На протяжении первого года младенец развивается так интенсивно, как не будет этого уже никогда впереди. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. Третий месяц жизни - период ускорения. За четыре недели ребенок обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900 граммов и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Малышу уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы привезли его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их на время бодрствования.

На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение малыша радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из улыбок, сиянием глаз, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и именуется - «комплекс оживления». Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.

В вертикальном положении у вас на руках ребенок уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподнимает плечи, а когда вы, держа его под мышки, ставите на твердую плоскость, хорошо упирается стопами. Портал о здоровье www.сайт

Ребенок в 2-3 месяца умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что немецкий педиатр профессор Хелльбрюгге в книге, адресованной родителям, пишет - если ребенок в три месяца не рассматривает свои ручки, это может быть одним из поводов для обращения к врачу.

Другие поводы: если в 3 месяца младенец, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, если не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.

Трехмесячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключено очень многое: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка огромнейшее, универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Пока же, что очень существенно, движения кисти, связанные с речевыми зонами мозга, способствуют развитию речи. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает. Все это - пролог к речевой деятельности, а она наступит уже скоро.

С трехмесячным ребенком можно уже беседовать. Вы говорите ему «агу, агу», он прислушивается, смотрит на ваши шевелящиеся губы и отвечает чем-то вроде «эгх» или «агкх». Вы снова «агу», он снова «эгх»... Вот и диалог!

Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: «Откуда это? Что это?»

Музыку, как доказали физиологи, ваш ребенок воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем, когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении.

Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать ему послушать минут 10-15. Больше всех звуковых источников пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь он их слышал еще до рождения, эти звуки для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит родителю взять его на руки, начать что-то рассказывать, дитя успокаивается и затихает.

Испокон веков мамы и бабушки, укладывая детей спать, пели им колыбельные. Напевайте и вы, это хорошо действует на ребенка. А в часы бодрствования спойте что-нибудь веселое, плясовое. Можно и пройтись перед кроваткой, приплясывая, поводя плечами, поигрывая руками. На третьем месяце ребенок уже следит за движениями мамы, поворачивает вслед за ней голову. А если при этом на маме будет яркий халатик или блузка, это для него еще привлекательнее.

Во всех новых умениях ребенка в 3 месяца с особой наглядностью проявляется одна уникальная особенность младенческого возраста - тесная взаимосвязь, взаимозависимость моторики и психики, «душевного» и «телесного». Интерес к окружающему, положительные эмоции стимулируют развитие движений и, наоборот, мышечная активность стимулирует психику. Так что, играя с ребенком, доставляя ему радость вы способствуете улучшению его физического состояния; уделяя максимум внимания гигиеническому уходу и вскармливанию, способствуете и развитию психики.

Кормление трехмесячного ребенка

В одно кормление ребенок третьего месяца жизни должен съедать 130-150 граммов, всего за сутки - одну шестую своего веса. Постарайтесь, чтобы хотя бы часть этой нормы он получил в виде грудного молока. Как бы мало у вас его не было, все равно сначала прикладывайте ребенка к груди, а потом докармливайте из бутылочки. Вероятно, вы уже знаете, сколько он высасывает, а если еще не установили - взвесьте ребенка до и после кормления грудью. Допустим, ему не хватило семидесяти граммов. В первый день прикорма смесью дайте ему не все 70, а на 15-20 граммов меньше. Если все пройдет благополучно, назавтра добавьте еще немножко, и так за 5-7 дней дойдите до нормы. Не пугайтесь, если у малыша немного изменится цвет, стула. Он станет зеленоватым - это естественно.

Способ приготовления смеси указан на коробке, его надо придерживаться очень пунктуально. Смесь должна быть подогрета до привычной ребенку температуры грудного молока, то есть до 36-37 °С, надо полностью воспроизвести и привычную ситуацию кормления - на руках у мамы, возле ее теплой груди.

На третьем месяце на щеках ребенка могут появиться яркие красные пятна, которые затем покрываются тонкой корочкой. В них ощущаются зуд и болезненность. Это так называемые молочные корки, или молочный струп,- одно из характерных проявлений неправильного обмена веществ, экссудативного диатеза.

Да, будьте настороже - именно на третьем месяце часто начинается рахит. Его первые признаки: ребенок становится беспокойным, пугливым, вздрагивает при резком стуке, особенно когда засыпает. У него появляется потливость, во время кормления на лице выступают капельки пота, ночью голова потеет настолько, что к утру на подушке остается влажное пятно. Он то и дело трется головой о подушку, из-за этого волосики на затылке выпадают. Можно также заметить, что моча приобрела непривычно резкий запах - в ней увеличилось количество аммиака.

Уход за двухмесячным ребенком

К двухмесячному возрасту ребенок становится уже более активным. Он уже может поворачивать головку из стороны в сторону. Если в поле зрения младенца возникает некий движущийся предмет, ребенок следит за ним глазами. Активность проявляется и в том, что если ребенка положить на животик, то он начинает приподнимать голову, прогибать спину и двигать ручками и ножками.

Малыш в этом возрасте уже кричит более осознанно и требовательно. Крик обретает различную окраску: когда ребенок голоден, он кричит совсем не так, как когда у него нелады с животиком.
Ребенок хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи него, и тянет их в рот. Ваш палец, соску или игрушку - без разницы... Он уже способен различить улыбку на лице мамы (или других близких) и ответить на нее улыбкой.

В этом возрасте ребенок начинает привыкать к режиму сна и бодрствования, к режиму приема пищи. И родители со своей стороны должны стараться соблюдать режим неукоснительно.

В возрасте двух месяцев достаточно посещать участкового педиатра хотя бы раз в две недели.

У грудных детей ногти растут быстро, и если их вовремя не обрезать, они могут ломаться или загибаться. Ребенок, который уже довольно активно двигает ручками и ножками, может поцарапать себя. Поэтому не забывайте остригать малышу ногти. Всякий раз после купания осматривайте ребенка на этот предмет.

Стричь ногти старайтесь аккуратно - не доставляя вашему малышу неприятных ощущений. Когда мама остригает ребенку ногти слишком коротко, она может причинить боль. У ребенка в этом возрасте уже отлично вырабатываются условные рефлексы, и в следующий раз он просто не даст вам свою ручку, начнет капризничать.
Ноготки у детей до трех месяцев очень тонкие - их не обработаешь пилочкой, чтобы не царапались. Значит, остригать их надо - не оставляя острых концов, с закруглением.

Если вы продолжаете регулярно взвешивать ребенка дома или в условиях детской консультации и вычерчиваете график изменения веса, то знайте, что в норме кривая должна по-прежнему плавно двигаться вверх -без резких скачков. В возрасте трех месяцев ребенок должен весить примерно шесть килограммов.

Если вы вдруг заметите, что ребенок не прибавляет в весе в течение 10-14 дней, обращайтесь за консультацией к вашему педиатру. Вообще в трехмесячном возрасте ребенок должен прибавлять еженедельно до 200 граммов.

Если раньше вашему ребенку было достаточно физической нагрузки при крике, то к трехмесячному возрасту этого уже мало. Для нормального развития ребенок хочет большего объема движения. К трем месяцам не надо пеленать его слишком туго - пусть дрыгает ножками и ручками, если ему хочется.

Рекомендуются также ежедневные «физические упражнения» (разумеется, включенные в режим дня) для ребенка. При оптимальной для него температуре - 22 °С -нужно раздеть ребенка и выложить его на одеяльце (на кровати или на том же пеленальном столике). Пусть малыш делает что хочет. Когда он надрыгается в свое удовольствие, переверните его на животик, - в этом положении укрепляются мышцы спины и шеи, поскольку ребенок бывает вынужден держать головку на весу.

Гигиена ребенка в 2 месяца

По мере того как ребенок растет, число кормлений становится меньше, но съедает ребенок больше. Изменяется и продолжительность сна. В первые недели жизни малыш если не ест, то спит, и если пробуждается, то только затем, чтобы возвестить вам криком, что его пора перепеленать; часто ребенок засыпает, насытившись, но еще не выпустив грудь. Со второго месяца продолжительность сна постепенно сокращается, и младенец спит часов 18-20. Появляются часы бодрствования. Ребенок начинает активнее постигать окружающий мир, более-менее осмысленным взором глядит вокруг. Общайтесь с ним в это время. Будьте уверены, ребенок это оценит и доставит вам немало приятных минут.

На третьем месяце ребенок должен спать примерно столько же, сколько и на втором. С той лишь разницей, что он уже начинает потихоньку ориентироваться во времени суток. Некоторые дети в этом возрасте вообще не просыпаются от вечернего до утреннего кормления. Если ваш ребенок к таким детям не относится, не огорчайтесь и не раздражайтесь - все придет, надо только немного потерпеть.

В течение двух месяцев приходилось промывать ребенку глазки борной водой, кипяченой водой, слабым чаем или отваром ромашки. Это делалось потому, что глаза ребенка еще не выделяли слез и не могли очищаться самостоятельно. На третьем месяце слезные железы начинают функционировать, поэтому регулярное промывание глаз становится все менее необходимым. Разве что при конъюнктивите.

С этого возраста (как вы заметили слезы) вам остается только очищать периодически уголки глаз, где после сна, особенно ночнего, скапливаются засохшие выделения. Снимать эти выделения нужно осторожно, смоченным в кипяченой воде марлевым тампоном или ваткой (однако следите, чтобы ворсинки не попали в глаз). Делайте туалет глаз аккуратно, чтобы снимаемые комочки не попадали на конъюнктиву. Не трите глаза. Если все-таки требуется промыть их, промывайте так, чтобы ток жидкости был от внутреннего угла глаза к внешнему и чтобы промывающий раствор не попадал из одного глаза в другой.

У вашего ребенка уже довольно быстро растут ноготки. Не забывайте их вовремя стричь - дабы ребенок сам себя не царапал. Не стригите ногти слишком коротко, не то впоследствии кожа будет нарастать на ногти -явление весьма неприятное, и оно мучает некоторых людей всю жизнь. Кто бы мог подумать, что истоки этого явления здесь - в первых месяцах жизни...

С течением времени распорядок дня ребенка разнообразится. Ведь ваш малыш уже не только спит, но и требует общения. Время от времени вы его оставляете ненадолго раздетым - чтобы ребенок мог подвигаться в собственное удовольствие, чтобы кожа его подышала. В летнее время старайтесь, чтобы ребенок побольше был на свежем воздухе - спал в саду, а если дома - то у открытого окна.

В этом возрасте закладывается фундамент здоровья.

Следите за чистотой игрушек, особенно если у вас есть еще дети, которые могут брать игрушки у малыша. Не забывайте, что старшие дети уже обладают устойчивым иммунитетом и не так восприимчивы к инфекции, как младенец. Предпочтительнее игрушки из тех материалов, какие можно обрабатывать антисептиком или просто помыть, - игрушки деревянные, резиновые и пластмассовые. Вы же знаете, что ребенок все предметы тянет в рот. И это не случайно, он исследует мир: визуально, на ощупь и, конечно, на вкус...

Будьте настороже - на третьем месяце жизни ребенка часто начинается рахит !

Что умеет ребенок к концу 3 месяца жизни

  • Малыш на руках у взрослого в вертикальном положении уже в состоянии следить за игрушкой в течении 30-40 секунд, поворачивать головку на 180о. Он активно следит за неподвижным или движущимся предметом, за лицом разговаривающего с ним взрослого. Но движения глаз координирует еще плохо.
  • Многие малыши могут косить глазками, что естественно в таком возрасте. К 4 месяцу это исчезает. Особенно хорошо малыша развлекают подвижные игрушки, которые легко и плавно раскачиваются в воздухе. Важно, чтобы на игрушке было несколько четких деталей. Идеальное расстояние до игрушки 30-50см. Больше всего малыши любят круглые предметы, а их любимый цвет – красный, который запомнился еще со времени внутриутробного развития.
  • К концу 3 месяца, лежа на животике, малыш уже умеет опираться на предплечья и поднимать головку на 2-2,5 минуты.
  • Такая поза передоставляет крохе новые возможности развития! Он с интересом оглядывается и воспринимает окружающий мир под другим углом зрения. Более полная подвижность головки является для него большим неврологическим достижением!
  • На 10-12 неделе наиболее подвижные малыши начинают переворачиваться со спины на животик.
  • В этот период развивается так называемая "стабильность корпуса”, которая является основной предпосылкой для первых произвольных движений ребенка и основой для самостоятельной активности.
  • Пока малыш еще чаще всего лежит на спине, поскольку именно из этого положения ему потом будет удобнее всего садиться.
  • К концу 3 месяца кроха начинает все больше ощущать свое тело. Присмотритесь к нему – он лежит прямо на спинке, но при этом его носик, подбородок, грудина, пупок и лобковая кость образуют прямую линию. А ручками он играет перед своим лицом, рассматривает свои пальчики, ножки согнуты и немного подянуты к пупку.
  • Ярко выражен комплекс "оживления" в ответ на обращенную к нему речь.
  • Малыш очень активно ищет глазами источник звука, улыбается в ответ на вашу улыбку. Эта улыбка уже называется "социальной”, потому что она возникает в ответ на человеческое лицо. Это огромный шаг крохи в области межчеловеческих отношений!
  • В конце 3 месяца у малыша должен исчезнуть рефлекс Моро.
  • Обратите внимание, что теперь, при внезапном воздействии света и звука, ваш малыш не будет несвязно сучить ручками и ножками. Играя с ручками, кроха одновременно сгибает и ножки.
  • На 8-12 неделе исчезает и рефлекс хватания. У крохи возникает сознательное произвольное хватание.
  • Примерно с 10 недели малыш начинает увлеченно играть со своими руками, перебирать пальчиками. Он пытается удержать игрушку, стремится что-то потрогать своими руками. Так создается связь между зрением и действием. Конечно, малыш не сразу сможет захватывать сам игрушку. Этому он научится постепенно.
  • При поддержке малыша под мышки, он уже уверенно опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ступнями ножек, согнутых в тазобедренных суставах.
  • Малыш хорошо реагирует на звуки.

В три месяца начинает закладываться психологическое и эмоциональное развитие, поэтому важно много разговаривать с малышом, петь ему песенки, улыбаться, корчить рожи. Неважно, что именно вы будете говорить, голос должен быть ласковым и спокойным. Кроме того, есть некоторые занятия и упражнения, которые не только займут малютку, но и помогут подтолкнуть его к скорейшему и правильному развитию.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Чтобы понимать, что вам делать с малышом, для начала узнайте, как он может реагировать на ваши действия. При этом помните, что если ваш ребенок еще не делает того, что «должен» - это не повод паниковать. Данные очень приблизительные, а темпы развития у всех разные. Обычно серьезные отклонения сочетаются с другими тревожными симптомами.

Итак, около 3 месяцев ребенок может демонстрировать:

  1. Оживление – реакция на смену выражения лица, интонации, появление/исчезновение родителей в поле зрения. Малыш может улыбаться, раскрывать шире глаза, вертеть головой, вздрагивать, раскидывать ручки в стороны или смыкать ладошки;
  2. Хватание – кроха уже может координировать свои движения и хватать игрушку, протянутую ему и даже тянуть ее в рот;
  3. Поднимать голову, лежа на животе, опираясь, главным образом, на предплечья;
  4. Следить взглядом за человеком или предметом;
  5. Различать звуки и издавать свои – «ааа», «ооо», «ууу», поворачивать голову на источник звука;
  6. Толкаться ножками – если держать ребенка вертикально за подмышки и опереть ножками на твердую поверхность, он начнет отталкиваться, как бы прыгая;
  7. Переворачиваться на бок со спины или с живота на спинку. Со спины на живот научится переворачиваться попозже, около 4-5 месяцев (читайте статью по теме: Когда ребенок начинает переворачиваться ?>>>).

Чем занять в отсутствие мамы

Вот вы дома одни с ребенком и время от времени возникает необходимость выйти из комнаты. Что такое придумать, чтобы в это время кроха не заливался слезами? Рассмотрим, чем занять ребенка дома в 3 месяца на недолгое время:

  • Повесить над кроваткой мобиль;

Покупные мобили бывают с музыкой, светом, разными подвесками, которые удивят и займут внимание малыша, он даже не заметит, что мама вышла на 10 минут куда-то.

Для бюджетного варианта вы можете изготовить такую игрушку сами, правда, вряд ли вы самостоятельно сделаете световое и звуковое сопровождение.

  • Развивающий коврик;

Он выполняет похожую функцию, что и мобиль, только положить его можно в любой комнате и даже взять с собой. Поэтому, если ваш ребенок из тех, что не отпускают маму даже в туалет, и мобилями его не обмануть, можно даже в ванной укладывать малыша на этот коврик – конечно, надо будет еще что-то подстелить, чтобы было не холодно.

Развивающий коврик интересен подвесками над ним – обычно они разной текстуры, формы, материала, есть зеркальца, шуршащие и пищащие элементы. Причем этот коврик будет служить долго, потому что на нем самом тоже могут иметься всякие интересные места, и их ребенок найдет, когда будет учиться ползать.

  • Аудиосказки и детские песенки;

Включите детскую музыкальную сказку или песни из мультиков и посмотрите на реакцию ребенка – что ему больше придется по душе, что будет его успокаивать или, наоборот, приводить в возбужденное состояние. Потом этим можно пользоваться, чтобы потихоньку покидать комнату на непродолжительное время.

  • Детский маленький синтезатор;

Если ребенок спокойно лежит на животе, опираясь на локти, он сможет нажимать на клавиши и извлекать звуки. Детям очень нравится это занятие в любом возрасте! Особенно если у синтезатора есть функция менять звучание клавиш на животных и другие звуки.

  • Другие музыкальные игрушки.

Главное, чтобы кнопки легко нажимались и игрушка была безопасной и яркой.

Во что можно играть с трехмесячным младенцем

Когда мама рядом, ребенок будет рад любой игре, на самом деле. Поэтому в первую очередь тут ценится импровизация. Вот несколько практических советов о том, во что поиграть с ребенком в 3 месяца:

  1. Погремушки. Сначала покажите, как гремит эта игрушка, как ее трясти, а потом дайте ребенку. При этом обязательно говорите, что это, что вы делаете, в общем – все подряд, лишним не будет (читайте статью Погремушка для новорожденного >>>);
  2. Прятки. Закрывайте лицо ладонями, а потом открывайте, при этом можно восклицать что-нибудь типа «а вот и мама!» или «вот наш малыш!». Больше всего малюткам нравится, когда с ними так играет старший брат или сестра;

Один такой мальчишка бегал вокруг кроватки с братом, появляясь то с одной, то с другой стороны и при этом весело смеялся: «Я с этой стороны!». Младенцу очень нравилась такая игра, он довольно улыбался при этом.

  1. Кукольный театр. Возьмите в руки мягкие игрушки и покажите ребенку сказку про них – можно придумывать на ходу, необязательно копировать известные сказки. Пусть это будут какие-то реальные животные или куклы с человеческими чертами, а не странные существа из мультиков. Издавайте звуки, свойственные показываемым животным, говорите раздельно и лучше медленно;
  2. Пальчиковые игры. Возьмите ручку ребенка в свою и пойте песенку или рассказывайте стишок. Таких песенок и стишков много в детских книжках и интернете. Та же «Сорока-белобока» относится к ним, но это не единственное, что бывает;
  3. Воздушный шарик. Его можно подкидывать над кроваткой и ловить у самого носа, а шарик с гелием дать за веревочку подержать маленькому;
  4. Ткани из разной материи. Тактильные ощущения так и развиваются. Существуют и специальные детские книжки с разными на ощупь вставками. Обязательно озвучивайте, что вы даете! Если мех – говорите: «это мех» и т. д.

Развивающие занятия для 3-месячного

Конечно, все вышеперечисленные игры – тоже развивают. Однако есть и такое, что конкретно направлено на определенные области. Рассмотрим, какие есть развивающие занятия с ребенком в 3 месяца.

  • Массаж от мамы. Прикосновение родных рук - всегда приятно! Посмотрите видео, какие нужны упражнения и как их делать, все выполняйте нежно и аккуратно, чтобы не навредить;

Сделайте легкую гимнастику, разводя по очереди ножки и ручки малыша. Если у вас уже был курс массажа, постарайтесь вспомнить, что делал массажист. Массаж надо делать до еды или через час после нее. Не делайте, если ребенок плачет. Массажные движения должны вызывать приятные ощущения.

  • Занятия на гимнастическом мяче.Это очень полезно и даже специальные кабинеты ЛФК есть при некоторых детских больницах, в которых проводят реабилитацию больных или недоношенных деток при помощи упражнений на этих мячах. А вы можете купить такой домой и укладывать на него ребенка то на животик, то на спинку, перекатывая мяч в стороны, вперед-назад;
  • Звуки. Издавайте разные простые звуки, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию и мог попробовать повторить их. Пойте песенки, если есть слух. Возьмите колокольчик или погремушку, позвените в том месте, куда не направлен взгляд ребенка, когда малыш слышит звук, должен повернуться в его сторону. Так, собственно, вы проверяете слух;
  • Бытовые предметы. Давайте ребенку в ручки обычные вещи, которые для него безопасны и рассказывайте, что это и для чего. Например, силиконовую лопатку для сковороды. Клубок с нитками. Деревянную ложку. Пластиковую баночку с чем-нибудь внутри и другие подобные предметы.

А главное для детей – ваша любовь и искреннее желание сделать для них все, что необходимо!

В 3-4 месяца жизни новорожденного знаменуется интенсивным увеличением показателей роста и веса. Ребенок ест и спит большую часть суток, тем временем организм приспосабливается к новой для него среде. Некоторым родителям кажется, что в этот период их чадо не нуждается в общении и развитии. Это не так, однако заметна потребность малютки в психологической, социальной и физической активности становится лишь к концу 3 месяца жизни малыша.

В этот период кроха начинает проявлять активный интерес к своему окружению, ярким или движущимся предметам, речи людей, звонким звукам. Он заметно реагирует на обращение к нему взрослых и их интерес, осознанно улыбается, узнает значимых взрослых, особенно единственную мамочку.

В 3 месяца малыш уже становится забавным и игривым, способен узнавать близких ему людей, постоянно требует внимания. Также он готов к восприятию новых объектов с подачи мамы и папы

Значит ли это, что ребенок в 3 месяца сам способен совершенствоваться без грамотной помощи взрослых (см. также: )? Находясь в социальной среде, до определенного уровня ребенок способен развиться самостоятельно. В этот период он учится по принципу «делаю, как ты». Он усваивает стереотипы поведения взрослых их способы эмоционального реагирования, но если не уделять время игровой деятельности, в будущем это будет иметь негативные последствия. Поэтому многие заботливые родители задаются вопросом, как не упустить момент для развития той или иной сферы и соотнести свои ожидания с возможностями малыша.

Развитие двигательной сферы

Развитие координаторных навыков в 3 месяца только начинается:

  • Ребенок научается управлять собственным телом. Двигается малютка уже несколько свободнее и плавнее. Он потягивается, вытягивает ручки и ножки, тянется к игрушкам и хватает их, разжимает кисти.
  • Яркие предметы и игрушки, которые можно погрызть и которыми можно позвенеть, начинают его интересовать.
  • Он может лежать на животике достаточно продолжительное время, поднимать голову и верхнюю часть тела, опираясь на предплечья.

С трех месяцев кроха готовится к ползанию и сидению, делает попытки перевернуться, некоторые малыши уже могут это делать. В этот период ваше чадо интересуется своими ручками и ножками. Может играть с ножками. Предметы, до которых может дотянуться, подвергаются ощупыванию и осмотру.

Если у родителей есть финансовая возможность, они приобретают своим 3-х месячным крохам дорогостоящие сложные игрушки, но в этом нет особой необходимости. Ребенку нужны простые и яркие вещи, с помощью которых мама сможет с ним успешно заниматься.


Игрушки для малыша в 3 месяца должны быть яркими и привлекающими внимание, а также полностью безопасными. Он с удовольствием будет ощупывать их, пробовать на зубок, дергать ручкой и тянуться к ним

Подвижные игры для развития тела младенца

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В период бодрствования младенцу нужно предлагать игрушки, которые удобно хватать (например, с кольцами):

  • Если это погремушка, ручку малютки с зажатой в них игрушкой можно потрясти, чтобы показать ему, как можно погреметь.
  • Если кроха хорошо берет и удерживает игрушку, можно показать, как игрушку переложить из одной руки в другую. Со временем он поймет, какие именно движения приводят к появлению мелодичных звуков.
  • Над кроваткой также следует развешивать игрушки (колокольчики, шумелки, предметы разной формы и структуры). Детки начинают различать форму предмета и отдельные его детали.

Чему учить малыша в 3 месяца?

  1. Для обучения ползания перед малюткой кладут полюбившуюся ему игрушку, за которой он будет с энтузиазмом тянуться, кроха лежит на животике, в то время как мама дает возможность малышу упереться ножками в свою руку.
  2. Обучению переворотам помогает следующая развивающая игра: кроху кладут на спинку, и рукой, которую мама кладет ему под плечо, малыша покачивают и переворачивают (см. также: ).
  3. Для тренировки мышц, которые понадобятся растущему человечку, чтобы сидеть, его кладут на спинку, берут за ручки и приводят в сидячее положение, затем плавно опускают на спинку, слегка покачивая. Как правильно делать упражнения, можно посмотреть на видео, либо попросить помощи у участковой медсестры или врача.
  4. В 3 месяца ребенку могут назначить массаж, который проведет специалист. Такой массаж поможет устранить гипертонус, укрепить ослабленные мышцы (если такое явление наблюдается) (рекомендуем прочитать: ). Подробнее об этом в видео-школе доктора Комаровского:

Развитие сенсорной сферы

Любые сенсоры способны развиваться, только если они задействованы. Привыкнув к окружающей обстановке, которая уже больше вызывает интерес, нежели пугает, крошка, как и любой человек, перестает воспринимать привычные звуки, как нечто достойное внимания. Они превращаются для него в привычный шум.

Поэтому, чтобы сенсоры и обрабатывающие их информацию мозговые центры работали, нужно время от времени менять звуковые раздражители, то есть менять погремушки, давать игрушки с разными мелодиями. Это поможет не только развлечь и рассмешить ребенка, но и упражняться с малышом, развивая его слух.

Трехмесячный кроха прекрасно вычленяет из общего звукового ряда голос мамы и актуальных взрослых, при обращении к нему он оживляется, двигается более активно. Основой для развития сенсорной сферы младенца являются:

  • разговор с малышом (описание процесса одевания или внешней обстановки);
  • пение детских песенок;
  • похлопывание по поверхности в такт музыке;
  • прослушивание детских песен;
  • использование в занятиях шумящих, свистящих, пищащих предметов.

Разговор мамы с малышом или пение колыбельных для него - значительная составляющая близких взаимоотношений. Даже если кажется, что ребенок пока не способен уловить смысл, стоит знать: он ориентируется на интонацию, на те чувства и энергию, которые вкладываются в слова

Игры для развития сенсорики

В домашних условиях любую деятельность для малыша можно превратить в игровую и развивающую. Для детей этого возраста очень важно обучаться воспринимать окружающий мир:

  • осязать;
  • обонять;
  • видеть;
  • слышать.

В этом возрасте основным способом познания окружающего мира являетсяанализ тактильных ощущений. Именно поэтому очень важно предлагать не только яркие игрушки, но и разные по форме и по материалу:

  • дерево;
  • пластик;
  • ткань самая разнообразная, от меха до бязи;
  • живые листики, настоящие овощи и т.п.

Занимаясь с малюткой, свои действия нужно обязательно комментировать. Например, можно говорить так: «Это кубик, он твердый, желтого цвета, пластиковый», также полезно показывать части тела и лица у себя и у него, называя их и т.д.

Хороши для маленьких детей и занятых мамочек детские мобили на кроватку. Особенно интересны музыкальные варианты. Движение фигурок привлекает внимание малыша и может его занять в период бодрствования, пока мама делает важные дела, а негромкие мелодии способны даже убаюкать кроху.


Каждая игра, в которой ребенок касается, трогает и ощупывает что-либо, отлично подходит для развития его мозговой деятельности и мелкой моторики

Хорошо забытое старое

  • Хороши в этом возрастном периоде игры, имеющие глубокие исторические корни, например, «сорока-белобока» - это и «обучалка» для крохи, и массаж, и способ стимулировать некоторые зоны мозга.
  • «Ладушки» тренируют внимание, координаторные функции и память.
  • «Ку-ку» часто безумно нравится деткам, игра способна не только развлекать вашего ребенка, но и тренирует когнитивные функции мозга. В мире современных технологий эти простые, но полезные игры незаслуженно позабыты.

Одним из самых увлекательных занятий для маленького человека в три месяца является изучение его конечностей. Он способен довольно длительный период посвятить разглядыванию своих рук или игре с ногами. Для того чтобы превратить игровую деятельность в обучающую, маме понадобиться немного фантазии. Цветные носочки с разными зверушками или мордочками станут отличными помощниками. Их можно надеть как на стопы, так и на ручки.

Некоторые детки увлеченно рассматривают цветастые ткани, некоторые активно щупают их, а другие просто снимают, тренируя координацию, развивая точность движений. Однако проводя с трехмесячным малышом полезные и интересные занятия, важно не перестараться. Если ребенок устал, хочет спать или просто не настроен на занятия, перенесите их на другое время.

Малышу 2 месяца… что он умеет теперь?

На 3 месяце ребенок начинает разжимать свои кулачки . Он уже сгибает и разгибает пальчики, сосредотачивая на них все свое внимание. Смотрите, малыш случайно захватил одну ладошку другой, он с интересом смотрит на них.

Кроха начинает понимать, что пухленькая ручка, которая так забавно шевелится, принадлежит именно ему! Такое поведение наблюдается у всех детишек трехмесячного возраста. Обратите на это внимание. По мнению педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Ребеночек уже захватывает и удерживает погремушки и пластмассовые колечки, с помощью мамы попавшие ему в руки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Подвесьте над кроваткой подвеску или мобиль с звучащими игрушками. Кроха будет стараться специально задеть ручками игрушки, чтобы услышать издающийся от них звук.

А как он теперь сосет грудь (бутылочку)? Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сам пытается найти сосок, сам приспосабливается, сам хватает его губами и начинает сосать.

Да что там грудь! Все, что попадает к маленькому естествоиспытателю в рот - собственная рука, уголок пеленки, погремушки - он все будет сосать! Но, поверьте, он прекрасно чувствует разницу между просто познанием окружающей среды с помощью рта и настоящим утолением голода. Заметьте, раньше ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Комплексное развитие ребенка на 3 месяце первого года жизни

Подбираем для ребенка полезные игрушки

В этом возрасте Вашему ребенку пригодятся:

  • . Подробнее о том, как правильно выбрать погремушку, какие у нее бывают виды, как правильно ею играть, и какие надо знать правила безопасности и гигиены - читайте в статье - " ."
  • Мобили и подвески. ();
  • Развивающие коврики,
  • Куклы и мягкие игрушки (неваляшки, матрешки) - .

Как играть?

Игры, представленные в первых двух статьях (для детей первого и второго месяца жизни) трансформируются уже в более сложные, ведь Ваш малыш так быстро растет и развивается. Добавим к предыдущим еще несколько развивающих игр.

Развиваем зрение

Постоянно стимулируйте кроху фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Например: возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!». Хорошо, если шарик будет негромко звенеть, привлекая внимание.

Развиваем слух

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Речевое развитие

Научите малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами - он с радостью станет повторять за вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п. Тогда Ваше с крохой общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая ручками и ножками.

В этом возрасте детишки с удовольствием будут слушать сказки (особенно рифмованные), стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой колыбельной.

Раскрываем кулачки. Пальчиковые игры

Привяжите к пяльцам для вышивания колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Например:

Сорока-белобока

Сорока-белобока кашку варила,
кашку варила, деток кормила. (слегка щекотите ладошку ребенка)

Этому дала, (загибайте мизинчик ребенка)

Этому дала, (загибайте безымянный пальчик)

Этому дала, (загибайте средний пальчик)

Этому дала, (загибайте указательный пальчик)

А этому не дала: (шевелите большой пальчик)

Ты дров не носил, печку не топил,
Потому и ничего не получил! (слегка щекочем ребенка)

Развиваем координацию движений

Чтобы развить координацию движений у малыша в возрасте 3-ех месяцев, нужно постоянно стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также делать попытки захватить одну ручку другой.

Пальчиковая игра «Веселые ручки»

Для игры можно так же использовать яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Положите ребенка на спинку. Улыбаясь крохе, начните рассказывать веселый стишок, сопровождая слова описанными ниже действиями:

«Ручки, ручки, не скучайте!» - При этом обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.
«Где вы были? Отвечайте!» - Перед лицом малыша сводите его ручки, так чтобы они задевали друг друга, и разводите, придерживая их за локотки.
«Посидели дома?» - Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.
«И пошли к знакомым!» - А теперь сделайте то же самое - но уже с Вашим лицом.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно.

А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой сыночек Миша (дочка Маша)? Нет Миши. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Миша!»

Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Секреты воспитания

Да-да, представьте себе: кроху уже с самых первых месяцев жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.

О физическом развитии

Физическое развитие ребенка

Чтобы узнать о двигательных навыках пятимесячного ребенка, а также об интересных игровых занятиях, помогающих эти навыки развивать - прочитайте нашу статью « »

Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью , в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами - читайте статьи: « », « », « » . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

Время летит незаметно, и вот вашему малышу уже 3 месяца. Ребёнок заметно подрос, при виде взрослых малыш широко улыбается, заставляя сердца любящих его людей биться быстрее от радости и переполняющего их счастья. Казалось бы, какие тут могут быть переживания? Но родителей, как и раньше, продолжают посещать мысли о правильности развития ребенка в три месяца. Это необходимо, чтобы вовремя увидеть возможные тревожные сигналы, по возможности скорректировать их и обеспечить здоровье и счастье ребенка в будущем.

Сколько должен весить ребенок в три месяца

Каждое посещение педиатра обычно сопровождается измерением таких антропометрических показателей как рост, вес, объем груди, объем головы, которые различаются в зависимости от пола ребенка. Благодаря этому можно оценить насколько гармонично развивается малыш и в случае необходимости вовремя провести коррекцию. Особенно большое внимание уделяют весу малыша, как главному показателю благополучия его здоровья.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Часто мамы переживают из-за малейших несоответствий нормам, которые являются весьма условными. В случае если антропометрические показатели вашего ребёнка не совпадают с табличными, не стоит паниковать. Если малыш хорошо кушает и спит, проявляет интерес ко всему новому и активно играет, значит всё в порядке

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Гораздо более информативными показателями, по которым можно судить о правильности развития ребенка в три месяца служит последовательность, в которой он учится управлять своим телом или двигательные навыки. В этом возрасте важно не стеснять движения малыша, чтобы он в полной мере получал удовольствие от возможности управлять своим собственным телом.

Двигательные навыки

  1. Вся мышечная система ребенка развивается сверху вниз. От умения держать голову в три месяца ребенок переходит к освоению умения управлять мышцами спины. Это выражается в том, что он учится, удерживая голову, приподниматься над подстилкой, опираясь на предплечья. Здесь важно помочь ребенку, но в то же время не стоит расстраиваться, если малыш еще не готов.
  2. Большинство детей в этом возрасте получают удовольствие от движений собственного тела. Бодрствуя, ребенок постоянно двигает ручками и ножками, находясь на спине, причем ножки совершают движение, похожее на езду на велосипеде. Двигающиеся в его поле зрения ручки занимают его внимание, уподобляясь игрушкам.
  3. Ребенок активен настолько, что при укладывании его спать набок, он сам способен перевернуться на спину или наоборот, поэтому пеленальный столик становится для него источником опасности.
  4. Малыш способен поднять голову, чтобы разглядеть что-то заинтересовавшее его.
  5. Координация зрения и движения в этом возрасте развита недостаточно, поэтому ребенок пока только случайно наталкивается на игрушки.

Для проверки крепости мышц спины можно провести небольшой тест. Потяните ребенка лежащего на спине за ручки, как бы переводя его в сидячее положение. При этом голова ребенка и верхняя часть спины должны остаться в одной плоскости, оставив прогнутой только среднюю часть спины. Такое положение тела указывает на достаточно крепкие мышцы верхней части спины и скорую готовность приподняться над поверхностью на предплечьях.

Физиологическое развитие

В трехмесячном возрасте происходят значительные перемены во внешности ребенка.

  1. У малыша появляются пухленькие щечки и кожные складки — «перевязочки». Особенно хорошо заметны ягодичные и бедренные складки. Асимметричность ягодичных складок может указывать на дисплазию тазобедренных суставов и необходимость консультации врача ортопеда.
  2. Изменяются пропорции. Головка ребенка уже не кажется такой большой как раньше.
  3. Исчезают сосудистые пятна на лбу и затылке, которые хорошо заметны в период новорожденности. Они могут сохраняться, если у ребенка были тяжелые нарушения мозгового кровообращения или гемангиомы.
  4. Пушковые волосы на плечах, затылке потихоньку выпадают и меняются на луковичные. Однако при некоторых заболеваниях нервной системы пушковые волосы на спине могут оставаться и дольше.
  5. Родничок пока ещё мягкий, но с каждым месяцем он становится всё меньше.

Важно! Разнообразные кожные изменения ребенка в первые месяцы жизни часто сочетаются с поражениями центральной нервной системы и требуют консультации не только дерматолога, но и невропатолога.

Кроме внешних изменений, происходят значительные изменения во всех органах и системах организма.

  1. В ответ на прикосновение к различным частям тела ребенок реагирует на них ответными движениями рук. Так, прикосновение к ресницам ребенка не только заставляет его зажмуриться, но и потянуться к ним ручками.
  2. Возрастает болевая и температурная чувствительность . Это приводит к большему дискомфорту от мокрых пеленок. Особенно чувствительными становятся дети с повышенным внутричерепным давлением.
  3. Появляется выраженная реакция на запахи. Приятные запахи вызывают замирание ребенка или оживление, а неприятные гримасу или чихание.
  4. Заканчивают свое формирование слезные железы. В это время уже можно увидеть первые слезы ребенка. Орган зрения обретает способность к самоочищению и постепенно хлопот с гигиеной глаз малыша становится все меньше.
  5. Желудочек увеличивается почти в два раза. Грудничок по-прежнему питается лишь грудным молоком или смесью, если грудное вскармливание по каким-то причинам невозможно. Важно не забывать о профилактике рахита и давать прописанный педиатром витамин D.
  6. Врожденные рефлексы малыша постепенно угасают. Младенец уже не поворачивается в ответ на прикосновение к щечке, а губки не складываются хоботком от прикосновения к ним пальцем или другим предметом. В то же время рефлексы Моро, ползания, сосания в 3 месяца хорошо выражены.
  7. Стул и мочеиспускания ребенка. Здоровый ребёнок в 3 месяца должен какать 6-8 раз в день, а писать не менее 12 раз.

В три месяца следует обязательно проверить зрение малыша, показав его детскому окулисту. Для проверки врач берёт яркую игрушку, показывает её младенцу, затем плавно приближает и удаляет объект. Исходя из реакции ребёнка, ставится заключение.

Психологическое развитие

  1. Малыш уже умеет издавать некоторые звуки, громко смеяться, реагировать на разговор со взрослыми улыбкой или движениями ручек и ножек. Чтобы развивать речь ребёнка старайтесь больше разговаривать с ним, описывать свои действия, читайте ему стишки и сказки. Познакомьте кроху с разными предметами, озвучив их названия.
  2. Звуки, издаваемые ребенок в этом возрасте, еще нельзя назвать речью, это всего лишь способ выразить свою готовность общаться с окружающими людьми. Замечено, что, издав звук, ребенок как бы ждет ответа взрослого, выдерживая паузу. Если он слышит ответ, то через некоторое время издает звук вновь. Такая реакция наблюдается только на голос. Вместе с тем, когда младенец остается один в издаваемых им звуках опять прослеживается ритмическая картина, характерная для диалога. Такая игра с издаваемыми звуками и собственными ручками – это излюбленное занятие трехмесячного ребенка. В ответ на посланную улыбку ребенок также улыбнется.
  3. Ребёнок хорошо знает всех членов семьи, при появлении их в поле зрения он улыбается. При появлении незнакомых людей малыш внимательно изучает незнакомца, всматриваясь в лицо, и уже через некоторое время начинает улыбаться и смеяться. Ребёнок открыт и готов самостоятельно идти на контакт с окружающими людьми. Трехмесячный малыш уже способен выразить свою радость, проявить неудовольствие или удивляться собственным ощущениям.

Видео календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Как развивать трехмесячного ребенка

  1. Массаж и гимнастика. Обязательно уделяйте данной процедуре 10-20 минут в день. Проводить массаж и гимнастику нужно не раньше, чем через 1 час после кормления. Ребёнок должен хорошо поспать перед массажем, иначе он будет капризничать. Ваши руки должны быть тёплыми, а в комнате должна поддерживаться оптимальная температура. Заранее приготовьте масло или крем для массажа.
  2. Малыш будет рад новым играм и занятиям. Например, он будет в восторге от занятий на фитболе, кроме того, это поможет . Важно создать вокруг ребенка развивающую обстановку. Предложите ему интересные предметы, больше общайтесь.
  3. Познакомьте его с другими детьми. Играть кроха с ними пока не сможет, зато получит массу эмоций.
  4. Знакомство с домашними питомцами. Ребёнок, безусловно, будет очень рад знакомству с хвостатым членом семьи. Покажите малышу, где у животного ушки, а где носик. Но запомните, что нельзя оставлять ребёнка наедине с домашним животным.
  5. Прогулки. Не забывайте гулять с ребёнком каждый день в любую погоду и время года, ведь свежий воздух очень важен для гармоничного развития младенца.

Играя с ребенком всегда надо помнить, что его реакция гораздо медленнее, чем ваша. Особенно, если игра заставляет использовать его возможности на сегодня до предела. Поэтому старайтесь вести игру на удобной для ребенка скорости. Разговаривая с ребенком, дождитесь «ответа» на свою реплику, не говорите вновь. Важно, чтобы ребенок сделал ответное действие, дождаться ответа, только цель игры будет достигнута. Важно учитывать и характер маленького человечка и подбирать игры – тихие или шумные.

В это время детям очень нравится играть голышом, так как одежда не сковывает их движения, и при этом можно свободно изучать свое собственное тело. Конечно же, при этом нельзя забывать о безопасности и комфортной для ребенка температуре воздуха в помещении. Лучшее место для игры в этом возрасте – середина дивана или двухспальной кровати, застланная мягким махровым полотенцем, но только до тех пор, пока грудничок не научится переворачиваться.

Игрушки для развития ребёнка

С трех месяцев младенцы с интересом относятся к любым новым предметам, а знакомые и уже хорошо изученные игрушки не занимают их внимание. Ребёнок познаёт звуки, цвета и форму предметов, поэтому игрушки ему нужны самые простые. Идеально подойдёт яркая погремушка, которая издаёт звук. Дети в таком возрасте любят пробовать окружающие их предметы на вкус, поэтому позаботьтесь о том, чтобы игрушки были безопасными. Лучше если это будут игрушки из пластмассы, дерева или резины.

Требования к игрушкам:

  • чистота;
  • материал, поддающийся влажной обработке;
  • отсутствие острых краев и мелких, отделяемых частей.

Привлекают детское внимание подвесные погремушки и мобили. В то время как малыш увлечённо наблюдает и пытается дотянуться ручками до игрушек, мама может спокойно заниматься своими делами.

Плюсы подвесных погремушек и мобилей:

  • многообразие форм, размеров, цветов;
  • игрушки хорошо видны ребенку, фиксируют его взгляд;
  • привлекают внимание ребенка, заставляя тянуться к ним, формируя координацию движений и развивая опорно-двигательный аппарат;
  • тренируют глазомер.

Нет необходимости вешать сразу много игрушек – внимание ребенка будет рассеиваться, и он будет быстро утомляться. Хорошо изученные надоевшие игрушки можно на некоторое время спрятать, а затем показать вновь. Причем это могут быть не только игрушки, а совершенно любые предметы, и не обязательно совершенно новые, а другой формы, из другого материала или издающие другие звуки.

Важно! В этом возрасте лучшая для ребенка игрушка – вы сами и если вы готовы оказать ему помощь, подарить любовь, внимание, то лучшей игры нельзя придумать.

В этом возрасте наиболее типичным поведением для ребенка становится не просто контакт с висящей игрушкой, а попытка как бы измерить расстояние до нее с целью схватить. Сначала кроха смотрит на игрушку, потом на ближайшую руку, поднимает руку, «оценивает» расстояние повторно и так до тех пор, пока он не дотронется до игрушки. Поэтому просто качающиеся игрушки в этом возрасте не лучший вариант для развития ребенка. Оптимально, если это будет перекладина, укрепленная поперек кроватки примерно на расстоянии 20-25 см от глаз ребенка, но так, чтобы малыш не мог легко дотронуться до закрепленных на ней игрушек. Интересно будет ребенку и понаблюдать за собой, поэтому зеркало, подвешенное над кроваткой на безопасном расстоянии, будет по достоинству оценено маленьким исследователем.