Валентина Иосифовна Шабаева
«Волшебная страна - подводное царство». Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе

Тема : «Волшебная страна - подводное царство » .

Программные задачи :

1. О. о. художественное творчество - предоставить детям возможность широко проявлять инициативу, творчество, поощрять поиски самостоятельного композиционного цветового решения, правильно смешивать краски.

2. О. о. коммуникация - развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

3. О. о. познание - приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию.

4. О. о. музыка - обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки во время рисования .

5. .О. о. труд - приучать детей старательно аккуратно, выполнять поручения, убирать своё рабочее место.

Материал и оборудование :

Тонированные листы бумаги, акварельные краски, цветные карандаши, кисточки (№6, №3 и жесткие кисти, салфетки на каждого ребёнка, палитра на каждого ребёнка.

Магнитофон, музыкальные композиции : (Марш, шум воды, вальс «Форель» Шуман); шапочки с изображением карандаша и кисточки.

Методические приёмы :

1. Игровая ситуация с использованием художественного слова.

2. Показ и объяснение воспитателя.

3. Наблюдение за работой детей.

4. Анализ работ воспитателем и детьми.

Предварительная работа :

Рассматривание альбома «Морские обитатели» ; просмотр мультфильма «Немо» , беседа о сказочных персонажах обитателей морей и рек.

Ход непосредственно - образовательной деятельности.

Дети под музыку входят в группу .

Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну Рисовандию . Вы знаете, что это будет за страна ? (Нет.)

В этой стране живут сказочные волшебники : по улицам разгуливают нарядные девочки - кисточки и мальчики - карандаши, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги. Там ярко светит солнце и всё вокруг переливается!

Жителям Рисовандии нравится задавать вопросы и загадывать загадки остям. Я думаю, вы можете выполнить все задания волшебников из Рисовандии , и это путешествие будет для вас интересным.

Чтобы попасть в эту страну , давайте, скажем волшебные слова . (Дети придумывают и говорят.)

И так, в путь!

Звучит вальс, дети медленно подходят к своим стульчикам, садятся.

Воспитатель. Вот мы и на месте! Как здесь светло и ярко! (Звучит музыка.)

Смотрите, вот прошла девочка - Кисточка, а вот пробежал быстрый мальчик - Карандаш! Ребята, они очень хотят загадать загадки про цвета.

(Дети по очереди загадывают загадки.)

Он в яйце есть и в цыплёнке,

В масле, что лежит в маслёнке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, сыре и в песке. (Жёлтый цвет.)

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести. (Зелёный цвет.)

Вместе с кровью в нас течёт,

Щёки всем врунам печёт. (Красный цвет.)

Он на небе в день погожий

И на незабудках тоже,

А на крыльях мотылька,

Может он взлететь с цветка. (Голубой цвет.)

Увидав его под глазом,

Драчуна жалеют сразу,

А вот баклажан и слива

С ним довольны и счастливы. (Фиолетовый цвет.)

Он в асфальте и бетоне,

В тёплом пухе на вороне,

В волке и его хвосте

И у кошки в темноте. (Серый цвет.)

Воспитатель. Спасибо вам Кисточка и Карандаш за интересные загадки. Оставайтесь вместе с нами. (Дети садятся за столы.)

А теперь, представьте себе, что мы очутились в городе, в котором всё серого цвета : и дома, и деревья, и небо, и даже солнце. По серым улицам бродят серые люди, с серыми глазами, в серых одеждах. Что бы тогда было? (Рассуждения детей.)

Но к большому счастью, наш земной шар совсем иной. И об этом вам расскажет Лера.

(Ребёнок читает стихотворение А. Шмыгина «Разноцветный шар земной.)

Разноцветный шар земной.

Если б в поле расцветали только белые цветы,

Любоваться бы устали ими скоро я и ты.

Если б в поле расцветали только жёлтые цветы,

Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!

У ромашки белый цвет,

У гвоздики - красный.

Цвет зелёный у листвы,

Это так прекрасно!

Воспитатель. Есть три главных цвета. Назовите, какие это цвета? (Ответы детей.)

Верно. Красный, синий, жёлтый. С помощью этих цветов можно получить другие цвета.

Кто знает как? (Ответы детей.)

На чём смешивают краски? (На палитре.)

Стихотворение.

Три цвета, три цвета, три цвета,

Ребята, немало ли это?

А где нам зелёный, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной (вот этой)

Получим мы цвет (фиолетовый.)

А синий мы с жёлтым смешаем.

Какой мы цвет получаем? (зелёный.)

А красный плюс жёлтый, для всех не секрет,

Дадут нам конечно… (оранжевый цвет.)

(Воспитатель проверяет результат работы.)

Физкультминутка.

Звёздочка в небе колышется кротко

(Руки подняты вверх, пальцы широко расставлены, лёгкое покачивание руками.)

В белом тумане качается лодка.

В лодке той - чудесные краски

(Руки опущены вниз, немного разведены в стороны, раскачивание туловища влево, вправо.)

Шепчутся в небылицы и сказки.

(Руки к губам, повороты головы влево, вправо.)

Лодочку ветер тихонько качает

В волшебное царство он нас приглашает .

(Дети садятся на стулья, за столы.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат необычные листы бумаги.

Почему они необычные? (Листы тонированы.)

Какие оттенки вы использовали для фона, тёплые или холодные? (Ответы детей.)

Как вы думаете, что можно нарисовать на таких листах ? (Подводное царство , сказочный берег, пляж)

Как можно нарисовать пузырьки в воде ? (Набрызгами, белой краской.)

Как нарисовать дно моря , чтобы было видно, что оно песчаное? (Тычками.)

А гладкие камешки на дне моря? (Пальчиками.)

Вы можете использовать не только акварельные краски, но и цветные карандаши, кусочки поролона, жёсткие кисточки и конечно ваши пальчики.

Давайте подготовим ваши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Радуга» .

В небе радуга весит

(руками «нарисовать » радугу.)

Ребятишек веселит.

(потянуться вверх и помахать кистями рук.)

С неё как с горки

(опустить руки вниз.)

Едут Егорка, петух, кот, свинья и я.

(загибать пальцы на руке.)

Воспитатель. Ребята, подумайте, кто, что будет рисовать и можно приступить к работе. (Звучит музыка, дети выполняют работу, воспитатель наблюдает за рисованием , при затруднении детей проводит индивидуальный показ.)

Анализ работ.

(Когда все дети закончат рисование , воспитатель раскладывает все листочки на одном большом столе, получится «подводное царство » .)

Воспитатель. Дорогая Кисточка, уважаемый Карандаш, вам понравились работы наших детей? (Ответы детей)

Воспитатель. Посмотрите, какое огромное, спокойное синее море у нас получилось. Обитатели царства спокойно передвигаются в воде среди зелёных водорослей. И от того, что море у нас спокойное - золотых рыбок и морских звёзд стало больше. Все они такие яркие, красивые. Когда я смотрю на ваши рисунки, я чувствую, что в этой волшебной стране торжествует только добро.

А какие рисунки вам понравились и почему? (Ответы детей.)

(Карандаш и Кисточка прощаются с детьми.)

Жанна Воловникова
Конспект интегрированной НОД по рисованию в подготовительной группе «Волшебная страна - подводное царство»

«»

Пояснительная записка

Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования : Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и многих других. Исследования Т. С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций : анализа, сравнения, синтеза , обобщения.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе МАДОУ детский сад 46

«Волшебная страна – подводное царство »

Техника : рисование «по мокрому листу»

Тема : «Волшебная страна – подводное царство »

Раздел комплексно тематического планирования : .

Программные задачи :

Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.

Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.

Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.

Воспитывать у детей стремление к достижению результата.

Материал : Белый лист плотной бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки (№6 и №3, салфетки на каждого ребёнка, музыкальное сопровождение (шум моря, релаксационная музыка, картинки, иллюстрации с изображением рыб .

Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество» , «Познание» , «Коммуникация» , «Труд» , «Музыка» , «Чтение художественной литературы» , «Физическая культура» , «Здоровье» , «Социализация»

Методические приёмы :

Показ и объяснение воспитателя.

Игровая ситуация, с использованием художественного слова.

Наблюдение за работой детей.

Анализ работ воспитателем и детьми.

Предварительная работа :

Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» ; рассматривание иллюстраций к этому произведению; рассматривание картинок и фотографий с изображением морских обитателей.

Ход НОД

1. Организационный момент - приветствие, настрой на работу

2. Вводная часть.

(сюрпризный момент) Кто – то бросил мне в оконце, посмотрите – письмецо!

Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может это воробьишка пролетал и обронил?

Может кот письмо, как мышку на окошко заманил?

Педагог («П.» ) Вам хочется узнать от кого письмо? Тогда надо постараться собрать целое из частей (дети собирают разрезные картинки) . Кто же прислал письмо? (Рыбы) . Они приглашают нас в путешествие по морскому дну.

Раз это путешествие волшебное , то и наши краски будут вести себя не совсем обычно, они будут расплываться, сливаться плавно друг с другом. Необыкновенная легкость красок, получение новых цветов прямо на рисунке, сделает нашу работу удивительно интересной . А рисовать мы с вами будем в технике «по мокрому листу»

3. Основная часть

«П.» Мы уже не раз с вами выполняли работы в этой технике, я предлагаю вам вспомнить в чем секрет этого рисования (Главный инструмент в этой технике – губка. Мы смачиваем ею наш лист, движения быстрые, рука движется свободно. А потом по мокрому листу наносится краска).

В этой технике кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы .

А вы хотите почувствовать себя волшебниками ? Раз мы с вами путешествуем по волшебной стране подводного царства ? (Хотим) .

Итак, если мы с вами захотели почувствовать волшебство , то нам надо произнести волшебные слова , которые сделают наше рисование волшебным и сказочным .

ФИЗМИНУТКА : Звездочка в небе колышится кротко (руки подняты над головой, пальцы широко расставлены, покачивание руками).

В белом тумане качается лодка, в лодке той – чудесные краски (руки опущены вниз, немного разведены в стороны, раскачивание туловища влево, вправо).

Шепчутся в ней небылицы и сказки (руки к губам, повороты головы влево и вправо)

Лодочку ветер тихонько качает, в волшебное царство он нас приглашает (дети садятся на стулья, за столы)

«П.» А сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы её отгадайте.

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря»

Это сказка о… (Рыбаке и рыбке) . Правильно, слушайте дальше : «Они жили в ветхой землянке, старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.

Дед был добрым, а старуха спокойная, и в доме у них был мир и согласие, и природа была спокойная : голубое небо, спокойное море, и в этом спокойном море жила добрая волшебная «золотая рыбка» ,но жила она не одна. Как вы думаете, кто еще жил в волшебной стране – подводном царстве (другие рыбы, моллюски и прочие)

«П.» Правильно. Скажите, какими красками мы будем изображать цвет нашего волшебного моря (синей, голубой) . А золотую рыбку? (оранжевым, желтым)

Посмотрите, как я буду рисовать море .

Губкой смачиваю лист быстрыми движениями, слева – направо. Кисточкой сверху провожу по всему листу. Попробуйте теперь вы.

Теперь я беру тонкую кисточку и рисую песчаное дно, водоросли и «золотую рыбку» , можно даже нарисовать волшебный дворец , в котором она живет.

4. Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение –шум моря, тихая, спокойная мелодия – релаксация. (воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь по необходимости) .

5. Анализ работы, итог.

«П.» Посмотрите, какое огромное синее, спокойное море получилось. И обитатели царства спокойно передвигаются в воде среди зеленых водорослей. И от того, что море мирное, спокойное – золотых рыбок стало больше, все они такие яркие, красивые! Настало время возвращаться из волшебного подводного царства , но наши «золотые рыбки» останутся с нами и «поселятся» на выставке рисунков. (Все работы помещаются в «Уголке творчества» )

«П.» Где мы сегодня с вами побывали?

В какой технике выполнены наши рисунки?

Чем интересна эта техника рисования ?

В предлагаемом конспекте непосредственной образовательной деятельности в основу положен материал по теме комплексного тематического планирования : «Рыбы рек, морей, океанов, аквариумов» и направлен на закрепление знаний детей в данной образовательной области с использованием нетрадиционных техник рисования .

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильно речевого дыхания.

В конспекте непосредственной образовательной деятельности применялись дидактические игры, упражнения, загадки.

Данный опыт использования нетрадиционных техник рисования является универсальным, может использоваться не только педагогами в организованной образовательной деятельности, а также родителями для развития творческого потенциала ребенка.

Список литературы

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

2. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования . - М., 1994.

3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий , методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , 2007.

5http://www.сайт

6. http://olqahohkova.narod2.ru

7. http://old.pfc-cska.com

8. http://doshvozrast.ru