С точки зрения науки, хрусталь - это стекло с добавлением свинца и калия. Он обладает чистотой и блеском, высота этих показателей зависит от количества свинца. Чистота, а вместе с ней и дороговизна сырья возрастают вместе с увеличением процентного содержания металла. Если содержание в нём окиси свинца 16—23 % - сырьё называют «свинцовым хрусталём». Все виды хрусталя - это стекло, но не каждый вид стекла - хрусталь.Изделияс содержанием свинца менее 4 % - это стекло.

Чем отличается хрусталь от стекла?

Существуют определенные характеристики, знание которых поможет выяснить, из стекла или хрусталя сделан предмет.

Последовательность действий:

1. Взять в руки предмет из хрусталя. Аккуратно стукнуть пальцем и прислушаться к четкой мелодии, наблюдать за тонкой вибрацией. Сделать то же с обычным стеклом - появится приглушённый звук, который отличается от «хрустального», предмет не производит вибрацию.

2. Посмотрите через хрусталь и стекло против солнечных лучей или яркого света. Свет, проходя сквозь стекло, не имеет эффекта преломления и блеска. А чем отличается хрусталь от стекла? Производит эффект радуги, благодаря частицам оксида свинца.

3. Сравнить одинаковой величины предметы по весу. Поднять в руке хрусталь и стекло. Обратив внимание на вес, легко сказать, что тяжелее. Оксид свинца в хрустале делает его тяжелее. Вот в чём отличие хрусталя от обычного стекла.

4. Обратить внимание на замысловатые узоры изделий из хрусталя. Стеклянные предметы не имеют вырезов, они твёрже и сложнее поддаются обработке. Наличие оксида свинца в хрустале смягчает его, это позволяет воплощать на изделиях декор любой сложности.

Вот чем отличается хрусталь от стекла.

Хрустальное стекло

Этот материал благодаря свойствам находится на полпути отхрусталя до дорогого стекла. Чем отличается хрусталь от хрустального стекла, так это повышенным содержанием свинца. При производстве стекла часть оксида свинца заменяют оксидом кальция, магния, бария или цинка, а часть оксида калия - оксидом натрия. Соответственно стандартам России, оно должно содержать не меньше 10% оксида свинца, бария или цинка, европейские нормы допускают 1-15% этих веществ. Содержание свинца в подобном стекле наделяет его оттенком голубоватой белизны, роскошью яркого полированного блеска и «звоном» хрусталя. Оно мягче, чем обычноестекло, но твёрже хрусталя. Натирание и интенсивное мытье его не травмируют.

Его красота и долговечность не уступают хрусталю, а низкая цена увеличила популярность. В России подобные изделия производят на заводе в городе Гусь-Хрустальный.

Чем отличается от хрусталя?

Изделия из богемского стекла высоко ценятся. Тонкая работа и совершенный дизайн наделяют их особым шармом. Благодаря высокому содержанию свинца в сырье, который добавляет ему прозрачность, чистоту и прочность, богемское стекло считают хрусталём. Его производство ограничено территорией Богемии, это один из западных регионов Чехии.

Изделия из богемского стекла обладают рядом отличительных признаков.

Звон . Мелодичный и долгий, глубокий, слегка металлический - главный признак подлинности. Он длится не менее 4 секунд, «зарождается из глубины и медленно утихает». Вместе со звучанием по стеклу проходит лёгкая вибрация.

Чтобы изделие зазвенело, необходимо расположить предмет на ровной твёрдой поверхности и:

  • прогладить мокрыми пальцами кромку изделия (способ применим только для изделий с тонкими стенками);
  • легко ударить палочкой из хрусталя по стенкам изделия;
  • аккуратно стукнуть одно изделие о другое.

Идеальная чистота. Компоненты в составе богемского стекла: оксиды свинца и бария, кальций. Они повышают прозрачность, делая его чистым. Критерии для оценки чистоты различны у прозрачных и цветных изделий.

Прозрачное стекло не содержит:

  • пузырьков воздуха;
  • вкраплений;
  • мутных участков;
  • трещин на поверхности;
  • механических дефектов.

Проверяют прозрачность, глядя на ярко освещённые поверхности через бокал: они не должны поблекнуть.

Цветное стекло не полностью прозрачное, но «чистое» и не имеет дефектов. Оно яркое и насыщенное без посторонних оттенков, а допустимые разводы и переливы одинаковой цветовой гаммы с основным тоном.

Отличительные характеристики богемского стекла

Поверхность. Она идеально гладкая, без таких дефектов, как царапины, трещины, наплывы, зёрна. Это касается изделий и с резным рисунком или гравировкой. Линии рисунка чёткие, правильные, без искривлений, трещин и неровностей. А прямые ровные и тонкие грани складываются в правильный орнамент.

Игра света. Благодаря высокому коэффициенту преломления, игру света наблюдают и на гладких, и на резных поверхностях. Стекло проверяют под действием прямых лучей солнца, которые, распадаясь, играют радужными бликами, касаясь поверхности. Гладкие изделия насквозь пропускают свет, который «играет» на кромке, соединении ножки. Резные - зеркально отражают блики своими гранями, и поверхность «вспыхивает».

Форма и кромка изделий. Особенности технологии не позволят создавать изделия замысловатой формы. Она всегда лаконичная и правильная, а разнообразие дизайна достигается за счёт декоративных техник. Кромка важна при оценке качества, она всегда гладкая, без зазубрин, выступов, наплывов. Несмотря на остроту и тонкость, края сохраняют прочность и остаются безопасными.


ПОЧЕМУ ХРУСТАЛЬ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЕШЕВЫМ? ЭТАПЫ ХРУСТАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА:
  1. ВЫРАБОТКА - Производство хрустальных заготовок ручным выдуванием из расплавленной стекломассы. Технология выдувания стекла (хрусталь - тоже разновидность стекла) не менялась в течении тысяч лет

В работе стеклодува главное - высокое мастерство четко и слаженно работающей бригады. Стеклодув производит первичный набор хрустальной стекломассы на стеклодувную трубку (понтию)Температура стекломассы (в разных зонах печи различная от 900 до 1500 градусов) , объем, первичная толщинность стекла на трубке - определяется мастером "на глаз". Правильность набора определяет успешность или неудачу всей дальнейшей работы. Важна температура стекла вес и первичная форма. Форма заготовки для дальнейшего выдувания должна быть приближена к геометрическим пропорциям предполагаемого изделия. Баночка формируется с использованием простых ручных приспособлений.

При изготовлении средних и больших изделий стеклодув производит повторную наборку расплавленного стекла на сформированную первичную баночку. При изготовлении особо крупных изделий стеклодув подходит к набору из печи до 5 - ти раз!!! Крупные изделия выдувают бригады стеклодувов самой высокой квалификации.



после каждого набора стекла необходимо формировать необходимые параметры заготовки.



Стеклодув раздувает баночку до необходимых размеров и пропорций перед помещением ее в стекольную форму


Последний этап выдувания: в раскрывную стеклодувную форму. Готовую к продувке в форме "баночку" помещают во внутреннюю полость раскрывной формы, форма закрывается и продувается до принятия колбой геометрии внутренней полости формы.



Затем форма раскрывается и заготовка из нее извлекается, снимается со стеклодувной трубке и отправляется в печь термообработки, тоннельную ("лер") или муфельную ("опечек")


промежуточный прогрев хрустальной заготовки. Выдувание особо крупного изделия в деревянную форму

Наибольшие сложности возникают в процессе выдувания крупных изделий - здесь и сложный набор большого веса стекломассы, толщинность и геометрию выдержать труднее, и процесс выдувания в форму требует значительных усилий, занимает намного больше времени. Следует учитывать большую вязкость хрустля в процессе выработки, и то что при этом хрусталь остывает, поэтому часто приходится в процессе работы производить промежуточный прогрев (на фотографии бригада прогревает хрустальную заготовку перед окончательным выдуванием в форму. Обратите внимание на то что стеклодувная трубка гнется из за большого веса заготовки) На особо крупных изделиях хрустальная заготовка за время выдувания прогревается несколько раз. Отжиг (термообработка после выдувания) больших хрустальных изделий - длительный и энергозатратный процесс, себестоимость его также намного дороже относительно небольших изделий.


имеем технические возможности изготовления особо крупных изделий

Выдувание изделия большого размера в деревянную форму. вся бригада должна работать четко и слаженно, как единое целое. От высокой температуры стенки формы быстро прогорают, и форма выдерживает небольшое количество изделий. Права на ошибку у стеклодувов нет.


Перед помещением в тоннельную печь на термообработку изделие необходимо остудить до температуры при которой изделие не деформируется от собственного веса. Стеклодув крутит заготовку на трубке пока не очтынет до необходимой температуры.


после выдувания хрустальные заготовки снимаются со стеклодувной трубки и помещаются в тоннельную печь на термообработку время отжига составляет от 2 до 12 часов в зависимости от геометрических размеров и веса изделия


готовая к нанесению рисунка алмазной грани заготовка - "гладье"

после отжига заготовки обрезаются в нужный размер и производится обработка края (заправка) Изделие имеет габариты и форму необходимую для будущего изделия. край обрезан на нужной высоте и заправлен по горизонтальной плоскости. На одной форме можно наносить различные рисунки алмазной грани, так как они наносятся вручную мастерами алмазчиками на профильных кругах.


Нанесение рисунка алмазной грани на хрустале производится вручную Сложность рисунка и четкость исполнения зависит от квалификации мастера - алмазчика. Заготовки с нанесенными гранями необходимо отполировать. полировка может быть химческой - в растворе кислот или ручной - с применением шлифпорошков. Ручная полировка целесообразна для проведения реставрационных работ антикварных изделий имеющих большую ценность.


ОРИГИНАЛЬНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Императорский Стекольный Завод
Время производства: до 1900 г. Изделие выпускалось в большом количестве, в свободную продажу не поступало. Фужер входил в состав Дворцового сервиза парадной сервировки, которым сервировался стол для больших приемов, официальных мероприятий.
Техническое задание к Компании РУССКИЙ ХРУСТАЛЬ: подготовить предложения для серийного производства фужеров похожей стилистики и архитектуры. Фужеры должны как минимум не уступать по качеству Романовским .

Производство хрусталя является сложнейшей технологией, предусматривающей четкое следование всем нормам и спецификациям. На сегодняшний день выделяют следующие основные разновидности хрусталя:

- Горный хрусталь . Это природный кварц.

- Свинцовый хрусталь . Известный знаток стекольного дела Георг Рейвенскрофт в 1676 году изобрел способ изготовления хрусталя с помощью свинца. Сегодня мировой стандарт содержания окиси свинца в изделиях из хрусталя по этой технологии составляет 24%

- Бариевый хрусталь . Хрустальное производство в данном случае вместо свинца использует барий.

- Богемский хрусталь . При этой технологии вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

Процесс изготовления художественных изделий из стекла сложен. Начинается его производство с приготовления шихты. Шихта -- смесь различных материалов, подобранных в соответствии с видом вырабатываемого стекла, которую подвергают тщательной обработке. Затем следует процесс варки стекла. Это очень важная операция в производстве хрусталя. От нее во многом зависит качество готовых изделий. Варят стекло в специальных стекловаренных печах при постепенном повышении температуры в них от 700° до 1450° -- 1480 °С. После этого массу охлаждают. Далее следует выработка или формование, изделий различными методами. Существует несколько способов формования художественных стеклянных изделий: выдувание, прессование, прессовыдувание и центробежное литье.

Выдувание может быть механизированным, вакуум-выдувным, ручным в формах и свободным. Первые два способа применяют чаще всего при выработке недорогих сувениров. Ручное выдувание в формы с помощью стеклодувной трубки позволяет создавать изделия, характеризующие мастерство каждого исполнителя. Свободное выдувание, или гутная (иногда называют гутенская) техника, заключается в свободном формовании изделия без формы. Мастер, набрав на кончик трубки искрящийся шарик стекла, быстро раздувает этот набор в шар, вращает «баночку»1, периодически подправляет шар деревянными брусками, перекидывает трубку то в одну, то в другую руку, одновременно беспрестанно вращая ее. Шар 1 Набранная в трубку стекломасса носит еще название «набор» или «баночка» принимает те формы, которые мастер задумал. Полученный предмет снимают с трубки и помещают на «понтий» (железный стержень), чтобы обработать изделие: раскрыть верх или раскатать нижнюю часть для получения соответствующего изделия. Изделия, выполненные гутенской техникой, отличаются неповторимостью. Как бы ни старался мастер в точности выполнить образец по эскизу художника, отклонения неминуемы. Поскольку у каждого исполнителя «свой глаз», «своя рука», вращающая трубку с набором, и, наконец, своя фантазия, во время работы у него возникают свои представления о создаваемом предмете. Отличительными признаками выдувных изделий являются небольшая толшина стенок изделия, высокая прозрачность, более сложные разнообразные формы.

Художественные изделия из стекла классифицируют по назначению, материалу, способу изготовления, размерам, предприятиям-изготовителям.

По назначению изделия из стекла подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры. К первой группе относят: предметы домашнего обихода -- вазы для фруктов, конфет, салатницы, графины, фужеры, рюмки, приборы для чая, столовые комплекты, наборы различных предметов; принадлежности для курения -- пепельницы; предметы туалета -- настольные пудреницы, пульверизаторы. В группу изделий декоративного характера входят: предметы оформления интерьера -- вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно; украшения -- запонки, бусы, броши и др. К группе сувениров относят: плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры, концы.

По материалу различают художественные стеклянные изделия из обычного (известково-натриевого), хрустального (с добавлением оксида свинца) и сульфидно-цинкового стекла.

По размерам изделия из стекла подразделяют на крупные (вазы для цветов высотой более 250 мм, графины вместимостью более 500 мм3, крюшонницы, салатницы диаметром более 150 мм и т.д.), средние (бокалы, вазы для цветов высотой до 250 мм, фужеры, сахарницы диаметром до 150 мм, тарелки и блюда диаметром до 150 мм и др.), мелкие (блюдца для варенья, бокальчики, стаканчики, подставки для ножей, солонки и др.).

По предприятиям-изготовителям различают художественные изделия из стекла: ленинградские, гусевские, дятьковские, эстонские, украинские и др.

Интересная особенность хрустального изделия заключается в том, что, имея более тонкие стенки, оно тяжелее стекла и обладает большей прочностью. И наконец, хрустальная посуда высоко ценится за красивый мелодичный звон, который извлекается при соприкосновении двух бокалов.

Хрустальные изделия изготавливаются из белого стекла, в которое добавляют серебро или свинец. Хрустальная посуда отличается высокой прозрачностью, игрой света, отражающегося в гранях, и звон Качество стеклянной посуды и декоративных изделий из стекла должно соответствовать требованиям ГОСТ 30407-96. По данным ГОСТа в общих технических требованиях в изделиях допускаются не портящие товарного вида:

Обработанные сколы;

Редко расположенная свиль;

Редко расположенная «мошка»;

Пузырь в виде серпика в местах соединения отдельных частей изделия и декоративных элементов;

Переоплавление края;

Следы нарушения поверхности;

Следы от форм и ножниц;

Следы дистировки и полировки;

Недоведение и удлинение линий рисунка;

Дефекты декорирования препаратами драгоценных и других металлов, люстровыми и силикатными красками;

Крученость в изделиях механизированной выработки;

Утолщение с одним выступом на верхней кромке стаканов из натрий- кальий - силикатного стекла;

Волнистость поверхности граней;

Отступление в рисунке от образца-эталона, вызванное необходимостью устранения дефектов;

Несимметричность спая сосуда и донышка, кольцевидное утолщение или волнистость в местах спая сосуда и ножки, ножки и донышка.

Маркировка

Маркировку изделий наносят на бумажную этикетку, которую наклеивают непосредственно на изделие (применение силикатного клея не допускается) или в процессе выработки. Маркировку потребительской (групповой и (или) индивидуальной) тары, групповой упаковки из бумаги и транспортной тары наносят на бумажную этикетку или штампом.

Допускается не наносить маркировку на потребительскую тару, упакованную в транспортную.

В маркировке изделий на бумажной этикетке указывают следующие данные:

массовую долю оксида свинца (только для свинцового хрусталя);

Этикетку помещают на каждое изделие. В комплектах этикетку помешают не менее, чем на одно изделие. Допускается не указывать артикул в маркировке изделий, упаковываемых в индивидуальную тару.

Маркировка в процессе выработки должна содержать товарный знак или наименование предприятия-изготовителя.

Состав комплекта или сервиза указывают на потребительской таре или, а наибольшем изделии.

Допускается по согласованию с потребителем не наносить маркировку на изделия или наносить на часть изделий в партии.

На изделия, предназначенные для экспорта, наносят маркировку в соответствии с условиями договора или контракта.

В маркировке потребительской (групповой и (или) индивидуальной) тары и групповой упаковки из бумаги указывают следующие данные:

товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;

наименование изделий;

количество изделий в единице упаковки (для групповой тары);

номер контролера и упаковщика;

обозначение настоящего стандарта.

Для сертифицированной, продукции знак соответствия или номер сертификата соответствия проставляют в маркировке изделий на бумажной этикетке и (или) в маркировке тары и упаковки, а также в товаросопроводительной документации.

Транспортная маркировка -- по ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционного знака «Хрупкое -- осторожно».

Допускается наносить изображение манипуляционного знака на этикетку, предназначенную для маркировки тары.

Упаковка. Изделия упаковывают в потребительскую и транспортную тару.

Конкретные виды тары и упаковки, обеспечивающие сохранность продукции при транспортировании, массу брутто указывают в договорах о поставках продукции между изготовителем и потребителем.

Цветной хрусталь, а также изделия из хрусталя, окрашенные по специальным технологиям, пользуются сегодня большой популярностью. Для производства цветного хрусталя используются специальные добавки. Красный цвет получается благодаря добавлению кадмия или соединения золота. Кремний придает хрусталю розовый оттенок. Синие изделия из хрусталя обязаны своим цветом кобальту. Окись меди и оксилы марганца делают хрусталь зеленым и фиолетовым соответственно. Цветной хрусталь производится ведущими российскими заводами, но наиболее известным в мире является хрусталь изысканных жемчужно-серых, аметистовых и голубых оттенков, производимый в хрустальных королевских мастерских в городе Севр, Франция.

Изделия из хрусталя для улучшения внешнего вида также подвергаются дополнительной химической обработке. Очень распространенной процедурой, к примеру, является травление фтористоводородной кислотой. Сперва на изделие из хрусталя по кальке наносится специальная кислотоупорная смола, после чего изделие опускают в кислотный раствор. Поверхности, не защищенные смолой, становятся матовыми и на них появляются небольшие неровности. Это придает поверхности хрустального изделия эффект инея.

Важным этапом в процессе изготовления хрусталя является шлифовка. Для укрепления хрусталя, являющегося немного более мягким, нежели обычное стекло, материалом, используется шлифовка специальными кругами из искусственного алмаза. Особенно важна шлифовка при обработке изделий из хрусталя, изготовленных при помощи уникальной технологии кристаллизации. При точном следовании всем технологическим требованиям, граненый хрусталь сверкает всеми цветами радуги. Часто этот метод используется для изготовления хрустальных люстр, которые просто-таки сыплют хрустальными "брызгами".

Русский хрусталь всемирно известен не только благодаря красивейшим формам хрустальных изделий, созданных руками отечественных мастеров. Технология алмазного гранения "русский камень" является на сегодняшний день одной из самых сложных в мире и дает потрясающий результат, несмотря на то, что была изобретена еще в 19 веке.

Хрусталь по своей природе является необычайно мягким материалом, поэтому изделия из хрусталя при производстве обычно подвергаются алмазной огранке. Технология подразумевает обработку вращающимися кругами искусственного алмаза, после чего происходит полировка кислотами. Это придает окружающим нас хрустальным вазам, фужерам и прочей посуде из хрусталя твердости и делает переливы всех цветов радуги в ее гранях еще более завораживающими. Несмотря на то, что развитие стекольной индустрии не стоит на месте, и сегодня уже предлагаются намного более практичные и дешевые материалы, нежели хрусталь, он еще долгое время останется популярным на различных приемах и светских раутах. Изделия из хрусталя поражают, прежде всего, своей натуральной, природной прозрачностью, которую невозможно имитировать при помощи даже самой современной химии. Технологии производства и обработки хрусталя постоянно совершенствуются, используя передовые достижения науки изготовления стекла. Несмотря на растущую конкуренцию и появление все новых и новых альтернатив, это позволяет изделиям из хрусталя оставаться востребованными во всем мире.

Качество хрусталя и выраженность всех перечисленных выше характеристик зависят от процентного содержания оксида свинца. В современном производстве хрусталя наряду с этим соединением также используют оксиды бария и цинка. Государственный стандарт, принятый в России (ГОСТ 24315-80) предполагает следующую классификацию выпускаемых изделий: если содержание свинца, бария или цинка составляет не менее 10%, продукция является хрустальным стеклом, малосвинцовый хрусталь содержит 18-24% оксида свинца, дорогой свинцовый хрусталь - 24-30%, элитный высокосвинцовый - более 30%. В Европе принята следующая классификация: Crystalline (кристалин) - 1-15% оксида свинца, Crystal (хрусталь) - 16-23%, Full Lead Crystal (свинцовый хрусталь) - 24-30%.

Хрусталь отличается от стекла особой прозрачностью, блеском поверхности.

Хрустальная посуда, как правило, используется для торжественных случаев -- приемов гостей, банкетов.

Хрустальные изделия изготовляются из белого стекла, в которое при варке добавляют оксиды свинца (т. е. это оптическое стекло "тяжелый флинт" с высоким коэффициентом преломления).

Из-за высокого содержания растворимых соединений свинца недопустимо надолго оставлять в хрустальной посуде пищу и напитки, особенно содержащие алкоголь. По этой же причине нельзя мыть хрустальную посуду горячей водой - оксиды свинца частично растворяются, и поверхность изделия становится мутноватой, тусклой.

Хрустальная посуда отличается высокой прозрачностью, игрой света, отражающегося в гранях, и звоном. Качество хрусталя характеризуется его художественным оформлением -- алмазными гранями. Простой ромбовидный рисунок -- четыре алмазные грани, сложный -- с мелкой сеткой граней.

При сервировке стола стеклянная или хрустальная посуда используется в следующем ассортименте: рюмки, бокалы, фужеры, кувшины с крышками, креманки на ножке, креманки в виде блюдца компотницы в виде блюдец с ручками, розетки, салатницы, приборы для специй, вазы для фруктов, вазы для срезанных цветов, подставка для срезанных цветов с отверстиями нечетного количества, вазы для варенья без ножки, вазы для печенья и конфет на ножке, ваза-подставка для тортов или пирожных на средней ножке, вазочка для шампанского на ножке, ваза-ладья овальной формы для фруктов и свежих овощей, флаконы с притертой пробкой -- для подачи уксуса, оливкового масла или подсолнечного масла; приборы для специй -- соли, перца, горчицы с металлическими крышками; графины с пробками для водки, вина и коньяка

Во времена Советской эпохи хрусталь считался признаком достатка. Сложно представить себе семью, где полки серванта или классической стенки не были украшены хрустальными вазами, бокалами, чашами. Изделия из хрусталя подавались к столу только по большим праздникам. Это объясняется высокой ценностью хрусталя и его прекрасным внешним видом. В средние века хрустальные кубки и чаши были достоянием знати, сейчас хрусталь не утратил своей актуальности. Красивая посуда и украшения их хрусталя пользуются большим спросом, и по сей день, но ухаживать за такими изделиями не так-то просто. Потребуется большая осторожность и знание маленьких хитростей.

Чтобы придать хрустальной посуде бриллиантовый блеск, нужно намочить мягкую ткань спиртом и протереть посуду. Когда спирт высохнет, то запаха не останется, а каждое изделие будет сверкать не хуже драгоценных камней.

Чистят хрусталь в несколько этапов. Сначала протирают крупной солью, затем моют в мыльном растворе. Ополаскивать хрусталь нужно в тёплой воде с добавлением уксуса - это придаст ему блеск. В качестве альтернативы можно использовать синьку. Небольшое количество синьки нужно развести в тёплой воде, ополоснуть изделия из хрусталя и насухо протереть мягкой тряпкой из шерсти или фланели.

Хрусталь не терпит соды, поэтому чистить его нужно либо специальными средствами, либо мыльной водой. Если на хрустальных изделиях есть позолота или рисунок, то моют их без мыла в тёплой воде, ополаскивают в растворе синьки или уксуса, затем натирают до блеска льняной тканью.

Если посуда из хрусталя не загрязнена слишком сильно, её можно помыть с обычным средством для мытья посуды, которое не содержит крупных гранул и натереть мягкой тряпкой. Особенно хорош этот способ для чистки хрустальных люстр и бра. Если вы хотите придать им блеск, то спирт можно распылить при помощи пульверизатора.

Стоит помнить, что хрустальная посуда достаточно хрупкая, она может треснуть или лопнуть от резких перепадов температур. Поэтому хрусталь нельзя опускать из холодной воды в горячую и наоборот. Если же нужно в хрустальную посуду положить что-то очень горячую, то её ставят на деревянную подставку. На металлических подставках хрусталь лопнет так же.

Хрустальные бокалы хранят по отдельности, но не друг в друге. Иначе они могут застрять в горлышках друг друга и треснуть. Когда вы станете их доставать. Если неприятность всё-таки случилась, то верхний бокал нужно заполнить прохладной водой, а нижний тёплой, это поможет им разъединиться.

Следует знать, что хрустальная посуда не подходит для механической чистки, поэтому её нельзя мыть в посудомоечной машине. Нельзя её так же ставить в духовой шкаф или микроволновую печь. С годами хрусталь может помутнеть, особенно от частого использования, поэтому профилактический уход и натирание уксусом или синькой необходимо проводить не реже одного раза в месяц.

Не смотря на обилие разнообразных изделий из хрусталя в магазинах, нередко можно встретить подделку. Если вы не уверены, настоящий ли хрусталь вам предлагают. Проверить это очень легко. Во-первых, настоящий хрусталь значительно дороже изделий из стекла. Во-вторых, при соприкосновении изделий из хрусталя, раздаётся мелодичный звон, который тоже отличается от звона стеклянных изделий.

Хрустальная посуда или украшения - это традиционный способ подчеркнуть особенность момента, который собрал за одним столом друзей и родных. Он никогда не выйдет из моды и всегда будет ценен. Хрустальные изделия часто украшают позолотой или серебром, что делает их ещё более прекрасными. При правильном уходе и посуда, и предметы интерьера из хрусталя могут прослужить не одно десятилетие.

Хорошая новость: гонения на хрусталь закончились. Когда-то Его сиятельство скоропалительно объявили безвкусным наследием советских сервантов, а теперь хрусталь - яркая звезда модного интерьера и сервировки. Ну а где мода, тренд и хайп, там и подделки, и имитация. Чтобы узнать, как делают правильный хрусталь, корреспонденты «ВВ» отправились на старейший отечественный хрустальный завод - в стекольную столицу России, в город Гусь-Хрустальный.

Город в городе

У проходной Гусевского хрустального завода нас встречает Галина Власова - наш проводник в мир сверкающих алмазных граней, замысловатых форм и хрупкой роскоши. Галина Михайловна местная, гусевская, вся ее профессиональная жизнь, как и многих горожан, связана с заводом. Начинала у станка, потом получила специальность технолога - училась в вузе без отрыва от производства, а последние несколько лет Власова и экскурсовод, и летописец, и хранитель музейных фондов. Кажется, про секреты мастерства стеклоделия и историю «хрустального города в городе» она знает все. С легкой грустью вспоминает, что когда-то градообразующее предприятие имело в штате 6000 рабочих. Работать на заводе было престижно и выгодно, традиции блюли, новаторство поддерживали.

А сейчас?

Да и сейчас есть чем похвастаться, - патриотично заявляет Галина Михайловна и ведет нас... в магазин.

Торговая точка при ГХЗ - небольшое помещение, а ассортимент достоин масштабных выставочных залов. На витринах - изобилие, разнообразие форм и цветов: вот сапфировая ваза, вот красный бокал, тут черно-белый графин и зеленые рюмки-лафитники. Однако цены «кусачие»: красиво, но дорого.

Эта работа не может стоить дешево, - уверяет Власова. - Вы сейчас сами увидите, какой это тяжелый труд - на каждом этапе производства. Хотя я не удивляюсь реакции. Мы всех гостей-туристов приводим в магазин. Сначала говорят: «Ой, как дорого!» - а после экскурсии уже считают, что и недорого вовсе. Ведь практически каждое изделие - эксклюзив, ручная работа. И специалисты у нас уникальные.

Один из таких уникальных специалистов - гравер Максим Морозов. Недавно он стал дипломантом Всероссийской выставки-ярмарки народных художественных промыслов «ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия-2018».

На завод пришел подмастерьем - вырос в мастера. Азы гравировки осваивал под началом Владимира Анатольевича Митрофанова.

«Келья» Максима заставлена, развернуться негде: в ящиках в ожидании чуда томятся бутыли и вазы. На каждую гравер нанесет тончайший рисунок и все - ручками-ручками.

По миллиметру Максим протравливает хрустальную поверхность оставленных пустыми линз-окон: скоро здесь вырастут деревья, на ветках угнездятся диковинные птицы...

Закладка - по «рецепту»

Переходы, лестницы, коридоры... И вот мы у «мартеновских печей». Галина Михайловна была права: изготовление хрустальной красоты - работа архисложная, тяжелая.

На возвышении-полукружье бурлят печи, поигрывая апельсиновым пламенем. В печных горшках варится стекломасса - основа будущих шедевров.

Правильный хрусталь, а именно такой производит Гусевской хрустальный завод, содержит 24% оксида свинца. От плюмбума (свинец по латыни Plumbum; в таблице Менделеева обозначается символом Pb. - Прим. авт. ) зависит чистота хрусталя, его звучание и вес: тяжесть элитарной посуде придает именно свинец.

Жар ощущается даже у подножия печей. Наверху и вовсе с непривычки невыносимо. Хрустальную основу варят при очень высокой температуре - 1450 градусов, а придают форму - при 1200 градусах.

Жаростойкие выдувальщики

Возле печей сегодня работает бригада Евгения Гусева. Суеты нет, но все происходит очень быстро. Работает команда, как отлаженный механизм, четко зная, кто и что должен делать в конкретный момент. Иначе нельзя: чуть зазеваешься - весь труд насмарку, да и зевать возле огнедышащих печей и горелок опасно.

Из жерла стекломассу достают длинной трубкой. Отточенными движениями переносят к форме, постоянно переворачивают, подкручивают, чтобы стекломасса не утекла и раньше времени не остыла. В каждом движении - четкость.

На одном конце трубки - медовая капля, на другом - резиновая груша, которой подают внутрь капли воздуха. Но если нужно раздуть хрусталь до больших размеров, груши не хватит, и тогда (так было и сто лет назад, и двести) рабочий использует силу своих легких. Вот и сейчас, на наших глазах, молодой крепкий мужчина - помощник бригадира Владимир Катков набирает полную грудь горячего воздуха и через трубку-самодувку отправляет его в сердце будущего хрустального произведения.

В новейшей истории завод сделал ставку на яркость - однотонные цветные изделия или изделия с цветным накладом. В производстве они сложнее, но результат стоит усилий. Мастер опускает бесцветную каплю хрусталя в центробежку, где уже замешан цвет. Ярко и быстро два слоя соединяются: цветной наклад обволакивает бесцвет. Позже наклад украсят рисунком - прорежут грани, сквозь которые засияет прозрачный хрусталь.

Сочетание цветов - самое разное. При нас в горшках варили бирюзу, кобальт (он дает глубокий синий цвет), бесцвет и хрусталь популярного медового оттенка. Для каждого цвета используют особые элементы-красители: селен - для красного, марганец - для фиолетового, медь - для зеленого. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.

Колпак сними, стакан охлади

После того как нужная форма придана, изделие помещают в печь отжига для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения. Иначе бокал или ваза разлетятся на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (для обывателей это устройство выглядит как закрытая коробом лента-транспортер). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40-50 градусов.

Опытный выдувальщик Сергей Дубровин, работающий по соседству с основными силами бригады Гусева, при нас за несколько минут сотворил несколько цветных стаканов. Помощница перенесла их в лер, а оттуда они поступят для дальнейшей обработки.

Для начала стаканы избавят от колпаков - верхней части изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого стакан помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки. После среза изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, достаточна ли толщина у стекла. Все в порядке? Тогда милости просим - на алмазный участок, за бриллиантовыми гранями к мастерам-шлифовщикам.

Глаз - алмаз

На алмазном участке вазы, графины, бокалы обретают привычный для нас вид. Здесь рождается знаменитая мальцовская или, как еще ее называют, гусевская грань, заставляющая свет играть, цвет блистать, а поклонника хрусталя замирать от восторга.

Некоторые рожденные на гусевском заводе узоры стали эталоном стеклоделия. Кольца, ромбы, восьмигранники, пирамиды со срезанной верхушкой и рассеченные крестом... Они плотно покрывают гладкую хрустальную поверхность или, напротив, оставляют «воздух», давая нам возможность всмотреться в спокойную гладь элитного стекла.

На алмазном участке шумно - работают установленные в ряд станки шлифовщиков. На первый взгляд - конвейер, на самом деле - индивидуальный подход к каждому изделию. Работа шлифовщика тонкая, тут глаз-алмаз нужен: линии должны лечь ровно, не испортить рисунка. Кстати, все работники алмазного участка ГХЗ имеют высший шестой разряд - любую операцию могут сделать от начала до конца. Народ опытный!

Но прежде чем приступить к резьбе по хрусталю, надо на чугунной шайбе обработать острые после срезки колпака края изделия, а потом нанести разметку рисунка. Сегодня на разметке работает шлифовщица Елена Масальская. Белым маркером Елена наносит орнамент на вазу-корзинку и передает ее мастеру.

Жужжит алмазный круг, режет хрусталь, в умелых руках шлифовщика вертится ваза, постепенно покрываясь замысловатым узором. Михаил Еремеев на гусевском заводе работает сорок лет. Сколько хрустальной красоты прошло через его станок - подсчитать невозможно, но интерес к работе не потерян. Сейчас, говорит, еще интереснее стало: помимо изделий, выполненных в традиционном мальцовском стиле, ГХЗ выпускает современные - с учетом новых тенденций и спроса.

С нашими художниками не заскучаешь, - смеется Михаил. - Всегда что-нибудь новенькое придумают! Был заказ на хрустальные ракеты, парусник - сложно, но интересно. Сейчас вот делаю вазу, которую придумала наша молодая художница Березина. У молодежи свое видение, позволяющее заводу идти в ногу со временем.

На алмазном участке мы, кстати, встретились с молодым талантливым художником - Светланой Березиной, лауреатом множества престижных выставок и конкурсов. Светлана - выпускница Петербургской художественно-промышленной академии. Родом из Челябинска, но вот уже несколько лет живет в Гусе, работает на заводе и создает поистине уникальные хрустальные композиции. В своих произведениях Березина использует не только возможности огранки и цвета, но и... дары природы. Веточками, шишками или ракушками по замыслу художника обкладываются формы, в которые заливается огненный хрусталь. Под действием высокой температуры природный материал разрушается и прогорая остается контуром на внешней поверхности хрусталя. Шедевр!

Последний штрих

Чтобы грань стала прозрачной, нужна химобработка. В цехе химической полировки посуду в кассете опускают в ванну с кислотой - она разъедает и полирует стекло. Затем изделие возвращается на шлифовальный участок, где его моют водой и при необходимости наносят уже матовые грани.

Когда все этапы пройдены, продукция подвергается строгому контролю. На торговые прилавки попадет только лучшее, проверенное отделом качества. Начальник ОТК Ирина Глебова знает толк в хрустале: заметит даже незначительные дефекты, безжалостно отправляет хрусталь-неудачник на переплавку или на доведение до ума мастерам-алмазчикам.

Мы должны поддерживать репутацию, блюсти бренд, - говорит Ирина Николаевна. - Все знают, что гусевской хрусталь - это качество, это красота, традиции и безопасность. Недаром же мошенники, торгующие простым стеклом, пытаются выдать свой товар за наши изделия. Но простое стекло так блестеть не будет, не заиграет, не зазвучит. Да и вес, например, салатника или графина подскажет покупателю, хрусталь он держит в руках или стеклянную подделку.

Каждое изделие ГХЗ снабжают логотипом-наклейкой, упаковывают в фирменные коробки и отправляют в магазины. Особо интересные образцы хрустального искусства, копии авторских заказных работ останутся на заводе.

Интересно было бы заглянуть в этот музей хрусталя на производстве... Наш провожатый Галина Михайловна любезно соглашается показать журналистам «ВВ» образцовую.

Это просто праздник какой-то!

В образцовой - образцовый порядок, а собранная коллекция, пожалуй, составит конкуренцию Музею хрусталя. Впрочем, это и есть настоящий музей.

Образцовые кладовые были созданы в 1835 году специальным царским указом, чтобы стать школой для мастеров. За два с половиной века Гусевской завод скопил несметные хрустальные сокровища. Достаточно напомнить, что в 1981 году завод передал в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника около 6500 изделий, которые хранились в кладовой.

Но и сегодня коллекция ГХЗ поражает роскошью и разнообразием экспонатов. В образцовой собраны авторские композиции из цветного хрусталя на отвлеченные темы. Здесь же - выполненные по эскизам художников штофы, графины, фужеры, рюмки, запущенные в массовое производство и снискавшие популярность у покупателей. На почетном месте - заказные сувениры для корпораций, федераций и випов.

Вот, например, большая составная ваза фиолетового цвета с алмазной гранью и портретом патриарха Алексия II. Поодаль - хрустальный символ «Яндекса», призы для музыкантов и артистов, победителей фестивалей и конкурсов. Отдельный стенд - для спортивных наград: боксерские перчатки, баскетбольные мячи и массивный кубок футбольных чемпионов России из стекла высшей пробы. Знаменитую хрустальную сову для знатоков «Что? Где? Когда?» изготавливали тоже в Гусе.

Рассмотреть все экспонаты образцовой кладовой за раз невозможно. Щедрость алмазных граней, доведенных до совершенства, роспись, золочение, сочетание причудливых форм и ярких цветов. В каждой детали, в каждом изгибе застывшего хрустального кружева - мастерство. Побывать в образцовой Гусевского завода - это как окунуться в сказочное зазеркалье, перешагнуть черту между реальностью и фантазией. Реальность, впрочем, такова: гусевской хрусталь - это наше национальное достояние.

Заголовок в газете: Плюмбум в стакане

Само слово "хрусталь" имеет греческие корни. Словом \"кристалл\" греки называли кварц без посторонних примесей, за идеальную прозрачность, считая его застывшим льдом. Из этих кристаллов делали линзы, с помощью которых разжигали огонь. Известен даже случай, когда для Петра I изготовили самовар из огромного куска горного хрусталя - так в России стали называть прозрачный без инородных включений кварц. А первая мануфактура, производящая изделия из хрусталя появилась в нашей стране в XIII веке в городе Гусь Хрустальный.

Виды хрусталя

Выделяют следующие разновидности хрусталя:

  • Горный хрусталь - это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
  • Богемский хрусталь - хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

История появления и свойства хрусталя

Идея создания хрусталя из стекла принадлежит англичанам: они впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. От процентного содержания оксида свинца зависят "вокальные" способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета - добавляют кадмий или соединения золота, для розового - кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца.
В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана.
Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. \"алмазная грань\"), шлифовкой.
После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

Производство хрусталя

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта - это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов.

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка.
После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.