10:13 - 21.6.2019 / 2081 просмотр

Ысыах - праздник, который всегда со мной… Хотя эти слова были сказаны великим человеком в другое время и совершенно по иному поводу, мне кажется, они больше всего подходят к обозначению летнего якутского национального праздника. Каждый человек, считающий себя якутом, именно так определяет для себя ысыах. Люди отмечают встречу с жарким летом, Солнцем, с первой зеленой сочной травой. Как ни трудна и скоротечна жизнь, а есть в ней, к счастью, такие прекрасные национальные праздники, интерес к которым проявляют не только саха, но и представители разных народов, живущих в Якутии.

В новейшей истории республики одни праздники возвращаются, другие, как некогда кумачовые октябрьские, меняют свой статус и значение. Вот и с одним из самых символических национальных праздников – ысыахом – жизнь обошлась как с человеческой судьбой: и запрещали его, и воскрешали в несколько искаженном виде, но он вопреки политическим поветриям возвращался на Землю олонхо, не теряя своего победного народного духа.

Беды-напасти мимо нас прогони!

Официально День национального праздника Ысыах был введен Указом первого президента республики Михаила Николаева 21 июня 1991 года. А впервые широко он был отмечен 29-30 июня того же года на поле республиканского ипподрома. Как сейчас помню, стояла замечательная погода, вовсю сияло солнце. Народу собралось, как говорится, яблоку упасть негде. И это легко объяснимо. Республика только что приняла Декларацию о государственном суверенитете, царила эпоха крутых демократических преобразований…

В круг тюсюлгэ вошел алгысчыт в белой одежде. Кроме всего, текст его обращения к божествам был таков:

Горе-злосчастье от нас отврати,

Грязь-нечисть не допускай,

Беды-напасти мимо нас прогони!

Несметным богатством своим

Нас, бедных, не обделяй,

Несчастных одаривать не забывай!

Благодатью изобилия

Благодарных нас не лишай,

Счастье-долю не уменьшай!

Обращение к всевышним закончилось троекратным возгласом «Уруй!». Затем по древней традиции по кругу пустили чорон с освященным кумысом. И что примечательно, кумыс должны попробовать все, за исключением тех, кого «изобличили в воровстве и лжесвидетельстве».

Осуохай размером с олонхо

«Обновление года начинается с ысыаха, с воцарением на земле богини плодородия Айыысыт, – говорит кандидат исторических наук Римма Васильева. – Недаром считалось, что Ийэ-кут человека начинает жить именно весной, ведь только Айысыыт соединяет все его три души – «Ийэ-кут» (мать-душу), «Буор-кут» (землю-душу) и «Салгын-кут» (воздух-душу) – в единое целое. Кстати, некоторые исследователи излагают интересную версию, что от словосочетания «ийэ-кут» произошло название народа саха…


Начавшийся с вечера круговой хоровод осуохай, движущийся по ходу главного объекта поклонения ЮрюнгАйыы тойона – божества Солнца и тогда, и нынче, как в древние времена, продлится до утра, до самого восхода. Знаменитый запевала осуохая, знаток фольклора и народный хореограф Сергей Зверев – Кыыл Уола (Сын Зверя) говорил, что настоящий осуохай удается завершить в течение двух суток. Получается танец, объем которого равняется олонхо…

Якуты – народ скотоводческий, как и большинство тюркских народов, поэтому ысыах – якутский Новый год – проходил в день летнего солнцестояния 21 июня. Это все связано, безусловно, с древней историей якутского народа, его языческими верованиями. Летний ысыах оставался главным праздником, точкой отсчета Нового года…»

Бросить кочергу в огонь

Существуют определенные поверья, связанные с праздником. Так, если кто-нибудь в этот день рассердится или разозлится, то будет сердиться и злиться целый год. Если кто-то плотно поест, хотя бы и ел до этого мало, будет целый год чувствовать себя сытым.

Обилие трапезы на ысыахе должно было магически повлиять на благосостояние скотоводов в начавшемся году, процветание в будущем, богатый урожай, приплод скота. Употребление кумыса, в данном случае ритуального напитка, представляло собой приобщение всей семьи к тем силам и способностям, которые приписывались богатырскому напитку.


Ысыах всегда связан с добрым началом, светлым, радостным в жизни. Не случайно во время праздника символическая борьба двух юношей, олицетворяющих собой старый и новый год, заканчивалась победой последнего, всегда облаченного в белую одежду. В предпраздничных представлениях нашло свое отражение магическое действие – ломать старое, чтобы давать дорогу новому. К ысыаху якуты старались заменить предметы домашнего обихода, старые сжигали. Или бросали старую кочергу в огонь, чтобы старый год уехал на ней, как на коне.

Если европейские народы ставят на Новый год елку, то в Якутии эквивалентом была молодая березка – символ обновления, нежности, украшенная салама – разноцветными лоскутками.

Конечно, на Новый год обычно все гадают. У якутов ведущий ысыаха подбрасывал жертвенную ложку вверх, если она падала передней стороной кверху, то предсказывала будущее изобилие, процветание. По легендам данный вид гадания был впервые проведен предком якутов Эллеем, когда он совершил обряд кропления кумысом божествам и духам местности, открывая свой первый ысыах…

Сегодня ты играешь джаз…

Бытовали в старину и другие гадания и игры. Например, было такое популярное шутливое соревнование «обжор» – кто быстрее съест карася, при этом не поперхнется рыбной костью, или кто больше выпьет топленого масла. Бывали такие специфические таланты, которые могли выпить целое ведро. И слава о них шла по всем наслегам, как и о знаменитых силачах, победивших в хапсагае.


Как свидетельствуют архивы, в 1926 году на городском ысыахе впервые были проведены шахматные игры «живьем». Роль фигур играли комсомольцы, облаченные в белые и черные рубашки. А в 1934 году на ысыахе впервые прозвучал … джаз! Ансамбль был создан ленинградскими студентами, сосланными в Якутск по обвинению в троцкизме.

В первые годы войны была страшная засуха. Бедствие продолжалось почти всю войну. Старики говорили, что такая засуха выпадает раз в сто лет. Но в те же годы случился небывалый набег зайцев и для поддержки жителей обком партии вынес постановление не ограничивать охоту. Люди спасались заячьим мясом с похлебкой, заправленной сосновой и лиственничной заболонью. Было не до ысыахов. И все же в 1944 году, когда в воздухе уже витал привкус Победы, национальный праздник возобновили.

В приснопамятном 1986 году празднование ысыаха по районам пытались запретить. Под запретом оказался и осуохай, как отживший вид фольклора. Но ничто не властно над силой народного духа. История все расставила по своим местам…

Незаурядный День

«Прекрасно помню, как прошел первый массовый Ыhыах Туймаады на ипподроме, – вспоминает доктор филологических наук, профессор СВФУ имени М.К.Аммосова Гавриил Филиппов. – Предание говорит о том, что с тех пор как первопредок якутов Эллэй начал справлять ысыах и преподносить божествам Айыы белую пищу в виде кобыльего кумыса, стало множиться его богатство, расти табуны лошадей и стада коров, его род стал распространяться по всей Якутии. Пусть же и в наши дни священный праздник ыhыах распространяется по всей якутской земле, объединяя и радуя каждого…».

Это был всегда и есть прекрасный День, который никак не может считаться заурядным, обычным или ненужным. Даже в самые тяжелые военные годы, при всей бедности и нищете и великого горя вокруг, все равно этот день считался светлым, началом лета и все мольбы были о согласии, о мире, будущем добром житье.

В этом празднике есть очень глубокий смысл, притягательный для меня. Ысыах является днем единения, дружбы, доброжелательства людей. И исторически так сложилось, что вместе с щедростью летней природы души людей наполняются силой общения, дружбы, объединения. Чудный праздник!

Ысыах для Иохельсона

Искусствовед, профессор Зинаида Иванова-Унарова установила, что участник Джузеповской Северо–Тихоокеанской экспедиции Владимир Иохельсон приехал из Среднеколымска в селение Чурапча 5 мая 1901 года, чтобы успеть вернуться в Якутск до вскрытия Лены. Когда он рассказал местным жителям, что собирает материал для далекой Америки, где интересуются традиционными праздниками и обычаями народа саха, специально для него был устроен праздник Ысыах, во время которого Иохельсон сделал много ценных фотографий, которые мы предлагаем вашему вниманию.



Ысыах
- якутский национальный праздник. По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах- встреча Нового года. Ысыах - это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благославляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На Ысыахе люди придерживаются праздничного этикета.

Круговой танец осуохай символизирует замкнутый жизненный круг. Танцующие, двигаясь по ходу солнца, как бы совершают круговорот по времени и пространстве. Участники праздника, взявшись за руки, чувствуют положительную биоэнергию друг друга, восприятия красоты и самовыражения человека.


Национальная одежда . Ысыах - долгожданный праздник для народа саха, его ждут целый год и заранее готовятся к нему - шьют праздничные наряды и делают убранства. На Ысыахе люди идут в нарядном праздничном одеянии. Это не только правило этикета, а дань традициям народа. На Ысыахе проводятся различные обряды и ритуалы. Костюм представляет собой историко-бытовой смысл. Для сохранения традиций ежегодно проводится конкурс национальной одежды, где принимают участие и стар и млад.


Игры Дыгына. Народ саха помнит исторические времена, когда предводитель народа саха- Дыгын поставил перед собой задачу объединить свой народ. Он проводил ысыах, на который созывал из улусов самых достойных, сильных, ловких, сметливых. Дыгын устраивал состязания для богатырей-боотуров. Самые сильные и ловкие удостаивались высоких почестей. Эта традиция сохранилась у народа. Ежегодно на городском празднике "Ысыах Туймаады” проводятся состязания боотуров- "Игры Дыгына”, они являются одним из главных мероприятий Ысыаха. Здесь соревнуются якутские боотуры из разных улусов за почетное звание называться победителем "Игр Дыгына”, чьи имена с уважением передаются из уст в уста, становясь национальными героями. (Туймаада - название долины, в которой расположен г. Якутск и его окрестности)



Конкурс сказителей-олонхосутов . Олонхо - древний героический эпос народа саха, величайший памятник устного народного творчества, в яркой художественной форме отражающий образ жизни, нравственные принципы, обычаи, историю и мировоззрение древнего народа-саха, выражающее торжество добра, гуманизма, гармонии Духа, Человека, Природы. Олонхо передавалось из уст в уста, его хранителями и носителями были сказители-олонхосуты, они были особо почитаемыми и уважаемыми людьми. Олонхосуты были самыми долгожданными и почетными гостями праздника Ысыаха. На празднике денно и нощно слушали олонхо, устраивались состязания онхосутов.


Церемония встречи солнца. Первый день солнцестояния, момент восхода солнца якуты считали великим чудом. Праздник Ысыах в старину якуты начинали со встречи солнца, встречая утреннюю зарю благославляли Уран Айыы Аар Тойона и совершали в его честь окропления священным напитком кумысом, а в качестве священного животного выступал жеребец - Джесегей. Этим якуты демонстрировали радость, наступающему после длинной зимы лету, отмечали пробуждение природы Земли-Матери. Считается, что через солнечные лучи люди зажигаются энергией и силой. Алгысчыт (благопожелатель) готовит людей к церемонии при полной тишине, он, протягивая руки к солнцу, обращается Уран Айыы Аар Тойону о ниспослании здорового духа, силы и бодрости. Лучами восходящего солнца люди очищались от всего греховного, что накопилось за год. Собравшиеся повторяют жесты алгысчыта.

Церемония распития ритуального напитка - кумыс. Кумыс - напиток из кобыльего молока, с древних времен любим якутами. Кумыс у якутов - священный, богатырский напиток и его подношением чтят небесных божеств на празднике Ысыах. Само название праздника Ысыах произошло от слова "брызгать", то есть кропить кумысом богов-покровителей людей и домашних животных. Алгысчыт (заклинатель) разводит огонь и обращается к Верхним божествам, духам огня и земли с просьбой ниспослания благополучия, размножения приплода скота, изобилия и блага. Священным напитком - кумысом угощают уважаемых гостей. Им посвящают торжественную песню тойук, благопожелание (алгыс).

Является самым крупным регионом в России и обладает резко континентальным климатом, который проявляется в холодных затяжных зимах и жарком, но коротком лете. Колебания сезонных температур могут достигать 108 градусов. Но несмотря на эти климатические сложности, жители Якутии любят праздники, национальные забавы и веселье, поэтому в течение года в Якутии есть, куда поехать и на что посмотреть: в республике проходит много ярких событий, привлекающих большое количество туристов и местных жителей не меньше, чем достопримечательности Якутии. О самых интересных читайте в этом материале.

Зимний сезон открывает фестиваль «Зима начинается с Якутии», проводимый в декабре в Якутске. В эти дни к Чысхаану – якутскому повелителю холода – прибывает Дед Мороз, чтобы получив Посох Холода, отправиться в свое предновогоднее турне по стране.

Открывает фестиваль праздничное представление в этническом комплексе «Чочур-Муран». Далее в течение недели горожан и гостей фестиваля радуют разнообразные зимние забавы: конкурс ледовых скульптур, турнир по фигурному катанию, фестиваль зимних видов спорта и просто коллективное катание с ледяных гор.

Для жителя средней полосы это может показаться удивительным: на улице минус сорок, а дети, с полностью заснеженными бровями, ресницами и шапочками, с румянцем во всю щеку, часами могут кататься с гор или на коньках!

Особая программа предусмотрена для гурманов: они смогут насладиться вкуснейшей строганиной из мороженой рыбы, мастерски приготовленной умельцами на «Празднике строганины», а также полюбоваться необычными фигурами и инсталляциями, будь то чум или букет роз, изготовленными из того же материала - тончайших слоев замороженной рыбы.

Ну, а кульминацией праздника становится тот момент, когда будет зажжена огромная новогодняя елка на главной площади Якутска и Символа холода - посох – будет передан Деду Морозу и Снегурочке из Великого Устюга.

Праздник Ысыах / Сергей Доля

Ежегодно в марте, вот уже 14 лет, большое количество народу собирает еще один зимний праздник – фестиваль «Полюс холода». По традиции он открывается ралли-рейдом «Полюс холода» на призы главы города Якутска и имеющим республиканский статус.

Гонка проходит от самого Якутска до поселка Оймякон по легендарной колымской трассе. Экипажи – участники ралли – везут с собой тот самый Посох холода, чтобы до следующей зимы передать его на хранение повелителю холода Чыысхану.

В соревнованиях участвуют как легковые, так и грузовые полноприводные автомобили. Победители получают спортивные разряды. Задача перед участниками стоит не из легких: нужно так подготовить свой автомобиль, чтобы ни снежные заносы, ни шестидесятиградусный мороз были ему нипочем!

Для справки: полюс холода Оймякон - уникальное место на Земле, где среднемесячная температура составляет -61 градус, а самая низкая зафиксирована аж -71,2 градуса!

Ралли-рейд «Полюс холода» /

Гости фестиваля посещают музеи и туристические комплексы Якутска, организуются фотовыставки, ярмарка-продажа изделий народных умельцев, различные спортивные состязания и театрализованные представления. Ну, а тех отважных, кто попадет в село Томтор в Оймяконском районе, ждет праздник оленевода, гонки на оленьих упряжках, подледный лов, выставка-ярмарка национальной одежды. Только одевайтесь теплее, а скучно вам точно не будет!

Летом, в конце июня-начале июля, в Якутии проходит большой традиционный национальный праздник Ысыах. Ысыах – это культовый праздник народов Саха, который имеет древние корни и символизирует единение человека и природы.

С приходом лета в Якутию приходит новый год. Ысыах – это начало нового жизненного цикла, встреча лета, солнца. В древности он был еще и всеобщим днем рождения: прибавить себе год могли лишь те, кто пережил суровую зиму.

Фестиваль «Зима начинается с Якутии» /

Праздник обязательно нужно проводить на природе; ставятся палатки, юрты, горожане выезжают целыми семьями. Особенно широко празднование проходит в местечке «Ус Хатын». Тысячи и тысячи человек, многие в национальных одеждах, съезжаются в эти дни сюда. В это время в Якутии стоят белые ночи, когда солнце почти весь день находится в зените, заходя за горизонт всего на час.

Основное занятие праздника - спортивные состязания. Это соревнования в национальных видах спорта, скачки, борьба. И соревнуются здесь не только ради «спортивного интереса». В древности победа в подобных состязаниях рассматривалась как предсказание счастливого будущего для победившего человека, «добывание» им самим счастливой доли.

Всеобщее единение людей символизирует круговой танец «осуохай», когда танцующие движутся по солнцу в течение всей ночи до утра. Считается, что зашедший внутрь круга заряжется энергией на целый год.

Дети на празднике / Alex Cheban

В 2012 году на празднике Ысыах был поставлен рекорд, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса как «Самый большой хоровод в мире». Хоровод водили на 36 кругах, самый большой из которых вмещал около 500 человек.

Еще одна важная часть праздника – обряд окропления огня и травы национальным напитком – кумысом. Завершается праздник церемонией встречи солнца.

И еще один грандиозный фестиваль проходит в Якутии осенью, в начале сентября. Это – «Бриллиантовая неделя Якутии». По легенде, когда Бог пролетал над Якутией, его руки замерзли, и он выронил почти все свои сокровища, золотые и алмазные.

С тех пор на долю Якутии приходится 90% запасов всех российских алмазов и 25% от мирового объема добычи алмазов. Поэтому именно высококачественные якутские бриллианты и являются визитной карточкой Республики Саха. В течение Бриллиантовой недели вы можете успеть очень многое: посетить производство Якутской алмазной компании – именно там алмазы превращаются в тех самых «лучших друзей девушек».

Кимберлитовая трубка "Мир" /

Побывать на международном аукционе бриллиантов и, примерив кольцо за 3 миллиона рублей, не купить его, убедившись, что оно не слишком подходит к вашему сегодняшнему гардеробу. Побродить по выставке-ярмарке ювелирных изделий, где воспользовавшись значительными скидками, возможно что-то и прикупить.

Слетать специальным авиарейсом в город Мирный, где находится ; побывать там в Центре сортировки алмазов, в уникальном музее кимберлитов, в историко-производственном музее алмазной компании, и, конечно же, заглянуть в Большую Дыру – … Поверьте, впечатления останутся незабываемые!

А вернувшись в Якутск, отправиться на Бриллиантовый Бал – главное мероприятие Бриллиантовой недели, и насладиться видом новой ювелирной коллекции, выступлением звезд эстрады, балета и оперы, а при умении танцевать полонез или менуэт, поучаствовать в самом настоящем балу! Не зря же Якутию называют алмазом на карте России!

Родные просторы

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры Заполярья сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. Волга , Обь, Иртыш, Енисей, Лена , Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный Байкал . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле , было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной статье обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких страниц. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров Северного Ледовитого океана ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга ), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Ысыах (якут. ыһыах) - это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня - день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. Даже корень «сах» этого слова означает огонь, солнечный свет или просто - свет.

Сценарий Ысыаха предусматривает, что на Землю прибудут солнечные божества Айыы. Поэтому для них устанавливается Айыы Сэргэ - божественная коновязь. Ведь боги приедут на своих огненных лошадях.

(якутский сэргэ - «коновязь») - ритуальные столбы у якутов. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде обработанного столба у балагана, у ворот дома («пока стоит сэргэ - семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ - оно должно само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя - для коней людей, и нижняя - для лошадей подземного мира. В прошлом сэргэ устанавливались во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ - для коновязи богов и духов.

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять». В этот день говорят и поют добрые напутствия - Алгыс. Они обращаются не только к Айыы и Тангара, но ещё и к людям и природе - лесам, полям, озерам, рекам.

Позже начинаются рассказы о том, что было сделано, какие моменты в жизни особенно волновали за прошедший год, что было потеряно, а что обретено, чего удалось добиться.

Кстати, последнее использовали в годы социализма. Ысыах столь значим для якутского народа, что его решили не отменять и не запрещать, но прибавить ему советской реальности. В результате на трибуны выходили представители партии и советской власти, руководители хозяйств, простые рабочие и охотники. И говорили о том, как они выполняют пятилетний план. После этого чествовали передовиков и начинались народные гулянья. Конечно, ничего плохого в этом не было, но суть и смысл праздника, как способа единения человека и Неба, был утерян.

Национальный праздник Ысыах

Следует обратить внимание на то, что якутский праздник Ысыах всегда был и остаётся весёлым и по-детски наивным. Сама его атмосфера камня на камне не оставляет от представления о подобных мероприятиях, как о каком-то мрачном языческом мракобесии с кровавыми жертвоприношениями, унылыми шаманом и заунывной музыкой. Вот примеры некоторых состязаний, которые проводятся в ходе празднования. Прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах по меткам, конкурс на поедание наибольшего количества пищи и выпивания наибольшего количества кумыса. Можно подумать, что тоже самое придумывают и пионервожатые в пионерских лагерях или массовики-затейники. Правда, дети и взрослые редко воспринимают такие состязания с восторгом.

В ходе Ысыах же играют с большим энтузиазмом. Дело в том, что каждая такая игра является символическим актом перепрограммирования своей судьбы. Еда играет роль символа достатка, а прыжки позволяют перепрыгнуть через неудачи. В результате люди меняют свою судьбу на целый год вперёд. Меняют в положительном ключе, потому что и в спортивных, и в шуточных состязаниях, как и в гаданиях, счастливая судьба предопределена с самого начала. Ведь происходит всё это перед богами с конскими упряжками за спиной, перед Небожителями, вестниками Отца всего сущего - Тенгри.

Ысыах Олонхо

Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Настолько, что полное название праздника состоит из двух слов - Ысыах Олонхо. Взаимосвязь можно выразить примерно так: Олонхо - охватывает огромнейший пласт пространства и времени. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди - это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях.

В виде эпоса Олонхо представляет собой собрание поэм. В них рассказывается о судьбе племени Айыы аймага, которое было послано из Верхнего мира (Үөhээ Дойду) в Средний (Орто Дойду). Это и есть тот мир, который способны воспринимать люди. Истории рассказывают о том, как происходило заселение, с какими препятствиями пришлось встретиться героям, как они противостояли трудностям. При этом герои часто вступают в схватки с представителями племени Абасы - Нижнего мира (Аллараа Дойду).

По традиции, Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Сказители (олонхосуты) используют особую тональность. Они или проговаривают стихотворные строфы особым речитативом, или поют строфы. Всё это делается с соблюдением особой тональности.

Олонхо полностью пропитано духом тенгрианства. Оно является посланием предков, а основным способом передачи информации древние саха сделали даже не сами стихи, а их символизм и вытекающие из него ритуалы. Какое-то время они практически полностью были заменены театральностью. Сказители читали стихи, танцоры танцевали танцы, даже шаманы кормили кумысом небо, огонь, солнце и лужайки в виде дани традициям с элементами фольклора. Теперь ситуация стала коренным образом меняться. Поговаривали даже о том, что нужно полностью отказаться от театральной стороны и оставить только сакральную часть ритуалов и обрядов. Но такой радикальный подход не прошёл из-за самой природы тенгрианства, которая никогда не ставила во главу угла собственные ценности.

Ысыах в Якутии

Если сделать Ысыах наполненным именно якутскими культовыми обрядами, то как тогда проводить его в или другой точке Якутии, где живут православные и атеисты со своими ценностями? Праздник касается всех, он якутский, но при этом общечеловеческий, поскольку тенгрианство когда-то было не только верой представителей всех тюркских народов, но вообще всего человечества, ибо это вера в Единого Бога.

Якутский ысыах это даже не праздник, а особое состояние. Традиционно в Якутии проводится один главный - Ысыах Олонхо в каком-то районе. Это праздник республиканского уровня. К примеру, в 2017 году он будет проходить в Вилюйском районе, в 2018 году – в , а в 2019 году - в Намском улусе. В это же время Ысыах будет проходить в каждом селении. Это главный праздник всего народа саха, и не только. Наоборот, якуты очень рады гостям и всегда стремятся приглашать самые разные коллективы со всех уголков России.

Осуохай

Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

Согласитесь, непосвящённый турист может сделать снимки и назвать всё это фольклорным танцем. Может быть это так, но при этом ещё и коллективная молитва и медитация.

Ысыах Туймаады

Ысыах в Якутске проводится в местности Ус Хатын. Праздник встречи лета, который проходит в столице Республики Саха, с уважением называют Ысыах Туймаады. В конце июня в местности Ус Хатын, рядом с городом Якутск, собираются люди со всех концов республики, чтобы вместе отпраздновать этот особый праздник. Даже принимает участие в торжественном открытии мероприятии. В течение двух дней здесь проводятся различные праздничные мероприятия: конные скачки, спортивные состязания, танец осуохай, кумысопитие, застолья, концерты с участием звезд якутской эстрады, встреча солнца и т.д. Чтобы не портить национальный якутский праздник, во время проведения Ысыаха продажа спиртных напитков запрещается по всему городу.

Ысыах Туймаады стал настолько известным, что сюда приезжают гости с других городов России, даже представители различных стран. Ведь этот праздник полностью отражает всю сущность якутской культуры. Кроме Ысыаха Туймаады и Олонхо, проводится еще Ысыах молодежи, как говорит само название, праздник встречи лета, посвященный молодежи. Также ежегодно проводится Ысыах Манчаары, праздник со спортивным уклоном. Все уважающие себя спортсмены Якутии ждут этого праздника, чтобы помериться своими силами и обменяться опытом в спортивных состязаниях.

Ысыах. Фото