Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Победовский детский сад

Тверская область ржевский район

Воспитательно - образовательный проект

нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

«Воспитываем патриотов»

Разработала: Воспитатель первой категории

Смородкина Нина Евгеньевна

Ржевский район 2014

Проект:

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»

Тип проекта

Творческий, фронтальный, долгосрочный

Актуальность: Нельзябыть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Гипотеза. Воспитать патриота своей Родиныпринимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература)

Цель проекта:

Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов.

Задачи:

  • Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  • Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
  • Создать предметно-развивающую среду.
  • Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
  • Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.

Стратегия реализации проекта:

цель

участники

Занятия познавательного цикла

1. «Я люблю тебя Россия»

2. «Отчизны верные сыны»

  • «Путешествие в историю» - богатыри земли русской (просмотр мультфильма: «Илья Муромец», рассматривание репродукции «Богатырь» В. Васнецова. (1870)

чтение литературы «Князь Владимир»

В. Воскобойников

  • «Недаром помнит вся Россия»
  • Воспитываем патриотов»

беседа «Тот герой, кто за Родину горой».

Чтение художественной литературы

Ч С. Баруздина «Страна, где мы живем», «Твои защитники» Л. Кассиль. А. Барто «На заставе», С.Я. Маршак «Пограничники», Я. Аким «Земля». Н. Кравцова «В ночном полете» Жуков. В. Костецкий «Возвращение»

Рассматривание репродукций Ю.М. Непринцев «Отдых после боя» А. Лактионов «Письмо с фронта» (1947), А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942), «Окраина Москвы» (1941) П. Корин. Маршал Г.К.

  • Два музыкальных произведения о войне

«Седьмая симфония» Д. Шостаковича, песня «День Победы» Д. Тухманова.

  • «Вечный песенный огонь »

(цикл занятий)

Экскурсия к памятнику погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны

«Никто не забыт, ничто не забыто».

  1. Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за страну Россию, познакомить детей с российским гербом, флагом, гимном; развивать интерес к историческому прошлому Россию
  2. представлений о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орел, всадник).

Расширять и обогащать представления детей о русских богатырях.

Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Познакомить детей с некоторыми моментами истории, связанными с защитниками Отечества - Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа.

Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

Рассказать о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории.

Постепенное углубление знаний по принципу от простого к сложному.

Способствовать возникновению устойчивого интереса к художественным произведениям, развивать патриотические чувства.

Обогащение знаний детей о Великой Отечественной войне, через рассматривание репродукций.

Формировать патриотические чувства у детей.

Воспитывать любовь к Родине, к воинам Российской армии.

Рассказать о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной Войны.

Воспитание уважительного отношения к воинам защитникам.

Музыкальный руководитель,

воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

воспитатели

Воспитатели, дети,

музыкальный руководитель

Воспитатели, дети, родители

Заучивание наизусть : В. Лебедев-Кумач. «Мы храбрые люди», А. Барто. «Кораблик», А. Нехода «Летчики», «День Победы» Е. Шаламонова.

Песни «Ты не бойся, мама!» муз. М. Протасова, сл. Е. Шкловского,

«Мальчишки» муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой, «Мы рисуем голубя» муз. О Ширяевой, сл. М. Лисича.

Музыкальные игры: «Зоркие глаза» муз. Ю. Слонова. Сбр. Музыка и движение. Под гр. С.142.

«Наша Армия» муз. М. Красева. сб. Муз\движение. С. 145

«Будь ловким!» музыка Н. Ладухина. Сбр. Муз.\дв. Стар. Стр.103.

«Горячий конь» музыка Т. Ломовой. Сбр. Муз.-дв. Стр107

Изготовление атрибутов к играм «Наша Армия» и «Богатыри земли Русской»

Воспитание патриотических чувств. Знакомство с творчеством поэтов.

Создавать условия для развития ловкости, внимания, памяти, быстрого бега.

Создать условия для реализации творческой активности детей и родителей

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель, дети

Музыкальный

руководитель, дети, родители

Рисование «Наша Армия родная», «Война глазами детей»

Лепка «Военная техника».

Конструирование «Поделки для пап и дедушек»

Аппликация «Флажок».

Оформление в группах уголков по нравственно-патриотическому воспитанию «Память»

-Оформление стенда «Гордость и слава Отечества»

-Семейное творчество: рисуем,сочиняем «Что я знаю о войне»

Способствовать развитию творчества детей на основе создания образов.

Визуальное знакомство с государственным флагом Российской Федерации.

Способствовать возникновению у детей внимательного, уважительного отношения к ветеранам.

Побуждать детей выражать свои чувства через художественное творчество.

Воспитатель

Воспитатель, родители, дети,

Родители.

П Р Е З Е Н Т А Ц И Я

Музыкально-спортивные досуги: «Богатыри земли Русской».

Театрализованная игра «Наша Армия»

«Будем в Армии служить!» спортивное развлечение;

Уголки в группах «Память».

Семейный клуб: «Самый сильный папа мой!»

(музыкально-спортивное мероприятие)

Фестиваль «Солдатское братство»

Праздник « Светлый День Победы»

Издание альбома «Война глазами детей»

Заучивание стихов, песен и игр.

- Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологичекого и других компонентов.

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель, родители.

Предполагаемый результат:

  • Создана предметно-развивающая среда.
  • Составлены конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
  • Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

ЛИТЕРАТУРА:

Документы для скачивания:


Формат: .JPG

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Участники проекта : дети, родители, воспитатели.

Вид проекта: групповой, информационный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации: один год.

Актуальность проекта

Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к земле, где родился и вырос, привязанность к родному дому, чувство глубокой духовности и гордости за исторические свершения своего народа.

Патриотическое воспитание дошкольников - это любовь к Родине. Любовь к Родине начинается: с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке; с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет; с любви к детскому саду, школе, городу; с любви к природе родного края. А также патриотическое воспитание включает в себя воспитание уважительного отношения: к труженику и результатам его труда; к родной земле; к защитникам Отечества; к государственной символике; к традициям государства; к общенародным праздникам.

Цель:

1. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

2. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду.

3. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

4. Формирование элементарных знаний о правах человека.

5. Расширение представлений о городах России знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

6. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения семьи, страны.

7. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Вся работа у нас строилась с основными направлениями дошкольного образования

Социально-личностное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие;

Познавательно-речевое развитие.

Предварительная работа:

постановка целей и задач;

приобретение наглядного дидактического материала;

работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений);

подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр;

планы совместной образовательной деятельности;

памятки для родителей;

приобретение диска с записями российских мультфильмов.

I этап – подготовительный (сбор и накопление информации)

подготовка анкеты для родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка»;

разработка перспективного плана по реализации проекта;

разработка планов НОД;

подбор наглядного материала (иллюстрации, игрушки) для создания развивающей среды в группе;

подбор художественной литературы и художественного слова для чтения и пересказа в ходе НОД, бесед и самостоятельной деятельности детей;

подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр по теме проекта.

II этап – основной (практический)

Чтение стихотворений, рассказов о природе России. Обсуждение прочитанного.

Беседа «Я люблю тебя, Россия», беседа «Моя Родина», беседа «Большая и малая Родина», беседа «Государственные символы России», беседа «Семья и семейные традиции».

Рассматривание иллюстраций на тему «Природа России», «Природные зоны России».

Танцевальные движения под русскую народную песню «Во поле береза стояла…».

Пальчиковая игра «Родной край».

Игра-путешествие «Новосибирск – наш любимый город».

Папка-передвижка для родителей «Наш город Новосибирск».

Рассматривание иллюстраций на тему «Новосибирск».

Игра «Символика страны».

Рисование гуашью «Флаг России» и «Флаг Новосибирска»

Рассматривание иллюстраций по теме «Армия России», «Наши защитники», «Военная техника».

Участие с родителями в спортивно-развлекательном мероприятии, посвященному 23 февраля (с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре).

Оформление фотоальбома «Памятные места нашего города».

Консультация для родителей «Значение русских народных сказок в воспитании детей», консультация для родителей «Роль песни в патриотическом воспитании детей-дошкольников».

Создание картотеки: «Стихи о России», «Пословицы и поговорки», Русские народные игры», выставка «Мой родной Новосибирск».

Макеты: Выставка детских работ. «Флаг России» «Природа нашего края».

Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой Новосибирск», «Моя семья».

Викторина «Россия – Родина моя».

III этап – заключительный

Литературная гостиная «Люблю тебя, мой край родной» (участники родители и дети).

Познавательно-речевое развитие


Художественно-эстетическое развитие




Физическое развитие

Спортивные развлечения: «В зимний холод всякий молод», «Туристический поход».


Социально-личностное развитие


Ожидаемый результат:

Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, своего края, историю своей малой родины. У детей более глубокие знания о России, о Новосибирске.

Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.

Проект «Мы – россияне!»

1. Паспорт проекта………………………………………………………….3

    Актуальность и концептуальная обоснованность образовательного проекта…………………………………………………………………………………

    Цели и задачи проекта………………………………………………………..

    Принципы реализации проекта……………………………………………..

    Этапы реализации проекта………………………………………………….

    Участники проекта и формы взаимодействия…………………………….

    Направления деятельности…………………………………………………..

    Оценка эффективности работы……………………………………………

    Полученные результаты…………………………………………………….

    Проект «Моя семья – мое богатство»……………………………………..

    Проект «Мой любимый детский сад»……………………………………..

    Проект «Мой город»………………………………………………………..

    Проект «Мой Урал»…………………………………………………………

    Проект «Моя Россия»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта

Образовательный, творческий.

Продолжительность

краткосрочный, 5 месяцев.

Участники проекта :

Воспитанники ДОУ. Родители воспитанников.

Педагоги детского сада.

Общая

характеристика

проекта

Проект имеет общеобразовательную и воспитательную направленность.

Проект состоит из 6 краткосрочных взаимосвязанных образовательных проектов, включающих в себя темы:

«Моя семья – мое богатство», «Мой любимый детский сад», «Мой город» , «Мой Урал», «Моя Россия».

Планирование образовательной деятельности носит календарно-тематический характер. В проектах представлено распределение образовательного материала по всем образовательным областям. Тематическое планирование проектов год представлено в приложении

Актуальность и концептуальная обоснованность образовательного

проекта

Сегодня очевидно: развитие цивилизации изменило и изменяет картину мира, страны. Развивающаяся научно-техническая революция, приумножая возможности человека в освоении планеты и космоса, в создании материальных благ, несет в себе опасность многих негативных явлений, связанных с усилением технократизма и бездуховности, с нестабильностью жизни, разрушением привычных устоев и нравственных ориентиров. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, у детей формируются антисемейные установки. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное, духовное развитие маленького человека, патриотическое воспитание, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость, нравственная бездуховность и равнодушие.Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры детей является в настоящее время актуальной задачей системы дошкольного образования.

С учетом того, что процесс формирования личностных качеств ребёнка, имея сензитивный период развития в раннем детстве, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, то для получения полноценных личностных результатов, должна быть обеспечена преемственность на уровне дошкольного и школьного звена системы образования.

Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования развитие личности представлено в определенных направлениях развития и образования детей (образовательные области).

Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования уважительного отношения и чувства отношения и чувства принадлежности к семье и к сообществу детей и в взрослых в Организации и др.

Познавательное развитие направлено на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социально-культурных ценностях нашего народа. Об отечественных традициях и праздниках, и др.

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Для достижения положительного результата в данном направлении необходимо использование современных образовательных технологий, в частности - метода проектов, в процессе реализации которого при осуществлении деятельностного подхода происходит решение задач всех образовательных областей.

Данный проект помогает решать проблемы нравственно-патриотического воспитания, начиная с дошкольного возраста.

Гипотеза. Если планировать воспитательную деятельность й с задачами данного проекта, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум Сотрудничества семьи и ДОУ поможет воспитать личность, стремящуюся к физическому и духовному росту, доброте, способную противостоять насилию.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма. Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей нравственности и патриотизма. Предполагается, что реализация данного проекта будет способствовать повышению уровня сформированности нравственно -патриотических качеств у старших дошкольников.

Цель: Создание условий для приобщения воспитанников к духовным, нравственным и гражданским ценностям, воспитание готовности следовать им.

Формировать у детей понятия «Родина», «Отечество», «малая Родина». Воспитывать любовь к малой Родине, патриотические чувства.

Формировать привычку к здоровому образу жизни.

Воспитывать любовь к природе, животному миру России. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Познакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. Формировать уважение к русским традициям, к человеку - труженику, поддерживать интерес к национальной одежде. к русским праздникам, сказкам, потешкам.

Дать знания о профессиях людей в родном городе, месте их работы. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.

Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его лучше.

Формировать представление о том, кто такие защитники Отечества. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за прошлое нашей страны. Прививать любовь к трудной, но почётной обязанности - защищать Родину.

Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарны­ми знаниями по истории и географии, культуре России. Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

Способствовать повышению значения семейных ценностей, повышению общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственно ­патриотическом воспитании.

Принципы реализации проекта

Принцип интеграции: сочетание обучения, духовно-нравственного и патриотического воспитания, эстетического, интеллектуального, физического развития и трудового воспитания.

Тематический принцип планирования, содержания и реализации задач.

Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно - нравственной культурой России.

Принцип амплификация содержания, позволяет расширять и углублять знания детей по данному направлению работы.

Краеведческий принцип: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы (с родителями) для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества.

Принцип средообразования : создание необходимой предметно-развивающей среды для осуществления совместной образовательной деятельности.

Этап

Мероприятия

Сроки

Анкетирование родителей и педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности.

Разработка модели проекта.

Август 2017г

Реализация проектов.

«Моя семья -мое богатство» - 2 группы раннего возраста

«Мой детский сад « - группа №2 (с 2-3 лет)

«Мой город» - группа №4 (с 3-4 лет0

«Мой Урал» - группа №5 (с 5-6 лет)

«Моя Россия» - группа «6 (с 6-7 лет).

Коррекция задач и содержания с учетом возраста.

Сентябрь-Декабрь

Анализ деятельности по реализации проекта; диагностика эффективности образовательной работы.

Презентация результатов деятельности.(педагогический совет, родительские собрания в группах)

Декабрь-январь

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Участники реализации проекта

Педагоги.

Родители.

Формы взаимодействия с детьми

    непосредственная образовательная деятельность; совместная деятельность детей и педагогов; экскурсии и целевые прогулки;

    рассказы о православных праздниках, великих людях России;

    чтение художественной литературы;

    беседы, ситуативные разговоры;

    слушание музыки;

    праздники и развлечения;

    игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и др.)

    создание альбомов и лэпбуков.

Формы взаимодействия с родителями:

родительские собрания; совместные праздники и досуги; совместные экскурсии и целевые прогулки; консультации по проблемам воспитания детей;

стендовая информация «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах», «Пошли мне чтения доброго...», « Воспитываем патриота» и др.

Основное содержание проекта.

Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников является целенаправленной воспитательной деятельностью и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно - творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Оценка эффективности работы

Эффективность работы по реализации проекта можно оценить по качественным изменениям в личностной и познавательной сферах воспитанников и изменениям в межличностных отношениях.

Диагностика личностной сферы

Диагностика направлена на исследование особенностей проявления личностных механизмов поведения и социальных эмоций в старшем дошкольном возрасте под воздействием русской культурной традиции:

выявление особенностей ценностных ориентации, способностей выходить из конфликтных ситуаций и умения объяснить правила игр.

определение уровня развития общения со сверстниками и критериев симпатий и антипатий (методика «Популярная личность»).

Диагностика познавательной сферы направлена на изучение уровня знаний, освоенных в ходе реализации проекта:

О родословной, о малой родине, о государственной символике, выдающихся личностях, о православных традициях, о правах и обязанностях детей, о достижениях и праздниках, о героических профессиях (оценивается методом анкетирования, беседы).

Планируемые результаты.

Воспитанники имеют представления:

О семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

О духовных и нравственных ценностях;

О ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру; Знакомы с историей и культурой своего города, страны;

Проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

Верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;

Стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

Сотрудничают в тесном контакте с детским садом по формированию нравственно-патриотических ценностей у воспитанников.

Воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;

Являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

Понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Полученные результаты.

По итогам проведенной работы по реализации проекта:

Получена положительная динамика сформированности представлений у дошкольников по всем образовательным областям.

Родители определили высокий уровень сформированности познавательного интереса к профессии военного.

Методы оценки эффективности проекта

Опрос детей и родителей. Анкетирование родителей и педагогов.

Оценка рисков

Риски проекта: Пассивность и отсутствие поддержки со стороны

родителей. Отсутствие необходимого материала, информации.

Меры для их минимизации:

Проведение бесед, показ открытых мероприятий, совместные коллективные дела детей и родителей.

Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек..

Дальнейшее развитие проекта

Данный проект позволит разработать методические рекомендации по организации работы с детьми по формированию нравственно-патриотических качеств воспитанников в рамках реализации личностно-ориентированной модели образования детей дошкольного возраста.

Паспорт проекта Площадка реализации проекта

МБДОУ г. Иркутска детский сад №143

Кудрина Екатерина Николаевна

Гипотеза проекта

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цели и задачи проекта

Цель: формирование патриотического воспитания в комплексе духовно – нравственного, краеведческого, социального и трудового направления.

Задачи: - формирование способности к духовному развитию;

Укрепление нравственности;

Участники проекта

Дети 5 – 7 лет.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

(этапы проекта, основные работы в проекте)

Этапы: Подготовительный – определение целей и задач проекта;

Основной – составление перспективного плана, разработка конспектов, познавательные занятия;

Заключительный – результативно-сравнительный анализ

Предполагаемый срок реализации проекта 1 год.

Сформированы патриотические чувства к родному городу.

Знания о многообразии природы города Иркутска.

Дальнейшее развитие проекта

Разработать методические рекомендации по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта

Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ, в совместной деятельности педагога и детей.

Обоснование необходимости проекта

Дети в возрасте 5 – 7 лет очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание включает в комплексе духовно – нравственное, социальное, трудовое и краеведческое направление.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Гипотеза проекта

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер и включать духовно-нравственное, краеведческое, социальное и трудовое направление, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цель:

формирование патриотического воспитания в комплексе духовно – нравственного, краеведческого, социального и трудового направления.

Задачи:

Формирование способности к духовному развитию;

Укрепление нравственности;

Изучение родного края (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

Формирование у детей трудовых навыков.

Участники проекта:

дети в возрасте 5 – 7 лет

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Стратегия и механизмы достижения поставленной цели

Совместная деятельность педагогов, родителей по развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотическое воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, краеведческое, трудовое и др.

Для реализации этих направлений была проведена системная работа в рамках программы «Любимый Иркутск». Данная работа включает целый комплекс задач, чтобы решить все задачи работа велась поэтапно: организация системы воспитательной работы, создания условий и обеспечения пособиями, методическими разработками, дидактическими играми, игрушками по патриотическому воспитанию в детском саду.

Рабочий план реализации проекта

1. Вводное занятие.

Экскурсия по отделам учебно-опытного участка СЮН. Знакомство с планами работы кружка.

2.Экология в жизни человека.

Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Очень интересно, когда дети используют ситуации, основанные на личных наблюдениях и опыте, приводя конкретные случаи из жизни. Групповая работа «Экологическая тропа».

Когда рассказываю о природе и её богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою область. Экологическая игра – «Мы экологи».

Цель: закрепление знаний детей о природе родного края

Задачи: - Обобщить и закрепить знания детей о природе родного края;

Развивать умение детей действовать сообща, как одна команда;

- воспитать взаимовежливое отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: плоды и семена деревьев, семена в мешочках, 2 удочки и рыбки, распечатанные на картоне, воем – лист ватмана с приклеенными изображениями водорослей на магнитах, газеты, дидактические карточки «Животные», карточки с изображением цветов, карточки с маршрутом, сладкие призы.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в увлекательный мир природы. Для этого нам нужно две команды. Одна команда – девочки: название их команды - Умнички, вторая команда – мальчики – с названием Удальцы. Мы отправляемся!

1. Станция «Семенная» - наша первая станция. Игра «Плоды и семена». Перед командами лежат игровые поля и плоды и семена деревьев, командам необходимо разложить правильно плоды и семена по своим местам Игра «Семена в мешке» Командам раздаются мешочки с семенами, не заглядывая в них им необходимо определить, что там за семена.

2. И наш поезд приближается к станции «Речная»

Игра «Рыбалка» Правила игры: Кто быстрее выловит всех рыб из озера. По три человека от каждой команды. Побеждает та команда, которая выловит в командном счете больше рыб. Одновременно на поле находятся по одному человеку от каждой команды. Выловив рыбу игроки производят подсчет – результат записывается, рыба выпускается на игровое поле. Второй участник приступает к «Рыбалки». После прохождения всех трех участников производится общий подсчет набранных рыб.

3. Следующая станция «Горная» Игра «Альпийская горка» Правила игры: командам выдается газеты. Ваша задача заключается в том чтобы построить за одну минуту самую высокую гору из этой газеты, ее можно рвать, можно мять а можно ставить целиком.

4. Станция «Зоологическая» Игра «Крокодил» Цель игры: Показать при помощи жестов какое животное изображено на карточки. Правила: Игроки садятся перед ведущим (объясняющим). Водящий берет карточку с изображением животного и показывает его при помощи жестов и мимики, но нельзя произносить ни звука, только жесты

5. Станция «Цветочная» В группе или территории спрятаны карточки с изображениями цветов, детям необходимо найти их и назвать, те цветы, которые нашли. Побеждает команда, нашедшая больше и назвавшая больше цветов

6. И на конец последняя станция «Туристическая» Игра «Найди клад» Каждой команде раздается карта с указанием пути к кладу. В определенных местах приклеиваются сладкие призы. Следуя указаниям необходимо найти приз.

3. Осенняя пора в Иркутске.

Жизненные формы растений. Подготовка деревьев, кустарников и травянистых растений к зиме. Роль листа в жизни растений, листопад. Созревание семян, приспособления к распространению. Как животные готовятся к зиме. Спячка животных, анабиоз земноводных.

Практическая работа:

Подготовка и проведение сюжетно ролевой игры «Разведка осенних примет».

Цель: Закреплять и расширять знания детей об осени и осенних приметах; уточнять представления о том, что все в природе взаимосвязано.

Предварительная работа: наблюдения, тематические и комплексные занятия об осени и осенних изменениях в природе, викторина «Кто больше назовет примет осени».

Оборудование: письмо в конверте от зайцев, план разведчиков, кленовые листочки, обозначающие остановки разведчиков, корзина для сбора примет осени, сладкий приз для детей.

Ход занятия

Педагог Дорогие ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло письмо от маленьких зайчат. Послушайте, что они пишут:

« Здравствуйте. Ребята! Пишут вам зайчики, которые родились в этом году. Мы мало понимаем, что происходит вокруг. Однажды к нам прилетела сорока и много всего на хвосте принесла. Она говорит, что и осенних примет уже на дворе много, что и шубки нам серые пришла пора менять на белые. Ёжик говорит, что необязательно шубки менять. Кого нам слушать, не знаем! Мама наша давно от нас убежала, подсказать нам некому. А ещё мы слышали, что вы хорошие разведчики. Сходите в разведку, узнайте, много ли в природе осенних примет. Пора ли нам менять серые шубки на белые. Мы будем вам очень благодарны».

Педагог: Сможем ли мы помочь зайчатам. Давайте быстро оденемся и пойдем в разведку осенних примет.

Беседа о том, что должны взять с собой в разведку. Как себя вести в разведке.

Ход прогулки . Итак, к первой остановке мы подходим по следам.

Остановка № 1. Мы – разведчики. Выбрать правило поведения в природе (работа с экологическими знаками).

Остановка №2 . « Небо, солнце, облака».

Измерение температуры воздуха в тени и на солнце.

Загадки об осени .

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен. Я …. (осень ).

Сидит – зеленеет. Падает – желтеет, лежит – чернеет (листья).

Без крыльев – летает, никто его не бьет, а оно плачет (облако).

Не дед, а седой, укрывает землю и океан, а зовут его…(туман).

Остановка № 3 « Деревья нашего города».

Какие лиственные деревья вы знаете?

Какие хвойные? Загадки о деревьях.

Что случилось с деревьями?

« Игра с листьями »

Ведущий даёт задания на листочках:

Листочку осинки сделать три головных убора из простой косынки.

У кого кленовый лист, тот артист эквилибрист. Может в цирке выступать, палку на руке держать.

Дубовый листок вас попросит вспомнить стишок или песню про осень.

У кого березки листок – ничего не говорит – жестом все изобразит.

У кого листок рябинки, говорите без запинки: «Жил колпак под колпаком, с колпачихой был знаком».

Остановка № 4: « Труд людей осенью ». Чем занимаются люди осенью?

«Является ли эта примета осенней»

Игры с «биноклем »: «Желтая прогулка». Назвать всё желтое. Даже одежду людей.

Остановка №5: « Наблюдаем птиц».

Каких птиц вы видите в бинокли?

Видите ли вы грачей? Почему? Какие птицы ещё улетели? Куда? Почему?

Посмотрите в бинокли. Видите ли вы насекомых. Почему? Где они сейчас?

Подведение итогов:

Проводится подвижная игра « К дереву беги», считают, сколько собрали примет осени. Делают вывод, пора ли зайчатам менять шубки.

4. Суровая Иркутская зима.

Характерные признаки зимы (понижение температуры, снежный покров, длина светового дня). Физические свойства воды. Роль снежного покрова для ягодников. Зимние работы в саду. Как дикие животные проводят зиму. Оседлые и кочующие птицы города Иркутска. Подкормка птиц, корма для птиц. Виды кормушек.

Практическая работа:

Конкурс на лучшую кормушку. Изготовление и развешивание кормушек. Экскурсия в зимний сад, определение и зарисовка следов на снегу. Наблюдения за птицами. Сюжетно-ролевая игра «Идем по следу».

5. Красная книга Прибайкалья.

Создание красной книги природы. Красные, черные, желтые, серые, зеленые страницы красной книги. Виды растений и животных, занесённых в Красную книгу Иркутской области.

Практическая работа:

Изготовление и оформление «Жалобной книги природы».

6. Памятники Иркутска.

Расположение памятников Я. Похабову и Бабру, скульпторы. История возникновения Краеведческого музея, современные экспозиции.

Презентации по темам, составление докладов и зарисовка в тетрадях.

7. Долгожданная весна.

Весенние явления в жизни животных и растений. Фенофазы развития растений. Сокодвижение, набухание и распускание почек. Перелетные птицы города Иркутска, сроки прилета.

Практическая работа:

Подготовка и проведение праздника «Встреча пернатых друзей», изготовление и развешивание скворечников.

Задачи: - дать детям представление о весенних перелётных птицах, их поведении, питании, месте жительства;

- совершенствовать умение подбирать к существительным слова обозначающие признаки предметов и действий

- воспитывать в детях чувство радости от встречи с пернатыми друзьями;

1 - 2 этапы

На столике - на макете «Лес» - ворона, воробьи, грачи.

Что мы знаем об этих птицах? Где они жили зимой? Почему грачи возвращаются в родные края?

(Рассуждения детей, перебор мнений).

Чем они питаются? Как добывают корм? Какие трудности их ожидают на родине? (Работа в парах).

3 этап: Деятельность детей. Творческий продуктивный труд.

Самоанализ и анализ деятельности и продукта деятельности детей.

4 этап. Прогулка. Поиски корма для птиц (червяков). Подвижные и народные игры «Птицы в гнёздышке».

5 этап. Перед сном детям читают рассказ В. Бианки «Птичий год - Весна» и Г. Скребицкого «Грач».

Воспитатель и желающие дети изготавливают кормушку для птиц, решают помогать пернатым друзьям: ведь птиц прилетело много, а корма для них недостаточно.

8. Мой любимый двор.

Двор детского сада и двор возле дома. Многообразие животных и растений, которые нас окружают, их польза для человека.

Практическая работа: наведение порядка во дворе. Зарисовка своего двора. Подсчет живых и неживых объектов.

9. Я убираюсь за собой.

Важность гигиены для здоровья. Необходимость соблюдения чистоты. Что такое мусор? Источники его возникновения. Принципы сбора и утилизации бытовых отходов. Важность соблюдения чистоты на улицах Иркутска, дома, в детском саду, развивающая игра «Когда мусор не мусор и наоборот».

Практическая работа: уборка территории своего участка, зарисовка своих впечатлений. Составление графика уборки.

10.Лето пришло в Иркутск.

Жизнь птиц летом. Забота о потомстве. Правила поведения у обнаруженного гнезда. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. Охрана муравейников. Правила летнего отдыха на природе. Забота о здоровье летом. Места отдыха в Иркутской области. Виды активного отдыха. Умения по безопасности жизнедеятельности.

Практическая работа: иллюстрирование, наблюдение, описание. Составление схемы отдыха.

11.Итоговое занятие.

Практическая работа: промежуточная аттестация проходит в форме собеседования.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Долгосрочные результаты: повышение уровня по духовно – нравственному, социальному, краеведческому и трудовому направлению.

Краткосрочные результаты: предполагается, что учащийся будет знать о многообразии природы родного края, о значении экологии в жизни человека;

Учащийся углубит и расширит имеющиеся знания о природных явлениях;

Научиться соблюдать гигиену;

Будет знать памятники Иркутска.

Результативность работы определяется диагностикой знаний, умений и навыков детей, которые определяются в процессе собеседования.

В целях контроля и оценки результатов проводятся:

Экспресс - опросы;

Итоговый контроль (конкурсы, выставки, праздники, промежуточная аттестация).

Итоги проведения мероприятий обсуждаются с дошкольниками, с родителями.

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Показатели и критерии успешности выполнения проекта

Проверка результатов усвоения программы осуществляется проведением текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль учащихся проводится по отдельным темам.

Промежуточная аттестация учащихся проводится по окончанию обучения по программе. Учитывая результаты текущего контроля, промежуточная аттестация проводится в форме собеседования. Учащийся, проходящий промежуточную аттестацию в форме собеседования, дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем программы по предложению педагога или отвечает на вопросы обобщающего характера по всем темам программы. Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний, за каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.

Критерии оценки уровня подготовки учащегося:

    высокий уровень (10 – 8 баллов) – учащийся освоил практически весь объём

    знаний 100-80%, предусмотренных; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

    средний уровень (7- 5 баллов) – у учащегося объём усвоенных знаний

    составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

    низкий уровень (менее 5 баллов) – учащийся овладел менее чем 50% объёма

    знаний, предусмотренных программой; учащийся, как правило,

    избегает употреблять специальные термины.

Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации:

    Как экология связана с нашей жизнью?

    Назови приметы осени.

    Какие птицы оседлые?

    Назови краснокнижных животных.

    Какие памятники Иркутска ты знаешь?

    Назови приметы весны.

    Какие растения растут в твоем дворе?

    Что такое гигиена?

    Назови приметы лета.

    Где мы отдыхаем летом?

Оценка рисков

Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей. Отсутствие необходимого материала, информации.

Меры для их минимизации:

Проведение бесед, показ открытых мероприятий, совместные коллективные дела детей и родителей.

Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек.

Дальнейшее развитие проекта

На этом моя работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:

разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности; подготовить консультации для родителей. Участвовать в международных проектах и интернет конкурсах детского творчества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственно – патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, так как он включает комплекс духовно – нравственных, социальных, краеведческих и трудовых направлений.

Так как проект еще не завершен, я могу только предположить что я справилась с поставленной целью, и выполняю все поставленные перед собой задачи.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. Воспитывая в детях любовь и бережное отношения к родной природе , формируя у них чувства ответственности перед природой, мы стремимся к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.

    Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.

    Брыкина Т.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.- 320с.

    Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – Для работы с детьми от 4 -7 лет.- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -80тс.

    Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

    Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.

    Казакова О, В, Сбоева Н,А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 2 класс. М.: «Вако», 2004, 336 с.

    Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

    Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.

    Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс.- М.:ВАКО, 2013.- 368 с.

    Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 2 кл. нач. шк. М.: Просвещение, 2003 – 143 с.

    Рябцев В. А. Прибайкальский национальный парк. Иллюстрированное научно-популярное издание.

    Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.- 144 .

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

воспитание любви к Родине;

воспитание уважения к старшему поколению;

воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

знание истории своей страны;

другое;

затрудняюсь ответить.

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

прививать детям уважение к людям своей страны;

познакомить с обычаями и традициями своего народа;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

расширять представления о родной земле, её столице, городах;

ознакомление с историческим прошлым России;

воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка. 4.Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей?

педагоги

родители

затрудняюсь ответить

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Учебно-тематический план

п.п.

Темы занятий

Всего часов

Теоретических

Практических

1.Вводное занятие.

1.1

1.2

Путешествие по станции.

Прохождение инструктажа по технике безопасности

2.Экология в жизни человека.

4,5

7,5

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6.

2.7

2.8

Беседа об особенностях местности, в которой мы живем.

Групповая работа «Экологическая тропа»

Способы сохранения живой природы.

Заповедники и национальные парки.

Что такое дым?

Береги воду.

Комнатные растения.

Экологическая игра – «Мы экологи»

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

1

2

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

1

3.Осенняя пора в Иркутске.

10

5

5

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

Дары лесов и огородов.

Презентация «Яркие краски г. Иркутска»

Золотой наряд осени.

Первые заморозки.

Кедровые орешки.

Журавли на полях.

Подготовка животных к зиме.

Сюжетно-ролевая игра «Разведка осенних примет».

2

1

1

1

1

2

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4.Суровая Иркутская зима.

10

5

5

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

Природа готовится к зиме.

Зимние запасы животных.

Белый ковер.

Зимняя погода.

Любимые праздники.

Игры на улице.

Зимующие птицы.

Сюжетно-ролевая игра «Идем по следу».

2

1

1

1

1

1

2

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

5.Красная книга Прибайкалья.

3

1,5

1,5

5.1

5.2

5.3

Красная книга Иркутской области.

Международная Красная книга

Жалобная книга природы

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6.Памятники Иркутска.

4

2

2

6.1

6.2

6.3

6.4

Где живет Бабр?

Солнечные часы города.

Памятники туристу и влюбленному.

Краеведческий музей.

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

7.Долгожданная весна.

10

5

5

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

Весеннее пробуждение.

Жизнь подо льдом.

Летят птицы.

Первоцветы.

Пожар в лесу.

Время сажать деревья.

Праздник «Встреча пернатых друзей»

2

1

1

2

1

2

1

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

8.Мой любимый двор.

5

2,5

2,5

8.1

8.2

8.3

8.4

Сюжетно-ролевая игра « Что нашел в своем дворе?»

«Посчитай-ка» - математика во дворе.

«Азбука своего двора».

Практическое занятие « Озеленим наш двор»

1

1

1

2

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

9.Я убираюсь за собой.

5

2,5

2,5

9.1

9.2

9.3

9.4

9.5

Гигиена – залог здоровья.

Чистота в доме – безопасность всей семьи.

Что такое мусор?

Необходимость соблюдения чистоты и гигиены дома и на улице.

Развивающая игра «Когда мусор не мусор и наоборот»

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

10.Лето пришло в Иркутск.

10

5

5

10.1

10.2

10.3

10.4

10.5

10.6

Признаки лета.

Сюжетно – ролевая игра «Где кто живет, где что растет!»

Путешествие в деревню.

Чудесное разнотравье.

Жизнь муравейника.

Твой летний отдых.

2

1

2

2

1

2

1

0,5

1

1

0,5

1

1

0,5

1

1

0,5

1

11.Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Собеседование

1

1

Итого за учебный год (аудиторные занятия)

72

33

39

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Актуальность

Воспитание гражданина - патриота – это гармония разума, мысли, идей, чувств, духовных порывов, поступков. Это и воспитание убеждений, и воспитание сердца – чуткого, нежного, отзывчивого к добру, к людям труда. Как писал В.А. Сухомлинский, «не случайно слово «Родина», «Отечество» - единокровные братья слов «родить», «отец». Радость творения, радость создания красоты в самом себе, питающая своими животными соками большое патриотическое чувство, эта радость начинается с творения добра для матери и отца, дедушки и бабушки – для того, кто тебя породил, вскормил и взлелеял».
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Размышляя о воспитании гражданина, В.Г. Белинский писал, что гражданственность неотделима от человечности, нравственности, культуры. Невозможна любовь к Родине, если у ребенка нет любви к своей малой Родине, природе, родному краю. Невозможно любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»… И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце…
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании в РФ” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования.
Одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. А целью работы коллектива – создание условий для освоения педагогами инновационных подходов в формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования детского сада:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. интегрировать деятельность педагогов ДОО по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников, пробуждению любви детей к родному дому, семье, малой родине (городу Заринск, Алтайскому краю).
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты анкетирования (Приложение 1) педагогов показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Из опрошенных 26 педагогов отмечено,
что патриотизм – это любовь к Родине, мама, край родной, любовь и гордость за родную страну, к семье;
какое место занимает проблема патриотического воспитания в развитии дошкольника – главное, одно из первых; 1 педагог – никакое;
важнейшая цель патриотического воспитания детей – желание жить в России, уважение к героям, истории, привить любовь к близким, детскому саду, уважение к старшему поколению, знание традиций русского народа; 1 педагог – никакая;
предложения по организации работы ДОО в этом направлении – экскурсии по городу, выставки, беседы о стране, тематические занятия, семинары, родительские собрания, через проектную деятельность;
отношение к проектной деятельности – 23 педагогов отмечают положительное, 1 педагог – никакое, 1 педагог – можно попробовать, 1 педагог – не ответил.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с семьей, особенностями города и края.
Результаты анкетирования педагогов показали, что педагоги:
знакомы с проектной деятельностью, этапами – «да» - 21 человек; «нет» - 5 человек;
считают метод проектов инновационным – 26 педагога;испытывают интерес к созданию чего-то нового –26 педагога;используют метод проектов в педагогической практике - «да» - 13 человек; «иногда» - 6 человека, «нет» - 7 человек; хотят овладеть деятельность педагогического проектирования - 26 педагога.
Решением данной проблемы станет реализация проекта: «Нравственно-патриотическое воспитание детей» , который будет состоять из 4х блоков:
1 блок «Семья и ближайшее окружение» (младший дошкольный возраст);
2 блок «Детский сад – мой второй дом» (средний дошкольный возраст);
3 блок «Родной свой край люби и знай! (старший дошкольный возраст);
4 блок «Россия – Родина моя» (подготовительный к школе дошкольный возраст).
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Вид проекта : познавательный, групповой.
Участники: воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги групп, специалисты.
Сроки реализаци и: краткосрочный, январь-май 2017 года.
Основной раздел программы : познавательное развитие.
Гипотеза
Если обеспечить возможность повышения знаний педагогов через разные формы взаимодействия, то это будет способствовать становлению готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в разработке модели взаимодействия и системе сотрудничества специалистов ДОУ, представителей социальных институтов, родителей и детей. А также в активном использовании цифровых технологий для сбора необходимой информации, оформления проекта и его результатов.
Цель проекта
Создание условий для развития готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста посредством инновационной деятельности.

Задачи проекта

Выстраивание образовательного процесса, направленного на становление национального самосознания, обретение ребенком системы общечеловеческих ценностей.
Совершенствование педагогического мастерства, использование эффективных методик и технологий в проектировании образовательного пространства ребенка.
Стимулировать и активизировать проектную деятельность, экспериментальные исследования, деятельность по презентации и диссеминации педагогического опыта, направленные на повышение качества гражданско-патриотического образования детей.
Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.
Проблема
Как выстроить работу образовательного учреждения по развитию инновационной деятельности, чтобы способствовать становлению готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста.

Пути реализации
Игры, экскурсии, беседы, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями, наблюдение, анкетирование, познавательные игровые занятия, выставки, организация мини-музея.
Направления проектной деятельности:
Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов, подборка художественных текстов.
Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.

Предполагаемый результат

Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Участие детей подготовительной группы в городской акции «Живая открытка ветеранам».
Участие воспитанников детского сада в акции «Бессмертный полк».
Участие родителей в проектной деятельности группы, совместное изготовление необходимых материалов.

Стратегия реализации проекта

1. Информационно-накопительный этап проведения и реализации проекта
Консультация: «Проектирование в ДОУ» (декабрь).
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей, пополнение картотеки «Беседы по патриотическому воспитанию» (в течение проекта).
Обогащение патриотического центра в групповых комнатах (январь-февраль).
Организованная образовательная деятельность (по плану педагогов).
Педагогический совет «Организация нравственно-патриотического воспитания детей на современном этапе» (февраль).
Консультация для педагогов «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах» (февраль).
2. Организационно-практический этап
Январь-май:
Проведение тематических мероприятий посвященных традициям русского народа (Святки, пасхальная ярмарка), Дню защитника Отечества, 8 марта, 9 мая.
Работа педагогов в рамках подпроекта группы.
Выставка тематических рисунков, буклетов, оформление мини-музеев в рамках подпроектов групп.
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Заринск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Алтайский край!».
Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Алтайского края», «Хлеб – всему голова!», «Птицы Алтайского края».
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».
Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города» и т.д.
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).
Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.
Разучивание стихов песен о Заринске, Алтае.
Оформление музыкального уголка в русских традициях. Изготовление макета Алтайского края. Изготовление мини – музея «Русский дом на Алтае».
3. Презентационно – завершающий этап
Презентация подпроектов. Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми (апрель).
Презентация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» (май).

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:
1. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
2. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
3. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
5. Коротовских Л.Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
6. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
7. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. подбор исторической литературы,
2. подбор произведений русского народного творчества,
3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
4. подготовка разного вида бросового материала,
5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
6. дидактические игры,
7. выставки книг, рисунков, поделок,
8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).