьяна Владимировна канд. философ. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» г. Кемерово,

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ У ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНОМ УРОВНЕ РЕФЛЕКСИИ Человек постоянно находится в процессе развития. Стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Лопатёнкова С.В. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова. Ульяновск, Россия PROBLEMS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS

Библиографический список: 1. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. М.: АСТ.: 2004. 250 с. 2. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет.- Москва, 1992. 3. Развитие самостоятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Познай себя» Составитель: МО учителей начальной школы (Семенова П.Е.) Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного

34 Н.Ф. Кравцова Психологические условия формирования потребности в саморазвитии у подростков Одной из важнейших задач современной школы является создание оптимальных психолого-педагогических условий для

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ 15 А.А. Ахметвалиева При раскрытии мотивационных аспектов культуры информационнопсихологической безопасности

Лекция 15. Психология малых групп. Межличностные отношения 15.4 Взаимоотношения в малой группе Межличностное отношение (взаимоотношения) субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся

Рабочая программа по психологии для 6-го класса На 2013-2014 учебный год Количество часов в неделю-1 Количество часов в год -34 Пояснительная записка к рабочей программе по психологии в 6 классе. Данная

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной

Отчет о работе педагога-психолога МОУ «Лицей 22» в 2017 году (2017-2018 учебный год) Цель работы: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий,

Пояснительная записка Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе курса Хухлаевой О. В. «Тропинка

3.1. Особенности психического развития школьников Л.С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ НА - КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

С. Р. Соколова ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В АДАПТИВНОЙ ШКОЛЕ В условиях адаптивной школы, где реализуется личностно ориентированный подход в обучении, каждый

Пояснительная записка Ранний подростковый возраст важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Педагогический колледж 16 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ (для выпускников педагогических колледжей по специальности: Социальная педагогика) В программе изложены основные компоненты системы психологических знаний

ПОДРОСТОК ЗАГАДКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Г. В. Н О В И К О В А, Ф А К У Л Ь Т Е Т П Е Д А Г О Г И Ч Е С К О Г О О Б Р А З О В А Н И Я М Г У И М Е Н И М. В. Л О М О Н О С О В А ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА Возраст объективная,

Чернова В.А. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Норильске

УДК 159.954(045) ББК 88.45 ИГНАТОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА магистрант кафедры психологии Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия ВДОВИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

АЛАЕВА М. В., ЖИДКОВА Н. С. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Аннотация. В связи с повышением социальных ожиданий в отношении образовательных учреждений особый интерес

Министерство образования и науки Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

12. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в Западной философии. М., 1988. С. 362. Лебедева Ю.В., г. Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Уровень

Преобразование структурных компонентов системы эмоциональной саморегуляции, которые проявляются в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности студентов. Список цитируемых источников 1. Психологический

6. Соблюдение стратегий преподавания, ориентированных на выделение определенных приоритетов для каждого ребенка, в том числе его социализаторских и академических перспектив, и выстраивание учебно-воспитательного

Богомолова Рамзия Мунавировна, директор, МБУДО «Центр внешкольной работы» Московского района, г. Казань, Республика Татарстан; Кожевникова Татьяна Ивановна, заместитель директора, МБУДО «Центр внешкольной

Особенности проявления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности практического психолога Мищенко М.С., аспирант Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины,

Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» Факультет психологии Кафедра социальной психологии Дневная форма получения образования Специальность

Содержание: 1. Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи программы 3 3. Ожидаемые результаты обучения 4 4. Учебно-тематическое планирование 7 5. Используемая литература 10 2 Пояснительная записка Подготовка

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И УЧАЩИМИСЯ Барабанова З.П. Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие

Знания: приобретение навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. умения: - умение достигать гармонию между «Я» каждого ученика и «МЫ»,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 27» Программа психологического кружка «Познай себя» Составитель: педагог-психолог Стяжкина Валентина Аркадьевна

Профессиональных знаний, освоение тонкостей профессиональной деятельности, совершенствование профессиональной позиции, критичность оценки себя и других, а также управляемость процесса профессионального

Содержание вступительного испытания Раздел «Природа человека, его место в системе общественных отношений» Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Познавательная деятельность человека.

Деревень. Ведь книгу «Сердце отдаю детям» по праву можно считать пособием по здоровьесбережению младших школьников для начинающих педагогов. Библиографический список 1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа психологического кружка «Познай себя» направлена на сохранение психологического здоровья детей. Возраст участников программы 6-11 лет. Срок реализации программы 4 года.

Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» Факультег психологин Кафедра социальной психологии Дневная форма получения образования Психология. Социальная

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Моторина Н.В. Аспирант кафедры психологии и социальной педагогики

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Перелыгина Марина Игоревна магистрант ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева» г. Орёл, Орловская область ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Пронская Мария Геннадьевна аспирант ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» г. Москва ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Сетевой электронный научный журнал «Вестник ГГУ» http://lp009.flfm.ru/vestnik_ggu 4, 2017 УДК 159.928.234:316.485.6-053.6 Обухова Анастасия Игоревна студент Obukhova Anastasia I. e-mail: [email protected]

:t MYHHU,llllAJThHOE lil0,11.jkethoe OJilll,EOliPA30BATEJlhHOE YlIPEJK,11.EHHE TOrY1{lfHCKoro PAHOHA «KHHKCKMI CPE,11.HHH llikojia» «PaccMOTpeuo» 3aceaauue IIMIIK MliOY «KHHKCKaH cpe,llhhh JUKOJia» }J~OT

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет