Девять месяцев ожидания ребенка…. Время немалое, чтобы из уверенных спокойных людей превратиться в чересчур тревожных родителей. Малыш родился, мамочка здорова, но возникает множество вопросов о самом младенце. В какие сроки и что должно проявиться, когда новорожденный начинает видеть, слышать, ползать, сидеть и прочее, прочее.

Такое поведение родителей порой изумляет педиатров, ведь о периоде до года есть столько книг, интернет публикаций, и в роддомах дают памятки, и лекции мамочки слушают. И все равно вопрос «когда» остается самым важным, родители сравнивают своих деток с другими, спрашивают, получают ответы и снова начинают тревожиться.

Причин для этого обычно нет, новорожденные видят, хоть и не так четко, как взрослые люди.

Способности видеть, слышать, ощущать вкус, запах являются врожденными, но если беспокойство все же сильней разумных доводов, покажите малютку специалистам. Вам подтвердят, что ваш ребенок видит, объяснят, как видят младенцы, и тревога уйдет, а с ней и лишние вопросы. Регулярно в день здорового ребенка вы можете показывать малыша педиатру, это лучше и правильней, чем попусту беспокоиться.

Как и что видят новорожденные дети

В утробе матери плод «живет» с закрытыми глазами до определенного времени, поэтому свет для него долгое время будет оставаться раздражителем, чем-то инородным и мешающим ощущениям.

На какой день появляется зрение?

Если не было патологий в беременности, то сразу после рождения младенец видит. Все остальное, что может беспокоить, вполне объяснимо недостаточностью координации совместной деятельности зрительного нерва и самого глазного яблока.

Почему глазки малыша закрыты?

Открытые глазки новорожденного воспринимают только свет и темноту, яркий свет заставляет щуриться, поэтому родителям часто кажется, что дитя вообще не открывает глаза, и потому зрение не может развиваться.

На самом деле зрительная система функционирует и во внутриутробном состоянии плода, хотя само «видение» отлично от привычного нам. На 26 неделе за счет мышечного сокращения дитя открывает веки, к 33-34 неделе зрачок может сокращаться от яркого света, который способен проникать сквозь стенки матки.

Наверное, многие мамочки помнят совет своего гинеколога не загорать и вообще не допускать попадание прямых лучей солнца на животик? Совет правильный, поскольку воздействие на младенца будет сильным, что повлияет на развитие в дальнейшем.

Когда дети начинают видеть четко?

Через сколько дней после рождения детки начинают видеть окружающие предметы достаточно хорошо, зависит от многих факторов. В том числе, от протекания беременности в первом триместре, когда формируется зрительная система плода. Выявить нарушения зрения можно лишь к 3-4 месяцам, поэтому однозначно говорить о том, во сколько ребенок должен видеть нормально, слишком опрометчиво. Надо лишь ориентироваться на общие нормы, а не слепо думать, что с «ребенком что-то не так», если малыш в 3 месяца не тянется к игрушке.

Практически все младенцы видят окружающий мир несколько размыто, будто за пеленой, но уже на следующей после родов неделе зрение адаптируется к «видению» в условиях воздушной среды. К месяцу жизни дети хорошо различают крупные предметы из размытой картины, но сфокусировать взгляд на предмете еще не могут.

Когда беспокоиться?

И опять-таки, нельзя делать выводы о том, правильно ли развивается зрение малыша, если к этому времени еще непонятно различает он отдельные предметы или нет.

Выводы делает только офтальмолог на основании полного осмотра ребенка. Со скольки месяцев видны патологии зрения? Иногда катаракту видит неонатолог при осмотре младенца в роддоме, но обычно к 4-м месяцам можно сделать вывод о наличии патологии. Вовремя начатое лечение вернет нормальное зрение, которое необходимо в мире, где все основано на получении информации.

Причины «туманного» зрения новорожденных:

  • зрачок плохо реагирует на свет, но «увидеть» источник света может. Поэтому новорожденный поворачивает голову к включенной лампе, за пеленой он видит ореол света;
  • низкая прозрачность роговицы глаза не позволяет видеть четко, малый размер роговицы;
  • младенческая дальнозоркость: ограниченная преломляющая способность роговицы приводит к тому, что дальние предметы видятся малышу лучше, чем близкие. Обычно это расстояние в 20-25 см, не более, полезно брать младенца на руки, чтобы он мог рассмотреть ваше лицо на этом удобном для его зрения расстоянии. Аналогично с игрушками, их надо весить не над лицом малыша, а на удобном для фокусировки глаз расстоянии;
  • сетчатка глаза слабая, все предметы окрашены в цвет от светло-серого до почти черного;
  • глазки новорожденного могут «смотреть» в разные стороны - это нормально! К месяцу жизни младенец научится их фокусировать на одном предмете, хотя время удержания взгляда будет не более 10-30 секунд;
  • малыш «видит» картинку, как и взрослые, только не четко. Мнение о «перевернутом» зрении в период новорожденности неверно.

В каком возрасте и как меняется зрение у детей?

  1. К двум месяцам малыш не только следит взглядом за движением игрушки или другого объекта, но различает его цвет за счет увеличения чувствительности сетчатки глаза. Игрушки меняем на яркие, цветные. Допустима тренировка зрения: малыш может следить за медленно движущейся игрушкой.
  2. К трем месяцам начинают работать слезные железы, ребенок будет чаще открывать глазки полностью. Роговица питается от желез, что увеличивает зрительные возможности ребенка. Детки различают желтый, красный, оранжевые цвета игрушек. Чтобы зрение развивалось активнее, уже можно повесить игрушки по бокам кроватки, чаще переворачивать малыша на животик.
  3. В четыре месяца предметы для малыша приобретают объем, он может дотянуться до конкретной игрушки. Обоняние и зрение малыша объединяются в «тандем», поэтому по запаху малыш поворачивается к объекту, который так пахнет. Маму узнают не только по запаху, голосу, но и по внешнему облику.
  4. К полугоду ребенок начинает интересоваться не только окружающими предметами или людьми, но и собственными ножками, ручками. Он уже способен их рассмотреть, играть с ними. Глазки работают согласованно, малыш видит предметы четко. Офтальмолог может определить наличие глазных заболеваний, если раньше их нельзя было диагностировать.
  5. Малыш различает черты лица, улыбку, детали игрушек, цветовую гамму до синего и фиолетового.

Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Первые 2 недели своей жизни дети практически не реагируют на зрительные раздражители. Под влиянием яркого света у них лишь сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение еще слабо связано с сознанием.

Остроту зрения определяют с помощью оптических стекол (линз), используя специальные таблицы или приборы - глазные рефрактометры. Нормой считается острота зрения, равная единице. У новорожденного она намного слабее, чем у взрослого человека, и достигает 0,015, затем, однако, постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще не сформировалась, а желтое пятно (тот участок сетчатки, благодаря которому зрение становится 100%-м) еще вообще отсутствует.

Если бы такое зрение было у взрослого, ему жилось бы нелегко, но малышу пока и смотреть-то особенно не на что и незачем. Все, что ему нужно, это мамино лицо, ее грудь да бутылочка с соской, а они всегда близко и достаточно велики для того, чтобы поймать их взглядом.

На 10-й день после рождения крошка уже следит глазами за яркой крупной игрушкой, если она больше 15 см и попадает в поле его зрения на расстоянии 20-25 см.

Через 2-5 недель младенец в состоянии фиксировать взгляд на ярком световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте).

В течение 2-го месяца жизни ребенок следит за движением яркой игрушки вверх, вниз, влево, вправо. У него складываются первые представления об объеме предмета. Специалисты считают, что ребенок даже различает простейшие цвета (например, желтый и оранжевый). Младенцы в основном смотрят в горизонтальной плоскости и только со временем - в вертикальной.

Родители часто пугаются, когда замечают, что глазки у малыша направлены в разные стороны, то есть каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Сразу после рождения это вполне нормально. Только через 4, а иногда и 8 недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более 8 недель, нужно показать ребенка врачу.

На 3-4-м месяце уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно высок. Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша развивается быстрее. Этому также способствуют основанные на хватательном рефлексе манипуляции с различными предметами размером с кубик.

Однако когда ребенок старается что-либо достать, он, как правило, неверно оценивает расстояние до предмета. Кроме того, малыш часто ошибается и в определении объема предметов. Он пытается схватить движущиеся тени, солнечного зайчика, цветок, вытканный на мамином платье. Восприятие объема у детей развивается только тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

Острота зрения продолжает повышаться до ОД-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня.

Способность различать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 месяцев. Ученые считают, что восприятие цветов начинается, прежде всего, с желтого и красного, способность распознавать зеленый и синий цвета возникает позже, а заканчивается обычно формирование цветового зрения к 4-5 годам.

С 6-го месяца ребенок рассматривает и активно обследует свое ближайшее окружение, при этом значительно улучшаются навыки хватания, которое становится все более точным. На основе этого у младенца формируются зрительные представления о расстоянии, что, в свою очередь, развивает трехмерное восприятие окружающего мира. В этот период острота зрения не увеличивается сильно, зато непрерывно совершенствуются другие зрительные навыки.

В период от 8 до 12 месяцев малыш начинает воспринимать предмет не только в целом, но и по частям. Он начинает активно искать игрушку, внезапно исчезнувшую из поля его зрения.

В домашних условиях остроту зрения ребенка можно проверить по его способности различать мелкие предметы и их детали, замечать перемещение разных фигурок, людей. От года до 2 лет острота зрения находится в пределах от 0,3 до 0,6, достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого. В этом возрасте точно определить остроту зрения у ребенка достаточно просто, так как большинство детей уже свободно различают значки на специальной таблице для проверки зрения. Однако поскольку кривизна роговицы у малыша меньше, чем у взрослого, ее преломляющая способность также меньше. Это объясняет дальнозоркость различной степени у большинства детей (92%).

Хочешь знать, в каком цвете и как видит мир твой малыш? Ведь зрение у малютки еще только формируется, поэтому и видит все он по-другому. Доктор из Великобритании решила показать молодым родителям, как меняется зрение ребенка от 0 до года.

Органы зрения малыша, как и многие другие его органы, во время его рождения еще не до конца сформированы и продолжают развиваться до достижения малюткой одного года. О том, как это происходит, решила рассказать глазной хирург одной из британских клиник, доктор Ромеш Ангунауэла (Dr Romesh Angunawela) на страницах dailymail.co.uk.

Глаза малютки впервые открываются еще в утробе мамы, поэтому первое, что детки видят, - это темнота и свет. После появления на свет крохи используют это элементарное понимание контраста, чтобы формировать образы из форм и линий.

В то же время первые несколько недель младенец видит все в черно-белом цвете, его глаза, как и нервные волокна сразу после рождения, плохо функционируют.

Примерно к двухмесячному возрасту первый цвет, который начинает различать кроха - это красный. Представить это самостоятельно не так уж и легко, поэтому лучше посмотреть фото, на которых это четко видно.

Д-р Ангунауэла говорит, что развитие зрения ребенка - это очень сложный процесс, и новорожденный должен постоянно развивать в себе эту способность.

«Часть мозга, ответственная за обработку зрения, занимает у малыша 1/3 часть коры головного мозга. Она начинает «работать» стразу же поступлении первых потоков визуальной информации, как только малютка впервые открывает глаза и видит мир».

Взрослый человек может различать различные цвета, в том числе пастельные, оттенки черного, переливы и прочее. Малыши до года так не могут. А все потому, что у них почти нет связей между мозговыми рецепторами. Лишь только очень яркие цвета, которые контрастируют и сильно выделяются, начинают восприниматься деткой в первую очередь.

Процесс создания соединений в мозгу, которые приводят к распознаванию цвета, длится в течение 3-х месяцев, и лишь потом кроха может видеть мир на самом базовом уровне.

Зрение является лишь одним из факторов, показывающих, как у ребенка развиваются нервные волокна, рецепторы и нервные связи.

Это обозначает, что каждый родитель может определить, когда их малютка начинает различать цвет: примерно по достижению деткой 3-х месяцев он начинает различать мамину и папину мимику, фиксировать взгляд. По времени это совпадает с периодом появления первой ответной улыбки младенца, когда он уже умеет управлять мышцами лица.

До 4-х месяцев дети начинают различать предметы, расположенные примерно в 25 см от их лица. Кстати, координировать движения своих ручек и ножек малыш начинает примерно в этом же возрасте.

Способен ли видеть новорожденный ребенок? Что он видит и как? Насколько он способен различать цвета и устанавливать зрительный контакт? Многие семейные пары, став родителями, не могут точно ответить на этот вопрос, потому что, как правило, не особенно им задаются.

У каждого из нас есть определенные ложные стереотипы и представления о мире, которые не разрушаются длительное время только потому, что с событиями, описанными в них, человек не сталкивается лицом к лицу.

Так, уже давно бытует мнение, что новорожденный ребенок ничего не видит. Наверное, связано оно с тем, что практически каждый видел в детстве слепых новорожденных котят и щенков. Однако подобное мнение совершенно неверное, и родители могут многое упустить для налаживания контакта с ребенком, если будут упорствовать в своих заблуждениях. В этой статье мы попытаемся дать максимальное освещение вопросу зрения у новорожденных, чтобы помочь в становлении молодых родителей.

Как же видит мир новорожденный

Новорожденный малыш видит сразу с момента рождения, ведь у человека способность видеть является врожденной. С другой стороны, не стоит забывать, что переход в абсолютно новую жизненную среду требует длительной адаптации. И по этой причине новорожденный видит мир расплывчатым и туманным, пока зрение полностью не адаптируется к совершенно новым условиям существования. Некоторые дети сразу после рождения рассматривают окружающие их предметы и выглядят очень заинтересованными. Это может ввести в заблуждение окружающих. Но большинство малышей щурятся и открывают глаза лишь изредка.

Каковы же особенности зрения новорожденного ребенка

  1. Восприятие света. Свет, его наличие или отсутствие – это тот фактор, на который малыш способен реагировать с самого момента своего рождения.
  2. В течение первого месяца жизни ребенок уже различает крупные предметы среди общего размытого фона.
  3. Следующим этапом он начинает следить за их перемещением: наблюдает за родителями, которые ходят по комнате, крупными животными, на улице – за проезжающими машинами.
  4. В возрасте трех-четырех месяцев ребенок уже вполне может наблюдать и за более маленькими объектами: движущимися игрушками.
  5. К 6-месячному возрасту малыш уже в состоянии наблюдать за совсем мелкими объектами, определить родителей и взрослых, которых видит достаточно часто.

Особенности взгляда новорожденного

Новорожденный ребенок своим взглядом часто может пугать родителей, но на самом деле в большинстве случаев бояться абсолютно нечего.

  1. Первая неделя жизни. В это время малыш не способен остановить взгляд на чем-то дольше, чем на три-четыре секунды. Взгляд при этом все время перемещается, и бояться этого не следует.
  2. Два месяца. К этому времени уже более развита фокусировка, но полностью остановить взгляд на предмете ребенок еще не может.
  3. Четыре месяца. Появляется возможность останавливать взгляд на предмете.
  4. Косоглазие? Примерно первые полгода ребенок не способен контролировать оба свои глаза одновременно. По этой причине они могут скашивать взгляд или даже, как хамелеоны, смотреть в разных направлениях. Но в норме такое не должно происходить постоянно, и если вы наблюдаете раздельные движения глаз слишком часто, обязательно обратитесь к врачу.
  5. Цвет глаз. Изменение цвета глаз у ребенка – явление очень частое, однако, во сколько именно оно должно произойти, никто не сможет сказать наверняка.

Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.

Наивно полагать, что сразу после рождения ребёнок будет слышать и видеть так же, как взрослый человек. Процессы развития, заложенные природой, никто не отменял и отменить не может. Существует множество научных фактов, описывающих этапы внеутробной жизни, когда новорождённый начинает видеть и слышать.

Однако стоит помнить, что каждый младенец уникален, поэтому определяют временные промежутки, в которые входят те или иные зрительные либо слуховые реакции, помогающие организму выйти на новый уровень ориентации в окружающем пространстве.

Врач-офтальмолог

В нашем организме, полностью адаптированному к привычному миру, всё проходит слаженно. Поэтому видим мы не так, как видят новорождённые. Строение глаза сходно со строением коры головного мозга, да и развитие их идёт практически одновременно.

При рождении у малыша существует ряд безусловных рефлексов, включая реакцию зрачков на свет, как прямую, так и содружественную, а также множество защитных реакций и даже генерализованный ответ на яркое освещение.

Многих интересует, видят ли новорождённые людей, их лица, предметы. Острота зрения детей настолько низка, что они могут определить только силуэт, а реагировать на движения объекта осознанно начинают только в возрасте 1 месяца.

Однако по отношению к остальным органам чувств, работа которых проявляется ещё внутриутробно, структуры глаза включаются в работу очень активно. Это особо заметно уже к 3 месяцам, когда ребёнок начинает видеть и узнавать приход мамы или других близких людей, проводящих с ним время бодрствования.

Проведённые исследования показали, что ночники с регулируемым мягким светом в комнате, где спит грудничок, позволяют не только проводить профилактику возникновения синдрома внезапной смерти младенца, но и стимулируют развитие зрительной системы, это объясняется опосредованным влиянием на чувствительные фоторецепторы.

Со слухом всё проходит немного по-другому, так как ребёнок слышит с 16-й недели беременности. Стоит учитывать, что, когда малыш рождается, один привычно приглушённый мамин голос исчезает, и на его место приходят много звуков, тонов и полутонов.

Стоит напомнить, что мозг не может ещё пока переносить столь высокую нагрузку, поэтому единственно верным становится решение поспать, чтобы, грубо говоря, «перезагрузить систему».

Ухо взрослого не способно воспринимать абсолютно все звуки, которые могут услышать новорождённые дети. Причина кроется не только в том, что с возрастом острота слуха снижается. Просто мозг глушит фоновые шумы для более чёткого звучания человеческой речи.

В первый месяц появляются и включаются механизмы световой адаптации. Уже к концу этого срока ребёнок может в течение минуты и больше наблюдать за источником света. В 2 — 3 месяца дети начинают радоваться приходу мамы, когда видят её очертания, слышат голос. С конца 3-го и до начала 6-го месяца ребёнок может узнавать всех окружающих его своим вниманием людей.

Ещё одна полезная статья, рассказывающая о том, видеть и ощущать запахи. Автор, врач-неонатолог, описывает также способы проверки слуха у новорождённого и факторы, которые способствуют тугоухости.

Учёными было доказано, что дети начинают различать цвета уже с 3 месяцев. Красный цвет является первым, который малыши осознанно выделяют среди остальных. Именно поэтому в детских игрушках рекомендовано использовать все оттенки этого цвета.

К концу второго месяца жизни ребёнок активно ориентируется в ближнем пространстве. В возрасте 4 месяцев возникает хватательный рефлекс, но грудничок очень часто промахивается, так как расстояние до предмета определяет неверно. И только после 6 месяцев, когда малыш начинает ползать и делает первые попытки ходить, он начинает различать, насколько далеко или близко расположен предмет.

Окончательно пространственное размещение предметов формируется только к 7 годам, когда ученик или воспитанник детского сада сможет хорошо понять и проанализировать полученную глазами информацию.

Бинокулярное или, как говорят, «пространственное» зрение оценивают у ребёнка только к 10 годам. Тогда он начинает видеть и точно может определить глубину пространства — некую картинку, полученную благодаря правильному слиянию изображений двух глаз.

В сравнении со зрением адаптация слуха проходит более медленно. Однако в течение первого месяца младенец реагирует на громкий шум, а в конце второго месяца определяет мамин голос. К полугоду реагирует на своё имя, проявляет любопытство по отношению к источнику шума. Развитие речи и появление новых звуков и слов у детей старше 5 — 6 месяцев является наиболее информативной оценкой слуха.

Как определить нарушение слуха или зрения у новорождённого?

Оценка реакций на свет, шорох, шелестение, движение объекта или луча света – это основные способы проверки зрения и слуха в первые дни жизни. Но так можно выявить лишь тяжёлую врождённую патологию.

Для выявления нарушений остроты зрения, слуха и цветоощущения ребёнок должен начать не только говорить, но и мыслить. А для этого нужно время.

Родители должны сразу обратиться к офтальмологу или ЛОР-врачу за помощью и советом, если:

  • по окончании первого месяца не появляется кратковременная заинтересованность в движении крупного объекта, малыш не реагирует на слишком яркий источник света или громкий шум;
  • к 4 месяцам ребёнок не узнаёт человека, который обеспечивает уход за ним, а также не начинает повторять отдельные звуки, реагировать на шум;
  • к 4 — 5 месяцам не пытается потянуться за игрушкой, а, держа её в руках, не пытается рассмотреть, не гулит, не лепечет;
  • к 7 месяцам малыш не сказал первого слога, не хочет играть игрушкой, не показал заинтересованности в окружающем мире;
  • в 1 год у ребёнка нет даже очень маленького словарного запаса, он не пытается сориентироваться в пространстве, не интересуется источником шума или света, не играет с игрушками.

Мама при уходе за ребёнком может заметить видимый дефект (горизонтальные или вертикальные движения глаз, косоглазие), который может становиться более выраженным. В этом случае необходимо как можно быстрее обратиться за консультацией к офтальмологу.