Родителей волнует вопрос, как научить ребенка быстро читать в 1 классе, ведь для многих мам это показатель успешности. Давайте разбираться, что для нас, взрослых, «читать быстро» и нужна ли эта гонка за медалями самому ребенку. Как научить ребенка читать: 1 класс сложный период, чем мы можем помочь новоиспеченному школьнику.


womanvote.ru

Быстрое чтение: дань моде или необходимость?

Меняются учебники, программы, но проверка техники чтения — неизменна и по-прежнему строго контролируется в начальной школе. И это вовсе не прихоть. Реалии современной жизни заставляет идти в ногу со временем. Чтобы не утонуть и не захлебнуться в потоке информации, современным детям важно научиться быстро читать как можно раньше. Если ребенок читает медленно, он больше времени тратит на выполнение заданий, быстрее устает и в результате вообще теряет интерес к учебе.

НО! Хотелось бы предостеречь родителей от необдуманных и опрометчивых решений и поступков.

Во-первых, следует раз и навсегда уяснить для себя, что темп чтения зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка. Что-то мы можем подкорректировать, а на что-то повлиять бессильны. Если ребенок по жизни медлительный, с размеренным темпом речи, то читать быстрее, чем он говорит, мы его не заставим.

На что обратить внимание: учимся читать быстро


prochado.ru

1. Развитие антиципации (предугадывания).

Почему взрослые читают быстро? Потому, что предугадывают следующего слово, словосочетание, окончание фразы, т.е. видят текст в целом. Ребенок пока не умеет этого делать, поэтому его темп чтения гораздо ниже. Он видит лишь следующий слог, слово. Мало того, что ему нужно видеть, нужно еще понимать смысл уже прочитанного и фразы в целом. В этом основная сложность, над этим стоит работать, чтобы научить ребенка 1 класса читать хорошо и быстро.

2. Развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.

На самом деле, работа непосредственно с текстом — лишь малая доля того, что способствует повышению техники чтения детей. Гораздо больше времени нужно тратить на развитие интеллекта в целом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка 1 класса читать быстро, скорочтение — не самоцель. Цель — ускорить мыслительные операции, развить познавательные навыки. Только тогда вы увидите результат и успехи в чтении, письме, счете.

3. Воспитание культуры чтения, привитие интереса к чтению.

Отсутствие интереса — результат неправильного обучения. Учиться читать «из-под полки» — не выход.

4. Физическая подготовка и развитие мелкой моторики.

Возможно вы удивитесь, но всевозможные кружки и спортивные секции самым непосредственным образом влияют на развитие навыков чтения.

Как научить ребенка читать: 1 класс, игры и упражнения


pedsovet.su

Всевозможные игры со словами и помогут привить интерес к самому процессу чтения и увеличить показатели по технике чтения.

«Буква-шутница»

Приготовьте карточки с короткими стихотворениями, загадками, пословицами и т.п. Напишите текст крупным шрифтом, чтобы ребенку было удобно читать. Несколько букв видоизмените: переверните, выделите другим шрифтом, замените картинками и пр.

«Вычеркивание»

Для упражнения подойдет любой текст, написанный крупным шрифтом (в книгах нельзя!). Например, газета или журнал (уже прочитанные, с доступным ребенку текстом), можно напечатать специально на А4 формате. Задание: вычеркивать букву А или закрашивать О. Засекаем время — и ребенок выполняет. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».

Если ребенок справляется, можно усложнить: И зачеркивай синим, Ю — зеленым, О — закрашивай фиолетовым, Ы — обводи кружочком и т.п. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ.

Записывать задание не нужно — тренируем память, ребенок должен держать задачу в голове.

«Тарабарский язык»

Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но все карточки перепутались. Задача: помочь профессору посортировать карточки со словами. Все одинаковые слова — в одну стопку.

Смысл в том, что слова не несут смысловой нагрузки. Упражнение развивает орфографическую зоркость, помогает в игровой форме улучшить технику чтения.

Приготовьте карточки с псевдословами. Желательно несколько комплектов, где будет по 5-7 слов. Псевдослова должны различаться одной-двумя буквами, порядком букв и т.п., но незначительно, почти незаметно. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «МУРБУРКА», «МУРБУРГА», «МУРЬБУРГА», «МУБРУРКА», «МУБРУКРА» и т.п.

Чтение «по вершкам и корешкам»

Потренируйтесь читать с линейкой или закладкой, прикрывая половину строчки (нижнюю половину букв), т.е. ребенок читает «по вершкам». Если в начале будет сложновато, разрешайте ненадолго сдвинуть и подсмотреть. То же самое «по корешкам» — закрываем до половины верхнюю часть строки. Это уже сложнее, но со временем ребенок начнет справляться без ошибок и достаточно быстро.

«Вреднючка»

Вреднючка читает слова не слева направо, а справа налево. Очень полезное упражнение на начальном этапе обучения чтению. Ребенок тренируется без напряжения, т.к. не пытается уловить и запомнить смысл (значение) слова.

Одновременное чтение

Суть упражнения в том, что у взрослого и ребенка перед глазами одинаковый текст. Взрослый читает выразительно вслух, а ребенок следит (можно пальцем или указкой). В какой-то момент можно попросить показать то место, где изменилась интонация, темп чтения, найти определенное слово или предложение и дальше прочитать самому.

Эти задания направлены на повышение уровня оперативной памяти.

Зрительный диктант

Ребенку дается 1 предложение. Он смотрит на него, запоминает, а затем пишет по памяти. Такие задания нужно давать регулярно, это улучшает оперативную память. Уже через месяц вы заметите ощутимые результаты.

Скороговорки

Для улучшения работы артикуляционного аппарата подходят скороговорки. Разучивайте, повторяйте, соревнуйтесь, кто быстрее и пр.

«Бросок — засечка»

На слове «бросок» ребенок начинает читать. Услышав «засечка», он откидывается на спинку стула и закрывает глаза — отдыхает. Через 5 секунд снова «бросок!» — ребенок должен быстро найти то место, где он закончил и продолжить читать. Причем, следить пальцем или указкой нельзя, только глазами.

«Знакомый-незнакомый»

Очень полезно чередовать чтение знакомого отрывка текста с незнакомым. Темп будет отличаться. Первое время, перейдя на незнакомый отрывок, темп чтения будет сохраняться достаточно быстрым. Тренируясь так регулярно, можно значительно улучшить показатели чтения детей в 1 классе.

Если возникают какие-то сложности, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам. Иногда, проблемы с чтением у ребенка ё1 класса связаны с дислексией. Что это такое и стоит ли этого бояться, читайте в нашей статье нашего автора, логопеда по образованию, Ольги Плешко .

Уважаемые родители! Расскажите, с какими сложностями столкнулись вы при обучении детей чтению в 1 классе, как вы улучшали технику чтения. Реально ли научить ребенка быстро читать в 1 классе?

Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Уроки данной статьи помогут Вашему ребенку, значительно поднять уровень, и скорость чтения. Процесс чтения очень сложен для детей -в нем участвуют память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы. Скорость чтения должна приближаться кскорости речи. В школе ребенку с низкой скоростью чтения будет тяжело усваивать новый материал, пока он будет читать условие задачи, быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. Скорость чтения является важным фактором успеваемости. Существует понятие «оптимальное чтение», чтение в темпе 120-150 слов в минуту, считается, что именно в этом темпе достигается лучшее усвоение материала.

Основными причинами замедленного чтения у детей являются:

1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

3. Маленький словарный запас.

4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

5. Не развитый артикуляционный аппарат.

6. Не по возрасту подобранные произведения.

Как же все - таки научить ребенка читать сознательно, быстро и выразительно? Мы рекомендуем следующие методы и упражнения:

1. Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения.

Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.

2.Чтение – необходимо для жизни.

Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.

3. Просмотр диафильмов.

Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.

4. Параллельное чтение.

Приготовьте два одинаковых текста, Вы текста, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

5. Чтение за определенное время.

Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.

6.Чтение не вслух, а про себя.

При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет вмозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептвание- та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.

7. Игры с ударением.

Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все - таки правильно.

8. Спотыкание об согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

9. Жужжащее чтение.

Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

10. Развитие зоркости.

Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожиэти слова.

12. Артикуляционная гимнастика.

Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

Читайте скороговорки по - разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.

13. Развитие поля зрения.

Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.

14. Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

15. Чтение с закладкой.

Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.

16. Чтение слов написанных разными шрифтами.

17. Наращивание слов.

Пишите столбиком на листе бумаги:

Котлесдом

Котиклесокдомик

Котеночекперелесокдомишко

18. Чтение «канон».

19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

20. Чтение со звуковым сопровождением - когда играет музыка.

21. Простукивание ритма.

Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.

22. Поиск.

Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.

23. Ежедневные пятиминутки чтения.

В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.

23. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

24. Чтение согласных.

Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф.

25. Складывание слов из двух половинок.

Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.

26. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста.

27. Тренируем внимание.

Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

28. Очередь

Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.

29. Ролевое чтение.

30. Перевернутый текст.

Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.

31. Набор деформированных предложений.

Меняйте слова в предложении, например: ко - мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.

32. Поиск заданного слова.

Говорите любое слово, которое естьв тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.

33. Таблицы Шульте.

Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.

Как видите, умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше. Дети быстрее усваивают материал, готовы к творчеству. Успех рождает радость. Не забывайте хвалить своих учеников.

Один из самых простых и интересных способов - игра на скорость. Хорошо проходит с двумя детьми, но и с одним - неплохо.

Приготовьте десять или больше карточек со словами, которые ребенок в состоянии прочитать бегло. Начинайте с простых слов. Сложность увеличивайте раз в 2-3 дня

Итак.

Садитесь напротив ребенка за столом. Карточки держите под столом.

Расскажите ребенку правила игры - вы будете показывать карточки со словами, их надо успеть прочитать.

Выберите одну и резко выдвиньте ее из-под стола. И сразу опять вниз. Чтоб только мелькнула!

Ребенок не сразу вообще поймет, как это можно прочитать. Но на 3й-4й карточке включится в процесс...не подгоняйте, не говорите, что "Ну как же ты не можешь!?". Сами попробуйте!

Если детей двое, то они могут соревноваться, кто больше карточек наберет. Выиграл тот, кто первый произнес слово.

Если дети не любят игр на первенство, просто каждому показывайте его карточку. Сейчас 1-му ребенку - показали. Прочитал или нет, второму - свою.

Если ребенок один, то просто давайте ему все прочитанные. Можете отмечать где-то на доске или на холодильнике, сколько карточек из 10 (20) он смог прочесть на скорость сегодня. Игра незамысловатая, но скорость чтения увеличивает явно.

Еще одна игра - перепутанное слово. Она не подходит для малышей - только старше 3-3,5 лет. А то запутать ребенка можно!

Суть игры в том, что буквы в слове перепутались! Но надо быстро прочесть слово - просто окинув его взглядом! То есть, принцип чтения целым словом, как у взрослых людей, которые не прочитывают уже по складам. Предыдущая игры, собственно, на то же ориентирована.

Итак, берем карандаш (мел, фломастер) и пишем слово...

Например, КОАВРО. Это слова "корова". Его вполне можно узнать.

Тут же на листе пишем его в нормальном виде, как только ребенок угадал. Если ребенок сам может писать - пишет сам.

Для начала слово начинаем с той же буквы, с какой оно начинается. А потом и "хлеще" перепутываем буквы и начинаем с другой буквы.

Например, ХУСТАП - это "пастух"

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук , а где - том и люк .
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня . После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м .

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный - «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через и слёзы.

6 методик, проверенных временем

Азбуки и буквари

katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю - юла. Азбука помогает запомнить буквы и - нередко - интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма , а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а .


igrushkinadom.com

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими - металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких - мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) - губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича


igrushkinadom.com

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте - диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них - повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимымВячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.


igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А - и получается первый слог ма . Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым .

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.


umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары - согласной и гласной. Задача ребёнка - покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба . Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий - 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.


steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы . Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологиSteven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатрыAmerican Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.


howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы - это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей - покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка - через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении - любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы существенно возрастут.

Как научить ребенка читать по слогам,а затем - бегло

Многие из нас еще помнят тот самый синий букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке , по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор,чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное - правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними - и их ребенок.

И все же, как научить ребенка читать , какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.

Сейчас очень модно раннее развитие малышей . Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению , могут навредить своему малышу.

Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.

- С
ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.

В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.

Как считают офтальмологи, раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.

Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.

Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов , которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.

Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?

- у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;

У малыша отсутствуют логопедические нарушения . Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;

Фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

Как правильно научить ребенка читать , чтобы не вызвать слез, упреков и обиды? Этим вопросом чаще других задаются родители будущих первоклашек. Конечно, можно остановиться на привычной для всех методике. Она сводится к ежедневным монотонным занятиям, в процессе которых ребенок учится писать крючки и палочки , а также читает букварь. Но все папы и мамы знают, что такие занятия несут в себе скуку, усталость и раздражение, ребенок не учится читать вдумчиво. Вследствие чего развивается нежелание к учебе. И хоть ребенок получит определенные знания и навыки, такое обучение вряд ли станет для него хорошей школой развития чувств и эмоций, а также средством познания окружающего мира и себя в нем. Чтобы обучение стало увлекательной игрой и превратило его в совместный творческий процесс детей и взрослых,чтобы ребенок научился читать правильно и быстро, выберите другой путь.

Так же как малыши учатся понимать устную речь , они должны учиться читать слова и предложения. Но самое главное – это вполне реально и факты это подтверждают.

Ученые доказали, что глаз видит, но не осознает того, что видит; ухо воспринимает звук, но не понимает того, что слышит. Весь процесс понимания этого происходит сугубо в мозгу.

Когда мы слышим произнесенное слово или предложение, звуки разделяются на несколько электрохимических импульсов, которые посылаются в мозг. Наш мозг соединяет все эти импульсы воедино и воспринимает их смысл и значение. Аналогичное действие происходит и со зрением. Наши глаза видят написанное, но не понимают его. Мозг не видит написанного, но понимает его.

Зрительное и слуховое окончания пропускаются через мозг, который обрабатывает полученную информацию. В том случае, если малыш должен был бы владеть только одним из многих навыков, то таким навыком, несомненно, стало бы умение читать . Именно оно является основой всех видов стандартного, формального и неформального обучения.

Как быстро научить ребенка читать , чтобы он не уставал и не терял интереса? Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут. Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.

Прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки. Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается –ему нужно помочь.

Вы можете ознакомиться с современными методиками обучению дошкольников правильному чтению , нажав на ссылку - РАЗВЕРНИТЕ СТРАНИЦУ . 10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно:

СОВЕТ 1

Какой методики обучения чтению придерживаться ? Обучая своего ребенка читать по слогам,отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова. Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения. Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.

СОВЕТ 2

В какой последовательности учить гласные и согласные . Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите,чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.

СОВЕТ 3

Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.

СОВЕТ 4

Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.

СОВЕТ 5

Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.

СОВЕТ 6

Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.

СОВЕТ 7

После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы - ло».

СОВЕТ 8

Как легко научить ребенка чтению по слогам? Обязательно учите ребенка правильно произносить слоги. Это залог того, что он хорошо научится читать. Обратите внимание. По одной из методик учителя и воспитатели в детских садах учат детей петь слоги. Малыши быстро к этому привыкают и поют слоги постоянно на одном дыхании. При этом они не делают никаких пауз между словами. Некоторые малыши так увлекаются, что поют весь абзац, не соблюдая знаков препинания – точек, восклицательного и вопросительного знака. Если вы решили обучать малыша чтению, делайте это хорошо. Не нужно позволять ребенку петь все подряд. Обращайте его внимания на паузы между словами , а особенно – между предложениями. Приучайте ребенка к такому порядку: спел слово – пауза, спел второе – пауза. В дальнейшем он сам научиться укорачивать паузы. Но в начале обучения их делать просто обязательно.

СОВЕТ 9

В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.

А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка. В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать .

СОВЕТ 10

Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру . Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.

Если вы будете придерживаться этих советов, вам удастся научить вашего малыша довольно сносно читать уже за месяц – полтора.

Если ваш ребенок уже умеет сносно читать по слогам целые фразы,постепенно переходим к обучению малыша беглому чтению. Ниже размещены 14 уроков, с помощью которых вы сможете научить своего малыша читать бегло,а самое главное - правильно. Заниматься обучением ребенка шести - семилетнего возраста беглому чтению желательно не более 30 минут один-два раза в день. Выполнять эти уроки можно в любой последовательности. В день - не более 4 уроков.

УРОК 1

Как правильно развить у ребенка зоркость

Попробуйте выполнить такое задание:

В ряде из пяти-шести гласных букв вставьте одну согласную. Предложите ребенку найти лишнюю букву. Можно варьировать данное задание.

Выпишите слова, в которых разная лишь одна буква: кит – кот; сок – сук; лес – вес и т.д. Ребенок должен ответить, чем слова отличаются друг от друга.

УРОК 2

Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка

Эти занятия помогают усовершенствовать произношение, способствуют правильному дыханию и помогают сделать речь четче.

Игра «сложи слово из половинок»

Подберите простые слова, состоящие из двух слогов. На один урок потребуется не меньше десяти слов. Напишите эти слова на двух карточках и предложите ребенку правильно собрать слова. Карточки нужно постоянно менять.

УРОК 3

Как быстро натренировать внимание

Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение.

УРОК 4

Смысловая догадка (антиципация)

Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим.

Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, какие буквы нужно вписать . Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло.

УРОК 5

Учите ребенка параллельному чтению

Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал.

УРОК 6

Чтение на время

Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов.

Для развития . Сначала читайте их медленно и шепотом. Затем – уверенно и громко. Проследите, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов. Точно также почитайте с ребенком пословицы и поговорки.

Как научить ребенка хорошо читать? Малыш должен научиться читать про себя. Когда ребенок читает вслух, глаза видят текст и посылают сигнал в мозг. При этом подготавливаются органы речи, а уши воспринимают проговариваемый текст.

УРОК 7

Игра «сделай ударение»

Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное.

Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста.

УРОК 8

Смотрите диафильмы

Это занятие как нельзя лучше тренирует технику чтения .

УРОК 9

Как развить у ребенка поле зрения

а) Нарисуйте таблицу. Впишите в каждую клеточку одну букву. Предложите ребенку прочитать их все про себя, указывая на буквы карандашом. Читать нужно как можно скорее и запомнить последовательность букв.

б) Предложите ребенку прочитать незнакомый текст про себя . Делать это нужно максимально быстро и с сомкнутыми губами. Затем предложите пересказать прочитанное . Теперь можно прочесть текст снова, но уже вслух.

УРОК 10

Поиграйте в ролевое чтение.

УРОК 11

Чтобы научить ребенка бегло читать, занимайтесь чтением перевернутого текста.
Так развивается запоминание целостных образцов букв. Ребенок научится сочетать смысловое окончание слова с буквенным анализом. К этому упражнению переходите не сразу,а когда ребенок научится читать без ошибок. Благодаря этому упражнению ребенок научится читать быстро и правильно .

УРОК 12

Игра «найди слово»

Проговорите любое слово и предложите ребенку быстро его найти в тексте. Так происходит формирование способности видеть целостный образ слова и развивается словесная память.

УРОК 13

Ритмическое упражнение

Во время чтения незнакомого текста, ребенок должен простучать карандашом определенный ритм, который выучен заранее.

УРОК 14

Игра с согласными буквами.

Предложите ребенку сделать вдох: а во время выдоха быстро прочитать любой набор из пятнадцати согласных букв. Например: р, т, д, к, ш, в, н, г, с, ч, х, б, ф, ж, п .

Теперь вы знаете, как научить ребенка хорошо и бегло читать. Но ни в коем случае не пытайтесь учить ребенка беглому чтению ,если ему не исполнилось 6 лет или он еще плохо подготовлен (знает не все буквы,часто произносит слова неправильно во время чтения простого текста,написанного большим шрифтом).

КАК МОЖНО ПРАВИЛЬНО НАУЧИТЬ ЧТЕНИЮ РЕБЕНКА 5 ЛЕТ

Этап разучивания алфавита с ребенком вы прошли. Он может легко отыскать в тексте заданную букву. Пора переходить к следующему этапу – учиться читать. Как же научить ребенка пяти лет читать?

Следующей вашей задачей будет научить 5-летнего ребенка читать слоги . Начните с соединения двух букв – согласной и гласной. Объясните ребенку, что они должны звучать слитно. Во время прогулок с ребенком, или занимаясь домашними делами, в игровой форме раскладывайте с малышом простые слова на слоги. Сделайте карточки с буквами, чтобы легче было составлять слоги и читать их.

На этом этапе необходимо, чтобы ребенок 5 лет освоил технику складывания слогов из букв. Если вы изучали буквы по азбуке или с помощью кубиков, теперь нужно чтобы картинок не было – они отвлекают внимание ребенка.

Как научить ребенка пятилетнего возраста читать?
Превратите процесс обучения в игру. Пишите буквы на листке, печатайте их на компьютере, рисуйте их красками на ватмане, который висит на стене. А можно писать буквы на крупе, насыпанной тонким слоем на подносе.

Очень хорошо помогают ассоциативные игры. Во время прогулки обратите внимание ребенка на окружающие предметы, своими очертаниями напоминающими буквы. Например: телевизионная антенна на крыше напоминает букву «т», спутниковая тарелка – букву «о», фонарный столб – букву «а» и т.д.

Начинать обучение чтению ребенка 5 лет лучше с коротких трехбуквенных слов – кот, нос, сад и т.д. Быстро научиться читать ребенку помогут слова с парными слогами: па – па, ма – ма, ба – ба. Очень хорошо читать слова нараспев. Когда ребенок прочтет слово, спросите его, из каких букв оно состоит. Помогите ему в том случае, если он сам этого пожелает.

Как правильно научить пятилетнего малыша чтению предложений из знакомых слов? Важно, чтобы предложения не были длинными и сложными. Если рядом с предложением будет картинка того, о чем в нем говорится – ребенку проще будет понять, что он не зря потрудился и правильно прочел предложение. Он испытает радость от того, что сделал это самостоятельно.

После того, как вы освоите с малышом чтение слогов, можно начинать читать простые слова и несложные предложения. Для этого вам понадобятся маленькие детские книжки со стишками и рассказами . Как быстро научить ребенка читать стишки?

Читая с ребенком 5 лет небольшие стишки, будет развиваться не только техника чтения. Такие занятия способствуют развитию памяти и логики мышления ребенка. Обязательным условием является наличие картинки возле каждого стишка . На ней должно изображаться событие, о котором говорится в стишке.

Вот пример такого стишка: «мы варили суп суп, из перловых круп круп, а получилась каша, то-то горе наше". Перед тем как вы приступите к чтению стишка , спросите у малыша, кто изображен на картинке, что он делает, а что рядом и т.д. Затем прочитав первую строчку, повторите ее вместе с ребенком. Прочитав вторую строчку, повторите уже две строки. Обычно малыши любят такие книжки и с удовольствием их читают. И даже з апоминают стишки наизусть . Большую гордость малыш испытает, прочитав стишки кому-то из ваших гостей. Подчас ребенок не может вспомнить какие-то непонятные или сложные для его восприятия слова. Не спешите в этом случае подсказывать. Напомните, что он уже большой и может сам с этим справиться. Это поможет ребенку 5 лет приободриться, и он с легкостью прочитает сложное слово и продолжение стишка . Читайте новые стишки с ребенком каждый день. Обязательно повторяйте старые. А когда к вам приходят гости, попросите малыша прочесть любимые стишки – он с большой радостью сделает это.

Когда ребенок достаточно хорошо знает буквы, смело переходите к составлению и чтению слогов. Нельзя недооценивать этот важный этап в развитии вашего ребенка. Доступно объясните ребенку, как нужно правильно соединять буквы. Превратите занятие в игру . Помогут вам в этом буквы-магнитики. Сдвигайте их вместе с ребенком и вслух читайте. В идеале этот этап должен пройти в четырехлетнем возрасте. В крайнем случае – в пятилетнем возрасте.

А если вы упустили этот момент – как научить ребенка читать в шесть лет ? Если вы видите, что ребенок не подготовлен к школе, не торопитесь. Пусть он еще посидит дома. А вы хорошенько позанимайтесь с ним. Ведь начинать учиться – никогда не поздно. Не стоит поддаваться панике. Далеко не все дети умеют читать в возрасте шести лет.

Как правильно научить 6-летнего малыша читать? Методика обучения довольна проста. Вам нужны книжки с красочными картинками, в которых все слова написаны по слогам. Но учитывайте, что времени на обучение у вас не так много. При правильном подходе к занятиям, вы сможете обучить дочку или сынишку хорошо читать за полгода, максимум – за год.

Тут важно понять, что чтение для ребенка 6 лет не должно быть нудным обязательством. Оно должно быть для него любимым занятием. Если ребенок будет сам стремиться к чтению – ваши занятия будут намного плодотворнее. Они станут проходить интересно и увлекательно. Поэтому вашей задачей является развить у ребенка интерес к чтению. Превращайте занятия в игру, придумывайте разнообразные способы обучения , научите ребенка читать игры онлайн. И ни в коем случае не нужно ругать ребенка, когда что-то не получается. Это может оттолкнуть ребенка от занятий, а чтение будет ассоциироваться у него с наказаниями.

Занятия чтением должны носить регулярный характер. Занимайтесь с малышом как минимум час в день. Но это должно происходить с его согласия. Первые книжки ребенка должны вызывать у него интерес, чтобы он стремился читать их каждый день. Научившись читать до школы, на фоне остальных учеников ваш ребенок будет чувствовать себя уверенно.

Начните читать с ребенком 6 лет маленькие стишки . К чтению сказок можно перейти позже. Ведь поначалу малышу будет трудно освоить большой объем информации. Обязательно просите малыша, чтобы он рассказал вам о том, что прочитал. Это полезно для развития памяти 6-летнего ребёнка. Плюс к этому, это положительно повлияет на развитие личностных качеств вашего малыша. Очень важно вовремя обучения хвалить ребенка за его достижения, какими бы маленькими они не были. Это будет способствовать не только быстрому освоению техники чтения – ваш ребенок почувствует себя увереннее и поверит в свои силы. Ведь ребенок так нуждается в вашей ласке и любви!

Переоценить значение знания английского языка в наше время практически невозможно. Многие родители прекрасно понимают, что научить ребенка читать по-английски – это просто необходимо. Во-первых, такие занятия помогут подготовить ребенка к школе. Во-вторых, они восполнят возможные пробелы школьной программы. А в-третьих, это обязательно пригодится ребенку при освоении компьютера.

Каждый из родителей имеет определенные знания в области английского языка . Но не каждый знает, как можно воспользоваться этими знаниями, чтобы передать их собственному ребенку.

Как легко научить чтению на английском языке вашего малыша? Не спешите учить с ребенком английский алфавит . Вы можете этим запутать ребенка. Но бывают ситуации, когда ребенок выучил название букв, а чтением не владеет – очень часто такое наблюдается у школьников. Это поправимо. Вам нужно доступно объяснить малышу разницу между названиями букв и их произношением.

Как быстро освоить малышу технику чтения на английском языке ? Этим вопросом задаются не только мамы, владеющие начальными знаниями языка, но и молодые преподаватели. Основным условием для этого является позитивный настрой на обучение и положительная мотивация. Важно убедить ребенка, что заниматься чтением очень интересно. Приобретите для ребенка книжки на английском языке с яркими и красочными иллюстрациями. Объясните ребенку, что если он научится читать, то сам сможет прочесть эти книжки, чем приятно удивит папу, маму, бабушку и дедушку.

Прежде чем перейти к обучению, посмотрите вместе с малышом фильмы на английском языке без перевода. Ребенок должен услышать, как звучит английская речь. Купите малышу книжку с выразительными картинками, которые помогут и облегчат изучение языка. Уже замечено, что английский язык дети осваивают достаточно быстро, даже не умея толком говорить на русском. Это объясняется тем, что дети легко воспринимают новую информацию.

Начните обучение английскому с чтения алфавита . Следите за правильным произношением. Подберите несколько простых слов и проговаривайте их вместе. Проводите занятия в форме игры – так ребенок лучше будет вовлечен в процесс обучения.

Как легко научить ребенка читать по английски по слогам? Когда малыш научится отличать буквы, начните складывать слоги. Очень хорошо обучать ребенка при помощи пластилиновых букв. Лепите их вместе с ребенком. Так он лучше запомнит не только их произношение, но и как они выглядят. Предложите малышу собрать из пластилиновых букв знакомое ему слово. Если он допустил ошибку, спокойно объясните ребенку, в чем она заключается. Не ругайте малыша, помогайте ему и постоянно хвалите. Он будет стараться еще больше. Ведь ему очень важно ваше мнение.

Очень хорошо поможет в освоении английского языка такая игра: возьмите листы чистой бумаги и напишите на них произношение букв маркерами. Разложите листки по всему дому. Научить ребенка читать по-английски поможет и игра с ассоциациями – подойдите к столу и назовите его английское название. Каждый раз, проходя мимо, ребенок будет вспоминать английское слово. Это значительно ускорит процесс освоения языка.

Вам обязательно понадобятся детские книжки на английском. Желательно, чтобы в них было много картинок, а тексты были просты для освоения их малышом. Прочитанные тексты нужно вместе переводить, чтобы ребенок быстрее запоминал значение слов.

Мало сказать: хочу научить ребенка читать по-английски. Важно знать последовательность обучения.

- приступая к занятиям по английскому языку, выучите алфавит;

Объясните малышу, что в английском языке одна буква может означать разные звуки;

Читайте с малышом слова с открытым слогом: bite, name, Pete и др.;

Затем можно осваивать чтение несложных английских слов с закрытым слогом: six, map, not, pen и др.;

Теперь попробуйте совместить английские слова открытого и закрытого слога; делайте это во время игры с кубиками или карточками с написанными буквами: вы называете малышу слово – он его складывает. Так вы будете тренировать зрительную и мышечную память;

Попробуйте составлять с малышом простые предложения;

Теперь можно составить с ребенком различные словосочетания;

На этом этапе можно переходить к чтению книг и прослушивать с ребенком аудиокниги;

Когда простые правила чтения по-английски ребенком освоены , переходите к более сложным текстам;

Если вы будете постоянно хвалить ребенка даже за самые маленькие достижения, чтение по-английски станет его любимым занятием и ребенок сможет быстро научиться читать по-английски любые тексты.

Считается, что к шести годам дошкольник уже умеет читать. Но если он это делает так, будто только что научился понимать буквы и не прогрессирует далее, то нужно ему помочь. Это неудобно в первую очередь ему самому. Низкая скорость чтения приводит к тому, что он плохо понимает сам текст и то, о чем в нем говорится.

Существует ли методика?

Перед взрослыми встают серьезные вопросы: «Как научить детей читать быстрее, и есть ли какая-нибудь методика обучения?» Быстрее вовсе не означает высокую скорость, как у взрослого человека. Слишком высокий темп тоже не орошо — ухудшается понимание прочитанного. Оказывается, есть специальный термин — «оптимальное чтение». Это такой темп прочтения, который приближен к разговорному, то есть максимум 150 слов за одну минуту.

Определенные сложности

Чтобы иметь представление, как научить ребенка читать в 6 лет, нужно определить, есть ли у него перечисленные ниже сложности:

  1. Плохо развитые память и внимание — именно они являются своего рода ускорителями процесса чтения. Эти качества нужно обязательно развивать в детях.
  2. Запас слов у малыша невелик. Это означает, что незнакомые слова будут тормозить чтение.
  3. Неспособность охватить своим взглядом одно слово от начала до конца.
  4. Возврат к уже прочитанному. Когда малыш, действуя неосознанно, устремляет взгляд в начало слова, как будто читает его два раза.
  5. Неразвитый артикуляционный аппарат.
  6. Текст сложен для возрастной категории.

Не количество, а качество

Итак, как правильно научить ребенка читать, повышая и темп чтения, и качество понимания. Конечно, помогут упражнения. То есть регулярное их выполнение. Речь идет не о количестве времени, которое затрачивают ежедневно родители на занятия, а об их частоте. Можно занятиям уделять в день полчаса, тогда ребенок просто устанет от них. А можно проводить обучение минут 8-10, но трижды в день.

Делать все вместе

Есть одно замечательное и эффективное упражнение, благодаря которому вопрос о том, как научить детей читать быстрее, сам собой отпадет за ненадобностью. Это так называемое параллельное чтение. Взрослый вслух читает, а ребенок делает то же самое вслед за взрослым, помогая себе тем, что водит пальцем по строкам. Родитель экспериментирует с темпом: то наращивает его, то вновь замедляет. И конечно, интересуется, заметна ли была малышу смена скорости, и в какой момент она произошла.

Несколько упражнений

  1. Когда малыш не любит чтение, можно в позитивном ключе попытаться с ним освоить щадящий режим, то есть чтение одной или двух строчек, не более. После чего его нужно обязательно похвалить и дать передохнуть.
  2. Пусть он пробует читать в быту все небольшие фразы типа надписи под кадром, текст рекламы, названия на магазинах, игрушках. Можно использовать записки, например: «Надо убрать игрушки», «Почитай книжку», «Не забудь съесть яблоко». Или оставлять список того, что ему надо сделать.
  3. Очень полезна практика чтения на слух, которая развивает память и внимание. Это разучивание скороговорок, пословиц, коротких стишков. Можно придумать игры в слова и предложения.

Совет взрослым

Родителям важно не только знать, как научить детей читать быстрее, но и хвалить их за это. Работать с детьми нужно регулярно, тогда они будут скоро приятно удивлены. Удачи в обучении!