Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Родительское собрание. Тема: «Развитие речи детей среднего возраста» Выполнила: Воспитатель Атрощенко Л.В.

2 Форма проведения: встреча с элементами практикума. Цель: создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, вовлечь в педагогический процесс и жизнь группы. Участники: родители, воспитатели, учитель - логопед. Место проведения: группа 1. Вступительный часть. План проведения 2. Практикум «Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка», «Разбор проблемных ситуаций» 3. Характеристика речи детей пятого года жизни (учитель-логопед). 4. Педагогический всеобуч «Роль семьи в речевом развитии ребенка» 5. Работа в микрогруппах; как сделать чтение интересным; игровая мини - программа; 7. Подведение итогов собрания. 1. Подготовительный этап Ход мероприятия: Подготовка материалов. Приглашение родителей на собрание. Изготовление памятки для родителей, оформление родительского уголка по теме собрания. 2. Вступительный часть

3 Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья - это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. (Воспитатель обращает внимание родителей на схему.) Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача - познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме - в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет». Сегодня вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие. 3. Практикум «Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка» Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка и объясните свой выбор. (на столах лежат карточки с текстом)

4 1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста. 2. Общение ребёнка со сверстниками. 3. Строение артикуляционного аппарата. 4. Речь взрослых - образец. 5. Развитие мелкой моторики рук. 6. Чтение детской художественной литературы. 7. Игры ребёнка со взрослыми и сверстниками. (Обсуждение.) Разбор проблемных ситуаций Ситуация 1. Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Вопрос: Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный. Что нарисовано на картине? Что делают дети на картине? Про что (о чем) рассказал художник своей картиной? (Перечисляют изображенные предметы, опишут картину, попытаются истолковать картину). Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу. Ситуация 2. Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?». Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая снова задает вопросы. Вопрос: В каком возрасте вел себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы? - Какие вопросы задают ваши дети? (Вопросы «кто, что, какой?» характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них выражается потребность ребёнка в контакте со

5 взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому часто не дослушав ответ, ребёнок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем - то неизвестным, при попытке понять что-то новое.) Ситуация 3. Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко. Вопрос: Какими, на ваш взгляд, могут быть причины? (Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему - либо. Возможно прежде, когда ребёнок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие и др.) Ситуация 4. Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит, и не стремиться к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает! Вопрос: Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (В продуктивных видах детской деятельности ребенок учиться ставить цель, прилагать усилия для достижения результата. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что создаёт предпосылки для успешного овладения письмом.) Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей 5-го года жизни» Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овладение речью находиться в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

6 Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми, становятся замкнутыми и раздражительными. Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее обратиться за помощью к логопеду. Передаем слово учителю-логопеду. Ребёнок к 5 годам: Правильно произносит гласные и согласные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание; Накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети используют в речи прилагательные, наречия, местоимения и предлоги. Активно осознаёт обобщающую функцию слов; Через слово овладевает основными грамматическими формами речи (это множественное число. Винительный и родительный падежи, уменьшительно - ласкательные суффиксы); Употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности. o Дети в 4 года неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ», сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а л некоторые их пропускают.

7 o Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета. o Требует совершенствования интонационная сторона речи. o Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией. Темпом, силой голоса. o Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. o При построении простых распространённых предложений они у опускают отдельные члены предложения. o Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка. o Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи. o Дети часто отвлекаются от содержания вопроса. Вы познакомились с требованиями к речи ребёнка пятилетнего возраста. Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребёнка? Формирование звуковой культуры речи. Обогащение словарного запаса. Формирование грамматического строя речи. Обучение рассказыванию, связной речи. Развитие выразительности речи. В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения: Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки; У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование сущ. И прилагательных в роде и числе, употребление род. падежа множ. числа). Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют

8 в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития. С помощью речи взрослые определяют и направляют поведения ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим чадом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, подзарядиться положительными эмоциями.

9 Эмоциональные переживания, а не какие - либо разумные доводы и соображения побуждают ребёнка к тем или иным поступкам. Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем: поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года; в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает; загадать загадку и найти отгадку; поискать приметы времени года; познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами; прочитать стихотворение, вспомнить песенку; поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например, «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию?», «С какой ветки детки?» и т. д. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления. Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть его. Следует учить ребёнка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

10 Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова - признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое. Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках. О членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития. Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью. А хорошо знакомые сказки можно ещё и играть. Работа в микрогруппах (Воспитатель предлагает родителям объединиться в небольшие группы.) Вариант 1. Придумайте продолжение сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». (Рассказы родителей незаметно записываются) Вариант 2. Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку. (Сказка записывается и в конце зачитывается.)

11 Как сделать чтение интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это можно сделать? Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развить умения понимать и наблюдать. Во время чтение задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как девятиэтажный дом или маленькая, как муравейник?», «Какого цвета у них было ведёрко?». Озвучьте рассказ. Подумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в рассказе, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают звери и птицы. Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение. Попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку. Отступайте от текста. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширять словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, функциональные признаки (мяч это игрушка, в него играют, начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют

12 обобщающие слова. Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний описание и повествование. Речь детей становиться более связной и последовательной; совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая стуктура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. Подведение итогов собрания Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием. Принимать активное участие в работе детского сада. К 5 годам ребёнок становится инициативным и компетентным собеседником, он стремится к расширению своих контактов с людьми. Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с детьми, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!

Консультация для родителей о развитии речи детей 4 5 лет Подготовила: Кабирова Ирина Юрьевна 2014 год. Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Подготовила учитель-логопед ДОУ 4 «Сказка» БОНДАРЕНКО С.В. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно

ГБОУ ШКОЛА 1194 ДО к.1511 Речевое развитие по ФГОС Проработали материал: Тарасова О.А. Салихова Н.М Развивающая речевая среда Младшая группа 3-4 года 1. Помощь в общении 2. Взаимодействие друг с другом

Пояснительная записка к программе по развитию речи для детей 3-4 лет. Рабочая программа по развитию речи в младшей группе разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей 3 лет» Время проведения: февраль Форма проведения: посиделки. Цель: Раскрыть развитие речи для всестороннего развития ребенка. Задачи: 1. Познакомить

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ 1290» Согласовано Программно-методическим советом ГБОУ «Гимназия 1290» Протокол 1

Захарова Наталья Ивановна воспитатель, педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 55 общеразвивающего вида» г.о. Электросталь Московской области РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ

Пояснительная записка Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Средний возраст самый оптимальный возраст для воспитания и обучения. Детей этого возраста часто называют

«Преемственность между детским садом и школой» Орлова Елена Федоровна, учитель высшей категории Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Способы развития

МБОУ «Начальная школа детский сад 44» г. Белгорода Консультация «Этапы работы по развитию речи дошкольников» Подготовила: Федоровская М.Н. Учитель-логопед Развитие четкой, грамотной и богатой речи, которая

Бюллетень «Полезная книга для родителей» «Развитие связной речи и речевого общения детей» Исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР (с III уровнем речевого развития) значительно отстают

Любознательность как ступень к индивидуальному развитию речи ребенка. Речь чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители,

* «Система работы по реализации образовательной области «Коммуникация» в старшем дошкольном возрасте». Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской

Страничка логопеда Часть 1 В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 62 «Журавушка» ПРОЕКТ Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Кравец

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 «Малыш» комбинированного вида Учебно-образовательный проект «Репка» (средняя группа) Воспитатель МДОУ No9»Малыш» Остроменская Е.В. 2009

Нормы развития речи по возрастам 0-1 ГОД 1 месяц ребенок реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. 2 месяца - ребенок интонирует крики, можно различить крики удовольствия

Консультация для родителей, воспитателей, педагогов ТЕМА: «Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте: звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь». Учитель-логопед: Нестерова

Развитие речи Тема занятия Программные задачи по предмету 1 Здравствуй школа! Загадки о школьных принадлежностях Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; самостоятельно придумывать события,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Развитие речи» для реализации в 2015-2016

Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом

Слайд 1 Особенности речевого развития ребенка слайд 2 в дошкольной педагогике Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической,

ГАУК МО «Московская областная государственная научная библиотека им. Н.К. Крупской» Развитие речи ребенка в семье Рекомендательный список книг Советы родителям Речь одна из линий развития ребенка. Благодаря

Л. В. Малашкевич Программа «Развитие речи детей 5 6 лет» Пояснительная записка Речь одна из основных линий развития ребѐнка. Нормальное речевое развитие необходимо ребѐнку для успешного обучения в школе.

В этом возрасте накапливается определенный словарный запас, содержащий все части речи, где самое большое количество представляют существительные и глаголы, обозначающие предметы ближайшего окружения и

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа Югра муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 20 «Сказка» (МБДОУ ЦРР «Детский сад

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14 «Рябинушка» Опыт работы по теме: Мир поэзии для детей Зуева Светлана Яковлевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад 14 «Рябинушка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 94 «Солнышко» г. Твери Образовательные области: Познавательное развитие Речевое развитие Художественно эстетическое развитие Социально коммуникативное

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр технического творчества «Интеграл» г. о. Самара Директо КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «ат Г0Д1ВАСИКА до Автор-составитель:

Обобщенный педагогический опыт «Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию связной реи дошкольников, имеющих проблемы в развитии.»

Копилка советов для родителей Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка

Бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Научно-исследовательский институт национального образования» Примерная программа Обучение русской речи для детей дошкольного возраста (4 7 лет) по обучению русскому

Развитие речи детей 4-5 лет На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ Презентация

Описание педагогического опыта «Формирование коммуникативной компетентности дошкольника посредством развития активного словаря ребенка в процессе дидактических игр» «Не условным звукам только учится ребенок

Проект «Любимая сказка» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. Сухомлинский Актуальность темы. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребѐнка. Входя

Презентация рабочей программы учителялогопеда МКДОУ д/с 77 комбинированного вида Адамович Т.В.. Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

Семинар - практикум для родителей на тему: «Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома» как средство формирования педагогической культуры родителей. Цель: формирование педагогической культуры

Непосредственная образовательная деятельность Конспект 66 РОД И РОДОСЛОВИЕ. СКАЗКА К. УШИНСКОГО «ЛИСА И КОЗЕЛ» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,

Нетрадиционные формы речевой работы с дошкольниками системе дошкольного образования В развитие речи занимает ведущее место. Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той

Согласовано: педагогическим советом протокол 1 от 02.09.2014 Утверждено: заведующий МБДОУ 74 Л.Н.Савченко приказ 122 от 02.09.2014 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации программы «От рождения до школы» образовательная

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 9 «Малыш» комбинированного вида Консультация для родителей Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста. Воспитатель МДОУ 9 «Малыш»

«Современные формы работы специалистов ДОУ по приобщению детей с ТНР к художественной литературе» Россия, когда то самая читающая страна в мире, в настоящее время, начала сдавать свои позиции. Сейчас одной

Оникиенко Екатерина Дмитриевна Воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с 12» г. Магнитогорска Развитие речи детей в режимных моментах Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе

Опыт работы во второй младшей группе воспитателя Дульцевой Ольги Петровны «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»-это тема моего самообразования. Как




1. Дети понимают на простых картинках действия и предметы. 2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей. 3. Понимают значение пространственных предлогов. 4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов. 5. Задают вопросы: «Как это называется?», «Что это?». 6. Насчитывается слов. 7. Пользуется фразой из слов. 8. В речи много глаголов в повелительном наклонении. 9. Характерно неправильное звукопроизношение. 10. Неустойчивое произношение многих слов. 11. Нарушена слоговая структура многосложных слов. 12.У части детей слабый, тихий голос. 2 года


1.Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. 2. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. 3. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. 4. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. 5. Любит слушать сказки. 6. Понимает несложные сюжетные картинки. 3 года


1. Словарный запас достигает 2000 слов. 2 Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. 3. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. 4. У многих детей звукопроизношение нормализовалось. 5. Связная речь еще не сложилась. 6. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. 4 года








Спасибо за внимание Материал: Литература: М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4 - е изд., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997г.

"Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

План проведения:

1.Вступительная часть - объявление темы собрания, целей

2.«Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» - советы родителей по развитию речи детей в домашних условиях

3.Домашнее задание для родителей: составление альбома по развитию речи
детей «Речевичок»

Ход мероприятия

Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

« Успешное речевое развитие ребёнка»

Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите личный пример.

Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее)

  1. От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
  2. От общения ребёнка со сверстниками
  3. От строения артикуляционного аппарата
  4. От речи взрослых (как образец для детей)
  5. От развития мелкой моторики
  6. От чтения детям художественной литературы
  7. От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее - это помощь логопеда (консультация)

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учить наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова - не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения.

В познавательном развитии задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.

Ребенок должен получить четкие представления:

Об окружающих предметах и их назначении;

О качествах (цвет, величина, форма) предметов;

О свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) предметов;

О материале, из которого сделаны предметы

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

  • Игра "Я заметил". Взрослый предлагает каждому ребенку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.
  • Игра "Вспомним "вкусные" слова и угостим друг друга".Взрослый и первый ребенок поочередно называют "сладкие" слова, взрослый и второй ребенок поочередно называют "соленые" слова и т.д.
  • Игра "Доскажи словечко".Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Например: " Ворона каркает, а воробей… .Сова летает, а заяц.."
  • Игра "Давай искать слова на кухне".Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: "Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова есть в кухонном шкафу?"

Еще в старину были придуманы скороговорки - род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения.

Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему понравятся эти забавные и короткие стишки.

Скороговорки для развития речи

А сейчас дорогие родители я предлагаю вам на мгновенье превратиться в детей и поиграть в речевые игры.

Игра «Подберите эпитеты к словам»

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Слон (большой, серый, толстый, добрый)

Игра «Сравни предметы между собой» .

Нужно найти как можно больше сходства и различия.

Стол - стул

Кресло - диван

Рубашка - футболка.

Игра «Сплетем венок из предложений» (с мячом)

Я произношу предложение, а вы находите в нем последнее слово и с этого слова придумываете новое предложение.

Например : 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки - залог здоровья и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родителям предлагается принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей. Помните!!!: только игровая форма изложения всегда позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное - успешным.

Памятка для родителей по развитию речи детей

  1. Общее правило - чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
  2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком - делайте его предложения распространенными.
  3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
  4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
  6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать - другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
  7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками - это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
  8. Обращайте внимание детейна звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический(речевой) слух.
  9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
  10. Читайте с ребёнком художественную литературу - это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
  11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
  12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
  13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Документы для скачивания:

Родительское собрание

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Задачи:

познакомить родителей с игровыми приемами, направленными на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков звукового анализа и синтеза;

предупредить типичные ошибки, допускаемые родителями при обучении детей чтению в дошкольном возрасте;

привлечь родителей к совместным занятиям с детьми по обучению грамоте.

Ход собрания.

Добрый вечер, дорогие родители! Спасибо вам, что смогли найти время и прийти на нашу с вами встречу, посвященную обучению наших детей.

Сначала, я предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).

После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо!

Дети – это самое дорогое, что есть у нас жизни. Это наши зайчики, солнышки, цветочки. У вас такое сокровище – одно единственное. И вы свое солнышко доверяете нам. И получается, что у нас самых лучших, самых любимых и единственных – 20. У нас с вами одна цель – сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе. Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании нашей группы, потому что понимаем: эту нашу общую цель без союза с вами, без вашей поддержки и помощи не достичь.

Основная часть

Для начала я бы хотела сказать огромное «спасибо» родителям, которые занимаются со своими детьми дома. Вполне понятно, что не все родители дошкольников в силу разных причин озадачены вопросом подготовки своих ребятишек к поступлению в школу.

Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.

Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.

К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов. Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы , характерные для многих детей старшего дошкольного возраста:

1.Бедный словарный запас;

2. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие:

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи, в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня);

Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове. 3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;

4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;

5. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).

В рамках нашей встречи я планирую остановиться подробнее на вопросах окончательного правильного звукового оформления речи. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

У дошкольника, начинающего заниматься основами грамоты, должна быть ярко выражена познавательная активность. Такой ребёнок любит общаться со взрослым, часто задаёт вопросы об окружающем, проявляет интерес к обучению. Познавательную активность ребёнка нужно всячески поощрять. Ведь это – основа для обучения. Не оставляйте без ответов любые вопросы Вашего ребёнка, чаще обращайте его внимание на явления окружающей жизни, больше читайте. Именно при совместном чтении книг (в отличие от просмотра видеофильмов) происходит необходимый духовный контакт ребёнка со взрослым. Это эмоциональное общение с родным человеком для дошкольника крайне важно и принесёт неоценимую пользу в его развитии.

Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если Вы замечаете у своего ребёнка старше трёх лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду.

Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

С чего же начать? К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Ребёнок при этом запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком гласных: «эф», «пэ», «ка» и т.д. Это неверный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.

На начальном этапе следует привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.

К.Д. Ушинский говорил: «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».

А сейчас вспомним:

1 . Звуки мы слышим и произносим.

Звуки бывают :

Гласные . Назови эти звуки. (А У И О Э Ы) . (Гласных звуков всего шесть) . Почему эти звуки называют гласными? Правило : «Гласный звук свободно льётся и как песенка поётся» . Эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды. Обозначаем красным кругом или квадратом.

А, О, У, Ы, Э - обозначают твердость согласных;

Я, Е, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.

Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].

Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].

Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].

Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

Согласные - эти звуки произносятся с шумом, выходящий воздух изо рта встречает преграды в виде языка, губ, зубов.

Согласный звук может быть :

-твердый, если после него стоит а, о, у, ы, э или в конце слова. Твердый звук обозначается синим квадратиком или кругом;

- мягкий звук, если его смягчает гласная я, е, ю, и, е, или Ь (мягкий знак) . Й, Ч, Щ - всегда мягкий. Мягкий согласный звук обозначаем зеленым квадратиком или кругом.

Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

Звук звонкий согласный, потому что работает голосок. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси «М-М-М» , чувствуешь, как дрожит горло – это работает голос. А можно закрыть уши руками и послушать, как звучит голос. Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком.

Звук глухой согласный звук , потому что голосок не работает. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси «Ф-Ф-Ф» , почувствуй, дрожит ли горло, работает ли голос. А можно закрыть уши руками и послушать, звучит ли голос. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.

2. Буквы видим и пишем.

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:

На что похожа буква?

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

3. Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный.

Слово - состоит из слогов.

Предложение - состоит из слов.

Однако без вашего активного участия, уважаемые родители, этот и так, в общем - то непростой процесс рискует затянуться. Все вы знаете, что дошкольник – это «человек играющий», и сейчас я раскрою глубокий педагогический смысл некоторых на первый взгляд, несложных игр, которые не потребуют от вас значительных финансовых вложений и временных трат. Тем не менее, именно эти игры помогут вашим детям с вашей же помощью закрепить полученные в садике знания, «просто беседуя» по дороге домой. Вашему вниманию будут предложены дидактические игры, направленные на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков звукового анализа и синтеза. Вы также можете принять участие в играх и поддержать своего ребенка.

Игра 1. Назвать предметы одним обобщающим словом.

Корова, коза, лошадь, свинья, овца (домашние животные)

Понедельник, вторник, среда, четверг (дни недели)

Лиса, волк, медведь, лось, заяц (дикие животные)

Свекла, морковь, репа, лук, редис (овощи)

Ромашка, мак, колокольчик, одуванчик, тюльпан (цветы)

Бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей (насекомые)

День, ночь, утро, вечер, полночь, полдень (части суток)

Скворец, ласточка, соловей, грач, кукушка (перелетные птицы)

Груши, яблоки, персики, слива, мандарин (фрукты)

Ботинки, валенки, туфли, тапки, сапоги (обувь)

Игра 2. «Назови первый звук в слове»

Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.

Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук [к], кит – в слове «кит» первый звук [к , ], сад – в слове «сад» первый звук [c], сено – в слове «сено» первый звук и т.д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий –твердый), а так же назвать последний звук в слове.

Игра 3. «Найди слова с нужным звуком в тексте» .

Цель : совершенствовать умение выделять слова с заданным звуком.

Ход игры : Надо найти и назвать слова со звуком «х» . Зачитывается текст

Игра 2 «Первый - последний».

Цель: развитие фонематического слуха, формирование умений выделять первый и последний звук в слове.

Ребенок называет первый звук, в названии картинки, а родитель называет последний звук в этом слове.



Игра 3. «Подбери словечко»

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком [ш] – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком [б , ] – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово со звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т.д.

Игра 4. «Поймай звук»

Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.

Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых

взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [a] далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А и т.д.

Игра 5. «Замени звук»

Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.

Ход игры: взрослый предлагает заменять определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т.д.

Игра 6. «Большой или маленький»

Цель: измерение протяженности слова; деление слова на слоги.

Ход игры: взрослый предлагает сравнить каких-либо животных или предметы, значительно отличающихся размерами, названия этих животных или предметов также должны отличаться по протяженности, но наоборот. Например: «Кто больше слон или цыпленок? (ответ ребенка) А теперь давай узнаем, какое слово больше «слон» или «цыпленок». Ребенок прохлопывает слова. Один хлопок на один слог слова.

Игра 7. «Доскажи словечко».

Цель игры : выработать языковую догадку, назвать как можно больше вариантов слов. Взрослый называет первый слог слова, а ребенок (родитель) называет продолжение слова. Например:

СА - НКИ РА - КЕТА

ПОГИ - БОТА

ХАР - ДУГА

МОЛЕТ - НА

ЛО - НЕЦ

Д - К

Игра 8. «Исправь ошибки».

Цель: развить слуховое внимание. Задание: воспитатель читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Детям (родителям) нужно правильно назвать слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Тащил мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

У печки с удочкой сижу

От рыбы глаз я не свожу (речки).

Звуковой анализ слова.

Цель: формирование умения последовательно воспроизводить звуки слова, различать гласные и согласные звуки, определять твердость-мягкость, глухость-звонкость услышанных звуков.

На доске висит картинка с изображением кошки.

.

Воспитатель задает вопрос : Что вы видите на картинке? (Кошку.)

Кого или что мы можем обозначить этим словом? (Игрушку – плюшевая кошка. Домашнее животное.)

Воспроизведение последовательности звуков в слове «кошка». Дети по очереди самостоятельно называют по одному звуку, затем хором повторяем звуки со всей группой. Также выборочно дают характеристику каждому звуку:

[к] – согласный, твердый, глухой;

[о] – гласный;

[ш] - согласный, твердый, глухой;

[к] - согласный, твердый, глухой;

[а] – гласный.

Внизу под картинкой выкладывается звуковая схема слова:

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Составление схемы предложения.

Цель: Формирование грамматических представлений детей о строении предложений и способах его оформления на письме.

Воспитатель предлагает детям составить предложения со словом «кошка». Выбирает любое предложение с предлогом. Например:

Кошка гуляет по крыше.

Дети загибают пальцы на руке, считают количество слов в предложении. Обозначают слова с помощью картонных полосок.

Первое слово обозначается уголком, так как первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, длинные слова обозначаем длинной полоской, предлог короткой. В конце предложения ставится точка.

.

Сложно было, правда? И это несмотря на то, что мы с вами – взрослые люди с огромным словарным запасом и творческим потенциалом. А нашим малочитающим и многосидящим перед телевизионным и компьютерным экраном детям эта задача зачастую становится непосильной.

Проанализировав все, что я сказала, вы подумаете «обучение дошкольника грамоте – это так сложно…» Что ж, вы правы. Однако наша с Вами совместная работа значительно облегчит этот процесс для наших детей.

И помните главное:

- разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;

- чаще общайтесь с ребенком;

- чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.

Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.