Вы должны знать о проблемах со здоровьем пожилого человека. Пожилые люди могут иметь болезни, из-за которых разговоры и понимание становятся сложнее. Убедитесь, что вы в курсе состояния здоровья человека, прежде чем перейдете к общению с ним. Например, у него могут быть проблемы со слухом, речью, и потеря памяти. Эти факторы усложняют общение. Помните, что возрастной критерий не всегда является правдивым индикатором состояния здоровья человека (см. Предупреждения).

Будьте внимательны к окружающей среде, в которой общаетесь. Оцените обстановку, в которой происходит процесс коммуникации, так как она может повлиять на проблемы со слухом и речью. Есть какой-то раздражающий шум вокруг? В этой комнате разговаривает много людей? Там играет навязчивая музыка? Присутствуют ли отвлекающие факторы, которые могут повлиять на общение? Спросите пожилого человека, комфортно ли ему в данном месте. Если вам что-то мешает, то постарайтесь пойти в более мирное и тихое место.

Говорите четко и членораздельно, смотря в глаза. Пожилые люди могут иметь проблемы со слухом. Очень важно говорить четко и членораздельно. Говорите глядя в лицо, а не в другую сторону. Не глотайте слова: шевелите губами, произнося каждое слово тщательно и точно. Если ваш язык «танцует» во рту, когда вы говорите, то артикуляция получается более четкой. Если же ваш язык пассивен, то артикуляция выходит не такой четкой.

Отрегулируйте громкость голоса должным образом. Существует разница между тем, чтобы говорить громко и провозглашать. Научитесь приспосабливать свой голос к потребностям пожилого человека. Оцените обстановку окружающей среды и слуховые способности человека. Не стоит кричать только потому, что человек пожилой. Относитесь к нему с уважением, произнося речь в комфортном уровне громкости, который подходит вам обоим.

Используйте четкие и точные вопросы и предложения. Не стесняйтесь повторить или перефразировать свои предложения и вопросы, если чувствуете, что вас не понимают. Сложные вопросы и предложения могут запутать пожилого человека, у которого кратковременная память или проблемы со слухом. Более четкие и точные конструкции понять легче.

  • Используйте прямые вопросы: «Вы ели суп на обед?», «Вы ели салат на обед?», вместо «Что вы ели на обед?». Чем более точны вы в своих высказываниях, тем легче пожилому человеку вас понять.
  • Сделайте свои вопросы и предложения более легкими. Ограничьте свои предложения и вопросы до 20 слов или меньше. Не используйте жаргонные слова или фразы, а также междометия (например, «как», «ну» и «вы знаете»). Ваши предложения должны быть короткими и по делу.
  • Избегайте путаницы смешанных идей и вопросов. Пытайтесь выражать свои идеи и строить вопросы логически. Если вы спутаете идеи, то можете запутать пожилого человека. Выражайте по идее за раз. Например: «Хорошо было бы позвонить Ивану, вашему брату, а потом Свете, вашей сестре». Более сложной конструкцией является: «Я думаю, что сначала, нам следует позвонить вашему брату Ивану, а потом позвонить вашей сестре Свете».
  • Применяйте визуальные средства, если это возможно. Если у пожилого человека проблемы со слухом или памятью, важно подойти к этому творчески. Наглядные пособия отлично помогают. Покажите человеку, о чем или о ком вы говорите. Например, возможно, лучше сказать: «У вас болит спина (указывая на спину)? Есть ли боль в животе (указывая на свой живот)?», а не просто спрашивать: «У вас что-то болит?».

    Общеизвестно, что именно повседневное общение специалиста с пациентом при умелом использовании навыков общения вселяет надежду на выздоровление, повышает его настроение и уверенность в себе, мобилизует его адаптивные механизмы, оптимизируя его защитные силы. Особенно это касается пожилых пациентов.

    Именно в общении с такими людьми успешность словесного воздействия и терапии зависит от доверия и уважения к врачу или среднему медицинскому работнику, от внимательного отношения к жалобам-просьбам и субъективному описанию заболевания, по поводу которого они обращаются.

    С другой стороны, имея дело с пожилыми пациентами, зачастую приходится сталкиваться с людьми, у которых длительность течения их заболевания, да и сам возраст вызвали такие изменения со стороны психики и личностных качеств, которые нельзя не учитывать.

    При длительном хроническом течении заболевания у пациента происходит фиксация внимания на своих болезненных симптомах. Сначала это фиксация на тех самоощущениях, которые сопровождают вегетативные сдвиги в организме (сердцебиение, одышка, боли в животе или груди т. д.). Это закономерный этап любого длительно текущего заболевания. В центре внимания должны быть особенности личности пациента, внутренняя картина болезни, особенности ипохондрической фиксации на своих болезненных переживаниях, особенности отношения его к методам лечения, к самому себе. А это возможно только при повседневном умелом общении с пациентами, анализе затруднений и барьеров, возникающих в процессе общения, умелом их преодолении.

    Общими принципами оказания помощи немощным старым людям являются:

    • *своевременное протезирование, применение слуховых аппаратов, ортопедической обуви, использование различных подручных средств и приспособлений;
    • * кинезотерапия, т.е. упражнения, позволяющие восстановить способность к передвижению и навыки самообслуживания;
    • * физиотерапия и водные процедуры;
    • *фармакотерапия, способствующая физической и психической реабилитации;
    • * рациональное питание (диета соответственно заболеванию), психотерапия;
    • * эрготерапия, т.е. трудотерапия специально подобранными трудовыми занятиями.

    Методы восстановления способности к передвижению у прикованных к постели старых людей бывают пассивными и активными. Обычно пассивный метод применяется сразу же после нарушения двигательных функций. Он включает массаж и пассивную гимнастику, выполняемую с помощью близких или медицинской сестры. Активное восстановление проводится усилиями самого больного. Этапы пассивного и активного восстановления могут иметь различную длительность в зависимости от причины заболевания, возраста и общего состояния старого человека. Немаловажную роль играет и психическое состояние больного, его желание как можно быстрее восстановить свою независимость.

    Таким образом, знание особенностей психики пожилого и старческого возраста, понимание механизма психических изменений, вызываемых старостью, должны быть положены в основу подхода медперсонала к пациентам старших возрастных групп и учитываться при оказании гериатрической помощи. Порой не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факторы (смена стереотипов в трудовой деятельности и в быту семейные конфликты и прочее) являются причиной того, что пожилой или старый человек чувствует себя больным. Поэтому особенно важно обращать внимание на психический статус пациентов старших возрастных групп. Любая стрессовая ситуация может вызвать у них ряд сдвигов, обусловливающих обострение латентно протекающих патологических процессов и развитие тяжелых состояний. Многие пожилые и старые люди нуждаются в первую очередь в устранении одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, нормализация отношений с близкими людьми - часто основные факторы, способствующие улучшению состояния здоровья. И роль медицинской сестры в этом далеко не последняя.

    Передача информации вообще осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Общаясь с пожилым пациентом, медсестра должна организовывать передачу информации с учетом инволюционных изменений, происходящих в его организме. Например, в результате возрастных изменений органа зрения снижаются острота зрения, адаптация к свету и темноте, способность различать цвета, повышается чувствительность к яркому свету. Чтобы уменьшить влияние этих изменений, рекомендуется:

    • · увеличить освещенность при чтении, обучении, демонстрации и т.д., но при этом снизить воздействие яркого солнечного света, используя очки, шторы, жалюзи и др.;
    • · увеличить размеры учебных средств, букв в тексте и т.д.;
    • · использовать яркие контрастные цвета для маркировки границ помещений, ступенек, положений ручек приборов и устройств;
    • · избегать выражений типа: «Желтую таблетку примите утром, а белую -- вечером».

    Изменения органов слуха ведут к старческой тугоухости -- пресбиакузису; снижаются:

    • · способность восприятия всех тонов, но больше всего -- высоких вследствие атрофии в первую очередь клеток в области базального завитка улитки, ответственных за восприятие высоких звуков;
    • · способность восприятия речи, причем она почти не улучшается при усилении громкости; особенно плохо разговорная речь воспринимается в шумной обстановке.

    У пожилых людей ухудшается ототопика -- способность локализовать источник слышимых звуков в пространстве, определить их направление, что увеличивает риск травматизма, особенно дорожного.

    • · более внимательно следовать критериям эффективности вербального сообщения, поставив во главу угла возрастные особенности пациента, и на основе этого создавать «простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение»;
    • · подойти поближе к человеку, чтобы он видел, с кем общается;
    • · использовать как вербальный уровень передачи информации, так и невербальный (мимика, жесты, прикосновения и т.д.);
    • · говорить медленно, короткими предложениями, в низкой тональности;
    • · по возможности исключать посторонние шумы;
    • · смотреть в лицо (но не постоянно в глаза) человека;
    • · записывать необходимую информацию или использовать алфавит и, указывая на буквы, составлять слова;
    • · разговаривать с плохо слышащими через фонендоскоп и т.д.

    Обоняние может оставаться хорошим до глубокой старости, но в основном с годами его острота постепенно падает, что приводит к неспособности обнаружить запах дыма, газа, испорченных продуктов. Человек не обращает внимания на свои запахи. У него снижается интерес к пище.

    Вкус, по крайней мере, на 2/3 зависит от обоняния (попробуйте съесть конфету с закрытым носом, да еще закройте при этом глаза...). С возрастом происходит атрофия вкусовых сосочков, снижается их чувствительность. Особенно страдают сосочки, воспринимающие сладкое и соленое, что приводит, с одной стороны, к повышенному потреблению сладкого и соленого и сентенциям типа: «Вот в наше время были конфеты, а это что...». С другой стороны, снижение восприятия вкусовых ощущений может привести к снижению аппетита и потере веса, а также употреблению некачественной пищи.

    Все описанные изменения могут способствовать обеднению эмоциональной жизни, так как мы не только видим, слышим, нюхаем, ощущаем вкус пищи, но и сопровождаем восприятие полученной информации положительными или отрицательными эмоциями. В некоторых случаях все это может осложняться старческой деменцией.

    Что же можно сделать для снижения таких потерь? Как считают некоторые ученые, «...у нас имеются очки для улучшения зрения; слуховые аппараты, чтобы лучше слышать; а также нам необходимы пищевые ингредиенты, позволяющие ощущать вкус и запах как в 25-летнем возрасте» (Schiffman S., 1997). Действительно, добавление в пищу различных ароматных специй способствует возбуждению аппетита. Исследования показали, что хорошая гигиена полости рта также улучшает способность воспринимать вкус, например восприятие соленого улучшается на 68% (Langan, M., Yearick, E., 1976).

    С возрастом происходят изменения в коже. В практике медсестры встречаются такие расстройства кожной чувствительности, как нарушения осязания, ощущения давления, температуры, боли и др. При этом повышается риск повреждений вследствие лишения механизмов защиты, обеспечиваемых кожными рецепторами (особенно в кончиках пальцев, в области ладоней и стоп). Замедление реакции на холодное и горячее приводит к ожогам при приеме ванны, при пользовании грелками, электроодеялами. У пожилых пациентов замедляется ответная реакция на боль, что может затруднять постановку диагноза.

    Через кожу происходят очень важные для всех нас человеческие контакты. При болезни и душевных страданиях прикосновение может быть самой приемлемой формой общения, но при этом медсестра по другим невербальным каналам отмечает отношение пациента к контакту. Некоторые исследователи полагают, что пожилые люди могут воспринимать отсутствие касаний как знак персонального и социального неприятия.

    В процессе общения реализуется восприятие и понимание партнера.

    То, в какой мере медсестра воспринимает и понимает пациента, а через него -- и себя, во многом определяет процесс общения и уровень отношений между ними, а также способы осуществления их совместной деятельности.

    Необходимо, чтобы медсестра имела полное и адекватное представление о каждом пациенте. Именно оно лежит в основе индивидуального подхода, позволяет лучше понять особенности личности больного и создать наиболее благоприятные условия для достижения им оптимального уровня жизнедеятельности.

    Нам кажется, что более адекватному восприятию медсестрой пациентов пожилого и старческого возраста способствует использование в обучении имитационных упражнений, позволяющих почувствовать состояние пациента при возрастных изменениях основных каналов восприятия информации. Попробуйте поговорить и послушать окружающих с ватными шариками в ушах; наденьте на глаза повязку из не очень прозрачной пленки и попытайтесь прочесть какой-нибудь текст; попробуйте в резиновых перчатках вдеть нитку в иголку и пришить пуговицу, забинтовать руку и потом ею что-либо сделать и т.д.

    Надо общаться с пожилым человеком как с умудренным опытом, постоянно подчеркивая, что старость дает определенные преимущества: свободу от профессиональных обязанностей и материальных целей, от телесных желаний и мнения окружающих; что в этом возрасте можно, наконец, заняться делами, которые раньше все время откладывались; что этот возраст дает шанс духовного рождения, постижения идеи всепрощения, обретения красоты и гармонии. Порой наши пациенты действительно демонстрируют такое присутствие духа, что становятся примером, как для медсестер, так и для других пациентов.

    Поэтому одна из главных целей деятельности гериатрической медсестры -- это адаптация к объективно и субъективно меняющимся условиям жизни лиц пожилого и старческого возраста путем расширения возможностей для удовлетворения потребностей пациентов. Другая цель -- формирование у себя и у населения представления о старости не как о «втором, но более тяжелом детстве с кучей болячек», а как об итоге жизни гармоничной личности. А когда меняются представления, меняется действительность, в которой живет человек, меняется и он сам.

    Не ждать удовольствия от общения

    Если вы не будете ждать удовольствия от взаимодействия с пожилыми родственниками, вероятность, что вы его все же получите, повышается. Удовольствие можно получить от себя. Например: если меня ждет тяжелый разговор с родителем, я должен удержаться от собственного гнева. Одну секунду мне будет тяжело, а все остальное время я буду получать удовольствие от того, что сдержался. Это такая детская игра, которая называется «слабо»: Слабо удержаться? Слабо не злиться?

    Я работаю с пожилыми людьми последние 15 лет. Когда они начинают меня есть, я стараюсь сдерживаться, а потом понимаю, что обижаться не на кого: это не просто наши родители, это мы с вами через 20, 30, 40 лет.

    Рулить

    Мы привыкли, что родители управляют нами. Они сильные люди, и совет дадут, и помогут. Но вдруг наступает момент, когда нужно взять руль на себя: теперь ты сильный и должен управлять ситуацией.

    Они хотят, чтобы мы были успешными. Если я прихожу к родителям и начинаю жаловаться, они уже не могут ничем мне помочь. Поэтому я разделил две правды: есть правда хорошая и есть правда, которую им лучше не знать никогда. Наше благополучие - залог их успеха, об этом нужно все время помнить.

    Не пытаться их менять

    Когда мы были маленькими, взрослые здорово поели нам мозг рассказами о соседском мальчике, который лучше учится и слушается родителей. Когда они становятся пожилыми, мы начинаем отвечать им тем же: «Смотри, соседка каждый день гуляет, а ты целыми днями дома сидишь». Мы пытаемся их исправить, хотя нужно принимать их такими, какие они есть.

    Не нужно пытаться в них что-то впихнуть, они уже не подлежат модернизации. Мы можем их только принять. Если человек курил до 80 лет, скорее всего, он уже не бросит. Как шутит один мой подопечный: «Я делаю дыхательные упражнения, пока сигареты не кончатся».

    Знать их «технические характеристики»

    Нужно абсолютно точно знать, с кем мы имеем дело. Надо понять, что такое человек не видящий, не слышащий, не могущий встать. Чтобы понять, что такое слепой человек, попробуйте очутиться на его месте: хотя бы порисуйте в темноте.

    Наши старшие родственники каждый день видят, как уменьшаются их возможности. На мои уроки приходит суперуспешный человек 80 с чем-то лет - в прошлом бизнесмен, создатель сети магазинов в Израиле. Он подходит ко мне со слезами и спрашивает: «Ты мне поможешь?» Он страдает из-за постоянного уменьшения своих сил.

    Они борются со стрессом. Один из моих учеников носит на спине устройство вроде металлической раскладушки, с которой он ходит весь день и которая держит ему позвоночник. На ночь он эту конструкцию снимает, но поворачиваться ему уже нельзя.

    Другой мой подопечный однажды спросил, может ли он сидеть не справа, а слева от соседа. Оказалось, ему не нравится, как сосед поет. Когда я спросил, какая разница, с какой стороны сидеть, он ответил: «Правым ухом я уже не слышу». Нам нужно пытаться понимать и учитывать эти вещи.

    Представьте на минуточку, что ваши родители постепенно переводят свой режим из автопилота на ручное управление. Они начинают пить таблетки по часам. Средняя продолжительность жизни сейчас - 80 лет. 5 из них человек болен и пару лет он нуждается в помощи. Нужно просто принять это и понять: окей, это нормальная история, плата за долгую жизнь.

    Не вступать в конфликт

    Я этому сам долго учился. Есть бронебойный снаряд, который пробивает любую шкуру: «Я в твоем возрасте был, а ты в моем - еще нет». И это действительно так.

    Агрессия пожилых людей приходит от неудовлетворенности собой. Когда ты принимаешь причину агрессии, когда ты улыбаешься пожилому родственнику и не отвечаешь на его выпады, агрессия спадает. Если ответил - пропал.

    Конечно, нужно уметь менять темы разговора, менять вектор. Попробуйте, например, в спокойной ситуации в разговоре с родителями взять и поменять тему. Это упражнение поможет вам в ситуации конфликта.

    Сострадать, но не жалеть

    Сострадание - очень важная вещь. Причем нужно различать сострадание и жалость - это небо и земля. Жалость обезоруживает нас: жалея человека, мы, как правило, ничем не можем ему помочь. А сострадание может быть разным, в том числе циничным или деятельным.

    Не спорить

    Есть много моментов, когда очень хочется ответить. Одна из моих учениц заставила меня купить тяжеленную доску, мы два года выпиливали из нее скульптуру. Она потом жаловалась на меня всем: смотри, какую тяжелую работу он мне дал. Я все это слышал и не отвечал. Я не могу напомнить ей: «Ты меня об этом просила», - она этого просто не помнит. Когда ты понимаешь, с кем имеешь дело, все становится гораздо проще. Ты получаешь отрицательную энергию, перерабатываешь ее в себе и отдаешь положительную.

    Управлять впечатлениями

    Когда мы молоды, у нас очень много впечатлений, а с возрастом их становится все меньше. Все, что отвлекает пожилых от невеселого образа жизни, очень важно. Они сидят перед домами на скамейках и обсуждают соседей именно потому, что им не хватает впечатлений.

    Когда мы касаемся темы о том, как уберечь стариков от мошенников, все советы связаны с укреплением обороны: поставить железную дверь, камеру, запретить им подходить к двери. На самом деле ответ очень простой: их надо занять.

    Нужно приглядываться к человеку, подсовывать ему что-то. Если хочешь, чтобы старик рано ушел, просто посади его на стул и начни сдувать пыль - долго не просидит. Тетя моя, например, любила перепечатывать стихи Пушкина на старом компьютере. Или другая моя знакомая - 80-летняя бабушка - уже не слышит ничего, зато плавает пятью стилями в бассейне. Хорошо, когда есть общение с внуками - главное, чтобы внукам это не навредило.

    Ко мне приходят ученики и говорят: как быстро время прошло, я и не заметил. Ежедневно приходят 40 человек. Когда начинается интеракция между ними - это тоже обмен впечатлениями. Они обсуждают и меня - это нормально. Один из подопечных мне сказал: «Ты для меня как две рюмки водки».

    Впечатления бывают разные, не всегда хорошие. Однажды мои клиенты выволокли стулья на балкон и смотрели, как человека вылавливают из бассейна и увозят на скорой, - это тоже впечатление. Мы можем постараться сделать так, чтобы впечатления были только хорошие, но мы не всесильны.

    Не винить себя

    Чувство вины преследует всех. Что бы ни происходило, остается ощущение того, что недоделал, недодал, неправильно вел себя с родителями. Не надо себя винить. Виновато время. Это замкнутый цикл, который не зависит от нас.

    Надо понять, что человек, который приближается к границе жизни и смерти, прежде всего обращен в себя и пытается упорядочить свое прошлое. Я общался со многими пожилыми людьми, которые вспоминают то, что было 40–50 лет назад, и пытаются все это разложить по полочкам. Память устроена как бутылка с песком. Когда ты ее переворачиваешь, события вчерашнего дня улетают сразу, а на донышке остаются мама и папа. Люди уходят в себя, и мы не виноваты в этом, мы должны это понять, смириться с этим и постараться дать им как можно больше.

    В любом случае нужно беречь себя. Надо научиться отдыхать. Если постоянно жить жизнью пожилого человека, в итоге останешься виноват: тебя обвинят в том, что у тебя все не сложилось. Почему ты не женился? Почему не родила детей?

    Прощать

    Нужно научиться оставлять обиды во вчерашнем дне. Это как компьютер - ты его перезагрузил и начинаешь работать снова. Если сегодня ты не простил своего деда, завтра - может так случиться - его уже не станет.

    Я наладил отношения с матерью после того, как оставил какие-то темы незакрытыми. Когда мне было 20, я думал: вот сейчас я немножко объясню и она поймет. Она не поняла. Поэтому я научился не закрывать темы, а просто перешагивать через них.

    Но чтобы прощать, надо иметь силы. Есть много техник восстановления: можно медитировать. Лично я придумал для себя технику «5 минут»: просто выхожу из помещения, сижу пять минут и ни о чем не думаю. Потом возвращаюсь с новыми силами, чтобы опять иметь возможность сострадать.

    Одна из главных моих заповедей - умейте их рассмешить. Веселый старик не опасен.

    Следующий Саши Галицкого состоится в конце февраля.

    Собираясь заняться весьма непростым делом - поддерживать оставшихся в одиночестве старых людей - волонтеру следует трезво оценить свои силы и возможности. Этот труд требует от добровольцев максимальной сосредоточенности на подопечном, на его нуждах и проблемах. Поэтому зачастую волонтеры, направлением деятельности которых является взаимодействие с пожилыми, прикладывают очень много усилий, особенно временных и моральных, чтобы общение с одинокими пенсионерами несло в себе радость и положительные последствия для тех и других.

    Волонтерская помощь пожилым

    Как правило, волонтеры, представляющие различные благотворительные организации, сосредоточивают свое внимание на домах престарелых, посещая их с праздничными концертами и привозя им подарки. Такая помощь требует финансовых затрат и решения множества организационных вопросов. На выходе получают позитивные эмоции от одиноких бабушек и дедушек, живущих в спецучреждениях.

    Но не все могут позволить себе ездить в дома престарелых, не каждый располагает временем как на поездки, так и на подготовку мероприятий - а помогать хочется. Некоторые благотворительные организации инициируют рассылку писем в учреждения, в которых содержатся престарелые люди. Волонтеры берут “шефство” каждый над несколькими стариками и отправляют им открытки к праздникам, поздравляют с днем рождения, с Новым годом и с 9 мая. Такая моральная поддержка не требует особых вложений от самого волонтера, но имеет совершенно разные последствия для самих пенсионеров.

    Кого-то такое внимание на расстоянии радует, писем ждут и с радостью пишут ответы. Некоторым старикам открытки от волонтеров приносят неприятные ощущения и даже моральную боль - они не чувствуют личного участия и стопроцентной искренности в подобных инициативах.

    Известны случаи, когда старые люди в ответных письмах просят больше им не писать. Иногда причина этого кроется в финансовых затруднениях - у стариков из домов престарелых очень мало свободных средств, и они порой не могут позволить себе приобрести конверт с маркой. Этот вопрос волонтеры решают, вкладывая в письмо конверт с обратным адресом.

    И все же наиболее трудоемкой является адресная помощь одиноким старикам, живущим отдельно, в своих домах и квартирах. Благотворительные фонды берут под свою опеку таких стариков и старушек, направляя к ним добровольцев-помощников. Перед такими волонтерами стоит ряд задач:

    • хозяйственная помощь по дому;
    • эмоциональная и моральная поддержка, общение;
    • сопровождение на прогулках и по делам - в парк, в поликлинику, в церковь, на кладбище и т.п.;
    • организация быта и досуга.

    Фактически волонтер, беря под свою опеку одинокого пенсионера, становится подопечному близким другом и помощником. Он решает все затруднения старого человека и волей-неволей приобретает его доверие.

    Общение с одинокими пенсионерами

    Этот аспект следует учитывать каждому добровольцу, который готовится сопровождать пожилого человека. Помощь не будет ограничена одними лишь механическими действиями. Общаться придется. И не просто “придется”. Общение - легкое, непринужденное, ненавязчивое - должно быть. В противном случае у подопечного не будет ощущения психологического комфорта, пожилой человек будет чувствовать свою ненужность - как пациент в бесплатной больнице, где с ним возятся по долгу службы, потому что так положено.

    Вынужденное взаимодействие хорошим не кончится, и очень скоро пенсионер от такой поддержки откажется. А это нанесет ему серьезную моральную травму - нельзя забывать, что пожилые люди очень ранимы. Их может огорчить какое-нибудь невинное на первый взгляд действие и обидеть неосторожно брошенное слово.

    Мы все чувствуем фальшь - в голосе, во взгляде, в поступках. Не стоит думать, что старики этого не замечают. Если они поймут, что присутствие и поддержка волонтера не доставляют радости (а то и вовсе неприятны) самому добровольцу, доброго дела не получится. У пожилого человека останется неприятный осадок от подобной “помощи”.

    Ключевой аспект взаимодействия волонтера и его подопечного: искренность. Только настоящее желание сделать чью-то жизнь светлее и радостнее станет ключом к гармоничным взаимоотношениям с “подшефным” старичком или старушкой.

    Каким должно быть общение

    К старости многое переосмысливается. Казавшиеся важными жизненные ориентиры теряют свою ценность, а вещи незначительные вдруг выходят на первое место. С годами жизнь становится размереннее, а уход на пенсию резко сужает круг общения людей в возрасте. И всю эту специфику следует учитывать тем, кто готовится оказывать помощь одиноким пенсионерам.

    1. Общение - это эмоции. В первую очередь. Да, в процессе беседы происходит обмен информацией, но самое главное - эмоциональный фон. Стоит проявить искренний интерес к тому, что в данный момент интересует подопечного. Можно рассказать что-то о своей жизни - если это уместно. Но нельзя забывать, что людям, в первую очередь, интересно говорить о себе, а не слушать других. Главное: беседа не должна быть сухой формальностью, иначе она будет в тягость и волонтеру, и пенсионеру.
    2. Личное пространство. Не всем старикам приятен тактильный контакт. Прежде чем поздороваться за руку или приобнять, следует спросить разрешения: “Можно, я пожму Вам руку?”, “Можно Вас обнять?”.
    3. Терпение - одно из важнейших качеств волонтера, собирающегося посвятить себя социальной работе с престарелыми. Следует помнить, что пожилые люди часто забывчивы, рассеяны, где-то непонятливы. Многие элементарные вещи приходится “разжевывать”, о чем-то напоминать: о распорядке дня, о планах на завтра (например, о запланированной записи к врачу). Это не значит, что все бабушки и дедушки тотально забывчивы. Они могут помнить, а потом отвлечься и забыть. Поэтому терпеливое проговаривание краткосрочных планов зачастую помогает старичкам видеть предстоящие события более определенно и ориентироваться во времени. Люди среднего возраста куда спокойнее переживают “эффект неожиданности” или пропуск важного мероприятия, чем пожилые - об этом важно помнить. Возможно, какую-то информацию придется повторять по пять, по шесть раз; ни в коем случае нельзя при этом проявлять раздражение или повышать голос.
    4. Сострадание и жалость. Не стоит забывать, что это разные вещи. Когда контакт с подопечным старичком или старушкой уже налажен, они могут пуститься в грустные или трогательные рассказы о себе, о чем-то далеком или о случившемся накануне (подросток толкнул в продуктовом магазине, в маршрутке не уступили место - эти события очень остро переживаются большинством людей преклонного возраста). Жалость чаще несет в себе признание слабости того, кого мы жалеем. В то же время сострадание - более глубокое чувство, дружеское и теплое. Искренне сопереживая, не жалея, мы показываем свое небезразличие. В какой-то степени, волонтер должен быть отчасти очень чутким психологом.
    5. Излишняя эмоциональность. Это еще одна сторона доверительных взаимоотношений с престарелыми людьми. Растрогать их может любой пустяк или, наоборот, какие-то серьезные вещи. Осознание того, что им искренне помогает по сути посторонний человек - волонтер - также может довести до слез. И здесь важно правильно отреагировать. Лучше - переключить внимание, по-доброму, ненавязчиво. Здесь хорошую службу сыграет чуткость помощника - в некоторых ситуациях надо, наоборот, дать выплакаться. Искренняя поддержка поможет справиться с эмоциями.

    Каждому волонтеру, избравшему для себя столь непростой способ помогать окружающим - сопровождение престарелых людей - следует четко осознавать, на что он идет. Если заранее просчитать все потенциальные трудности, они окажутся вполне преодолимыми.

    Главное, что нужно помнить: помимо подмоги в решении бытовых сложностей, (коих у пенсионеров хватает в силу их малообеспеченности и частичной беспомощности) им, живущим обособленно, так часто не хватает простого человеческого тепла, и в большинстве случаев дружеское общение для пожилых людей является не менее значимым, чем помощь по хозяйству. А значит, наибольшую пользу сумеет принести тот волонтер, который окажется способен принять своего подопечного, со всеми его недостатками и сложностями в характере.

    Рассматриваемые вопросы:

    1. Особенности общения с инвалидами.
    2. Особенности общения пожилых людей.
    3. Понятие и виды конфликта.
    4. Этапы и способы разрешения конфликта.

    Не нужно думать, что инвалиды требуют какого-то специального обхождения, однако необходимо учитывать ряд особенностей установления контакта с инвалидом, корректный язык помогает в общении формировать позитивный образ собеседника

    Используйте Избегайте
    Инвалид; человек, имеющий инвалидность; люди, имеющие инвалидность; инвалиды.
    Человек с ограниченными возможностями; человек с ограниченными функциями.
    Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный.
    Неинвалид, обычный, типичный человек. Нормальный, здоровый.
    Человек, использующий инвалидную коляску.
    Врожденная инвалидность.
    Прикованный к инвалидной коляске.
    Врожденный дефект, несчастье.
    Имеет ДЦП Страдает ДЦП
    Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита; человек, который перенес болезнь, пережил болезнь, стал инвалидом в результате…. Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита.
    Умственно отсталый человек Отсталый, умственно неполноценный
    Человек с задержкой в развитии Тормоз, слабоумный
    Человек с синдромом Дауна Даун, монголоид
    Человек с эпилепсией. Люди, подверженные припадкам. Люди, подверженные эпилептическим припадкам. Эпилептик, припадочный
    Душевнобольные люди. Люди с душевным или эмоциональным расстройством. Сумасшедший, псих.
    Слепой человек. Плохо видящий человек. Человек, который плохо слышит. Глухой человек. Слепой как крот. Совершенно слепой; глухонемой; глухой как пень.
    Человек с трудностями в общении, с затруднениями в речи. Немой.

    Общие правила этикета в общении с инвалидами:

    • когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему;
    • когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку;
    • если вы предлагаете помощь, ждите, когда ее примут, а затем спрашивайте как и что делать;
    • обращайтесь со взрослыми инвалидами, как со взрослыми;
    • не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.

    Правила этикета в общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении:

    • заранее убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия;
    • не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по плечу;
    • избегайте положения, при котором собеседнику нужно запрокидывать голову;
    • не стоит думать, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного передвижения.

    Правила этикета в общении с людьми с плохим зрением и незрячими:

    • при общении необходимо учитывать насколько плохо человек видит, какое слабое периферическое или прямое зрение;
    • рекомендуется использовать фразы, характеризующие звук, запах, расстояние, и при этом делиться увиденным;
    • с собаками поводырями нельзя играть и командовать ими;
    • нельзя отнимать или блокировать трость;
    • когда незрячий человек должен подписать документ, обязательно нужно его прочитать. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом;
    • когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, направьте его руку на спинку или подлокотник;
    • при спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним;

    Люди с нарушением слуха:

    • разговаривая с плохослышащим человеком, нужно смотреть прямо на него;
    • говорите ясно и ровно. Можно использовать жесты;
    • если существуют трудности при устном общении, можно использовать письмо, факс, электронную почту и т.д;
    • не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам;
    • нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно;
    • используйте выражение лица, жесты и телодвижения.

    Люди с задержкой развития и проблемами общения:

    • используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу;
    • избегайте словестных штампов и образных выражений;
    • не думайте, что вас не поймут. Рассказывайте «по шагам»;
    • будьте готовы несколько раз показывать фотографии и иллюстрации;
    • обращайтесь непосредственно к человеку;
    • помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны.

    Люди с психическими проблемами:

    • не думайте, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении;
    • обращайтесь людьми с психическими нарушениями как с личностями;
    • не думайте, что эти люди более склонны к насилию;
    • неверно, что все люди с психическими нарушениями всегда принимают лекарства;
    • люди с психическими нарушениями, как правило, дееспособны;
    • люди с психическими нарушениями, способны работать, они могут выполнять обязанности, которые требуют определенных навыков и способностей;
    • люди с психическими нарушениями знают, что для них хорошо, а что плохо;
    • не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

    Люди, испытывающие затруднения в речи:

    • не игнорируйте людей, которым трудно говорить;
    • не перебивайте и не поправляйте человека;
    • не пытайтесь ускорить разговор;
    • смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт;
    • задавайте вопросы, требующие коротких ответов;
    • затруднения в речи не является признаком низкого интеллекта человека;
    • не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали;
    • не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться.
    • если у вас возникли затруднения в общении, спросите, не хочет ли собеседник использовать другие способы – написать, напечатать.

    Все виды взаимоотношений между людьми можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют контакты личности и общества, вторую — семейно-родственные отношения и сердечные привязанности.

    Сердцевиной всех человеческих контактов служит внимательность и отзывчивость по отношению к другому человеку, понимание его дум, чаяний и нужд. Все с этим согласятся, но не все до конца это понимают, и, прежде всего, — сами пожилые люди.

    Внимательность к другому требует от них особых усилий и сосредоточенности, но этому мешает затуманенность их поля внимания и постоянная озабоченность. И особенно внимательность пожилых людей к другому человеку важна в обычном разговоре, где обмен мнениями должен быть ясным и понятным с первых слов.

    Часто речь пожилого человека невнятна и слова неразборчивы, поэтому старым людям обязательно надо прислушиваться, не часто ли их переспрашивают, не напрягает ли собеседник слух, чтобы лучше слышать. Если это имеет место, пожилому человеку необходимо выяснить причину, почему его плохо понимают, и устранить ее. Особенно важно следить за четкостью произношения слов и правильной артикуляцией. Для любой беседы важно, чтобы она протекала свободно в обоих направлениях. Ведь если один из собеседников неважно слышит или невнятно говорит, дельного разговора не получится.

    Но, пожалуй, самая большая их беда в разговоре — это многословие. Поскольку с возрастом становится все труднее четко формулировать мысль, человек вынужден часто повторяться, упоминать разные мелочи, ходить вокруг да около, говорить долго и путано. Чтобы избежать этого, нужно не упускать из внимания главную мысль и ограничиваться теми словами, которые полнее и точнее передают ее смысл.

    В своих разговорах пожилые люди часто не замечают, что повторяют уже сказанное или давно известное. Нет в разговорах ничего более скучного, чем выслушивать то, что сам хорошо знаешь. Другой путь наскучить своему собеседнику — говорить много, однако пожилые люди часто говорят без умолку, не замечая, что заинтересованный вначале слушатель начинает ерзать и больше не хочет слушать.

    Иногда говорливость пожилых людей мотивирована их одиночеством и они рады любому слушателю. В других случаях она вызвана неуверенностью человека в себе и опасением оказаться неправым, поэтому он желает утвердить свое мнение и всеми силами отстоять свою правоту. А чаще всего это объясняется тем, что пожилому человеку трудно уследить, когда его увлеченность своими рассуждениями начнет отпугивать слушателей, а его самого начнет уводить в сторону от темы.

    Чтобы сделать разговор интересным и содержательным, пожилому человеку следует придерживаться той темы, которая интересна собеседнику. Для этого, конечно, надо хоть немного знать как своего собеседника, так и его интересы. Поэтому, собираясь в гости или на встречу, необходимо освежить в памяти основную тему предполагаемого разговора. Но главное — надо иметь что сказать. У пожилых людей с годами запас интересных идей истощается. Старики живут замкнуто и их жизнь бедна событиями. Мышление их не стимулируется потребностями активного труда или свежими взглядами. Особенно если жизнь ограничена стенами дома и узким кругом друзей. Хорошими собеседниками бывают только те пожилые люди, которые активны, кто живет в ногу со временем, много читает и размышляет над прочитанным.

    Кроме того, с возрастом у многих людей появляется эгоцентризм (самоконцентрация). Например, пожилые люди, чья жизнь ограничена стенами дома, могут надоедать разговорами вокруг своих домашних забот или своих болезней и в разговоре постоянно соскальзывают на свои любимые темы. А это всегда надоедливо для слушателя.

    Важным компонентом содержательного разговора является умение пожилого человека слушать, т. е. долго и внимательно следить за тем, что говорит собеседник. В жизни же, как правило, происходит обратное: человек вполуха прислушивается к тому, что кто-то говорит, а сам бессознательно пытается вставить в разговор свои мысли или суждения.

    Ничто так не украшает и не обогащает разговор, как вовремя заданный вопрос, свидетельствующий об интересе к речи собеседника. Если пожилой человек обнаруживает, что беседы стали для него неинтересными, ему следует просто больше слушать другого или деликатно отойти в сторону. И всегда надо помнить — добрая беседа заключается в разговоре с людьми, а не в обращении к ним.

    Наконец, еще один чрезвычайно важный элемент разговора, который обеспечивает живость беседы, — это умение расходиться во мнениях и при этом не раздражаться. Однако пожилым людям с годами становится все труднее следовать этому принципу, они начинают нервничать и выходить из себя, что очень вредно для здоровья.

    Старый человек должен критически относиться к себе во всех отношениях. Но очень важно видеть свои стороны и не боятся их проявления.

    В пожилом возрасте выглядеть блестяще в разговорах одинаково важно и трудно, по этой причине особенно полезно понимать, какие особенности накладывает возраст на речь человека и его умение общаться с другими. Заметить на себе это непросто, но если учитывать, что происходит с мозгом стареющего человека и как это влияет на общение с другими, то известная осмотрительность и самоконтроль позволяет в самом начале уловить неблагоприятные тенденции и избежать их.

    Конфликты между людьми, группами людей существуют столько, сколько существует человек. Проблема социального конфликта актуальна для любого общества. Конфликт — явление, постоянно сопровождающее человеческую жизнь и угрожающее ей. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, бытовые и внутрисемейные конфликты — все это разновидности социальных конфликтов.

    Конфликт — способ разрешения противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими по отношению друг к другу.

    К основным структурным компонентам конфликта относят конфликтную ситуацию (объект и предмет конфликта, личности оппонентов, основные факторы микро- и макроситуации в стране, регионе, месте жительства, а также условия работы и жизни человека, обстановка социального взаимодействия), инцидент, субъекты конфликтов и конфликтное взаимодействие (приемы и способы воздействия друг на друга, т. е. стратегию и тактику противодействия).

    Различие интересов и взглядов людей, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий могут приводить к спорным ситуациям.

    Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными.

    Если же создавшаяся ситуация представляет угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.

    Конфликтная ситуация — это ситуация, в которой две (или более) стороны выражают интересы, желания, цели, противоречащие друг другу. Противоречие — раздвоение единого, целого. Для перерастания противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

    • значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;
    • «дефицит» социальных позиций (статусов, ролей) и источников (т.е. определенных материальных или духовных ресурсов);
    • стремление участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

    Среди существенных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами; их противодействие; нежелание найти выход из создавшегося положения путем согласия; негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.

    Объект конфликта — это то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие: конкретная материальная ценность (ресурс), социальная (власть) или духовная ценность (идея, принцип).

    Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами, противоречие между интересами, потребностями участников конфликта. Например, предметом конфликта может быть деление какого-либо объекта собственности (наследства, квартиры). Если разработаны правила этого деления, с которыми согласны все участники, то проблемы не возникает. Если же правил нет или с ними не согласен кто-либо из участников конфликта, то возникает проблема или противоречие. При неразрешенном этой проблемы разворачивается конфликт, предметом которого является отсутствие правил взаимоотношений при распределении, а объектом — ресурсы.

    Субъект конфликта — участники конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. В качестве субъектов (оппонентов) конфликта могут выступать отдельные личности (учащиеся, сотрудники, руководители), группы, организации. Другая часть участников конфликтного взаимодействия, чьи интересы затронуты косвенно, может являться посредниками, свидетелями, адвокатами, переговорщиками.

    Для перерастания такой ситуации в конфликт, необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

    Инцидент (повод) — происшествие, недоразумение, столкновение; дополнительное (внезапное или преднамеренное) событие, которое затрагивает интересы хотя бы одной из сторон взаимодействия и активизирует его действия. Например, инцидентом может быть ложное обвинение, вмешательство третьих лиц во взаимодействие между людьми, сложный разговор с начальством и т. п.

    • возникновение объективной предконфликтной ситуации;
    • ее осознание как конфликтной;
    • инцидент;
    • собственно конфликт;
    • разрешение (завершение) конфликта;
    • послеконфликтная ситуация.

    В учебнике по конфликтологии О. Н. Громовой для наглядности конфликт представляется как формула:
    КС + И = К, где КС — конфликтная ситуация, И — инцидент, а К — конфликт.

    Степень неизбежности конфликта

    Если конфликтная ситуация отсутствует, то вероятность возникновения конфликта невелика. При возникновении одной конфликтной ситуации конфликт закономерен. Если же из одной конфликтной ситуации следует другая или появляется несколько конфликтных ситуаций, то конфликт неизбежен.

    Причины конфликтов крайне разнообразны, а для некоторых видов конфликтов бывают свои, сугубо специфические. Наиболее общими причинами конфликтов, возникающих на уровне отдельной личности, группы, организации, являются следующие:

    1. ограниченность ресурсов, подлежащих распределению (власть, премия, земля, любимый); информационная неточность, неполнота, приемлемая для одной стороны и неприемлемая для другой: неполные и неточные факты, слухи, стереотипы;
    2. ценностные различия — различия в целях, ценностях, убеждениях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
    3. организационное несовершенство — неправильное распределение в группе заданий, прав, обязанностей и ответственности членов группы; к этой же группе относятся конфликты из-за социального статуса, властных полномочий и ответственности;
    4. коммуникативная, или поведенческая, недостаточность — когда индивиды ведут себя не в соответствии с ожиданиями окружающих.

    Все эти объективные причины только тогда становятся причинами реальных конфликтов, когда заденут личные или групповые интересы. Наиболее часто возникают конфликты на почве материальных интересов людей, хотя внешне они могут проявляться как несовпадение характеров, личных взглядов, моральных ценностей.

    Конкретный конфликт обычно происходит в силу действия и объективных, и субъективных причин.

    Конфликты можно классифицировать по разным основаниям. Психологи часто выделяют следующие основания: длительность течения, содержание конфликта, его объект, сила воздействия на участников, форма проявления, источник возникновения, последствия и др. Например, в общественном транспорте конфликт может быть коротким, длящимся несколько минут.

    В зависимости от природы возникновения конфликта различают: политические, социальные, экономические, организационные.
    В зависимости от затронутых потребностей различают конфликты интересов, взглядов (когнитивные). Когнитивный конфликт — конфликт взглядов, точек зрения, знаний, т.е. когнитивных структур. В таком конфликте целью каждого субъекта является стремление переубедить оппонента, доказать правоту своей точки зрения, своей позиции. В качестве примеров можно привести многочисленные дебаты в Государственной думе, выступления лидеров фракций на телевидении и т. п.

    По степени выраженности конфликты бывают открытые и скрытые. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, драки, войны. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта. При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

    По направленности воздействия — вертикальные и горизонтальные. При вертикальных конфликтах субъекты конфликта находятся в отношении руководитель — подчиненный. Примером вертикальных конфликтов являются: учитель-ученик, начальник-подчиненный, вышестоящая организация — предприятие. При горизонтальных конфликтах предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: учителя, ученики, руководители одного уровня, специалисты — между собой.

    В зависимости от объекта конфликтов — безобъектные и объектные. В зависимости от количества участников: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. По способам разрешения — насильственные и ненасильственные.
    В зависимости от количества сторон, участвующих в конфликте, различают внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.

    Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Разновидностью внутриличностного конфликта являются ролевые конфликты, когда у одной личности возникает необходимость одновременного выполнения различных ролей, которые могут вступать в противоречия (например, у женщины часто вступают в противоречие роли матери, жены и профессионала; у свидетеля по какому-то уголовному делу могут вступать в противоречие роли друга и правопослушного гражданина).Особенностью данного вида конфликтов является выбор между желанием (хочу), возможностями (могу) и необходимостью выполнять те или иные требуемые нормы (надо): между «хочу» и «не хочу», между «хочу» и «не могу», между «хочу» и «надо», между «могу» и «не могу», между «надо» и «не надо», между «надо» и «не могу».

    Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой, между собой, борьбу за интересы каждой из сторон. Один из наиболее распространенных видов конфликтов. На межличностном уровне особенности проявления конфликтности во многом зависят от того, как люди, принадлежащие к различным типам культуры, воспринимают мир.

    Межгрупповые конфликты — конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей, объединенных на период конфликта в единые сплоченные группы. Следует отметить, что эта сплоченность может пропасть сразу после прекращения конфликта, но в момент отстаивания общих интересов единство группы может быть достаточно велико.
    Функции конфликта — воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду.

    В зависимости от сферы влияния можно выделить следующие основные функции конфликта:

    • воздействие на психическое состояние и, как следствие, на здоровье участников;
    • воздействие на взаимоотношения оппонентов; на качество их индивидуальной деятельности: на социально-психологический климат группы, в которой развивался конфликт; на качество совместной деятельности членов группы.

    Однако конфликты могут выполнять как позитивные (конструктивные), так и негативные (деструктивные) функции. Поскольку обычно конфликт несет в себе и то и другое, его оценивают по тому, какое начало в нем преобладает. Функциональность конфликта по мере своего развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

    Конструктивные функции конфликтов:

    • дает объективную информация о наличии противоречий и социальной напряженности;
    • является источником развития личности, группы, межличностных отношений; дает стимулы к изменениям и самосовершенствованию, к изменению сферы и способам взаимодействия;
    • освобождает группу от подтачивающих ее факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы; дает разрядку напряженности между конфликтующими сторонами;
    • диагностирует возможности оппонентов;
    • способствует развитию взаимопонимания между участниками взаимодействия, способствует сплочению коллектива, группы при противоборстве с внешними трудностями, внешним врагом;
    • способствует нормотворчеству, появлению новых правил, форм поведения;
    • способствует решению управленческих проблем (в объединении, обществе).

    Деструктивные функции конфликтов:

    • требует больших эмоциональных, материальных затрат;
    • способствует снижению дисциплины, ухудшению социально-психологического климата в коллективе;
    • формирует представление о побежденных группах как о врагах;
    • наносит ущерб работе, созидательной деятельности;
    • способствует росту недоверия и уменьшению степени сотрудничества между людьми в группе, организации;
    • затрудняет восстановление добрых и деловых отношений («шлейф конфликта»).

    На объективном уровне основными элементами структуры конфликта являются основные факторы макроситуации (физической и социальной среды), опосредованно влияющие на конфликт:

    • основные факторы физической социальной среды, непосред¬ственно влияющие на конфликт;
    • второстепенные участники конфликта;
    • основные участники конфликта;
    • объект и предмет конфликта и др.

    К основным субъективным элементам структуры конфликта можно отнести психические модели конфликта, имеющиеся у его участников, их актуальные психические состояния: динамические составляющие их индивидуально-психологических особенностей и др.

    Развитие конфликта — это процесс зарождения и последующего развития конфликта как результата действия определенной системы причин и факторов развития. Можно выделить четыре этапа, каждый из которых состоит из нескольких фаз.

    Первый этап — возникновение объективной конфликтной ситуации включает фазы:

    • развитие доконфликтной ситуации в социальном взаимодействии;
    • попытки разрешить ее неконфликтными способами;
    • отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.

    Второй этап — осознание субъектами конфликта:

    • осознание того, что достижение собственных целей возможно лишь за счет партнера;
    • инцидент — переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;
    • возникновение предконфликтной ситуации (начало противодействия или появление негативных эмоций у оппонентов по отношению друг к другу).

    Третий этап — конфликтные действия:

    • физиологическая мобилизация (изменения частоты дыхания, пульса), изменения психического состояния;
    • конфликтное взаимодействие;
    • попытки завершить конфликт; завершение конфликта.

    Четвертый этап — разрешение конфликта:

    • переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны (частичная нормализация взаимодействия участников конфликта после его разрешения);
    • полная нормализация взаимодействия участников конфликта;
    • новый этап социального взаимодействия.

    Таким образом, конфликт возникает с появлением объективного противоречия в целях и интересах участников, становится для них психологической реальностью после осознания противоречия в реальном инциденте, проходит этап конфликтных действий и приходит к определенному разрешению.

    Не всегда конфликт развивается через четыре этапа. Он может объективно возникнуть, но остаться неосознанным вплоть до исчезновения самой конфликтной ситуации. Конфликт может найти разрешение на стадии осознания, не переходя к действиям.
    Формы разрешения конфликтов очень разнообразны. Можно говорить о двух основных путях снятия конфликта: через снятие инцидента и через разрешение объективной конфликтной ситуации.

    Снятие инцидента — это попытка притушить конфликт, переведя его на либо стадию осознания (безконфликтных действий), либо на стадию неосознаваемой конфликтной ситуации.

    Способы разрешения объективной конфликтной ситуации следующие:

    1. победа одной из сторон. В данном случае конфликт решается полностью, если проигравшая сторона приняла свое поражение, что крайне редко встречается в повседневной практике. Победа одной стороны — всегда временное состояние, сохраняющееся до ближайшего серьезного инцидента;
    2. компромисс — достижение согласия между субъектами конфликта путем частичной сдачи своих позиций;
    3. полное физическое или функциональное разведение участников. В этом случае действительно исчезает сама почва для конфликта, но конфликтные отношения между бывшими оппонентами могут сохраняться очень долго, так как они не получили своего разрешения. Кроме того, такой путь редко удается реализовать в реальной практике. Например, для ученика, вступившего в конфликт с учителями или учениками школы, разрешение конфликта сопряжено с переходом в другую школу, адаптацией в новой группе;
    4. изменение внутренней системы ценностей и интересов участников взаимодействия, вследствие чего в их глазах бледнеет сам объект конфликта или приобретают личностную значимость отношения с оппонентом. Такое изменение системы ценностей психологически очень сложно, часто требует помощи со стороны специалиста-психолога, однако именно этот путь может привести к конструктивному разрешению супружеских или семейных конфликтов;
    5. разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству. По своему содержанию близок к предыдущему, но касается, как правило, деловых конфликтов, не затрагивающих глубинные отношения людей, а относящихся к их социальным или материальным интересам. Такие конфликты могут быть разрешены через специально организованную работу по нахождению общих интересов и целей, через сужение зоны разногласий до минимума и заключение договоров о сотрудничестве. Большую роль в разрешении таких конфликтов играет участие посредника — человека, владеющего специальными навыками ведения переговоров и разрешения споров;
    6. разрушение социальной системы, в рамках которой формировались противоречия между сторонами;

    Завершение конфликта — одна из наиболее значимых фаз в динамике конфликта, заключается в его прекращении по любым причинам.

    Основные формы завершения конфликтов:

    • разрешение противоречия, являющегося основой конфликта;
    • урегулирование;
    • затухание;
    • перерастание в другой конфликт;
    • устранение конфликта.

    Конфликт может завершиться благодаря усилиям его участников или вмешательству третьей стороны.

    Психологией совместно с педагогикой в целом разработаны подходы к изучению конфликтов и их целесообразному разрешению в педагогическом процессе. К ним относятся:

    • этическая беседа, дискуссия, диспут; метод включения в деятельность;
    • метод разрешения нравственных задач на основе жизненных конфликтных ситуаций;
    • метод моделирования конфликтных ситуаций, ролевая игра;
    • метод «взрыва» (А. С. Макаренко), выражающийся в различных формах (доверие, отчуждение от коллектива, изоляция, гнев воспитателя и т. д.).

    Психологи предлагают два основных способа разрешения конфликтных ситуаций:

    • нежелательные конфликты предупреждать или разрешать на стадии предконфликта (предконфликтной ситуации);
    • конструктивные конфликты разрешать либо устранением одной из сторон противоречия, либо устранением условий, способствующих конфликту.

    В настоящее время одной из актуальных задач психологической науки, на наш взгляд, является разработка достаточно действенных воспитательных средств и приемов профилактики и оптимального разрешения конфликтов.

    Предупреждение конфликта — в широком смысле — такая организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними; в узком смысле — деятельность субъектов взаимодействия, а также третьих лиц по устранению причин назревающего конфликта, разрешению обостряющегося противоречия неконфликтными способами. В основе предупреждения лежит устранение или блокирование объективных, организационно-управленческих и субъективных причин конфликтов; создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению проблемных и предконфликтных ситуаций социального взаимодействия неконфликтными способами.