Актуальность темы:

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День российского флага, День единства и т. д., молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшими поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности.

Проблема:

Поверхностные знания детей о Родине, о культуре родной страны, ее достопримечательностях.

Гипотеза:

Мы предположили, что при систематической работе над темой происходит:

повышение уровня мотивации к непосредственно образовательной деятельности;

последовательное формирование элементарных представлений о родине, о ее истоках и культуре;

воспитание патриотического отношения к Родине;

развитие творческой, активной, самостоятельной личности;

вовлечение родителей в условиях детского сада и семьи в совместную деятельность с ребенком.

Цель проекта:

Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России через учебную и игровую деятельность дошкольника. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с детским садом в вопросах патриотического воспитания детей.

Приобщение к истокам и культуре родной страны, ее достопримечательностям.

Задачи проекта:

Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России.

Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.

Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.

Экологическое воспитание: знакомство с природой России, воспитание любви и чувства прекрасного.

Повысить компетентность родителей по данной теме.

Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели группы

Проект: информационно – творческий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «С чего начинается Родина?» (подготовительная группа)

Актуальность темы:

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День российского флага, День единства и т. д., молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшими поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности.

Проблема:

Поверхностные знания детей о Родине, о культуре родной страны, ее достопримечательностях.

Гипотеза:

Мы предположили, что при систематической работе над темой происходит:

повышение уровня мотивации к непосредственно образовательной деятельности;

последовательное формирование элементарных представлений о родине, о ее истоках и культуре;

воспитание патриотического отношения к Родине;

развитие творческой, активной, самостоятельной личности;

вовлечение родителей в условиях детского сада и семьи в совместную деятельность с ребенком.

Цель проекта:

Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России через учебную и игровую деятельность дошкольника. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с детским садом в вопросах патриотического воспитания детей.

Приобщение к истокам и культуре родной страны, ее достопримечательностям.

Задачи проекта:

Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России.

Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.

Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.

Экологическое воспитание: знакомство с природой России, воспитание любви и чувства прекрасного.

Повысить компетентность родителей по данной теме.

Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели группы

Проект: информационно – творческий.

Предполагаемый продукт проекта: Проект предназначен для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Результатом освоения данного проекта является:

Расширение знаний и представлений детей о родной стране, городе, о культуре русского народа, его творчестве.

Повышение интереса к истории России, государственной символике.

Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности.

Формирование правового сознания.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком.

Литература:

Н. Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду», СПБ, 2010г.

Н. Г. Зеленова «Мы живем в России».

Т. Л. Мирилова «Путешествие по истории Отечества». Производитель: Корифей. Серия: Детский сад. 2010г.

Н. В. Алешина «Мое Отечество Россия». М. : Сфера, 2011г.

М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;

Е. К. Ривина «Российская символика». Год: 2005 Издание: АРКТИ.

Программы воспитания и обучения в детском саду «Детство» под редакцией Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание».

О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам народной культуры».

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Агапова И. А., Давыдова М. А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

Натарова В. И., Карпухина Н. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.)- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий,- М. : ТЦ «Сфера», 1999.

Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ).- М: ТЦ Сфера, 2003.

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-правовое воспитание дошкольников. - М. : «Издательство Скрипторий» 2003.

В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Интернет-ресурсы.

Этапы работы над проектом

I этап. Подготовительный

Провести мониторинг детей по данной теме;

Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по теме проекта «С чего начинается Родина»;

Подобрать детскую литературу по тематике проекта;

Подобрать образцы русских народных промыслов;

Подготовить материал для изобразительной деятельности;

Подобрать музыкальный репертуар;

Подобрать материал по правам ребенка.

Провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;

Организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т. д. ;

Оформление коллекции магнитов «Города России»;

Проведение литературно-музыкального праздника «Что мы Родиной зовем?»

II этап. Реализация проекта

Сентябрь

Мониторинг детей.

Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание детей» социальный педагог.

Тема: «Игрим – мой поселок родной»

Дидактическая игра «Мой город». «Загадочная викторина».

Экскурсия по поселку «Достопримечательности поселка»

Сюжетно-ролевая игра «Прогулка по городу».

Выставка совместных рисунков детей и родителей «Игрим - мой поселок родной»

Праздник «День поселка».

Участие родителей в мероприятии, посвященном дню города «Кросс наций»

Октябрь

1-я и 2-я неделя

Тема: «Наша страна Россия»

Рассматривание карты России, энциклопедии «Наша Родина Россия».

Дидактическая игра «Найди на карте…»

Чтение: В. Степанов «Моя Родина - Россия».

Разучивание песни Г. Струве «Моя Россия».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на самолете».

Праздник «Улыбнитесь, бабушки и дедушки!»

3-я неделя

Тема: «Государственная символика России»

Чтение: «Мать Земли» Я. Абидов;

Дидактическая игра «Узнай наш герб».

4-я неделя

Тема: «Государственный флаг России»

Дидактическая игра «Узнай наш флаг».

Аппликация «Флаг России».

Праздник «Осенины»

Ноябрь

1-я, 2-я неделя.

Тема: «Главный город нашей страны»

Рассматривание иллюстраций и книг о Москве.

Чтение:«Страна, где мы живем» С. Баруздин «Родные просторы» С. Тетерин;

Знакомство с песнями о Москве.

Чтение В. Лебедев-Кумач «Москва»;

Н. Носов «Метро»;

Рисование: «Спасская башня».

Дидактическая игра «Назови достопримечательности Москвы».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Москве».

3-я неделя

Тема: «Я – гражданин России»

Дидактическая игра «Наши имена»; «Если чужой стучится в дверь»

Рассматривание папки «Конвенция о правах ребенка».

4- я неделя

Тема: «С чего начинается Родина?»

Чтение «Родина» М. Исаковский;

«Праздник дружбы» А. Митяев.

Пословицы о Родине».

Слушание песни «Наш край» сл. А. Пришельца.

Дидактическая игра «Назови полным именем»,

Праздник «День Матери».

Декабрь

1-я и 2-я неделя

Тема: «Быт русского народа»

Беседы: «Русская печка; тройка;гармошка».

Дидактическая игра «Назови праздники»

«Собери узор» (кубики).

Подвижная музыкальная игра «Плетень».

Консультация «Сохраним добрые, народные - обычаи и традиции».

3-я и 4-я неделя

Тема: «Всё о валенках»

Беседы: «Как делают валенки»;

«История появления валенок».

Дидактическая игра «Собери валенок»;

«Найди пару».

Чтение: С. Тетерин «Символы России».

Рисование «Валенки для Деда Мороза».

Лепка «Валенок».

Аппликация «Украшаем валенок».

Праздник «Новогодний бал у царя Гороха»

Январь

2-я и 3-я неделя

Тема: «Ты откуда русская зародилась музыка?»

Беседы: «От ложек до дров»; «Народный оркестр»;

«Льется песня над простором, песня русская»

Дидактическая игра «Узнай и назови»

Чтение стихотворения поэта Г. Серебрякова «Ты откуда русская, зародилась музыка?»

Игры на музыкальных инструментах.

Подвижная игра «Горелки».

Консультация «Как приобщить ребенка к русской культуре».

4-я неделя

Дидактическая игра «Узнай и назови».

Декоративное рисование «Русская матрешка» «Хохлома».

Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Сувениры»;

Чтение: Глупый Кошкли» - эскимосская народная сказка.

Викторина «Русские узоры».

Февраль

1-я неделя

Тема: «Русские народные промыслы»

Декоративное рисование: «Это голубое чудо - Гжель»;

«Дымково» - роспись глиняных дымковских игрушек.

Чтение «Как Тит ложку искал».

Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Игрушки».

2-я и 3-я неделя

Тема: «Климатические зоны России»

Беседы: «Животные России»;

«Полезные ископаемые»;

Чтение: «Девушка – хвощинка» - якутская народная сказка.

Лепка «Моё любимое животное».

Сюжетно – ролевая игра «В зоопарке».

Игра – конкурс «Знатоки природы».

Рисование «Природа моей страны».

4-я неделя

Тема: «Голубые реки России»

Разучивание и исполнение танца «Река Волга»

Чтение: «Язык змей» - марийская народная сказка.

Рисование «Речка-реченька».

Подвижная игра «Заря-заряница».

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по Волге».

Праздник «День Защитника Отечества».

Март

1-я и 2-я неделя

Тема: «Какие народы живут в России»

Беседы: «Кто живет в нашем городе»;

Дидактическая игра «Чей костюм?»

Чтение «Айога» - ненецкая народная сказка.

«Девушка на луне» - чувашская сказка.

Декоративное рисование «Русская матрёшка».

Подвижная игра «Тюбетейка».

Разучивание танца «Баня».

3-я и 4-я неделя

Тема: «Города России»

Дидактическая игра «Назови города России

П. Воронько «Лучше нет родного края»

«По щучьему веленью» - русская народная сказка.

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на поезде»;

Оформление коллекции магнитов «Города России»;

Апрель

1-я и 2-я неделя

Тема: «Слава хлебу на столе»

Беседа «Сколько лет хлебу?»

«Как выращивают хлеб».

Чтение: Каюм Тангрыкулиев «Хлеб и хан» - туркменская сказка;

Заучивание пословиц о хлебе.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Хлебобулочные изделия».

3-я неделя.

Тема: «Герб моей семьи»

Рисование: «Герб моей семьи»

Чтение: «Бедняк, волк и лиса» - осетинская народная сказка».

Создание герба семьи совместная работа с родителя

Консультация «Как создать свой семейный герб».

Выставка «Герб нашей семьи».

4-я неделя

Тема: «Мы – дети разных национальностей» (о праве на культурную и национальную самобытность, родной язык).

Литературно – музыкальный праздник «Что мы Родиной зовем?».

Презентация проекта «С чего начинается Родина».

III этап. Итоговый

Оформление уголка «Наша Родина - Россия»;

Выставка семейных гербов;

Коллекция магнитов «Города России»;

Презентация проекта;

Литературно – музыкальный праздник «Что мы Родиной зовем ?».









О том, что такое Родина для каждого человека, сказано в мудрой русской песне: «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек.










Жаворонок - вестник рассвета, показывает, что район и город одними из первых в Подмосковье встречают рассвет - район расположен на юго- востоке области. Лазоревые и серебряные волнообразные пояса символизируют природные особенности - реку Оку, многочисленные озёра, расположенные на территории района. Сквозной ромб (челнок) характеризует район как текстильный, получивший своё развитие благодаря текстильным мануфактурам. Золотой колос указывает на наличие сельского хозяйства в районе. Золото - символ прочности, величия, богатства, интеллекта, великодушия. Зелёный цвет полей указывает на обилие в районе лесных массивов. Зелёный цвет - символ весны, радости, надежды, жизни, природы, а также символ здоровья. Герб Озёрского района









Проект «С чего начинается Родина?»

Актуальность

Дети наше будущее, а будущее невозможно без прошлого. Прошлое нашей страны – это история России. К сожалению, в наше время вызывает чувство тревоги патриотическое воспитание нашей молодёжи, а зачастую его отсутствие. Бездуховность, перераспределение интересов, дети перестают увлекаться музыкой, литературой, но больше увлекаются просмотром видео и телевидения. В отличие от взрослых, которые чаще всего делают свой выбор осознанно, дети становятся заложниками образа жизни своих родителей, они быстро приспосабливаются к миру компьютеров. Подсаживаясь на компьютерные игры, они перестают фантазировать, создавать собственные зрительные образы, с трудом воспринимают информацию. Именно в дошкольном возрасте, когда появляется интерес к явлениям общественной жизни, когда дети обращаются с вопросами к родителям, педагогам, стремятся больше узнать о городе, в котором живут, важно поддержать это стремление, не упустить этот благодатный возрастной период.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает всё большее общественное значение. Не даром этот год провозглашён годом истории России. В качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривается национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному городу, природе, культуре малой Родины, её историческому прошлому.

Знакомство с историческим прошлым родного города, со знаменитыми земляками духовно обогащает ребёнка, делает его гражданином своей страны, воспитывает гордость за свой город, край, желание больше узнать о его истории.

Цель проекта и основные задачи, решаемые в его рамках

Полной региональной программы по краеведению для детей дошкольного возраста, отвечающей всем требованиям пока ещё нет. Те же программы, технологии, пособия, которые уже существуют, в нашей воспитательно-образовательной работе используются, но их постоянно приходится пополнять собственным материалом. Очень не хватало всегда в работе с детьми по краеведению информации о городе Краснодаре, о памятниках и монументах, посвящённых Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 годах, о наших знаменитых земляках. Реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования нашего учреждения, а именно раздел «Региональный компонент», я предложила для проведения непосредственно образовательной деятельности по краеведению свой собственный практический материал. Для его сбора и систематизации потребовался не один год. На эту мысль натолкнули меня сами воспитанники, задавая вопросы об улицах, которые носят имена знаменитых людей, героев войны. Так возникла идея подобрать серию рассказов «Их именами названы улицы». Для дошколять ближе и понятнее то, что их окружает, так называемая зона ближайшего окружения, и вполне закономерно начинать знакомить ребёнка дошкольного возраста с историей нашей страны, с улицы, на которой он живёт, на которой расположен его детский сад, с памятника, мимо которого он ходит каждый день, держась за папину руку. Каждый год при подготовке к празднованию Дня Победы, Дня Защитника Отечества, Дня города и т. д. воспитатели рассказывают о воинах, сражавшихся с фашистами в Великую Отечественную войну, по традиции для детей организовывается автобусная экскурсия по памятным местам Краснодара, детей знакомят со знаменитыми людьми Кубани, земляками, прославившими нашу малую Родину. Всё это требует доступной и интересной для детей дошкольного возраста информации, которую из года в год приходится пополнять. Первоначально был оформлен сборник рассказов для детей по двум темам: «Их именами названы улицы города Краснодара» и «Памятники воинской славы» к 65-летию Дня Победы. Много интересного и нового материала было собрано в связи с празднованием 75-летия Западного округа города Краснодара. Так постепенно сформировалась ещё серия рассказов для дошкольников «Выдающиеся люди Кубани» (писатели, поэты, композиторы, космонавты, спортсмены). В результате проделанной работы был собран довольно интересный материал, которым с удовольствием пользовались педагоги нашего учреждения. Чтобы окончательно систематизировать накопленный материал и придать ему логическую завершённость, было решено создать ещё одну серию рассказов для дошкольников под названием «Быть здесь граду». Эта серия рассказов является вводной и решает следующие задачи:

    Познакомить дошкольников с историей переселения казаков-черноморцев на кубанские земли и возникновением города Краснодара - Екатеринодара;

    Рассказать как появилась и развивалась в городе Краснодаре главная улица Красная, об истории возникновения Чистяковской рощи.

Основные задачи проекта:

    Дать старшим дошкольникам первоначальные знания об истории родного края, города.

    Воспитывать чувство патриотизма и уважительного отношения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны.

    Воспитывать чувство гордости за своих земляков, выдающихся людей, прославивших Кубань.

Научность

Выдающиеся русские психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец доказали возможность и необходимость формирования у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. (1) Одним из средств, обеспечивающих эту возможность является ознакомление детей с историей. Исторические факты служат эффективным средством формирования положительного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с историей входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлён отбор рассказов, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств. При отборе исторического материала я руководствовалась общими принципами: соответствие возрастным особенностям детей; доступность по форме и содержанию, привлекательность, яркость и эмоциональная насыщенность. К серии рассказов был подобран наглядный материал: иллюстративный, фотоматериал, как на бумажном, так и на цифровом носителе, который можно использовать для мультимедийной презентации.

Так как у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление, то использование такой формы работы как экскурсия, целевая прогулка является существенным дополнением к рассказам.

Исследование показало, что развитие у современных дошкольников представлений о родной стране, отношение к событиям её прошлого и современности зависит от позиции близких взрослых – родителей и педагогов.(2) Поэтому проект включает в себя взаимодействие педагогов и родителей, а именно нетрадиционная форма работы с родителями воспитанников – домашнее задание (посетить вместе с ребёнком памятные места, достопримечательности нашего города).

Новизна этого проекта заключается в удачной комбинации элементов опубликованных методик.

Основное содержание проекта

Весь проект состоит из двух частей (I часть для детей старшей группы, II - для детей подготовительной к школе группы), которые включают в себя по две серии рассказов:

I часть. Первая серия рассказов «Быть здесь граду».

Цель: познакомить с историей переселения казаков-черноморцев на Кубань и возникновением города Краснодара в доступной для детей дошкольного возраста форме.

В эту серию входят рассказы:

    Как казаки на Кубань переселялись

    История возникновения города Екатеринодара

    Улица Красная – главная улица города Краснодара

    Чистяковская роща

Вторая серия рассказов «Их именами названы улицы»

Цель: дать представление детям о том, что многие улицы города Краснодара названы в честь героев Великой Отечественной войны, рассказать об их подвигах.

    Улица им. П.М. Гаврилова

    Улица им. Братьев Игнатовых

    Улица им. Г.Т. Невкипелого

    Улица им. Н.Ф. Гастелло

    Улица им. В. Талалихина

II часть. Первая серия рассказов «Выдающиеся люди Кубани»

Цель: познакомить детей с выдающимися людьми Кубани, прославившими свою малую Родину творчеством, талантом, достижениями в своей профессиональной деятельности.

    «Григорий Фёдорович Пономаренко»

    «Виктор Гаврилович Захарченко»

    «Детский писатель Владимир Дмитриевич Нестеренко»

    «Кубанская поэтесса Татьяна Дмитриевна Голуб»

Вторая серия рассказов «Памятники воинской славы»

Цель: воспитывать чувство гражданского патриотизма, уважение и память к воинам освободителям, ветеранам Великой Отечественной войны.

    Мемориальный комплекс «Памяти героев»

    «Военно-братский мемориальный комплекс», «Всесвятское кладбище»

    «Памятник воинам-освободителям»

    «Памятник студентам, преподавателям и сотрудникам Кубанского Политехнического института, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны».

    «Памятник 500 советским воинам и мирным жителям, погибшим от рук фашистских захватчиков».

К рассказам подобран иллюстративный материал, фотографии с видами, достопримечательностями города Краснодара. Часть материала включена в перспективный план непосредственно образовательной деятельности по разделу «Социальный мир», часть – используется в совместной деятельности воспитателя и детей. Всё это позволило воспитателям нашего учреждения более содержательно проводить образовательную деятельность, использовать технические средства (мультимедийный проектор) при ознакомлении детей с достопримечательностями и памятными местами города Краснодара. Рассказы воспитателей о жизни и деятельности наших знаменитых земляков сопровождаются чтением художественных произведений, мультимедийной презентацией.

Наши воспитанники любят свой город, и во время целевых прогулок и экскурсий педагоги показывают им, что с каждым годом он становится лучше. В связи с тем, что педагоги дошкольного учреждения не всегда и не везде могут отправиться с воспитанниками на экскурсию, я предложила использовать такую форму работы с родителями как «домашнее задание». Обращаясь к родителям с просьбой посетить тот или иной памятник, музей со своим ребёнком, мы предлагаем вначале историческую справку, информацию об этом объекте для того, чтобы посещение не было исключительно созерцательным. Многие родители относятся к этому с интересом, приносят фотоматериал.

Основные этапы и сроки реализации проекта

Срок реализации этого проекта два года. Первые две серии рассказов включены в перспективный план по краеведению для детей старшей группы (от 5 до 6 лет). Вторые две серии – для детей подготовительной к школе группы.

Механизмы реализации

Серии рассказов, посвящённые героям Великой Отечественной войны («Их именами названы улицы», «Памятники воинской славы»), проводятся во второй половине учебного года для того, чтобы проведение занятий на эту тему совпало с празднованием Дня Защитника Отечества, освобождением Краснодара от фашистских захватчиков, Днём Победы. Занятия по краеведению проводятся согласно расписанию непосредственно образовательной деятельности - один раз в месяц. Между занятиями проводятся другие формы работы (целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, домашнее задание родителям воспитанников), которые педагоги планируют в своём календарном плане. Так как проект включён в региональный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования нашего учреждения, контроль осуществляется в рамках контроля за непосредственно образовательной деятельностью педагогов учреждения.

Результаты, достигнутые к настоящему времени

Вот уже третий год педагоги нашего учреждения внедряют в педагогическую практику проект «С чего начинается Родина?». В конце учебного года в подготовительной к школе группе дети имеют представление о стране, в которой родились и живут, о Краснодарском крае, как малой Родине, о национальном составе жителей Кубани. Легко могут объяснить, что им нравится в родном городе, рассказать о памятнике, и в честь кого он был установлен, о выдающихся людях Кубани. Что соответствует высокому уровню развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.

В результате использования данного проекта дети получат больше информации о таком периоде нашей истории как Великая Отечественная война, что особенно проблематично в работе с дошкольниками.

Программа самообразования

По данной теме были изучены опыты работ:

    О родном крае. Учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений по кубановедению./ составители Т. И. Беляева, А.Т. Бережная. – Краснодар. МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 231»

    Воспитание у дошкольников любви к малой Родине./В.А. Маркова, Л.М. Данилина, З.Г. Прасолова. – Краснодар: «Традиция», 2007.

    Музейная педагогика – воспитание гражданина XXI века: Сборник материалов межрегиональных конференций/ Отв. ред. А.И. Буренина. – СПб.: ЛОИРО, 2009.

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников на примерах народных героев и великих подвижников земли русской. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений города Краснодара в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы»/Творческая группа педагогов МДОУ «Детский сад № 215» города Краснодара, 2004.

В дальнейшем планируется:

    Участие во II Краснодарском фестивале педагогических инициатив «Новые идеи – новой школе»

    Подготовка материала по теме для внесения в городской банк данных результативного инновационного педагогического опыта.

    Планируется добавить ещё одну серию рассказов «Архитектурные памятники города Краснодара» и увеличить количество рассказов по каждой серии до 12, чтобы распределить их на календарный год. Так как в течение лета с детьми дошкольного возраста проще организовать экскурсию, то рассказы о родном городе будут очень кстати.

Список литературы:

    Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 – 1980 гг./под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

    Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

    В граните и бронзе. (Очерки о памятниках Кубани). Сост.: Н.Т. Ганенко и В.Ф. Латкин. Краснодар, Кн. Изд-во, 1975.

    Их именами названы улицы/Н.А. Белых, Н.С. Вертышева, Н.Т.Ганенко и др.; Сост.В.Ф. Латкин. – Краснодар: Кн. Изд-во, 1980.

    Улицы Краснодара рассказывают…История города в рассказах об улицах, площадях, скверах./ Г. Шахова. – ООО «Полиграфист», 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ

I часть

Первая серия рассказов

«Быть здесь граду»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель : познакомить с историей переселения Черноморского казачьего войска на Кубань и возникновения города Екатеринодара -Краснодара в доступной для детей дошкольного возраста форме.

Конспект № 1

Тема: «Как казаки на Кубань переселялись»

Цель: познакомить детей с историей переселения Черноморских казаков на Кубань

Оборудование : иллюстративный материал («На приёме у императрицы», «Памятник казакам-переселенцам», «Улицы Екатеринодара»)

Рассказ воспитателя:

Ты, Кубань, ты наша родина,

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная

Разлилась ты вдаль и вширь.

Российская императрица Екатерина особой грамотой за верную службу пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между рекой Кубанью и Азовским морем. Мудрый дипломат, Антон Головатый ездил в Царское Село благодарить императрицу за оказанную черноморцам милость. Прощаясь, он сказал: «Мы воздвигнем города, населим сёла, сохраним безопасность пределов (границ). Большинство современных городов и станиц края были основаны казаками-переселенцами (Черноморское войско). Черноморское войско было многочисленным (более 12000 человек). Перевезти столько людей и имущества – дело непростое. Путь предстоял неблизкий. С наступлением тепла начали расселяться по кубанской земле.

Места для первых 40 станиц определились жребием, а названия большинства из них казаки принесли с собой с Украины, где они были произведены от имен знаменитых казаков (Титаровская, Васюринская, Мышастовская) или от названий родных городов: Полтавская (г. Полтава), Корсунская (г. Корсунь).

Одно из первых поселений было названо Екатериненским. Ему суждено было стать столицей казачьего края. По преданию, войсковой атаман Захарий Чепега, указав рукой на колючие заросли Карасунского Кута, воскликнул: «Быть здесь граду!» И провели борозду казаки в дикую степь, обозначив центральную улицу города - Красную.

В 1920 году Екатеринодар был переименован в город Краснодар.

Конспект № 2

занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «История возникновения города Екатеринодара»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения города, его достижениями, архитектурными достопримечательностями.

Материал: открытки, фотографии, аудиокассеты с записью кубанских песен.

Рассказ воспитателя :

Город Краснодар - столица Кубани. Краевой центр. Он был основан в 1793 году казаками-запорожцами, переселившимися на Кубань по указу императрицы Екатерины II. Екатерина даровала казакам кубанские земли в благодарность за усердную службу. Вот поэтому и войсковой град получил название Екатеринодар. Это была настоящая военная крепость. Казаки насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала кре­пость с трех сторон и надежно защищала от врагов.

Внутри крепости казаки построили курени из камыша, бревен и глины. А в центре небольшой площади поставили походную Свято-Троицкую церковь. Наряду с хатами, покрытыми соломой и камышом, стали строить деревянные дома. Улицы мостили булыжником, а тротуары делали деревянными. Освещались улицы в тёмное время керосиновыми фонарями. Так началась история кубанской столицы.

В середине девятнадцатого века войсковой град стал областным граждан­ским городом. Екатеринодар быстро рос, строился, развивался. Было открыто же­лезнодорожное движение, в городе появились водопровод, электричество, теле­фон, а 10 декабря 1900 года побежал по рельсам первый трамвай. В городе одно за другим появлялись красивые здания: театры, училища, торговые дома, особняки. Житель Екатеринодара Федор Акимович Коваленко ос­новал в городе картинную галерею и разместил в ней свою коллекцию картин, монет и старинных вещей. Горожане любили бывать в зимнем и летнем театрах, по воскресеньям и праздникам гуляли в городском саду и Чистяковской роще. С 1920 года город носит новое имя - Краснодар. В нем построены заводы, фабрики и институты.

В годы Великой Отечественной войны город сильно пострадал: когда 12 февраля 1943 года воины-освободители вошли в Краснодар, то увидели почти сплошные руины. Фашисты разрушили лучшие здания города, институты, школы, ограбили знаменитую Пушкинскую библиотеку. Много пришлось потрудиться краснодарцам, чтобы восстановить свой город и сделать его ещё краше.

Сейчас Краснодар настоящий красавец, город - сад. Гордо высятся совре­менные здания. Спешат по утрам на занятия школьники, лицеисты, гимназисты, студенты институтов, университетов и академий.

Гостеприимно распахнуты двери музеев и театров, концертных и выставоч­ных залов.

Неповторимую прелесть городу придаёт его зелёный наряд: тополиные и каштановые аллеи, тенистые парки и скверы, чудесные цветники... Вот какие строки родному городу посвятил поэт Виктор Подкопаев.

Слышу в тополях весёлый шорох.

Вижу в бликах солнца тротуар...

Как же ты мне памятен и дорог,

Тополиный город Краснодар!

Конспект № 3

занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Улица Красная – главная улица города Краснодара»

Цель: рассказать об истории возникновения главной улицы Краснодара

Материал: открытки, фотографии с достопримечательностями улицы Красной

Рассказ воспитателя :

Почти в каждом кубанском городе или станице есть улица, которая называ­ется Красной. Это имя носит и главная улица краевого центра - города Краснода­ра.

По преданию, в дикой степи на берегу бурной Кубани казаки плугом прове­ли первую борозду и атаман Захарий Чепега сказал: «Нехай це будэ Красна!» (Пусть это будет Красная)

Жители города всегда любили свою главную улицу, заботились о её благо­устройстве. Одноэтажные деревянные торговые лавки сменились нарядными особняками. Многие старинные дома были разрушены во время войны, но неко­торые сохранились и до сих пор радуют глаз краснодарцев и гостей города. Кто не знает, например, старого здания пушкинской библиотеки или на­рядного, словно кружевного, «дома Шарданова», где находится художественный музей. А как же красив знаменитый «зелёный дом», когда-то принадлежавший купцам Богарсуковым! Утром 12 февраля 1943 года горожане увидели на его ба­шенке красный флаг и так узнали, что Краснодар освобождён от фашистских за­хватчиков.

После войны на месте разрушенных зданий выстроили новые, и Красная снова обрела облик главной, парадной улицы города. Сейчас она утопает в зелени клёнов, лип, ясеней. Даже в июльскую жару здесь прохладно. Красная всегда полна народу. Люди спешат по своим делам. Забегают в многочисленные магази­ны, но многие просто гуляют, любуясь красотой зданий, скверов, фонтанов. Очень любят краснодарцы свой город. Пожалуй, точнее всех выразил чув­ства краснодарцев поэт Николай Доризо:

Краснодарская улица Красная,

У меня ты на свете одна.

Чем же, Красная, ты прекрасная?

Тем, что мне отовсюду видна...

Конспект № 4

занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Чистяковская роща»

Цель: познакомить детей с историей появления Чистяковской рощи и её роли в жизни горожан.


актуальны и сегодня. Только сейчас, ... Барто, Маршака, Чуковского». С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ «РОДИНА» Новое здание сыктывкарского кинотеатра в стиле... кинотеатр по проекту архитектора Изотова (инженерную часть проекта исполнил...
  • Проект « г о р о д с к и е п а м я т н и к и » творческое название «что память наша с трепетом хранит…»

    Документ

    Детей. ВИД ПРОЕКТА : ИНФОРМАЦИОННО - ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ Актуальность темы: Работа над проектом должна познакомить... города Астрахани, звона колоколов, песни «С чего начинается Родина» ,песен Об Астрахани. Воспитатели, музыкальный...

  • Актуальные проблемы современного образования

    Документ

    Сельскохозяйственный институт» Актуальные проблемы современного... деятельность учащихся», «проект» , освещает типологию проектов по Е.С. ... 1999 – №2-3. – С. 246-250. Киракосян А. С чего начинается Родина ? // Народное образование. – 1995. – №8-9. – ...

  • Светлана Чучук
    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»

    Проект по нравственно-патриотичекому воспитанию чего начинается Родина "

    для детей старшей группы доу

    1. Паспорт проекта… .…. …. 3

    2. Актуальность проекта «С чего начинается Родина » .. ….3

    3. Цели и задачи…. ….…4

    4. Предполагаемый результат. ….…4

    5. Этапы реализации проекта … .…5

    6. Формы взаимодействия с детьми и родителями… .….5

    7. Распределение содержания по разделам

    «Моя семья – это Родина моя » …. …5

    «Природа родного края» . …. …. 6

    9. Приложение….…. 7

    Проект

    Краткосрочный

    Групповой

    Информационно – практико – ориентированный

    Творческий

    Сроки реализации : 12.03.2018-24.03.2018

    Участники проекта :

    Воспитатели

    Дети старшей группы

    Родители воспитанников

    Актуальность проекта «С чего начинается Родина »

    Я узнал, что у меня

    Есть огромная семья -

    И тропинка, и лесок,

    В поле каждый колосок!

    Речка, небо голубое -

    Это все моё, родное!

    Это Родина моя !

    Всех люблю на свете я!

    Владимир Орлов

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине , патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье .

    В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

    Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

    Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

    Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине .

    Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

    Цель проекта :

    Воспитание нравственно -патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через освоение знаний о природе родного края, Новосибирской области. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье .

    Задачи :

    Сформировать у детей представления о семье, городе в котором они живут.

    Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности

    воспитание нравственно-эстетических чувств , эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру

    Формирование нравственно -патриотических чувств посредством ознакомления детей с музыкальными, литературными произведениями о Родном крае

    Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

    Предполагаемый результат :

    1. Дети пополнят знания о природе Родного края.

    2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами , являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной , духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

    3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта .

    4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами .

    5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей .

    Формы взаимодействия с детьми и родителями

    Формы взаимодействия с детьми :

    Непосредственная образовательная деятельность;

    Совместная деятельность детей и педагогов;

    Чтение художественной литературы;

    Беседы, ситуативные разговоры;

    Слушание музыки;

    Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)

    Презентации

    Формы взаимодействия с родителями :

    Консультации по проблемам патриотического воспитания детей ;

    Сотворчество детей и родителей .

    Формы и методы реализации проекта

    1 этап : «Моя семья – это Родина моя »

    Познавательное занятие «Мой край»

    Беседа «Мой дом»

    Составление рассказов на тему : «Моя семья»

    Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»

    Заучивание стихотворения Алексей Кабардина «Карта Новосибирской области»

    Рисование : «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка

    Прослушивание аудиозаписей о Новосибирске

    Физическое развитие

    Подвижная игра «У оленя дом большой"

    Пальчиковая гимнастика «Кукушка»

    Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощники"

    Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

    Психогимнастика «Эмоции моей семьи»

    Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?

    Прослушивание сказки «Баба-Яга»

    Взаимодействие с родителями

    Сотворчество детей с родителями : «Родословное древо нашей семьи»

    2 этап : «Природа родного края»

    Познавательно-речевое развитие

    Рассказ воспитателя

    Презентация «Природа Новосибирской области»

    Чтение о Новосибирске

    Презентация «Красная книга Новосибирской области»

    Познавательное занятие «Россия – Родина моя »

    Итоговое занятие «С чего начинается Родина »

    Художественно-эстетическое развитие

    Лепка : «Еж ушастый»

    Рисование : «Люблю березу русскую»

    Прослушивание : песен о Новосибирске

    Выставка рисунка «С чего начинается Родина »

    Физическое развитие

    Русские народные игры : «Гуси лебеди» , «Карусель» , «Колпачок» , «У медведя во бору» , «Гори, гори ясно»

    Социально - личностное развитие

    Д/И «Любимый город»

    Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в заповедник»

    Просмотр мультфильма «Мы живём в России»

    Чтение русских народных сказок : «Ночь на Ивана Купалу» , «По щучьему веленью»

    Взаимодействие с родителями

    Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота »

    Публикации по теме:

    Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана «Детский сад комбинированного вида №66» Конспект занятия по.

    Презентация по патриотическому воспитанию в младшей группе «С чего начинается Родина» Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств у детей.

    Проект по нравственно патриотическому воспитанию детей средней группы «Россия - Родина моя» Паспорт проекта по нравственно патриотическому воспитанию детей «Россия – Родина моя» Подготовил проект воспитатель МБДОУ «Д/с №36 «Ягодка».

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина» ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Место реализации: «Структурное подразделение.