Масленица для младших школьников. Сценарий

Сценарий праздника Широкая масленица для начальной школы

Автор: Журавлева Ирина Викторовна, учитель начальных классов, МОУ Спас -Заулковская школа-интернат – ЦО «Планета детства» село Спас-Заулок Клинского района Московской области
Цели:
- формировать представление детей о праздновании Масленицы на Руси;
- об обычаях и традициях русского народа;
- развивать познавательный интерес детей к истории своего народа

Ведущий. Вот и подошла к концу зима длинная да холодная, не за горами весна – красна. Давайте-ка мы её с вами все дружно позовём. Повторяйте за мной.
Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
С великою милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными
- Ой, ребята, кажется, к нам кто-то идёт. (появляется Зима, поёт песню «У леса на опушке»)
Зима. Это кто тут Весну без моего приказа зовёт? Кто своевольничает? Ах, это вы? Проказники! Вы чего тут раскричались? Кыш, кыш, кыш отсюда, пока я вас не заморозила. (Звучит музыка появляется Весна)
Весна . Кто меня звал - вызывал? Вы, ребята?
Зима. Ошиблись ребята, не хотели они тебя звать. Им и со мной хорошо!
Весна. Да правду ли ты говоришь-то, сестрица? Уж так-то громко звали, так старались! Верно, уж мой черёд подошёл? Тепла да цветов всем захотелось!
Зима. А я говорю – рано пришла! Ещё подожди! Мы не все зимние игры переиграли, не все песни перепели!
Ведущий. Представьте, ребята, а если бы никогда – никогда больше не было бы Зимы.
Весна. Будто у меня ни песен, ни загадок в припасе нет!
Ведущий. Тише, тише! Не надо ссориться. Мы сегодня сможем вас померить, ведь у нас сегодня особый праздник – проводы зимы и встреча весны. А называется праздник – Масленица! Давайте-ка пригласим её к нам в гости?
1 ученик.
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах поваляться
2 ученик.
Уж, ты, моя Масленица,
Красная краса, русая коса
30 братьев сестра
3-х матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться

3 ученик.
Приезжай честная Масленица,
Широкая боярыня,
На 77 санях,
На широкой лодочке
В город пировать!
(Хором) Добро пожаловать к нам, Масленица! (появляется Масленица, вместе с ней звери).
Ведущий. Здравствуй, дорогая Масленица! Здравствуйте гости долгожданные! С вами мы всегда готовы повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?
Масленица. Всего лишь на 7 дней. Мой 1-ый день встреча, а 7-ой проводы
4 ученик.
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла
Мы думали на 7 недель,
Оказалось на 7 дней.
(Рассказ о днях на масленичной неделе)
Понедельник – встреча
Вторник – заигрыш
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с праздником, это время игр и развлечений: катание с гор, катание на лошадях
Среда – лакомка
Четверг – разгул (самый веселый день)
Пятница – тёщины вечера
Зятья (папы) идут в гости на блины к бабушкам (маминым мамам)
Суббота – посиделки
Родственники собираются на обед или ужин, долго сидят, общаются.
Воскресенье – прощёное воскресенье
В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся.
(Исполняется песня «Блины»)
Ведущий. Масленица, а кто пришёл с тобой?
Масленица. Мои друзья – звери, по весне меня знавшие. Расскажите ребятам, как вы зиму провели.
Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.
Лиса. А я голодала! Одними мышками питалась. Ну, да изредка кур в соседней деревне посчитывала. А что ты, кум такой ходой?
Волк.
Будешь, худ с такой едой
Я не ел 4 дня
Увидал обед у пня
А обед во все лопатки
Припустился от меня
Вот несчастье! Вот беда!
Быстроногая еда!
Лиса. Миша! Расскажи, как ты чуть весну не проспал?
Медведь.
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге,
Спал всю зиму, до весны
Лиса. И, наверно, видел сны?
Медведь.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет –
Вот беда!
В темноте пошарил лапой и вскочил
Кругом вода!
Лиса.
Заспешил медведь наружу:
Медведь. Заливает не до сна
Лиса.
Вылез он и видит – лужи,
Тает снег. Пришла весна.
Масленица .Звери приготовили для вас, ребята, загадки.
Не зевайте, хором отвечайте!
1.Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.
2.Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была?
3.За деревьями – промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло – пробежало, но не дыма, ни пожара.
4. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета.
Ведущий. Масленицу провожаем, весну – красну встречаем. Гостья погостилася, с зимушкой простилася. С крыши капели, грачи прилетели. Воробьи чирикают, они весну кликают.
Игра «Летят, летят».
Я буду напевать слова, а вы поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: «Летят, летят». Да только, чур, не ошибаться: «летать» можно только вместе стеми, кто на самом деле летать может!
Грачи летят, на всю Русь трубят:

- Ту – гу – гу! Мы несём весну.
Синицы летят, на всю Русь кричат:

- Дзу, дзу, дзу, не поймать нас никому!
Поросята летят, на всю Русь визжат:

- Хрю, хрю, хрю! Надоело нам в хлеву!
Пчёлы летят, на всю Русь жужжат:

- Жу – жу – жу! Я медка принесу!
Медведи летят, на всю Русь рычат:
- У – у – у, надоело нам в лесу!
Масленица. Ну, ребята, молодцы, веселились от души!
А знаете ли вы пословицы о труде? Сейчас проверим. Я начну говорить пословицу, а вы её заканчивайте
- Ученье – свет, а неученье – (тьма)
- Готовь сани летом, а телегу (зимой)
- Чем дальше в лес, тем больше (дров)
- Труд человека кормит, а лень – (портит)
Молодцы!Хорошую встречу, вы мне устроили
Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала, очень я устала
Кончилось весельице – беритесь за делице
А со мной проститеся, блинами угоститеся.

Внеклассное мероприятие проходит в форме конкурсной программы.

Цели : познакомить учащихся с историей празднования Масленицы; воспитывать любовь к культурным традициям своего народа.

Подготовительная работа: учащиеся заранее готовят доклады из истории проведения Масленицы; учитель просматривает их, и несколько наиболее интересных докладов обсуждаются на классном часе. Перед его проведением пекут блины, наряжаются в русские народные костюмы.

Ход представления

I. Сообщение об истории праздника.

Ведущий. Русский народ свою Масленицу величает так: честная Масленица, широкая Масленица, веселая Масленица. В ранних церковных книгах Масленица называется сырною неделей. Все дни Масленицы имеют свои, особенные названия: встреча - понедельник, заигрыши - вторник, лакомка - среда, широкий четверг, четверток - четверг, тещины вечерки - пятница, золовкины посиделки - суббота, прощеный день - воскресенье.

На первый день Масленицы дети с утра выходят на улицу строить снежные горы. Строят и причитывают...

Учитель заранее раздает ребятам слова, а затем на классном часе учащиеся разыгрывают встречу Масленицы.

Звал, позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор.

Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!

Уж ты ль, Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, ясочка, ты же моя перепелочка!

Приезжай ко мне в тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!

Выезжала честная Масленица, широкая баярыня, на семидесяти семи санях козырных во широкой лодочке во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.

Как навстречу Масленице выезжал честной семик на сапазоч- ках в одних портяночках без лапоток.

Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Ей-то семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовой терем за дубовой стол к зелену вина.

Выходила честная Масленица, широкая боярыня, к семику во тесовой терем, садись за дубовой стол к зелену вина.

Как и она ль, честная Масленица, душой потешапась, умом повеселялась, речью наслаждалася.

После встречи Масленицы дети кричат: «Масленица приехала!»

В старину москвичи Масленицу справляли у Красных Ворот. Здесь Петр Великий открывал Масленицу с понедельника и качался на качелях с офицерами. Богатые люди с понедельника начинают печь блины, а бедные - с четверга или пятницы.

В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших. В 17-м столетии государи хаживали на прощеный день к патриарху с боярами и думными людьми. Патриарх угощал дорогих гостей медами и романеею. О русской Масленице между народом сохранились поговорки: «Не житье, а масленица»; «Не все коту масленица». «Милости просим к нам об масленице со своим добром, с честным животом». «Сваталась Маланья на Масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не знала, что Масленица только молодых ставит на показ». «Пируй и гуляй, баба, на масленице, а про пост вспоминай».

Традиционно на Масленицу проводились народные гулянья с конкурсами, забавами, финалом которых становилось сожжение чучела, символизировавшего Зиму. Нас тоже ждет несколько конкурсов.

II. Конкурсная программа.

Конкурс 1. Петушиные бои.

На полу начертить мелом круг диаметром 1 метр. Из каждой команды выбирают по одному самому сильному участнику и связывают руки за спиной. Задача играющего («петушка»): прыгая на одной ноге, плечами выбить соперника из круга.

Конкурс 2. Перетягивание каната.

Посередине веревки привязать цветную ленточку. На полу нарисовать мелом черту. Один конец веревки берет первая команда, другой - вторая. Ленточка должна находиться над чертой. Побеждает та команда, которой удастся перетянуть канат так, чтобы ленточка оказалась за чертой.

Ведущий. Одна из непременных традиций Масленицы - это взятие Снежного городка. Во время праздника из снега сооружали крепость. Играющие распределялись на две команды: пеших и конных. Пешие охраняли город, а конные штурмовали. При этом город представлял зиму, которую изгоняли. А я вам предлагаю другой вариант Снежного городка.

Конкурс 3. Снежный городок.

Команды встают напротив друг друга. Правила игры: штурмуя Снежный городок, игроки «лепят снежки». Теннисный мячик будет у нас снежком. Участники «сражения» должны будут по очереди бросать друг другу «снежок» и при этом произносить название какого-нибудь города. Проигрывает та команда, игрок которой не сможет назвать город (повторения запрещены).

Конкурс 4. Воевода.

Катилось яблоко вокруг хоровода.

Кто его поднял - тот воевода.

Воевода, воевода, выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

Дети стоят по кругу. На первые две строки передают мяч от одного к другому. Тот, у кого окажется мяч на слове «воевода», должен выбежать из круга, пробежать (в то время, как звучит третья строка) за спинами детей и положить мяч на пол между двумя из них. На словах последней строки те должны разбежаться в разные стороны и постараться быстро обежать круг. Остальные участники игры в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он и становится «воеводой», начинает игру снова (передает мяч по кругу).

Конкурс 5. Шепоток.

Играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящему завязывают глаза платком. В руках у водящего - палочка. Он идет по кругу и, касаясь кого-либо, громко просит: «Скажи мне хоть слово».

Ответ должен быть не более одного-двух слов, которые произносятся шепотом, но внятно. Водящий по этому шепотку должен определить, кто перед ним. Если угадал, дети меняются ролями. Если же ошибся - все хлопают в ладоши и отгадчика штрафуют (просят рассказать стихотворение, спеть песенку, станцевать).

III. Заключительная часть.

Ведущий.

С крыши капели,

Грачи прилетели,

Воробьи чирикают -

Они весну кликают.

Есть и еще одна - наверное, главная - традиция Масленицы: блинное угощение. Приглашаем всех отведать блинов, которые наши девочки и мамы приготовили к празднику.

Ох, как вкусен блин румяный

С маслом, медом иль сметаной,

Прямо с печки, с пылу с жару -

Заходи, отведай пару!

Звучит песня «Блины».

Мы давно блины не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Кадки новы растворили,

Два часа блины ходили.

Растворили на дрожжах,

Не удержишь на вожжах!

Моя родная сестрица -

Печь блины-то мастерица!

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

На поднос блины кладет,

И сама на стол несет.

Гости, будьте же здоровы!

Вот блины уже готовы.

Праздник заканчивается чаепитием с блинами.

Сценарий масленицы в школе

Красивый и достаточно необычный сценарий празднования масленицы в школе мы приготовили для вас. Он отлично подойдет как для празднования в помещении, так и для празднования на улице. На нем могут присутствовать и ученики начальной школы и старшеклассники. Потому что много конкурсов и шуток поднимут настроение и подготовят всех к весне. Празднуйте, сжигайте масленицу и встречайте весну, которая не за горами.


***

В центре зала, где будет проходить праздник, стоит на специальной подставке Масленица (большая соломенная или тряпичная кукла на палке, которую в последствие будут сжигать на улице). Рядом с Масленицей 2-3 стола с блинами и угощением.
Гости входят в зал.

Ведущий:
Вот и Масленица пришла!
Пришла Масленица к нам,
Красна Масленица, нам всем улыбается!
Нам всем улыбается, да с зимой прощается!
До свидания Зима,
Да приди же к нам весна!
Будем угощать тебя блинами,
Да танцуй Весна ты вместе с нами!

Выходит танцевальная группа в русских народных костюмах, и исполняют русский народный танец, а потом со всеми гостями водят хоровод вокруг масленицы.

Ведущий:
А вы знаете, что Масленица предшествует Великому посту. Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название. Давайте с вами узнаем, как называются каждый из дней масленицы.
Выходят 7 учеников.

1 ученик:
Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!

2 ученик:
Вторник – «заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости,
С горок снежных все катаются,
И блинами наедаются.

3 ученик:
Среда – лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
Живот себе все набивают,
И друг друга угощают!

4 ученик:
Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!

5 ученик:
«Тещины вечорки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
И тещи для зятьев пекли блины,
И устраивали настоящий зятю пир!

6 ученик:
А суббота – день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!

7 ученик:
У воскресенья званий много,
Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения!

Ведущий:
Вот и узнали мы названия дней недели Масленицы. А теперь давайте немного поиграем.

Можно устроить игры, традиционные для масленицы: перетягивание каната, «петушиные бои» и т.д.
Игра – Горячий блин.
Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

Ведущий:
Вот и поиграли немного. Давайте теперь позовем к нам в гости весну! А чтобы она нас услышала, давайте споем весеннюю песенку.

Исполняется весенняя песня.

Ведущий:
Что-то не хочет весна приходить. Давайте ей стихи расскажем, может она услышит и придет к нам.

Дети рассказывают стихи.

Выходит Весна:
Слышу, слышу, что зовете,
Вижу, вижу, что меня вы ждете.
Вот пришла я к вам друзья,
Наконец, я вас нашла!
А теперь давайте вместе с вами
Угостимся мы блинами,
Но сначала нашу Масленицу мы сожжем,
Чтоб зима и все наши беды прочь ушли с огнем!

Масленицу, что стояла в центре зала, выносят на улицу и сжигают. Так же можно всем желающим предложить написать на листочках все плохое, например: болезни, плохое настроение, плохие оценки и т.д. и бросить эти листочки в костер. Также можно провести несколько конкурсов и игр на свежем воздухе. А после того, как масленицу сожгут, уже можно идти пить чай с блинами.

Проводы Зимы — мероприятие коллективное, невозможно водить хороводы, играть в снежки и брать ледяные крепости в одиночку. Так что праздник этот нужно проводить, объединившись несколькими семьями, целым классом или вместе с соседями. Предлагаем вам сценарий проведения этого замечательного праздника.

Большой школьный спортивный, или актовый зал, или столовую, или библиотеку можно украсить чучелом Масленицы, праздничными газетами, шарами, лентами, накрыть столы с угощением и самоваром, разложить музыкальные инструменты.

Действующие лица

1-й скоморох

2-й скоморох

Зима, гости (шесть человек)

Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие, приглашаем вас по старинному русскому обычаю справить Масленицу, проводить зиму-зимушку и встретить весну-красну.

Вбегают Скоморохи.

1-й скоморох . О-хо-хо, а-ха-ха! Смотри-ка, сколько кругом зевак собралось!

2-й скоморох . И чего народу дома не сидится, чего пришли?

1-й скоморох . Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело, на печи бока отлежали, вот они к нам на блины и набежали. Вон наша ведущая какие блины приготовила, круглые, румяные, с пылу с жару, так в рот и просятся. Не знаешь, по какому случаю такой пир горой?

2-й скоморох. Понятия не имею, но пахнут здорово и на солнышко похожи.

Ведущая. Я вам подскажу, что народ здесь не просто так собрался, а чтоб зиму проводить и весну встретить, веселые русские песни попеть да в игры поиграть.

1-й скоморох . Глядите-ка, кто к нам идет! Это же сама Зимушка к нам шествует.

Зима . Здравствуйте люди! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напорошить?

Скоморохи (вместе). Не нужно нам такой радости, промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждем не дождемся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?

Зима . Посмотрю, подумаю. Если рассмешите меня, позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

1-й скоморох. Эй, ребята, давайте позабавим Зимушку. Выходите, смельчаки, удаль молодецкую покажите, силой померяйтесь.

Ведущая. В старину на Масленицу одной из забав было перетягивание каната, давайте и мы будем следовать традиции.

2-й скоморох . Кто сильнее из парней, выходи, не робей! Живо беремся за канат, тот, кто перетянет, будет рад. Он самым сильным станет и подарочек достанет.

Канат можно перетягивать как в индивидуальном зачете, так и командами.

Главное, чтобы силы участников были примерно одинаковы. За этим должны проследить взрослые помощники ведущей.

Скоморохи могут помогать участникам соревнований, а могут «дурачиться», изображая помощь.

Ведущая. А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? Этот праздник пришел к нам из далеких языческих времен, на этот праздник делали специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду. Всю неделю ее величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали.

1-й скоморох . Масленицу величаем, много чего обещаем: реки сметаны, горы блинов.

2-й скоморох. Только скорее б она приехала, веселая, задорная, разгульная, а не смирная.

Скоморохи (вместе). Прощайся, народ, с тоской, здравствуй, праздник мирской.

Ведущая. И вправду, Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси. Народ старался вволю накататься с гор, поиграть в снежки, поучаствовать в строительстве и штурме снежных крепостей, принять участие в кулачных боях. Предлагаю проверить вашу ловкость и сноровку в боях на воздушных шариках.

Скоморохи выносят воздушные шары, надевают детям на головы бумажные шапки, завязывают глаза. Задание — сбить шариком шапку с головы противника. Побеждает тот, кто первым собьет шапку.

Зима. Повеселили вы меня, давайте теперь проверим вашу меткость. Как вы за эти зимние месяцы научились снежки бросать?

Скоморохи выбирают двух участников соревнования и выстраиваются вместе с ними на линии «огня», на небольшом расстоянии от линии ставятся четыре ведерка (коробки или шляпы). Участникам дают по три теннисных мячика, их задача — попасть в ведерко. Скоморохи показывают «чудеса» меткости. Оцениваются только приглашенные игроки, побеждает тот, кто забросил большее количество шариков в емкости.

Зима. Смотрю я, что скоморохи зря зиму провели, в снежки не играли, с горы не съезжали. Наверное, погощу я еще у вас, снегом-морозом угощу, Весну не пущу. Ведущая. Подожди, Зима, давай спросим у ребят, как они зиму провели. Ребята, снега для лыжных прогулок хватало всегда? Дети (хором). Да!

Ведущая. С горок вы быстро съезжали всегда? Дети (хором). Да!

Ведущая. Зимушка! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за каток и быструю лыжню.

1-й скоморох. А теперь уступи место Весне-красне. Она уж не за горами.

2-й скоморох . Поможет нам в этом Масленица.

Зима. И где же это ваша помощница?

Ведущая . Сейчас мы с вами сделаем Масленицу.

Приглашаю смельчаков-умельцев ко мне в помощники.

Ведущая на глазах у детей вместе со своими помощниками мастерит куклу из соломы. Можно сделать маленькую куклу, а затем вынести большое чучело, сделанное заранее.

1-й скоморох. Душа ль ты наша, Масленица, уста сахарные!

2-й скоморох . Тельце белое, сорочка шелкова, сапожки сафьяновы, красавица-королевна, дочка царская.

1-й скоморох . Коса длинная, лента алая, платок беленький, брови черные.

2-й скоморох. Прибывай к нам в гости, во широкий двор, будем на горах кататься, блинами объедаться.

1-й скоморох. Масленицу встречаем — зиму провожаем.

Ведущая. Давайте поможем Весне, встанем в кружок- хоровод и споем русскую народную песню.

Дети встают в хоровод и вместе со Скоморохами поют любую русскую народную песню (например «Как на тоненький ледок»),

1-й скоморох . Проведем соревнование на масленых пословиц знанье.

2-й скоморох . «Блин живота не расколет». Я первый, мне главный приз.

1-й скоморох. Нет, братец, погоди, блинком закуси. Мы ребят послушаем, а потом калачей покушаем.

Начинается конкурс на знание пословиц. Конкурс проводится в форме аукциона. Каждый называет свою пословицу по очереди, выигрывает тот, кто называет последнюю пословицу. Можно предложить детям заранее подготовиться к этому конкурсу. Если дети затрудняются, ведущая может называть первую часть пословицы, а вторую договаривают дети.

Пословицы : «Без блина не Маслена»; «На горах покататься, в блинах поваляться»; «Не житье, а Масленица»; «Масленица-объедуха, деньгам приберуха»; «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить»; «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».

Ведущая. Масленица длилась семь дней.

1-й скоморох . Первый день — «Встреча», Масленицу мы уже встретили. Переходим ко второму дню.

2-й скоморох . Второй день — «Заигрыш». Парни с девками с горочки катаются, познакомиться стараются. Ну-ка, в круг выходи, частушки заводи.

Ведущая . В старину самым лучшим способом себя показать, других посмотреть было исполнение частушек. Кто самый смелый и талантливый?

Объявляется конкурс исполнителей частушек.

Конкурс частушек может быть тематический: на школьную тему, на тему зимы и Масленицы или любые частушки. Например:

Не смотрите на меня, —

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

На окошке два цветочка:

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Ведущая подводит итоги конкурса.

1-й скоморох . Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро. Объявляется день третий — «Лакомка».

2-й скоморох. А чем лакомятся на Масленицу?

Дети (хором). Блинами!

Ведущая. Правильно. Давайте споем русскую народную песню «Блины»: «Как на масленой неделе со стола блины летели, и сыр, и творог — все летело под порог! Как на масленой неделе из печи блины летели. Весело было нам, весело было нам!»

Ведущая . А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Сковорода», в нее как раз играли на Масленицу.

В игре участвуют до десяти детей. Игроки встают в круг, держатся за руки, образуя хоровод. У самых ног игроков мелом чертят круг-сковороду. Все идут вдоль линии сковороды. Ведущая дает сигнал, все останавливаются и начинают тянуть соседей справа и слева на черту. Задача — заставить соседей переступить черту. Переступивший черту попадает на сковороду и «печется». После чего все снова быстро идут вдоль черты по кругу. Побеждает тот, кто дольше всех не «испекся».

1-й скоморох. Четверг — день самый-самый масленый — «Разгул».

2-й скоморох. Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка! Расступись, народ, раззудись, плечо, будем силой мериться. Хотите посмотреть диковинного трехногого жеребчика? Сейчас увидите.

Проводится конкурс на ловкость. Выбирается несколько пар, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на «трех ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта. Выигрывает пара, прибежавшая первой.

Ведущая. Не устали еще веселиться? Может, дадим голове потрудиться? Прочитаю вам загадки, а вы готовьте мне отгадки.

Ведущая загадывает загадки на зимнюю и весеннюю тему. Загадки можно найти свои собственные или воспользоваться нашими.

Стоял я посреди двора, где веселилась детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик)

Утром ранним не спеша надуваю красный шар, а как выпустят из рук — станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Без рук, а на стекле рисует. (Мороз)

Поскольку Масленица праздник языческий, древний славянский, можно, как элемент, ввести в сценарий викторину на знание славянских традиций, обычаев, обрядов. Нужно сформировать команды и предложить им вопросы. Кто первым ответил на вопрос, тот и получает очко.

1. Откуда пошло выражение «Что на роду написано, того не миновать?» (Род — бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано».)

2. Откуда пошли выражения «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур тебе на язык!»? (Чур — божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», т. е. «Чур, меня!». Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур, мое!» Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», и злое пожелание не сбудется.)

3. С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг?»

(Перун — бог грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели — четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

4. В каких духов верили древние славяне? (Болотник — дух болота, живет в большом доме с женой и детьми. Заводит людей в трясину.

Болотница — дева-утопленница. Живет на болоте, очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине.

Кудияр (Чур) — особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады.

Дворовой — покровитель двора мужского пола.

Клетник — дух, живущий в кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место.

Луговой — дух лугов, помогает косить траву.

Моховой — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды во внеурочное время.

Овинник — дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник наказывает его пожаром.

Полевой — дух полей. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появлялся в облике старца в белых одеждах. Помогал усердным и наказывал ленивых.

Ржаница — дух, живший на полосах ржи. Из вредности может сплести несколько колосьев ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решивший ценой собственной жизни спасти рожь.

Хлевник — дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок в хлеву.

Леший — дух леса.)

5. Как задобрить Лешего? (Поблагодарить за грибы, ягоды, оставить на пеньке пирожок, блин.)

6. Почему древние славяне считали недопустимым здороваться или передавать что-либо через порог? (Древние славяне считали, что это — граница избы, между мирами своим и чужим, обжитым и необжитым)

7. Где в доме живет домовой? (За печкой.)

8. Назовите древних славянских богов.

(Перун — бог грозы в Древней Руси. Его считали покровителем воинов.

Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими. Старец с длинной седой бородой в белой одежде с посохом в руке.

Белее — бог скотоводства и богатства.

Зембог — бог земли.

Дидилия — богиня деторождения.

Макошь — богиня, покровительница женских работ, прядения и ткачества.

Огонь, другое название Сварожич, — бог огня.

Морозко — бог зимы и холода.

Даждьбог (Хоре) — бог солнца.)

Примечание: выигрывает тот, кто назовет бога последним. Дополнительные очки можно давать за описание внешнего вида, каких-то особенностей божества.)

9. У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец. (Хоровод. Танцующие образуют круг — символ Солнца и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Викторину можно завершить совместным хороводом.

1-й скоморох . Пора пятницу объявлять.

2-й скоморох. День пятый — «Тещины вечерки». В гости к зятьям на блины тещи жаловали.

Ведущая. Ребята, а вы знаете, кто такая теща, кто такой зять? Давайте попробуем разобраться, кто кому кем приходится. Кто такой тесть, кто такая золовка, кто такой деверь, кто такой свекор, кто такая свекровь, кто такой кум?

Дети отвечают на вопросы ведущей.

Ведущая. Молодцы, хорошо разбираетесь в степени родства. Переходим к следующему дню Масленицы.

1-й скоморох. Шестой день — «Золовкины посиделки».

2-й скоморох. В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.

1-й скоморох . Мы тоже можем одарить тех, кто принял в нашем празднике самое активное участие.

Во время всех конкурсов и заданий победителям давались маленькие картонные блинчики-жетоны, в конце праздника количество жетонов подсчитывается, и выявляется победитель.

Ведущая. Заканчивалась Масленица Прощеным воскресением. Все просили друг у друга прощения, а затем сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с Зимой.

Зима (которая все это время наблюдала за происходящими событиями). А может, передумаете еще? Зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо!

1-й скоморох. Нет, Зимушка, прошла твоя пора.

2-й скоморох. Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!

Ведущая . Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать — Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне.

Дети (хором). Масленица-обманщица, до поста довела — сама удрала! Масленица, воротись, в новый год покажись! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

Скоморохи уносят чучело Масленицы из зала, за ними выходит Зима.

Ведущая. Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.

Масленица в школе

Масленица: сценарий проведения праздника в школе

Цель: знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа.

Задачи:

Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;

Развитие ловкости, смекалки;

Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

Воспитание в учащихся бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

Оздоровление учащихся;

Форма проведения: КТД.

Место проведения : школа, пришкольный участок.

Необходимое оборудование: обруч(2 шт.), санки(2 шт.), канат, чучело, костюмы, скотч, магниты, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы, апельсины(2 шт.), мандарины(2 шт.), изюм, мармелад, грейпфрут(2 шт.).

Фактический материал: вопросы викторины, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, снеговики(2 шт.), маршрутные листы(2 шт.).

Ход мероприятия

(Все участники и ведущие в народных костюмах)

Ведущий 1:

«Масляна неделя

В деревню к нам прилетела

В школу родную нашу зашла,

Радость всем нам принесла.

Ох, Масленица хороша!

От неё поёт душа!

Кукол мы нарядим

И посадим рядом.

Будем петь и веселиться

И по станциям пойдём,

Много интересного

Мы в пути найдём»

Учитель:

Наш праздник посвящён проводам русской зимы и называется Масленица. Масленица- древний народный праздник, который отмечают на последней неделе перед Великим постом. Пост завершается празднованием Светлого Христова воскресенья - Пасхой. Это событие отмечается в разные дни каждый год, поэтому проведение Масленицы зависит от того какого числа празднуется Пасха. В этом году мы отмечаем Пасху 5 мая, а Масленицу начинаем отмечать с 11 марта.

Празднование Масленицы сопровождается обрядами, гуляниями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далёкие времена и принять участие в этом весёлом празднике.

Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели:

Понедельник-«Встреча»

Вторник-«Заигрыш»

Среда-«Лакомка»

Четверг-«Разгуляй четверток»

Пятница-«Тёщины вечера»

Суббота-«Золовкины посиделки»

Воскресенье-«Прощёный день»

Ведущий 2:

«Добро пожаловать на наш праздник,

Затей у нас много разных!

Песни, частушки послушаем,

Блинов со сметаной покушаем,

Спляшем весёлую пляску,

Покатаемся на салазках,

А ещё будут здесь состязания,

Разные смешные задания.

Победители и те, кто рядом,

Получат сегодня призы и награды.»

Учитель

«А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций на каждой станции вас встречают веселые скоморохи и красные девицы. Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»

(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)

Описание станций:

I. Понедельник-«Встреча»

Скоморох:

«Первая станция называется «Встреча».

Здесь мы услышим интересные речи.

Нет веселья без частушек,

Посиделок без подружек,

Нету без гармошки пляски,

Небылицы нет без сказки.

Расскажите небылицы

В монологе или в лицах,

Фантазируйте, друзья,

Грустить на Масленицу нельзя!»

Критерии оценки работы команды: за каждую небылицу 1 балл.

II. Вторник-«Зайгрыш»

(Эта станция на улице, на пришкольном участке; на эту станцию обе команды приходят одновременно).

Скоморох 1:

«Все на «заигрыши» к нам:

Предлагаем игры вам!

Ну-ка, кто из вас сильней?

Поворотливей, умней!

Покажи – ка свою удаль

Перед девушками, сударь!»

Скоморох 2:

«Две команды у нас есть

По делам хвала им, честь

Кто в игры с нами поиграет?

Победителем кто станет?

Раз, два, три, четыре

Играем, что есть силы.»

Эстафета 1«Обруч»:

По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.

Эстафета 2 «Сани»:

Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.

Эстафета 3 «Цепи- цепи, кованые»:

Команды выстраиваются друг против друга, взявшись за руки. Одна команда говорит речетатив: «Цепи-цепи, кованые, раскуйте нас». Другая команда отвечает: «Кем из нас?». Первая команда говорит: «Всеми!». Команда бежит, стараясь расковать руки противника.

Скоморох 3:

«А теперь прошу вниманья!

Новое соревнованье!

Кто захочет - стар и млад

Перетягивать канат?»

Эстафета 4 «Перетягивание каната».

Критерии оценки работы команды: активное участие – 1 балл.

III. Среда-«Лакомка»

(На эту станцию обе команды приходят одновременно. Проводится в кабинете. На доске висят два чугунка. Команды дома должны были найти рецепты о гречке. Рецепты должны быть оформлены красиво. Команды должны «заполнить» чугунки гречкой. У кого чугунок будет полный, та команда набирает наибольшее количество баллов).

Скоморох:

«Станция «Лакомка».

Здесь гречкою пахнет,

Варится каша в котлах.

Ну-ка, узнаем сколько рецептов

Содержится у вас в головах.

Кто больше? Кто вкусней?

Из гречи суп и каша

У нас текут уж слюнки!

Ну, где же ложка наша?»

Судья объясняет правила игры.

Критерии оценки работы команды: за каждый рецепт – 1 балл.

IV . Четверг«Разгуляй четверток»

(Проводится в здании школы).

Скоморох:

А на нашей станции «Четверток широкий»

Вас встречают русские

Весёлые скоморохи.

Здесь частушки мы услышим

Ну, а лучшие - запишем

Разгуляй - гуляй, народ,

Бери Масленицу в оборот!

Пой частушки, веселись;

Хлопай громче, улыбнись!»

Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.

Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.

V. Пятница «Тёщины вечера»

Скоморох:

«На тёщиных вечерках

Зятья тёщ угощают,

За столы накрытые

Родню всю приглашают.

Загадай загадку,

Отгадай ответ:

Лучше милой тёщи

Для зятя друга…(нет!)»

Сценка:

Стол. На столе самовар, блины, чашки. За столом тёща и зять.

Тёща:

Зять соглашается.

Зять : «Буду»

Скоморох:

«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем тещё!»

Ребята: -ДА!

Зять решил устроить бал,

Тещу в гости он…(позвал).

Купил муки, купил творог,

Испёк рассыпчатый…(пирог).

Зять мамашу в гости ждёт,

Но что – то тёща…(не идёт).

Он долго у стола ходил,

Потом кусочек…(отхватил).

Затем подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел),

Когда же тёща подошла,

То даже крошек…(не нашла).

Скоморох:

«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»

Участники должны отвечать хором.

Загадки:

1. Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)

2. Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит.(Эхо)

3. Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)

4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)

5. Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)

6. Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

7. Заря - заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)

Скоморох:

Тещу «умаслили»,

Блины от тещи получили.

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.

VI. Суббота «Золовкины посиделки»

Скоморох:

«Золовкины посиделки-

Это вам не безделки.

Ну-ка, поговорки

Про Масленицу вспомните,

Мудрые пословицы

Ребятам всем напомните

Про блины и про весну,

Про гулянья яркие,

И про проводы зимы, весёлые и жаркие»

«Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы – это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю – вы заканчиваете»

Пословицы:

1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);

2. Зима без снега – лето…(без хлеба);

3. Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);

4. Работать не встанешь, ноги с голоду…(протянешь);

5. Кто хвалится, тот…(с горы свалится);

6. У кого что болит, тот…(про то и говорит);

7. Дурная голова…(ногам покою не даёт);

8. Что с возу упало…(то пропало).

А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.

VII. Воскресенье «Прощёный день»

(Проводится на улице.Все становятся вокруг чучела).

Учитель «В день прощёный – воскресенье

Попроси у всех прощенья.

Может, кто тебя обидел,

Может, ты кого,

Умышленно, случайно ли-

Теперь уже всё равно.

Улыбнись и повинись,

С близким другом обнимись,

И с теми, с кем поссорился,

Сегодня помирись!»

Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.

(Все просят прощения друг у друга).

«Бог простит!

« Пора прощаться нам с Зимой,

Повстречаться всем с Весной.

Зиму будем доставать,

На костре большом сжигать.

Но к ней пройти не каждый сможет,

Есть здесь смелые, кто поможет!»

Выбегают скоморохи, поджигают чучело.

Все участники кричат:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!»

Проведение игр (Правила проведения игр прилагаются)

Учитель

«Вот и кончилось маслица,

Прошла, прошла Масленица!

До чего нас довела!

До хлеба, до редьки,

До пареной репки,

До горького хвоста,

До Великого поста.»

Дорогие ребята и гости нашего праздника, давайте пройдём в школу для продолжения праздника.

Подведение итогов:

Все команды в школе

Скоморохи – судьи на сцене:

1. Две команды так старались.

Мы ими просто любовались.

И за обе мы болели-

Молодцы вы, в самом деле!

2. Мы по солнышку вам дарим,

Чтоб вы улыбались,

Чтоб учились, чтоб дружили

И соревновались!

3. Чтоб вы лучики – конфетки

Съели непременно.

И тогда весенние

Наступят перемены.

4. Зазвенит весна ручьями,

Соловьями запоёт.

Пусть вам Масленица наша

Пятёрок больше принесёт.

(Дарят всем участникам солнышки).

Учитель:

«Ребята, наш праздник имеет не только соревновательный характер, но и познавательный. Вы познакомились с обычаями праздника «Масленица», узнали, что это действительно самый весёлый, самый разгульный и поистине народный праздник. Основным блюдом Масленичной недели является блин. Он символизирует солнце – победу добра над злом, тепла над холодом. Круглые, румяные, горячие блины являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни. По поверьям, первый блин принято отдавать бедным».

Ведущий 1:

«На чай с блинами приглашаем.

Приходите, не стесняйтесь!

Хороши блины! Всем хватит!

Угощайтесь! Угощайтесь!

А блины- то круглые

Прямо с пылу с жару.

Подходите, подходите,

Ближе к самовару»

Все подходят к накрытому столу и проводится чаепитие.

История возникновения Масленицы

Это рассказ об истории возникновения народного праздника Масленица. Полезная информация для школьников.

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

Широкая Масленица,

Мы тобой хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, самый шумный и веселый в народном календаре праздник. Причем, каждый год время Масленицы меняется, ведь это - «переходящий» праздник, время которого зависит от того, когда в данный год будет праздноваться Пасха (отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния). На переломе от зимы к весне на Руси исстари на Масленицу как бы повторяли зимние Святки. Однако Масленица берет начало еще в языческих традициях наших далеких предков - древних славян, которые в конце февраля - начале марта устраивали проводы Зимы - праздник, посвященный рождающемуся Солнцу. Потому и эмблемой этого старинного праздника стал блин, как знак Солнца.

Вообще настоящий народный праздник в разных странах - это праздник зимний, или ранневесенний, или позднеосенний, потому что в середине года не до плясок: надо растить и собирать урожай. По Далю, Масленица - Масляница, Масленика, Масляная, Масленая неделя, сырная неделя до Великого поста. «Праздновать масляну, пировать, гулять».

В христианской религии масляная или мясопустная неделя - на которой верующим уже запрещается есть мясо, но еще разрешается во все дни - рыба, яйца и молочные продукты. Это последняя неделя перед строгим временем Великого поста, поэтому народ стремится в течение нее налакомиться, нагуляться и навеселиться впрок.

Наши предки Масленицу отмечали повсеместно с маскарадными шествиями, катаниями с ледяных горок, на санях и каруселях, походами в гости, балаганами, ритуальными кострами, величанием молодоженов, играми и боями. По красоте, поэтичности, традициям и озорству это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников в канун Великого поста.

Наконец, Масленицу называют тризной по умершей зиме-стуже. Россия - страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы - всегда праздник. Люди, забывая про холода, бесконечные зимние ночи, про тоску и печаль, пили чарками вино, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины и веселились от души.

В 1722 году по случаю заключения мира со Швецией Петр I в присутствии иностранных послов открыл праздник красивым зрелищем. Сам в парадном мундире ехал по сугробам на «корабле», запряженном шестнадцатью лошадьми. Далее на санях двигались другие корабли. Палили пушки. Так отмечали Масленицу при Петре I.

Название дней масленичной недели. Масленичная неделя

Дни Масленицы. Названия

Рассмотрим дни масленицы и дадим их названия и характеристику.

Каждый день Масленицы имеет свое название.

Первый день Масленицы: Понедельник - «встреча»

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

Вот такие песни распевали девушки, парни, брали соломенное чучело - Масленицу - и ходили с ним по деревне. Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.

Дети устраивали снежные горки, катались до упаду, а еще ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».

Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпье. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят все это на место высокое, хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Второй день Масленицы - «заигрыши»

С утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.

Самое любимое дело на Масленицу - кататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катушки «бег» («разбег») был до трехсот метров, чтобы дух при катании захватывало.

Катались дети и взрослые на обычных санках, на чунках (саночки со стульчиком), на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцем и рулем - конек на дощечке, чтобы управлять можно было). Малыши катались на ледянках (ладейках) - это небольшая дощечка, впереди заостренная и выдолбленная вроде корытца. Еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями.

Третий день Масленицы - «лакомка»

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.

Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».

На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

Четвертый день Масленицы - «широкий четверг» - «разгул, перелом»

На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади - три дня, впереди - три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался - сталкивали в снег и засыпали их по самую шею...

Выходили в этот день и на «кулачки» - на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку».

Пятый день Масленицы - тещины вечерки - гостевой день

Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торопился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.

Шестой день Масленицы - золовкины посиделки

Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.

Ввечеру сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.

Так исстари весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ зиму, встречал весну, словно желал отгуляться и отвеселиться на весь Великий пост.

Седьмой день Масленицы - прощеное воскресенье - проводы, целовник

С утра до обеда кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.

После обеда - собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост.

Что такое Великой Пост?

Великий Пост является самым древним, главным, строгим и длительным среди постов, установленных православной церковью, Он длится в течение 7 недель от Прощёного воскресенья до самой Пасхи. Еще в Ветхом Завете Господь повелел людям каждый год давать десятину (т. е. десятую часть из всего, что они приобретали), чтобы иметь благословение во всех делах своих.

Учитывая это, а также в память о сорокодневном посте Иисуса Христа в пустыне, святыми Апостолами для пользы людей было установлено приблизительно десятую часть года (около 36 дней, не считая воскресных), т. е. время Великого Поста (Святую Четыредесятницу) посвящать Богу, чтобы потом иметь благословение в делах.

Это время молитвы и покаяния, когда каждый должен, отрешившись от житейских благ, развлечений и увеселений, посвятить время очищению и возвышению души: осознать и испросить у Господа прощения своих грехов (постом и исповедью), чтобы затем, согласно заповеди Спасителя, достойно причаститься Святых Христовых Тайн.

Во время поста запрещается: устроительство и участие в играх; пение, танцы, слушание музыки, смех и вообще бурная радость, просмотр телевизионных программ (кроме информационных), вступление в брак. Нельзя врать, сквернословить, осуждать кого-либо. Первая и последняя неделя поста являются особо строгими.