УДК 316.3: 124.5

ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ

Александр Анатольевич Юрманов, соискатель, ассистент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и инженерная защита окружающей среды»

Забайкальский институт железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения г. Чита, Россия

Для нынешнего этапа развития российского патриотического сознания характерно постепенное смещение от эмоциональных к рациональным компонентам. Вместе с тем наряду с рациональным патриотизмом в нём выявляется существование и воспроизводство разных форм иррационального патриотизма как проявлений негативной эмоциональной реакции на происходящее в стране. В результате российское патриотическое сознание предстаёт как весьма неоднородное и во многом противоречивое явление.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, рациональный патриотизм, «оптимистические» и «пессимистические» формы иррационального патриотизма.

Сегодня очевидно то, что среди исторически возникших и перманентно существовавших духовных, идеологических ценностей российского общества наиболее жёстким, беспрецедентным попыткам переосмысления и смысловым деформациям на рубеже тысячелетий подвергся патриотизм. Стремление преодолеть и уйти от сложившегося и реально существовавшего в СССР советского патриотизма определило появление в общественном сознании начала 1990-ых гг. сниженных трактовок патриотизма, обусловивших толкование его либо как чего-то низменного (патриотизм как инстинктивная привязанность, берущая начало в территориальном инстинкте животных), либо как своего рода рудимента и пережитка советской патриархальной коллективности, либо как консервативной изоляционистской тенденции в развитии социума. В результате в обществе возобладали призывы «преодолеть» и «забыть» о патриотизме как существенном «тормозе» в развитии индивидуальных личностных начал и проведении модернизационных процессов в стране. Дальнейшие события рубежа тысячелетий показали всю пагубность подобных трактовок и установок. В результате отношение к патриотизму становится диаметрально противоположным - он начинает рассматриваться как одно из важнейших эффективных механизмов и средств интеграции и консолидации отечественного социума и преодоления существующих в нём кризисных явлений и процессов.

Для современной России, по мнению исследователей, характерен этап вхождения в своеобразный «консервативный» цикл развития, о чём свидетельствует, помимо прочего, нынешняя ориентация правящей элиты именно на государственный патриотизм и связанное с этим развёртывание различных общественных дискуссий (в том числе о национальных ценностях, национальных интересах, о специфике российской истории и российской государственности, об особом месте России и её миссии в мире, о формуле общенациональной идеи и др.) . Всё это вкупе обусловило беспрецедентный интерес к особенностям современного состояния, условий и факторов развития патриотизма и патриотического сознания в российском обществе, их научной рефлексии. В данной работе нам хотелось бы рассмотреть некоторые стороны внутренней эволюции патриотического сознания в современной России и произошедших в нём изменений.

Патриотизм, представляя собой структурно и содержательно весьма сложное образование, выступает как результат эволюции высокоразвитого, активно рефлектирующего самосознания и проявляется «в виде органического триединства: (а) переживания любви к своему отечеству, его народу, языку, искусству и культуре в целом, осознание которого формирует (б) совокупность взглядов и представлений, оформляющих собственно идею Отечества, а также ценностных ориентаций и установок, требующих (в) своего реального воплощения в разнообразной социальной деятельности» . Отсюда в структуре

патриотического сознания выделяются три тесно взаимосвязанных уровня - эмотивный (уровень патриотических чувств), рациональный (уровень патриотического самосознания как совокупности соответствующих идей, взглядов, концепций) и конативный (уровень патриотических установок и поведения). Исходя из этого следует расценивать как неправомерные и, безусловно, односторонние обнаруживаемые в научной литературе попытки редукции и весьма упрощённой трактовки патриотизма как явления либо лишь только сугубо эмоционального, либо, напротив, рационального, либо деятельностно-волевого.

Патриотизм формируется в процессе социализации индивида и начинается с естественной бессознательной привязанности человека к отчему дому и родному краю благодаря восприятию непосредственной территории своего проживания, её природных особенностей, быта, образа жизни, особенностей национальной культуры, искусства, что сопровождается возникновениием целой гаммы сложных эмоций, чувств, переживаний, настроений, способствующих освоению и закреплению в сознании индивидов патриотических стереотипов, идеалов, установок, ориентаций, традиций и т.п. Последние в формирующемся патриотическом сознании личности усложняются и дифференцируются во времени под воздействием личностной рефлексии, эволюционируя постепенно от изначально наиболее сильной и вещественно-конкретной любви к так называемой «малой» родине (местного патриотизма) к любви к «большой» родине (страновому, общенациональному патриотизму)

Свою полноту и завершённость патриотизм способен обрести только тогда, когда на основе совокупности чувств к «малой» и «большой» родине (к отечеству) возникает патриотизм как система особых теоретических построений (идей, взглядов, убеждений), реализующихся через политические, правовые и иные идеологические формы, и проникнутые этими чувствами и идеями соответствующие действия, поступки людей, отражающие определенный уровень развития их патриотического сознания. С данных позиций формирование патриотизма предстаёт как процесс постепенной генерализации, последовательного расширения в патриотическом сознании объёма представлений и стереотипов о своём родном крае и отечестве (отчий дом - отчий край - отечество; родители -род - народ), движения от разнообразия патриотических чувств к их разного уровня рационализации.

Лабильный, подвижный характер структур патриотического сознания детерминирует различную направленность его эволюции. В нём под влиянием различных жизненных обстоятельств способен возобладать и стать доминантным любой из его структурных уровней. Исследования нынешнего состояния российского патриотического сознания показывают, что для его эволюции характерно постепенное смещение от эмоциональных к рациональным компонентам. Существование рационального патриотизма сегодня строится на анализе конкретных реальных процессов и тенденций, на позитивном отношении к ним. При этом он опирается не на абстрактный и слепой оптимизм, а на критическую оценку реальности, не переходящую в пессимизм. Данная разновидность патриотизма, на наш взгляд, сегодня наиболее субъективно и объективно оправданна, поскольку предполагает конструктивный подход к разделению ответственности за происходящее в России, в том числе и личную долю этой ответственности для каждого россиянина.

Однако наряду с рациональным патриотизмом в определённых сегментах российского общества выявляется существование и воспроизводство так называемого иррационального патриотизма как ответной не рациональной, а эмоциональной реакции на неудовлетворённость разными сторонами происходящих в стране процессов.

Результаты исследований состояния российского патриотического сознания позволяют зафиксировать в нём наличие целого ряда конкретных форм иррационального патриотизма . Анализ данных форм представляются весьма необходимым и актуальным, поскольку позволяет «заглянуть» в патриотическое сознание в ситуации утраты им своих рациональных оснований, а такая ситуация, несомненно, является тревожной и во многом опасной не только для внутренней эволюции патриотического сознания, но и для развития социума в целом.

На наш взгляд, данные формы по своей направленности и содержанию можно разделить условно на «оптимистические» и «пессимистические». К числу первых можно отнести такие формы иррационального патриотизма, как оптимистическая и ностальгическая.

Оптимистический патриотизм проявляется в ситуации, когда, несмотря на негативные оценки многих происходящих в стране явлений и преобладание негативных эмоций, восприятие и образ Родины всё же остаётся достаточно позитивным. Ведущим субъективным основанием подобного оптимизма выступает уверенность в том, что всё негативное в настоящем есть не более чем временное, преходящее явление, и питающая его надежда на возможное, даже быть может очень скорое улучшение ситуации. Убеждённость в подобном развитии событий порождает в сознании индивидов идеализированный образ более «светлого» будущего, что, естественно, компенсирует негативные эмоции, связанные с «несовершенным» и «плохим» настоящим. Воспроизводство оптимистического патриотизма, таким образом, связано, прежде всего, с вытеснением негативных эмоций, обусловленных фрустрированным мироощущением и мировосприятием, и поддержанием образа принципиально иного, «улучшенного» образа отечества.

По своей направленности своеобразным антиподом оптимистическому патриотизму выступает такая форма иррационального патриотизма, как ностальгический (или ретроспективный) патриотизм. Для его носителей основным способом избегания и устранения негативных эмоций в восприятии сегодняшней Родины предстаёт перманентная ностальгическая устремлённость в прошлое. В отличие от оптимистического патриотизма, основанием для его воспроизводства выступает обращение и педалирование на таком позитивном образе России, который был когда-то в отечественной истории на определённом этапе её экзистенции. Ностальгический (ретроспективный) патриотизм базируется на странном, хаотичном смешении фрагментов реминисцентных образов СССР, императорской России и даже Московской, и Киевской Руси, которые обрели в рамках данной формы иррационального патриотизма возможность своего «посмертного существования» (Ж. Бодрийяр). Подобная оптика делает доминантным для пат

ЖОВТУН ДМИТРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ - 2015 г.

  • ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЗМА КАК ФЕНОМЕНА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

    КАПЦЕВИЧ ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - 2014 г.

  • ТЕМА: «Развитие у учащихся патриотического сознания, формирование нравственной и гражданской позиции в рамках ФГОС 2 поколения в МБОУ СОШ№1 ЗАТО Озерный»

    Патриотическое воспитание очень широкое направление в деятельности школы. Что же входит в это понятие? Среди национальных ценностей патриотизм стоит на 1 месте. А рядом такие понятия, как духовность, нравственность, гражданственность.

    Поэтому закономерно, что вопрос воспитания достойного гражданина России в наше время приобретает особую важность.

    Свидетельством понимания в обществе важности гражданского воспитания является Концепция духовно-нравственного развития гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», ежегодными посланиями Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, на основе которой создан ФГОС 2-ого поколения.

    Поэтому именно на школу возлагаются основные задачи по духовно-нравственному развитию личности гражданина России.

    В нашей школе эта работа базируется на 4 школьных проектах:

    - «Я- гражданин России»

    - «Здоровье на «5»»

    - «Традициями сильны»

    - «Мы- звезды»

    До введения ФГОС 2 поколения в практику школьного образования ,наша школа уже имела опыт организации внеурочной деятельности, направленной на патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащихся. В настоящее время происходит совершенствование этой деятельности.

    На наш взгляд проблема воспитания духовно-нравственных ценностей стоит довольно остро перед современным обществом. Из-за того, что молодое поколение плохо понимает, что такое духовные ценности и нравственные нормы, зачастую путая их.

    В основе гражданского образования в нашей школе лежит проблема формирования законопослушного гражданина, развития у учащихся чувства гражданственности. . Оно подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

    Как внедрить духовно-нравственные ценности в сознание современного молодого человека и каким должен быть набор этих ориентиров - сегодня нет однозначного ответа.

    В послании Федеральному собранию РФ Президент РФ В.В.Путин обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики и без которых мы не можем представить нашу страну. Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, свобода слова и вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА О МЛАДШИХ И СТАРШИХ; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА В РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией»

    Для полноценного духовно-нравственного развития учащихся необходима собственная гражданская позиция педагогического коллектива школы.

    Мероприятия деятельности ( экскурсии, уроки мужества, проекты, вахты памяти, концерты к знаменательным датам, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, КТД и другие) организуются в нашей школе в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования .

    В ситуациях, когда школа, учитель формирует толерантное, гуманное отношение к людям, а дома ему говорят, что человек человеку волк, мы с Вами должны быть Волшебниками , чтобы суметь переубедить, перетянуть одеяло на себя. А поэтому особое внимание должно уделяться формам проведения таких мероприятий как: диспуты, круглые столы, встречи с интересными людьми, игры, соревнования, инициатива должна идти от самих детей. В противоположном случае мы только будем убеждать учеников в том, что все, что они слышат из уст учителя ничего общего не имеет с действительностью. Ведь патриотизм - это чувство, а заставить чувствовать нельзя.

    Для формирования нравственной и гражданской позиции школьников считаем необходимым соблюдение следующих условий:

    1. В школе воссоздаются элементы взрослой

    гражданской жизни (например: школьное самоуправление )

    2. Основные элементы школьной жизни приводятся в соответствие с

    демократическим ценностями. (выборы Президента)

    3. Гражданское образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с дивизией, учреждениями культуры, образования и др.

    Проект «Я - гражданин России» является для нашей школы приоритетным.

    Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Формирование сознания «Я - гражданин России» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека. Необходимо переосмыслить вопросы гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении мы ищем новые формы работы и совершенствуем уже имеющиеся.

    Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.

    Всё это определяет актуальность разработки и реализации школьной программы патриотического воспитания « Я - гражданин России», а её реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

    В рамках реализации проекта «Я - гражданин России»в школе прошло много мероприятий.

    Так, 26.10.2013г. коллектив учителей и учащихся школы принял участие в межмуниципальном фестивале народного творчества «Юность комсомольская моя!»Выступление стало не только яркой демонстрацией творческих талантов, но и наглядным примером единения, общности взглядов представителей разных поколений, успешного симбиоза учителей и учеников всех трех ступеней!

    Государственная символика является частью истории и культуры страны. Ознакомление с важнейшими государственными символами - гербом и флагом нашей страны, Тверской области, гербом Озёрного, традиционно входит в содержание патриотического воспитания. Так 1-4 классах прошли тематические классные часы «Государственная символика» . В 6-9 классах учителями истории подготовлены интеллектуальные игры, викторины на тему «Конституция РФ-главная книга страны», «Символы Твери».

    Учащиеся 1-8 классов участвовали в конкурсе рисунков «История герба и флага Тверской обл.», учащиеся 5-11 классов - в конкурсе сочинений .

    В честь празднования дня РВСН учащиеся 5-х кл. с кл. руководителями посетили музей Боевой славы дивизии, поздравляли на дому ветеранов ВС.

    Формировать политическую и правовую культуру, гражданскую позицию учащихся помогают проведение выборов на пост президента РМиД, деловая игра «Я - будущий избиратель», тематические классные часы в 1-11 классах «Главные выборы страны»,встречи с председателем ТИК ЗАТО Озерный Шитиковой Е.П. по основам избирательного права.

    По итогам школьного проекта учителем истории Свириной Л.В.был подготовлен и проведен тематический вечер«Россия-Родина моя» .

    С 13 января по 8 марта 2014 года в школе реализовывался проект «Традициями сильны».

    В рамках реализации проекта проведен цикл мероприятий

    Так, 15 февраля в актовом зале школы прошла встреча с земляками-участниками войны в Афганистане. Учащимся 5-11 классов и педагогам школы выпала возможность встретиться с участниками афганской войны, теми,кто с достоинством и честью прошел огонь боев. Тех из «Афганцев»,которые по причине болезни не смогли прийти- ребята чествовали на дому. Учащиеся 8 «А» класса подготовили видеопрезентацию о тех годах, со сцены звучали проникновенные стихи и песни в исполнении учителей и школьников, педагога доп. Образования Семенова С.Н.,танцы,тронувшие сердца,подготовленные Гуревич М.Л.. Встреча оставила неизгладимое впечатление в сердцах всех присутствующих.

    В преддверии Олимпиады в Сочи, в школе впервые проводились Малые Олимпийские игры среди учащихся среднего звена. Участников приветствовала богиня правосудия Фемида. Тренер-преподаватель ДЮСШ Мочалова И.Л. рассказала об истории Олимпийских игр, звучал Олимпийский гимн. Неделю участники соревновались в личном и командном первенстве. В день закрытия Олимпиады в Сочи-были подведены итоги и вручены награды победителям и участникам.

    За учащимися МБОУ СОШ №1 закреплено 20 ветеранов ВОв , детей войны, жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла, проживающих на территории ЗАТО Озёрный и 22 педагога-пенсионера школы , не работающие в данный момент. Так же в рамках акции «Спешите делать добро» посильная помощь оказывается вдовам ветеранов, детям войны, не закреплёнными за школой и проживающими на территории ЗАТО Озёрный и п. Выползово.

    В течение года школьники организовывали поздравления к праздникам, оказывали посильную помощь в бытовых вопросах, собирали информацию о своих прадедах-участниках Вов в рамках акции «Спасибо деду-за Победу!», участвовали во время каникул в работе поисковых групп. В дар школьной музейной экспозиции учащимся Царевым Д. были переданы предметы, найденные на местах боев во Ржевском районе, а Карпешиным М. переданы боевые и юбилейные награды его прадеда.

    3 года в каждой параллели начальной школы в рамках ФГОС 2го поколения работает кружок «Я-гражданин России»,на занятиях которого дети овладевают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

    Воспитатели 2-й смены пришкольного оздоровительного лагеря главной целью в работе ставили воспитание патриотизма через уважение к историко-культурному наследию своей малой родины. Воспитанники приняли активное участие в мероприятиях, посвященных Дню города. Увлекательно прошла экскурсия «Улицы нашего городка», после которой каждый отряд создал презентацию о памятных местах Озерного.

    Председателем ТИК Шитиковой Е.П. проведена викторина о государственных символах. Учитель музыки Шорина Т.А. на протяжении всей смены вела кружок фольклорной песни. Ребята окунулись в атмосферу народных песен и танцев.

    В рамках исследовательской работы в этом учебном году мы планируем пополнить школьную музейную экспозицию материалами из истории улиц Озерного, и о наших земляках-воинах-интернационалистах.

    Очевидно, что необходимы изменения приоритетов в воспитательной работе . А самое главное, патриотическое воспитание должно проводиться совместно с семьей и через семью . Наша школа - это большая дружная семья, объединяющая родителей, учеников, учителей. Так уж повелось, что всегда все школьные вопросы решались и решаются с родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся помощниками и партнерами в воспитании детей. Папы и мамы проводят классные часы, праздники, организуют экскурсии, спортивные соревнования, становятся членами жюри в смотрах-конкурсах учащихся. Мы уверены, что именно родители, работа с семьей поможет развить у школьников патриотическое сознание, сформировать нравственную и гражданскую позиции, что даст новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. А значит, будущее начинается с семьи .

    Мы работаем и применяем 3-мерный подход: (Схема: линейность-системность-воссоздание реальности).

    1)Линейность - важные темы или линии, позволяющие развить чувство патриотизма у ребят. Человек научиться любить свое Отечество тогда, когда научится любить и ценить себя, свой род, свою семью, школу, окружающий мир, городок. В преддверии 70-летия Великой Победы особое внимание уделяем теме Вов. Работа проводится от малого к большому, от простого- к сложному.

    2)Системность: А именно: какая-то линия или тема прорабатывается во всех классах. Например: «Подвиг народа бессмертен»

    Все эти темы отрабатываются из года в год, и к 11 классу учащиеся осознанно, глубинно знают эту тему.

    В науке считается, что только те знания запоминаются, которые были повторены не менее 7 раз.(5-11кл). А мы не только запоминаем, но и расширяем знания учащихся, учитывая возрастные особенности.

    3)Воссоздание реальности: Наукой доказано, что человек применяет только 30% знаний. А наша задача, чтобы чувство патриотизма не только осознавалось разумом, но принималось душой, когда эмоции проходят через сердце и остаются там. Для этого по отдельным линиям проводятся тематические мероприятия.

    В целом решению многих аспектов поставленной проблемы помогает программа духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников. В рамках программы духовно-нравственное воспитание рассматривается как одна из граней личности гражданина и патриота.

    Таким образом, основной целью развития у учащихся патриотического сознания и формирования нравственной и гражданской позиции в рамках ФГОС 2 поколения, в нашей школе ставится раз-витие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культур-ных традициях многонационального народа Российской Фе-дерации.

    У нашего будущего-лица наших учеников!!!

    вера григорьева
    Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями через историю и обществознание

    Григорьева Вера Николаевна

    Закончила : ГОУВПО г. Биробиджан.

    Специальность по диплому : Учитель и логопед школ детей с нарушением интеллекта по специальности «Олигофренопедагогика»

    Место работы : ГКГОУ ШИ 14

    Педагогический стаж работы : 30 лет

    Прошла аттестацию : 2015 год

    Присвоена : Первая квалификационная категория

    Тема : «Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки истории и обществознания »

    Цель : формирование у детей с ОВЗ гражданско-патриотического сознания , верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

    Для достижения цели, поставлены следующие задачи :

    Повышать качество духовно-нравственного и патриотического воспитания, приобщать к истории Отечества , обучать одобряемому поведению.

    Введение.

    В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания . Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения.

    В статье № 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности : «Воспитание гражданственности , трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ

    «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г. г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан .

    Человеку и гражданину России важно знать ее историю , духовные истоки и традиции , чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогом - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин , Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

    Патриотическое воспитание в - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодежи патриотического сознания , чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга . Процесс патриотического воспитания в специальных (коррекционных) классах является трудным и его результат не так ощутим, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с (ОВЗ) . Такой подросток с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения , ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

    Ведущая педагогическая идея опыта : заключается в создании необходимых условий, способствующих воспитанию патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства , любви к Отечеству, своему народу. Создание системы по формированию гражданской компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья , которая включает гражданско - правововые нормы и ценности. Умение адекватно слушать, ставить себя на место другого человека. Толерантное отношение к другому мнению, иной позиции и образу жизни. Поиск новых знаний через уроки истории и обществознания , стремление к саморазвитию.

    Условия возникновения, становления педагогического опыта : на сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско -патриотического воспитания учащихся с ОВЗ является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско -патриотическое воспитание. У детей с ОВЗ прослеживается недостаточно сформированное гражданско-правовое сознание , патриотические чувства. Восстановлению и развитию гражданско-патриотического сознания учащихся способствует активная, грамотно организованная работа на уроках истории и обществознания . Работа по выявлению учащихся была начата с анализа фактического состояния уровней общей осведомленности учащихся по данному направлению.

    Ведущая педагогическая идея опыта.

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования гражданско-патриотического сознания учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки истории и обществознания , которая позволит создать условия для саморазвития, самореализации, творческой активности школьников.

    Длительность работы над опытом. Работа над опытом длилась в течение 3 лет.

    1 этап – Теоретический. Была определена область исследования. Проанализировано состояние проблемы исследования в научной и методической литературе, определена цель, задачи деятельности, сформирована ведущая педагогическая идея.

    2 этап – Диагностический.

    На втором этапе проводилась диагностика с целью выявления первоначального состояния гражданско- патриотического сознания обучающихся с ОВЗ . На основе результатов, полученных в процессе проведения данной диагностики был составлен календарно -тематическое планирование, в ходе которого обосновывались условия эффективности гражданско-патриотического сознания школьников через уроки истории и обществознания .

    3 этап – Контрольный. На третьем этапе сформулированы основные выводы , отработаны и систематизированы результаты, подведены итоги. Диапазон опыта охватывает систему урочной деятельности учащихся по истории , обществознанию , в 7,8,9 классах направленную на повышение эффективности гражданско – патриотического сознания детей с ОВЗ

    Теоретическая интерпретация опыта

    Приступая к обобщению своего опыта работы , хочу отметить ряд противоречий и затруднений, которые мне приходиться решать в своей педагогической деятельности. Одним из основных противоречий в современном образовательном пространстве, на мой взгляд, является противоречие между существующим уровнем гражданского самосознания наших учеников и требованиями морали и нравственности.

    Актуальность опыта гражданско -патриотического воспитания продиктовано самой жизнью, состоянием молодого поколения. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодёжи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг» , «честь» , «духовность, «патриотизм» , вносит свой негативный вклад в морально-психическое состояние школьников. Данная тема актуальна и для школьников с ограниченными возможностями здоровья . У них не сформирована культура общения между детьми и взрослыми, не сформированы знания традиционных норм поведения, недостаточные знания истории своего Отечества , выдающихся соотечественников.

    Теоретическая база опыта : передовой отечественный опыт по патриотическому воспитанию отражен в трудах К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, В. А. Бухвалова, Н. Е. Щурковой, Е. Н. Степанова, В. А. Караковского, П. В. Степанова.

    Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 с поправками от 21.07.2014 11-ФКЗ;

    Конвенция о правах ребенка;

    Федеральный закон «Об образовании» №273 ФЗ от 29.12.2012;

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

    заключается в Индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе

    Новизна опыта основана на принципах педагогики сотрудничества и личностно – ориентированного взаимодействия с детьми, так как несформированность у обучающихся качеств патриотизма , требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов работы . Работая с детьми разного уровня развития, моя работа строится на личностно-ориентированно подходе, что позволяет учителю большие возможности видоизменять формы проведения урока , учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач, использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории : побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала, создавать педагогическую ситуацию с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием, применять дискуссионные формы обучения .

    Адресная направленность опыт может быть использован на уроках истории и обществознания в коррекционных школах 8 вида.

    Технология опыта : в результате проб и ошибок в своей работе, несмотря на все- то обилие технологий, что есть в современной педагогике, всегда нужно подходить разумно и взвешенно к использованию тех или иных методов и приемов. Но всегда надо помнить, что оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методик способствует более успешному процессу овладению ключевыми компетентностями учащимися.

    Изучение курса истории идет под непосредственным руководством учителя, организующего процесс усвоения исторического материала с использованием различных методов, приемов, средств в целях более прочного усвоения знаний и развития познавательной активности детей. Выбор методов осуществляется с учетом возможностей учащихся и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности .

    Я работаю со школьниками по учебнику Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина Мною были разработаны календарно-тематическое планирование к этому учебнику. Когда я приходила к семиклассникам и объясняла подросткам, что такое история : «Зачем нам всё это нужно? Мы живём в современном мире, о прошлом знать обязаны». Узнавая прошлое, мы видим, что в далекие времена наши предки испытывали огромные трудности, невзгоды, лишения. Но, несмотря на все тяготы, жизнь продолжалась.. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. Так происходило знакомство школьников с новым для них предметом. Каждый культурный человек, каждый гражданин своего Отечества обязан знать историю своей Родины , что мы – должны быть патриотами своей страны. Человек без знания истории не может считать себя культурным, образованным, не может быть достойным гражданином РФ . Поэтому обучать детей истории и формировать у школьников с особыми образовательными потребностями чувства гражданственности и патриотизма , любви к малой Родине происходит неразрывно и на каждом уроке.

    Изучая курс 7 класса :

    «Наша Родина – Россия» ; «Моя родословная» . Цель такого урока : закрепить и расширить общественно- историческое представление и первоначальное понятие о нашей Родине, дать элементарные сведения о родословной человека. Научить учащихся составлять генеалогическую таблицу своей семьи; показать, что личная история и история семьи каждого учащегося являются частью истории страны . Воспитательная задача такого урока – это воспитание чувства любви к своей Родине, ее людям и своей семье. Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье : маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма . На примерах деятельности исторических личностей , таких как Александр Невский, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский ставила цель сформировать у школьников идеалы социальной справедливости, дух сплочения и независимости русского народа.

    Формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, обществу , народу, их истории , культуре, традициям. Уроки истории в коррекционной школе дают возможность на доступном для них уровне узнать об основных событиях в истории соей Родины . Формируется уважительное отношение к историческим личностям , которые внесли сой вклад в развитие государства; формируется понимание того , что результат их деятельности – это упорный многолетний труд. Воспитательной задачей уроков является : вызвать у учащихся чувство гордости за русский народ, который не потерял самобытности общерусского характера , проявил чувство единства в сознании своего права на независимость, свободу и любовь к Родине. Русский народ является творцом материальных и духовных ценностей. У обучающихся на уроках формируется бережное отношение к историческому достоянию , пробуждает у учащихся понимание красоты русской культуры.

    В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в . до конца XIX в. Этот материал позволяет раскрыть историю Единой России , Правление Петра I и Екатерины II, рассказать о героях нашей родине и о незабываемых подвигах. Отечественная война 1812г. был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания . Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории . Участники событий 1812- это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе дошла до нас, и не может быть предана забвению.

    Изучая достижения русского военного искусства передо мной, встаёт задача познакомить учащихся с подвигами русских воинов под командованием А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова, способствовать военно-патриотическому воспитанию искусства

    Изучая курс 9 класса было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественных войн. Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.

    А так же изучения курса «перестройки» Изучения суждения, что служение только России для российских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками , был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам, человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней.

    Так же по всему курсу истории и обществознания были включены уроки изучения регионального компонента, через которые формирования патриотизма идет через воспитание любви к малой родине – городу, ученическому коллективу, местным особенностям и традициям. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

    Так же на уроках обществознания ведется работа на уроках по основным направлениям патриотического воспитания, помогает учащимся в освоении и реализации своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, умению выработать индивидуальный опыт жизнедеятельности. Оказывает влияние на формирование духовно-нравственного единства в школе. Способствует развитию духовных ценностей школьников, необходимых для становления личности учащихся с ОВЗ.

    К вышеизложенному хочется добавить, что учитель может работать успешно только в том случае, если он не просто дает уроки, но и ведет исследование, изучая своих учеников, их особенности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и методов.

    Разработка и реализация системы по гражданско -патриотическому воспитанию личности обучающихся на уроках истории и обществознания .

    Мною использовались следующие методы : наблюдение за процессом обучения истории , метод изучения ученических работ и школьной документации, беседа, тестирование обучающихся .

    1. Визуальные источники .

    На каждом уроке стараюсь использовать визуальные источники (картины, рисунки, фотографии , которые имеют целью создать зрительный образ, что является основой изучения материала.

    Изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство . В учебной деятельности картина, рисунок, плакат, карикатура, как и любой другой вид источников выступают носителями новых исторических знаний . Помимо этого, они выполняют функцию иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения . Активное включение изобразительных материалов в процессе обучения обеспечивают современные компьютерные технологии.

    2. Исторические документы .

    Работа с историческими источниками играет большую роль в изучении истории . Педагогическое воздействие исторических источников определяется не только их содержанием, но и стилем, эмоциональностью изложения. Источники значительно расширяют круг социальной информации , и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников. Работа с историческими источниками учит мыслить , рассуждать, извлекать информацию , подмечать черты отдаленной исторической эпохи . Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации , способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской деятельности.

    3. Кинофрагменты

    Такая форма проведения урока оказывает неизгладимые впечатления в сердца детей. Обычно обучающиеся очень хорошо воспринимают фильмы, воспитательное значение его велико и после просмотра, ответив на поставленные вопросы, необходимо подвести итог.

    5. Игровые формы работы

    Чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроках, я использую задания, мотивирующие познавательную деятельность, а именно те, которые обладают определенной привлекательностью для учащихся. Эти задания при всем их разнообразии объединяют два качества : во-первых, от ученика их решение требует привлечения опыта, лежащего вне предметной сферы, в известном смысле уравнивает шансы всех учащихся независимо от уровня их осведомленности в области данного учебного курса; во-вторых, результат выполнения этих заданий легко проверяется и одновременно свидетельствует об определенном прогрессе в области изучения предмета, т. е может быть объектом оценивания.

    В дальнейшем мною планируется использование в работе методов теоретического исследования. Метод теоретического исследования связан с изучением литературных источников . Для дальнейшего развития специальной методики большое значение имеет анализ научно-методического наследия в области преподавания истории в специальной (коррекционной) школе. Изучение литературных источников дает возможность увидеть , как освещались различные проблемы методики преподавания предмета в прошлых и в современных публикации.

    РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА. Результативность данного педагогического опыта определялась по следующим критериям :

    1Отношение к родной природе

    2. Отношение воспитанников к обществу ;

    3. Отношение к людям;

    4 Определение характера отношения школьников к Отечеству.

    сформированности гражданского и патриотического сознания личности (см. таблица 1) .

    Учебный год класс Отношение к родной природе Отношение к людям Отношение к отечестве Отношение к обществу

    2014-2013 7 22% 10% 15% 20%

    2015-2014 8 36% 32% 28% 40%

    2015-2016 9 58% 62% 52% 78%

    Результативность опыта отслеживалась в течение трех лет посредством мониторинга. Результаты изучения по методике П. В. Степанова, Д. В. Григорьева , позволили выявить уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности Данная диагностика свидетельствует о положительной динамике сформированности гражданско-патриотического сознания . Активная деятельность учащихся на уроках способствует воспитанию творческой инициативы их самостоятельности и положительно отражается на результатах участия школьников в олимпиадах, конкурсах различного уровня (см. таблица 2-3) .

    Результаты участия обучающихся в очных , заочных олимпиадах, конкурсах, конференциях

    год мероприятия Ф. и. учащегося класс Результат учащегося

    2016 Защита проекта Стасько Виталий 8 свидетельство

    2016 Международная олимпиада по обществознанию Надежкин Денис

    9 Диплом 1 степени

    2016 Всероссийская олимпиада по обществознанию

    «Обществознание-наука об обществе »

    Стасько Виталий

    8 класс Диплом

    Международная олимпиада по истории

    Рябова Дарья 7 класс Диплом 1 степени

    Заключение

    На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

    Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства . Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей , культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию .

    Формирование гражданина патриота одна из важных функций школьного предмета «История » . Чем нравственнее личность, тем сильнее нравственный дух народа, как науки, имеющей историческую перспективу .

    Настоящая работа - попытка обратить внимание на проблему, связанную с нравственным воспитанием личности. Уроки истории могут стать стержневыми в сфере нравственного воспитания человека. Современные образовательные технологии нельзя назвать совершенными в этой области. Предмет «История » может сыграть ключевую роль в складывании системы ценностей у учащихся. Нельзя отделить учебу от воспитания, а воспитание от учебы.

    Анализ, проведенный в данной работе, показал, что в нашей стране есть богатейшее наследие, которое стоит использовать в качестве нравственного и духовного богатства.

    Опираясь на свой педагогический опыт, обобщенный в третьей главе данной работы можно сделать следующие вывод - воспитательная задача нравственного характера, связанная с формированием ценностей у учеников может решаться различными путями :

    а) через личность учителя ;

    б) через историю ;

    в) через применение новых методик и технологий.

    Боброва О.А.

    Учитель русского языка и литературы

    Международный образовательный форум «Глинские чтения» . Июль 2008 г.

    Формирование патриотического сознания учащихся

    Патриотизм – высшее

    выражение духовности человека .

    Иван Александрович Ильин

    Конечная цель работы школы, а значит, каждого учителя – воспитание гармонично развитой личности. Но сегодня, когда СМИ откровенно пропагандируют культ комфорта и удовольствий, стремление взять от жизни всё и вполне естественным рисуют путь человечества к животному началу - это непростая задача.

    Подмена духовных ценностей на фальшивые во многом почти осуществилась: стираются границы между добром и злом, пороки выставляются напоказ как допустимое, равнодушие к происходящему становится нормой, родители находятся в вечной гонке за золотым тельцом, объявляя её самой важной, необходимой для взращивания своего чада. Воспитание и развитие ребёнка отодвигают на второй план. Главное –накормить и обуть, обеспечить… Выросло поколение мам, спокойно курящих в присутствии своих детей и распивающих различной степени крепости спиртные напитки. Сложно даже представить, что они способны думать о нравственном воспитании и духовном развитии своих детей, являя собой образец безнравственного поведения…

    Сбывается план Алена Даллеса, разработанный ещё в 1945 году: «Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить…Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа и окончательного, необратимого угасания его самосознания… Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию,животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, шовинизм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: всё это мы будем ловко и незаметно культивировать…

    И лишь немногие … будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище» .

    Итак, идёт война, настоящая идеологическая война. Народ уничтожается при равнодушии или полуравнодушии общества.

    Что же делать нам, учителям, представителям передового рубежа этой бескровной битвы? Ведь мы-то с вами видим, как уничтожается наше подрастающее поколение, а значит, уничтожается будущее России! Как предотвратить превращение детей в безликую толпу человекоподобных, озабоченных лишь хлебом насущным?Что должны противопоставить мы повреждению здравомыслия и растлению духа подрастающего поколения?

    Возникла реальная необходимость качественного улучшения воспитания молодёжи.На первое место должно ставить заботу о духовном развитии, нравственном воспитании. Необходимо прививать интерес к своим «корням»: традициям, культуре, истории родного края и Отечества.Необходимо взращивать в детях внутреннюю мотивацию для добросовестного служения Отечеству и народу, формировать патриотическое сознание и развивать рефлексивное мышление учащихся.

    Безусловно, и на уроках мы не просто обучаем детей азам той или иной науки, а стараемся воспитать человека, заронить в его душу зерно добра, способность отличать истинное от ложного, но этого недостаточно,чтобы сформировать патриотическое сознание. Важно целенаправленно заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

    Осознание «чувства Родины», понимание значения истории Отечества в жизни человека изменит мировоззрение, откорректирует ценностные ориентации, определяющие устремлённость личности к идеалу, то есть поднимет подростков на более высокий уровень духовно-нравственного развития.

    Именно такое понимание задачи вызвало у меня желание разработать курс внеклассных занятий по патриотическому воспитанию учащихся.

    Для выявления нравственных идеалов, иерархии ценностей, степени осознания учащимися себя в окружающем мире я использовала психологический метод диагностики по рекомендации к.п.н. В.В.Выговской – анкетирование: Кто я? Какой Я? Мои стремления… Выбор ценностей.

    По результатам обработки данных анкет разработала курс из 12 занятий по формированию патриотического сознания учащихся продолжительностью 1 и 2часа (с учётом предварительного и заключающего тестирования).

    В основу курса легли личные встречи с интересными людьми, понимающими необходимость воспитания в подрастающем поколении чувства любви к Родине, и заочное знакомство с героями-патриотами разных времён,основанное на просмотре фрагментов видеофильма Ольги Дубовой «Герои нашего времени» и видеофильма о Максиме Трошине«Песней наполнено сердце моё…»

    На занятии«Родина моя» разговор шёл о том, почему нужно почитать и любить отца и мать, почитать и любить Родину. Что значит любить Родину, быть патриотом?

    Из встречи с вдовой нашего земляка Анной Павловной Грабинойребята узнали о земляке-патриоте - гениальном конструкторе артиллерийского вооружения Василии Гавриловиче Грабине, верно служившем Родине как на гражданском, так и на военном поприще.

    Анна Павловна рассказала ребятам о том, как рос и учился Василий Гаврилович, как настойчив был в достижении поставленной цели.

    Интересный, увлекательный рассказ позволил ребятам познакомиться с особенностями быта начала 20 века, представить трудности, которые ожидали многих детей,желающих учиться, но не имеющих такой возможности.

    Жизненные истории, произошедшие в детстве с Васей Грабиным, позволили ребятам создать образ мальчика, никогда не унывающего, настойчивого, честного, смелого,любящего сына и помощника родителей.

    Уверенность в том, что он сможет овладеть знаниями по любой дисциплине, способность отказаться от всего ради учёбы – вот что позволило Василию Грабину стать «уникумом» (так назвали его члены экзаменационной комиссии Военно-технической академии имени Ф.Э.Дзержинского).

    Ребята смогли убедиться, что настойчивость в овладении знаниями, непреклонность в достижении цели и смелость в принятии важных решений позволили Василию Гавриловичу стать выдающимся конструктором, достойным сыном Отечества: в годы Великой Отечественной войны противотанковые пушки,созданные им, наносили сокрушительные удары по танкам врага, приближая час Победы.

    Следующая встреча была посвящена памяти Александра Невского.

    На этот раз в гости к ребятам был приглашён Евгений Карунин – поэт и композитор,исполнитель патриотических песен.

    Евгений Александрович познакомил ребят со своей поэмой,посвящённой великому князю – защитнику Земли Русской.

    О том, как проходила встреча, можно узнать из фрагментов сочинений-отзывов ребят. Вот некоторые из них:

    - «Выступление поэта было посвящено жизни и подвигу князя Александра Невского.

    Дав нам возможность вспомнить основные события жизни князя, автор прочёл отрывок из поэмы, когда шведский барон вызывает Александра Невского на поединок. Молодой полководец не спит всю ночь, молится Богу, понятно, что переживает он за Родину, её судьбу. Шведский недруг высокомерен, самоуверен.

    Когда поэт читал, все слушали, затаив дыхание».

    - « Волновала судьба Пелугия, пробирающегося через лес для того, чтобы спасти Новгород, успокаивало появление чуда: святых Бориса и Глеба».

    - «Он читал с выражением, с мимикой, так, как будто сам всё это пережил. Многие из нас очень чётко представляли эту картину и переживали за героев».

    - «А затем нас ждал сюрприз! Наш гость взял в руки гитару и запел. Я был потрясён! Естественный, мощный голос впечатлял своей силой и энергией, заставлял задуматься о темах, волновавших людей всегда: о борьбе добра и зла, о патриотизме, о героизме и предательстве.

    Анализируя историческое прошлое, я стал размышлять и над собственной жизнью, о своём месте в этом мире».

    - « Стихи в песнях складные. Они как будто льются рекой. В них слышится любовь к Родине, её истории. Я заворожено слушала его песни, представляя себе те «преданья старины глубокой», о которых в них поётся».

    - «Особенно грустная была песня про то, как Иван Грозный приказал выколоть глаза мастерам, которые построили красивый храм».

    - «Затем мы слушали песню о Пересвете. Мне особенно запомнилась история о том, как перед важным боем он сразился с воином врагов и победил его ».

    - «Больше всего мне понравилась песня о Родине. Она очень красивая».

    - «Во время его выступления моё сердце то радовалось, то болело, то сжималось за судьбу моего народа, за судьбу моей Родины».

    - «В конце нашей беседы мы сделали общий снимок на память. Евгений Карунин принёс нам книжечки с одной из своих баллад. Он подписал их для каждого! У него прекрасный почерк! Встреча прошла на «ура»!

    - «Если бы в нашей стране было больше таких патриотичных людей, было бы очень хорошо. Я жду следующей встречи».

    Евгений Карунин подписывает экземпляр своей исторической баллады

    Встречи с интересными людьми, остро чувствующими свою сопричастность к истории Отечества, безусловно, необходимо организовывать, если мы хотим видеть нравственно здоровым молодое поколение, если мы думаем о будущем России. Ведь история Отечества, его слава, его герои – то бесценное наследство, которое должны благодарно принимать и преумножать новые поколения. Знание истории своей страны формирует человека, умеющего думать, с чувством собственного достоинства.

    Поэтому укрепление исторической памяти молодёжи – наша задача, в её решении – залог самосохранения народа, России.

    Очередная встреча с Евгением Каруниным на тему «Значение поэтического слова в деле патриотического воспитания» (2 часа) состоялась 22 февраля - накануне Дня Защитника Отечества.

    Поэт познакомил ребят со своими произведениями, посвящёнными природе родного края, исполнил песни на стихи Николая Рубцова. Прозвучали стихотворения русских поэтов о родной природе и в исполнении ребят. Они отвечали на вопросы поэта,делали выводы о силе и красоте русского слова, о необходимости бережного к нему отношения.

    Беседу о значении поэтического слова в годы Великой Отечественной войны, о силе его влияния на состояние духа защитников Родины и о том, как важно нам сегодня помнить об этом, Евгений Карунин завершил исполнением песен о героях-патриотах былых времён и современности, о любви к Родине.

    Сила воздействия поэтического слова в эмоциональном исполнении автора под аккомпанемент гитары – бесспорно, велика.Слушатели невольно заряжаются энергией исполнителя, так же, как и автор,волнуются и радуются, переживают, чувствуют свою причастность к былому, наполняют сердце благодарностью к героям-защитникам, любовью к Родине, а значит, становятся её патриотами.

    Разговор о героях-патриотах Великой Отечественной войны мы начали с просмотра фрагмента видеофильма «Герои нашего времени» Ольги Дубовой.

    Беседа о содержании фильма позволила ребятам сделать вывод о том, что моральные и духовные ценности народа - основа победы в Великой Отечественной войне. Ребята смогли сопоставить нравственные идеалы поколения победителей с нравственными идеалами современной молодёжи и сделать соответствующие выводы о том, что подвиг поколения победителей – это яркий пример самоотверженного служения Отечеству, что необходимо сохранять память о народном и воинском подвиге в годы Великой Отечественной войны и для того, чтобы не ошибиться в выборе идеала.

    Второе занятие, посвящённое героям Великой Отечественной войны, тоже основанное на просмотре фрагмента видеофильма Ольги Дубовой, позволило ребятам ответить на следующие вопросы: для чего нужен молодёжи опыт прошлых поколений? надо ли знать героев Отечества? что даёт современному молодому человеку это знание?

    Ребята смогли сделать вывод о связи и преемственности поколений, о том, что историческая память народа – основа его самосознания, а значит, и самосохранения.

    Очередная встреча с поэтом Евгением Каруниным на тему«Значение поэтического слова в деле патриотического воспитания» - беседа о судьбе современника, поэта-патриота Максима Трошина.

    Предварительно ребята познакомились с биографией поэта, его творчеством, просмотрели фрагменты видеофильма «Песней наполнено сердце моё», прослушали записи песен из альбома «Соловейка» в исполнении автора.

    Занятия обогатили ребят знанием того, что естественное и необходимое для жизни, как дыхание, чувство Родины составляло суть жизни человека, немногим старше их…

    Завершило курс занятий повторное анкетирование, результаты которого позволили сделать вывод об эффективности проведения курса с учащимися по формированию их патриотического сознания. Оправдались мои надежды на то, что после занятий ребята по-иному отнесутся к определению своего «Я», к желаниям и планам, к выбору между «иметь» и «быть», что их ложные кумиры померкнут перед образами истинных героев.

    Уверенность в том, что необходимо и в дальнейшем проводить подобную работу, подтверждают и размышления учащихся. Вот некоторые из них:

    - «Я думаю, что такие встречи с всесторонне развитыми людьми помогут детям нашего возраста расширить свой кругозор и серьёзно задуматься над смыслом жизни».

    - «И сегодня важна победа добра над злом, важно стремление к свободе и справедливости».

    - «Я понял,что настоящий человек должен любить свою Родину, знать историю, гордиться великими людьми России».

    Безусловно, если каждый педагог составит свою программу работы с учащимися по патриотическому воспитанию, используя в ней имеющиеся у него видеоматериалы, привлекая к работе людей неравнодушных, волнующихся за становление молодого поколения, за будущее России, то желаемый результат будет возможен. Ведь если мы сегодня не противопоставим волне бездушия, безразличия, самолюбования, желания получить от жизни всё и любым путём, любыми средствами другой образ жизни,основанный на примерах честности, жертвенности, любви к малой родине и Родине-Отчизне, то потеряем наше будущее, поставим под удар существование самой России. А ведь именно этого и добиваются те, кому не дают покоя просторы нашей Родины. И потому каждый из нас, педагогов,понимая ситуацию, сложившуюся не в одночасье, не может быть спокоен. Каждый должен чувствовать себя на передовой, понимая, как много нужно сделать, чтобы не упустить, отвоевать души детей наших от насаждаемой иноземщины, привить им любовь к родной земле, научить гордиться делами своих предков, взрастить в них желание быть достойными их памяти, быть патриотами России.

    Уверена, что строки стихотворений поэта Николая Зиновьева отражают состояние души многих, о будущем Родины заботящихся:

    Как ликует заграница

    И от счастья воет воем,

    Что мы встали на колени.

    А мы встали на колени

    Помолиться перед боем…

    Время бить в колокола,

    А иначе о России

    Завтра скажут: « Да, была».

    Слова - предупреждение, слова – призыв к действию! Как точно отражают они состояние жизни страны нашей сегодня. Мы в ответе за будущее России и перед предками, и перед потомками. И только объединив свои усилия, мы сможем выстоять, выстоять и победить.

    И если соберём волю каждого в одну волю – выстоим!

    Если соберём совесть каждого в одну совесть - выстоим!

    Если соберём любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!

    Валентин Распутин

    Токмакова Светлана Юрьевна

    Учитель истории МБОУ Яснинская СОШ №2

    Оловяннинского района

    Забайкальского края

    Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства подростка

    Патриотизм – это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлимости от родины и неотъемлимое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

    А.Н.Толстой

    Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех сферах его деятельности. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотического сознания и гражданского достоинства, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

    По мнению современных ученых и педагогов, патриотизм имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны; чувство своей принадлежности и чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, родной школе, классу, семье.

    Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. Это сложная и длительная работа. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

    При этом необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей. Трудно, но учитель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу. В первую очередь сам учитель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности.

    К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

    Реализуя государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» коллектив школы разработал целевую программу «Я гражданин России». Патриотическое воспитание школьников, организуемое в школе как один из аспектов целостного воспитательного процесса, призвано:

    1. формировать у детей гражданского отношения к себе, своей семье, школе, Отечеству, планете Земля;
    2. формировать у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите;
    3. изучать историю и культуру Отечества и родного края;
    4. физически развивать учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни;
    1. консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности, жителей посёлка в патриотическом воспитании детей.

    Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан нашего поселка. Однако приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в школе, как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

    Программа включает в себя следующие направления:

    1. «Связь поколений»
    2. «Растим патриота и гражданина России»
    3. «Мой край родной»

    В ходе реализации мероприятий программы патриотического воспитания молодежи используются разные формы работы, это встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, конкурсы патриотической песни, классные часы, акции, соревнования, вечера Памяти, митинги и т.п.

    Воспитание гражданственности и патриотизма происходит в первую очередь на уроках общественных дисциплин. В преподавании истории учителя ориентируются на объективность трактовки исторических событий с позиции гражданственности, исторической преемственности, уважения к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения и идеологии.

    Рассказывая на своих уроках о высокоморальном поведении, стараюсь обращаться непосредственно к духовному миру подростков. Подростки очень чувствительны к такому обращению, они открываются, становятся чуткими, впечатлительными, более близкими к учителю. Повествуя подросткам о вершинах человеческого благородства – о подвигах героев Великой Отечественной войны, наших земляках, участниках той войны, которые, отдавая жизнь во имя свободы и независимости Родины, выражали презрение к врагу, в страшных муках сохраняли гражданскую гордость и ощущали свое моральное, духовное превосходство над врагом, я пытаюсь заставить подростков обратиться именно к себе, задуматься над вопросом: "На что способен я?". Каждый ребенок пытается почувствовать и понять, что он сын великого племени и в то же время сын великого народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету... Мы должны прочувствовать слова А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. И еще: Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь». Ведь только через собственное осознание красоты и величия гражданского подвига и происходит понимание и воспитание патриотизма. Рассматривая события военной истории нашего государства, стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок научился переживать успех своей армии как свой личный успех, чтобы его сердце сжималось от ее неудачи, а ее вожди становились его героями. Обращаясь на уроках истории к образам великих предков, их деяниям и нравственным примерам мы постигаем дух России. Мы понимаем, насколько важна и целесообразна деятельность педагогов по воспитанию у учащихся положительных качеств личности на примере жизни и деятельности этих людей. Беседы с участниками войны, чтение писем с фронта и воспоминаний участников боев, наряду с рассказом учителя, накладывают на подростков особый отпечаток.

    С 1985 г учащиеся нашей школы ухаживают за могилой гвардии майора С.М.Медведева, погибшего от ран, полученных в годы войны. Долгие годы школьники вели переписку с его женой и однополчанами. По инициативе детей к 65-летию Великой Победы, при поддержке администрации нашего поселения, силами самих ребят был заменен памятник на могиле воина. То желание, интерес, стремление принести пользу, которое проявляют ребята, осуществляя эту работу, это лишь небольшой пример того, как через соприкосновение с судьбой отдельно взятого человека происходит формирование у подростков чувства любви к родному краю, гордости за свое Отечество. В этом и заключается сила положительного примера. А когда она сочетается с любовью к Родине, когда мотивами поведения человека, его действий становятся благородные цели, она умножается во сто крат.

    Через изучение героического прошлого нашей Родины, подвожу учащихся к пониманию того, что патриотом является тот, кто болеет душой за бедственное положение страны, кто стремится участвовать в решении ее современных проблем вместе с народом.

    Для чего необходимо прививать современной молодежи любовь к Родине? С какого возраста необходимо это делать и нужно ли это? Над этими вопросами стоит всерьез задуматься, ведь именно от того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, сможет ли выпускник школы социализироваться, то есть найти своё место в жизни, зависит будущее нашей страны. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

    Библиографический список

    1. Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга
    2. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России./ Педагогика. 2003.- №9
    3. Лутовинов В.И. Современное понимание гражданско-патриотического воспитания российской молодежи./ Молодежь и общество.- 2007. - №3

    Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

    Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

    Поэтому в нашем понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко - краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив.

    И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

    Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

    На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:

    Помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;

    Вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

    в современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно, поэтому каждому воспитателю (мастеру, классному руководителю), заболевшему этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. Предлагаю в ее основу положить примерно следующие размышления.

    Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...». Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень, тем богаче чувство патриотизма.

    В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «патриотизм» рассматривается как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Очевидно, патриотизм в нашем понимании этого слова, должен лежать в основе воспитательной работы, проводимый как классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе, старшими вожатыми, так и педагогами в целом.

    Патриотизм, любовь к своей Родине, своим истокам должен формироваться с самого раннего детства, а в школе развиваться целым комплексом мероприятий.

    Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным состоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

    Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями,

    Гражданско-патриотическое воспитание школьников в последние годы приобретает особенно актуальное значение, так как в результате порождённых социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, прежняя система патриотического воспитания претерпела множественные

    Изменения: в сознании школьников появились пробелы.

    В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека

    Становится задача гражданско-патриотического воспитания с самого раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказывать школа.

    Успешное решение этой задачи требует глубокого осмысления российскими школьниками всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у

    Подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и деятельностных качеств. Среди них важное значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

    Молодое поколение является стратегическим ресурсом государства и одновременно одним из важных субъектов его социально-экономической политики. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, сможет ли выпускник школы социализоваться, то есть найти своё место в жизни, зависит будущее страны. Вспомним слова Некрасова: «…А что такое ГРАЖДАНИН? Отечества достойный сын!...»

    В результате различных проявлений социально-экономического кризиса в стране с начала 90-х годов было упущено такое важнейшее направление, как воспитание гражданственности и патриотизма.

    Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

    На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

    В современном мире любому обществу нужны здоровые, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

    Для этого необходима комплексная, системная и постоянная работа по патриотическому воспитанию.

    Патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, повышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите. Сегодня мы, работая над системой гражданско-патриотического воспитания, рассматриваем её именно в аспекте социализации личности, которая направлена на воспитание:

    активной жизненной позиции;

    Политического самоопределения;

    Грамотности;

    Культуры общения.