Галина Александровна Алиева

Что может быть семьи дороже ?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром.

Семья -очень важна в жизни каждого человека. Семья-это самые близкие , родные люди, которых мы очень любим, которые дарят нам тепло и помогают в сложных ситуациях. Это и родной дом уютный и безопасный и маленький мир, в котором все понятно, привычное и дорогое.

Настоящая семья -это больше чем быть родственниками. Это особое отношение друг к другу, любовь, взаимоуважение, помощь. Семья -это когда даже твоя домашняя зверюшка-ее полноценный член.

К сожалению, семьи бывают разными , как и отношения в них. Совершенно равнодушны друг к другу, не интересуются ни делами, ни интересами, ни проблемами, не знают, кто чем живет.

Но каждый мечтает о счастливой семье . И это только зависит от нас, насколько мы готовы вкладывать свои усилия в нее. Это лучшие отношения между людьми разных поколений, взглядов и убеждений, которые вынуждены постоянно решать проблемные вопросы вместе.

Родные люди-это подарок судьбы, который мы должны ценить. А семья -наш надежный приют в большом, не всегда дружественном мире.

Проект в средней группе №5 «Моя семья » .

Вид проекта : познавательно-творческий.

Продолжительность : долгосрочный

Участники : дети, воспитатели группы , родители.

Актуальность : Заключается в том, что проект помогает детям получить более широкие знания о семье . Формировать осознанное представление о необходимости заботиться о своих родных. Именно семья может создать для своего ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим. В процессе организации проектной деятельности появляется уникальная возможность сближение детей и их родителей на основе совместной деятельности.

Цель : Формировать понятие «семья » и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Для детей :

Обучающая :

Формировать у детей представления о семье , о нравственности отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.

Развивающая :

Развивать любознательность, наблюдательность, творческое воображение воспитанников в процессе совместной деятельности со взрослыми.

Воспитательная :

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи . Показать ценность семьи для каждого человека.

Для педагогов :

1. Повышение педагогического мастерства

2. Углубление знаний по проектной деятельности .

Для родителей :

1. Создать условия для активного участия родителей в жизни группы .

2. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

3. Обогащать детско-родительские отношения.

Проблема :

Дети не имеют достаточный объем знаний о членах своей семьи , о значении семьи в жизни каждого человека.

Ожидаемые результаты :

От детей :

1. Дети знают членов своей семьи и гордятся ими .

2. Знают семейные традиции и праздники.

3. Проявляют отзывчивость, любовь, заботу, внимание к семье .

От родителей :

1. Повышение педагогической культуры и знаний родителей.

2. Установление доверительных и партнерских отношений семьи и детского сада .

3. Принятие родителями истины : «Права и обязанности воспитания детей принадлежит самим родителям» .

От педагогов :

1. Повышение профессиональной компетенции педагогов.

2. Приобретение практического опыта в выборе адекватных методов и форм в работе с каждой семьей .

Итоговое мероприятие :

Стенгазета «Как хорошо, что есть семья и вместе папа , мама,я!» .

Этапы проекта :

Подготовительный :

Для педагогов :

1. .Опрос детей, беседа «Что я знаю о семье »

2. Создание предметно-развивающей среды .

3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Для детей :

Диагностика по выявлению знаний у детей о своей семье .

Для родителей :

Донести до участников проекта важность данной темы. Наглядная пропаганда, беседы и консультации, анкетирование, папки-передвижки, конкурсы.

Практический :

Сентябрь

Для педагогов :

1. Сбор информаций о семейных ценностях воспитанников.

2. Нод чтение стихотворения З. Орловой «Мамочки-подарочки»

3. Творческая мастерская : аппликация «Букет цветов в вазе» .

Для детей :

1. Беседа «Как я провел лето» .

2. Сюжетно-ролевая игра «Семья » сюжет «Отпуск» .

Для родителей :

1. Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4-5лет»

2. Задачи обучения в средней группе .

3. Анкетирование с целью выявления «проблемных» родителей.

Для педагогов :

1. Индивидуальные беседы с детьми на темы : «Я люблю свою семью » ,

«Мой лучший друг-мама» , «Мои добрые поступки» .

2. Нод познание «Наши имена и фамилии»

3. Нод развитие речи «Дедули и бабули»

4. Нод рисование «Мое любимое домашнее животное»

5. Создание группового альбома «Моя семья »

6. Слушание музыкального произведения «Мама» , музыка П. Чайковского («Детский альбом» )

Для детей :

1. Сюжетно-ролевая игра «Семья » сюжет : «День рождения у мамы»

2. Художественная литература : Г. Скребитского «Заботливая мама» ,

В. Осеевой «Сыновья» , Е. Пермяка «Мама и мы» .

3. Слушание песни «Самая хорошая» музыка В. Иванникова, слова О. Фадеевой.

Для родителей :

1. Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»

2. Выставка семейных поделок «Дары осени»

3. Папка-передвижка «Роль семьи в нравственном воспитании детей»

4. Вечер развлечений с родителями «Осень в гости к нам идет»

5. Осенний праздник «В гостях у осени»

Для педагогов :

1. Нод познание «Правила этикета»

2. Нод аппликация «Украсим чашку»

3. Нод развитие речи «У меня зазвонил телефон»

4. Нод рисование «Красивые салфетки»

5. Нод познание рассматривание картины В. Сурикова «Портрет П. Ф. Суриковой» (матери художника)

6. Нод развитие речи «Мамин день»

7. Нод аппликация «Сердечко для мамы»

8. Нод рисование «Мамин портрет»

Для детей :

1. Утренние беседы «Мы воспитанные дети» , «В мире опасных вещей»

2. Игра драматизация по сказке «Красная Шапочка»

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья » сюжет : «Праздник мам»

4. Слушание и исполнение песен о маме и бабушке.

5. Пальчиковая гимнастика «Семья »

Для родителей :

1. Стенгазета «Моя мама лучшая на свете»

2. Досуг с родителями «Как мы маму поздравляли»

3. Презентация для мама «В мире нет тебя дороже»

4. Консультация «Роль матери в жизни ребенка»

5. Утренник ко дню матери

Для педагогов :

1. Нод развитие речи составление рассказа «Как мы готовимся Новому году» .

2. Чтение и обсуждение произведения А. Сожан «Сказка про елочку, которую не срубили» . Анализ проблемной ситуации «Как сохранить лес?»

3. Нод развитие речи заучивание стихотворения И. Токмаковой «Елочка живи» .

4. Нод познание «Безопасный наряд для елки» .

5. Нод аппликация «Елочные игрушки» .

Для детей :

1. Утренние беседы «Ищем и находим добрые слова»

2. Слушание песни «Елочка смолистая» , муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Кузнецовой.

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья » : сюжет «Новогодний вечер» .

4. Игровое упражнение «Зарядка Деда Мороза»

5. Рассматривание картин И. Шишкина «В еловом лесу» , «Ель» .

6. Мультзал : просмотр фрагмента мультфильма «Зима в Простоквашино» сюжет Украшение елки».

Для родителей :

1. Консультация «Игрушки для новогодней елки своими руками»

2. Конкурс на лучшую новогоднюю поделку.

3. Вечер развлечений. Экологическая сказка «Маленькой елочке не холодно зимой»

4. Новогодний праздник.

5. Папка -передвижка «Безопасность детей во время новогодних праздников» .

Для педагогов :

1. Нод аппликация «Многоэтажный дом»

2. Нод беседа «Мы- спортивная семья »

3. Нод развитие речи составление рассказов по сюжетным картинкам «Зимние забавы и безопасность» .

4. Нод рисование «Мой любимый вид спорта»

Для детей :

1. утренние беседы «Если ты дома один» , «Кем я стану, когда вырасту» , «Кем быть, каким быть» .

2. Мультзал : просмотр и обсуждение мультфильмаов «Как не замерзнуть в холода» , «Опасные сосульки» (мультсериал «Смешарики» , раздел «Безопасность» .

3. Компьютерная презентация «Зимние виды спорта. Игровое упражнение «Мы-спортсмены» .

4. Чтение отрывков из рассказов В. Осеевой «На катке» , М. Садовникова «Круглый год-гладкий лед» .

5. Сюжетно-ролевая игра «Семья » : сюжет «Зимняя прогулка» .

Для родителей :

1. Конкурс «Лучший домик для птиц»

2. Изготовление детских портфолио

3. Консультация «Роль семейных традиций в воспитании детей.

Для педагогов :

1. Нод познание «Моя семья »

2. Нод развитие речи составление рассказа «Папа может все, что угодно»

3. Компьютерная презентация «Взрослые и дети»

4. Нод аппликация «Подарок для папы»

5. Нод рисование «Мой папа»

Для детей :

1. Рассказывание по сюжетным картинкам «Вежливые слова»

2. Утренняя беседа «Как я помогаю дома»

3. Игры со строительным материалом «Дом для нашей семьи »

4. Рассматривание репродукции картины Б. Кустодиева «На террасе» .

5. Сюжетно-ролевая игра «Семья » : сюжет «Угощаем друзей»

Для родителей :

1. Консультация «Что значит быть хорошим отцом»

2. Стенгазета «Когда мой папа был солдатом»

3. Утренник «День защитника Отечества»

Заключительный :

Для педагогов :

Стенгазета «Как хорошо, что есть семья-и вместе папа , мама, я!»





Для детей :

Дидактические игры : «Собери портрет» , «Фоторобот» , «Назови возраст» .

Для родителей :

Участие в выставке «Герб моей семьи » , «Моя родословная, генеалогическое дерево.

Вывод :

Для педагогов :

1. Повышение уровня знаний о проектной деятельности .

2. Систематизирован литературный и иллюстративный материал по теме «Семья »

4. Установлены доверительные и партнерские отношения с родителями.

Для детей :

1. Дети приобрели познавательный опыт.

2. Познакомились с произведениями поэтов и писателей на тему «Семья »

3. Расширился словарный запас по данной теме.

4. Дети получили знания о семейных традициях.

5. Узнали больше о профессиях своих родителей.

Для родителей :

1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

3. Установление доверительных и партнерских отношений с педагогами.


Марина Шкерина
Краткосрочный проект «Моя семья» (средняя группа)

Введение

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.

Семья – это удивительный незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения, это греет нас своей добротой и бескорыстностью и помогает идти дальше. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Актуальность проекта:

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.

При работе с детьми выявилась проблема : не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем. Кем работают их родители. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках, семейных традициях, праздниках. У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье.

На основании проведенного изучения поставленной проблемы, мы выделяем цель исследования.

Цель исследования: формировать осознанное понимание значимости семьи в жизни ребёнка.

Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:

1. Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада, а также сохранению и укреплению семейных ценностей.

Ожидаемые результаты:

1. Владение детьми знаниями о своей семье.

2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

5. Активное участие родителей в реализации проекта

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

5. Личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.

Этапы реализации проекта

I. Информационно-накопительный

Определение темы проекта, задач.

Сбор информации по данной теме.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Опрос детей: «Что я знаю о семье»;

II. Организационно-практический

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о семье.

Сбор материала по разным видам деятельности – интеграция образовательных областей (по ФГОС).

Познавательное развитие

Рисование «Моя семья»

Цель: Вызвать желание нарисовать свою семью

Аппликация «Платочек для бабушки»

Цель: Учить создавать красивую композицию с помощью наклеивания (украшения платочка)

«Чайная пара для мамы»

Цель: Вызвать желание сделать приятное маме

Беседы

«Выходной день в моей семье»

«Как я помогаю родителям»

«Как мы отдыхаем»

«О членах семьи: мама, папа, бабушка, дедушка и др.»

«О родственных отношениях в семье: в семье ребенок не только сын (дочь, но и внук (внучка, брат (сестра)»

«Об обязанностях членов семьи дома»

«Моя бабушка»

«Что такое хорошо, а что такое плохо»

«Я и моя семья»

«Моё любимое занятие»

«Права и обязанности семьи»

«Мое имя»

«Знакомство с профессиями родителей»

«Безопасность в доме»

Дидактические игры:

«Сложи картинку»

«Собери портрет»

«Составь семью из фигурок»

«Закончи предложение»

«Кто старше?»

«Кто младше?»

«Родственные отношения»

«Чудесный мешочек»

«Назови по имени»

«Найди и назови»

Физическое развитие

Подвижных игры «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот»;

Пальчиковые игры «Моя семья»

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье», «Блинчики»

Речевое развитие

Заучивание и чтение стихотворений о семье

Обсуждение пословиц и поговорок

Отгадывание загадок, прочтение художественных произведений о семье:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик-семицветик» В. Катаев

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Чем пахнут ремесла» Д. Родари

«Мамина дочка» В. Белов

«Косточка» К. Ушинский

«Старый дед и внучек» Л. Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто

«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский

«Похищенное имя» Шорыгина Т. А.

З. Александрова “Посидим в тишине»;

«Мамина работа» Е. Пермяк

Развитие речи «Группировка предметов» (одежда, обувь, головные уборы)

Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).

Социально-коммуникативное развитие

Упражнения:

«Кем ты приходишься своим родителям?»

«Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…»

«Скажи ласково!»

Игры

«Кто у нас какой?», «Мальчики и девочки», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Моя семья»

Аппликация «Платочек для бабушки», «чайная пара для мамы»

Музыка:

«Взрослые и дети», «Как люблю тебя я мама», «Мой любимый папа», «Три желания» - группа Непоседы

Работа с родителями

Создание альбома «Моё имя»

Создание генеалогического древа семьи

Семейная стенгазета

Консультации «Ребенок-член семьи»,

«Права и обязанности в семье»,

«Что такое генеалогическое древо семьи»,

«Семья глазами ребёнка»

III. Презентационно – завершающий

Выставка продуктов детской деятельности.

Обработка результатов по реализации проекта

Презентация проекта «Моя семья»

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов проекта.

Вывод: Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.

За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.

Конкурсаны:
Борисова Любовь Васильевна
Позолотина Наталья Петровна
воспитатели первой квалификационной категории
МАДОУ МО город – Нягань
«Центр развития ребенка детский сад «4 «Веснянка»

Вид проекта:

Информативно - творческий, краткосрочный.

Взаимодействие:

Воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Цель:
воспитание любви к семье.

Задачи:

определение внимание детей на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности.

I этап

Подбор стихотворений о семье, о членах семьи, русских народных сказок и рассказов;
Изготовление атрибутов, элементов костюмов для проведения открытого занятия с родственниками детей, дидактических игр;
Выполнение родителями и детьми творческих домашних заданий;
Разработка сценария открытого занятия «Дружная семья».

II этап

Заучивание стихов о семье: маме, папе, сестрах, братьях, бабушке, дедушке;
Творческое рассказывание: «Моя мама лучше всех», «Мой папа лучший друг»;
Беседы: «Я и моя семья», «Мои братья и сестры», «Мои обязанности»;
Чтение стихотворений о семье, русских народных сказок, рассказов.

III этап

Проведение открытого занятия;
Изготовление альбома «Моя семья»

Сценарий открытого занятия «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Программное содержание:

Формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи.
воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи;
формирование первоначальных знаний о родственных отношениях в семье;
определение внимания детей на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности;
воспитание любви к семье.

Дети под музыку входят в музыкальный зал. Присаживаются полукругом на стульчики.
1-й ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть вас этим вечером с нами, в дружном семейном кругу.
2-й ведущий: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. А чтобы семья была крепкая она должна быть здоровая.
Дети: В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
Сегодня в этом зале мы собрались не зря,
Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.
Давайте же о дружбе в семье поговорим
И дружбе в наших семьях эту встречу посвятим!
1-й ведущий: Ребята, а из кого состоит ваша семья? Назовите членов вашей семьи. А кто ваш самый лучший друг?
2-й ведущий: С кем вы делитесь своими секретами? Кто ваш самый лучший друг? Конечно же, мама! Что же делает ваша мама дома? (Ответы детей) Да, вы правы. Мама о вас заботится, мама делает уютнее дом, чтобы всем было хорошо в нем.
Дети:
Я маму люблю

Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Нo маму люблю я
Совсем не за это.
Весёлые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоём
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!

Колыбельная для мамы

Мама долго хлопотала:
Всё дела, дела, дела...
Мама за день так устала,
На диване прилегла.
Я её не буду трогать,
Только возле постою.
Пусть поспит она немного -
Я ей песенку спою.
К маме стану я поближе -
Очень я её люблю!
Жалко только, что не
Мама песенку мою.
Нету песенки чудесней.
Может, спеть погромче мне,
Чтобы маме эту песню
Слышно было и во сне?..

«ГАПАЧОК ДЛЯ МАМЫ»

1-й ведущий: Конечно же, мама она самая любимая, самая хорошая на свете и ей надо обязательно помогать, чтобы она меньше уставала. Давайте же поможем нашим мамам сварить компот и борщ. А из чего мы будем варить борщ и компот? (Ответы детей) Конечно же, из овощей и фруктов. Ребята, а чем так полезны овощи и фрукты? (Ответы детей) Да ребята в них много витаминов, которые полезны для нашего здоровья.
2-й ведущий: Ребята посмотрите, кто это к нам пришел! О чем они спорят, давайте послушаем наших гостей.

СПОР ОВОЩЕЙ. (Отрывок из стихотворения Н. Семеновой)

Кто из всех, из овощей,
Вкусней и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Горох:
Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Морковь:
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Лук:
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я - ваш друг
Я простой зеленый лук!
Картошка:
Я картошка, так скромна –
Слово не сказала…
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
- Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения.
В этом нет сомнения!

2-й ведущий: Спасибо гости дорогие, мы обязательно будем следовать вашим советам.

ИГРА «ПОВАРА»

1-й ведущий: Ребята, а кто еще о вас заботится, кто с вами играет? Спортом с вами занимается, чтобы вы были крепкими, здоровыми? (Ответы детей) Конечно же, папа.
Дети
ПАПА
Когда у папы выходной,
Корабль строим с парусами,
Плывем на нем за чудесами,
Я - капитан, а он - герой.
Он за меня готов сразиться
С драконом огненным, большим,
И если надо будет биться
С морским чудовищем самим.
Я так ценю его заботу
Я с папой будто в ярком сне,
Жаль, в понедельник на работу
Пора ему, и в садик - мне.
ПАПА
Мой папа веселый
Но строгий и честный.
С ним книжки читать
И играть интересно.
Мой папа волшебник,
Он самый хороший,
Он в миг превращается
В то, что попросишь
Он сможет быть клоуном,
Тигром, жирафом.
Но лучше быть папой!
Его обниму я И тихо шепну
Мой папочка, я тебя
Крепко Люблю!
2-й ведущий: А что же папа делает дома? (Ответы детей) Да, на папе большая ответственность он главный в семье, и поэтому ему приходится очень много работать, а если дома что-нибудь сломается, он обязательно починит. А вы ребята папам помогаете?

ИГРА «СОБЕРИ КАРТИНКУ»

1-й ведущий: Ребята есть ли у вас сестренки, братишки? (Ответы детей) А дружно ли вы сними живете?
Дети:

Младшая сестренка

Раньше всех встает с
Моя младшая сестра,
Целый день она хлопочет,
А под вечер спать не хочет.
Мы ей даже пели песни –
Не идет к ней сон, хоть тресни.
Может, просто дело в том,
Что шагает сон пешком?
Для сестры, я как сестра,
Нарисую самокат,
Чтобы сон на самокате
Приезжал к сестре Кате

БРАТИШКА

Подрастет братишка Игорь,
Обучу его всему:
Песни петь и барабанить,
И считалкам и письму!
Буду с ним, а не с котенком
Бегать в салки у плетня.
Скоро вырастет братишка -
Ведь ему уже 3 дня.

2-й ведущий: В какие игры любите играть со своими братьями и сестрами? Зовите их с нами в круг, поиграем вместе.

ИГРА ХОРОВОД «РАЗ, ДВА, ТРИ ПРЕДМЕТ ИЗ …. НАЙДИ»

(по музыкальному залу расставлены предметы из разного материала: металл, ткань, резина, дерево, бумага)
2-й ведущий: А кто же еще с вами живет или к ним вы ходите в гости по субботам и воскресеньям? (Ответы детей) Конечно же, бабушки и дедушки они самые лучшие ваши друзья. Что вкусного готовит ваша бабушка? (Ответы детей) С дедушкой, чем любите заниматься? (Ответы детей)
Дети:

Про бабушку

Очень бабушку мою –
Маму мамину – люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать
Может быть такою
Буду старенькой седой,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки
Одному свяжу перчатки,
А другому башмачки.

Про дедушку

Дедушка очень у нас деловой:
Ходит по дому, забыл про покой.
Бабушке он помогает весь день,
Делать ему это вовсе не лень.
То постоянно очки он теряет,
То разобьет что-то он, то сломает,
Вечно спешит, а устанет от дел,
Сядет с газетой – уже захрапел.
1-й ведущий: Ребята мы с вами уже играли, а теперь давайте поиграем с нашими взрослыми, и узнаем, что же гласит народная мудрость.

ИГРА “НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ”

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
– Не родись красивой, а родись ………. (счастливой).
- Чтоб расти и закаляться, нужно спортом ……. (зани¬маться).
– Любовь – кольцо, а у кольца нет ……. (начала, и нет конца).
- Двигайся больше, проживешь ……… (дольше).
– У семи нянек дитя ……… (без глаза).
- Больше свежего воздуха - крепче …………. (здоровье).
– Милые бранятся только …………. (тешатся).
- Свежий воздух лучше любого ………….(лекарства).
- Гость на пороге – счастье в … (доме).
- Движение - это …… (жизнь).
– Дом без хозяйки … (сиротка).
- Пешком ходить – долго ………. (жить)
– Дом вести … (не бородой трясти).
- Чеснок да лук от ………… (семи недуг)
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
- Солнце, воздух и вода - ………. (наши лучшие друзья)
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).
- При солнышке – тепло, при матери – …… (добро).
- Кто спортом занимается, тот силы ………. (набирается)
- Нет милей дружка, чем родная ….. (матушка).
- Чистота – залог ………. (здоровья).
- Вся семья вместе – и душа ………. (на месте).

2-й ведущий: Вот какие молодцы наши взрослые, а сейчас давайте поиграем.

ИГРА: «СОБЕРИ КЛУБКИ НИТОК ПО ЦВЕТУ»

1-й ведущий: Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.
Дети:

В семье, как в солнце, много света,
Улыбок много и добра,
Пусть непроста дорога эта,
Зато надёжна и светла.

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.
Чистить зубы, умываться,

Закаляться

И почаще улыбаться.
2-й ведущий:

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
1-й ведущий: Пусть будут крепкими, дружными, здоровыми наши семьи.
2-й ведущий: А сейчас мы приглашаем вас на чаепитие.

ЧАЕПИТИЕ

Приложение

Видеозапись открытого занятия

Спонсоры конкурса:

Цель проекта:

Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Задачи:

  1. Совершенствовать качество работы детского сада по взаимодействию с родителями.
  2. Формировать у детей представление о семье, нравственное отношение к семейным традициям, показать ценность семьи для каждого человека, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
  3. Развивать творческие способности детей и родителей в процессе совместной деятельности.
  4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание проявлять заботу о родных людях.

Возраст участников: дети 4-6 лет.

Тип проекта: долгосрочный

Продолжительность: 2016 - 2017

Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы 4-6 лет, родители.

Формы реализации проекта:

  1. Анкетирование детей.
  2. Консультация
  3. Создание альбома «Тайна имени» .
  4. Выставка детских рисунков «Моя семья» .
  5. Выставка поделок «От скуки на все руки»
  6. Составление древа семьи
  7. Сюжетно - ролевая игра «Семья» , «Больница» , «Магазин» .
  8. Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • Анкетирование детей по проблеме
  • Определение цели и задач
  • Создание необходимых условий для реализации проекта

II этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
  • Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?» .
  • Выставка «Генеалогическое древо семьи» .
  • Создание альбома «Тайна имени» .
  • Выставка детских рисунков «Моя семья» .
  • Совместное изготовление детей и родителей атрибутов к сюжетно - ролевым играм «Семья» , «Больница» , «Магазин» .
  • Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по проблеме.

III этап-заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Обсуждение результатов по реализации проекта на родительском собрании.
  • Презентация проекта «Моя семья» .

Место проведения: МАДОУ № 3 г. Стерлитамака Республики Башкортостан.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Актуальность проекта

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программ дошкольного воспитания включен цикл занятий «Моя семья» . Вместе с тем следует отметить, что объём знаний детей по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое, забываются семейные праздники и традиции.

С целью изучения семьи и привития чувства привязанности к семье и дому, установления контакта с её членами и воспитания любви и уважения к ним, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея реализации проекта «Моя семья» .

«Без прошлого нет будущего»

Основание проекта

Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности.

Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Для детей важно знать, как зовут родителей, как нужен их труд и занятия других членов семьи, называть ближайших родственников и принимать посильное участие в подготовке семейных праздников.

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

В семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами» . Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.

В настоящее время все больше появляется конкуренция между ДОО, у родителей все чаще возникает вопрос: в какой детский сад отдать ребенка? Повысились требования, которые предъявляют Законы РФ, в частности ФГОС ДО, родители, школа - к ДОО. В результате детские сады вынуждены искать пути информирования родителей о том, какую помощь в воспитании и образовании ребенка они могут предоставить. Нам приходится учиться заинтересовывать родителей своих воспитанников, изучать их требования и запросы. Кроме того, даже при условии, что родители стремятся правильно воспитать своего ребенка, они очень часто просто не знают, как это сделать. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «Моя семья» для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

В начале 2016-2017 учебного года, наблюдя за детьми в ходе совместной и непосредственно образовательной деятельности, мы обратили внимание на то, что у детей очень скудные знания о своей семье, о самых близких людях. Из бесед с детьми и проведенного анкетирования поняли, что родители вследствие своей занятости уделяют недостаточное количество времени для общения со своими детьми. Мы решили попытаться изменить эту ситуацию и расширить знания детей о ближнем окружении, научить разбираться в родственных связях, воспитать в детях любовь и уважение к членам семьи, показать ценности семьи для каждого человека. На родительском собрании сообщили о теме проекта, познакомили с планом его реализации.

Особое внимание стали уделять сюжетно-ролевым играм, таким как «Семья» , «Больница» , «Магазин» , «Парикмахерская» использовать различные сюжеты для данных игр, пополнять и обновлять игровой материал. Большую помощь оказали родители, откликнувшись на просьбу изготовить некоторые игрушки своими руками

С целью укрепления детско-родительских отношений были оформлены папки-передвижки с консультациями для родителей на следующие темы: «Влияние родительских установок» , «Как повести выходной день с детьми» , «Отец как воспитатель» , «Роль семьи в физическом воспитании ребенка» , «Семья и семейные ценности» , «Советы родителям» .

Благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас ребенка. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде.

Достигнутые результаты позволят сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были и будут проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная продуктивная и познавательная деятельность детей и родителей, мы получим положительный результат. У детей повысятся знания в вопросах, касающихся своей семьи, родители станут активней участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Мавлютова Айсылу Юрисовна воспитатель

Павлова Ирина Ивановна воспитатель

МАДОУ. детский сад №3 г. Стерлитамак Республика Башкортостан

Актуальность:

Семья - первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Цель : Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитание у детей чувства долга перед семьей. Ознакомление детей со значением слов «герб моей семьи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 комбинированного вида 2 категории города Алейска Алтайского края

Проект

в средней группе «А»

МБДОУ д/с № 10

«Моя семья»

Разработчики: Донских М.Ю.

Шершнева Е.Н.

2015 год

Название проекта: «Моя семья»

Актуальность:

Семья - первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Цель : Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитание у детей чувства долга перед семьей. Ознакомление детей со значением слов «герб моей семьи».

Задачи:

Расширять представления детей о семье;

Обогащать словарный запас терминами родства;

Воспитывать уважительное отношение ко всем членам своей семьи;

Воспитывать уважение к труду взрослых;

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты : Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

Тип проекта : творческий, групповой, семейный.

Участники проекта : дети средней группы, родители, педагогический коллектив.

Срок реализации проекта : среднесрочный.

По количеству участников : коллективный.

По продолжительности : 2 месяца

Реализация проекта по этапам :

Этапы

Название мероприятия

Форма проведения

Участники

1 этап

Подготовительный

Опрос детей: «Что я знаю о семье?»

Рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций, открыток

2 этап

Основной

1. «Моя дружная семья» Рассматривание семейных фото.

2. «Как мы отдыхаем»

3.«Я и моя семья»

4.«Наши имена и фамилия»

5.«Синяя чашка» М, Матвеева

6. «Собери семью вместе»

7. «Семья»

8. «Моя рука - моя семья»

9. Изготовление подарков ко дню «Святого Валентина»

10. «Всей семьей на отдых»

Беседа

Беседа

Занятие

Занятие

ЧХЛ

Дидактическая игра

Сюжетно-ролевая игра

Рисование по шаблону карандашами

Аппликация

Фотовыставка Коллективный отдых

Дети

Воспитатели

Родители

1. «Моя мама лучше всех»

2. «Все работы хороши»

Знакомство с профессией мамы

3. З.Александрова “Посидим в тишине»;

«Мамина работа» Е. Пермяк

4. « Дочки-матери»

5. «Назови, как тебя мама ласково называет?»

6. «Для любимой мамочки испеку два пряничка» - изготовление печенья из солёного теста для игры «Дом»

7.Изготовление подарка для мамы «Фиалка»

8. «Мамины косички»

9. «Портрет моей мамы!»

10.«У моей мамы золотые руки!»

Беседа

Занятие

Заучивание стихотворения

ЧХЛ

Сюжетно-ролевая игра

Дидактическая игра

Лепка

Аппликация

Конструирование

Выставка рисунков

Конкурс: изготовление книжек малышек «Моя мамочка»

Дети

Воспитатели

Родители

1. «Папа может всё, что угодно»

2. «Как мы идем с папой в детский сад»

3. «Все работы хороши» Знакомство с профессией папы

4. «Кому что нужно для работы»

5. Пермяк «Для чего руки нужны»

6. «Папины помощники»

8. «Мой папа-защитник Отечества»

«Роль отца в воспитании детей»

9. «Путь от дома до дет.сада»

Беседа

Беседа

Занятие

Дидактическая игра

ЧХЛ

Сюжетно-ролевая игра

Аппликация

Конкурс рисунков

Консультация для родителей

Составление плана-схемы от дома до детского сада.

Дети

Воспитатели

Родители

1. «Мои брат и сестра»

2. Как можно порадовать младших сестер и братьев

3. «Взрослые и дети»

4. В. Драгунский: «Моя сестренка Ксения», В. Осеева: «Сыновья»

5. «Три медведя»

6. «Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире?».

7. «Мамины помощники»

8. «Мебель для дома»

9. «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».

Беседа

Беседа

Занятие

ЧХЛ

Чтение и драматизация сказки

Словесная игра

Сюжетно-ролевая игра

Строительные игры

Консультация для родителей

1. «Кто они такие бабушка и дедушка»

2. «Бабушкин сундучок»

3. « В гостях у бабушки»

4. Э. Машковская "Про бабушку"

«Старый дед и внучек» Л.Толстой

5.«Маша и медведь»

6. «Родственные отношения»

7. «В гости к бабушки и дедушки»

9. «Заборчик для лошадей»

10. «Мои любимые бабушка и дедушка»

Беседа

Тематическое занятие

Занятие

ЧХЛ

Развлечение: Театрализация по сказкам

Дидактическая игра (Приложение №1)

Сюжетно-ролевая игра

Конструирование

Выставка рисунков

Памятка для бабушек по воспитанию внуков (приложение №2)

Дети

Воспитатели

1. «Что такое генеалогическое древо моей семьи»

2. Герб моей семьи

Составление рассказа на тему:

«Выходной день в моей семье»

3. «Мебель для моей семьи (стол и стулья)» 4. Сказка: «Гуси-лебеди» Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе

5. «Подбери наряд кукле»

6. «Дом»

7. «Тайна моего имени»

8. «Мои добрые поступки».

9.«Дом, в котором я живу!»

10. «Генеалогическое древо семьи»

«Герб нашей семьи!»

Беседа

Беседа

Занятие

Лепка

ЧХЛ

Дидактическая игра

Сюжетно-ролевая игра

Папка-передвижка

Стенд

Выставка рисунков

Выставка древо семьи

Семейный конкурс

Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

Дети

Воспитатели

Родители

3 этап

Заключительный

Рассказ детей о гербе семьи и о генеалогическом древе

«Я - моя семья»

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и на личном сайте

Оформление семейного альбома

Родительское собрание

Презентация

Дети

Воспитатели

Родители

* «Моя рука - моя семья» Рисование по шаблону карандашами

  • Изготовление подарков ко дню «Святого Валентина»

* «Всей семьей на отдых» Фотовыставка Коллективный отдых

* «Фиалка» Изготовление подарка для мамы

* «Портрет моей мамы!» Выставка рисунков

* «У моей мамы золотые руки!» Конкурс: изготовление книжки- малышки «Моя мамочка»

* «Роль отца в воспитании детей» Консультация для родителей

* «Мой папа-защитник Отечества» Конкурс рисунков

* «Путь от дома до детского сада» Составление плана-схемы от дома до детского сада.

* «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной» Консультация для родителей

* «Мои любимые бабушка и дедушка» Выставка рисунков

* «Тайна моего имени» Папка-передвижка

* «Дом, в котором я живу!» Выставка рисунков

* «Генеалогическое древо семьи» Выставка древо семьи

* «Герб нашей семьи!» Семейный конкурс

* «Что такое генеалогическое древо?» Консультация для родителей

Используемая литература:

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. По программе М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой «Развернутое перспективное планирование средней группы»

5. О.Н.Козак «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»

6. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

7. По программе М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой «Комплексные занятия 2 младшая группа»

8. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс», 2008.

9. Хрестоматия для чтения М., «Просвещение»

Приложение 1


Дидактическая игра: «Родственные отношения»


Дидактическая задача – разложить картинки по возрасту ее персонажей (дочка, старший брат, мама, папа, бабушка, дедушка, прадедушка, прабабушка)
Методические рекомендации. Целесообразно предварительно договориться, что в семье папа чаще бывает хотя бы ненамного старше мамы.

Приложение 2

Памятка для бабушек по воспитанию внуков

Слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.

Помогайте всем, чем только можно деньги-наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.

Интересуйтесь друзьями, подругами своих внуков попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.

Выполняйте свои обещания, не откладывая их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.

Помните: главные воспитатели-родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.

Обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.

Умейте планировать радость, помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.