В христианстве, когда верующие отмечают день воскресения Иисуса Христа из мертвых.

Пасха

Согласно Библии, сын Божий Иисус Христос принял мученическую смерть на кресте во искупление грехов человечества. Он был распят на кресте, установленном на горе под названием Голгофа, в пятницу, которая в христианском календаре получила название Страстной. После того как в страшных муках Иисус Христос вместе с другими приговоренными к смерти на кресте скончался, его перенесли в пещеру, где и оставили его тело.

В ночь с субботы на воскресенье раскаявшаяся Мария Магдалина и ее приспешницы, которые так же, как и она, приняли христианскую веру, пришли в эту пещеру проститься с Иисусом и отдать ему последнюю дань любви и уважения. Однако, войдя туда, они выяснили, что гробница, где находилось его тело, пуста, а два ангела возвестили им, что Иисус Христос воскрес.

Название этого праздника происходит от древнееврейского слова «Песах», которое означает «избавление», «исход», «пощада». Оно связано с событиями, описанными в Торе и Ветхом Завете - с десятой, самой страшной из египетских казней, которые Бог обрушил на египетский народ. Как повествует легенда, на этот раз наказание заключалось в том, что все первенцы, родившиеся как у людей, так и у животных, умирали скоропостижной смертью.

Единственное исключение составляли дома тех людей, которые были отмечены особым знаком, нанесенным кровью агнца - невинного ягненка. Исследователи утверждают, что заимствование этого названия для обозначения праздника воскресения Христа было связано с верой христиан в то, что он был невинен как этот агнец.

Празднование Пасхи

В христианской традиции Пасха отмечается по лунно-солнечному календарю, поэтому дата ее празднования различается год от года. Расчет этой даты осуществляется таким образом, чтобы она приходилась на первое воскресенье после весеннего полнолуния. При этом, подчеркивая сущность этого праздника, Пасха всегда отмечается только .

Празднование Пасхи сопряжено с большим количеством традиций. Так, ей предшествует Великий пост - самый продолжительный и строгий период воздержания от многих видов пищи и развлечений в течение всего года. Наступление Пасхи принято отмечать, выставляя на стол крашеные куличи и собственно - так называют творожное блюдо в форме пирамиды с усеченным верхом.

Кроме того, символом праздника являются крашеные вареные яйца: они считаются отражением легенды о том, как Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию яйцо в знак того, что Иисус Христос воскрес. Он сказал, что это невозможно, точно так же, как яйцо не может из белого внезапно стать красным, и яйцо вмиг покраснело. С тех пор верующие на Пасху красят яйца в красный цвет. Приветствовать друг друга в этот день принято фразой «Христос воскресе!», на которую обычно отвечают «Воистину воскресе!».


«Если мы в этой только жизни надеемся на Христа,
то мы самые жалкие из всех людей!» (1 Кор.15:19).

Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.
Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?

Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образова­нием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!» , а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!»
Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.
Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.
Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?

Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпи­ческие события книги Исход. Она рассказывает о четырехве­ковом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврей­ский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).
Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. пе сах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).
Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обре­тённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

Исполнение: «Пасха небесная»

«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами
прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её,
пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15-16)

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног <...>. Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: "Кость Его да не сокрушится"» (Ин.19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосре­доточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха . «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1 Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст .

Пасха – праздник сорокадневный

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк.24:1 ; Ин.20:1) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
Радостные пасхальные приветствия заканчиваются для многих уже на третий день или же с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это – распространенное в нецерковной среде заблуждение.
Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величай­шего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торже­ственным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха воз­вышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19).
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Лит.: Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991 (Ч. III, гл. 15: «Пасха Нового Завета»); Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции) / Науч. ред. проф. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Изд. храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., 2014.
Ю. Рубан

Вопросы о Пасхе

Что означает слово «Пасха»?

Слово «Пасха» (пэсах) в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «переход».

Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий (в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские»).

Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле.

Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина ().

Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца (). Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо». Отсюда и название события: Пасха (пэсах) - прохождение мимо.

В более широкой интерпретации праздник Пасхи связан с Исходом вообще. Этому событию предшествовало приношение в и потребление всем обществом Израиля пасхальных жертвенных агнцев (из расчёта по одному агнцу на семейство; в случае, если то или иное семейство было немногочисленным, ему надлежало объединиться с соседями ()).

Ветхозаветный пасхальный агнец прообразовал собой Новозаветного , Христа. Агнцем, берущем на Себя грех мира, Христа назвал святой Иоанн Креститель (). Агнцем, Кровью Которого мы искуплены, называли и апостолы ().

После Воскресения Христова Пасхой, в среде христианства, стал называться Праздник, посвященной этому событию. В данном случае филологическое значение слова «Пасха» (переход, прохождение) получило иную интерпретацию: переход от смерти к жизни (а если распространять его на христиан, то и как переход от греха к святости, от жизни вне Бога к жизни о Господе).

Малой Пасхой иногда называется воскресный день.

Кроме того Пасхой именуется и Сам Господь ().

Почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался ещё до Рождества Иисуса Христа?

Во времена Ветхого Завета иудеи, следуя Божественному произволению (), праздновали Пасху в воспоминание о выходе их из Египта. Египетское рабство стало одной из самых мрачных страниц в истории избранного народа. Празднуя Пасху, евреи благодарили Господа за оказанные Им великие милости, благодеяния, связанные с событиями периода Исхода ().

Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение , сокрушившего , поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь.

Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях - не единственное, что их связывает и объединяет. Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа (), а ветхозаветная Пасха — прообразом Пасхи Христовой.

Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи - следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя (), так и Кровью мы спасены (); как ветхозаветная пасхальная способствовала освобождению евреев от пленения и рабства фараону (), так и Крестная Жертва Новозаветного Агнца способствовала освобождению человека от рабства демонам, от плена греха; как кровь ветхозаветного агнца способствовала теснейшему объединению евреев (), так и Причащение Крови и Тела Христовых способствует единению верующих в одно Тело Господне (); как потребление древнего агнца сопровождалось вкушением горьких трав (), так и христианская жизнь исполнена горечью тягот, страданий, лишений.

Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни?

Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана (). В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев ().

Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи ().

С тех пор и вплоть до совершения Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в . Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.

Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область - лоно Авраамово (). В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили господу и . Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи ().

Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ.

Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем праведники пребывали в Раю (победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли ()).

Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения.

Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий .

В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха?

Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается прдпразднственная . Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди.

Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего (сынов ) в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная , прообразовавшая Крестную Жертву Христа).

В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг , после чего священник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в (через Царские врата). Плащаница укладывается на , после чего вокруг него совершается каждение.

По окончании этой службы бывает (в ознаменование того, как ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная .

По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.

Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»…

В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены. Это народное поверье или церковная практика, традиция?

Полагаем, что в различных случаях такое «совпадение» может иметь различную интерпретацию.

С одной стороны, мы хорошо понимаем, что Бог всегда открыт человеку Своей () и (); важно лишь, чтобы сам человек стремился к единству с Богом и Церковью.

С другой стороны, мы не можем отрицать, что в дни Главных Праздников Церкви, и, конечно, во время Пасхальных Торжеств, единство верующих с Богом проявляется по-особенному. Заметим, что в такие дни храмы (нередко) наполняются даже и теми христианами, кои весьма далеки от регулярного участия в храмовом богослужении.

Думаем, что иногда смерть в Пасху может свидетельствовать об особой милости к человеку (например, если в этот день умирает Божий святой); однако подобного рода соображения нельзя возводить в ранг безусловного правила (так можно дойти и до суеверия).

Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц?

Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» и дарить друг другу крашеные яйца восходит к глубокой древности.

Предание твёрдо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марины Магдалины, которая, по , отправилась в Рим, где, встретившись с императором Тиверием, начала Свою словами «Христос Воскрес!», подарив ему, при этом, красное яйцо.

Почему она подарила яйцо? Яйцо - символ жизни. Как из-под, казалось бы, мертвой скорлупы рождается жизнь, которая бывает сокрыта до времени, так и из гроба, символа тления и смерти, восстал Жизнодавец Христос, а некогда восстанут и все мертвые.

Почему яйцо, подаренное императору Мариной Магдалиной, было красным? С одной стороны, красный цвет символизирует радость и торжество. С другой стороны, красный цвет - символ крови. Все мы искуплены от суетной жизни Кровью Спасителя, пролитой на Кресте ().

Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество Жизни над смертью, победу Правды над злом.

Предполагается, что помимо названной причины первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, мазавших кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избежания поражения первенцев от Ангела-губителя) ().

Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой (синий), напоминающий о , или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни (духовную весну).

В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии. Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых.

Здесь важно помнить: цвет пасхальных яиц не должен быть траурным, мрачным (ведь Пасха - великий Праздник); кроме того, он не должен быть слишком вызывающим, вычурным.

Бывает, что пасхальные яйца украшаются наклейками с иконами. Уместна ли такая «традиция»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать: икона - не картинка; это - христианская святыня. И относиться к ней следует именно как к святыне.

Перед иконами принято молиться Богу и Его угодникам. Однако, если священный образ наносится на яичную скорлупу, которая будет счищаться, а затем, может быть, сбрасываться в помойную яму, то очевидно, что вместе со скорлупой в мусор может попасть и «икона». Думается, что так недолго до кощунства и святотатства.

Правда, некоторые, опасаясь прогневать Бога, стараются не выбрасывать в мусор скорлупу с освященных яиц: либо сжигают её, либо закапывают в землю. Такая практика допустима, но насколько уместно сжигать или закапывать в землю лики святых?

Как и сколько времени празднуется Пасха?

Праздник Пасхи - древнейший церковный . Он был учрежден ещё при . Так, Павел, воодушевляя братьев по вере на достойное, благоговейное празднование Дня Воскресения Христова, рек: «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» ().

Известно, что раннехристианская объединяла под именованием Пасхи две примыкающие друг к другу седмицы: предшествующую дню Воскресения Господня и последующую. При этом первая из обозначенных седмиц соответствовала названию «Пасха Страданий» («Пасха Крестная»), тогда как вторая - названию «Пасха Воскресения».

После Первого Вселенского Собора (состоявшегося в 325 году, в Никее) эти названия были вытеснены из церковного обихода. За седмицей, предшествующей дню Воскресения Господня, закрепилось название «Страстная», а за последующей - «Светлая». Имя «Пасха» утвердилось за Днем Воскресения Искупителя.

Богослужения в дни Светлой седмицы наполнены особой торжественностью. Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи.

В этой христианской традиции можно видеть связь с ветхозаветным , согласно которому праздник (иудейской) Пасхи соединялся с праздником Опресноков, длившемся с 15 по 21 число месяца Нисана (с одной стороны, этот праздник, отмечаемый ежегодно, должен был напоминать сынам о событиях исхода их народа из Египта; с другой стороны, он связывался с началом жатвы).

В продолжении Светлой седмицы богослужение в осуществляется при распахнутых - в ознаменование того, что , через Воскресение, победу над и смертью, раскрыл людям врата Небесного .

Отдание Пасхи бывает в среду 6-й седмицы, в соответствии с тем, что до Дня Своего Восставший из Гроба Господь, ходя по земле, являл себя людям, свидетельствуя о Своём Воскресении.

Всего до дня отдания Пасхи - насчитывается шесть Недель: первая - Пасхальная; вторая - Фомина; третья - святых жен-мироносиц; четвертая - о расслабленном; пятая - о самаряныне; шестая - о слепом.

В продолжении данного периода особо воспевается Божественное достоинство Христа, вспоминаются совершённые Им чудеса (см.: ), подтверждающие, что Он - не просто Праведный Человек, но Вочеловечившийся Бог, Который Сам Себя Воскресил, поправ смерть, сокрушив врата царства смерти, - ради нашего .

Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры?

Пасха Христова - самый торжественный и великий Праздник Вселенской Церкви (по метафорическому высказыванию святых отцов, он настолько же превосходит все прочие церковные Праздники, насколько сияние солнца превосходит сияние звёзд).

Так, равноапостольная Мария Магдалина, посетив Рим, приветствовала императора-язычника Тиверия именно этим провозвестием. «Христос воскрес!», сказала она ему, и поднесла в дар красное яйцо.

Другое дело, что далеко не каждый иноверец (или безбожник) готов отреагировать на пасхальное поздравление (если не с радостью, то по крайней мере) спокойно. В ряде случаев, подобного рода приветствия могут спровоцировать раздражение, ярость, буйство и гнев.

Стало быть, иногда, вместо пасхального приветствия того или иного человека уместно буквально исполнить слова Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ().

Здесь неплохо учитывать опыт апостола Павла, который, по его собственному признанию, проповедуя веру христову, старался подстраиваться под обстоятельства и психологическое состояние людей, будучи для Иудеев - как Иудей, ради приобретения Иудеев; для подзаконных - как подзаконный, ради приобретения подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона (не будучи, однако же, сам чужд Божьему закону) - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных - как немощный, ради приобретения немощных. Для всех он сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых из них ().

Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни?

К Празднику Пасхи принято готовиться заблаговременно. Это значит, что ту работу, которую можно выполнить заранее - лучше сделать заранее. Работу же, не связанную с Праздником и не требующую немедленного выполнения, лучше (на время Праздника) отложить.

Так, например, древний христианский памятник «Постановления апостольские» даёт твёрдое указание, что ни в Страстную седмицу, ни в следующую за нею Пасхальную (Светлую) седмицу «да не работают рабы» (Постановления апостольские. Кн. 8, гл. 33)

Однако, безусловного, безотносительного к обстоятельствам запрета на какую бы то ни было работу вообще, в пасхальный период, не существует.

Положим, есть много видов профессиональной, служебной и общественной деятельности, требующих непременного участия того или иного человека вне зависимости от его желания и от .

К такого рода деятельности относятся: правоохранительная, военная, врачебная, транспортная, противопожарная и пр. Иногда применительно к этого рода работам в Праздничный день не лишне вспоминать слова Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ().

С другой стороны, исключения относительно работы могут встречаться даже и тогда, когда речь идёт о таких повседневных трудах как уборка по дому, мытьё посуды.

В самом деле, неужели, если во время Праздника Пасхи стол наполнится грязными тарелками, ложками, чашками, вилками, пищевыми отходами, а пол, вдруг, некстати зальётся каким-либо напитком, всё это нужно будет оставить как есть вплоть до окончания Пасхальных торжеств?

С чем связана традиция освящения хлеба - артоса?

В Светлый День Пасхи, в конце Божественной (после заамвонной молитвы) совершается торжественное освящение особой - а (в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб»; в соответствии со смыслом наименования Пасхи (Песах - переход) как перехода от смерти к жизни, в соответствии со следствием Воскресения как Победы Христа над и смертью, на артосе запечатлевается Крест, увенчанный тернием, знамение победы на смертью, или же образ ).

Как правило артос полагается на напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы.

На Светлую субботу, то есть в пятницу вечером, артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздаётся для потребления верующим.

Как в продолжении Светлого Праздника верующие вкушают в своих домах пасхи, так в дни Светлой седмицы в домах Божьих - храмах Господних - предлежит этот освященный хлеб.

В символическом смысле артос сопоставляется с ветхозаветным опресноками, которые надлежало вкушать, в продолжении пасхальной седмицы, Израильскому народу, после освобождения их десницею Божьей от египетского рабства ().

Кроме того, практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостолькой практике. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его , уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой. Сим символизировалось присутствие Христа среди них.

Эту символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Христа (), артос служит напоминанием всем верующим, что Воскресший , несмотря на Вознесение на , непрестанно присутствует в , в соответствии с обетованием: «Я с вами во все дни до скончания века» ().

Пасха или Воскресение Христово – древний праздник для всего православного мира. Считается самым важным религиозным праздником года. В этот день проходят праздничные богослужения, разговение после Великого поста.

Это праздник, переходящий по дате. Вычисляется по лунному календарю. Празднуют Пасху обязательно после еврейской Пасхи, в первое воскресенье после полнолуния, которое в свою очередь впервые наступило после весеннего равноденствия. Праздник приходится на временной интервал с 22 марта по 25 апреля по Юлианскому календарю. Пасха приурочена к чудесному воскрешению Иисуса Христа. В Евангелие говорится о том, что на Страстной неделе в пятницу Господь был распят на кресте и погребен. Ночью с субботы на воскресенье к гробу Господнему пришли женщины. Одна из них была грешница Мария Магдалина. Они обнаружили, что гроб пуст. Тогда к ним спустились два мужа и спросили, почему они ищут живого среди мертвых. Кроме того, праздник связывают с языческими поверьями о возрождении природы после зимы, жизнью и обновлением. Узнать историю возникновения праздника можно из первоисточника – Библии, в книге «Исход». Название «Пасха» возникло от еврейского слова «песах», что означало «перескочить через что-то». Так Господь «перескочил» дома евреев, когда насылал беды и поражал первенцев Египта за то, что египетский фараон не хотел освобождать еврейский народ от рабства. Этот день стали называть Пасхой. Новое значение приобрело слово после распятия и воскрешения Христа в канун еврейской Пасхи. Богослужения в храме проходят ночью с субботы на воскресенье. Служба состоит из нескольких частей:
  1. «Полунощница». Посвящена молитве Христа в Гефсиманском саду. Полуночный Благовест - колокольный звон возвещает о Воскресении. Зажигаются свечи и лампады. Священники в белом сане поют «Ангелы на небеси…». Затем проводят крестный ход. Освящают яйца, пасхальные куличи, творожные пасхи и все, что приготовлено для праздничного стола.
  2. «Заутреня» начинается после возвращения в храм и открытия «райских врат». Исполняются молитвы, возвещающие о воскрешении и победе Христа. После песнопения произносят пасхальное приветствие – «Христос воскресе!», отвечают – «Воистину воскресе!». Целуются троекратно, обмениваются крашеными яйцами.
  3. Следом «заутрени» начинается праздничная литургия. Она завершается освещением квасового хлеба – артоса.


После церкви люди собираются за семейным столом для праздничного разговения. По традиции начинать трапезу нужно с освященного пасхального яйца и кулича или пасхи. Традиционно праздничный стол должен быть щедрым, состоять из 48 блюд – за каждый день Поста. Обычно готовят семейные традиционные блюда. Праздничные яства нужно правильно расставить на столе. В центре размещают освященные в церкви продукты. На блюдо с зеленью выкладывают кругом 12 крашеных яиц, а в центр – одно белое, символ Иисуса и апостолов. Главным символом праздника Пасхи стали крашеные яйца. Корни традиции лежат в легенде о том, как Мария Магдалина пришла с известием о воскрешении Христа к императору Тиберию и преподнесла в дар белое яйцо. Император ответил, что воскрешение невозможно так же, как и невозможно изменить цвет яйца с белого на красный. Но яйцо приобрело красный цвет – символ крови Иисуса. Яйцо символизирует жизнь, обновление, процветание. Окрашивание яиц переросло в целое художественно – прикладное направление. Раскрашивают натуральные яйца, деревянные, фарфоровые, бумажные, из драгоценных металлов. Существует множество направлений и техник росписей. Самыми распространенными в России являются крашенки – разноцветные однотонные яйца и писанки – расписанные узорами цветные яйца. Узоры символичны и продолжают тематику возрождения. Пасха – это творожный пирог в виде пирамиды. Форма символизирует Гроб Господня. Обязательно должна присутствовать аббревиатура ХВ.


Пасхальный кулич – сладкий хлеб на дрожжевом тесте с большим количеством яиц и масла. Именно поэтому куличи долго не черствеют. Чем богаче украшен праздничный хлеб, тем благополучнее будет год, хорошим урожай. Праздничный кулич является символом преломленного хлеба Иисусом на вечере с апостолами. Пекут хлеб в чистый четверг. В праздничный день меняются куличами с родственниками и друзьями, подают неимущим, бедствующим. Важный символ Пасхи – Благодатный огонь. Его выносят из Гроба Господня в храме Иерусалима каждый год в субботу перед праздником. Символизирует появление света из Гроба Господнего, воскрешение Иисуса.

В разных странах существуют самые разнообразные традиции празднования Пасхи. Танцуют, водят хороводы, поют народные праздничные песни, бьют и катают на скорость яйца, загадывают желания. Пасха собирает за праздничным столом близких и дальних родственников, разных возрастов и социальных уровней, остаются забытыми в прошлом обиды и недопонимания. Праздник объединяет души, дарит надежду и любовь к людям.

Главный праздник православных христиан — Светлое Христово Воскресение, Пасха —празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния — между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю).

В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.

Пасха — венец Великого поста

Пасху отмечают сразу после Великого поста, последняя неделя (седмица) которого является самой строгой, Страстной.

Пасха празднуется семь дней, всю неделю. Каждый день недели называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.

Весь период до праздника Вознесения, который отмечается на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием "Христос воскресе!" и ответом "Воистину воскресе!".

Крашеные яйца, кулич и творожная пасха

Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха.

Объяснение обычая красить яйца на Пасху в красный цвет можно найти в раннехристианской литературе, не вошедшее в библейский канон. Эти источники рассказывают об обращении в христианскую веру римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.

© Sputnik / Константин Чалабов

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос — символ самого Иисуса Христа. В куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.

Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима — города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса, "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец".

Богослужение и Крестный ход

Еще с апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гробе тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

© Sputnik / Игорь Руссак

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.

Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: "Христос воскресе из мертвых!".

Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: "Христос воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!".

В конце заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает "Слово святителя Иоанна Златоустого", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Sputnik

Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.

После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.

История празднования Пасхи

Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "пасах" ("проходит мимо") — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову "страдаю".

В христианской церкви наименование "пасха" получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Спасителем — от земли к небу.

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.

© Sputnik / Виталий Белоусов

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он "воскрес, яко Бог". Оно открыло славу Его Божества сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Спаститель освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Конспект занятия. ПАСХА ХРИСТОВА (история праздника)
Рассказ для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи,
рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
Развивать духовно – нравственный потенциал воспитанников.
Создать мотивацию праздника через знакомство с его историей, традициями, обычаями.

Задачи: Познакомить детей с православным праздником «Праздник светлой пасхи », с его историей. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Пробудить интерес детей к народной культуре. Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству
Ход занятия:
История пасхи- это путешествие сквозь тысячилетия. Листая её страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, ведь история происхождения Пасхи- это переплетение традиций, верований и обычаев.
Давайте отправимся в такое путешествие! Вы согласны?
Пасха праздник Светлого Христова Воскресения Пасху радостно встречаем И поем: »Христос воскрес! Мы все дружно отвечаем: «Он воистину воскрес!» Чередой проходят годы Под лазурностью небес. И поют везде народы: «Он воистину воскрес!» Всюду радость и объятья: «Брат, сестра, Христос воскрес! Ад разрушен, нет проклятья: Он воистину воскрес!» (В.Кузьменков)
Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков)
Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом.

Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте.


Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ.
Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем.
В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут.



Ангел сообщил радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит стал бессмертным.
Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес»
Яйцо тут же стало красным…С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить.


У светлого праздника Воскресения- Христова свои традиции, обычаи, символы и связанные с ними древние ритуалы.
Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, куличи- все это символы Великого дня и имеют корни в далёком прошлом.
Огонь защищал наших предков от хищных зверей и нечистой силы, люди разводили костры, чтобы прогнать зиму и быстрее встретить весну. Пасхальный огонь воплотил в себе силу очага.

Пасха - это один из самых Великих и знаменательных христианских праздников.

Он любим, как взрослыми, так и детьми.
Практически нет детей в христианской семье, которые бы не слышали о Пасхе и как её празднуют. Но почему этот праздник так велик, почему он так радостен для всех, многие дети не знают.
Ведь родители не всегда приобщают детей к вере, даже если, христианские праздники соблюдают и празднуют их.

И, если так, то, конечно, разумнее рассказать ребёнку о том: почему Пасха стала великим праздником, и почему День Пасхи считается самым главным из всех дней? И здесь: не суть важно, насколько Вы сами верите в Бога.

Как рассказать ребёнку о Пасхе, Христовом Воскресении?

Если Вы затрудняетесь или просто не знаете как правильно, доступно рассказать ребёнку о Пасхе и её истории, мы предлагаем Вам интересный и простой вариант рассказа, который познакомит ребёнка с историей праздника, Пасхой и Воскресением Христовым.

Итак, для того чтобы рассказ получился понятным, красочным и интересным, мы предлагаем Вам подготовить иллюстрации с изображением: Иисуса Христа, Дьявола, Царя (абстрактный образ), Бога. А так же символы Пасхи: яйца крашенные, кулич и творожная пасха.

Рассказ сопровождайте иллюстрациями. Тогда ребёнку будет легко и интересно слушать Ваш рассказ.

Рассказ ребёнку о Пасхе.

Вступление:

Ты знаешь, что скоро наступит праздник, на который мы будем красить яйца, делать творожную пасху и печь куличи. Знаешь, как этот праздник называется? – Пасха.

А как Пасха по-другому называется, знаешь? - Воскресение Христа.

Этот праздник считается самым главным праздником для всех верующих в Бога. Он - самый торжественный и самый радостный из всех праздников.

А знаешь почему? Потому что в этот день случилось самое великое чудо на земле, которое дало людям надежду на вечную жизнь.

Основная часть:

- Дело в том, что когда-то давно на земле жил Иисус Христос - сын Бога. И пришёл Иисус Христос на землю, помочь людям и спасти их от смерти, чтобы их души не попали в ад.
- Ад - это другой мир, в котором правит Дьявол. Душа в этом мире мучается в огне.
- Иисус Христос говорил людям, что, если они перестанут грешить, тогда Бог их простит. И после смерти их душа будет попадать в Рай, к Богу.
- Иисус Христос объяснял всем людям, что для того, чтобы не грешить, нельзя делать плохих поступков, нельзя никого обижать, никогда нельзя обманывать, нужно всегда говорить только правду. Так всегда делал и сам Иисус Христос.
- Многим людям, и Царю, который правил в то время, это не нравилось. Царь не хотел, чтобы все люди становились лучше и знали правду, ведь тогда он не сможет править.
И поэтому Царь приказал убить Иисуса Христа, если тот не перестанет делать людям добро. Но Иисус Христос не испугался. Он хотел, спасти людей, чтобы люди стали лучше, чтобы они перестали грешить и Бог их простил и пустил к себе в рай.
В то время самое страшное и позорное наказание было распятие на кресте, потому что так убивали только бандитов.
И, чтобы испугать людей, которые хотели стать хорошими, и убедить всех, что Иисус Христос обманщик, его тоже, как бандита, распяли на кресте.
- После смерти Иисуса Христа положили в специальное место для мёртвых – гробницу.
А через три дня и три ночи Иисус Христос воскрес из мёртвых. Тем самым доказал людям, что всё, что он говорил правда и, что если не грешить, то Бог откроет для них Рай. И после смерти их душа сможет там жить ещё лучше. У всех людей появилась уверенность, что их душа может быть бессмертна, если они станут лучше.

Заключение.

День, когда Иисус Христос воскрес, назвали Пасхой. И он стал самым радостным и счастливым днём для всех людей.
Именно поэтому первое, что надо произносить, в день Пасхи, когда видите кого-то: «Иисус воскресе», а в ответ Вам должны сказать: «Воистину воскресе». И наоборот.
Символами Пасхи стали Яички,

Светлое Христово Воскресение

Ушла, ушла зима седая,

И оживают поле, лес.

Луг зеленеет, глаз лаская.

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

Пасха - праздник Светлого Христова Воскресения - центральное событие в духовной жизни христианина, отмечаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. Своей смертью Спаситель искупил от греха весь род человеческий: Он принес себя в жертву и за живых, и за умерших.

Пасха на Руси - самое радостное и торжественное празднество. И не удивительно, что наши предки обставили его множеством обычаев, идущих из глубины веков.

Пасхальный обычай христосоваться и одаривать друг друга крашеными яйцами идет со времен апостольских. Радостное пасхальное приветствие напоминает нам о восторженном состоянии учеников Христовых, внезапно узнавших о Воскрешении Его, и тогда они с радостью спрашивали друг друга: «Христос Воскресе?» и отвечали: «Воистину Воскресе!». Взаимное лобзание - в память всеобщего прощения, примирения, выражения любви.

Раньше существовал обычай, являясь к важному лицу, дарить ему что-либо в знак уважения и почитания. Состоятельные люди приносили в дар золото и драгоценности, люди бедные приносили яйца домашних птиц, фрукты. Именно этот обычай и исполнила равноапостольная Мария Магдалина, проповедуя о Воскресении Христовом, придя к римскому императору Тиберию. Она подала ему яйцо с возгласом: «Христос Воскрес!».

Император усомнился в возможности для смертного воскреснуть из мертвых:

В это так же трудно поверить, как в то, что белое яичко может стать красным!

И в тот же миг белое яйцо стало алым. С тех пор традиция употребления на Пасху крашеных яиц и подношения их в качестве подарков стала самой распространенной во всех странах, где исповедуется христианство.

В каждом доме готовились к Светлому дню. В Великую Пятницу готовили обрядовые куличи и пасхи.

Обязательным кулинарным шедевром на пасхальном столе всегда был освященный в церкви кулич. В отличие от теста для пирогов, куда не желательно класть яйца, в куличное тесто кладут много яиц, взбитых в пену белков, много сливочного масла и также много сахара. Все эти компоненты позволяют получить очень сдобное тесто, а готовые куличи долго не черствеют.

К числу обрядовых блюд для пасхального стола относится пасха - творожная масса в виде усеченной пирамиды - символ Гроба Господня. На творожной пасхе должна быть надпись «ХВ», а также изображение креста, копья, трости, проросших зерен, ростков, цветков - символов страдания и Воскресения Христа.

К Святому дню на Руси было приурочено много добрых обычаев. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогали снять с души грех. Было принято выкупать должников из тюрьмы. Люди состоятельные, купечество не скупились на угощение, люди бедные, малоимущие выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить их на волю.

Особенно веселились дети и молодежь. Катали крашенки по земле, по желобу, играли в «битки».

Можно было поиграть в «волчок». Крутят яйца, у кого яйцо крутится дольше, тот выигрывает и может забрать яйцо соперника. Интересна игра «перекати яйцо». Перекатывали яйцо по одежде с левого рукава на правый: кто быстрее?

На Пасху звучал над Москвой малиновый колокольный звон. Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали всех желающих, особенно тех, кто не имел возможности сделать это сам, привечали нищих, убогих, больных.

Приближается самый светлый праздник Пасха. Дети очень любят его, но, возможно не до конца понимают. Как рассказать детям о Пасхе? Познакомьте малыша с историей возникновения праздника, ее традициями.

В христианском календаре самый главный праздник – Пасха . Вообще Пасха – очень древний праздник , но для христиан он приобрел особое значение. Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские. Но на третий день после смерти он воскрес! Поэтому мы знаем, что наша душа бессмертна. А случилось это именно на Пасху. С тех пор мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье ! Кстати, седьмой день недели был назван «Воскресеньем» именно поэтому. Пасхе предшествует строгий 40 -дневный пост, во время которого взрослые кушают только постную пищу, молятся, каются, таким образом, происходит духовное очищение. Даже все семейные праздники , выпадающие на пост, переносят на Пасху.

В пасхальное воскресенье люди посещают церковь, где батюшка освящает куличи, яйца. Лишь после церкви семья собирается за богатым праздничным столом , угощаются пасхальными куличами (пасочками), а дети играют с крашеными яичками. Все поздравляют друг друга, целуют, говорят: «Христос воскрес» и слышат в ответ: «Воистину воскрес!».

А традиция пошла вот откуда: на Пасху к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина с благой вестью: « Христос воскрес!»- сообщила она и преподнесла в дар императору куриное яйцо.

Император рассмеялся и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в это. И на глазах у изумленной публики белое яйцо в руках Марии Магдалины стало красным! Когда Тиберий это увидел, он был поражен и ответил: «Воистину воскрес!».

С тех самых пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и приветствовать друг друга.

Позже яички на Пасху стали раскрашивать разными цветами и назвали их «крашенки» , яйца, на которых рисуют различные рисунки, зовут «писанки» . А бывает, что яйца покрывают воском, красят, потом иголочкой выцарапывают различные узоры. Такие яйца зовут «драпанки» .

Символы Пасхи: СВЕТ (поэтому стараются донести зажженную свечку из церкви домой), ЖИЗНЬ (ее символизируют яйца – символ новой жизни, кролик – символ плодовитости), ПАСХАЛЬНЫЙ КУЛИЧ и, конечно же, КРЕСТ, ведь именно на нем распяли Иисуса. Крест стал главным символом христианства. Символом чистоты и невинности считается ЯГНЕНОК. Раньше было принято на пасхальный стол печь барашка из теста.


Вот такой барашек из пирожков получился у нас (пирожки с вишней).

Итак, с историей ознакомились, теперь можно начинать подготовку. Пусть кроха помогает вам, чем может: разукрасит яйца, посыпает пасочки (вы ведь будете их печь, правда?), изготовит открытки родственникам. И обязательно поведите малыша в церковь, он получит немыслимый заряд эмоций. Распечатайте для деток, сделайте вместе.

Посмотрите вместе с детьми красивое видео про жизнь Христа с рождения до чудесного воскрешения:

Счастливой вам Пасхи!

Будем видеть Вас снова на нашем сайте.

История праздника Пасха для детей

Православные христиане называют Пасху «праздником праздников и торжеством торжеств». В этот день православной церковью отмечается воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Этот праздник символизирует победу добра над злом, света над тьмой, хранит в себе историческую память об искупительной добровольной жертве во имя человечества Иисуса Христа и Его Воскресении.

Христианская отмечается не по солнечному, а по лунному календарю и поэтому не имеет постоянной даты.

Как же произошло Воскресение Христа из мёртвых? Одно из свидетельств этого величайшего чуда принадлежит историку Гермидию, официальному историографу Иудеи. В ночь на воскресенье Гермидий лично отправился к гробу, чтобы убедиться, что умерший не может воскреснуть. В слабом свете зари он увидел стражников у двери гроба. Вдруг стало очень светло и над землёй появился человек, как бы сотканный из света. Раздался удар грома, но не на небе, а на земле. Испуганная стража вскочила и тут же упала на землю. Камень, закрывавший вход в пещеру, откатился. Вскоре свет над гробом исчез. Но когда Гермидий приблизился к гробу, тела Погребённого там не оказалось. Врач не верил, что умерший может воскреснуть, но Христос, по его воспоминаниям, «действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами».

Традиции празднования Пасхи

Пасхе предшествует строгий семинедельный Великий пост, когда верующие воздерживаются от определённых видов пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей . Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

В день накануне Пасхи - Великую субботу - старые и молодые верующие собираются в храмах на молитву. В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, - пасхальный кулич , творожную пасху, пасхальные крашеные яйца. Наступает полночь, в церквях начинается крестный ход. Великая суббота сменяется Светлым воскресеньем.

Но праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была и другая сторона - мирская. Пока шла пасхальная служба , никто не смел предаваться праздничным развлечениям. Но когда «иконы прошли», начинались пасхальные гулянья.

Какие же развлечения приняты на Пасху? Во-первых, застолье. После семинедельного поста снова можно было позволить себе любую пищу - какую душа пожелает. Кроме пасхальных блюд на столе множество традиционных лакомств русской кухни. Устраивались (да и сейчас устраиваются) всевозможные игры с пасхальными яйцами , хороводы, катание на качелях.

На Пасху принято было христосоваться. Все обменивались крашеными яйцами и трижды целовали друг друга. Христосоваться - поздравлять друг друга с праздником, а крашеные яйца при этом являются символом жизни.

Ещё задолго до появления Христа древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Это символ Солнца и Жизни. И чтобы выразить к нему уважение, наши предки красили яйца.

Праздничные Пасхальные приметы

Православные верили, что на Пасху можно увидеть чудеса. В это время разрешается просить Бога об исполнении своих желаний.

С языческих времён остался обычай обливаться на Пасху колодезной или речной водой.

На Пасху старики расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.

На Пасху молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце (бытовало поверье, что на Пасху «солнце играет», и многие старались подкараулить это мгновение).

ПАСХАЛЬНЫЕ УГОЩЕНИЯ

Пасха вареная

Ингредиенты

➢ 2 кг творога,

➢ 1,5 кг сметаны,

➢ 1,5 кг сливочного масла,

➢ 12 яиц (желтки),

➢ 1,5 кг сахара, ванилин.

Приготовление

Готовят пасху с четверга (лучше всего) или с пятницы.

Творог протереть через сито. Не следует пропускать творог через мясорубку, иначе он станет плотнее, а надо, чтобы насытился кислородом. Сметану, масло, сырые желтки растереть с половиной стакана сахара. Все вместе смешать в кастрюле, поставить на огонь и помешивать.

Когда масса растопится, всыпать остальной сахар, помешивая, нагреть, но до кипения не доводить.

Добавить ванилин на кончике ножа, смешать, остудить. Выложить массу в марлевый мешочек и подвесить, чтобы стекла жидкость. Оставить часов на 10-12. После этого массу переложить в пасочницу и придавить прессом.


Пасха ореховая

Ингредиенты:

➢ 1,2 кг творога,

➢ 1 стакан сахара,

➢ 200 г сливочного масла,

➢ 200 г фисташек или арахиса,

➢ 4 стакана густых сливок, ванильный сахар.

Приготовление

Творог протереть через сито, положить сахар и ванилин, хорошо размешать. Добавить яйца, сливочное масло, измельченные орехи. Все тщательно перемешать и влить в творог сливки. Массу еще раз перемешать, выложить в форму, застланную влажной марлей, установить сверху пресс.

Поставить в холодное место на сутки.