Мнения известных медиаменеджеров и журналистов об образовании и будущем профессии

10 февраля издание «Кольта.ру» объявило об открытии школы гражданской журналистики под руководством двух известных журналистов - специального корреспондента газеты «Коммерсантъ» Олеси Герасименко и бывшего главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» и издания OpenSpace.ru Максима Ковальского. 11 февраля произошло другое событие в сфере журналистики - стало известно о крупнейшего уральского информагентства «Ура.ру».

Напряжённая обстановка в российских медиа и череда закрытий или смены руководства ряда изданий, среди журналистов в обиходе именуемая «грёбаной цепью», заставляет чаще задумываться о роли профессии в России. TJ опросил известных журналистов и медиаменеджеров о роли образования в их работе и о том, стоит ли сейчас идти учиться журналистике.

Никита Белоголовцев, бывший ведущий «Дождя»

У меня самое что ни на есть профильное образование: я заканчивал журфак МГИМО. Вообще-то я должен спокойно работать на двух языках (английский и итальянский), но владение языками по меркам родного вуза у меня отвратные.

Образование очень здорово помогает сейчас. Причём это не какие-то профильные дисциплины или фундаментальные курсы. У нас была довольно мощная экономика, хороший курс права. Из гуманитарных - литература у Вяземского и культурология у Легойды (того самого). Это для меня очень важные структурные вещи в знании. Грубо говоря, ты сразу понимаешь, что тебе искать в Гугле. К тому же у нас довольно строго относились к учебе, и слова «Понимаете, я работаю» были, скорее, отягчающим обстоятельством, а не наоборот.

Разумеется, всем профессиональным вещам (кроме самых базовых) учишься уже в работе. Мне совершенно не понятна эта истерия «Не идите на журналистику». Во-первых, с моего отделения по специальности работает, в лучшем случае, 30-40% человек. Во-вторых, когда я поступал на журналистику, я с трудом представлял, чем хочу заниматься и тем более зарабатывать. Да, конечно, нужно понимать риски, но они в том или ином виде всё равно всегда будут. Сейчас мерзотное время для профессии, но что ж, совсем хоронить её теперь?

Олеся Герасименко, специальный корреспондент газеты «Коммерсантъ»

Я училась на филологическом факультете МГУ, моя учительница по литературе посоветовала мне выбрать его, а не журфак, «если я хочу ещё немного поучиться». Я послушалась и не пожалела.

Идти учиться на журналиста пять лет в вузе - идея противоестественная, это прикладная профессия, как шофёр или швея. Чем больше ездишь или шьёшь брюк, тем лучше получается. Чему действительно надо учиться - это перенимать опыт у практикующих корреспондентов. Так построены и американские школы журналистики: практически все программы там длятся не больше 1-2 лет и построены на передаче опыта, а все преподаватели работают в СМИ.

Вопросы вида «Где честному журналисту сейчас работать» вызывают у меня недоумение. В эту профессию идут не за деньгами и не за стабильностью. В моем идеальном мире в журналистику идут фанаты - информации, текста, определённого образа жизни. Поэтому кризис на рынке СМИ только очистит ряды журналистов от людей, которые на самом деле хотят быть политиками, литераторами, шоуменами, пиар-директорами и предпринимателями, а вынуждены ютиться в редакциях. И учиться ремеслу сейчас захотят только те, кто в профессию влюблён и ничем другим заниматься не будет - а мне только этого и надо.

Александр Плющев, ведущий радиостанции «Эхо Москвы»

У меня среднее образование - школа №751 и пять семестров Российского химико-технологического университета. По-моему, это даже незаконченным высшим не считается. Поэтому если что-то мне и могло помочь в работе в медиа, то как раз отсутствие образования.

Это и так, и не так одновременно: я был свободен от каких-то данностей и воспринимал всё, как чистый лист, сразу на практике. С другой стороны, каких-то базовых вещей, общего уровня гуманитарного образования, знаний по мировой литературе и истории мне временами не хватает до сих пор. Но именно из-за отстутствия профильного образования мне ни разу при приёме на работу не отказывали. На НТВ в 1997 году удивились в отделе кадров, но не более того.

Я вряд ли могу компетентно ответить на вопрос, стоит ли сейчас идти учиться на журналиста, потому что я сам никогда нигде на него не учился и я не знаю, как учат. Особенно сейчас, когда нормальные СМИ почти не осталось за небольшим исключением. Кто его знает, может, где-то и нормально учат. Во всяком случае, там, куда меня приглашают выступать и встречаться со студентами (журфаки МГУ, ВШЭ, РГГУ) - вроде бы вменяемые люди, часто очень крутые. И студенты на первый взгляд вполне адекватные. Но я слыхал, что там же преподают и весьма одиозные в нашей отрасли личности.

В любом случае, мне кажется, учиться идти стоит, потому что это реальная возможность попасть на практику или стажировку в хорошее СМИ, например, на «Эхо Москвы». У нас работает очень много народу, оставшегося - точнее, оставленного - после таких практик-стажировок, некоторые учатся параллельно работе. Какое выбрать направление - не посоветую в силу некомпетентности. Это уж вы, ребята, сами.

Юрий Сапрыкин, бывший шеф-редактор объединённой компании «Рамблер-Афиша»

Я заканчивал философский факультет МГУ. Безусловно помогло.

Сейчас - как и всегда, вне зависимости от ситуации в стране - лучше всего получить хорошее гуманитарное образование, а потом идти в хорошую редакцию, где даже выпускника журфака все равно всему научат заново. Поскольку хороших редакций осталось не так много, можно временно заменить это общением с хорошими журналистами в рамках всяческих курсов, лекций и школ - вроде той, что делают Максим Ковальский и Олеся Герасименко.

Андрей Козенко, специальный корреспондент «Медузы»

Я по образованию филолог-лингвист, но это потому что журналистику официально в моём Саратовском госуниверситете не преподавали. Была только группа специализированная. К нам приходила святая (я не шучу) женщина Ольга Борисовна Сиротинина - известнейший в стране учёный, специалист по речевым коммуникациям. Мы брали учебник 1973 года со смысловыми и иными ошибками из газеты «Советская Россия» за 1971 год и эти ошибки разбирали. Мне казалось, что за 1,5 часа пары окна паутиной покрываются.

Помогло мне это, разумеется, не очень. Мой первый же редактор, к которому я пришел на практику, сказал: забудь вообще всё, чему тебя там учили, начинаем заново. Так и вышло.

Всё, что я умею, я получил благодаря отцу-журналисту и нескольким суперредакторам, с которыми я в жизни сталкивался - Васильев, Стукалин, Нагибин из «Ъ». Ну и нынешние мои Тимченко с Колпаковым.

Конечно, учиться стоит, а почему бы и нет. Общая ситуация в стране, сколько я её помню, с разной степенью ада меняется раз в три года. Чего теперь, не работать и не учиться? Да, я не завидую тем, кто в этом году закончит журфаки - не так-то много у них вариантов. Но я не знаю, сколько вариантов у тех, кто сейчас на втором курсе. Их может быть больше - а может быть, будет атомная война, и вообще можно будет не париться.


Андрей Козенко во время волны протестов в декабре 2011 года

Светлана Миронюк, бывший главный редактор РИА Новости

Моё базовое образование - географический факультет МГУ, социальная география. Этот гуманитарный уклон мне, конечно, помог: я занималась организацией работы журналистов по вопросам внешней политики. Эта составляющая - страноведение, которое я изучала в МГУ - мне несомненно помогла. Плюс я училась за границей в Будапештском университете: скорее полезный опыт, чем бесполезный.

По поводу журналистского образования думаю плохо. Время, когда после школы шли на журфак и становились журналистами через пять лет, безвозвратно прошло. Это ментальность наших мам и пап, если не сказать бабушек и дедушек.

По моему опыту, самые лучшие журналисты - те, у кого есть базовое образование в любой области, от экономики до естественных наук. Идеально, чтобы человек какое-то время в этой области проработал. Хорошо, когда базовое образование - техническое или гуманитарное, а второе - журналистское.

Функционал журналиста в «РИА Новостях» - так называемый «микрофон на ножках»: тут услышал, там пришёл и пересказал. С развитием технологий записи и всего остального этот функционал не нужен. Обучаться этому абсолютно не нужно.

Не исключаю единичных талантливых дарований, всё может быть. Я убеждена, что журналистика - это второе, «лишнее» образование. После школы тебя пять лет учат писать и записывать, а тебе нечего рассказать миру, у тебя внутри не так много ни опыта, ни знаний.

Мы делали школу в «РИА Новостях» для студентов из журфака: их ещё год нужно учить чему-то, переучивать. Есть разрыв между тем, чему учат на факультетах в консервативном восприятии журналистики, и той реальной практикой, которая существует в мире. Можете считать, что я жёсткий противник журналистского образования.

Я встречала людей, которые прекрасные журналисты и никакие организаторы, а есть прекрасные организаторы и никакие журналисты - это, например, я (смеётся). Когда мне приходилось брать интервью, я понимала, что есть те, кто получает от этого удовольствие, а у меня это была вынужденная необходимость. Мне кажется, медиаменеджер формируется… Вы знаете, мне вообще-то 47 лет, и я сейчас учусь, получаю MBA в Чикагском университете, получаю знания по финансам, менеджменту, переговорам. Образования, полученного в 20 лет, мне не хватает.

Иван Засурский, завкафедры новых медиа и теории коммуникаций на журфаке МГУ

Образование помогает думать своей головой и разбираться в сути процессов. Например, с точки зрения понимания психологии отношений и богатства человеческих мотиваций художественная литература даёт представление вполне научной обоснованности. Письменные учебные работы научили меня смелости предполагать, обосновывать и проверять идеи, которые я в журналистской работе мог бы не научиться даже формулировать.

Идти на журналиста нужно, уже имея опыт работы и не жалея сил на чтение и написание оригинальных учебных работ. Мой диплом стал моей диссертацией и книгой, хотя и сильно изменился в процессе.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»

У меня образование педагогическое-историческое, заканчивал Московский государственный педагогический институт имени Ленина. Гуманитарное образование - даже советское - мне безусловно помогло и продолжает помогать. Оно приучило меня работать как историк - с первоисточниками, а не со вторичным материалом. Это важное умение.

Но умению брать интервью гораздо больше меня научила работа в школе, моя первая профессия. Как ты ученика вытягиваешь с двойки на тройку, так и у интервьюируемого пытаешься вытянуть что-то, что он знает, но не говорит.

Хотя приёмы изучения информации одинаковые, не важно, где это было - в Древней Руси, Средневековой Франции, в Арабском халифате или в XXI веке. Умение сравнивать эти источники и искать в них противоречия - это базовое образование историка.

Я с недоверием отношусь к термину «гражданская журналистика», не понимаю, что это такое. Он меня отталкивает профессионально: гражданский врач, гражданская балерина? Единственное, что меня устраивает - это гражданская жена, но до этого ещё не дошло. Это всё равно что-то вторичное. Либо ты журналист, либо ты не журналист.

Но учиться, конечно, надо. Если курсы научат работать с источниками, задавать вопросы и применять свои знания, то это надо только поддерживать. А если это только для того, чтобы получить звание «гражданский журналист», я лишь пожму плечами и отойду в сторону.

К сожалению, факультеты журналистики сильно и быстро отстают от развития журналистики вообще. Сейчас гораздо важнее общегуманитарное образование, плюс компьютерная грамотность, плюс умение ориентироваться в информации - вот этому надо учить. Когда ко мне приходят наниматься люди, я не спрашиваю их, какой факультет они заканчивали - я спрашиваю, сколько языков они знают, как у них с компьютерной грамотностью и как они работают с информацией. А Физтех, МГИМО, журфак московский или дальневосточный - меня совершенно не интересует.

Андрей Коняев, основатель издания о науке «Образовач»

По образованию я математик. Так в дипломе и написано. Закончил мехмат МГУ имени Ломоносова. Математика учит мыслить структурно, поэтому образование помогло.

На журналиста идти учиться не стоит. Журналистика - это не та профессия, которая заслуживает того, чтоб на неё учиться пять лет. Вообще, всему, что нужно, можно научиться года за два. Я бы предложил сразу идти куда-то работать (если бы было куда), то есть учиться на практике и у профессионалов.


Андрей Коняев на форуме «3D-журналистика»

Игорь Белкин, сооснователь SMM-агентства «Мохнатый сыр»

В журналистику я попал почти случайно, если можно назвать журналистикой газету факультета иностранных языков МГУ имени Ломоносова. На первом курсе меня призвали помочь с вёрсткой, потом я потихоньку втянулся в редактуру и написание текстов. К счастью, прочитать их нигде нельзя, потому что я больше чем уверен, что они были полное говно.

В «Ленту.Ру» я попал, в общем-то, без профильного образования, более того - без образования вообще. Я был на третьем курсе, когда меня после очередного письма в редакцию позвали «пообщаться». После собеседования я точно решил, что выбор очевиден и пошел работать в «Ленту». Диплома я так и не получил.

Насчет «стоит ли идти на журналиста» - ответ смотрите в журнале «А *** его знает». Если душа лежит - конечно. Обстановка для профессии, мягко говоря, не самая подходящая, если вы хотите спокойно и честно делать свою работу. Неспокойно и честно или спокойно, но с элементами отработки нужной заказчику повестки - это сколько угодно.

Журналист — человек занимающийся общественной деятельностью по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации. Профессия подходит тем, кого интересует русский язык и литература и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Журналистика (от французского journal - дневник, газета) - это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.). Следовательно, журналист - это человек, работающий в системе средств массовой информации (СМИ). И хотя название этой профессии указывает на отношение к журналу, журналисты работают также на радио и телевидении.

В связи с этим журналистика делится на множество подвидов (специализаций): газетная журналистика, фото- радио- и тележурналистика, интернет-журналистика, связи с общественностью (PR). Журналистика - это не только сиюминутные новости. Среди тем, которые она охватывает, - международные отношения, экономика, которые требуют особой подготовки. Статьи, заметки, телевизионные репортажи - это работа корреспондентов. Но к числу журналистов относятся также редакторы, и дизайнеры, работающие в издательствах, на радио и ТВ, а также работники секретариата редакций. Все они - участники информационного процесса.

13 января в России отмечается День российской печати. Это профессиональный праздник, история которого насчитывает более 300 лет. Считается, что в нашей стране журналистика возникла в 1702 году, когда по личному указу и личному участию царя Петра Великого (1672 - 1725) появилась первая печатная газета “Ведомости”, издававшаяся типографским способом. С этих пор ведет свое развитие и становление российская печать, хотя еще в 1621 году возникла первая российская непечатная газета “Куранты”. Она была рукописная, выпускалась в виде свитка в нескольких экземплярах 2-4 раза в месяц. Дьяки распространяли ее для ограниченного круга лиц - царя Алексея Михайловича (1629 - 1676) и его приближенных. Газета содержала информацию на военные, дипломатические, придворные и торговые темы из зарубежных газет.

Русская газета “Ведомости” имела серьезные отличия от первых газет других европейских стран. Она была скорее не коммерческим изданием, а служила для разъяснения сути проводимой политики государя и его реформ. С самого начала русская газета была проводником определенной политики, пропагандистом, а порой и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ или защиты национальной независимости и самостоятельности. Газета дала начало быстрому развитию журналистики в России и способствовала культурному развитию страны. В 1755 году была создана газета “Московские ведомости” под руководством ученого и основателя Московского университета М.В. Ломоносова (1711-1765). В настоящий время в российском реестре печатных СМИ зарегистрировано свыше 74 000 изданий (хотя на рынке присутствует менее половины), а совокупный тираж изданий составляет около 5 миллиардов экземпляров.

Будущим журналистам надо понимать, что данная профессия - это не только творчество, но и большая ответственность за каждое написанное и сказанное слово. Каждый профессиональный журналист должен уметь доносить объективную информацию до аудитории. Считается, что основная функция журналистской деятельности - создание информационного канала между государством и обществом, а также формирование общественного мнения.

Можно выделить три этапа работы журналиста:

  • поиск информации (составляет 90% работы специалиста; способы получения информации различны, в основном это наблюдение за объектом исследования, интервью и работа с необходимыми документами);
  • обработка информации (включает анализ полученных сведений, проверку фактов, прояснение возникших вопросов, а также окончательное формирование материала и ее редакцию);
  • обратная связь (журналист должен отслеживать мнение аудитории, а при возникновении правовых споров быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде).

Обучение на журналиста

Традиционно считается, что будущие журналисты заканчивают факультеты журналистики. Однако хорошие специалисты получаются из филологов, философов, лингвистов. Также очень распространена схема, согласно которой журналист специализируется на какой-то одной области (например, компьютеры, автомобили, искусство). В этом случае, важно чтобы автор статьи разбирался в материале лучше, чем читатель. В связи с этим почти половина журналистов имеет не профильное образование, а порой даже техническое.

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • умение работать с информацией (находить, изучать, отбирать, анализировать, сопоставлять и оценивать факты);
  • умение в большом объеме информации выделить главное;
  • умение находить объяснение фактами;
  • умение говорить или писать быстро, грамотно, легко и при этом интересно и не банально;
  • умение обращаться с профессиональными приборами и техникой, необходимыми в работе журналиста (диктофон, фотокамера и т.д.);
  • знание Закона о СМИ и умение им пользоваться;
  • способность задавать неудобные вопросы и докапываться до сути проблемы;
  • профессиональная этика, тактичность.

Личные качества

  • умение выражать свои мысли точно и понятно;
  • активное участие в общественной жизни;
  • умение быстро переключаться с одной работы на другую;
  • умение анализировать события и явления;
  • широкий кругозор;
  • умение выполнять работу быстро и в срок;
  • общительность, обаяние;
  • оперативность, настойчивость;
  • объективность;
  • наблюдательность;
  • коммуникабельность, умение работать в команде;
  • инициативность;
  • работоспособность и трудолюбие;
  • выносливость, стрессоустойчивость.

Плюсы и минусы профессии

  • работа журналиста связана с большими нервными, эмоциональными, физическими перегрузками, работой в авральном режиме;
  • ненормированный рабочий день.
  • интересная, творческая профессия;
  • дает возможность выразить свою точку зрения через тексты и статьи;
  • часто наличие свободного графика работы;
  • возможность путешествовать, журналистов пускают туда, куда не пускают простых обывателей;
  • встречи и общение со многими известными, талантливыми людьми.

Место работы

  • издательства;
  • газеты и журналы;
  • телевидение;
  • радио;
  • рекламные и маркетинговые агентства;
  • пресс-службы различных организаций.

Зарплата и карьера

Зарплата на 05.08.2019

Россия 20000—60000 ₽

Москва 40000—100000 ₽

Зарплата журналиста зависит от его опытности, известности, тематики его материалов, а также места работы. Специалисты, пишущие на политические или экономические темы традиционно получают больше чем, например, “культурологи”. Однако если издание имеет узкую направленность и требует дополнительных знаний, то стартовый доход повышается. По мере роста профессионализма, увеличивается и оплата труда.

Традиционно телевизионная и радиожурналистика более престижны, чем работа в прессе. Чаще всего на телевидение пробиваются самые активные и привлекательные (обычно начинают карьеру с кабельного телевидения), а на радио самые быстрые (обязательно с хорошей дикцией). Но большинство журналистов, по-прежнему работают в различных редакциях газет, журналов и сайтов.

Всем журналистам знакомо выражение: сначала ты работаешь на свое имя, а только потом имя работает на тебя. Карьеру журналиста молодые специалисты обычно начинают в качестве внештатного корреспондента. И уже потом, если журналист сумеет себя грамотно зарекомендовать, его доход резко увеличится и работодатели саму начнут его привлекать в свои издательства.

Вертикальный карьерный рост выглядит следующим образом: редактор рубрики, начальник отдела, выпускающий редактор, главный редактор СМИ.

Горизонтальное развитие карьеры выглядит как работа сразу в нескольких СМИ.

Журналист – человек с творческим мышлением и большим словарным запасом. Необходимость собирать и анализировать и систематизировать огромное количество информации под силу не каждому. В первую очередь, журналист должен вызывать доверие, должен уметь расположить к себе человека, благодаря чему он сможет выхватывать из слов собеседника необходимую информацию.

Куда пойти учиться на журналиста? – это такая профессия, в которой многое зависит от задатков самого человека. Смысл учиться данной профессии есть только у тех, кто имеет гуманитарный склад ума.

Куда лучше пойти учиться на журналиста? Давайте рассмотрим несколько российских вузов, осуществляющих подготовку специалистов этого профиля.

Где учиться на журналиста?

1.МГУ, факультет журналистики. На этом факультете студенты изучают все аспекты профессии журналиста, начиная от азов редактирования текста и заканчивая практикой сначала в учебной университетской газете, а затем на телевидении, радио и в онлайн-СМИ.

Бакалавриат. Срок обучения - Вступительные испытания: Русский язык (ЕГЭ ), Литература (ЕГЭ ), Иностранный язык (ЕГЭ ), творческий устный или письменный экзамен. Стоимость обучения в год: Дневное отделение - 287 200 рублей, вечернее - 114 900 рублей, заочное - 77 900 рублей.

Магистратура. Вступительные испытания: экзамен по направлению "Журналистика" (письменно), перечень вопросов есть на официальном сайте. Стоимость обучения 287 200 рублей в год.

2.РУДН , филологический факультет. В этом учебном заведение идет подготовка специалистов в направлении Блоггер , Журналист, Корреспондент, Спичрайтер , Тележурналист.

Магистратура. Дневное отделение– 2 года, стоимость 160 000 рублей в год, количество мест – 80. Бюджетные места – 18, проходной балл ЕГЭ – 53. Заочная форма - 2,5 года, стоимость 95 000 рублей в год, количество мест – 18.

Бакалавриат. Очная форма - 4 года, стоимость от 180 000 рублей в год, проходной балл ЕГЭ -121, количество мест – 73. Бюджетные места – 16, проходной балл ЕГЭ – 254. Дополнительно нужно сдать творческий вступительный экзамен в виде эссе. Заочная форма – 5 лет, стоимость от 95 000 рублей в год, количество мест 45, проходной балл ЕГЭ - 68.

3.РГГУ , факультет массмедиа . Здесь вам придется по душе огромное количество факультативов и дополнительных курсов. Срок обучения – 4 года, стоимость – 48 500 рублей за семестр. Вступительные экзамены: Литература (ЕГЭ ), Русский язык (ЕГЭ ), Иностранный язык (ЕГЭ ),Творческий экзамен (тестирование).

4.МПГУ , филологический факультет

Бакалавриат. Срок обучения - 4 года, стоимость от 99 000 рублей в год, проходной балл ЕГЭ -262, количество мест – 30. Бюджетные места – 10, проходной балл ЕГЭ – 336.

Магистратура: Срок обучения – 2 года, стоимость от 115 000 рублей в год, количество мест – 10. Бюджетные места – 7. Дополнительно: междисциплинарный экзамен по журналистике (письменно), собеседование по журналистике.

5.МГИМО , международная журналистика

Дневное отделение– 2 года, стоимость от 316 000рублей в год, количество мест – 60, походной балл ЕГЭ от 284. Бюджетные места – 25, проходной балл ЕГЭ – от 348.

Есть несколько способов пройти обучение на эту профессию: поступить на факультет журналистики, пройти курсы или тренинги или самостоятельно обучаться на примере уже готовых статей, написанных уже состоявшимися журналистами. Куда лучше пойти учиться - личное дело каждого.

Журналист - одна из самых известных и популярных профессий. Ведь именно они создают информационный фон: пишут статьи в газеты, делают передачи, показывают новости.

Средняя заработная плата: 32400 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Журналист - это специалист в сфере сбора и обработки информации для размещения ее в СМИ: в газетах, журналах, на радио и телевидении, а также в интернете.

История

Своими корнями профессия уходит далеко в прошлое. Археологи датируют первые записи информационного характера эпохой Древнего Рима, когда по указанию Юлия Цезаря в людных местах вывешивались глиняные таблички двух видов: с сообщениями о решениях сената и с пересказом городских новостей. К части названия второй - «Acta diurna populi romani», и восходит слово «журналист».

Но говорить о журналистике как отдельной сфере деятельности можно только с XVII века. Практически сразу она разделилась на несколько направлений, почти одновременно став инструментом влияния на общество. Именно газеты сыграли ключевую роль в пропаганде революционных идей в Европе, а затем и в России.

Первым успешным опытом ежедневного издания стала английская газета The Daily Courant, выходившая 33 года, начиная с 1702. В России в этом же году появляется первая официальная газета «Ведомости». Хотя выходила она сначала не так регулярно, как британская, но зато просуществовала до 1917 года. Во времена Советского Союза пресса начинает использоваться в пропагандистских целях для прославления и возвеличивания коммунистического строя.

Современные СМИ - это не просто и не только источник информации: это средство формирования общественного мнения, а иногда и манипуляции им. Поэтому роль журналиста многократно возросла: зачастую от его личных качеств и убеждений зависит интерпретация события.

Описание

Профессия журналиста позволяет охватить огромные объемы информации. В зависимости от типа работы, квалификации и отраслевого предназначения, она имеет свою структуру и классификацию:

  • Гонзо-журналист. Он создает субъективные повествования о событиях, пропущенных через призму собственного «я» корреспондента. Статьи пишутся от первого лица. В них уделяется большое внимание собственному отношению к тому или иному событию. Для подчеркивания деталей используется юмор, издевки и даже бранная речь. Гонзо-журналистика - один из лучших методов пропаганды.
  • Репортер. Это специалист в сфере написания статей о событиях, в которых он принимал непосредственное участие или был их свидетелем. Репортерам часто доводится работать в горячих точках и рисковать собственной жизнью ради хорошего материала.
  • Комментатор. Обычно он выступает как закадровый голос, отражающий собственное мнение о динамике события. Чаще всего комментаторами являются представители спортивной журналистики: они детально описывают каждое действие участников какого-либо спортивного мероприятия, упоминая о личных впечатлениях и открыто выражая эмоции.
  • Ведущий программ. Одна из самых сложных специальностей, требующая выдержки и ораторского искусства. Действовать необходимо в строго оговоренных тематиках, задавая обдуманные вопросы участникам событий и руководя общей дискуссией.
  • Обозреватель. Это специалист, детально описывающий происшествия в стране и мире от третьего лица и без эмоционального подтекста.
  • Фотокорреспондент. Название говорит само за себя. Если раньше фотографии просто сопровождали текст, то благодаря фотокорреспондентам изображения теперь стали самостоятельными сюжетами, требующими минимальных пояснений.
  • Интернет-журналист. Пожалуй, его можно назвать специалистом широкого профиля: один человек совмещает функции самых разных журналистов.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Для того чтобы стать журналистом, следует выбрать одну из таких специальностей:

Существует ряд филологических специальностей (обучение по ), которые учат воспринимать и обрабатывать информацию. Самое главное - это любить свою профессию и уметь преподносить увиденное объективно и насыщенно.

Факультет журналистики есть практически в каждом гуманитарном вузе страны. Самыми престижными считаются:

  1. Институт УНИК.
  2. Самарская Гуманитарная Академия.

Образование журналиста предлагают многие другие высшие учебные заведения страны. Выбор вуза не столь важен, ведь в данной профессии главным является талант.

Но все же чтобы поступить на бюджет придется приложить немало усердий в подготовке к ЕГЭ. Советуем налечь на профильные русский язык и литературу, т.к. к ним максимально пристальное внимание со стороны приемных комиссий. Но при этом не завалите экзамен по обязательной математике, он тоже важен.

Профессиональные обязанности

Каждый рабочий день журналиста наполнен событиями и абсолютно непредсказуем, ведь жизнь часто преподносит сюрпризы, превращая обычный выезд в сенсацию. Стандартно каждый рабочий день мастера пера предполагает ряд обязательных процессов.

  • Поиск интересных тем и событий для описания. Для этого журналист постоянно мониторит пресс-службы, социальные сети и интернет. Важно найти интересные события, точную дату и место их происшествия.
  • Выезд на место события с целью сбора информации. Журналист не просто присутствует, но и задает интересующие его вопросы участникам. Это необходимо для выяснения их мотивации и пожеланий - цели, которую они преследуют. Данная часть работы довольно опасна, ведь участники событий не всегда рады прессе.
  • Анализ собранного материала, выявление ключевых моментов и цитат.
  • Написание текста о событии. Статья должна быть максимально объективной и нести информационный характер. В зависимости от типа журналиста, возможна эмоциональная составляющая текста.
  • Подготовка и комментирование репортажа. Это составляющая телевидения. Журналист изучает отснятый материал, описывает его и принимает непосредственное участие в монтаже, подчеркивая важные моменты.
  • Фотофиксация событий - также составляющая журналистики. Важно не просто описать, но и предоставить фотоотчет с места событий.

Профессия журналиста характеризуется динамичностью. Каждый день насыщен множеством событий, и даже самое незаметное из них журналист может превратить в интересное и заслуживающее широкого обсуждения. Поэтому мастер пера должен иметь широкий кругозор и аналитический склад ума.

Кому подходит

Хороший журналист должен обладать рядом качеств, среди которых важнейшие:

  • коммуникабельность: умение находить общий язык с людьми играет важную роль в получении информации из первых уст;
  • любознательность: журналиста интересует все - только так он сможет создавать актуальные материалы;
  • креативность: написание статей - это творческий процесс;
  • находчивость и сообразительность: эти качества - лучшие помощники в поиске тем и при проведении журналистских расследований;
  • эрудированность: журналист должен вникать в тематику, в которой работает, и хорошо разбираться в ее тонкостях.
  • этичность: важно доносить правдивую и корректную информацию, уважая как своих собеседников, так и тех, кому информация адресована;
  • усидчивость: писать надо ежедневно, чтобы не утратить мастерство.
  • аналитический склад ума: важно не просто собрать информацию, но и проанализировать ее, чтобы читатели, зрители и слушатели могли составить собственное мнение, максимально близкое к объективному.

Профессия журналиста считается высоко востребованной. Средства массовой информации развиваются и сулят неплохой доход, ведь в них размещается львиная доля рекламы, поэтому журналисты нужны постоянно.

Доходы представителей профессии журналиста

Средний заработок журналиста колеблется в пределах 25-36 тысяч рублей в месяц. В столице доходы стартуют от 28 000 рублей.

Легко ли устроиться на работу

Устроиться на работу без опыта можно исключительно внештатным корреспондентом. Так вы сможете проявить себя и получить заветные публикации.

Опытному же журналисту найти работу довольно просто. Для этого достаточно представить работодателю хорошее портфолио.

Как обычно строится карьера

Карьера журналиста заключается в увеличении объема работы, которое приведёт к узнаваемости имени. Фамилии многих журналистов - сами по себе бренд, способный принести прибыль. В печатных изданиях - это получение собственной рубрики, колонки или странички, в телевидении - выделение авторской передачи.

Пиком карьеры любого журналиста является .

Перспективы

Профессия предполагает интересную и насыщенную жизнь и считается скорее призванием, а не полученной в вузе специальностью.

Главная перспектива - возможность открыть собственное дело в масс-медиа. Это может быть печатное издание, телепроект, информационный сайт или портал.