Есть такое направление в психологии, как графология . Так вот ее представителям достаточно всего-лишь беглого взгляда на рукопись, чтобы определить каким характером обладает человек написавший ее и в каком эмоциональном состоянии он в тот момент находился. Графологи считают, что манера написания букв - зеркало всего . По буквам можно довольно многое узнать о человеке, а изменив почерк - изменить даже .

Сила нажима на ручку выдает степень эмоционального возбуждения: чем сильнее человек давит на перо, тем выше внутренний накал. Более того, каждая буква в почерке "отвечает" за определенную черту характера. По размеру букв, наклону, другим особенностям написания графологи с точностью до 90% составляют психологический портрет человека. И при знакомствах с людьми советуют нам обращать внимание на несколько самых существенных особенностей почерка, о которых мы и поговорим дальше.

О чем говорит почерк человека

Наклоны в почерке
Почерк нарочито прямой, когда буквы стоят на бумаге, как солдаты в строю, выдает самовлюбленных личностей, не интересующихся мнением окружающих. Правши пишут с наклоном вправо, - влево. Но есть один важный нюанс. У человека с "бегущим" почерком (сильный наклон вправо) день, как правило, расписан поминутно, он постоянно в движении, свободное время всегда в дефиците. Впрочем, иногда это говорит о попытке убежать от самого себя. Сильный наклон влево присущ обидчивым и злопамятным людям, вечно не довольными другими и собой. Оптимальный же вариант - это небольшой наклон вправо. Такие люди обычно поступательно движутся вперед, и не опережая события.

Что могут рассказать соединения букв в почерке
Подчеркнуто слитное написание букв в словах - примета людей с очень высокой степенью исполнительности. Они всегда скрупулезно выполняют поручения на работе, в личных отношениях никогда не предадут. Но если решат разорвать отношения, скорее всего, уже не передумают. Иногда такие люди излишне консервативны. Разрывы между буквами в словах делают более гибкие личности, способные в процессе жизни менять приоритеты, цели и задачи. Такой стиль поведения графоманами считается более располагающим к саморазвитию и . Редко, но все же встречается "рваный" почерк, в котором практически все буквы стоят обособленно. Это признак необязательных людей: больше всего в жизни они ценят свободу, ненавидят систему и обычно не приживаются в корпорациях.

О чем говорят острые углы в почерке
Графологи рекомендуют свести к минимуму общение с правшами, почерк которых клонится влево, а верх всех букв сильно заострен. Часто такие люди способны на подлость, их хлебом не корми, дай сделать какую-то пакость соседу или коллеге. К тому же они обидчивы и злопамятны. Острый верх почерка - еще и признак закрытых людей, не доверяющих миру. Наличие треугольных нижних хвостиков у маленьких прописных букв "з", "д", "у" говорят о злопамятности и недовольстве собой. Особенно опасно иметь дело с людьми, прописывающими большой треугольный хвостик букве "з". Злобные скандалисты - по-другому их не назовешь.

Диагностика буквы "Т" в почерке
По написанию буквы "т" графологи определяют способность человека к обучению и практикуемый им тип принятия решений. Все, кто пишет данную букву по-школьному, реже полагаются на интуицию. Обычно для принятия решений они собирают максимальный объем информации и только потом делают свой выбор. Таким людям требуется больше времени на переучивание, они не слишком открыты к чему-то новому, да и переубедить их в чем-то практически нереально. Усвоив что-то однажды, они будут стоять на этом до конца. Школьная "т" с горизонтальной черточкой сверху - символ неуверенности в себе, попытка придать вес своим решениям и знаниям. А вот модернизированный вариант "т" (палочка, а сверху шляпка) говорит о предрасположенности к здоровому риску, быстрому анализу ситуации и быстрому обучению. Интересно, что печатная "т" со скошенной вправо шляпой в исполнении врачей выдает тех, кто не уверен в поставленном диагнозе. Заметив такую букву в свежевыписанном рецепте, возможно, есть смысл сходить для подстраховки к другому специалисту.

Изменяя почерк мы изменяем характер

Чем человек старше, тем сложнее изменять его почерк, а соответственно и его характер . И все-таки с помощью графотерапии-психокоррекции личности с помощью изменения почерка - можно стать гораздо лучше, гибче, успешнее. Если вы давно хотели изменить какую-то свою черту характера, усилить ее или, наоборот, ослабить, начните именно со своего почерка. И вскоре сами удивитесь переменам в себе.

«Человек может солгать, притвориться, отречься… Портрет может его изменить и сделать красивее, может лгать книга или письмо. Но в одном все же человек неотделим от своей сущности — в почерке. Почерк выдаст человека, хочет он этого или нет: почерк неповторим, как и сам человек, и иной раз проговаривается о том, о чем человек умалчивает», — писал Стефан Цвейг.

У каждого из нас про запас есть три варианта почерка. «Парадный» — тщательный, которым мы пишем заявление о приеме на работу. «Радостный» — торопливый, размашистый, которым мы пишем записочки близким людям. И «домашний» — небрежный, ленивый для ведения личных записей. Особый вид почерка – «страстный», которым в древности писали любовные письма, да и теперь тоже пишут иногда.

Особенное внимание стоит обратить на нажим букв в почерке. Сильный нажим говорит о том, что человек чрезмерно энергичен, активен, любит демонстрировать силу. Умеренный нажим показывает сильньную волю и готовность добиваться реализации своих планов.

Неровный, импульсивный нажим укажет на то, что человек не доводит начатого до конца, впечатлителен, излишне эмоционален, может быть творческой личностью. Неровный и как бы истеричный, переходящий из очень сильного в очень слабый показывает неуверенность, склонность к постоянным колебаниям.


Наклон вправо на 40-45 градусов считается нормой и говорит об определенной выдержке, выносливости и сдержанности в чувствах. Чем сильнее наклон, тем в большей степени чувства неподконтрольны человеку. Если наклон не превышает 10 градусов, можно говорить о патологии.

Опрокинутый влево на 125 градусов почерк говорит о несоответствии личных намерений человека и условий его жизни. Также он выдает упрямство, своенравность, в некоторых случаях намекает на то, что человек воспитывался в интернате, детдоме.

Часто в письмах встречаются особенности — сленговые выражения, описки, привычные для человека. Зная, что пишет неправильно, он упорно повторяет эту ошибку или в официальном письме применяет сленговое словечко.

Римский император Август, правивший в 63 году до нашей эры, увлекался подобными вещами. В указах он употреблял слова «дубина» и «дурак», а вместо «чувствовал себя плохо» писал «глядел свеклой». Все это он считал своей августейшей привычкой, наравне с обязательным отдыхом после обеда и легким завтраком по утрам.


Он никогда не разделял слов и не делал переносов, выдумав свои собственные правила, согласно которым строка должна кончаться полным словом. В 1671 году в Базеле по его правилам была первый и последний раз выпущена книга.

Август считал, что орфография выдумана чудаками, а писать надо так, как говоришь. По мнению известного графолога Дебарроля вышеперечисленные примеры являются признаком независимого характера и смелости. И действительно, Август принимал участие в боях, из которых выходил победителем. Народ называл его смелым и мудрым правителем.

«Пишите письма мелким почерком», — в наш обиход настолько вошла эта фраза, что мы и не задумываемся, что такое действительно мелкий почерк. Дебарроль считал, что мелким можно назвать тот почерк, у которого ширина букв превышает высоту. Такой почерк, утверждал он, говорит о сдержанности, расчетливости, самообладании и наблюдательности.

Крупный почерк тот, у которого высота букв больше ширины. Он выдает непрактичность, желание выдвинуться, чувственность, легкомысленность. Сжатый почерк — словно приклеенные друг к другу буквы говорит о расчетливости, доходящей до жадности, и об узости мышления.

Бальзак и Цвейг часто использовали для характеристики патологической жадности человека описание его почерка, так сжатого, словно буквы приклеились друг к другу. Зато смелые, независимые, щедрые и творчески одаренные герои их произведений «писали» исключительно размашистым почерком.

Ровность линий и строк, умеренное расстояний между словами, равномерность нажима указывает на то, что писавший обладает волей и выдержкой. Строчки отклоняются от ровной линии вверх — у человека несколько завышена самооценка, он оптимист и романтик, и иногда бывает наивным до глупости.

Отклонение правого края строки вниз указывает на склонность драматизировать события, депрессивность, пессимизм. Дугообразные строки на чистом листе бумаги, говорят о пластичности характера, и если по другим предсказательным техникам есть этому подтверждение, можно говорить о том, что за кусок хлеба человек продаст все на свете.

Интересна ситуация, при которой человек на линованном листе бумаги пишет, отклоняясь от строки. Если при этом строка поднята на несколько миллиметров от линии тетради, можно предположить, что человек в любой ситуации имеет свое мнение, он настойчив, деспотичен, всегда старается подчинить себе партнера.


Почерк отдельного человека не представляет собой чего-то застывшего, раз и навсегда законченного. Под влиянием социальных условий, настроения может меняться не только почерк, но и стиль письма. Ситуации, связанные с ломкой личности, меняют почерк до неузнаваемости — буквы становятся квадратными и заметно различаются по величине.

Письма с фронта или из плена часто пишутся почти печатными буквами так, что буквы не соединены между собой, и с большими пробелами между словами — верный признак разобщенности и угрозы распада личности.

Доктор Попялковский, потративший половину жизни на изучение аномалий почерка людей, утверждает, что в тех случаях, когда испытуемые находились в состоянии материальных лишений, отмечалось некоторое злоупотребление точками, зачеркиваниями, повторением написанных ранее слов.


Эмоциональный кризис характеризуется зауживанием букв и преувеличением расстояния между словами, поскольку любой эмоциональный спад возникает из-за того, что человек сталкивается с ситуацией, которую не может принять.

К примеру, письмо Бетховена, датированное 1818 годом. Композитор уже болен и принял ситуацию, которая заставила его в большей степени заниматься теоретической работой, чем концертной деятельностью. Строки бегут широко и в разрядку, на социальные трудности указывает преувеличенное расстояние между словами и строчками, слишком крупные буквы.

Это говорит о том, что, несмотря на кризис, человек полон творческих планов и надеется на улучшение. Сильный нажим напоминает, что Бетховен еще полон сил для борьбы. Несмотря на то, что письмо написано впопыхах, строки ровные, что указывает на сильную волю к победе и здоровое восприятие действительности.


По письму же от 1822 года, даже не читая содержания, можно сделать вывод о том, что жизнь композитора стала тяжелее: буквы сузились и почерк сделался мельче. Но в то же время — это нестабильность в стабильности: ровные строчки. Текст расположен на одном листе, а раньше Бетховену понадобилось бы тетрадка для подобного письма. Это значит, материальное положение композитора ухудшилось.

Несколько лет назад в прессе появилась информация о том, что царь Александр I и старец Федор Томский – одно лицо. И установили это графологи по почерку обоих мужчин. По официальной версии, Александр I скоропостижно скончался в 1825 году в возрасте 47 лет от брюшного тифа.

Похороны прошли очень быстро, что породило немало легенд. Главная из них — умер двойник царя. А сам государь оставил пост ради служения вере и еще долго жил отшельником в Сибири под именем Федор Кузьмич.

Долгие годы историки считали это вымыслом, хотя многие отмечали схожесть старца с Романовым, а также его образованность и утонченные манеры. И вот, наконец, президент русского графологического общества Светлана Семенова сопоставила почерк императора и рукописи святого. Ее вывод: их написал один человек.

Кстати, знаменитый юрист Анатолий Кони еще в начале ХХ века, сравнив два этих почерка, утверждал, что «письма писаны рукой одного человека».

Использованы материалы статьи Сергея Бородина

Ваша записка в несколько строчек. Определение характера человека по почерку - наука графология.

Приходилось ли вам обращать внимание на существование определенной связи между почерком человека и его характером? Дело не только в том, что люди аккуратные пишут, как правило, без помарок, а экономные выводят такие мелкие буковки, будто и впрямь им жалко чернил…Такими бытовыми наблюдениями никого не удивишь, а ведь существует целая наука, изучающая почерк. Она называется «графология».
Было время, когда о графологии говорили с презрением, считали ее выдумкой и шарлатанством. Однако факты - упрямая вещь, и постепенно выводы графологии стали использоваться в медицине и криминалистике. Оказалось, что, изучая почерк, можно многое сказать о психологическом состоянии человека, его отношении к себе и окружающим.
Конечно, на страницах газеты невозможно раскрыть все методы, которыми пользуются графологи-профессионалы. Да и стоит ли это делать? Мне кажется, целесообразнее будет познакомить читателей с несколькими простейшими приемами, чтобы каждый, получив послание или записку от незнакомого человека, мог с первого взгляда разобраться, с кем имеет дело.

Итак, представьте, что вы держите в руках текст для исследования.

С чего начать анализ? Прежде всего, обратите внимание на поля. К сожалению, о них давно уже перестали упоминать даже в школе. Тем не менее, правила этикета требуют, чтобы поля располагались слева от написанного текста и имели ширину около 3 см. Таково общее положение, а на практике зачастую все бывает по-иному.
Маленькие, шириной не более 1см. поля оставляют люди, склонные к размеренной семейной жизни. Широкие – встречаются у деятельных или хвастливых натур, а также у тех, кого мы в шутку называем « барами». Нередко нормальное, казалось бы, поле начинает понемногу сужаться к концу листа. Если в тексте такого письма сулят золотые горы, не верьте обещаниям. Человек, писавший это, бережлив до скупости. Кроме того, он эгоистичен, но имеет настолько сильное самообладание, что способен до поры до времени скрывать отрицательные черты своего характера.

На мой взгляд, следует остерегаться и другой крайности: людей, склонных постепенно расширять поля при письме. Даже, несмотря на то, что такие натуры обыкновенно бывают щедры и доброжелательны, в их расположении скрыт существенный изъян – расточительство. Следуя этой своей страсти, они легко «подставляют» себя и других, а потому, общаясь с ними, необходимо всегда быть настороже.
«Но, скажете вы, нередко приходится иметь дело с почерком, в котором строки похожи на спортсменов-бегунов: одни вырвались вперед, другие отстают…»Действительно, вы правы. Это так называемый «растрепанный» или «пляшущий» почерк. Он характерен для людей беспечных, целый день проводящих в делах и хлопотах, которые, увы, не дают никакого результата. В загородной поездке или за праздничным столом обладатель «пляшущего» почерка будет самым незаменимым членом компании. Но не стоит полагаться на него в делах: скорее всего этот человек подведет вас, сам того не желая.

Уж если на кого и опираться, так это на людей, которые даже на нелинованной бумаге пишут ровно и прямо. В крайнем случае, обратите внимание на тех, чьи строки невольно поднимаются к верху. Это люди решительные, уверенные в собственных силах, способные при любых обстоятельствах спокойно и аргументировано отстаивать свою точку зрения. У них сильно развито чувство долга. Но помните: чем очевиднее подъем строки, тем сильнее владеют человеком тщеславие и честолюбие. Именно они являются основным двигателем всех его поступков.
Только не надо думать, что, столкнувшись со строками, направленными вниз, вы уже можете обойтись без помощи графолога. Такие строки характерны для людей мечтательных, мягких и чувствительных. Они не склонны обращать внимание на постоянные неудачи, не будут ради карьеры ломать жизнь себе и другим. Это цветы, сохраняющие свою красоту под натиском житейских бурь. И если кто-нибудь спросил бы у меня совета при вступлении в брак, он мог бы услышать в ответ: «Обладатель ровного почерка! Женись на девушке, в чьей записке строки стекают книзу. Вас ждет тихая семейная жизнь, полная прекрасных мечтаний и восхитительных радостей взаимной любви».

За семью печатями?

Если же ваша семейная ладья уже плывет по волнам жизни и у вас есть дети-школьники, то вам, вероятно, известно, сколько сил нужно потратить, чтобы научить их писать четко и ровно, как требуют прописи. Мне, конечно, не хотелось бы вас разочаровывать, но…время, «проглоченное» уроками чистописания, можно считать потерянным зря. Красота почерка складывается из наклона, нажима, величины и ширины букв. А эти факторы определяются, прежде всего, психологическими особенностями личности, и никакие прописи не в состоянии его изменить.
Почерк ребенка непосредственно зависит от состояния его внутреннего мира , а потому графология, на мой взгляд, может оказаться полезной при решении некоторых педагогических проблем. Проделайте следующий эксперимент. Возьмите тетради своего ребенка и присмотритесь, дописывает ли он строки до конца. Обнаружив пробелы, оставленные как бы из боязни перенести слово, постарайтесь узнать, что беспокоит, а может быть, даже пугает вашего ребенка. Страх - единственная причина «дырок» на концах строк! С другой стороны, заполнение строк « под завязку» тоже неблагоприятный знак. Он появляется в тех случаях, когда человек имеет острую потребность выговориться, но молчит из опасения быть непонятым.

Внутреннее беспокойство может также проявляться и в наклоне букв. Если он постоянно меняется, если буквы стоят, как лес после урагана, то нет сомнений – вы имеете дело с человеком неуравновешенным. Иногда, правда, люди сами не осознают, в каком тяжелом состоянии они находятся. В этом случае изменение почерка можно считать таким же симптомом нервного расстройства, как нарушение сна или координации движений.

Но вернемся непосредственно к почерку.

Практически всех людей можно разделить на две большие группы.

К первой относятся те, кто пишет мелко, ко второй , соответственно, те, кому свойственно писать крупные буквы. Обладатели мелкого почерка, как правило, наблюдательны и хладнокровны. А в случае, если буквы на концах слов обрываются отвесно, то ко всем перечисленным признакам следует добавить также осторожность и критическое отношение к своим поступкам. Вы не в восторге от нарисованного мною портрета? Вам кажется, что обладатель мелкого почерка похож на человека-машину? Не торопитесь с выводами. Трудно найти более спокойного супруга или заботливого сына, чем тот, кого вы сгоряча чуть было не окрестили «машиной».

Другая характерная черта, присущая почерку практически каждого человека - это ширина букв. Если она чуть-чуть превышает обычную, то перед вами человек умный, энергичный и деятельный. Но чем шире разбегаются на письме буквы и слова, тем беззаботнее и беспечнее становится характер писавшего. Общительность переходит в привязчивость, щедрость – в расточительство, непринужденность оборачивается поверхностным взглядом на вещи. И вот уже перед вами не счастливый и надежный компаньон, а беззаботный весельчак, размашисто выводящий на бумаге слова, о значении которых он вряд ли задумывается.

И, наконец, мне хотелось бы обратить ваше внимание на такую забавную особенность, как существование обратного наклона . То есть встречаются люди, которые ставят буквы под углом не слева направо, как большинство, а наоборот. Такой почерк сразу же привлекает внимание. Он говорит о чопорности и хитрости своего владельца. Как правило, эти люди оказываются скрытными и мало доверяют окружающим. Они живут в собственном мире, будто внутри какой-то скорлупы, и нет ничего удивительного, что со временем в их характерах развиваются деспотические черты и привычки. Однако даже у этих сильных натур есть уязвимое место: они боятся собственного чувства. Наивно ждать любовного объяснения от юноши с таким почерком; во взрослой жизни ему будет легче погулять с собакой или сходить в магазин, чем поиграть с детьми; а в старости, вероятно, он предпочтет коротать дни в тоскливом одиночестве… И это все из-за боязни показать, насколько в действительности ему дороги родные и любимые люди.

Всего лишь одна буква…

Как известно, знаменитый сыщик Шерлок Холмс не обладал какими-то сверхъестественными способностями. Он просто умел наблюдать и анализировать мелкие, на первый взгляд, совсем непримечательные факты. Сегодня вы имеете уникальную возможность почувствовать себя в роли Холмса, ибо наблюдательность – главное, что требуется от графолога, когда от анализа текста он переходит к исследованию отдельных букв.

Начнем с верхней перекладины, той самой, которая венчает такие заглавные буквы, как П, Т, Б, и Г. Если свободный, правый край ее сильно загнут кверху или образует петлю, вы имеете дело с гордым, но весьма предприимчивым человеком. Редкое, согласитесь, сочетание. Гораздо привычнее для глаза прогибающаяся, как бы готовая взвиться вверх перекладина. Она означает… насмешливость. Более того, человека, имеющего подобный навык письма, можно было бы даже назвать бесхарактерным в том смысле, который подразумевает известная пословица: «Ради красного словца не пожалеет и отца». Эти люди также упрямы, и, вступая с ними в деловые или личные отношения, не пытайтесь сделать ставку на их самолюбие. Как правило, такой шаг приводит лишь к обратному результату.

Теперь обратим внимание на левый край перекладинки. Здесь по правилам чистописания должна быть петля, этакий витиеватый или строгий росчерк. Кроме перечисленных выше букв, он имеется также в написании В, К, Н, Ю и других. У людей смелых и решительных росчерк начинается с толстой точки, у деятельных кончик петельки как бы прячется в перекладине, а позеры и любители внешнего лоска делают столько витков, что даже задевают основные, вертикальные штрихи буквы.

Кстати, соотношение вертикальных и горизонтальных штрихов – важнейший показатель для анализа почерка . Именно он открывает умение человека властвовать собой. Во всех случаях, когда перекладина венчает букву, не касаясь других ее элементов, можно почти наверняка утверждать, что писал человек сильный и даже деспотичный, причем не только по отношению к другим, но, прежде всего к себе самому. Люди подвижного, жизнерадостного характера, как правило, подводят вертикальные штрихи вплотную к горизонтальным, будто ставят стены дома под плоскую крышу. А нерешительные, напротив, компенсируют недостаток силы воли красивым и энергичным росчерком, который как бы перерезает букву.

Вероятно, кто-то из читателей удивится, узнав, что ровный, приятный почерк в графологии отнюдь не считается показателем столь же ровного, счастливого характера . Почему? Это не трудно объяснить. Стараясь писать «как на картинке», люди тренируют руку, а вместе с ней и характер. Им приходится и в душе, и на письме подавлять свою индивидуальность, постоянно контролировать себя, спрашивая: «Правильно ли я делаю? Получается ли у меня так же, как у всех?» Уверяю вас: человек, добившийся каллиграфически четкого почерка, научил себя мыслить и поступать, «как все». Не ждите от него ярких, неординарных решений, не надейтесь, что однажды он придет к вам с конструктивными предложениями, - этого не произойдет никогда. И все же, несмотря на то, что у обладателей красивого почерка начисто отсутствует инициатива, не стоит ставить крест на их карьере. Эти люди оказываются незаменимы при выполнении работ, требующих терпения, аккуратности и педантичной исполнительности.

Однако вернемся к написанию букв . Надеюсь, вам приходилось замечать, что некоторые люди, начиная писать, делают небольшой предварительный штрих в начале слова. Эта особенность свойственна спорщикам и тем, кому дух противоречия буквально не дает покоя. Если бы мне пришлось создавать совет директоров, то в нем среди прочих обязательно оказался бы человек, начинающий писать с предварительного штриха. А все потому, что, помимо отрицательных качеств (с которыми, кстати, вполне можно смириться), этим людям свойственны предприимчивость и поистине удивительная находчивость.
В моем совете директоров заседал бы непременно и тот, кто делает полные, круглые крючки у таких строчных букв, как Т, Ш, И, П, М, и подобных им. Только сильные и энергичные люди способны на такое. Конечно, их невозмутимое спокойствие порой может помешать делу, но, без сомнения, они сумеют по достоинству оценить положительные качества своих коллег. Например, изобретательность тех, кому свойственно на письме обрывать каждую букву так, как будто она не является частью слова, а существует самостоятельно.
Таковы в целом выводы графологии. Однако не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять простую истину: не следует судить о характере человека, имея перед глазами одну-единственную букву . Проанализируйте текст в целом, выявите наиболее типичные для данного почерка особенности, и тогда вам не придется жалеть о поспешности и односторонности своих выводов.

Академик И. М. Сеченов утверждал, что любые представления человеческой психики отражаются в движении тела. Почерк является одной из разновидностей движения, служащей письменным отражением поведения и внутренних качеств личности. Впервые изучение почерка как инструмента исследования личности началось в XVII веке итальянским доктором Камилло Бальди, а начиная с XX века и до наших дней, является целой наукой, с помощью которой возможно определить характер человека по его почерку.

Графология – наука, целью которой является определение характера по почерку с помощью графологической экспертизы как метода психологической диагностики. Многие люди считают, что аккуратность письма свидетельствует о гармоничности внутреннего мира, а неразборчивый почерк говорит о преобладании негативных качеств характера человека. Такие оценки имеют мало общего с настоящей диагностикой характера по почерку, о которой вы узнаете в этой статье.

Многих интересует вопрос о том, насколько достоверно можно установить связь между характером и почерком по конкретному письменному экземпляру, если эмоциональное состояние человека постоянно меняется и влияет на характер письма. Именно эта особенность демонстрирует тесную связь почерка с психофизиологией человека.

Почерк многогранен и его главные особенности остаются неизменными при любом психологическом состоянии. Определение специфики характера по почерку кроется в особенностях нажима, штриха, линий, общей динамики, а также последовательности расслабления и напряжения. В этих аспектах почерка проявляются устойчивые личностные характеристики человека: темперамент, общая мотивация, стиль мышления, .

Графология для начинающих


Для того чтобы наиболее достоверно определить характер личности по почерку, недостаточно посмотреть на конкретный экземпляр письма человека, нужно использовать специальный тест, результаты которого продемонстрируют общую целостную картину взаимосвязи «почерк-характер».

Одним из таких качественных инструментов исследования является тест, доступный для использования непрофессионалами при условии четкого изучения его интерпретации. При этом не следует делать однозначные выводы про характер человека, ведь глубокая диагностика доступна только профессиональному графологу с многолетним опытом работы, для которого обычный тест является целым искусством.

Человеку, которого вы исследуете, следует предложить выполнить следующие действия:

  1. Очень быстро написать продиктованный вами небольшой текст из шести слов (словесный тест);
  2. Очень медленно написать собственное имя и отчество;
  3. Нарисовать маленькое животное, например кошку ();
  4. Быстро нарисовать любую геометрическую фигуру, долго не раздумывая (графический тест);
  5. Нарисовать дорогу, изобразив ее направление стрелочкой.

Интерпретировать тест следует с помощью инструкции с пояснениями к каждому этапу исследования:

  • Нужно сравнить между собой два варианта написанного текста: быстрый и медленный. Схожесть почерков указывает на сдержанный характер, о стойкости перед неожиданной сменой обстоятельств. Обратный результат говорит о неустойчивости намерений и действий, склонности к перемене настроения.
  • Резкий угловатый почерк свидетельствует о включенности в характер мужских черт, округлые буквы характеризуют женский характер. Мелкие буквы указывают на некую болезненность и стрессовое состояние, а вычурность и наличие украшений говорят о возможной творческой нереализованности человека.
  • Рисунок маленького животного может рассказать об отношении испытуемого к актуальной ситуации, выделить потенциальные возможности, исследовать характер. Эмоции животного являются проекцией собственных чувств испытуемого. Прорисовывание дополнительных деталей: бантик, усы, ресницы говорит о возможной инфантильности человека.
  • Геометрическая фигура демонстрирует наличие потребностей, в зависимости от типа темперамента. Фигуры с острыми углами информируют о наличии неудовлетворенных желаний, а круг или овал говорят о развитой силе воли и способности заканчивать начатые дела.
  • Дорога – прямой символ жизненного пути, означает цель, принципы и перспективы человека. Путь, ведущий в никуда, свидетельствует о склонности к пустым разговорам без конкретных действий, а прямая дорога говорит о целеустремленности и упорстве в достижении целей.

Такой тест является частью возможного исследования, которое стоит расширить для получения более достоверных результатов.

Что в росписи твоей?

Чтобы составить общее представление про характер человека, графологи приступают к анализу и интерпретации росписи как небольшого, но конкретного инструмента, как мини-тест, с помощью которого можно глубоко и грамотно увидеть общий портрет личности и ее характера. Чтобы максимально точно определить характер по подписи, следует знать такие особенности:

  • Про коммуникабельность и открытость в общении свидетельствует четкость и наличие в росписи конкретных букв.
  • Оптимистичность и жизнерадостность проявляются в почерке с движением вверх, при этом направление букв вниз говорит о пессимизме, а ровное написание информирует о гармоничном состоянии человека.
  • Короткая роспись говорит о мобильности, быстроте реакции и активности, которые дополняются частой нехваткой терпения. Длинная роспись принадлежит людям терпеливым, медлительным, но при этом усидчивым и способным к глубокой саморефлексии.
  • Наличие заглавной буквы горит о высокой требовательности к другим, одинаковая высота букв означает скромность. Преобладание крупных букв характеризует независимость и широту взглядов.
  • Большое количество разрывов с использованием печатных букв указывают на демонстративные черты и непредсказуемость человека.
  • Маленькая роспись с росчерком говорит о педантичности, а размашистая свидетельствует о системности мышления.
  • Подчеркивание подписи указывает на желание заявить о себе, доказать свою силу и значимость, такие люди способны доводить дела до завершения, используя жизненный опыт. Прописывание линии над подписью говорит о гордости и желании доказать самому себе свою значимость. Такой стиль часто принадлежит людям, которые достигли вершин социального признания.
  • Разборчивая ровная подпись без лишних деталей указывает на привычку строго контролировать свои действия и . Кривые буквы и некая небрежности росписи свидетельствует об излишней сосредоточенности человека на внутренних проблемах, низкой способности к организаторской деятельности.
  • Большая петля вначале подписи говорит о неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью, когда должность не соотносится с высокими способностями и знаниями.
  • Наличие непонятных знаков и символов говорит о склонности преувеличивать и создавать лишние проблемы на своем пути.
  • Точка в окончании росписи означает дисциплинированность, стремление доводить начатое до завершения. Такой человек склонен долго думать, прежде чем приступать к действию.

Несколько примеров в видео:

Графология способна поведать многие тонкости о природе человека, но не следует забывать, что глубокое исследование личности включает в себя многомерную психологическую диагностику, где тест изучения почерка является лишь частью инструментария профессионального психолога.

В эпоху информационных технологий и электронной почты, рукотворные записи практически не встречаются в быту. Даже банальные списки перед походом в магазин мы скорее внесем в заметки мобильного телефона, чем напишем на клочке бумаги. Компьютерная эра начисто стерла понятие о том, что почерк и характер человека по-прежнему тесно связаны между собой.

Определяем сущность человека по его рукописи

Хотите узнать, что за персона находится перед вами? Попросите человека написать пару строк от руки, и проанализируйте характер написания. Зная некоторые интересные детали, вы сможете безошибочно определить, что представляет собой ваш новый знакомый.

На самом деле, даже банальный нажим на ручку или карандаш может свидетельствовать о темпераменте пишущего. И если вы вовремя распознаете ведущие черты его характера, вы будете точно знать, как правильно вести себя с этим человеком.

Итак, предположим, к вам в руки попала запись от руки, сделанная весьма интересной для вас личностью. Главное, чтобы в письме было хотя бы несколько строк (иначе анализировать будет тяжело), и ею не являлась поздравительная открытка (обычно их стараются подписывать нарочито красиво и каллиграфично). Поздравляем! Вы имеете ценный экземпляр, по которому можно легко и безошибочно определить черты характера автора, проведя самостоятельную «мини-экспертизу» .

Как правильно определить характер человека по почерку? Следует учесть все нюансы визуальной стилистики письма.

Тип характера по наклону


  • Легкий наклон влево сигнализирует о том, что его автор склонен ставить свои интересы во главу угла, и не особенно опирается по жизни на общественное мнение. Вы также можете иметь дело со строгим критиканом, который не упустить возможности подтрунить над вами из-за малейшей оплошности с вашей стороны;
  • Сильный наклон влево характерен для того, чьей реальной жизненной установкой является бородатая шутка «существует два мнения: мое и неправильное» ;
  • Легкий наклон вправо встречается повсеместно, и практически ни о чем не говорит. Возможно, только о том, что его автор был прилежным учеником в начальной школе. А если учесть, что большинство черт своего характера мы переносим из детства во взрослую жизнь, быть может, этот человек и по сей день является ответственным и исполнительным;
  • Сильный наклон вправо говорит о том, что перед вами – крайне целеустремленная и настойчивая в решении собственных задач личность. Если так пишет ваш мужчина, скорее всего, он очень влюбчив, страстен и ревнив в «делах сердечных» ;
  • Почерк без наклона (прямой и вертикальный) указывает на то, что перед вами – редкий упрямец. Он не склонен принимать импульсивных решений, обладает острым аналитическим складом ума, стремится полностью разобраться в деталях ситуации, прежде чем вынесет из нее какие-либо выводы. Это также говорит о том, что человек крайне предусмотрителен и осторожен в любых своих действиях и поступках.

Тип характера по ширине полей


  • Узкие поля, оставленные слева, говорят о том, что перед вами – довольно жадная и мелочная персона. Порой эти качества могут граничить у нее со скупостью. Если же поля умеренно узкие, вероятно, человек просто является бережливым и довольно консервативным в тратах;
  • Широкие поля, напротив, говорят о «широкой душе» своего автора. Однако это не всегда является поводом для восхищения. Чем шире поля, тем больше личность склонна к настоящему пафосу, сибаритству и стремлению похвастаться. В целом же, этот знак весьма хорош – уж в отсутствии щедрости вы этого человека явно не сможете упрекнуть. Возможно, для него также характерно постоянное стремление окружить «себя любимого» роскошью.

Тип характера по направлению строк


  • Прямые строки говорят о том, что их писал достаточно прямолинейный, честный и спокойный человек. Он обладает адекватной самооценкой и склонен к продуктивным рассуждениям. Он также вполне реально оценивает свои возможности и постоянно сопоставляет желаемое действительному;
  • Строки, бегущие вверх, говорят о том, что их начертал либо неисправимый оптимист, либо тот, кто обладает абсолютно неадекватным, крайне завышенным самомнением;
  • Строки, ползущие вниз, в противовес предыдущему пункту, принадлежат человеку, который не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Он также может быть замкнут на фоне заниженной самооценки (притом без объективных причин);
  • «Пляшущие» , волнообразные строки указывают на персону строптивую, наблюдательную, хитрую, склонную к авантюризму. Этот человек может часто обманывать других, но зачастую его ложь является беззлобной, и ее скорее можно отнести к фантазиям. Кривые строки также указывают на того, чье настроение постоянно меняется.

Анализируем нажим

Пример характера по почерку также можно определить, обратив внимание на нажим. Однако его не стоит брать в учет, если строки начертаны обычной шариковой ручкой.

Нажим есть смысл анализировать, если вы видите слова, написанные пером:


  1. Легкий нажим типичен для творческих, романтичных особ, мечтателей, скорее интровертов, нежели экстравертов. В качестве годного примера можно взглянуть на рукописи великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина;
  2. Сильный нажим говорит о том, что перед вами – человек крайне энергичный, трудолюбивый и целеустремленный. У него может быть очень много друзей, и он легко заводит новые связи. Эта персона является скорее экстравертивной, нежели интровертивной. Но здесь важно учитывать один важный нюанс – если человек пишет с чувством, и его искренне увлекает тема письма, нажим практически всегда будет сильным, и это ни о чем особенном не говорит.

Еще один нюанс определения характера по почерку – анализ связанности букв

  • Все буквы связаны – перед вами прямолинейный человек с развитым логическим мышлением. Скорее всего, он умеет конструктивно критиковать и аргументировать свою точку зрения на любой счет. Он достаточно предприимчив, и вполне может достичь в жизни определенного успеха;
  • Буквы связаны по 3-4, остальные разорваны – такой почерк является характерным для уравновешенных и стойких людей. Окружающие часто восхищаются их мужеством, бесконфликтностью и внутренней силой. Они нередко выступают в роли миротворцев в определенных дебатах и дискуссиях;
  • Каждая буква отдельно – такие люди склонны к образному мышлению, у них хорошо развита интуиция и творческая жилка. Они часто остаются наедине со своими мыслями, любят фантазировать и мечтать. Некоторые индивидуумы такого личностного типа увлекаются мистикой и философией. Для них характерна тонкая душевная организация и богатый внутренний мир.

Высота и размер букв не является определяющим фактором, но, если автор послания находится в достаточно молодом возрасте (25-45 лет), этот аспект почерка также может рассказать о нем нечто потаенное и интересное. Учтите, что буквы могут укрупняться, если человек пишет что-то важное.