Граждане, оставившие работу, члены их семей в случае потери кормильца, а также все граждане, обращающиеся за социальной пенсией, подают заявления в районный (городской) орган социальной защиты населения по месту жительства.

Граждане, имеющие право на пенсию, вправе обращаться за пенсией в любое время после возникновения на нее права, без ограничения каким-либо сроком . За назначением пенсии по старости можно обратиться и до наступления соответствующего пенсионного возраста.

Какие документы необходимы для назначения пенсии? Это зависит от того, за назначением какой пенсии обратился гражданин. Общее правило таково: надо подтвердить документами все обстоятельства, от которых зависит право на пенсию и ее размер, включая право на надбавки к пенсии и ее повышение в соответствующих случаях. Так, к заявлению о назначении пенсии по старости прилагаются, как правило, документы о возрасте и соответствующем общем, а при необходимости и специальном трудовом стаже , а также о заработке. Однако в ряде случаев необходимы и дополнительные документы: о том, что женщина родила и воспитала до 8 лет пять и более детей (они требуются для назначения пенсии на льготных условиях многодетной матери); о признании заявителя инвалидом I группы или нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе (подтверждение этого обстоятельства необходимо для установления надбавки на уход); о нетрудоспособных членах семьи , находящихся на иждивении обратившегося за пенсией; о награждении соответствующими государственными наградами (такие документы нужны для повышения пенсии) и т.д. К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца приобщаются документы о смерти или безвестном отсутствии кормильца, дате и причине его смерти, о возрасте или инвалидности, иждивенстве граждан, на которых назначается пенсия, об их родственном отношении к кормильцу. Помимо этого, могут потребоваться и иные документы, например об общем трудовом стаже кормильца, о несчастном случае на производстве, повлекшем смерть кормильца, о заработке кормильца, об учебе членов семьи в возрасте от 18 до 23 лет и т.д.

Есть несколько общих правил, которые касаются документов, подтверждающих соответствующие обстоятельства (юридические факты).

Во всех случаях обращающийся за пенсией (независимо от ее вида) должен предъявить паспорт, удостоверяющий его личность и место жительства заявителя (либо иной подобный документ). Паспорт подтверждает и возраст. В отношении несовершеннолетних детей, не имеющих паспорта, документом, удостоверяющим их возраст, является свидетельство о рождении. Возраст умершего кормильца определяется на основании свидетельства о смерти или иного документа, содержащего необходимые сведения (если возраст не указан в свидетельстве о смерти).

Факт смерти, ее причина и дата устанавливаются на основании свидетельства о смерти, выданного органом записи актов гражданского состояния, а в отношении военнослужащих , смерть которых наступила в период прохождения военной службы , — соответствующего документа, полученного от воинской части, районного (городского) военного комиссариата, Министерства обороны СССР или Российской Федерации, госпиталя или иного военного учреждения. В тех случаях, когда кормилец умер по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы (из органов внутренних дел) и смерть его наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы, орган социальной защиты населения прилагает также выписку из заключения органа медико-социальной экспертизы о причине смерти. Безвестное отсутствие гражданина подтверждается решением суда .

Документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке или соответствующим пенсионным органом (органом социальной защиты населения и т.д.).

Изъятие из этого общего правила предусмотрено для документов о трудовом стаже— они представляются только в подлинниках. По установившейся практике в подлинниках представляются и некоторые иные документы — справки о заработке, справки о составе семьи умершего кормильца, об учебе членов семьи в возрасте от 18 до 23 лет и т.д.

Подготовка и представление документов для назначения пенсии. В связи с тем, что работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через администрацию организации, где они трудятся, вся работа по подготовке, в том числе предварительной, документов, необходимых для оформления пенсии, и представления обратившегося за пенсией к ее назначению возлагается на администрацию.

На практике в начале каждого года составляется список всех работающих, которые в следующем году достигнут пенсионного возраста. В этот список включаются все работники данного предприятия, приобретающие право на пенсию как на общих основаниях, так и при пониженном пенсионном возрасте. Списки составляются в хронологическом порядке, в зависимости от даты рождения работника. Обычно в них указываются: фамилия, имя, отчество работника; год, месяц и день рождения; наименование структурного подразделения (организация, где он работает); должность (профессия); основания назначения пенсии; общий трудовой стаж, подтвержденный документами; специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости при пониженном возрасте или на пенсию за выслугу лет. При необходимости принимаются меры по истребованию недостающих документов, а в соответствующих случаях — по розыску свидетелей , которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы.

На основе всех собранных документов администрация организации оформляет «Представление к назначению пенсии». Его форма утверждена Минсоцзащиты совместно с Минтрудом. Не позднее чем за 10 дней до достижения работником пенсионного возраста рекомендуется напомнить ему о возникновении права на пенсию.

Поданное заявление о назначении пенсии подлежит регистрации. В течение 10 дней со дня поступления заявления администрация обязана завершить оформление всех необходимых документов, а также «Представления», ознакомить с ним работника (под расписку) и в тот же срок передать все необходимые документы вместе с поданным заявлением и «Представлением» в орган социальной защиты населения.

Администрация обязана это сделать и в том случае, если собраны не все необходимые документы (их можно представить позднее).

При отказе в представлении к назначению пенсии (такие случаи крайне редки) работнику сообщается об этом в письменной форме с указанием причин отказа. В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением администрации, он вправе подать заявление о назначении пенсии непосредственно в орган социальной защиты населения.

Граждане, которым пенсия, доплата к ней, ежемесячное денежное содержание или другая подобная выплата назначается другими органами, подают заявления в эти органы.

Назначение пенсии. Сроки, с которых назначается и пересчитывается пенсия

Назначается пенсия соответствующим пенсионным органом (органом социальной защиты населения) после поступления заявления и всех необходимых документов.

Поступившее заявление, в соответствующих случаях вместе с «Представлением», регистрируется и заявителю выдается расписка, в которой указывается дата поступления заявления, а также отмечаются полученные и недостающие документы. Регистрация даты (дня) обращения имеет юридическое значение, учитывая, что пенсия назначается обычно со дня обращения или даже ранее этого дня.

Заявление о переводе с одной пенсии на другую, о перерасчете пенсии и о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии подается и регистрируется в таком же порядке по месту нахождения пенсионного дела заявителя.

Орган, принявший заявление, обязан при необходимости оказывать содействие в получении документов, недостающих для назначения пенсии, давать разъяснения и справки по вопросам пенсионного обеспечения.

Не позднее 10 дней после поступления всех необходимых для назначения пенсии документов соответствующий орган должен оформить расчет пенсии (включая подсчет среднемесячного заработка и трудового стажа), сформировать пенсионное дело и принять решение о назначении или об отказе в назначении пенсии. Заявление о перерасчете пенсий, о переводе с одной пенсии на другую и о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии рассматривается в пятидневный срок.

В случае отказа заявителю не позднее пяти дней после вынесения соответствующего решения выдается извещение о принятом решении с указанием причины отказа и порядка обжалования. Одновременно возвращаются все представленные документы.

Как правило, пенсия назначается со дня обращения за ней, если не установлено иное. Это касается всех видов трудовых пенсий — по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет, а также социальных пенсий. Иногда пенсия назначается не со дня обращения, а с более раннего, срока . Однако и в таких случаях день обращения за пенсией имеет юридическое значение.

Какой же день считается днем обращения за пенсией, с которого обычно назначается пенсия? Это тот день, когда подано заявление о назначении пенсии со всеми необходимыми документами.

Минсоцзащиты традиционно ограничительно истолковало данное правило. Оно установило, что днем обращения за пенсией считается не день подачи заявления о назначении пенсии, а день приема такого заявления органом социальной защиты населения. Это верно, если заявления подаются непосредственно в данный орган. Однако работающие подают заявление администрации организации, где они трудятся, а администрация затем передает его вместе с документами и своим «Представлением» в орган социальной защиты населения. Таким образом, между днем подачи заявления и днем передачи администрацией заявления и документов в орган социальной защиты населения проходит определенное время. Пенсия назначается в таких случаях не со дня подачи заявления, как того требует закон , а со дня его передачи в указанный орган.

Почему установлено подобное ограничительное правило? Оно заимствовано из советского прошлого. В то время днем обращения действительно считался день приема органом социальной защиты населения «Представления» администрации или заявления. Теперь днем обращения считается день подачи заявления о назначении пенсии.

При направлении заявления и документов по почте днем обращения считается дата их отправления. Она определяется по штемпелю почтового отделения, которое приняло соответствующее отправление.

На практике пересылка заявления и документов по почте почти не применяется главным образом потому, что они могут затеряться; восстановить же их подчас трудно, а иногда даже невозможно. Кроме того, в органах социальной защиты населения осуществляется сверка выписок из паспорта и трудовой книжки с подлинниками, т. е. с паспортом и трудовой книжкой, которые затем возвращаются. Учитывая это, заявление и «Представление» администрации с соответствующими документами передаются в орган социальной защиты лично гражданином , обратившимся за пенсией, либо представителем организации.

Образец (бланк) заявления о назначении пенсии имеется в организациях, которые представляют работающих граждан к пенсии; есть он и в органах социальной защиты населения.

Текст заявления, составленный по образцу, напоминает будущему пенсионеру о его правах и обязанностях: о возможности получать, как правило, лишь одну государственную пенсию по своему выбору, об обязанности извещать орган, который выплачивает пенсию, обо всех обстоятельствах, влекущих уменьшение размера пенсии либо приостановку ее выплаты, и т.д. Заполнение заявления по рекомендованной форме исключает также случаи, когда обращающийся за пенсией не приводит сведения, имеющие значение при разрешении его пенсионного вопроса (данные о нетрудоспособных иждивенцах, на которых начисляется надбавка, и др.).

В связи с тем что днем обращения за пенсией считается на практике, вопреки закону, день приема «Представления» организации со всеми документами органом социальной защиты населения, а не день подачи заявления о назначении пенсии, любая задержка передачи «Представления» с документами в орган социальной защиты населения практически отодвигает срок, с которого назначается пенсия. Надо иметь в виду, что граждане могут потребовать возмещения причиненного вреда, связанного с задержкой назначения им пенсии по вине организации.

Поскольку нередко собрать полностью все необходимые для назначения пенсии документы вовремя не удается, Закон предусматривает возможность обратиться за пенсией, т. е. подать заявление о ее назначении, приложив к заявлению лишь часть необходимых документов. В таких случаях орган, принявший заявление с частью документов, обязан дать обратившемуся за пенсией разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Разъяснение, как правило, дается в расписке, выдаваемой в подтверждение поступления заявления с частью документов. Если недостающие документы представлены не позднее трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается день подачи заявления с частью документов.

В трех случаях пенсия назначается ранее дня обращения за ней. Это касается лишь трудовых пенсий, социальная же пенсия всегда назначается со дня обращения за ней.

1. Закон 1990 г. ввел новое правило, согласно которому пенсия по старости (как и пенсия за выслугу лет) назначается со дня прекращения работы, если обращение за ней последовало не позднее месяца с этого дня. Причина оставления работы значения не имеет.

Это правило установлено для того, чтобы не было перерыва в получении источника средств к существованию, когда оплата труда заменяется пенсионным обеспечением. Вместе с тем оно дает возможность без излишней спешки оформить пенсию, если по каким-либо причинам она не была назначена до прекращения трудовой деятельности.

2. Инвалидность устанавливается в связи с тяжелым и, как правило, длительным заболеванием. Зачастую со дня установления инвалидности и до дня обращения за пенсией проходит определенное время. Причины задержки обращения за пенсией по инвалидности могут быть самые разные (тяжелая болезнь и продолжение лечения, глубокое переживание в связи с утратой трудоспособности, осложнения в се пенсией по инвалидности и необходимости материальной поддержки инвалидов предусмотрено, что пенсия по инвалидности назначается со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 12 месяцев с этого дня. Днем установления инвалидности считается тот день, в который вынесено соответствующее решение органа медико-социальной экспертизы. Если освидетельствование проводилось несколько дней (в этом случае указывается дата начала и дата окончания освидетельствования), то днем установления инвалидности считается дата начала освидетельствования. При этом причина инвалидности и ее группа не имеют значения.

3. Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается со дня смерти кормильца, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев со дня смерти кормильца. В отношении пенсии по случаю потери кормильца установлено еще одно правило, которое практически исключает назначение пенсии со дня обращения за ней: при обращении за пенсией по истечении 12 месяцев со дня смерти кормильца она назначается на год раньше того дня, когда последовало обращение.

Во всех указанных случаях пенсия устанавливается не ранее, чем со дня возникновения права на нее, например не ранее достижения пенсионного возраста, рождения ребенка, потерявшего кормильца.

Что касается перевода с одной пенсии на другую, то он осуществляется со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Размер пенсии часто подлежит изменению в связи с рядом обстоятельств. Он может увеличиваться или, наоборот, уменьшаться. Пенсионер, имеющий право на иную пенсию, вправе перейти с одной пенсии на другую и т.д.

С какого срока пересчитывается назначенная пенсия? При возникновении права на повышение пенсии размер пенсии изменяется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился с заявлением о повышении пенсии со всеми необходимыми документами. Наиболее часто встречающиеся случаи повышения пенсии — это перерасчет пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа, с увеличением заработка, возникновением права на установление к пенсии соответствующих надбавок и права на повышение пенсии.

В таком же порядке пересчитывается назначенная пенсия при представлении дополнительных документов, дающих право на повышение пенсии (например, документов о трудовом стаже, о заработке), которые не были представлены к тому времени, когда устанавливалась пенсия.

При наступлении обстоятельств, влекущих уменьшение пенсии, размер пенсии изменяется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Особое правило установлено в отношении пенсий по случаю потери кормильца. Число членов семьи может меняться по различным причинам, например в связи с тем, что один из детей , на которых установлена пенсия, достиг 18 лет либо ребенок умершего кормильца в возрасте от 18 до 23 лет поступил на очное отделение профессионального учебного заведения и т.д.

Во всех этих случаях, независимо от того, увеличивается или уменьшается число членов семьи, пенсия пересматривается по числу членов семьи, имеющих право на ее получение, с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии.

Так же решается вопрос о сроке прекращения выплаты пенсии, если наступили обстоятельства, влекущие прекращение ее выплаты. Выше указывались правила, касающиеся обращения за пенсией и срока, с которого назначается пенсия, установленные Законом 1990 г. Ряд этих правил содержится и в Законе 1993 г. (о дне обращения за пенсией, о сроке перерасчета назначенной пенсии, сроке рассмотрения заявления о назначении пенсии и др.). Что касается срока, с которого назначаются пенсии по этому закону, то общее правило здесь несколько иное: пенсия обычно назначается со дня увольнения со службы, но не ранее дня, по который выплачено довольствие при увольнении. Вместе с тем законом определены случаи, когда пенсия устанавливается с более поздних сроков. Так, при установлении инвалидности по истечении трех месяцев со дня увольнения со службы пенсия назначается со дня установления инвалидности. При этом при задержке обращения пенсия назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Введение

Пенсионное обеспечение -- одна из важнейших социально-экономических проблем современной России.

Эта тема всегда будет актуальна, ведь далеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Таким образом, все средства аккумулировались на государственных счетах и затем перераспределялись. В настоящий момент на финансовом рынке появляются новые участники - пенсионные фонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их цель - накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которые заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости. Статистические данные необходимы при регулировании пенсионного обеспечения в стране.

Перед статистикой пенсионного обеспечения стоят следующие задачи:

· сбор данных о численности получателей пенсии;

· формирование бюджетной политики ПФР и контроль за ее проведением;

· Прогнозирование и анализ финансовых ресурсов ПФР;

· Ведение бухгалтерского учета и отчетности;

· Актуальное прогнозирование долгосрочного развития пенсионной системы.

Выполнение этих задач необходимо для успешного функционирования всей пенсионной системы. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации.

Общая характеристика органов пенсионного обеспечения

В настоящее время в России, как отмечалось ранее, отсутствует единая пенсионная система. Причин такого положения дел несколько, главные из них: разные источники финансирования, за счет средств которых осуществляется пенсионное обеспечение, -- средства Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и средства, выделяемые из государственного бюджета; различные категории лиц -- получателей пенсий -- застрахованные граждане и лица, занятые в системе государственной службы, некоторые иные категории граждан; законодательно установленные неодинаковые условия и нормы предоставления данных денежных выплат, а соответственно -- уровень материального обеспечения их получателей, например, более высокие размеры пенсий у государственных служащих и др.

В итоге это привело к тому, что ряд федеральных министерств и ведомств -- МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, ФНС России, Генпрокуратура России, Верховный Суд Российской Федерации -- имеют самостоятельные пенсионные службы.

Наибольший объем работы по пенсионному обеспечению граждан падает на ПФР и его органы. Это вызвано тем, что он «обслуживает» самую распространенную категорию лиц -- застрахованных граждан по системе обязательного пенсионного страхования и в отдельных установленных законом случаях -- членов их семей, лиц, добровольно вступивших в систему обязательного пенсионного страхования, и некоторых иных категорий. Поэтому в дальнейшем речь будет идти об организации работы только «массовой» пенсионной службы, каковой является ПФР.

ПФР и система подведомственных ему органов составляют единую, централизованную многоуровневую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам.

Структурно она может быть представлена так:

федеральный уровень -- Пенсионный фонд Российской Федерации (правление, исполнительная дирекция);

федеральные округа Российской Федерации -- управления

ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

уровень субъектов Российской Федерации -- территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

местный -- городской (районный) уровень -- управления

(отделения) ПФР в районах (городах).

На федеральном уровне управление пенсионной системой осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом -- исполнительной дирекцией.

* В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФР,

Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

Исходя из этих принципов, средства обязательного пенсионного страхования, а соответственно и ПФР не являются государственной собственностью. Они должны рассматриваться как собственность самих застрахованных по этой системе страхования лиц и работодателей, уплачивающих страховые взносы в ПФР. Следовательно, все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде страховых пенсионных взносов, должны распределяться между пенсионерами с учетом их трудового вклада. (Под ним обычно понимают продолжительность трудовой деятельности, то есть длительность уплаты страховых взносов, и уровни оплаты труда, с которых взимались такие взносы.)

С 01.01.2002г. в России произведена пенсионная реформа. Вступают в силу новые законы о пенсионном обеспечении.

Это означает, что к базовой части трудовой пенсии добавляются пенсионные выплаты, которые рассчитываются исходя из общей суммы уплаченных конкретным человеком (или за него) страховых взносов, которая фиксируется в его лицевом счете, -- сколько зачислено, столько и будет выплачено после назначения ему пенсии в так называемый период дожития.

Помимо этого, в структуру пенсионных выплат наряду с базовой частью трудовой пенсии и ее страховой частью введена накопительная часть.

Вопрос № 1. Общая характеристика органов пенсионного обеспечения .

В настоящее время в России, как отмечалось ранее, отсутствуеет единая пенсионная система. Причин такого положения дел несколько, главные из них:

-разные источники финансирования , за счет средств которых осуществляется пенсионное обеспечение, - средства Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и средства, выделяемые из государственного бюджета

-различные, категории лиц - получателей пенсий - застрахованные граждане и лица, занятые в системе государственной службы, некоторые иные категории граждан; законодательно установленные неодинаковые условия и нормы предоставления данных денежных выплат, а соответственно - уровень материального обеспечения их получателей, например, более высокие размеры пенсий у государственных служащих и др.

В итоге это привело к тому, что ряд федеральных министерств и ведомств - МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, ФНС России, Генпрокуратура России, Верховный Суд Российской Федерации - имеют самостоятельные пенсионные службы.

Наибольший объем работы по пенсионному обеспечению граждан падает на ПФР и его органы. Это вызвано тем, что он «обслуживает» самую распространенную категорию лиц - застрахованных граждан по системе обязательного пенсионного страхования в отдельных установленных законом случаях - членов их семей, лиц, добровольно вступивших в систему обязательного пенсионного страхования, и некоторых иных категорий. Поэтому в дальнейшем речь будет идти об организации работы только «массовой» пенсионной службы, каковой является ПФР.

В принципиальном плане ПФР и его нижестоящие органы не должны быть органами государственной власти, хотя в настоящее время они именуются государственными учреждениями.

Структурно она может быть представлена так:

Федеральный уровень - Пенсионный фонд Российской Фе­дерации (правление, исполнительная дирекция);

Федеральные округа Российской Федерации - управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

Уровень субъектов Российской Федерации - территориаль­ные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

Местный - городской (районный) уровень - управления (отделения) ПФР в районах (городах).

Как мы видим, для решения поставленных задач и выполне­ния своих функций в стране функционирует структура управле­ния пенсионным обеспечением в порядке обязательного пенси­онного страхования.

На федеральном уровне управление пенсионной системой осу­ществляется правлением ПФР и его постоянно действующим ис­полнительным органом - исполнительной дирекцией.

В субъектах Российской Федерации действуют региональные от­деления ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по пенсионному обе­спечению граждан.


Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и го­родах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

В целом для ПФР характерна централизация управленческих функ­ций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функ­ций в области пенсионного обеспечения и заканчивая контролем, за расходами на содержание аппарата пенсионной системы.

Сразу же отметим главную особенность , присущую ПФР.

ПФР и его нижестоящие органы не должны являться органами исполнительной власти. Такие пенсионные фонды должны стро­иться на принципах обязательного социального страхования, ко­торые закреплены в Федеральном законе «Об основах обязатель­ного социального страхования». К ним относят, например, все­общность, самоуправление, солидарность, паритетность участия в данном страховании, автономность финансовой системы обяза­тельного социального страхования и др.

Исходя из этих принципов , средства обязательного пенсионного страхования, а соответственно и Пенсионный фонд Российской Федерации не являются государственной собственностью. Они должны рассматриваться как собственность самих застрахованных по этой системе страхования лиц и работодателей, уплачивающих страховые взносы в ПФР. Следовательно, все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде страховых пенсионных взносов должны распределяться между пенсионерами с учетом их трудового вклада. (Под ним обычно понимают продолжительность трудовой деятельности, то есть длительность уплаты страховых взносов, и уровни оплаты труда, с которых взимались такие взносы.) В этом и проявляется главная черта обязательного пенсионного страхования - его коллективный, солидарно-распределительный характер, что определяет саму сущность такого страхования.

В России в настоящее время такой солидарно-распределительной системы обязательного пенсионного страхования нет. Его отдельные распределительные черты сохранились в функционирующей, теперь индивидуально-накопительной пенсионной системе, сложившейся в результате принятия в 2001 г. новых законов о пенсионном обеспечении, которые изменили саму сущность системы обязательного пенсионного страхования.

Это означает, что к базовой части трудовой пенсии добавляются пенсионные выплаты, которые рассчитываются исходя и общей суммы уплаченных конкретным человеком (или за него страховых взносов, которая фиксируется в его лицевом счете, - сколько зачислено, столько и будет выплачено после назначения ему пенсии в так называемый период дожития.

Помимо этого, в структуру пенсионных выплат наряду с базовой частью трудовой пенсии и ее страховой частью принудительно (в обязательном порядке) введена накопительная часть.

Во многих зарубежных странах существует подобная накопи­тельная пенсия, которая выплачивается обычно вне системы обя­зательного пенсионного страхования. Согласно законодательству этих стран граждане добровольно избирают варианты пенсион­ных накоплений, но, как правило, только в порядке негосудар­ственного пенсионного страхования.

Исходя из вышеизложенного, нельзя однозначно утверждать что в настоящее время действующая пенсионная система в стране представляет собой обязательное пенсионное страхование в традиционном его понимании.

Пенсионная система как правовое понятие - комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений:

  1. отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов , за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты (финансовое );
  2. отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами (по существу, пенсионное право , т. е. совокупность , регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения);
  3. отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения .

В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм - пенсионное право - занимает центральное место.

Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной - пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.

В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм , регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения - пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий.

К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них - назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты, повышение и адаптация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.

Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств. Ряд ученых полагает, что каждое из указанных обстоятельств является основным, центральным или «собственным » в юридическом составе, а все остальные относятся к юридически значимым обстоятельствам. Для возникновения пенсионного правоотношения необходим полный юридический состав - наличие всех юридических фактов. При отсутствии хотя бы одного из них пенсионное отношение не может возникнуть.

Государственной пенсией признается пенсия, установленная государством. В Конституции РФ указано, что «государственные пенсии... устанавливаются законом» (п. 2 ст. 39). Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Особо следует отметить классификацию пенсий, основывающуюся на труде и иной общественно полезной деятельности:

  • трудовые, т.е. заработанные трудом;
  • нетрудовые, устанавливаемые вне связи с трудом (социальные пенсии).

Помимо классификации пенсий по основаниям их предоставления - по жизненным обстоятельствам или юридической основе в фактическом составе, а также на трудовые и нетрудовые, их можно подразделять и по иным признакам.

Вполне закономерна классификация пенсий по контингенту их получателей и по нормативным актам, на основании которых они назначены: пенсии для тех, кто трудился с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии для судей, государственных служащих, кадровых военнослужащих, военнослужащих срочной службы, инвалидов вследствие военной травмы,

В России, как отмечалось ранее, отсутствует единая и целостная пенсионная система. По этой причине в стране существует разветвленная сеть пенсионных органов. В ее состав входят ПФР, структурные подразделения (отделы, управления социального или пенсионного обеспечения) МВД России, Минобороны России, Минюста России, ФСБ России, Генпрокуратуры России и др. Одним из ведущих пенсионных органов считается ПФР, так как он является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, а главная задача этого Фонда - реализация одной из важнейших основных гарантий, а именно государственного пенсионного обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев.

ПФР образован постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в России в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с указанным Законом, осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

До 1 января 1992 г. действовали такие законодательные акты, как Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР, Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденные постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. А с 1 января 1992 г. вступили в силу другие: Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (в дальнейшем - Положение о ПФР) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд

Денежные средства ПФР находятся в государственной собственности Российской Федерации, они не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат (п. 2 Положения о ПФР). При этом ПФР являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. В первые годы своего существования функции ПФР были следующие:

  • - целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату государственных пенсий и на другие цели (тариф страховых взносов в ПФР ежегодно устанавливался федеральными законами);
  • - организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или в случае потери кормильца;
  • - капитализация средств ПФР, а также привлечение в фонд добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • - контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • - организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;
  • - межгосударственное и международное сотрудничество, участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий;
  • - изучение и обобщение практики правоприменения по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;
  • - проведение научно-исследовательской работы и разъяснительной работы среди населения и предприятий по вопросам, относящимся к компетенции ПФР

В соответствии с Положением о ПФР руководство фондом осуществляет Правление ПФР и его постоянно действующий исполнительный орган - исполнительная дирекция.

В состав Правления ПФР входят председатель, первый заместитель, а также некоторые управляющие отделениями фонда, представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие территориальными отделениями ПФР, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России.

Правление ПФР несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР; определение задач фонда; утверждение бюджета и сметы расходов ПФР и его органов, отчетов об их исполнении; утверждение структуры и штатов.

Для осуществления контроля за деятельностью исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов существует ревизионная комиссия ПФР.

Организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну. ПФР, образованный в целях государственного управления денежным фондом, был наделен государственно-властными полномочиями, многие из которых свойственны государственным органам исполнительной власти.

В соответствии с действовавшим до 1 января 2001 г. специальным законодательством ПФР обладал полномочиями в области сбора страховых взносов и вопросов, связанных с осуществлением контроля за уплатой взносов, взысканием недоимки и пени, наложением финансовых санкций, обращением взыскания на имущество плательщиков . Аналогичными правомочиями были наделены и налоговые органы. Однако дублирование ПФР функций налоговых органов нарушало принцип единства системы органов государственной власти и законодательного разграничения их компетенции, поэтому полномочия по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в ПФР (как и в ФСС России, фонды ОМС), по взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов с 1 января 2001 г. были переданы налоговым органам .

Наделение ПФР государственно-властными полномочиями, включая возможность издания им обязательных для исполнения актов, сблизило ПФР с государственными органами. Статьей 143 БК РФ установлено, что средства ПФР находятся в федеральной собственности и управляются органами государственной власти Российской Федерации. Вместе с тем остальные полномочия ПФР (расходования средств, получения и расходования бюджетных средств, в области гражданско-правовых отношений, взаимоотношений с государственными органами исполнительной власти) по своему характеру свойственны участникам бюджетного процесса, не относящимся к числу органов государственной власти. В соответствии со ст. 145 и 149 БК РФ на ПФР возлагается обязанность по составлению проекта бюджета, а также отчета о его исполнении, представление которых на рассмотрение законодательных органов производится государственными органами исполнительной власти РФ.

ПФР, как и другие социально-страховые фонды, не входит в систему федеральных органов исполнительной власти России, которая в настоящее время и состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств Б Несмотря на это, фактически фонды исполняют функции государственного управления в финансовой сфере.

Правовой статус ПФР включает в себя некоторые элементы, аналогичные статусу органов государственного управления, например деятельность фонда характеризуется специальной целью учреждения фондов, их задачами и функциями, закрепленными в законодательстве, направленными на финансирование социальных программ; фонд осуществляет реализацию публичного интереса, т.е. потребность граждан в обеспечении мерами социальной защиты; его компетенция определяется как совокупность прав и обязанностей, наличие властных полномочий; фонд обладает правом управления государственной собственностью в пределах предоставленных прав; он наделен полномочиями в применении мер принудительного воздействия для выполнения правовых предписаний.

Кроме этого, ПФР обладает определенными организационно-структурными характеристиками: законодательно установленным порядком образования, реорганизации, ликвидации; внутренней управленческой структурой; территориальными пределами деятельности и др.

Отсюда следует, что статус ПФР включает в себя элементы, присущие правовому статусу органов государственного управления а именно:

  • 1) это организованный коллектив людей с определенным порядком формирования, официальным наименованием, печатью, закрепленным порядком комплектования личного состава, распределением управленческих функций;
  • 2) деятельность фонда характеризуется специальной целью его создания, задачами и функциями, закрепленными в законодательстве, направленными на финансирование социальных программ; реализацией публичного интереса (т.е. потребностью общества в обеспечении социальной защищенности); методами и формами деятельности; компетенцией как совокупностью прав и обязанностей, властных полномочий; возможностью управления государственной собственностью в пределах предоставленных прав; изданием актов управления, обязательных для субъектов обязательного социального страхования; возможностью применения установленных нормативными актами мер принудительного воздействия для выполнения правовых предписаний;
  • 3) фонд имеет организационную структуру, включающую законодательно определенный порядок образования, реорганизации, ликвидации; имеет определенную нормативными актами внутреннюю функциональную структуру; обозначены территориальные пределы его деятельности.

В связи с проводимой административной реформой изменилось управление ПФР и социально-страховыми фондами.

В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» закреплено положение о том, что федеральное министерство осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов, а также установлен перечень функций, которые осуществляет федеральный министр в отношении государственных внебюджетных фондов. Вместе с тем Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30, определил круг полномочий федерального министра , реализуемых им в отношении государственных внебюджетных фондов и их должностных лиц, однако толкуются эти полномочия неоднозначно.

Проводимые преобразования финансовых основ обязательного пенсионного страхования с одновременным изменением вертикали власти в стране вызывают необходимость определения правового статуса ПФР и совершенствование законодательства в отношении его полномочий.

Для организации деятельности ПФР характерно следующее: нормативное регулирование порядка образования, реорганизации, ликвидации субъектов; подконтрольность государственных внебюджетных фондов; внутренняя организационная структура, органы администрации; процедуры деятельности; право на официальные символы.

В отличие от государственных органов, у которых все организационные элементы правового статуса закрепляются в соответствующих положениях об этих органах, организационно-структурный компонент правового статуса ПФР регулируется не только Положением о фонде, но и нормами гражданского законодательства, устанавливающими основные требования к его организационно-правовой форме как юридическому лицу, созданному в качестве государственного учреждения*.

Общие черты организационно-структурной части правового статуса ПФР таковы: а) создание, реорганизация и ликвидация производятся только на основании нормативных правовых актов федерального уровня; б) подконтрольность федеральным органам контроля общей и специальной компетенции, контролирующим использование его собственных средств наряду с бюджетными средствами; в) однотипность внутренней структуры ПФР, характеризуемая наличием двух органов - правления фонда и исполнительной дирекции фонда, подотчетных соответствующим органам государственной власти; г) постоянное местонахождение центрального органа фонда - г. Москва, а также использование официальных символов Российской Федерации в печатях и названиях фондов.

Организационная структура и региональное построение отделений ПФР, несмотря на значительное сходство, имеют и существенные различия. Указанные особенности отражены в положениях о ПФР и территориальных отделениях ПФР. В то же время ПФР обладает свойствами, порожденными двойственностью его правового статуса, которые не позволяют однозначно отнести его к органам государственного управления: фонд не является автономной частью государственного аппарата; является самостоятельным юридическим лицом, действующим не от имени государства, а по его поручению от собственного имени;

несет самостоятельную ответственность, при этом ответственность государства за действия фонда как собственника финансово-кредитных учреждений ограничена рамками гражданского законодательства, самостоятельно в процессе своей деятельности фонд создает финансовые ресурсы, являющиеся государственной собственностью, для осуществления своих задач, а не наделяется ими в процессе его организации; он подконтролен органам государственной власти, но не подчинен им; отсутствуют вышестоящие государственные органы в порядке подчиненности; штатные работники фонда не являются государственными служащими, хотя в ряде случаев действующее законодательство приравнивает их к государственным служащим в части обеспечения бытовым и медицинским обслуживанием, оплаты труда и т. д.

Реализация фондом полномочий в отношении финансовых средств опосредуется властными отношениями с государственными органами, осуществляющими от имени Российской Федерации ее права собственника. Такие отношения возникают в связи с необходимостью получения согласия собственника на распоряжение имуществом в определенных случаях, в связи с осуществлением контроля уполномоченными государственными органами за деятельностью ПФР и др. Отметим, что по отношению к НФР как государственному учреждению, основанному на праве оперативного управления, уполномоченные государственные органы наделены решающей властью по широкому кругу вопросов. Это можно объяснить тем, что ПФР реализует свои полномочия, касающиеся финансовых средств в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением финансовых средств.

При этом государство как собственник вправе перераспределить финансовые средства ПФР путем принятия федеральных законов. Для ПФР предусмотрен законодательный режим финансового планирования, основными плановыми документами которого являются бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов ПФР, принимаемые Федеральным Собранием РФ (в виде федеральных законов).

Органы государственной власти России наделены полномочиями по контролю за деятельностью ПФР, которые во многом определяются правовым режимом финансовых средств ПФР, являющихся государственной собственностью Российской Федерации. Основные из этих полномочий: создание, реорганизация и ликвидация ПФР; утверждение Положения о фонде (учредительных документов); определение целей, задач и функций фонда; составление и утверждение бюджетов фонда; назначение на должность и освобождение от должности руководителей ПФР; перераспределение финансовых средств фонда; установление целевого расходования денежных средств, аккумулированных фондом;

контроль за сбором, использованием и распределением финансовых средств Фонда.

Это притом что ПФР и ФСС России сами, как фискальные учреждения, наделены полномочиями государственно-властного характера, прежде всего в отношениях с плательщиками страховых взносов и получателями финансовых средств фондов.

В административно-правовом статусе ПФР так же, как и в статусе государственных органов, можно выделить четыре основных компонента: целевой, структурно-организационный, компетентностный (компетенцию), а также наличие ответственности.

Цели, задачи и функции ПФР во многом определяют его организационно-структурное построение, сферу деятельности и компетенцию. Главными целями его создания и деятельности является создание государственных гарантий в системе пенсионного обеспечения и управление средствами Пенсионного фонда РФ. Эти цели достигаются в ходе решения следующих задач: поддержание финансовой стабильности и обеспеченности пенсионной сферы; обеспечение прав граждан на социальные выплаты; своевременное и полное финансирование социальных выплат (пенсий, пособий и др.); участие в разработке и реализации государственных программ в социальной сфере; финансирование целевых программ и т.д. Основными функциями ПФР является сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов и других финансовых источников; управление собранными финансовыми ресурсами в соответствии с их целевым назначением; осуществление контроля за соблюдением порядка уплаты обязательных страховых взносов; финансирование социальных программ; накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости финансирования социальной сферы; изучение и обобщение практики применения нормативных актов; осуществление контроля за целевым расходованием финансовых средств ПФР и др.

Компетенция, являясь совокупностью прав и обязанностей (полномочий) по определенному кругу вопросов, выражает сущность правового статуса и представляет собой систему элементов. В соответствии с этим подходом компетенцию ПФР можно определить как совокупность полномочий фонда по вопросам сбора, использования и распределения финансовых средств, являющихся государственной собственностью, а также полномочий по проведению государственной политики в области финансирования социальной сферы. Компетенция ПФР закрепляется в нормативных правовых актах, определяющих правовой статус и регулирующих его деятельность. Закрепление компетенции ПФР осуществляется разными технико-юридическими способами. Во-первых, компетенция фондов устанавливается методом перечисления функций и конкретных полномочий в соответствующем положении о фонде. Во-вторых, методом приравнивания его полномочий к полномочиям органов исполнительной власти (например, к полномочиям федеральных налоговых органов) при осуществлении контроля за соблюдением плательщиками установленного порядка уплаты обязательных страховых взносов в фонд.

Специфическим способом наделения ПФР государственными полномочиями является их делегирование органами государственной власти . Это делегирование государственных полномочий социальным фондам может осуществляться в соответствии со ст. 125 ГК РФ на основании принятых федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. При этом эти фонды выступают от имени органов государственной власти и по их специальному поручению. Механизм делегирования полномочий государственных органов является одним из способов «вступления» государства в гражданские правоотношения и опосредованное приобретение им гражданских прав и обязанностей через действия данных фондов. В то же время делегирование полномочий центрального отделения ПФР региональному отделению осуществляется в административно-правовом порядке путем принятия соответствующего правового акта.

Полномочия ПФР распространяются на всю территорию России, за исключением региональных отделений ПФР, которые являются юридическими лицами и имеют компетенцию, ограниченную территорией функционирования отделения. Разграничение компетенции между центральным органом фонда и его региональными отделениями производится на основании положений о фондах и локальных правовых актов, принимаемых руководящим органом ПФР.

Ответственность является неотъемлемой частью правового статуса ПФР. Поэтому его должностные лица в процессе осуществления своей деятельности несут правовую ответственность в случае нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Из всех видов ответственности наиболее урегулированной в правовом плане является гражданско-правовая ответственность ПФР. Она наступает и реализуется в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Остальные виды ответственности ПФР и его должностных лиц регулируются в общем порядке, предусмотренном административным, трудовым и уголовным законодательством. Однако серьезным недостатком действующих нормативных правовых актов является то, что не установлены на законодательном уровне состав и меры ответственности за такое наиболее распространенное нарушение в деятельности фонда, как нецелевое использование финансовых средств. Кроме того, на штатных работников ПФР не распространяются меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные для государственных служащих, поскольку должностные лица и сотрудники ПФР не отнесены к категории государственных служащих, что является еще одним недостатком действующего законодательства. Таким образом, ответственность ПФР и его должностных лиц должна быть предусмотрена законодательными актами с учетом специфики правового статуса и особенностей административной деятельности ПФР.

Итак, анализ содержания деятельности ПФР в течение периода времени, с момента его создания и до настоящего времени, показывает, что из финансово-кредитного учреждения он превратился в государственное учреждение .

В последние годы на ПФР возложены функции, которые, в принципе, не должны относиться к его полномочиям как страховщика по обязательному пенсионному страхованию. К таким полномочиям относится, например, предоставление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан; дополнительное ежемесячное обеспечение отдельных категорий граждан; выплаты по обязательному медицинскому страхованию неработающих пенсионеров; ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и др. Все это неизбежно отражается не только на правовом статусе ПФР, но и на эффективности функционирования всей системы обязательного пенсионного страхования.

ПФР и подчиненные ему органы составляют многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:

  • 1) федеральный уровень - ПФР (правление ПФР, исполнительная дирекция ПФР);
  • 2) федеральные округа РФ - управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);
  • 3) уровень субъектов РФ - территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);
  • 4) местный - районный, городской уровень - управления, отделения или отделы ПФР в районах, городах.

На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением ПФР и его исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В субъектах Федерации действуют региональные отделения ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы, уполномоченные лица ПФР), находящиеся в районах (городах). Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

В целом ПФР как страховщику характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне, начиная с выполнения функций в области пенсионного обеспечения и заканчивая контролем за расходами на содержание аппарата пенсионной системы.

В своей деятельности ПФР и его нижестоящие органы взаимодействуют со многими министерствами, ведомствами, иными организациями и их структурными подразделениями по вертикали: Минздравсоцразвития России и Минфин России; Минэкономразвития России и ФНС России; Управление федеральной почтовой связью; ФСС России и фонды ОМС; Госкомстат России; Минюст России; Банк России; Сбербанк; Внешэкономбанк РФ, управляющие пенсионные компании; профсоюзы и подведомственные всем им нижестоящие органы.

Для координации деятельности органов ПФР по вопросам реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и взаимодействие их с полномочными представителями Президента РФ созданы управления фонда в федеральных округах, которые являются структурными подразделениями Исполнительной дирекции ПФР Делегирование означает возложение на ПФР прав и обязанностей по осуществлению определенных действий (отнесенных к компетенции государственных органов) отимени этих государственных органов. По сравнению с органами государственной власти,которым делегируются полномочия вышестоящих органов в административно-правовомпорядке, делегирование полномочий органов государственной власти ПФР (как, впрочем,и ФСС России), являющегося государственным учреждением, может осуществлятьсятолько в гражданско-правовом порядке, поскольку фонды не имеют вышестоящих государственных органов в порядке подчиненности.

  • В равной степени это касается и ФСС России.
  • В соответствии с постановлением Правления ПФР от 9 октября 2000 г. «О создании управлений ПФР в федеральных округах» при представительстве Президента РФбыли созданы управления ПФР в федеральных округах Российской Федерации.