В рамках духовно – нравственного воспитания детей по традиции проводится праздник «Сороки». Воспоминания о детстве натолкнули меня на создание сценария к этому празднику, который можно провести в образовательном учреждении. Причём я постаралась учесть ведущие традиции этого праздника. Сценарий этого праздника можно реализовывать с детьми разных возрастных групп, конечно, он больше направлен на детей подготовительной группы, но некоторые игры подобраны для младших дошкольников.

Цель: Способствовать духовно – нравственному воспитанию дошкольников; знакомить с национальными традициями родного края.

Задачи: Познакомить детей с историей фольклорного праздника «Сороки», с народными обычаями и традициями;

Развивать мышление, выносливость, ловкость через участие в подвижных и дидактических играх;

Воспитывать интерес к истории русского народа, к русскому народному фольклорному творчеству.

Необходимое оборудование:Музыка М.И. Глинки «Жаворонки», детские музыкальные инструменты, костюмы для действующих лиц, декорации к сказке, зонтик, палочка, изображающая лучик (можно заменить фонариком), голубая широкая лента, веточки для игры «Свей гнездо», ленточки, угощения.

Предварительная работа: разучивание закличек и стихотворений о весне, загадывание и разгадывание загадок о весне и весенних явлениях, рисование весны, проведение занятия по изготовлению птичек из бумаги, лепка птичек из солёного теста, беседа о перелётных птицах.

Действующие лица:

Ведущие праздника – сорока и кукушка,

Зайчик

Солнышко

Леший

Зима

Весна

Птицы

Ход праздника.

Под музыку Глинки М.И. входят дети, подыгрывая на музыкальных инструментах.

Сорока и Кукушка : Здравствуйте дорогие гости, мы рады, что вы пришли к нам отпраздновать этот замечательный праздник – прилёт птиц.

Кукушка : Я летала, летала, у всех спрашивала, а что же это за праздник такой? И у зайцев спрашивала, и у белок спрашивала, даже к ворону летала. Да никто мне толком и не рассказал, что же отмечают 22 марта. А ты, Сорока, не знаешь случайно?

Сорока : Мне моя бабушка рассказывала, что этот праздник называется «Со роки», и что в этот день прилетают из тёплых краёв жаворонки и ещё сорок птиц с собой ведут. И с этого дня Вена вступает в свои владения, а Зима уходит прочь. В этот день всегда весело было, народ весну — Красну звал и солнышко тёплое.

Кукушка : Ребята, а вы сказки любите? (да)

Сорока : Разгуляйся, народ!

К нам Весна идёт!

Весна – Красна

Всем тепло несёт!

Кукушка : Что-то и нет Весны – Красны, куда она делась – то? Может быть надо её позвать? Ей заклички покричать?

Сорока : Погоди, Кукушечка, не торопись! Давай сначала ребятам сказку покажем «О том, как Зайка Весну искал», глядишь, и Весна сама к нам в гости придёт!

В одном лесу жил – был Зайка (появляется заяц в белой шубке). Сидел Зайка на крылечке и думал, что зима всё не проходит и не проходит! Собрался Зайка Зиму провожать, а Весну встречать. Зима никак уходить не хочет. Все дорожки в лесу снегом замела, всё вокруг заморозила. Собрался Зайчик и отправился в путь – дорогу Весну искать! Шёл Зайка, шёл и набрёл на полянку. Посмотрел по сторонам — нет никого. Начал зайчик солнышко звать:

Солнышко – вёдрышко покажись, появись!

Светом лучистым ты нам улыбнись!

Тёплым дыханием лёд растопи,

Звоном весенним ручьи разбуди!

Зайчик : Ребята, а вы какие заклички знаете? Давайте позовём солнышко скорее!

1ый ребёнок : Как на небе солнышко пригрело,

Как на небе красное пригрело.

2ой ребёнок : Как во поле травка зеленела,

Как в широком травка зеленела!

3ий ребёнок :

Солнышко, солнышко! Колоколнышко!

Выходи к нам поскорей,

Растопи весь снег быстрей!

4тый ребёнок :

Солнышко красное! Солнышко ясное!

Лучики свои расправь, золотыми потянись!

Малым детям улыбнись!

Выходит Солнышко: Здравствуйте, ребята! Я спало за тучкой и услышало, как вы меня зовёте. Что случилось?

Заяц : Солнышко лучистое, ты Весну не видело? Целый день по лесу бегаю не могу её найти.

Солнышко : Нет, Зайка, Весну не видело, но зато Зиму встретило. Несла Зима большой мешок, несла в нём стужу, метели, пургу. Но могу вам помочь, только поиграйте со мной, пожалуйста, а то зимой так скучно было.

Зайчик : Ну, что, ребята? Поиграем с солнышком? (Да). Знаю я одну игру интересную, которая называется «Солнышко и дождик». По команде «Солнышко» все гуляют по лужайке, скачут и смеются. По команде «Дождик» воспитатель раскрывает зонт, и все дети бегут под его большой зонт.Игра повторяется 3 – 4 раза.

Солнышко : Спасибо вам, что повеселили меня! За это я вам помогу! Вот вам лучик волшебный – он вам дорогу к Весне покажет!

(Выходит Леший, расстроенный, в руках держит конверты с буквами)

Зайчик : Привет, Леший! Ты что такой грустный?

Леший : Да вот, налетела злая вьюга, и все буквы в моих словах запутала. А слова-то непростые были – я названия птиц выкладывал, чтобы они поскорее из тёплых стран к нам вернулись!

Зайчик : Не горюй! Мы с ребятами тебе быстро поможем снова все названия птиц соберём! Правда, ребята?

(дети отгадывают анаграммы)

Примерные анаграммы:

АРОВОЖКОН (жаворонок)

КСВОЕРЦ (скворец)

КАЛОСТОЧА (ласточка)

УЖРАЛВЬ (журавль)

УКИЛК (кулик)

Леший : Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли! А ты, Зайчик, куда путь держишь?

Зайчик : А я Весну ищу! Зима никак уходить не хочет! Ты, Леший, Весну не встречал?

Леший : Нет, я Весну не видел! Но я вам помогу, пущу ручеёк по земле, он вам и подскажет, куда дальше путь держать!

Зайчик : Ребята, давайте поможем ручейку!

(Проводится игра «Ручеёк»)

Кукушка : Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! Идёт Зайчик дальше, а на встречу ему … птицы летят! (здесь можно включить какой-нибудь танцевальный номер, или под музыку просто изобразить перелёт птиц)

Зайчик : Здравствуйте, птички вешние! Вы Весну не видели?

1ая птица : Видели! Это она нас позвала!

Зайчик : Расскажите, где вы были, чего видели, как жили, да с кем дружили?

2ая птица : Давно мы дома не бывали! Очень соскучились по родному краю!

3я птица :Первыми летят кулики да жаворонки, и за собой ещё сорок птиц ведут.

4ая птица : А вы, ребята, много названий птиц знаете? Давайте проверим?

(проводится игра «Что ни шаг, то птица»)

Правила игры : дети разбиваются на две команды. Одна команда встаёт в шеренгу с одной стороны зала, а другая – с другой стороны зала. Каждая команда по очереди делают шаг, называя птицу. Выигрывает та команда, которая вспомнит больше названий птиц. Повторяться нельзя.

5ая птица : Скоро мы прилетим и гнёзда будем вить! Знаете, какое это непростое дело? Хотите попробовать?

(вызывается 3 человека и проводится игра «Свей гнездо». Перед каждым из участников на столе лежат по 40 веточек. Задача играющих соорудить гнездо из этих веточек. Выигрывает тот, кто первый качественно сделает гнездо для птички).

1ая птица : Ну, что, убедились, как это сложно соорудить себе дом?

Под тревожную музыку появляется Зима.

Зима : Ага! Вот вы где все собрались! Не хочу я от вас уходить! С вами так весело было: вы в снежки играли, на санках, на лыжах, да на коньках катались, бабу снежную лепили, хороводы водили. Не пущу к вам весну, Буду сама целый год править!

Зайчик : А ребята столько закличек знают, что придёт Весна, услышит нас!

(дети по очереди произносят веснянки, а затем достают заранее изготовленных птичек и вешают их на дерево)

Пример веснянок:

Приходи Весна! Позелени леса!

Приди Весна красная!

Приди Веса ясная!

Принеси нам много тёплых дней

И подснежники с полей!

Весна! Весна!

Ты проснись ото сна!

Разбуди капели звон!

Да весенний первый гром!

Весна – красна, приходи!

Птичек певучих к нам позови!

Почки деревьев повсюду раскрой!

Отпусти из ульев пчёл весёлый рой!

Под лиричную музыку появляется Весна.

Весна : Слышу, слышу, как вы меня ждёте и к себе зовёте! Пришла я к вам и тепло с собой принесла!

Зима : Уходи, Весна, отсюда! Я буду править круглый год!

Весна : Нет, Зима, это тебе пора уходить со двора! Моё время настало!

Зима : Тогда я вам сейчас такие загадки загадаю, что вы ни за что не отгадаете! (Зима загадывает загадки о приметах весны и о птицах)

Например :


Зима : Ничего себе! Все загадки отгадали! Молодцы какие! Видно вы действительно Весну ждёте!

Весна : А давайте поиграем в игру «Вороны и воробьи». (Дети делятся на 2 команды – одни воробьи, другие – вороны. Зал делится на части с помощью лент. Прокладывается полоса с одной части зала – это место воробьёв, они там в безопасности, а с другой стороны – для ворон. По сигналу «Воробьи!» дети, исполняющие роль воробьёв вылетают на середину зала, а дети, изображающие ворон их ловят. Пойманные переходят на сторону соперника. По команде «Вороны!» из своего дома вылетают вороны, а воробьи их ловят. Выигрывает та команда, в которой окажется больше играющих).

Зима : У вас здесь очень весело! Но я поняла, что мне пора уходить! Но я к вам обязательно вернусь, когда придёт моё время! До свидания!

Весна : А у меня для тебя, Зайчик, подарочек есть – новая шубка. (Весна дарит зайчику серенькую шубку). И для вас, ребята, тоже есть небольшие подарочки! По традиции на праздник «Сороки» люди пекли булочки в форме птичек. Я тоже приготовила таких птичек! (Весна дарит детям испечённых «жаворят»).

В этот сценарий можно включить так же и , подходящие по тематике праздника.

Праздник «Жаворонки»

Цель – пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Задачи:

    познакомить учащихся с историей весенних праздников.

    расширять кругозор детей о жизни, традициях и праздниках родного народа

    воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, пословицы и поговорки, ткань, нитки для изготовления «жаворонков»

Ход занятия

Ребята, мне кажется, даже солнышко ярче светить стало.
- А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?
- Потому что наступила весна!(ответы детей)
- Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали
приближение весны?
- (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая,
солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный),(ответы детей)
- А какой месяц сейчас идёт?
- Наступил март месяц. (ответы детей)
- Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала».

В марте есть один особенный день. По народному календарю 21 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется.

День весеннего равноденствия

Только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения.

Считается, что в день весеннего равноденствия энергетика человека меняется как вода в сосуде, в который положили электрические провода и подали напряжение. Тело человека наполняется силой и жаром.

В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – полевой жаворонок., поэтому и праздник называется «Жаворонки» Этот день в народе называют также день Сорока мучеников, или «Сороки».

Когда в древние времена бывали гонения на христиан, языческие правители заставляли всех приносить жертвы идолам - и в первую очередь это касалось христиан-воинов.

В римском войске в полку, который стоял в армянском городе Севастия, служили сорок друзей, очень смелых и доблестных воинов и настоящих христиан; конечно, они отказались приносить жертву языческим богам.

За непослушание бросили их, связанных, в ледяную весеннюю воду Севастийского озера. Стоял лютый мороз с ветром. На берегу нарочно затопили баню, чтобы тот, кто не вынесет пытки и отречется от Христа, мог согреться. Вечерело, и мороз усиливался. Тела христиан быстро покрывались ледяной коркой. И один не выдержал: он побежал прочь от товарищей к жарко натопленному дому. Но едва ступив на порог бани, несчастный упал замертво и растаял, как воск.

Их осталось тридцать девять. Глубокой ночью Свет Небесный сошел на воду, осиял озеро, черные горы, посинелые лица гибнущих.

Свет был теплый, как летом, он растопил лед и согрел воду.

И тогда солдат-язычник по имени Аглай, один из тех, кто охранял место казни сбросил с себя одежду и побежал по льду, крича:

- Я тоже христианин!

Наутро правитель пришел к озеру и изумился и разгневался, увидев, что христиане живы. Правитель велел молотом разбить им голени, отчего святые и предали души Богу.

Вот такая печальная история.


- А сейчас мы с вами узнаем, как в далёкую старину встречали люди весну-красну. Только сначала загадку отгадайте:

Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам возвратиться?

Д.: - Весна красна!

А.:- Идёт матушка весна – отворяй… (ворота).

Первым март пришёл - белый снег… (сошёл).

А за ним и апрель отворил окно и… (дверь).

А как пришёл май - солнце в дом… (приглашай).

А.: - И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы. Отгадайте какие: (Загадки о перелётных птицах)

С первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами, весну к себе в гости. У ребят была забота приготовиться к прилету птиц: построить скворечники. А чтобы ускорить прилет пернатых, нужно было сделать игрушечных жаворонков, куликов, журавликов. Ими приманивали живых птичек, поднимая их высоко на длинных прутиках (залазили на крыши домов). Прутики раскручивали, будто птички летят. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек сделанных из глины. Как казалось нашим предкам, если показать настоящим птицам их изображениям, да еще посвистеть по птичьи, то они скорее прилетят в эти края и скорее придет весна.

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.

БОЛЬШЕ ВСЕГО ЖДАЛИ МАЛЕНЬКУЮ ПТИЧКУ-ЖАВОРОНКА, ТАК КАК ЕГО ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ТРЕЛИ ЗАСТАВЛЯЛИ ПРИРОДУ ПРОБУЖДАТЬСЯ ОТ ЗИМНЕГО СНА.

Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперенья. Прилетают жаворонки ранней весной, в марте.

Жаворонки держатся стайками по проталинам, обнажившимся на солнечных пригорках, или близ опушек, где можно спрятаться от ветра и непогоды. В таких местах они бегают по земле и отыскивают осыпавшиеся прошлогодние семена трав.

Обитают полевые жаворонки в полях, лугах и степях. Никогда не встречаются в лесу. Питается семенами и насекомыми.

Гнездо располагает всегда на земле: в ямке, сделанной либо самой птицей, либо копытом лошади или коровы, обычно среди негустой, иногда совсем редкой травы.

Многие любители держат полевых жаворонков в неволе. Прирученный молодой самец способен петь по 8 часов в сутки. Живут эти птицы в неволе до 10 лет, чего в природе практически не встречается.

Народная примета

Если после Сорок утренние морозы продлятся 40 дней, то лето будет теплое.

    • На Сороки день с ночью меряются.

      Зима кончается – весна начинается.

      Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.

      Увидел скворца – весна у крыльца.

      Сколько проталинков – столько и жаворонков.

Обрядовое дерево

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жавор о нков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»

Вечером печеных птичек обычно съедали, а головки и отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

Иногда это печенье крошили, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка, …

Мужчины вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

С этим праздником связаны и другие народные обычаи. Например, было принято, кроме птичек, выпекать сорок «орехов» и каждый последующий день выбрасывать по одному на улицу с такими словами: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!»

Иногда сорок шариков из теста клали в специально сделанные соломенные гнездышки с тем, чтобы куры не ходили по чужим дворам, неслись дома и к светлому празднику Светлой Пасхи принесли побольше яиц.

Птиц жаворонков не только выпекали, но и мастерили их из ткани. И сейчас мы с вами смастерим таких птиц, чтобы тоже, как и наши предки, позвать к нам весну

(Дети мастерят птиц, затем все вместе выходят на улицу кликать весну)

Заклички

Ау! Ау! Аукиваем!
Весну приаукиваем!


Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Жаворонки, жаворонки

Прилетите к нам

Принесите к нам

Лето теплое,

Унесите от нас,

Зиму холодную,

Нам зима холодная,

Надоскучила,

Руки ноги отморозила!

Жавороночки, перепелочки,

Прилетите к нам

Принесите нам!

Весну – красну

Тепло – летечко

Зелен покос

Уйди сухой мороз!

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Люди становились парами, брались за руки и поднимали их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение, музыку ведущий входил в ручеёк и брал себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Народная игра “Солнышко” (выбирают водящего)

Дети ходят по кругу парами, держась за разноцветные ленты, в центре Солнце.

Все:

Солнышко ведрышко,
Выгляни в оконышко.
Там твои детки,
Кушают конфетки,

Водящий:

Раз, два не воронь,
А беги как огонь.

Пара, которая оказалась ближе к водящему, по его сигналу опускает ленту. Бегут в разные стороны по кругу. Кто придет позже, тот и водящий. Игра повторяется заново.

В конце игровой программы детям раздаются выпеченные жаворонки

Млада Сидорова

Фольклорный праздник «Жаворонки»

Вед: Весна на пост свой заступила,

Тепло земле всей подарила

И солнечным ярким лучом

С улыбкой вошла в каждый дом.

Идет матушка- Весна, отворяй ворота!

Первым март пришел – белый снег сошел,

А за ним и апрель – отворил окно и дверь,

А уж как придёт май – солнце в терем приглашай!

Ребята, давайте петь и плясать,

Весну красную прославлять!

Песня «Весна – красна»

Хоровод «Как на двор пришла Весна»

Вед: Хватит и старшим ребятам сидеть. Выходите в круг веселиться, плясать да песни петь!

Песня-хоровод «Весенний привет»

Вед: Ребята, с давних времён на Руси был обычай праздновать прилёт птиц, возвращающихся домой из тёплых стран. Этот праздник назывался «Сороки», потому что считалось, что прилетают 40 птиц, и первые из них – жаворонки. Поэтому праздник ещё называли «Жаворонки». С вечера хозяюшки месили тесто и пекли 40 шариков и жаворонков. Шарики каждый день по одному выбрасывали в окошко. Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года. А жаворонков раздавали детям, те бежали на улицу на самое высокое место и закликали птиц. Вот послушайте

заклички,

которые расскажут наши ребята.

1. Жаворонушки, полетовушки!

Прилетите к нам,

Весну ясную, Весну красную

Принесите нам!

2. Жаворонушки-перепёлушки!

Из-за моря летите,

Весну красную несите!

3. Кулик, из-за моря

Лети на поле,

Неси Весну в подоле!

4. Скворушка, прилетай,

Себе домик выбирай!

На дереве высоком

С крылечком широком.

Ты звонче свисти,

Да почаще щебечи!

5. Ласточка, ласточка!

Милая ласточка!

Где ты была?

С чем ты пришла?

6. За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну-красну!

7. Сокол, сокол, соколок,

Прилетай к нам во лесок!

Будем мы с тобой играть,

Будем петь и танцевать!

Песня-игра «В сыром бору тропина»

Вед: Солнышко ясное, птиц хоровод!

Травушка-муравушка в сад позовёт,

На полянку, на лужок,

Да в весёлый наш кружок!

1. Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи.

2. Ласточки и совушки,

Зяблики, соловушки,

Аисты и скворушки,

Чистят свои пёрышки.

3. Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Песня с инсценировкой «Три синицы»

Вед: А теперь, ребята, давайте поиграем с нашими птицами.

Игра 2 кругами «Жаворонок»

Вед: Улетала ласточка в тёплые края,

Воротилась ласточка, милая моя!

Воротилась ласточка, только не одна,

Вместе с нашей ласточкой

К нам идёт Весна!

Весна, Весна красная,

Приди, Весна, к нам с радостью,

С доброй радостью,

С великой милостью!

Входит Весна

Здравствуйте, девицы красные!

Здравствуйте, добры молодцы!

Я – Весна-красна,

Вам тепло принесла.

Будет вам по лавкам сидеть,

Выходите в круг плясать и песни петь!

Хоровод «Ой, бежит ручьём вода»

Весна: А теперь, мои ребятки,

Загадаю вам

загадки:

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его - … (скворец)

Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица… (грач)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает (воробей)

Днём молчит,

ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает (филин)

Как снег бела,

Как сажа черна,

Вертлява, как бес,

Повертелась, да в лес (сорока)

Кто без рук и без свирели

Кто же это? (соловей)

Клювом кто стволы долбил,

Всех букашек истребил? (дятел)

Весна: А теперь поиграйте со мной!

Игра «Калачи»

Вед: А теперь другая игра – называется «Клетка» (по типу игры в "Воротца")

Игра «Клетка»

Вед: Разве может птица в клетке жить?

Птице нужно с волюшкой дружить.

В небо синее взлетать,

С песней зорюшку встречать! (выпускают детей из круга)

Весна: Ребята, я знаю, что вы к сегодняшнему празднику вместе с воспитателями сделали птичек. И сейчас настало время выпустить их на волю. Вы сейчас с воспитателями оденетесь и пойдёте на улицу развешивать птичек на деревьях. Пусть все радуются прилёту птиц! А я с вами прощаюсь. У меня много дел: землю согревать, цветы и травку пробуждать! До свидания!

Публикации по теме:

Сценарий фольклорного осеннего праздника «Капустные посиделки». Разработала Каргальская Н. К. Действующие лица: Хозяйка, дед, козёл. Под.

Сценарий фольклорного праздника «Казачьему роду - нет на Руси переводу» Программное содержание: Углублять знания детей о казачьих традициях, обычаях, культуре, истории родного края. Развивать творческую.

Сценарий фольклорного праздника ко Дню семьи Ведущий: На завалинке, в светёлке Иль на брёвнышках каких Собирали посиделки Пожилых и молодых При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод.

Сценарий фольклорного праздника «Масленица» Сценарий фольклорного праздника «Масленица» Скоморох 1: Собирайся народ! В гости Масленица ждет Мы зовем к себе тех Кто любит веселье и.

Сценарий фольклорного праздника. Посиделки. Цель: Развивать способность понимать русскую народную песню, танец, потешки, прибаутки, частушки. Эмоционально откликаться на выражение в.

Сценарий праздника

«Жаворонки прилетают - весну красну закликают»

Актуальность:

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Предварительная работа:

- совместное изготовление детей и родителей скворечников.

Консультации для родителей «Семейные традиции»

Консультации для воспитателей «Народные игры»

Действующие лица: хозяйка, весна (взрослые),

дети (в традиционных русских костюмах)

Оформление зала: (весенняя тематика)

ХОД ПРАЗДНИКА.

*Звучит русская народная музыка.

Хозяйка (встречает детей)

Здравствуйте, малы детушки! Приглашаю вас в гости, к себе в горницу.

Хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять (дети садятся на стульчики).

Со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но робки и неуверенны ее первые шаги: то и дело зима дает о себе знать, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд «Закликание весны». О весне складывались стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний снег.

1реб. Благослови, мати, весну закликати, весну закликати, зиму провожати.

Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог.

2реб. Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней,

Станет солнышко добрее, а дни - светлее и длиннее.

*Закличка «Подай, Боже, ключик».

Хозяйка. А теперь давайте вместе позовем весну.(дети расходятся по залу)

Дети . (хором)

Приди, весна, с радостью, с великой милостью!

Со льном высоким! С корнем глубоким!

С колосом сильным! С хлебом обильным!

Хозяйка . Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.

Дети . Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Высоко взойди, далеко посвети!

На темные лесочки, на сырые борочки,

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ!

(На центральной стене появляется солнышко).

Хозяйка. А вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось

Птицы весело поют, весну - красну на крыльях несут

*Фонограмма «Пение птиц»; *Закличка "Кулик» (Входит Весна)

Весна. Я Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью,

С радостью, с великой милостью.

Со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом обильным.

Здравствуйте, люди добрые! (кланяется).

А еще принесла вам здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье – человечье.

Хозяйка. Весна - красна, чем ты нас одаришь?

Весна. Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.

Хозяйка. А мы тебя песней да игрой порадуем.

*Хоровод «Веснянка»; *Игра «Идет матушка Весна».

Весна. Хорошо пели, играли, снова в хоровод всех зову.

*Орнаментальный хоровод.

Весна. Солнце ласково смеется, светит ярче, горячей,

И в овраге звонко льется разговорчивый ручей.

После зимней тишины, после стужи зимней

Из-за гор, из-за морей прилетают птицы.

Вот и со мной пташки прилетели.

Сможете отгадать как их зовут?

*Загадки.

1.Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач).

2.Спереди у птички шильце, позади у птички вильце.

Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка).

3. Он прилетает каждый год туда, где домик ждет.

4.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения.

6. Его и песни, и полет вошли в стихотворение. (Жаворонок)

Весна. Загадки все вы отгадали, молодцы. А песни про птиц знаете?

*Песня «Летели две птички»; (Журнал «Музыкальный руководитель» 2008г. № 2) *Песня-игра «Чижик-пыжик». (Звуки праздника, приложение к журналу «Чем развлечь гостей»)

Весна . Разных птиц я люблю, разных птиц приголублю, но дороже всех одна

пташка малая. Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!

Дети. Это жаворонок.

Весна. Правильно. А вы знаете почему?

Дети. (поочередно):

  • Эта птичка-предвестник весны
  • Жаворонки могут подниматься высоко в небо, где, по древним преданиям, находилась, недосягаемая для человека, обитель духов-покровителей.
  • Поэтому эта птица является символом добра и счастья.

Весна. Молодцы. А сейчас послушайте его песню.

*Фонограмма пения жаворонка; *Игра «Жаворонок».

Весна. А вы знаете какой завтра будет день? 22 марта-день весеннего равноденствия, когда день равен по длине ночи. В этот день в каждом доме лепили из теста птичек, жаворонков, пекли их, мазали сладким и душистым медом. Мальчишки бегали по улицам с этими птахами, подбрасывали их вверх, ловили и громко кричали заклички.

*Закличка «Жаворонок-дуда».

Ребенок. Жаворонки, жавороночки! Вы скорее летите, тепло принесите.

Нам зима надоела - весь хлеб она поела.

Нет ни хлеба, ни картошки, самовар стоит на окошке.

Хозяйка. Самовар на окошке - это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать. А вот вам, ребята,

угощенье, птички-жаворонки. Вы их сами лепили, весну приближали.

С пылу, с жару - для нашего самовара!

* Песня «Про самовар», муз. и сл. З. Роот.

(журнал «Музыкальный руководитель» 2008 г. № 1)

Праздник заканчивается чаепитием.


Это - день весеннего равноденствия. "На Сороки день с ночью мерится, равняется". День сороков - большая встреча весны, встреча перелётных птиц. В этот день, по народному поверью, прилетают жаворонки. ("Сколько проталинок - столько и жаворонков прилетает"). Сороки - это праздник птиц - вестников весны.

По церковному календарю в этот день вспоминаются 40 мучеников Севастийских, принявших мученическую смерть в Севастии на территории нынешней Армении в 320 году. Все они были воинами - христианами. И за то, что они, несмотря ни на какие уговоры, не отрекались от своей веры, их приказано было на ночь загнать в озеро, наполовину покрытое льдом. А поутру их, полуживых и обмороженных, но не отрекшихся от веры, отвезли на сожжение. Сорок Севастийсхих мучеников, по все времена очень почитались в православной церкви. В этот день даже несколько облегчается пост с тем, чтобы сделать воспоминание о них более торжественным.

По народным приметам этот день определяет характер сорока следующих дней. Если в этот день мороз, ждут сорока морозов; если дождь - сорока дождей. Если эти морозы пройдут подряд, быть лету красному, сухому, для крестьянских работ сподручному. Если в этот день большое снеготаяние - жди хорошую весну.

Сороки. Встреча жаворонков. Сценарий праздника в детском саду.

Утром к детям приходит бабушка. Она рассказывает, что в прежние времена на Руси в этот день отмечали прилёт птиц. Выпекали жаворонков, выходили с ними на улицу, кликали весну, радовались, пели, играли, водили хороводы.

Бабушка приглашает детей помочь замесить пресное тесто, раскатать его, вылепить жаворонков, отнести выпекать на кухню.

Во время прогулки бабушка идёт с детьми на луг. Дети кружат в воздухе своих жаворонков, привязанных к палочкам.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам!
Принесите нам лето тёплое.
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Затем бабушка проводит с детьми старинную игру "Матушка -весна"

Под горою у реки Пара играющих,выбранная по
Живут гномы - старики этой считалке,берётся за руки
У них колокол висит, и поднимает их вверх.
Рассеребряный звонит: В получившиеся "ворота" проходят
Диги-диги-диги-дон, цепочкой ребята и поют:
Выходи из круга вон!

Идёт матушка-весна, Ходит матушка-весна
Отворяйте ворота. По полям, лесам одна.
Первый март пришел- Первый раз прощается,
Всех детей провел, Другой запрещается,
А за ним к апрель - А на третий раз
Отворил окно и дверь. Разведу я вас!
А уж как пришел май-
Сколько хочешь гуляй!

Когда все дети прошли сквозь"ворота" ребята, выбранные по считалке, опускают руки, разъединяя цепочку. Один участник игры идёт вправо, другой - влево. Обойдя ворота они составляют новую пару. Пары становятся друг за другом позади "ворот". Один из играющих остаётся без пары. Он проходит в "ворота” и поёт вторую песню, ребром ладони разъединяя руки ребят. Образующиеся два ряда медленно уходят, заканчивая игру.

Заканчивая прогулку бабушка проводит русские народныы игры "Горелки", "Колечко - колечко", "Ермак".