Принятый в прошлом году Федеральный закон № 156-ФЗ, внесший измененения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, установил право военных пенсионеров на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и части трудовой пенсии по старости.

Конечно, пенсионерами-«силовиками» данный закон был встречен с радостью. Однако одновременно он породил немало вопросов о том, кто, когда и при каких условиях имеет право на получение второй пенсии, как определяется ее размер и какие документы необходимо предоставить для ее получения. В данной статье мы постараемся ответить на них.

В Российской Федерации граждане определенной категории получают пенсию, будучи еще достаточно молодыми и работоспособными людьми. К ним относятся граждане, которым полагается пенсия по линии различных силовых ведомств. Получая пенсию по выслуге лет, они, как правило, продолжают работать.

Если работодатель в соответст-вии с действующим законодательством уплачивает страховые взносы за этих людей не менее пяти лет, это создает условия для назначения им пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин).

До недавнего времени применительно к таким ситуациям действовали положения, описанные в пунктах 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), согласно которым люди, имеющие право на разные пенсии - гражданскую или военную, - могли выбрать ту пенсию, которая их больше устраивает.

Исключение из этих правил делалось лишь для узкого круга наших граждан, которым российское законодательство разрешило получать две пенсии одновременно (граждане, ставшие инвалидами вследст-вие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком -«Жителю блокадного Ленинграда» и др.).

В связи с многочисленными обращениями пенсионеров-«силовиков» в органы Пенсионного фонда с вопросом о назначении им части страховой пенсии, сложившуюся ситуацию было решено вынести на рассмотрение Конституционного Суда РФ. На очередном заседании. была рассмотрена жалоба заявителя Наумчика В.В., по мнению которого запрет на предоставление военным пенсионерам права на получение наряду с пенсией за выслугу лет трудовой пенсии по старости, которая заработана ими с учетом требуемого для ее назначения страхового стажа, нарушает конституционные социальные права тех из них, кто работает по трудовому договору и застрахован в связи с этим в системе обязательного пенсионного страхования, и вступает в противоречие с предписаниями статей 2, 7, 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

В результате прошедшего заседания было принято определение от 11.05.2006 г. № 187-О «По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В этом определении, в частности было указано, что в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральному законодателю надлежит разработать правовой механизм, гарантирующий им помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде. Следст-вием данного определения Конституционного Суда стал Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного -обеспечения», -вступивший в силу с 25.07.2008 г. (далее - Закон № 156-ФЗ).

Данным законом внесены изменения в Закон о пенсионном обеспечении, а также в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее - Закон № 4468-1) и в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).

Итак, в настоящее время установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Кроме того, Законом № 156-ФЗ предусмотрено право федеральных государственных служащих, имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, которую они получают в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.

Напомним, что понятие страхового стажа введено с 01.01.2002 г. с вступлением в силу Закона о трудовых пенсиях и означает учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Условия назначения пенсии

В настоящее время трудовая пенсия по старости состоит из трех основных частей: базовой, страховой и накопительной. Закон № 156-ФЗ устанавливает право работающих военных пенсионеров не просто на вторую пенсию, а именно на страховую часть трудовой пенсии. Проще говоря, на ту часть трудовой пенсии по старости, которую они заработали после выхода на пенсию в силовых структурах. Эта часть зависит от размера их заработной платы, страховых взносов, перечисленных работодателем и учтенных на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде.

Базовая же часть из выплат будет исключаться, поскольку ее установление не предусмотрено данным законом. Вопрос с накопительной составляющей трудовой пенсии находится в стадии окончательного решения. Предполагается, что в том случае, когда работающий военный пенсионер вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивает эти страховые взносы, при достижении установленного возраста и соблюдении всех условий, определенных при назначении трудовой пенсии по старости, в составе его пенсии появится накопительная составляющая.

В связи с вступлением в силу настоящего закона в управления Пенсионного фонда поступает много вопросов о том, кто и при каких условиях получает право на «вторую» пенсию.

Рассмотрим данную ситуацию более подробно.

В первую очередь право на установление страховой части приобретают те военные пенсионеры, которые получают пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силовых ведомств и продолжают работать в гражданских учреждениях, являясь застрахованным лицом в соответст-вии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается.

Второе условие - обязательное достижение гражданином общеустановленного пенсионного возраста. И третье - человек должен иметь не менее пяти лет страхового стажа, в котором не учитываются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно Закону № 4468-1. Другими словами, до начала службы или после того, как человеку назначили пенсию по выслуге лет, он должен проработать как минимум пять лет с обязательным перечислением за него работодателем страховых взносов, которые будут отражены на его индивидуальном лицевом счете.

Если же военный пенсионер получает зарплату неофициально и его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет. Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от величины легальной заработной платы и, соответственно, размера страховых взносов -конкретного человека за страховой период. Чем они выше, тем больше пенсия.

Следует учесть, что Закон № 156-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г. Это значит, что для назначения страховой части пенсии военный пенсионер к этому времени уже должен являться получателем пенсии по выслуге лет или инвалидности по линии силовых ведомств, ему уже должно исполниться 55 (60) лет и на этот момент он должен иметь не менее пяти лет иного (не военного) страхового стажа. Для наглядности приведем вопрос, поступивший в одно из управлений Пенсионного фонда (см. Пример 1).

Пример 1

Вопрос пенсионера: в 1990 г. мне была установлена пенсия по выслуге лет. До 2003 г. я продолжал работать на госпредприятии. В 2005 г. мне исполнилось 60 лет. С какого момента я имею право на получение страховой части трудовой пенсии?

Ответ Пенсионного фонда: Обратившийся пенсионер имеет право на получение страховой части трудовой пенсии с 01.01.2007 г. Несмотря на то что право на получение страховой части возникло до этой даты, страховая часть пенсии будет назначена независимо от даты обращения с 01.01.2007 г.

Гражданам, которые приобрели право (достигли пенсионного возраста и выработали трудовой стаж) в период с 01.01.2007 г. по 24.07.2008 г., страховая часть трудовой пенсии по старости назначается независимо от даты обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права. А гражданам, которые приобрели право на страховую часть трудовой пенсии после 24.07.2008 г. (после вступления в силу Закона № 156-ФЗ), пенсия -назначается с даты обращения.

Особо необходимо отметить тех военнослужащих, которые по долгу службы пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф. Эти военнослужащие при выполнении условий, предъявляемых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на получение страховой части пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Данное положение распространяется на граждан:

  • перечисленных в ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию -радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • перечисленных в пунктах 1-7 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).
Расчет и получение страховой части трудовой пенсии

Страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) устанавливается на условиях и в порядке, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях, и рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т1 ,

где ПКч - сумма расчетного пенсионного капитала2 застрахованного лица, учтенного за период со дня назначения ему пенсии за выслугу лет до дня, с которого указанному лицу устанавливается доля страховой части -трудовой пенсии;

а Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится установление страховой части трудовой пенсии. В соответствии со ст. 32 Закона о трудовых пенсиях начиная с 01.01.2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на шесть месяцев до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год до достижения 19 лет (228 месяцев).

Говоря о расчете страховой части трудовой пенсии по старости, необходимо пояснить, каким образом стаж влияет на размер страховой части. За период работы до 01.01.2002 г. размер страховой части зависит от среднемесячного заработка и продолжительности стажа. Соответственно, чем больше стаж, тем выше страховая часть пенсии. За период работы после указанной даты размер страховой части зависит от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счете застрахованного лица. Чем больше страховые взносы, тем больше страховая часть трудовой пенсии.

Для назначения страховой части трудовой пенсии необходимо подать заявление в территориальное управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Те граждане, кто не имеет подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление в территориальное управление Пенсионного фонда по месту своего пребывания. Российские граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ, подают заявление в департамент по пенсионному обеспечению граждан, проживающих за границей, Пенсионного фонда РФ. Заявление о назначении страховой части трудовой пенсии по старости может быть подано в любое время после возникновения права на нее. Заявление может быть принято территориальным управлением Пенсионного фонда и до наступления возникновения права на получение страховой части трудовой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до возникновения данного права.

Пример 2

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт или иные документы);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • о страховом стаже (трудовая книжка, справка о работе и иные документы);
  • о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями или государственными (муниципальными) органами (по установленной форме). За 2000-2001 гг. документы о заработке не представляются, при этом органами Пенсионного фонда среднемесячный заработок исчисляется по данным индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимся в базе ПФР;
  • об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии указанных фактов);
  • справка силового ведомства установленного образца о периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности (см. Пример 2);
  • о способе доставки страховой части трудовой пенсии по старости через выплатную организацию (почтовое отделение, отделение банка и др.).

Если при обращении военнослужащего к заявлению о назначении страховой части трудовой пенсии им приложены не все необходимые документы (в том числе справка силового ведомства), то в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает обратившемуся лицу разъяснение о том, какие документы он должен представить дополнительно. Если недостающие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, днем обращения за страховой частью трудовой пенсии считается день приема заявления.

Можно ли заранее узнать размер будущих выплат?

Как правило, при обращении граждан в управления Пенсионного фонда чаще других задают вопрос о том какой будет доплата, можно ли сразу узнать ее размер. Можем сказать, что на этот вопрос сотрудники Пенсионного фонда заранее однозначный ответ дать не могут. Сумма выплат индивидуальна для каждого пенсионера. Расчет производится специалистами после подачи всех необходимых документов. Рассмотрим основные положения, на которых основывается данный расчет.

Итак страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) -рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т.

Согласно ст. 30 Закона о трудовых пенсиях размер расчетного -пенсионного капитала (ПК) рассчитывается по формуле:

ПК = (РП - БЧ) × Т,

где РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для -застрахованных лиц в соответствии с действующим законодательством;

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 г. (450 руб. в месяц);

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Закона -о трудовых пенсиях.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет (300 месяцев), и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (240 месяцев), по формуле:

РП = СК × ЗР / ЗП × СЗП,

где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной -продолжительности (25 и 20 лет), но не более чем на 0,20.

Для пояснения приведем практические примеры расчета страховой части трудовой пенсии (см. Примеры 3 и 4).

Пример 3

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, общий трудовой стаж за период до 01.01.2002 г. - 2 года. Пенсионным фондом в данном случае производится расчет пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г., после чего учитываются страховые взносы.

Стажевый коэффициент (СК) составляет: 0,55.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (за фактический период работы) (ЗП): 1,2.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. (СЗП): 1 671 руб.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) равен: 0,55 × 1,2 × 1 671 = 1 102,86 руб.

Ожидаемый период выплаты на 2007 г. (Т): 144 + 5 × 6 = 174 месяца.

Отношение фактического стажа (24 месяца) к требуемуму -(300 месяцев)3: 0,08.

Размер расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002 г. составит: (1 102,86 - 450) × 174 × 0,08 = 9 087,8112 руб.

При этом сумма расчетного пенсионного капитала (ПКч) по состоянию на 01.01.2007 г. с учетом индексации пенсионного капитала в период с 2003 по 2007 гг. составит: 9 087,8112 × 1,307 × 1,177 × 1,114 × 1,127 × 1,062 = 18 639,95 руб.

Сумма уплаченных страховых взносов: 125 000 руб. С учетом поступивших страховых взносов размер страховой части трудовой пенсии (Сч) -по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен:

Сч = ПКч / Т = (18 639,95 + 125 000)/174 = 825,51 руб.

В период с 01.01.2007 г. по настоящее время производилась следующая индексация страховой части:

  • по состоянию на 01.04.2007 г. - 825,51 × 1,092 = 901,45 руб;
  • по состоянию на 01.02.2008 г. - 901,45 × 1,12 = 1 009,63 руб;
  • по состоянию на 01.04.2008 г. - 1 009,63 × 1,075 = 1 085,35 руб;
  • по состоянию на 01.08.2008 г. - 1 085,35 × 1,08 = 1 172,18 руб.

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, после увольнения из вооруженных сил работал в период с 01.01.2003 г. по 15.12.2008 г. В данной ситуации при расчете страховой части учитываются только страховые взносы. Общая сумма страховых взносов за указанный период - 156 000 руб. Размер страховой части трудовой пенсии (Сч) по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен: Сч = ПКч / Т = 156 000/174 = 896,55 руб. Дальнейшее изменение величины страховой части будет производиться за счет индексации таким же образом, как и в Примере 1.

В заключение заметим, что пенсионная система - развивающийся социальный институт. Он требует постоянного совершенствования и обновления. И принятый Закон № 156-ФЗ еще раз подтверждает это. Пенсионное законодательство должно непрерывно изменяться с учетом обстоятельств, затрагивающих те или иные вопросы реализации пенсионных прав российских граждан.

1 П. 5 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях.

2 Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (ст. 2 Закона о трудовых пенсиях). Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 407.

NEW: Для трудоустройства

На высокооплачиваемую работу подготовка к тестированию на соответствие квалификации (очно, дистанционно, в записи). Быстро, недорого, качественно.

Реальная экономия и защита бизнеса. Все изменения 2019 г. в налоговом планировании и контроле (20-21 мая 2019 г., г. Москва, зачет часов ИПБ)

Принятый в прошлом году Федеральный закон № 156-ФЗ, внесший измененения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, установил право военных пенсионеров на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и части трудовой пенсии по старости. Конечно, пенсионерами-«силовиками» данный закон был встречен с радостью. Однако одновременно он породил немало вопросов о том, кто, когда и при каких условиях имеет право на получение второй пенсии, как определяется ее размер и какие документы необходимо предоставить для ее получения. В данной статье мы постараемся ответить на них.

В Российской Федерации граждане определенной категории получают пенсию, будучи еще достаточно молодыми и работоспособными людьми. К ним относятся граждане, которым полагается пенсия по линии различных силовых ведомств. Получая пенсию по выслуге лет, они, как правило, продолжают работать. Если работодатель в соответствии с действующим законодательством уплачивает страховые взносы за этих людей не менее пяти лет, это создает условия для назначения им пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин). До недавнего времени применительно к таким ситуациям действовали положения, описанные в пунктах 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), согласно которым люди, имеющие право на разные пенсии - гражданскую или военную, - могли выбрать ту пенсию, которая их больше устраивает. Исключение из этих правил делалось лишь для узкого круга наших граждан, которым российское законодательство разрешило получать две пенсии одновременно (граждане, ставшие инвалидами вследст­вие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком ­«Жителю блокадного Ленинграда» и др.).

В связи с многочисленными обращениями пенсионеров-«силовиков» в органы Пенсионного фонда с вопросом о назначении им части страховой пенсии, сложившуюся ситуацию было решено вынести на рассмотрение Конституционного Суда РФ. На очередном заседании. была рассмотрена жалоба заявителя Наумчика В.В., по мнению которого запрет на предоставление военным пенсионерам права на получение наряду с пенсией за выслугу лет трудовой пенсии по старости, которая заработана ими с учетом требуемого для ее назначения страхового стажа, нарушает конституционные социальные права тех из них, кто работает по трудовому договору и застрахован в связи с этим в системе обязательного пенсионного страхования, и вступает в противоречие с предписаниями статей 2, 7, 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. В результате прошедшего заседания было принято определение от 11.05.2006 г. № 187-О «По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В этом определении, в частности было указано, что в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральному законодателю надлежит разработать правовой механизм, гарантирующий им помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде. Следствием данного определения Конституционного Суда стал Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного ­обеспечения», ­вступивший в силу с 25.07.2008 г. (далее - Закон № 156-ФЗ).

Данным законом внесены изменения в Закон о пенсионном обеспечении, а также в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее - Закон № 4468-1) и в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).

Итак, в настоящее время установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Кроме того, Законом № 156-ФЗ предусмотрено право федеральных государственных служащих, имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, которую они получают в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.

Напомним, что понятие страхового стажа введено с 01.01.2002 г. с вступлением в силу Закона о трудовых пенсиях и означает учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Условия назначения пенсии

В настоящее время трудовая пенсия по старости состоит из трех основных частей: базовой, страховой и накопительной. Закон № 156-ФЗ устанавливает право работающих военных пенсионеров не просто на вторую пенсию, а именно на страховую часть трудовой пенсии. Проще говоря, на ту часть трудовой пенсии по старости, которую они заработали после выхода на пенсию в силовых структурах. Эта часть зависит от размера их заработной платы, страховых взносов, перечисленных работодателем и учтенных на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде. Базовая же часть из выплат будет исключаться, поскольку ее установление не предусмотрено данным законом. Вопрос с накопительной составляющей трудовой пенсии находится в стадии окончательного решения. Предполагается, что в том случае, когда работающий военный пенсионер вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивает эти страховые взносы, при достижении установленного возраста и соблюдении всех условий, определенных при назначении трудовой пенсии по старости, в составе его пенсии появится накопительная составляющая.

В связи с вступлением в силу настоящего закона в управления Пенсионного фонда поступает много вопросов о том, кто и при каких условиях получает право на «вторую» пенсию.

Рассмотрим данную ситуацию более подробно.

В первую очередь право на установление страховой части приобретают те военные пенсионеры, которые получают пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силовых ведомств и продолжают работать в гражданских учреждениях, являясь застрахованным лицом в соответст­вии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается. Второе условие - обязательное достижение гражданином общеустановленного пенсионного возраста. И третье - человек должен иметь не менее пяти лет страхового стажа, в котором не учитываются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно Закону № 4468-1. Другими словами, до начала службы или после того, как человеку назначили пенсию по выслуге лет, он должен проработать как минимум пять лет с обязательным перечислением за него работодателем страховых взносов, которые будут отражены на его индивидуальном лицевом счете. Если же военный пенсионер получает зарплату неофициально и его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет. Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от величины легальной заработной платы и, соответственно, размера страховых взносов ­конкретного человека за страховой период. Чем они выше, тем больше пенсия.

Следует учесть, что Закон № 156-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г. Это значит, что для назначения страховой части пенсии военный пенсионер к этому времени уже должен являться получателем пенсии по выслуге лет или инвалидности по линии силовых ведомств, ему уже должно исполниться 55 (60) лет и на этот момент он должен иметь не менее пяти лет иного (не военного) страхового стажа. Для наглядности приведем вопрос, поступивший в одно из управлений Пенсионного фонда (см. Пример 1).

Пример 1

Свернуть Показать

Вопрос пенсионера: в 1990 г. мне была установлена пенсия по выслуге лет. До 2003 г. я продолжал работать на госпредприятии. В 2005 г. мне исполнилось 60 лет. С какого момента я имею право на получение страховой части трудовой пенсии?

Ответ Пенсионного фонда: Обратившийся пенсионер имеет право на получение страховой части трудовой пенсии с 01.01.2007 г. Несмотря на то что право на получение страховой части возникло до этой даты, страховая часть пенсии будет назначена независимо от даты обращения с 01.01.2007 г.

Гражданам, которые приобрели право (достигли пенсионного возраста и выработали трудовой стаж) в период с 01.01.2007 г. по 24.07.2008 г., страховая часть трудовой пенсии по старости назначается независимо от даты обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права. А гражданам, которые приобрели право на страховую часть трудовой пенсии после 24.07.2008 г. (после вступления в силу Закона № 156-ФЗ), пенсия ­назначается с даты обращения.

Особо необходимо отметить тех военнослужащих, которые по долгу службы пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф. Эти военнослужащие при выполнении условий, предъявляемых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на получение страховой части пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Данное положение распространяется на граждан:

  • перечисленных в ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию ­радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • перечисленных в пунктах 1-7 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).

Расчет и получение страховой части трудовой пенсии

Страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) устанавливается на условиях и в порядке, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях, и рассчитывается по формуле:

где

Говоря о расчете страховой части трудовой пенсии по старости, необходимо пояснить, каким образом стаж влияет на размер страховой части. За период работы до 01.01.2002 г. размер страховой части зависит от среднемесячного заработка и продолжительности стажа. Соответственно, чем больше стаж, тем выше страховая часть пенсии. За период работы после указанной даты размер страховой части зависит от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счете застрахованного лица. Чем больше страховые взносы, тем больше страховая часть трудовой пенсии.

Для назначения страховой части трудовой пенсии необходимо подать заявление в территориальное управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Те граждане, кто не имеет подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление в территориальное управление Пенсионного фонда по месту своего пребывания. Российские граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ, подают заявление в департамент по пенсионному обеспечению граждан, проживающих за границей, Пенсионного фонда РФ. Заявление о назначении страховой части трудовой пенсии по старости может быть подано в любое время после возникновения права на нее. Заявление может быть принято территориальным управлением Пенсионного фонда и до наступления возникновения права на получение страховой части трудовой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до возникновения данного права.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт или иные документы);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • о страховом стаже (трудовая книжка, справка о работе и иные документы);
  • о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями или государственными (муниципальными) органами (по установленной форме). За 2000-2001 гг. документы о заработке не представляются, при этом органами Пенсионного фонда среднемесячный заработок исчисляется по данным индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимся в базе ПФР;
  • об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии указанных фактов);
  • справка силового ведомства установленного образца о периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности (см. Пример 2);
  • о способе доставки страховой части трудовой пенсии по старости через выплатную организацию (почтовое отделение, отделение банка и др.).

Если при обращении военнослужащего к заявлению о назначении страховой части трудовой пенсии им приложены не все необходимые документы (в том числе справка силового ведомства), то в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает обратившемуся лицу разъяснение о том, какие документы он должен представить дополнительно. Если недостающие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, днем обращения за страховой частью трудовой пенсии считается день приема заявления.

Можно ли заранее узнать размер будущих выплат?

Как правило, при обращении граждан в управления Пенсионного фонда чаще других задают вопрос о том какой будет доплата, можно ли сразу узнать ее размер. Можем сказать, что на этот вопрос сотрудники Пенсионного фонда заранее однозначный ответ дать не могут. Сумма выплат индивидуальна для каждого пенсионера. Расчет производится специалистами после подачи всех необходимых документов. Рассмотрим основные положения, на которых основывается данный расчет.

Итак страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч ) ­рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т.

Согласно ст. 30 Закона о трудовых пенсиях размер расчетного ­пенсионного капитала (ПК ) рассчитывается по формуле:

ПК = (РП - БЧ) х Т,

  • РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для ­застрахованных лиц в соответствии с действующим законодательством;
  • БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 г. (450 руб. в месяц);
  • Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Закона ­о трудовых пенсиях.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет (300 месяцев), и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (240 месяцев), по формуле:

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП,

  • ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
  • ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
  • СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ;
  • СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной ­продолжительности (25 и 20 лет), но не более чем на 0,20.

Для пояснения приведем практические примеры расчета страховой части трудовой пенсии (см. Примеры 3 и 4).

Пример 3

Свернуть Показать

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, общий трудовой стаж за период до 01.01.2002 г. - 2 года. Пенсионным фондом в данном случае производится расчет пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г., после чего учитываются страховые взносы.

Стажевый коэффициент (СК) составляет: 0,55.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (за фактический период работы) (ЗП): 1,2.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. (СЗП): 1 671 руб.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) равен: 0,55 х 1,2 х 1 671 = 1 102,86 руб.

Ожидаемый период выплаты на 2007 г. (Т): 144 + 5 х 6 = 174 месяца.

Отношение фактического стажа (24 месяца) к требуемуму ­(300 месяцев) : 0,08.

Размер расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002 г. составит: (1 102,86 - 450) х 174 х 0,08 = 9 087,8112 руб.

При этом сумма расчетного пенсионного капитала (ПКч) по состоянию на 01.01.2007 г. с учетом индексации пенсионного капитала в период с 2003 по 2007 гг. составит: 9 087,8112 х 1,307 х 1,177 х 1,114 х 1,127 х 1,062 = 18 639,95 руб.

Сумма уплаченных страховых взносов: 125 000 руб. С учетом поступивших страховых взносов размер страховой части трудовой пенсии (Сч) ­по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен:

Сч = ПКч / Т = (18 639,95 + 125 000)/174 = 825,51 руб.

В период с 01.01.2007 г. по настоящее время производилась следующая индексация страховой части:

  • по состоянию на 01.04.2007 г. - 825,51 х 1,092 = 901,45 руб;
  • по состоянию на 01.02.2008 г. - 901,45 х 1,12 = 1 009,63 руб;
  • по состоянию на 01.04.2008 г. - 1 009,63 х 1,075 = 1 085,35 руб;
  • по состоянию на 01.08.2008 г. - 1 085,35 х 1,08 = 1 172,18 руб.

Пример 4

Свернуть Показать

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, после увольнения из вооруженных сил работал в период с 01.01.2003 г. по 15.12.2008 г. В данной ситуации при расчете страховой части учитываются только страховые взносы. Общая сумма страховых взносов за указанный период - 156 000 руб. Размер страховой части трудовой пенсии (Сч) по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен: Сч = ПКч / Т = 156 000/174 = 896,55 руб. Дальнейшее изменение величины страховой части будет производиться за счет индексации таким же образом, как и в Примере 1.

В заключение заметим, что пенсионная система - развивающийся социальный институт. Он требует постоянного совершенствования и обновления. И принятый Закон № 156-ФЗ еще раз подтверждает это. Пенсионное законодательство должно непрерывно изменяться с учетом обстоятельств, затрагивающих те или иные вопросы реализации пенсионных прав российских граждан.

Сноски

Свернуть Показать


Если вам интересно, что собой представляет, кому полагается и как рассчитывается гражданская пенсия для военных пенсионеров после 60 лет, рекомендуем изучить этот материал. Он направлен на детальное изучение вышеперечисленных вопросов. Рассмотрим также порядок начисления соответствующих выплат, и что нужно предпринять претенденту для ее назначения.

Военные пенсионеры являются получателями страховых выплат за выслугу, инвалидность от ведомств МВД, ФСБ, МО и других силовых структур. Дополнительные страховые выплаты после 60 лет (55 лет) – дополнительная мера поощрения, которую государство выплачивает за страховой стаж в гражданских структурах.


Трудовая пенсия — особый вид послабления, который предусмотрен для военных работающих пенсионеров. Назначают ее за трудовую деятельность на гражданских должностях, после достижения претендентом 60 лет. Пенсия по линии Пенсионного фонда полагается при наличии минимального трудового стажа, соответствующего возраста и других условий, о которых поговорим ниже.

Гражданская пенсия – поощрение правительства для военных, которые при выходе на заслуженный отдых решили продолжить свой страховой стаж. Если претенденты сменили военные звания на гражданские должности, проработали определенный период и достигли 55-60 лет (возраст отличается для женщин и мужчин), то они могут обратиться за дополнительной оплатой своих трудов.

Важно! Чтоб со временем трудовая пенсия была назначена для военных пенсионеров, при трудоустройстве им потребуется предъявлять будущим работодателям номера страховых свидетельств, с той целью, чтоб за них перечислялись ежемесячные отчисления в ПФ.


Не все желающие могут оформить себе материальную поддержку в виде второй пенсии. Для ее назначения потребуется соблюдение определенных условий, главное из которых – наличие военной пенсии. То есть получить ее в перспективе могут исключительно те военные, которые получают пенсию от силовых структур: от МО, ФСБ, МВД

Далее пенсионерам нужно встать на учет в ПФ, с целью получения страхового свидетельства или СНИЛС. Поэтому индивидуальному номеру военным начинают скапливать начисления на вторую гражданскую пенсию. Они формируются за счет тех начислений, которые работодатели уплачивают за своих работников в фонды.

Пенсия по старости для военных, условия назначения:

  1. Пенсионный возраст. Для женщин – 55 лет, для мужчин возрастной ценз возрастает до 60 лет.

На заметку! Возраст для назначения вторичных пенсионных выплат может быть снижен при условии трудоустройства работника в . Также льгота будет полагаться при участии претендента или на объединении «Маяк».

  1. Минимальный страховой стаж. В 2017 году это 7 лет. Но поскольку условиями пенсионной реформы предназначено ежегодное увеличение такого показателя, то к 2024 году (до этого периода будет происходить ежегодное наращивание минимального стажа) он увеличится до 15 лет. Следовательно, если для получения военных пенсий гражданину нужно проработать в ведомстве до 45 лет, еще 15 годков ему потребуется трудиться на гражданских должностях, чтоб к 60 оформить вторую пенсию.

Важно! Закон о страховых пенсиях определяет минимальный стаж, наличие которого позволяет военному гражданину получить вторую пенсию в возрасте 60 лет. В 2017 году это 7 лет.

  1. Наличие минимального количества ИПК. При увольнении со службы, пенсионер должен позаботиться о достойном заработке на гражданке. Чем выше будет ЗП претендента, тем больше отчислений будет получать ПФ от работодателя, следовательно, выше будет количество балов. Законом о пенсиях установлен минимальный показатель ИПК. Если по состоянию на 01.01.15 это было 6,6 балов, то в 2016 году показатель возрос до 9, к 2024 году его увеличат до 30.
  2. Необходимость произведения ежемесячных отчислений в ПФ от работодателя.

На заметку! Чтоб самостоятельно контролировать свои пенсионные показатели, можно зарегистрироваться на сайте ПФ. После регистрационной процедуры будет открыт доступ к личному кабинету, где и будет отражаться актуальная информация. Такой шаг упростит процедуру расчета второй пенсии военным пенсионерам.

Документы для оформления второй страховой пенсии

То обстоятельство, что претендент имеет право на назначение страховой пенсии потребуется доказать перечнем бумаг. Подать их нужно в ПФ. Дополнительная пенсия военным пенсионерам может быть назначена после 60 лет на основании документов. Потребуется подтверждение таких фактов:

  1. Личность претендента. Нужно предоставить копии паспорта + оригинал для заверения. Если копии заверены в нотариальном порядке, достаточно будет только этих бумаг.
  2. Страховых балов и отчислений. Для этих целей берется СНИЛС.
  3. Страхового стажа. Имеется в виду именно гражданский стаж. Для этого можно предоставить трудовую книжку. Альтернатива — справка от работодателя, которая подтверждает период трудоустройства на конкретном предприятии.
  4. Работу в военных ведомствах, где служил претендент до достижения определенного возраста до выхода на военную пенсию. В справке, подтверждающей срок службы, должна содержаться такая информация:
  • время работы до увольнения;
  • подтверждение факта увольнения из ведомства по выслуге.
  1. Получения пенсионных выплат, полагающихся гражданам отдельных категорий за выслугу.
  2. Справка о заработной плате на гражданском предприятии.

Особенности самостоятельного расчета

Самостоятельный расчет страховой пенсии – задача практически непосильная для незнакомого с пенсионной реформой гражданина. Для получения точных сумм нужно контролировать свой ИПК и знать алгоритм его роста. Тем не менее, приблизительные подсчеты произвести можно, немного углубившись в изучение вопроса.

Можно принять в расчет годовой коэффициент. Мы знаем, что работодатель отчисляет ежемесячно по 22% в ПФ от общего заработка сотрудника. Из этих перечислений 6% уходит в общий солидарный пенсионный бюджет. Из него черпаются средства на погашение задолженностей по страховым пенсиям. Оставшиеся 16 % могут распределяться одним из способов, выбранным налогоплательщиком:

  • все 16% идут в счет будущей страховой пенсии;
  • 6% отсчитывают в качестве взноса по накопительной программе, в 10 % — в счет страховых пенсий.

По состоянию на 2017 год показатели страховых пенсионных балов не могут превышать такие пороги:

  • 4,89 бала, в условиях выбора накопительной системы;
  • 7,83 бала при отчислениях только в страховой фонд.

Пример расчета: в 2001 году сотрудник МВД уволился по выслуге лет. Свою трудовую деятельность он продолжил на предприятии по трудовому договору. В 2017 году ему выполнится 60 лет и у него появятся основания для получения второй пенсии. Для этого периода ему достаточно 7 лет стажа, но у него уже есть 9-ти годовалый период трудоустройства на гражданке. Если учесть что средний заработок его составлял 24 тыс., то в ПФ пришло 414 72 руб.

Его средний ГПК за весь период составил 3,618. Если умножим показатель на 9 (количество лет) то получим 32,562 (бал за весь период). Произведем расчет пенсионной доплаты: 32,562*74,27 (коэффициент бала в 2017 году) = 2418 рублей.

Выше проведен условный приблизительный расчет, для получения достоверной информации обращайтесь в ПФ.

Перспективы роста

То, что начисления второй пенсии для военных будет происходить на основании минимальной суммы индивидуальных балов и страхового стажа на гражданке, значительно усложняет процесс получения такого вида помощи. Но то, что не может не радовать, так это повышение размера выплат. Способствовать такому увеличению должна индексация пенсий в 2018 году, которую прогнозируют аналитики.

Вопросы читателей

Вопрос первый: С 1990 года я получаю военную пенсию. Весь период с выхода на пенсию до 2003 года официально был трудоустроен на предприятии. Мне уже исполнилось 60 лет. Могу ли я оформить вторую пенсию?

Ответ: В вашем случае вторая пенсия полагается уже с 2007 года. Независимо от даты обращения в расчет будет принята дата возникновения основания для выплаты.

Вопрос второй: Мне 60 лет, страховой стаж 5 лет. После увольнения с вооруженных сил, работал на гражданке полных 5 лет с конца 2002 по конец 2008 года. На какую страховую пенсию я смогу рассчитывать?

Ответ: В этом случае примут во внимание только размер страховых взносов, за период работы на гражданке они составили 156 000 рублей СП (страховая пенсия) по состоянию на 2007 год составит 896,55 руб. Размер получен в результате такого расчета: Сч = ПКч / Т = 156 000/174.

Вопрос третий: Если у меня 25 лет гражданского стажа, из них 15 лет на Крайнем Севере, могу ли я получать страховую пенсию раньше 60 лет?

Ответ: Каждый года работы в условиях Крайнего Севера сокращает на полгода возраст, предусмотренный законом для получения второй пенсии военным. Вы можете оформить пенсионное пособие, не дожидаясь 60 лет. Обратитесь в ПФ для расчета.

Сегодня наткнулся вот на эту любопытную статью... Всё так и есть, но это как-то не афишируется.

*******************

Сотням россиян в прошлом году власти отказали в выплате пенсии, несмотря на достижение пенсионного возраста.

Как пишет издание "Мои года", с 2015 года страховая пенсия по старости назначается при соблюдении трех условий: возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин; наличие необходимого страхового (трудового) стажа; достаточная величина индивидуального пенсионного коэффициента (балла). Третье условие, как отмечает сайт, фактически отменяет первые два.

Если раньше, чтобы уйти на пенсию по старости, достаточно было иметь пять лет трудового стажа, то с 2015 года продолжительность официального стажа ежегодно увеличивается на один год, и так будет до 2024 года включительно. В 2016 году обязательный стаж составлял 7 лет, в 2017 году потребуется уже 8 лет. С 2025 года для назначения пенсии нужно будет иметь не менее 15 лет страхового стажа.

Однако главное — величина индивидуального пенсионного коэффициента. Например, в Йошкар-Оле в 2016 году 62% отказов в назначении страховой пенсии было вызвано нехваткой пенсионных баллов, и это при наличии пенсионного возраста и необходимого трудового стажа.

С каждым годом количество отказов в назначении пенсии по старости будет расти. С 1 января 2015 года пенсия по старости назначается при величине индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла) не менее 6,6, с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

В 2016 году для выхода на пенсию кроме пенсионного возраста и необходимого стажа нужно было иметь 9 пенсионных баллов, в 2017 году их уже должно быть 11,4, в 2018-м — 13,8, и так по нарастающей.

Нехватка пенсионных баллов — следствие теневой занятости. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются с официальной оплаты труда: чем выше «белая» зарплата, тем выше пенсионный балл.

В той же Марий Эл 14 тысяч человек получают официальную зарплату ниже МРОТ, то есть менее 7,5 тысяч рублей. Если «белая» зарплата этих 14 тысяч человек не увеличится, то они могут официально работать и до 80 лет, но на страховую пенсию так и не заработают. Впрочем, социальную пенсию они получат при достижении 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин, но она будет еще меньше, чем их нынешняя зарплата.

В Саратовской области в 2016 году отказали в назначении страховой пенсии по старости 396 жителям, а в Иркутской области ни с чем остались 470 человек. С пенсионным возрастом у этих людей, как в Марий Эл и в других регионах России, все в порядке, но вот с официальным стажем и тем более пенсионными баллами — проблемы.

Если вы являетесь пенсионером военного ведомства, министерства внутренних дел, органов ФСБ, таможенной службы, налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы, прочих государственных структур, то для вас законом гарантирована возможность получения второй пенсии, так называемой, пенсии за гражданский стаж, или страховой.

Данная доплата реализует права гражданина в отношении пенсионного капитала, сформированного за период гражданского стажа после выхода на основную , и, как правило, со службы.

Ваши права в отношении второй пенсии регламентируются следующими законами:

  • “О государственном пенсионном обеспечении в РФ” (№166-ФЗ от 17.12.2001 г);
  • “О страховых пенсиях” (№400-ФЗ от 28.12.2013);
  • “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (№173-ФЗ от 17.12.2001 г).

Обязательные условия для назначения

Таких условий три:

  • Исполнение соискателю 60 лет. До этого возраста вторая () пенсия военнослужащим назначена быть не может ни при каких условиях.
  • Наличие требуемого . Начиная с 2014 года, требуемый для получения страховой пенсии стаж увеличивается ежегодно на 1 год, начиная с пяти лет. Соответственно, если в 2014 году требовалось пять лет стажа, то в 2015 году - шесть лет, в 2016 году - семь лет, в 2017 году - восемь лет и по такому же принципу до 2024 года, после которого увеличение стажа (более пятнадцати лет) уже не предусмотрено.
  • С начала 2015 г. обязательно наличие значения не меньше 6,6, с дальнейшим увеличением каждый год на 2,4 до максимального значения 30. Таким образом, в 2016 г этот коэффициент будет не менее 9,00, в 2017 - 11,4 и так далее. ИПК рассчитывается, как отношение пенсионного капитала пенсионера (стаж и + страховые взносы) к цене одного пенсионного балла, которая устанавливается Правительством ежегодно. В 2015 году она равнялась 64 руб 10 коп, в 2016 - 74 руб. 27 коп, в 2017 году - 78 руб. 58 коп.

Если с первым пунктом все понятно, то по второму возникает много вопросов в части подтверждения стажа.

До момента регистрации в системе пенсионного страхования (эта дата проставлена на СНИЛС) стаж подтверждается трудовыми книжками, справками работодателя, архивными выписками, протоколами опроса свидетелей.

После дня регистрации, или для всех категорий с начала 2002 года - только по сведениям персонифицированного учета, то есть, по сведениям ваших индивидуальных лицевых счетов, на которые перечисляются страховые взносы работодателями. Данная работа, за которую начислялась зарплата и перечислялись налоги, относится к страховым периодам.

Нехватку страховых периодов для назначения второй пенсии можно скомпенсировать нестраховыми. К ним относятся:

  1. учеба в очном учебном заведении, подтвержденная дипломом или справкой образовательного учреждения,
  2. периоды ухода за детьми или нетрудоспособными лицами, подтвержденные протоколами опроса свидетелей, и другие.

Процедура оформления

За назначением гражданской следует обращаться в любое отделение Пенсионного фонда, без привязки к месту постоянной регистрации.

Обязательный пакет документов для этого:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • справка военнослужащего установленного образца о получаемой пенсии, в которой перечислены периоды стажа, взятые в расчет основной военной пенсии;
  • документы о стаже до 2002 года: справки о стаже, трудовая книжка, свидетельства об уплате налогов в качестве индивидуального предпринимателя, и т.п.;
  • справки о заработной плате до 2002 года (за период гражданской работы);
  • документы, подтверждающие нестраховые периоды (диплом, сведения об уходе за нетрудоспособными).

Датой назначения пенсии считается дата обращения, но не ранее возникновения права на неё по возрасту, то есть наступления 60 лет.

Время оформления пенсии регламентировано - не более 50 минут . Специалист обязан принять от вас документы, даже если есть сомнения в наличии у вас требуемых условий для назначения, сделать копии с них и выдать вам расписку о приеме заявления.

Срок рассмотрения заявления - 10 дней, в завершение которого вам отправляется письмо о положительном решении либо отрицательном, то есть обоснованном отказе в назначении, ввиду перечисляемых причин.

Примеры расчета пенсий

Рассмотрим наглядно, каким образом для военных пенсионеров специалисты Пенсионного фонда рассчитают вторую пенсию. Для удобства вынесем основные обозначения, используемых при расчете и расшифруем их:

  • K - коэффициент, обозначающий отношение зарплаты к средней по стране.
  • К неп.ст. - коэффициент неполного стажа;
  • ПК - Пенсионный капитал;
  • СЧ - страховая часть;
  • ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент.
  • Т – ожидаемый период выплаты - 228 месяцев (среднестатистически именно столько времени получает пенсию военный пенсионер)

И постоянные числовые значения:

  • 1 671 руб - среднемесячная зарплата в 2000 – 2001 гг.;
  • 0,55 - стажевый коэффициент (при наличии требуемого стажа);
  • 450 руб - базовая часть на начало 2002 г.

Пример №1

Губарев Иван Иванович, пенсионер Министерства обороны, 21.03.1955 г рождения, обратился за назначением второй пенсии в ПФ 10.03.2016 г.

Анализ предоставленных документов: справки из военкомата и трудовой книжки, - свидетельствовал о наличии необходимого гражданского стажа (который не был учтен в расчете военной пенсии) - 18 лет 0 мес 17 дней.

Справки о зарплате Губарев И.И. не предоставил, потому была взята зарплата за 2000 и 2001 г (зарплата за эти годы есть у каждого застрахованного лица в базе ПФ).

Коэффициент по заработной плате (отношение к средней по стране) оказался невысок - 0,569.

Сначала рассчитаем пенсионный капитал до 2002 г.:

  • ((0,569 (коэффициент по зарплате) * 1 671 (средняя зарплата в стране) * 0,55 (стажевый коэффициент)) - 450) * 228 (период выплаты) = 16 630,19 руб.
  • Умножим полученный пенсионный капитал на коэффициент неполного стажа (так как полный стаж - 25 лет):
  • 16 630,19 * 0,16177778 = 2 690 руб. вторые пенсии военным пенсионерам это и будет пенсионный капитал на начало 2002 г.

С 2002 г пенсии постоянно , поэтому умножим полученный ПК на постоянный для 2017 г суммарный индекс: 2 690 * 5,4 = 14 526 руб ПК на дату назначения, то есть на 21.03.2017 г.

Прибавим валоризацию (доплату за стаж советского периода) - 12 680 руб и страховые взносы, накопленные на лицевом счете пенсионера – 159 347 руб. 08 коп.:

14 526 + 12 680,00 + 159 347,08 = 195553,08 – пенсионный капитал на момент назначения.

Страховая часть на 31.12.2015г: ПК / Т = 195553,08 / 228 = 857,69

Так как сумма пенсионного балла в 2015 г была 64,10, получаем ИПК: 857,08 / 64,10 = 13,38

Прибавим к этому значению ИПК после 2015 г для этого пенсионера (по уплаченным взносам) - 2,805 и получим ИТОГОВЫЙ ИПК на дату назначения, т.е: 13,38 + 2,805 = 16,19.

Умножив его на величину балла 2017 г, получим:

16,19 * 78,58= 1 271 руб 86 коп, что и будет означать величину второй пенсии для Губарева И.И. При достаточно внушительном стаже пенсия получилась небольшая по причине маленькой зарплаты и незначительных страховых взносах, перечисленных ему работодателями.

Пример №2

Голубев Николай Иванович, 17.01.1956 г.р., пенсионер МВД, обратился за назначением второй пенсии 05.03.2017 г. Датой назначения пенсии стала дата обращения - 05.03.2017 г.

Гражданский стаж составил 15 лет 9 месяцев, коэффициент по зарплате - 1,012.

Аналогично предыдущему примеру, считаем пенсионный капитал на начало 2002 г.:

((1,012 * 1 671 * 0,55) – 450) * 228 = 109 457,92 * 0,07011111 (коэф. неполного стажа) = 7 672,24

Умножив на суммарный индекс, получим ПК на дату назначения:

7 672,24 * 5,6148 = 43 089,43

Голубев мало работал в советское время, т.е. до 1991 г, поэтому валоризация составила лишь 4308 руб 94 коп.

Прибавив её, страховые взносы, и разделив на ожидаемый период выплаты, получим страховую часть на конец 2015 г:

Получателя гражданской пенсии могут претендовать на пенсию по потере кормильца его жена и дети, если получение её окажется более выгодным, чем по основной.

Кроме того, у работавших с 2002 по 2004 гг., мужчин моложе 1953 г. рождения и женщин 1957 г. рождения, остаются на счету накопительные средства, которые можно получить единовременной выплатой в течение полугода после даты смерти правопреемникам первой, второй или третьей очереди умершего.

Данные нюансы вам обязаны в подробностях объяснить специалисты Пенсионного фонда.