Программные задачи:

1. Образовательные:

2. Речевые:

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ №17 г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ

Конспект ОД по развитию речи

в старшей группе по теме: «Транспорт»

Выполнила: воспитатель Исмагилова М.С.

2016г.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: «Транспорт»

Программные задачи:

  1. Образовательные:

Расширять представления детей о разных видах транспорта;

Продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

2. Речевые:

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый - сильный, трусливый - смелый, глупый - умный и т.д);

Закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Развивать артикуляционный аппарат;

Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

3. Развивающие:

Развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

Продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный:макет ракеты, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Спецтранспорт»

Ход занятия

1.Вводная часть.

1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вам улыбается солнышко, чтобы у вас было хорошее настроение, давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся:

Здравствуй, Солнце! Здравствуй, Небо! Здравствуй, Земля! Здравствуйте, все мои друзья!
2. Воспитатель: Отгадайте загадку.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
Д. Транспорт.
Воспитатель: Правильно! Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
Д. Да, транспорт.
Воспитатель: Правильно! Тема нашего занятия "Транспорт".

Воспитатель: А какие виды транспорта знаете?

Дети: (ответы)

Давайте вспомним виды транспорта, делая при этом зарядку.
Летит самолёт: произнесение звука [л] – [л] – [л] .
Гудит пароход: произнесение звука
[ы] – [ы] – [ы] .
Прокололась шина у машины: произнесение звука
[ш] – [ш] – [ш] .
Насос: произнесение звука
[с] – [с] – [с] .
Машины едут по мокрой мостовой: произнесение слогов "
ша – шу – ши - шо ".
Сигналит машина: произнесение на одном выдохе "
би – би – би ".
Гудит поезд: произнесение на одном выдохе "
ту – ту - ту ".
-Молодцы!

Воспитатель:

О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель: (показывает детям макет ракеты)

Вот, на этой ракете мы совершим путешествие.

Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что - то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

- Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р - Р - Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА - РА - РА - в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

Полетели! (воспитатель показывает картину с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету (картина с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель показывает картинки с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? (внимательный, дисциплинированный)

Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Кто управляет подводной лодкой (подводник). Какой должен быть подводник? (решительный, смелый)

Воспитатель:

А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра: «Назови ласково».

А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина - машинка,

грузовик - грузовичок,

самолет - самолетик,

вертолет - вертолетик,

ракета - ракетка,

велосипед - велосипедик,

корабль - кораблик,

лодка - лодочка,

автобус - автобусик.

Воспитатель:

Сейчас садитесь, мы поиграем в игру: «У меня есть один-много»

У меня есть автобус.

А у меня есть много автобусов.

У меня есть трамвай.

– А у меня есть много трамваев. И т.д.

Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие - то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога.
  2. Самолет, небо, летит, высоко.
  3. Большой, волны, корабль, плывет.
  4. Шоссе, автомобиль, мчится.
  5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  6. Едет, тропинка, велосипедист.

Воспитатель:

А теперь, дети, на ваших столах лежат картинки с изображением транспорта. Вы должны назвать то, что нарисовано на вашей картинке только по слогам.

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

Нам пора возвращаться на Землю. Перепрограммируем наш бортовой компьютер и введем новый пароль: «РА -РА -РА - возвращаться нам пора» Полетели! (слайд на компьютере)

А вот и Земля. Мы дома. Выходите из ракеты. Понравилось вам наше космическое путешествие?

Какую тему мы сегодня изучали?
Д. Мы сегодня изучали тему "Транспорт".

Чему научились?
Д. Мы научились составлять рассказы по схеме.
- Вам понравилось занятие?
Д. Да.
- Вы сегодня очень хорошо работали! Спасибо за занятие!


Тема: « Транспорт нашего города»

Программные задачи:

Образовательная область «Познание»: сформировать понятие «транспорт»; закрепить знания детей о видах транспорта – наземный, водный, воздушный; Расширять знания детей о наземном, водном и воздушном видах транспорта: особенности строения автомобиля, самолета, корабля, место передвижения транспорта – земля, вода, воздух; назначение транспорта. Формировать интерес к технике

Образовательная область «Коммуникация»: формировать умение употреблять обобщающее слово – «транспорт»; формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт»: автомобили, шофер, водитель, руль, корабль, лодка, катер, иллюминатор, якорь, палуба, корма, капитан, самолет, вертолет, ракета, крылья, нос и хвост самолета, двигатель, пилот. Развивать умение строить полные ответы, умение слушать внимательно. Стимулировать желание участвовать в беседе, развивать слуховое внимание. Формировать навыки вежливого обращения, доброжелательность, дисциплинированность,

Образовательная область «Безопасность»: продолжить работу по развитию умения четко следовать правилам игры; продолжить работу по приобщению к правилам безопасного поведения в группе, во время игр; продолжить работу по развитию умения выполнять поручения и инструкции воспитателя во избежание травматизма.

Образовательная область «Музыка»: продолжить работу по развитию умения слушать музыку, развивать музыкальный слух, приобщать детей к музыке; продолжить работу по формированию и развития умения различать и определять окружающие нас звуки.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»: продолжить работу по развитию умения внимательно и осознанно слушать литературное произведение (стихотворение), развивать слуховую память, продолжить работу по развитию умения передавать основную мысль произведения.

Образовательная область «Здоровье»: предупреждать утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности (проведение физминутки, динамической паузы); продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.

Материал к занятию : игрушки Ежика и Лисенка, модели различных машин, наглядные пособия: плакат по теме «Морской транспорт», плакат «Воздушный транспорт», бумажные самолетики, макет «Дорожное движение», мяч, театральные шумы: «Проезжающий автомобиль», «Пароходные гудки», «Летящий самолет»

Организация детей на занятии : дети передвигаются по групповой комнате.

Методические приемы:

    Словесные: вопросы, рассказывание, беседа,

    Игровые: игра «Опиши транспорт», «Цветные автомобили», «Море волнуется», д/и «Подбери предмет по признаку»

    Демонстрационный: наглядный материал

Ход непосредственно-образовательной деятельности :

Дети стоят полукругом, воспитатель по центру, лицом к детям.

Воспитатель:

"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши знакомые игрушки – Ежик и Лисенок. Им не терпится рассказать нам историю, которая произошла с ними.

Однажды семья Ежика и Лисенка долго не возвращалась домой. Ежик и Лисенок стали волноваться за них. И чтобы первыми увидеть своих родных, они решили посмотреть в окно, не идут ли их друзья. За окном все шумело. (включить запись шума «Проезжающие автомобили»).

Ой, что это? – спросили Ежик и Лисенок удивленно.

Ребята, давайте посмотрим, что же они увидели. (воспитатель подводит детей к с толу, на котором расположен макет «Дорожное движение» с моделями машин, встают кругом; перечисляют, что они видят на столе)

Ребята, как можно назвать это одним словом? (автомобили, транспорт) Понятия закрепляются с 2-3 детьми .

Как вы думаете, какой это транспорт?

Где он ходит? (по земле)

Значит, как его можно назвать? (наземный)

Ребята, а вы знаете, для чего он нужен? (Перевозить людей, грузы)

А кто управляет этим транспортом? (водитель, шофер)

Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Опиши транспорт» (во время игры дети сидят на стульчиках около стола с игрушками; воспитатель предлагает детям – 2-3 чел. взять со стола транспорт и описать его).

Ребята, а какой наземный транспорт вы встречаете на улице?

Кто еще может назвать наземный транспорт, который встречается в нашем городе? (автобус, маршрутное такси «Газель», троллейбус, трамвай, легковые и грузовые автомобили) (опросить 4-5 чел)

Молодцы, ребята. Ежик с Лисенком устали и предлагают отдохнуть, поиграть в игру «Цветные автомобили»

Динамическая пауза «Цветные автомобили»

(Воспитатель раздает детям рули разного цвета – красный, синий, желтый. Гаражи – стульчики – обозначены соответствующими цветами.

Воспитатель напоминает правила игры и техники безопасности: «автомобили» ездят аккуратно, друг в друга не врезаются, чтобы не произошло аварии. По команде воспитателя «автомобили» начинают движение по сигналу подъезжают к своим гаражам. Игру повторить 2-3 раза, (при повторе педагог меняет обозначения гаражей.)

После игры воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель:

Ребята, послушайте стихотворение.

Несёт кораблик по волнам
И в стороны качает.
Куда несёт, не знает сам,
И скоро ли причалит.

По морю лодочка плывёт,
Попутный дует ветер.
Кораблик свой замедлил ход:
Он лодочку приметил.

Ребята, о чем говорилось в стихотворении? (о кораблике, о лодочке)

Ребята, а вы знаете, что кораблик, лодочка – это тоже транспорт. А вот какой это транспорт, мы сейчас узнаем, и Ежику с Лисенком это тоже интересно. (Воспроизведение шума «Пароходные гудки», воспитатель подводит детей к доске, на которой висят плакаты с изображением водного транспорта).

Ребята, что вы здесь видите? (перечисляют)

А как это все можно назвать одним словом? (транспорт)

Какой это транспорт?

Где он ходит? (по воде, значит – водный)

Ребята, давайте рассмотрим корабль. Кто знает, что есть у корабля? (корма, якорь, палуба. Ответы детей сопровождаются показом названной части корабля. Опросить 4-5 чел.; при затруднении воспитатель добавляет, что у корабля есть иллюминатор.

А что есть у автобуса, похожее на иллюминатор? (окна)

Ребята, а вы знаете, для чего нужен водный транспорт? (Перевозить людей, грузы)

А кто управляет этим транспортом? (Капитан)

Ребята, предлагают поиграть в игру и познакомить с ней Ежика с Лисенка.

Физминутка

Игра «Море волнуется»

Воспроизведение шума «Летящий самолет», запускают самолетик

Ежик и Лисенок:

Ой, что это такое?

Воспитатель:

Ребята, что это? (самолет)

К какому виду транспорта вы бы его отнесли? (выслушать ответы детей)

Почему? (он летает в воздухе)

Правильно, ребята, транспорт, который летает в воздухе, называется воздушным. Он нам нужен для того, чтобы перевозить людей, грузы.

Ребята, давайте рассмотрим самолет. Кто может показать и назвать части у самолета? (нос, крылья, хвост). Ответы детей сопровождаются показом названной части самолёта. Опросить 4-5 чел.; при затруднении воспитатель добавляет, что у самолета есть иллюминаторы, двигатели

А вы знаете, кто управляет самолетом? (пилот, летчик)

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

(игра с использованием мяча)

Про что можно сказать – легковой? (автомобиль)

Легковые – (автомобили)

Легковая – (машина)

Грузовой – (корабль, грузовик)

Плавающий – (катер, корабль)

Плавающая – (яхта, лодка)

Летящий – (самолет, вертолет)

Летящая – (ракета)

Длинный – (самолет)

Длинные – (самолеты)

Ребята, а Ежик предлагает нам запустить самолеты в полет. (запускаем самолетики)

Ребята, давайте отправим наши самолеты на аэродром, а Ежик и Лисенок останутся их изучать. (собираем самолеты)

Итог занятия . Воспитатель предлагает детям стать в круг.

Ребята, о каком транспорте мы вместе с Лисенком и Ежиком сегодня говорили?

Что вы узнали нового?

Что вам было интересно?

Что показалось трудным?

Педагог оценивает активность детей на занятии, правильность ответов и даёт установку на дальнейшую деятельность (предлагает желающим детям воды, посетить туалетную комнату).

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

«Транспорт»

Подготовила воспитатель: Кривогузова Н.И.

Задачи:

О бразовательные:

    Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.

    Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.

    Продолжать учить:

Правильно употреблять сравнительную степень прилагательных,

Образовывать прилагательные от существительных,

– употреблять глагол «ехать» с разными приставками,

Составлять деформированные слова,

Точному употреблению предлогов,

Составлять описательный рассказ

Развивающие:

    Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, фонематических процессов (слоговой структуры и слогового анализа)

    Логического мышления.

    Развитие конструктивного праксиса.

    Развитие темпо-ритмических компонентов.

    Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, направленной воздушной струи.

Во спитательные:

    Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

    Формировать умение детей работать самостоятельно, договариваясь для достижения результата.

Ход занятия:

    Орг момент

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

    Основная часть

Я сегодня получила письмо. Вы хотите узнать от кого оно?

Письмо

Здравствуйте ребята! Пишут вам Винтик и Шпунтик – гениальные изобретатели из Цветочного города. У нас случилась беда, мы конструировали новый транспорт для путешествий, но налетел сильный ветер и все наши чертежи перепутал. Мы просим вас помочь нам в создании нашего транспорта.

Дети, вы готовы помочь Винтику и Шпунтику? Отлично, тогда вы все зачислены в команду конструкторов – изобретателей.

Скажите, а зачем нужен транспорт?

На чем удобно путешествовать?

А как вы думаете, удобно ли отправляться в далекое путешествие на троллейбусе или трамвае?

На какие 3 вида можно разделить весь транспорт?

Посмотрите на экран, что вы видите? Это части, какого транспорта?

Игра «Из чего – какой?»

Если колесо сделано из резины, оно какое?

Дверца из металла (какая?) - …

Руля из пластмассы (какой?) - …

Сидение из кожи (какое?) - …

Окно из стекла (какое?) - …

Молодцы, а теперь давайте вспомним историю про машинку, которая, как и жители Цветочного города, очень любила путешествовать.

Будьте внимательны, смотрите на экран.

Сказка «Путешествие маленькой машинки!»

Скажите, кто управляет автомобилем? А сейчас выходите в круг, мы будем водителями.

Физминутка

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Скорость мы переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы – хоть куда!

Дети, что вы сейчас слышите? Это звук чего?

Самолет передвигается по..

Значит это какой транспорт? Какой еще воздушный транспорт вы знаете? Кто управляет самолетом? А ракетой?

Давайте сравним самолет и ракету.

Игра с мячом «Закончи предложения»

Самолет летит высоко, а ракета …(выше)
Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)
Самолет мощный, а ракета…(мощнее)
Самолет большой, а ракета …(больше)
Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета …(просторнее)
Самолет длинный, а ракета …(длиннее)
Самолет быстроходный, а ракета …(быстроходнее)

Дыхательная гимнастика

Каждый возьмите самолет, мы сейчас будем отправлять их в полет.

Посмотрите на доску, случилась неприятность – слова рассыпались на части. Подумайте, как соединить эти части, чтобы получились слова.

Прочитайте слова, сколько слогов в каждом слове?

Как вы думаете, можно ли путешествовать на корабле?

Да ребята, это очень увлекательно и интересно, можно побывать в разных странах, городах, увидеть много нового.

Так давайте же для Винтика и Шпунтика сконструируем корабль, на котором они отправятся в путешествие со своими друзьями.

    Самостоятельная работа (конструирование)

Я приглашаю вас в мастерскую. Садитесь поудобнее, перед вами лежат части корабля. Я предлагаю мальчикам взять на себя самую ответственную работу – собирать детали, а девочки будут вам помогать и делать корабль красивым.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети, а как вы думаете, чего не хватает нашему кораблю? Верно, у каждого корабля есть свое название.

Составление названия корабля

Д – какой первый звук в слове дом?

Р – какой последний звук в слове шар?

У – назовите звук, который располагается в середине слова жук.

Ж – с какого звука начинается слова жираф?

Б – назовите первый звук в слове буква

А - назовите звук, который располагается в середине слова мак.

Прочитайте слово, которое у нас получилось.

А что такое дружба?

    Итог занятия

Молодцы мне очень понравилось, как вы сегодня работали, какими мастерами вы были. Мы работали дружно, слаженно и были командой.

Награждение медалями.

Программное содержание: уточнять представления детей о разнообразии транспортных средств, профессий на общественном транспорте;

активизировать в речи названия транспортных средств и их деталей; знакомить детей с правилами речевого поведения во время посадки-высадки и поездки в общественном пассажирском транспорте; формировать навыки вежливого разговора; в процессе игры добиваться автоматической реализации в речи ; развивать слуховое внимание, память; обогащать словарь вежливыми выражениями, относительно ситуации и возраста говорящего; стимулировать применение правил поведения в пассажирском общественном транспорте.

В. Помогите сказочному персонажу добраться до нашего детского сада по лабиринту.

Вот они, наконец! (Показывает портреты сказочных героев.) Что же вас так задержало в дороге? Давайте послушаем историю Незнайки.

Незнайка. Я очень спешил к вам. Бежал, бежал… Увидел нужный мне автобус и поспешил к нему. А автобус около меня не остановился…

В. Ребята, где Незнайка должен был ждать автобус, чтобы сесть в него? (На автобусной остановке.) А где совершают посадку в самолёт? (В аэропорту.) Где мы можем сесть на поезд? (На перроне вокзала.) На корабль? (На причале морского порта.) И т.д.

Емеля. А меня с моей печи прогнал злой дядя в форме с полосатой палочкой. Он кричал, что моя печь не тормозит на перекрёстке, что я не смотрю на какие-то све-то-форы. А я смотрел! Во все стороны смотрел, но я же не знаю этих «форов»!

В. Ой, Емеля! Так ездить очень опасно. Сейчас ребята расскажут тебе про светофор. (Ответы детей.)
А теперь мы поиграем в игру «Необычный светофор».

Все дети - пешеходы (или автомобили) - выстраиваются в ряд. Взрослый обозначает движением рук их дорогу в другую часть комнаты, а сам становится на середине пути, он - светофор.
«Светофор» называет предмет (качество, категорию), при наличии которой дети могут спокойно перейти (переехать) дорогу.

Например: «Дорога открыта для тех, у кого в одежде есть жёлтый цвет». Дети проходят спокойно мимо светофора, показывая и называя этот предмет жёлтого цвета: «У меня жёлтый бант. А у меня жёлтая пуговица и т.д.» Остальные дети пытаются пробежать мимо «Светофора», а он их ловит. Кого поймает - штраф: назвать предмет этого цвета.

  • в названии какого транспортного средства есть звук «а»;
  • кто назовёт деталь автомобиля;
  • кто скажет вежливое слово и т.д.

В. Давайте послушаем рассказ почтальона Печкина.

Печкин. Я очень люблю свой велосипед. Но ехать к вам так далеко да и холодно ещё на велосипеде-то. Вот я и решил пересесть в автобус. На остановке его ждал, как надо. Но меня с велосипедом в автобус не пустили.

В. Ребята, вам знакома такая ситуация? Почему Печкина не пустили в автобус? (Много пассажиров, в автобусе тесно, велосипед большой и т.д.) Что мы ему посоветуем в такой ситуации? Как люди перевозят свои маленькие транспортные средства - велосипеды, байдарки, скутеры и т.д.? (На багажнике автомобиля…)

Рассеянный. А я правильно нашёл остановку, правильно сел в автобус, но там было много других людей, они не выходили на той остановке, где ваш садик. Вот я и проехал мимо - не смог выйти из этого автобуса.

В. Как надо было Рассеянному поступить в такой ситуации? (Спросить, кто выходит на следующей остановке, и попросить пропустить к выходу.) Как, например, это скажешь ты, Ваня? А ты, Танечка? Конечно же, одно из правил поведения в транспорте - заранее готовиться к выходу. Об этом часто предупреждают водители и кондукторы.

Рассеянный. Я хотел привезти для вас интересную игру «Разные машинки», но все их детали я перепутал, а сложить сам уже не могу. Вы мне поможете?

В. Наши ребята помогут тебе сложить из деталей все машинки. (Раздаёт разрезные картинки машин каждому ребёнку.) А знаете ли вы названия этих деталей? Расскажи, из каких деталей состоит твоя машина, Коля?

Буратино. А я знаю, что нужно спросить у кондуктора или водителя, когда надо выходить. Только я спрашивал, спрашивал, а они мне не могли ответить.

В. Как же ты спрашивал?

Буратино. На какой остановке мне выйти к ребятам в детский сад? А они начали рассказывать, что у вас здесь в городе много детских садов, много ребят… Спрашивали все какой-то ад-рес. У меня такого нет.

В. Ребята, почему пассажиры не смогли помочь Буратино? Что такое адрес? Знаете ли вы адрес своего дома, нашего сада? Как надо было спрашивать?

Винни Пух. А я вот опять застрял в узких проходах автобуса, как у Кролика в норе. Меня никто не хотел пропускать. Я и так лапами ворочал и этак… А пассажиры ещё ругать меня начали: «Не толкайся, не рычи.»! А как мне выйти, если вижу свою остановку?

В. Ребята, объясните Винни Пуху, как надо приготовиться к выходу? (Будьте любезны, пропустите меня к выходу, пожалуйста.) Конечно, Винни, ты совсем забыл вежливые слова!

Золушка. Уважаемый Винни Пух! Вы ехали со мной в одном автобусе и так громко пыхтели, толкались, что я нечаянно наступила своей хрустальной туфелькой на маленького Гнома. Мне было очень неловко. Я даже забыла, как перед ним извиниться.

В. Не печалься, Золушка. Мы поможем подобрать тебе нужные в этой ситуации выражения. (Выслушивает несколько вариантов ответов детей.)

Гном. Хоть и хрустальная туфелька, а не очень-то приятно, когда на тебя наступают. Но я тебя, Золушка, давно уже простил. Мне тоже трудно было ехать в этом автобусе. Я увидел Чебурашку и хотел его позвать, рассказать ему смешную историю. А он ничего не слышал, своими большими ушами хлопал всем пассажирам по лицу. Я так и упал от смеха.

Чебурашка. Да, тебе смешно было! Ты вот упал от смеха, а я упал от того, что этот автобус всё время дёргался то вперёд, то назад. И я тоже падал на пассажиров то вперёд, то назад… Хотел пробраться к тебе, чтобы поговорить, но так много людей стояло в проходе, что мне пришлось кричать тебе в ответ.

В. По-моему, ваше поведение в автобусе не понравилось пассажирам? Ребята, почему окружающие Гнома и Чебурашку пассажиры были недовольны? (В общественном транспорте нельзя шуметь, а во время движения надо держаться за поручни.)

Буратино. Около меня все сиденья были заняты, а я хотел смотреть на дорогу. Мне же интересно! Вот я и полез быстрее на сиденье, когда оно освободилось. А тут эта старуха Шапокляк меня оттолкнула и сама уселась. Я так и не увидел свою остановку.

Шапокляк. А ты разве не знаешь, глупый деревянный мальчишка, что старушкам надо уступать место в транспорте?!

Буратино. Ну мне же не видно дороги!

В. Успокойтесь, пожалуйста, милые гости! Не ругайтесь. Сейчас мы с ребятами обсудим эту сложную, но очень часто встречающуюся ситуацию. Ребята, как вы думаете, кто из них прав? (Оба правы и оба виноваты.)

Кто в таких ситуациях кому уступает место для сидения?

Давайте поиграем в «Автобус». (Дети садятся на стульчики, расставленные в форме автобуса.) Кто будет водителем? Что ты будешь делать? Кто кондуктор? Ты помогай пассажирам занять места, приобрести и прокомпостировать билетик, найти нужную остановку.

В. Наши сказочные герои отправляются назад в свои сказки. Что вам больше всего запомнилось от встречи с ними? Давайте вежливо с ними попрощаемся.

Елена Тарасова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт»

Конспект по развитию речи тема : «Транспорт »

Программное содержание :

Виды деятельности : Игровая, коммуникативная, познавательная,

Методы и приемы : Наглядный – показ иллюстраций, игровые действия.

Словесный - художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, хоровые и индивидуальные ответы детей.

Практический - игровые упражнения

Образовательные : Формировать у детей обобщенное понятие «транспорт » .

Закреплять представление детей о разных видах транспорта , уметь четко дифференцировать виды транспорта : наземный, водный, воздушный; развитие всех компонентов устной речи детей . Научить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Развивать общую и мелкую моторику. Совершенствовать диалогическую речь : учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Развивать умение детей рассказывать : описывать предмет, созданной ребенком с использованием раздаточного материала.

Словарная работа :

Закрепление слов : водный, воздушный, наземный.

Дать новые слова :

Мотоцикл, мотоциклист, водный, воздушный, наземный.

Индивидуальная работа :

Активировать малоактивных детей, развивать умение использовать в речи прилагательные , глаголы.

Материалы : Предметные

Картинки с изображением разнообразных транспортных средств , дороги, море, неба с облаками

Предварительная работа : Чтение художественной литературы «Приключение Незнайки» , рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт » , наблюдения на прогулке, беседа, дидактические игры.

Письмо от Незнайки

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята! Пишет Вам Незнайка. Мои друзья затеяли строить новый дом и попросили меня доставить все необходимые материалы по почте. Привести материалы на велосипеде не получилось! Но я слышал, что есть какие-то транспортные средства , которые летают по воздуху, плаваю т по рекам. Расскажите мне об этом, помогите разобраться. Какой транспорт бывает и для чего он предназначен. Жду ответа. Незнайка.

Воспитатель : Дети, вы готовы помочь Незнайке и рассказать ему все, что вы знаете о транспортных средствах .

Дети : Да, готовы!

Воспитатель : Само слово «транспорт » означает перемещение. Поэтому транспортом называется обычно то, что перемещается в пространстве : ездит, летает, плавает. И при этом перевозит грузы и людей.

Воспитатель обращается к детям : Я хочу знать, кто у нас в группе самый находчивый , сообразительный. Я буду задавать загадки и вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку, отвечать хором нельзя.

Послушайте загадки :

1 Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек.

Лишь оставили дымок

Дети : Это поезд.

2 стальная птица.

В небеса стремится

А ведет ее пилот

Что за птица (самолет)

3 Без разгона ввысь взлетало,

Стрекоза напоминало.

Отправляюсь я в полет,

Кто же это? (Вертолет)

4 Я важная машина

Есть кузов и кабина

Вожу любые грузы по ленточкам дорог

И парты и арбузы

Я вам доставлю в срок (грузовик)

Этот конь не ест овса

Вместо ног два колеса

Сядь верхом и мчись на нем

Только лучше правь рулем (велосипед)

(После того, как дети разгадают загадки, воспитатель выставляет иллюстрации)

Воспитатель : Мадина! Перечисли , пожалуйста, все слова отгадки?

Мансур, как думаешь, как все отгадки можно назвать одним словом? А ты Илюша, как думаешь? А ты Радмир? Вы согласны ребята? Верно, молодцы. Это транспорт .

Предлагаю поиграть в игру.

«Распредели транспорт верно »

Дети, давайте определим, к каким видам транспорта относится относятся картинки. У меня есть 3 рисунка, которые обозначают виды транспорта ;

Вода (водный транспорт )

Земля (наземный транспорт )

Воздух (воздушный транспорт )

Например : Автобус –кто вспомнит, какой вид транспорта и почему (поезд, самолет, пароход)

Перед детьми на доске вывешиваются карточки с изображением воды, земли, воздуха, а детям раздаются маленькие иллюстрации- карточки с транспортом ,

Воспитатель просит детей назвать и соотнести к нужной категории.

Дети, как вы думаете, транспорт сам едет или им управляет человек

Дети : Управляет человек.

Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение» .

Я начну предложение, а вы закончите.

Поездом управляет кто? (машинист)

Самолетом (пилот)

Машиной (шофер)

Велосипедом (велосипедист)

Кораблем (капитан)

Мотоциклом (мотоциклист)

«Чем управляет»

Машинист (поездом)

Велосипедист, пилот, шофер, мотоциклист,капитан.

Воспитатель предлагает сыграть в подвижную игру «Летим, плывем, едем»

Дети, сейчас мы будем двигаться по кругу под музыку

Когда музыка останавливается, я покажу вам картинку с любым видом транспорта . Вы должны определить, какой вид транспорта изображен на картинке (воздушный, водный или наземный) и необходимо выполнить соответствующее движение

Покажите, как плывет водный транспорт (движение руками перед собой)

Наземный транспорт (едут, крутят руль)

Воздушный (летя, махи руками)

Какие вы внимательные, ребята молодцы!

Воспитатель : А теперь ребята, покажем, на каком транспорте Незнайка доставит свой груз на почту.

У вас на столах пазлы (один пазл на стол) . Нужно сложить его поработать в парах.

Воспитатель предлагает 2 детям, описать транспорт , и сказать на каком транспорте Незнайка доставит свой груз.

Воспитатель : А теперь дети, попробуйте назвать предмет ласково :

Самолет (самолетик) ; машина, корабль…

Замечательно, вы опять меня порадовали. А сейчас, мы немного отдохнем и нас ждут новые, интересные игры.

Пальчиковая гимнастика «Шофер»

Приготовили ручки, посмотрите внимательно и повторяйте за мной движения и слова.

Целый день шофер трудился (ребро-ладонь)

Он устал и запылился (имитация стряхивания пыли)

Он возил кирпич и глину (загибать пальцы по одному)

Камни, бревна и песок.

Перевез он все на стройку (круговое движение подушечками пальцев)

И отправился на мойку (движения «мытья ладошек» )

Воспитатель : Послушайте следующее задание. «Как передвигается транспорт » . Я начну предложение, вы должны его закончить :

Пароход плывет, а машина…- едет, Трамвай едет, а самолет…- летит,

Самолет летит, а автобус…-- едет, пароход плывет, а поезд…- едет.

Молодцы и с этим заданием вы тоже справились.

Следующее задание на внимательность. Игра «Летает- не летает»

Ребятки, я буду показывать картинки, если воздушный транспорт - вы должны показать крылья (руки в стороны, а если нет, то топать ногами.

Вертолет – дети выставляют руки в стороны.

Трамвай- топают ногами.

Самолет, автобус.

Воспитатель : Молодцы!

Дети, что мы сегодня изучали. Какие виды транспорта , вы знаете. На каком транспорте Незнайка может доставить грузы на почту.

Вы сегодня хорошо работали на занятии , поэтому я вам подарю эти картинки с транспортом для раскрашивания . Воспитатель раздает раскраски автомобиль.

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по познавательно речевому развитию и худ. эстетическому творчеству на средней группе. Тема «Транспорт» Цель. Закрепить названия разного вида транспорта. Развивать интерес к художественному творчеству. Задачи. «Познавательное развитие»:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми раннего возраста по развитию речи «Транспорт» Задачи: - совершенствовать умение слушать и слышать воспитателя, понимать речь. - совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя,.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Наземный транспорт. Машина» НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ. МАШИНА Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Транспорт» Конспект ННОД в старшей группе. Речевое развитие. Тема: «Транспорт». Задачи: 1. Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о разных.