Настольные игры весело и красочно разнообразят досуг каждой семьи. Не спешите покупать игры в магазинах, а попробуйте сделать их своими руками, это поможет Вам создать особый стиль игры. В этой статье мы рассмотрим: как сделать настольные игры своими руками.

Все знают эту игру со школьной скамьи. Однако Вы думали, что для неё нужна ручка и листик, а ведь её можно сделать из дерева, ткани, магнитов, камней, пуговиц и других фигурок. Просто пофантазируйте и создайте игровое поле, например, на холодильнике либо кусочки ткани в форме сердца.

Кругосветное путешествие игра-ходилка

В этой игре может участвовать от 2х до 6ти человек. Вам понадобится «карта», кубик и фишки. Каждый игрок подкидывает цифровой кубик в свою очередь, ему выпадает число и он делает нужное количество шагов по карте. Побеждает тот, который доберётся до финиша первый, а загвоздка в том, что на карте попадаются числа, которые возвращают игрока на несколько шагов назад, либо продвигают его вперёд.

Основной процесс заключается в создании карты. Разложите 8 листов формата А4 в 2 ряда, оставьте промежутки по пол сантиметра, чтобы в дальнейшем можно было сложить карту. Поставьте груз на каждый лист, чтобы он не сдвинулся, затем склейте скотчем листы вдоль каждого ряда. Нарисуйте карандашом маршрут ходов и расположите остановки, например (1-60 или 1-90), между каждой остановкой делайте расстояние 2-3 см. Отметьте бонусные и штрафные шаги, направление укажите стрелочками. Заполните рисунками пустые места на карте. Цифровой кубик можно приобрести в канцелярском магазине либо сделать из картона. В качестве фишек используйте маленькие игрушки киндер сюрприза, пуговицы, маленькие печеньки…

Можно создать географический пазл для изучения страны. Купите либо распечатайте контурную карту, раскрасьте каждую область отдельным цветом (в придачу можно обозначить подсказки — море, горы, достопримечательности…), затем приклейте карту на плотный лист картона, разрежьте на квадраты или другие фигурки.

Также очень просто можно создать другой пазл. Насобирайте 7-10 палочек от мороженого и вырежьте подходящую картинку из журнала либо нарисуйте сами. Расположите палочки на ровной поверхности рядом друг с другом, наклейте картину, подождите пока клей высохнет и разрежьте палочки. С обратной стороны каждой палочки прикрепите липучку, чтобы в дальнейшем прикрепить пазл на фетр.

Другое название игры звучит – «скажи иначе». Суть проста: играют от 4х до 16ти человек. Участники делятся на команды. В команде могут быть 2,3,4 человека. Один из них вытаскивает карточку, на которой написано 8-10 слов, каждое слово нужно объяснить другими словами, можно использовать звуки (например: гав-гав, мяу…) нельзя показывать и употреблять однокоренные слова. На 1 карточку даётся 1 минута, нужно быстро отгадать как можно больше слов. Можно сделать карточки-дополнения на которых будут написаны эмоции или указания. Во время объяснения человек должен быть радостным, либо наоборот грустным, а команда дополнительно должна отгадать эмоцию и действие которое делает объясняющий. Выигрывает та команда, у которой больше всего отгаданных слов. Эта игра превосходно развивает логическое мышление и увеличивает словарный запас.

Вырежьте из картона карточки и красиво напишите обще употребляемые слова, например: суп, лёд, мартышка, враг, сладкий, фотография…Должно быть минимум 30 карточек, на которых написано по 10 слов. Слова не должны повторятся.

Можно создать игровое поле для алиас. На нём обозначьте шаги и сделайте фишки. Принцип создания описан в игре кругосветное путешествие. Однако можно играть и без поля, просто назначьте судью, который будет считать очки и засекать время.

Это очень забавная игра, в которой участвуют 2 человека. На край фасолинки нажимаю монеткой и она подпрыгивает как блошка. Основная задача попасть блошкой в ворота противника, тогда Вам засчитывается очко и блошка убирается с поля. Если блошка попадает на своё поле можно её забрать и в следующий раз ею воспользоваться, если блошка попадает на поле противника – очко не зачитывается и она просто остаётся лежать до следующего хода. Если блошка попадает в свои ворота – очко засчитывается противнику. Игра ведётся до тех пор пока у кого-то не закончатся блошки.

Чтобы сделать игровое поле возьмите коробку от конфет, цветную бумагу и плотную ткань. Обклейте цветной бумагой внутреннюю сторону коробки, сделайте бортики из ткани, чтобы блошки не улетали. В качестве блошек возьмите фасолинки и не забудьте про крупные монетки.

В этой игре участвуют от 2х до 10ти человек. Изготавливается 16 карточек. На каждых двух карточках находятся одинаковые изображения. Один человек раскладывает карточки квадратом в хаотичном порядке рисунком вверх, в это же время человек который будет играть стоит спиной. Он поворачивается ровно на 5 секунд и пытается запомнить изображения. Его отворачивают и переворачивают карточки на другую сторону. Теперь он должен переворачивать карточки и находить пары в течение минуты. Выигрывает тот человек, который отгадал самое большое количество пар с одинаковыми рисунками. Карточки можно сделать из картона и нарисовать любые рисунки.

Для создания этой игры вам понадобится картонная коробка от конфет, коктейльные трубочки и маленький шарик, можно использовать бусинку. Продумайте и нарисуйте лабиринт. Приклейте коктейльные трубочки. Положите шарик и начинайте игру.

В качестве шашек можно использовать крышки, пуговки, сшитые кружочки ткани, различные фигурки и даже пластилин. Фантазируйте и удивляйте всех своей креативностью!

Создайте оригинальные шахматы, которые будут не ходить, а прыгать. Сделайте 16 белых и 16 чёрных прыгающих лягушек и нарисуйте звания. Подробный мастер-класс как сделать прыгающую лягушку из бумаги, описан

Для домино создайте 28 фишек, их можно сделать раскрасив камушки, палочки от мороженого, сшить из фетра…

Схема фишек

Домино из камушков

Домино из фетра

Домино из палочек от мороженого

Создавая эту игру своими руками можно использовать свой город – так будет интереснее. Продумайте цвета районов, распечатайте почти «настоящие» деньги и придумайте реалистичные задания, например: оплатить коммунальные счета. Создайте свой увлекательный оригинал игры.

Почти каждый знает эту захватывающую психологическую игру. Она прекрасно подойдёт для большой компании. Сделайте карточки, нарисовав их своими руками, либо просто распечатайте из интернета, затем разрежьте их.

Такую захватывающую игру можно сделать из одинаковых пуговиц, крышечек, шашек и даже M&M’s. Как в неё играть и почему она такая увлекательная смотрите в этом видео!

Чтобы создать оригинальную и качественную игру, продумайте дизайн, материалы, размеры игры. Обратите особое внимание на увлечения и хобби игроков, может именно это станет основой для создания шедевра. Настольная игра станет замечательным подарком и поводом проводить досуг вместе со своими близкими.

Как сделать увлекательную игру «Ракедр» смотрите в этом видео!

Алла Мельникова

Материал подготовила:

Ерошова Татьяна Михайловна

воспитатель второй младшей группы.

д/с " Светлячок".

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического развития детей, зависит. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Сенсорное воспитание - целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить. Чтобы ребенок хорошо говорил, нужно развивать его ручки!

Цвет оказывает на ребенка огромное эмоциональное воздействие. В процессе игры дети учатся решать простые умственные задачи, такие как: поставить рядом два предмета одинакового цвета, сравнить их, сгруппировать предметы одинакового цвета, правильно назвать цвет. Работая над сенсорным развитием ребенка, изготовила разнообразный дидактический материал.

Я работаю с детьми 3-4 лет. В этом возрасте основной задачей ознакомления малышей со свойствами предметов, является обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для 2-ой младшей группы, сделанные своими руками. Все игры довольно просты в изготовлении, имеют не затратные расходные материалы. Их можно использовать как в образовательной деятельности, так и в свободное время. Дети с большим интересом и увлечением играют в них.

Д/и «Игры с бельевыми прищепками»

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение различать и объединять предметы по признаку и цвету. Развивать речь детей.

Для данной игры необходимо подготовить фигурки (я нашла в интернете, из различных обложек распечатала и заламинировала, и конечно, сами прищепки. Обычные бельевые пластиковые разноцветные прищепки. Будет лучше, если цвета будут более «настоящие» (т. е. именно синий, именно желтый


Д/и «Подбери чашки к блюдцам»

Цель: Развивать умение детей различать цвета и использовать название цветов в

речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Для этой игры нужно вырезать из цветного картона (лучше использовать основные цвета) «чашечки» и «блюдца». Детям необходимо в соответствии со цветом собрать чайную пару.



Д/и «Укрась бабочку»,

Цель: Развивать умение детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре – круг, о понятиях «один-много, «большой-маленький». Развивать мелкую моторику рук, внимание.



Д/и «Заплатка на варежку»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг,квадрат,прямоугольник,треугольник, цвете. Развивать мелкую моторику рук,внимание.



Д/и «С какого дерева лист?»

Цель: Развивать умение детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.



Игра-шнуровка.

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику И мелкую моторику!




Д/и «Рисование на песке.

Цель . Вызвать интерес к нетрадиционным способам рисования. Учить работать с материалом. Развивать чувство формы, цвета, ритма, композиции.

Формировать у детей изобразительные умения и творческие способности Развивать уверенность в своих силах. Развивать мелкую моторику рук. Получать удовольствие во время работы.




Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом развивается способность к суждению, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях.

Публикации по теме:

Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет своими руками. Сенсорное развитие ребенка - это правильное и своевременное формирование.

Дидактические игры с прищепками своими руками.

Хочу познакомить Вас с имеющимся у нас наглядным и дидактическим материалом, изготовленным совместно с детьми и родителями. Дидактические.

Дидактическая игра "Лото" Цели:Совершенствование знания чисел в пределах 20,обозначение их цифрами; развитие внимания,памяти. Ход игры:В.

Разноцветные шнурки, пробки от пластиковых бутылок- замечательный материал для изготовления игр по сенсорике. Я хочу предложить вашему вниманию развивающую игру «Чудо-бусы! » Решила сделать интересную, яркую, красочную игру для детей своими руками. Красный поднос, пробки от бутылок- это бросовый материал, и я решила дать вторую жизнь этим ненужным вещичкам, сделав из них необычную игру.

Сделала несколько отверстий в подносе, вставила четыре крышки и закрепила на дно подноса- получились ножки. Взяла пять разноцветных шнурков, закрепив их на подносе крышками, чтоб шнурки не падали, и всегда были на подносе. Просверлила дырочки в крышках от бутылок, дала цветные шнурки, предложила ребёнку нанизывать пробочки на цветной шнур, как бусы. Игра увлекательная и занимательная. Игра готова! Посмотрите, что у меня получилось!

Образовательная область: Познание. Возраст: 3-5 лет

Форма работы: индивидуальная.

Цель игры: закрепить знания цвета. Учить детей нанизывать пробки (бусинки) определённого цвета на шнур, чередовать бусинки по цвету.

Задачи: воспитывать усидчивость, целеустремленность, развивать речевую активность, мелкую моторику пальцев рук, внимание, логическое мышление.

Ход игры:

Игра может проводится в различных вариантах:

1-вариант- «Нанизывание бусинок»-воспитатель просит нанизывать на шнурок, например-бусинки красного цвета, синего цвета, и т. д.

2-вариант- «Найди лишнюю бусинку»- воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть бусинки на шнурке и определить, какая бусинка не такая, как все (отличается по цвету) .Затем, просит исправить ошибку.

3-вариант – «Чередование бусинок по цвету» - воспитатель предлагает нанизывать бусинки, чередуя по цвету.

4-вариант- Еще можно нанизывать на шнурок разные бусинки или крупные пуговицы, нанизывать макаронины. (Макароны можно раскрасить детям разноцветными фломастерами). Вот готовы бусы для куклы.

«Чудо-бусы! »

Что за чудо у меня –это умная игра.

Бусы, бусы на все вкусы!

Замечательные бусы.

Я их собирала целых день одна.

Разноцветные: яркие, зелёные и красные.

Бусинку за бусинкой соберу на нитку.

Беленькую с красненькой,

Синенькую с жёлтенькой,

Яркую, зеленую на шнур я собрала.

Ох, какая красота! Получилась у меня.

Бусы, бусы на все вкусы!

Красиво очень, посмотрите!

Дидактическое пособие: сухой бассейн из разноцветных пробок «Разноцветные бусы» для детей среднего дошкольного возраста.


Актуальность

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи.

Мною было создано из бросового материала многофункциональное дидактическое пособие «Разноцветные бусы».

Процесс изготовления пособия:

1. Приготовить шнурки (от 15- 25 см.) желательно разноцветные.

2. Взять цветные маленькие крышки от пластиковых бутылок, чтобы они были одинаковыми по размеру, но по цвету разноцветными.

3. Найти картинки по разным лексическим темам, приклеить их на верх крышек на двухсторонний скотч или клей ПВА.

Цель:

развитие мелкой моторики пальцев рук, умения подбирать предметные картинки по лексическим темам («Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Игрушки», и мн. др.

Ход игры: Детям предложена возможность и поиграть пальчиками и выполнить умственные задания на классификацию предметов, нанизывая на шнуровки выбранную ребёнком тему или заданную воспитателем (н-р: посуда) .

Воспитатель предлагает детям рассмотреть разноцветные шнуровки и крышки, и напомнить правила игры, как правильно с ними действовать, выполнять задания. Дети самостоятельно выбирают шнурок понравившегося цвета, достают из короба крышки, (на которых изображена картинка) и отбирают на свою шнуровку только те, которые соответствуют заданной воспитателем лексической теме. Н – р: («Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Игрушки», и мн. др.

Чтобы сделать дидактическое пособие: сухой бассейн из разноцветных пробок «Разноцветные бусы» понадобится:

Плотный картон

Подходящая картинка

Цветные крышки

Шило

Геометрическая линейка, карандаш

Двусторонний скотч или клей ПВА

Шнурки разноцветные

Ножницы

Разноцветные шнурки, цветные пробки от пластиковых бутылок - замечательный материал для изготовления пособий по сенсорике. Проделать в пробках дырочки - и предложить ребёнку нанизывать их на шнурок, как бусы, при этом продумывать несложные задания. И полезно, и занимательно.

Дидактическое пособие «Цветные коврики для игр с пробками» для детей младшего дошкольного возраста

Описание материала: пособие изготовлено с целью развития у детей мелкой моторики рук и сенсорного развития. Можно использовать для индивидуальной работы и групповых занятий с детьми. Пособие мобильно и многофункционально. Основа пособия одна, а съёмных ковриков несколько. Коврики можно хранить в отдельной коробке, а можно хранить на основе пособия, как колечки пирамидки.

Игры для детей своими руками делаются очень просто из подручных средств. Представленные идеи помогут развитию малышей и более взрослых ребят.

Развивающие игры для детей 2–3 лет

В этом возрасте важно тренировать мелкую моторику, для этого прекрасно подойдут следующие картинки со шнуровками:

  1. солнышко;
  2. туча;
  3. цветок;
  4. машинка.


Чтобы смастерить для детей поделки такого формата, вам понадобятся:
  • белый и разноцветный пластик;
  • шило или саморезы;
  • ножницы;
  • леска;
  • желтый шнурок.

Если у вас нет листов пластика, возьмите белый от старого пластикового ведра. Мелкие детали делаются из цветных емкостей из того же материала. Если у вас ничего из этого нет, используйте картон.


Для первой игры для детей своими руками или, попросив кого-нибудь, вам нужно вырезать из белого пластика квадрат, скруглив ножницами его углы. Из желтого сделайте круг, прикрепите его к основному листу при помощи лески. Для этого проделайте отверстия шилом, а затем прошейте прозрачным шнуром.

Вырежьте из цветного пластика цветочки, прикрепите их таким же образом. Чтобы сделать лучи солнца, отверстия должны быть побольше. Их вы проделаете при помощи нагретого самореза, который будете держать за шляпку плоскогубцами.

Когда отверстия остынут, дайте шнурок ребенку, покажите, как его вплетать, чтобы получились лучи. Малышу понравятся такие развивающие игры для детей. Вторая основана на этом же принципе. Только для нее, помимо белого, нужен голубой пластик. Из него вы вырежете тучу и также леской прикрепите ее.

Интересны и другие развивающие игры для малышей.


Чтобы сделать такой цветок, понадобятся:
  • пустые пузырьки из-под шампуня;
  • шило;
  • ножницы;
  • шнурок;
  • картон.
Из пузырьков из-под шампуня вырежьте заготовки. Обложите лепестками из этого материала сердцевину цветка, проделайте шилом отверстия, которые будут проходить через оба элемента. Ребенок сможет заплетать шнур и тем самым развивать мелкую моторику.


Такая машинка наверняка понравится мальчикам. Чтобы сделать ее, укрупните изображение, перенесите его на лист пластика, обрисуйте и вырежьте. Колеса изготовьте из белой пластиковой бутылки из-под молока. Проделайте шилом отверстия, начните вплетать шнурок, пусть ребенок продолжит это интересное занятие.

Можно порекомендовать и другие игры для малышей 2 лет. Они основаны на этом же принципе изготовления, но игрушки получаются объемными. Возьмите крышку из-под кетчупа, проделайте в ней отверстие горячим гвоздем или сверлом дрели. Капните в него клея, поставьте фломастер, верхнюю часть которого нужно предварительно раздвоить острым ножом. В эту расщелину прикрепите шляпку мухомора. Ее вырезают из красной бутылки из-под кетчупа. Белые кружочки можно сделать из светлой молочной бутылки или взять пуговицы такого цвета.

Проделав шилом отверстия в красном пластике, приложите на эту шляпку гриба белые элементы, скрепите шнуровкой.

Увлекательные игры для детей 3–7 лет

Устройте компании ребятишек веселое развлечение. Можно поиграть в «Рыбалку» и семьей. Ее легко сделать своими руками. Эта детская игра не только веселое, но и полезное занятие, которое помогает развитию мелкой моторики, координации, укреплению мышц рук.

Вот из каких материалов можно сделать своими руками рыбок. Из:

  • ткани;
  • фетра;
  • пластика;
  • плотного картона.
Для творчества понадобятся и вспомогательные материалы:
  • фетр контрастного цвета;
  • готовые глазки или бусинки для глаз;
  • для удилища - деревянная палочка;
  • канцелярские скрепки;
  • магнит;
  • веревка.

Если вы хотите, чтобы фигурки получились объемными и красочными, тогда возьмите цветную ткань, вырежьте по 2 заготовки для каждой рыбки. Сшейте их попарно, набейте синтепоном.


Если вы хотите сшить своими руками рыбок из фетра, тогда сначала сделайте заготовки из бумаги, приложите их к этой плотной ткани, обрисуйте и вырежьте. Таким образом вы смастерите рыбок и из других материалов, например, из пластика. Теперь нужно прикрепить к каждой по 2 глаза. Для этого сначала приклеивается кружок из фетра, а на него бусина. В нос этих обитателей морских глубин нужно вдеть по скрепке. Именно эти металлические детали помогут примагничиваться к ним удочке.

Ее мастерим следующим образом. Чтобы сделать удочку, привяжите на один конец деревянной палочки веревку. Чтобы она крепко держалась, можно сделать в этом месте ножом выемку по кругу, а затем уже намотать сюда бечевку, на край которой нужно привязать магнит, и игра для детей, своими рукам созданная, готова.

Как сделать пальчиковый театр?

Вот еще одно развлечение, которое сделает любой праздник веселым и разнообразит досуг. Пальчиковый театр позволит разыграть любую сказку, причем один человек может исполнять несколько ролей.

Быть может, ваш ребенок прирожденный актер. Тогда он будет, изменяя свой голос, его интонацию, говорить за разных героев действа.


Одна из самых популярных героинь русских народных сказок Машенька. Сшейте ее вместе с дочкой, после чего та сможет попробовать себя в интересной роли. Для создания этой героини игры для детей, вам понадобится:
  • фетр разных цветов для: тела, сарафана, отделки, косынки;
  • веревка или пряжа;
  • ленты;
  • 2 бусины для глаз;
  • нитки;
  • ножницы;
  • иголка.


Глядя на следующие фото, вы узнаете, как сшить сарафан. Но сначала его нужно выкроить. Необходимы 2 похожие детали, отличающиеся только вырезами горловины. На спинке он меньше, чем спереди.


На фото сарафан выкроен из желтого фетра, тело куклы из оранжевого, а оборка сарафана, карманы и косынка из красного.

Обратите внимание, что платок куклы состоит из двух деталей: передней части с вырезанным круглым отверстием для лица и затылочной детали.


Начинаем шить сарафан. Приложите к его передней детали карман, пришейте его нитками. Светлые станут интересным элементом отделки. Таким же образом нужно пришить второй карман. Оборку сарафана положите на его изнанку, стачайте с низом полочки и спинки.


Продолжаем шить куклу Машу. Положите полочку на переднюю часть тела, стачайте обе детали вместе по горловине, пройме. Сверните нить так, как на фото, опустив ее на лицо куклы. Сверху положите переднюю деталь платка, стачайте ее с головой по внутреннему кругу.


Подрежьте челку из нитей, пришейте глаза. В нос превратятся 2 стежка белых ниток, рот оформите красными.


Будем шить куклу своими руками или с привлечением детей дальше. Вденьте нить в иголку с толстым ушком, сделайте стежок на затылочной части, затем таким же образом прикрепите еще несколько ее фрагментов с одной и другой стороны затылка. У вас должно получиться 4 пряди косы, 2 центральные соедините между собой.


Добавив ленты, начинайте плести косу. Дойдя почти до конца, завяжите красивый бант. Пришейте или приклейте к голове затылочную деталь платка.


Теперь соедините заднюю и переднюю половинки куклы, сшейте их по бокам со всех сторон, за исключением низа.


Продублируйте наружным швом косынку, после чего главная героиня пальчиковой игры для детей готова.

Так кукла будет выглядеть сзади:


По такому же принципу вы можете сшить и других персонажей сказки:
  • медведя;
  • зайца;
  • колобка;
  • гриб.
Пусть ребенок, надев эти мягкие игрушки на пальцы, придумает новый интересный сюжет. Тем самым, развивая свою речь, словарный запас, воображение, мышление.

Домашние развлечения для всей семьи

Детям очень нравится, когда вместе с ними играют взрослые. Если ребенок болеет или на улице плохая погода и не хочется идти гулять, проведите это время за совместными развлечениями. Существует множество спокойных игр, ведь если детям нездоровится, активные шумные забавы в это время им противопоказаны.

Научите любимых чад старинному развлечению, которое называется «Блошки». Такие игры своими руками делаются, буквально, из ничего. Ведь у каждого дома есть пуговицы, а картонную коробку можно достать, вынув из нее пару обуви. У такой нужно обрезать бортики, чтобы они стали высотой 5 см. Подойдет и коробка из-под конфет.

Фломастером или ручкой нарисуйте разметку внутри тары. Она будет напоминать футбольное поле. В центре начертите круг, по бокам - напротив друг друга, двое ворот. Можно сначала оклеить цветной бумагой двух окрасов половинки поля, чтобы знать, на чью заскочит «блошка».

Если вы делаете развлечение для детей на даче, тогда можете вырезать «блошек» из дерева. Лучше всего для этого подойдет липа. Сточите края кружков, тогда у вас получатся такие элементы забавы, которые делали в старину.


Для игры, своими руками сделанной, вы можете использовать следующие атрибуты:
  • кружочки из дерева;
  • пуговицы;
  • монеты;
  • фасолины.
Последние очень забавно «прыгают», если нажимать на их края монетами. Берите фасоль двух цветов - для каждого соревнующегося свой.

Правила игры можно придумывать прямо на ходу. Например, чья блоха выше и дальше прыгнет или какая окажется в воротах или на половине соперника. При этом нужно ударить ее своей «блошкой», кинув ту сверху.

Также можно соревноваться в меткости. Каждому игроку выдается одинаковое количество «блошек». Нужно попасть своими в ворота соперника. Если «блошка» осталась на игровом поле своего цвета, хозяин атрибута забирает ее и использует в дальнейшем. А если она не попала в ворота и осталась на поле соперника, тот забирает ее себе.

У кого в конце игры окажется больше таких трофеев, тот и выиграл.

Если вы хотите сделать быстро еще одну игру для детей, тогда вам подойдут «крестики-нолики». Поле рисуется на бумаге, а фишки изготовляют из бутылочных крышек. Сверху на некоторых нужно нарисовать крестики, а на других - нолики.


Когда будет ваш ход, поставьте на поле крышку подходящего рисунка, а затем соперник поставит свою. Можно изготовить фишки не из крышек, а из мягкого материала. Для таких вам нужно приготовить:
  • ткань;
  • ленты;
  • нитки с иголкой или клей.

Лучше использовать плотную ткань, которая станет держать форму и не будет махриться. Если она тонкая, вырежьте по 2 квадрата и сшейте их попарно.


К лицевой стороне тканевых квадратов пришейте ленты, сложенные крестиком. К другим заготовкам прикрепите кружочки из такой же тесьмы. Их можно или пришить, или приклеить.

Если малыш не дает вам готовить на кухне, требуя внимания, придумайте, чем его занять. Нарисуйте игровое поле на листе, прикрепите его магнитами к холодильнику. Соедините палочки от мороженого крестиком, привязав по магниту. Нолики можно сделать из фетра или другого подходящего материала. Крепятся они таким же образом.

Интеллектуальные игры для детей от 7 лет

Более старших детей можно познакомить с шахматами и шашками. Для доски подойдет простой лист картона. На нем нужно нарисовать вертикальные и горизонтальные полосы, заштриховать, чтобы получились квадраты и нанести условные обозначения.

Если хотите сделать шахматную доску своими руками, чтобы она была большого размера, тогда используйте лист фанеры. Наклейте на него малярный скотч вертикально и горизонтально. Покройте поверхность темной краской. Когда та высохнет, отлепите скотч и посмотрите, какие ровные квадратики получились.


Мастерицы могут сшить поле из плотной ткани темного цвета, на которую пришьют светлые квадратики.

В шашки превращаются обычные бутылочные крышки или плоские пуговицы. Только для одного игрока берутся светлые, для другого - темные.


Атрибуты для шахмат также несложно изготовить. Нарисуйте коней, пешки и т. д. маркером или фломастером на крышке. Можно использовать для этого кружочки бумаги. Нарисовать на ней, а затем приклеить к крышкам.

Также самостоятельно можно изготовить домино. Для этого на камушки или фигурки из соленого теста корректором наносят точки.

При изготовлении домино своими руками, ориентируйтесь на эту схему:


Как вы видите, изготовить игры своими руками очень просто. Для этого используют подручные материалы, которые помогут развитию детей, научат их новому и позволят весело и с пользой провести досуг.

Думаем, вам будет интересно увидеть, как сделать игры для детей, используя оригинальные идеи. Для этого предлагаем ознакомиться со следующими видеоматериалами:

Игра для ребёнка-дошкольника это жизнь, естественный процесс, без которого невозможно полноценное развитие личности. В игре ребёнок учится дружить, проигрывает ситуации из жизни, сочиняет сказки, придумывает интересные истории. Рисуя, ребёнок имеет возможность выразить свои фантазии на бумаге, у него развивается воображение мелкая моторика. Сейчас в магазинах достаточно разнообразных игрушек - умеющих разговаривать, повторяющих слова и предложения, поющих песенки, но эти игрушки носят недостаточно развивающий характер. В то же время дети любят мастерить игры сами, помогая маме. Успех и достоинство развивающих игр, изготовленных "своими руками" в том, что они не трубуют дорогостоящих материалов, их можно сделать из того, что всегда "под руками". А дети очень любят играть в такие игры.

На сегодняшний день в интернете можно найти много игр, развивающих фантазию и воображение, сделанных своими руками. На мой взгляд, удобнее, если подборка таких игр будет собрана в одном месте. Поэтому, готовя статью об авторском дидактическом пособии, изготовленного мной для детей раннего возраста (о нём можно прочитать здесь, и здесь) нашла много игр, развивающих мелкую моторику, фантазию и воображение. Из опыта могу сказать, что детям очень нравятся игры с прищепками, где на какого-нибудь сказочного героя нужно крепить разноцветные прищепки. В игре развивается мелкая моторика и речь.

Все игры взяты из открытых источников в интернете, ссылки представляю.

I. Игрушки-самоделки из бросового материала «Шнуровка»


«Солнышко»
Мой маленький дружочек,
Возьми-ка ты шнурочек.
Видишь желтый круг?
Сделай лучики вокруг.
Солнце улыбается –
Ребятишкам нравится!

Основание панно вырезано из крышки пластикового ведра. Вырезаем кружок из емкости желтого цвета (предварительно весь материал из пластика тщательно моется) и прикрепляем леской к основанию. Карандашом рисуем лучики. Нагретым острым предметом или шилом делаем отверстие в нужных местах. Чтобы дырочки получались ровными, прокручиваем их с помощью ножниц.


Процесс работы аналогичный.
Стежок за стежком –
Голубеньким шнурком.
Вот и дождичек полил,
А ребят не намочил.


Способ изготовления аналогичный поделкам.
Что же делать? Вот вопрос.
У машины нет колес!
Их приделаем легко
И поедем далеко!


На яблоне румяные
Яблоки висят.
Пусть и несъедобные –
Но радость для ребят!

«Отгадай на ощупь геометрическую фигуру»

Описание:
На цветной картон пришиваются пуговицы в форме геометрических фигур.
Возраст детей: 3-7 лет.
Цели и задачи: Развивать мелкую моторику рук.

Учить узнавать и называть геометрические фигуры: 2 младшая и средняя группы– круг, квадрат, треугольник; старшая и подготовительная к школе группы – круг, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник
Варианты заданий:
Отгадай на ощупь и назови.

Отгадай на ощупь, назови геометрическую фигуру и предмет такой же формы.
Применение:
как часть занятия;
во время индивидуальной работы с детьми;
во время самостоятельной деятельности детей;
задание для досуга.

«Отгадай на ощупь цифру»

Описание:
На цветной картон пришиваются пуговицы в форме цифры от 1 до 20.
Для каждой карточки шьется чехол, в который легко вставить и вытащить карточку. Чехол должен быть не прозрачный.
Возраст детей: 5-7 лет.
Цели и задачи:
Развивать мелкую моторику рук.

Учить узнавать и называть цифры: старшая группа – в пределах 10, подготовительная к школе группа – в пределах 20.
Варианты заданий:
Отгадай на ощупь и назови.
Отгадай на ощупь и найди пару.
Отгадай на ощупь, выполни столько действий, сколько обозначает данная цифра.
Применение:
как часть занятия
во время индивидуальной работы с детьми
во время самостоятельной деятельности детей
задание для досуга.

Цель игры:
Развитие умения узнавать и называть цвета,
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры:
Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.

Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.

Игры для развития мелкой моторики

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:


1. Скручивание лент.

3. Откручивание и закручивание крышек.

Игры с пуговицами

В игры с пуговицами можно поиграть, чтобы не только развивать моторику, но еще логику и мышление, а так же цветовое восприятие, формирования понятий величины предметов (большой - маленький), творческое воображение.
Совместная игра детей и родителей позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Так как именно в дошкольном возрасте у взрослого есть уникальная возможность стать значимым для своего ребенка, стать тем человеком, к которому, став взрослым (особенно в подростковом возрасте), ребенок сможет обратиться за поддержкой.

Не затягивайте игру. Когда вы замечаете, что интерес и внимание малыша начинает угасать, скажите ему, что сегодня он просто молодец и уберите пуговицы. Таким образом, ребенку игра не надоест и с ней не будут связаны только позитивные эмоции.

1. Пуговичная копилка

Вам потребуются: банка из-под кофе или какао с пластмассовой завинчивающейся крышкой, пуговицы (они могут быть разного цвета и размера, в зависимости от того, какие задачи вы поставите: будь то закрепление представления о размере, цвете или обучение счету).
На крышке сделайте прорезь ножом (по принципу копилки). Покажите ребенку, как можно проталкивать в прорезь пуговицы. После того как все пуговицы окажутся в банке, попросите малыша открутить крышку и достать пуговицы. Игру можно начинать сначала!
Необычное нанизывание
Вам потребуются: плоские пуговицы разных цветов и размеров, пластилин, зубочистки.
Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку (вы можете предварительно отрезать острые кончики зубочисток). Покажите ребенку, как можно нанизывать пуговицы на необычный стерженек. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов. Вы можете воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них. Кстати, не все пуговицы возможно нанизать на зубочистку, так как диаметр дырочек на пуговицах не всегда соответствующий. Поэтому либо вы предварительно отбираете подходящие пуговки для этой игры, либо вы предоставляете ребенку возможность убедиться в несоответствии на собственном опыте и сделать свои выводы. Играя с ребенком постарше, вы можете просить его заранее высказать мнение по поводу того, наденется данная пуговка на такой стержень или нет, развивая тем самым его глазомер.

2. Картинки из пуговиц

Для развития творческих способностей и образного мышления малыша вы можете предложить ему выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка.

3. «С пальца на палец»


Первый игрок кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами пользоваться нельзя.

4.«Пуговичный футбол»


Для этой игры понадобится 7 пуговиц.
Выбирают игровое поле, например, ковер. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра.
Оставшиеся три пуговицы - это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу. Причем бить можно только по той пуговице, которая находится между двух других.
По воротам игроки бьют по очереди.

5. В рассыпную


На ковер или стол выкладывают нечетное количество пуговиц. Чем больше игроков, тем больше пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков.
По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы.
Тот, кто соберет пуговиц больше всех - победил.

Игроки встают у ограничительной линии, у каждого в руке по одинаковой пуговице. На счет раз-два-три, игроки стараются положить как можно дальше от себя пуговицу. Можно наклоняться вперед, вытягивать руки. Но нельзя сходить с места, кидать пуговицу.
Тот, кто упадет на пол - выбывает из игры. А тот, кто положит пуговицу дальше всех - выиграл.

7. Больше-меньше


Для этой игры чем больше пуговиц будет, тем лучше. Главное, чтобы все они были разного размера и среди них одна сама большая и самая маленькая.

Ведущий говорит:
- ищем самую большую пуговицу, - и высыпает все пуговицы из коробки на стол.
Игроки сидят вокруг стола и, не мешая друг другу, ищут пуговицу. Тот, кто нашел, кладет ее рядом с собой.
Ведущий собирает все пуговицы в коробку и дает следующее задание:
- ищем самую маленькую пуговицу
И так далее. Задания могут быть примерно такими:
- ищем пуговицу в тремя дырочками
- ищем треугольную пуговицу
- ищем самую большую красную пуговицу
Главное, после каждого раунда собирать все пуговицы в коробку (чтобы никто из участников не мог подсмотреть заранее).
Игра продолжается, пока не надоест. В итоге смотрят, кто набрал больше всего выигрышных пуговиц. Тот и победитель.

8. Пирамида
Чтобы выиграть в этой игре нужно быть очень аккуратным. Задача игроков - построить пирамиду из пуговиц.
Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть.
Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.

9. Ловкачи
Все игроки выстраиваются на одной линии. Каждому выдают по одной пуговице. Игроки вытягивают левую ногу вперед и делают носочек «утюжком», таким образом, чтобы можно было положить на него пуговицу. По команде ведущего все игроки начинают скакать на правой ноге вперед. Нужно доскакать до финиша (условленной черты) не уронив пуговицу.

10. Шнуровка

Каждому игроку выдается нитка (около 40 см) и по пять пуговиц с четырьмя дырочками каждая. Задача каждого игрока - нанизать на нитку все пуговицы таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки.
Ведущий хлопает в ладоши и игра начинается. Побеждает тот, кто первым выполнил задание


Эта игра поможет развить внимание, память.
Для нее необходимы две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых). Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.

12. "Подбери дереву листья"
Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года).

Благодарю педагога-психолога МБДОУ ДС №151 г. Челябинска Решетову Алёну Валерьевну за предоставленные материалы.