Известно, что еще на ранних этапах формирования богослужебных уставов отцами церкви предпринимались попытки выделить из общего числа праздников те, что имели особое значение ввиду важности событий священной истории, которым они были посвящены. Их благочестивые намерения со временем воплотились в установлении двунадесятых православных праздников, посвященных наиболее значимым новозаветным эпизодам, связанным с именами Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.

Особые категории праздников

После Пасхи рассматриваемые нами праздники по своему статусу являются наиболее важными событиями церковного года и, ввиду ряда своих особенностей, подразделяются на определенные категории. Прежде всего их принято делить на Господские - установленные в память наиболее ярких событий земной жизни Спасителя, и Богородичные - относящиеся к Его Пречистой Матери, причем первая группа имеет более высокий статус.

Кроме того, установлено деление двунадесятых праздников на переходящие и непереходящие. К первой категории относятся те, чья дата ежегодно меняется ввиду того, что по своему содержанию они связаны с Пасхой, день празднования которой исчисляется по лунному календарю и постоянно "плавает". Их насчитывается три. Ко второй же категории относятся девять праздников, дата которых из года в год остается неизменной.

Непереходящие праздники сентября

Согласно установившейся традиции, христианский церковный год начинается 1 (14) сентября (в скобках приводятся даты по новому стилю). В соответствии с этим, откроем обзор непереходящих двунадесятых праздников Рождеством Пресвятой Богородицы, поскольку оно является первым по хронологии.

8 (21) сентября практически во всех церквях, входящих в круг мирового православия, вспоминают одно из важнейших событий священной истории - появление на свет будущей Матери нашего Спасителя - Девы Марии. Ее рождение от прежде бездетных родителей - Иоакима и Анны - не было случайностью, поскольку являлось частью Божественного плана спасения человечества.

В том же месяце, а именно 14 (27) сентября, отмечается еще одно важное событие в жизни церкви - праздник, носящий название Воздвижения Креста Господня. Поводом для него послужили события, произошедшие почти семнадцать столетий назад, когда царица Елена, канонизированная затем в лике равноапостольных, отправилась в Иерусалим и там обрела Крест, на котором был распят Спаситель, и ряд других реликвий, связанных с Его земной жизнью.

Вступление Девы Марии на путь служения Богу

День 21 ноября (4 декабря) отмечается в православных календарях как двунадесятый праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Установлен он в память того, как, выполняя данный ими обет, святая Анна и ее муж Иоаким привели свою, едва достигшую трехлетнего возраста дочь Марию во храм, чтобы посвятить Ее служению Богу. По внушению свыше священник допустил дитя в самую сокровенную часть святилища, куда вход простым людям был заказан. Во храме Дева Мария находилась до двенадцатилетнего возраста, после чего, по обычаю того времени, ей предстояло выйти замуж. Божьим произволением выбор пал на вдовца Иосифа, ставшего Ее обручником, то есть человеком, лишь формально считавшимся супругом.

Рождество Иисуса Христа и Его Крещение

Следующим в списке двунадесятых праздников идет Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря (7 января). Как известно, это торжество установлено в память величайшего события в истории человечества - воплощения от земной Девы Марии и Святого Духа Сына Божьего Иисуса Христа, явившегося в мир, чтобы Своей жертвенной кровью искупить первородный грех, обрекший на вечную смерть всех потомков Адама и Евы. Значение свершившегося было столь велико, что с этого дня человечество начало отсчет новой эры своего существования, и все исторические события стали делиться на те, что произошли до Рождества Христова (Р. Х.), и после него.

Также важное место среди двунадесятых праздников занимает Крещение Господне, отмечаемое 6 (19) января. В этот день все приверженцы православной веры вспоминают о том, как, приступая ко Своему земному служению, Иисус Христос был крещен в водах реки Иордан Своим Предтечей - святым Иоанном. В Евангелии говорится, что в тот момент сошел на Него Святой Дух в облике голубя, и глас Бога Отца, прозвучавший с небес, удостоверил, что именно Иисус является Его возлюбленным Сыном. Этот праздник называют также Богоявлением.

Сретение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы

2 (15) февраля наступает черед другого двунадесятого церковного праздника - Сретения Господня. О нем мы знаем, что, согласно традиции, по истечении периода символического очищения матери (он составляет 40 дней) Богородица Мария и святой Иосиф явили Младенца Иисуса во храме для принесения благодарственной жертвы Всевышнему. Там произошла Его встреча с благочестивым старцем Симеоном, который во исполнение данного ему пророчества не мог умереть прежде, чем сподобится воочию узреть Спасителя. Это событие стало символической встречей (по-славянски «сретением») человека с Богом.

Ежегодно 25 марта (7 апреля) наступает день Благовещения Пресвятой Богородицы. Это также весьма почитаемый двунадесятый праздник. Он является своего рода отзвуком того, как посланник Божий архангел Гавриил, представ перед Девой Марией, сообщил Ей благую весть о том, что в будущем из Ее плоти родится Сын Божий, зачатый от Святого Духа и посланный в мир для спасения людей от вечной смерти, уготованной им грехопадением Адама и Евы.

Преображение Господне и Успение Его Матери Девы Марии

Следующим двунадесятым праздником является Преображение Господне. Каждый, кто знаком с текстом Евангелия, несомненно, помнит рассказ о том, как Иисус Христос, поднявшись со Своими учениками Петром, Иоанном и Иаковом на гору Фавор, преобразился перед ними и предстал в сиянии вечной славы. Он укрепил их веру, явив в человеческой природе божественное естество. Праздник, посвященный этому событию, наступает 6 (19) августа. В народе его часто именуют Яблочным Спасом.

И последним по хронологии непереходящим праздником является Успение Пресвятой Богородицы, отмечаемое 15 (28) августа. Установлено торжество в память того, как после завершения Своего земного пути чистая и непорочная душа Девы Марии была вознесена Ее Сыном Иисусом Христом во Царствие Небесное. На этом завершается перечень непереходящих двунадесятых праздников православной церкви.

В преддверии Страстной недели

Упомянем теперь вкратце те события церковного года, которые хронологически связаны с Пасхой и поэтому не имеют постоянной даты своего празднования. Прежде всего это Вход Господень в Иерусалим. Праздник предваряет Страстную неделю. Как явствует со страниц Нового Завета, за семь дней до Пасхи Иисус Христос въехал во Святой город верхом на осле, что само по себе является символом мира (въехать на коне - символ войны). Так Он вступил в последний этап Своего земного служения, завершившегося распятием и последующим воскресением из мертвых.

Еще два переходящих торжества

Вознесение Господне - так называется праздник, отмечаемый на сороковой день после Пасхи. В Новом Завете говорится, что, исполнив Свое предназначение и совершив все, ради чего Он был послан Отцом Небесным, Иисус Христос на глазах изумленных апостолов вознесся над землей и скрылся в окутавшем Его облаке. Предварительно Он завещал им не расходиться из Иерусалима и, держась вместе, ожидать ниспослания на них Святого Духа, что в точности и исполнилось в указанный Им срок.

Завершает перечень переходящих праздников День Святой Троицы. Он также нередко упоминается как Пятидесятница, поскольку отмечается в пятидесятый день по восстании из мертвых Иисуса Христа. Согласно обетованию, данному ученикам, вернувшись во Царствие Отца Небесного, Иисус послал им Святого Духа. Случилось это в Сионской горнице, где апостолы вместе с Девой Марией ожидали исполнения Его слов. Испокон века этот праздник отмечается с особой торжественностью, поскольку считается днем рождения Христианской Церкви, первыми предстоятелями которой были святые апостолы.

Заключение

Важно отметить, что, вопреки целому ряду индивидуальных особенностей, вышеперечисленные праздники имеют много общих черт, определяющих специфику совершающихся в их честь богослужений, а также относящуюся к ним гимнографию и иконопись. Ярким примером могут служить тропари двунадесятых праздников, представляющие собой законченные религиозно-поэтические произведения, отражающие не только духовный настрой, вызванный воспоминанием о конкретном событии Священной истории, но и возводящие к вершинам богообщения. Многие из них являются наследием византийского православия и переведены с греческого вскоре после крещения Руси.

То же можно сказать и в отношении икон двунадесятых праздников, являющихся неотъемлемой частью российских православных храмов, но в которых нередко прослеживаются мотивы, почерпнутые в работах византийских мастеров. В равной степени это относится и к сюжетам, связанным с богородичными праздниками, и тем, которые мы называем «господскими».

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»



В православии существуют двенадцать самых значимых праздников - это 12 особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего праздника - великого события Пасхи.

В это число входят как переходяшие праздники, так и праздники с постоянной датой. Самый главный, праздников праздник и торжество из торжеств — это Воскресение Христово (Пасха). Мы подготовили полный список этих праздников. Даты непереходящих праздников указаны по григорианскому календарю.

Двунадесятые непереходящие праздники

Это главное событие года для православных христиан. Полное церковное название праздника – Светлое Христово Воскресение. Торжество приурочено к воскресению Иисуса Христа после распятия.

Дата Пасхи исчисляется по лунно-солнечному календарю . Праздник отмечается в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, которое случается после дня весеннего равноденствия. Дата приходится в период от 4 апреля до 8 мая.

— воскресенье перед Пасхой. Праздник отмечается за семь дней до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста.

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего праздника — великого события Пасхи. Узнайте, какие празднества называются двунадесятыми и наиболее торжественно отмечаются верующими людьми.

Двунадесятые переходящие праздники

Существуют непостоянные праздничные числа в церковном календаре, которые каждый год оказываются разными, как и дата Пасхи . Именно с ней и связан переход важного события на другое число.

  • Вход Господень в Иерусалим. Православные чаще всего называют данное событие Вербным Воскресением и отмечают, когда до Пасхи остается неделя. Связано оно с пришествием Иисуса в святой город.
  • Вознесение Господне. Отмечают спустя 40 дней после того, как Пасха заканчивается. Ежегодно выпадает на четвертый день недели. Считается, что в этот момент Иисус во плоти явился к своему небесному Отцу, нашему Господу.
  • День Святой Троицы. Выпадает на 50 сутки за окончанием Великой Пасхи. Спустя 50 день от воскрешения Спасителя на Апостолов сошел Святой Дух.

Двунадесятые неподвижные праздники

Часть особенно важных дней в церковном календаре остаются неподвижными и ежегодно отмечаются в одно и тоже время. В независимости от Пасхи, эти торжества всегда выпадают на одно и тоже число.

  • Рождение Девы Марии, Богородицы. Праздник отмечается 21 сентября и посвящен рождеству земной матери Иисуса Христа. Церковь убеждена, что рождение Богородицы не было случайностью, Ей изначально была отведена особая миссия для спасения человеческих душ. Родителям Небесной Царицы, Анне и Иоакиму, которые долго не могли зачать дитя, было послано провидение с Небес, где сами ангелы благословили их на зачатие.
  • Успение Пресвятой Богородицы . Православные отмечают день вознесения Девы Марии на небеса 28 сентября. К этому событию приурочен Успенский пост, который оканчивается именно 28 числа. До самой смерти Богородица проводила время в постоянных молитвах и соблюдала строжайшее воздержание.
  • Воздвижение Креста Господня. Христиане отмечают это событие, связанное с обретением Животворящего Креста, 27 сентября. В 4 веке на поиски Креста отправилась палестинская царица Елена. Около гроба Господня было выкопано три креста. Определили истинно тот, на котором был распят Спаситель, с помощью больной женщины, которая обрела исцеление у одного из них.
  • Введение в храм Пресвятой Богородицы, справляемое 4 декабря. Именно в это время ее родители дали обет о посвящении своего ребенка Богу, чтобы, когда дочери исполнилось три года, отвести ее в Иерусалимский храм, где она пробыла до самого воссоединения с Иосифом.
  • Рождество Христово . Православные отмечают это богоугодное событие 7 января. День связан с земным рождением Спасителя во плоти, от своей матери Девы Марии.

  • Крещение Господне. Событие ежегодно выпадает на 19 января. В тот самый день Иоанн Креститель совершил омовение Спасителя в водах Иордана и указал на особую миссию, которая ему предначертана. За что в последствие праведник поплатился головой. По-другому праздник называется Богоявлением.
  • Сретение Господне. Праздник проходит 15 февраля. Тогда родители будущего Спасителя принесли божественного младенца в Иерусалимский Храм. Ребенка принял из рук Девы Марии и святого Иосифа праведник Семеон Богоприимец. Со старославянского языка слово «сретение» переводится как «встреча».
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается 7 апреля и приурочен к явлению Архангела Гавриила к Богородице. Именно он возвестил ее о скором рождении сына, которому предстоит выполнить великое деяние.
  • Преображение Господне . День выпадает на 19 августа. Иисус Христос читал молитву на горе Фавор вместе со своими ближайшими учениками: Петром, Павлом и Иаковом. В этот момент явились к ним два пророка Илия и Моисей и сообщили Спасителю, что придется принять ему мученическую смерть, но воскреснет он спустя три дня. И услышали они голос Божий, который указал, что выбран Иисус для великого дела. Именно с таким событием связан этот двунадесятый православный праздник.

Каждый из 12 праздников является важным событием в христианской истории и особенно почитается среди верующих людей. В эти дни стоит обратиться к Богу и посетить церковь.

  • 4 Что такое двунадесятый праздник?
  • 5 Какие праздники являются двунадесятыми?
  • 6 Какие праздники называются великими?
  • 7 Как праздновать церковные праздники?
  • 8 Что означает «предпразднство» и «отдание» праздника?
  • 9 Можно ли православным праздновать день святого Валентина?
  • 10 Отмечают ли верующие день своего рождения?
  • 11 Что означает «праздник» 8 марта?
  • Для чего установлены церковные праздники?

    Праздники установлены для воспоминания о благодеяниях Божиих и для воздаяния благодарения за них Богу. Отрывая от суеты житейских дел и обращая внимание на духовное, праздники оживляют и углубляют веру, воспитывают дух благочестия, укрепляют в жизни по вере.

    Какой самый большой церковный праздник?

    Пасха - Воскресение Христово - «праздников Праздник и Торжество из торжеств». «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14).

    Что означает слово «Пасха»?

    Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «переход, избавление». Празднуя ветхозаветную Пасху, евреи вспоминали об освобождении своих предков из египетского рабства и переход в землю обетованную. Празднуя новозаветную Пасху, христиане торжествуют избавление всего человечества от рабства греху и дарование вечной жизни и блаженства через Воскресение Иисуса Христа.

    Что такое двунадесятый праздник?

    Это двенадцать («дванадесять» по-славянски) великих (больших) праздников, посвященных воспоминанию событий, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Божией Матери, и имеющих судьбоносное значение в истории человечества.

    Какие праздники являются двунадесятыми?

    Это восемь праздников, посвященных Господу и четыре праздника, посвященных Божией Матери (даты даны по старому/новому стилю):

    • Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября),
    • Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня (14/27 сентября),
    • Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/04 декабря), Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (25 декабря/ 07 января),
    • Крещение Господне (Богоявление) (06/19 января),
    • Сретение Господа нашего Иисуса Христа (02/15 февраля),
    • Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/07 апреля),
    • Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) (за 7 дней до Пасхи),
    • Вознесение Господа нашего Иисуса Христа (на 40-й день по Пасхе),
    • День Святой Троицы (Пятидесятница) (на 50-й день по Пасхе),
    • Преображение Господа нашего Иисуса Христа (06/19 августа),
    • Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

    Какие праздники называются великими?

    Великие праздники:

    • Обрезание Господне (01/14 января),
    • Рождество Честнаго Славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (24 июня/07 июля),
    • Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля) ,
    • Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29 августа/11 сентября),
    • Покров Пресвятой Богородицы (01/14 октября).

    Как праздновать церковные праздники?

    В дни церковных праздников нужно свести до минимума все внешние дела, чтобы посвятить себя молитве и духовному переживанию празднуемого священного события.

    Эти дни надо посвящать Богу: по возможности присутствовать в храме на богослужении (желательно исповедоваться и причаститься), после храма дома молиться, читать Священное Писание и творения святых отцов, делать дела милосердия (например, посетить одиноких, больных, заключенных, накормить бедных).

    Без крайней необходимости в в праздничныедни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его.

    Что означает «предпразднство» и «отдание» праздника?

    В церковном праздновании великих праздников следует различать день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.

    Днями предпразднства Церковь готовит верующих к достойной встрече праздника молитвословиями и песнопениями в честь наступающего праздника.

    Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни Церковь вспоминает и прославляет событие бывшего праздника.

    Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью богослужения, потому что оно содержит большую часть молитв и песнопений самого праздника.

    Можно ли православным праздновать день святого Валентина?

    Перенос этого праздника на православную почву не безвреден, так как часто используется как повод для пропаганды разврата. У православных христиан есть свои праздники и дни памяти святых, прославленных Православной Церковью. Имя Валентин в переводе с латинского означает - сильный. Православной Церковью прославлено в лике святых несколько подвижников веры, благочестия и мучеников, отдавших свои жизни за Христа, носящих это имя. Дни их памяти указаны в православном церковном календаре.

    Отмечают ли верующие день своего рождения?

    Да, отмечают. Жизнь - это великий Божий дар. Земная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной. Православные верующие в день своего рождения обращаются к Богу с благодарственными молитвами за прожитые годы и стараются в этот день исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Накрывается и праздничный стол для угощения родных, близких и друзей.

    Что означает «праздник» 8 марта?

    Надругательство над религиозными чувствами верующих, так как обычно в этот день уже идет Великий пост и празднование «женского дня» почти всегда приходится на вечернее богослужение в канун первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи, когда Церковь вновь вспоминает мученическую кончину Крестителя Христова, причиной которой была женская распущенность, мстительность и коварство.

    Антихристианская направленность «международного женского дня 8 марта» в момент его зарождения была явной. Это позже человеческое стремление к уюту и домашним радостям придало ему привлекательные черты. А первоначально этот день был задуман Кларой Цеткин именно как праздник воинствующих атеисток, соратниц по революционной борьбе, «освобожденных» женщин - освобожденных от долга жены и матери, от целомудрия и стыдливости, от мягкости и добросердечия.