Гафиятуллина Лилия Рафаиловна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №63"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-09 Конспект ООД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи на тему «Осенняя грамматика» Гафиятуллина Лилия Рафаиловна МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №63" вашему внимаю представлен конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи

Конспект ООД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи на тему «Осенняя грамматика»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте и по развитию речи

(итоговое интегрированное занятие)

Вид занятия: познание (обучение грамоте, развитие речи)

Тип занятия : подгрупповое

Тема: «Осенняя грамматика»

Цель : обобщить, закрепить и систематизировать представления детей об осени и пройденных звуках.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;

·закреплять пройденные звуки, уметь подбирать к ним слова, умение делить слова на слоги.

Развивающие задачи:

  • развивать наглядно-образное мышление;
  • продолжать развивать память, речь;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
  • развивать связную речь;
  • развивать умение выполнять различные игровые задания;
  • развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • здоровьесберегающие: содействовать сохранению и укреплению здоровья;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой природы;
  • воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы, любовь к ней;

·воспитывать коммуникативные способности, способствовать проявлению активности,

  • воспитывать умение самостоятельно выполнять задания;

·воспитывать доброжелательность, чувство сопереживания к тем, кто нуждается в помощи;

·воспитывать самостоятельность, поощрять инициативу.

Предполагаемый результат: дети называют отличительные признаки осени, делят слова на слоги, общаются между собой и со взрослым; активно участвуют на ООД, проявляя интерес и инициативу.

Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая.

Методы и приемы:

·Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение, описание);

·Наглядный (мультимедийная презентация);

·Практический (рассматривание картин с изображением осени, деление слов на слоги, дорисовывание элементов букв);

·Игровой (игровой сюжет);

·Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности).

Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными, существительными, глаголами.

Оборудование: стулья детские – 4, магнитная доска (1 шт.), магниты, стол для пособий-1, макет деревьев (клён, 2 ели).

Демонстрационный материал: предметные картинки утки, иголки, апельсина, малины, осени, картинки с приметами осени, картина с заданием на определение количества слогов, осенние листочки, разрезные буквы А,О, У, И, ы, М

Раздаточный материал: картинки с дорисовыванием элементов букв, фломастеры, простые карандаши (4 шт.)

Предварительная работа педагогов:

Составили конспект, приготовили демонстрационный и раздаточный материал.

Предварительная работа с детьми:

  • Наблюдения за изменениями природы осенью,
  • Прогулки по детскому саду,
  • Знакомство с гласными буквами, упражнения на подбор слов с заданным звуком и на деление слов на слоги,
  • Проговаривание скороговорок,

·Беседа об осени, составление простых предложений,

  • Чтение художественной литературы.

Индивидуальная работа на занятии:

Наблюдать за поведением гиперактивных детей;

Организация занятия:

На протяжении всего занятия дети выполняют задания, которые находятся по всему кабинету.

Структура занятия:

Ⅰ Организационный момент – 1,5 мин.

1.Вход детей в группу. – 0,5 мин.

2.Игра «Да-нет» – 1 мин.

Ⅱ Основная часть – 15 мин.

1.Беседа о приметах осени.

2. Просмотр презентации.

3.Игра «Поймай звук».

4.Физкультминутка «Зайцы»

5.Игра на определение первого звука.

7.Задание «Буквы сломались».

Ⅲ Заключительная часть – 4 мин.

Раздача угощения. Итог занятия.

Ход ООД:

I . Орг.момент

Давайте, поиграем в игру «Да или нет»:
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто – часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

II . Основная часть.

Наступила пора прощания с осенью. А давайте с вами вспомним, что же такое осень? (время года). После какого времени она наступает? (после лета).Назовите осенние месяцы. Какие приметы осени вы знаете? (солнце светит, но не греет, небо серое и хмурое, часто идут дожди, становится холодно, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, желтеют и опадают листья).

– А теперь скажите, ребята, осень – это грустно. Почему? (становится холодно, часто идут дожди и поэтому не всегда можно гулять, опадают листья и деревья стоят голые, желтеет и засыхает трава).

А осень- это хорошо. Почему? (Деревья стоят красивые, с разноцветными листьями, бывает листопад, в лесу много грибов, ягод, собирают урожай, можно играть с листьями, делать поделки из овощей, природного материала).

– Вы любите осень? (да).почему? а сейчас какая осень? (поздняя осень).Как вы догадались?

Поздняя осень еще не зима,

Но легкий снежок покрывает дома.

Ветки искрятся белым пушком,

Светло и нарядно у нас за окном.

Важно ворона по снегу гуляет,

А воробьишек он возмущает,

Как крошки и зерна искать на земле,

Их не достать, ведь не время зиме!

Зря не сердитесь мои воробьишки,

Снег в ноябре часто тает малышки,

Просто зима шлем напоминание:

Скоро приду-не досвидание!

– Попробуем вместе рассказать об осени

Но, чтобы вы красиво и правильно рассказывали, нам поможет в этом наша схема-помощница. Я вам напомню, что в схеме каждое окошко помогает рассказывать о чем-то одном, что связано с осенними явлениями, а вместе получается один большой и красивый рассказ:

* первое окошко – солнце. Кто скажет, как солнце греет и освещает землю осенью? (ранней осенью солнышко еще светит ярко, но греет не так жарко, как летом, а поздней осенью – солнце уже не поднимается так высоко, и не согревает землю своим теплом).

* второе окошко – небо. А что вы расскажете об осеннем небе? (ранней осенью небо еще голубое, но появляются тучки, моросит мелкий дождик, а поздней осенью – небо низкое, хмурое, пасмурное, дожди все чаще, ветер холоднее, по ночам бывают даже небольшие морозцы, а по утрам туман).

* третье и четвертое окошко – земля и деревья. Что происходит осенью с травой и деревьями?(ранней осенью трава желтеет и постепенно исчезает, вянут цветы, листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холодней, а потом и на нижних ветках, в золотую осень все деревья надевают свой яркий наряд: березы и липы – желтеют, осины – краснеют, а поздней осенью листья с деревьев совсем облетают, только елочки до сосны стоят зеленые).

* пятое окошко – одежда людей. Как одеты осенью люди? (постепенно люди одеваются все теплее и теплее – надевают куртки, плащи, сапоги в дождливую погоду, часто берут с собой зонт от дождя).

* шестое и седьмое окошко – изменения в жизни зверей и птиц. Расскажите, что вы знаете об этом. (осенью дикие звери готовятся к зиме: заяц меняет серую шубку на белую, чтобы прятаться на снегу от лисы, белка тоже меняет цвет своей шубки, чтобы ее не было заметно среди деревьев и запасает на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать до самой весны; а птицы улетают в теплые края остаются только зимующие птицы – воробьи, вороны, синички, клесты). ,

* восьмое окошко – игры и занятия детей осенью. Чем мы занимаемся осенью? (Осенью школьники идут в школу; ранней осенью дети помогают взрослым собирать урожай в садах и огородах, в детском саду на прогулке собираем красивые осенние листья в букеты для украшения группы, делаем кормушки на зиму для птиц).

Рассказ получился очень интересный, спасибо.

– Ребята, посмотрите, что лежит на столе? (Листочки). Когда листики желтеют, что с ними происходит? Опадают. Они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы? (Листопад). Скажите, со всех ли деревьев опадают осенью листья?

– Какие знаете хвойные деревья? Назовите и объясните, почему с хвойных деревьев не опадает листва?Как иначе еще называют иголки у хвойных деревьев?

– Осень – это удивительное время года. В садах созревают фрукты, на грядках – овощи. Давайте посмотрим, что выросло на дереве(Буквы) .. Назовите их. (ответы детей) . Это гласные или согласные? (Гласные) . А что вы ещё можете про них сказать? (они поющие, протяжные, могут стоять в начале, в середине и в конце слова). А какие ещё бывают звуки? (согласные). Почему их так называют? Какой звук не бывает в начале слов?

– На какой звук начинается слово Осень? (О). Он какой звук?

Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить ряд звуков, а вы хлопните в ладоши когда услышите звук У. И, А, У, А, У, Ы, И, А, У… . Молодцы!

Давайте отдохнем.

Физминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Раз-туда, два-сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-встали,

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.

– На доске картинки. Вы должны узнать, на какой звук они начинаются и соединить с этим звуком. (Дети выполняют задание). Какой звук не бывает в начале слов? (Звук Ы).

– Ребята, а что получается, когда звуки соединяются? (ответы детей). Слоги.

Игра «раскрась столько кружков, сколько слогов»

– Приготовила еще одно задание «Буквы сломались». На столе у вас лежат полоски бумаги, где написаны гласные буквы, но они «сломались». Возьмите фломастеры и «почините» их.

(Дети берут фломастеры и дорисовывают линии к недописанным буквам).

III . Заключительная часть.

– Вот и подошло к концу наше занятие. О каком времени года мы сегодня вспомнили. Какие звуки мы уже с вами знаем. Их много. На следующих занятиях мы познакомимся и с другими звуками. Осень оставила вам угощения.

Просмотреть свитедельство о публикации


, . .

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Книги – наши друзья"

Назначение : для воспитателей дошкольных организаций
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей умение составлять рассуждение, соблюдая структуру данного вида текстов. Учить детей составлять рекламу, включая описание предмета.
2. Закрепить представление о жанрах литературных произведений.
3. Упражнять в умении понимать и объяснить переносный смысл фразеологизмов.
4. Воспитывать уважительное, бережное отношение к книгам.

Материал:
Сундучок с ключом, карточки с названием жанра, большой лист бумаги для написания правил бережного отношения с книгами, выставка книг, схема – рекламы.

Ход занятия:

Обратите внимание, ребята, на этот ларец. Что в нем лежит, я не знаю. Он закрыт. А чтобы открыть этот ларец, нужен ключ. Ключ непростой, ключ знаний. Если в течение занятия вы справитесь со всеми заданиями, то сможете получить ключ и открыть ларец, и узнать, что в нем лежит.
"Орешек знаний тверд,
Ну что ж, мы е привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
Желание: "Хотим все знать!"
- Начнет мы занятие с загадки:
"Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
Что это?" (Книжка)
- Да, это книга. Книга – это величайшее из чудес на свете. Вы уже знакомились с историей появления книг. Знаете, что каждая книга прошла долгий и трудный путь, прежде чем попасть к вам в руки. Как вы думаете, нужно ли беречь книги? Почему?
- Знаете, есть ребята, да и некоторые взрослые, которые не знают, как обращаться с книгами. Я предлагаю вам придумать правила бережного отношения к книгам и записать их. Мы повесим их в детском саду, чтобы все знали, как правильно обращаться с книгами. Ребята, каждое правило – это одно предложение. (Дети составляют правила).
- Ребята, а какие бывают книги? (Для детей и взрослых).
- Чем отличаются детские книги от взрослых?
- Я знаю, что в детских книгах печатаются сказки. А какая еще литература печатается для детей? (Рассказы, басни, загадки, стихи, дразнилки, пословицы и т.д.).
- А чем отличается сказка от рассказа?
- Чем отличается рассказ от стихотворения?
- Чем отличается скороговорка от пословицы?
- Чем отличается дразнилка от загадки?
- Ребята, я буду читать вам отрывки различных произведений, а вы должны определить что это: стихотворение, сказка или что-то другое. Свой ответ подкрепите доказательством, почему вы так думаете. (Воспитатель, дети аргументируют свои догадки).
- Молодцы! Я думаю, что со следующим заданием вы справитесь. Я приготовила для вас карточки. На каждой карточке по одному слову: сказка, рассказ, стихотворение, загадка, дразнилка, скороговорка, пословица. Вам нужно вспомнить или придумать то, что вам достанется.
- Ребята, сегодня у нас проводится выставка книг. Книги все интересные, добрые. Каждую из них я прочитала "от корки до корки". Можно ли так сказать: "Прочитала от корки до корки". (Ответы детей).
- Да, так сказать можно. Это значит – прочитать книгу внимательно от начала до конца.
- Вернемся к нашей выставке книг. Представьте, что вы торговые представители Дома печати. Вам нужно выгодно продать книги, а для этого нужна эффективная и интересная реклама. Сейчас мы с вами будет учиться придумывать рекламу книг. О чем нужно сказать, как вы думаете?
- Нужно рассказать о названии книги, авторе. Какой переплет: мягкий или твердый? Что напечатано в книге? (Сказка, рассказ или стихотворение). Можно краткий сюжет, кто главный герой.
- Какими словами можно начать рекламу?
- Какими словами закончить?
- Я предлагаю вам выбрать книгу для рекламы. Внимательно осмотреть ее. При рекламном рассказе можете использовать схему.
Я предлагаю: Книга - Название - Автор - Переплёт: М или Т - Сказки?- О чем? - Герои!
(Анализ получившихся реклам).
- Что же, со всеми заданиями вы справились, пора открывать ларец. (Дети открывают ларец, в нем подарки детям – книги).

Воспитатель МБДОУ «ЦРР — детский сад №123»

(Старшая группа)

Цель: Развивать умение использовать в речи сложноподчинённые предложение и предавать рассказу эмоциональную окраску.

Задачи: Развитие восприятия, эмпатии, произвольного поведения; развитие воображения; активизировать в речи детей употребление синонимов; упражнять составлять связанный рассказ о прочитанном; отчетливо и внятно произносить фразы, говорить с разной интонацией в голосе, изменять темп речи.

Материал: аудио запись П.И. Чайковского «Времена года», игрушка совы, авторская сказка «Озорной ветерок», осенние листья по количеству детей, альбомный лист и цветные карандаши, картинки к пословице.

  1. Упражнение «Тишина».

Педагог: «Давайте сядем все вмести на пол, возьмемся за руки, закроем глаза и посидим так немного в тишине, а к нам в гости придет волшебная сказка. А теперь откроем глазки и послушайте сказку об «Озорном ветерке».

  1. Рассказ сказки «Озорной ветерок» (Авторская).

Педагог: «Жил был ветерок, он был очень озорной и непослушный. Сильно дул, баловался, срывал с людей шапки. А один раз, когда одна девочка купалась на море, подул так сильно, что вся ее одежда улетела в море. Другой раз, он очень сильно надул мальчику в ухо, так, что оно у него заболело. И все стали боятся ветерка, старались убежать, как только, чувствовали его малейшее дуновение, а бывало и говорили: «Ах, какой противный ветер». Стало ветерку очень грустно и обидно, отправился он к своему старому дедушке ветру и пожаловался ему, что все от него прячутся, да убегают, а еще и обзываются. А дедушка ветер говорит ему: «А ты внучек не шали и не балуйся, дуй ласково, люди тебя и полюбят. Бывает на улице очень жарко, так, что все рады ласковому ветерку». Обрадовался ветерок тому, что его полюбят, если он озорничать не будет, поблагодарил дедушку ветра и улетел. Давайте и снами сейчас поиграет ветерок».

  1. Упражнение «Подобрать синонимы к словам озорной»
  2. Игра «Ветер дует того у кого…».

Со словами «Ветер дует на того у кого…» педагог начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра… брат… кто больше всего любит сладкое… и т. д.».

  1. Беседа с детьми по сказке.
  2. Игра «Подуй на осенний листик» (дыхательная гимнастика)
  3. Проговаривание пословицы: «Добро украшает человека» (разной интонацией голоса).
  4. Предложить детям нарисовать полюбившегося героя сказки (аудио запись П.И. Чайковского «Времена года»)

Конспект ООД по развитию речи «Озорной ветерок»

Андреева Ксения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС КВ №29
Населённый пункт: с.Атепцево Наро–Фоминский р–н.М.О.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект ООД по развитию речи на тему "Моя семья"
Дата публикации: 03.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Образовательная область: Речевое развитие .

Вид деятельности: непосредственно - образовательная

Возрастная группа : подготовительная

Тема: «Моя семья »

Цель: Закрепить представление о семье , как о людях, которые живут

вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Программное содержание

Образовательные задачи:

Учить отвечать на вопросы; развивать навыки правильного

грамматического строя речи , учить рассказывать последовательно,

выразительно.

Обогащать словарный запас воспитанников.

Учить детей составлять устный рассказ о своей семье .

Развивающие :

- Развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать

друг друга и педагога;

- Развивать логическое мышление , через установление пар родственных

отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

Воспитательные:

Положительные взаимоотношения в семье .

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: семья , родственники, родные,

Материалы и оборудование: картинки для рассказа, фотографии семейные,

Ход деятельности.

1. Орг. момент.

Дети становятся в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, по приветствуем друг друга.

Воспитатель: а сейчас мы присядем, и послушаем стихотворение.

2. Воспитатель читает стих про семью.

«Семья – большое счастье

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой -

У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых.

У каждого на свете

Должны быть братья, сёстры.

Чтоб жизнь была весёлой,

И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:

Детишек, птиц, зверья,

Должны быть те, кто дорог -

Родимая семья !

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой,

Семья- большое счастье

Подарок самый-самый!

3. Воспитатель: А кто мне скажет, о чем это стихотворенье?

Дети: ответы детей (о семье , маме, папе и т. д.)

4. Беседа о семье.

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского

Ответы детей: домой!

Воспитатель: А почему?

Ответы детей: Потому что нас дома ждут.

Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья ! Вы – самые

счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят вас , весело и

дружно живут все вместе.

Главное, чтобы в семье всегда были мир , дружба, уважение, любовь

друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но

если они любят друг друга – это настоящая семья .

Хорошо, если семья большая .

5. Воспитатель: А какая у тебя семья? (вопрос к детям)

Ответы детей; большая, маленькая

6. Воспитатель: А теперь я вам предлагаю рассказать о своей семье.

Кто хочет рассказать о своей семье ?

Дети по семейным фотографиям рассказывают о своих близких и родных,

указывая их род занятий.

Воспитатель: А кто живет в ваших семьях ?

Ответы детей: (мама, дедушка, папа, бабушка, брат, сестра.)

Воспитатель: А кто скажет? как мы назовём маму, папу, брата, сестру

одним словом!

Ответы детей: семья , родители, родственники.

Воспитатель: кто хочет поиграть и назвать хорошие слова о

родственниках?

Проводится игра - Дидактическая игра «Подбери признаки» Подберите

как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, седая, отзывчивая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая,

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший,

подвижный:

Воспитатель. Молодцы.

Воспитатель: – А что мама умеет делать?

Ответы детей: (шить, готовить, стирать, мыть)

Воспитатель – А папа что умеет делать?

Ответы детей: (мастерить, пилить, копать, строить)

7. Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною, летом и зимою

Мы во двор выходим- дружною семьёй .

Встанем в круг, и по порядку- каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо – влево- делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой и качаю головой.

8. Пальчиковая гимнастика (стоя)

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в

определенной последовательности прогибать пальцы, начиная с

безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья :

Это – мама,

Это – бабушка моя.

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

10. Психогимнастика. «Мамино настроение» (выполняется сидя на

стульях)

Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и

дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас

я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший

поступок – поднимите вверх солнышко и улыбнитесь, а если это плохой

поступок – поднимите тучку и сделайте грустное лицо.

Сын полил комнатные цветы.

Дочка съела всю кашу.

Мальчик порвал книжку.

Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?

Дети убрали игрушки на место.

Девочка разбила чашку.

Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться)

Сын подрался во дворе.

А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо

договариваться или обратиться за помощью к взрослому)

Дочка помыла посуду.

Мальчик вытер пыль.

А теперь еще поиграем игра"Кем члены семьи приходятся друг другу? "

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Воспитатель. Какие вы все молодцы! Так хорошо рассказали о своих семьях!

И на вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и

дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу.

Воспитатель. А теперь игра называется.

А теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является

родственником?

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Мама, соседка, бабушка, сестра

Бабушка, подруга, сестра, мама

Сестра, продавец, бабушка, брат

Дворник, папа, брат, дедушка.

Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?

Дети: чтобы жалели, хвалили, любили, помогали, заботились.

Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в

Дети: в семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить,

заботиться друг о друге.

Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и

родственников! Давайте с вами поиграем?

Воспитатель : а сейчас представьте себе, что вы отправляетесь в гости к

бабушке и дедушке. А дедушка и бабушка обязательно приготовят для вас

угощение.

Игра «Угадайте что»

Из фруктов сварят – (фруктовый компот)

Из овощей сделают – (овощной салат)

Из муки испекут – (вкусные пироги, блины)

Воспитатель: А кто скажет, что же такое семья ?

Дети: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга

и заботятся друг о друге.

Закрепление изученной темы

Загадки

1. Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щёчку поцелует - чмок?

Вот она всегда какая

Моя. родная!

2. Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, …

3. Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой. (бабушки)

4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый. (дед)

5. Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой -

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы - одна… (семья )

Воспитатель: а я в свою очередь хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая,

дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.

Спасибо за активное участие и до новых встречи, дети!

Задачи:

Связная речь: учить детей составлять рассказ, включая в речь антонимы.

Словарь: учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Материал: предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы.

Ход занятия.

Воспитатель:

Назовите то, что вы видите вокруг себя, какие это

предметы. Как мы отличаем один предмет от другого?

Дети сравнивают предметы. Воспитатель помогает выделить существенные

признаки и обобщает их наблюдения (буфет и шкаф отличаются по величине:

один высокий, другой ниже, один широкий, другой более узкий и т.п.).

Воспитатель:

Предметы отличаются друг от друга и по размерам, и по цвету, и по форме, и ещё по тому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны эти предметы (из дерева). Как одним словом можно сказать, какие это предметы? (деревянные). Назовите, какие предметы делают из дерева?

– А теперь представьте себе, что перед вами стоят две девочки, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них одинаковый. Как мы сможем различить их? (по именам)

Да, правильно, по именам. И предметы различаются по именам, а точнее – по названиям. Вот этот предмет как называется? (мяч). Что означает это слово мяч? (Это игрушка; она круглая, ...).

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой «Плим»:

Ложка – это ложка, Тряпка – это тряпка,

Ложкой суп едят. Тряпкой вытру стол.

Кошка – это кошка, Шапка – это шапка,

У кошки семь котят. Оделся и пошел.

А я придумал слово, Вот прыгает и скачет

Смешное слово – плим. Плим, плим, плим,

Я повторяю снова – И ничего не значит

Плим, плим, плим... Плим, плим, плим.

Воспитатель:

Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, вот как слово «плим».

ИГРА – ФИЗМИНУТКА

Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

На прошлом занятии вы слушали сказку «Как комар- комарович спас всех комаров». Вспомните, какой был комар комарович (смелый). Да, смелый. А теперь подбелите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный).

А какой был медведь? (трусливый). Подберите к слову трусливый слова, близкие по значению (боязливый, пугливый). Да, правильно, слова боязливый и трусливый близкие по смыслу.

А теперь придумайте рассказ, в котором будут слова противоположные по смыслу. Если один мальчик всего боялся, а другой...

Дети составляют рассказ, придумывают ему название, дают оценку.

Воспитатель:

К нам в гости Маша, она что то хочет нам сказать, давайте ее послушаем внимательно и поможете мне исправить. Слушайте внимательно: «Это я проснул сестричку»; «Мамочка, я тебя громко–громко люблю»; «Папа, иди шепотом».

После каждого предложения воспитатель задает вопросы: «Можно ли так сказать?», «Как сказать правильно?». Если кто–то отвечает неправильно, он обращается ко всей группе: «Вы думаете, так можно сказать? Кто исправит?».

Воспитатель:

Вот видите, когда не думаешь, какой слово сказать, берешь совсем не подходящее по смыслу, получается и неправильно, и смешно. Сейчас вы поможете мне подобрать нужные слова в стихотворении «Подскажи словечко»:

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит…