Людмила Верченко

В декабре в нашем детском саду прошел смотр -конкурс "Лучший психологический уголок в группе ".

Основной целью этого конкурса было создание условий для сохранения психологического здоровья детей . В смотре конкурса принимали участие все группы . В моей группе была организована отдельная зона для этого. Это в спальне, где никто не будет мешать. Я поставила там палатку, в палатку пошила большую подушку. Это была зона «уединения» . Рядом я поставила столик, где дети могут спокойно посидеть поиграть в игры «Эмоции» .

Дети сразу оценили мои старания.

Им очень понравились «мирилки» , которые я сделала сама.


Одна «мирилка» была выполнена из коробочки, а другая вязаная

Коробочка примирения и вязаная мирилка

"Коробочка примирения»

Цель : Научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Оборудование : Яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.

Ход игры:

Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят друг друга, здороваются и мирятся, произнеся разные стихи-мирилки.

Также сделали подборку самых различных игр : для застенчивых детей, для агрессивных детей Собрали много вариантов мирилок.


"Уголок уединения "


Им очень понравилась сама идея уединения. Действительно, очень сложно в течении практически 10 часов находится в большом коллективе. У всех детей разный характер. некоторым просто необходимо побыть в уединении. Я приготовила классическую музыку, звуки природы, шум моря, журчание ручейка, которые могут успокоить ребёнка.

Также подготовила "волшебный костюм" для застенчивых детей.

" Костюм волшебника"


"Мешочки настроений"


Цель : обучение детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование : два мешочка. Один из светлого материала. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т. д. Второй мешочек из темного материала - мешочек плохого настроения.

Ход игры:

Выяснив, у кого из детей плохое настроение, воспитатель предлагает им воспользоваться мешочками. дети развязывают шнурки, "складывают" свое плохое настроение, злость, обиды в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.

" Подушки настроений"


Для обучения детей бесконфликтному общению я подготовила эмоционально-развивающие игры : "Азбуку настроений", Дидактические игры "Эмоции». И на стенах повесила стенды с настроениями и «Уголок настроений » где ребёнок может определить своё настроение.



И ещё я связала «злую мишень» , чтобы ребёнок мог выплеснуть свою злость и успокоиться


В общем старалась я как могла. И подошла к организации уголка со всем старанием и творчеством, за что и была награждена грамотой.

За что огромное спасибо нашему жюри!

Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого размещают в "Уголок уединения". Что представляет собой такая зона, как ее сделать собственными руками и какими предметами наполнить, мы расскажем в этой статье.

Назначение "Уголка уединения" в детском саду

  • "У кого какое настроение?"
  • "Дорисуй смайлик".
  • "Собери пазл".
  • "Наши эмоции" и другие.

Любимые книги также помогут ребенку справиться с плохим настроением.

Материалы в зоне отдыха следует регулярно обновлять. Но основные элементы рекомендуется оставить без изменения - для того чтобы малыш комфортно чувствовал себя в знакомой обстановке.

Мы поделились идеями о том, как сделать в детском саду "Уголок уединения". Но заметим, что тут строгих рекомендаций нет - педагогу необходимо прислушаться к своим воспитанникам, их пожеланиям, предпочтениям и создать совершенно уникальную зону комфорта, психологической безопасности и хорошего настроения.

В нашем МДОУ в феврале-марте проходил смотр-конкурс «Мое Я в группе». Главной целью которого является совершенствование предметно-развивающей среды группы с точки зрения создания условий для обеспечения эмоционального комфорта воспитанников.

В группах созданы различные уголки, разработаны дидактические пособия, игры. Созданы условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.

Стенд «Мое настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют свое настроение в течение дня).

«Коробочка гнева и раздражения» — темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего» или смяв/порвав листы больших газет);

Игра «Цветопись»

Для снятия эмоционального напряжения, негативных эмоциональных переживаний, укрепления дружеских взаимоотношений. Из корзинки с разноцветными лепестками каждый ребенок выбирает соответствующий его настроению лепесток, и все вместе мы составляем один цветок (в виде ромашки) на нашей поляне.

Упражнение «Спящий котенок"

Цель: снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.

Описание: Представь себе, что ты веселый, озорной котенок. Котенок ходит, выгибает спинку, машет хвостиком. Но вот он устал, начал зевать, ложится на коврик и засыпает. У котенка равномерно поднимается и опускается животик, он спокойно дышит (повторить 2-3 раза).

Уголок уединения

Группа детского сада - пространство, в котором дети пребывают до 12 часов в сутки, независимо от своего настроения. В группе ребенку необходимо такое место, где он может уединиться.

Электроаквариум для снятия напряжения

«Коробка-мирилка» - это коробка с прорезями для рук, дети, вставляя в нее ручки, могут держать друг друга, могут гладить. При этом они проговаривают стихотворение - мирилку, повторяя вслед за взрослым. Мирилки меняем 1 раз в неделю.

«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т.д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей.

Стаканчик гнева, секрета

Ребенку необходимо выплескивать свой гнев, ведь эмоции естественны. Только делать это надо правильно. Мы приспособили для этого особые стаканчики , куда при случае можно крикнуть, выражая свой гнев! Все это нужно для того, чтобы ребенок направлял свой гнев не на людей, а переносил его на неодушевленные предметы.

«Коврик злости» также помогает детям избавиться от гнева. Он представляет собой фабричный коврик для прихожих.Ребенок разувается, заходит на коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

Дети с удовольствием посещают уголок релаксации

В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым…


Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей. Для того чтобы научить детей самоконтролю, самопринятию, в каждой группе организуется уголок (центр) психологической разгрузки.

Роль центра психологической разгрузки

Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в:

  • неумении контролировать свой гнев, выражая его открытой агрессией;
  • неуважении своих товарищей;
  • неспособности руководить своими эмоциями, настроением, чувствами.

В связи с этим перед педагогом встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия ребят. Решить эту проблему помогает модель предметно-развивающей среды - центр психологической разгрузки.

Центр психологической разгрузки помогает детям научиться успокаивать свои негативные эмоции

Цели и задачи уголка

  • создание атмосферы психологического комфорта и обстановки положительной эмоциональности для активной, творческой личности (дети могут не только побыть наедине с собой, но и почитать, порисовать и т.д.);
  • обеспечение условий для развития произвольной саморегуляции двигательной активности малышей, а также их психофизического, эмоционального состояния (с помощью игр, тренажёров);
  • организация работы по развитию коммуникативной компетентности ребят, то есть умения договариваться, находить компромисс, учиться отстаивать своё мнение (через игровую, познавательную деятельность).

Задачи организации уголка психологической разрядки являются универсальными для всех групп детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), однако некоторые нюансы, связанные с возрастом воспитанников всё же есть.

  1. Обучение саморегуляции, общению, решению конфликтов. Эта задача особенно актуальна для детей младшего дошкольного возраста, которые пережили или только вступили в кризис трёх лет, когда характерное «Я сам, моё» сталкивается с таким же посылом у сверстников, отчего возникают неизбежные конфликты относительно того, кто будет играть с той или иной игрушкой, кто будет «водой» в игре и т.д.
  2. Повышение самооценки детей. Повышенное внимание к этой задаче центра уделяется в средней и старшей группах, когда малыши оказываются очень зависимы от оценки авторитетных взрослых, то есть родителей и воспитателя.
  3. Обучение социально приемлемым способам поведения, то есть как ответить на просьбу, как отказать, если она неприемлема и пр. Если в младшем дошкольном возрасте (особенно в 1,5–3 года) у малышей оценочная шкала приемлемости состоит только из «хочу» и «не хочу», то с возрастом она расширяется до «надо, потому что так делают все», «так сказал взрослый». Ребёнка необходимо научить ориентироваться в этой системе.
  4. Воспитание навыка сотрудничества, чувства эмоционального единения с коллективом. Особую значимость этот аспект приобретает в старшей и подготовительной группах, так как дети готовятся к переходу на новый жизненный этап - обучение в школе, где на принципе сотрудничества построена вся образовательная система.

Очень важно научить девочек сотрудничать, мириться с мальчиками и наоборот, так как с возрастом малыши начинают стесняться друг друга, и от этого избегать совместных заданий, увеличивая число взаимных обид

Оформление центра психологической разгрузки

Масштабность задач, стоящих перед организацией уголка психологической разрядки, определяет требования, которые должен учитывать педагог при содержательном наполнении этого блока предметно-развивающей среды.


Это интересно. Чтобы сделать уголок неповторимым, многие педагоги предпочитают наполнять его не только готовыми купленными стендами, плакатами и игрушками, но и материалами, изготовленными своими руками или силами родителей (например, фетровые аппликации грустного смайлика на «подушечке-плакушечке»).

Центр психологической разгрузки может быть составлен из двух зон:

  • места для уединения (палатки или шатра, раскинутого над стулом), где малыши могут посекретничать, помечтать, посмотреть картинки, фотографии;
  • стола (полки, открытого шкафчика) с материалами.

На последней стоит остановиться детально, так как именно средства, используемые для организации работы по психологической разрядке, определяют успешность реализации поставленных задач этого центра предметно-развивающей среды.

Материалы и их назначение - таблица

Назначение Средства
Релаксация Мягкий стул или небольшое кресло для чтения, просмотра фотографий.
«Стул для размышлений» (для того чтобы малыш смог вспомнить забытые им правила поведения, если обидел кого-то). Важный элемент центра для любого возраста.
«Волшебный стул» (для поднятия настроения к грустному ребёнку, сидящему на стуле, подходят товарищи, поглаживают его по плечу, говорят ласковые слова). Дошкольники младшего и среднего возраста так ещё и развивают активный словарный запас.
Фотоальбомы, мягкие игрушки, «Мамины ладошки» (сшитые мамой варежки), ракушки, морские камешки, чтобы перебирать эти предметы в руках. В младших группах такая работа - это ещё и отличный вариант развития мелкой моторики.
Обучение способам приемлемого выражения агрессии Боксёрская груша, «подушка-кусачка», «баночки-кричалочки», мишени для сублимации негативной энергии. Эти материалы подходят больше для старших групп, в младших лучше использовать «агрессивный коврик».
«Копилка плохого настроения» (плохие слова, поступки «складываем» в копилку/банку/коробку).
«Агрессивный коврик» (колючий коврик, чтобы, положив на него руку, малыш почувствовал, как может быть неприятно от чьей-то злости).
Обучение самообладанию, приёмам регулировать своё настроение Аудиозаписи со звуками природы (шум моря, шорохи леса и т.д.) для отдыха.
Цветные клубочки для сматывания ниток и успокоения.
Волшебные предметы (шляпа, башмачки, накидка), чтобы почувствовать себя магом и поднять настроение.
Игры с песком (лучше, если это будет небольшая готовая песочница с формочками), водой, пуговицами (для заполнения сюжета рисунка по контуру), крупой (для сортировки).
«Мешочки с настроением» (в «плохой» выдуваем плохое, из «хорошего» берём хорошее).
«Коробка добрых дел» (чтобы отвлечься от негативных эмоций, вспоминаем, что было сделано сегодня хорошего и «кладём» этот поступок в коробку). Работа с этими материалами будет понятна старшим дошкольникам, которые уже вполне осознанно могут дать оценку чужим и своим поступкам.
Эмоционально-развивающие игры для обучения навыку бесконфликтного общения «Коробка-мирилка» (поссорившиеся жмут руки, продев их в коробку с вырезанными отверстиями), «Подушечка примирения» с пришитыми к ней на резинке перчатками (дети садятся на подушку вдвоём и продевают по одной руке в перчатку), «Остров примирения» (принцип тот же, что и подушечки, но только в качестве острова используется покрывало).
Игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, что такое плохо?».
«Доска настроений» (например, в виде светофора с кармашками-эмотиконами, выражающими разные настроения - веселье, грусть, нейтральное, ребёнок берёт свою фотографию, прикреплённую на палочку, и ставит в подходящий кармашек).
Снижение уровня тревожности, повышение самооценки Подиум, куда приглашаются дети, отличившиеся в том или ином виде деятельности. Например, самый быстрый бегун в соревнованиях на прогулке.
Стенд «Герой дня», куда определяются 1–2 фотографии детей, отличившихся чем-то положительным сегодня (в учёбе, на прогулке и пр.). В младших и средней группе менять «героев» стоит дважды в день, чтобы у детей создавалась правильная мотивация для стараний.
«Почётный стул» - альтернатива подиуму (при нехватке пространства), для которого используется «волшебный стул» - достаточно набросить покрывало.
Обучение навыкам сотрудничества в коллективе Игры «Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик».
Воспитание эстетических чувств, возможность продемонстрировать своё настроение «Выставка рисунков» (дети выражают на бумаге свои чувства и крепят зарисовки магнитом на небольшую магнитную доску).

Фотогалерея: практическое применение некоторых материалов

Подув в мешочек злости, малыш выплёскивает свои негативные эмоции, обиды Одним из вариантов работы с Азбукой настроения является подборка картинок, изображающих одинаковые настроения Коробка-мирилка помогает быстро помириться самым отъявленным спорщикам

Средства для оформления уголка

Организация материалов в центре психологической разгрузки происходит по стандартной модели:

  • стенд с рисунками (о правилах поведения, в старших группах - с иллюстрированными вредными советами Г.Остера), а также свободным пространством для экспозиции рисунков (если для этой цели не предполагается магнитная доска);
  • стол, комод или открытые полки для размещения материалов;
  • коробки для хранения мелких предметов (пуговиц, камешков и пр.);
  • книги (либо так или иначе связанные с вопросами дружбы, добра, правил поведения - стихотворения С. Михалкова, сказки В. Сутеева и т.д., либо те, что интересны детям в конкретном возрасте, например, волшебные сказки про муми-троллей Т. Янссон для подготовительной группы).

Что можно сделать своими руками

В принципе, любые средства для организации уголка психологической разгрузки можно купить. Однако такой подход лишит элемент предметно-развивающей среды индивидуальности. Для эстетического воспитания дошколят очень важно видеть вокруг себя предметы, созданные руками человека, особенно, мам, пап, бабушек. Поэтому в оформление центра можно (и нужно) добавить элементы, выполненные самим взрослыми, а в старшей и подготовительной группе - и самими детьми.


Как назвать

Поскольку суть понятия «психологическая разгрузка» сложна для детского понимания, уголок обычно называют так, чтобы малышам стало ясно его назначение:

  • «Моё настроение»;
  • «Маленькая страна хороших людей»;
  • «Страна эмоций»;
  • «Остров счастья»;
  • «Страна дружбы»;
  • «Уголок уединения».

Видео: экскурсия по уголку психологической разгрузки

Фотогалерея: эскизы оформления центра психологической разгрузки

Обычно центр психологической разгрузки устраивают в углу комнаты В центре психологической разрядки обязательно должна быть мягкая мебель, чтобы ребёнок мог расслабиться Если пространство группы ограничено, то центр психологической разгрузки можно организовать прямо в одной из его зон - палатке уединения В центре психологической разгрузки детям предлагаются разные виды эмоционально-развивающих и дидактических игр

Работа в уголке психологической разгрузки

Целями и задачами организации центра психологической разрядки игровая деятельность определяется ведущим способом активности в этой предметно-развивающей зоне. Для создания ситуации успеха - реализации основного принципа в работе с детьми - используются индивидуальные, парные и групповые формы работы. А также элементы театрализации, когда малыши играют роли и положительных, и отрицательных персонажей, стараются дать оценку и тем, и другим.

Таблица: виды игр в центре психологической разгрузки

Вид игры Возраст детей Название Цель и ход
Дидактические Младший дошкольный возраст «Птицы» Для развития эмоциональной симпатии друг к другу, тренировки мимических мышц.
Воспитатель взмахивает волшебной палочкой, и дети, «превращаются» в птиц. После слов: «Солнце встало, птицы глазки открыли, крыльями взмахнули и полетели приветствовать друг друга».
Средний «Хорошо-плохо» Для развития умения оценивать свои и чужие хорошие и плохие поступки.
Педагог раздаёт детям карточки с изображением плохого поступка (например, мальчик льёт воду с балкона на голову прохожим), малыш должен самостоятельно подобрать из «банка» карточек адекватный ситуации хороший поступок (мальчик поливает цветы на балконе). Как вариант: воспитатель распределяет карточки по двум группам, намеренно перепутав «хорошо-плохо». Дети должны по очереди правильно рассортировать картинки.
Старший дошкольный возраст «Ласковое имя» Для формирования правильного отношения к товарищам, развития интонационной стороны речи.
Дети садятся по кругу и передают из рук в руки мяч, ласково произнося имя соседа.
Эмоционально-развивающие Младший «Связующая нить» с клубочками Для освоения навыка работать в группе, воспитания чувства товарищества.
Дети садятся по кругу, первый малыш берёт хвостик нитки, отдаёт моточек следующему, который передаёт клубок дальше, держась за свою часть ниточки.
Средний «Коробочка секретов» Для релаксации.
Малыш закрывает глаза. Воспитатель проводит по его руке любым предметом и спрашивает: «Что это?» Как вариант, ребёнок может просто доставать предметы и рассматривать их. Игра проводится в индивидуальной форме.
Старший «Полянка настроения» Для определения своего эмоционального состояния, тренировки навыка саморегуляции.
Ребёнок заходит на «полянку» в виде покрывала или цветного коврика и рассказывает о своём настроении. Игра проводится для всей группы.

Это интересно. В большинстве своём игры в уголке психологической разгрузки универсальны для любого возраста. Некоторые из эмоционально-развивающих забав носят характер традиционный характер. Например, использование «доски настроений» или «подушки-мирилки» для примирения ссорящихся.

Уголок настроения «Светофор эмоций»

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста. Данное пособие позволяет отслеживать настроение детей, приходящих в детский сад и следить за изменением настроения в течении дня.

Данное панно выполнено из трех кругов, соединенных между собой с помощью атласной ленты. Фотографии детей крепятся на бельевые прищепки.

Цель : совершенствовать умение детей определять своё настроение

Задачи:

Образовательная:

Формировать умение анализировать события в течении времени, определять настроение.

Способствовать развитию речи, развивать желание рассказывать о причинах изменения своего настроения.

Развивающая:

Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие

Развивать наблюдательность.

Воспитательная:

Воспитывать умение сопереживать друг другу, делить радость.

Материал: плотный картон, самоклеющая пленка, клей «Момент», клей «Титан» атласная лента, циркуль, линейка, бельевые прищепки, плотный пластик (папка для бумаг), фотографии детей.

Процесс изготовления:

Вырезаем из плотного картона 3 круга, заданного размера (в моем случае диаметр круга 19 см.), а также 3 круга из пластика, несколько меньшего размера (у меня 17 см.).

Обклеиваем круги из картона самоклеющейся пленкой трех цветов. Важно: заготовку для картонных кругов вырезаем большего размера, чтоб можно было загнуть кончики пленки на обратную сторону.

На белой самоклеющейся пленке рисуем 3 круга диаметром 11 см. - это заготовки для наших эмоций

Наклеиваем их на лицевую сторону картонных кругов

Выкладываем круги на стол: красный, желтый, зеленый, с помощью клея приклеиваем атласную ленту, как показано на фото

Сверху приклеиваем круги из плотного пластика