Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.


Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.


Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.


Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.


Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.


Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.


Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Лепка из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.

Игрушки от 1 до 2 лет

Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.

О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.

Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:

  • Кубики.
  • Сортер с несколькими несложными отверстиями.
  • Пирамидка с 3-4 кольцами.
  • Стаканчики квадратные и круглые.
  • Коробочки разного размера.
  • Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
  • Игрушки, которые тянут или толкают.
  • Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
  • Игрушки для игры с водой.
  • Пластмассовая посуда.
  • Игрушечный телефон.
  • Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
  • Музыкальные игрушки.
  • Картонные или тканевые книжки.





  • В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
  • Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.

  • Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.

    Уход

    Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.

    Режим дня

    К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.


    Сон

    Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

    Бодрствование

    В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.


    Прогулки

    Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

    Питание

    Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

    Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.


    Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

    В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.


    Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

    Вы отпраздновали первый День рождения Вашего малыша. Каких изменений следует ожидать от растущего человечка, перешагнувшего первый год своей жизни?! Известно, что развитие детей дело индивидуальное, однако существуют общие показатели, от которых следует отталкиваться для определения нормального нервно-психического и физического развития ребенка.

    Итак, рассмотрим особенности общего развития детей второго года жизни. Этот период сопровождается интенсивным психомоторным и физическим развитием, а также более быстрым формированием условных рефлексов.

    Стабильным показателем физического развития ребенка является его рост. За первый год жизни ребенок прибавляет в росте примерно 25 см, соответственно его средний рост в 1 год составляет около 75-76 см.

    Как правило, в год ребенок уже произносит первые несложные слова, делает неуверенные шаги, пользуется предметами во время игры и понимает их названия, знает свое имя и имена окружающих его близких людей, может выполнять некоторые просьбы. На втором году у ребенка растет интерес ко всему окружающему, поэтому ему уже не хватает приобретенных навыков. Его стремление узнать и увидеть больше становится сильной мотивацией к самостоятельному передвижению и развитию речи. Например, в полтора года ходьба детей автоматизируется, и они ищут дополнительные трудности в этом процессе (преодолевают ступеньки, пробуют залазить на горки, наступают на мелкие камушки), а словарный запас ребенка к 1 году и 8 месяцев достигает 100 слов и более. По мере овладения навыками ходьбы и речи у ребенка начинает быстро развиваться память, и он лучше запоминает лица и предметы. Однако не будем забегать вперед и более подробно рассмотрим каждый этап развития малыша от года до двух лет.

    Нормы развития ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

    В этот период происходит совершенствование тех навыков, которые малыш приобрел за первый год жизни. Он с большим интересом изучает мир вокруг себя. Конечно, он еще сильно зависит от взрослых, но при этом стремится к самостоятельности и проявляет характер.

    Итак, нормой считается, если в этот период ребенок:

    хорошо ползает и от ползанья переходит к ходьбе с поддержкой (может ходить уже самостоятельно);

    самостоятельно заползает и сползает со ступенек, а с поддержкой шагает по лестнице;

    активно изучает помещения и взбирается на доступную ему мебель;

    открывает все доступные дверцы и интересуется содержимым шкафов и тумбочек, вытаскивая и рассматривая их содержимое;

    активно лепечет и проговаривает слова, которые уже знает;

    “разговаривает ” с игрушками, с которыми играет;

    пользуется различными бытовыми предметами: ложечкой, чашкой, зубной щеткой, расческой и др.;

    может самостоятельно есть густую пищу ложкой;

    охотно демонстрирует свои чувства: любовь (обнимает и целует свою любимую игрушку или любимого человека) или негативные эмоции (злится, если делать что-то против его воли);

    узнает близких людей по лицам и именам;

    позитивно относится к прогулкам;

    помогает себя одевать;

    выполняет простые указания;

    играет с мячом, кубиками, бытовыми предметами;

    достает из коробки игрушки, а потом складывает их обратно;

    пробует рисовать.

    Нормы развития ребенка от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев

    Начиная с 1 года и 3 месяцев, движения ребенка становятся более разнообразными и уверенными. В этот период малыш ходит самостоятельно и способен без поддержки приседать, наклоняться, поворачиваться и пятиться. Сначала он удерживает равновесие с трудом, поэтому падений тут не избежать и необходимо подстраховывать малыша. Однако в тоже время следует всячески поощрять его самостоятельность в преодолении трудностей. Например, если ребенок после падения старается подняться самостоятельно, то подбодрите его словами, а не пытайтесь немедленно поставить на ноги. Таким образом, у малыша быстрее будет развиваться чувство равновесия. Помните, что ходьба доставляет маленькому исследователю огромное удовольствие, а преодоление трудностей помогает ему быстрее становиться самостоятельным.

    Также в эти три месяца ребенок:

    начинает бегать, кружиться на месте, подпрыгивать;

    не присаживаясь, наклоняется, чтобы поднять игрушку;

    перешагивает через препятствия (например, брусочки) приставным шагом;

    с поддержкой легко поднимается по лестнице;

    уверенно сидит в своем стуле и может самостоятельно слезть с высокой мебели (стул, кресло и др.);

    самостоятельно кушает жидкую пищу;

    продолжает исследовать помещения и открывать все доступные двери и дверцы, а также коробки и шкатулки;

    хорошо бросает и пинает мячик (иногда, конечно, может и промахиваться);

    рисует каракули на бумаге;

    помнит названия частей своего тела, а также рисунки в книжках и с удовольствием находит их;

    правильно называет предметы и действия;

    интересуется различными конструкциями из разных кубиков или колечек и может их правильно собрать;

    отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.

    После достижения ребенком возраста в 1 год и 6 месяцев следует подвести некоторый итог его развития. Вас должно насторожить, если ребенок:

    не может выговорить ни одного связного слова;

    не может выполнить Ваших простых просьб;

    не начал ходить;

    не переживает из-за Вашего отсутствия;

    с трудом играет в простые игры.

    Перечисленные симптомы могут говорить об отставании в развитии малыша. Поэтому Вам необходимо будет безотлагательно показать ребенка специалисту.

    Нормы развития ребенка от 1 года и 6 месяцев до 2 лет

    Во втором полугодие в мире ребенка происходят важные изменения в эмоциональной сфере. Он уже уверенно держится на ногах и готов к новым исследованиям, используя родителей или других близких людей в качестве подстраховки. В этот период ребенок начинает знакомиться с окружающим и тянется к другим детям. Кроме того, малыш начинает выполнять требования взрослых и обучается элементарным правилам поведения.

    В первые три месяца второго полугодия характерны такие нормы развития:

    ребенок уже отлично ходит и хорошо бегает (почти не спотыкается);

    перешагивает и оббегает препятствия;

    поднимается по лестнице без посторонней помощи;

    уверенно подбрасывает и пинает мяч;

    пританцовывает и подпевает под музыку;

    понимает несложный рассказ по картинке и отвечает на вопросы взрослых;

    старается что-то вырисовывать;

    во время игры обозначает свои действия словами и двусложными предложениями;

    привлекает к игре других детей и взрослых;

    может сложить из кубиков предметы, например, скамейку или ворота;

    с небольшой помощью взрослых снимает шапку и ботинки;

    проявляет больше эмоций и требований.

    К началу третьего года жизни малыш уже многое умеет делать самостоятельно:

    может освоить езду на трехколесном велосипеде или педальной машине;

    самостоятельно кушает за столом;

    помогает себя одевать;

    пользуется местоимениями и прилагательными в своих предложениях;

    понимает короткий словесный рассказ взрослого;

    может подобрать по описанию предметы и различает контрастные цвета;

    воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры);

    копирует поведение взрослых;

    самостоятельно переворачивает страницы книжки и с любопытством рассматривает картинки, а также может назвать, что там нарисовано;

    с интересом смотрит мультфильмы;

    проявляет характер.

    Если ребенок не справляется с большинством из перечисленных выше вещей, то не откладывайте визит к педиатру и детскому психологу. Кроме того, уделите больше внимания малышу, обучайте его с помощью игры. Ваша любовь и поддержка помогут ребенку наверстать упущенное.

    Современная педагогика предлагает целый список методик по развитию малышей. Многие мамы пытаются следовать одной или нескольким методикам. Сложно постоянно придумывать новые занятия и игры с малышом, а методики уже включают в себя сборник готовых вариантов, которыми необходимо наполнить будни ребенка.

    От 1 до 1,5 лет ребенок любит :

    • Ходить по всей квартире, держа что-то в руках;
    • Вставать и садиться;
    • Играть, сидя на корточках;
    • Ходить по лестнице;
    • Залезать на диван, кресло;
    • Подражать вашим действиям;
    • Возражать, говоря “нет»;
    • Использовать 1-2 слова в сочетании с жестами;
    • Добиваться желаемого, быть в центре внимания, иметь слушателей;
    • Отвечать на простые вопросы;
    • Прятаться, прятать и искать спрятанные игрушки;
    • Бросать предметы с большой точностью, бросать и пинать мяч;
    • Складывать два или три кубика, создавать простые постройки и тут же ломать их;
    • Наполнять и опоражнивать сумки, коробки, ящики;
    • Играть с песком, с водой;
    • Кушать самостоятельно.

    Предоставьте ребенку от 1 до 1,5 лет:

    • Ваше внимание;
    • Время для совместной игры;
    • Место для игры на полу — хорошо, если часть места будет приходиться на пространство под столом;
    • Удобное место для ходьбы — устойчивую мебель, нескользкий пол или ворсистый ковер, надежно прижатый мебелью;
    • Детский устойчивый стульчик и столик;
    • Кубики — строить несложные постройки, загружать в машину и возить;
    • Сортер с 2-3 разными несложными отверстиями (шарик, кубик, треугольная призма);
    • Пирамидку из трех — четырех колец, которые можно нанизывать в любом порядке;
    • Стаканчики круглой и квадратной формы — строить башни, вкладывать один в другой;
    • Различные коробочки, шкатулки, старые сумки;
    • Большие игрушки для улицы — ведро, лопатку, формочки, машины с кузовом;
    • Игрушки, которые можно тянуть и толкать — разного вида каталки с вращающимися деталями, машины;
    • Большие мягкие игрушки — кормить их, причесывать, укладывать спать;
    • Предметы для игры с водой — пластмассовые чашки, лейку, водяную мельничку, плавающие игрушки;
    • Игрушки, которыми можно стучать — пластмассовый или деревянный молоток и предметы для забивания — колышки, шарики и т.д.;
    • Игрушечный телефон, пластмассовую посуду, другие бытовые предметы — расческу, губку, чтобы малыш мог играть, подражая вашим повседневным действиям;
    • Книжку из картона с простыми понятными картинками;
    • Музыкальные игрушки и простые инструменты с различным способом извлечения звука — бубен, металлофон, дудочку;
    • Его собственные тарелку, чашку, ложку — удобные и небьющиеся.

    От 1,5 до 2 лет ребенок любит:

    • Использовать в речи слова;
    • Использовать предложения из 2 -3-х, а затем и более слов;
    • Бегать, помогать по дому;
    • Утверждать “мое”;
    • Наблюдать за старшими;
    • Приходить, когда его зовут;
    • Залезать на все предметы;
    • Слушать мелодии, танцевать, двигаться под музыку;
    • Переносить и приносить предметы;
    • Рассматривать, узнавать и показывать части лица и тела;
    • Сортировать предметы;
    • Копать и размешивать;
    • Класть предметы на место;
    • Черкать на бумаге;
    • Перелистывать страницы, показывать картинки в книге;
    • Завинчивать и отвинчивать.

    Предоставьте ребенку 1,5 до 2 лет:

    • Сортер — с 3 — 4 разными отверстиями;
    • Детский магнитофон, включаемый нажатием;
    • Сумку для ношения предметов;
    • Пастель, мелки больших размеров и бумагу;
    • Книжку с картинками, где изображены простые действия: котик умывается, собачка грызет косточку;
    • Книжки с простыми знакомыми сказками;
    • Простой конструктор, простые пазлы;
    • Полки для игрушек и помощь в складывании вещей на место;
    • Пластиковые банки с завинчивающимися крышками;
    • Постоянную любимую игрушку — куклу или плюшевого мишку и набор сюжетных игрушек, руль.

    Думаю, ознакомившись со списками, Вы убедились, что это именно та база, которой необходимо придерживаться для гармоничного развития. Я, прежде чем купить дочке новую игрушку, штудирую эти списки на предмет пропущенных позиций.

    Раз уж речь идет о развитии годовалого ребенка, то следует знать к чему мы стремимся при развитии годовалого малыша — пороги развития малышей в 1,5-2 года (по данным опять же Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера) :

    • речь — к 1,5 годам словарный запас около 10 слов (фраза состоит из 1-2 слов и жеста)-> к 2-ум года словарный запас 50-200 слов (фраза становится развернутой и появляется возможность описать словами происходящее).
    • мыслительные процессы — появляется понимание связи между предметами и их функциями: веником подметают, расческой причесываются. Как следствие ребенок может предвидеть результат действий. Т.е. у ребенка появляется способность прогнозировать и он её начинает в первую очередь мысленно тестировать на всех предметах которые его окружают — он фантазирует что будет с тем или иным предметом если с ним поступить определенным образом. Если же малышу предоставить игрушки — аналоги реальных предметов то ребенок будет пытаться имитировать воображаемые ситуации на игрушках.
    • социализация — увеличение количества контактов со сверстниками по поводу игрушек и других предметов -> подражание в игре -> совместная игра.

    Ориентиры для развития

    Формирование своего подхода к развитию лучше всего начать с изучения программ развития рекомендованных Министерством образования РФ и развивающих методик. При применении методик необходимо избегать их минусов. Подробно о существующих программах и методиках читайте .

    Основной принцип развития детей любого возраста заключается в ориентации на удовлетворение возрастных потребностей. Для максимального эффекта следует отслеживать появление этих потребностей и их удовлетворять — предлагать занятия, игры и игрушки в соответствии с вскоре ожидаемыми потребностями;

    Как развивать ребенка в 1 год | Практические занятия

    Для максимального эффекта следует обеспечить развитие малыша по всем основным направлениям . В таблице приведены варианты занятий по различным направлениям.

    Физическое

    1. Занятия со специализированными снарядами. Как правило, потребность в развитии по этому направлению малыши сами восполняют, но если Вы не хотите довольствоваться малым и позволяет размер жилой площади можно приобрести спортивный комплекс. Мой выбор спортивного комплекса описан Также в посте приведены фото спортивных комплексов, которые встречаются в продаже и комментарии к ним, опыт эксплуатации с видео (Яне на видео 1,3) .
    2. Также крупномоторное физическое развитие стимулируют активные игры и игрушки (мячики, прыгуны)
    3. Мелкомоторное развитие — стимулируется при играх с , пальчиковые игры. Развитие мелкой моторки способствует развитию речи, так как стимулирует её центры, находящиеся на пальчиках.
    4. В рамках развития слуха малыша второго года можно
    5. Тактильное. Предоставляйте ребенку изучение как можно большего числа различных текстур. Например, можно Еще есть ряд полезных игр для знакомства с температурой — разложите на полу полотенца смоченные теплой и ледяной водой, предложите ребенку походить по ним. Разучите понятия теплый/холодный.

    Познавательное. Расширение кругозора и эрудиции. Этому способствует изучение окружающего мира в том числе визуальное, тактильное, комплексное посредством игр.

    1. В этом возрасте очень актуальны , в том числе описание и из методики Шичида;
    2. Для годовалых малышей существует большое разнообразие интересных книг и поэтому если правильно подобрать книги, велика вероятность уже в этом возрасте открыть радость чтения. Обзор книг для малышей размещен тут Продолжается становление отношений с близкими. Для построения гармоничных отношений важно понимать ребенка поэтому родителям рекомендуется изучить соответствующую литературу. Потребность в общении со сверстниками в этом возрасте отсутствует.

    Еще больше вариантов занятий вы можете найти в методиках развития.

    Надеюсь, прочтение этого поста позволит Вам более системно походить к развитию своего малыша.

    Если Вам понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта .

    Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.

    Показатели физического развития

    Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.

    Двигательные навыки

    Дорогой читатель!

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.

    В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития - он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы

    Развивается мелкая моторика:

    • Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
    • Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.

    Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.

    Особенности развития

    После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается - как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: ). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.

    Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем - вдумчивым, ответственным, рациональным.

    Календарные периоды

    Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей - от простого действия или умения к сложному.

    12-15 месяцев

    Вот, что может карапуз:

    • начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
    • выполнять простые просьбы - например, обнять маму;
    • пользоваться вилкой и ложкой;
    • идти вверх по ступенькам лестницы;
    • замечать забавные вещи и смеяться над ними;
    • подражать речи и действиям родителей;
    • говорить на собственном языке;
    • жестами показывать то, что он хочет;
    • хлопать в ладоши;
    • помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
    • быстро ползать;
    • ходить, опираясь на мебель;
    • без чьей-либо помощи снимать носки;
    • делать несколько шагов без поддержки;
    • понимать простые просьбы;
    • замечать реакцию родителей на его действия;
    • уверенно стоять;
    • ходить, держа маму или папу за руку;
    • качать головой, давая отрицательный ответ;
    • пить из кружки;
    • пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;


    Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения
    • помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
    • наклоняться за упавшим предметом;
    • узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
    • поднимать более тяжелые предметы;
    • играя в мячик, катать его вперед и назад;
    • подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
    • вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
    • показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
    • бегать;
    • обозначать требование тишины жестом «тссс»;
    • «помогать» маме по дому.

    15-18 месяцев

    • переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
    • испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
    • уверенно ходить;
    • петь и делать это с наслаждением;
    • истерить, если чем-то недоволен;
    • пятиться спиной;
    • забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
    • говорить до 15 различных по смыслу слов;
    • самостоятельно снимать носки или штанишки;
    • спать один раз в день после обеда вместо двух;
    • быстро бегать;
    • сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: );
    • играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
    • складывать из слов фразы;
    • самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
    • уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
    • чистить зубки под присмотром родителей;
    • говорить понятнее для взрослых.


    Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту

    18-21 месяцев

    • говорить около 50 слов;
    • понимать значение около 200 слов;
    • составлять из слов простые предложения;
    • самостоятельно снимать одежду;
    • , контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
    • умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
    • знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
    • имитировать больше действий взрослых - например, выбрасывать мусор в ведро;
    • строить из кубиков башни;
    • давать описания несложным рисункам из книг;
    • открывать и закрывать в доме и шкафах двери.

    21-24 месяца

    • проситься в туалет;
    • быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
    • повторять все за другими людьми;
    • собирать несложные пазлы;
    • проводить прямую линию;
    • спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
    • различать холодно - жарко, много - мало, большой - маленький;
    • надевать и снимать одежду самостоятельно;
    • различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
    • прыгать;
    • понимать хорошее и плохое (поведение, слово).

    К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение - проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: )

    Как подавать информацию?

    После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него . Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: ). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.

    Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге - когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.

    Отклонения в развитии

    Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:

    • к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
    • не стремится имитировать действия взрослых;
    • достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
    • в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
    • в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: ).

    Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.

    Здравствуйте, дорогие читатели!

    Сегодня тема нашей беседы – развитие ребенка после 1 года. Какие особенности развития крохи в данном возрасте? Что малыш должен уметь и как помочь ему правильно развиваться? Порассуждаем вместе.

    Итак, совсем недавно карапуз отметил первый день рождения (о навыках ребенка в год мы говорили ). Он подрос, и полон любопытства. Развитие ребенка, в том числе и психомоторное, напрямую зависит от ежедневного общения с мамой и другими членами семьи. Именно правильная, постепенно усложняющаяся коммуникация с чадом – это прекрасная основа для гармоничного развития его движений и психики. И наоборот, недостаток внимания, так называемая педагогическая запущенность в состоянии резко замедлить процесс изучения окружающего мира.

    Конечно же, мамы хотят, чтобы их детишки развивались согласно возрастным нормам. Но не стоит паниковать, если кроха чуток «не дотягивает» до уровня своих ровесников. Ведь даже годовалый малыш – уже неповторимая личность! И нужно просто немного больше терпения и внимания к малышу.

    Давайте подробнее рассмотрим нормы развития ребенка после года по месяцам.

    Физическое развитие малыша после года

    Большинство деток после года начинают ходить. Не стоит торопить кроху учиться ходить только из-за того, что его ровесники уже пошли. Ведь ходьба для карапуза – очень непростой навык. Но его природное любопытство и стремление к познанию непременно заставят кроху сделать первые шаги. И в этот момент ему очень нужны поддержка и одобрение родителей.

    1 год – 1 год 3 мес.

    В этот период карапуз может:

    1. Быстро ползать;
    2. Приседать, поворачиваться, наклоняться, останавливаться во время ходьбы;
    3. Во время ходьбы нести мячик в руках;
    4. Перелезать через бревно;
    5. Уверенно сидеть на своем стульчике;
    6. Залезать на диван и невысокие кресла;
    7. Пытаться катать мячик, пинать его ножкой;
    8. Влезать на лесенку в 1 м, спускаться с нее приставным шагом;
    9. Открывать и закрывать дверцы шкафчиков в зоне досягаемости.

    1 год 3 мес. – 1 год 6 мес.

    Сейчас карапуз может:

    1. Ходить достаточно хорошо, как прямо, так и огибая предметы, по кругу, перешагивать препятствия;
    2. Одной рукой бросать мячик на расстояние в полметра;
    3. Одной ручкой бросать маленькие мячики на расстояние 40 см в крупную цель;
    4. Не держась руками, подниматься на высоту 10 см, и спускаться с нее;
    5. Глядя под ноги, бегать;
    6. Держать игрушку при ходьбе;
    7. Вставать уверенно без опоры;
    8. Подниматься по лестнице с опорой, за руку взрослого или придерживаясь за перила;
    9. Садиться самостоятельно и сидеть на лавочке или стуле;
    10. Катать коляску перед собой;
    11. Тянуть игрушку на веревке за собой при ходьбе;
    12. Уверенно есть ложкой густую пищу;
    13. Пробует бросать мячик вверх, вперед и вниз;
    14. Пытается чертить, удерживая в руках карандаш.

    1 год 6 мес. – 1 год 9 мес.

    Малыш в этом возрасте умеет:

    1. Свободно и быстро бегать;
    2. Поднимать игрушки с пола, не падая при этом;
    3. С легкостью залезать на стул и диван, спускаться обратно;
    4. Подниматься и спускаться самостоятельно по наклонной поверхности;
    5. Бросать в цель маленькие мячики на расстоянии в полметра;
    6. Влезать на 1,5-метровую лесенку и слезать с нее;
    7. Учится пользоваться вилкой, сам ест любую пищу ложкой.


    1 год 9 мес. – 2 года

    Кроха в этом возрасте должен уметь:

    1. Ходить на цыпочках 3-5 шагов без поддержки;
    2. Подниматься и спускаться по лесенке самостоятельно;
    3. Руками играть в мячик;
    4. Уверенно держать карандаш в руках и чертить;
    5. При еде правильно держать ложку, есть самостоятельно из тарелки, пользоваться вилкой, пить из чашки;
    6. Преодолевать препятствия в виде ямки или камня;
    7. Пытается прыгать и хорошо бегает.

    Речевое развитие ребенка после года

    На втором году жизни начинается интенсивный этап развития речи малыша. Он пока не умеет говорить фразами, но уже вполне может объяснить свое желание в данный момент. Кроха активно накапливает словарный запас, запоминая все услышанное. Поэтому в данный период родителям очень важно как можно больше говорить с ребенком, не переворачивая слова и не сюсюкая. Ведь наша речь – это пример правильного общения для крошки.

    1 год – 1 год 3 мес.

    Карапуз умеет:

    1. Находить и приносить по просьбе мамы предмет или игрушку;
    2. Называть имена мамы и папы, родственников;
    3. Выполнять простые инструкции мамы: найди игрушку, иди кушить и т.п.;
    4. Знает названия некоторых предметов одежды, игрушек;
    5. Говорить целыми предложениями из неразборчивых слов;
    6. Проявлять свои эмоции с помощью слов и возгласов.

    1 год 3 мес. – 1 год 6 мес.

    В этом возрасте ребенок уже может:

    1. Выражать возбуждение, удовольствие и любовь звуками и жестами;
    2. Понимать несколько простых фраз;
    3. Говорить около 15 слов;
    4. Показывать на себе минимум 3 части тела по просьбе взрослого;
    5. Учится выполнять двухэтапные инструкции типа «иди в комнату и принеси зайку»;
    6. Использовать минимум 8-9 активных слов;
    7. В некоторых случаях – произносить первые фразы из двух слов;

    1 год 6 мес. – 1 год 9 мес.

    Ваш карапуз в этом возрасте может:

    1. Четко выполнять двухэтапные инструкции;
    2. Отличать понятия «маленький» и «большой»;
    3. Активно использовать в речи более 20 слов;
    4. Начинать выполнять трехэтапные поручения: пойди в комнату, возьми зайчика и положи его в коляску;
    5. Проситься на горшок, а также просить кушать и пить.

    1 год 9 мес. – 2 года

    На данном этапе Ваше чадо должно уметь:

    1. Называть несколько частей тела;
    2. Употреблять в речи слова «мы» и «ты»;
    3. Составлять предложения из трех слов самостоятельно;
    4. Говорить «я» о себе: «Я пошел», «Я сам»;
    5. Во время игры разговаривать с ровесниками;
    6. Понимать почти всю речь мамы и папы;
    7. На вопрос: «Как тебя зовут» называть свое имя;
    8. Активно спрашивать маму и папу: «Что это?», «Кто это?»;
    9. Иметь словарный запас не меньше 100 слов.


    Психическое развитие малыша после 1 года

    1 год – 1 год 3 мес.

    А сейчас давайте посмотрим, как проходит психическое развитие ребенка в этом возрасте, что он умеет:

    1. Обнимать и целовать любимых родных;
    2. Выражать свои эмоции и чувства открыто;
    3. Подражать разговору по телефону;
    4. Пытаться копировать манеру и поведение мамы и папы;
    5. Различать людей, которые ему хорошо знакомы;
    6. Учится понимать понятия «съедобное» и «несъедобное»;
    7. Строить башенку из двух кубиков;
    8. Часто использовать указательный жест;
    9. Рассматривать книжку с картинками самостоятельно или вместе с родителями.

    1 год 3 мес. – 1 год 6 мес.

    Малыш в этом возрасте может:

    1. Строить башенку из 3-4 кубиков;
    2. Самостоятельно действовать с игрушками;
    3. Собирать правильно пирамидку из 5 колец;
    4. Всячески подражать взрослым;
    5. Играть в игры со вкладышами;
    6. Отличать понятия «большой» и «маленький»;
    7. С интересом разглядывать картинки.

    1 год 6 мес. – 1 год 9 мес.

    Теперь карапуз уже может:

    1. Различать три формы: шар, куб, кирпичик;
    2. С радостью слушать детские стишки и песенки;
    3. Строить башенку из 4-5 кубиков;
    4. Копировать движения родителей во время игры;
    5. Вкладывать 2 геометрические фигурки при игре с вкладышами;
    6. Черкать карандашиком в пределах листа;
    7. Освоить целый длинный ряд действий в игре, а не просто туда-сюда катать машинку;
    8. Переворачивать странички в книге по одной.

    1 год 9 мес. – 2 года

    В данном возрасте карапуз уже может

    1. Собирать пирамидку из 6-8 колечек;
    2. Строить башенку из 7-8 кубиков;
    3. Играть, используя воображение;
    4. Много раз слушать любимые сказки;
    5. Играть простым конструктором;
    6. Различать 4-6 геометрических форм;
    7. Общаться с ровесниками, зачастую еще невербально;
    8. Активно исследует окружающий мир;
    9. С удовольствием разглядывает книжки с картинками, переворачивая странички по одной;
    10. Учится играть в ролевые игры.

    Вот мы и рассмотрели основные нормы развития малышей после года по разным сферам развития. Радуйтесь всем успехам и достижениям Вашего ребенка, почаще с ним играйте, смотрите обучающие видео по развитию ребенка, в том числе советы доктора Комаровского, читайте книги и статьи специалистов. И все обязательно будет хорошо! Счастья Вам и Вашей крохе!

    Если Вам нравится наша статья, не забудьте порекомендовать ее знакомым. И оставайтесь всегда с нами – Вас ждет еще много всего занимательного!

    Вам также могут быть интересны другие статьи .