Уход от действительности в себя в острой форме называется аутизмом, при этом человек старается полностью отказаться от общения с окружающими. Данный термин был изобретен Эйгеном Блейлером еще в начале XX века и ранее воспринимался как особая форма шизофрении.

Аутизм объединяет целый спектр психофизических неустойчивых состояний. Заболевание можно заметить по таким симптомам как проблемная речь, трудность взаимодействия с другими людьми, проблемы с интеллектуальным развитием. Выделяют несколько сфер влияния болезни: сфера общения в обществе, а также эмоции и фантазия.

Коррекционная работа

Лучший эффект при работе с детьми достигается за счет использования комплекса мер, который объединит работу в разных сферах воздействия. При этом для любого малыша должна быть разработана индивидуальная программа занятия, учитывающая его особенности развития.

Разработав единый подход, сочетающий в себе требуемые лекарства и работу психолога, можно достичь более сильного результата. Комплексный подход поможет облегчить привыкание малыша к среднеобразовательному или дошкольному заведению. Постоянно общаясь с детьми, психолог сможет применять методы с учетом всех тонкостей общения с аутичными пациентами. Педагог, в свою очередь, проконтролирует получение необходимого уровня образования и вовлечет ребенка с помощью занятий.

Родителям нужно осознать, как именно происходит восприятие окружающего у их ребенка, и как он реагирует на общение, чтобы найти общий язык и подобрать способ проявления эмоций

  • следите за тем, что интересно малышу;
  • смиритесь с состоянием ребенка;
  • соблюдайте ежедневный план задач;
  • выработайте и приучите малыша к ежедневным привычкам;
  • посещайте и будьте рядом на всех важных мероприятиях;
  • соорудите комфортное место для обучения и отдыха;
  • контролируйте и отслеживайте признаки некомфортного поведения или усталости воспитанника;
  • медленно и наглядно ежедневно демонстрируйте ребенку важные бытовые и моральные аспекты жизни.

Цели коррекционной работы

Первостепенной задачей психолога является создание комфортной среды для детей в семье, подбор правильного питания и уменьшение некомфортных условий. Индивидуальная программа занятия с аутичными детьми должна включать следующие основополагающие моменты.

  1. Одно из направлений коррекционной работы позволяет направить поведение ребенка и получить понимание цели своих действий. Сначала достигаются яркие эмоции, когда используются несложные для ребенка занятия. Со временем упрощается достижение этих целей и на основе положительных реакций педагог подталкивает воспитанника к самостоятельному достижению задач.
  2. Второе направление развивает навыки коммуникабельности. При любых особенностях речевых проблем необходимо постоянно общаться с детьми-аутистами, открывать новые слова и объяснять, что происходит вокруг. Далее следует постепенно привлекать ребенка к разговорам о планах на день, участвовать в процессе их осуществления и подводить вместе итоги. На следующем этапе вместе с маленьким напарником можно будет составлять план на более длительный период времени, подталкивая в будущем к самостоятельному планированию.
  3. Третье направления помогает освоить воздействие на бытовом уровне в кругу семьи. Ребенку требуется терпеливо объяснять и помогать выполнять бытовые задачи, такие как, например, мытье посуды, чистка зубов, подготовка к прогулке, сборы перед поездкой.
  4. Последнее направление основывается на принятии ребенком окружающего мира. Аутичных детей необходимо постепенно приучать к общению с взрослыми, расширять его кругозор и учить ориентироваться вокруг, при этом окружающий мир должен восприниматься без негативных реакций.

Приемы коррекционного воздействия

Поскольку налаживание эмоционального контакта и достижение остальных целей при общении с детьми аутистами невероятно усложняется, специалистами были разработаны следующие приемы и рекомендации.

  1. При осуществлении какой-либо деятельности аутичный пациент должен ясно понимать для чего он этого делает, и каким образом можно осуществить поставленную задачу. Рекомендуется разместить в местах пребывания больного карточки-подсказки, где будет отражена схема всех действий по порядку.
  2. Аутисту будут интересны занятия по складыванию пазлов и отгадыванию головоломок, так как в этой деятельности они понимают цель и порядок своих действий.
  3. Аутичные дети легко справляются с однотипной работой, поэтому им очень нравится коллекционирование. Педагог может увлечь ежедневными записями о погоде, кормлением рыбок, коллекционированием фотографий, листьев или камней.
  4. Детям с аутизмом сложно управлять своими движениями. Часто им очень сложно ориентироваться в окружающем пространстве, поэтому один из приемов учитывает развешивание нескольких зеркал так, чтобы ребенок мог постоянно наблюдать за своими действиями со стороны.
  5. Необходимо постоянно проводить успокаивающие тренинги и занятия для улучшения реагирования на телесный контакт.
  6. Детям с нарушениями очень сложно задерживать свое внимание на одном и том же, поэтому следует часто менять вид деятельности.

Игра как основной элемент коррекционной работы

Коррекционная работа с детьми с нарушениями должна быть длительной и продуманной. В первое время малыш может вовсе отказываться от контакта с педагогом, бояться групповых и индивидуальных занятий. Важным моментом при планировании коррекционной программы является понимание того, что ребенок согласится быть вовлеченным только в те занятия, которые его заинтересуют.

Поэтому, особенно в начале знакомства, необходимо подготовить сразу несколько
сценариев общения, так как аутист может категорично отказаться идти на контакт или играть в определенную игру.

Каждое упражнение следует начинать с цели и порядка осуществления. Самыми тяжелыми для аутичных детей являются занятия в группе, так как для них очень сложно общаться с другими детьми. Перейти к таким играм можно только после привыкания и достижения спокойного поведения в индивидуальной работе, а также после согласия взаимодействия со сверстниками.

Стереотипные игры

Важно понять, что стереотипные игры в коррекционной работе с детьми-аутистами будут являться основной всего взаимодействия в дальнейшем, причем это будет единственный способ в своем роде. У каждого ребенка существует свой набор любимых стереотипных игр. Он может играть в них несколько часов, месяцев или лет, совершая действия понятные только ему.

Основные характеристики стереотипных игр для детей с нарушениями:

  1. Цели и причины каждого действия должны быть понятны ребенку, но не всегда могут быть понятны для окружающих.
  2. В стереотипных играх участвует только пациент.
  3. Порядок действий постоянно повторяется.

Советы по проведению стереотипных игр для аутичных детей:

  1. Наиболее существенным достоинством является расслабляющий эффект, в это время ребенок чувствует себя «в своей тарелке».
  2. Если произошла негативная эмоциональная вспышка, необходимо вовлечь ребенка в любимую стереотипную игру. Чтобы ребенок доверял взрослому во время коррекционных занятий, он должен понимать, что в любой момент может вернуться в свою стереотипную игру и почувствовать себя комфортно.
  3. Очень медленно со временем можно добавлять новые сюжеты в старую стереотипную игру при условии, что малыш уже принял взрослого и допускает его в свою особенную деятельность.

Сенсорные игры

В процессе коррекционной работы следует также вовлекать детей, больных аутизмом, к участию в сенсорных играх. Часто одна из сенсорных игр может так понравиться ребенку, что на какое-то время превратится в любимую стереотипную игру, так как будет приносить ему приятные успокаивающие ощущения. Такие занятия он будет многократно повторять.

Хорошим методом является предложение сенсорной игры сходной со стереотипной. Если же получаемые от процесса эмоции отличаются от привычных стереотипных действий, вскоре вы можете столкнуться с ее неприятием.

Сенсорные игры позволяют детям получать новые эмоции от разных сенсорных источников (например, глаза, кожа или нос):

  1. Зрительные включают методики по изучению восприятия цвета, например, если один цвет перетекает в другой или цвета плавно смешиваются.
  2. Слуховые включают в себя разные звуки из повседневной жизни. Такие игры помогут отличать разные звуки позднее в обычной жизни (журчание воды, шелест травы, звуки музыки или пение птиц).
  3. Тактильные основаны на прикосновениях к различным поверхностям. Ребенок должен почувствовать разницу между разными текстурами поверхностей: различать гладкое и шершавое покрытие, мягкие и твердые или острые и хрупкие предметы, понимать величину предмета, его форму, температуру или влажность. Этот аспект является одним из самых важных для повседневной жизни.
  4. Двигательные помогают легче ориентироваться в своих движениях, менять свой ритм шагов или танцевать.
  5. Действия с вдыханием различных запахов помогут отличать ароматы и в повседневной жизни, аутист должен научиться различать приятные и отталкивающие запахи.
  6. Вкусовые игры помогут отличать вкусы ежедневных блюд или напитков.

Эффективность сенсорных игр:

  1. Ребенок ощущает приятные ему эмоции, тем самым его настроение постепенно улучшается. Общее поведение при этом может также поменяться в лучшую сторону.
  2. Дети начинают привыкать к взрослым. У ребенка появляется человек, которому можно доверять, и который способен ему помочь открыть глаза на новые горизонты. Эмоциональный контакт помогает направить развитие.
  3. Дети получают новые ощущения от своих сенсорных источников, что помогает им принять окружающую обстановку и легче в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
  4. В занятиях детей появляются новые смысловые нагрузки, сюжетные линии, имитирующие отношения в обществе между людьми.

Составив грамотный план коррекционной работы с пациентом, имея комплексную поддержку со стороны педагогов и психолога, можно достичь отличных результатов и обучить аутиста большинству базовых навыков, адаптировать его к общению в социуме и задействовать потенциал интеллектуального развития

На семью, где есть ребенок аутист возложена очень ответственная роль. В нашей статье мы разберемся как помочь родителям правильно общаться и как заниматься с детьми аутистами.

Очень важно чтобы вы не отрицали действительность, не впадали в депрессию или уныние, когда узнаете о том, что ваш ребенок аутист. Нужно стараться не тратить время зря, а быстрее искать способы, которые могут помочь и родителям и ребенку адаптироваться в сложившейся ситуации и решить проблемы.

Аутизм - это нарушение развития головного мозга, при котором формируется сильный дефицит социального и психологического взаимодействия с окружающей средой, людьми.

Не смотря на то, что аутизм - это неизлечимое заболевание, существует много разных методик и занятий для детей аутистов. Чем раньше вы начнете действовать, тем продуктивнее будет результат. Дети в раннем детстве очень пластичны в плане эмоционального и психологического состояния, правильное и скорректированное воздействие в виде специальных игр и занятий поможет ребенку быстрее адаптироваться и принимать мир в комфортном свете. Для лучшего эффекта используется система мер, которая включает в себя медикаментозное лечение, физическую культуру, работу с психологами и педагогами и различные виды терапии.

Рассмотрим основные принципы проведения занятий с аутичными детьми, что необходимо сделать:

  • Индивидуально составить занятия в детском учреждении, где сначала будет проводиться просто знакомство с окружающей средой и остальными детьми.
Для детей аутистов попадание в новую незнакомую обстановку является огромным стрессом. Такому ребенку требуется большое количество времени чтобы привыкнуть к новому окружению и не пугаться его.
  • Наладить доверие и создать партнерские и дружеские отношения, чтобы малыш мог без опаски слушать и пытался лучше понимать что от него хотят. Важно общаться с ребенком аутистом на его языке, делать большое количество жестов, сильно мотать головой при ответе “да” или “нет”;
  • Уметь понимать, что ребенок “говорит”, когда он просто смотрит на вас. Многие дети аутисты не разговорчивы, они стремятся к уединению. Важно научиться понимать все жесты и взгляд малыша;
  • Стараться не смотреть прямо в глаза ребенку аутисту, так как это может восприниматься им как вторжение в личное пространство и вызовет лишние негативные эмоции или стресс;
  • Одно из самых главных правил в общении и при проведении занятий с такими детьми - это сохранять максимальное спокойствие. Чтобы у ребенка не было лишних стрессов, каких-то эмоциональных всплесков и потрясений. Малышу важно, чтобы он чувствовал, что находится в безопасном месте и спокойной обстановке.

Давайте более подробно поговорим о том как заниматься, если ребенок аутист. В современном мире существуют специальные центры и детские учреждения, для детей с диагнозом “аутизм”. Там как и в обычных детских садах и школах проводят стандартные занятия, которые заточены и скорректированы для детей с такими особенностями. Детей обучают грамоте, счету, художественному творчеству, развивают навыки общения, сенсорную интеграцию. Рассмотрим каждое занятие более подробно:

  • Развитие навыков общения проводится в виде игры. Детей просят сесть в круг для совместного времяпровождения, они могут петь, лепить, слушать различные истории педагога. Песни поются не простые, а которые будут взаимодействовать с движением частей тела. Взмахи руками, раскачивание головой и тому подобное;
  • Обучение грамоте и счету также чаще всего происходит в виде игры. Детей просят выстроить кубики в ряд и сосчитать их количество, разобрать предметы по цветам. Проводятся занятия с картинками, когда детям показывают карточки, а они называют и описывают то, что на них изображено;
  • Сенсорная интеграция. Это занятия, которые развивают и стимулируют различные органы чувств у ребенка. Они руками трогают предметы различных форм и поверхностей.
В домашних условиях можно тоже создать сенсорную комнату, где ребенок будет заниматься. Специалист подскажет как лучше это сделать и какие предметы там должны находиться.
  • Художественное творчество включает в себя занятия с пластилином, кинетическим песком, тестом. Дети стараются делать различные поделки с педагогами, также рисуют красками, фломастерами и карандашами.

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.

Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

Поэтому стоит:

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.

Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.

Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.

Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.

Виды развивающих игр:

  • Предметная;
  • Сюжетно-ролевая;
  • Стереотипная;
  • Сенсорная.

Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.

Предметные игры для детей аутят
«Мячик, катись!» Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться.
«Открой – закрой» Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
«Ужин для кукол» Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо.

Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.

Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.

Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.

Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:

  • нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
  • проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
  • снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
  • введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).

Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.

  1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
  2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
  3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
  4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
  5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
  6. « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.

Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.

Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.

Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.

Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.

Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.

Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.

Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года

Видео — Занятие за столом с мальчиком с аутистизмом. 6 лет

Индивидуально-ориентированная коррекционная программа для ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

1. Пояснительная записка.

1.1 Актуальность.

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Совокупность различных негативных факторов способствует изменению мотивации образовательной деятельности у детей, снижает их творческую активность, замедляет их физическое и психическое развитие, вызывает отклонения в социальном поведении. По частоте распространенности ранний детский аутизм (РДА) находится на 4 месте среди различных видов патологии у детей. Пока не существует общепринятого похода к коррекции РДА ни в России, ни за рубежом.

1.2 Научная обоснованность.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

  • недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
  • недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители;
  • приверженность к сохранению неизменности окружающего;
  • однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
  • разнообразные речевые нарушения при РДА (эхолалия, алалия и др.)

При всем разнообразии выраженности РДА у всех детей наблюдается аффективная дезадаптация, что проявляется в неустойчивости внимания, слабости моторного тонуса, нарушении восприятия, мышления.

Теоретическую основу индивидуально-ориентированной программы составляют: теоретические и практические разработки специалистов, работающих с детьми с искаженным развитием К.С. Лебединской, О.С. Никольской, В.В. Лебединского, Е.Р.Баенской, Т.И. Морозова и других авторов. При составлении индивидуально-ориентированной программы я использовала научно-практическое пособие, разработанное кандидатом психологических наук, доцентом СПбГУ И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» (раздел «Психологическая коррекция детей с искаженным развитием»), работу С.В. Ихсановой «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками», работу Е.А. Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком и других авторов, работающих с детьми с проблемами в развитии.

1.3 Организация межпредметных связей.

Ведущим специалистом, реализующим программу, выступает педагог-психолог. Формируемые в процессе реализации программы умения и навыки у ребенка закрепляются учителем-логопедом, учителем-дефектологом при проведении индивидуальных занятий, а также родителями в домашних условиях в соответствии с рекомендациями педагога-психолога.

1.4 Цель программы.

Формирование способности к социальному взаимодействию и способности к общению, гармонизация эмоционально-аффективной сферы, формирование произвольной регуляции поведения.

1.5 Задачи программы:

Основные:

  1. Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком;
  2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
  3. Создание эмоционально положительного настроя;
  4. Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
  5. Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
  6. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм);
  7. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности;
  8. Формирование произвольной регуляции деятельности (умение действовать по инструкции, образцу, формирование навыков самоконтроля, формирование интереса к конечному результату своих действий);
  9. Развитие целенаправленных предметно-практических действий в процессе занятий;
  10. Развитие социально-адаптивных функций, коммуникативных навыков (учить ребенка приветствовать других людей, прощаться, соблюдать правила поведения, выполнять требования взрослых, способствовать обучению различным формам взаимодействия)

Сопутствующие:

Формирование пространственных представлений (уровень пространства собственного тела),

Развитие зрительно-моторной координации, зрительного восприятия (через различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и штриховка, через конструирование и работу с мозаикой и т.д.)

1.6 Адресат программы.

Ребенок старшего дошкольного возраста с РАС (3 группа РДА по классификации О.С. Никольской).

1.7 Продолжительность курса: Программа рассчитана на один учебный год: период с сентября по апрель и включает индивидуальные (комплексные) занятия с ребёнком. Занятия проходят 1-2 раза в неделю продолжительностью в 60 мин.

1.8 Планируемые результаты:

После прохождения курса коррекционно- развивающих занятий ребенок начнет вступать в активный контакт с окружающим миром, людьми. На основе этого станет возможным развитие произвольной регуляции деятельности, познавательных процессов, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, социально-адаптивных функций.

1.9 Система оценки достижения

Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью психологической диагностики, которая включает в себя: обследование ребенка по методикам «Психолого-педагогическое обследование детей раннего и дошкольного возраста» Е.А.Стребелевой, «Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст» авт. М.М.Семаго и Н.Я.Семаго Н.Я. Семаго, беседа с родителями. Первичная психодиагностика (сентябрь), итоговая психодиагностика (май).

2. Организационный раздел

2.1 Учебно-тематический план программы

Наименование раздела и тем занятий

Всего (час)

Форма
контроля

Первый этап(адаптационный) - установление контакта с ребенком

На занятиях поощряется любая, даже минимальная активности ребенка. Коррекционные воздействия на данном этапе направлены на реализацию ребенком собственных резервов. Используются разнообразные приемы, направленные на изменение аффективного состояния. Основу занятий составляют различные сенсорные игры, основанные на интересах ребенка, создание щадящей сенсорной атмосферы.

Наблюдение за ребенком в процессе занятий, беседа с родителями

Психологическая диагностика (первичная и итоговая).

Второй этап - усиление психической активности ребенка

Использование специфики поведения ребенка в процессе коррекции. Использование момента аффективного подъема у ребенка и придание ему реальный игрового эмоционального смысла (тактильные, сенсорные, музыкальные игры)

Третий этап- организация целенаправленного поведения ребенка

Формирование стереотипных действий в определенных ситуациях, приобретение самостоятельных специальных умений (игры, направленные на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши тише-тише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр.). Переход к более сложным играм и упражнениям (сюжетно-ролевые игры, игры, направленные на формирование познавательных процессов)

Итого: 30 часов

1.2 Система реализации программы по учебным годам:

Структура занятий и основное содержание структурных компонентов занятия:

Каждое занятие в программе имеет определенную структуру, включающую в себя: ритуал приветствия, основную часть занятия (игры, направленные на установление контакта с ребенком, усиление психической активности ребенка, организацию целенаправленного поведения ребенка, развитие целенаправленных предметно-практических действий в процессе занятий и т.д.), ритуал прощания. На занятиях разные виды деятельности плавно сменяют друг друга. В процессе занятия каждое действие ребенка повторяется несколько раз и закрепляется в игровых ситуациях.

Методы, используемые при реализации программы:

Программа реализуется с использованием следующих методов:

1. Психодиагностика ребенка (первичная диагностика и итоговая) с использованием следующих методик: «Психолого-педагогическое обследование детей раннего и дошкольного возраста» Е.А.Стребелевой, «Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст» авт. М.М.Семаго и Н.Я. Семаго Н.Я. Семаго, беседа с родителями.

2. Консультирование (индивидуальные консультации родителей по проблемам развития ребенка, выработке оптимального стиля общения с ним, закреплению полученных навыков в ходе реализации программы.).

3. Коррекционно-развивающая работа: проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программе.
Основными методическими средствами при организации занятий являются: различные сенсорные игры (игры с водой, глиной, крупами, красками и т.д.), игровая терапия (на начальном этапе недирективная), различные виды тактильных игр (пальчиковая гимнастика, и т.д.), музыкотерапия (прослушивание музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах), сюжетно-ролевые игры, игры и упражения, направленные на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти), произвольности поведения, пространственных представлений, дидактические игры.

Методические требования к занятиям:

Любые задания должны предлагаться ребенку в наглядной форме;

Объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, од ними и теми же выражениями;

Речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;

После выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка требует
обязательного поощрения.

Требования к условиям реализации программы:

Занятия проводятся в условиях игровой комнаты. В игровой комнате должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. Не должно быть острых тяжелых предметов, неустойчивой мебели. Количество игрушек должно быть ограничено, чтобы не отвлекать ребенка

Обязательным является идентичность обстановки занятий и постоянный специалист, работающий с ребенком, так как аутичные дети трудно приспосабливаются к новой обстановке и новым людям

Предметно-развивающая среда:

Музыкальные игрушки, материалы для сенсорных игр (песок, крупы, краски, тесто для лепки, мыльные пузыри и т.д.),материалы для творчества (пластилин, бумага для рисования, цветная бумага, цветные карандаши, восковые мелки, клей, кисточки), магнитофон;
- игрушки, соответствующие возрасту ребенка (деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы; разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши, мозаики, настольно-печатные игры: лото, разрезные картинки, доски Сегена и т.д; игрушки для сюжетно-ролевых игр, разнообразные мячи, обручи и т.д.

Система оценки достижений планируемых результатов:

Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью психологической диагностики. Психодиагностика проводится в индивидуальной форме (количественная и качественная оценка). По результатам психологической диагностики составляется итоговое психологическое заключение.

Учебная программа (приложение 1)

4. Список литературы:

  1. С.В. Ихсанова Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками С-П, Детство-Пресс, 2011.
  2. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция М.: Изд-во МГУ, 1990
  3. Е.К.Лютова Г.Б.Монина Тренинг эффективного взаимодействия с детьми СП,Речь, 2005.
  4. И. И. Мамайчук Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.:Речь, 2007.
  5. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М- М.: Теревинф, 1997
  6. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия М.: Теревинф, 2004

Заключение: После прохождения курса коррекционно-развивающих занятий у ребенка отмечается положительная динамика развития по следующим направлениям:

1. Формирование произвольной регуляции деятельности: На занятиях мальчик стал выполнять простой алгоритм действий по просьбе педагога: «Возьми стаканчик, налей воды, поставь на стол». Может сделать по образцу простые постройки «мостик», «дорожка», «диван», «домик».

2. Организация целенаправленного взаимодействия ребенка с психологом, повышение активности ребенка в процессе общения: Ребенок стал включаться в сюжетную игру: «Отвезем кирпичи на стройку, построим дом», «Мишка пошел за малиной, потом угощал друзей» и т.п. Стал привлекать внимание взрослого к своим действиям: «Посмотри на меня», «Смотри, я написал имя» и др.

3. Формирование пространственных представлений: мальчик стал показывать основные части лица, тела (глаза, брови, уши, руки, ноги, живот, спина, колени). Стал понимать «верх», «низ» относительно предметов в пространстве (например: «Брось мяч вверх», «Посмотри на полочке внизу»).

4. Развитие социально-адаптивных функций: мальчик стал здороваться, приходя на занятия. Ребенок стал обращаться к другим детям, взрослым по своей инициативе: «Здравствуй, тетя! Как у тебя дела? Куда ты идешь?» и т.п. Ребенок стал более спокойным, проявления негативизма наблюдаются реже.