Поделки из папье-маше по праву считаются одними из самых популярных. С этой мягкой и пластичной массой очень легко работать, а это значит, что и аксессуары из нее получаются самые разные. Из папье-маше традиционно делают кукол и маски, различную театральную бутафорию и муляжи, разнообразные игрушки, украшения и даже некоторые предметы мебели.

Этот материал любят все художественные школы и традиционно проводят обучение по работе с ним. Данную технику с удовольствием изучают и дети, и взрослые. Даже профессиональные скульпторы не пренебрегают работой с папье-маше, ведь это своеобразная отработка будущих образов.

Немного истории

Папье-маше – звучит это по-французски, однако искусство создания различных аксессуаров из нескольких слоев тонкой бумаги зародилось вовсе не в Европе. «Изобретателями» техники работы с папье-маше считаются китайцы. Несколько тысячелетий назад они научились делать из бумаги одежду, а затем и прочные доспехи для своих воинов.

Позже это искусство освоили и жители других стран Востока. При этом большинство изделий начали покрывать специальным водоотталкивающим составом, который, к тому же, добавлял им прочности. Так люди научились делать доспехи, ритуальные маски, различную парадную атрибутику.

Искусством заинтересовались и в Европе. Интересно, что предприимчивые западные жители быстро догадались, что папье-маше можно использовать для создания различных подделок, которые издалека можно принять за настоящие. Так, например, появилась бутафорская лепнина.

Сегодня этим материалом активно пользуются в театре и кино. Большинство декораций делается именно из папье-маше.

Техники работы с папье-маше

Приклеивание небольших кусочков на готовую форму в несколько слоев

Эта техника очень удобна для изготовления различных масок и сложных фигур. Чаще всего ей пользуются в тех случаях, когда необходима точная копия того или иного предмета. Однако ее минус в том, что оклеенный предмет чаще всего оказывается намертво «запертым» под прочным слоем бумаги, и сама поделка становится тяжелее (это не всегда удобно).

Смешивание бумаги и клейстера с последующим изготовлением поделок

Это удобно в тех случаях, когда необходимо изготовить простую фигуру. Как правило, это куклы и различные игрушки. Работать с массой удобно, потому что «схватывается» она постепенно, а это значит, что есть время подправить неточности и убрать неровности.

Как сделать массу папье-маше своими руками?

Если с первым способом все понятно (нужно только сварить клейстер или взять ПВА и наклеивать бумагу в несколько слоев), то с замешиванием папье-маше вторым способом могут возникнуть определенные трудности.

Чтобы замешать «тесто» правильно, нужно подготовить емкость с теплой водой. В нее размачиваем мягкий картон (отлично подходят упаковки от яиц), газеты или туалетную бумагу. Дождитесь полного размягчения материала. При необходимости можно время от времени подогревать миску на плите, чтобы вода не остывала.

Когда бумага размокнет, ее нужно прокрутить миксером или измельчить в блендере. Затем в массу постепенно добавляется клей. Его нужно подмешивать до тех пор, пока субстанция не перестанет прилипать к рукам.

Есть и альтернативный вариант. Но он работает только с туалетной бумагой, так как она тонкая и хорошо поддается измельчению.

Более подробный вариант в этой видео-инструкции.

  • Если вы пользуетесь вторым способом замешивания папье-маше, не делайте слишком много материала до тех пор, пока не будете уверены, что нашли свою «идеальную формулу». Клей и качество бумаги решают многое.
  • Какую бы технику вы ни выбрали, сушить лучше каждый слой. Очень удобно пользоваться феном.
  • Количество слоев зависит от типа выбранной поделки из папье-маше. Однако стоит учесть, что делать меньше 4-5 слоев нецелесообразно.
  • Когда изделие закончено, его нужно просушить в течение суток – это минимальный срок. Для больших поделок количество дней на просушку может увеличиться до 3-4.
  • Готовое изделие обычно покрывают краской. Можно сделать его однотонным. Кроме того, красиво смотрится и необычная роспись папье-маше (работа Екатерины Осипович). Можно сделать причудливые завитушки или мозаику. В последнее время очень популярна покраска поделок различными красящими спреями – это удобно и практично.
  • Украшать поделки из папье-маше можно камнями и бисером. Также на них можно приклеить блестки, пайетки, тканевую отделку и т.д.
  • Ваши творения можно покрывать и лаком. Это добавит им долговечности и прочности. Кроме того, изделие будет легче протирать от пыли.


Примеры и идеи для вдохновения

В этом мастер-классе я расскажу как сделать массу папье-маше. Она будет использоваться нами для изготовления масок, елочных украшений и различных поделок.
Данная масса хорошо подходит для черновой работы, когда мы будем создавать основы будущих поделок. Эта масса дешевая и простая по составу, но по фактуре грубовата. После высыхания прочная и относительно лёгкая по весу.

Делать массу папье-маше мы будем из туалетной бумаги среднего качества, так же можно использовать для приготовления массы ячейки из под яиц.
Лучшим связующим для массы папье маше будет обычный клестер (мучной или с добавлением крахмала) . Если готовить массу на клестере (а не на клее), она будет легче высыхать и лучше пропитывает целлюлозу – масса получается более однородной и лучше высыхает. А если учитывать толщину просушиваемого слоя – этот фактор является немаловажным.
Вторым компонентом массы папье-маше будет целлюлоза.

Целлюлозу мы возьмем из обычной туалетной бумаги. Можно просто мочить туалетную бумагу в клестере и потом из неё лепить, но это будет очень неудобно.

Минусы этого способа:

1) бумага хорошо размокает в воде, но в клестере это происходит гораздо хуже. Поэтому она может получится неоднородно пропитанной и будет давать при высыхании неравномерную усадку.
2) Излишки влаги тоже мешают при работе – масса будет слишком мокрой и мягкой.

Поэтому в этом мастер-классе мы будем делать удобную в работе массу папье-маше.

Берем туалетную бумагу и замачиваем ее в кастрюльке так, чтобы бумаге там не было тесно.

Ставим кастрюльку на плиту и постоянно помешиваем, пока не получится однородная масса. Затем процеживаем ее через друшлаг.

Если мы будем делать массу папье-маше из ячеек из под яиц, то тогда замачиваем их в горячей воде часов на 5.

После того как ячейки хорошо размокнут, перемешиваем до образования мелких кусочков.

Отжимаем руками лишнюю воду из бумажной массы и разрываем на кусочки поменьше, чтобы наш кухонный измельчитель справился.

Измельчать нужно отжатую массу, но не высохшую. Иначе измельчитель с ней не справится.

Закладываем эту массу по немногу в комбаин.

И измельчаем до получения вот таких мелких волокон.

Очень удобно иметь запасы таких сухих измельчёных волокон, которые при необходимости всегда можно замесить.

Если масса папье-маше нужна прямо сейчас, то на этом этапе масса уже достаточно обезвожена, хотя еще сырая. Добавляем в неё немного клестера и замешиваем массу, все время мешаем ее как тесто, пока масса не станет эластичной.

Тут главное не переборщить с клеем, потому что его избыток может помешать в работе - масса не будет ложиться, а будет как резина.

Еще варианты:

1. В клестер для прочности можно добавить (но не обязательно) немного казеинового или столярного клея. Примерно в пропорциях 1:10. Больше не стоит.
2. В место клестера, можно использовать клей ПВА (лучшее сочетание клея: 1 часть ПВА и 2 части обойного или использовать вообще какой-то один из этих компонентов).

Что лучше вы сами для себя определите, я замешиваю только на клее ПВА, мне так больше нравится.

Как только масса перестала липнуть к рукам, все, она готова и мы можем ее использовать, а все остатки неиспользованной массы нужно положить в целлофановый пакет и хранить в холодильнике до следующего использования.

Техника папье-маше относится к оригинальным видам рукоделия, популярным из-за своей доступности и дешевизны применяемых материалов. Необычное название пришло из французского языка и обозначает в переводе «мятая бумага». Для изготовления поделки своими руками нужна бумага или газета, клей, краски и желание сделать красивое оригинальное изделие. Чтобы научиться технике папье-маше, нужно посмотреть видео мастер-класс о приемах работы и попробовать выполнить работу самостоятельно.

Особенности техники

Техника необычного рукоделия применялась еще жрецами Древнего Египта, которые несколько тысяч лет назад успешно делали маски из отходов папируса, используя для их соединения клеящее вещество. Загадочные предметы персидских мастеров, а именно сундуки, кубки, настенные и настольные украшения сделаны в технике папье-маше еще в средневековый период. В качестве украшения изготовленных предметов служили металлические пластины, ракушки, бусины различных размеров.

Несмотря на то что в качестве несущего элемента применяется обыкновенная бумага, прочность таких предметов является достаточной для изготовления бытовых предметов, несущих нагрузку при использовании. Если требуется увеличить прочность на изгиб и не допустить растрескивания, применяют прокладку из тканых материалов . В Китае и Японии использовали послойное лакирование при изготовлении ваз, шкатулок, пуговиц и декоративных предметов воинского снаряжения.

При помощи декоративного покрытия дорогими лаками делали роскошные вещи, глядя на которые нельзя было сказать, что они выполнены из дешевых бумажных отходов. В отличие от фарфора папье-маше эффективно применяется для изготовления кукольных частей в театре и в декоративных техниках. По сравнению с деревом и фарфором папье-маше весит намного меньше, и при этом предметы не разрушаются от хрупкости .

С течением времени техника папье-маше стала применяться в качестве лепнины при обустройстве интерьеров, а также из бумаги делали некоторые элементы мебели, в церкви торжественное убранство дополняли на вид тяжелые кубки, резные оклады икон, другие предметы.

Причины популярности рукоделия из папье–маше

Практически каждый человек может научиться несложной технике работы с мятой бумагой, вариантов технологии несколько, но процесс не требует специального художественного образования или подготовки. К преимуществам относится:

  • минимальные материальные траты для приобретения материалов;
  • не требуется специальные приспособления и мастерская;
  • очень показательно в качестве применения для развития творческих навыков у школьников в классе и дошкольников;
  • огромные возможности для изготовления различных по назначению предметов;
  • можно изготавливать как маленькие предметы, так и вещи больших размеров;
  • высушенные и покрытые декоративным слоем, служащим одновременно защитой, предметы долго сохраняют приличный внешний вид и не требуют специального и сложного ухода.

Техника папье-маше

В зависимости от сложности и криволинейности будущего шедевра рукодельного творчества существует две технологии работы:

  • изначально приготовление массы из бумаги и клея, затем последовательное нанесение слоев для изготовления предмета;
  • оклейка подготовленного макета кусками бумаги в несколько слоев.

Техника папье-маше применяется с успехом для изготовления своими руками наглядных учебных материалов в классе, макетов, масок, бутафории для театральных спектаклей, муляжей, игрушек и кукол. Помимо этого из подготовленной мокрой бумажной массы готовят праздничные и повседневные шкатулки, тарелки, посуду для напитков, на карнавал подготавливают маски, украшения в виде колье, бус, сережек, подарочных упаковочных шкатулок. Мастера папье-маше делают аксессуары и приборы освещения.

Приготовление бумажной массы заранее

Первоначально делается масса из клеящего вещества и бумаги . Для этого ее рвут обрывками в произвольном порядке и замачивают горячей водой на некоторое время (около 4–5 часов). Используют как газету, так и туалетную бумагу. После намокания полученную массу отжимают от влаги и измельчают. Для этого хороши все средства, но лучше делать это механическим способом с помощью миксера.

В размельченную пасту добавляют немного клея ПВА и обойного клея. Мастера знают пропорции, поэтому если масса сделана несколько раз, то количество клея подбирается опытным путем. Мешают до тех пор, пока подготовленная паста не станет липнуть к рукам . Из этой массы можно вылепить любые предметы по принципу лепки из пластилина. Для изготовления объемных предметов своими руками делается каркас-основа из проволоки или дерева, затем на него лепится в нужных местах масса папье-маше.

Для сушки потребуется около 6 часов , все зависит от плотности бумаги и размера предмета. Чтобы придать красивый внешний вид полученной скульптуре, ее разукрашивают краской и лаком. Для того, чтобы рабочий материал был пластичный, в состав добавляют около трех ложек растительного масла. Массу можно хранить для дальнейшей работы в холодильнике, обернутую полиэтиленовой пленкой, чтобы не допустить испарение влаги.

Техника маширования

Этот способ предполагает послойное наклеивание бумаги на выбранный макет. Варят крахмальный клейстер по густоте киселя, допускается использование готового порошка обойного клея, который разбавляют с водой или клеем ПВА. Для оклеивания выбирают модель. Ее берут готовую (яблоко, тарелка, чашка, шар и др.) или готовят самостоятельно (лепят из глины или пластилина). Первый слой на макете клеят водой, для этого намачивают бумагу и наносят равномерным слоем на поверхность. Некоторые мастера предпочитают поверхность макета смазывать вазелином.

Второй слой наносят на поверхность первого, который прямо на модели смазывают клеем. Не следует усердствовать с толщиной промазки, иначе клей пропитает первый бумажный слой и снять изделие с макета будет трудно.

Для слоев бумагу рвут в произвольном порядке, мелкие предметы оклеивают небольшими кусочками, чтобы при выкладывании не образовывались заломы.

Для качественно исполненной вещи достаточно наклеить от 6 до 9 слоев черновой бумаги , причем каждый из них должен полностью покрывать поверхность и быть нанесен на клеевую промазку. Последнюю пару делают из бумаги белого цвета для облегчения покраски и нанесения рисунка. Количество слоев добавляет прочность изготовляемому предмету . Сушку изделия осуществляют в естественной среде без принудительного нагревания.

Опытные мастера папье-маше просушивают каждые наложенные три - четыре слоя на изделии, затем повторяют следующие. Для наружной отделки с успехом применяют гуашь, масляные краски, лаки, акриловые колеры, используют мелкие предметы, кружево, гипюр, бисер, проволоку и другие многочисленные украшения, заранее предусмотрев, как они будут смотреться в комплексе.

Опытные и начинающие мастера перед окраской шпаклюют изделие акриловой пастой, затем счищают неровности алмазной сеточкой для затирки или наждачной бумагой сначала большого номера крупности, в конце применяя мелкую фракцию. Так изделие смотрится аккуратнее и ему можно придать шикарный внешний вид. Для изготовления вещей используют отходы картона, упаковки из яиц, салфетки и гофрированную бумагу, словом, то, что валяется под ногами.







Мастер-класс по изготовлению декоративной тарелки

Для начала нарывают множество полосок и кусочков из туалетной бумаги или газеты, берут баночку клея ПВА, в качестве макета пригодится готовая тарелка понравившейся формы и емкость для намокания кусочков. Технология изготовления тарелки своими руками следующая:

Изготовление фигурок животных в технике папье – маше

Для неопытных мастеров сделать фигурку животного по технологии папье-маше своими руками, кажется сложным, но на самом деле такая работа требует осмысленного знания, которое можно получить при просмотре видео:

Видео класс изготовления шкатулки из папье-маше

Если посмотреть видео, то станет понятно, какую последовательность работ выполнять, чтобы изготовить декоративную шкатулку своими руками по технологии папье-маше.

Для основы шкатулки берут цилиндрические вставки от скотча, фотобумаги или другие цилиндрические предметы. Иногда мастера делают картонные цилиндры, пропитанные клеем и высушенные перед работой. В зависимости от размера шкатулки нужно будет взять от 2 до 4 заготовок.

Дно шкатулки вырезают из плотного картона, на котором обводится внутренний контур основного цилиндра, затем окружность вырезается и клеится к низу цилиндра. Крышку делают подобным образом, только окружность в этом случае ведут карандашом по наружному контуру. Бортик для плотного закрывания формируют из полосы картона шириной 10– 15 мм и клеят к цилиндру.

Шкатулку делают кусочками бумаги, наклеивая их послойно, так чтобы не оставались зазоры . Это важно для сохранения прочности, достаточно выполнить около 8–10 слоев папье-маше , при этом рекомендуется делать промежуточное просушивание, например, через 3 слоя. Если получаются неровные края, то лишнюю бумагу убирают ножницами.

В качестве основы для наклейки можно взять воздушный шар, надуть его и обклеить на две третьих по высоте. После высыхания слоев шар сдувают и вынимают из готового изделия. В таком случае края оформляют художественным образом, вырезая ножницами листья, геометрические фигуры на краю шкатулки, изделие получается в виде открытой вазочки.

Для оформления шкатулки с крышкой и без, готовят ракушки, крупные кофейные зерна, используют природный материал в виде семечек, макарон, листьев, небольших веточек и соцветий . Все эти отделочные элементы просушиваются, красятся и вскрываются лаком. Некоторые мастера показывают на видео класс, как сделать расписную шкатулку из папье–маше без украшений на однотонной поверхности.

Рукоделие папье-маше является очень увлекательным для начинающих мастеров, но и опытные декораторы с каждым новым изделием раскрывают возможности применения этой древней техники, о чем свидетельствуют многочисленные фото с выставок.

Сегодня у нас будет сугубо практическая публикация - я покажу, как делаю массу папье-маше для лепки и моделирования. Это будет миллион сто первый мастер-класс в сети на эту тему, но, раз уж я что-то делаю из этого материала, то считаю возможным показать то, как я делаю папье-маше.

А что, есть варианты? - спрашивает Веселина, посматривая на кучу тазиков и банок.

Есть, и их количество сравнимо с числом рукодельников, использующих папье-маше в своей работе.

Но, несмотря на это, существует около десятка основных способов изготовления массы папье-маше своими руками, выбор каждого из них основан на желании получить в результате своей работы определенные эффекты.

Основными параметрами, влияющими на выбор рецепта, являются следующие показатели:

  • гладкость и равномерность получаемой поверхности;
  • степень возможной детализации элементов;
  • восприимчивость готовой поверхности к обработке;
  • степень деформации при сушке.

Ты же сказал, что у нас сегодня не будет разговоров, - перебила Веселина, - давай хоть раз что-то сделаем без этих лекций.

Да уж, слово не воробей, что же, сам напросился. Придется написать другую статью о папье-маше, где подробнее рассмотреть все тонкости и нюансы состава и параметров этого материала.

Ну а мне от папье-маше нужно, чтобы материал был пластичным, не лопался, готовая поверхность была бы относительно гладкой с возможностью незначительной последующей обработки.

Поэтому я выбрал для себя рецепт папье-маше из газет и клея ПВА.

Папье-маше - необходимые материалы

Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • газетная бумага;
  • блендер или миксер;
  • клей ПВА;
  • шпатлевка;
  • тазик и миска;
  • полотенце;
  • вилка;
  • горячая вода.

Поскольку объем работы у меня небольшой, то и папье-маше я делаю одномоментно совсем немного. Мне удобно, чтобы готовый объем массы умещался у меня в руке. Но измельченных сухих волокон можно наделать сразу много - они прекрасно хранятся в сухом месте неограниченно долгое время. Поэтому я сразу делаю сухих волокон с запасом, а массы папье-маше немного больше, чем нужно для работы.

Итак, газеты. Сегодня в процессе участвуют 60 листов размером почти А3.

Инструмент для измельчения бумаги. Так как объем небольшой, то мне подойдет вот такой блендер.


Как говорил вначале, я использую в данном случае клей ПВА.


Нужную степень пластичности придаст шпатлевка.


Любой из перечисленных материалов может быть заменен тем, что есть в наличии. Это может сказаться на характеристиках готового материала, но определить возможно только опытным путем.

Папье-маше из газет и клея ПВА - фото мастер класс

Итак, бумагу рву и замачиваю в горячей воде на сутки. Периодически подхожу и рву бумагу руками, не особо стараясь, ведь у меня есть более квалифицированный по этой части помощник. Но, если ему достанется уже кое-как рваная бумага, будет полегче. Поэтому я стараюсь оказать ему посильную помощь. В общем, я рву бумагу руками, пока не надоест.


Теперь займемся привлечением механизированного инструмента. В этом же тазу я блендером измельчаю бумагу до получения каши с относительно мелкими фрагментами. Особо не перенапрягаю блендер, потому что ему еще предстоит усиленно поработать на благо моих рукоподелок. Блендер мне попался из долгожителей, поэтому я отношусь к аппарату с глубоким почтением и делаю частые и продолжительные перерывы в его работе, чтобы он не перегревался.


Нож у моего блендера двухлопастный, и несмотря на его высокое качество, нужно иногда следить за остротой его лезвий, потому что бумага имеет неприятное свойство усиленно ее снижать. Поэтому, когда я подтачиваю другие режущие инструменты, то стараюсь не забывать и о блендере.


Пришла пора порционной обработки смеси. В комплекте блендера есть замечательная посудина, которую я заполняю на две трети или три четверти, чтобы было меньше брызг. На этом этапе блендер используется до тех пор, пока результат меня не устроит - должна получиться однородная масса с равномерно распределенными волокнами. В идеале нужно добиться полного отсутствия видимых кусочков бумаги, но чаще всего мне терпения не хватает так долго перемалывать смесь.


Впрочем, потом я сам себя за это ругаю, потому что приходится периодически натыкаться при выглаживании поверхности на один-другой бугорок из неразмельченной бумаги, а при высокой детализации изделия это доставляет определенные неудобства, так что, чем лучше будет измельчена бумага на этом этапе, тем легче и приятнее будет работать с массой папье-маше в последующем.


Отделяю воду из смеси, отжимая ее через сложенный вдвое полотенец. Это тоже важный этап, поэтому я стараюсь выполнить его как можно качественней. Дело в том, что я потом буду полностью высушивать размельченные волокна, поэтому, чем сильнее отжать воду сейчас, тем меньше времени потратится на сушку. Важно не перестараться и не порвать полотенчик.







После отжима должна остаться вот такая полусухая масса, которую нужно руками разорвать на мелкие кусочки. Но я просто подстраиваюсь под блендер, чтобы измельченные фрагменты попадали в его рабочую зону.



Пока масса папье-маше влажная, ее нужно размельчить по максимуму, потому что высохшие волокна обработке поддаются весьма неохотно, да и можно просто затупить лезвия.



Следующий этап - сушка измельченных волокон. Я использую естественную сушку, продолжительность которой составляет от одних суток летом в жаркую погоду до нескольких суток зимой. Качеству сушки я придаю большое значение для того, чтобы минимизировать деформацию готовых изделий из папье-маше. Ведь именно от присутствия воды и ее количества и зависит то, как будет изменятся поверхность при окончательной сушке.


По этой же причине я использую не мучной клейстер, в котором много воды, а клей ПВА. Выливаю произвольное небольшое количество клея в миску и тщательно перемешиваю руками. В каких-то случаях приходится добавлять клей, если получается слушком густая масса, или сухие волокна, если налил много клея. После перемешивания должна получиться масса с консистенцией пластилина, то есть нужно прилагать достаточно усилий, чтобы работать с ней дальше.



Для повышения пластичности массы я добавляю шпатлевку. Ее нужно совсем немного, примерные пропорции вы видите на фото. Повторно тщательно перемешиваем смесь, замечая, как меняются ее физические характеристики в сторону смягчения и пластичности. Нужно периодически пробовать массу папье-маше на разрыв. Разделяться такой кусок должен с определенным усилием.


После всех этих манипуляций в толще смеси все равно остаются небольшие фрагменты плохо размельченной бумаги, которые в дальнейшей работе могут причинить большие неприятности. Я пытаюсь их разделить на последнем этапе, во время которого обыкновенной вилкой растираю массу в миске.


Еще раз руками разминаю массу, определяю пластичность и удобство последующей работы. Но сразу я такую массу не использую, потому что волокна должны еще лучше пропитаться клеем. Для этого я оборачиваю папье-маше пищевой пленкой и на сутки прячу в холодильник на нижнюю полку. После этого масса готова к работе.



Папье-маше своими руками - видео мастер класс

Итак, сегодня я показал, а вы увидели, как можно очень просто и относительно быстро своими руками сделать массу папье-маше для лепки и моделирования. Еще одним бесспорным достоинством этого рецепта является его доступность, а этот параметр для начинающих рукодельников имеет важное значение.

Спасибо вам за внимание, желаю всем успехов и хорошего настроения.

Поделки, выполненные своими руками, в нашем сознании обычно ассоциируются с детским творчеством. Однако сейчас этому занятию посвящают своё свободное время многие взрослые, с удовольствием создавая интересные и оригинальные вещицы. Именно этой тенденции и обязаны мы возобновлением интереса к старинной технике изготовления элементов декора в технике папье-маше.

Поделки, выполненные своими руками, в нашем сознании обычно ассоциируются с детским творчеством

Направления бумажного творчества

Изначально подарки из папье-маше были доступны только аристократам

Зарождение папье-маше произошло во Франции. Это случилось в конце 16 века. В переводе с языка первопроходцев данное хобби переводится как «рваная бумага» или «жёваная бумага». Первоначально из бумажной массы, смешанной с клеем, изготавливали кукол. Затем табакерки, музыкальные шкатулки и так далее. В наши дни существует два направления техники:

  • поделки из бумажной массы, смешанной с клеем и клейстером (это позволяет лепить объёмные фигуры, как из теста);
  • изделия, изготовленные из бумажных полосок, приклеенных на основу (этот способ называется маширование).

Они отличаются трудоёмкостью. В первом случае достаточно приготовить массу и, придав ей форму, хорошо высушить. А во втором - аккуратно, слой за слоем, наложить полоски бумаги на основу из картона, дерева или пластика. Какой бы способ вы не выбрали, из папье-маше можно делать кукол, бижутерию, шкатулки, сувениры, маски и прочее.

Это интересно. Огромный вращающийся глобус, которым пользовался Гарри Поттер в одноимённом фильме, был сделан одним шотландским мастером из папье-маше. После успеха фильмов о мальчике-волшебнике, декорация была продана с аукциона за 20 000 долларов.

Фотогалерея: куклы и фигурки из папье-маше

Такая девочка может стать уместным подарком к началу учебного года

Для создания цветной вещи требуется аккуратно окрасить все детали и приклеить котику усы

Особое место в ряду поделок из туалетной бумаги занимают неокрашенные вещицы

Первоначально папье-маше подразумевало изготовление кукол

Этими котиками можно украсить полочку в шкафу

Такая поделка будет сохнуть примерно 8–10 часов

Какая бумага используется

Для папье-маше лучше использовать самую дешёвую туалетную бумагу

Для папье-маше можно брать любую бумагу. Но удобнее всего использовать:

  • газеты,
  • картон,
  • туалетную бумагу.

Вот на изготовлении поделок на основе папье-маше из туалетной бумаги и остановимся детально.

Готовим массу папье-маше из туалетной бумаги

Для объёмных поделок нужно своеобразное бумажное тесто, которое легче всего приготовить из самой полезной бумаги - туалетной. Удобство этого материала объясняется тем, что он хорошо размокает в воде. Рассмотрим несколько вариантов приготовления массы папье-маше.

Готовить массу для папье-маше можно не на один раз

Первый способ: клейстер на основе муки или крахмала

  1. Два рулона туалетной бумаги разрываем на небольшие кусочки, заливаем ½ л горячей воды и даём настояться от 5 до 8 часов.
  2. Готовим клейстер. Заполняем кастрюлю подходящего объёма (на 2 л) водой, ставим на огонь, помешивая.
  3. В стакане смешиваем холодную воду с 4 ст. л. крахмала (или муки), после закипания с огня снимаем.
  4. Тем временем доводим до кондиции бумажную массу. Ставим её на огонь, даём закипеть.
  5. Блендером или комбайном перемешиваем до однородности куски бумаги.
  6. Смешиваем массу с клейстером и даём 20 минут постоять, чтобы смесь загустела. Материал для поделок папье-маше готов.

Такого количества хватит на 2–3 поделки среднего размера, и лепить их одно удовольствие, так как тесто получается эластичным, мягким. Сколько будут сохнуть готовые фигурки? Примерно 3–4 суток. Если вы сомневаетесь в своём терпении, то воспользуйтесь другим рецептом.

Второй способ: используем клей ПВА или шпатлевку


Если добавить больше клея, то материал получится слегка «резиновым». Это удобно при изготовлении поделок округлой формы. Данного количества папье-маше хватит на 1 поделку среднего размера, которая высохнет за 1–2 суток. Если вы сделали больше готового материала, не расстраивайтесь: его можно сложить в целлофановый пакет и хранить около 2 недель в холодильнике. Для работы потребуется его разогреть на водяной бане.

Готовим более густую массу - третий способ

Для получения массы, напоминающей пластилин или глину, в смесь добавляем обойный клей.


Видео: как приготовить массу папье-маше

Мастер-класс поделок из папье-маше на основе туалетной бумаги

Перед началом работы нужно приготовить всё необходимое, чтобы в процессе не отвлекаться

Изготовление поделок из бумажного теста не предполагает наличие каркаса, процесс создания напоминает лепку из глины или пластилина. С той лишь разницей, что готовая вещь должна подсушиться. Но самое сложное не это. Дело в том, что при кажущейся лёгкости, из массы папье-маше довольно сложно делать мелкие детали, например, лица. Так что сложность пошаговых инструкций будет определяться именно этим параметром: наличием или отсутствием мелких элементов.

Лепим снеговика

Это отличная поделка для тех, кто только начинает своё знакомство с техникой папье-маше - деталей мало.

Материалы:

  • Масса папье-маше (из 1–2 рулонов туалетной бумаги), приготовленная на основе клея ПВА;
  • Пара небольших кусочков ваты;
  • Клей ПВА;
  • Шпажка под шашлык;
  • Кусок картона;
  • Акриловые краски (белая, чёрная, оранжевая, серая, коричневая);
  • Кисточки.

Инструкция:


Делаем сувенир - Бабу-Ягу

Несмотря на небольшой размер, эта поделка требует определённых навыков работы с папье-маше, так как придётся вылеплять лицо персонажа.

Материалы:

  • Масса папье-маше (из 2–3 рулонов) на основе обойного клея;
  • Кусочки ткани, шерстяные нитки для отделки (одежда Бабы-Яги и её волосы);
  • Клей ПВА;
  • Бусинки для глаз;
  • Деревянная шпажка для детализации.

Инструкция:

Видео: ёлочные украшения из папье-маше

Работа с папье-маше из туалетной бумаги не требует каких-то специальных навыков. Главное - сделать правильный состав для лепки и дать ему дойти до нужной кондиции. При изготовлении поделок важно также помнить, что не стоит сразу браться за изделия с множеством мелких деталей, лучше начинать с чего-то попроще, чтобы приноровиться к технологии создания оригинальных вещиц в старинной технике папье-маше.