МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 Г.АПШЕРОНСК АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Этикет и этика»

(организация деятельности школы для успешной реализации школьной программы самоуправления «Школьный экспресс»)

Составитель: учитель начальных классов

учитель первой категории

Утвержден на заседании педсовета

Протокол № от

г. Апшеронск

2010 год

    Введение
    Содержание инновационного проекта «Этикет и этика», концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта
    Проблема, объект, предмет исследования
    Гипотеза, цель и задачи проекта
    Основные принципы реализации проекта
    Механизм реализации проекта
    Этапы реализации проекта
    Оценка эффективности реализации проекта
    Значение ожидаемых результатов для развития общеобразовательной системы

    Введение

Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, учитывать множество предписаний и правил. Исходя из этого, важное психолого-педагогическое значение приобретает развитие у ребенка нравственных качеств. Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Предупредить такие проблемы разумнее, чем устранять их последствия. Школьники непростительно мало знают о правилах поведения в современном обществе. А между тем школа должна стать гарантом культурного, нравственного развития граждан. Культура общения, от которой во многом зависит, как относятся к нам окружающие, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом, которые регламентируют, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Конечно этикет определяет лишь формы, «технику» общения и поведения, потому самого по себе знания правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и этикой. Наши манеры – отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека – это высокие этические качества, лежавшие в основе нравственного поведения, находят отражение в простых нормах этикета.

Инновационный проект «Этикет и этика» разработан в 2010 году. Хотя работа ведется по этому направлению с 2008 года. В младшем школьном возрасте дети особое внимание уделяют нравственной стороне поведения, им свойственно желание получить положительную оценку окружающих, т.е. этот период является оптимальным для усвоения правил культурного общения. Разнообразные приемы и методы формирования мотивов нравственного поведения младших школьников и соблюдения этических норм (добро и сострадание, гостеприимность и милосердие, внешний вид и культура речи; личная гигиена и профилактика вредных привычек; взаимоотношение в семье, с ровесниками, младшими и старшими; правила поведения в классе, в школе, общественных метах, на улице, в транспорте, театре, за столом). Инновационный проект «Этикет и этика» включает в себя программу занятий для классных часов и внеклассной работы на четыре года.

3.Проблема, объект, предмет исследования

Проблема – поиск наилучших средств и способов в повышении внимания к вопросам нравственного воспитания детей в тесном сотрудничестве с семьей.

Объект – учащиеся начальной школы

Субъект – администрация гимназии, учитель начальных классов

Предмет исследования – деятельность МОУ Г № 5 по формированию комплексной, целенаправленной работы по формированию высоких норм общечеловеческой нравственности через систему внеклассных мероприятий и классных часов

4. Гипотеза, цель и задачи

инновационного проекта «Этикет и этика»

Гипотеза – если сформировать комплексный, целенаправленный подход к воспитательной работе по инновационному проекту «Этикет и этика», то это повысит уровень воспитанности учащихся

Цель : создание условий для решения проблемы приобщения детей к формированию положительного нравственного поведения в семейном общении и общении с окружающими людьми, чувства удовлетворения оттого, что он делает хорошие дела, приносит пользу близким, окружающим, радует их добрыми поступками в тесном сотрудничестве с семьей.

Задачи:

Разработать инновационный проект по повышению уровня воспитанности учащихся;

Воспитать стремление быть порядочными людьми;

Следовать общечеловеческим ценностям и благородным идеалам;

Освоить нормы правильного поведения в обществе;

Воспитать негативное отношение к вредным привычкам;

Сформировать у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни;

Предоставить возможность для дополнительного общения детей и родителей в неформальной обстановке.

Приоритетные направления:

    Формирование духовной личности, здорового образа жизни

    Воспитание человека-гражданина

    Создание системы воспитания личности, заинтересованной в развитии у ребенка нравственных качеств

    Обеспечение единства семейного и школьного воспитания личности, создание сбалансированной деятельности родителей, детей, учителей, образующих коллектив гимназии, призванный заботиться о формировании нравственного воспитания школьника.

Формы работы: классные часы, театрализованные беседы и представления, конкурсные и развлекательные программы, инсценировки, викторины и праздники, родительский лекторий по нравственному воспитанию младших школьников.

Исходя из цели и задач инновационного проекта «Этикет и этика» определены направления деятельности МОУ Г № 5

    Просвещение детей и родителей по инновационному проекту «Этикет и этика».

    Привлечение к этой деятельности зав. библиотекой гимназии, педагогов дополнительного образования, родителей.

    Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие нравственных качеств младших школьников.

    Информирование родителей о важности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте на родительских собраниях.

ЭТИКЕТ

1-2 классы

Пояснительная записка

Целью предмета задач:
Программа курса этикета для 1-2 классов разработана на основе поурочной учебной программы «Веселый этикет» О.И. Фроловой На изучение программы предусмотрен 1 час в неделю за счет классных часов, программа рассчитана на 34 часа.

Список литературы :

«Веселый этикет» авторы Н.Е.Богуславская, Н.А.Куприна, рецензенты Т.А.Ладыженская, В.Н.Маров Екатеренбург «Арго» 1997 год.

Тематическое планирование

1 класс

Тематическое планирование

2 класс

ЭТИКЕТ

3 класс- 34 часа

Пояснительная записка

Целью предмета этикет – развитие коммуникативных способностей, нравственной культуры человека Этикет предполагает решение следующих задач: - понятие сути морального выбора человека в различных ситуациях - введение в активный словарь учащихся достаточного количества этикетных стереотипов - правильное использование этикетных формул в речи, которое помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что облегчает взаимопонимание между людьми
Программа курса этикета для 3-х классов разработана на основе программы Э.Г.Ериной г. Ставрополь, Л.И.Лаврентьевой директора школы № 34 г. Ставрополь «Этика» В.М.Мирошниченко
  1. Введение. Нравственная культура человека - 2 часа
- Понятия «культура», «нравственная культура», «культура поведения». Связь нравственной культуры и поведения – 1 час - Правила приличия. Зачем необходимо знать и выполнять правила поведения и нормы нравственности – 1 час
    Мое Отечество – 6 часов
а - Понятия «Родина». «Родина-мать», почему мы так говорим- 1 час - Подвиг во имя Родины – 1 час. б) - Понятия «труд», «воля», «ответственность», «уважение». Воля и труд все перетрут – 1 час - Отношение к учению. Уважение труда других людей -1час в) - Понятия «гражданин», «страна», «закон», «паспорт». Свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство об окончании школы – документы, рассказывающие о личности человека – 1 час - Юридическая и моральная ответственность за совершенные проступки в школе. Поощрения и наказания – 1 час
    Нравсвенное сознание – 10 часов
а) Простые нормы нравственности – 4 часа - Понятия «забота», «уважение к чужому времени», «уважение к себе», «зло», «равнодушие», «терпимость» и «нетерпимость». Нормы нравственности- 1 час - Забота о детях как о будущем страны – 1 час - Забота о людях старшего поколения – 1 час - Умение бережно относиться к своему и чужому времени, культурным ценностям страны. Что значит уважать себя – 1 час? б) Нравственные нормы жизни в семье – 3 часа - Понятия «семья» «традиция», «взаимовыручка», «жестокость», «бестактность», «грубость», «доброта», «одиночество». Традиции в семье. Праздники в семье. – 1 час - Русские национальные традиции родственных отношений – 1 час - Обязанности членов семьи и ответственность человека. Поощрение и наказание в семье – 1 час в) Семейные праздники - 1 час - Праздники семьи как традиции. День рождения - я особый праздник. Развлечения на семейных праздниках – 1 час г) Нравственные нормы жизни в школе – 2 часа - Уважение к одноклассникам, учителям, работникам школы. Забота о своих друзьях и одноклассниках -1 час - Умение дорожить своим временем и временем учителя на уроках. Помощь в учебе и других делах – 1 час
    Нравственные отношения - 6 часов
а) Человек и его имя – 2 часа - Понятия «отчество», «фамилия». Указы Ивана Грозного и Петра 1 относительно фамилий и отчеств. Имена по святцам и месяцеслова – 1 час - Не имя красит человека, а человек имя – 1 час б) Отношение человека к своему телу и душе, природе и здоровью – 3 часа - Этика о душе и теле человека. Стремление человека сохранить здоровым свое тело – 1 час - Что такое духовность человека? Зависимость здоровья человека от его нравственной культуры – 1 час - Отношение человека к природе и здоровью – достояние страны – 1 час в) Отношения с одноклассниками и одноклассницами – 1 час - Мальчики и девочки. Почему мальчики должны уделять внимание девочкам – 1 час
    Нравственная деятельность и этикет – 10 часов
а) Правила приличия – 1 час - Понятия «приличие», «вежливость», «правила приличия» и «правила этикета». Какие правила приличия нужны нам и почему – 1 час б) Знакомство и представления, приветствия – 2 часа - Правила представления и знакомства со сверстниками, со старшими, младшими. Рукопожатие и его история. Обращение на «ты», на «вы». Приветствие сверстников, старших и младших. Приветствие незнакомых людей – 1 час - Мимика и ее роль в приветствии. Роль улыбки. Общепринятые формы обращения при приветствии. Недопустимость вульгарных и жаргонных приветствий – 1 час в) Этикет на улице и в общественных местах – 2 часа - Необходимость создания и соблюдения правил поведения в общественном транспорте. Вход в общественный транспорт и выход их него. Расположение и предназначение мест в общественном транспорте – 1 час - Отношение к старшим и младшим при пользовании общественным транспортом. Особенности отношений между людьми в поезде, самолете, на пароходе, автобусе – 1 час. г) Этикет покупателя и продавца – 1 час - Основные правила поведения и общения в магазинах разного типа и на рынке – 1 час д) Если ты заболел – 2 часа

- Понятия «поликлиника», «врач», «пациент», «посетитель». Правила поведения в поликлинике и в больнице – 1 час

- Посещение больных: уважение и ответственность – 1 час ж) Этикет за столом – 2 часа - Уважение себя и других за столом. Что, где и когда едят? Правила использования сервировочных предметов – 1 час - Обращение за столом. Беседа за столом. Поведение в школьной столовой – 1 час

Требования к подготовке учащихся по предмету этикет

Учащиеся должны усвоить: - сущность понятий: «норма», «нравственная норма», «культура поведения» - «товарищи», «бескорыстие», «забота», «уважение - «чуткость», «взаимовыручка», «грубость», «бестактность» -«одиночество», «хамство», «страх», «гость», «хозяин», «визит», «приветствие», «представление», «герой», «гражданин»
Учащиеся должны знать: - как помочь товарищу в учебе, труде - как увидеть прекрасное в книге, жизни, человеческих отношениях - как вести себя за столом, что и как едят - как представиться при знакомстве - как приветствовать друг друга и старших - простые нормы нравственности
Учащиеся должны уметь: - оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу и учителю - пользоваться столовыми приборами - давать элементарные оценки поступкам и делам - правильно представляться при знакомстве - выполнять правила этикета в общественном транспорте

Тематическое планирование

3 класс


ЭТИКЕТ

4 класс- 34 часа

Пояснительная записка

Целью предмета этикет – развитие коммуникативных способностей, нравственной культуры человека
Этикет предполагает решение следующих задач: - понятие сути морального выбора человека в различных ситуациях - введение в активный словарь учащихся достаточного количества этикетных стереотипов - правильное использование этикетных формул в речи, которое помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что облегчает взаимопонимание между людьми
Программа курса этикета для 4-х классов разработана на основе программы Э.Г.Ериной г. Ставрополь, Л.И.Лаврентьевой директора школы № 34 г. Ставрополь «Этика». В.М.Мирошниченко. На изучение программы предусмотрен 1 час в неделю за счет классных часов, программа рассчитана на 34 часа. План составлен на 34 учебные недели, поэтому количество часов распределено следующим образом.
  1. Введение. Этика общения и правила этикета в жизни человека -2 часа
- Уточнение понятий «этика» и «этикет». Этика, этикет и жизнь человека – 1 час. - Религиозная этика. Заповеди Божьи – нравственные корни человека – 1 час
    Мое Отечество – 7 часов
а) Человек и Родина 2 часа - Понятия «Отечество», «патриотизм», «гражданин» - 1 час - Хорошее отношение к Родине начинается с добросовестного отношения к учебе и труду - 1 час б)Нравственные традиции России – 1час - Понятия «традиция». «Домострой» и первые правила, записанные на Руси. «Юности честное зерцало», или Показание к житейскому обхождению». Правила приличия 1880 года. Правила хорошего тона 1889 года -1 час в) Традиции семьи и быта на Кубани – 4 часа - Понятие «быт», «культура быта», «бытовые традиции», «традиции в семье» - 1 час - Казачество – коренное население Кубани – 1час - Быт и традиции Казачества. Одежда, особенности речи, занятия – 1 час - Отношение казачества к Отечеству – 1 час
    Нравственное сознание человека – 6 часов
а) Добро, зло – 1 час - Сущность понятий добра, зла, справедливости, несправедливости, хорошего и плохого. Особенности понимания добра и зла в России – 1 час б) Долг – важнейшее качество человека – 1 час - Понятие долга. Долг как потребность. Долг и обязанность. Долг в повседневной жизни. Долг и отношение человека к себе – 1 час в) Совесть – чувство ответственности перед самим собой -2 часа - Понятия «совесть», «вина», «стыд», «страх». Чувство совести и чувство вины. Совесть как средство самоконтроля – 1 час - Чувство долга и совесть: их формирование и развитие – 1 час г) Честь и достоинство – 2 часа - Понятие «честь» и «достоинство», их общие и отличительные признаки – 1 час - Честь, достоинство человека и его поступки – 1 час 4. Нравственные отношения -8 часов
а) Межличностные отношения -2 часа - Понятия «общение», «межличностные общения», «личность», «индивидуальность». Виды и формы межличностных отношений – 1 час - Вежливость, любезность, корректность в межличностном общении - 1 час б) Дружба как форма нравственных отношений- 2 часа - Дружба как особый вид межличностных отношений. Избирательность, индивидуальность и сокровенность дружеских отношении – 1 час. - Возраст и дружба. Бескорыстие, преданность, честность, верность. Что значит «старый друг лучше новых двух»? – 1 час в) Нравственные отношения в коллективе – 2 часа - Понятия «коллектив», «класс», «школа». Личность и коллектив - 1 час - Эгоизм, одиночество, одиночество и коллектив – 1 час г) Отношение к старшему поколению как хранителю традиций народа – 2 часа - Старшее поколение как хранители духовной и материальной культуры, традиций народа – 1 час - Забота о людях старшего поколения – необходимость жизни общества – 1 час 5. Этикет в жизни человека – 11 часов аА) Основные правила этикета – 2 часа - Из истории этикета – 1 час - Правила этикета. Вежливость – закон для всех – 1 час б) Праздники в жизни человека – 1 час - Роль праздников в жизни человека. Основные праздники в нашей стране 1 час в) Визит в гости- 2 часа - Понятия «хозяин», «гость», «внешний вид», «тактичность», «настроение», «бестактность», «шутка», «комплимент». Тебя пригласили в гости. Прием и отказ от предложения. Отношения между гостями – 1 час - Настроение, развлечения в гостях, угощение. Прощание, уход из гостей – 1 час г) Прием гостей- 2 часа - Приглашение гостей. Одежда к приему гостей – 1 час - Угощение гостей, развлечение гостей. Завершение приема гостей. Прощание – 1 час д) Подарки в жизни человека – 2 часа - Виды подарков (литературные, музыкальные, живые, съедобные и др.) – 1 час - Правила дарения и приема подарков у разных народов – 1 час ж) Цветы в жизни человека - 2 часа - Легенды о цветах. Цветы как символы в жизни человека – 1 час - Цветы и традиции. Цветы как подарок, украшение интерьера – 1 час

Требования к подготовке учащихся по этикету

Учащиеся должны знать : - сущность понятий «добро», «зло», «долг», «честь», «совесть», «обязанность - «межличностные отношения», «страх», «личность», «дружба» - «бестактность», «эгоизм», «одиночество» - «Отечество», «хозяин», «гость» - содержание и уметь правильно объяснять нравственные понятия, правила поведения на празднике, в гостях и дома, нравственные нормы в отношениях между людьми Учащийся должен уметь: - следовать основным нравственным требованиям к себе - выбрать подарок и подарить его - правильно вести себя в гостях и принимать гостей - организовать игру со сверстниками - пригласить на танец и ответить на приглашение

Список используемой литературы

Научно-методический журнал «Классный руководитель»» для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы № 3 Москва 2007 год.

Тематическое планирование

4 класс


5.Основные принципы реализации инновационного проекта «Этикет и этика»

Принцип гуманно-личностного подхода к детям

Принцип ориентации ребенка на самосовершенствование

Получение удовольствия и удовлетворения ответственности за свои поступки, дела перед близкими, окружающими и обществом.

6.Механизм реализации инновационного проекта «Этикет и этика»

Координацию деятельности по реализации проекта осуществляет администрация гимназии

Главными исполнителями проекта являются:

Заместитель директора по УВР

Учитель начальных классов

Преподаватели дополнительного образования

Заведующая библиотекой гимназии

Родительский комитет класса

    Этапы реализации инновационного проекта

«Этикет и этика»

1 этап – проектно-мобилизационный август 2010 год

Целью этого этапа является разработка проектного замысла инновационного проекта «Этикет и этика» в воспитательной системе.

2 этап – поисково-преобразовательный с 1.09.2010 г. по 1.09.2014 г.

Целью этого этапа является - реализация инновационного проекта «Этика и этикет»

3 этап – обобщающий 2014г.

На завершающем этапе будет рассматриваться осуществление намеченного, обобщение выполненного, презентация опыта работы

    Оценка эффективности реализации инновационного проекта «Этикет и этика»

В результате осуществления инновационного проекта «Этикет и этикет» ожидаются результаты:

Учащиеся будут верить в свои силы и возможности

Повышение уровня воспитанности образования у детей

Успешная адаптация ребенка в обществе

Усвоение правил и норм поведения в обществе

    Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы

Создание системы воспитательной работы начальной школы по реализации закона Краснодарского края № 1539

Разработка новых форм и методов работы с детьми и родителями по воспитанию у ребенка высоких нравственных качеств

Осуществление правильного нравственного воспитания детей

Обобщение и распространение передового опыта работы гимназии по организации работы с детьми и родителями по повышению уровня воспитанности учащихся младших классов

Предложения по возможному распространению результатов в системе образования эксперимента

Вышеизложенные результаты предлагаем распространить через цикл семинаров для педагогических работников.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Ныр Тужинского района Кировской области
«ШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ»
Работу выполнила
учащаяся 3 класса
Карандина Карина
Руководитель
Кульпина И. М.

2018 год
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Введение …………………………………………………………..………..2­3
История возникновения этикета.....…………………………………………4
Виды этикета ……………………………………………………………. …..5
Школьный этикет …………...…………………………………………….. 6
Что знают дети о школьном этикете.………………………………..........7­8
Как нужно вести себя в школе………………………….……………......... 9
Правила этикета нашего класса ………………………………………..10­11
Заключение ……………………………………………………………… 12
Список использованных источников ……………………………………..12
Приложение ………………………………………………………… 13­14

Введение
Надо помнить всем всегда:
«Вежливость всегда права!»
­ «Здравствуйте!» Этим простым словом люди ежедневно приветствуют
своих знакомых и незнакомых людей.
­ Каждое утро, переступая порог своей школы, наблюдаю, что одни дети
всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и учителями.
Другие дети ведут себя противоположным образом и считают, что здороваться
друг с другом совсем не обязательно.
­ Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать
правила культурного поведения в школе и общения друг с другом. Знают ли они,
что такое этикет? Существует ли этикет в школе? И верно ли, что, соблюдая
правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком.
Слайд № 1
Тема моей работы «Школьный этикет».
Актуальность: считаю, что наше поведение и наше общение невозможно без
такого качества как вежливость.
Слайд № 2
Цель исследования: выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения
и общения в моем классе и школе.
Слайд №
3
Задачи:
 изучить литературу об истории этикета и правилах культурного общения;
 выяснить, существует ли школьный этикет и выявить знания детей о
правилах поведения учащихся в школе;
 понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене, на улице;
 провести анкетирование по вопросам приветствия и дисциплины, узнать,
как учащиеся 3­го класса выполняют эти правила;
 выявить отношение учащихся к данному вопросу и напомнить ребятам о
правилах поведения в школе;
3

 составить правила этикета для ребят своего класса и обобщить
полученные результаты.
Гипотеза: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения в
классе, мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.
Методы исследования:
 анализ научной литературы;
 наблюдение;
 анкетирование;
 сравнение полученных результатов;
 составление правил классного этикета.
История возникновения этикета Слайд № 4
Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение
«ярлык», «этикетка». Ввёл в обиход это слово французский король Людовик
XIV в 17 веке, но свод определённых правил поведения существовал и в
доисторические времена и диктовался необходимостью мирного
сосуществования с соседними народами и племенами. Так, уже в 3 тысячелетии
до нашей эры в Египте ценилось умение изящно применять столовые приборы и
поглощать пищу беззвучно. В древней Индии, Греции, Риме строго соблюдалось
поведение представителей разных сословий, на эту тему писались целые
трактаты.
Становление этикета в нашей стране связано с принятием в 9 веке
христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное
влияние на формирование норм нравственности на Руси. В этой связи нельзя не
вспомнить имя Иоанна Златоуста. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти
немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в
различных жизненных ситуациях.
Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность,
терпимость и стремление к самосовершенствованию, причём их важность
несомненна и в наше время. В трудах Златоуста почерпнули для себя немало
важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах – умнейшие и
образованнейшие люди Древней Руси.
Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18 века Пётр I,
немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о
хороших манерах «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому
обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в
доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе.
В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно
приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как и много столетий
4

назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь,
чтобы поступали с тобой».

Виды этикета Слайд №
5
В зависимости от ситуации можно выделить следующие виды этикета:
 речевой (нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого
общения);
 столовый (правила сервировки и норм поведения за столом);
 «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
 религиозный;
 повседневный (общение с людьми, набор определенных действий,
поведение в здании, на улице и т.д.);
 служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);
 праздничный (как правильно вести себя на частных и корпоративных
вечеринках, дома и в гостях);
 профессиональный (взаимоотношения людей в сфере трудовой
деятельности);
 свадебный и т.п.
Поскольку я учусь в школе, то меня в настоящее время больше интересует
школьный этикет.
5

Школьный этикет Слайд № 6­7
С чего же начинается школьный этикет? Наверное, прежде всего с понимания
того, что же такое ШКОЛА.
Школа – то место, где мы учимся, развиваемся, обогащая новыми знаниями
ум, интеллект, душу. Школа – это храм науки. Значит, и вести себя в нём нужно
соответственно.
Театр начинается с вешалки, а школа – с порога. Приходить сюда, как и в
любое другое место, нужно вовремя. Не зря же говорят: «Точность – вежливость
королей!» Опаздывать на урок – плохо и неприлично, ведь тем самым можно
пропустить новую интересную тему и отвлечь одноклассников от объяснения
учителя.
Переступая школьный порог, нужно здороваться со всеми педагогами, кого
мы увидели. Доброжелательный тон и приветливая улыбка будут приятны и
всем одноклассникам, ведь гораздо приятнее общаться с вежливым человеком,
чем с грубияном и нахалом.
«Встречают по одёжке, провожают по уму» – эта народная мудрость
актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о своём внешнем
виде. Причёска, одежда, вещи – показатель настроения, отношения к себе и
другим людям.
Говорят, «молчание – золото». Но только не на уроке! Отвечать нужно так,
чтобы другие хорошо понимали: чётко и правильно проговаривая все слова.
6

Если ответ у доски, то рассказывать надо так, чтобы слышно было даже на
последней парте. А вот на перемене совсем не обязательно, чтобы разговор с
подружкой слышал весь класс.
Школа – это не только учителя и ученики, это классы с партами и стульями,
коридоры со стендами и картинами. Приходя в школу 1 сентября, мы видим, что
в школе все выкрашено и вымыто. Ученики должны бережно относиться к
школьному имуществу: не писать на парте и стенах, не ломать мебель, убирать
за собой мусор.
Что знают дети о школьном этикете? Слайд № 8­16
Наблюдая за учащимися школы, я заметила, что далеко не все школьники при
встрече с педагогами помнят о словах приветствия. Нередки случаи опоздания
учащихся на урок. Многие ребята не соблюдают правила поведения на перемене
и в школьном коридоре (бег, толкание, а иногда схватки боевые), причем на
замечание дежурных нарушители не обращают внимания, а то и вовсе грубят в
ответ.
Среди ребят своего класса я провела анкету «Правила поведения учащихся».
Вопросы анкеты были такие: (Приложение № 1)


поведения на переменах?

Ответы учеников на первый вопрос анкеты были такие:
1. Одеваться культурно.
2. Здороваться с учителями
7

3. Не разговаривать на уроках, не выкрикивать с места, а поднимать руку
при ответе на уроке.
4. Не драться, не обзываться, не грубить.
На переменах не бегать и не кричать. Вывод:
 Мои одноклассники знают правила поведения в школе.
Ответы учеников на второй вопрос анкеты (Чем вы обычно заняты на
перемене?): 5 ответов – ребята бегают, 5 ответов – играют, читают, рисуют и 3
ответа – просто сидят или могут сходить в библиотеку.

 Вывод: Многие ребята, бегая на переменах, могут получить
травму.
Ответы учеников на третий вопрос (Что необходимо сделать для того, чтобы
школьники не нарушали правила поведения на переменах?) анкеты были такие:
 Организовать игровой уголок (принести в класс настольные игры, книги,
разные альбомы для раскрашивания и т.д.) Вот такой выход
предлагают мои одноклассники из этой сложной ситуации.
Ответы учеников на четвертый вопрос анкеты (Нарушаете ли вы правила
поведения учащихся в школе?):
­ Никогда не нарушают правила – 4 человека
­ Нарушают правила иногда – 7 человек
­ Нарушают правила всегда – 2 человека.
 Вывод: Мои одноклассники знают правила поведения учащихся в
школе, но, при этом, довольно часто нарушают их.
По данной проблеме мною было проведено анкетирование «Соблюдаешь
ли ты школьные правила и нормы поведения?». (Приложение № 2)
Всего было опрошено 13 человек. Среди них 10 человек соблюдают правила
поведения в столовой, на перемене дисциплинированы 7 человек, на уроке ­ 8
человек.
8

Анкета «Можешь ли ты здороваться и извиняться?» позволила
выяснить, насколько воспитаны и вежливы современные дети и какой словарный
запас знаний речевого этикета у учащихся нашего класса. Всегда здороваются –
11 человек, иногда – 2 человека (Приложение № 3)
Подводя итог своего анкетирования, я получила следующие результаты.
Из 13 человек ­ 8 опрошенных всегда здороваются со всеми учителями школы.
8 школьников приветствует своих друзей словом «Привет!», 3 человека
пользуется словом «Здравствуй!» и 3 – «Здорово!» Кроме этого учащиеся
знают такие слова приветствия как «Доброе утро! Добрый день! Салют! Хеллоу!
Хай! Приветик! Здоровик!»
Свои извинения учащиеся начальных классов приносят с помощью речевой
формулы «Простите! Извините, пожалуйста! Больше так не буду!»
Старшеклассники к этим словам добавляют «Сори! Я не хотел! Поймите и
простите!»
А ведь поводов для извинения могло бы быть гораздо меньше, если бы все
учащиеся соблюдали школьные нормы поведения.
Как нужно вести себя в школе Слайд № 17­18
Проанализировав результаты анкетирования, я поняла, что ситуация
нуждается в коррекции. Поэтому решила вывести общие правила поведения
для учащихся нашей школы. Соблюдать их несложно, даже полезно.
Ученики должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут. Заранее
приготовиться к нужному предмету и ждать учителя. Они должны успокоиться
и привести себя в порядок, потому что учителю приятно, когда ученики
опрятны и готовы к уроку.
9

Если ученик опоздал, то нужно постучать и спросить разрешения войти в
класс. Когда войдешь, нужно поздороваться, объяснить причину опоздания и
извиниться. И больше не опаздывать, потому что отвлекаешь от работы не
только учителя, но и весь класс.
Пропуски уроков могут быть только по одной причине – из­за болезни.
Ученик должен принести справку от врача или записку от родителей.
На уроках надо вести себя тихо, не разговаривать. Когда учитель объясняет,
надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что­то спросить или
сказать, подними руку, не выкрикивай. На переменах нельзя бегать по классу, по
коридору.
Во время проведения праздничных линеек и мероприятий, нужно вести себя
серьёзно, не баловаться, внимательно слушать, то, о чём говорится, не отвлекать
одноклассников. Кроме того, принимать участие в школьных и районных
мероприятиях. Бороться за честь класса и школы.
По дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для
пешеходов. В школе также необходимо соблюдать правила техники
безопасности, о которых рассказывает учитель.
Правила этикета нашего класса Слайд № 19
Конечно же, мы обязаны соблюдать все школьные нормы и предписания. Но
каждый классный коллектив имеет свои особенности. В нашем коллективе
заведено пропускать девочек вперед при входе в класс, помочь им поднять стул
после уроков, уступить место в зале, столовой.
10

Мы соблюдаем все праздничные даты и дарим друг другу подарки на День
Защитника Отечества и 8 марта. С особым уважением относимся к учителям,
пользуясь при обращении словами приветствия, прощания и извинения.
Соблюдаем порядок и чистоту в классе. Бережно обращаемся с учебниками и
тетрадями.
И всё же главным в школьной жизни является умение дружить. В классе мы
всегда выручаем друг друга в трудных ситуациях, помогаем в случае, когда что­
то не получается сделать (поделка, рисунок и др.), если кто­то забыл учебное
пособие – даём нужную вещь. Мы все вместе отвечаем за то, если кому­то плохо
в коллективе, радуемся общим победам и успехам каждого из нас. Всегда
выступаем на стороне слабого, а обидчика стараемся остановить, требуем
извинений и обещания больше не обижать товарища.
Получается, что дисциплина и порядок – это ежедневный и тяжёлый труд.
Справиться с этим нелёгким делом помогают наши «Классные правила».
1. Доброжелательность
­ Мы доброжелательно относимся друг к другу.
­ Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет.
­ Улыбаемся. Не ходим с кислыми лицами.
2. Поведение и дисциплина
­ В классе и школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные люди.
­ Не опаздываем и не прогуливаем уроки.
­ После обеда убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем.
­ Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами.
3. Наша речь
­ Не повышаем голос и не кричим.
­ Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.
­ Не говорим плохие слова.
4. Общественные места
­ Во время общешкольных массовых мероприятий входим в актовый зал и
столовую без рюкзаков и верхней одежды.
­ Не трогаем и не портим чужие вещи.
5. Наши школьные традиции
­ Обязательно посещаем общешкольные линейки.
­ Любим, дорожим и поддерживаем школьные традиции.
­ Исходя из наших классных правил я приготовила фоторепортаж «Мы и
правила». Слайд № 20­29
1. Одевайте подходящую в школу одежду.
2. Уважайте учителя.
3. Сиди за партой ровно, не вертись.
4. Не болтай на уроке.
5. Не подсказывайте.
6. Не бегайте на перемене.
11

7. Хорошо веди себя в школьной столовой.
8. Старайся хорошо учиться.
ПРАВИЛА ЭТИ
ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬ
ТОЛЬКО ВСЕ ДРУЖНО
И ТОЛЬКО НА "5".
Пожелания нашим девочкам и мальчикам Слайд № 30­31
Ты мальчик, а это значит:
Ты сильнее, чем девочки, ты должен помогать, когда им трудно. Будь
вежливым во взаимоотношениях с ними. Когда девочка идет рядом с тобой в
класс или выходит в коридор, пропусти ее вперед. Если у нее упала книжка,
карандаш или портфель, не стыдись
поднять и подать ей ­ тебе это не тяжело, а девочке твоя помощь будет
приятна. Плохим мальчиком называется тот, кто бьёт девочек и обижает их.
Наоборот, нужно всегда защищать девочек. Когда девочка плачет, скажи ей
теплое, ласковое слово.
Ты девочка, а это значит:
Будь скромной и вежливой. Никогда не говори своим товарищам грубых и
резких слов. Когда обращаешься с просьбой, не забудь сказать "пожалуйста”.
Если товарищ сделал тебе услугу, не стыдись и поблагодари его. Это
показывает, что ты разумный и культурный человек. Будь для мальчиков
примером аккуратности, старательности, воспитанности.
12

Заключение Слайд № 32
Свою работу я посвятила изучению этикетных норм поведения в школе.
Мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах
общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях,
о культуре в целом.
Считаю, что данная тема важна как для ребят моего класса, так и нашей
школы в целом.
В заключение работы мной были сделаны следующие выводы:
 В нашей школе действуют определённые нормы поведения для учащихся.
 В результате анкетирования было выяснено, что школьные правила в
большинстве своём соблюдаются учащимися (на уроке, в столовой, реже –
на перемене).
 Многие ребята хотели бы, чтобы все школьники придерживались
школьного этикета.
 С помощью этикетных правил можно изменить манеру поведения
школьников. Пример тому наши «Классные правила» и наш класс.
 Культурное общение позволит всем более уважительно относиться друг к
другу.
Уверена, всем людям надо постигать правила этикета с особым прилежанием,
так как они научат нас жить в ладу со всеми окружающими.
Список использованных источников
1. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 –
2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.
2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.
3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и
родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:
Школьная Пресса. 2002.
4. Персидская и др.Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь
учителю М.: Школа­Пресс. 1998.
6. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000.
7. Этикет от А до Я. Автор­составитель Н.В. Чудакова. – М.: Издательство
АСТ, 1997.

Приложение № 1
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Анкета «Правила поведения учащихся».
1. Какие правила поведения учащихся в школе вы знаете?
2. Чем вы обычно заняты на перемене?
3. Что необходимо сделать для того, чтобы школьники не нарушали правила
поведения на переменах?
4. Нарушаете ли вы правила поведения учащихся в школе?
Приложение № 2
«Соблюдаешь ли ты школьные правила и нормы поведения?
Приложение № 3
14

«Можешь ли ты здороваться и извиняться?»
15

Данные об авторе

Юрченко Т.Е.

Место работы, должность:

МОУ СОШ №2 г.Пугачева Саратовской области

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Целевая аудитория:

Родитель

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Краткое описание ресурса:

Проект расскажет об одной из важных элементов человеческой культуры - о речевом этикете. Каждый из нас пользуется такими прекрасными «волшебными словами» русской речи, как здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста. Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Над этим полезно задуматься…

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2

г. Пугачева Саратовской области"

Муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция: «русский язык»

Проект на тему

«Речевой этикет в повседневной жизни»

Климова Елена Романовна,

учащиеся 8А класса

МОУ СОШ №2 г. Пугачева

Саратовской области

Научный руководитель:

Юрченко Татьяна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 г. Пугачева

Адрес: 413720, г. Пугачев,

ул. Коммунистическая, д. 12

МОУ СОШ № 2, тел: 2-38-19

г. Пугачев-2011 г.

  1. Введение.
  2. Типы речевого этикета.
  3. Что такое речевой этикет?
  4. Специфика речевого этикета.
  5. Формулы речевого этикета.
  6. Язык мой враг?
  7. Заключение.
  8. Список используемой литературы.

Введение.

В человеке должно быть все прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли…

А.П.Чехов

Наш проект расскажет об одной из важных элементов человеческой культуры - о речевом этикете. Каждый из нас пользуется такими прекрасными «волшебными словами» русской речи, как здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста. Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Над этим полезно задуматься…

Но многие над этим и не размышляют, и предпочитают красивому русскому языку в повседневной жизни: сленг, просторечия, жаргонизм и т.д.

А тема нашего проекта так и называется «Речевой этикет в повседневной жизни»

Об этом мы сегодня и расскажем, нашей многоуважаемой публике…

Цели и задачи данной работы:

  1. Познакомить со структурой работы в целом;
  2. Доказать актуальность проблемы речевого этикета, ознакомить с результатами школьного анкетирования;
  3. Рассказать о некоторых теоретических вопросах речевого этикета (термины, правила ведения беседы и правила поведения во время беседы, речевые клише приветствия, извинения, отказа, как говорить комплименты)

Глава I . Типы речевого этикета.

Различают этикет неречевой и речевой.

Неречевой этикет это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой(в знак приветствия или прощания), способы размещения людей в соответствии с правилами первенства (за столом, например), преподнесение подарков и т.д.

Также есть речевой этикет, о котором мы расскажем более подробно…

Глава I I . Что такое речевой этикет?

Есть несколько научных определений речевого этикета.

1.Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации.

2.Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе)

3.Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

Мы спросили, как понимают определение речевого этикета учащиеся 7,8 классов:

Ответ был прост: речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.

Но как бы мы, ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».

Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...

«Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.

Глава II I .Специфика речевого этикета

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Глава IV . Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

  • начало разговора (приветствие/знакомство)
  • основная часть
  • заключительная часть разговора

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника:

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой - деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент . Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.

Глава V . Соблюдается ли речевой этикет в общении подростков?

Чтобы доказать актуальность выбранной темы, мы провели опрос учеников и их родителей.

В анкетировании принимало участие:

50 учащихся (из 6б, 8а, 8б классов);

40 родителей (учеников 6б, 8а, 8б классов);

Вопросы, предложенные ученикам и их родителям, были разными, за исключением одного: «Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной сегодня?».

Актуальной назвали проблему все, без исключения, опрошенные — 100%. И ещё по одному вопросу показали единодушие ребята и родители. Родителям задали вопрос: «Считаете ли вы, что ваш ребёнок овладел навыками речевого этикета?». 100% ответили отрицательно. То есть, по мнению родителей, учащиеся в недостаточной степени владеют приёмами и навыками речевого этикета. И 50 из 46 учащихся не считают, что овладели этими навыками в достаточной степени. Приятно, но странно, что оказались 6 человек, которые утверждают, что познали науку речевого этикета в полной мере.

Вопросы для учащихся:

  1. Что такое, на ваш взгляд, речевой этикет?
  2. Овладели ли вы в полной мере навыками речевого этикета?
  3. Хотели бы вы знать больше о речевом этикете?
  4. Считаете ли вы эту тему актуальной?

*5. Употребляете ли вы сленговые слова? Какие? Как часто?

О том, что такое РЭ имеют общее представление 50% опрошенных,25% не знают что такое РЭ и, наконец, хотели бы узнать о нем подробнее 26% опрошенных.

Многие (50%) назвали причину: чтобы повысить общую культуру, чтобы «провожали по уму» и соответственно ценили, чтобы не быть белой вороной, чтобы не стыдно было и др.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Черняховска «Детский сад комбинированного вида № 1»

Групповой, творческий, долгосрочный проект.

Актуальность темы.

Каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми и друзьями, коллегами по работе. Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.
В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе.
Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах (какими формулами вежливости пользоваться, как вести себя в общественных местах, за столом и т.п.) и по которым складывается о нём первое впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения.
Знание правил этикета и умение их использовать даёт возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.
В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирова¬ние общей культуры, развитие ин¬теллектуальных, нравственных, эстетических качеств. Поэтому мы с воспитателями подготовительной группы разработали и внедрили в практику проект «Эти¬кет с малых лет».
Вид проекта: групповой, твор¬ческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспи¬татели, учитель-логопед, дети 6 - 7 лет, родители воспитан¬ников.
Образовательная область: социально-коммуникативное раз¬витие.
Задачи:
- формировать навыки культур¬ного поведения;
- повышать уровень комму¬никативной компетентности детей;
- привлекать родителей к куль¬турному воспитанию детей в семье;
- изучать понятия «этикет» и «культурный человек»;
- формировать культурное по¬ведение в разнообразных жиз¬ненных ситуациях;
- активизировать творческие способности, воображение, любознательность, мышление, коммуникативные навыки, по¬знавательный интерес к этиче¬ским правилам и нормам;
- закреплять знания детей о ре¬чевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
- формировать умения само¬стоятельно анализировать и систематизировать получен¬ные знания, лексико-грам¬матические средства языка, расширять словарный запас, развивать связную речь, от¬рабатывать звукопроизношение;
воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;
- проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи;
- создавать развивающую среду.

Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Сформированность у детей:
- понятий «этикет» и «культурный человек»;
- умений правильно употреблять слова приветствий, благодарности, вести разговор с партнерами, не обижая и не унижая собеседников;
- знаний о правилах хорошего тона, выразительных средствах родного языка, культуре поведения, умения применять их в различных жизненных ситуациях;
- знаний о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
- умений анализировать свои поступки и вырабатывать формы желаемого общения с людьми;
- нравственных качеств, необходимых в обществе;
- желания отражать свои чувства в художественно-творческой деятельности,
2. Активизация участия родителей в совместной с детьми жизнедеятельности группы, игровой и художественно-творческой деятельности.
Первый этап - целеполагание
В современном обществе для успешного существования чело¬века необходимо соблюдать пра¬вила поведения, принятые в определенных социальных кругах. В настоящее время распространен недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения.
Ознакомление с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Выдающийся педагог А.С. Макаренко отмечал, что взрослые воспитывают ребенка не только во время беседы с ним, но и когда радуются, общаются с другими взрослыми, читают газеты.
Все родители хотят, чтобы их ребенок был вежливым, но при этом демонстрируют совершенно противоположный пример. Они заставляют ребенка здороваться при входе в группу, а сами этого не делают.
Вежливость не рождается сама собой, ее воспитывают с раннего возраста в семье, детском саду. И кому как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом решать эту повседневную, образно говоря, ювелирную работу. В ДОУ педагоги формируют представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на взаимоотношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Они дают понятия о том, что культурный, воспитанный человек обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость. Немаловажную роль в культуре общения играет хорошо развитая речь - средство человеческого общения. Знание правил этикета позволит ребенку владеть хорошими манерами, выдержкой, быть тактичным и галантным.
Учить детей правилам поведения увлекательно, если делать это с любовью и фантазией. Ребенок много узнает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений. За¬дачи педагогов - расширять и корректировать знания детей, приводить их в систему. Начинать эту работу необходимо уже с раннего возраста. Мы считаем, что достичь успешных результатов по формированию навыков культурного поведения у дошкольников поможет проект «Этикет с малых лет».
Предлагаемые задания предусматривают моделирование по¬ведения ребенка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обучение добру в непосредственном общении друг с другом, развитие организаторских способностей в игре.
Во время выполнения проектной работы создаются педагогические условия воспитания культуры поведения и общения у детей старшего дошкольного возраста.
Вся работа по проекту выстроена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование об¬щей культуры интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей дошкольного возраста.
Второй этап - разработка проекта
1. Доведение до понимания участников проекта важности проблемы.
2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.

3. Подготовка творческих ра¬бот для выставки.
4. Составление плана работы по реализации проекта.
Третий этап - реализация проекта
1. Диагностика уровня сформированности навыков поведения, взаимоотношения и эстетических представлений у детей.
2. Непосредственно образовательная деятельность.
Занятия по темам:
- «Азбука вежливости. Этикет. Что это?»;
- «С чего начинается утро, или Слово “здравствуй”»;
- «Давайте познакомимся»;
- «Вежливое путешествие»;
- «Поведение за столом» (практическое задание);
- «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены»;
- «Кто опрятен-тот приятен»;
- «Наша дружная семья»;
- «Доставляй людям радость добрыми делами»;
- «А у нас гости!»;
- «У Мальвины день рождения»;
- «Как мы ведем себя в обществе»;
- «На улице, в музее, театре»;
- «Что такое дружба»;
- «С кем я хочу дружить».
3. Познавательные беседы на темы:
- «Кто и зачем придумал правила поведения»;
- «Разговор по телефону»;
- «Вежливый собеседник»;
- «Принимаем гостей»;
- «Чтобы у тебя было много друзей»;
- «Ваши добрые поступки»;
- «Правила поведения в общественном транспорте».
4. Решение проблемных ситуаций: «Правильно или нет» (ситуации по картинкам); «Вежливый кролик», «Болтливый ежик», «Грязный медвежонок», «Что делать в гостях, если...», «Гости у тебя дома», «Чтобы гости не скучали», «Культура внешнего вида».
5. Чтение художественной литературы:
- стихотворений Е. Алябьевой «Пожелайте людям добра», «Добрым быть приятно»; чтение рассказа В. Осеевой: «Волшебное слово»,
- циклов стихов А. Барто «Вовка-добрая душа», «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день», В. Кривошеева «Доброе утро»;
- нравственно-этических сказок для детей: русская народная «Два жадных медвежонка», К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»,
6. Рассматривание картинок и беседы по ним: «Уроки вежливости», «Я и мое поведение».
7. Разучивание пословиц, поговорок на тему «Вежливость, доброта».
8. Театрализованные игры:
- драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»;
- кукольный театр «Спасем доброту»;
9. Дидактические игры: «Собираемся в гости», «Дерево добра», «Кто знает больше вежливых слов», «Этикет - школа изящных манер» (ч. 1 -культура поведения; ч. 2 - использование столовых приборов), «Приятного аппетита», «Как правильно себя вести», «Телефонный разговор», «Похвали друга», «Угадай, как меня зовут», «Накрой стол к чаю».
10. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях», «Магазин», «Салон красоты», «Путешествие по городу», «Автобус», «Диалог», «Интервью», «Кафе».
11. Психогимнастика. Этюды: «Внимательный мальчик», «Так будет справедливо», «Вежливый ребенок», «Добрая девочка».
12. Коммуникативные игры: «Встреча двух друзей», «Приветствие», «Просьба», «Прощание», «Выбор и вручение подарка другу», «Приглашение на танец», «Только вместе!», «Все вместе!», «Знакомство».
13. Изобразительная деятельность:
- рисование на темы «Добро и зло», «У Меня сегодня такое настроение»;
- изготовление книги-самоделки «Наши добрые дела»;
14. Создание развивающей среды:
- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «У Мальвины день рождения»; «Кафе»;
- пополнение игр «Семья», «В гостях», «Магазин», «Салон красоты», «Путешествие по городу», «Автобус» атрибутами;
- изготовление дидактических игр: «Дерево добра», «Что такое хорошо и что такое плохо?».
15. Работа с родителями:
- анкетирование родителей по теме проекта;
- родительское собрание в форме беседы за круглым столом «Воспитание культуры поведения у дошкольников»;
- изготовление совместно с родителями книги-самоделки «Наши добрые дела»;
- организация фотовыставки «Добрый поступок».

Четвертый этап - заключительный
1. Анализ результативности.
Уровень сформированности привычек нравственного поведения
Норма поведения Знают норму % Сформирована устойчивая Знают норму, но привычка поведения, привычка поведения,% не сформирована, %
начало конец начало конец начало конец
Приветствие (привычка здороваться) 50 80 30 60 50 20
Привычка делиться с друзьями в игре 40 70 40 70 40 -
Навык культурного поведения за столом 40 90 30 70 40 40
Привычка осознанно извиняться за
нехорошие поступки 30 60 20 30 30 30
Привычка помогать взрослым по их просьбе 40 70 20 70 40
Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляла его через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.
Так в совместной деятельности проводила игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации “Встреча гостей” учились с детьми, как можно поблагодарить хозяина за проведённый вечер. В другой игре учились здороваться, прощаться, благодарить.
Дидактические игры помогали детям закрепить знания о посуде, что она бывает столовая, чайная. Учились накрывать на стол.
Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры я показывала, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в “Семью” вместе с детьми учились, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.
Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.
После чтения сказок, рассказов, стихов обсуждали с детьми поступки героев. Задавала вопросы, позволяющие думать и делать выводы. Кто из героев поступил правильно, а кто нет.
В результате целенаправленной работы можно сказать о некоторых достижениях. Когда мы начинали работу по формированию культуры общения и этикету, 50% детей из группы не здоровались, не прощались, не благодарили за помощь. Сейчас дети умеют здороваться, прощаться, говорить “Спасибо” выходя из-за стола. Дети с удовольствием предлагают свою помощь (развязать шарф, застегнуть сандалии), излагая просьбу, говорят “пожалуйста”.
Больше внимания дети уделяют своему внешнему виду: заправляют рубашки в шорты, в порядке ли обувь, девочки просят расчесать волосы.
На протяжении действия проекта велась работа по взаимодействию с семьей.
На первой встрече родителям была объявлена тема проекта, обозначена проблема и проведено анкетирование родителей по теме проекта.
На родительском собрании в форме беседы за круглым столом обсуждалась тема «Воспитание культуры поведения у дошкольников». Родители ознакомились с результатами диагностики уровня сформированности привычек нравственного поведения и убедились в том, что показатели недостаточно высоки. Были определены задачи общего взаимодействия по решению данной проблемы.
Практикум для родителей. «Игры, развивающие нравственные качества детей», помог родителям через игры почувствовать насколько, иногда бывает сложно подобрать нужные слова, сказать комплимент, выразить словами свои чувства и отношения к окружающим.
Изготовление совместно с родителями книги «Наши добрые дела»;
Для проведения в группе беседы по теме «Наша дружная семья», дети со своими родителями подготовили рассказы о своих семьях и генеалогическое семейное древо. Готовили работы для фотовыставки «Добрый поступок».
В родительском уголке размещались консультации «Уроки хороших манер», где родители могли познакомиться правилами этикета и в доступной форме поговорить об этом с ребенком дома.

Вывод. Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зави¬симости от требований и конкретной обстановки. Дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отно¬шению к сверстникам и взрослым, в том числе родителям. Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны.
Дети стали более внимательными на занятиях и во время бесед с ними, более общительными в играх, улучшилось их эмоциональное состояние.
Удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации проекта (фотографирование, поиск информации). Но самое главное, что мы смогли донести до родителей, убеждение в том, что именно они являются главным примером для своих детей, то есть родители воспитывают ребёнка собственной воспитанностью.
Считаю, что задачи по формированию культуры общения этикета должны проходить через все разделы общеобразовательной программы ДОУ и работу по данному направлению нужно продолжать в будущем учебном году. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.
2.Оформление материалов проекта.
Занятие «С чего начинается утро или слово: «здравствуй»».
Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия
Занятие: «Вежливое путешествие».
Цель: продолжать формировать положительные моральные качества. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.
Игровая ситуация «В автобусе», В магазине», «В больнице», в парикмахерской»
Занятие: «Поведение за столом» (практика).
Цель: Учить детей накрывать стол, расширять знания детей о правилах хорошего тона за столом. Воспитывать хорошие манеры.
Закреплять умение сохранять правильную позу во время еды.
Совершенствовать умение пользоваться столовыми приборами (ложки, вилки, ножи, тарелки разного назначения и др.).
Учить различным видам сервировки, стола, приемам складывания тканевой салфетки. Продолжать знакомить с тем, что как и чем едят.
: «Кто опрятен – тот приятен».
Цель: Занятие Учить детей быть опрятными, чистыми, уметь замечать красоту костюма, его оригинальность, стиль, моду. Аккуратно и бережно складывать и хранить одежду, соблюдать чис¬тоту места пользования вещами (шкаф, полки). Следить за внешним обликом, не забывать причесываться.
Занятие: «Наша дружная семья».
Цель: Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать благородные поступки окружающих, культуру общения со взрослыми и сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, быть общительными, делиться игрушками, помочь маме убрать вещи, братишке принести игрушки, бабушке подать тарелку и т.д.
Занятие: «У Мальвины день рождения».
Цель: Продолжать знакомство детей с понятием "этикет", приобретать навыки общения, поведения дома, на улице, в транспорте и т.д. Закреплять умение дарить и получать подарки. Развивать связную речь, способность к са¬мостоятельным суждениям, умение вести диалог. Воспитывать умение вести себя в обществе, стремление проявлять заботу о других, создавать радостно-эмоциональное настро¬ение.
Чтение художественной литературы.
Драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»
Коммуникативные игры: «Только вместе!», «Все вместе!»
Книга-самоделка «Наши добрые дела»
Родительская встреча за круглым столом «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»
Цель: воспитание детей, умеющих достойно себя вести в обществе и стать впоследствии гармонично развитой личностью.
Список использованной и рекомендуемой литературы

1.Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М., 2013.
2.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004.
3.Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты: Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Ростов н/Д., 2013.
4.Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6-7 лет. Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2009.
5.Мулько И.Ф. Этика для детей 5-7 лет: Метод, пособие. М., 2012. Шорыгина Т. А. Беседы о этике с детьми 5-8 лет. М., 2009.