Тема: Сравнение предметов по двум признакам

Цели: сформировать умение выделять признаки предметов, анализировать, сравнивать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Материал: планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Осенью Мышонку нравится собирать красивые опавшие листья. А вам нравится? Какого цвета бывают осенью на деревьях листья? (Ответы детей.)

2. Игра «Листья»

На планшетах фигуры красного, желтого и зеленого цвета. Дети выходят по одному и выполняют задания. Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны все листья.

Мышонок увидел много красивых листьев. Сначала он взял желтый овальный листок. Кто его найдет? Потом он нашел красный круглый лист. Кто его покажет? Теперь покажите треугольный зеленый лист.

3. Работа в тетради

Задание 1. Летом листья на деревьях какого цвета? А осенью они какого цвета? Мышонок определяет, какие деревья потеряли свои листочки. Помогите ему. Скажите: сколько деревьев осталось без листочков; какие это деревья. (Дуб, клен, береза.) Нарисуйте эти деревья: в середине - ель, слева от ели - березу, справа от ели - дуб.

4. Физкультминутка

Осень в город к нам идет.

Ветер дует, дождик льет.

Листья падают, кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Птицы все на юг летят,

Машут крыльями, спешат.

5. Работа в тетради

Задание 2. Белочка осенью делает запасы на зиму. Что она не может найти в своем лесу? Зачеркните.

Задание 3. Помогите Белочке собрать грибы. Нарисуйте ее путь. Поместите каждый гриб в дупло (нарисуйте).

Задание 4. Белочка загадала Мышонку загадку. Отгадайте ее. Какие ягоды медведь запасает на зиму? (Никакие. Зимой oн спит.)

Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы

Игра «Цветы на клумбах».

Цель:

: разноцветный картон, ножницы.

Описание : воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»

Логические задачи.

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)

2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)

3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)

5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

Игра «Я загадала...».

Цель

Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

Этот предмет летает? (Да.)

У него есть крылья? (Да.)

Он высоко летает? (Да.)

Он одушевленный? (Нет.)

Он сделан из пластмассы? (Нет.)

Из железа? (Да.)

У него есть пропеллер? (Да.)

Это вертолет? (Да.)

Игра «Выбери нужное».

Цель : развивать логическое мышление.

Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например:

У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.

Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.

В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.

Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.

Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.

У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.

Времена года: август, осень, суббота, каникулы.

Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.

Эту игру можно продолжить.

Игра «Я беру с собой в дорогу».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображениями одиночных предметов.

Описание: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

Игра «Чем похожи и чем отличаются?».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.

Игра «Расселили птиц».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.

Описание : предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Игра «Ассоциации».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.

Игра «Придумай предложение».

Цели : развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Игровой материал и наглядные пособия : мячик для пинг-понга.

Описание : воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.

- «Познание» .

-

Задачи.

Область «Познание»

1. Уточнить знания о многообразии мира насекомых, их характерных признаках, жизненных проявлениях. 2. Закреплять умение сравнивать и группировать предметы по разным признакам. 3. Развивать умение анализировать, выделять лишнее и обосновывать свой выбор. 4. Продолжать формировать умение обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно - следственные связи. 5. Закреплять умение составлять целое изображение из нескольких частей.

Область «Коммуникация»

1. Уточнение, обогащение, систематизация словарного запаса. 2. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

Область «Социализация»

1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию. 2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. Область «Чтение художественной литературы» 1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста и загадок, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием событий.

Область «Здоровье»

1. Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.

Методы и приемы:

1. Практические (дидактические игры, упражнения, игровая ситуация, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика). 2. Наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр). 3. Словесные (художественное слово, рассказ по опорным картинкам, беседа, объяснение).

Материалы и оборудование:

Этапы нод

Действия педагога

Действия воспитанников

Ожидаемые результаты

Введение в игровую ситуацию

Сравнение и группировка предметов по разным признакам - игра «Разложи бабочек по группам»

Определение последовательности цикла превращения гусеницы в бабочку - игра «Что сначала, что потом»

Динамическая пауза.

Имитируют движения по тексту

Выделение лишнего предмета из ряда предметных картинок - игра «Четвертый лишний»

Составление целого изображения из частей - игра «Сложи картинку»

Игра в слова

Релаксация «Порхание бабочки»

Нормализован мышечный тонус.

Итоговая беседа

Делятся впечатлениями.

. Введение в игровую ситуацию.

Педагог собирает детей вокруг себя. Глазки закрывайте, Немного помечтайте. Ветерок нас подхватил, И на полянку переместил. (Включается музыка «Шум леса») - Посмотрите, какая красивая лесная полянка. Посмотрим на ее жителей! . - Кто (что) это? - Но мы увидели не всех жителей. А кого не хватает, я вам подскажу. (Педагог в руках прячет маленькую бабочку) Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (Бабочка) (Педагог раскрывает ладони, показывает бабочку)

. Игра «Разложи бабочек по группам» (на ковре)

Педагог поворачивается к ковру, на котором платками закрыты три группы бабочек и цветов, разных по признакам: цвет, форма, величина. - Наша бабочка прилетела к нам не одна, а со своими подружками. . - На этом цветке бабочки какого цвета? - А эти бабочки очень необычные (открывает вторую группу), у них крылышки разной формы. Помогите им найти свои домики. . - На этом цветке бабочки с какими крылышками? (Ответы детей. Аналогично рассматривают все цветы.) - Ой, а тут у нас и большие, и средние, и маленькие бабочки. И этим бабочкам надо помочь.. - На этом цветке какие бабочки? (Ответы детей. Аналогично рассматривают все цветы.) - Какая яркая полянка у нас получилась. Спасибо, милые бабочки! Педагог показывает детям яблоко, которое держит в руках. Может в яблоко залезть, А потом его же съесть: Все, что вкусно, выедает И обратно выползает. (Гусеница)- из-под яблока появляется гусеница.

. Игра «Что сначала, что потом».

А вы знаете, как гусеница превращается в бабочку? Педагог подводит детей к столу, на котором разложена серия картинок превращения гусеницы в бабочку. - А я вам сейчас расскажу, а помогут мне картинки - помощницы. Педагог проводит беседу по картинкам: - Что сначала откладывает бабочка? - Кто появляется из яйца? - В кого она превращается? - Кто выходит из кокона? - А сейчас я все картинки перемешаю и отдам вам. А вы все вместе разложите их по порядку - что сначала, что потом. (Дети выполняют задание) .

Динамическая пауза. - Ребята, представьте себе, что вы тоже превратились в больших красивых бабочек. Ваши ручки легкие, легкие это крылья бабочки, взмахнули крылышками и полетели. Днем светит солнышко, бабочки летают, собирают нектар. (Дети «летают»). . - Посмотрите, на нашу полянку летит еще кто-то. У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела. И большие, большие глаза, Называют ее…(стрекоза)

. Игра «Четвертый лишний» (перед экраном)

Стрекоза предлагает нам поиграть в игру «Четвертый лишний». - Внимательно посмотрите, подумайте и скажите, какое насекомое лишнее и почему вы так думаете? Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают. Лишняя божья коровка, потому что она красного цвета, а остальные насекомые зеленого цвета. . Лишняя муха, потому что она вредное насекомое, а остальные насекомые полезные. - Молодцы, вы очень внимательные. Педагог показывает детям цветок, на котором, под листочком спряталась пчела. - Посмотрите, что у меня есть. Я хочу вам рассказать по этот цветок, а вы мне поможете. Повторяйте за мной. Спал цветок волшебным сном. (Руки под щекой, глаза закрыты) Был закрытым. (Руки перекрестно обнимают плечи) Но потом (Руки отпускают плечи, спина выпрямляется) Показался лепесток, (Распрямить большой палец) А за ним его дружок, (Указательный палец) Вот и третий не проспал, (Средний палец) И четвёртый не отстал. (Безымянный палец) Вот и пятый лепесток, (Мизинец) И раскрылся весь цветок! (Кисти рук виде чашечки, тюльпан) - Мне кажется, что кто - то от нас прячется! Сок цветов душистых пьет, Дарит нам и воск и мед. Людям всем она мила. А зовут её… (пчела)- педагог поднимает листок, дети видят пчелу...

. Игра «Сложи картинку». (Сидя за столами)

Ребята, пчелка очень огорчена, потому что ветер порвал ее портрет. И она просит ей помочь, собрать портрет из кусочков. (Дети садятся за столы, на которых целая и разрезная картинка с изображением пчелы; собирают разрезную картинку, ориентируясь на целое изображение). - Ребята, а у меня еще кое - что есть. Подойдите ко мне (за спиной педагог прячет мяч и божью коровку). Всех жучков она милей, Спинка алая на ней. А на ней кружочки Черненькие точки. (Божья коровка)- показывает божью коровку.

. «Игра в слова». (в кругу с мячом)

Божья коровка хочет поиграть в игру в слова. Я кидаю вам мяч, называю слова, а вы возвращаете мне мяч и говорите к какому насекомому это слово подходит. Муравейник, мед, красная спинка, стрекочет, жужжит, трудолюбивая, «чемпион по прыжкам», большеглазая.

. Релаксация (лежа на ковре под музыку)

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Ложитесь на коврик и закройте глаза. - Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленой полянке. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно. Вокруг много цветов - принюхайтесь к их запаху. Почувствуйте, какая мягкая под вами травка. Легкий ветерок нежно вас гладит, прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Встаньте и улыбнитесь друг другу. (Музыка выключается) . - А ваша полянка была такая же необычная? Кого вы на ней встретили? (Ответы детей) . - Вот и подошло наше путешествие к концу. Посмотрите, какая полянка красивая стала. А я вам хочу сказать спасибо, мне очень понравилось с вами общаться. Но нам пора прощаться, до свидания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по логике в старшей группе»

Конспект занятия по логике в старшей группе. Интегрированная непосредственная образовательная деятельность

Тема «Путешествие на лесную полянку»

Приоритетная образовательная область - «Познание» .

Интегрируемые образовательные области - «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

Цель образовательной деятельности: Создание условий для развития познавательных способностей детей.

Задачи.

Область «Познание»

1. Уточнить знания о многообразии мира насекомых, их характерных признаках, жизненных проявлениях.
2. Закреплять умение сравнивать и группировать предметы по разным признакам.
3. Развивать умение анализировать, выделять лишнее и обосновывать свой выбор.
4. Продолжать формировать умение обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно – следственные связи.
5. Закреплять умение составлять целое изображение из нескольких частей.

Область «Коммуникация»

1. Уточнение, обогащение, систематизация словарного запаса.
2. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

Область «Социализация»

1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Область «Чтение художественной литературы»
1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста и загадок, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием событий.

Область «Здоровье»

1. Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.

Методы и приемы:

1. Практические (дидактические игры, упражнения, игровая ситуация, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика).
2. Наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр).
3. Словесные (художественное слово, рассказ по опорным картинкам, беседа, объяснение).

Материалы и оборудование: презентационное оборудование; электронная презентация; изображения бабочек и цветов, разных по форме, величине, цвету; серия картинок превращения гусеницы в бабочку; изображение ряда насекомых для игры «Четвертый лишний»; разрезные и целые картинки с изображением пчелы; игрушка Божья коровка, яблоко, мяч, магнитофон; музыка для релаксации «Шум леса».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности.

Двигательная

Соотнесение речи с движением, пальчиковая гимнастика, игра с мячом

Игровая ситуация, игровые упражнения, дидактические правила

Коммуникативная

Беседы, составление предложений и рассказов, вопросы.

Загадывание загадок, чтение стихотворений

Музыкальная

Релаксация под музыку

Логика образовательной деятельности

Этапы нод

Действия педагога

Действия воспитанников

Ожидаемые результаты

Введение в игровую ситуацию

Демонстрирует электронную презентацию, задает вопросы.

Просматривают презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы.

Повышена мотивация к содержанию НОД.

Сравнение и группировка предметов по разным признакам – игра «Разложи бабочек по группам»

Загадывает загадку про бабочку, предлагает разложить бабочек разных по цвету, форме, величине по группам; побуждает обозначить выполненные действия словами.

Отгадывают загадку, раскладывают бабочек по группам, рассказывают о выполненных действиях.

Закреплено умение сравнивать и группировать предметы по разным признакам.

Определение последовательности цикла превращения гусеницы в бабочку – игра «Что сначала, что потом»

Загадывает загадку про гусеницу, проводит беседу по картинкам, предлагает разложить картинки по порядку.

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы, выкладывают серию сюжетных картинок в нужной последовательности.

Сформировано умение понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи. Активизирован словарь.

Динамическая пауза.

Предлагает превратиться в бабочек и выполнять действия по тексту.

Имитируют движения по тексту

Создано эмоциональное настроение, снята утомляемость.

Выделение лишнего предмета из ряда предметных картинок – игра «Четвертый лишний»

Загадывает загадку про стрекозу; предлагает посмотреть на ряд картинок, определить, какая картинка лишняя, и сказать почему.

Отгадывают загадку, рассматривают картинки, определяют лишнюю, отвечают, почему они так думают.

Развито умение анализировать, выделять лишнее и обосновывать свой выбор.

Составление целого изображения из частей – игра «Сложи картинку»

Предлагает сделать пальчиковую гимнастику; загадывает загадку про пчелу; предлагает собрать разрезную картинку.

Отгадывают загадку, выполняют пальчиковую гимнастику по показу педагога; собирают разрезную картинку, ориентируясь на целое изображение.

Закреплено умение составлять из частей целое изображение.

Игра в слова

Строит детей в круг, перекидывая каждому ребенку мяч, называет определенное слово..

Возвращают мяч педагогу, отвечая какому насекомому, подходит это слово и почему.

Развито воображение, обогащен словарный запас.

Релаксация «Порхание бабочки»

Предлагает лечь на ковер, закрыть глаза, проводит релаксацию.

Ложатся на ковер, слушают музыку и педагога, расслабляются

Нормализован мышечный тонус.

Итоговая беседа

Обращает внимание детей на экран, комментирует оценку деятельности воспитанников.

Делятся впечатлениями.

Создан фон положительного эмоционального удовлетворения от НОД.

Развернутый конспект совместной деятельности по теме «Насекомые»

Введение в игровую ситуацию.

Педагог собирает детей вокруг себя.
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
Ветерок нас подхватил,
И на полянку переместил.
(Включается музыка «Шум леса»)

- Посмотрите, какая красивая лесная полянка. Посмотрим на ее жителей! (под музыку демонстрируются слайды с изображением цветов, трав, кустарников, деревьев, птиц, животных, но отсутствуют насекомые) .
- Кто (что) это? (дети перечисляют увиденные изображения)
- Но мы увидели не всех жителей. А кого не хватает, я вам подскажу. (Педагог в руках прячет маленькую бабочку)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
(Педагог раскрывает ладони, показывает бабочку)

Игра «Разложи бабочек по группам» (на ковре)

Педагог поворачивается к ковру, на котором платками закрыты три группы бабочек и цветов, разных по признакам: цвет, форма, величина.
- Наша бабочка прилетела к нам не одна, а со своими подружками. (Педагог открывает первую группу) . Посмотрите, какие они красивые и разные по цвету. Давайте найдем каждой бабочке свой цветок. (Дети раскладывают бабочек по цвету) .
- На этом цветке бабочки какого цвета? (Ответы детей. Аналогично рассматривают все цветы.)
- А эти бабочки очень необычные (открывает вторую группу), у них крылышки разной формы. Помогите им найти свои домики. (Дети раскладывают бабочек по форме крыльев) .
- На этом цветке бабочки с какими крылышками? (Ответы детей. Аналогично рассматривают все цветы.)
- Ой, а тут у нас и большие, и средние, и маленькие бабочки. И этим бабочкам надо помочь.(Дети раскладывают бабочек по величине) .
- На этом цветке какие бабочки? (Ответы детей. Аналогично рассматривают все цветы.)
- Какая яркая полянка у нас получилась. Спасибо, милые бабочки!
Педагог показывает детям яблоко, которое держит в руках.
Может в яблоко залезть,
А потом его же съесть:
Все, что вкусно, выедает
И обратно выползает. (Гусеница)- из-под яблока появляется гусеница.

Игра «Что сначала, что потом».

А вы знаете, как гусеница превращается в бабочку?
Педагог подводит детей к столу, на котором разложена серия картинок превращения гусеницы в бабочку.
- А я вам сейчас расскажу, а помогут мне картинки – помощницы.
Педагог проводит беседу по картинкам:
- Что сначала откладывает бабочка? (Летом бабочка откладывает яйца.)
- Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница. Она питается листьями и растет.)
- В кого она превращается? (Гусеница превращается в кокон и спит в нем всю зиму.)
- Кто выходит из кокона? (Из кокона появляется бабочка.)
- А сейчас я все картинки перемешаю и отдам вам. А вы все вместе разложите их по порядку – что сначала, что потом. (Дети выполняют задание) .

Динамическая пауза.
- Ребята, представьте себе, что вы тоже превратились в больших красивых бабочек. Ваши ручки легкие, легкие это крылья бабочки, взмахнули крылышками и полетели. Днем светит солнышко, бабочки летают, собирают нектар. (Дети «летают»). Но вот наступила ночь, бабочки сели, сложили свои крылышки и уснули. (Дети садятся на корточки, «спят») . С первыми лучами солнца они вновь проснулись и снова полетели. Полетали, полетали и подлетели ко мне. (Дети «подлетают» к педагогу) .
- Посмотрите, на нашу полянку летит еще кто-то. (На экране перемещается стрекоза)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза)

Игра «Четвертый лишний» (перед экраном)

Стрекоза предлагает нам поиграть в игру «Четвертый лишний».
- Внимательно посмотрите, подумайте и скажите, какое насекомое лишнее и почему вы так думаете?
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают. (бабочка, муравей, стрекоза, жук)
Лишняя божья коровка, потому что она красного цвета, а остальные насекомые зеленого цвета. (зеленые бабочка, гусеница, кузнечик, красная божья коровка) .
Лишняя муха, потому что она вредное насекомое, а остальные насекомые полезные. (муха, пчела, бабочка, божья коровка)
- Молодцы, вы очень внимательные.
Педагог показывает детям цветок, на котором, под листочком спряталась пчела.
- Посмотрите, что у меня есть. Я хочу вам рассказать по этот цветок, а вы мне поможете. Повторяйте за мной.
Спал цветок волшебным сном. (Руки под щекой, глаза закрыты)
Был закрытым. (Руки перекрестно обнимают плечи)
Но потом (Руки отпускают плечи, спина выпрямляется)
Показался лепесток, (Распрямить большой палец)
А за ним его дружок, (Указательный палец)
Вот и третий не проспал, (Средний палец)
И четвёртый не отстал. (Безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, (Мизинец)
И раскрылся весь цветок! (Кисти рук виде чашечки, тюльпан)

- Мне кажется, что кто – то от нас прячется!
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила.
А зовут её… (пчела)- педагог поднимает листок, дети видят пчелу...

Игра «Сложи картинку». (Сидя за столами)

Ребята, пчелка очень огорчена, потому что ветер порвал ее портрет. И она просит ей помочь, собрать портрет из кусочков. (Дети садятся за столы, на которых целая и разрезная картинка с изображением пчелы; собирают разрезную картинку, ориентируясь на целое изображение).
- Ребята, а у меня еще кое – что есть. Подойдите ко мне (за спиной педагог прячет мяч и божью коровку).
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка)- показывает божью коровку.

«Игра в слова». (в кругу с мячом)

Божья коровка хочет поиграть в игру в слова. Я кидаю вам мяч, называю слова, а вы возвращаете мне мяч и говорите к какому насекомому это слово подходит.
Муравейник, мед, красная спинка, стрекочет, жужжит, трудолюбивая, «чемпион по прыжкам», большеглазая.

Релаксация (лежа на ковре под музыку)

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Ложитесь на коврик и закройте глаза. (Включается музыка «Шум леса)
- Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленой полянке. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно. Вокруг много цветов – принюхайтесь к их запаху. Почувствуйте, какая мягкая под вами травка. Легкий ветерок нежно вас гладит, прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Встаньте и улыбнитесь друг другу. (Музыка выключается) .
- А ваша полянка была такая же необычная? Кого вы на ней встретили? (Ответы детей) .
- Вот и подошло наше путешествие к концу. Посмотрите, какая полянка красивая стала. А я вам хочу сказать спасибо, мне очень понравилось с вами общаться. Но нам пора прощаться, до свидания.

Маргарита Козырева
Конспект занятия по развитию логического мышления у детей подготовительной группы «Бывает - не бывает»

Конспект развивающего занятия «Бывает – не бывает » .

Интеграция образовательных областей «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» .

Цель : Развитие логического мышления , речи

Задачи :

Образовательные : обучать способам познания предметов : абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация.

Развивающие : развивать логическое мышление , познавательную активность, коммуникативные навыки, навыки совместной деятельности.

Речевые : развивать связную речь (развивать у детей умение отвечать на вопросы полными ответами, давать обоснование своим ответам); расширить речевой диапозон.

Воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любознательность.

Демонстрационный материал : макет телевизора, а в нем изображения Бабы-Яги, Лешего, Змея Горыныча, большие конверты, карточку с изображением тарелки, стакана, пирамидки, шкафа, елки, ежа, картина с небылицами, изображения елки, новогодних елочных игрушек, на которых написаны слова : фрукты, овощи, цветы, деревья, мебель, изображение несуществующего животного.

Оборудование : мяч.

Методические приемы : игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность детей , подведение итогов.

Ход занятия

1. Сообщение темы и цели занятия .

Скажите, ребята, если бросить вот этот лист бумаги в огонь, что с ним случится? (педагог показывает лист бумаги)

А почему вы так решили, вы же не видели, что этот конкретный лист горел в огне? (ответы детей )

Да, верно, бумага горит в огне.

Этот вывод мы сделали с помощью нашего мышления . Мыслим мы обо всем : о деревьях, друг о друге и многом другом. Вот, сегодня мы и будем развивать и тренировать свое мышление . Мышление нужно нам для того , чтобы учиться, получать знания об окружающих нас предметах, вещах

2. Основная часть.

Скажите, ребята, какой праздник приближается? (Новый год) А, что происходит под Новый год? (ответы детей ) . Правильно, под Новый год свершаются различные чудеса, оживают сказочные герои. За тем, как мы будем сегодня заниматься, будут наблюдать сказочные герои (на доске расположен макет телевизора, а в нем Баба-Яга, Змей Горыныч, Леший). Смотреть они на нас будут через этот волшебный телевизор. К тому же они прислали нам задания (педагог показывает большие письма в конвертах, которые мы должны выполнить, иначе они заколдуют все елки в лесу и не будет у нас праздника.

Как, ребята, справимся? Тогда вперед!

Первое задание нам прислал Леший :

Игра «Что на что похожее» . Цель : научить детей искать общие признаки у предметов, развивать способность сравнивать. Педагог показывает карточку с изображением какого-либо предмета, а дети должны назвать предметы, на которые он похож (т. е. назвать признак) . Для начала разобрать с ребятами стихотворение :

Ель на ежика похожа.

Еж в иголках,

Елка тоже.

Чем похожа елка на ежа? На что еще похожа елка?

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Второе задание от Бабы-Яги :

Игра «Кто летает?» . Цель : развивать мышление ребенка , умение выделять главные, существенные признаки предметов.

Все дети встают в круг.

Сейчас, мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову, например, стрекозу, отвечайте : «Летает» , - показывайте, как она это делает, разведя руки в стороны , как крылья. Если я вас спрошу : «Поросенок летает?» - промолчите и не поднимайте рук.

Итак, отвечайте. Орел летает? Воробей летает? Собака летает? Самолет летает? И т. д.

Ребята, Баба-Яга в школе не училась и не знает значения слов книга, зонтик, тетрадь. Объясните ей, что это за предметы (дети объясняют значение слов) .

Вот, опять поступил сигнал из леса. Змей Горыныч что-то выдумал. Ведь он умный, потому что, сколько у него голов? (три)

Каждая голова нам задала по заданию :

Первая голова Змея дает нам такое задание игра «Бывает-не бывает » . Цель : развивать представления ребенка об окружающем мире, о логических связях между объектами.

Я буду называть предложения, тому, кому я брошу мяч, должен ответить бывает это в жизни или нет .

Ночью светит солнце;

Волк бродит в лесу;

Зайчик пошел в школу;

Домик рисует девочку;

Летом цветут цветы :

Зимой созревают ягоды.

А теперь я покажу вам картину, а вы расскажите мне, что художник перепутал и нарисовал не так (на доске вывешивается картина с небылицами) .

Вторая голова придумала для нас такое задание :

Я буду задавать вопрос «Кем (чем) был раньше?», а тот до кого я дотронусь должен ответить. Кем раньше был цыпленок (яйцом, кем раньше была лошадь, яблоня рыба, корова, рубашка и т. д.

Ребята, смотрите, что это за Чудо-Юдо? (на доску вывешивается животное, составленное из нескольких разных животных. Например, хвост павлина, туловище тигра, шея жирафа, лапы курицы).

Третья голова предлагает нам поиграть в игру «Говори хором» . Цель : знакомство с противоположными понятиями.

Я буду говорить вам стихотворения, а вы будете хором заканчивать его.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь - …. (низко) .

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь - …. (близко) .

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты - …. (храбрец) .

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай….(конец) .

Днем на улице светло, а ночью….? (темно)

Небо голубое, а трава….? (зеленая)

Лимоны кислые, а сахар….? (сладкий) .

Собака лает, а кошка ….? (мяукает) .

Ну, вот ребята, все задания мы выполнили. Теперь осталось нарядить к празднику елку (вывешивается на доске изображение елки) . У меня на столе лежат игрушки (наглядные пособия) . Я буду говорить вам слова, а вы называть их одним словом. По очереди вы будете выходить к моему столу и выбирать новогоднюю игрушку с этим словом и будете вешать ее на елку .

Груша, яблоко, апельсин – это…. (фрукты) .

Капуста, картофель, морковь – это…. (овощи) .

Роза, василек, ландыш – это ….(цветы) .

Ель, дуб, береза – это …. (деревья) .

Шкаф, кровать, стул – это ….(мебель) .

Красивая елка у нас получилась!

Молодцы, ребята! Хорошо сегодня поработали! Что мы сегодня на занятии делали ? Для чего нужно нам мышление ? О чем мы можем мыслить?

Конспект НОД в подготовительной группе "Логический поезд"


Описание материала : Предлагаю вам конспект по логическому мышлению для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Логический поезд»
Конспект занятия по логическому мышлению в подготовительной группе на тему: "Логический поезд."
Интеграция образовательных областей: "Познание"»,"Социализация"
Цели : продолжать учить детей построению моделей соотношения между понятиями(диктант « снизу вверх»), классификации по одному или нескольким признакам.
Упражнять в подборе качественных прилагательных в простой степени сравнения.
Развивать образное мышление, слуховое восприятие.
Активизировать в речи слова: транспорт, трамвай, дирижабль, маршрутное такси, катер, пассажирский транспорт.
Оборудование : Посылка, д/и"Транспорт"

Дети сидят за круглым столом.
В группу приходит почтальон Печкин и приносит посылку от кота Матроскина.
-Это я, Почтальон Печкин. Принес вам посылку от кота Матроскина. Только я вам ее не отдам, пока вы не ответите на все мои вопросы. Я буду говорить вам предложения, а вы должны закончить их. Да не просто так, а логически! Вот, например: если стол выше стула, то стул… ниже стола. Понятно? Ну тогда отгадывайте: Если 2 больше 1, то 1- меньше двух. Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа вышел позже Саши. Если река глубже ручейка, то ручеек(мельче речки.) Если сестра старше брата, то брат(младше сестры). Если правая рука справа, то левая рука(слева).

Рассматривание игры. Дети посмотрите: в этой игре множество карточек. Что же на них изображено? (Разные виды спорта)
Беседа с детьми: Дети, посмотрите, какую чудесную игру прислал нам кот Матроскин из Простоквашино: Какое название может иметь эта игра? Правильно. Точнее всего подходит название ТРАНСПОРТ. Давайте перечислим все те машины, которые изображены на карточках. (Перечисление в произвольном порядке, размещение на столе) Вот как много разных машин мы знаем. Как вы считаете на сколько основных групп можно разделить все эти машины? Воспитатель распределяет с помощью детей все карточки на 3 группы, обозначенные на доске соответствующими символами. Как вы думаете, ребята, можно ли этими группы разделить на какие-нибудь более мелкие подгруппы?
Физминутка.
А над морем- мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою!
(Дети машут руками словно крыльями).
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками).

Дети, обратите внимание, что карточки имеют форму пазлов. У каждой группы карточек своеобразная форма. Это и поможет нам узнать, правильно ли мы рассортировали машины по группам. Сейчас мы все вместе это проверим. Настя будет составлять логический поезд из карточек, которые мы отнесли к воздушному транспорту, Кирилл- к водному, Дима – к пассажирскому (и т.д.) В конце рассказа воспитатель помогает каждому ребенку сделать вывод: Например: все эти транспортные средства предназначены для воздушных полетов. Поэтому и дирижабль, и самолет, и ракета, и вертолет относятся к воздушному транспорту.
В игру, которую нам подарил кот Матроскин, можно играть по – разному. Я придумала такую игру: из 4-х картинок выбрать одну лишнюю. Например: скорая помощь, милиция, трактор, пожарная машина. Что здесь лишнее?
Варианты: такси, трамвай, троллейбус, автобус
Подъемный кран, каток, молоковоз, трактор.
Лодка, катер, пароход, подводная лодка.

Итог занятия.
Дети, сегодня на занятии мы хорошо потрудились, выполнили много заданий. А в свободное время я предлагаю вам придумать, как еще можно играть в эту чудесную игру.