Вблизи столицы Японии Токио находится детский сад Fuji, который можно смело назвать одним из лучших в мире. Отсутствие стен и наличие большого пространства, где можно полазать и побегать, делают его любимым местом пребывания детей.

Архитекторы токийской студии Tezuka Architects, спроектировавшие этот шедевр, попытались найти универсальные вещи, нравящиеся абсолютно всем детям. Неудивительно, что в результате получился детский сад, который больше напоминает развлекательную площадку, нежели учебное заведение.

По форме он напоминает овал, с большой лужайкой по центру. Как только малыши попадают на крышу они тут начинают бегать по кругу.

В основе системы воспитания здесь лежит методика Монтессори, которая основывается на том, чтобы поддержать ребенка в его естественном развитии, направляя его действия, а не запрещая всё подряд. Здесь малышам разрешено много бегать, двигаться и даже набивать собственные синяки и шишки.

Вместо нижнего участка лестницы, ведущей с крыши, архитектор предложил устроить насыпь из земли, чтобы дети могли играть и скатываться с нее.

Здание строилось вокруг растущих деревьев и, чтобы обезопасить детей от падения, проектировщикам пришлось натянуть там специальные гамаки. У детей это место стало одной из любимейших игровых зон.

Каждый месяц воспитатели вместе с детьми делают перестановку в классах. Даже обычные табуреты здесь выполняют игровую функцию. Они сделаны из очень легкого и мягкого дерева, об которое очень тяжело ушибиться.

Раковины сделаны таким образом, что позволяют общаться детям друг с другом даже во время умывания.

Здесь даже есть специальная площадка, где дети могут поупражняться в лазании по дереву.

В этом садике дети могут находится на свежем воздухе так долго, как позволяет погода. В здании нет перегородок между классами, так как детям комфортнее находится в окружении фонового шума. Если ребенок не хочет находится на уроке, он может выйти. Обычно, сделав круг по территории, он сам возвращается обратно в класс.

Японские детские сады выгодно отличаются от дошкольных учреждений в США и Великобритании. Если в англоязычных странах многочисленные исследования доказывают вредное влияние ДОУ на психику ребенка, то в Японии все наоборот. И не безосновательно.

«Хойкуэны» и «етиены» – ясли и детский сад в стране Восходящего Солнца – больше всего напоминают домашний детский сад. Правда, чтобы попасть в ясли оба родителя обязаны предоставить справки, что работают больше четырех часов в день, подтверждая это дважды в год. Но и доказательства стоят того: график работы детского сада с 8:00 до 19:00, а суббота – укороченный день. Если один из родителей работает меньше четырех часов в день, то остается только «етиэн», где за вашим ребенком присмотрят в течение 6 часов. Плата за детские сады зависит напрямую от дохода: чем больше получаете, тем больше платите за пребывание ребенка в ДОУ.

Цель воспитания в японских детских садах – научить быть частью коллектива. Отсюда и хоровое пение, спортивные игры. «Гениев» и лидеров быть не может по определению: все равны и должны жить интересами коллектива. Проявляется это даже в мелочах: если ребенок выполнил задание воспитателя, то он должен дождаться, пока сосед также выполнит задание, и только потом сдать свою работу.

К воспитанию относятся и проверки на выносливость: ежемесячные походы на целый день, будь то выставка, или соседний детский сад, который пригласил в гости. В дорогу мама должна приготовить ребенку «паек», состоящий из 24 видов продуктов, да при этом в рацион не должна входить свекла, а рис – разваливаться. А отправляя ребенка в детский сад, японская мама не скажет: «Хорошего тебе дня, сынок», а лишь даст напутствия: «Старайся! У тебя все получится».

Чтобы, дети лучше могли находить общий язык со сверстниками и взрослыми, каждый год у группы меняется не только воспитатель, но и внутренний состав.

Количество детей и воспитателей в яслях и детских садов небольшое: один воспитатель на троих детей, то же самое практически в яслях. Кроме этого, ведется подробное «досье» на ребенка: что ему нравится, какие привычки, здоровье, настроение.

Интересная особенность японских детей (согласно исследованию свыше 60% дошколят спят со своими родителями и 30% – иногда) прослеживается и в японских детских садах. Малюток могут уложить спать на коленях прямо у воспитателя. Приятно будут удивлены и сторонники «ручных детей»: в Японии к детскому крику относятся в буквальном смысле как к «крику о помощи»: если ребенок плачет, необходимо его как можно быстрее успокоить, поговорить с ним, взять на руки.

До 5 лет ребенку все позволено: он царь. К нему относятся очень мягко. Телесные наказания? О чем вы! Только любовь, забота и поощрение. Он может идти, куда глаза глядят. Довольно часто можно встретить слоняющихся дошколят по коридорам детского сада, заглядывающих в соседние группы. Воспитатели не должны препятствовать – все направлено на обучение самостоятельности. Ребенок знает, чего он хочет и что ему нужно. Хочет подраться с соседом по шкафчику? Хорошо, деритесь. И если воспитатель вмешается, то не для того, чтобы отругать за драку или разнять малышей, а чтобы объяснить, что оба были неправы. Но как только наступает 5 лет, разговор становится иным: ребенок должен во всем слушаться и не сметь противоречить.

Образование детей в Японии начинается в дошкольных учреждениях. В систему образования детские сады были включены после Второй Мировой Войны. До этого только обеспеченные семьи могли отдать ребенка на обучение в дошкольное учреждение, детский сад не являлся обязательной ступенью образования.

В детский сад японских детей начинают отдавать с трех лет. В нем ребенок учится общаться со сверстниками, быть самостоятельным, развивает способности и навыки в области музыки, лепки, рисования, математики и языка.

Детский сад играет важную роль в жизни ребенка и подготавливает к взрослой жизни. Именно в дошкольном учреждении закладываются основные принципы поведения типичного : уважение мнения окружающих, настойчивость в своей работе, упорность.

Школа

Школа в Японии делится на три уровня: начальная, средняя и старшая. Учебный год начинается весной и делится на несколько семестров. Первый семестр наступает в начале апреля и продолжается до конца июля. Затем идут летние каникулы. Второй семестр начинается первого сентября и длится до последней недели декабря. Последний семестр стартует после новогодних каникул. Точных дат начала и конца каникул и семестров не существует, потому что в каждой школе учеба может начинаться с разницей в несколько дней.

В дети обучаются с 6 до 12 лет. Список изучаемых дисциплин в разных школах немного различается. Однако, такие предметы как японский язык, история, математика, природоведение, физкультура, уроки искусства преподаются во всех начальных школах.

В средней школе дети учатся с 12 до 15 лет. Помимо предметов, которые дети изучали в начальной школе, добавляется иностранный язык. Также школьники начинают изучать ряд других дисциплин по выбору.

Со средней школы дети начинают сдавать экзамены после каждого семестра по всем изучаемым предметам. Японские школьники проводят очень много времени на занятиях, в свободное время они посещают курсы и кружки. Японцы тратят так много сил и времени на обучение, потому что хорошее образование обеспечивает стабильную и высокооплачиваемую работу в будущем.

Старшая школа в Японии является подготовкой к поступлению в университет. Дети свое обучение в 18 лет. Помимо общеобразовательных дисциплин старшеклассники начинают изучать такие предметы, как медицина, сельское хозяйство, экономику и другие. По окончанию школы японские выпускники сдают подобие ЕГЭ.

Высшее образование

После школы выпускники могут поступить либо в университет, либо в колледжи. При этом шанс поступить в престижный ВУЗ зависит от умственных способностей ученика, а также от финансового состояния семьи.

В большинстве университетов Японии студенты обучаются сначала четыре года, затем поступают в магистратуру. Срок обучения в японских колледжах составляет от двух до пяти лет. Считается, что учиться в ВУЗе легче, чем в школе. Студент волен выбирать себе предметы для изучения, никаких сложных научных работ не пишет.

Вряд ли что-то может сравниться по популярности с моим постом про японский роддом:D как быстро летит время! Вот уже и пост про детский сад. Попрошу обойтись без холивара на тему ранней отправки чада в садик - ибо социальная ситуация тут у России и Японии совершенно разная, и я решила попробовать садик на полдня для общения ребенка с себе подобными. Мы живем в уютной провинции, в обыкновенном районе, где среди частных домов есть многоквартирные, рядом есть большой парк - а детей нет! Вот просто нет! С малышами японцы гуляют очень мало, 15 минут вокруг дома или полчаса после детского сада вечером, и никакой массовки или периодичности в этих прогулках. Молодые женщины часто гуляют с карапузиками в магазинах, а я хоть и люблю шопинг, но в магазин с ребенком - это для меня скорее жуткая необходимость, чем приятный досуг.

В Японии и в рунете достаточно русских женщин, чьи дети ходят в японский садик, и многие из них разобрались в теме гораздо лучше, чем я пока что, поэтому не претендую на исчерпывающую истину по этому вопросу. Главный поинт дошкольной системы в Японии - нельзя устроить ребенка в садик, если родители не работают. Не работаешь - воспитывай дома, будь любезна, даже если детей не один, а больше. Выбор и устройство в садик происходят через администрацию муниципального образования. Приходишь в мэрию, получаешь атлас детских садов с картами и схемами проезда, с данными по количеству мест. Выбираешь от 1 до 3 желаемых садов, готовишь документы от работодателя и подаешься - при приеме документов еще и спросят, где бабушки и дедушки и на самом ли деле некому сидеть с ребенком. Подать документы можно в любой день, но учебный год в Японии начинается в апреле, поэтому есть нюансы - в апреле попасть в желаемый садик проще, так как образуются новые группы, а в течение года возможностей уже несколько меньше, хотя отчаянной давки все равно нет.

В Японии есть государственные и частные садики, и они ничем (вроде бы) друг от друга не отличаются. Подход к детям, нормы, требования,оплата везде одинаковая - точнее, оплата вообще зависит не от садика, а определяется муниципалитетом исходя из доходов родителей. Кто больше зарабатывает - тот больше отдает за садик, вот и все. Еще мне показалось интересным, что, перед тем, как выбрать себе садик, можно каждый из них посмотреть - просто зайти, поздороваться, и тебе с удовольствием покажут убранство. При этом заводить знакомства и пытаться закрепиться бессмысленно, так как решение принимается вслепую в муниципалитете исходя из свободных мест, расположения и тп. Я была в нескольких детских садах, а моя подруга объездила их с десяток, везде встречали одинаково, и улыбчивый уютный персонал в фартуках весь на одно лицо:)

А еще сады делятся на хоикуэны и ётиэны - в первых за детьми вроде как просто смотрят и развлекают, а вторые являются образовательными учреждениями. Когда я гуглила "японский детский сад", мне сразу выпала одна статья русской мамы, чья 4-летняя дочка ходила в ётиэн и подвергалась всевозможным леденящим душу гонениям и понуканиям за неправильную длину волос и состав овощей в домашнем обеде. Я пока слабо в теме, поэтому не могу сказать, есть ли такое явление на самом деле - ну наверное есть, раз пишут! Сын моей подруги ходит в государственный хоикуэн, и к нему с его пшеничными кудрями никто не пристает. А у другой знакомой в крупном садике мам наоборот увещевают не тратить время и не делать обеды с собой слишком красивыми.

Когда я выбирала, мне интуитивно понравился маленький садик для карапузиков от 6 месяцев до 2 лет. Обычно в саду есть все возрастные группы от 0 до 6 лет, а этот является как бы придатком взрослого сада, и ходят в него только маленькие. У нашей Кати вообще zero-возраст, так как на начало учебного года 1 апреля ей было еще 0 лет:))) Интересным для меня является вопрос, какая социальная группа японцев отдает детей в ясли, ведь в основном принято, что женщины, выходя замуж, перестают работать и соответственно воспитывают детей дома. Конечно женщин полно и в банке, и в той же мэрии и на всех других рабочих позициях, и трудно определить, являются ли все они незамужними и бездетными. Так что пока я совсем не понимаю, среди кого оказалась:) но к социальным взаимоотношениям я отношусь легко, поэтому, по большому счету, мне почихать, является ли приличным или неприличным, что у тебя маленький ребенок и ты при этом работаешь.
Во многих садах утро начинается с 8, а заканчивается день для ребенка в любое время - если женщина работает на почасовой работе или неполный день, она может забрать ребенка когда ей удобно. Во многих садиках за дополнительную плату могут подержать ребенка до 7 вечера или в субботу - ведь подавляющее большинство японцев работают по субботам и со сверхурочными. Схема длительной адаптации с мамой, сидящей под дверью, прикинувшись шлангом, не принята - ведь подразумевается, что мама ушла работать! Но в то же время никто не будет против, если мама в первые дни будет забирать ребенка намного раньше. Ну а в 5 вечера приличные мамы уже разбирают детей:)

Чтобы правильно воспринять всю такую инфу, надо понимать, как в японском садике относятся к детям. Сегодня мы были на организационной встрече, где нам рассказывали как собирать ребенка и какой в саду распорядок дня - так вот, сегодня в садике было 12 человек, и на них - 6 воспитателей плюс заведующая. Детей обнимают, носят на ручках, укачивают, и это норма. В садике не чувствуется никакой опасности и тревожности казенного заведения, ну и в целом все, что они на себя берут - очень по-японски. У спящих детей до 2 лет каждые 15 минут проверяют дыхание (в связи с СВДС), а тех, кто уснул на животе, переворачивают на спину. Садик сам покупает для ребенка ту молочную смесь, которую малыш предпочитает, и при необходимости покупает привычную ребенку бутылку и соску. Естественно, учитываются аллергии, и ребенку не дают тот продукт, который ему нельзя. Есть небезосновательное мнение, что японцы мягко стелют, но спать потом жестко - ограничения, всех в ровный строй, не дай бог пойти против коллектива.... У меня пока нет какого-то яркого мнения на этот счет, я не испытываю потребности искать правду и самоутверждаться в коллективе, но по идее я понимаю, что не само собой получилось такое законопослушное общество, у которого так мало коррупции и такие чистые туалеты.

Еще про порядки: конфеты и пряники с собой детям не дают, но надо принести матрасик, пару полотенец, пакетики для грязной одежды и утилизации памперсов, 2-3 сменных комплекта одежды и всякое такое. Выдали книжечку, в которую каждый день воспитатели будут вносить заметки о поведении и самочувствии ребенка, как он поел, поспал и тп. Приветствуется встречная активность мамы - чтобы она там тоже вела летопись. А еще нам добровольно-принудительно продали (за недорого) форменную желтую панаму...одну на 5 лет, до школы:D Интересно, какой она будет в конце своей карьеры?

Сколько электронных игрушек ни предоставь ребенку, фаворитами останутся мусорное ведро и пакеты из-под молока:D

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дошкольное образование в Японии Работу выполнила: Ижутова Л.А

Все начинается с семьи В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей - обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей ребенка могут взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только годик. Но отдавать детей из семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами. Но для определения ребенка в ясли и детский сад (работающий с 8 утра и до 6 вечера) нужно доказать, что оба родителя работают больше четырех часов в день. Причем доказать это нужно с документами в руках, а потом два раза в год подтверждать, что служебная нагрузка остается на прежнем уровне. И это требование - согласно проведенным в стране опросам - является главным недостатком дошкольного образования в Японии

Система воспитания Воспитание личности в раннем детстве чрезвычайно мягкое, детям обычно ничего не запрещают и самое строгое наказание – это услышанное неодобрение или предостережение матери, если то, что он делает опасно или маме больно. Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям и в общественных местах. И дома, и в саду очень много времени уделяется усвоению манер, ритуалов, вежливых выражений, которыми богата речь японцев. Еще японские родители могут пригрозить ребенку, что поменяются с соседями, у которых замечательные дети. Эти традиции воспитания помогают воспитывать послушание с раннего детства.

Большое внимание уделяется в Японии дошкольному образованию, ведь согласно утверждениям психологов, до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% - за всю последующую жизнь. В детстве закладывается умение ребёнка контактировать с другими людьми, а это в японском обществе, сориентированном на ценности коллектива, очень важно.

Основной целью, ставящейся перед детским садом, является «умственное развитие детей, укрепление их физического здоровья, обеспечение благоприятной окружающей обстановки, в которой дети могли бы чувствовать себя комфортно, безопасно, и которая способствовала бы раскрытию их индивидуальных способностей в полной мере».. Особых рецептов физического воспитания японских детей нет. Просто ему (как и заботе о здоровье учеников) уделяется большое внимание. Преимущество отдается большому объему физической нагрузки, разнообразным подвижным играм, особо популярными являются такие спортивные игры, как салки, скакалки, догонялки, эстафеты

Япония - страна с богатыми традициями, в которой ритуальная сторона играет очень важную роль. Традиции воспитания мальчиков и девочек в японском обществе отличаются. Сын – опора семьи. Воспитание личности будущего мужчины связано с традициями самураев, воспитанием мужества и умения переносить невзгоды. Зато мальчикам полагается посещать после школы различные кружки и занятия, что не является нужным для девочек.

Пища Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто – коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

Интерьер Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны – толстые матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима для написания иероглифов.

Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой. Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка. А с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят.

Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в институте или в университете. Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память. А вот отношение к детям и способность с ними работать таким способом проверить невозможно. Поэтому в японских детских садах работает много людей, которые не любят детей.