Как только малыши учатся контролировать движения своих рук и пальчиков, они с удовольствием начинают творить. Кисточка, глина, карандаш или пластилин окажется в их руках – неважно! Но ребенок сразу же приступает к делу. И он не рисует и не лепит – он выражает себя, освобождает свое подсознание. Выражение творческого потенциала – это некое исцеление. На этом и основаны методы арт-терапии для детей, которые могут быть самыми разнообразными.

Суть методики

Арт-терапия – это и лечение, и развлечение, и развитие одновременно. В процессе размазывания, смешения, разбрызгивания, подбора и импульсивного рисования малыш безболезненно выражает свои чувства. Благодаря этой специализированной форме психотерапии у взрослых появляется возможность заглянуть во внутренний мир ребенка. Упражнения по арт-терапии для детей дают им заряд бодрости, наделяют уверенностью, помогают справляться со сложными ситуациями, ведь творчество позволяет приоткрыть дверь в сознание ребенка, обнаружить и решить скрытые проблемы. Это не организованный процесс, как урок рисования или труда. Актуальность арт-терапии состоит в том, что ценность имеет не конечный результат творчества, а сам процесс, в котором оголяются внутренние переживания. Если кратко озвучить задачи арт-терапии, то они сводятся к следующему:

  • создание положительного эмоционального настроя;
  • обнаружение проблем, которые сложно обсуждать;
  • развитие внутреннего контроля;
  • безопасные и контролируемые эксперименты с чувствами;
  • творческое самовыражение;
  • развитие воображения;
  • эстетический опыт;
  • повышение адаптационных способностей;
  • коррекция отклонений.

Виды арт-терапии

Если говорить об арт-терапии для дошкольников, то наиболее распространенные ее виды – это , изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, музыкальная терапия и фототерапия. Но в чистом виде их используют крайне редко. Это связано с тем, что обычный набор изобразительных средств для ребенка – это предсказуемо и скучно. Именно поэтому арт-терапия в дошкольном возрасте применяется комплексно. Малышу гораздо интереснее включаться в процесс, который отличается от привычного. Ведь так здорово, когда на приклеенном к листу бумаги песке расцветают нарисованные цветы, а обычная клякса превращается в бабочку. И никто не упрекнет в том, что песок не бывает синим, а пятно краски – это не животное, а неаккуратность.

Если говорить о том, какой вид арт-терапии может применяться в детском саду, то это, безусловно, рисование сыпучим материалом (нанесение песка, круп или сухих листьев на предварительно смазанную клеем поверхность), пластилином (применяется преимущественно на занятиях с ), пальцами, предметами, которые для этого не предназначены (ватные палочки, кубики, игрушки и тд.)

В специализированных центрах проводятся занятия по арт-терапии для детей-инвалидов, малышей с нарушениями психики, отклонениями в развитии. Специалисты используют такие техники, как «Монотипия», то есть нанесения рисунка красками на стекло или зеркало, а затем перевод рисунка на бумагу, «Марание» (разбрызгивание краски). Отличный терапевтический эффект дает рисование под музыку или рисование музыки, то есть детям предлагают нарисовать акустические сигналы, которые они слышат. Если сказкотерапия не дает ожидаемых результатов, ее дополняют рисунками, ведь не всегда малыш способен словами выразить эмоции.

Рисовать, лепить, создавать из различных материалов можно не только предметы. Ребенок с удовольствием изобразит звуки, эмоции, события, воспоминания. Но для того, чтобы арт-терапия принесла ощутимую пользу для психологического здоровья ребенка, необходимо обратиться к специалисту, который составит индивидуальную программу терапевтических сессий.

Использование различных видов искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях носит название арт-терапия. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания.

Как работают арт-терапевты

Психотерапевты, использующие методики арт-терапии, помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов. Принципы работы таких врачей являются очень щадящими, поэтому не оказывают никакого негативного влияния на психику маленького пациента. Арт-терапевт в игровой форме вступает в диалог с малышом, постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит, после чего решает, что делать в сложившейся ситуации.

Как помогает изотерапия

Самый распространенный и наиболее изученный на сегодняшний день вид арт-терапии – это или изотерапия. Все малыши любят рисовать, а специалисты по этому виду детского творчества, исходя из рисунков ребенка, способны классифицировать его эмоциональное и психическое состояние, и оказать ему помощь в борьбе с обнаруженными страхами и комплексами.

Если ребенок проявляет интерес к рисованию, то родителям можно начинать учить его самостоятельно, а потом отдать на занятия в художественную студию, где навыки ребенка будут развивать дальше.

В вашем браузере отключен JavaScript

Все переживания ребенка, которые он не может высказать словами, отражаются в его рисунке. Наличие или отсутствие определенных фигур, используемые в , характер штрихов и линий – все это может рассказать арт-терапевту очень многое. Малыши, рисуя, выражают в красках свое настроение, показывают свой внутренний мир, выплескивают все скопившиеся внутри эмоции, а грамотный специалист ненавязчиво обсуждает все это с ними, чтобы лучше понять психологическое состояние своих маленьких пациентов. Процесс избавления малыша от страхов будет наглядно отражаться в его последующих рисунках, в которые, после нескольких психотерапевтических сеансов, ребенок обязательно внесет определенные коррективы.

Чем полезна психотерапевтическая лепка

Лепка развивает у детей мелкую моторику, а также развивает такие качества как внимательность и усидчивость. Дети могут лепить из традиционного пластилина, полимерной глины, воска, соленого теста. Опытный психотерапевт, наблюдающий за этим процессом, может скорректировать многие детские заболевания и отклонения в поведении ребенка. Арт-терапевт может увидеть и снять излишнюю «моторность», а также направить энергию малыша в нужное русло.

Специалистами по арт-терапии разработана одна из самых интересных для ребенка и полезных для лечения его психического здоровья методика – маскотерапия. Сам малыш или врач лепит своеобразный портрет-маску, который ассоциируется у ребенка со всеми его страхами, тревогами или пережитыми давным-давно негативными воспоминаниями. Арт-терапевт объясняет малышу, что теперь все плохое ушло из него и осталось в этой маске, и теперь про нее нужно просто забыть, оставив ее навсегда брошенной в кабинете врача.

Как помогают звуки и танцы

Музыкотерапевты – психотерапевты, работающие со звуками и музыкой, пока еще встречаются в нашей стране достаточно редко, однако постепенно эта профессия все-таки набирает популярность. снять стресс, отрегулировать нарушения речи, а также избавиться от отклонений в поведении. С помощью музыки арт-терапевты способны полностью устранить все симптомы неврологических проблем малыша.

Во время музыкальных психотерапевтических занятий врач объясняет малышу базовые понятия из музыки в виде игровых образов. Арт-терапевт рассказывает детям о волшебной стране Гармонии, в которой правит королева Мелодия, король Ритм и так далее. Такие занятия не только дают детям необходимые базовые навыки, но и позволяют им отвлечься от проблем в реальном мире.

Также существуют и специальные методики для детей, имеющих задержки психомоторного развития. Во время таких сеансов малыши учатся развивать двигательные функции под соответствующий музыкальный фон. Танцевальная терапия помогает детям снять эмоциональное напряжение и увеличивает их подвижность.

Чем полезен песок для детей

Все дети любят играть с песком, а специалисты арт-терапии, наблюдая за ними, могут анализировать состояние малышей и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и легкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский сад и так далее. Психотерапевты считают, что при работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит малыша концентрироваться.

Для занятий ребенку предлагается небольшая песочница, емкость с водой и множество различных игрушек, чтобы малыш мог как можно точнее во время игры показать свой персональный мир. Арт-терапевт наблюдает за действиями малыша, комментирует их и задает малышу вопросы, что помогает ребенку постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

Как помогает театр

Еще одним направлением арт-терапии является сценическое искусство. Участие малыша в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Малыш, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.

Чем полезна сказкотерапия

Сказкотерапия – это арт-терапия для самых маленьких. Во время таких занятий врач просит малыша поговорить с ним о каком-либо сказочном сюжете и проанализировать его, либо вместе с ним придумывает собственную историю-импровизацию. Основными целями являются эмоциональная поддержка ребенка, формирование у него правильных представлений об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, а также развитие творческих навыков и способности общаться в коллективе.

Виктория Грицук

Психотерапевтами достаточно давно подмечен один факт: выполнение простых и понятных упражнений помогает раскрыть личность ребёнка, узнать, что происходит в его душе. Арт-терапия - это психотерапевтический, лечебно-профилактический вид работы с использованием искусства. Через различные творческие поделки малыш рассказывает о себе и своих страхах. Психолог же, собирая данные, помогает ребёнку, выстраивая правильные модели поведения и трансформируя страхи.

Арт-терапия — распространенная методика детской психотерапии

В психотерапевтической практике используются разнообразные методики диагностики эмоционального состояния ребёнка и определения его уровня психологического развития, позволяющие силой искусства избавиться от многих заболеваний.

Арт-терапия и дети

Малыши для психотерапевтов являются «сложными» клиентами. Детям, ввиду их возраста, достаточно трудно описать словами свои страхи, рассказать о том, что их беспокоит. Психика детей очень уязвима и ранима. И только арт-терапия поможет в определении существующей проблемы, коррекции поведения, изменения психологического настроения. Любого малыша достаточно просто испугать, обидеть, вызвать в нём раздражение. И если родители заметили в поведении своего чада какие-либо некорректные действия, неадекватную реакцию на различные жизненные ситуации, то арт-терапия станет эффективным способом воздействия на ребёнка. Нотации, порицания, нравоучения со стороны родителей не принесут никаких результатов, они непонятны для ребёнка, а потому ничуть не действительны, не успешны.

Для того чтобы малышсмог раскрыться, необходимо создать соответствующие условия. Он должен чувствовать себя свободно и непринуждённо, ощущать полную безопасность. Часто родители не в состоянии создать подобную атмосферу дома, поскольку слишком нетерпеливы и постоянно оценивают своё чадо, давая указания, что можно делать, а что нет. На занятиях арт-терапией психотерапевт ни в чём не ограничивает свободу ребёнка, позволяя ему достаточно раскрыться, чтобы показать то, что малыш не в состоянии описать словами.

Психологи помогают отыскать в ребёнке скрытые способности, избавляют от множества страхов и конфликтов с самим собой. Режим работы врачей весьма щадящий, не влияющий на психику малыша. Занятия проходят в игровой форме - это позволяет завоевать доверие маленького пациента и постепенно узнать о беспокоящих его проблемах.

Школьнику начальных классов и детям дошкольного возраста достаточно 1,5 часов тренинга арт-терапии в неделю. Этого вполне хватит, чтобы гиперактивные подростки смогли выплеснуть свои эмоции, накопленные за семь дней. Во время уроков при помощи арт-терапевтических средств происходит снятие глубинных страхов у школьников младшего и среднего звена, дошкольников и детей, которые ходят в младшие группы детского сада. В процессе работы у дошкольников формируются навыки и средства поиска компромиссов между собственным миром и требованиями окружающих. В результате ребёнок сможет поверить в себя и свои силы, которые будут придавать ему ощущение значимости, ответственности.

В детсадах и детских центрах развития арт-терапевтическая работа проводится логопедами коррекционных центров.

Чем отличается арт-терапия от обычного занятия творчеством

Арт-терапия - метод действий, корректирующих поведение ребёнка (в т. ч. девиантное), путём творческого выражения: лепки, игр с песком, театрального проигрывания историй, сочинения рассказов. Причина эффективности таких занятий кроется в творческом мышлении чада: оно более точное, конкретное и детальное, нежели у любого взрослого человека. Именно оно применяется детьми для понимания, осмысления и оценки мира вокруг них, построения отношений с ним.

Ребёнок, в силу своего возраста, отображает в своём творчестве не конкретные впечатления, полученные извне, а бессознательно изображает более глобальные вещи - весь свой жизненный опыт.

Детям арт-терапия наиболее приятна и удобна, не причиняет дискомфорта и неловкости. Немаловажным оказывается и то, что любой предмет арт-терапевтических занятий является для него наиболее «важным партнёром», нежели сам арт-психолог.

Именно к таким предметам коммуникации малыш проявляет имеющиеся в своём сознании и характерные только для него формы построения отношений. Такой метод позволяет определить самые серьёзные, травмирующие психические проблемы и избавиться от них. Борьба с трудностями проходит в тени процесса арт-терапии, одновременно и параллельно. Благодаря арт-терапии можно изучить мир внутренних переживаний ребёнка, исследовать его чувства, установить причины переживаний, тревожности. Вербальные ответы в виде характерных линий, определённых цветов и фигур могут рассказать об очень многом.

При занятиях терапией искусством дети не испытывают психологический дискомфорт

Виды арт-терапевтических занятий для ребёнка

Любой метод занятий арт-терапией направлен на возможность ребёнка к самовыражению в любом возрасте. Отсутствие законов, правил и ограничений позволяет выпустить наружу всё то, что волнует его, описать через творчество свою проблему, понять её, поменять к ней своё отношение.

Наиболее популярными способами арт-терапии являются лепка, танцы, пение, изотерапия, моделирование из бумаги, ваяние, вязание, песочная терапия и т. д.

Многообразие возможных приёмов позволяет создать большую пространственную область для определения и корректировки проблемных ситуаций. В качестве методов работы применяют активную и пассивную арт-терапию. Пассивная методика основана на применении материала готового вида: обсуждение прослушанного сюжета сказки или музыкального произведения, рисунка. Принцип активной методики заключается в творении, создании какого-либо нового объекта искусства.

Занятия лепкой

Лепка помогает чаду развить усидчивость, внимательность и мелкую моторику. Материалом для занятий может стать воск, глина, пластилин и даже солёное тесто. Терапевт, наблюдая за процессом, отмечает особенности поведения малыша, помогает направлять энергию в нужное русло.

Хорошо помогает в лечении психического здоровья малыша методика, названная маскотерапией. Ребёнок вылепливает маску, представляющую для него страх, тревогу или негативные мысли. Специалист объясняет ему, что всё плохое теперь «живёт» в этой маске, и об этом необходимо забыть, оставить, «выбросить» прямо тут, у врача в кабинете.

Польза песка

Наиболее простым и одновременно самым любимым методом у детей является песочная терапия. Для проведения занятий потребуется лишь небольшая коробка с песком. С его помощью малыш создаёт различные рисунки, фигуры. Это развивает тактильные ощущения, делает ребёнка более сконцентрированным, раскрепощённым, менее агрессивным и тревожным. Через песочную терапию происходит его самовыражение.

Лечебная терапия при помощи песка позволяет выявить у детей задержку психического развития, аутизм, неврозы. Удачен этот способ для детей, переживших стресс, связанный с потерей близких, сменой места жительства, переходом в новый детский сад,.или находящихся в депрессивном состоянии.

Помощь изотерапии

Наиболее доступными методами являются упражнения по рисованию каракулей - изотерапия. Ребёнок в это время чувствует себя свободным, не задумывается о результате. В полученных на бумаге линиях он пытается увидеть какой-либо образ. Описывая его, он может что-то дорисовывать, выделять какие-то важные элементы и акцентировать на них внимание.

Увлекательной разновидностью изотерапии является монотипия или «один отпечаток». На поверхности, которая не впитывает краску, чадо рисует линии или пятна. Затем эта поверхность накрывается листом бумаги. Полученный на ней отпечаток демонстрируется ребёнку с тем, чтобы он описал его или дорисовал образ.

Благодаря изотерапии специалисты могут понять психическое состояние ребёнка, классифицировать его и помочь побороть комплексы и страхи, связанные с ним. Любое переживание, которое ребёнок не может выразить устно, находит отражение в рисунках. Определённые фигуры, присутствие каких-то элементов, используемый цвет и характер линий - всё это может поведать арт-терапевту о внутреннем мире ребёнка. Во время рисования, малыш в красках описывает собственное настроение, раскрывает внутренний мир, эмоции и переживания. Специалист же ведёт непринуждённую беседу для составления картины психологического состояния.

Изотерапия — простейший метод работы с детьми

Это направление в арт-терапии только начинает набирать популярность. Музыка является неплохим способом снятия стресса, помогает устранить нарушения устной речи и отклонения в поведении ребёнка. При помощи музыкальной терапии специалисты могут избавить малыша от многих неврологических проблем, депрессии.

Арт-терапевт во время занятий проводит обучение и рассказывает малышу об основных понятиях в музыке, используя для описания игровые образы: например, страна Гармония, где живёт принцесса Мелодия и принц Ритм, и проч. Таким образом, занятия помогают ребёнку отвлечься от реальных проблем жизни, снизить давление на его психику.

Детям с задержками психомоторного развития данный вид терапии позволит устранить эмоциональное перенапряжение и увеличить подвижность.

Музыкотерапия отлично снимает нервное напряжение

Театральные постановки

Участие чада в постановках на сцене научит его выражать свои эмоции, чувства и мысли не только при помощи слов, но и движениями и мимикой. Играя различных персонажей, малыш примеряет их образы на себя, учится понимать их переживания.

Сказкотерапия

Этот вид арт-терапии подойдёт для совсем маленьких детишек. Врач просит малыша рассказать сюжет какой-либо сказки, проанализировать её или придумать свою историю. Цель таких занятий - поддержка чада в эмоциональном плане, создание у него правильных представлений о мире и других людях, развитие важных навыков общения в коллективе.

Упражнения в практике арт-терапии

Отличием арт-терапевтического вида лечения от иных программ и практик психотерапевтического лечения является применение невербального вида коммуникации, выступающего в роли главного источника донесения информации. За основу взяты упражнения, позволяющие чадуу без каких-либо сложностей справиться со своими страхами или устранить тормозящий фактор.

Ряд упражнений в практике арт-терапии являют собой некий инструмент, позволяющий развивать навыки межличностного общения, повысить собственную оценку, создать более успешный образ собственного «Я».

Каждое арт-занятие с малышом или подростком проходит в два этапа. На первом малышу предоставляется возможность творчески выразиться, например, создать какой-либо рисунок, что-нибудь слепить. Данный этап опирается на невербальный способ общения и не имеет каких-то чётких схем поведения.

На втором этапе ведущую роль играют вербальные механизмы коммуникации. Здесь происходит обсуждение того, что было создано ребёнком. В расчёт не принимается физическая красота творения, его эстетический вид. В арт-терапии это не играет главной роли.

На первом этапе занятий следует попросить малыша что-нибудь слепить или нарисовать

Невербальный способ - простейший метод, позволяющий ребёнку поведать о собственных волнениях, негативных и тревожных мыслях, переживаниях. На занятиях арт-терапией решаются следующие задачи:

  • устраняются внутренние негативные качества ребёнка;
  • повышается самооценка;
  • происходит обучение объективному анализу происходящих в жизни ребёнка событий;
  • выстраивается более успешный или новый образ собственного «Я»;
  • малыш научается правильно трактовать свои чувства, идеи, цели и отстаивать точку зрения.

Упражнения арт-терапии направлены главным образом на изменение направления энергии психического состояния ребёнка в наиболее благоприятное русло. Арт-терапевты помогают преодолеть проблемы путём выражения её через какой-либо инструмент творческой деятельности. Это и есть главное целительное свойство арт-терапии.

Создать образ проблемы, страха - это лишь первый шаг. Далее необходимо трансформировать этот лик, изменить его, придать другую форму. Одновременно происходит изменение физического образа ребёнка путём переработки внутреннего представления о нём (в голове ребёнка). Уникальность арт-терапии позволяет подобрать решение проблемы для любого индивида, даже в самых сложных ситуациях.

Групповые занятия арт-терапией

Занятия групповой арт-терапией - наиболее простой путь анализа психического состояния малыша. Он позволяет понять мечты ребёнка, его мысли без обращения к сложным аналитическим методам.

Арт-терапия в группе детей выстраивается на сравнительном анализе, взаимодействии детей друг с другом и преподавателем.

Во время занятий ребёнок учится быть коммуникабельным, вносит обязательные корректировки в своё поведение по отношению к другим, старается влиться в социум, вырабатывая способы и механизмы построения взаимоотношений с ровесниками.

В дальнейшем ему будет намного проще адаптироваться в новых условиях в детсаде или школе.

Проблемы, решаемые на групповых занятиях арт-терапией:

  • избавление от страхов и тревог - из рисунков ребёнка можно выяснить, что тревожит его и чего он боится; изображение своих опасений помогает противостоять страху, побеждать его;
  • освобождение от тиков, неврозных и навязчивых состояний - внутренние эмоции освобождаются за счёт творчества, что делает ребёнка более спокойным, устойчивым к стрессовым ситуациям внешнего мира;
  • повышение самооценки - выполнение творческих заданий позволяет малышу понять свою уникальность, осознать собственную ценность;
  • укрепление эмоционального интеллекта - в процессе занятий дитя учится выражать свои чувства и эмоции, использует свои наиболее сильные стороны для решения поставленных задач;
  • устранение последствий жизненно стрессовых ситуаций - на занятиях ребёнок отвлекается от возможных семейных неурядиц.

Преимущества и польза от занятий арт-терапией

Работая над созданием какого-то творческого произведения, чадо становится уверенным в себе, повышает чувство собственного достоинства, получает возможность реализовать себя, испытывает удовлетворение от процесса аналитического и творческого создания художественного произведения.

Дитя расширяет свои возможности и собственные права. Техника арт-терапии помогает в детском возрасте выразить страхи и эмоции визуальным способом и избавиться от них.

К плюсам занятий арт-терапией с детьми также можно отнести:

  • для занятий арт-терапией в детском возрасте не нужны развитые способности, которые необходимы в изобразительном или художественном творчестве;
  • за счёт специальной техники малышу проще «рассказать» о своих проблемах и переживаниях, он учится рассматривать свои проблемы под иным ракурсом, пытается отыскать пути решения;
  • арт-терапия является орудием самопознания и самовыражения;
  • занятия помогают детям преодолеть безынициативность и апатию,
  • такие уроки формируют активную жизненную позицию;
  • техника занятий направлена на мобилизацию творческого потенциала;
  • занятия носят актуальное «инсайт-ориентированное» направление, в котором имеет место большая терпимость, гармоничнсть и доверительность атмосферы, большее внимание к собственному миру ребенка.

Работники дошкольных учебных заведений каждый год сталкиваются с введением новых способов общения и развития . Относительно недавно популярной стала арт-терапия, которая позволяет развить у ребенка не только творческие способности, но и способствовать развитию речи и коммуникабельности.
Содержание:

Что такое арт-терапия

Многим родителям данное понятие даже не известно, а все потому, что большинство привыкло развивать детей старыми способами, такими как учили их в детстве. А на любые внедряемые новшества практически все смотрят косо и н доверяют.

На самом же деле с каждым годом разрабатывается множество программ и направлений, которые позволяют намного легче адаптировать дошкольников к жизни, научится видеть себя, гордится собой, а также постараться найти для себя удобный способ общения и выражения своих эмоций и желаний.

Одним и таких направлений является арт-терапия, в которое входит рисование, лепка, изучение звуков, танцы и многое другое.

В начале 20 века один из художников, которые побывал на войне, находился некоторое время в санатории для восстановления после полученной травмы. А так как особо заниматься там было нечем, все свободное от процедур время он рисовал. Спустя некоторое время он стал понимать, что идет на поправку быстрее, чем это прогнозировали врачи. Дело оказалось в рисовании. После этого были созданы специальные курсы на базе санатория, на которых люди рисовали. И удивление, но именно эти занятия помогали поправиться им намного быстрее.

Спустя некоторое время один из европейских художников продолжил начатое дело. И с этого момента появился целый способ - арт- , благодаря которому многие люди обрели душевное спокойствие.

В России арт-терапия появилась относительно недавно. И, несмотря на множество положительных отзывов о ней, применяется она не так широко, как за рубежом. Но при этом в больших городах уже открыты целые арт-терапевтические центры.

Особое внимание уделяется арт-терапии для дошкольников, так как на их психику, мировоззрение, мнение нужно воздействовать осторожно, потихоньку, чтобы ребенок сам понял, как ему нужно себя вести, чтобы он расслабился, и никто не оказывал на него психологического давления.

Анализ результатов

Прежде чем внедрять повсеместно арт-терапию для дошкольников, ученые провели множество исследований, результаты которых оказались положительными.

Так, были набраны группы детей с речевыми нарушениями. Известно, что задержка речевого развития негативно влияет и на общее развитие ребенка, потому что, изучая мир, общаясь со своими сверстниками, с людьми, которые старше, отвечая им, малыш познает мир. Смотрит, как нужно поступать в той или иной ситуации, планирует свои ответы и т.д.

Одновременно с речевой задержкой страдает и эмоциональной, да и чаще всего проблемы с речью кроется не только в логопедии. Проблемы кроются намного глубже. И единственный способ как-то изменить это - найти индивидуальный подход к ребенку, желательно в момент его увлечения чем-то, найти с ним общие интересы, чтобы он мог раскрыться, показать свои эмоции, и как следствие, начать говорить и понимать окружающий мир.

Для того чтобы заниматься арт-терапия не нужно обладать какими-то удивительными способностями и талантами к пению, рисованию, танцам. Это делается исключительно для того, чтобы раскрепостить зажатого , дать ему шанс посмотреть на мир иначе, окунуться в творчества и выйти их своего стеснения.

Результаты у малышей с задержкой речевого развития были видны уже спустя пару месяцев. Они стали реагировать на сказанное им иначе, начинали сами же отвечать, пусть сначала и односложно, но это лучше, чем просто молчание. К тому же, детки стали осваивать мир, стараться что-то делать, добиваться результатов, быть лучше, чем кто-то.

Психологи считают, что именно благодаря арт-терапии можно будет работать с любыми детьми, приспосабливать их к жизни, адаптировать к новым обстоятельствам и т.д.

Задачи арт-терапии для дошкольников

Техника арт-терапии применяется очень широко и при различных проблемах. Иногда даже абсолютно здорового ребенка приводят на сеансы для того чтобы привить в нем силу духа, чувство уверенности.

К основным задачам арт-терапии для деток дошкольного возраста можно отнести:

  • Развитие речевой и познавательной активности. Это происходит в момент приобщения к чему-то новому. Так, малыш, в первый раз увидев цветной песок, желает знать, а почему он цветной (ведь привык же, что он только желтый), увидев новое танцевальное движение, он хочет его повторить и т.д.
  • Развитие уверенности в себе. У каждого малыша на первых занятиях может что-то не получаться, но, благодаря стараниям педагогов, с каждым разом ему удается сделать что-то новое и больше, чем на предыдущем занятии. В итоге у ребенка формируется уверенность в своих действиях, мнение, что он может, если постараться

  • Стабилизировать состояние, научить его контролировать эмоции. Это достигается путем проб и ошибок. Как уже было сказано выше, на первых занятиях у малыша может что-то не получаться. В первые разы он может расплакаться, обидеться, но со временем, при помощи взрослых, научится контролировать свои эмоции, успокаиваться, понимать, что плач не помоет делу и т.д.
  • Стимулирование креативного мышления. Все родители замечали, что дал ребенку в руки пластилин, краски, он начинает экспериментировать. Проявляется это довольно просто, например, смешивание разных цветов пластилина, нанесение нескольких красок на одно и то же место и т.д. После таких простых экспериментов он начинает пробовать расширять границы, тем самым развивая свое креативное мышление, ему хочется придумать что-то новое, чтобы удивить педагога, маму, бабушку, дедушку и т.д.
  • Развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи т.д.

На самом деле задача у арт-терапии много, но важно не это. Несмотря на многочисленность поставленных задач, все их удается достичь, потому что нет прямого навязывания, все происходит в игре, в легкость и в доброжелательности.

Преимущества арт-терапии для дошкольников

Благодаря тому, что арт-терапия совмещает в себе и психологию, и медицину, и педагогику, получается достичь многих целей, а самое главнее, выделить массу преимуществ.

  • Во-первых, обстановка на занятиях абсолютно безопасная. На них нет никакой конкуренции, каждый ребенок делает то, что ему нравится и сам старается достичь поставленных целей
  • Во-вторых, благодаря тому, что после каждого занятия получается видимый результат (рисунок, танец, песня, поделка и т.д.), можно четко проследить за развитием малыша, увидеть, насколько комфортно ему, насколько изменилось его мировоззрение
  • В-третьих, каждый ребенок может осознать собственную ценность. После каждого занятия родители видят поделку, за которую хвалят. Также, иногда преподаватели просят малышей сделать часть к чему-то общему. И видя, что его сделанная частичка составила одну общую картину, он будет не только горд собой, но и поймет, что значит многое

  • В-четвертых, детки, у которых наблюдаются проблемы с речью, могут найти иные способы выражения своих эмоций через искусство, тем самым не замыкаясь в себе

Большое внимание уделяется результатам после занятий, потому что именно они показывают, насколько действенна терапия для определенного ребенка и нужно ли что-то изменить в подходе.

Виды арт-терапии для дошкольников

На сегодняшний день существует очень много видов арт-терапии для дошкольников. Причем выбрать тот или иной вид могут как врачи, так и сами родители, зная, что любит, а что не любит их ребенок.

Выделяют следующие виды:

  • Изотерапия, во время которой дети рисуют красками, карандашами
  • Цветотерапия, во время которой благодаря воздействию и изучению цветов, ребенок лучше познает окружающий мир
  • Песочная терапия, которая позволяет развить не только воображение, но и улучшает моторику из-за необычности песка
  • Игротерапия, во время которой проводят специальные игры, каждая из которых направлена на познавание определенной эмоции, действия и т.д.
  • Музыкотерапия, которая нравится многим детям, так как на ней разрешают даже покричать
  • Сказкотерапия, во время которой малышу прививаются нравственные качества через героев книжек, на их примере, на их поступках

Взаимодействие с детьми во время арт-терапии строится на взаимном понимании, уважении, на выборе предпочтений, поэтому большинству малышей это нравится, и они с удовольствием посещают занятия.

Изотерапия

Один из самых распространенных методов арт-терапии это изотерапия. Она изучена намного больше, чем другие способы, да и применять ее проще.

Все дети любят рисовать, кто-то берет для этого карандаши, кто-то фломастеры, а некоторые рисуют исключительно красками. И ничего удивительного в предпочтениях малышей нет, потому что каждый из них видит мир по-своему и осваивает те методы, которые ему ближе и понятнее. Это тоже касается рисунков.

Специалисты по изотерапии способны на основании рисунка малыша сделать выводы об его эмоциональном состоянии, о психологической составляющей. Так, некоторые родители замечают, что их ребенок в определенный момент начинает рисовать исключительно только темными цветами. Это говорит о том, что его состояние, в первую очередь моральное и психологическое, напряженное, что его что-то беспокоит. И очень важно узнать, что именно.

В процессе обучения и прохождения , улучшение его состояния будет заметно по его же рисунками. Так, если ребенок стал применять светлые или яркие цвета, постепенно заменять темное на яркое, то это говорит о правильности выбранного направления.


Тем родителям, дети которых любят рисовать, нужно в самом начале стараться учить самим, самые доступные и легкие фигуры, штрихи и т.д., а уже затем отдать в художественную школу для развития навыков.

Песок для детей

Совсем недавно стала применяться терапия песком, которая очень нравится деткам.

Если посмотреть на детскую площадку летом, то можно заметить, что практически все дети с удовольствием лепят куличики, строят замки и т.д.

Опытные специалисты во время специальных занятий с песком могут по действиям, по поведению малыша обратить внимание на его психологическое состояние.

Известны случаи, когда же при помощи занятий с песком удалась корректировать поведение деток с легкой формой аутизма, задержкой психологического развития и т.д. К тому же, было отмечено, что именно этот вид терапии способен помочь в лучшей реабилитации в случае перехода в другой детский сад, потере близкого человека, домашнего животного, переезда из одного города в другой и т.д.


Для таких занятий малышу нужна будет небольшая песочница, много игрушек и емкость с водой, чтобы мочить песок и лепить с него фигуры. Во время занятий арт-терапевт задает вопросы малышу, старается направить его действия, тем самым, помогая, приспособится к окружающему миру, а также контролировать свои эмоции.

Сказкотерапия для дошкольников

Практически все родители знают, насколько важно читать детям сказки, потому что из них он может познать нормы поведения, сравнить их с чем-то и т.д.
Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки, давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, такие сеансы приходятся им по душе.

В зависимости от того, что делают персонажи рассказа, куда они попадают, как себя ведут, педагог может сделать вывод об общем состоянии ребенка, и в случае нарождения каких-то проблем при помощи сказок помочь ему.

Например, непослушным детям придумывают сказки, в которых при хорошем поведении их хвалят, обнимают и т.д. Именно на это реагируют дети, потому что они хотят быть лучшими и хорошими, видеть к себе больше внимания. Правда, не все умеют добиваться его хорошими методами. А на примере сказочных героев, сделать это просто.

Музыка и танцы

Все дети любят танцевать, им нравится, когда включают музыку, учат каким-то движениям. Так устроены все люди, что под определенное настроение им хочется слушать определенную музыку. Так же и у малышей.

Музыкотерапия, правда, сегодня встречается очень редко, но с каждым годом из-за повышения ее популярности, появляется все больше специалистов.
Музыка способна помочь ребенку в следующем:

  • Снять . Иногда малыш напряден, потому что на него много чего навалилось, и да, на удивление, у детей есть свои «детские проблемы». И чтобы снять этот стресс, напряжение, ему нужно помочь. Отличный способ отвлечься - это танец под веселую музыку
  • Отрегулировать отклонения в речи. Многие психологи и логопеды считают, что песни помогают малышу лучше говорить, так как задействуются клетки головного мозга, язык тренируется и т.д.
  • Отрегулировать его поведение, например, когда ребенок часто проявляет агрессию, грубит
  • Увеличить подвижность, благодаря чему улучшается общее физическое состояние

Во время музыкотерапии педагог представляет перед ребенком целую неизведанную и необычную для него страну, где правят короли, принцессы. Воображение ребенка создает интересные картины, ему хочется понять больше.


Арт-терапия для - очень важное направление, которое позволяет помочь малышу адаптироваться в новых условиях, обрести свою индивидуальность, перестать стесняться. Поэтому если есть возможность ходить на хотя бы одно из вышеперечисленных занятий, делать это нужно незамедлительно! 10

Счастливый ребенок 21.04.2017

Дорогие читатели, знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми. Многие упражнения можно с большим успехом предлагать ребенку дома, при этом достигая сразу нескольких целей: и весело провести время, и понять, что тяготит вашего малыша, и помочь ему мягко решить возникшую трудность. Ведь в арт-терапии для детей используются отнюдь не горькие пилюли и микстуры, а то, чем и так богато и счастливо детство – творческое мышление, фантазию, яркие образы и самые любимые деткам занятия. Скажите, кто из детишек откажется лишний раз порисовать, потанцевать, поиграть в интересную игру?

Сегодня на блоге мы познакомим вас поближе с арт-терапией в работе с детьми, и предложим подборку веселых игр-упражнений, которые можно применять дома, со своим ребенком.

Я передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Когда речь заходит об арт-терапии, я не могу остановиться, перечисляя ее многочисленные плюсы. Наверное, это связано с тем, что я сама – арт-терапевт, и за моими плечами – годы работы с детишками в этом методе. Но все равно, каждый раз, наблюдая новые успехи малышей, их большие и маленькие открытия, а также необыкновенные перемены, я поражаюсь снова и снова. Казалось бы, просто рисунок, игра в песочнице, танец, сказка. Но как благодаря им меняется мир, и вокруг, и внутри нас!

Но давайте же сначала познакомимся поближе с арт-терапией, и узнаем, с чем же ее «едят».

Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием. Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.

Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь:

  • отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
  • диагностировать психологические проблемы;
  • в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
  • облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
  • повысить самооценку;
  • научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
  • справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
  • приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
  • получить удовольствие от самовыражения.

Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека!

Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить?

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.

Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..

Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.

Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.

Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!

Упражнения для занятия арт-терапией с детьми

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с детишками, и заодно почувствовать себя чуточку арт-терапевтом. Для знакомства с методом возьмем самые, на мой взгляд, простые и быстрые, а также очень любимые детьми направления – изотерапию и песочную терапию.

Изотерапия

Фактически все дети любят рисовать. Почему бы не позаниматься вместе с детишками? Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.

Каракули

Очень простое и доступное упражнение. Предложите крохе взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его.

А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом самовыражаясь.

Рисование рукой

Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного.

С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.

Рисование музыки

Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.

Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.

Упражнение «Цветок»

Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок» . Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.

Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т.п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.

Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.

А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой. О чем можно поговорить, что нам расскажут нам детские поделки.

Песочная арт – терапия для детей

Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. Вспомните хотя бы, что происходит на берегах морей и рек, а также возле больших песочниц во дворе. Детей не оторвать от песка!

«Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды.

Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.

Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.

Знакомство с песком

В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей:

«Поздороваться» с песком (помните, что игра в песочнице – это уже создание сказки, а в сказке все живое).

Поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно. Затем то же самое сделать ребрами ладоней.

Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой.

Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?».

Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом мама или папа насыпает песок на пальчик, а кроха должен угадать, на какой палец попал песочек.

Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.

Обязательно обсуждайте с ребенком его ощущения, разницу в оттисках, задавайте вопросы. Не стоит навязывать своего мнения, слушайте своего ребенка и помогайте ему, не поправляя и ни в коем случае не критикуя. Обязательно похвалите за успехи.

Создание волшебного мира

Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребенка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова:

«Представь, что ты – настоящий волшебник. Перед тобой – сказочная страна. И ты можешь наполнить ее всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется».

Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребенок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нем самом. Он быстро-быстро все построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает свое решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей все время, не в силах подобрать им место?

Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит. Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо – попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребенком, продолжая его мысли. И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение.

Аналогично можно предложить ребенку создать картину «Моя семья», «Мои друзья», и узнать, каким малыш видит свое окружение, что можно изменить в этой системе в лучшую сторону.

Упражнений и техник арт-терапии в работе с детьми существует великое множество. Они помогают развивать воображение, моторику, реализовывать творческие способности. Но совсем не обязательно дома, занимаясь с малышом, следовать каким-то строгим инструкциям.

Арт-терапия во многом – спонтанность, основанная на чутье, умении видеть и принимать другого, понимать его без слов, через искусство. Подбирая техники, учитывайте возраст ребенка, его психоэмоциональное состояние. Ведь кто, как не мы, родители, способны лучше всех чувствовать своего ребенка?

Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты…

Я искренне желаю вам и вашим семьям здоровья и счастья! Творите на радость!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за мысли. Занимайтесь с детьми, развивайтесь обязательно и сами. Ведь такие методы и нам, взрослым могут быть очень интересны. Не так давно я сама для себя открыла фототерпию. Очень понравился мой опыт. О нем я писала в статье Пробуждение себя через фототерпию Фотогеничная «колючка» расторопша